Значения узоров в одежде. Использование узоров на предметах домашней утвари. Различие узоров в разных регионах

У русских женщин не было европейского обилия тканей для создания одежды. Все, что было им доступно, это лен, хлопок и шерсть. Но все равно русским удавалось создавать из малого наряды удивительной красоты. И достигалось это благодаря орнаментам русского народного костюма. Орнамент в то время выступал не только в качестве украшения, но и в качестве оберега. Так, элементы народного костюма обогащали хранительной вышивкой и узорным ткачеством. Подобного рода обереги вышивались на краях одежды, а именно на подоле, манжетах и вороте. Это были расшитые письмена-идеограммы, защищающие человека от беды. Орнаменты выполнялись в определенных цветах, которые также имеют особое значение. Самым популярным цветом считается красный, который символизирует огонь, жизнь и кровь.

Вместо того, чтобы поместить материал в его основную форму, мы решили создать полную атмосферу, в которую погружаются наблюдатели. Этот способ представления, который уже давно принят в мире, пока не представлен в нашей стране, потому что такие выставки требуют участия чрезвычайно большого количества людей, больших денег и своего рода предприятия, что очень сложно реализовать. Выставочная площадь с видом на стены, и у нас есть большое количество залов, поэтому мы проводим выставку как историю, как фильм, состоящий из последовательности последовательностей, где каждая последовательность предшествует следующей и объявляет следующую.

А подробнее...

Основным элементом русского народного костюма была рубаха с обильно украшенным вышивкой воротом. Рукава рубахи обязательно должны были быть широкими и длинными, но у запястья обхваченные тесьмой. Поверх рубахи женщины носили . Он имел форму высокой юбки с бретелями и шился изо льна, шерсти и хлопчатобумажной ткани. В качестве декора применялись ленты, бахрома, тесьма и цветные полоски ситца. Третьим неотъемлемым элементом наряда была юбка. Стоит отметить, что замужние женщины носили поневу, которая отличалась от обычной юбки распашным фасоном с несшитым разрезом сбоку.

Таким образом, посетители вместо того, чтобы просто смотреть на экспонированные объекты, сталкиваются с открытием обоих объектов и пробелов. Сам материал, который будет выставлен, примечателен, и по этой причине мы решили представить сербское средневековое сокровище таким образом, между прочим, это тот факт, что многие из этих украшений выглядят очень современными, - говорит Иван Мангов, автор статьи выставки.

Эта выставка дает нам возможность увидеть в одном месте собранные элементы фресковой живописи, для которой нам понадобятся годы путешествий и изучения, чтобы посетить монастыри и церкви, в которых они находятся. Музыка - чрезвычайно важный элемент этой выставки. Все магазины имеют профессиональные звуки и ходят по магазинам, посетители проходят через какие-то музеи пейзажа, где различные музыкальные треки заменяются, дополняются и создаются атмосферой. Особенность этой выставки заключается в том, что авторская команда решила привлечь молодых людей, авторов, которые не принадлежат к той части аудитории, для которой тема сербского средневековья будет в основном близка.

Не стоит забывать и о переднике. Женщины носили его поверх рубахи или сарафана. Передник, как элемент русского костюма, также оснащался богатым символическим орнаментом, олицетворяющим русские древние традиции и обереги, связанные с природой.

До сих пор ярко сверкают, переливаются радужными красками узоры, выполненные на одеждах, скатертях, полотенцах безвестными мастерицами прошлых веков. Эти символические изображения должны были, по мнению наших прадедов, принести своим владельцам удачу и благополучие, спасти «от глада и мора», отвратить воздействие злых сил, защитить ратника от ран на поле брани, способствовать продолжению рода.

Это современные, прогрессивные создатели, которые сталкиваются с предметом смелым, новаторским, индивидуальным образом. Исидора Николич, графический дизайнер, сделала логотип и всю визуальную идентичность выставки. Вукан Кирич и Душан Зялич сделали анимацию, вдохновленную средневековыми орнаментами. Александар Вац, керамист, сделал пространственную установку с более чем 300 трехмерными элементами, вдохновленными фрагментами средневековых орнаментов.

Выставка сопровождается серией мероприятий, семинаров, концертов, лекций. На выставке была отмечена необычайная реакция на аудиторию и средства массовой информации, поскольку она столкнулась с этой проблемой инновационным и смелым образом. Например, волшебный огурец, который соответствует традиции в соответствии с традицией. Прозрачные текстовые панели представят посетителя истории чешских рождественских украшений, способов их производства и декораций и волшебной кукольной коллекции, вдохновленной программой самообслуживания для шоу.

Вплоть до середины XIX столетия «украсы» не изменяли, дабы не нарушить и не исказить древний священный смысл, передавали из поколения в поколение, тщательно соблюдая «каноны». Орнаменты сродни древним письменам и подобно им способны многое поведать о миросозерцании человека тех далёких эпох. Долгое время люди помнили о назначении орнаментов. Ещё в 20-30-х годах XX века жительницы некоторых северных русских деревень демонстрировали свои знания смысла изображаемого узорочья перед старейшей мастерицей села на особых «считках»: молодые девушки приносили на посиделки готовые работы и рассказывали о них перед «всем миром».

Большинство из них основаны на элементах, которые у вас уже есть дома. Некоторые требуют от нас пойти в лес или парк, чтобы забрать конусы или ветки. Украшение дома для отдыха может стать такой классной, общей деятельностью. Потому что вы знаете, ходить в магазин и покупать огромные коробки с рождественскими шарами действительно не чудо. Истинное удовольствие - это когда мы делаем наши собственные украшения.

Многие из них - действительно способ обновить орнаменты, которые у нас уже есть, но так или иначе нам стало так скучно. Существует гирлянда старых огней и чашек, или старинные блесна, покрытые тканью или окрашенные краской. Кроме того, несколько применений обычных банок и использование натуральных материалов, которые мы сначала должны найти в лесу или парке.

Кое-где в глубинке ещё можно услышать древние названия узоров: «водяник», «Перун», хотя объяснить их смысл мастера чаще всего не в состоянии. И, тем не менее, древние узоры живут. Живут и радуют своей красотой. Живут иногда вопреки убеждениям общества или отдельных его групп, вопреки установкам того или иного государственного режима. Как-то работая в архиве Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, я немало посмеялась, читая переписку рязанского градоначальника и Скопинского епископа (XIX век): оба корреспондента изощренно ругали «развратных» русских баб, которые, несмотря на великие церковные праздники, упрямо разгуливали по городу в «непристойно» расшитом «нижнем» белье - народной рубахе с вышивками по подолу. Обычай требовал, чтобы вышивки выставляли напоказ, а мастерицы изображали на них то рожающую женщину, а то и «узоры первой ночи».

Вы можете повесить его на стену или в окно или надеть. Мы украшаем его тем, что нам нравится. Прохладный, чтобы надеть прохладные, естественные украшения в приглушенных цветах - мы получим интересный скандинавский акцент. С той разницей, что наш стенд находится в горшке. У нас будет достаточно обычных рождественских огней, даже те, которые нам полностью надоедают. Они не должны быть ультрасовременными и хипстерами. Также чашки и декоративная бумага.

Никто не сказал, что это блесна, это было просто для рождественской елки. Мы можем позволить себе что-то подобное даже на кухне. Достаточно суффиксов и струны. Как связать их, мы можем видеть здесь. Прохладный футляр, чтобы повесить на стену, камин или елку.

Но было совсем не смешно вспоминать слышанные в экспедициях рассказы стариков о том, как в годы Великой отечественной войны, а порою - и совсем ещё недавно, варварски уничтожались сотни народных «украс» с изображением свастики - одного из любимейших славянских орнаментов. А уж передовые технологии XXI века грозят окончательно стереть с лица Земли русские народные промыслы с их малой производительностью и примитивными технологиями.

Что-то вроде выше, за исключением того, что вам нужен провод вместо строки. Благодаря этому мы можем свободно создавать все в форме звезд, сердец или всего, что придет нам на ум. Учебник, как это сделать, вы найдете здесь, вы можете использовать даже старую вешалку!

Нам понадобится контейнер с декоративным стеклом, заполненный мхом, корой или небольшими растениями. На этой свече и у нас есть кусок леса в уединении дома. Мне нравится такая легкая, экологичная. Любая кувшин, кусок коры, шпагат и веточка. Если мы хотим больше праздничных и богатых, мы можем связать сосновые шишки или ветки.

И всё же, несмотря ни на что, орнамент живёт. По сию пору находятся люди, умеющие украшать и желающие носить традиционные русские одежды. Долгими зимними вечерами славянские девушки и женщины при лучине вышивали и ткали узоры - один другого затейливее, украшая ими свою «сряду», чтобы потом, на празднике, щеголять перед «обчеством». Только ли красоту они ощущали? Только ли желание творческого самовыражения руководило ими? Или было и продолжает бытовать сегодня в древних символах что-то очень важное - нам, нынешним, неведомое?

Немного выше, просто более декоративный. Мы используем мох или другие, маленькие зеленые. Вы можете не только сами свечи, но даже всю таблицу. Интересный состав, каждый подсвечник действительно совсем другой, и зеленая цепь соединяет их вместе. Еще одна идея для занятых людей.

Эти красные фрукты кажутся падубом. Здесь, в Дании, вы можете найти их в каждом парке, флористе и магазине. Мы надеваем бутылку и после дела. Естественно и немного деревенский. Это действительно не должно быть какой-то сложный объектив. Обычная флисовая банка будет работать отлично. Мы можем положить что-то в форму выше или просто высушить фрукты или даже печенье.

Впервые мне пришлось столкнуться с необычными свойствами народного орнамента в юности, когда я работала в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Нужно было сфотографироваться в старинном народном наряде. В соборе, где проходили съемки, из-за холода приходилось носить меховую поддёвку, но... стоило надеть расшитые льняные одежды, как вдруг стало тепло: тонкая ткань грела! Непостижимым образом! Позднее, ожидая рождения ребёнка, я поняла, что народные узоры, которые выполняли русские женщины, помимо красоты дарили будущей матери также спокойствие и терпение. Когда я рисовала орнаменты для намеченных работ - самочувствие моё чудесным образом улучшалось, проходили отёки. Позже, овладев ремеслом ручного ткачества, стала замечать, как меняется моё настроение в процессе изготовления по-разному орнаментированных изделий.

Оказывается, это легко. По крайней мере, это может быть. Мы можем соблазнить композицию из нескольких венков или, скорее, венков и повесить их вместе на окно или дверь. Они выглядят хорошо с красным акцентом. По-моему, это выглядит круто. Он фантастически изящный и действительно удивительно легкий - веточки, конусы и проволока. Опять скандинавский стиль, так что не всем это нравится.

Действительно хорошая цепь елки. Мне не нравятся рождественские цепочки, но мне это очень нравится. С ним весело, но, на мой взгляд, эффект вознаграждения. Деревянные блесна с украшениями. Теперь на рождественской елке появятся рождественские украшения. Вышеизложенные великолепны, но, вероятно, не для всех достижимых. Нам нужно заставить их тренировать. И возможность использовать его.

Удивительно, но орнамент народных, «украс» одинаков по всему миру: несколько отличается графика, меняются цвета и оттенки, но облик, ритм, смысл вполне узнаваемы. Известен случай, когда мексиканская ткачиха признала своим национальным узор нолика женской рубахи Архангельской губернии. Что это? Случайность? Или в основе разных народных традиций лежат одни и те же глубокие знания, подчас недоступные нам, ибо изложены они непривычным нам языком - гармонии, красоты и любви - и прежде чем их понять, необходимо овладеть самим языком?

И действительно не обязательно из рябины, но, конечно, из чего-то красного. Также могут быть клюква или падуб. «Мы берем» плод на проволоке и форму в любую форму. Нам нужны палочки и мелкие предметы для украшения: кнопки, бусы и струны. Путь к новой жизни для приманок нам уже надоело. Костюм разделов материала, который мы выбираем. Здесь вы найдете очень приятный лен и другие материалы в нейтральных тонах. Мы разрезаем материал на полоски и склеиваем на поверхности стеклянных шариков.

Могут быть сделаны экологические пасхальные украшения. от герцогов. Также будут полезны украшения ручной работы. Важно, чтобы все элементы праздничного декора имели общий элемент, такой как цвет, и вписывались в интерьер. Самодельные украшения должны относиться к характеру других украшений. Важно указать стиль, в котором мы хотим их выполнить. Не менее важна цветовая схема.

Эта книга - результат моего стремления поставить вопросы, связанные со смыслом народного текстильного орнамента и особенностями его действия на «носителя» украшенной ими одежды или смотрящего на узоры человека. В ней используется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии, мифологии, биоэнергетики, современной альтернативной медицины и т.п. Может быть, это не совсем правильно: можно ли объять необъятное? Но русская народная культура всегда казалась мне настолько всеобъемлющей и многогранной, что изучать её, на мой взгляд, необходимо лишь комплексно, прочувствовав сам образ мышления наших предков.

Один акцент цвета - минималистский пасхальный декор

Подготовка пасхальных украшений и украшений лучше всего начать с установки доминирующего цвета. Вы можете делать ставки на зелень или желчь - цвета, которые однозначно ассоциируются с весной. Сочетание современных аксессуаров стоит в магазинах собственного производства.

Пасхальные украшения ручной работы

Изолированные украшения Пасхи помогут отразить характер интерьера. Они также подчеркнут домашнюю и семейную атмосферу праздников. Украшения ручной работы можно комбинировать в соответствии с планом, который вы создали.

Как украсить пасхальный стол

Среди других Скатерти и камыши должны соответствовать стилю оформления комнаты. Современный интерьер со стенами в сплошном цвете - идеальное место для металлических блюд высотой около 20 см, в которые можно положить цветы. Они оживят пасхальный стол, и комната будет красиво обоняться.

Полагаю, лучше всего иллюстрирует сказанное процесс прорисовки народных текстильных узоров. Поначалу на выполнение такого рисунка с сохранением всех конструктивных особенностей я тратила месяц (и это при наличии линованной бумаги, карандаша, корректирующих средств). И каждый раз вставал вопрос: а как же без них? На ткацком-то станке? И не с середины, откуда чётко разворачивается узор, а с краю? А вместо рисунка, в лучшем случае, схема, процарапанная гвоздём по дощечке. Какое же пространственное воображение, какие скоординированные межполушарные связи головного мозга надо иметь, чтобы вот так? Видеть надо! Но ведь умела же это рядовая ткачиха...

Так приготовленные «горшки» также могут быть покрыты сухой травой. Это придаст интерьеру ощущение деревенского стиля. Поместите раковины в маленькие декоративные подставки, поместите в них маленькие свечи. Миниатюрные цветочные вазы также могут быть изготовлены из миниатюрных цветов: используя глазурь, используя ее, склеивайте раковины в пластиковый измельчитель, вырезайте стебель растения до 4-5 см, вылейте воду в тесто и поставьте цветок. Нарисуйте несколько цветовых костюмов, связанных с пружиной, прикрепите их к ленточным петлям, используя клей в пистолете, чтобы сбросить снаряды на веточку, как блесна.

  • Лучше всего представить целый ряд маленьких подсвечников.
  • Экологические пасхальные украшения: тростник.
Пасхальный тростник можно сделать следующим образом.

И ещё. Очень хочется, чтобы древнее искусство орнамента сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать - душой), способной помогать людям. Хочется верить, что затронутые в моём рассказе темы заинтересуют новых исследователей, и тогда такое удивительное явление, как русский народный текстильный орнамент, действительно можно будет осмыслить с разных сторон. Пока же древние образы-письмена продолжают ждать своего полного прочтения. Ну что, попробуем начать?

Окрашены в различные цвета ранее приготовленные яйца, свежую траву, металлическое ведро, цветную бумагу. Вымойте ведро, оберните ручку по ткани, положите ведро в центр ведра, положите цветные яйца сверху. Рид отношение на пасхальный стол, журнальный столик или комод.

Для неизвестного русская архитектура сводится к огромным блокам и золам, построенным в советский период в большинстве городов бывшего союза, на основе планов, которые игнорируют эстетику и фокусируются только на функциональности. Помимо этих мрачных пейзажей, которые говорят о временах, когда все было взвешено массово, традиционная русская архитектура отражается в деревянных домах с украшениями ручной работы, часто процветающими в сильных тонах. Ниже мы представляем некоторые русские.

Народный текстильный орнамент: история изучения

Изучение народных «украс» началось ещё в XIX столетии. Первые описания текстильных узоров и попытки поиска скрытого в них смысла предпринимали люди знаменитые: члены Императорского археологического общества и многочисленных учёных архивных комис¬сий Российской империи. Им удалось зафиксировать бесценный материал, ныне - увы! -утраченный безвозвратно: исконные народные названия отдельных элементов орнамента, более-менее ещё не искажённые исчезновением патриархального крестьянского быта. В 1920-х годах их труд продолжили областные общества краеведов. Относительно систематизированные материалы были опубликованы в областных изданиях или осели в архивах. Из доступных наиболее интересными показались мне труды смоленского этнографа Е.Н. Клет-новой , рязанского этнографа Н.И. Лебедевой , известного археолога В.А. Городцова (И.001) и материалы уникального исследования Сапожковских краеведов П. и С. Стахановых .

Много литературы, посвящённой описанию узоров народной вышивки и ткачества по всей территории СССР, издаётся в 1950-1970-х гг. Выходит ряд художественных альбомов и каталогов народного костюма. Изучая орнаменты народов Сибири, С. Иванов разработал схемы образования орнаментальных форм в зависимости от вида используемой симметрии . Растёт интерес историков, археологов, искусствоведов к смыслу изображений: специальные исследования предпринимают Г.П. Дурасов , Г.С.

Россия окружена такими домами, некоторые из которых многовековыми. Дома, построенные вручную, являются истинными произведениями искусства, каждый регион выделяется своими собственными элементами дизайна, поскольку мастера со временем настраивают свои стили, дифференцируя себя через орнаменты, методы деревообработки и другие образцы. Традиция украшения деревянных домов возникла в языческие времена, когда обычные россияне считали, что эти символы избегают злых духов. Именно по этой причине резные деревянные украшения сосредоточены вокруг дверей и окон, которые рассматриваются как основные пути доступа в дом этих злых духов.

Маслова , Б.А.Рыбаков (И.002), А. Амброз .

В 90-е годы прошлого века вновь появились материалы изучения местных традиций. Новые исследователи музейных фондов и коллекционеры-любители обратили внимание на пропущенные прежде детали украшений народной одежды, что позволило проследить в народном костюме отражение славянской языческой культуры и социально-родовую информацию о владельце . Появилась возможность изучения истории древнего и распространённого у славян символа - свастики. Многочисленные попытки практической реконструкции применения и смысла народного орнамента были предприняты сторонниками возрождающегося язычества. А. Голан в своей капитальной работе проследил единую мифологическую основу символов орнамента у народов мира , а работы М.Ф. Пармона исчерпывающе осветили особенности кроя и формы народной одежды.

Печатаются исследования, поднимающие вопросы восприятия символов сознанием человека, а также воздействия знака на наше физическое состояние - с этой точки зрения изучает рунические символы В.И. Лошилов . Психологи и представители альтернативной медицины накопили немалый опыт оценки воздействия тех или иных нематериальных факторов на человеческий организм, а наши представления о свойствах сознания постоянно расширяются. Но никто пока ещё не пытался рассмотреть народный орнамент с этой точки зрения.

Немного о русской народной свастике...

Немногим известно, что первой в мире страной по распространению свастики является... Россия. Это ключевой орнамент вышивки и ткачества Русского Севера, мы даже обгоняем Индию, где свастики-обереги до сих пор украшают городские дома. Согласитесь, учитывая идеологический контекст событий XX века, это воспринимается, по меньшей мере, как ирония судьбы.

Именно на наших землях сохранились многосложные солярные мотивы, которые, порой, являются материнскими даже по отношению к мотивам индийским (об этом можно почитать работы С.В. Жарниковой). Это головокружительная архаика.

Русские названия свастики:

«ковыль» (Тульская губ.), «конь», «коневая голяшка» (Рязанская губ.), «заяц» (Печора), «рыжик» (Нижегородская губ.), «вьюн» (Тверская губ.), «кривонога» (Воронежская губ.) и т. д. На территории вологодских земель название свастики было еще более разнообразным. «Крючья», «крюковец», «крюк» (Сямженский, Верховажский районы), «огниво», «огнивец», «конегонь» (конь-огонь?) (Тарногский, Нюксенский районы), «сверь», «сверчок» (Великоустюгский район), «вожок», «вожак», «жгун», (Кичм.-Городецкий, Никольский районы), «ярко», «косматый ярко», «космач» (Тотемский район), «гуськи», «чертогон» (Бабушкинский район), «косарь», «косовик» (Сокольский район), «перекрест», «враток» (Вологодский, Грязовецкий районы), «вращенец», «вращенка», «вращун» (Шекснинский, Череповецкий районы), «углый» (Бабаевский район), «мельник» (Чагодощенский район), «крутяк» (Белозерский, Кирилловский районы), «пылань» (Вытегорский район). Наиболее архаичным из них, несомненно, является «огнивец». В этом названии отражено первоначальное значение магического символа свастики: «живой огонь» - «огнь» - «огниво» - «огнивец».

«Русское название свастики - «коловрат» т. е. «солнцеворот» («коло»- древнерусское название солнца, «врат» - вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни над смертью, яви над навью. Свастика, направленная в противоположную сторону, именовалась «посолонью». По одной из версий «коловрат» обозначал прирастание светлого времени суток или восходящее весеннее солнце, в то время как «посолонь» - убыль дневного света и заходящее осеннее солнце. Существующая путаница в названиях порождена неверным пониманием направления вращательного движения русской свастики. «Правой» или «прямой» свастикой нередко называют крест с концами, загнутыми в правую сторону. Однако в русской языческой традиции смысловое значение свастики максимально приближено к древнейшему (символ «живого огня»), и потому загнутые концы ее следует рассматривать именно как языки пламени, которые при вращении креста в правую сторону естественным образом отклоняются влево, а при левостороннем его вращении - вправо. Отклонение языков пламени в обоих случаях происходит под воздействием встречного потока воздуха. Поэтому «коловратом», или «левосторонней», свастикой в России именуют крест, концы которого («языки пламени») загнуты в правую сторону, и наоборот, «посолонью», или «правосторонней», свастикой называют крест с концами, загнутыми влево (в этом случае свастика вращается по часовой стрелке, по солнцу, отсюда ее название - «посолонь»). В старообрядческой «посолони» - обрядовому обходу церквей по солнцу - легко угадывается древний языческий ритуал. (М.В. Суров «Всё и всяк вернётся»)»


Только наш краеведческий музей те самые полотенца, платья и пояса (на которых красным по белому во множестве интерпретаций и вариантов есть изображение означенного символа) выставлять на общую экспозицию не торопится. Известны такие случаи:

«Во время проведения выставки «Русский национальный костюм» в залах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге один из посетителей (некий М. Бляхман) попытался уничтожить путем сожжения женское подвенечное платье, обильно украшенное свастиками. В отделении милиции мерзавец нагло заявил, что таким образом он борется с «фашизмом».