Политическая, этническая и экономическая география древнерусского государства

По мнению большинства историков, процесс становления государства у восточных славян начался в середине I тыс. н.э. и в основном завершился в конце IX в. в связи с объединением Киева и Новгорода в 882 г.

Проблема образования Древнерусского государства была поставлена еще в «Повести временных лет» и связана с возникновением правящей династии на Руси. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов – братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора.

По этой легенде, накануне образования Древнерусского государства северные племена славян – ильменские словене и их соседи – платили дань варягам. Но в 859 г. данники восстали, прогнали варягов за море, сами стали владеть землей и ставить города, что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. Вызвались трое братьев со своими родами, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой Синеус – на Белоозере, а третий Трувор – в Изборске». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых – Рюрик –положил начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так, по мысли летописца, сложилось государство Русь.

На основании этого летописного рассказа в русской исторической науке сформировалась теория происхождения Русского государства – норманнская теория. Ее авторами были немецкие ученые Г. Байер и Г. Миллер, работавшие в середине XVIII в. в Российской академии наук. Согласно этой теории, создателями государства у восточных славян были германцы-варяги, утвердившие на киевском престоле свою династию. При этом особо подчеркивалось, что сами славяне по причине своего варварства были неспособны к устройству собственной государственной жизни.

Против норманнской концепции происхождения Древнерусского государства в XVIII в. выступил М.В. Ломоносов, который утверждал, что восточные славяне по уровню своего развития были не ниже варягов, и последние не сыграли никакой роли в возникновении Русского государства, причем сам Рюрик был не германцем, а славянином с балтийского побережья Пруссии – По-русии, или, как указано в Новгородской летописи XV в., внуком новгородского старейшины Гостомысла, то есть в любом случае имел славянское происхождение.

На протяжении всех последующих веков борьба между норманнистами и антинорманнистами являлась ведущей тенденцией в изучении вопроса о происхождении государства у восточных славян. Норманнизм в России был признан в качестве официальной версии, и многие ведущие историки XIX – начала XX в. – Н. Карамзин, М. Погодин, В. Ключевский – в целом принимали концепцию норманнистов.

Советские историки – Б. Греков, С. Юшков, М. Тихомиров – причины возникновения Древнерусского государства усматривали во внутреннем социально-экономическом развитии славянского общества, но варяги-скандинавы, по их мнению, ускорили процесс становления древнерусской государственности. В зарубежной литературе, напротив, в XX в. преобладал норманнистский взгляд на образование государства у восточных славян.

В последнее время ряд исследователей обращают внимание на то, что у восточных славян возникновение государства предшествовало процессу классообразования. Рассматривая государство в качестве средства интеграции и стабилизации древнерусского общества, некоторые из них подчеркивают, что в этом процессе внешний (варяжский) фактор играл очень важную роль. Современные исследователи полагают, что Древнерусское государство как единое территориальное целое с центром в Киеве сложилось в так называемый «варяжский период», то есть во второй половине IX в., в результате интеграции двух основных центров – на юге союза племен полян с центром в Киеве и на северо-западе словен с центром в Новгороде.

По мнению историков, у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Оказав значительное влияние на становление княжеской власти, развитие культуры, варяги не принесли на Русь государственности, поскольку она зарождалась в недрах древнерусского общества. Первые предгосударственные образования – племенные княжения – возникли у восточных славян на рубеже VIII–IX вв. Об этих княжениях были осведомлены еще восточные авторы, писавшие о Куйабе и Славии – Киевской и Новгородской землях. В летописном рассказе о Рюрике речь идет не о создании государства на Руси, а о появлении варяжской династии в Новгородской земле. Государственные институты возникают в результате развития общества. Образование Древнерусского государства – это закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки».

В отличие от государств Западной Европы, которые в своем становлении унаследовали многие государственные и правовые традиции античности, Восточная Европа оказалась вне ее рамок. Этим объясняется сравнительно медленные темпы вызревания государственных институтов и их своеобразие. Многие исследователи связывают с правящей варяжской династией такую особенность Древнерусского государства, как лествичный порядок престолонаследия.

До 882 г. существовало два политических центра Древней Руси: Новгород, где правил Рюрик, и Киев, где правила киевская династия. В 882 г. родственник Рюрика князь Олег с дружиной отправился в поход на Киев, убил местных князей Аскольда и Дира. Он назвал Киев «мати градом руським» и обосновался в нем. В годы правления Олега (879 – 912 гг.) происходило расширение территории государства – в него вошли земли ильменских словен, смоленских и полоцких кривичей, финно-угорских народностей (весь, меря, чудь), древлян, северян и радимичей. В этот период складывался аппарат управления. Олег посылал своих наместников в Новгород, Смоленск, Любеч или опирался на племенных вождей. Сбор дани в завоеванных землях осуществлялся по традиционной системе - «с дыма», то есть с крестьянского двора через полюдье – объезд подвластных земель. Часть собранной дани в последующем отправлялась по Днепру и Черному морю в Константинополь – на продажу.

Таким образом, в создававшемся государстве формировались все его атрибуты как нового социально-политического устройства – единая территория, аппарат управления, налоговая система, законодательство (древним сводом законов Руси является «Русская правда», принятая Ярославом Мудрым).

Первоначально в состав государства вошли земли вдоль торгового пути «из варяг в греки». Политику объединения славянских земель продолжил князь Игорь (912 – 945 гг.) и княгиня Ольга (945 – 964 гг.), присоединившие земли уличей, тиверцев, древлян. Князь Святослав (964 – 972 гг.) распространил власть Киева на земли вятичей между Окой и Волгой. Формирование государственной территории Древней Руси завершилось при князе Владимире (980 – 1015 гг.), присоединившем «червенские города» и карпатскую Русь. В начале XI века Древняя Русь объединила все восточнославянские племена и превратилась в крупнейшее государство средневековой Европы. Наибольшего расцвета Древнерусское государство достигло при князе Ярославе Мудром.

С точки зрения социально-политического устройства Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию – единоличную форму правления, сложившуюся в период формирования феодализма. Ее особенность состояла в сохранении некоторых традиций эпохи «военной демократии», таких, как: вече и народное ополчение.

Еще одной особенностью древнерусской монархии был лествичный порядок наследования княжеской власти. Престол переходил не от отца к сыну, а по старшинству в роде – от брата к брату. Поэтому в случае смерти какого-либо князя все члены так называемой династии Рюриковичей начинали перемещаться с престола на престол.

Во главе государства стоял старший из рода Рюриковичей – великий киевский князь – собиратель и защитник территории, основной законодатель, верховный судья, главный получатель и распределитель налогов (дани). Великий князь был владетелем своего домена – княжеских сел, хозяйство которых имело промысловый (добыча пушнины и других даров леса) и коневодческий характер (для обеспечения военной потребности). Могущество великого князя основывалось на социально-политической поддержке боярства и дружины. Княжеская власть была центральным элементом в государстве. Киевский князь выступал высшим судьей и законодателем, управителем и защитником земли. В его ведении находилась внешняя и внутренняя политика. На княжескую власть возлагалась защита интересов общества в целом, поддержание своеобразного социального равновесия, позволяющего избежать губительных потрясений, оборона земли. Киевский князь правил, рассаживая своих сыновей и родственников по землям-волостям. Внутри своей волости такой князь обладал большими правами: он управлял, судил, собирал дань.

Боярство образовалось из племенной знати, захватившей лучшие общинные земли и превратившей их в вотчины, в которых трудились зависимые земледельцы и ремесленники. Обогащению боярства также способствовало участие в военных походах, дававшее возможность получения определенной доли военной добычи. Боярами назывались и наиболее авторитетные «старшие» дружинники, входившие в постоянный совет князя – Думу. В XIII в. наряду с княжескими селами появляются и села боярские. «Княжеские мужи» «садятся» на землю. Появление наследственных феодов-вотчин привело к изменению социальных интересов боярства. Они неразрывно связываются с крупной земельной собственностью и с местным князем, заботящимся о процветании своей земли-волости.

Дружина – постоянная вооруженная организация – существовала за счет сбора дани с покоренных племен и военной добычи. В мирное время она сопровождала торговые караваны и помогала князю подавлять народные волнения. Дружина делилась на «старшую» и «молодшую». Из «старшей» формировался высший аппарат управления – члены Боярской думы; посадники и наместники, осуществлявшие власть на местах; послы и военачальники. «Младшая» дружина (гриди, отроки) состояла из рядовых воинов. Дружина помогала князю управлять страной, контролировать торговые пути, взимать дани и налоги, защищать и расширять подвластные территории.

Основная часть земледельческого и ремесленного населения оставалась свободной. Юридически свободные люди входили в соседскую общину – вервь. Община распределяла землю между семьями, поддерживала общественный порядок, за провинности своих членов выплачивала штрафы (вира), а также платила дань великому князю за защиту от кочевников и предоставление права пользования землей, так как он в представлениях народа являлся верховным собственником всей земли.

По разным причинам часть населения попадала в зависимость. Наиболее зависимая группа – рабы (холопы, челядь). Рабами становились военнопленные, а также продавшие себя в рабство обнищавшие общинники. Женитьба на рабе и служба у господина без специального договора также приводили к рабству. Рабов использовали и для полевых работ, и в качестве управляющих хозяйством (тиуны, огнищане, ключники). Раб был полностью бесправен, хозяин мог его даже убить. К другим категориям зависимого населения относились закупы и рядовичи – свободные общинники, попавшие в кабалу. Отрабатывая долг на земле господина, закупы сохраняли свое хозяйство. Во владениях князей и бояр жили и трудились смерды. Вероятно, так назывались зависимые от землевладельцев крестьяне.

До середины X в. господствующей религией Руси оставалось язычество. Однако с усложнением общественной жизни и социальной структуры общества, с образованием этнически неоднородного государства язычество как религиозная система оказалось неспособным идеологически обосновать происходящие перемены, объединить общество. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, тогда как духовные и нравственные отношения выстраивались в соответствии с родоплеменными.

В этот период в русских землях начинает распространяться христианство. В летописях присутствуют рассказы о крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги). Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан, была построена церковь Святого Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. Связи киевского двора с западными христианами показывают, что в ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из сторон: добрые отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью.

В 988 г., при Владимире I, христианство было принято в качестве государственной религии. Это было вызвано рядом причин. Во-первых, этого требовали интересы развивающегося государства. Оставаться в христианском мире языческой окраиной означало изоляцию от всего европейского сообщества стран. Во-вторых, новая монотеистическая религия (единобожие) соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом. В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую мораль, требовало гуманного отношения к женщине, матери, детям, к человеку вообще. Это не могло не содействовать прогрессу общества. В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни страны.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты народного языческого сознания были настолько мощны, что христианство восприняло и приспособило некоторые его черты.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии – событие большого исторического значения. Древнерусское государство упрочило свои экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляционизм, вызванный вероисповедальными различиями. Киевская Русь стала христианской державой, интегрирующейся в семью христианских народов и государств.

Еще большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Ускорилось изживание местных, племенных различий, что способствовало этнической консолидации. Православные институты оказались в тесной связи с раннефеодальным государством и монархией, придав им характер богоустановленности, сакральности. Страна оказалась приобщена к христианским ценностям, на основе которых стали формироваться принципиально новые отношения, развиваться культурная и духовная жизнь.

Вместе с тем христианство было принято в его византийском, будущем православном, варианте, что впоследствии привело к возникновению и противоположных тенденций – политическому и культурному отчуждению от Западной Европы, утверждению иной модели исторического развития. С принятием христианства начала выстраиваться церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Возникает и монастырское землевладение, значительно уступающее еще земельным владениям кафедр епископов.

Как известно, Древнерусское государство возникло на торговом пути, который также называли «из варяг в греки». На территории новообразовавшегося государства проживали такие племена, как кривичи, ильменские славяне, поляне, дреговичи, древляне, радимичи, полочани и северяни.

Самое первое документальное упоминание о таком этнониме, как «Русь», появляется ближе к IX веку. Как утверждают историки, этноним «Киевская Русь» появился лишь в XVIII-XIX веках в документальных исследованиях.

Первая столица Руси

Период основания такого государства, как Древняя Русь – VIII столетие. Вместе с возникновением державы появляется и первая столица Древней Руси – Ладога. Воспоминания об этом городе описаны в Ипатьевском списке «Повести временных лет». Как известно, Ладога принадлежала Рюрику, а предполагаемые даты пребывания Ладоги в статусе столицы государства – 862-864 года. Именно в эти годы Рюрик постоянно находился в столице, а после её переименовали в Новую Ладогу (современная Ленинградская область).

Стоит также упомянуть, что большинство ученых не признает Ладогу первой столицей Древней Руси, поэтому о ней практически не упоминается в основных научных работах, связанных с возникновением Древней Руси. Тем не менее, не стоит забывать, что многие источники указывают именно на то, что Ладога – первая столица Руси.

Первая столица Руси – Новгород

Согласно другим летописям, первой столицей Руси был Новгород (862-882 годы). Считается, что с начала 862 года Рюрик правил Русью именно находясь в Великом Новгороде. Но, не смотря на это, все же с 882 года столица вновь меняет свое местоположение и переносится в Киев. Тем не менее, Великий Новгород продолжает иметь для государства важное политическое значение. Согласно древним княжеским традициям, старшие сыновья князя отправлялись властвовать именно в Новгород, поэтому между этими двумя столицами продолжалось соперничество, которое являлось яркой чертой древнерусского государства во все периоды его существования. В итоге до сих пор остается окончательно не ясным, какой же город все таки являлся столицей Руси. Споры продолжаются и по сегодняшний день.

Первая столица Киевской Руси

После того, когда к власти пришел Олег, столицей древнерусского государства стал Киев, из-за чего государство стало называться Киевская Русь. В этот момент Новгород теряет свою власть и авторитет. После крещения Руси (начало X столетия) Киев окончательно дал понять, что является столицей, так как в нем проживал главный митрополит. Этот факт играл большую роль в развитии города и самой державы.

Помимо политических убеждений, Киев был удобен также и с географической точки зрения. Он находился на земле древлян и имел очень удобное местонахождение, благодаря чему он служил столицей Руси многие годы, а точнее 361 год (с 882 по 1243 год).

Начиная с конца XII века и вплоть до начала XIII века Русь была разделена на четыре основных центра: Волынский, Смоленский, Суздальский (Владимирский) и Черниговский. Не смотря на то, что в каждом центре был свой основной правитель, они все равно оставались зависимы от Киевского княжества. Княжеский трон, что находился в Киеве, имел право занять лишь наследник Рюрика, вот только династия прервалась, так как борьба за киевский трон была очень жестокой и каждый желал заполучить самый большой «кусок» власти над всеми другими княжествами. Братоубийственные войны привели Киев к падению, но он все равно продолжал оставаться центром интересов всего древнерусского государства.

В XII столетии Киев продолжал являться столицей Руси, но он постепенно терял свою роль как центр государства. Великому князю уже не нужно было располагаться именно в Киеве, а с 1169 года Киев подчинялся кому-то из родственников Великого князя. Традицию киевского правления прервало нашествие монголов. После разрушений город окончательно потерял свою ценность, и за него перестали бороться. После этого городом управляли лишь слабые князья, которые не гонялись за престолом.

Столица Древней Руси – Владимир

Сам город Владимир появился в 1108 году, а его основателем стал Владимир Мономах. Спустя несколько лет Владимир стали считать столицей Северо-Восточной Руси, а до этого столицей являлся город Суздаль. Причиной таких изменений стало желание князя Андрея Боголюбского перенести все свои владения из Суздали во Владимир, дабы превратить этот город в такой же влиятельный политический и экономический центр, как и Киев. По этой же причине архитектурные особенности Владимира очень схожи с киевскими.

Многие ученые спорят и по сегодняшний день, был ли Владимир столицей всей Руси, или же только его Северо-Восточной части. Город Владимир достиг пика своей власти во время правления Всеволода Юрьевича, а после о нем позабыли, так как Киевская Русь находилась под влиянием Золотой Орды. После того, как Золотая Орда захватила Древнюю Русь, хан назвал Владимирских князей основными правителями государства, а начиная с 1299 года во Владимир переезжает резиденция митрополита. Последний правитель Владимира был Василий I, а его наследники были уже коронованы в Москве. Но, не смотря на это, Владимир хоть и стал обычной провинцией, все равно его ещё долго упоминают в летописях как город большого государственного значения.

Москва – первая столица на Руси

Самые первые упоминания о Москве датируются 1147 годом. До того момента, как монголы напали на Киев, а Золотая Орда получила власть над Киевской Русью, Москва не играла никакой роли. Город считался обычной провинцией, но с начала 1263 года, когда в Москве стал править Даниил Александрович, она стала очень быстро развиваться. Хоть князь Даниил и не претендовал на княжеский трон, но и просто сидеть сложа руки он не собирался. С помощью смоленской и рязанской волости Даниил увеличил свои территории, благодаря чему князю удалось собрать сильное войско. Именно этот шаг стал огромным толчком в будущем.

С 1325 года резиденция митрополита основывается в Москве, территории московских князей значительно увеличиваются, за счет чего растет количество и качество московского войска. Но не смотря на такое стремительное развитие, из-за гнета монгольского хана она имела очень непрочное положение. Лишь разногласия с Золотой Ордой дали шанс московским князям усилить свое политическое влияние, а переломным моментом стала победа Москвы над ордынской армией Мамая в 1380 году, также известная, как Куликовская битва. После этого Москва окончательно стала столицей Руси, а сегодня Российской Федерации.

Старинная Москва 17-го веке. Познавательный фильм о истории столицы древней Руси.

Территория Древнерусского государства складывалась длительное время. Первый этап объединения территории можно условно ограничить 862–882 гг. До середины IX в. некоторые восточнославянские и финно-угорские племена были вынуждены платить дань своим более сильным соседям. Под 859 г. ПВЛ сообщает, что варяги «из заморья» взимали дань с чуди, ильменских словен, мери и кривичей, а хазары – с полян, северян и вятичей (в другой записи говорится, что до 885 г. хазарам платили дань и радимичи). Начало консолидации территории Руси было положено событиями, описанными под 862 г., когда, отказавшись платить дань варягам, северное объединение восточно-славянских и финно-угорских племен призвало (также из варягов, но, видимо, из другого племени) Рюрика с братьями. Слово «Русь» первоначально, по утверждению летописца, было названием варяжского племени, из которого происходили Рюрик и его сородичи. В науке до сих пор продолжаются споры о достоверности как всего сюжета о призвании варягов, так и об этом толковании термина, но летопись, описывая события этого времени, употребляет слово «Русь» только для обозначения варяжских князей с их дружинами.

Согласно ПВЛ варягов призвали чудь, словене, кривичи и весь. Интересно, что в этом сюжете славянские и финно-угорские племена выступают сообща, а править призывают скандинавскую династию, то есть уже изначально формирующееся государство было полиэтничным. Летопись сообщает, что Рюрик (поначалу с братьями, а затем самостоятельно) властвовал не только над четырьмя призвавшими его племенами, но и над мерей и муромой. Центрами управления стали города: Новгород, Изборск, Белоозеро, Полоцк, Ростов и Муром. Другие источники сообщают, что первоначальной резиденцией Рюрика была Ладога. Таким образом, на севере Восточной Европы сложилось полиэтничное протогосударственное объединение. В это же время отделившиеся от Рюрика дружинники Аскольд и Дир заняли Киев и подчинили полян.

Второй этап складывания территории Древнерусского государства начался в 882 г., когда преемник Рюрика Олег захватил Киев и установил власть над полянами, затем над древлянами (883 г.), северянами (884 г.) и радимичами (885 г.). В походе Олега на Константинополь (907 г.) в его войске упоминаются (помимо ранее подчиненных племен) вятичи, белые хорваты, дулебы и тиверцы, видимо, также подпавшие в это время под его власть. К концу правления Олега в 913 г. территория государства охватывала области расселения большинства восточно-славянских племен и части финноугорских. Столицей стал Киев, а к городам, которые являлись центрами административно-территориального управления, добавились Чернигов, Переяславль, Смоленск, Любеч и Псков.

Третий этап занял X – первую половину XI в., когда Древнерусское государство объединило территорию от до и от Карпат до Средней Волги. Процесс подчинения племен киевским князьям был достаточно сложным, некоторые из них неоднократно восстанавливали свою независимость на какое-то время. Так, древляне пытались дважды отложиться от Киева при Игоре (в 913 и 945 гг.) и только жестокая расправа Ольги с восставшими в 945–946 гг. окончательно привела их к покорности. Ольга упорядочила сбор дани на основной территории государства, установив специальные пункты для этого в земле древлян, окрестностях Новгорода (по Мсте и Луге), по Днепру и Десне. В 966 г. Святослав подчинил и обложил данью вятичей. Этот князь вел активную внешнеполитическую деятельность, воевал с волжскими булгарами, Хазарским каганатом, печенегами и Византийской империей. Поскольку большую часть времени он проводил в походах, то в качестве правителей или наместников на отдельных территориях своего государства он использовал сыновей: с 970 г. в Киеве сидел Ярополк, у древлян – Олег, в Новгороде – Владимир.

Большое значение для оформления государственной территории имела деятельность князя Владимира Святославича (980–1015). Он завоевал Северное Прикарпатье, с городами Перемышль и Червень (982 г.), подчинил ятвягов (983 г.), пресек попытки вятичей (981–982 гг.) и радимичей (984 г.) ликвидировать зависимость от Киева. Он также использовал своих сыновей в качестве наместников на отдельных территориях. Основными центрами административного управления были города Новгород, Полоцк, Туров, Ростов, Муром, Владимир Волынский и Тмутаракань (Тьмутаракань). Владимир предпринял меры к усилению обороны Киева и окружающей его территории, для чего в 988–989 гг. было построено несколько городов-крепостей в левобережье Днепра по рекам Десна, Остер, Сула, Трубеж (в конце Х в. по этой территории печенеги обычно подходили к Киеву). К западу от Киева, на небольшой реке Ирпень был основан Белгород. Эти города-крепости заселялись представителями различных племен, входивших в состав государства при Владимире.

Правление Ярослава Мудрого, который утвердился на киевском столе в 1019 г., также ознаменовалось укреплением границ Русской земли. Правда, поначалу внутренние междоусобицы были главным занятием князей. В 1026–1036 гг. Русь вообще была разделена между Ярославом и его младшим братом Мстиславом: земли к востоку от Днепра были волостью Мстислава, который сидел в Чернигове, а правобережье принадлежало старшему брату – киевскому князю. Только после смерти брата Ярослав стал единоличным правителем государства. Тем не менее он постоянно принимал меры для расширения и укрепления рубежей подвластной территории. В 1030 г. он подчинил чудь (эстов) и для управления ими основал Юрьев к западу от Чудского озера. Подобным же образом возник Ярославль в землях мери на . В 1030–1031 гг. русские князья, воспользовавшись внутренними раздорами в Польском королевстве, вторглись на его территорию к северу от Карпат и заняли несколько городов (в частности, Белз). Захваченных в плен Ярослав стал селить в новых крепостях по Роси, создавая таким образом заслон со стороны степи. Видимо, это помогло ему в 1036 г. нанести решающее поражение печенегам, после которого они перестали представлять угрозу для Руси. На рубеже 30–40-х гг. XI в. киевский князь совершил несколько походов против племен на северо-западе: ятвягов, литвы, мазовшан (западно-славянское племя, располагавшееся в правобережье Вислы). Результатом этих походов был, как правило, сбор дани и захват пленников.

Таким образом, к 1054 г. Древнерусское государство достигло своего наибольшего расширения. На западе владения киевских князей заходили в пределы земель чуди (эстов), летьголы, зимеголы и ятвягов, им подчинялись волыняне, значительная часть земель белых . Наиболее подвижными были южные и юго-восточные границы, чему в немалой степени способствовали набеги кочевников. Как часть Руси существовало Тмутараканское княжество, расположенное на побережье Черного и , в нижнем течении Кубани и на Керченском полуострове в . В левобережье Днепра в состав государства входили области по реке Ворскле, верховья Северского Донца, Оскола и Дона. Киевская Русь включала также земли вятичей, мещеры, муромы. Дань Киеву платили заволочская чудь и корела. В XI в. славянская колонизация охватила новые территории на северо-востоке. Появляются города, служившие опорными пунктами этой колонизации и утверждения власти киевских князей над финно-угорскими племенами. В землях мерян к Ростову и Суздалю присоединяется Ярославль, мещеры – Рязань, Переяславль Рязанский и Пронск. Из Новгорода заселяются славянами земли води, Обонежье и Заволочье.

География хозяйства Руси

Основным хозяйственным занятием восточных славян было земледелие. Оно было распространено по всей территории Руси и имело местные отличия, определяемые как географическими факторами, так и уровнем развития сельского хозяйства. Следует учитывать, что в северной части Восточно-Европейской равнины лежали обширные леса. Граница этой области на юге шла примерно по линии Владимир Волынский – Киев – Новгород Северский – среднее течение Оки – Рязань. К югу от нее начиналась полоса лесостепи, тянувшаяся параллельно лесной зоне с юго-запада на северо-восток. В левобережье Днепра по направлению к Дону леса было меньше, хотя сама лесостепная зона расширялась.

Киевская Русь лежала в основном в зоне подзолистых и дерново-подзолистых почв. почвы характерны только для Среднего Поднепровья (к югу от Десны). Ландшафтные, почвенные, климатические условия на юге, в районе Киева, Чернигова, Переяславля, способствовали установлению здесь пашенного земледелия с переложной или залежной системой землепользования. При широком распространении по всей территории Руси сохи на юге применяли также плуг и рало. Северные районы, охватывавшие зоны подзолистых и дерново-подзолистых почв с большими лесными площадями, заболоченными землями, худшими климатическими условиями, в целом являлись менее удобными для земледелия. Возможности освоения этих земель в то время были ограниченными, поэтому на севере длительное время господствовала подсечная (огневая) система земледелия. Основными сельскохозяйственными культурами были рожь, пшеница, ячмень, просо, горох. Сеяли также лен (преимущественно на севере), хмель и мак. Развивалось садоводство и огородничество.

С земледелием было тесно связано скотоводство. Практически все известные сегодня виды домашних животных имелись в древнерусских хозяйствах. Наряду с лошадью как основной тягловой силой разводили коров, овец, свиней, кур, гусей, уток и т. д. В развитии скотоводства, как и в , также наблюдались некоторые, хотя и не столь резкие различия между северными и южными областями. Пашенное хозяйство юга требовало применения вола и лошади как тягловой силы в более широких размерах, чем на севере. Этим, видимо, и объясняется наличие больших стад рогатого скота и лошадей в крупных вотчинных хозяйствах юга, которое отмечают источники.

Значительное место в хозяйственной деятельности занимали охота, рыболовство и бортничество. Особенно велик был их удельный вес в северных районах, богатых лесом и водоемами, где земледелие не могло полностью удовлетворить потребности населения. Охотничий промысел давал жителям не только пищу, но также одежду и обувь, которые изготавливались из шкур и меха животных. Объектами охоты были тур, лось, медведь, олень, кабан, заяц, рысь, лисица, соболь, куница, горностай, белка, песец. Развитие охотничьего промысла было связано с взиманием князьями дани пушниной, а также с тем, что пушнина уже в это время была ценным объектом торговли. Много пушнины добывалось в Новгородской земле, в районах Северной Двины, Печоры, Югры (полярные области Приуралья). Охота также развивалась как способ свободного времяпрепровождения, развлечения знати. Об этом свидетельствует, например, красочное описание охотничьих подвигов князя Владимира Мономаха в составленном им «Поучении детям».

Определенную роль в хозяйстве Древней Руси играла рыбная ловля. В пищевом рационе того времени рыба занимала большое место. Принятие христианства с его системой постов и постных дней недели утвердило рыбу в качестве одного из основных компонентов питания. Помимо основных орудий лова – остроги, крючка, невода, бредня, в период массового хода рыбы с X–XI вв. широко применяли особые способы ловли – «заколы» и «езы» (сооружения, преграждавшие реку). Промысловый лов рыбы велся в Днепре, Сейме, Припяти, Западной Двине, Оке и других реках. Высокого уровня достигло бортничество – собирание меда и воска диких, лесных пчел.

Ремесленное производство насчитывало более 60 специальностей (обработка железа, цветных металлов, дерева, камня, кожи и мехов, выработка тканей и одежды, изготовление керамики, ювелирных изделий и т. д.) и делилось на деревенское (сельское) и городское. Сырьем для производства и обработки железа служили болотные, озерные и дерновые руды, широко распространенные в Восточной Европе. Южная граница их распространения совпадает с южной границей лесостепи. Производство железа было делом трудоемким, и поставщиками его стали районы, особенно богатые железными рудами. Один из таких районов находился на севере, между Ладогой и Чудским озером. Железо вырабатывали и на юго-западе Руси. Производилось оно сыродутным способом в домницах, большинство которых возникало в непосредственной близости от источников сырья, хотя в ряде мест руда была привозной. Производство железа в основном развивалось в сельской местности с последующей доставкой его в города.

В землях финно-угорских племен, либо входивших в состав Древнерусского государства, либо непосредственно соседствовавших с ним, степень распространения земледелия и его уровень были не везде одинаковы. Если в муромских и мещерских землях уже в IX в. стали преобладать приемы земледелия, привнесенные славянами, и оно было основным занятием населения, то у и черемис (мари) ведущим в хозяйстве было скотоводство, хотя земледелие также имело место. Практически повсеместно велика была роль охоты, рыболовства, бортничества, но и здесь выделялись в этом плане некоторые районы (земли мордвы и ). В северных и северо-восточных областях Восточной Европы основным занятием населения – корел, саами, чуди заволочской, печоры, югры, перми и других – были охота, рыболовство, частично скотоводство.

Размещение городов

Древняя Русь представлялась современникам обширной страной с многочисленным населением, проживавшим как в сельских поселениях, так и в городах. В определении числа городов и их размещения имеется ряд трудностей. Они связаны как с недостаточной четкостью самого понятия «город», так и с тем, что местоположение некоторых городов (не сохранившихся в силу ряда причин) устанавливается с трудом. Следует учитывать и то обстоятельство, что источники содержат лишь отрывочные сведения о древнерусских городах, сообщают о них случайно и мимолетно, по ним часто невозможно судить даже о времени возникновения того или иного города. Само название «город», «град» на Руси означало укрепленное поселение, огороженное место. В этом значении зачастую летописи и употребляют термин «город», противопоставляя его окружающему «посаду» – неукрепленной части поселения. Иногда под «городом» подразумевается все поселение в комплексе, но и в этом случае непременным условием является наличие фортификаций, защищающих центральную часть.

По подсчетам М. Н. Тихомирова, летописи свидетельствуют о существовании в IX–X вв. 25 городов. Из них Белоозеро, Изборск, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск и Чернигов восходят еще к IX в. Вероятно, и другие города, упомянутые в X в., существовали раньше, ведь летописи далеко не всегда впервые называли тот или иной город именно в год его основания. Существует и обратная проблема. Например, Новгород упоминается в источниках в связи с событиями IX в., а археологами пока обнаружены следы жилых построек на его территории только середины X в. Тем не менее, если опираться исключительно на данные летописей, то для XI в. фиксируется существование еще 64 городов, в XII в. упоминается вновь 135 городов, а в XIII в. (до 1237 г.) – 47. Таким образом, отмечается нарастание количества городов: в X в. – 25, в XI в. – 89, в XII в. – 224 и к 1237 г. – 271. Учитывая, что данный перечень городов основан на летописных известиях и что в нем не значатся некоторые населенные пункты, упоминаемые как города в других источниках, можно считать, что приблизительное количество городов на Руси в начале XIII в. составляло 300.

Со временем меняется не только число городов. Меняется и сам город. Первоначально территория русских городов (IX–X вв.) ограничивалась пределами крепости. Формирование города как центра ремесленников и торговцев только намечается. Но уже в этот период под его стенами возникают в некотором роде самостоятельные поселки. Вначале они не относятся к городу, но примерно к концу Х в. превращаются в его часть – предградья или посады с ремесленным или торговым населением, которое в силу своих занятий живет не на горе – холме, где обычно располагалась крепость, а внизу у реки, на подоле. При этом укрепленная часть иногда приобретала кроме общего названия «град», «город» еще и специальные ( , Кром, Детинец и др.)

Происхождение русских городов представляет собой отдельную проблему в исторической науке. Наибольшее значение географическому фактору в этом процессе придавал, пожалуй, В. О. Ключевский. Возникновение древнерусских городов рассматривается им как следствие успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VIII в. Именно к этому времени Ключевский отнес возникновение «древнейших городов на Руси с тянувшимися к ним торгово-промышленными округами». Однако только развитием торговли вряд ли можно объяснить появление городов, так как многие из них находились в стороне от главных торговых магистралей. Были и другие причины обусловившие их появление. В частности, сюда можно отнести градостроительную деятельность князей, которым города были нужны в качестве центров управления отдельными племенами и сбора дани, а также в качестве военно-стратегических опорных пунктов. Не стоит забывать и о развитии ремесла, которое концентрировалось в городах. С другой стороны, города на Руси чаще возникали в наиболее развитых в сельскохозяйственном отношении районах и служили защитой для сельского населения от врагов и местом сбыта продукции. Стоит заключить, что если в возникновении каждого конкретного города играл решающую роль какой-либо один из перечисленных факторов, то на его дальнейшее развитие оказывали влияние в большей или меньшей степени все обстоятельства.

Поскольку значительная часть городов Руси сложилась как центры, связанные с аграрным производством, на карте Древнерусского государства можно выделить районы наибольшего сосредоточения городов, как бы объединяющих сельскохозяйственные округи. Первый «сгусток» городов охватывает Среднее Поднепровье (древнейшие города – Киев, Переяславль, Чернигов, Любеч, Новгород Северский, Вышгород); второй – юго-западную Русь (Галич, Владимир Волынский, Перемышль); третий – верховья Днепра и Западной Двины (Полоцк, Смоленск, Орша); четвертый – волго-окское междуречье (Ростов, Суздаль); пятый – среднее и нижнее течение Оки (Муром, Рязань). Города были и в других районах, однако названные выше территории выделялись в хозяйственном отношении и отличались развитым земледелием.

Особого внимания заслуживают названия городов, так как они могут существенно расширить наши знания об обстоятельствах возникновения того или иного населенного пункта. Например, один из крупнейших городов юго-западной Руси – город Галич – издревле был центром соляной торговли, вблизи него находились крупные месторождения соли. Его название имеет корень кельтского происхождения «hal», означающий «соль» и перекочевавший в некоторые европейские языки. В Центральной и достаточно много топонимов, происходящих от этого же корня и связанных, так или иначе, с солью. Когда на северо-востоке Руси стали возникать поселения на местах добычи соли, названия им зачастую давались по аналогии с юго-западным центром. Так появились топонимы Галич Мерьский и Соль Галицкая (к северо-востоку от Костромы). Другой из древнейших городов Руси – Переяславль (Переславль) – упомянут в летописи впервые под 907 г. Он расположен на небольшой реке Трубеж, левом притоке Днепра. Форма его названия означает «принадлежащий или основанный Переяславом» (древнеславянское личное имя). Неизвестно, правда, о каком Переяславе идет речь, поскольку в IX – начале X в. князья с таким именем нам не известны. В конце XI в. появился Переяславль Рязанский, а в 1152 г. Юрием Долгоруким был основан Переяславль Залесский. Интересно, что два последних города расположены на реках, носящих то же название – Трубеж (в первом случае он впадает в Оку, а во втором – в Клещино (Плещеево) озеро). Несомненно, что названия города и реки оба раза переносились переселенцами (или градостроителями) и давались «в честь» уже существующих топонима и гидронима.


Население и территория
Центрами образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород. Выгодно расположенные на торговом пути «из варяг в греки», они объединили вокруг себя две группы восточнославянских племен - северную и южную.
В источниках нет сведений о количестве населения в Древней Руси. Известный демограф Б. Ц. Урланис, используя косвенные данные, считает, что к началу второго тысячелетия нашей эры территория Киевской Руси составляла 1,1 млн. кв. км., а численность населения - 4,5 млн. человек.
Территория древнерусского государства сложилась из земель, которые занимали племенные союзы, упоминаемые в «Повести временных лет» (поляне, волыняне, древляне, северяне, радимичи, дреговичи, кривичи, вятичи, словене и др.). Первоначальной, древнейшей была государственная территория Среднего Поднепровья, собственно Русская земля во главе с Киевом.
В конце IX - второй половине XI вв. власть киевских князей распространяется на Новгород Великий, Псков, Смоленск, Ростов, Полоцк, Муром, Рязань - центры обширных земель, располагавшихся на севере, северо-востоке и северо-западе Восточно-Европейской равнины. На юге тоже продолжалось расширение территории, в первую очередь собственно Киевского, затем Черниговского и Переяславского княжеств. Вошедшие в состав древнерусского государства иноязычные, иноплеменные образования (мурома, меря, голядь и др.) стали его составной частью. Киевская Русь превратилась в одно из самых крупных и могущественных государств средневековой Европы.
Образование раннефеодального древнерусского государства имело большое прогрессивное значение для дальнейшего самостоятельного политического, экономического и культурного развития восточнославянских племен и других племенных объединений, вошедших в его состав.
Система налогообложения
С образованием государства идет становление системы его взаимоотношений с населением, включающих производство продукции, сбор налогов, несение военной службы.

Самой первой формой господства и подчинения был сбор дани в пользу государства, которая называлась полюдье. Эта дань собиралась со всего населения (людей). Полюдье являлось выражением верховного права князя на землю и установления понятия подданства.
Для сбора этой дани князь с дружиной ежегодно с ноября по апрель объезжал огромные подвластные им территории или посылал туда своих наместников. Собиралось продовольствие, меха, мед, воск и др.
Размеры дани, место и время сбора заранее не определялись. Старшие дружинники со своими отрядами могли собирать и большее количество дани, чем князь. Такие захватнические методы вызвали протест населения. Так, в 945 г. в древлянской земле произошло восстание против князя Игоря, он был убит. Его жена, княгиня Ольга, провела налоговую реформу, установив «уроки» - нормы дани, а также время и место ее сбора - «погосты». Это были пункты, где проводилась торговля. Реформа княгини Ольги была в Киевской Руси первой попыткой упорядочения сбора дани. Вводилась единица обложения: в одних местах это был «дым» (семья), в других - «плуг» или «рало», когда облагалось отдельное хозяйство. Несколько «дымов» составляли «дворище». Реже единицей обложения считался человек.
По мере развития крупного землевладения и укрепления государства формы эксплуатации менялись и дифференцировались - в одних случаях дань превращалась в подать, взимаемую в пользу князя, государства; в других - в феодальную ренту, выплачиваемую феодалу.
Памятники права
Важную роль в укреплении феодального строя играли правовые нормы. Наиболее ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права являются договоры киевских князей с Византийской империей (911, 944, 971), в которых есть сведения о «Законе Русском». Договоры эти содержат ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и «челяди» и т. п.
Но первым древнерусским сводом законов была «Русская Правда», действовавшая с XI по XV вв. Первая часть Краткой редакции «Русской Правды», так называемая «Древнейшая Правда», во всех 18 статьях дает очень ограниченный круг наказуемых преступлений: от убийства, побоев до укрывательства скрывшегося холопа, порчи чужого оружия и одежды. В нем хотя и говорится о таком пережитке, как право родственников на кровную месть за убийство, однако кровная месть уже отмирает и заменяется денежными штрафами за убийство (вирами) по приговору суда.
«Русская Правда» определяла привилегии феодала, положение зависимых от него крестьян и прочих групп населения, нормативно закрепила право собственности феодала на землю. Целый рад статей предусматривал наказание за попытку посягательства на эту собственность. Специальные статьи устанавливали наказание за распахивание межи, за ограбление боярской усадьбы, за убийство слуг феодала (тиунов, огнищан и пр.).
«Русская Правда» отразила происхождение феодальной зависимости населения путем как экономического, так и внеэкономического принуждения. Экономическое принуждение состояло в том, что разорившийся смерд сам вынужден был идти в кабалу к светскому или церковному феодалу. В «Русской Правде» это рядовичи и закупы*.
* Рядовичи - лица, нанимавшиеся на работу по ряду (договору). При невыполнении обязательств могли стать холопами. Закупы - общинники, взявшие ссулу (купу) на определенный срок.
В «Правде Ярославичей» нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скот.
Процесс феодализации
Первоначально у славянских племен не было сословий и все жители обладали равными правами. Однако по мере развития производительных сил выделились определенные группы населения, различающегося между собой по благосостоянию и социальному положению. Появилась знать, куда входили «лучшие», «лепшие», «большие», «старейшие», «нарочитые» мужи. Самый высокий статус занимали «земские бояре». К ним относились представители племенной аристократии, потомки родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки». К высшим социальным слоям относились верховные дружинники, «княжьи мужи».
В X-XI вв. в Киевской Руси усилился процесс феодализации. Это проявилось в наступлении племенных вождей и старейшин на общинные земли. Активизация захвата общинных угодий объяснялась в определенной мере тем, что к этому времени укрепляются пашенное земледелие и двухпольная система севооборота. По сравнению с переложной и подсечно-огневой системами при двухпольном севообороте значительно усиливается интерес к закреплению земли в постоянном владении. Поэтому в Киевской Руси интенсивно формируется частная собственность на землю, идет процесс, получивший название «обояривание» земель. Частная собственность на землю называлась вотчиной (отчиной). Вотчина - это собственность на землю, которую можно купить, продать, передать по наследству. Как правило, она появлялась путем присоединения знатными людьми земельных наделов других общинников, в частности, обедневших. Угодья рядовых общинников часто присоединялись не за долг, а насильственным путем. Таким образом на Руси вотчинники превращались в крупных землевладельцев.
Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. С этого периода смерды не только выплачивают дань государству, но и становятся зависимыми от феодала (боярина) и выплачивают ему за пользование землей оброк (натуральный) или отрабатывают барщину, хотя в этот период еще значительное число жителей оставалось не зависимыми от бояр.