География как наука источники географической информации. I этап. Ознакомление и проработка теоретического материала. Практическая работа «

Основные понятия и термины по теме: экономическая и социальная география мира, географическая информационная система, географическая карта картографическая генерализация, статистика, GPS (Global Positional System).

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. География как наука.

2. Традиционные и новые методы географических исследований.

3. Географическая карта – особый источник географической

информации.

4. Статистические материалы, как источник географической

информации.

5. Другие способы и формы получения географической информации.

Геоинформационные системы.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. География – пространственная дисциплина. Это означает, что географы интересуются не только самими объектами, но также и тем, как, где, и почему эти объекты размещены в пространстве. Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества.

2. Получение географической информации имеет реальное практическое значение. Окружающий мир сегодня пронизан огромным количеством информационных, транспортных, социальных и экономических связей, незнание которых неизбежно приводит к вашей собственной изоляции. Современные молодые специалисты, попадая в глобальную политическую или экономическую среду, должны обладать набором знаний о странах мира, их культуре и образе жизни. География использует разные методы исследования: традиционные – картографический, социологический, статистический, математический исторический, сравнительный, современные − аэрокосмические, геоинформационные, географический прогноз и т.п.

3. Карты – это основной инструментарий географа. Карты существуют для каждого типа информации, касающейся нашей планеты (и не только). Географическая карта (первая г.к. была создана в Древней Греции примерно 2500 лет назад ученым Анаксимандром) - уменьшенное математически определенное, обобщенное, образно-знаковое изображение поверхности Земли на плоскости, показывающее размещение, состояние и

взаимосвязи природных и общественных явлений. При уменьшении

масштаба происходит обобщение наносимых на карту объектов, их качественных и количественных характеристик. Тут помогает картографическая генерализация – отбор и обобщение изображаемых на карте объектов и явлений соответственно назначению и масштабу карты. Для изображения различных объектов на карте применяются самые разнообразные способы картографического изображения: способы качественного фона, ареалов, знаков движения, изолиний, локализованных диаграмм, значков, точечный. По содержанию карты делятся на: общегеографические и тематические . К первым относятся топографические карты (М 1:200 000 и крупнее), обзорно-топографические (М от 1:200000 до 1:1 000 000), обзорные (М мельче 1:1 000 000). На общегеографических картах показываются все элементы топографического содержания (населенные пункты, отдельные строения, дороги, промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, гидрография, рельеф, растительность, и т.п .), т.е. все то, что «лежит» на местности и может служить ориентиром. В отличие от общегеографических карт на тематических картах обычно раскрывается один сюжет (почва, геологическое строение население, растительность и т.п.). Все тематические карты подразделяются на два раздела – карты природы (физико-географические, геологические, климатические и т.п.) и карты общественных явлений (политические, населения, исторические, экономические ит.п.).

4. Статистические материалы – один из основных источников географической информации. Статистика – это наука, изучающая разнообразные явления и процессы с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи статистических показателей. В ходе географических исследований статистика решает следующие научные задачи: сбор статистических данных, обработка собранной информации, анализ и интерпретация данных, представление статистической информации в текстовой, табличной, графической или картографической форме. К статистической информации относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.

5. К современным источникам географической информации относятся также аэрокосмические и геоинформационные источники: аэрофотосъемка, космическая съемка, дистанционное зондирование, спутниковый мониторинг. Cовременная спутниковая система для высокоточного определения координат статичных и движущихся объектов носит название GPS (Global Positional System). Она разработана Министерством обороны США. Проект запущен в 1978 году, а окончательный ввод GPS в эксплуатацию состоялся в 1995 году. Принципиально новый подход в работе с пространственными данными связан с возникновением Географических Информационных Систем

10 (ГИС) – это система аппаратных средств сбора, хранения и обработки пространственных данных. Можно сказать, что ГИС – это сложная компьютерная программа. Возможности ГИС: быстрый поиск необходимых сведений, картографическая способность ГИС, способность моделирования явлений на земной поверхности.

Практическое занятие не предусмотрено.

Вопросы для самоконтроля

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УКРАИНЫ. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ

Источники географических знаний. Географические карты.

Географические знания можно получить из многих источников. Это прежде всего географические карты и печатные издания (учебники, пособия, справочники, энциклопедии, журналы и даже художественная литература), мультимедийные источники (теле - и радиопередачи, видеофильмы, компьютерные средства информации), музейные экспозиции, собственные наблюдения и т.д.

Важнейшим источником географических знаний является карта.

Географические карты дают представление о земную поверхность в целом или отдельные ее части. С помощью карт решают научные и практические задания во время геологических и географических исследований, планирования и проектирование строительства, в морской и воздушной навигации, космических полетах, военном деле и многих других областях жизнедеятельности человека. Различные виды карт имеют в зависимости от генерализации определенную особенность - неодинаковый степень детализации изображения земного шара. Электронные карты и атласы, содержат очень большой объем разнообразной информации и позволяют наглядно сопоставлять ее, - это карты, которые теперь помогают развивать географическую науку. В настоящее время уже создано электронную версию атласа «Взгляд на Украину» (Институт передовых технологий), электронную серию карт «Человеческое развитие в Украине» (Институт географии НАНУ), существуют компьютерные версии учебников по физической географии Украины для средней школы и др.

Топографические карты

Географические карты, которые детально изображают участка поверхности, называют топографическими.

топографические карты обще-географическими, а используют их для изучения определенной местности, которую они отражают с большой точностью. топографические карты составляют в равноугольные поперечно-цилиндрической проекции Гаусса, исчисляется по элементам эллипсоида Красовского, и в Балтийской системе высот.

На топографических картах отображается территория земной поверхности, которая ограничена на западе и востоке меридианами, на севере и юге - параллелями с известными долготой и широтой. Если территория большая, карты имеют большое количество писем (их называют багатоаркушними); на каждом из них отражено маленький участок этой территории, ограниченной меридианами и параллелями. Например, лист топографической карты в масштабе 1: 1 000 000 ограничен меридианами, расстояние между которыми составляет 6°, и параллелями, расстояние между которыми равен 4°. Таким образом, поверхность земного шара как бы расчленяется на трапеции с основанием в 6° и боковым ребром 4°. В крупномасштабных картах размеры трапеций меньшие:

Масштаб 1: 100 000 ограничивается 30" по долготе и 20" по широте;

Масштаб 1: 25 000 ограничивается 7"30"по долготе и 5" по широте.

Для определения по топографической карте положения объекта нужно определить его широту и долготу в системе географических координат, а также прямоугольные координаты.

На северной и южной опорных рамках трапеции нанесены мінутні деления по долготе, а на западной и восточной сторонах - по широте в виде черных и белых отрезков,

которые чередуются. Каждая минута долготы и широты поделена точками на шесть частей, расстояние между которыми соответствует 10 " ". Географические координаты на листах топографических карт указываются в углах рамки.

Прямоугольная система координат на топографической карте изображена линиями километровой сетки. Горизонтальные линии сетки параллельны проекции экватора на горизонтальную плоскость оси, а вертикальные линии параллельные осевому меридиану - оси х. Выходы линий координатной сетки написаны между внутренней и мінутними рамками, что позволяет определить прямоугольные координаты точек.

Для определения направлений необходимо вспомнить понятие азимут. Если азимут измеряется по компасу на местности, то он является углом между направлением магнитной стрелки на северный магнитный полюс и объектом. Такой азимут называют магнитным (А м). Поскольку магнитная стрелка компаса не показывает точно на географический полюс, между линией меридиана и направлением магнитной стрелки образуется угол, называемый магнитным склонением (8). На каждом листе топографической карты указан угол магнитного склонения и его направление (западный или восточный).

Однако за картой не можно непосредственно измерять магнитные азимуты, потому что на ней не показано, какое направление на зображуваній местности будет магнитная стрелка компаса. Однако по карте можно измерить угол между географическим меридианом и направлением на объект местности. Угол, который измеряют от северного направления географического меридиана вправо до направления на местный объект, называют географическим, или истинным (действительным), азимутом (А). Чтобы измерить истинный азимут, через начальную точку направления, что определяется, проводят дополнительный меридиан. Далее проводят линию, направленную на объект, и по помощью транспортира устанавливают его истинный азимут.

Связь между истинным и магнитным азимутом сказывается формулой.

Направления определяют также с помощью дирекционных углов.

Дирекційними (Д) называются углы, образованные между северным направлением вертикальной линии сетки и направлением на объект.

Длину линий между двумя точками на карте можно определить с разной точностью, используя численный, линейный масштабы и по помощью курвіметра. Числовой и линейный масштабы используют для измерение расстояний по прямой или по отрезками прямых. Для измерения расстояний по кривым линиям удобнее использовать курвиметр.

Высотное положение точек на земной поверхности отражается горизонталями, которые проведены через соответствующую высоту сечения в зависимости от масштаба карты и характера рельефа местности, и дополнительно абсолютными отметками точек. Если точка, высоту которой требуется определить, расположена на горизонтали, ее абсолютная высота равна значению этой горизонтали. Если же точка находится между горизонталями, то ее значение высоты определяют примерно путем составления соответствующей проекции.


1 . Методы географических исследований и основные источники геогра­фической информации.

География - древняя наука, зародившаяся на заре разви­тия человеческого общества. Первые географические пред­ставления были основаны на самом простом методе, исполь­зуемом и по сей день, - на методе визуальных наблюдений.

В процессе развития географической науки сформировалось много видов наблюдений: маршрутные и площадные, непре­рывные и периодические, стационарные и дистанционные и т.д.

Эти методы позволяют получить важные сведения данные о географических объектах, их свойствах, изменениях под воздействием разных факторов.

Главным языком географии, источником географической информации были и остаются географические карты Роль карт и картографического метода в познании мира трудно переоценить.

Картографический метод позволяет изучать закономерно­сти пространственного размещения и развития территориаль­ных комплексов путем составления и использования геогра­фических карт.

Развитие географии принципиально изменило облик карты. Древнейшие настольные карты сменились изображениями на шкурах, дереве, изделиях из глины. Затем появились рукопис­ные бумажные карты, позже - печатные гравюры, а теперь - электронные видеоизображения и их цветные копии. Возник­новение и развитие электронной техники сделали возможным создание геоинформационных систем.

Такие системы используют обширный статистический ма­териал, получают данные со спутников и многочисленных ме­теостанций. Геоинформационные системы включают банки данных, содержащие отчеты о результатах труда многих ис­следовательских коллективов.

В XX веке в географии большую роль стали играть аэро­космические методы. Они дают возможность исследовать и картографировать земную поверхность при помощи летатель­ных или космических аппаратов. Среди аэрокосмических ме­тодов выделяют фотографические, электронные, геофизиче­ские и визуальные.

Особым методом географического исследования является моделирование, то есть изучение развития географических объектов, процессов и явлений при помощи создания их моде­лей. Моделирование подразделяют на графическое, математи­ческое и машинное.

При использовании всех методов географических исследо­ваний важным моментом является применение исторического подхода. Изучение прошлых состояний объекта и сравнение их с современным состоянием позволяют объяснить его спе­цифические свойства.

Проведение географических исследований может потребо­вать также сравнения состояния и свойств различных географических объектов, выявления сходства и различия проте­кающих в географической оболочке процессов. Сравнитель­ный подход делает возможным составление классификаций процессов и объектов и составления прогноза их изменений.

Основными источниками географической информации для школьников являются учебники по географии, географические атласы и карты, словари, энциклопедии. Дополнительную ин­формацию можно получить, используя географические описа­ния, содержащиеся в книгах, журналах, кино- и видеофильмах.

2. Ученые утверждают, что Антарктида богата полезными ископаемыми, однако природные особенности этого материка затрудняют его освоение. Каковы эти особенности? Как уровень развития науки и техники влияет на возможности использования богатств Антарктиды?

Антарктида покрыта толстым слоем материковых ледников. Средняя толщина ледникового покрова – 2 км. Большая часть Антарктиды лежит ниже уровня моря. Крайне суровые климатические условия: сильные морозы, сильные ветры, несущие жесткий снег, полярная ночь и полярный день. Шельфовые ледники рождают айсберги, которые опасны для судов. По международному соглашению, полезные ископаемые Антарктиды не подлежат эксплуатации. Но главное богатство Антарктиды – огромные запасы пресной воды отличного качества. Существуют проекты транспортировки айсбергов к берегам засушливых стран Азии с помощью буксиров. Предполагается, что айсберг будет покрыт специальной пленкой, предотвращающей интенсивное таяние и, несмотря на значительные потери первоначального объема, доставленный на место айсберг будет таять целый год, давая пресную воду.

3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий черной металлургии (по выбору учителя). В том числе Вологодской области.

При размещении металлургического комбината в Череповце учитывали:

1) положение на грузопотоках железной руды (из Карелии и Мурманской области) и коксующегося угля (из Печорского бассейна)

2) близость потребителя – металлоемкие производства Санкт-Петербурга, Москвы, городов – центров автомобилестроения на Волге

3) удобное транспортное положение: железная дорога, автомобильная дорога, Волго-Балтийский водный путь

4) наличие источника воды – Рыбинское водохранилище

5) навыки населения: производство чугуна из болотной железной руды (Устюжна Железопольская – жители Устюжны добывали болотную руду и выплавляли из нее чугун)

Занятие №1

Тема: Введение. Источники географической информации.

Вопросы для изучения

1. Экономическая и социальная география как наука.

2.Традиционные и новые методы географических исследований.

3. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.

5. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование.

1.Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.

География – одна из древнейших наук на Земле и занимает почетное место среди любимых школьных дисциплин. Курс экономической и социальной географии мира является завершающим этапом изучения географии в рамках школьной программы. Предметом изучения экономической и социальной географии является изучение развития экономики и размещение населения в мире в целом, в отдельных регионах и странах. Экономическая география сочетает в себе элементы географии, экономики и социологии, она широко использует не только экономические, но и социологические методы исследования. Вам известно, что социология наука об обществе и поведении людей, а экономическое и социальное неравенство тесно связаны между собой, поэтому нельзя рассматривать хозяйство без людей – основной производственной силы, без человеческого фактора. Таким образом, поставив человека в центр внимания, экономическая география породнилась с социальной географией. Основное направление современного этапа развития – это усиление социальной, политической, экологической направленности исследования. Главное направление – это рациональное использование и преобразование природной среды. Длительное развитие географии привело к углублению её внутренней дифференциации. В экономической географии: география населения, промышленности сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и услуг. В наши дни география из науки описательной и познавательной превратилась в науку конструктивного характера.

В современной географии известны различные методы географических исследований. Наиболее востребованными являются традиционные географические методы исследований:

I.Традиционные методы-

а) описательный - изучение и описание какой-либо территории выполняется по определенному плану. Описание может быть как одноэлементным (когда рассматривается только один компонент, например, гидрологическая сеть, рельеф, ландшафты), так и комплексным (когда рассматривается территориальный комплекс полностью: природа – население – хозяйство).

б) сравнительный - при изучении различных территорий и географических объектов часто используется сравнительный анализ. Объекты исследования могут располагаться близко друг от друга (например, побережья Черного и Азовского морей) или быть удалены (например, горные системы областей кайнозойской складчатости Южной Америки и Европы) и анализируются сходные признаки. В результате выделяются элементы сходства и различия и делаются соответствующие выводы.

в) картографический - для территории исследования создаются специальные карты или серии тематических карт с целью познания какого-либо явления. С помощью заранее разработанных определенных условных знаков на картографическую основу наносятся те или иные элементы рассматриваемой территории (рельеф, элементы климата, ландшафты и т. д.). Картографический метод обычно применяют с другими методами исследований: дешифрированием аэрофотоснимков, математическими и т. д.

г) ретроспективный (исторический подход). Изучение какого-либо географического объекта, территории: ее ландшафтов, отдельных ее компонентов, природных и социальных явлений – рассматривается во времени, что позволяет составить прогноз на будущее.

д) типологический - По выбранным критериям выделяют эталонные участки (ключевые) на изучаемой территории с целью дальнейшего распространения полученных выводов на другие участки.

II.Современные методы географических исследований:

а) Географический прогноз – предвидение будущего состояния геосистем. б) Геоинформатика. Мы живём в эпоху «информационного взрыва», когда объём научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Информатика позволяет применять экономико-математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию ГеоИнфомационных Систем (ГИС). ГИС - это информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, анализ и отображение пространственных данных и связанных с ними непространственных, а также получение на их основе информации и знаний о географическом пространстве.

Считается, что географические или пространственные данные составляют более половины объема всей циркулирующей информации, используемой организациями, занимающимися разными видами деятельности, в которых необходим учет пространственного размещения объектов. ГИС ориентирована на обеспечение возможности принятия оптимальных управленческих решений на основе анализа пространственных данных.

Внедрение ГИС-технологий в географию затронуло многие отрасли и в первую очередь пиктографию. (Пример: уже созданы мировые электронные карты, различающиеся по характеру и языку. Национальные электронные атласы: США, Канады, Японии, Швеции, Китая и т.д.)

в) Космические методы исследований нашей планеты, это климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.

Виды географической информации

Географическая информация (ГИ) включает в себя любую информацию, относящуюся к объектам, явлениям и процессам, локализованным в географическом пространстве. Значительная доля географической информации находится в источниках, которые не являются картами. Примерами тому являются адреса в телефонных книгах, дорожные километровые указатели в отчетах о происшествиях, названия мест в географическом справочнике, интернет-порталы. Полноту информации, представленной на картографических произведениях, определяет совокупность листов карт с относительно простыми темами - тематическими картографическими слоями, привязанными к одной карте-основе. Для изображения различных объектов существует специальная система географических символов. Рассмотрим самые используемые:
Линейные знаки – границы, дороги, реки и т.д. Изолинии – соединение точек с одинаковыми параметрами (изобары – атмосферное давление, изотермы t 0 воздуха) Ареалы – районы распространения определенных явлений. Знаки движения – это транспортные потоки, морские течения, ветры и т. д. Качественный фон – используется для отображения национального и религиозного состава (без количественных показателей) Картограмма – разная интенсивность явлений в пределах территориальных единиц. Картодиаграмма – карта с определенным территориальным делением и соответствующими этим делениям диаграммными фигурами. Карта-схема – схематическая карта, не имеющая точной основы (карта маршрутов для путешествий и т.д.) Данные для составления карт получают в настоящее время через спутники. Таким образом, появляется реальная возможность представить географического информацию любого объема и сложности, а для жизни людей роль ГИ огромна. Это наиболее точное и оперативное получение информации о прогнозе погоды, о степени развития различных чрезвычайных явлений, также получение специальной информации, например толщина снежного покрова (это важно для сельского хозяйства), степень охвата злачных культур насекомыми-вредителями, степень засушливости региона, степень вырубки лесных насаждений и т д.

Источники географической информации.

1. Карты, атласы, топографические планы.

2. Географические описания разных территорий.

3. Энциклопедии, справочники, статистические материалы и т. д.

4. Космические и аэрофотоснимки.

5. Геоинформационные системы (ГИС). В настоящее время все перечисленные источники информации могут быть оцифрованы и переведены с бумажных носителей в электронный вид, пример ГИС.

Географическая карта – особый источник информации о действительности.

Общегеографические карты отображают разнообразные элементы земной поверхности - рельеф, растительность, реки, населенные пункты, транспортную сеть и др.

Тематические карты характеризуют географические объекты и явления на определенную тему: растительность, рельеф, промышленность.

К примеру, политическая карта даст в первую очередь представление о размещении стран, их границах т.д.

Задание на дом:

1. Покажите на контурной карте части света и материки.

2.Укажите роль экономической и социальной географии как науки, её место в системе географических наук.

3. Определите виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.

4.Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

5. Изучите географическую карту как особый источник информации о действительности и статистические материалы. Изучите особенности легенды (условных обозначений) на политической карте мира. Укажите другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование.

Самостоятельная работа

Занятие №2 Политическая карта мира

Вопросы для изучения

1.Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения, элементы политической карты мира.

2. Количественные и качественные перемены на карте мира.

3. Основные периоды формирования политической карты мира.

4. Типология стран мира. Государственный строй. Формы правления.

Политическая карта мира - это географическая карта, отражающая страны мира, а также форму правления и государственного устройства. Политическая карта мира отражает главные политико-географические изменения: образования новых независимых государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо приобретение суверенитета, изменение площади государств, замену их столиц, изменение названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и формы государственного устройства. Политическая карта мира имеет характерные элементы, по которым можно ее определить, это-

· Государственные границы

· Государственные территории

· Территории с международным режимом

· Смешанные территории

· Суверенные государства

· Несамоуправляющиеся территории

· Формы правления

Что принято обозначать в экономической географии мира терминами: Государство, Страна, Территория? Понятие государство обозначает в первую очередь политическую систему власти, установленную на определённой территории, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Понятие страны является менее официальным, чем понятие государства. Территория или подопечные территории - зависимые территории, включенные в итоге второй мировой войны в Международную систему опеки ООН. В основном это колонии, Германии и ее союзников, в Африке (Камерун, Руанда, Бурунди, Сомали, Танзания, Юго-Западная Африка) и острова в Тихом океане (Западное Самоа, Науру, Новая Гвинея, Марианские, Маршалловы и Каролинские) с населением около 20 млн. человек. Управление ими, по соглашению с ООН и под контролем ее Совета по опеке, получили бывшие колониальные державы - Великобритания, Бельгия, Франция. К 1997 г. почти все территории стали независимыми государствами. Прежде чем на планете образовались современные государства, происходил длительный период формирования политической карты мира.

Основные периоды формирования политической карты мира

1. Древний период (до V века н. э.)

2. Средневековый период (V-XV века)

3. Новый период (рубеж XV-XVI веков - 1914 год)

4. Новейший период (с 1914 года по настоящее время)

· Первый этап (с 1914 по 1945)

· Второй этап (1945-1990)

· Третий этап (с 1990 по настоящее время)

В мире по разным источникам (ноябрь 2015) насчитывается 230 территории, в том числе:

193 независимых государств (признанных ООН)

14 непризнанных государств

3 территории с неопределённым статусом

1 квазигосударственное образование Мальтийский орден - обладает статусом наблюдателя в ООН.)

62 зависимых территорий

Процесс рождения и исчезновения государств бесконечен, этот процесс называется изменениями на политической карте мира. Изменения на политической карте бывают количественными (присоединение к государству вновь открытых земель, территориальные приобретения и потери после войн, объединение или распад государств, обмен государствами участков территории и т. п.) и качественными (приобретение суверенитета, смена формы правления и государственного устройства, образование межгосударственных союзов и т. п.). В настоящее время количественные изменения снижаются и в основном происходят качественные изменения на политической карте мира.

В настоящее время с учетом уровня и характера социально-экономического и политического развития, выделяют следующие группы стран мира:
Страны мира группируются по разным признакам . Например, выделяются суверенные, независимые страны и зависимые страны и территории. Зависимые страны и территории могут носить разные названия: владения - термин "колонии" не употребляется с 1971 г. (их осталось очень мало), заморские департаменты и территории, самоуправляющиеся территории. Так, Гибралтар является владением Великобритании; страна Гвиана в Южной Америке - департамент Франции; островная страна Пуэрто-Рико объявлена "свободно присоединившимся к США государством".

Группировка стран по размерам территории:

ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ СТРАНЫ: (территория более 3 млн. кв. км): Россия (17,1 млн. кв. км), Канада (10 млн. кв. км), Китай (9,6 млн. кв. км), США (9,4 млн кв. км), Бразилия (8,5 млн кв. км), Австралия (7,7 млн кв. км), Индия (3,3 млн кв. км)

МИКРОГОСУДАРСТВА: Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино, Ватикан. К ним же относится Сингапур и островные государства Карибского моря и Океания.

СТРАНЫ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ:

По численности населения выделяют 10 крупнейших стран мира: Китай (1318 млн. чел.), Индия (1132 млн. чел.), США (302 млн. чел.), Индонезия (232 млн. чел.), Бразилия (189 млн. чел.), Пакистан (169 млн. чел.), Бангладеш (149 млн. чел.), Россия (146 млн. чел. с р. Крым Нигерия (144 млн. чел.), Япония (128 млн. чел.) (данные на 2014-2015гг)

САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ - микрогосударства. В Ватикане, например, живет 1 тыс. человек.

ЭКОНОМИЧЕСКИ ВЫСОКОРАЗВИТЫЕ ГОСУДАРСТВ А отличаются зрелым уровнем развития рыночных отношений. Велика их роль в мировой политике и экономике, они обладают мощным научно-техническим потенциалом. Они отличаются друг от друга масштабами и уровнем развития экономики, численностью населения. США, Великобритания, Япония и др.

БЕДНЫЕ СТРАНЫ - В основном бывшие колонии, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от своих бывших метрополий. Это большинство стран Африки к югу от Сахары, такие страны, как Ангола, Гана, Замбия, а также азиатские страны Афганистан, Бангладеш и др. Они очень сильно отстают от развитого мира по всем основным социально-экономическим показателям. (см. список в конце темы)

Государственные формы правления.

Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов. Имеются две формы правления: республиканская и монархическаяРеспублика форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу парламенту, а исполнительная – правительству. Республики подразделяются на парламентские и президентские . В президентских республиках президент наделяется очень большими правами, сам возглавляет правительство. (США, Иран, Аргентина и т.д.) В парламентских главной фигурой является глава правительства. (ФРГ, Италия, Израиль и т.д.) Монархическая форма правления - власть, при которой главой государства является монарх. Эта верховная власть передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютные, конституционные, теократические .

Абсолютная монархия – власть монарха практически не ограничивается (Бутан, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Кувейт и др.)

Теократическая монархия – монарх одновременно представляет светскую и духовную власть. (Ватикан, Саудовская Аравия, Бахрейн).

Конституционная монархия – власть монарха ограничивается парламентом. На современной политической карте 30 стран мира имеют монархическую форму правления.

Формы административно-территориального устройства

Страны подразделяются на унитарные (при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть). Федеративные - при которой, наряду с едиными законами, существуют отдельные самоуправляющиеся территориальные единицы, имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Задание на дом:

1.Дайте краткую характеристику государства (по собственному выбору в произвольной форме).

2. Используя справочные материалы, карты, заполните таблицу, отметив страны

мира с федеративным административно-территориальным устройством. Объясните, в чем

заключается различие между унитарной и федеративной формами административно-

территориального устройства.

Занятие № 3

Тема: Типология стран мира. Государственный строй. Формы правления.

Вопросы для изучения

1.Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.

2.Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; клю­чевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индуст­риальные страны и др. группы).

3. ООН и ее основные структурные единицы

Политическая карта мира представлена отдельными странами и регионами. Для полного изучения страны принято рассматривать ее с разных точек зрения: по размерам территории, географическому положению, характеру общественного строя, уровню социально-экономического развития, историко-географическим областям и др. Для ранжирования стран по социально-экономическому развитию используется ВВП. Валовой внутренний продукт - одно из великих изобретений ХХ в., почти равное по значению автомобилю. ВВП - сумма всех благ, произведенных на территории данной страны за год, и ВАЛОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) - объем произведенных благ по национальному принципу: ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний, переведенных за рубеж и заработной платы иностранных рабочих, плюс аналогичные поступления из-за границы. В странах мира используются различные методы подсчета ВВП и ВНП, поэтому данные, приводимые национальной статистикой и международной почти всегда различны. Чтобы обеспечить возможность межстрановых сопоставлений, в международной статистике данные о ВВП приводятся в едином денежном измерении - долларах США. Они рассчитываются экспертами ООН по особым методикам - по официальным обменным курсам или по паритетам покупательной способности валют. Поэтому и эти данные, в зависимости от методики подсчета, значительно отличаются друг от друга.

Существует принятая ООН классификация - деление стран мира на "промышленно развитые", "развивающиеся" и страны с "централизованной плановой экономикой". Но при этом, это деление объединяет в одну группу чрезвычайно разные страны. Очевидно, что такие страны как, например, США и Швейцария, отнесенные к категории "экономически развитые страны", или Кувейт и Папуа-Новая Гвинея (попавшие в группу развивающихся) имеют, безусловно, общие черты, но еще больше между ними различий. Группа промышленно развитых стран включает около 30 государств. Их отличает высокий уровень развития экономики, преобладание отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг в ВВП, высокое качество и уровень жизни населения. В этих странах создается основная доля мирового промышленного производства. На их долю приходится более 70 % мирового внешнеторгового оборота, в том числе около 90% экспорта машин и оборудования.

К экономически развитым странам относятся примерно 60 стран Европы, Азии, Северной Америки, Австралии и Океании. Все они характеризуются более высоким уровнем экономического и социального развития и, соответственно, ВВП из расчета на душу населения. Однако эта группа стран отличается довольно значительной внутренней неоднородностью и в ее составе можно выделить четыре подгруппы.

Страны G7 «Большая семёрка» (ВВП на душу населения 20-30 тыс. долл.) - Япония, США, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада.

Привилегированные высокоразвитые страны Западной Европы : Бельгия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия и др.
Страны «переселенческого» капитализма : Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

Страны Нафта США, Канада, Мексика.

«МВФ» в число развитых стран включает Западную Европу, в том числе ЕС. Объединение ЕС вызывает множество споров, вторая и третья волна стран вступивших в ЕС рождает много сомнений. Проще говоря, все страны входящие в Евросоюз, хотя и являются независимыми, но подчиняются одинаковым правилам: в них действуют одинаковые правила обучения, медицинского обслуживания, пенсионной, судебной системы, и т.п. Словом, законы Евросоюза действуют во всех странах Евросоюза.


На 2013год:, в Евросоюзе 28 стран.

  • Австрия (1995 год)
  • Бельгия (1957 год)
  • Болгария (2007 год)
  • Великобритания (1973 год)
  • Венгрия (2004 год)
  • Германия (1957 год)
  • Греция (1981 год)
  • Дания (1973 год)
  • Ирландия (1973 год)
  • Испания (1986 год)
  • Италия (1957 год)
  • Кипр (2004 год)
  • Латвия (2004 год)
  • Литва (2004 год)
  • Люксембург (1957 год)
  • Мальта (2004 год)
  • Нидерланды (1957 год)
  • Польша (2004 год)
  • Словакия (2004 год)
  • Словения (2004 год)
  • Португалия (1986 год)
  • Румыния (2007 год)
  • Финляндия (1995 год)
  • Франция (1957 год)
  • Хорватия (2013 год)
  • Чехия (2004 год)
  • Швеция (1995 год)
  • Эстония (2004 год)

Кандидаты Исландия

  • Македония
  • Сербия
  • Турция
  • Черногория

Все они являются членами “Организации экономического сотрудничества и развития” (ОЭСР).

В группу развивающихся стран входит самое большое число государств мира (около 150). Страны эти чрезвычайно разные – к этой группе относятся Бразилия и Тувалу, Индия и Южная Корея, Сомали и Буркина-Фасо и др. Однако всем им присущи такие общие черты социально-экономического развития, как: колониальное прошлое, предопределившее территориальную структуру и преимущественно аграрно-сырьевую специализацию хозяйства.

Особенности участия в международном разделении труда; неравноправное положение в мировом хозяйстве, зависимость от иностранного капитала; огромная внешняя задолженность; наличие острейших проблем - демографической, экологической и продовольственной, а также низкий уровень жизни большей части населения и другие. Тем не менее, среди развивающихся есть страны и территории, по показателям социально-экономического развития, уже приблизившиеся к уровню промышленно развитых. Расмотрим подробно крупные экономические объединения:

1. Страны с «переходной экономикой» (постсоциалистические) и социалистические страны. К этой группе относят страны Центр, и Вост. Европы (включая все республики бывшего СССР) и Монголию - это «страны с переходной экономикой»; а также социалистические страны - Кубу, Китай,

2. Ключевые страны : Мексика, Аргентина, Индия, Китай, Бразилия
3. «Новые индустриальные страны или «Желтые тигры» : Сингапур, Тайвань и Республика Корея, а также НИС «второй волны» - Малайзия, Таиланд, Индонезия, Сянган, Тайвань. Их экономические показатели в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, но имеются еще и черты, присущие всем развивающимся странам.
4. «Страны-нефтеэкспортеры » или ОПЕК (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Эквадор)

5.Страны БРИКС Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР.

6. ШОС Шанхайская Организация Сотрудничества

Страны-участницы ШОС

Казахстан

Киргизия

Таджикистан

Узбекистан


Бедные страны - В основном бывшие колонии, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от своих бывших метрополий. Это большинство стран Африки к югу от Сахары, такие страны, как Ангола, Гана, Замбия. А также азиатские страны Афганистан, Бангладеш и др. Они очень сильно отстают от развитого мира по всем основным социально-экономическим показателям.

Бедные страна ВВП на душу населения (данные 2015г)

1 Малави $ 226.50

2 Бурунди $ 267,10

3 Центрально - Африканская Республика $ 333.20

4 Нигер $ 415,40

5 Либерия $ 454,30

6 Мадагаскар $ 463.00

7 Конго $ 484,20

8 Гамбия $ 488,60

9 Эфиопия $ 505.00

10 Гвинея $ 523,10



Структура ООН.

Для самостоятельного изучения:

Типология стран мира:

«Типология стран - выделение групп стран мира сходных по уровню, характеру и типу социально-экономического и исторического развития.

Первым этапом любой типологии является классификация стран по набору демографических, экономических, социальных и других показателей развития.

Второй этап выявление типологических особенностей стран со сходным уровнем развития и их группировка. Широко известны типологии развивающихся стран Болотина Б. М., Шейниса В. Л., Вельского В. В., Машбица Я. Г. и других географов и экономистовhttp://rgo.ru/geography/econom_geography/slovar/tipols1.

Страна, государство - главный объект политической карты мира. Общее число стран на этой карте в течение XX в. заметно увеличилось. Во-первых , в результате изменений, связанных с итогами первой мировой войны. Во-вторых, в результате изменений, последовавших за второй мировой войной, выразившихся в крушении колониальной системы империализма, когда на протяжении 1945 - 1993 гг. политической независимости добились 102 страны. В-третьих, вначале 90-х гг. в результате распада Советского Союза, Югославии, Чехословакии. На современной политической карте насчитывается около 230 стран. За этим количественным ростом следуют важные качественные сдвиги. Это проявляется в том, что из 230 государств 193 - это суверенные государства. Остальное приходится на так называемые несамоуправляющиеся территории.

При таком большом числе стран возникает необходимость в их группировке, которая проводится в первую очередь на основе разных количественных критериев. Наиболее распространена группировка стран по величине их территории и численности населения. Нередко применяется группировка стран по особенностям их географического положения.1. Группировка стран по размерам территории - самые большие страны (территория более 3 млн. км 2) K ним относятся государства разных регионов. Половину участников десятки, делегировал Новый Свет, четыре страны расположены в Евразии, одна - в Африке. При этом лишь Россию можно считать европейской страной. 2. Группировка по распространенности средства общения. Самый распространенный язык в крупнейших странах мира -- английский. На нем говорят в США, Канаде, Австралии и немного в Индии. В России и Казахстане широко употребляется русский язык. В десятке преобладают многонациональные страны. Страна с самым пестрым этническим составом -- Индия. Здесь живет свыше 500 народов, народностей и племен. Много этносов проживает на территории Судана, России, Канады, Казахстана, Китая, США. А вот население Аргентины, Бразилии и Австралии в основном принадлежит к одной этнической группе.2. Группировка по государственному строю, формы правления и административно-территориальное устройство стран мира. Страны мира также различаются по формам правления и по формам территориально-государственного устройства. Выделяют две основные формы правления: республика, где законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Другая форма - монархия, где власть принадлежит монарху и передается по наследству. Большинство стран мира имеет республиканскую форму правления. В республиках высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу; глава государства избирается населением страны. Выделяют президентские республики, где президент возглавляет правительство и имеет большие полномочия (США, Гвинея, Аргентина и др.) и парламентские республики, где роль президента меньше, а главой исполнительной власти является назначаемый президентом премьер-министр. Монархий в настоящее время насчитывается 30. Среди монархий выделяют конституционные и абсолютные. При конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией и деятельностью парламента: реальная законодательная власть принадлежит обычно парламенту, а исполнительная - правительству. Монарх при этом «царствует, но не правит», хотя его политическое влияние довольно большое. К таким монархиям относятся Великобритания, Нидерланды, Испания, Япония и др. При абсолютной монархии власть правителя ничем не ограничена. Государств с такой формой правления сейчас в мире всего шесть: Бруней, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Ватикан. Особо выделяют так называемые теократические монархии, т. е. страны, где глава государства одновременно является его религиозным главой (Ватикан и Саудовская Аравия). Есть страны, которые имеют специфическую форму правления. К ним относятся государства, входящие в так называемое Содружество (до 1947 г. оно называлось «Британское Содружество наций»). Содружество - объединение стран, в которое входят Великобритания и многие ее бывшие колонии, доминионы и зависимые территории (всего 50 государств). Изначально создавалось Великобританией для сохранения ее экономических и военно-политических позиций в ранее принадлежавших территориях и странах. В 16 странах Содружества главой государства формально считается британская королева." К наиболее крупным из них относятся Канада, Австралия, Новая Зеландия. В них глава государства - королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, а законодательный орган - парламент. 3. По формам государственного устройства различают унитарные и федеративные страны. В унитарном государстве существует единая конституция, единая исполнительная и законодательная власть, а административно-территориальные единицы наделены незначительными полномочиями и подчиняются непосредственно центральному правительству (Франция, Венгрия). В федеративном государстве наряду с едиными законами и органами власти существуют другие государственные образования - республики, штаты, провинции и пр., в которых принимаются собственные законы, есть свои органы власти, т. е. члены федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность. Но их деятельность не должна противоречить федеральным законам (Индия, Россия, США). Большинство стран мира являются унитарными, федеративных государств в мире сейчас насчитывается чуть более 20. Федеративная форма государства характерна как для многонациональных (Пакистан, Россия) стран, так и для стран с относительно однородным национальным составом населения (Германия). 4. По количеству населения мире по численности населения Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, и Пакистан Россия.

4. По географическому положению.

Приморские страны;

Полуостровные;

Островные;

Страны-архипелаги;

Страны, занимающие внутриконтинентальное положение. Иными словами, при группировке стран по географическому положению обычно выделяют страны, не имеющие выхода к морю (Чад, Монголия, Киргизия, Словакия и др. - всего 42 страны мира) и приморские (Индия, Колумбия). Среди приморских различают островные (Шри-Ланка), полуостровные (Испания) и страны-архипелаги (Япония, Индонезия)» о группировке стран на подгруппы и по роли с мировой экономике.

До начала 90-х гг. все страны мира подразделяли на три типа: социалистические, развитые капиталистические и развивающиеся. После фактического распада мировой социалистической системы на смену этой типологии пришли другие. Одна из них, также трехчленная, подразделяет все страны мира на экономически развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, т.е. осуществляющие переход от планово-централизованной к рыночной экономике. Широко применяется двухчленная типология с подразделением всех стран на экономически развитые и развивающиеся. Основным критерием при такой типологии служит уровень социально-экономического развития государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта на душу населения.

Занятие №4

Контрольная работа

Вопросы для подготовки:

1. Что принято обозначать в экономической географии мира терминами: Государство, Страна, Территория?

2.Страны на современной политической карте мира.

3.Ориентироваться и знать основные периоды формирования политической карты мира

4. Знать количество стран на политической карте мира.

5.Количественные и качественные перемены на карте мира.

6.Группировка стран по различным характеристикам и признакам.

7. Типология стран мира. Государственный строй. Формы правления.

8.Формы административно-территориального устройства

9.Историко-географические регионы мира

10. Понимать аббревиатуру ВВП и НВП

11.Ументь находить на карте экономически развитые страны.

12. Знать государства входящие в Евросоюз

13. Знать государства входящие Политический клуб G7, Привилегированные высокоразвитые страны Западной Европы, Страны «переселенческого» капитализма,

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и знадачи географии приосовении СПО. Методы географических исследовании. Источники геогрфической информации.


«Стартовое тестирование по экономической и социальной географии России»

Стартовое тестирование по экономической географии России

Страны, имеющие сухопутные границы с Россией:

1.Швеция. 2 Норвегия 3 Литва 4Монголия 5 Финляндия 6 Армения 7 Китай 8 Белоруссия 9 Туркмения

Город России с населением более 1 миллион человек:

1.Мурманск 2 Нижний Новгород 3 Магадан 4 Сочи 5 Серпухов 6 Киев 7 Орел 8 Южно-Сахалинск 9 Минск

Крупнейший бассейн по объемам коксующегося угля в России:

1Канско-Ачинский 2 Кузнецкий 3 Подмосковный 4 Донецкий

Центр черной металлургии полного цикла в России:

1Мурманск 2 Санкт-Петербург 3 Москва 4 Магнитогорск

Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство наиболее развито в экономическом районе:

1.Северный 2 Северо – Кавказский 3 Центральный 4 Центрально-Черноземный

Транссибирская железнодорожная магистраль проходит пот территории

экономических районов России:

1Северо – Кавказский 2 Уральский 3Дальневосточный 4Северный

Расположите этапы текстильного производства в технологическом порядке – от сырья до производства готовой ткани

1Отделка 2Производство суровья 3 Производство волокна 4Производство пряжи

Три центра нефтеперерабатывающей промышленности, расположенные на Волге:

1 Москва 2 Саратов 3 Пермь 4 Ярославль 5 Смоленск 6 Хабаровск 7 Волгоград 8 Рязань 9 Архангельск

Определите субъект РФ по его краткому описанию: «Данный субъект расположен в восточной части страны, его территория не омывается водами Мирового океана. По его территории протекает одна из крупнейших рек России с самым большим своим притоком. На этих реках нет гидроэлектростанций. В субъекте отсутствуют атомные электростанции, но работают мощные тепловые электростанции на топливе, добываемом в этом же субъекте»

1.Приморский край 2 Мурманская область 3 Иркутская область 4Ханты-Мансийский автономный округ

Ответы: 1-2,3,4,5,7,8; 2-2; 3-2; 4 -4, 5-2, 6-2,3; 7 8-2,4,7; 9 -4

Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок –«3», 6 и более – «2».

Просмотр содержимого документа
«Тема урока Распечатать»

Тема урока . .

Цели: создать условия для представления географии и в системе наук; познакомить структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

Задачи:

Предметные: показать особое положение географии в системе наук; познакомить структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

Метапредметные: совершенствование учебно-информационных умений: отбирать нужные источники информации, оценивать и анализировать их особенности и значимость, работать с разнообразными источниками информации.

Оборудование : атлас, тетрадь, учебник.

Тип урока : изучение нового материала.

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Орг.момент.

начало урока, проверка студентов по списку.

Тетрадь, учебник, атлас.

II . Актуализация знаний.

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знаний, требований к уроку географии. Ученик готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. Домашнее задание невозможно выполнять без атласа. Далее даются требования к работе с атласом к.к. и учебником.

знакомятся с атласом, учебником и контурными картами.

Целеполагание

Тема урока « Введение. Источники географической информации»

Какова цель урока?

Записываем тему и цель урока.

Введение. Источники географической информации.

Предполагаемые предложения: знакомство с дисциплиной, с источниками географической информации.

Мотивация

«Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может» Михаил Васильевич Ломоносов.

Согласны ли вы с этим утверждением.

Предполагаемые предложения:

Изучение нового материала:1-й этап

1 Г еография как наука, ее роль и значение в системе наук.

География –

Экономическая география входит в систему географических наук связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией.

Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО

. формирование целостного представления о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

− владение умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий

Главные задачи с временной географии - знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям .
Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

Запись в тетрадь: Экономическая и социальная география - это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

2. .

В географии немало методов, которые позволяют проводить комплекс исследовательских работ. Какие методы исследования вам известны?

Описательный метод использовали при описании объектов(как река, формы рельефа, природные зоны). Метод наблюдения – наблюдения за явлениями природы, предсказывалась погода. ведущий метод в географии . Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения. Статистический метод -основывается на анализе статистического материала, позволяет конкретизировать теоретические выкладки, дает возможность продемонстрировать соразмерность явлений и процессов, сделать выводы о направлении развития того или иного явления. -география рассматривает изменения во времени, например, Позволил выявить динамику мирового хозяйства и положение отдельных стран на временной шкале развития. Изучить суть происходящего путем сопоставления прошлого и настоящего.

Географический прогноз . Геоинформатика – Информатика позволяет применять экономическо –математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию географических информационных систем (ГИС) Аэрокосмический метод – метод изучения Земли с летательных аппаратов –воздушных и космических. Этот метод можно назвать дистанционным, который включает аэро или космические снимки и дешифрование полученных изображении.. Дешифрование это обработка аэро – и космических данных для определения изображений. Например, на снимке лесные пожары для повышения контраста снимка зеленый цвет заменен на красный.

.Источники географической информации.

Ответ: картографический и тд

Знакомство с методами и заполняют таблицу.

Запись в тетрадь: географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, телевидение, интернет и др

Физминутка

Знакомство со структурой учебника

.Практическая работа «

Задание 1

Задание 2.

Ответьте на вопросы :

Тестирование по географии России.

Домашнее задание

Самостоятельная работа:

Релаксация

Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали на уроке?

Фронтальный опрос.

    Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.

    Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?

Ответ: Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.

    Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?

Ответ: Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.

    Перечислите известные вам современные методы географических исследований.

Ответ:- экспериментальные- моделирование- дистанционные (аэрокосмические)- географический прогноз- геоинформационные системы

    Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:

Ответ:Да, предвидение будущего состояния геосистем.

С помощью строки ввода ПОИСК можно искать объекты самых разных типов, размещенные в столице: улицы и дома, учреждения, театры и музеи, учебные заведения, гостиницы, станции метро и многое другое. ГИС поможет вам найти место на карте, подскажет адрес и выдаст много дополнительной полезной информации. Практическая работа: работа в сети Интернет «Поиск городов на электронной карте России», «Достопримечательности городов России» (на выбор). Можно использовать карту в Браузере Google(см инструкцию)

Задание 1.

) изучите таблицу 14 на стр.388 Приложения учебника

2) определите, какая информация в ней отражена

3) установите, как проранжированы данные

4) в каких единицах измерения представлены данные

5) сформулируйте возможные выводы к этой таблице

Задание 2.

1) рассмотрите рис.10 на стр.62 учебника (график)

2) определите, какая информация в нем отражена

3) определите, какие данные отложены по оси OX, OY, в каких единицах

4) установите, как изменяется показатель, каковы темпы изменения на разных временных промежутках

5) какой вывод можно сделать, изучив этот рисунок

Задание 3.

1) рассмотрите рис.14 на стр.63 учебника (столбиковая диаграмма)

2) определите, какая информация в нем отражается, о чем она

3) назовите вид диаграммы

4) как предъявлена информация в диаграмме

5) сформулируйте возможные выводы к рисунку

Самоанализ урока.

Введение. 1 час.

Тема «География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации».

(ведущие содержательные идеи)

Уникальная роль географии как науки в формировании представлений о взаимодействии природы, человека и общества, образов конкретных территорий.

Географическая система научных знаний и характерные методы географических исследований.

Комплексное использование разнообразных источников географической информации – учебных, справочных, научно-популярных, Интернет-ресурсов и т.д.

Задачи урока

Предметные – углубление представлений об учениях, теориях, законах и закономерностях, гипотезах современной географической науки.

Расширение и углубление представлений о методах географических исследований и источниках географической информации.

Метапредметные : совершенствование учебно-информационных умений:

отбирать нужные источники информации,

оценивать и анализировать их особенности и значимость,

работать с разнообразными источниками информации.

Основные требования к подготовке учащихся

Приводить примеры современных географических исследований и давать оценку их значения.

Доказывать фактами взаимосвязь географических наук.

Приводить примеры законов, теорий, понятий или терминов из разных курсов школьной географии, объяснять их особенности и различия.

Давать оценку различным источникам географических знаний.

Уметь работать с различными источниками географических знаний.

Называть типично географические методы исследований.

Высказывать коротко и доказательно свои аргументы, высказываться в логике поставленного вопроса.

Ход урока.

    Организация класса.

    Проверка домашнего задания.

(фронтальная беседа)

Что изучает экономическая и социальная география мира?

Какие науки сочетает в себе социально-экономическая география?

В чем заключается главное направление современного этапа развития социальной и экономической географии?

В решении каких вопросов принимают участие географы?

3. Изучение новой темы.

Современные методы географических исследований.

Что такое «метод»?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь: Метод – это способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов познания действительности.

В географии применяются универсальные и специальные методы исследования.

Какие методы исследования вам известны?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь:

Традиционные методы:

    Картографический – ведущий метод в географии(разные виды карт, разные способы анализа карт). Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения.

Работа по картам атласа:

-Пользуясь «Политической картой мира», назовите государства-лидеры по площади; государства –«карлики», островные государства: страны- архипелаги, прибрежные государства, государства не имеющие выхода к морю.

-По карте «Размещения населения мира» назовите региона мира с высокой плотностью населения, с низкой плотность населения?

-По карте «Экологические проблемы мира» назовите региона мира, где преобладает радиоактивное загрязнение, деградация пастбищ, почвенная эрозия.

    Статистический – обработка различных цифровых данных, их сопоставление и анализ.

Работа с таблицами в приложении учебника.

-Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны мира.

    Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени.

На примере Российской Федерации проследить изменения происходящие с территории страны.

    Математические методы позволяют перейти к математическому моделированию физико- и экономико-географических явлений и процессов.

-Если ежегодно площадь пустыни Сахара ежегодно увеличивается на 13 тыс. квадратных километров, на сколько увеличится площадь пустыни через 5, 10 лет?

Современные методы:

    Географический прогноз- предвидение будущего состояния геосистем и др.

-Если не сократить вырубку экваториальных лесов в Южной Америке, какими могут быть последствия?

-Если не уменьшится количество углекислого газа какими могут быть следствия парникового эффекта?

2. Геоинформатика привела к созданию геоинформационных систем, которые занимаются созданием электронных карт, различающихся и языку, национальные электронные атласы: США, Канады, Японии, Швеции и др. стран мира.

3. Космические методы исследования - спутниковые и навигационные системы, при помощи которых можно определить свое местоположение и выбрать наиболее короткий маршрут.

Источники географической информации.

Назовите известные вам источники географической информации?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь:

Основные источники географической информации: визуальные наблюдения, рассказы очевидцев, географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, специальные компьютерные программы, телевидение, радио, интернет и др.

(привести примеры)

    Итог урока.

- На какие две группы поделены все методы исследования?

Перечислите традиционные методы исследования.

Современные методы исследования.

Какие источники географической информации являются самыми доступными и какую информацию можно получить с их помощью?

    Оценки. Дом. задание: изучить конспект урока.

Просмотр содержимого документа
«план урока Распечатать»

Тема урока: « Введение. Источники географической информации »

Цели: создать условия для представления географии и в системе наук; познакомить структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС

1.География как наука, ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

Экономическая и социальная география - это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

2Методы географических исследований

Задание: Выпишите из текста традиционные и современные методы исследований.

Методы географических исследований

Традиционные методы

Современные методы

Основными методами географических исследований являются: Метод описания- один из основных методов географии. Все описания территории базировались на методе наблюдения .

Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое. Всё на Земле развивается исторически, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества. Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д. Математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообес-печенности, ВВП на душу населения и т.д. Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества. Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

Географические информационные системы. Современные исследования невозможно представить без информационных технологий. ГИС – Географические информационные системы- это компьютерная база, в которой хранится геоинформация в виде карт различного содержания, цифровой и текстовой информации по объектам, на нанесенными на эти карты. Информацию можно представить на экране монитора и в виде распечаток любого масштаба, таблиц, графиков, диаграмм по любому их информационных блоков.

ГИС- это особая система, способная на новом техническом уровне осуществить сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку, отображение и распространение данных и получение на этой основе новую географическую информацию.

3.Источники географической информации. Географическая карта, Статистические материалы, Геоинформационные системы. http://maps.yandex.ru http://maps. google . com / http://maps. google . com /

4. Практическая работа Ознакомление с географическими картами различной тематики.

Задание 1 . Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса. 1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт? 1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт? С какой целью в данный атлас включены физические карты?

Задание 2. Внимательно рассмотрите «Политическую карту мира» в географическом атласе. Ответьте на вопросы : 2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте? 2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира? 2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему?

Домашнее задание : Самостоятельная работа обучающихся Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

Для выполнения задания используйте различные источники географической информации. 1.1. Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце XX - начале XXI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

    Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия - Москва; Украина - Киев; Белоруссия - Минск; … - Кишинев; Грузия - …; … - Баку; Армения - …; Казахстан - …; … - Бишкек; Туркмения - Ашхабад; Таджикистан - …; … - Ташкент; Эстония - …; … - Рига; … - Вильнюс.

1.2. Составьте картосхемы ранее существовавших федеративных государств, на которых покажите границы бывших федераций и вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц. Используемые при составлении картосхем обозначения внесите в легенду. 1.3. Проанализируйте факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв. Запишите полученные вами выводы.

Мы тесно связаны с географией – природа, которая нас окружает, отдых, путешествия в разные места планеты.

География по-прежнему открывает удивительный мир:

    знакомит с обычаями и традициями разных народов,

    на дно морей и океанов опускаются глубоководные аппараты,

    льды Антарктиды скрывают от глаз учёных уникальные озёра,

    учёные открывают новые виды животных и растений в лесах Амазонки, а также исследуют потепления климата и загрязнения окружающей среды.

УРОК 1. ВВЕДЕНИЕ Источнии географической информации
ЦЕЛЬ: сформировать представление о науке география.

ЗАДАЧИ:

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся должны: знать/понимать задачи и предмет изучения географии, определение понятия «география»; уметь называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками; приводить примеры географических объектов; определять различия между природными и антропогенными объектами; объяснять, для чего изучают географию.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: методы географической информации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
География как наука, методы географической информации. Правила работы с УМК.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: обучение приемам работы ведения дневника наблюдений за погодой и фенологическими явлениями.

РЕСУРСЫ
Учебник с. 5–6
Атлас

Первый урок курса должен сформировать у студентов представление о науке география,

Значительное внимание требует знакомство

При работе с учебником важно научить правильно использовать текстовые и внетекстовые компоненты (аппарат ориентировки, иллюстрации: рисунки, картосхемы, фотографии; вопросы и задания и др.). На странице 6 учебника предложена инструкция. Совместно с учащимися необходимо четко проработать все указания, сделать необходимые акценты. Для учащихся данного возраста характерно стремление пересказать текст учебника дословно. С точки зрения задачи развития речи учащихся, ее правильности, логичности, полноты и последовательности изложения от учителя требуется особое внимание к работе над словом, к обучению школьников логически объяснять, доказывать свою точку зрения, составлять описания, излагать содержание темы своими словами и т.п. При этом надо постоянно помнить, что речь учащихся находится в большой зависимости от того, насколько они осознанно овладели содержанием понятий, приемами их применения.

Знакомство со структурой учебника и приемами работы с ним, географическим атласом, тетрадью-тренажером можно провести на примере формирования понятия «география».

Работа с атласом на первом уроке не запланирована в содержании урока, но важно предусмотреть его применение. Для этого в ходе урока вводятся основные номенклатурные единицы, которые уже известны учащимся из дисциплины «Природоведение».

На уроке выполняется практическая работа. Ознакомление

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»



« Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может»

М.В.Ломоносов.

Тема урока:

Введение. Источники географической информации .



  • География – древнейшая наука на Земле. В наши дни из описательной науки превратилась в науку конструкционного характера.
  • Экономическая и социальная география - это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.
  • В экономическая география входит в систему географических наук связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией.


Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

  • Весь процесс обучения направлен на достижение цель:

Формирование целостного представления о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

владение умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.

. Главные задачи современной географии - знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.









2.Методы географических исследований

Методы географических исследований - способы получения географической информации

Методы географических исследований

Традиционные методы

Современные методы



  • Это различные виды наблюдений, позволяющие получить первичные сведения об объектах и явлениях.


  • Является важнейшим методом в географии. Позволяет изучить пространственное размещение объекта .


Статистический метод

  • основывается на анализе статистического материала, позволяет конкретизировать теоретические выкладки, дает возможность продемонстрировать соразмерность явлений и процессов, сделать выводы о направлении развития того или иного явления.


  • Позволил выявить динамику мирового хозяйства и положение отдельных стран на временной шкале развития. Изучить суть происходящего путем сопоставления прошлого и настоящего.




Геоинформатика

Информатика позволяет применять экономическо –математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию географических информационных систем (ГИС)

Географический прогноз предвидение будущего состояния геосистем и др .













4. Практическая работа « Ознакомление с географическими картами различной тематики»

  • Задание 1 . Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса.
  • 1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт?
  • 1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт?
  • С какой целью в данный атлас включены физические карты?


Задание 2.

Внимательно рассмотрите «Политическую карту мира» в географическом атласе.

Ответьте на вопросы :

2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира? 2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему?



Домашняя работа Самостоятельная работа :

« Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы».

Для выполнения задания используйте различные источники географической информации. 1.1. Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце XX - начале XXI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.



  • Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия - Белград; Хорватия - …; Черногория - …; … - Скопье; … - Любляна; Босния и Герцеговина - … .
  • Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия - …; … - Братислава.
  • 1.2. Составьте картосхемы ранее существовавших федеративных государств, на которых покажите границы бывших федераций и вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц. Используемые при составлении картосхем обозначения внесите в легенду. 1.3. Проанализируйте факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв. Запишите полученные вами выводы .






Что такое ГИС?

ГИС – это набор компьютерного оборудования, географических данных и программного обеспечения для сбора, обработки, хранения, моделирования, анализа и отображения пространственной информации.

ГИС – это среда, которая связывает географическую информацию (где что находится) с описательной (что собой это представляет).

В отличие от обычных бумажных карт ГИС предоставляет в ваше распоряжение множество слоев разнообразной общегеографической и тематической информации.



Как хранится информация в ГИС?

Вся исходная информация хранится в отдельных слоях в цифровом виде на компьютере.

И все эти географические данные рассортированы по слоям, причем каждый слой представляет свой тип объектов (тему).

Одна из таких тем может содержать все дороги на определенной территории, другая – озера, а третья – все города и другие населенные пункты на той же территории.

  • http:// www.dataplus.ru/Arcrev/Number_43/1_Geograf.html


ГИС можно рассматривать в трех видах:

Вид базы данных: ГИС является уникальным типом базы данных о нашем мире – географической базы данных. Это «Информационная система для географии».

Вид карты: ГИС – это набор интеллектуальных карт и других графических видов, которые показывают объекты и их взаимоотношения на земной поверхности. Карты можно сформировать и использовать как «окно в базу данных» для поддержки запросов, анализа и редактирования информации. Эти действия называются геовизуализацией.

Вид модели: ГИС – это набор инструментов для преобразования информации. Они позволяют формировать новые географические наборы данных из уже существующих, применяя к ним специальные аналитические функции – инструменты геообработки. Другими словами, путем объединения данных и применения некоторых правил вы можете создать модель, помогающую найти ответы на поставленные вопросы.

  • http://www.dataplus.ru/Arcrev/Number_43/1_Geograf.html




4. Что можно делать с помощью ГИС?

  • Делать пространственные запросы и проводить анализ
  • проводить поиск в базах данных и осуществлять пространственные запросы
  • выявлять территории подходящие для требуемых мероприятий;
  • выявлять взаимосвязи между различными параметрами (например, почвами, климатом и урожайностью с/х культур);
  • выявлять места разрывов электросетей

http://moslesproekt.roslesinforg.ru/activity/023gil-inform



ГИС-технологий в картографии

Это источник объективной информации для обновления и составления различных тематических и топографических карт всего масштабного ряда с минимальными временными, трудовыми и экономическими затратами.



Использование космической съемки и ГИС-технологий для экологического мониторинга

Это наиболее простой и рентабельный способ оперативных мониторинговых наблюдений за состоянием природной среды.



Использование космической съемки и ГИС-технологий в лесном хозяйстве

Это оперативное получение полной и объективной информации о состоянии лесных массивов на разных уровнях управления лесами - от участка аренды лесного фонда и лесничества до уровня субъекта Российской Федерации или всей страны.





Интерактивные карты мира, стран, городов

Интерактивной картой можно управлять:

Увеличивать/уменьшать масштаб

Сдвигать по всем географическим направлениям

По интерактивной карте можно получать информацию:

О расстоянии между объектами при помощи меток

Находить объекты по указанному адресу

Находить ближайших станций метро к указанному адресу

Демонстрация практического использования различных интерактивных карт: сравнение карт и изображений со спутника, измерение расстояний, определение ближайших строений к указанному адресу и т.п.

http://maps.yandex.ru

http://maps. google . com /

http://maps. google . com /



Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления географической информации .

Современные исследования невозможно представить без информационных технологий.

1. ГИС – Географические информационные системы- это компьютерная база, в которой хранится геоинформация в виде карт различного содержания, цифровой и текстовой информации по объектам, на нанесенными на эти карты. Информацию можно представить на экране монитора и в виде распечаток любого масштаба, таблиц, графиков, диаграмм по любому их информационных блоков.

По пространственному охвату различают глобальные, общегосударственные, региональные, локальные и городские ГИС.

По назначению они подразделяются на ресурсно – кадастровые, земельные, экологические, геологические, морские, учебные и др.

ГИС- это особая система, способная на новом техническом уровне осуществить сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку, отображение и распространение данных и получение на этой основе новую географическую информацию.





Статистические материалы – один из основных источников географической информации .

Используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.



  • К картографическим источникам относят карту Карта-особая форма информации и приобретения знаний о пространственном размещении явлений природы и общества, их состоянии, свойствах и изменениях во времени.
  • Эта форма широко используется в обыденной жизни общества и совершенно необходима для многих отраслей науки и практики.