Кто построил казанский собор. Казанский собор

В 1801 году начали строить Казанский собор. Его проект разработал Андрей Никифорович Воронихин - бывший крепостной барона Строганова, сумевший со временем стать искуснейшим зодчим и «старшим профессором» Академии художеств.
По требованию Петра I Казанский собор, крупнейшее культовое здание русской столицы, надлежало сделать похожим на собор святого Петра в Риме - главный храм католической Европы. Этим требованием объясняется введение в композицию Казанского собора наружной колоннады, отдаленно напоминающей колоннаду римского прототипа; два ее крыла, изогнутые в плане, состоят из семидесяти двух каннелированных коринфских колонн, несущих антаблемент с балюстрадой.
Однако, проектируя собор, Воронихин руководствовался в первую очередь не требованием царя, а градостроительными соображениями. Поэтому он разместил свою колоннаду со стороны северного фасада храма, который по канонам церкви считается второстепенным, но обращен к Невскому проспекту - важнейшей магистрали города.
Сам собор, имеющий в плане форму вытянутого с запада на восток «латинского креста», стоит в некотором отдалении от проспекта. Но упруго развернутые крылья колоннады надежно связывают здание с улицей и в то же время формируют перед входом в собор небольшую, но просторную площадь. Сплошная застройка магистрали здесь разрывается, возникает дополнительная перспектива, эффектно замыкающаяся центральным портиком колоннады и поднимающимся над ним куполом на стройном барабане Массивные боковые портики, словно останавливающие стремительный разбег колоннады в стороны, размещены по осям отходящих от проспекта набережной канала Грибоедова и улицы Плеханова. Купол выделяет в силуэте города место пересечения важных магистралей. Зодчий сумел органично ввести здание в «ткань» уже сложившихся кварталов и сделал его доминантой района.
В композиции Казанского собора отразились новаторство Воронихина-градостроителя и его способность разобраться в ситуации, сложившейся ранее, развить приемы, наметившиеся в работах его предшественников. В самом деле, в основном планировочном замысле собора нельзя не увидеть развитие той системы, которая еще в XVIII веке стала использоваться при размещении культовых зданий на противоположной стороне Невского проспекта - с отступом от красной линии в разрывах между жилыми домами. Но Воронихин значительно усилил градостроительное значение такого приема, придал ему совсем иные масштабы и размах.
В начале XIX века усилилась тенденция к углублению идейно-художественного содержания произведений зодчества, к увеличению их образной силы. Достичь этой цели архитектура могла в тесном союзе с изобразительным искусством, роль которого в раскрытии общей темы должна была стать особенно ответственной. Казанский собор явился, по существу, первым в истории русского классицизма сооружением, в котором воплотилось новое отношение к проблеме синтеза искусств.
В композиции фасадов Казанского собора очень важную роль играют произведения скульптуры. Наиболее значительные из них размещены на северном фасаде, обращенном к Невскому проспекту. Аттики, венчающие боковые портики наружной колоннады собора, заполняют длинные барельефные фризы. Сюжеты барельефов заимствованы из Библии. Над восточным портиком расположен рельеф «Истечение Моисеем воды из камня», созданный И. П. Мартосом. «Медный змий» - тема другого рельефа, исполненного И. П. Прокофьевым. Однако библейские сюжеты послужили художникам лишь поводом для раскрытия несравненно более значительной и очень характерной для классицизма темы героя, приходящего в трудный час на помощь своему народу. Патетическая героика фризов и приподнятый, мажорный строй архитектуры здания прекрасно дополняют друг друга. По сторонам огромной двери северного входа в собор, украшенной горельефами, стоят в нишах бронзовые скульптуры князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Они отливались по моделям, созданным крупнейшими ваятелями классицизма - С. С. Пименовым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, В. И. Демут-Малиновским и А. А. Анисимовым. Мощные, суровые изваяния, воспринимаемые зрителем с близкого расстояния, гармонично сочетаются с монументальной колоннадой. Включение в число скульптур наряду с изображениями легендарных персонажей статуй реальных героев русской истории должно было, по мысли строителей Казанского собора, способствовать усилению национальной, патриотической темы.
Сооружение Казанского собора, продолжавшееся десять лет, завершилось незадолго до начала Отечественной войны 1812 года. Мажорная, торжественная архитектура здания оказалась созвучной героике борьбы с иноземными захватчиками и пафосу победы над врагом. Сама жизнь связала собор с важнейшими для судеб России историческими событиями, сделала здание памятником русской воинской славы. Из Казанского собора после торжественного молебна отправился в действующую армию фельдмаршал М. И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года, когда неприятель уже был изгнан за пределы отчизны, доставили из маленького немецкого города Бунцлау прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма; рядом на специальных кронштейнах, вделанных в стену, разместили трофейные знамена и ключи от сдавшихся русским армиям городов.
Мемориальное значение Казанского собора в 1837 году было закреплено установкой перед боковыми портиками наружной колоннады памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли. Они органично вошли в архитектурно-скульптурный ансамбль собора. Бронзовые фигуры полководцев, великолепно воспринимающиеся на фоне колоссальных порталов, отливались по моделям скульптора Б. И. Орловского. Гранитные пьедесталы проектировал архитектор В. П. Стасов.
По композиционному решению оба памятника почти идентичны: герои Отечественной войны 1812 года изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи, ниспадающие живописными складками. Но трактовка каждой фигуры имеет свои особенности. В позе Барклая воплощено настороженное ожидание. Фигура Кутузова, наоборот, кажется олицетворением наступательного порыва: решительным жестом руки с маршальским жезлом полководец как бы дает сигнал своим войскам преследовать бегущего неприятеля.
Светский, гражданский характер, присущий архитектуре Казанского собора, свойствен и его интерьеру, напоминающему огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн не расчленяют, а объединяют пространство этого зала, позволяя ему наполниться светом, льющимся из окон. Треугольные в сечении подкупольные столбы размещены настолько удачно, что почти незаметны зрителю. Благодаря этому кажется, что поддерживаемый ими купол свободно парит на огромной высоте.
В 1810-1811 годах, уже завершая постройку Казанского собора, Воронихин решил видоизменить свой первоначальный замысел, спроектировав вторую наружную колоннаду перед южным фасадом здания. Боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер, созданный перед западным главным входом в собор. Осуществлению этого проекта помешала начавшаяся война, и о нем теперь напоминает лишь чугунная решетка, установленная в 1812 году.
В «чугунном кружеве» Ленинграда эта ограда - одно из лучших украшений. Часто поставленные вертикальные прутья создают в каждом ее звене своего рода нейтральный фон, на котором контрастно выделяются плотные орнаментальные «пятна» в форме ромба. На верху решетки помещена широкая полоса растительного орнамента, своей массой уравновешивающая гранитный цоколь. Опорами чугунных звеньев служат массивные картелированные колонны, увенчанные шарами. Их строгий ритм укрупняет масштаб ограды. Этому ритму вторит широкий шаг ромбовидных узоров. И, несмотря на большую длину ограды - 153 метра, рисунок решетки не кажется ни монотонным, ни мелким. Ограда прекрасно выдерживает соседство с громадным зданием.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

К азанский кафедральный собор — один из крупнейших и главных храмов Петербурга
его еще называют Собор Казанской иконы Божией Матери. Он находится на Невском проспекте рядом с метро, в сердце туристических маршрутов и практически все посещающие Петербург туристы обязательно его видят. Сегодня гулял у него, поэтому показываю вечерние фото собора.

Построен в стиле ампир в 1801—1811 годах русским архитектором А. Н. Воронихиным, для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Художник Алексеев Ф.Я. Вид Казанского собора в С-Петербурге. Перед собором стоял обелиск. Деревянный обелиск был поставлен к торжеству освящения собора 15 сентября 1811 года. Сделать его из камня не успевали, как и чугунную ограду. Обелиск простоял 15 лет и затем его убрали.

У храма лежала еще и колонна с собора. Она была запасной и изначально планировали использовать ее как обелиск. Но увы. Воронихин поставил на колонне золотой шар сделал из нее памятник к празднованию 50-лети Академии Художеств. Ныне колонна стоит на постаменте в академическом саде на Васильевском острове.

После Отечественной войны 1812 года собор приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов (вернее некоторые части его тела) и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Ранее на месте собора стояла часовня при больнице с 1710 года, а затем по указу императрицы Анны Иоановны была построена каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Церковь была чем-то похожа на храм в Перопавловской крепости.

Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых. Все элементы архитектурного оформления были выполнены в дорическом ордере.

Павел I венчался в этой церкви и когда она обветшала задумал возвести красивый храм достойный Невского проспекта.

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н.
Воронихиным.

Удивительно, но именно этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Сорокалетний талантливый Воронихин к тому времени не успел еще построить сколько-нибудь значительных зданий. Архитектуре и живописи он учился у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, занимался самообразованием, а получив вольную, побывал за рубежом. Он стал «домашним» зодчим Строганова.

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме.

Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту.

В 1800 году была создана "Комиссия о построении Казанской церкви" во главе с графом А. С. Строгановым. В 1801 году она доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира.

На эту просьбу Павел I ответил отказом: "В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся".

Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы. Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора. И время показало, что это было правильное решение.

Для облицовки кирпичных стен использовали пудостский камень, добываемый близ Гатчины. Кроме того, здесь широко применены мрамор, известняк, гранит для 56 монолитных колонн в интерьерах.
1805 год — здание возведено до карниза;
начало 1806 года — установлены гранитные колонны;
1808-1811 годы — окончание внутренних штукатурных работ и отделка наружных колонн, постройка купола и установка лепных деталей. Воронихин впервые применил металлическую стропильную конструкцию купола пролетом 17 метров.

Собор часто появлялся на открытках. Он любимец художников и фотографов.

Высота собора достигает 71,5 метра.
Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

По православным канонам собор ориентирован с Запада на Восток, но такое, же направление имеет Невский проспект, таким образом, главный вход в Казанский собор находится не со стороны проспекта, а со стороны Казанской улицы.

Монументальные двери северного входа (со стороны Невского пр.) являются бронзовой копией знаменитых «Райских врат» Флорентийского Баптистерия, исполненных итальянским скульптором XV века Лоренцо Гиберти.
Пост про оригинал))) Ворота в Баптистерий

Примечателен был иконостас главного придела. Он был в 1834—1836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.

С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Скульптуры перед входом в собор.

В портиках по замыслу Воронихина установлены бронзовые фигуры князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного. Не все статуи были установлены из-за нехватки средств. К сожалению, почти не сохранился скульптурный декор интерьеров, замененный позднее росписями.

В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского.

В годы блокады оба памятника оставили на местах и не стали закрывать. Считалось, что полководцы поднимают боевой дух солдат. Проходя мимо них по Невскому проспекту, военные неизменно отдавали честь обоим фельдмаршалам.

Барклай де Толли и Кутузов
В 12-м морозили французов
А ныне благодарный росс
Поставил их без шапок на мороз!

В советское время по их поводу ходил анекдот: Барклай де Толли держит руку возле живота: «Живот болит!» Кутузов указывает жезлом на здание на противоположной стороне: «Вот аптека!». — на противоположной стороне в доме на углу Невского и Большой Конюшенной улицы с давних пор помещается аптека.

6 (19) марта 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля». Здесь впервые выступил Плеханов. После октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли.

Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста.

В Кровавое воскресенье 1905 года толпа мгновенно соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.

Губернатор Петербурга того времени был человеком креативным и считал что все площади Петербурга должны иметь фонтаны. Не только красоты ради, а из политических соображений. Он считал что на площади где есть фонтан невозможны народные митинги. Фонтан будет снимать напряжение толпы. Увы... он не успел создать фонтаны на всех площадях, но перед собором фонтан появился.

Всевидящее око... масоны, сними в то время не шутили... такое же око на долларе...

В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма, с 1991 года действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

На крыше собора в советское время планировали разбить сады. К счастью этого не произошло.

Санкт-Петербург - это город архитектурных шедевров, настоящий учебник по стилям и направлениям зодчества. Одним из величайших строений города является Он восхищает и удивляет уже не одно поколение жителей и гостей Северной столицы. Из публикации вы узнаете о том, когда, кем и в каком стиле построен Казанский собор, в чем его особенности и чем он знаменит.

Предыстория

На том месте, где сегодня стоит Казанский собор в Петербурге, стиль которого мы рассматриваем, еще в 1710 году была построена деревянная часовня, принадлежащая близлежащему госпиталю. Чуть позже на этом месте была возведена из дерева церковь Казанской Божьей Матери.

Парадное место на Невском проспекте недолго украшало деревянное здание. В 1733 году по указанию императрицы Анны Иоанновны на этом месте был заложен придворный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Над проектом работал известный архитектор М. Земцов. Он построил красивый барочный собор с деревянным куполом и надвратной колокольней. Перед освящением храма в него была перенесена икона Казанской Божьей Матери - почитаемый и чудотворный образ. Но в те времена церковь называлась Рождественской, и в ней часто стояли службы представители царской семьи. В 1773 году здесь венчался цесаревич Павел Первый, здесь же отмечались многочисленные победы русского оружия.

Постепенно храм ветшал и требовал обновления. В середине XVIII века несколько выдающихся архитекторов разрабатывали проекты реновации собора, в том числе свои проекты предлагали поклонник А. Палладио Николай Львов и знаменитый архитектор Джакомо Кваренги. Так, стиль Казанского собора уже заранее был определен как классический, хотя проект в то время еще и не был создан. В конце XVIII века император Павел Первый объявил конкурс на создание проекта для нового собора, он хотел, чтобы постройка напоминала собор Святого Петра в Ватикане.

Архитектор

В 1799 году был объявлен конкурс на проект для постройки нового Казанского собора. Архитектурный стиль изначально определялся как классицизм - самый актуальный стиль того исторического периода. В конкурсе приняли участие множество знаменитостей того времени: Ч. Камерон, П. Гонзаго, Ж. Тома де Томон. Павел Первый склонялся к проекту Камерона, но так и не принял окончательного решения о победителе конкурса.

Через год в судьбе храма решил принять участие граф Строганов, резиденция которого находилась неподалеку от места будущей постройки. Он принес императору проект своего архитектора А. Н. Воронихина. Проект получил верховное одобрение, и граф Строганов стал главой попечительского совета стройки. Андрей Воронихин происходил из семьи крепостных графа Строганова. Но с детства он показывал большие способности к рисованию, что не осталось незамеченным. Граф дал Воронихину хорошее классическое образование, финансировал 4 его поездки в Европу. В 1785 году архитектор получил отпускную, но продолжал работать на графа Строганова. Он занимался внутренней отделкой Строгановского дворца, построил для графа дачу на Черной речке, создал известный проект колоннад в Петергофе, за который получил звание академика архитектуры. Воронихин считается основоположником русского ампира.

Проект

В конце XVIII века граф Строганов предлагает Воронихину сделать проект для Казанского собора. Какой стиль выбрать для постройки? Такой вопрос даже не вставал - это было время победного шествия классицизма по всему миру. Архитектор предложил амбициозный проект с впечатляющей колоннадой с северной и южной сторон собора. Если бы проект был воплощен в первоначальном замысле, то сегодня мы бы видели на Невском проспекте удивительное сооружения с двумя полукружиями колоннад. Архитектор предлагал заложить вокруг церкви три больших площади, но воплотить такую дорогостоящую задумку полностью не удалось, и в итоге храм украсила только северная колоннада. Проект очень впечатлил императора Александра Первого. И уже через 8 дней после царского одобрения, 27 августа 1801 года, произошла закладка первого камня.

Архитектурный классицизм

XVII-XIX века в Европе и в России ознаменованы господством стиля классицизм. Основной его чертой является обращение к античным канонам зодчества. Этот стиль характеризуется рационализмом, просчитанной гармонией. Постройкам свойственна простота линий, регулярность планировки, симметрично-осевые композиционные решения, четкость объемов и лаконичность декора. Главная примета классики - античные ордеры.

Образцом позднего классицизма является Казанский собор, стиль которого часто называют ампиром. считается основоположником русского ампира, т. е. позднего, зрелого классицизма. Эстетика классицизма тяготела к масштабным градостроительным решениям, особенно отличался имперским размахом ампир. Именно таким - масштабным, симметричным, с ордерным декором - и был проект Воронихина.

Строительство

Возведение храма велось очень быстрыми темпами. Для расчистки площадки пришлось снести 11 частных домов, но за это владельцы получили приличную компенсацию. Казанский собор, стиль которого предполагал приличный размах, должен был занять большое пространство вдоль Невского проспекта, но все же город не мог себе позволить вместить такую махину полностью, поэтому Воронихину пришлось ограничить свой проект. Предполагалось, что собор построят за три года, и Строганов старался уложиться в этот срок, но все же работы затянулись, мешали перебои с финансированием, которые возникали из-за больших трат государства на внешнеполитические цели, к тому же Воронихин никак не укладывался в смету. Для возведения храма использовались только отечественные материалы (идея Строганова), но это все равно не удешевляло строительство. Окончание возведения собора пришлось на 1811 год. 15 сентября храм был освящен, чуть позже была разобрана старая церковь, которая портила вид нового сооружения. Воронихин за эту постройку получил Орден святого Владимира четвертой степени. Постройка собора стоила казне баснословную сумму - 4,7 миллиона рублей.

Архитектура

Поскольку Казанский собор по стилю архитектуры должен был напоминать главный католический собор в Риме, при его возведении ориентировались в первую очередь на религиозные архитектурные каноны. Собор ориентирован с запада на восток, и это вызывало определенные трудности: невозможно было вписать постройку в перспективу Невского проспекта. Воронихин нашел оригинальное решение и сделал северный фасад парадным, хотя главный вход находится сбоку по отношению к главной городской магистрали.

Главным украшением собора является колоннада из 94 коринфских колонн, общее же число колонн на фасаде - 136. По большому счету, внешний облик собора очень светский, даже крест на куполе развернут так, что виден лишь с определенного ракурса, а в остальных проекциях смотрится как шпиль. В постройке удивительным образом сочетаются две тенденции: монументальность и грандиозность и невероятная легкость, изящность. Казанский собор в Питере, стиль которого положил начало истинно русскому классицизму, считается знаковой постройкой для русского зодчества. Специалисты отмечают, что эта постройка ознаменовала собой появление именно русской архитектуры, не подражательницы европейским образцам, а зодчества с национальным колоритом в рамках общеевропейских тенденций.

Интерьер

Внутреннее убранство Казанского собора не менее интересно, чем его внешний облик. Пространство собора разделено колоннами из гранита на три нефа, потолки украшены розетками в виде стилизованных цветов, напоминающими живописную роспись. Напольные мозаики выполнены из разных сортов отечественного камня. Вообще, собор считается настоящим памятником отечественным минералам. Большая часть икон и картин собора написана специально для него выдающимися мастерами своего времени, в том числе, Брюлловым, Боровиковским, Кипренским. Иконостас был создан по эскизам Тона, и на него пошло трофейное серебро, отвоеванное у наполеоновской армии. Главным украшением собора является чудодейственный список иконы Казанской Божьей Матери.

Современное состояние

Сегодня Казанский собор в Санкт-Петербурге, стиль архитектуры которого восхищает всех людей, является действующим православным храмом, а также памятником культуры. В советское время собор был подвергнут реставрации, здесь располагался Музей истории религии и атеизма. В 1994 году на купол был возвращен православный крест и возобновились церковные службы.

Мифы и легенды

Казанский собор, стиль которого вызывает непременный восторг у любого человека, за свою историю оброс немалым числом легенд. Первая история связана с пустыми пьедесталами собора. На них до середины XIX века стояли гипсовые скульптуры архангелов, в перспективе предполагалось, что их заменят бронзовыми, но этого так и не произошло. Народная молва говорит, что архангелы займут свое место только тогда, когда у России появится мудрый и справедливый правитель. Пока, видимо, этого не случилось. Собор со времен войны 1812 года считается Храмом русского оружия. Сюда свозились трофейные знамена, ключи от завоеванных городов. Генерал-фельдмаршал Кутузов очень почитал этот собор, и именно в нем захоронен сосуд с сердцем полководца.

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: miroworld.ru
.

Европа способна подарить прогрессивные идеи любому, кто отправился в путешествие по ней. Яркий пример тому поездка российского императора Павла I в Италию, где тот удостоился личной встречи с Папой Римским и так вдохновился красотами Ватикана, что наказал в Петербурге возвести его копию. И его наказ был выполнен.


Свой собственный Ватикан

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: travel-ru.ru
.

По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: aeslib.ru
.

Получилось одним строительством «убить двух зайцев» — и старое здание снести, и возвести новый храм, который украсил облик города. То ли в павловский период существовало эмбарго на иностранные товары, то ли на вещи заморские не хватало финансов.

Внутреннее убранство Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Строганов лично уговорил правителя возвести храм исключительно из материалов отечественного производства, да еще и применить план строительства российского архитектора, проталкивая при этом эскизы в прошлом крепостного — А. Воронихина. Строганов лично занимался обучением последнего, а за прилежную учебу наградил того свободой.

Вторая колоннада

Открытка «Казанский собор Санкт-Петербурга»./ Фото: kolpakovs.ru
.

Протеже быстро оценил возможности представленной под застройку площади и принял решение построить доверенный объект с некоторыми отличиями. Причиной этому послужила необходимость повернуть алтарь на восточную сторону, не нарушив при этом принятых норм и проекций строительства храмов.

Казанский собор на карте Санкт-Петербурга./ Фото: kolpakovs.ru
.

Такая загвоздка препятствовала воплощению точной копии ватиканского собора св. Петра, по этой причине колоннаду было решено повернуть к Невскому проспекту. Такой шаг позволил одновременно создать «парадную» боковую зону и порадовать царскую особу. Мало кто знает, что полностью воплотить задуманный Воронихиным проект так и не удалось.

Первоначальный план Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Идея подразумевала, что южная часть собора будет являть собой зеркальное отображение северной, и именно там должна была расположиться вторая колоннада. Если бы первозданный проект все же нашел бы свое место в жизни, то сегодня на Невском проспекте находилось бы подобие инопланетного звездолета.

Ожидающие ангелы

Вид на Казанский собор со стороны канала Грибоедова./ Фото: kolpakovs.ru
.

Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года XIX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?

Вид на Казанский собор со стороны улицы Казанская./ Фото: tvereparhia.ru
.

Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.

Кутузовское сердце

Памятник Кутузову М. И. возле Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Для большинства ученых основной загадкой являлось месторасположение сердца могучего полководца Михаила Илларионовича. Многие легенды сводятся к тому, что в Петербург доставили только тело Кутузова, а его сердце, по воле самого же военачальника, оставили на дороге в Пруссии.


Памятник фельдмаршалу Кутузову М. И. возле Казанского собора./ Фото: kolpakovs.ru
.

Но дотошных ученых не удовлетворило это и те, решив докопаться до истины, в 1933 году решились вскрыть могилу, расположенную в Казанском соборе. Как думаете, что они там обнаружили? А там была банка с небальзамированным «легендарным» органом полководца. Таким образом красивая легенда разрушилась в пух и прах.
.

Музей истории религии и атеизма

Брошюра «Музей истории религии и атеизма»./ Фото: tvereparhia.ru
.

Казанский собор в Петербурге (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Казанский собор в Санкт-Петербурге - храм, в котором хранится главная святыня города - Казанская икона Божьей Матери, и памятник русской воинской славы.

Путешествующий по Европе наследник престола Павел Петрович был поражен красотой и гармоничностью собора Святого Петра в Риме и площади перед ним, окруженной колоннадами. В 1799 г. уже будучи императором Павел I возжелал увидеть подобное сооружение у себя в столице и объявил конкурс на лучший проект собора, который бы заменил обветшавшую церковь Рождества Богородицы (в народе известная как Казанская), построенную в 30-х гг. XVIII в. В церкви хранилась одна из главных реликвий России - чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Главным условием конкурса стало то, что будущий храм должен был быть похож на пришедшуюся ему по душе святыню Вечного города. Из всех представленных работ утвердили проект молодого талантливого архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. Уже после убийства Павла I, 27 августа 1801 г. состоялась торжественная закладка Казанского собора в присутствии императора Александра I.

Перед архитектором стояла непростая задача. Строительство нового храма предполагалось на участке у Невского проспекта, вытянутого с запада на восток. У православных церквей алтарь всегда обращен на восток, а главный фасад с входом - на запад, таким образом к Невскому проспекту оказывался обращен северный (боковой) фасад будущего храма. Воронихин нашел изящное решение - боковой фасад удалось зрительно превратить в главный, пристроив к нему грандиозную полукруглую колоннаду, раскрывающуюся в сторону главной магистрали города. 96 поставленных в четыре ряда колонн стали также напоминаем о колоннах, замыкающих площадь перед собором Святого Петра в Риме.

После войны 1812 года в храм перенесли 27 трофейных знамен разгромленной французской армии. А в последующие годы здесь хранили ключи от крепостей и городов Европы и знамена, добытые русской армией в результате походов 1813-1814 гг. У стены Казанского собора похоронен прославленный фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. А на парадной площади установлены бронзовые памятники великим полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.

Адрес: Невский проспект, 25; действующий храм, открывается в будни в 8:30, в воскресенье и праздники в 6:30, закрывается после вечерней службы.