Декларация об образовании ссср год. Реферат: договор об образовании ссср

3. I съезд советов СССР. Декларация и договор об образовании СССР

I съезд Советов начал работу 30 декабря 1922 г. в Москве. На нем присутствовало 1727 делегатов от РСФСР, 364 делегата от УССР, 91 делегат от ЗСФСР и 33 делегата от БССР. Еще не расеялся обычный для декабря туман, когда стали собираться делегаты I Союзного съезда Советов в Большой театр. Из тумана выплывали экзотические фигуры в халатах, диковинных одеждах, белых чалмах, ушанках из лисьего меха. Мелькали привычные кожанки, серые шинели. Необычны были даже среди этого пестрого моря фраки и крахмальные воротнички дипломатов.

В первом часу дня на сцену поднялся член Президиума ВЦИК Петр Гермогенович Смидович. Участник трех российских революций, член партии с 1898 г., он открыл съезд и долго не мог говорить - аплодисменты прервали речь старейшего делегата.

С докладом об образовании СССР выступил И. Сталин, Зачитав текст Декларации и Договора об образовании СССР, Сталин предложил принять их без обсуждения. Наркомнац оставался верен себе. Но по предложению М. В. Фрунзе оба документа были приняты в основном и направлены на доработку. Почему кто-то должен решать за делегатов? Пусть и они примут участие в работе, за этим их и послал в Москву народ. Окончательная ратификация документов откладывалась до II съезда Советов. "Этот путь, - сказал Фрунзе, - как будто кажется длиннее, но нам приходится считаться с тем, что и то дело, которое мы сейчас с вами начали, является делом чрезвычайной важности, делом, над созданием которого стоит потрудиться не один и не два месяца, с тем, чтобы и результаты вышли наиболее совершенные".

Съезд утвердил Декларацию и Союзный договор об образовании СССР и избрал Центральный Исполнительный Комитет Союза СССР (ЦИК СССР).

В Декларации говорилось: "...что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и могущим возникнуть в будущем... новое союзное государство явится... новым решительным шагом по пути объединения трудящихся в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

Надо при этом заметить, что вопрос о праве вхождения в состав Союза новых членов был непростым. Интересна постановка этого вопроса И.В.Сталиным на четвертом Совещании ЦК РКП (б) (июнь 1923 г.). В ответ на слова докладчика от Бухарской республики Ф.Ходжаева о том, что Бухара еще не вошла в СССР, но это, мол, вопрос, решенный ею, и входить в Союз она должна только непосредственно, Сталин резко ответил, что недостаточно лишь захотеть "войти в союз Республик, чтобы распахнулись ворота. Нет, товарищи, дело обстоит не так просто. Надо еще спросить, пустят ли в Союз республик? Чтобы иметь возможность войти в Союз, нужно предварительно заслужить в глазах народов Союза, нужно завоевать себе это право. Я должен напомнить т.т. бухарцам, что Союз Республик нельзя рассматривать как свалочное место".

Договор об образовании СССР определял сферу полномочий Союза Советских Социалистических Республик. К его компетенции относились:

Представительство Союза в международных отношениях, изменение внешних границ Союза, заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик, объявление войны и заключение мира, o установление системы внешней и внутренней торговли, установление основ и общего плана всего хозяйства Союза, заключение концессионных договоров, регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела, установление основ организации Вооруженных Сил Союза, утверждение единого государственного бюджета Союза, монетной, денежной и кредитной системы, системы общесоюзных, республиканских и местных налогов, установление общих начал землеустройства и землепользования, а также пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза, основное законодательство в области союзного гражданства и в отношении прав иностранцев, отмена, нарушающих договор, постановлений Съезда Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Haродных Комиссаров союзных республик и ряд других пунктов.

Договор предусматривал формирование общесоюзных органов государственной власти. Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, по военным и морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия, труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-республиканские. Республиканскими же оставались комиссариаты земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, юстиции, т.е. те, что имеют прямое отношение к особенностям быта, нравам, специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре народов.

В заключительной 26-й статье было записано, что " за каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза". В Договоре вместе с тем не было никаких указаний на сроки его существования, на возможность отмены. Статья 25 лишь гласила: "Утверждение, изменение и дополнение союзного Договора подлежат исключительно ведению Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик". Документ подписали 17 представителей РСФСР, по 23 представителя УССР и ЗСФСР, а также 24 представителя от БССР.

I съезд Советов, в соответствии, с принятым Договором, избрал Центральный Исполнительный Комитет СССР - верховный орган власти Союза (из представителей союзных республик пропорционально населению каждой - всего 371 член). Сессия ЦИК избрала президиум ЦИК (19 человек) и четырех председателей ЦИК - по числу объединившихся республик.

Образование СССР было событием исторического значения. Советский Союз, созданный в те годы, сыграл важную роль в жизни населявших его народов. Он оказал огромное воздействие на мировое развитие. Вместе с тем суверенность входящих в него республик уже изначально нарушалась. Очень образно о расхождении слова и дела на практике сказал на заседании фракции РКП(б) (26 декабря 1922 г.) т. Удалов: "В наших лозунгах мы говорим о независимости, самоопределении и т.д., а между тем, стремимся слопать это самоопределение". В тезисах по национальному вопросу к XII съезду партии Сталин обращал внимание на то, что значительной частью чиновников в центре и на местах образование СССР было признано " не как союз равноправных государственных единиц, а как шаг к ликвидации этих республик, как начало образования так называемого "единого-неделимого". Троцкий, в замечаниях на эти тезисы, подчеркнул, что наблюдается тенденция советской бюрократии к началу ликвидации национальных автономных государственных организаций и областей.

Подобная линия аппарата чиновников была в то время резко осуждена как "непролетарская и реакционная". Однако жизнь показала, что и сам Сталин имел ту же тенденцию. Когда в наше время поднимается вопрос о воссоздании Советского Союза, в республиках страшатся именно этого старого рецидива.


Года отличается от советских конституций, принятых позднее. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Национально-государственное строительство (1920-е - 1930-е гг.) В советский период процессы национально-государственного строительства в 1920 - 1930 гг. вследствие догматизации науки...

С законом общесоюзным действовал общесоюзный закон. Для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР. Глава 2. Национально-государственное строительство в 1936-1940-х годах. В 30 – 40-е года происходят большие изменения в организации государственного единства. Она развивается под воздействием двух групп факторов – внутренних...

Развитии страны были закреплены в Конституции СССР (5 декабря 1936г.). Сегодня уже понятно, что данная конституция носила скорее декларативный характер. Вопрос 3: Национально-государственное строительство накануне Великой Отечественной войны В 30 – 40-е года происходят большие изменения в организации государственного единства. Они развиваются под воздействием двух групп факторов – внутренних...

На пост президента Республики Адыгея Центральной избирательной комиссией были зарегистрированы в качестве кандидатов на пост главы исполнительной власти (президента) Республики Адыгея 6 тесть кандидатов. III. Путь к преобразованиям обеспечения становления государственности. 1. Выборы президента. Выборы президента и Верховного Совета Республики Адыгея состоялись 22 декабря 1991 года. Во...

Украинская ССР
Белорусская ССР Белорусская ССР
ЗСФСР ЗСФСР Викитека содержит текст:
История Украины
Доисторический период
Средневековая государственность ( -XIV века)
Казацкая эпоха
В составе империй ( -)
Народная Республика ( -)
Советская Республика ( -)
Современный период (с )
Наименования | Правители Портал «Украина»

Догово́р об образова́нии СССР - договор об объединении в союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик , заключённый в 1922 году Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой , Украинской Социалистической Советской Республикой , Белорусской Социалистической Советской Республикой и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой . В январе 1924 года вместе с вошёл в состав первой союзной Конституции , став её основным разделом.

Заключение договора

Преамбула договора констатировала объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик, управляемое в соответствии с положениями Договора.

Пункт 1 устанавливал компетенцию Союза ССР, в которую, в частности, входило: представительство СССР в международных отношениях, изменение внешних границ и приём новых республик в состав СССР, объявление войны и заключение мира, заключение договоров о займах и ратификация международных договоров, а также отмена нарушающих Договор актов Съездов Советов, Центрисполкомов и Совнаркомов республик.

Пункты 2 - 10 определяли структуру высших органов власти СССР. Верховной властью провозглашался Съезд Советов СССР , делегаты которого избирались городскими и губернскими (а не республиканскими) съездами Советов. Съезд Советов СССР избирал однопалатный Центральный исполнительный комитет СССР (371 человек), являвшийся высшим органом между Съездами и избиравший из своего состава Президиум ЦИКа из 19 членов.

Пункт 11 объявлял исполнительным органом Союза избираемый ЦИК СССР Совет народных комиссаров СССР и определял его структуру.

Пункт 12 регулировал деятельность Верховного Суда СССР и Объединённого государственного политического управления при СНК СССР .

Пункты 13 - 17 определяли основы правового регулирования СССР (декретами и постановлениями ЦИК и СНК СССР).

Пункт 18 определял состав республиканских Совнаркомов.

Пункт 20 регулировал вопросы бюджетов республик.

Пункты 21 - 23 устанавливали единое гражданство (21), символику (22) и столицу (23) СССР. Столицей был объявлен город Москва .

Пункт 24 предусматривал приведение республиканских Конституций в соответствие с Договором.

Пункт 25 устанавливал, что утверждение и изменение Договора является исключительной компетенцией Съезда.

Пункт 26 закреплял право республик на свободный выход из СССР .

Договор в составе Конституции СССР

Впоследствии изменённый и дополненный союзный договор и декларация об образовании СССР были объединены в первую Конституцию СССР . Новая редакция Договора состояла из преамбулы и 11 глав:

Глава I определяла предметы ведения верховных органов власти СССР. Пункт 1 содержал перечень этих предметов, несколько расширенный и уточнённый по сравнению с начальным вариантом договора. Пункт 2 относил утверждение и изменение Конституции к исключительному ведению Съезда Советов СССР.

Глава II (пункты 3-7) устанавливала суверенные права союзных республик (в том числе п. 4 - право свободного выхода из Союза) и единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

Глава III (пункты 8-12) объявляла верховным органом власти СССР Съезд Советов; в период между Съездами таким органом был двухпалатный ЦИК СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. Устанавливались нормы представительства, порядок выбора делегатов и созыва Съездов.

Глава IV (пункты 13-28) регламентировала порядок выборов ЦИК СССР, устанавливала порядок его деятельности и ответственность перед Съездом Советов СССР.

Глава V (пункты 29-36) определяла функции и права Президиума ЦИК СССР, порядок взаимодействия с Совнаркомом СССР, а также ответственность перед ЦИКом СССР.

Глава VI (пункты 37-42) устанавливала структуру Совета Народных Комиссаров СССР, его функции и ответственность перед ЦИКом ССР и Президиумом ЦИК СССР. В состав СНК СССР входили председатель СНК, его заместители и 10 народных комиссаров.

Глава VII (пункты 43-48) учреждала Верховный Суд, очерчивала круг его компетенции и определяла состав пленарного заседания.

Глава VIII (пункты 49-60) устанавливала разделение народных комиссариатов СССР на общесоюзные (единые для всего Союза ССР) и объединённые (руководящие одноимёнными наркоматами союзных республик). Определялась ответственность наркомов (руководителей наркоматов) перед СНК, ЦИКом и его президиумом.

Глава IX (пункты 61-63) посвящена деятельности объединённого государственного политического управления (ОГПУ).

Глава X (пункты 64-69) регламентировала структуру государственного управления союзных республик: Съезды Советов, ЦИК и СНК республик.

Глава XI (пункты 70-72) посвящена гербу, флагу и столице Союза Советских Социалистических Республик.

С небольшими изменениями Договор входил во все редакции Конституции СССР до момента принятия в 1936 году новой «сталинской» Конституции , в которой о нём не упоминалось.

Изменения договора

20 мая 1925 года III съезд Советов СССР постановил указать в союзном договоре Туркменскую ССР и Узбекскую ССР. В связи с этим было увеличено число членов Президиума ЦИК с 21 до 27, а также увеличено количество председателей ЦИК .

Расторжение договора

В России договор был денонсирован 12 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 2015-I, ссылавшимся на пункт 15 статьи 109 Конституции РСФСР («Верховный Совет РСФСР ратифицирует и денонсирует международные договоры РСФСР») . Инициатор денонсации договора, член Верховного Совета РСФСР Сергей Шахрай перед принятием постановления заявил:

Договор 1922 года как договор, как соглашение сторон, подписанное главами государств и потом ратифицированное их парламентами, никогда не был подписан, не был заключён. На I съезде Советов в 1922 году было зафиксировано, что Договор одобрить в основном и направить на доработку в республики. На II съезде уже принимался под таким же названием совсем другой текст, и опять не республиками, а голосованием на съезде, причём от Российской Федерации было более 50 депутатов, а от Беларуси - 33. Это никак договором в чистом смысле слова назвать нельзя. И даже если предположить, что договор всё-таки был, то в 1936 году с принятием Конституции он утратил силу. Но так сложилось исторически, что было это понятие - «Договор 1922 года», и поэтому парламенты Украины и Республики Беларусь приняли решение о денонсировании этого документа. Для юридической чистоты, как говорится. Нам, Российской Федерации, я полагаю, следовало бы пойти таким же путём.

Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и ла-герь социализма.

Там, в лагере капитализма, – национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны.

Здесь, в лагере социализма, – взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.

Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальности путем совме-щения свободного развития народов с системой эксплуатации человека человеком оказались бесплодными. Наоборот, клубок национальных противоречий все более запутывается, угрожая самому существованию капитализма. Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов.

Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населе-ния, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов.

Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападение империалистов всего ми-ра, внутренних и внешних; только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству.

Но годы войны не прошли бесследно… (они) делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существо-вании республик.

С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность нового нападения делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.

Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик: на путь объединения в одну социалистическую семью.



Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, спо-собное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные преуспеяния, и свободу национального разви-тия народов.

… Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза; что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским; республикам, как су-ществующим, так и имеющим возникнуть в будущем, …что оно послужит верным оплотом против мирового капитализ-ма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Задания

1. Определите основные декларируемые принципы внешней политики Советского государства в первое десятиле-тие после революции .

2. Охарактеризуйте демократические и недемократические элементы системы выборов в центральные органы власти .

3. Перечислите установленные и отмененные избирательные цензы. С помощью текста раскройте социально-политическое понятие «лишенец ».

4. Какими естественными, гражданскими, социальными и политическими правами наделялись советские гражда-не ?

5. Определите «принцип национального самоопределения ».

6. Определите понятие «диктатура пролетариата». Каковы цели и принципы пролетарского государства ?
1.

Аннулирование займов правительства царя, разрыва тайных договоров между рабочими воюющих стран, и стремление добиться любыми революционными методами демократического мира, правительство решает разорвать все отношения с буржуазными странами и их варварской политикой. Всероссийский съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении.

4. право гражданина на свободу совести и вероисповедания, свобода мысли и слова, право на проведение собраний, митингов, правительство предоставляет для этого все условия, право беднейших слоев на полное, всестороннее и бесплатное образование.

5. Принцип национального самоопределения: наиболее полное выражение демократизма в национальных отношениях. Национальная свобода, и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.

6. Диктатура пролетариата- форма политической власти, претендующая на выражение интересов рабочего класса.. Сплочение вокруг себя большинство населения, уничтожение национального гнета, создание обстановки национального доверия, и создание братского союза народов.

РАБОЧИЙ ЛИСТ 7

Расшифруйтеследующиеаббревиатуры .

ГОЭЛРО - Го сударственная комиссия по эл ектрификации Ро ссии

ОГПУ ОбъединенноеГосударственное Политическое Управление

НКВД – Наро́дный комиссариа́т вну́тренних дел СССР

СНК – Совет Народных Комиссаров.

РКП(б) Российская коммунистическая партия

ТОЗ -Товарищество по совместной обработке земли

ВЦСПС – Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов

ВЦИК – Всеросси́йский Центра́льный Исполни́тельный Комите́т

РКИ (Рабкрин) – Рабоче-крестьянская инспекция

РККА – Рабоче-Крестья́нская Кра́сная А́рмия

РСДРП(б) - Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков

ВСНХ -Вы́сший сове́т наро́дного хозя́йства

Соотнеситетерминыиихопределения.

1. Аннексия а) Документ, удостоверяющий те или иные полномочия его предъявителя
2. Декларация б) Захват и присоединение территорий чужого государства вопреки воле его населения
3. Декрет в) Заявление от имени правительства, партии, отдельного лица, торжественное провозглашение основных принципов
4. Коалиционное правительство г) Переход собственности (земли) из частных рук в общенародное достояние
5. Контрибуция д) Платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя
6. Мандат е) Полное или частичное возмещение убытков, нанесенных войной, выплачиваемых государству-победителю побежденной стороной
7. Реквизиция ж) Постановление верховной власти по какому-либо вопросу, имеющее силу закона.
8. Репарации з) Правительство, составленное из представителей различных, вошедших в соглашение политических

1 –б; 2 –в; 3-ж; 4 –з; 5 –д; 6 –А;

7 –и; 8 –е; 9 –Г;10 –М; 11 –л;12 – К.

РАБОЧИЙ ЛИСТ 8

Заполнитевторуючастьтаблицы.

Время События
1917 г., 25 октября ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
1917 г., 25–26 октября ШТУРМ ЗИМНЕГО ДВОРЦА
1918 г., 5–6 января ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ И РОСПУСК ВСУ
1918 г., 10 января в Петрограде открылся III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, принявший ДДЕ«Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»
1918 г., 3 марта подписание мирного договора с Германией
1918 г., 25 мая восстание чехословацкого корпуса в городах Поволжья. Начало широкомасштабной Гражданской войны
1918 г., 6 июля левоэсеровский мятеж
1918 г., 10 июля ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ
1921 г., 2 марта КРОНШТАДСКОЕ ВОССТАНИЕ
1922 г., 30 декабря 1-й съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик,
1924 г., 31 января В АРМИИ ВВЕДЕНА НОВАЯ РЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ФОРМА
29 октября Принятие декларации об установлении 8-часового рабочего дня
2 ноября 1917г Принятие декларации прав народов России
23 января 1918 г Принятие декрета об отделении церкви от государства
10 января 1918г Принятие ВЦИК «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа»
14 ноября 1917 Принятие «Положения о рабочем контроле» и начало национализации частных банков
11 июня 1918 Принятие декрета об образовании комитетов крестьянской бедноты
23 февраля 1918 Создание Красной Армии
16-17 июля 1918г Расстрел членов семьи Романовых
13 ноября 1918г Аннулирование Брестского мирного договора советским правительством
14 июня 1918г Исключение меньшевиков и эсеров из состава ВЦИК и Советов всех уровней
11 января 1918 г Принятие декрета о введение продразверстки
28 января 1919 - 18 марта 1921 28 января 1919 - 18 марта 1921 28 января 1919 - 18 марта 1921 Советско-польская война
19 августа 1920 года - лето 1921 Крестьянское восстание под предводительством А.С. Антонова в Тамбовской губернии

Прочтитеизаполнитепропускивтексте .

Переговоры о правительственном блоке вступили в решающую стадию 17 ноября. ВЦИК принял решение о том, что наркомат земледелия передается левым эсерам в коллегии всех остальных наркоматов левые эссеры вводят своих представителей. 25 ноября СНК утвердил левого эсера А. Л. Колегаева народным комиссаром земледелия, а 9 декабря Сов-нарком, указав, что народные комиссары в своей деятельности проводят общую политику Совета Народных Комиссаров, согласился включить в свой состав еще шесть ______________. И последующие дни они были определены персонально. В состав Совнаркома вошли: И. З. Штейнберг – нарком юстиции, В. Е. Трутовский – нарком по местному самоуправ-лению, П. П. Прошьян – нарком почт и телеграфов, А. А. Измайлович – нарком только что созданного Комиссариа-та дворцов республики, В.А. Алгасов и В.А. Карелин – наркомы без портфеля. Так был оформлен пра-вительственный блок большевиков и левых эсеров.

В статьях и выступлениях В.И. Ленина содержится развернутая характеристика этого блока. Так, выступая 18 нояб-ря на Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, В.И. Ленин указывал, что «союз крестьян и рабочих есть основа для соглашения левых эсеров с большевиками» (т. 35, с. 100). Затем, в тот же день, Ленин писал, что союз большевиков с левыми эссерами может быть «честной коалицией», честным союзом, ибо коренного расхождения интересов наемных рабочих с интересами трудящихся и эксплуатируемых крестьян нет» (там же, с. 102).

РАБОЧИЙ ЛИСТ 9

Укажитеправильныеответы.

1. Учредительное собрание было созвано и распущено в … а) январе 1917 г.;

б) октябре 1917 г.; в) январе 1918 г.; г) октябре 1918 г.

2. Первая советская конституция была принята в … а) 1918 г.;

3. Председателем Учредительного собрания России был избран … а) Ленин В.И.;

б) Чхеидзе Н.С.; в) Чернов В.М.;

г) Спиридонова М.А.

4. Первая конституция СССР была принята в … 1924 году.

5. Управляющим делами Совнаркома в 1917 – 1920 гг. был … а) Троцкий Л.Д.;

б) Бонч-Бруевич В.Д.; в) Свердлов Я.М.;

г) Сталин И.В.

6. Наряду с РКП(б) в 1920 г. в выборах в местные Советы участвовали … а) левые эсеры;

б) меньшевики; в) энесы;

г) кадеты.

7. 26 октября 1917 г. II съезд Советов принял декрет об образовании СНК. В него вошли … а) только большевики;

б) большевики и левые эсеры;

в) большевики, меньшевики-интернационалисты и левые эсеры; г) представители всех партий, образованных до 1917 г.

8. Россия была провозглашена республикой …

9. Первые органы Советской власти, сформированные на II съезде Советов назывались … а) Совет министров, совнархозы;

б) Революционный Военный Совет республики, революционные трибуналы; в) Всероссийский Центральный Исполком, Совнарком;

г) Временное революционное правительство, комиссариаты.

11. Конституция РСФСР 1918 г. предполагала … а) введение категории «лишенцев»;

б) соблюдение основных прав человека;

в) уравнительное распределение общественного продукта;

г) соблюдение основных принципов дореволюционного права.

12. Левые эсеры окончательно вышли из состава советского правительства в … а) апреле 1918 г.;

б) июле 1918 г.; в) марте 1918 г.; г) январе 1918 г.

13. В 1922 г. ВЧК была преобразована в … а) ГПУ;

б) НКВД; в) КГБ; г) МГБ.

14. Партией «врагов народа» в ноябре 1918 г. были объявлены … а) кадеты;

в) левые эсеры; г) меньшевики.

15. Первым народным комиссаром по делам национальностей в Советской России был … а) Троцкий Л.Д.;

б) Джугашвили И.В.; в) Свердлов Я.М.;

г) Киров С.М.

16. Судебный процесс над партией эсеров состоялся в … а) 1921 г.;

б) 1922 г.; в) 1923 г.; г) 1924 г.

17. Представитель партии левых эсеров в советском правительстве получил должность … а) нарком земледелия;

б) нарком иностранных дел; в) нарком финансов;

г) нарком внутренних дел.

18. Первым председателем ВЦИК был … а) Ленин В.И.;

б) Свердлов Я.М.; в) Троцкий Л.Д.; г) Урицкий М.С.

19. Вторая Конституция в Советской России была принята в … а) 1922 г.;


в) 1924 г.; г) 1925 г.

20. Центральный орган власти в Советской России, регулировавший и организовывавший все производство в стране назывался …

а) наркомат внутренних дел; б) ВЦИК;

в) ВСНХ; г) ВЦСПС.

РАБОЧИЙ ЛИСТ 10

Укажите, используянашиподсказки , ктоизображеннапортретах .

1879 – 1940

Родился в Херсонской губернии. Учился в Одесском реальном училище. В созданном II съездом Советов Временном рабоче-крестьян-ском правительстве занял пост наркома ино-странных дел. В 1918 г. – председатель Высшего Военного Совета, нарком по военным делам. Один из создателей РККА. В 1927 г. исключен из партии и выслан из страны.

1878 – 1953

Родился в Тифлисской губернии, г. Гори. Учился в духовном училище и православной семинарии. С 1912 г. – член ЦК партии большевиков, с 1922 г. – генеральный секретарь ЦК партии. Нарком по делам национальностей РСФСР.

_________________________________________

1883 – 1939

Родился в Чернигове. В 1901 г. окончил Воронежский кадетский корпус. С 1902 г. – член РСДРП. На II съезде Советов вошел в состав СНК. 1922 – 1924 гг. – начальник полит-управления РВС СССР. С 1934 г. – прокурор РСФСР, с 1937 г. – Нарком юстиции РСФСР. Был репрессирован.

_________________________________________

1877 – 1926

Родился в Виленской губернии. С 1906 г. – член ЦК РСДРП. С 1917 г. – председатель ВЧК. В 1921 – 1926 гг. возглавлял комиссию по улучшению жизни детей. С 1924 г. председатель ВСНХ СССР.


1872 – 1952

Участница первой революции. В 1918 – 1919 гг. – нарком государственного призрения. С 1923 по 1945 гг. занимала посты полпреда в Норвегии, Мексике, посла в Швеции.

________________________________________________________________

1875 – 1933

Политический деятель, писатель, академик АН СССР. Родился в Полтаве. С 1917 г. – нарком просвещения. Автор трудов по истории общественной мысли, культуры. С 1933 г. – полпред в Испании. В Тамбове долгое время его имя носил драматический театр.

________________________________________________________________

1872 – 1936

Из дворян Тамбовской губернии. С 1904 г. – член РСДРП. С 1918 г. – нарком иностранных дел. Подписал Брестский мирный договор.

__________________________________________

1884 – 1941

В 1906 г. убила усмирителя крестьянского восстания Тамбовской губернии Г.Н. Луженов-ского, приговорена к вечной каторге. После Февральской революции амнистирована. В 1917 – 1918 гг. – член ВЦИК и его Президиума, один из лидеров партии левых эсеров. С начала 1920-х гг. неоднократно подвергалась репрессиям, расстреляна близ Орла. __________________________________________

24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялось торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии , которая в этом году проводилась в номинации «поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».

17 октября 2017 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством члена Президиума Союза писателей России, лауреата литературных премий Бориса Николаевича Тарасова . Подведены итоги конкурса, который в 2017 г. проводился в номинации «поэзия». 24 октября в конференц-зале Московского гуманитарного университета состоится торжественная церемония, на которой Председатель Попечительского совета Бунинской премии, член Союза писателей России, ректор университета профессор Игорь Михайлович Ильинский вместе с членами Жюри вручит заслуженные премии новым лауреатам.

Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, ректором Московского гуманитарного университета, профессором, членом Союза писателей России, членом бюро Академии российской словесности Игорем Михайловичем Ильинским , рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2017 года. На основе экспертных заключений, выполненных видными специалистами в области литературоведения из ведущих академических институтов и вузов страны (Литературный институт им. А. М. Горького, Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Государственный социально-гуманитарный университет и др.), определен «короткий список» .

27 июля 2017 г. состоялось заседание Попечительского совета Бунинской премии, на котором был утвержден «длинный список» литературных произведений, поступивших на конкурс. В этом году Бунинская премия будет вручена за лучшие произведения в области поэзии и поэтического перевода. Попечительский совет поручил Оргкомитету конкурса обеспечить проведение первичной и вторичной экспертизы присланных работ.

В течение декабря 1922 года съезды Советов Белоруссии, Украины и ЗСФСР приняли постановления об образовании СССР и избрали делегации на I Всесоюзный съезд Советов.

Х Всероссийский съезд Советов собрался 23 декабря 1922 года. На нем присутствовали свыше двух тысяч делегатов с решающим и совещательным голосами.

С докладом об образовании СССР выступил И. В. Сталин. Он огласил проект резолюции, одобренной Президиумом ВЦИК и включающей те положения, которые были приняты съездами других республик: добровольность и равноправие республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза.

27 декабря 1922 года Х Всероссийский съезд Советов принял предложенное Президиумом ВЦИК постановление об образовании СССР. Съезд закончился взволнованными словами М. И. Калинина, встреченными продолжительными аплодисментами: "Я вижу, как над нами развевается красное знамя с пятью священными буквами – РСФСР. И мы, делегаты Х съезда Советов, полномочные представители всей Советской Российской Федерации, склоняем это дорогое, овеянное битвами и победами, укреплённое жертвами рабочих и крестьян знамя перед Союзом Советских Республик. Мы видим, как уже поднимается новое красное знамя Союза Советских Республик. Я вижу, товарищи, стяг этого знамени в руках товарища Ленина".

На этом вся подготовительная работа по образованию Союза была завершена. Последнее слово оставалось за I Всесоюзным съездом Советов.

Принятие Декларации и Договора об образовании СССР

29 декабря 1922 года в Москве собралась конференция представителей полномочных делегаций Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. Они обсудили и одобрили проекты Декларации и Договора об образовании СССР, а также порядок работы I Всесоюзного съезда Советов.

30 декабря 1922 года открылся I Всесоюзный съезд Советов. В работе съезда приняли участие более двух тысяч делегатов.

Съезд открыл старейший делегат, член Президиума ВЦИК Петр Гермогенович Смидович, участник трех российских революций, член партии с 1898 г.

В. И. Ленин, не присутствовавший на съезде из-за болезни, был избран его почётным председателем. Рабочим председателем съезда стал М. И. Калинин. Он предоставил слово для доклада об образовании СССР И. В. Сталину, который огласил Декларацию и Договор об образовании СССР, одобренный накануне делегациями четырёх объединяющихся республик.

Затем слово было предоставлено М. В. Фрунзе, который предложил принять Декларацию и Договор за основу, поручив ЦИК СССР передать эти документы для дополнительного обсуждения ЦИК союзных республик, с тем чтобы, учтя их поправки и предложения, разработать окончательный текст основного закона союзного государства и внести его на утверждение II Всесоюзного съезда Советов.

Предложение было принято.

В Декларации перечислялись три причины создания Союза ССР – экономическая, военная и идеологическая: "Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик.

С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.

Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.

Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспевание, и свободу национального развития народов".

В ней говорилось: " .что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и могущим возникнуть в будущем. новое союзное государство явится. новым решительным шагом по пути объединения трудящихся в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

В Договоре об образовании СССР подчеркивалось, что независимые советские республики РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР добровольно и на равноправных началах вступают в государственный союз и передают ряд своих полномочий верховным органам центральной государственной власти. Договор определял сферу полномочий Союза Советских Социалистических Республик, предусматривал формирование общесоюзных органов государственной власти. Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, по военным и морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия, труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-республиканские. Республиканскими же оставались комиссариаты земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, юстиции, т.е. те, что имеют прямое отношение к особенностям быта, нравам, специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре народов.

В заключительной 26-й статье было записано, что "за каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза". В Договоре вместе с тем не было никаких указаний на сроки его существования и на возможность отмены.

Затем съезд избрал верховный орган Союза ССР – Центральный Исполнительный Комитет СССР, в состав которого вошёл 371 депутат от всех объединяющихся республик. Председателями ЦИК были избраны М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков и Н. Н. Нариманов.

Разработка и принятие Конституции СССР.

Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик – первой Конституции союзного государства.

27 апреля 1923 года Президиум ЦИК СССР первого созыва образовал Конституционную комиссию в составе представителей всех союзных республик для завершения подготовки сводного проекта Конституции СССР.

6 июля 1923 года вторая сессия ЦИК СССР решила утвердить и немедленно ввести в действие Конституцию СССР, а текст её внести на окончательное утверждение II съезда Советов СССР.

Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.

31 января 1924 года Конституция СССР была единогласно утверждена II Всесоюзным съездом Советов.

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик. Договор состоял из 72 статей и подразделялся на 11 глав:

1. О предметах ведения верховной власти СССР