Где был построен фаросский маяк. Александрийский маяк, он же фаросский - высочайшая конструкция древнего мира

Одним из семи чудес мира является Александрийский маяк - сооружение, построенное на острове Фарос в третьем веке до нашей эры. Построение находится недалеко от известного Александрия, в связи с чем ему и дано такое название. Другим вариантом может быть словосочетание «Фаросский маяк» - от названия острова, на котором он находится.

Предназначение

Первое чудо света - Александрийский маяк - изначально было предназначено для того, чтобы помогать заблудившимся морякам, желающим добраться до берега, благополучно преодолев подводные рифы. Ночью путь освещали языки пламени и сигнальные лучи света, исходящие от огромного огня, а днем - столбы дыма, исходившие от костра, находящегося на самой вершине этой морской башни. Александрийский маяк прослужил верой и правдой почти тысячу лет, но был очень сильно поврежден землетрясением в 796 году После этого землетрясения в истории записано еще пять очень мощных и длительных подземных толчков, которые окончательно вывели из строя это великолепное творение человеческих рук. Конечно же, его не раз пытались реконструировать, но все попытки привели лишь к тому, что от него осталась небольшая крепость, которую построил султан Кайт-бей в 15 веке. Именно эту крепость и можно увидеть на сегодняшний день. Она - все, что осталось от этого величественного творения человека.

История

Давайте немного углубимся в историю и узнаем, как же строилось это чудо света, ведь это действительно увлекательно и интересно. Сколько всего произошло, какие особенности построения и его предназначение - обо всем этом мы расскажем вам ниже, не поленитесь только прочесть.

Где находится Александрийский маяк

Маяк построили на небольшом острове под названием Фарос, что находится у берегов Александрии в Средиземном море. Вся история этого маяка изначально связана с именем великого завоевателя Александра Македонского. Именно он был создателем первого чуда света - вещи, которой гордится все человечество. На этом острове Александр Великий решил основать большой порт, что он собственно и сделал в 332 году до нашей эры во время своего визита в Египет. Сооружение получило два названия: первое - в честь того, кто решил его построить, второе - в честь названия острова, на котором оно находится. Помимо столь известного маяка завоеватель решил построить еще и одноименный город - один из наибольших портов в Средиземном море. Следует отметить, что за всю свою жизнь Александр Великий построил около восемнадцати полисов с названием «Александрия», но именно этот вошел в историю и известен до наших дней. В первую очередь был возведен город, а уже потом его главная достопримечательность. Изначально на строительство маяка должно было уйти 20 лет, но не тут-то было. Весь процесс занял только 5 лет, но, несмотря на это, сооружение увидело мир только в 283 году до нашей эры, уже после смерти Александра Македонского - во времена правительства Птолемея ІІ - царя Египта.

Особенности строительства

Решил очень тщательно подойти к вопросу строительства. Как гласят некоторые источники, он более двух лет выбирал место для постройки порта. Завоевателю не хотелось создавать город в Нил, чему он нашел очень хорошую замену. Строительную площадку разбили в двадцати милях к югу, недалеко от иссыхавшего озера Мареотис. Ранее там находилась платформа египетского города Ракотиса, что в свою очередь немного облегчило весь процесс постройки. Вся выгода месторасположения была в том, что порт смог принимать судна как со Средиземного моря, так и с реки Нил, что было весьма прибыльно и дипломатично. Это не только увеличило прибыль завоевателя, но также помогло ему и его последователям построить крепкие связи и купцами и мореходцами того времени. Город успели создать еще при жизни Македонского, а вот Александрийский маяк стал разработкой Птолемея первого Сотера. Именно он доработал конструкцию и воплотил ее в жизнь.

Александрийский маяк. Фото

Посмотрев на изображение, мы увидим, что маяк состоит из нескольких «слоев». Три большие мраморные башни стоят на основании огромных каменных блоков, общим весом в несколько сотен тысяч тонн. Первая башня имеет форму громадного прямоугольника. Внутри нее расположены комнаты, предназначенные для жилья солдат и рабочих порта. Сверху находилась меньшая восьмиугольная башня. Спиральный пандус являлся переходом к верхней цилиндрической башне, внутри которой размещался большой костер, который и служил источником света. Вся конструкция весила несколько миллионов тысяч тонн, без учета украшений и приборов, находящихся внутри нее. Из-за этого почва начала проседать, что вызвало серьезные проблемы и потребовало дополнительных укреплений и строительных работ.

Начало огня

Несмотря на то что Фаросский маяк был построен на протяжении 285 - 283 годов до нашей эры, он начал работать только в начале первого века до нашей эры. Именно тогда и была разработана вся система сигнальных огней, работающая благодаря большим бронзовым дискам, направляющим свет в море. Параллельно с этим был придуман состав пороха, который выделял огромное количество дыма - способ указания пути днем.

Высота и дальность исходящего света

Полная высота Александрийского маяка - от 120 до 140 метров (разницу составляет перепад высоты грунта). Благодаря такому расположению свет от костра было видно на расстояние более 60 километров в яркую погоду (есть свидетельства о том, что в штиль свет было видно за 100 километров и более) и до 45-50 километров во время грозы. Направление лучей происходило благодаря особому построению в несколько рядов. Первый ряд представлял собой четырехгранную призму, высота которой достигала 60-65 метров, с квадратной основой, площадью в 900 метров квадратных. Здесь хранился инвентарь и все необходимое для подачи топлива и поддержания «вечного» огня. Основой для средней части служила большая плоская крышка, углы которой были украшены большими статуями Тритонов. Это помещение представляло собой восьмигранную башню из белого мрамора высотой в 40 метров. Третья часть маяка выстроена из восьми колонн, на вершине их находится большой купол, который украшает большая восьмиметровая статуя Посейдона из бронзы. Другое название статуи - Зевс-Спаситель.

«Вечный огонь»

Поддержание огня являлось заданием сложным. Ежесуточно требовалось более тонны топлива, чтобы костер мог гореть с необходимой силой. Дерево, которое являлось главным материалом, доставляли в специально обустроенных телегах по спиральному пандусу. Телеги тащили мулы, которых требовалось более сотни на один подъем. Для того чтобы свет от костра распространялся как можно дальше, за пламенем, у подножия каждой колоны, разместили огромные бронзовые листы, с помощью которых и направляли свет.

Дополнительное предназначение

Согласно некоторым рукописям и сохранившимся документам, Александрийский маяк служил не только источником света для заблудившихся моряков. Для солдат он стал наблюдательным пунктом, для ученых - астрономической обсерваторией. Учетные записи гласят, что там находилось большое количество весьма интересного технического инвентаря - часов всевозможных форм и размеров, флюгер, а также множество астрономических и географических приборов. Другие источники говорят о наличии огромной библиотеки и школы, в которой обучали начальным дисциплинам, но это не имеет каких-либо существенных доказательств.

Гибель

Гибель маяка произошла не только из-за нескольких мощных землетрясений, но также и из-за того, что бухтой почти перестали пользоваться, поскольку она очень сильно заилилась. После того как порт стал непригоден для эксплуатации, бронзовые пластины, с помощью которых свет направляли в море, переплавили на монеты и украшения. Но это был еще не конец. Полная гибель маяка произошла в 15 веке во время одного из наиболее сильных землетрясений, когда-либо случавшихся у берегов Средиземного моря. После этого останки несколько раз восстанавливались и служили крепостью, а также жилищем для немногих жителей острова.

В современном мире

На сегодняшний день Фаросский маяк, фото которого можно очень легко найти, является одним из немногих памятников архитектуры, затерянных в истории и времени. Это то, что до сих пор интересует как ученых, так и простых людей, которым нравятся многовековые вещи, ведь с ним связано много событий, литературных работ и научных открытий, важных для всего развития мира. Увы, не так много осталось от 7 чудес света. Александрийский маяк, вернее только его часть, и есть одним из тех сооружений, которым может гордиться человечество. Правда, все, что от него осталось - это всего лишь нижний ярус, служивший складом и местом жительства для военных и рабочих. Благодаря множеству реконструкций строение не было разрушено полностью. Его переделали во что-то наподобие небольшого замка-крепости, внутри которого жили оставшиеся жители острова. Именно это вы и сможете увидеть, посетив остров Фарос, который является довольно популярным среди туристов. После полного строительного и косметического ремонта маяк имеет более современный вид, что делает его современным строением с многовековой историей.

Дальнейшие планы

Александрийский маяк является одним из объектов, находящихся под защитой ЮНЕСКО. Благодаря этому ежегодно проводятся различные ремонтные работы с целью уберечь крепость от разрушений. Было даже время, когда говорили о том, чтобы полностью возобновить прежний вид, но этого так и не сделали, ведь тогда бы маяк потерял статус одного из чудес мира. Но увидеть его нужно обязательно, если уж вы интересуетесь историей.

После завоевания Египта в 332 г. до н.э. Александр Македонский основал в дельте Нила город, названный его именем - Александрия. В царствование Птолемея I город достиг богатства и процветания, а александрийская гавань превратилась в оживленный центр морской торговли. По мере развития судоходства кормчие, приводившие в Александрию корабли с грузами, все острее ощущали потребность в маяке, который указывал бы судам безопасный путь среди мелей. И в III в. до н.э. на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии, архитектор Сострат, сын Дексифана из Книда, соорудил знаменитый маяк, ставший одним из семи чудес Древнего мира.
Для подвоза строительных материалов остров соединили с материком дамбой. Работы заняли всего шесть лет - с 285 по 279 г. до н.э. Увидев эту внезапно выросшую на пустынном острове башню, современники были потрясены. Из списка семи чудес света было немедленно вычеркнуто «чудо №2» - стены Вавилона, и его место туг же занял Фаросский маяк.
ста была закончена в конце лета 1997 г. В октябре 1998 г. этот проект получил престижную премию «Проект года», ежегодно присуждаемую Международным институтом бетона.

Александрийский поэт Посидипп (ок. 270 г. до н.э.) в одной из своих эпиграмм воспел это удивительное сооружение:
Башню на Фаросе, грекам спасение, Сострат Дексифанов, Зодчий из Книда, воздвиг, о повелитель Протей!
Нет никаких островных сторожей на утесах в Египте, Но от Земли проведен мол для стоянки судов,
И высоко, рассекая эфир, поднимается башня, Всюду за множество верст видна путнику днем, Ночью же издали видят плывущие морем все время, Свет от большого огня в самом верху маяка. Пер. Л. Блуменау
Таким маяк оставался и во времена римского владычества. По словам Плиния Старшего, он сиял, «как звезда во мраке ночей». Это монументальное сооружение имело высоту не менее 120 м, а свет его был виден на расстоянии до 48 км.
Согласно Страбону, маяк был построен из местного известняка и облицован белым мрамором. Декоративные фризы и орнаменты изготовлены из мрамора и бронзы, колонны - из гранита и мрамора. Маяк как бы вырастал из центра просторного двора, обнесенного мощной оградой, по углам которой возвышались мощные бастионы, напоминающие пилоны древнеегипетских храмов. D них, как и по всей стене, были прорезаны многочисленные бойницы.
Сам маяк состоял из трех ярусов. Первый, квадратный в плане (30,5×30,5 м), ориентированный по сторонам света и облицованный квадрами белого мрамора, имел высоту 60 м. По углам его были установлены монументальные статуи, изображающие тритонов. Внутри первого яруса располагались на разных уровнях помещения для рабочих и охраны. Там же находились кладовые, где хранилось топливо и продукты. На одном из боковых фасадов можно было прочесть греческую надпись: «Богам-спасителям - для спасения моряков», где под богами подразумевались царь Египта Птолемей I и его супруга Береника.

Восьмиугольный средний ярус меньшего размера также был облицован мраморными плитами. Восемь его граней были развернуты по направлениям господствующих в этих местах ветров. Наверху по периметру стояли многочисленные бронзовые статуи; некоторые из них могли служить флюгерами, указывающими направление ветра. Сохранилось предание, что одна из фигур протянутой рукой следовала за движением солнца и опускала руку только после его захода.
Верхний ярус имел форму цилиндра и выполнял функции фонаря. Он был окружен восемью полированными гранитными колоннами и увенчан конусообразным куполом, увенчанным 7-метровой бронзовой статуей Исиды-Фарии, попечительницы мореплавателей. Впрочем, некоторые исследователи считают, что там находилась статуя морского бога Посейдона.
Световая сигнализация производилась с помощью мощного светильника, помещенного в фокусе вогнутых металлических зеркал. Предполагают, что топливо на вершину доставляли установленные внутри башни подъемные механизмы - в середине маяка имелась шахта, ведущая от нижних помещений вверх к осветительной системе. По другой версии, топливо привозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных лошадьми или мулами.

В подземной части маяка находилось хранилище питьевой воды для военного гарнизона, располагавшегося на острове: и при Птолемеях, и при римлянах маяк одновременно служил крепостью, препятствующей входу вражеских кораблей в главный порт Александрии.
Считается, что верхняя часть маяка (цилиндрическая, с куполом и статуей) рухнула во II в., но еще в 641 г. маяк действовал. В XIV в. землетрясение окончательно уничтожило этот шедевр древнего зодчества и строительной техники. Спустя сто лет египетский султан Кайт-бей распорядился построить на остатках фундамента маяка форт, названный именем своего создателя. Судить о внешнем облике маяка мы можем сегодня лишь по его изображениям на монетах римского времени и немногочисленным обломкам гранитных и мраморных колонн.
В 1996 г. подводным археологам во главе с известным французским ученым Жан-Ивом Эмперером, основателем Центра по изучению Александрии, удалось отыскать на морском дне остатки конструкций маяка, рухнувших в море в результате землетрясения. Это вызвало большой интерес во всем мире. В 2001 г. правительство Бельгии даже выступило с инициативой воссоздания Фаросского маяка на том же самом месте, где 2200 лет назад он был построен. Однако сейчас здесь по-прежнему высятся стены крепости Кайт-Бей, и правительство Египта не спешит с согласием на ее снос.

Александрийский маяк


Александрийский маяк, рисунок археолога H. Thiersch (1909)
Название маяка
Оригинальное название

Φάρος της Αλεξάνδρειας

Местоположение
Координаты

31.214167 , 29.885 31°12′51″ с. ш. 29°53′06″ в. д.  /  31.214167° с. ш. 29.885° в. д. (G) (O)

Высота

140 метров

Действующий
Расстояние

56 километров

на Викискладе

Александри́йский (Фа́росский) мая́к - одно из 7 чудес света , был построен в III веке до н. э. в египетском городе Александрия , чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение языков пламени, а днём - столб дыма. Это был первый в мире маяк, и простоял он почти тысячу лет, но в 796 г. н. э. был сильно поврежден землетрясением . Впоследствии пришедшие в Египет арабы пытались восстановить его, и к XIV в. высота маяка составляла около 30 м. В конце XV в. султан Кайт-бей воздвиг на месте маяка крепость , которая стоит и сейчас.

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов Александрии. Этот оживлённый порт основал Александр Великий во время посещения Египта в 332 г. до н. э. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство должно было уйти 20 лет, а завершён он был около 283 г. до н. э. , во времена правления Птолемея II , царя Египта. Строительство этого гигантского сооружения длилось всего 5 лет. Архитектор - Сострат Книдский.

Фаросский маяк состоял из трёх мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню. Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь.

Направляющий свет

Гибель маяка

В XIV веке маяк был полностью уничтожен землетрясением . Несколькими годами позже его обломки использовали для постройки крепости . Крепость впоследствии не раз перестраивалась.

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Александрийский маяк" в других словарях:

    Александрийский маяк - Александр ийский ма як … Русский орфографический словарь

    Эта статья о художественном образе. Другие значения термина в заглавии статьи см. на Александрийский столп. Александрийский столп образ, использованный Александром Пушкиным в стихотворении «Памятник» 1836 г … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Маяк (значения). В Кронштадте … Википедия

    Может подразумевать: Литературный образ, введённый А. С. Пушкиным в стихотворении «Памятник» Неформальное наименование Александровской колонны, восходящее к этому образу Александрийский маяк, по мнению ряда пушкинистов, подразумевавшийся А. С.… … Википедия

    Маяк - Маяк, Великобритания. МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов, радиосигналов (радиомаяк) … Современная энциклопедия

    Высокое, в виде башни, строениe, стоящее на морском берегу, напути следования судов для указания пути мореплавателям. Ночью навершине М. поддерживается огонь. Указательные М. возводятся в открытомморе, на отдельных небольших скалах и отмелях, а… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Маяк, сооружение башенного типа, служащее ориентиром для опознавания берегов, определения места судна и предупреждения о навигационной опасности. М. оборудуются светооптическими системами, а также другими техническими средствами сигнализации:… … Большая советская энциклопедия

    Маяк Александрийский (Фаросский) - маяк на о ве Фарос близ Александрии в Египте, одно из семи чудес античного мира. Сооружен в 285 280 гг. до н.э. Состратом Книдским с целью сделать безопасным вход кораблей в Александрийскую гавань. Представлял собой трехъярусную башню высотой… … Античный мир. Словарь-справочник.

К сожалению, землетрясение практически полностью уничтожило здание, но, несмотря на это желающих посмотреть на маяк не стало меньше.

Александрийский маяк относится к одному из семи чудес света. По-другому маяк называют Фаросским, из-за своего расположения на острове Фарос на берегу Александрии в Египте. Свое название город получил от императора Александра Македонского. К месту расположения города он подошел очень продуманно. Поначалу покажется необычным, что Македонский выбрал не дельту Нила, где проходят два важнейших стратегических пути. Однако если бы Александрию построили на реке Нил, то вредные пески и ил забили бы его гавань. Таким образом, был выбран самый лучший вариант, ведь на город возлагались большие надежды.

Македонский планировал создать здесь крупнейший торговый город, куда будут доставляться товары со всего мира. Ну и само собой для такого важного центра требовалась гавань. Многими известными проектировщиками того времени был создан проект, по которому возвели дамбу, соединяющую остров и с материковой частью. Таким образом, было получено две гавани, принимающие корабли и со стороны Нила, и с моря.

Мечта императора сбылась только после его кончины, когда на трон взошел Птолемей I. Это он сделал из Александрии самый крупный торговый город-порт во всей Греции. С ростом и развитием мореплавания, остров все больше стал нуждаться в маяке. Его сооружение обезопасило бы плавание кораблей в море, а также привлекло больше продавцов и покупателей.

Среди скудного ландшафта маяк выделялся бы своими огнями, создавая мощный ориентир для потерявшихся. По мнению историков, Александр Македонский планировал также сделать из маяка оборонительное сооружение на случай атак с моря. Поэтому в планах было возведение огромного дозорного пункта.

Строительство Александрийского маяка

Само собой возведение столь масштабного объекта требовало больших финансовых и трудовых ресурсов. Найти их в такое трудное время было непросто. Но Птолемей решил эту проблему, приведя из завоеванной Сирии огромное число евреев, ставших рабами на стройке. В это время происходит еще несколько важных для государства событий. Птолемей подписывает мировое соглашение с Деметрием Полиоркетом и празднует смерть кровного врага Антигона.

В 285 году до н.э. во главе с архитектором Состратом Книдским начинается возведение Фароса. Для увековечения своего имени, архитектор создает надпись, гласящую, что он строит это здание для моряков. Сверху надпись была перекрыта плиткой с именем Птолемея. Однако тайна в наше время была раскрыта.

Структура маяка

Александрийский маяк имел три яруса прямоугольной формы со стороной в 30,5 метров. Грани нижнего яруса были четко повернуты в определенные стороны света. Высота его составляла 60 метров. Нижний ярус по бокам украшался тритонами и использовался рабочими в личных целях. Здесь же хранили запасы горючего и еды.

Средний ярус строился в форме многоугольника, грани которого были направлены к ветрам.

Третий ярус напоминал цилиндр и выполнял непосредственно роль светила. На верхушке находилась семиметровая скульптура Исиды-Фарии, которую мореплаватели почитали как свою хранительницу. По некоторым источникам наверху была статуя Посейдона, но доказан этот факт не был. Здесь была создана сложная конструкция зеркал, которая ощутимо усиливала дальность света. Топливо на маяк поступало по специальным пандусам, которые перевозили мулы. Именно для удобства перемещения и была построена дамба. Александрийский маяк помимо своей прямой обязанности выполнял функцию обороны города. Здесь находился военный гарнизон. Для полной безопасности вокруг маяка возвели толстые стены и небольшие башни.

В целом все сооружение в высоту составляло 120 метров, став высочайшим в мире.

Судьба маяка

Спустя тысячелетие сооружение стало разрушаться. Произошло это в 796 году во время мощнейшего землетрясения. От величественного сооружения остались развалины 30-метровой высоты.

Позднее с обломков построили военный форт Кайт-Бей, внутри которого сейчас находится несколько музеев? музей морской биологии и исторический музей.

Александрийский маяк - одно из древнейших инженерных сооружений человечества. Он был построен между 280 и 247 годами до н. э. на острове Фарос, расположенном у берегов древнего города Александрия (территория современного Египта). Именно благодаря названию этого острова маяк также был известен как Фаросский.

Высота этого грандиозного сооружения, по свидетельствам разных историков, была примерно 120-140 метров. В течение долгих веков он оставался одним из самых высоких сооружений на нашей планете, уступая только пирамидам в Гизе.

Начало строительства маяка

Город Александрия, основанный Александром Великим, удачно располагался на пересечении многочисленных торговых путей. Город стремительно развивался, в его гавань заходило все больше кораблей, и строительство маяка становилось насущной необходимостью.

Некоторые историки полагают, что, кроме обычной функции обеспечения безопасности мореплавателей, у маяка могла быть смежная, не менее важная функция. В те времена правители Александрии опасались возможного нападения со стороны моря, и такое колоссальное сооружение, как Александрийский маяк, могло послужить отличным наблюдательным пунктом.

Изначально маяк не был оборудован сложной системой сигнальных огней, ее соорудили через несколько сотен лет. Первое время сигналы кораблям подавались с помощью дыма от костра, и поэтому маяк был эффективным только в дневное время.

Необычность конструкции Александрийского маяка

Такое масштабное строительство для тех времен было грандиозным и очень амбициозным проектом. Однако сооружение маяка завершилось в очень короткие сроки - оно длилось не более 20 лет.

Ради строительства маяка между материком и островом Фарос в короткие сроки была сооружена дамба, по которой доставлялись необходимые материалы.

Рассказать кратко об Александрийском маяке просто невозможно. Огромное сооружение было построено из цельных мраморных блоков, соединенных между собой для большей прочности скобами из свинца.

Нижний, самый большой уровень маяка, был выстроен в форме квадрата с длиной сторон примерно 30 метров. Углы основания были спроектированы строго по сторонам света. Помещения, расположенные на первом уровне, предназначались для складирования необходимых припасов и проживания многочисленных стражников и работников маяка.

В подземном уровне было сооружено водохранилище, запасов питьевой воды которого должно было хватить на случай даже продолжительной осады города.

Второй уровень здания был выполнен в форме восьмиугольника. Его грани были ориентированы в точном соответствии с розой ветров. Украшали его необычные статуи из бронзы, некоторые из которых были подвижными.

Третий, основной уровень маяка был сооружен в форме цилиндра и сверху его венчал большой купол. Верх купола украшала бронзовая скульптура высотой не менее 7 метров. Историки до сих пор не пришли к единому мнению, было ли это изображение бога морей Посейдона или же статуя Исиды-Фарии - покровительницы мореходов.

Как был устроен третий уровень маяка?

Для того времени истинным чудом Александрийского маяка была сложная система огромных бронзовых зеркал. Свет от костра, постоянно горевшего на верхней площадке маяка, отражался и многократно усиливался этими металлическими пластинами. В античных хрониках писали, что сияющий свет, идущий от Александрийского маяка, был способен сжигать корабли неприятеля далеко в море.

Безусловно, это было преувеличением неискушенных гостей города, впервые увидевших это древнее чудо света - Александрийский маяк. Хотя на самом деле свет маяка был виден больше, чем на 60 километров, и для античных времен это было огромным достижением.

Очень интересным инженерным решением для того времени было строительство внутри маяка спиральной лестницы-пандуса, по которому на верхний ярус доставлялись необходимые дрова и горючие материалы. Для бесперебойной работы требовалось огромное количество топлива, поэтому повозки, запряженные мулами, постоянно поднимались и спускались по наклонной лестнице.

Зодчий, который построил чудо

Во времена строительства маяка царем Александрии был Птолемей I Сотер, талантливый правитель, при котором город превратился в процветающий торговый порт. Приняв решение построить в гавани маяк, он пригласил для работы одного из талантливых архитекторов того времени - Сострата Книдского.

В античные времена единственным именем, которое могло быть увековечено на построенном сооружении, было имя правителя. Но зодчий, возведший маяк, был очень горд своим творением и хотел сохранить для потомков знание о том, кто действительно был автором чуда.

Рискуя навлечь на себя гнев правителя, он на одной из каменных стен первого уровня маяка высек надпись: «Сострат из Книдии, сын Декстифана, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей». Затем надпись была покрыта слоями штукатурки и уже поверх нее были высечены положенные славословия в адрес царя.

Через несколько веков после строительства куски штукатурки постепенно отвалились, и появилась надпись, сохранившая в камне имя человека, построившего одно из семи чудес света - Александрийский маяк.

Первый в своем роде

В античные времена в разных странах часто использовали пламя и дым костров как систему оповещения или для передачи сигналов об опасности, но Александрийский маяк стал первым специализированным сооружением такого рода во всем мире. В Александрии его называли Фарос, по названию острова, и все маяки, которые строились после него, тоже стали называть фаросами. Это нашло отражение и в нашем языке, где слово "фара" означает источник направленного света.

Древнее описание Александрийского маяка содержит сведения о необычных "живых" скульптурах-статуях, которые можно назвать первыми несложными автоматами. Они поворачивались, издавали звуки, совершали простые действия. Но это были совсем не хаотичные движения, одна из статуй указывала рукой на Солнце, а когда Солнце заходило, рука автоматически опускалась. В другую фигуру был вмонтирован часовой механизм, который отмечал начало нового часа мелодичным звоном. Третья статуя использовалась как флюгер, показывая направление и силу ветра.

Краткое описание Александрийского маяка, сделанное его современниками, не смогло передать секреты устройства этих статуй или примерную схему пандуса, по которому доставлялось топливо. Большинство этих секретов утрачено навсегда.

Разрушение маяка

Свет костра этого уникального сооружения указывал мореходам дорогу в течение многих веков. Но постепенно, во времена упадка Римской империи, маяк тоже стал приходить в упадок. Все меньше средств вкладывалось в его поддержание в рабочем состоянии, к тому же гавань Александрии постепенно мельчала из-за большого количества песка и ила.

К тому же местность, где Александрийский маяк был построен, была сейсмически активна. Череда сильных землетрясений нанесла ему серьезные повреждения, а катастрофа 1326 года окончательно разрушила седьмое чудо света.

Альтернативная версия разрушения

Кроме теории, объясняющей упадок колоссального сооружения недостаточным финансированием и стихийными бедствиями, существует еще одна интересная гипотеза о причинах разрушения маяка.

Согласно этой теории, виной всему было то огромное военное значение, которое имел маяк для обороняющих Египет. После того, как страна была захвачена арабами, христианские страны, и прежде всего Византийская империя, рассчитывали отбить Египет людей. Но этим планам очень мешал наблюдательный пункт арабов, находящийся на маяке.

Поэтому был распространен слух о том, что где-то в здании в античное время были спрятаны сокровища Птолемеев. Поверив, арабы начали разбирать маяк, пытаясь добраться до золота, и в процессе повредили систему зеркал.

После этого поврежденный маяк продолжал функционировать еще 500 лет, постепенно ветшая. Затем его окончательно разобрали, а на его месте была возведена оборонительная крепость.

Возможность восстановления

Самая первая попытка восстановления Александрийского маяка была предпринята арабами в XIV веке н. э., но получилось построить лишь 30-метровое подобие маяка. Затем стройка прекратилась, и лишь через 100 лет правитель Египта Кайт-Бей построил на его месте крепость для защиты Александрии со стороны моря. В основании этой крепости осталась часть фундамента древнего маяка и почти все его подземные сооружения и водохранилище. Эта крепость существует по сей день.

Часто энтузиастами-историками рассматривается вероятность воссоздания этого знаменитого здания в его первозданном состоянии. Но есть одна проблема - достоверного описания Александрийского маяка или его детальных изображений, на основании которых можно было бы точно восстановить его облик, практически не осталось.

Прикоснуться к истории

Впервые некоторые фрагменты маяка были открыты археологами на дне моря в 1994 году. С тех пор экспедицией Европейского института подводной археологии на дне гавани был открыт целый квартал античной Александрии, о существовании которого ученые раньше не догадывались. Под водой сохранились остатки многих античных сооружений. Существует даже гипотеза, что одно из найденных зданий может быть дворцом знаменитой царицы Клеопатры.

Правительство Египта в 2015 году одобрило масштабную реконструкцию древнего маяка. На том месте, где он был построен в далекие античные времена, планируют построить многоэтажную копию великого маяка. Интересно то, что проект предусматривает строительство на глубине 3 метра подводного стеклянного зала, чтобы все любители древней истории могли увидеть руины древнего царского квартала.