Древний иерихон первый город на земле. Иерихон (Jericho, Палестина) — самый древний город на Земле и Гора Искушения

11 тысяч лет назад в 30 километрах к северо-востоку от современного Иерусалима произошло событие, ознаменовавшее собой новую эпоху в развитии человечества. Одно из местных племен, названных позже натуфийцами, неожиданно для всех прекратило бродить по древнему Леванту и осело в живописном оазисе в долине реки Иордан. Еще не открыв для себя сельское хозяйство, не умея делать керамику и орудия труда из металла, натуфийцы, тем не менее, основали постоянное поселение, ставшее одним из первых городов на планете. Удивительнее всего тот факт, что оно, несмотря на все прошедшие многие тысячелетия, продолжает существовать все на том же месте. Onliner.by рассказывает об Иерихоне, древнейшем городе земли.

До окончания последнего ледникового периода человечеству, влачившему во время него достаточно жалкое существование, трудно было организовать более-менее крупный населенный пункт. Неблагоприятный климат и его регулярные изменения вынуждали представителей вида homo sapiens постоянно кочевать с места на место в попытках найти себе пропитание и, если повезет, продолжить род. Во время ледникового максимума (около 22-26 тысяч лет назад) вся северная Европа лежала подо льдами, включая даже фрагмент территории современной Витебской области Беларуси.

Жертвами этого оледенения стали, например, и несчастные неандертальцы, представители альтернативной современной ветки развития людей. К счастью же для всех нас, за любым похолоданием, каким бы вечным оно ни казалось, неизбежно наступает теплый период, что в очередной раз и случилось примерно в 10 000 году до нашей эры. В развитии человечества наступает новая, важнейшая эпоха - неолит, когда наши далекие предки наконец-то перешли от присваивания даров природы (охоты и собирательства) к их самостоятельному производству. Благодаря улучшению климатических условий люди открыли для себя сельское хозяйство, научившись обеспечивать собственную продовольственную безопасность возделыванием полезных для организма культур, например злаков. Главным центром этого цивилизационного скачка стал Ближний Восток вообще и Левант (нынешние Израиль, Палестина, Ливан, Сирия) в частности - территория, получившая у потомков название «Плодородный полумесяц».

Ведение сельского хозяйства естественным следствием имело и переход к оседлому образу жизни. Жители Ближнего Востока получили возможность организовывать более-менее постоянные поселения, но лишь немногие из тех протогородов раннего неолита по-прежнему обитаемы сейчас. Один из таких населенных пунктов возник неподалеку от Мертвого моря в оазисе, расположенном в долине реки Иордан в современной Палестине.

Необходимо сразу отметить, что возраст многих древних городов, особенно появившихся задолго до начала письменной истории человечества, - вопрос дискуссионный и лежащий в плоскости в первую очередь археологии. Разумеется, о какой-либо точной датировке их возникновения речи при этом идти не может - ученые в таком случае вынужденно оперируют столетиями и даже тысячелетиями. На статус самого древнего более-менее непрерывно обитаемого города планеты претендуют сразу несколько населенных пунктов (например, сирийский Дамаск или ливанский Джебейль), но даже при наличии серьезных конкурентов палестинский Иерихон среди них выделяется.

«И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания, и войско вошло в город, и взяли город».

Это известная история о взятии Иерихона войсками направлявшихся в Землю обетованную евреев под руководством Иисуса Навина - первое значимое событие, где этот населенный пункт упоминается в Библии. Стены процветавшего к тому времени города были разрушены благодаря тем самым Иерихоновым трубам (и громкому народному голосу), и эта известная легенда обычно датировалась 1400 годом до нашей эры.

Сенсационное открытие, сделанное в 1950-е выдающимся британским археологом Кэтлин Кеньон, ошеломило научную и религиозную общественность. Работая в местности Тель-эс-Султан («Холм султана») на окраине современного Иерихона, Кеньон сперва раскопала остатки библейского города. После проведения соответствующего анализа находок выяснилось, что к 1400 году до нашей эры Иерихон, которому будто бы предстояло вот-вот пасть от трубного гласа, уже как минимум 150 лет лежал в руинах. Но даже не это развенчание очередного мифа шокировало больше всего.

Продолжив работу, Кеньон открыла планете город, восходящий к самому началу неолита, периоду, когда и речь еще, казалось бы, не может идти о человеческих поселениях современного типа.

Совсем недавно (в археологическом, конечно, смысле) завершилась очередная ледниковая эпоха. Абсолютное большинство населения планеты еще не успели оценить преимущества этого и начать жить по-новому, а в песках будущей Иудейской пустыни возник населенный пункт площадью 2,5 гектара, жило в котором около 2-3 тысяч человек. Поразительнее всего был факт, что этот протогород, из которого впоследствии вырос Иерихон, уже 10 тысяч лет назад, когда предки современных белорусов еще добывали пищу с помощью палок-копалок, был обнесен крепостной стеной.

Неолитическая революция (переход к одомашниванию животных и растений) не успела пока свершиться, жители этого поселения еще не знали керамики, но живописная природа, благоприятный климат и наличие сразу нескольких источников пресной воды позволили им создать устойчивую на протяжении многих поколений общину, жившую к тому же в условиях, которые можно (при некоторой, конечно, натяжке) назвать городскими.

Населенный пункт окружала стена высотой от 3,7 до 5,2 метра и толщиной до полутора метров. Перед стеной шел ров глубиной 2,7 метра. Внутри периметра находилось несколько десятков круглых кирпичных зданий на основании из известняка, каждое из которых насчитывало несколько комнат. Уличной сети еще не было, застройка была хаотичной, но археологические данные свидетельствовали о беспрецедентных для эпохи (8500-8000 годы до нашей эры) уровне организации труда и социальной структуре.

Жители Иерихона впоследствии достаточно быстро перешли от собирания диких злаков к возделыванию пшеницы и ячменя, от охоты к скотоводству, одомашнили собак (их захоронения найдены прямо внутри зданий). При этом жизнь их была на удивление мирной: даже та самая стена, вероятно, самое раннее сохранившееся сооружение такого типа на земле, носила не оборонительные функции, а служила защитой от наводнений. По крайней мере, археологических свидетельств военных действий в этот период обнаружено не было.

Самой удивительной находкой при этом стала встроенная в стену круглая башня диаметром в 9 метров и высотой в 8,5 метра с внутренней лестницей, насчитывавшей 22 ступени. Она также строилась не для обороны, а имела, судя по всему, исключительно церемониальные функции. По мнению исследователей из университета Тель-Авива, во время дня солнечного солнцестояния (20 или 21 июня) тень от ближайшей горы падала первой именно на эту башню, после чего накрывала остальной город. Таким образом, это сооружение, вероятно, символизировало собой начало удлинения ночей, было своеобразным астрономическим инструментом и, скорее всего, центральным элементом некого обряда наподобие славянского Купалья.

Стены иерихонского Тель-эс-Султана и в особенности его башня, сложнейшая для человека эпохи неолита инженерная конструкция, - возможно, древнейшие на планете здания, сохранившиеся в по-прежнему обитаемом городе. Десять тысяч лет назад, когда они появились на свет, до строительства, например, Великих египетских пирамид в Гизе оставалось еще долгих пять с половиной тысячелетий.

Протогород в Иерихоне, ставший одной из колыбелей человеческой цивилизации современного типа, продолжал достаточно успешно существовать с небольшими перерывами на протяжении многих веков. Это процветающее поселение, жители которого от натурального сельского хозяйства со временем перешли к добыче соли в бассейне Мертвого моря, было разрушено около 1550 года до нашей эры, что обычно связывают с упоминавшейся выше ветхозаветной легендой об Иисусе Навине, семи израильских священниках, ковчеге завета и иерихонских трубах. К тому времени поселение разрослось, место неолитических укреплений заняла новая двойная система стен. Так выглядел Иерихон середины бронзового века, павший жертвой переселения евреев из Египта.

Возникший на его руинах иудейский город был разрушен вавилонским царем Навуходоносором в начале VI века до нашей эры, но плодородный иорданский оазис был слишком лакомым местом, чтобы оказаться полностью заброшенным. Несмотря на многочисленные волны завоеваний, Иерихон вновь и вновь возрождался, пока уже во времена античности перед самым наступлением новой эры не стал резиденцией Ирода Великого.

Остатки дворца иудейского царя, предпочитавшего переезжать сюда на зиму из Иерусалима, - сейчас это вторая основная достопримечательность Иерихона после неолитического города в Тель-эс-Султане. При Ироде тут появился ипподром, при нем же построили и систему акведуков, частично уцелевшую до наших дней.

Здесь же находятся и развалины одной из древнейших известных синагог на планете (70-50 годы до нашей эры).

Важное место занимает Иерихон и в Новом Завете. На северо-западной окраине города находится небольшая (380 метров) гора Каранталь, гора Искушения или Сорокадневная гора. Именно здесь в одной из пещер, где, согласно евангелиям, 40 дней после крещения постился Иисус Христос, его трижды попытался искусить дьявол.

Сейчас в этом знаковом для всех христиан месте устроен греческий православный монастырь. Главным же объектом поклонения собственно в пещере, где и происходили описанные в евангелиях события, является камень, на котором будто бы сидел лично Иисус во время своего искушения.

Паломники, прибывающие к горе Искушения, могут покорить вершину пешком либо воспользоваться построенной относительно недавно (и почему-то японцами) канатной дорогой, с которой открываются панорамные виды на современный Иерихон и окрестности.

Израиль Координаты Координаты :  /  (G) (O) 31.856111 , 35.463056 31°51′22″ с. ш. 35°27′47″ в. д.  /  31.856111° с. ш. 35.463056° в. д. (G) (O) Численность населения 19800 Год переписи 2005 Дата основания 8 тысячелетие до н.э.

Вид на Иерихон с юга.

Иерихон - самый низко расположенный город в мире (250–260 м ниже уровня моря) и один из древнейших непрерывно населённых городов мира: он многократно упоминается в Библии , где именуется также как «город пальм» (ивр. ‎Ир hа-Тмарим ) (Втор. , Суд. , 2Пар. ).

Достопримечательности

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс. до н. э. Здесь открыты мощная башня (8 метров) эпохи докерамического неолита A (8400-7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, возможно, те самые, что, по преданию, пали от громких труб израильских воинов (знаменитые «иерихонские трубы»), руины зимнего дворца-резиденции Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами, а также мозаичный пол синагоги (V-VI века).

У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Элиши , по слову которого, согласно Библии, негодная для питья вода этого источника «стала здоровою до сего дня» (4Цар. ). В 3 км севернее современного города расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX века).

История

Взятие Иерихона. Миниатюра Жана Фуке

Раскопки древнего города

Башня первого города в Йерихоне (начало 8 тысячелетия до н.э.)

Тоблер и Робинсон в середине XIX века вели раскопки холма среди равнины, неподалеку от Иордана, но ничего не нашли. В 1868 году Уоррен тоже копал на холме, и тоже ничего не обнаружил. В 1894 году на тот же холм обратил внимание учёных Блайз, полагая, что под ним все-таки скрывается Иерихон. А немецкий археолог Зеллин в 1899-м изучил поверхность холма и обнаружил несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришёл к выводу, что его предшественники были все же правы: вероятнее всего, под наслоением скрывается древний город. Тем более что здесь сохранилась деревня под названием Эриха…

В 1904 году немцы Тирш и Гельшер побывали здесь и собрали новые данные, указывающие на правильность выводов тех, кто пытался обнаружить Иерихон именно в окрестностях Эрихи. Но честь первооткрывателя все же принадлежит Зеллину. В 1907 году раскопки Зеллина добыли материалы, подтвердившие всё, о чём мечтала археология: он обнаружил дома и часть городской стены с башней (пять рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 метра). Наконец, в 1908 году были организованы серьёзные раскопки (Восточное общество Германии), руководителями работ которых были Зеллин, Ланген-Эггер и Ватцингер. В 1909-и к ним присоединились Нёльдеке и Шульце.

Несмотря на значительные недостатки, с которыми были произведены раскопки, даже на то обстоятельство, что учёные непременно желали «подогнать под Библию» многие открытия, главный вклад Зеллина и его коллег в науку тот, что история Иерихона перестала быть исчисляемой с Иисуса Навина и учёный мир получил один из древнейших городов Ханаана , уходящий своим началом в 3-4 тыс. до н. э.

Наиболее значительные раскопки памятника были проведены британскими экспедициями под руководством Джона Гарстанга в 1930-1936 годах и Кетлин Кеньон в 1952-1958. Их результаты позволили установить, что поселение на месте библейского Иерихона появилось около 10 тыс. лет назад (мезолит), и таким образом Иерихон является древнейшим среди открытых до сих пор центров возникновения цивилизации. Раскопки слоев, относящихся к эпохе неолита, показали процесс перехода от охоты и собирательства к ирригационному земледелию и начало городской цивилизации (каменные крепостные стены, дома из необожженного кирпича).

Иерихон докерамического неолита (около 9 тыс. лет назад) - самый древний из известных городов мира. В 5 тыс. до н. э. в Иерихоне появились новые поселенцы, носители культуры лепных керамических сосудов. В 3 тыс. до н. э. Иерихон был процветающим городом, обнесенным мощной стеной из необожженного кирпича. Он подвергся разрушению около 2000 г. до н. э. вторгшимися в Ханаан кочевниками, но вскоре был отстроен и обнесен оборонительными сооружениями, характерными для периода гиксосов . Разрушенный вновь, по-видимому, в ходе войн, в результате которых египтяне вытеснили гиксосов из Ханаана, Иерихон вскоре опять был восстановлен и оказался первым укрепленным пунктом на пути вторгшихся в Ханаан израильских племен.

При начатых в 1970-х гг. Рахелью Хахлили раскопках к западу от Иерихона обнаружен обширный некрополь (площадь 10 кв. км) эпохи Второго храма. Раскрыто более 120 могил с деревянными расписными гробами и каменными оссуариями (свыше 30) с надписями на иврите и греческом языке. В некоторых случаях указано, что погребенный родился в Иерусалиме. В 1981 г. найден богатый склеп семьи Голиат - священников Иерусалимского храма.

При Константине Великом, здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени Иерихон стал приходить в упадок.

Средневековье

В 724 г. халиф Хишам начал близ Иерихона строительство огромного (площадь около 2 га) зимнего дворца с великолепной лепкой и мозаичными полами. Строительство было нарушено землетрясением и не возобновлялось.

В 1099 г. Иерихон был захвачен крестоносцами.

Государство Израиль

В местной тюрьме по соглашению с Израилем содержатся террористы - убийцы Р. Зееви . При этом город по-прежнему окружен израильскими армейскими блокпостами, казино, пострадавшее в ходе военных действий, не функционирует, иностранные туристы и израильтяне в Иерихоне практически не появляются. Археологические раскопки не проводятся с момента передачи этого района под контроль Палестинской автономии.

Въезд израильтянам в Иерихон запрещен за исключением редких случаев, когда израильская армия дает разрешение на въезд туристическим группам.

Согласно оценке, в 2003 г. в Иерихоне жили около 20 тыс. человек, подавляющее большинство - мусульмане. Основные источники дохода населения - сельское хозяйство (субтропические и тропические культуры) и обслуживание туристов (до октября 2000 г.). Исторические памятники: городище древнего Иерихона, источник Элиши, комплекс дворцов хасмонейской и иродианской эпох (к юго-западу от города), греческая церковь святого Закхея (в центре современного Иерихона, с древней сикоморой во дворе, является святым местом христианства), дворец халифа Хишама (в северо-восточной части города), синагога «Шалом аль-Исраэль».

Монастырь Святого Герасима

Монастырь Святого Герасима (

Город Иерихон - самый низкий город на Земле, он расположен на 250 метров ниже уровня моря. Город был захвачен Иисусом Навином, история его завоевания подробно описана в Библии. В римский период Антоний подарил Иерихон Клеопатре, однако Август вернул его Ироду, который построил здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны бб — 73 годов город был разрушен и вновь отстроен императором Адрианом.

В VII веке после завоевания страны арабами здесь поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX века.

Руины древнего Иерихона расположены к западу от современного города. Здесь раскопаны мощная башня эпохи неолита, захоронения периода халколита, городские стены раннебронзового и среднебронзового веков, возможно, те самые, что пали от громких труб израильских воинов (иерихонские трубы). У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Элиши (Елисея), который, согласно Библии, очистил его горькие воды.

К югу от рыночной площади найдены остатки дворца Ирода с банями, бассейнами и пышно украшенными залами. На северо-западе раскопан мозаичный пол синагоги V — VI века с изображениями Ковчега завета и семисвечника, под которыми надпись:

В трех километрах севернее современного Иерихона расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд-эль-Малика, который начал его строить в IX веке. Вызывают восхищение лепные украшения, колонны и особенно остатки тончайших мозаик. Недостроенный дворец халифа был уничтожен землетрясением.

На западе от Иерихона возвышается Сорокадневная гора, или гора Искушения, где, по преданию, Иисус постился сорок дней, искушаемый дьяволом. На вершине 380-метровой горы найдены развалины византийской цер кви. Ниже расположен вырубленный в скалах монастырь Искушения (Каранталь), основанный в IV веке. Русские богомольцы поднимаются на гору в молчании в честь сорокадневного поста Иисуса.

Современный Иерихон - уютный, утопающий в зелени (благодаря подземным источникам) городок с десятитысячным арабским населением. Еще не так давно его посещали многие евреи - на пути к озеру Киннерет, с экскурсией или с целью купить фрукты на дешевом местном рынке. С началом интифады бывать в Иерихоне стало небезопасно, а после подписания до - говора с палестинцами город стал управляться арабской администрацией. В принципе, въезд в Иерихон свободный, но перед экскурсией не помешает позвонить в Министерство туризма.

Следует отметить, что арабы Иерихона никогда не отличались экстремизмом и, даже во времена интифады здесь практически не было террористических актов.

Старейший город мира Иерихон

Он остается населенным и сегодня. Эта палестинские территории. Первые поселения здесь появились в 9 тысячелетии до нашей эры. По данным исследователей, здесь обнаружены остатки двадцати поселений, которые образовались 11 тысяч лет назад. И с тех пор город имеет непрерывное заселение. Сам Иерихон находится на западном берегу реки Иордан. Сейчас население города составляет 20 тысяч человек. Этот город многократно упоминается в Библии. И именуется так же «городом пальм». Руины древнего города находятся к западу от центра современного Иерихона. Здесь есть мощная 8-метровая башня эпохи докерамического неолита А (это 8400-7300 года до нашей эры), а так же захоронения периода халколита, стены города бронзового века (вероятно те, которые по преданиям пали от громких «иерихонских труб»). Кроме этого, здесь же руины зимнего дворца Ирода Великого с бассейнами, банями и украшенными залами. Можно пройтись по мозаичному полу синагоги 5-11 веков. Ну а у подножия холма под названием Туль-ас-Султан остался источник пророка Елисея. Согласно Библии, там находится здоровая вода, бывшая раньше негодной для питья. Исследователи говорят, что в близлежащих холмах могут быть скрыты археологические ценности, которые сравнимы с египетской Долиной царей. В трех километрах к северу от современного города остались руины византийского города и дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика.

Иерихон — город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан. Является столицей провинции Иерихон, население 20 416 палестинцев (2006). Расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. По одной из версий, город был разрушен древними евреями, вторгшимися в Ханаан, около 1550 до н. э. С этого времени о нём долго почти ничего не слышно, и только в царствование Ахава некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его, потеряв при этом всех своих сыновей. После этого Иерихон опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. В римский период Антоний подарил Иерихон Клеопатре. однако Август вернул его Ироду, который построил здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны бб — 73 годов город был разрушен и вновь отстроен императором Адрианом. О нём упоминают Иосиф Флавий. Страбон. Птолемей, Плиний и др. При Константине I Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени Иерихон стал приходить в упадок. В VII веке после завоевания страны арабами здесь поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX века.

Современная история

В 1948 г. в ходе Арабо-израильской войны 1947—1949 годов Иерихон был занят Трансиорданией, а в 1967 г. после Шестидневной войны, был занят израильскими войсками. В 1993 г. в рамках Соглашений в Осло Иерихон был передан Палестинской автономии.

C 2000 г. въезд израильтянам в Иерихон запрещен за исключением редких случаев, когда израильская армия дает разрешение на въезд туристическим группам.

  • А. Варкин, Л. Зданович, «Тайны исчезнувших цивилизаций», М. 2000.
  • — статья из Электронной еврейской энциклопедии

Раскопки древнего города

Тоблер и Робинсон в середине XIX века вели раскопки холма среди равнины, неподалеку от Иордана, но ничего не нашли. В 1868 году Уоррен тоже копал на холме, и тоже ничего не обнаружил. В 1894 году на тот же холм обратил внимание учёных Блайз, полагая, что под ним все-таки скрывается Иерихон. А немец-археолог Зеллин в 1899-м изучил поверхность холма и обнаружил несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришёл к выводу, что его предшественники были все же правы: вероятнее всего, под наслоением скрывается древний город. Тем более что здесь сохранилась деревня под названием Эриха…

В 1904 году немцы Тирш и Гельшер побывали здесь и собрали новые данные, указывающие на правильность выводов тех, кто пытался обнаружить Иерихон именно в окрестностях Эрихи. Но честь первооткрывателя все же принадлежит Зеллину. В 1907 году раскопки Зеллина добыли материалы, подтвердившие всё, о чём мечтала археология: он обнаружил дома и часть городской стены с башней (пять рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 метра). Наконец, в 1908 году были организованы серьёзные раскопки (Восточное общество Германии), руководителями работ которых были Зеллин, Ланген-Эггер и Ватцингер. В 1909-м к ним присоединились Нёльдеке и Шульце.

«Интересно, что оказалось фактически невозможным установить даже место, где находится пресловутая гора Синай. Трудность ее обнаружения усугубляется тем, что в Библии нередко фигурирует в качестве горы, где было дано откровение, не Синай, а Хорив. Если принимать всерьез библейские описания тех грозных явлений природы, которыми сопровождалась процедура откровения у горы Синай (а почему бы действительно не принять эти описания всерьез? — Авт.), то надо полагать, что эта гора представляла собой вулкан, и что израильтянам пришлось находиться вблизи нее в период довольно большой вулканической активности. Но беда в том, что та гора, которая теперь именуется Синаем, никогда не была вулканом». Библеист Гролленберг так описывает создавшееся в этом вопросе положение: «С древних времен христианская традиция помещала гору Синай на внушительном гранитном хребте, лежащем в южной оконечности Синайского полуострова, с Джебель-Муса (7500 футов над уровнем моря) как с его наиболее высоким пиком. Но эту локализацию оспаривают ученые. Некоторые из них ищут гору Синай в Мидии или по крайней мере в Северной Аравии. Согласно другим, она находится вблизи Кадеша или, может быть, в районе Петры. Но все эти горы не являются вулканами.

Хорошо известна библейская легенда о разрушении Иерихона. Одно из древних городских поселений было голословно отождествлено с тем самым Иерихоном, стены которого были якобы разрушены трубными звуками. Крупные раскопки этого поселения были произведены Зеллином, Ватцингером, Гарстангом (начиная с конца XIX в.). В 1952 г. англо-американская археологическая экспедиция под руководством Кетлин Кенион продолжила деятельность Гарстанга. Никаких оснований для отождествления раскопанного городища с Иерихоном обнаружено не было. Райт пишет: «Информация о Иерихоне была названа разочаровывающей, и это верно: не только трудно интерпретировать библейское повествование о Иерихоне, но невозможно даже наметить и историю традиции. Проблема Иерихона теперь больше проблема, чем когда бы то ни было».

После Иерихона, как сказано в Библии, наступила очередь некоего города Гай. Место, где, по вычислениям историков, должен был бы находиться этот город, также было весьма основательно исследовано. Результаты оказались еще более плачевными. Немецкой археолог, библеист, Антон Йирку, выразив сожаление по поводу исследования Иерихона, переходит к сообщению о раскопках Гая так: «Еще хуже разрыв между сообщением о последовавшем тогда завоевании Гая и данными раскопок. »

Основным противоречием, которое разрушало достоверность таких отождествлений, являлось резкое несоответствие между ортодок-сальной датировкой библейских событий и ортодоксальной же датировкой этих поселений. Не следует думать, что эти хроно-логические расхождения, постоянно вскрывающиеся в традиционной хронологии незначительны; например, в случае с Гаем они достигают полутора тысяч лет. И это еще не самое большое расхождение.

Иерихон город в Израиле в 40 км восточнее Иерусалима, в долине реки Иордан, является столицей провинции Иерихон. Город пальм, претендует на титул старейшего города мира. История Иерихона уходит в прошлое примерно на 10 тыс. лет. Это оазис в пустыне, чудесный зеленый город, сердце Западного берега реки Иордан. Иерихон, построенный на 258 м ниже уровня моря, является самым низко расположенным городом на свете.

Основной источник воды в городе - Айн ас-Султан (источник Елисея) неподалеку от руин древнего города Тель-ас-Султан. Древнцй город поднимается на 21 м и занимает территорию 40 тыс. м2. Здесь можно почувствовать, насколько древней является эта земля - археологи насчитали 23 отдельных культурных слоя, включая останки города эпохи неолита. Стены города были воздвигнуты еще в 7000 г. до н.э. и известны тем, что пали при звуке труб армии Иисуса Навина.

Дворец Хишама VIII в. в 3 км от центра города - чудесный пример исламской архитектуры с великолепно сохранившимися мозаиками. Дворец строился как зимняя резиденция халифа Хишама. Судя по обилию во дворце разнообразных водоемов, можно сделать вывод, чему отдавали предпочтение правители - хотя, говорят, бассейны нередко наполняли вином.

К северу от источника Айн ас-Султан расположена улица, засаженная кипарисами; она тянется к византийской синагоге. Чудесный мозаичный пол украшен центральным медальоном с надписью «Шалом аль-Израиль» («Мир Израилю»). А в пустыне за пределами города стоит мечеть Наби Муса - исламская святыня, посвященная Моисею.

Иерихон - популярный среди туристов город, несмотря на политическое напряжение в регионе. Центр Иерихона просторен и отличается дружелюбной атмосферой.

Источники: izrail.pro, xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai, www.travellers.ru, imperia.lirik.ru, www.smileplanet.ru

Основной источник воды в городе – Айн ас-Султан (источник Елисея) неподалеку от руин древнего города Тель-ас-Султан. Древний город поднимается на 21 м и занимает территорию 40 тыс. м². Здесь можно почувствовать, насколько древней является эта земля - археологи насчитали 23 отдельных культурных слоя, включая останки города эпохи неолита. Стены города были воздвигнуты еще в 7000 г. до н. э. и известны тем, что пали при звуке труб армии Иисуса Навина.

Дворец Хишама VIII в. в 3 км от центра города – чудесный пример исламской архитектуры с великолепно сохранившимися мозаиками. Дворец строился как зимняя резиденция халифа Хишама. Судя по обилию во дворце разнообразных водоемов, можно сделать вывод, чему отдавали предпочтение правители - хотя, говорят, бассейны нередко наполняли вином.

К северу от источника Айн ас-Султан расположена улица, засаженная кипарисами; она тянется к византийской синагоге. Чудесный мозаичный пол украшен центральным медальоном с надписью «Шалом аль-Израиль» («Мир Израилю»). А в пустыне за пределами города стоит мечеть Наби Муса – исламская святыня, посвященная Моисею.

Иерихон – популярный среди туристов город, несмотря на политическое напряжение в регионе. Центр Иерихона просторен и отличается дружелюбной атмосферой.

Когда приехать

Не пропустите

  • Тулул Абу эль-Алайк - зимний дворец царя Ирода в 2,5 км западнее Иерихона.
  • Греческий православный монастырь Св. Георгия - вытесанный в скалах в пустынном каньоне, окруженный великолепнейшим садом.
  • Греческий монастырь Искушения и виды с вершины Джебель Курун-тул, где Иисус постился и видел дьявола.
  • Мозаики синагоги Нааран IV в.
  • Монастырь ессеев в 20 км южнее Иерихона - место, где были найдены кумранские рукописи.

Следует знать

Западный берег реки Иордан в 8 км восточнее Иерихона - закрытая военная зона. Не удивляйтесь, что в результате интифады Иерихон оказался полузабытым местом.

Достопримечательности

Библейский рассказ «Взятие Иерихона» (Иисус Навин)

В течение семи дней армия окружает городские стены. На седьмой день войско обошло город семь раз, в сопровождении священнослужителей, дующих в трубы (Нав. 6:14-16).

Библейский текст следующего за этим эпизода имеет две интерпретации.

  • Первая, традиционная, основанная на переводе, называемом Септуагинта : «И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания, и войско вошло в город, и взяли город» (то есть стена обрушилась сама собой, или от звука труб и боевых кличей).
  • Вторая, менее популярная и основанная на более поздних переводах: «И вострубили в трубы, и раздались воинственные кличи народа, идущего на приступ. Стена города рухнула до основания, и войско вошло в город и взяло его» (после не значит вследствие .)

Взяв город, Иисус приказывает истребить всё его население. Пощажена была только блудница Раав и её домочадцы. Сам Иерихон был полностью разрушен и сожжён, причём Иисус произнёс заклятие, запрещающее восстанавливать город (Нав. 6:25) и пользоваться серебром, золотом, медью и железом, обнаруженном в городе, для бытовых нужд: всё это должно было быть передано в будущее храмовое хранилище.

Один из воинов еврейской армии «взял из заклятого», и из-за этого в следующей битве войско потерпело поражение. Иисус, узнав про нарушение запрета, обнаружил у одного из воинов золотые предметы, взятые на руинах Иерихона, после чего мародёр был казнён, и божественный гнев утих (Нав. 7:1-26).

В дальнейшем Иисус вступил в сражение с несколькими армиями ханаанских племён, выступивших против него как в одиночку, так и совместно, и победил их, истребив всех жителей их городов, за исключением ханаанеев, живших в Газере , которые не вышли воевать против войска Иисуса и впоследствии остались жить среди колена Эфраима, после раздела страны между коленами.

Но после раздела страны и смерти Иисуса некоторые евреи соблазнялись идолопоклонством окрестных народов. Всякий раз после такого нарушения завета соседние цари шли на них войной и с лёгкостью побеждали их и уводили провинившихся в плен.

История

В 1904 году немцы Тирш и Гельшер побывали здесь и собрали новые данные, указывающие на правильность выводов тех, кто пытался обнаружить Иерихон именно в окрестностях Эрихи. Но честь первооткрывателя все же принадлежит Зеллину. В 1907 году раскопки Зеллина добыли материалы, подтвердившие всё, о чём мечтала археология: он обнаружил дома и часть городской стены с башней (пять рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 метра). Наконец, в 1908 году были организованы серьёзные раскопки (Восточное общество Германии), руководителями работ которых были Зеллин, Ланген-Эггер и Ватцингер. В 1909-м к ним присоединились Нёльдеке и Шульце .

Холм, в плане напоминающий эллипс, протянулся с северо-северо-востока на юго-юго-запад, и город занимал площадь 235000 метров квадратных. Археологи раскопали полностью (на севере) ширину городской стены, равную 3 метрам, открыли вторую городскую стену шириной 1,5 метра.

Был открыт ещё кусок стены на том же северном склоне холма с каменным цоколем и сырцовой кладкой высотой 7 метров. Исследовав площадь 1350 метров квадратных между городскими стенами и пробными северными раскопками, ученые обнаружили в верхних слоях позднее мусульманское кладбище, а в нижних слоях - остатки городских построек.

Раскопки на западной стороне холма обнаружили каменные лестницы, сооруженные после разрушения городских стен, под лестницами также находились остатки значительно более ранних домов. В северной части холма открыты стены хеттского здания (здание «Хилани»). Ближе к восточной стене, которая не сохранилась, раскопаны остатки домов. Неподалеку от внутренней городской стены открыты кварталы, занимаемые домами, а также улица под стеной. На площади 200 метров квадратных к западу обнаружена городская стена и остатки зданий, а под стеной найден византийский некрополь. Возле юго-западной стены раскопаны остатки дома иудейской эпохи.

Первоначально археологи насчитали восемь наслоений, последовательно сменявших один другой: мусульманский, самый поздний, представленный могилами; слой византийский; позднеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи; древнеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи; древнеиудейский (дом над древней стеной), израильский, к которому относятся дом «Хилани», дома в центре (ближе к восточной отсутствующей стене) могилы, лестницы и внешняя городская стена, поздне-ханаанейский (находки между внешней и внутренней городскими стенами и керамика); древнеханаанейский - остатки города с домами и внешней и внутренней городскими стенами, и, наконец, первоначальный слой, тоже разделяющийся на несколько периодов, к которому относятся дома под внутренней городской стеной, некоторые массивы кирпичей на северо-западе…

Город назывался Лунным из-за культа Луны. Начальный и ханаанский периоды Иерихона, из которых последний обозначается разрушением массивных кирпичных стен на северо-западе и возведением двух городских стен - наружной и внутренней, скрывавших город наподобие двух колец. Особенно неприступен он был с востока, откуда донимали кочевники. Население города и в начальный период, и в ханаанский - было одно и то же. В древнейшем слое найдены кремнёвые орудия, орудия из других камней, так называемые чашечные камни .

После разрушения города начального периода Иерихон несколько сдвинулся к югу холма. Ханаанейские стены возведены уже в 3-2 тысячелетии до н. э. Факт разрушения Зеллин соотнес с нашествием «четырех царей Востока», описанным в Книге Бытия .

Двойная крепостная стена Иерихона - исключение для Палестины . Зато у хеттов это обычный способ защиты городов.

Ханаанейский Иерихон красив. В нём ощущаются эгейские и вавилонские мотивы, хотя в основном он самостоятелен. В одном из домов найден каменный божок, аналогичный изделиям Гезера . Погребений ханаанейского периода в городе не обнаружено. Город был разрушен с востока, где уничтожена вся городская стена, и подожжен (всюду следы пожара), после чего некоторое время оставался почти необитаемым. Впрочем, часть населения продолжала жить в Иерихоне, и это археология связывает с поздне-ханаанейским периодом. Период характеризуется так называемой наколотой керамикой. Зеллин посчитал, что на этот раз Иерихон был разрушен израильтянами. В израильскую эпоху в городе долго оставались ханаанейцы, пока целиком не ассимилировались с завоевателями. Однако раскопки начала века показали, что в позднеханаанский период нет никаких следов присутствия другого народа. До нашествия израильтян в середине 2-го тысячелетия до н. э. оставалось ещё несколько столетий… Собственно израильский слой в Иерихоне сам Зеллин датировал XI-IX вв. до н. э. Израильский Иерихон характеризуется необычайным оживлением всей жизни города. Сказывалось влияние связей с арамейскими областями. Построены лестницы поверх разрушенных стен, возведена новая импозантная стена…

Построен дворец «Хилани» в хеттском стиле. Город заполнила разноцветная разнообразная керамика, даже стилизованная под металл. Дворец и стену израильского Иерихона строил Хиил, вероятно, наместник царя Ахава . Иерихон сделался центром значительной области, а крепость защищала от моавитян .

В израильском Иерихоне раскопаны погребения. Они совершались во дворах домов. При костяках обнаружены глиняные сосуды. Дети погребались под полом домов.

В конце VIII века до н. э. царство израильское погибло. Были разрушены стены израильского Иерихона, но город не прекратил своего существования. Над ним два свои периода - ранний и поздний - прожил иудейский Иерихон. Город уже не был укрепленным, но в нём кипела жизнь. Ранний иудейский Иерихон был собран у восточного склона холма. Город торговал через финикийские гавани с Кипром и Египтом . Среди находок встречаются кипрские вазы, индийская керамика, аттические и эллинские сосуды, амулеты, божки и демоны. Иудейский город подвергся разрушению при Содекии вавилонским царем Навуходоносором , напавшим внезапно: в домах осталось много утвари. Город был выжжен, и массы людей уведены в плен.

Новый Иерихон стал отстраиваться на севере (в пределах прежнего). При Артаксерксе III уже уведены в плен все жители. Жизнь на холме прекратилась.

Современная история

Примечания

Ссылки

  • Иерихон - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • А. Варкин, Л. Зданович, «Тайны исчезнувших цивилизаций», М. 2000.