Вклад арабов в науку. Арабская наука. Научные открытия арабов. Состояние науки в эпоху средневековья

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа

Религиозная религия как некогда занимаемая как замкнутая и централизующая вселенная жизни верующих не имеет места для размышлений и свободы мысли и, таким образом, мотивирует Ибн Рухда направить критика пределов мусульманской веры, как отмечает Али Бенмхлоф. Вопрос, который является доказательством, - это тот самый метод доступа к мудрости, который содержится в священных текстах, почитаемых фигурой, а не интеллектом его высказываний.

Поэтому средневековые арабские мысли будут иметь в этих двух великих философах, представителей, которые символизируют два пути доступа к истине; с одной стороны, Авиценна, а с другой - Аверроэс. Тот же вопрос будет выражен и для еврейского мира, который будет в значительной степени зависеть от субсидий, оставленных арабскими философами. Два еврейских мыслителя, оказавших наибольшее влияние на западную философию, Саломон ибн Гебироль, родившийся в Малаге, но живущий в Сарагосе, представляют неоплатоническую сторону, а в свою очередь Моисей ибн Маймонид, родившийся в Кордове, но проживающий в Марокко, представляет собой неоаристотелевскую сторону, будет непосредственно выводить вдохновения из Авиценны и Аверроэса, как влиятельных теоретиков для арабского мира, но также для христианского мира и для еврейского мира.

по дисциплине

культурология

Научные знания средневекового арабского мира

Студент: 1 курса заочно-ускоренной формы обучения

Специальность: Бухучет, анализ и аудит

Шелех Анастасия Владимировна

Мурманск, 2007 г.

Введение

Причины высокого развития арабской культуры

Арабский язык и письмо

Математика

Это то, как аристотелевское общество обсуждения и ассимиляции рассматривается как арабскими мыслителями как важная задача. Тем не менее, движения обоих отличаются друг от друга, поскольку, с одной стороны, Авиценна будет возвращать Аристотеля из неоплатонизма, и Аверроэс будет противостоять этому аспекту авиценевского мышления.

В этой связи задача Аверроэса в некоторых областях состоит в том, чтобы противостоять наследию, оставленному Авиценной, поскольку это исказило бы мысль Аристотеля через неоплатоническую интерполяцию его текстов. Предприятие Аверроэса включает в себя усилия по возвращению к смыслу аристотелевской доктрины, чтению оригиналов и сопоставлению переводов, их специфичности и оригинальности. Если, со своей стороны, философ Авиценна вносит большой вклад в эту дискуссию, хотя он явно не отличал теологию и философию, ясно, что эта задача выполняется с большей точностью Аверроэсом.

География

Медицина

Философия

Заключение

Список использованной литературы


Введение

арабский мир наука

Под средневековой культурой Арабского Востока (V-XVI вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность, - Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки . Позднее арабы подчинили своему влиянию Волжскую Булгарию и страны Средней Азии .

Таким образом, вклад Аверроэса в области аристотелизма считается более строгим и более систематическим, чем тот, в котором Аристотель оказывается пересеченным элементами платонизма и, вместе с этим, со щитом для богословских аргументов Авиценны. Поскольку усилия, прилагаемые в работе Аверроэса, являются, таким образом, попыткой преодолеть теологический мракобесие, которое не пройдет инден, поскольку оно будет страдать так много сопротивления, которое будет, по-прежнему в жизни, объектом изгнания и сжигания указ в Аристотеле, в этом проект как способ спасти древнюю мудрость, как защиту места разума, вместо обскурантизма, как инструмент для установления искусства чтения канонической религиозной традиции и, следовательно, рассматривается с подозрением.

На всей огромной территории халифата, могучей объединяющей силой которого стал Ислам, возникла новая культура, которая достигла небывалого расцвета в IX-XI веках. Руководствуясь призывом Корана искать новые знания и изучать природу ради обнаружения знаков Творца, вдохновленные найденным кладом древнегреческой мудрости, мусульмане создали общество, которое в Средние века было научным центром мира .

Мудрость, вера и разум: авертроическое примирение по добродетели. Это свидетельство жизни, посвященной работе и различным искусствам, культивируемым мудрецами периода, медициной, теологией и законом. Строгое чтение Корана, связанное с мощным развитием демонстративных рассуждений, усиливает попытку примирения между мусульманской верой в Коране и идеей древнегреческого разума особый вклад Ибн Рухда, который будет иметь двойной исторический вес: вмешиваться в то, как ислам утверждает себя; передавая передачу и ассимиляцию древней мысли западному средневековому миру.

Средневековая исламская культура была очень сложным явлением, включавшим в себя переработанное наследие античности, творчество собственно арабских изобретателей, ученых, философов, деятелей искусства и огромный вклад представителей различных народов Передней и Средней Азии и Средиземноморья.

Халифы с первых же шагов новой религии сделали обретение светских знаний, развитие науки, техники, искусства одним из требований Ислама. Период расцвета исламской культуры характеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи. В мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, искусство врачевания и искусство слова. Язык и алфавит арабов и персов подарили миру незабвенные памятники прозы и поэзии. Это была эпоха, когда создавались блестящие философские трактаты и сочинения в области точных и гуманитарных наук.

Таким образом, это становится задачей самой арабской философской мысли, а также христианской и еврейской. Таким образом, чтение греков становится императивом, и чтение их текстов является чем-то необходимым для арабской мысли, как утверждает Аверроус, в одном из своих основных текстов по этому вопросу, озаглавленном Решающее доктрину о согласии между верой и причина.

Если все будет справедливо, мы примем то, что вы предлагаете; и если мы найдем что-то несправедливое, мы укажем его. В этом двойном смысле его работа разрушает тьму и ищет подтверждение разума. Для Аверроэса ясно, что универсалии - это построение разума, и поэтому вся конструкция разума имеет фундаментальное значение для приобретения просветления. Это продолжается, как Аристотель, для того, чтобы вывести из физики саму основу первых эмпирических шагов, чтобы подняться к метафизике. Кратное тому, что является физическим, приводит к тому, что один из них метафизичен, когда использование философии полезно для богословской мысли, как это можно прочитать в решающей Доктрине.

Причины высокого развития арабской культуры

Одна из важных особенностей мусульманской цивилизации - правители, борясь с иноверцами и язычниками, тем не менее, не запрещали ученым пользоваться знаниями, полученными из книг греческих, индийских, китайских авторов.

В результате широкого распространения Ислама по планете – от Индии до Испании – мусульмане приобретали все новые и новые знания. Персидские и индийские ученые сыграли большую роль в научной и лингвистической расшифровке древнегреческих рукописей. Знания ученых были очень важны, поскольку они не только служили росту интеллектуального потенциала империи, но и приносили практическую пользу в различных областях: от монументальной архитектуры и городского планирования до медицинского обслуживания и транспорта .

Если акт философствования состоит в отражении существующих существ и в их рассмотрении, с точки зрения которого они составляют доказательство существования Ремесленника, то есть: в то время как они являются артефактами? потому что это, безусловно, в той мере, в какой известно, что его построение является доказательством существования ремесленника.

С этой точки зрения ясно, что вся греческая метафизическая традиция оказывает глубокое влияние на его мышление. Таким образом, очень учение о Первом двигателе недвижимости было спасено от метафизики Аристотеля как удобная основа для мусульманской арабской мысли. Первый двигатель - чистое действие, оно совершенное, вечное, неподвижное и чистое созерцание. Эта перипатетическая доктрина рассматривается как в полном примирении с мыслью о единстве всего, что есть в Боге, как воплощено в Коране: если бы в этих двух мирах были боги вне Аллаха, эти два мира перестали существовать.

Широкая торговля давала богатый материал для математических задач, дальние путешествия стимулировали развитие астрономических и географических знаний, развитие ремесла способствовало развитию экспериментального искусства . Поэтому новая математика, удобная для решения вычислительных задач, берет начало на Востоке. В VII-X вв. наблюдалось бурное развитие естественных и точных наук у народов, входивших в состав Арабского халифата. Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харон. При халифах Харун ар-Рашиде и Аль-Мамуне научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории (в которых велись наблюдения за небесными светилами), здания для научной и переводческой работы, библиотеки. К X в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы – медресе . В некоторых случаях труд учителей хорошо оплачивался. Предпринимались даже специальные путешествия с учебными целями .

Позиция Ибн Рухда в измерении споров между полем веры и полем разума дается четким разделением областей действия: философ говорит как философ, от разума, а верующий говорит из своего вдохновения и их веры. Следуя урокам Метафизики Аристотеля, Аверроес видит в философии форму знания, которая приближает человека к истине и, следовательно, не может быть формой знания, которую можно обойти до религии или презирать мудрый богослов. Следовательно, это не арабская ересь, чтобы развивать рассуждения, поскольку, если философия ведет к истине, она может привести только к соглашению с открытой истиной, где сближение философии и теологии, изученное в Аверроэсе в решающей Доктрине о согласии между верой и разумом.

Арабский язык и письмо

Уже в Раннее Средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. У каждого племени Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников и клеймивший врагов. Поэт пользовался ритмизованной прозой, ритмов было множество. В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы. Первый арабский алфавит (южноарабский) относится к 800 г. до н. э. С тех пор письменность на южноарабском языке непрерывно развивалась вплоть до VI в. н. э. Наиболее ранняя надпись на арабском алфавите датирована 328 г. н. э. Окончательно арабское письмо сложилось в VIII в. в связи с образованием Арабского халифата и развитием культуры народов, вошедших в его состав . Северные арабы пользовались письменным языком арамейским, родственным арабскому. Арабское письмо сделалось единственным видом письма на всей огромной территории халифата. Во всех странах Ислама арабский язык играл ту же роль языка официальной переписки, религии и литературы, что и латинский язык в Западной Европе. При дворе халифа Абу аль-Аббас аль-Мамуна в конце VII в. в Багдаде было основано специальное учреждение, своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки - Дом мудрости, в котором он собрал ученых, владевших различными языками, во главе с известным математиком аль-Хорезми. На протяжении двух столетий – с 750 по 950 годы на арабский язык переводились труды античных авторов по философии, математике, медицине, алхимии, астрономии. Также были переведены труды по геометрии Евклида, по медицине – Галена и Гиппократа и по фармакопее – Диоскоридеса, по астрономии - Птолемея.

Более того, нельзя забывать, что именно в Коране говорится: Призовите людей к пути вашего Господа мудростью и прекрасным увещанием; и спорить с ними наилучшим образом. Именно в этой перспективе утверждается в решающей Доктрине, Аверроэс. Пусть религиозный закон предлагает рациональное размышление о существующих существах и требует от нас знания о них, это видно из нескольких стихов Книги Бога? благословенные и хвалимые, среди которых: Я думал, что вы, у которых есть ясновидение. Этот стих показывает необходимость использования рационального силлогизма, или рационального и законного одновременно.

Математика

Основные научные достижения арабских ученых относятся ко времени Раннего Средневековья. Значителен был вклад арабов в математическую науку. В VIII в. - и особенно в IX-Х вв. - арабские ученые сделали важные открытия в области геометрии, тригонометрии. Живший в Х в. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу . Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» - выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. В Багдадском халифате узнали о математических открытиях индийцев в VIII в. Сразу же подхваченная арабами цифровая система стала известна в Западной Европе под названием арабской к XII в. (через арабские владения в Испании) .

Поэтому, чтобы атаковать религию, уменьшить ценность веры, уменьшить сферу действия веры в жизнь людей никогда не было предметом мысли Аверроэса. Защищая место разума в партнерстве с местом веры, а также открывая поле для возможной атмосферы философии, эти задачи были перенесены с глубокой страстью со стороны мыслителя Кордовы. Таким образом, религия и философия сходятся в своих целях, как форме выражения мудрости; не должны быть аннулированы, но должны действовать таким образом, чтобы дополнять друг друга.

Мудрость, которая должна быть приобретена, не строится на основе чистого высокомерия человеческого разума или на основе слепого подчинения святым текстам. Мудрость в видении Аверроиста требует активной позиции мысли, освещенной верой и верой. В Аверроэсе философия и религия не конкурируют друг с другом, а складываются именно потому, что они обращаются к построению добродетели. Поэтому этика сближает их.

Известен трактат "Книга о механике", принадлежащий знаменитым астрономам и математикам Багдадской школы - трем братьям Бану Муса (IX-Х вв.). Из среднеазиатских ученых следует назвать, прежде всего, математика IX в. Абу Абдаллу Мухаммеда бен-Муса аль-Хорезми (787 - ок. 850), работавший в эпоху просвещенного халифа аль-Мамуна . Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринятая впоследствии европейской математикой. Также в Хорезми описывает арифметические действия с целыми числами и дробями. В переработанной им "Арифметике" Диофанта - "Книге о восстановлении и противопоставлении" ("Китаб аль-джебр аль-Мукабалла") - были приведены два основных правила решения линейных и квадратных уравнений , а также употреблен термин "ал-джебр" ("Аль-Джабар" ) для обозначения всей науки о решении уравнений (алгебре). Последующие за Хорезми ученые развили новые идеи, заимствовав их, в свою очередь, у индийских математиков, и в XII в. Великий хорезмийский ученый- энциклопедист Абу-р-Рейхан аль-Бируни (973 - ок. 1050) создал капитальные работы по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии, минералогии и другим наукам. Ученый широко применял математический анализ. В области математики он решил задачи деления угла на три части, удвоения куба и т.д. Знаменитый армянский ученый начала VII в. Анания Ширакаци путешествовал в Византию, изучал математику и философию и, вернувшись на родину, основал школу, в которой преподавал математику, астрономию, географию. Им был составлен армянский учебник арифметики.

Ибн Рухд таким образом избегает экстремизма, которые отмечают тенденции, которые сводят на нет какую-либо роль в философии или, наоборот, к религии, чтобы составить теоретическую мозаику, вдохновленную доктриной аристотелевско-этической среды. Таким образом, религия и философия соответствуют. Ничто из этого не улучшает состояние разума и не подтверждает единство религии и веры.

Поэтому вызывает сожаление современная арабская мысль, как отмечают некоторые арабисты, что аверроизм рухнул в пользу укоренения и распространения гностицизма, который иногда становится иррационализмом для арабского мира, согласно современному марокканскому арабскому философу Аль-Джабри. Когда Аверроис выражает себя в вопросах богословия и философии, он, в сущности, рассматривает проблему отношений между божественным законом и человеческим правом. Может ли человек произвольно построить по своей воле законы мира?

Бируни по святил Махмуду Масуду большое сочинение по астрономии и сферической триго нометрии, известное под название «Канон Масуда».

Астрономи я

Переведенный главный труд Клавдия Птолемея "Великое астрономическое построение", получивший по-арабски название "Ал-Маджисти" (переведенный с арабского на латинский язык под названием "Альмагест") стал для арабских ученых основой космологии, применявшейся на протяжении последующих 500 лет . В IX-Х вв. арабские ученые аль-Баттани и Абу аль-Вафа провели самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие им составить астрономические таблицы, таблицы котангенсов. Астрономическими исследованиями занимался среднеазиатский ученый, государственный деятель и просветитель Улугбек (1394-1449). В 1428-1429 гг. он построил в Самарканде одну из наиболее значительных обсерваторий средневековья и оборудовал ее первоклассными для того времени приборами - уникальным 40-метровым мраморным секстантом, установленным в плоскости меридиана. В своем главном сочинении "Новые астрономические таблицы" Улугбек дал сведения о положении 1018 звезд, таблицы движения планет, которые отличались высокой точностью (до долей градуса ), а также изложил теоретические основы астрономии того времени . Результаты наблюдений, выполненных Улугбеком, характеризуют высокий уровень арабской астрономии.

Может ли человек презирать божественные законы в архитектуре городской жизни? Имеет ли человеческое слово отвратительную силу божественных указов и законов природы? Все эти вопросы прямо или косвенно сталкиваются с текстами Аверроэса, но прежде всего их вызов заключается скорее в том, чтобы примириться, чем преодолеть видение, которое теперь имеет тенденцию к абсолютистской супер-оценке видения божественного закона или для супер-оценки видения свободы человека; видение Аверроэса лежит между этими двумя возможными крайностями, что делает возможным примирительное урегулирование мест веры и разума, божественного и человеческого, в повседневной жизни и в организации политической жизни.

Арабы создали лунный календарь, включивший 28 «лунных станций», каждая из которых имела метеорологические характеристики. Ученым Ширакаци был выпущен трактат по космографии. Этот трактат свидетельствует о глубоком знании Ширакаци трудов греческого ученого Аристотеля. В своем сочинении Ширакаци рассматривает и чисто астрономические вопросы: пытается оценить расстояние до Солнца и Луны, составляет календарь, свидетельствующий об основательном знании им движений Солнца и Луны и трудов древних ученых по этому вопросу . Ширакаци был разносторонним ученым, связавшим молодую армянскую науку с античным наследием.

Если теология руководствуется определенной системой руководства, окруженной догмами, юридическая задача подчиняется другой форме рациональности, менее окруженной догмами и ближе к искусству проявлять осмотрительность и рассуждение, для чего логика - мощный аксессуар. Если каждое арабское право рождается от первого источника вдохновения, который исходит от Аллаха через Пророка, нельзя отрицать важность слов тех, кто действует, чтобы сделать раскрытое слово настоящим. Единство между законом, которое практикуется юристами и измерение богословия, состоит в том, что он усложняет деятельность по определению того, что является объектом веры и что является объектом социального регулирования.

Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил также точные астрономические измерения. Бируни наблюдал и описал изменение цвета Луны при лунных затмениях, явление солнечной короны при полных затмениях Солнца. Он высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца и считал геоцентрическую теорию весьма уязвимой. Им было написано обширное сочинение об Индии и переведены на санскритский язык «Начала» Евклида и «Альмагест» Птолемея. Астрономические исследования средневековых арабских ученых вместе с другими достижениями арабской науки и техники становились позднее известными в Европе и стимулировали развитие европейской астрономии.

География

Большое практическое значение имела география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая. Известные работы географов- путешественников:

- "Книга путей и государств" Ибн Хордадбека, IX в.

- "Дорогие ценности" - географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.)

- "Записка" Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию

20 трактатов Масуди (X в.)

- "Книга путей и царств" Истахри

2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса

Многотомный "Словарь стран" аль-Кинди Якута

- "Путешествие" Ибн Баттуты.

Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы. Бируни производил географические измерения. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения. Для 1020 г. его измерения дали значение 23°34"0". Современные вычисления дают для 1020 г. значение 23°34"45". Во время путешествия в Индию Бируни разработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Земли оказался равным 1081,66 фарсаха, т. е. около 6490 км. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря, что составляет 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.

Физика

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965-1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.

Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструируя для них приборы. Он разработал теорию зрения, описал анатомическое строение глаза и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камер-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие, плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически.

Алхазен занимался исследованием преломления света. Он разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения. Хотя Алхазен не нашел точной формулировки закона преломления, он существенно дополнил результаты Птолемея, показав, что падающий и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным из точки падения луча. Алхазену было известно увеличивающее действие плоско-выпуклой линзы, понятие угла зрения, его зависимость от расстояния до предмета.

По продолжительности сумерек он определил высоту атмосферы, считая ее однородной. В этих предположениях результат получается неточным (до Алхазену, высота атмосферы 52 000 шагов), но сам принцип определения является большим достижением средневековой оптики.

«Книга оптики» Алхазена была переведена на латинский язык в XII в. То, что Алхазен есть не кто иной, как арабский ученый Ибн аль-Хайсам, выяснилось только в XIX в.

Математик, астроном и географ аль-Бируни, родившийся на территории современного Узбекистана в 973 году, написал 146 работ общим объемом 13 тысяч страниц, включая пространное социологическое и географическое исследование Индии . Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил точные определения плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им «конического прибора». «Конический прибор» Бируни представлял собой сосуд, суживающийся кверху и оканчивающийся цилиндрической шейкой. Посредине шейки было проделано небольшое круглое отверстие, к которому была припаяна изогнутая трубка соответствующего размера. В сосуд наливали воду. Куски металла, плотность которого определялась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубку выливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. Шейка была достаточно узкой («шириной с мизинец»), чтобы «подъем воды был заметен и при опускании того, что по объему равно зерну проса». Сама же трубка после ряда опытов была заменена желобком, чтобы вода по нему стекала без задержки. По измерениям Бируни плотность золота, переведенная на современные единицы измерения, равна 19,5, ртути -13,56. Особое значение для развития минералогии имел обширный труд Бируни "Собрание сведений о познании драгоценных минералов", в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов . Им были написана также книга «Минералогия» .

Замечательны практические указания, приведенные Бируни о воде, применяемой при определениях плотности. Он указывает на необходимость пользоваться водой из одного и того же источника, в одних и тех же условиях «в связи с воздействием на ее свойства четырех времен года и зависимостью ее от состояния воздуха». Таким образом, Бируни знал, что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.

При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости».

Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.

В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал "Трактат об основах фармакологии", в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ.

Бируни были написана также «Книга о лечебных веществах» .

Фуад Сезгинд, профессор истории науки Университета Франкфурта говорит, что «в древнем арабском мире была известна основанная на морфии общая анестезия».

Философия

Арабская философия во многом развивалась на базе античного наследия. Учеными-философами был Ибн-Сина, автор философского трактата «Книга исцеления. Ученые активно переводили сочинения античных авторов .

Известными философами были Аль-Кинди, живший в IX в., и аль-Фараби (870-950), называемый «вторым учителем», т.е. после Аристотеля, которого Фараби комментировал. Ученые, объединившиеся в философский кружок «Браться чистоты» в городе Басра, составили энциклопедию философских научных достижений своего времени.

История

Развивалась и историческая мысль. Если в VII-VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений и существовало просто множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IX в. Составляются крупные труды по истории. Ведущими представителями исторической науки были ал-Белазури, писавший об арабских завоеваниях, аль-Накуби, ат-Табари и ал-Масуди, авторы трудов по всеобщей истории. Именно история останется той фактически единственной отраслью научного знания, которая будет развиваться в XIII-XV вв. при господстве фанатически настроенного мусульманского духовенства, когда на Арабском Востоке не развивались ни точные науки, ни математика. Наиболее известными историками XIV-XV вв. были египтянин Макризи, составивший историю коптов, и Ибн-Халдун, первый из арабских историков попытавшийся создать теорию истории. В качестве главного фактора, определяющего исторический процесс, он выделил природные условия страны.

Заключение

Восток VII–X веков оставил последующим поколениям огромное наследие. Ибн-Сина, аль-Фараби, Ибн-Рушд, Ибн-Баджжа, Ибн-Туфейль и другие великие мыслители прошлого внесли непомерный вклад в теоретическое знание, не только Арабского Востока, но и Европы, коей является философия и только она. Значение деятельности мусульманских ученых для мировой культуры было неоценимо. Достаточно сказать, что средневековая Европа открывала для себя греческих философов, переводя их труды на латынь с арабского. В XII-XIII веках, благодаря распространению в Европе бумаги, принесенной арабами, основные работы арабских математиков, оптиков, медиков, музыковедов были переведены на латынь и стали основой европейской пауки и техники средневековья. Запад просыпался не без воздействия культур древнего мира, обобщенных в передовой мусульманской культуре.

Вместе с такими изобретениями, как механические часы, компас, порох, бумага, перенесенными в Европу арабами, и античным наследием оно сыграло огромную роль в развитии европейской цивилизации.

Развитие психологии в учениях мыслителей Арабского Востока

Система психологических идей средневекового арабского мира. В ее оформлении выдающуюся роль сыграла плеяда мыслителей, результаты научной...
Одной из существенных особенностей средневекового периода эволюции психологического знания как раз и...

Теоретические знания Арабского Востока

Прогрессивную роль в развитии научного знания. Особенно подробную дал Абу Наср ал-Фараби. Все последующие классификации наук на...
...в восточной части арабского мира - в X - XI веках в Нижней Месопотамии с ее купеческими городами и морскими...


Лекция 4. Наука и техника в Средние века

Научно-технические знания арабско-мусульманского мира (VII-XII вв.)

Развитие науки и техники в раннесредневековой Европе и Византии

Наука и техника эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.)

Научно-технические знания арабско-мусульманского мира

(VII-XII вв.)

В ранее Средневековье центр культурного развития и научного познания сместился на Восток. Здесь к IX в. сложился Арабский халифат, крупнейшее исламское государство Средних веков, который занимало земли, ранее принадлежавшие Римской империи. Это территории Аравийского полуострова, современных Ирана, Ирака, Египта, Сирии, части Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Пиренеев. Единственными элементами, которые объединяли народы халифата, были ислам и арабский язык. Широкие торговые связи, заимствование передовых технологий у покоренных народов, заинтересованность правителей в развитии государства, терпимость новой религии к научному познанию породило взлет творческой мысли.

Технические достижения арабского Востока . Арабы захватили области традиционного ирригационного земледелия, поэтому рациональное водопользование стало одной из главных государственных задач. Чиновники-инженеры должны были наблюдать и контролировать исправность плотин, дамб и других оросительных сооружений. Параллельно в маловодных районах создается система сбора всей возможной природной влаги – кяризы в виде длинных подземных туннелей, выводящих накопленную воду на поверхность. При необходимости арабы создавали ирригационные машины, например, приводимые в действие водой водочерпальные колеса, а также трубопроводы.

Применение водочерпального колеса определило развитие и водяных мельниц, которые строились на реках, в том числе и плавучие и подвесные, которые подвешивались на железных цепях посередине реки. В VIII в. на территории Персии и Ирака появились первые ветряные мельницы. Они имели горизонтальное ветряное колесо, а вертикальный вал вращал жернов.

Об уровне развития техники на арабском Востоке говорят процветающие города. Завоеватели переняли большинство достижений покоренных народов и смогли освоить новые для них отрасли ремесла и технологии. В строительстве и архитектуре они использовали не только опыт и традиции предыдущих эпох, но смогли их развить, переработав некоторые идеи для своих целей.

«Купол Скалы» в Иерусалиме, главная мечеть арабов до сих пор остается шедевром архитектуры. В арабской архитектуре появилось несколько новых типов построек: мечети и минареты, медресе, караван-сараи и т.д. Появился так называемый арабский свод – стрельчатая арка. Арабы освоили купола сфероконической формы. Минареты стали характерной частью пейзажа областей распространения ислама. Некоторые арабские города вобрали в себя все передовые достижения городского благоустройства эпохи. Так, в Кордове все городские улицы были вымощены и освещались фонарями. На арабском Востоке главными ремесленными и торговыми центрами были Дамаск, Багдад, Мекка, Медина, Каир, Кордова, Басра. Их рынки, базары славились на весь средневековый мир. Закономерно, что являясь международными центрами торговли, восточные города становились источником многих технических новинок для европейцев.

Среди технических достижений арабского Востока была бумага из тряпья. В Самарканде в IX в. было налажено производство такой бумаги. На территории Испании, значительная часть которой была захвачена арабами, появилась первая бумажная фабрика около 1150 г. в городе Хативе. Вскоре это новшество подхватили в Италии, потом во Франции и Германии. Другие изобретения арабов связаны с развитием у них наук и практических знаний: краски, стекло, химические реактивы, косметика, парфюмерия. Особое внимание уделяли арабы искусству выделки оружия. В наведении узоров на стальной клинок (дамасскирование), арабам не было равных, эта технология увеличивала стоимость оружия во много раз. Арабы принесли в Европу порох и огнестрельное оружие.

Развитие научных знаний на средневековом Востоке . Отличительной особенностью Средних веков был расцвет науки на арабском Востоке. Ислам миролюбиво относился к научному поиску. Поэтому именно на Востоке было совершено множество научных открытий и наблюдений, а арабо-мусульманская средневековая культура во много раз превосходила современную ей европейскую культуру. Точные науки, математика и астрономия, медицина и фармакология были полезны для развития цивилизации, они повышали уровень жизни населения и не угрожали идеологии ислама.

Среди характерных черт арабской науки можно отметить, что к книгам относились с большим уважением, а многие правители-халифы собирали целые библиотеки, иногда достигавшие 150-200 тысяч томов. Появились и подражания Александрийскому мусею: ученый Ибн-Хамадан создал в городе Мосул «Дом мудрости», при котором была доступная библиотека. По его примеру в Багдаде аналогичный «Дом мудрости» учредил визирь Ардашир Ибн-Сабур в 994 г. Кроме библиотек в таких научных центрах располагались обсерватории, здесь трудились поэты, ученые и переводчики, которые переводили греческие книги. Потребности в образованных людях привели к созданию университета в Египте при мечети аль-Азхар (983 г.), который существует до сих пор. Появилось учебное заведение нового образца – медресе.

Источниками культуры и науки арабов послужили труды античных и византийских ученых, достижения покоренных стран. На Востоке были сохранены и применены труды Платона, Аристотеля, Евклида, Архимеда и других античных ученых. Возник спрос на переводы научных сочинений, так как становление собственно арабской науки вызвало потребность в освоении накопленных знаний другими народами. В первую очередь это касалось практической механики (для строительства водоподъемных машин и ирригационных сооружений). Оказались востребованы труды Аристотеля, Герона Александрийского, Филона Византийского. Часто комментарии к переводам превращались в самостоятельные сочинения. Ибн-Сина (Авиценна) в «Книге знаний», на основе трудов Герона и Филона, рассматривает пять простых машин и их комбинации для подъема воды и перемещения грузов. Переводы трудов Архимеда. «Книга о познании практической механики» Исмаила аль-Джазари и «О водяных колесах и подъеме воды и о служащих этого механического устройства» Мухаммеда аль-Хорасани являются самостоятельными трактатами на эту тему.

Из книги Клавдия Птолемея мусульмане узнали о шарообразности земли, научились определять широту и долготу и рисовать карты. Сочинения Гиппократа стали основой для «Канона врачебной науки» знаменитого врача и философа Ибн-Сины, а Ибн-Хайан положил начало арабской алхимии и астрологии. В период с VIII по XII вв. в арабском мире развиваются такие науки, как тригонометрия, алгебра, позже оптика и психология, затем астрономия, химия, география, зоология, ботаника, медицина. Мировоззрение арабов проявлялось в распространении наук, соединяющих опытные знания с мистикой и суевериями: астрономию у них сопровождала астрология, химию дополняла алхимия.

В точное естествознание вклад арабских ученых проявился в развитии алгебры и арифметики. Даже слово «алгоритм» является латинизированным вариантом имени математика и астронома из Хорезма Мухаммеда Ибн-Мусы аль-Хорезми. Он переработал математические труды индийского ученого Брамагупты, и название его труда «Алгебра» дало имя целой науке. Аль-Хорезми подчеркивал практическую пользу математики, в частности для измерений земли. Ученый позаимствовал у индийцев десятичные цифры, которые потом попали от арабов в Европу и которые европейцы теперь называют арабскими. Аль-Хорезми был и еще самым знаменитым арабским астрономом.

Астрономия была на Востоке почетным направлением, так как главной задачей было научиться определять, где находится Мекка ‑ в ту сторону должны были склоняться правоверные при молитве. Алхимия и связанная с ней химия стали специфическими направлениями арабской науки. Главным занятием алхимиков были поиски эликсира жизни и философского камня, который позволял превращать ртуть в золото. Химия достигла высокого уровня развития и имела практическое применение: выплавка стали, окраска тканей и кожи, производство стекла. Арабские алхимики изобрели приспособления и оборудование для проведения экспериментов: мензурки, колбы, тигли, горелки.

Чаще всего одни ученые занимались сразу многими отраслями научного познания, были настоящими энциклопедистами. Среди них наиболее заметными фигурами являются аль-Бируни, Ибн-Сина, Джабир-Ибн-Хайян и другие.

Аль-Бируни создал трактаты по математике, астрономии, физике, ботанике, географии, общей геологии, минералогии, этнографии, истории. Он считал основой исследования эксперимент, описал круговорот воды в природе, чувства человека, допускал возможность движения планет вокруг Солнца.

Ибн-Сина (Авиценна) оставил около 450 научных трудов по 29 отраслям науки. Ибн-Сина был ученый-энциклопедист, в сферу его интересов попали философия, логика, психология, математика, геология, физика и другие науки. Важнейшим направлением деятельности Ибн-Сины была медицина, его трактат «Канон врачебной науки» 500 лет был руководством для медиков.

Медицина достигла у арабов очень высокого уровня и на много опережала европейскую. Крупнейший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, а его трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он впервые стал применять антисептические средства при лечении ран, изобрел нити для хирургических швов, около 200 хирургических инструментов, которыми долго пользовались хирурги всех народов. Арабские ученые создали фармацевтику как самостоятельное направление науки, независимое от медицины.

Ученый рубежа VIII-IX вв. Джабир-Ибн-Хайяна (Гебер) стал основоположником алхимии. Он допускал возможность взаимного превращения металлов. Из этой теории зародилась одна из главных целей европейских алхимиков – превращение ртути в золото. Джабир-Ибн-Хайян больше внимания уделял практическим действиям при постановке опыта, которые детально описаны в его трактатах: перегонка, возгонка, растворение, кристаллизация, дистилляция. Ему удалось изложить методы получения ряда химических препаратов: азотной кислоты, азотного серебра, нашатыря, метода выплавки металлов и т.д.

Арабские географы и натуралисты обогатили зоологию и ботанику, изучая флору и фауну многих стран. Затрагивались области и гуманитарных наук. Здесь наиболее заметным ученым был Абуан-Насра аль-Фараби (870-950 гг.). Его учение, изложенное в трактатах «О взглядах жителей добродетельного города», «Афоризмы государственного деятеля» и «Гражданская политика», рассматривают вопросы о политике, государстве и власти. Еще одним известным арабским мыслителем XI в. был аль-Маварди (974-1058 гг.), который в своих трудах пытался выявить сущность халифата и понять его природу.

Итого:

Потребности земледелия, ремесла и торговли Востока подталкивали освоение всех направлений практических знаний, так как это давало хороший экономический эффект.

Европейское наследие в науке и технике не оставалось без внимания арабов, оно модернизировалось согласно времени и новым требованиям.

Мировое значение науки арабского Востока состоит в том, что она сохранила и творчески развила науку Греции и эллинистических государств, а также ввела в научный оборот результаты творчества индийских ученых.

Многое из наследия предыдущих эпох было не только сохранено на Востоке, но и передано европейцам. Арабы не препятствовали заимствованию европейцами новых знаний у них самих.

От арабов европейцы познакомились с компасом, порохом, бумагой, ветряными мельницами, шелководством.