Виртуальная экскурсия по воронцовскому дворцу. Воронцовский дворец (Алупка) - украшение южного Крыма Воронцовский дворец гора

Воронцовский дворец расположен в г. Алупка (Крым) у подножия горы Ай-Петри.

Построен из диабаза, который добывался неподалеку. В настоящее время во дворце находится музей. При Воронцовском дворце находится парк - памятник садово-паркового искусства. С декабря 1824 года по апрель 1851-го Воронцовский парк в Алупке создавал талантливый немецкий садовод-ботаник, главный садовник Южного берега Крыма - Карл Антонович Кебах.

Архитектура дворца

Воронцовский дворец строился по новым (по сравнению с классицизмом) архитектурно-строительным принципам. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно рельефу гор, благодаря чему дворец очень органично вписался в окружающий ландшафт и обрел свой оригинальный художественно-выразительный образ.

Дворец строился в духе английского зодчества, причем в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Расположение элементов идет от западных ворот - чем дальше от ворот, тем более поздний стиль постройки.

Английский стиль органично сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя кроме Аллаха».

История постройки

Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова.

Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдварда Блора. Архитектор в Алупку не приезжал, но он был хорошо осведомлен о рельефе местности. Кроме того, фундаменты и первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса уже были готовы (начинал дворец строиться по другому проекту - архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона).

В строительстве дворца использовался в основном труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. К постройке привлекались потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Все работы производились вручную, примитивными инструментами.

Сооружение дворца началось со столового корпуса (1830-1834 годы). Центральный корпус возводился в 1831-1837 годах. В 1841-1842 годах к столовой была пристроена бильярдная. В 1838-1844 годах строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся Парадный двор. Последним был построен библиотечный корпус (1842 - 1846 годы).

Самый большой объём земляных работ был осуществлен с 1840 по 1848 год с помощью солдат саперного батальона, которые соорудили террасы парка перед южным фасадом дворца.

Летом 1848 года на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцово-паркового ансамбля.

История дворца после постройки

До Октябрьской революции Воронцовский дворец принадлежал трем поколениям семьи Воронцовых.

После прихода Советской власти Воронцовский дворец был национализирован.

В середине 1921 года Воронцовский дворец открылся как музей.

В 1941 году началась Великая отечественная война. Эвакуировать экспонаты музея из Алупки, как впрочем и из многих других музеев Крыма не успели. Дважды музей подвергался угрозе разрушения, и оба раза спасал его старший научный сотрудник музея С. Г. Щеколдин. Оккупанты вывезли много художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец. Об этом подробно написано в книге написанной по воспоминаниям Щеколдина "О чем молчат львы".

С 4 по 11 февраля 1945 года, во время Ялтинской конференции, Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем.

С 1945 по 1955 годы он использовался в качестве государственной дачи.

В 1956 году по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей.

С 1990 года - Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.

Интерьеры дворца

Парадные интерьеры дворца почти полностью сохранили свою первоначальную отделку. Каждая из комнат индивидуальна, имеет только ей присущий колорит, отразившийся в названиях: Китайский кабинет, Ситцевая комната, Зимний сад, Голубая гостиная. Оформление Парадной столовой напоминает убранство рыцарских залов в средневековых замках. Она украшена богатейшей резьбой по дереву и четырьмя монументальными панно известного французского художника Юбера Робера (1733-1808).

Алупкинский парк

Шедевр садово-паркового искусства - Алупкинский парк. Его создатель - садовник-ботаник Карл Антонович Кебах (1799-1851) занимался планировкой и посадками растений в парке более четверти века. Парк являясь парком-памятником общегосударственного значения, входит в экспозиционную часть музейной территории, которая в общей сложности составляет 361 913 м².

Экспозиции музея

В настоящее время в Алупкинском музее существует несколько постоянных экспозиций. Девять парадных залов знакомят с бытом первых владельцев дворца и характером дворцовых интерьеров 30-40-х годов XIX века. В бывшем гостевом корпусе работает стационарная выставка «Фамильная галерея Воронцовых». В отдельных залах экспонируется «Дар профессора В.Н. Голубева» (русский и советский авангард), живопись Я. А. Басова «Поэзия пейзажа», художественные выставки «Украинская живопись», «Вдыхая розы аромат» (цветы в живописи). В парковом павильоне «Чайный домик» - выставки «Карты крымского полуострова», «Воронцовы и русские адмиралы», «Морские баталии» XVIII-XIX вв.".

В 2007 году в Шуваловском флигеле открыта новая музейная экспозиция «Дом графа А. П. Шувалова». В её основе - не выставлявшиеся ранее предметы убранства и личные вещи Воронцовых, Шуваловых, Воронцовых-Дашковых. В интерьерах дома представлены произведения искусства, отражающие стилевые особенности жилых помещений дворцов середины XVIII века.

Собрание Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника составляет почти 27 тысяч экспонатов основного фонда, a мемориальная библиотека М. С. Воронцова насчитывает более 10 тысяч книг.

Одна из картин музея - «Портрет князя Григория Потемкина» кисти Левицкого - подарена ему бароном Фальц-Фейном.

Воронцовский дворец в кинематографе

Территория дворца и прилегающего парка часто используется при съемках фильмов. Среди самых известных работ:

  1. 1961 - «Алые паруса»
  2. 1964 - «Обыкновенное чудо»
  3. 1964 - «Гамлет»
  4. 1972 - «Печки-лавочки»
  5. 1976 - «Небесные ласточки»
  6. 1986 - «Путешествие пана Кляксы»
  7. 2003 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  8. 2008 - «Сафо»
  9. 2009 - «Гамлет. XXI век»
  10. 2014 - «Беловодье.Тайна затерянной страны»
  11. 2015 - «Беловодье. Источник познания»

Воронцовские дворцы в других городах

  • Воронцовский дворец в Одессе
  • Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге
  • Воронцовский дворец в Тифлисе
  • Воронцовский дворец в Симферополе

Адрес: Россия, республика Крым, Алупка, ш. Дворцовое, 18
Дата постройки: 1840 год
Архитектор: Фурасов П.И.
Координаты: 57°19"07.5"N 43°06"40.4"E

Содержание:

Краткая история

Шикарный дворец, названный Воронцовским в честь графа Воронцова М.С., - это уникальное сооружение, ставшее воплощением эпохи Романтизма. Расположен он на полуострове Крым в городе Алупка.

Начало его возведения датируется 1828 годом, когда генерал-губернатор Воронцов, ответственный за Новороссийский край, выбрал место строительства будущего главного здания и вбил на нем колышки. Однако появился дворец не быстро – на его возведение ушло целых 20 лет.

Изначально проект будущего Воронцовского дворца разрабатывался в стиле строгой классики, а трудился над ним известный итальянский зодчий по имени Франческо Боффо и его коллега из Англии Томас Харрисон.

1829 год стал началом воплощения их совместного проекта в жизнь, и по мере окончания всех подготовительных работ сразу же был заложен фундамент и сделана первая кладка. Однако вскоре случилась неприятная неожиданность – в разгар подготовки рабочих чертежей умер архитектор Харрисон.

Чтобы строительство шло своим чередом, Боффо был нужен новый напарник. Им стал Эдуард Блор – молодой архитектор, работающий по романтическому направлению английской архитектуры.

Каменная лестница с беломраморными скульптурами львов

Почему же граф Воронцов выбрал именно его и решил внести изменения в проект будущего дворца в крымской Алупке? Дело в том, что в те годы он находился в Англии, и его впечатлила местная архитектура и новые веяния моды на строительство зданий. Поэтому граф пересмотрел уже разработанный проект и доверил новому архитектору скорректировать его так, чтобы результатом работы стал настоящий замок, сочетающий в себе строгость английской архитектуры и роскошь, присущую индийским дворцам.

И вот с 1832 года строительные работы по возведению Воронцовского дворца в Крыму уже ведутся по обновленному проекту, но без искажения ранее пройденных этапов. Выполнение всех работ было возложено на самых лучших умельцев – каменотесов, лепщиков, резчиков по камню и дереву, художников, мебельщиков и других тружеников, со всей ответственностью подходивших к доверенным им заказам. В итоге строительство дворца обошлось Воронцову в 9 млн рублей .

Слева направо: парадная столовая, зимний сад

Планировка Воронцовского дворца

Весь дворцовый комплекс, возведенный по заказу Воронцова, представлен несколькими солидными корпусами, обозначенными как:

  • центральный;
  • столовый;
  • гостевой;
  • библиотечный;
  • хозяйственный.

Корпус, предназначенный для приема гостей, впоследствии назвали Шуваловским, поскольку в его правой части находилась комната дочери Воронцова, ставшей после замужества графиней Шуваловой.

Северный фасад главного корпуса

Как ни странно, строительство дворца начиналось с возведения столового корпуса, и на эти работы ушло 4 года (с 1830 по 1834 гг.). На строительство центрального корпуса ушло 6 лет – 1831 – 1837 годы. С 1841 по 1842 годы велись работы по строительству бильярдной, дополнившей здание столовой. На возведение гостевого корпуса, всех башен, хозяйственных построек, флигелей и оформление Парадного двора также потребовалось немало времени (это были 1838 – 1844 годы). И, наконец, к дворцовому комплексу присоединился корпус библиотеки, построенный с 1842 по 1846 годы.

Украшением центральной лестницы стали скульптуры львов, изготовление которых было поручено итальянскому мастеру Джованни Боннани . А завершался весь роскошный дворцовый ансамбль львиной террасой, то есть множеством фигур львов.

Справа - Часовая башня

Особенности архитектуры Воронцовского дворца

Воронцовский дворец, ставший в середине XIX столетия украшением Алупки в Крыму, был своего рода инновацией, нарушившей некоторые архитектурно-строительные принципы. Корпусы дворцовых ансамблей в те времена было принято располагать в строгой геометрической группировке, однако архитектор Блор отступил от этого правила и все сооружения, входящие в состав Воронцовского дворца, распределил на местности так, что они стояли по направлению с запада на восток, как бы в соответствии с движением гор. Такой подход позволил всем постройкам гармонично вписаться в местный ландшафт – Воронцовский дворцовый комплекс нашел свое место на крымских просторах.

Перемещаясь от корпуса к корпусу, можно наглядно отследить этапы развития архитектуры средневековья, начиная с ее самых ранних форм и заканчивая традициями XVI столетия.

Шуваловский корпус

Однако упор при разработке проектов всех сооружений все-таки делался на английский стиль. Чем же так привлекателен Воронцовский замок в Крыму? Его особенностью является внешний вид, напоминающий замок-крепость из древних VIII – XI столетий . Попадая на двор хозяйственных корпусов, невольно натыкаешься на глухие стены и попадаешь в замкнутые пространства, а при попытке пробраться к центральному корпусу оказываешься в окружении сторожевых башен круглой формы. Далее общее впечатление неприступности дополняют узкие окна-бойницы и высокие стены грубой кладки. Но неожиданно появляется ажурный висячий мост, изготовленный из чугуна, и вносит праздничную нотку в эту суровую композицию. И так по мере удаления от арки западного въезда всё более проявляются признаки архитектуры следующих эпох.

Башни западного входа

Перебравшись по ажурному мостику и избавившись от ощущения замкнутости, можно оказаться в Парадном дворике, из которого открывается вид на гору Ай-Петри. Но это не просто вид – это своеобразная картина, ведь пейзаж как бы ограничен архитектурной рамкой, представленной часовой башней, восточным флигелем и подпорной стеной с фонтаном.

Интересна и архитектура главного корпуса Воронцовского дворца в Крыму. Его стены выдвинуты из плоскости на разных уровнях, как того требует английский стиль Тюдор. Центральная часть украшена парадным входом и оформлена выступами эркеров и боковыми ризалитами. Крышами башен служат луковичные купола. Северный фасад здания декорирован узкими полуколонками-многогранниками, венцами которых являются пинакли (декоративные верхушки).

Молельня

Изящные пинакли и зубцы, купола и дымовые трубы, украшенные навершиями цветочной формы, сглаживают грубость каменной фактуры стен и их массивной клади.

Рассматривая резные украшения из камня, которыми оформлен Воронцовский дворец, стоит отметить их ярко выраженное сходство с некоторыми элементами западного и восточного зодчества. Так, настоящие знатоки архитектуры сразу замечают готические дымовые трубы и минареты мечети, и именно такая совместимая несовместимость делает дворцовый комплекс особенным. Особенно остро это сходство ощущается по мере перемещения к южному фасаду корпуса, наименованного главным. В лучах солнца его очертания кажутся необычными, причудливыми.

Слева направо: парадная столовая, зимний сад, главный корпус

Но основным мотивом оформления дворца являются арки самой разнообразной формы – они и пологие, и килевидные, и подковообразные, и стрельчатые. А увидеть их можно везде, начиная от балюстрады балконов и заканчивая убранством портала южного входа в Воронцовский дворец. Кроме того, архитектурный ансамбль, возведенный по заказу генерал-губернатора, имеет и свою «изюминку» - это 6 одинаковых строк на арабском языке, свидетельствующих о том, что победителем является только аллах. Увидеть надпись можно в нише, декорированной тюдоровским цветком и индийским лотосом .

Описание парка, окружающего Воронцовский дворец

В годы строительства дворца велись и работы по закладке прилегающего парка. Но если на возведение Воронцовского дворца ушло два десятка лет, то работы по созданию парка не прекращаются и по сей день. На территории площадью 40 га гармонично уживаются самые разнообразные растения, свезенные со всего мира.

Шуваловский проезд с видом на ажурный мостик

В целом придворцовый парк подразделяется на Верхний и Нижний. Верхний парк оформлен несколькими полянами – Каштановой, Контрастной, Солнечной. И каждая из них примечательна своими деревьями (сосна итальянская, платан восточный, тис ягодный, кедр гималайский, араукария чилийская, или обезьянье дерево и др.). Кроме того, на территории Верхнего парка находится Лебединое озеро, на котором действительно живут эти прекрасные птицы, Верхнее и Зеркальное озера и водопад.

В Нижнем парке в окружении красивейших и редчайших представителей флоры стоит небольшой чайный домик, которым в свое время пользовалась семья Воронцова для проведения праздников на берегу моря. Тогда это место часто освещалось салютами и фейерверками.

Шуваловский проезд с видом на западные ворота

Находясь здесь, можно действительно прочувствовать атмосферу праздника, ведь неспроста архитектор выбрал место для строительства домика именно здесь. Окруженный множеством уникальных растений, он создает ощущения пребывания в сказке, поскольку вся территория Нижнего парка располагает к созданию феерического настроения. А оформлена нижняя часть Воронцовского парка в Крыму в итальянском стиле регулярного парка.

Использование комплекса Воронцовского дворца в разные годы

С 1990 года Воронцовский дворец в Алупке стал дворцово-парковым музеем-заповедником . Несколько интересных экспозиций расположены в девяти парадных залах. Благодаря их содержанию все желающие могут ознакомиться с укладом графской семьи, проживавшей во дворце до Октябрьской революции, и характером интерьеров дворца.

Выход из двора

Но в 1990 году открытие Воронцовского дворца как музея было вторичным – впервые его здание использовалось как музей в 1921 году.

Но с началом Великой отечественной войны 1941 года ценные музейные экспонаты не удалось спасти, а само здание неоднократно подвергалось угрозе разрушения. Однако благодаря стараниям одного из сотрудников музея Щеколдина С.Г. Воронцовский дворец-музей всё-таки уцелел. Конечно, множество художественных ценностей было утрачено за годы войны, но после ее окончания некоторые картины все же удалось разыскать и вернуть в музей.

Воронцовский дворец в Алупке (Крым) по праву считается одной из жемчужин полуострова. Изящное и, в то же время, величественное строение расположено у подножия горы Ай-Петри. Его окружает уникальный парковый комплекс, а с парадной лестницы открывается удивительный вид на Черное море.

Дворцовый комплекс органично вписывается в окружающий ландшафт благодаря тому, что его расположение соответствует горному рельефу. Именно поэтому дворец имеет такой оригинальный образ. Воронцовский дворец в Крыму и прилегающий к нему парк часто становились съемочной площадкой. Как минимум 17 кинофильмов получили признание широкой публики.

Цены на билеты в Воронцовском дворце в 2020 году

Стоимость билетов указана на официальном сайте комплекса. Они зависят от выбранных экспозиций и экскурсий.

  • Отдельные экспозиции и выставки: взрослые — от 50 до 350 руб., студенты, пенсионеры и подростки 16-18 лет — от 25 до 200 руб.
  • Экскурсии по парку пешие: взрослые — 100 руб., студенты, пенсионеры и подростки 16-18 лет — 70 руб.
  • Экскурсии по парку на электромобиле: 800 руб. с группы 4-20 человек.
  • Для льготной и бесплатной категории посетителей, а также для детей от 7 до 16 лет: взимается плата 70 руб. за использование аудиогидов.
  • «Единый билет» (все экспозиции и выставки): взрослые — 900 руб., студенты, пенсионеры и подростки 16-18 лет — 500 руб.

Режим работы Воронцовского дворца

Посещать экспозиции, временные и постоянные выставки можно ежедневно с 09:00 до 17:00. При этом Парадные залы и Южные террасы по субботам открыты до 20:00. По дворцовому парку проводятся экскурсии, но только в том случае, если соберется группа от 15 до 20 человек. Есть варианты пеших прогулок и поездки на электромобиле. «Единый билет» можно приобрести в любой день, кроме понедельника и среды.

История Воронцовского дворца

Первым владельцем дворца был светлейший князь Михаил Семенович Воронцов, потомок древнего рода, известного с 14 века, герой-орденоносец, участвовавший во многих военных кампаниях и вышедший в отставку в звании генерала-фельдмаршала, новороссийский и бессарабский генерал-губернатор, почетный член Петербургской Академии наук. После его смерти в 1856 году, дворцом поочередно владели близкие родственники князя. После свершения революции объект был национализирован.

Период строительства Воронцовского дворца в Крыму относится к периоду 1828—1848 гг. К тяжелым работам были привлечены оброчные крепостные, а рельефную отделку выполняли потомственные каменотёсы, причем вручную. Вначале возвели Столовый корпус, затем Центральный. Уже в сороковые годы 19 столетия появилась бильярдная, флигели, башни, гостевой и хозяйственные корпуса, а также библиотека. Над уступами Южной террасы усердно трудились сапёры. Благодаря им, Воронцовский дворец в Алупке обзавелся шикарной парадной лестницей, на постаменты которой в 1948 году были водружены львы, изготовленные итальянским мастером Джованни Боннани. Это явилось завершающим аккордом оформления общего ансамбля дворцового комплекса.

Уже в 1921 году Воронцовский дворец в Крыму, так и не поменявший своего нарицательного имени, превратился в музей. В годы Второй мировой войны экспонаты спрятать не успели, поэтому многие из них были вывезли оккупанты. Суммы похищенного оказались колоссальными. Во время Ялтинской конференции (февраль 1945-го) дворец на время превратился в резиденцию У.Черчилля и его свиты. Вплоть до 1956-го здесь располагалась правительственная дача. Впоследствии было вынесено решение вновь открыть музей, который функционирует до сих пор, но уже в новом статусе. В 90 годах прошлого столетия комплекс стал именоваться дворцово-парковым музеем-заповедником.

Архитектура

В облике строения просматриваются элементы различных эпох и удачное сочетание архитектурных стилей — строгого английского, с направлением к неоготике, и пышного восточного, неомавританского. Интересен тот факт, что дворец начал строиться по одному проекту (итальянца Франческо Боффо и англичанина Томаса Харрисона), а заканчивался — по другому (известного британского архитектора-эклектика Эдварда Блора). Кстати, последний, работая над проектом, Алупку не посещал, так как был слишком загружен заказами королевской семьи у себя на родине.

Основной материал строительства Воронцовского дворца в Алупке — диабаз, превосходящий по прочности гранитные камни. Музей-заповедник включает в себя пять отдельных зданий, внутренние дворики, террасу, парадную и дополнительные лестницы, а также парковую зону.

Дворец внутри

Официальный сайт Воронцовского дворца предлагает к посещению несколько интереснейших экспозиций. Основной экспозицией комплекса являются Парадные залы, расположенные в Главном корпусе комплекса. Их отделка сохранилась практически в первоначальном виде. Оформление и убранство Парадного кабинета выполнены по всем правилам английского стиля. Здесь присутствуют портреты первого владельца, а также его соратников, участвовавших в Бородинском сражении. Китайский кабинет способен удивить посетителей искусно декорированной мебелью и циновками из рисовой соломки, занимающими бо́льшую часть поверхности стен. Вестибюль с деревянными профилированными потолками, строгой мебелью и каминами, украшенными диабазовыми порталами, соседствует с тамбуром, в котором имеется вышитое изображение персидского шаха. Голубая гостиная поражает своей утонченностью и изумительным лепным орнаментом, выполненным когда-то крепостным мастером.

В Зимнем саду можно увидеть вьющийся фикус, сохранившийся с 1838 года, и редкие экзотические растения. Здесь находятся любопытные скульптуры и фонтан. Парадная столовая Воронцовского дворца в Алупке (Крым) напоминает рыцарский замок. В ней привлекает внимание оригинальный балкончик для музыкантов и фонтан, по форме напоминающий камин. Завершает Парадные залы Бильярдная с художественными полотнами, размещенными на стенах.

К следующей экспозиции относится одноэтажный Шуваловский флигель, в который имели доступ лишь близкие к семье дочери М. С. Воронцова люди. Уютный домик имеет несколько комнат, каждая из которых интересна по-своему. Далее можно пройти в квартиру дворецкого, расположенную Хозяйственном корпусе, и посмотреть, как жил обслуживающий персонал князя, получая полный пансион, да еще и зарплату. Здесь же можно заглянуть в Воронцовскую кухню. И, наконец, еще одна экспозиция «Южных террас» включает саму парадную лестницу, скульптуры львов, цветущие клумбы и каскадные фонтаны.

Кроме основных объектов Воронцовского дворца в Алупке, на его территории размещаются временные и постоянные выставки. Среди них — русский и западноевропейский фарфор-фаяс, живопись художников разных периодов, включая вторую половину 20 века, скульптуры, графика и пр.

Парк Воронцовского дворца

Итальянским регулярным стилем характеризуется нижняя часть парка. Вокруг дворцового комплекса растут преимущественно хвойные деревья — ели, пихты, кедры, сосны и кипарисы, поэтому территория всегда остается в зелени. Весной и летом в парке цветут магнолии, экзотические кустарники и удивительный церцис, стволы которого в апреле густо облепливаются фиолетово-багряными цветками, напоминающими мотыльков. Парк Воронцовского дворца невероятно красив, а прогулки по нему доставляют невероятное удовольствие.

Воронцовский дворец — как добраться

Вариантов посещения дворцово-паркового комплекса в Алупке несколько. Через город проходят две трассы — верхняя и нижняя, поэтому попасть сюда можно с разных населенных пунктов полуострова, связанных между собой Южнобережным и Севастопольским шоссе.

Из Ялты

По маршруту Ялта — Воронцовский дворец регулярно ходит два автобуса — № 132 из центра. Он останавливается в пешей доступности от достопримечательности — всего в 10 минутах ходьбы. Остановка маршрутных такси, курсирующих между Ялтой и Алупкой (№ № 107 и 115), находится чуть дальше от комплекса — в 15 минутах ходьбы.

Из Севастополя

В Воронцовский дворец можно доехать прямым автобусным рейсом «Севастополь — Алупка» до остановки «Питомник» и пройтись пешком.

Из Алушты

Путь Алушта — Воронцовский дворец состоит из двух этапов. Вначале нужно добраться на крымском троллейбусе № 52 до Ялты, а затем пересесть на автобус или маршрутное такси (описание выше).

Из Симферополя

Из Симферополя до троллейбусной станции Ялты, расположенной поблизости от «Автовокзала» можно доехать от остановки «Площадь Ленина» на маршрутном такси № 54 или 63 до отсановки «Площадь Куйбышева» и пересесть на троллейбус № 52 до Ялты. Далее путь в Воронцовский дворец — как добраться, описано выше. Быстрее до Ялты можно доехать междугородним автотранспортом.

Крымские таксисты и частные извозчики прекрасно знают, где находится Воронцовский дворец, поэтому пассажиров они доставляют не только из Ялты, но и из Фороса, Гурзуфа, Алушты и даже Симферополя. При самостоятельной поездке на машине придется заранее позаботиться о навигаторе.

Важная информация До октября 2017 года до Воронцовского дворца можно было добраться морским путем. В настоящее время Алупкинский причал закрыт по причине его разрушения

Курортный полуостров славится не только своими природными богатствами, по всей береговой линии разместились красивейшие имения имперской элиты. На Южном берегу Крыма, утопает в зелени вечно зелёных деревьев не просто дворец, а самый настоящий средневековый замок.

Здание возведено из камня вулканической породы, цвет которого зелёно-серый, называется он «диабаз». Строительство можно назвать уникальным и беспрецедентным, ведь рабочие при помощи самых примитивных орудий труда высекли из прочнейшей породы настоящий шедевр архитектуры. Шедевр этот — Воронцовский дворец. Алупка для реализации замысла была выбрана графом Воронцовым не случайно. Она была во владении целых трёх поколений одной династии.

Дворец прославил Алупку. Городок настолько мал, что его просто не было бы заметно среди прочих посёлков городского типа, которые вместила в себя Большая Ялта. А грандиозное имение делает населенный пункт желанным и узнаваемым в туристическом плане.

Архитектору удалось выстроить композицию, которая органично вписалась в ландшафт гор и буйства субтропической зелени южного побережья. Своими шпилями, дворец, словно повторяет формы самой красивой горы Крыма – Ай-Петри. Окончание грандиозной стройки выпало на 1848 год.

Будучи в Алупке, обязательно посетите одноименный дворец. Все экспозиции музея пронизаны утонченным вкусом и роскошью тех времен. Замок стоит, словно непреступный бастион, крепкий, надежный, высокий с узенькими окошками «бойницами».

Можно выдвинуть смелое заявление, предположив, что ансамбль Воронцова возымел колоссальное влияние на романтическую архитектуру в последующем столетии. Соседняя Ялта стала быстро пополняться всевозможными дворцами, которые и по сей день удивляют путешественников.

Национализация и оккупация

После кровопролитной революции, уже в 1920 году все «пережитки империи» были национализированы. Теперь родовое имение стало достоянием народным. Так продолжалось не долго. Во время боевых действий, германские оккупанты нанесли практически непоправимый урон музейному комплексу, вывезя с полуострова бесценные предметы искусства. А в те времена таковыми предметами было всё, начиная от столовых приборов, заканчивая живописью и предметами мебели.

Какое счастье, что фашисты не успели сравнять с землёй дворец, а ведь таковой замысел имел место быть. По всей видимости, имение охраняет счастливая звезда Воронцовых, и по сей день музейный комплекс процветает. Большое количество научных сотрудников, хранителей и реставраторов ведут кропотливую работу, в настоящий момент, время, будто застыло в выставочных залах, экспонаты содержатся в идеальном состоянии.

А в музейных «фондах», сокрытых от любознательных глаз туристической толпы, стоит глобус Михаила Семёновича. Этот земной шар не простой, на нём Аляска — Российская!

Удивительные комнаты

Есть во дворце некая лазурная комната, она так и называется «Голубая гостиная». Комната просто небывалой красоты, кажется, что таких помещений просто не может быть на земле. На стенах небесного цвета вручную вылеплены белоснежные цветы. Примечательно, что ни один узор по всей достаточно объемной кубатуре комнаты не повторяются. Гармонично дополняет альянс белоснежный рояль и роскошный белый гарнитур с позолоченными вставками.

Видео: Дворец с высоты птичьего полета

У графа был кабинет в китайском стиле, очень занимательный объект на экскурсии. Так сразу и не поймёшь, выписывал ли хозяин мастеров из Китая или это наши умельцы потрудились в стиле страны восходящего солнца.

Да много всего еще интересного есть во дворце: «ситцевая комната», замечательные картины, камины и роскошь, много роскоши. А сколько фильмов снималось в здешних королевских покоях!

А в помещении большого обеденного зала потолки из дерева, здесь до сих пор стоит необыкновенный запах древесины, наверняка, так пахло и в те времена, когда именитые хозяева еще проживали в своём дворце.

Великолепные скульптуры

Скульптуры, выполненные итальянским мастером Д.Бонанни и его подмастерьями из каррарского мрамора, можно назвать едва ли не чудом света. Подход к дворцу с моря защищают цари зверей – огромные белоснежные львы. Особенно восхищает «спящий» лев, словами не передать, как он прекрасен, как в нём воплощены благородство, сила, мудрость и каким он кажется уязвимым, когда спит.

Этот самый лев не случайно изображен на путеводителях, календарях, открытках, эмблемах, сайтах, гербах и так далее, он является визитной карточкой Крыма наряду с замком «Ласточкино гнездо».

На «Южных террасах» дворца есть и другие скульптуры, все они, словно магнитом притягивают туристов. Эти идеальные каменные изваяния манят, просто невозможно пройти мимо и не запечатлеть их на фото. Кто-то то и дело пытается оседлать одного изо львов, но строгие смотрители сразу пресекают эти порывы.

Зимний сад

Чудеса искусных мастеров прошлых столетий не перестают удивлять, одной из выставочных зал является зимний сад. Этот самый сад, как десерт, экскурсоводы оставляют на самый конец «лекции». Тут царит особый микроклимат, плещется вода из миниатюрного фонтана, летом можно спрятаться от обжигающего зноя.

Хотя резиденция была задумана как летняя, отдавая дань моде, граф распорядился организовать «зелёный уголок» на манеру тех, что разбивались в замках Англии. Тут много зелени, пальм, но на себя во всей этой изумрудной листве обращают внимание белоснежные, как будто античные статуи.

Самые бурные овации срывает скульптура «девочка». Выполнена статуя из каррарского мрамора скульптором Корбеллини. Вряд ли Вы встречали что-то подобное ранее. Работа настолько тонкая, что у девочки видны даже поры на коже! А когда смотришь ей в глаза, кажется, что она живая, никогда еще скульпторы того времени не высекали зрачки. А какие кружева у девчушки на платье! Это же мрамор, в голове не укладывается, как мастер еще и строчки на одежде показал и даже лёгкую помятость ткани!

Альгамбра – дань турецкому хану

Если с северной стороны дворец выглядит как замок, то южная сторона, та, что обращена лицом к Турции, выполнена в восточном стиле. Портал южного входа походит на мавританский дворец – Альгамбру. Граф Михаил Воронцов велел написать секретное послание мусульманам в виде повторяющейся шестикратно надписи «Нет победителя, кроме Аллаха».

Цены на экскурсии

Цена билета в алупкинском дворце вполне приемлема. Посещение парадных залов для взрослого обойдется в 300 рублей, студенту в 150, а ребёнку всего в 70 рублей.

Фотосъемка, как и видео, производится на платной основе, хотите сделать репортаж – добро пожаловать в кассу на оплату.

Шуваловский флигель

Дополнительно можно посетить очень самобытный флигель, тут проживала чета Шуваловых. Здесь осталось множество личных вещей и убранства именитых жильцов. Слегка даже удивляют сравнительно скромные по площади помещения.

Самой трогательной комнатой можно назвать личный кабинет Софьи Михайловны, дочери графа. По всевозможным мелочам становится понятно, что она была истинной светской дамой, которая следит за собой. Заглянуть в будуар графини очень занимательно. Софья очень любила Алупку, была к ней бесконечно привязана.

А в портретной комнате вывешена серия картин с изображенными на них членами династии Воронцовых. Лоск, шик мундиров, блеск орденов, достоинство во взгляде, вот, характерная черта, просматривающаяся во всех портретах.

Воронцовский парк

Если дворцовые экскурсы Вас совсем не прельщают, то всё же не стоит отказывать себе в удовольствии и побывать в местном парке. Здесь могучие деревья помнят прогулки графской семьи. Могучие платаны защищали от солнца своими раскидистыми ветвями и широченными листьями. И по сей день деревья прячут разгоряченных туристов от раскаленного южного солнца.

Если Вам захочется узнать об истории создания, трудностях и победах при разбивке парка, то можно пойти гулять с организованной группой. Экскурсионное сопровождение стоит всего 100 рублей, детям и учащимся ВУЗов – 70.

Если нет желания ходить по парку пешком, можно проехать по нему на электромобиле. Эта услуга стала предоставляться сравнительно недавно, но пользуется спросом. Другого автотранспорта на территории не встретить, поэтому парк можно причислить к разряду «эко-парков».

Кстати, территория зелёных насаждений, просто, немыслимая по своим размерам, за день парк не обойти.

Лучшие фотосессии здесь!

За оговоренную плату можно договориться о проведении самой романтичной выездной церемонии бракосочетания. Соединиться узами семьи в одном из красивейших мест в Крыму – мечта многих.

А какие здесь получаются шедевральные фотосессии! Точно лучшие в Алупке, да что в Алупке, во всем Крыму! Места, пропитанные духом исключительного вкуса и элегантности – вот что делает снимки особенными.

Обязательно приезжайте в Крым в Воронцовский дворец, он должен непременно оказаться в списке достопримечательностей, намеченных к осмотру.

Алупка - курортный городок в составе Большой Ялты, расположенный у подножья горы Ай-Петри в 17 км юго-западнее города Ялта в Крыму.

Воронцовский дворец и его парковый комплекс - «изюминка» Алупкинского пейзажа и

главная достопримечательность приморского городка .

Отдых на Черном море в Алупке привлекает туристов мягким климатом без резких сезонных колебаний, лечебным морским и сосновым воздухом, в котором дышится легко и свободно, а также живописным видом на окрестности российского приморского городка на Южном берегу Крыма.

Особенно завораживающий вид открывается на Алупку с моря: в центре панорамы на холме красуется великолепный Алупкинский Дворец (Воронцовский); корпуса прибрежных санаториев цепочкой растянулись вдоль моря и утопают в зелени парков, а над ними главенствуют зубцы величественной горы Ай-Петри.

Ай-Петринский горный массив - один из самых высоких в Крыму. Словно щит закрывает он Алупку от северных холодных ветров, а наибольшее число солнечных дней в году (по сравнению с Черноморскими курортами Кавказа) делают этот городок на берегу Черного моря прекрасным курортом — вторым после Ялты на Южном побережье Крыма.

Воронцовский дворец в Алупке.

Воронцовский дворец (Алупка) - это бывшая летняя Крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова .

Михаил Семёнович Воронцов

Портрет Михаила Семеновича Воронцова кисти Лоуренса, 1823 год.

Граф, с 1845 года — князь Михаи́л Семёнович Воронцо́в (18 или 19 мая 1782— 6 или 7 ноября 1856) — русский государственный деятель из рода Воронцовых, генерал-фельдмаршал (1856), генерал-адъютант (1815), герой войны 1812 года. В 1815—1818 годах — командир русского оккупационного корпуса во Франции. В 1823—1854 годах — новороссийский и бессарабский генерал-губернатор; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов.

Заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца. В 1844—1854 годах — наместник на Кавказе.

ИСТОРИЯ ВОРОНЦОВСКОГО ДВОРЦА

Имение задумывалось как летняя резиденция генерал-губернатора Михаила Воронцова, который имел много поместий в разных регионах страны и считался богатейшим помещиком России. В 1824 году были приобретены владения семейства Ревелиоти, владевшего большей частью южного берега Тавриды. Воронцов приглашает немецкого ботаника Карла Кебаха, который занялся первыми посадками, из которых появился Воронцовский парк.

В 1824 году начинают возводить и Воронцовский дворец . Архитекторами стали Томас Харрисон (Воронцов провел в Англии все детство и юность, потому решил довериться опытному британскому зодчему) и Франческо Боффо (он создал дворец Воронцова в Одессе). Дворец задумывался в стиле неоклассицизма. Спустя 4 года завершена закладка фундамента, но Харрисон внезапно умирает в 1829 году.

Сам Михаил Воронцов в 1831-м решает приостановить строительство и решает изменить стиль дворца. Он отправляется в Англию к Эдварду Блору и тот только по представленным рисункам местности создал свой проект, основанный на английской готике. Сам Блор так и не появился в Алупке — Воронцовский дворец в Крыму возводил его ученик Уильям Гунт, которого рекомендовал сам архитектор.

Гунт внес ряд изменений в проект. Таким образом, Воронцовский дворец Алупки выдержан в стиле Тюдор, столь популярном в Англии XVIвека. Но учитывая, что в Крыму еще чувствовалось турецкое влияние, то южные ворота в противовес северным сделаны в восточном индо-мавританском стиле. Дополнили композицию мраморные львы скульптора Джованни Боннани. Дворец строился до 1848-го. Парк окончили создать на 3 года позже. Во дворце насчитывается 150 комнат, разделенных между 5 корпусами.

Особенность архитектуры дворца хорошо заметна со стороны моря — он гармонирует с массивом Ай-Петри. Это неудивительно, поскольку предполагалось, что стены будут продолжением гор, нависающих над ним.

Для изготовления дворца использовался местный камень — диабаз (зеленовато-серый камень вулканического происхождения), который в обилии был расположен в округе. Его взрывали динамитом и обтачивали на блоки. В парке и сегодня можно увидеть много обломков скал из диабаза.

В работе принимали участие иностранные мастера, занимавшиеся садом, и крепостные крестьяне графа Воронцова. Особенно преуспел лепщик Роман Фуртунов, который единственный из крепостных получал равный с иностранными мастерами оклад.

После смерти графа Михаила Воронцовский дворец Крыма переходил по наследству детям. Вначале по мужской линии, потом по женской. В годы советской власти он был национализирован. Здесь размещалась дача НКВД, а с 1952 года санаторий. В это время часть меблировки дворца была утрачена, в частности был утерян бильярдный стол, который после распада СССР был заменен другим, найденным на складах в Ялте.

Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник идеально вписался в удивительный ландшафт с горной грядой, вечнозеленой растительностью и несколькими узкими улочками городка, поднимающимися в гору от морского побережья.

Он построен из диабаза - материала, который по своей прочности превышает в 2 раза гранит и добывается на Крымском полуострове. Серо-зеленый цвет камня создает единую архитектурную композицию Воронцовского дворца с природой.

Дворец спроектировал английский архитектор Эдуард Блор. Строительство велось с 1828 по 1848 год. Отделка длилась до 1852 года. Архитектура дворца своеобразна. Она заключается в сочетании разных стилей:

  • Северный Фасад - это поздняя английская готика;
  • Западный Фасад — это европейский средневековый замок, крепость 8-12 веков;
  • Южный - элементы Индии и Востока. Огромный купол Южного фасада с арабскими надписями, открытый в сторону Черного моря, имеет романтический вид. «Львиная терраса» с постепенно настораживающимися «царями» зверей украшает великолепную лестницу, ведущую ко входу в замок со стороны парка. Три пары львов из каррарского белого мрамора выполнены в мастерской флорентийского скульптора Боннани, но самая известная (нижняя) — «Спящий лев»

Шуваловский проезд.

Дворцовый ансамбль состоит из 5 корпусов, открытых и закрытых двориков, террас. Воронцовский дворец выглядит одновременно суровым и изящным, стабильным и романтичным.

Западная часть дворца (так называемый Шуваловский проезд) предстает перед туристами в виде вымощенной камнем улицы средневекового города со старыми крепостными стенами с мощными башнями и узкими окнами-бойницами.Дочь Михаила Семеновича Воронцова, выйдя замуж, стала графиней Шуваловой, и в правом корпусе располагались ее апартаменты.

Северный фасад

Перед дворцом расположены два партера с мраморными фонтанами в центре каждого. В тенистой перголе из цветущих глициний укрылся

Фонтан "Сельсибиль" - копия "фонтана Слез" из Ханского дворцы в Бахчисарае, воспетого Пушкиным.

Рядом, у левого крыла дворца - беломраморный фонтан "Источник Амура".

Южный фасад дворца.

Южный фасад знаменит высоким порталом с глубокой нишей, на фризе которой арабской вязью начертано изречение

«Нет победителя, кроме Аллаха».

Мраморный лев на южной террасе.

ИНТЕРЬЕРЫ ДВОРЦА

Основная экспозиция включает 10 комнат. Комнаты верхнего этажа закрыты, чтобы не подвергать перегрузке ослабевшие перекрытия. Начинается экскурсия через боковой вход, выводивший в коридор, который вел в кабинет графа. Первоначально комнаты нижнего этажа служили спальней для четы Воронцовых. Главные комнаты, открытые в экспозиции «парадные залы главного корпуса»:

1. Парадный кабинет;

2. Столовая, где расположен балкончик для музыкантов;

3. Оранжерея, включающая собрание редких растений из далеких стран;

4. Бильярдная;

5. Ситцевая комната;

6. Китайский кабинет;

7. Вестибюль;

8. Голубая гостиная, стены которой украшены лепными розами. Также здесь выставлен рояль, не являющийся оригинальным в интерьере Воронцова.

Каждая из 150 комнат, входящих в дворцовый ансамбль, своеобразна: «Ситцевая комната», «Голубая гостиная», «Парадная столовая», «Зимний сад», «Китайский кабинет», «Бильярдная», «Вестибюль». Всюду видна роскошь и любовь хозяев к своему дому.

Особая гордость Алупкинского дворца — роскошные камины в готическом стиле, выполненные из мраморовидного известняка и полированного камня диабаза.

"Парадный вестибюль

Парадный вестибюль расположен в центре дворца. С юга и севера к нему симметрично прилегают два небольших тамбура, а с запада и востока расположены кабинеты и комнаты для отдыха. Северный тамбур, как и северный фасад дворца, выполнен в английском стиле. В противовес английскости южный тамбур украшают ковры с изображением персидского шаха Фатх-Али.

"Парадный кабинет"

Кабинет выглядит достаточно сдержанно, по-английски, но обилие дерева в комнате придает теплоты и уюта в интерьере.Обои были специально заказаны в Англии.

Центральное место на западной стене кабинета занимает портрет графа Воронцова работы Луизы Дессеме.

Массивные деревянные двери дополнены дубовыми панелями на стенах и лепным потолком под дерево. У стены - антикварный книжный шкаф черного дерева в стиле Буль, купленный самим хозяином дворца. В отделке шкафа использованы панцирь черепахи и сложная резная инкрустация из бронзы.

Рядом с книжным шкафом уютно пристроились круглый стол, английские стулья и кресла с готической резьбой. Такая расстановка мебели придаёт кабинету атмосферу, располагающую не только к деловым беседам, но дружеским встречам.

Еще одно напоминание об англомании Михаила Семеновича Воронцова - окно в виде эркера. Этот часто встречаемый в английской архитектуре элемент, зрительно увеличивает пространство кабинета и дает больше света. В эркер поместили крытый зеленым сукном стол и два кресла. Сидя в кресле, можно любоваться верхним парком, а в ясную погоду и вершинами Ай-Петри.

"Ситцевая комната"

Из кабинета мы попадаем в Ситцевую комнату. Ситцевой она названа потому, что стены комнаты действительно затянуты ситцем.

На стенах оригинальная ткань, единственный изъян которой это выгоревший цвет. Первоначально ситец был малинового оттенка с небольшими вкраплениями голубого, что сочеталось с камином из розового уральского мрамора и люстрой в форме корзины. Розовато-голубые блики подвесок на люстре перекликались с цветом ситца на стенах.

Через Ситцевую комнату проходим в Китайский кабинет хозяйки дома Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой , чей портрет кисти Джорджа Доу можно увидеть на правой стене от входа.

Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, кисти Джорджа Доу.

"Китайский кабинет"

Комната оформлена в модном тогда восточном стиле, но без каких-то определенных привязок к Китаю, Индии или странам Востока вообще. Дубовые панели, высокие стрельчатые окна и двери, ведущие на южную террасу, к морю, неожиданно, но удачно сочетаются с расшитыми шелком и бисером рисовыми циновками на стенах и деревянными резными деталями в интерьере.

Потолок в комнате не деревянный, как может показаться, а лепной. Русский крестьянин Роман Фуртунов умело сделал потолок из гипса, имитируя резьбу по дереву.

В углу между окнами расположился ценнейший предмет мебели, это небольшой угловой шкафчик.

Он сделан в форме панциря черепахи в стиле Буль, украшенный бронзой, но особо в нем ценно то, что этоподарок императрицы Александры Федоровны,жены Николая I, в знак благодарности за оказанное им гостеприимствовладельцам дома в Алупке.

И немного лирических отступлений. Со школьной скамьи многим известно, что Александр Сергеевич Пушкин был увлечен женой новороссийского генерала-губернатора. Считается, что именно Елизавете Воронцовой Пушкин посвятил стихи "Сожжённое письмо", "Ненастный день потух…", "Желание славы", "Талисман", "Храни меня, мой талисман…".

Ходили слухи, что именно Пушкин был отцом одной из дочерей Елизаветы Ксаверьевны. Однако у исследователей биографии поэта есть основания предполагать и то, что Пушкин был лишь прикрытием для романа Елизаветы Ксаверьевны с её родственником и другом Пушкина Александром Раевским. В любом случае, можно сказать спасибо Михаилу Семёновичу Воронцову, который "поспособствовал" смене южной ссылки поэта на ссылку в Михайловское. Потому что именно там Александр Сергеевич написал не только роман "Евгений Онегин", но и другие свои поэтические произведения, ставшие гордостью русской литературы. И кстати, те же исследователи утверждают, что у самого Воронцова была внебрачная дочь с лучшей подругой его жены Ольгой Станиславовной Нарышкиной. Портреты Ольги Станиславовны и ее дочери всегда хранились среди личных вещей Воронцова и даже стояли на рабочем столе парадного кабинета.

«Парадная столовая»

«Парадная столовая» - самый величественный зал Воронцовского дворца.

Площадь столовой около 150 кв.м., высота потолка 8 м. При Воронцовых её освещали десятки канделябров и люстр. Огромный стол, состоящий из четырех сдвинутых частей с полированными столешницами красного дерева, возвышается на тумбах со звериными лапами и занимает значительную часть комнаты. У окна установлен массивный сервант на таких же львиных лапах, как и столы, а под сервантом - ванна в египетском стиле для охлаждения вина, которую наполняли колотым льдом.

В центре северной стены парадной столовой между каминами расположен фонтан, ниша которого украшена майоликовым панно с изображением фантастических птиц и драконов. Над фонтаном - резной деревянный балкон для музыкантов.

"Кухня"

"Голубая гостиная"

Гостиная поделена на южную и северную части выдвижными деревянными занавесами, которые в сложенном виде почти незаметны. В южной части располагался "зрительный зал", где разместился мебельный гарнитур, перевезенный в Алупку в конце XIX века из Одесского дворца. Интерьер дополняют резной камин из белого каррарского мрамора и огромные вазы - кратеры, расписанные в голубых тонах.

Для проведения музыкальных вечеров и театральных постановок в северной части Голубой гостиной установлен рояль. В 1863 году здесь выступал один из основоположников русского реалистического театра Михаил Семенович Щепкин. В 1898 году в Воронцовском дворце под аккомпанемент Сергея Рахманинова пел Федор Шаляпин.

"Бильярдная"

Здесь много дерева: панели, потолок, паркетный пол.

Диваны и стулья обиты дорогим атласным сатином оливкового цвета. На стенах много картин. Особенно ценились тогда полотна живописцев Голландии, Фландрии, Италии 16-18 вв.

Из Голубой гостиной гости Воронцовых выходили в Зимний сад. В XIX веке почти в каждом европейском дворце был свой зимний сад, который использовался для чтения и отдыха.

"Зимний сад"

У застекленной стены, состоящей из огромных французских окон, расположен ряд мраморных бюстов, среди которых скульптурные портреты представителей семейства Воронцовых - Семёна Романовича Воронцова, самого Михаила Семеновича и его жены Елизаветы Ксарьевны. По соседству с ними мраморный бюст Екатерины II работы Иоганна Эстеррейха. Говорят, за излишнюю реалистичность её изображения в камне стареющая императрица не только не заплатила за работу, но и выслала скульптора из России в течение суток.

Зимний сад служит переходом из центрального корпуса в столовый. Первоначально это была лоджия, которую впоследствии застеклили, сконструировав сверху большой фонарь для лучшей освещенности. Стены зимнего сада оплетает фикус-репенс. Фонтан и мраморные скульптуры стоят в окружении араукарий, саговника, финиковых пальм и монстеры.

https://www.youtube.com/embed/u7-r7cK5dUE

"Воронцовский парк"

Работа по созданию парка, начатая даже несколько раньше, чем строительство дворца, в 1820 году, была поручена главному садовнику Южного берега Крыма Карлу Антоновичу Кебаху. При закладке парка учитывалось обилие горных источников, которые использовались для создания искусственных озер, многочисленных каскадов и небольших водопадов. В этой части парка беспрестанно слышится журчание воды.

Большинство дорожек Верхнего парка ведет к озерам и Большому Хаосу - огромному каменному завалу естественного происхождения.

Самое большое из озер парка - Лебединое. Садовник намеренно придал ему неправильную форму, чтобы создать иллюзию его природного, а не искусственного происхождения. При Воронцовых дно озера было усыпано полудрагоценными "коктебельскими камешками" - яшмой, сердоликами, халцедонами, которые в изобилии встречались в Коктебеле.

Рядом с Лебединым озером - Форелевый пруд и ещё дальше - Зеркальный. На Зеркальном пруду вода кажется неподвижной, отчего деревья и небо отражаются на его глади как в зеркале.

К востоку от озер в пейзажной части парка расположены четыре живописные поляны - Платановая, Солнечная, Контрастная, где посреди газона возвышаются кедр гималайский и тис ягодный, и Каштановая.

Выше прудов по дорожке сквозь Зал гротов, между искусно размещенными обломками скал, путь идет к Большому и Малому Хаосу. Миллионы лет назад застывшая магма в результате землетрясений и оползней превратилась в россыпь огромных обломков. Создатели парка оставили нетронутыми каменные глыбы, лишь убрали мелкие осколки и засадили верх соснами. Так получился знаменитый "алупкинский хаос".