Воронцовский парк и дворец в алупке. Воронцовский дворец (Алупка) - украшение южного Крыма Кто построил воронцовский дворец в крыму

Адрес: Россия, республика Крым, Алупка, ш. Дворцовое, 18
Дата постройки: 1840 год
Архитектор: Фурасов П.И.
Координаты: 57°19"07.5"N 43°06"40.4"E

Содержание:

Краткая история

Шикарный дворец, названный Воронцовским в честь графа Воронцова М.С., - это уникальное сооружение, ставшее воплощением эпохи Романтизма. Расположен он на полуострове Крым в городе Алупка.

Начало его возведения датируется 1828 годом, когда генерал-губернатор Воронцов, ответственный за Новороссийский край, выбрал место строительства будущего главного здания и вбил на нем колышки. Однако появился дворец не быстро – на его возведение ушло целых 20 лет.

Изначально проект будущего Воронцовского дворца разрабатывался в стиле строгой классики, а трудился над ним известный итальянский зодчий по имени Франческо Боффо и его коллега из Англии Томас Харрисон.

1829 год стал началом воплощения их совместного проекта в жизнь, и по мере окончания всех подготовительных работ сразу же был заложен фундамент и сделана первая кладка. Однако вскоре случилась неприятная неожиданность – в разгар подготовки рабочих чертежей умер архитектор Харрисон.

Чтобы строительство шло своим чередом, Боффо был нужен новый напарник. Им стал Эдуард Блор – молодой архитектор, работающий по романтическому направлению английской архитектуры.

Каменная лестница с беломраморными скульптурами львов

Почему же граф Воронцов выбрал именно его и решил внести изменения в проект будущего дворца в крымской Алупке? Дело в том, что в те годы он находился в Англии, и его впечатлила местная архитектура и новые веяния моды на строительство зданий. Поэтому граф пересмотрел уже разработанный проект и доверил новому архитектору скорректировать его так, чтобы результатом работы стал настоящий замок, сочетающий в себе строгость английской архитектуры и роскошь, присущую индийским дворцам.

И вот с 1832 года строительные работы по возведению Воронцовского дворца в Крыму уже ведутся по обновленному проекту, но без искажения ранее пройденных этапов. Выполнение всех работ было возложено на самых лучших умельцев – каменотесов, лепщиков, резчиков по камню и дереву, художников, мебельщиков и других тружеников, со всей ответственностью подходивших к доверенным им заказам. В итоге строительство дворца обошлось Воронцову в 9 млн рублей .

Слева направо: парадная столовая, зимний сад

Планировка Воронцовского дворца

Весь дворцовый комплекс, возведенный по заказу Воронцова, представлен несколькими солидными корпусами, обозначенными как:

  • центральный;
  • столовый;
  • гостевой;
  • библиотечный;
  • хозяйственный.

Корпус, предназначенный для приема гостей, впоследствии назвали Шуваловским, поскольку в его правой части находилась комната дочери Воронцова, ставшей после замужества графиней Шуваловой.

Северный фасад главного корпуса

Как ни странно, строительство дворца начиналось с возведения столового корпуса, и на эти работы ушло 4 года (с 1830 по 1834 гг.). На строительство центрального корпуса ушло 6 лет – 1831 – 1837 годы. С 1841 по 1842 годы велись работы по строительству бильярдной, дополнившей здание столовой. На возведение гостевого корпуса, всех башен, хозяйственных построек, флигелей и оформление Парадного двора также потребовалось немало времени (это были 1838 – 1844 годы). И, наконец, к дворцовому комплексу присоединился корпус библиотеки, построенный с 1842 по 1846 годы.

Украшением центральной лестницы стали скульптуры львов, изготовление которых было поручено итальянскому мастеру Джованни Боннани . А завершался весь роскошный дворцовый ансамбль львиной террасой, то есть множеством фигур львов.

Справа - Часовая башня

Особенности архитектуры Воронцовского дворца

Воронцовский дворец, ставший в середине XIX столетия украшением Алупки в Крыму, был своего рода инновацией, нарушившей некоторые архитектурно-строительные принципы. Корпусы дворцовых ансамблей в те времена было принято располагать в строгой геометрической группировке, однако архитектор Блор отступил от этого правила и все сооружения, входящие в состав Воронцовского дворца, распределил на местности так, что они стояли по направлению с запада на восток, как бы в соответствии с движением гор. Такой подход позволил всем постройкам гармонично вписаться в местный ландшафт – Воронцовский дворцовый комплекс нашел свое место на крымских просторах.

Перемещаясь от корпуса к корпусу, можно наглядно отследить этапы развития архитектуры средневековья, начиная с ее самых ранних форм и заканчивая традициями XVI столетия.

Шуваловский корпус

Однако упор при разработке проектов всех сооружений все-таки делался на английский стиль. Чем же так привлекателен Воронцовский замок в Крыму? Его особенностью является внешний вид, напоминающий замок-крепость из древних VIII – XI столетий . Попадая на двор хозяйственных корпусов, невольно натыкаешься на глухие стены и попадаешь в замкнутые пространства, а при попытке пробраться к центральному корпусу оказываешься в окружении сторожевых башен круглой формы. Далее общее впечатление неприступности дополняют узкие окна-бойницы и высокие стены грубой кладки. Но неожиданно появляется ажурный висячий мост, изготовленный из чугуна, и вносит праздничную нотку в эту суровую композицию. И так по мере удаления от арки западного въезда всё более проявляются признаки архитектуры следующих эпох.

Башни западного входа

Перебравшись по ажурному мостику и избавившись от ощущения замкнутости, можно оказаться в Парадном дворике, из которого открывается вид на гору Ай-Петри. Но это не просто вид – это своеобразная картина, ведь пейзаж как бы ограничен архитектурной рамкой, представленной часовой башней, восточным флигелем и подпорной стеной с фонтаном.

Интересна и архитектура главного корпуса Воронцовского дворца в Крыму. Его стены выдвинуты из плоскости на разных уровнях, как того требует английский стиль Тюдор. Центральная часть украшена парадным входом и оформлена выступами эркеров и боковыми ризалитами. Крышами башен служат луковичные купола. Северный фасад здания декорирован узкими полуколонками-многогранниками, венцами которых являются пинакли (декоративные верхушки).

Молельня

Изящные пинакли и зубцы, купола и дымовые трубы, украшенные навершиями цветочной формы, сглаживают грубость каменной фактуры стен и их массивной клади.

Рассматривая резные украшения из камня, которыми оформлен Воронцовский дворец, стоит отметить их ярко выраженное сходство с некоторыми элементами западного и восточного зодчества. Так, настоящие знатоки архитектуры сразу замечают готические дымовые трубы и минареты мечети, и именно такая совместимая несовместимость делает дворцовый комплекс особенным. Особенно остро это сходство ощущается по мере перемещения к южному фасаду корпуса, наименованного главным. В лучах солнца его очертания кажутся необычными, причудливыми.

Слева направо: парадная столовая, зимний сад, главный корпус

Но основным мотивом оформления дворца являются арки самой разнообразной формы – они и пологие, и килевидные, и подковообразные, и стрельчатые. А увидеть их можно везде, начиная от балюстрады балконов и заканчивая убранством портала южного входа в Воронцовский дворец. Кроме того, архитектурный ансамбль, возведенный по заказу генерал-губернатора, имеет и свою «изюминку» - это 6 одинаковых строк на арабском языке, свидетельствующих о том, что победителем является только аллах. Увидеть надпись можно в нише, декорированной тюдоровским цветком и индийским лотосом .

Описание парка, окружающего Воронцовский дворец

В годы строительства дворца велись и работы по закладке прилегающего парка. Но если на возведение Воронцовского дворца ушло два десятка лет, то работы по созданию парка не прекращаются и по сей день. На территории площадью 40 га гармонично уживаются самые разнообразные растения, свезенные со всего мира.

Шуваловский проезд с видом на ажурный мостик

В целом придворцовый парк подразделяется на Верхний и Нижний. Верхний парк оформлен несколькими полянами – Каштановой, Контрастной, Солнечной. И каждая из них примечательна своими деревьями (сосна итальянская, платан восточный, тис ягодный, кедр гималайский, араукария чилийская, или обезьянье дерево и др.). Кроме того, на территории Верхнего парка находится Лебединое озеро, на котором действительно живут эти прекрасные птицы, Верхнее и Зеркальное озера и водопад.

В Нижнем парке в окружении красивейших и редчайших представителей флоры стоит небольшой чайный домик, которым в свое время пользовалась семья Воронцова для проведения праздников на берегу моря. Тогда это место часто освещалось салютами и фейерверками.

Шуваловский проезд с видом на западные ворота

Находясь здесь, можно действительно прочувствовать атмосферу праздника, ведь неспроста архитектор выбрал место для строительства домика именно здесь. Окруженный множеством уникальных растений, он создает ощущения пребывания в сказке, поскольку вся территория Нижнего парка располагает к созданию феерического настроения. А оформлена нижняя часть Воронцовского парка в Крыму в итальянском стиле регулярного парка.

Использование комплекса Воронцовского дворца в разные годы

С 1990 года Воронцовский дворец в Алупке стал дворцово-парковым музеем-заповедником . Несколько интересных экспозиций расположены в девяти парадных залах. Благодаря их содержанию все желающие могут ознакомиться с укладом графской семьи, проживавшей во дворце до Октябрьской революции, и характером интерьеров дворца.

Выход из двора

Но в 1990 году открытие Воронцовского дворца как музея было вторичным – впервые его здание использовалось как музей в 1921 году.

Но с началом Великой отечественной войны 1941 года ценные музейные экспонаты не удалось спасти, а само здание неоднократно подвергалось угрозе разрушения. Однако благодаря стараниям одного из сотрудников музея Щеколдина С.Г. Воронцовский дворец-музей всё-таки уцелел. Конечно, множество художественных ценностей было утрачено за годы войны, но после ее окончания некоторые картины все же удалось разыскать и вернуть в музей.

Воронцовский дворец - драгоценное украшение Тавриды. Многие наведываются в небольшой южнобережный городок Алупку только для того, чтобы прогуляться по загадочному парку, окружающему знаменитый замок. Его стены хранят множество неразгаданных тайн. Дворец проектировал придворный архитектор английской королевы Виктории, здесь под покровом таинственности встречались члены масонской ложи, тут останавливался легендарный Уинстон Черчилль, отдыхали великие мира сего, снимались известные фильмы…

Всего каких-то 20 лет…

Начиная рассказ о Воронцовском дворце, нельзя не упомянуть о человеке, благодаря которому возник этот архитектурный шедевр. Потомок старого русского дворянского рода Михаил Семенович Воронцов славился умом, образованностью и утонченным вкусом. По традициям своего времени он еще с рождения был записан в полк, а в четыре года «произведен» в прапорщики! С 19 лет Воронцов уже по-настоящему воюет - с турками, шведами и французами. В знаменитой битве под Бородино молодой граф получает ранение. В 1815-1818 годах Воронцов командует русским оккупационным корпусом во Франции. Также принимает участие в кавказских походах, за что в 1845 году возведен в княжеское достоинство.

Не менее плодотворна деятельность князя Воронцова и в мирное время. Значительный след о себе он оставил в Новороссии, которой управлял будучи в чине губернатора с 1823-го по 1844-й год. В те времена край, доверенный ему, включал в себя значительную часть Северного Причерноморья, в том числе и Крым. Воронцов оказался отличным хозяйственником. В период его правления экономически выросли Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь. Губернатор распоряжается провести дороги, в том числе великолепное южнобережное шоссе в Крыму. В это время учреждается пароходство по Черному морю, закладываются основы виноградарства и тонкорунного овцеводства.

«Он владел большим богатством - своим и своей жены, графини Браницкой, - и огромным получаемым содержанием в качестве наместника и тратил большую часть своих средств на устройство дворца и сада на южном берегу Крыма», - писал о графе Лев Толстой в «Хаджи Мурате».

Для возведения своей мечты Воронцов не жалеет ни средств, ни времени, ни человеческих ресурсов. Строительство дворца продолжалось 20 лет - работы велись с 1828 по 1848 годы! Для создания проекта приглашается Эдвард Блор, являющийся придворным архитектором английской королевы Виктории. Ему принадлежат проекты многих знаменитых зданий - замка Вальтера Скотта в Шотландии и Букингемского дворца в Лондоне. До сих пор неизвестно, приезжал ли Блор в Алупку, но ему удивительным образом удалось идеально сочетать архитектуру с окружающим горным пейзажем. Возможно, прожектера озарило вдохновение, но не исключено, что он все же приезжал в Крым, чтобы ознакомиться с местным рельефом.

К моменту воплощения проекта Блора фундаменты и первая кладка портальной ниши центрального корпуса уже были готовы. Изначально дворец строился по проекту архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона.

Возводить дворец приезжают потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Таким образом, шикарную резиденцию строили оброчные крепостные из Владимирской и Московской губерний. Прекрасное архитектурное произведение возводилось вручную при помощи примитивных инструментов.

Первым вырос столовый корпус, затем был выстроен Центральный. В 1842 году к столовой была пристроена бильярдная. А в 1838-1844 годах оформлялся Парадный двор, строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов. Последним был построен библиотечный корпус.

В архитектуре дворца присутствуют элементы различных эпохи стилей, однако архитектурная эклектика смотрится весьма гармонично. Зодчие смело сочетали английский стиль с неомавританским. Яркий тому пример: готические дымовые трубы, напоминающие минареты мечети. Южный вход демонстрирует восточную пышность. Он очень похож на испанский дворец Альгамбра, некогда принадлежащий арабским властителям. На его фасаде шестикратно повторяется надпись на арабском языке, сообщающая: «Нет победителя, кроме Аллаха».

Западная часть фасада выполнена в неоготическим стиле. Со стороны гор корпуса дворца напоминают суровые очертания замков английских аристократов. Башни дворца весьма разнообразны. Здание украшают всевозможные шпили и купола, резные карнизы и ажурные балюстрады, лестницы и каминные трубы… Неудивительно, что именно здесь в XX веке создавались экранизации Стивенсона и Шекспира, снимались знаменитые «Небесные ласточки», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и много других картин.

Сооружение террасы парка перед южным фасадом дворца было поручено военным. С 1840 по 1848-й годы с помощью солдат саперного батальона были осуществлены масштабные земляные работы.

Летом 1848 года был сделан последний эффектный штрих. На центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов. Очаровательные звери были рождены в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани.

Рай на Земле

Каким бы ни был прекрасным дворец, без окружающего его роскошного парка, он не был бы так притягателен и популярен. Заложенный около 200 лет назад уникальный сад насчитывает более 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира.

Создатель дворцово-паркового великолепия был настоящим волшебником. Немец по происхождению, Карл Кебах мастерски использовал каждый метр пространства. Возводя на территории парка фонтаны, он объединил их в каскады, создавая озера и пруды. Сказочный антураж гармонично дополняют растительные композиции. Каждый экзотический кустик талантливый садовник любовно высаживал в специально привезенный чернозем.

Любопытно строение садового ансамбля. Он состоит из Верхнего и Нижнего пейзажных парков. Верхний - «алупкинский хаос» представляет собой массивы природного диабаза, гранитные глыбы, хаотично разбросанные, как будто стихией. Есть тут и пещеры с гротами, и кратер потухшего вулкана. Суровые пейзажи из камня смягчены видами уютных аллей Нижнего парка. Словно струящиеся по склонам террасы окаймлены итальянскими пиниями.

Парк очаровывает приятными на слух романтичными названиями: Чайный павильон, Лебединое озеро, фонтан Мария. Последний, украшенный у основания белыми розами, является копией Бахчисарайского фонтана. Удивителен водопад Фрейшютц. Его струи при падении рассекаются, словно прозрачная фата невесты. Прогуливаясь в Верхнем парке по Солнечной, Платановой, Каштановой полянам, ловишь себя на мысли, что находишься в настоящем раю, и эта сказка реальна!

Михаил Воронцов, между прочим, как и многие известные и влиятельные фигуры своего времени принадлежал к масонской ложе. Поэтому в его резиденции и в парке можно обнаружить тайные знаки и символы могучего братства.

Новая история

Три поколения семьи Воронцовых наслаждались жизнью в построенном их дедом великолепном дворце. Перед Октябрьской революцией 150 комнат замка представляли собой роскошные апартаменты, украшенные античными скульптурами, антикварной мебелью и картинами. Полотна, украшающие стены, принадлежали кисти великих живописцев. До сегодняшнего дня чудом сохранились картины Левицкого, Боровиковского, Айвазовского, а также итальянских, английских и французских художников. Дополняли интерьеры дворца бронзовые канделябры, изделия из фарфора, хрусталя, малахита, антикварные вазы. Парадные комнаты были заставлены мебелью из красного дерева, ореха и дуба, изготовленной лучшими русскими мастерами.

Пришли иные времена, и Воронцовский дворец вместе с его сокровищами был национализирован. В середине 1921-го года он стал функционировать как музей. Во время Великой Отечественной войны экспонаты Алупкинского музея эвакуировать не удалось. Дважды дворец подвергался угрозе разрушения, и оба раза его спасал старший научный сотрудник музея С. Г. Щеколдин. Немцы вывезли весомую часть художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец. Трагические эпизоды истории Воронцовского дворца описаны в книге «О чем молчат львы», созданной на основе воспоминаний Щеколдина

С 4 по 11 февраля 1945 года Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем. В это время проходила эпохальная Ялтинская конференция.

С 1945-й по 1955-й годы апартаменты в Алупке использовались в качестве государственной дачи. В 1956-м году по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей. И, наконец, с 1990-го года Алупкинский дворцово-парковый комплекс стал музеем-заповедником. Новый статус очень важен, он позволяет учреждению защищать парковую зону от непрофильного использования, в частности, от коттеджной застройки. Это явление сегодня - головная боль Крыма. Будем надеяться, что райский уголок под названием Воронцовский дворец останется заповедной зоной на долгие времена и будет радовать «всяк входящего в него» красотой и благородством.

Воронцовский дворец в Алупке - это потрясающий по красоте дворец, окруженный очаровательным парком, находящийся у подножия горы Ай Петри. На южном берегу Крыма огромное количество достопримечательностей, но в Алупке всегда полно туристических групп. Что-то есть особое и притягательное в этом месте. Утопающий в зелени английский замок графа Воронцова в Крыму никого не оставляет равнодушным, и заставляет снова и снова возвращаться туда.

Дворец в Алупке - это бывшая дача, летняя резиденция видного политического деятеля 19-го века, бывшего губернатора Новороссии Михаила Воронцова. Любовь российского политика ко всему английскому была понятна - отцом графа Воронцова был посол Российской империи в Англии, поэтому все детство Михаила прошло в Лондоне. После национализации бывшая резиденция стала музеем.

На экскурсиях в крымском Воронцовском дворце я была дважды: первый раз в апреле, второй раз в августе. В каждое время года дворец и территория, которая к нему прилегает, выглядели восхитительно. Для посещения дворца лучше всего выбирать апрель или сентябрь, в сезон же здесь не протолкнуться.

Для того, чтобы подойти к главному входу во дворец, нужно пройти по узкому коридору дворцовых стен (Шуваловский проезд). Летом здесь довольно прохладно, так как почти всегда здесь лежит тень. Когда приезжаешь сюда впервые, не ожидаешь увидеть в Крыму настоящий английский замок. Проходя же по узкому суровому проходу, сердце замирает в ожидании чего-то необычного. И совсем скоро любопытство воздастся с лихвой.

После того, как путь через коридор из мощных стен пройден, туристы попадают на небольшую площадь перед дворцом. Перед взором возникает замок, построенный в английском стиле, причем тем же архитектором Эдвардом Блэром, который был автором Букингемского дворца в Лондоне.


Первое, на что обращаешь внимание - это необычный материал стен замка и стен. Позже, со слов экскурсовода мы узнали, что это очень твердый и редкий камень вулканического происхождения- диабаз. Дворец строили более 6 тысяч крепостных крестьян Воронцова, а также умельцы-каменщики специально привезенные из Московской и Владимирской областей. Для создания необычной поверхности каждый камень обрабатывался вручную! Работа надо сказать искусная и очень кропотливая. Воронцов строил этот замок на свои собственные деньги, для себя, на совесть.

Во дворе мы ждали пока сформируется экскурсионная группа и, посмотрев вверх, увидели осветленные солнечными лучами зубцы Ай-Петри - своеобразные остроконечные скалы, расположенные у самой вершины горы. Это один из лучших пейзажей Крыма!


На экскурсию в Воронцовский дворец можно попасть свободно, проводятся они ежедневно. Каждую группу сопровождает экскурсовод, экскурсия проходит на русском языке. Слушать экскурсовода было очень интересно, из её уст услышали много любопытной информации об истории дворца.

Через несколько минут мы переступили порог и ощутили себя как будто в старинном английском замке. Дворец имеет множество архитектурных особенностей: с одной стороны (северной) здание напоминает английский замок, а с южного фасада - мавританскую мечеть. Кроме того, замок настолько искусно вписан в горный ландшафт, что создается впечатление, будто создала и расположила его здесь сама природа.

В замке насчитывается более 150 комнат, но для экскурсии открыты около 9 парадных покоев.


Этот дворец принадлежал трем поколениям Воронцовых, поэтому элементы интерьера немного менялись, ведь каждый хозяин хотел внести что-то своё, современное.

В начале мы попали в парадную столовую. Особое внимание привлекла небольшая чаша, которая чем-то напоминала миниатюрный фонтан. Как оказалось, эта чаша служила для охлаждения напитков.

Каждая комната Воронцовского дворца имеет свой уникальный стиль и колорит. Очень приятно было находиться в голубой комнате, она понравилась мне больше всего. Здесь стены голубого цвета, на них присутствуют цветы из лепки и мебель золотистого цвета.


Очень интересна столовая, оформленная в английском стиле.

В кабинете

Посетив несколько других комнат, мы вышли в зимний сад, где увидели разнообразие видов тропических растений и изящные статуэтки.


Зимний сад


Из зимнего сада ведет выход на террасу, откуда открывается вид на море. Когда мы пожаловали туда, то увидели красивый закат солнца, который на фоне морского горизонта выглядел очень романтично.


Вид на море с террасы Алупкинского дворца


По пути к морю есть лестница, по обе стороны которой установлены скульптуры львов из каррарского мрамора работы итальянского мастера. Здесь также есть особенности. На самом верху террассы, расположены львы бодрствующие, в самом низу террасы -фигуры спящих львов.


Львы, терраса Дворца в Алупке

Спящие львы, Алупка

Окружает Воронцовский дворец великолепный парк со множеством необычных растений из субтропиков и не только. Пройтись по нему в летнее время года, когда все цветет и радует глаз - одно удовольствие.

Алупкинский парк делится на две части: Верхний и Нижний. Верхняя часть парка является более "дикой", в то время как нижняя часть - ухоженный классический парк в английском стиле.

В парке можно увидеть копию Бахчисарайского фонтана.


Копия Бахчисарайского фонтана


В "дикой" части парка прячутся многочисленные водопады, озера, лебед, деревья необычной формы.



В Алупкинском парке есть и свои достопримечательности, например "Большой" и "Малый хаос". - огромное нагромождение камней породы диабаз.


Большой хаос

Лебединое озеро в Алупкинском парке.


Рекомендую после экскурсии погулять по этому саду, отдохнуть в тени от летнего зноя и, конечно, сделать немало красивых фотографий. Этот парк называют еще Алупкинским парком, в нём можно увидеть порядка 200 видов самых разных растений: экзотические растения, различные кустарники, акклиматизированные растения из других континентов.


Вид из Воронцовского парка


Воронцовский парк

Ландшафт парка представлен в виде амфитеатра, внизу которого есть выставочный парковый павильон "Чайный домик". Побывать в нём нам не удалось, поскольку он был закрыт на реставрацию.

Цены на посещение Дворца

Стоимость взрослого билета составляет 70 гривень (8,75 доллара), для детей - 35 гривень (4,38 доллара), фотосьемка - 10 гривень (1,25 доллара).

Как добраться до Воронцовского дворца

Посетить Воронцовский дворец можно, добравшись в Алупку по следующему адресу: ул. Дворцовое шоссе, 10. На автомобиле сюда можно попасть по Южнобережному шоссе, эта трасса проходит вдоль моря через весь Южный берег Крыма. Если ехать по этой трассе в Воронцовский дворец со стороны Севастополя, то будет поворот направо в Алупку, а если со стороны Ялты, то налево.

Из Ялты с автовокзала можно доехать следующими автобусными маршрутами: 27, 26, 107, 42.

Из Севастополя идут попутные автобусы: "Севастополь - Мисхор", "Севастополь - Ялта".

Из Симфорополя: автобусы "Симферополь - Симеиз", "Симферополь- Кастрополь".

Все статьи по направлению Крым

Гостиницы Крыма: отзывы, бронирование

Гостиницы Ялты

Отели Алупка

Прекраснейший Воронцовский дворец в Крыму расположен в городе Алупка. Дворец возвышается над Черным морем в окружении восхитительного парка. Поражает взгляд архитектурный стиль, скульптурные композиции, роскошь, место, где построено здание.

Уникальность архитектуры

Дворец строили 20 лет (1828 – 1848) по заказу могущественного генерал-губернатора Новороссийского края, англомана Михаила Семеновича Воронцова. Граф лично выбрал место для летней резиденции на живописном каменистом мысу у подножия горы Ай-Петри в малоизвестном селе Алупка.

Материалы для строительства

Для строительства по проекту английского архитектора Эдварда Блора привлекли 60 тысяч крепостных крестьян, солдат саперного батальона. Строительство велось из добытого неподалеку местного камня диабаза.

Зеленовато-серый камень вулканического происхождения не уступает по прочности граниту, однако в обработке капризен. Мастера-камнерезы, строившие храмы в Центральной России, трудились и здесь. Работы проведены вручную примитивными инструментами.

Новые архитектурные веяния

Воронцовский дворец строился по новым архитектурным принципам. Расположенный соответственно рельефу, он органично вписался в южный ландшафт, повторяя очертания виднеющихся гор. Отдавая должное светской моде того времени, зодчий объединил в архитектуре сооружения английский, неомавританский и готический стили .

В неприметном татарском селе появился замок в духе английского зодчества из пяти корпусов с оборонительными башнями, неодинаковыми по форме и высоте. Открытые и закрытые переходы, лестницы и внутренние дворики объединили корпуса между собой, напоминая сооружение английских аристократов времен средневековья.

Уникальные решения

Воронцовский замок из темного обточенного камня с арками, зубчатыми стенами, ажурными переходами, тонкими резными узорами поражает смешением стилей. Главный фасад центрального корпуса создан в стиле мусульманской мечети . Шпили и башенки напоминают восточные минареты. У главного подъезда – строгие монументальные башни с бойницами, зубчатые стены, узкие окна-бойницы создают образ средневекового замка.

Южный фасад выполнен с мавританской пышностью: со стрельчатыми арками, восточным орнаментом, балкончиками и ажурными решетками, настенной резьбой. Декоративное украшение Воронцовского дворца – пологая стрельчатая арка. Украшение повторяется в чугунных балконах, в каменной резной решетке крыши, в убранстве входа, над которым по фризу шестикратно повторяется фраза: «И нет победителя, кроме Аллаха»!

С северной стороны здание увенчано аккуратными башенками и большими окнами. Перед фасадом разместились мраморные фонтаны. У Парадной лестницы – Львиная терраса. Шесть львов «восседают» по обе стороны монументальной лестницы из белого мрамора. Один «спит», другой «пробуждается», остальные – «бодрствуют» и «рычат».

Воронцовский дворец, оборудованный водопроводом с горячей водой и канализацией , обошелся графу в 9 миллионов рублей серебром – грандиозная по тем временам сумма.

Обитатели роскошного дворца

Первым владельцем дворца стал светлейший князь Михаил Семенович Воронцов, потомок древнего аристократического рода, крестник Екатерины Великой, герой-орденоносец, участник Отечественной войны 1812 года, почетный член Петербургской Академии наук. Вышел в отставку в звании генерал-фельдмаршала.

Вскоре после заселения графу пришлось покинуть новый дом. Получив назначение на Кавказ, Воронцов оставил резиденцию дочери. С тех пор дворец менял хозяев. После смерти графа здесь жили сын, вдова. В 1880 году родовое гнездо Воронцовых опустело до тех пор, пока новые родственники не взялись энергично за восстановление наследства.

После революции имение национализировали. Позднее Воронцовский дворец стал госдачей НКВД, а в 1956 году здесь открылся Крымский государственный музей . С 1990 года дворец входит в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. В коллекции музея – произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, старинные рисунки и литографии.

Интерьеры помещений

Во дворце 150 комнат, оформленных в английском стиле с восточными мотивами. Каждое помещение выполнено в персональном стиле. На характере убранства залов сказалась мода эпохи и вкус владельцев, интерес к экзотическим вещам.

Концепция дизайна

Первоначально в залах господствовали яркие тона, пышные занавески на окнах и дверях. Кашмирские и турецкие шали, индийские ковры и звериные шкуры создавали атмосферу восточной роскоши.

Постепенно характер интерьеров изменился. Внутреннее убранство Воронцовского дворца роскошно, но эта роскошь уютная, «домашняя», без парадной «дворцовости». Мебель из ореха, дуба, красного дерева специально для дворца делали русские мастера. Камины в каждой комнате неповторимы и сделаны из оригинальных материалов.

Обзор замка

Вестибюль – просторное торжественное помещение с дубовыми потолками рельефной отделки, строгой мебелью и двумя серо-зелеными каминами. На стенах – портреты Воронцовых. Екатерины Великой и членов царской семьи. На полу – ковры персидской работы с портретным изображением персидского шаха Фатх-Али.

– комната светлая, интерьер сдержан, отвечает строгим вкусам хозяина. Стены покрыты бумажными обоями, считавшимися предметом роскоши, потому что рисунок мастер выполнял вручную. Обстановка европейских мастеров одновременно чопорна и торжественна.

На стене – портрет хозяина с фельдмаршальскими эполетами на фоне Кавказа. О событиях Отечественной войны 1812 года напоминают портреты соратников графа, боевых генералов – Уварова, Нарышкина. Бронзовые каминные часы с изображением Минина и Пожарского.

Ситцевая приемная получила название потому, что стены затянуты тканью теплых тонов, привезенной из Парижа. Грациозно смотрится хрустальная люстра на потолке, выполненная русскими мастерами. На стенах – пейзажи русских и зарубежных художников.

Столик из цветного стекла – работа итальянского мастера. Украшает приемную паркет из дорогих пород дерева, который сделан по заказу для Ситцевой приемной.

В Голубой гостиной Воронцовского дворца на лазурных стенах и потолке тонкий белоснежный лепной орнамент в виде лепестков и листьев. Люстры изысканных форм, узор фаянсовых ваз добавляют торжественности интерьеру. Привлекает внимание белый рояль, гордость хозяйки Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, незаурядной пианистки.

В Голубой гостиной музыцировали, устраивали домашний театр. В этой гостиной последний раз к зрителям в 1863 году выходил Михаил Щепкин, пел молодой Федор Шаляпин под аккомпанемент Сергея Рахманинова.

В Будуаре Елизаветы Ксаверьевны стены обшиты китайскими циновками с цветочным орнаментом, мебель, украшенная узорами в восточном стиле, создана руками русских умельцев. Паркет скромного рисунка на полу, резные рамы зеркал создают атмосферу уюта.

Китайский кабинет . Здесь Китай присутствует символически, подлинных предметов из Поднебесной нет. На столике – льняная скатерть, вышитая Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. Угловой шкафчик, напоминающий черепаший панцирь, – подарок императрицы Александры Федоровны. Стены кабинета отделаны тончайшей рисовой соломкой, элементы декора вышиты бисером и шелком руками крепостных мастериц.

Площадью 150 квадратных метров при 8-метровых потолках. Зал уютно освещен канделябрами и люстрами со свечами. Резной дубовый потолок повторяет рисунок стенных панелей и оконных переплетов. Стеклянная дверь ведет на террасу дворца. Мебель под стать грандиозному залу.

В центре – стол из цельного куска красного дерева с массивными тумбами и ножками в виде львиных лап. Вокруг поставлены две дюжины стульев, обивка для которых выткана в Лионе по заказу Воронцовой. Отполированный до блеска сервант наполнен кубками, кувшинами и жбанами.

По сторонам зала располагаются большие камины, а между ними – фонтан, выложенный плитками с изображением фантастических животных. Над фонтаном – резной деревянный балкончик, где играл квартет музыкантов. В простенках над буфетами и каминами живописные панно дополняют пейзаж, открывающийся из окон.

– специально построенное помещение под книги в отдельном корпусе Воронцовского дворца для хранения 27 тысяч томов энциклопедичных книг, собранных десятилетиями. Основная часть интерьера – четырехметровые украшенные резьбой стеллажи, уставленные фолиантами высотой до потолка. Здесь труды по военному делу и мореплаванию, естествознанию и сельскому хозяйству на французском, немецком, английском языках.

Граф свободно читал на нескольких языках, увлекался коллекционированием, собирал древние рукописи, чертежи, географические карты. Издания Дидро, Вольтера, политическая литература периода Великой французской революции хранятся вместе с лепными гербами Воронцовых. Дополняют интерьеры библиотеки Воронцовского дворца массивный письменный стол, удобные кресла, два огромных глобуса на резных трехногих подставках.

В Зимнем саду редкий по изысканности интерьер из экзотической растительности и произведений искусства. Вдоль стен высажен вьющийся фикус, расставлены кадки с цветами, устроен беломраморный фонтан. Вдоль стен – мраморные бюсты Екатерины Великой, четы Воронцовых, английского премьера Вильяма Питта. Теплолюбивые растения и цветы создают экзотический колорит.

Создатель парка – ботаник Август Кебах. Немецкий садовод создавал парк, учитывая рельеф, климат и местную флору. Со всего мира завезли 270 видов деревьев и кустарников. Одновременно в саду расцветало 2 тысячи сортов роз. Кебах спланировал парк так, что прибрежное шоссе разделило его на две части – Верхний и Нижний сады.

Нижний парк – с фонтанами, мраморными скульптурами, колоннами, вазами и каменными скамьями. Верхний сад Воронцовского дворца более естественный: в нем скалистые обломки (груды камней из застывшей магмы, выброшенные вулканом и названные «Большой хаос» и «Малый хаос»), живописные полянки, каскады водопадов, тенистые пруды, искусственные озерца и гроты. На дно Лебединого озера, украшающего парк, высыпано 20 мешков полудрагоценных камней для создания игры света в солнечную погоду.

В парке площадью 40 га прижились виноградная лоза, оливки, фруктовые деревья, кипарисы. Специально выведенная для Алупки серия новых сортов роз вошла в мировой каталог. Популярна роза «Графиня Елизавета Воронцова». Высаженные в открытый грунт калифорнийские магнолии превратились в деревья, цветущие на открытом воздухе, что считается сенсацией. Воронцов высаживал магнолии лично и регулярно интересовался, как растут питомцы.

В гостеприимном дворце останавливался Александр I и прогуливался по саду. Здесь бывший наполеоновский маршал Мормона посадил тюльпановое дерево и несколько чинар. Императрица Александра Федоровна посадила платаны, лавры, пробковый дуб. Принц Уэльский с супругой в парке, у самого берега, высадили веллингтонии, гигантские деревья.

Украшает парк скала Айвазовского, с которой художник писал ночной вид дворца во время иллюминации. Славу Воронцовского парка упрочили художники Исаак Левитан, Василий Суриков, Аристарх Лентулов, работавшие здесь.

  • С 4 по 11 февраля 1945 года во время Ялтинской конференции Воронцовский дворец стал резиденции английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем.
  • Михаил Семенович Воронцов щедро отблагодарил крепостных строителей дворца, разрешив им выкупиться из неволи.
  • После войны 1812 года Воронцов находился с оккупационными войсками во Франции. Когда солдаты и офицеры покидали Францию, Воронцов выяснил, кто из подчиненных задолжал местному населению. Все долги командующий выплатил лично из своих сбережений, продав для этого одно из имений.
  • Во дворце графа Воронцова находилось 100 слуг, каждый жил в отдельной комнате.