Политика руководства ссср на первом этапе перестройки. Внешняя политика ссср в период перестройки

1. Изменения во внешней политике

1.1. . Основными приоритетами во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г. стали:

Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;

Урегулирование региональных конфликтов;

Признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами.

Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена изменениями в сознании определенной части элиты страны, приходом в 1985 г. в МИД СССР нового руководства во главе с Э.А. Шеварднадзе .

1.2. Концепция нового политического мышления. В эпоху М.С. Горбачева оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название новое политическое мышление. Ее основные положения предусматривали:

Отказ от идеи о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую);

Признание мира целостным и неделимым;

  • отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.

Отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;

Признание в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов.

2. Проблема Восток-Запад

в международных отношениях

2.1. Советско-американские отношения. На новом этапе советской дипломатии двусторонние отношения между государствами успешно развивались с помощью ежегодных личных встреч М.С. Горбачева с президентами США (1985г. - в Женеве; 1986 - в Рейкьявике; 1987 - в Вашингтоне, 1988 - в Москве, 1989 - на Мальте).

Результатом переговоров стал Договор от 8 декабря 1987 г. об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ракет среднего и ближнего радиуса действия . Советская сторона взяла на себя обязательства демонтировать и уничтожить 1752 ракеты, американская - 869. Это соглашение было дополнено установлением детальной системы взаимного контроля. В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических и культурных связей между СССР и США.

2.2. Курс на разрядку. СССР выступил с целым рядом новых инициатив по разоружению (в том числе о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.)

В мае 1987 г. страны-участницы Варшавского Договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО, и в первую очередь их военных организаций (распущен был лишь ОВД). В 1989 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР о сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в 1989-1990 гг., по которому численность армии уменьшалась на 500 тыс. человек, а расходы на оборону - на 14,2%. В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты (без учета французских и английских ракет) средней и меньшей дальности, причем они уничтожались и не могли быть перебазированы в другие регионы. СССР ликвидировал также часть ракет средней дальности в Сибири, на Дальнем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая.

После этого СССР сохранял военное преимущество в танках и личном составе, а НАТО имел ядерное превосходство. Свидетельством нового подхода к международным делам стало согласие СССР на объединение Германии (1990 г.).

2.3. Экономические связи со странами Запада . Сложное экономическое положение заставляло руководство СССР искать экономической помощи и политической поддержки у стран большой семерки (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).

Одновременно советская дипломатия прилагала усилия для нормализации отношений с нетрадиционными партнерами - Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др. С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными частными лицами. Советское руководство было заинтересовано в развитии технико-экономических связей, надеясь получить кредиты и технологии.

2.3.1. Гуманитарные контакты. Западные страны, прежде всего США и Англия, по-прежнему увязывали расширение торговых связей с политическими изменениями внутри СССР, а также расширением гуманитарных связей, контактов между частными лицами. В январе 1989 г. СССР подписал Венскую декларацию СБСЕ, согласно которой он обязался гарантировать права человека и основные свободы, а также привести свои законы и практику в соответствие с международными. Был принят Закон о свободе совести и религиозных организаций , указ о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. В результате уступок советской стороны многократно увеличился поток туристов и деловых людей как в СССР, так и из СССР.

3. Отношения со странами Центральной и Восточной

Европы

3.1. Ослабление позиций СССР в странах Восточной Европы . Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, СССР продолжал следовать принципам социалистического интернационализма. С 1986-1989 гг. объем безвозмездной помощи зарубежным странам составлял почти 56 млрд. инвалютных рублей (свыше 1% валового национального продукта). 47% этой помощи приходилось на долю Кубы. Советское руководство с целью сохранения содружества продолжало сотрудничество даже руководителями ГДР и Румынии, неодобрительно относившимися к перестройке в СССР.

В конце 80-х гг. ситуация изменилась. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. В результате резко сократились возможности советского давления на реформаторское движение и вообще на политическую ситуацию в восточноевропейских странах. Прекратилась активная политика СССР в отношении этих стран и, наоборот, усилилась и расширилась американская поддержка реформистских сил в Восточной Европе.

3.2. Распад социалистического лагеря. В конечном итоге советский внешний фактор сыграл решающую роль в развитии антикоммунистических революций в данном регионе, направленных против существовавших политических режимов. В 1989-1990 гг. произошли бархатные революции в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии.

В 1990 г. произошло объединение Германии в форме включения ГДР в состав ФРГ. Радикальные изменения в странах Восточной Европы стали одним из факторов окончания холодной войны. Разрыв традиционных экономических и политических связей Советского Союза со своими бывшими союзниками больно ударил по национальным интересам СССР в этом регионУ Вуход СССР из Европы завершил весной 1991 г. официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.

4. СССР и страны третьего мира

4.1. Разблокирование региональных конфликтов. Советская дипломатия активно включилась в процессы урегулирования межрегиональных конфликтов. Руководители СССР сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение по нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.

СССР отказался от поддержки диктаторских режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиции поддержки Запада в обуздании агрессии Ирака против Кувейта.

Новой чертой советской внешней политики периода Горбачева стал отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Подобный шаг имел противоречивые последствия. С одной стороны, он способстовал началу поисков национального согласия с участием советской и американской дипломатии и ослаблению в этих странах военного противостояния. С другой стороны, ликвидация советского военного присутствия в этих странах и сокращение размеров предоставляемой им помощи заметно ослабили геополитический позиции СССР в регионах мира. В то время, как США, преследуя собственные интересы и используя экономические преимущества, продолжали активное проникновение вместе с союзниками на освобождавшееся геополитическое пространство в странах третьего мира.

4.2. Конец войны в Афганистане. Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афганского народа. В 1987 г. в ходе переговоров М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск.

15 февраля 1989 г. вывод войск завершился. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В этой войне, только по официальным данным, было более 13 тыс. убитых и 37 тыс. раненых.

4.3. Вывод советских войск из Афганистана сделал возможным возобновление диалога между СССР и Китаем , для которого прекращение советского вмешательства было одним из трех условий нормализации отношений со своим соседом. Два других условия касались сокращения численности советских войск на границе между СССР и КНР и ухода поддерживаемых Советским Союзом вьетнамцев из Камбоджи. Советско-китайское сближение было подкреплено визитом М.С. Горбачева в Пекин в мае 1989 г.

5. Выводы

5.1. За годы перестройки и нового политического мышления произошло ослабление международной напряженности , и, в первую очередь, противостояния СССР и США. Инициатива прекращения холодной войны принадлежала Советскому Союзу.

5.2. Задуманные М.С. Горбачевым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно-промышленного комплекса, который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей общественной жизни : разрушение психологии осажденной крепости, отказ от упора на силу, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности.

5.3. Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.

5.4. Однако внешнеполитический курс М.С. Горбачева не был прямым и легким. Ухудшение экономического положения заставляло руководство СССР идти на уступки Западу , в надежде получить финансовую помощь и политическую поддержку. Очевидным стало ослабление международных позиций СССР , утратившего в конце 80-х гг. положение сверхдержавы.

5.5. Подобная политика встречала усиленное недовольство и даже сопротивление со стороны определенных кругов общества. Основательно подорвала внутриполитические позиции Горбачева и потеря господствующего положения СССР в Восточной Европе, а также уход из третьего мира.

Начало политики перестройки. В 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. было объявлено о проведении в стране масштабных реформ с це­лью изменения общества. Реформы намечалось проводить в ряде сфер, в том числе в экономике. Особенно много внимания пред­полагалось уделить развитию машиностроительной отрасли. Ма­шиностроение должно было опережать по развитию все осталь­ные отрасли экономики.

Первыми перестроечными законами, которые приняло и ут­вердило правительство, стали постановление «О мерах по пре­одолению пьянства и алкоголизма» и Закон «О госприемке». Но антиалкогольная кампания провалилась, поскольку государство не получило прибыли от продажи алкоголя. К тому же повсемест­но процветало самогоноварение.

Общество восприняло реформы с энтузиазмом, так как боль­шинство населения поддерживало требования перемен. Все чаще наряду со словом «перестройка» стали употреблять слово «демо­кратизация».

Реформы политической системы. Учреждался новый орган вла­сти - съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, превращающийся в действующий парламент. В союзных республиках образовывались такие же госу­дарственные структуры.

Началась подготовка к первым в советской истории альтерна­тивным выборам народных депутатов, которые состоялись в 1989 г. В связи с этим в стране активизировалось общественное движе­ние, появилось много неформальных групп. На выборах значи­тельная часть населения отдала свои голоса демократически на­строенным депутатам. Например, от Московского округа канди­датом в депутаты был выдвинут Б. Н. Ельцин, который получил 90 % голосов.

Национальная политика. К концу 80-х гг. XX в. резко обострился национальный вопрос. В некоторых союзных республиках начались трения между коренными жителями и русским населением. Про­исходили также столкновения между представителями разных на­родов.

Первой серьезной проверкой прочности государственной струк­туры стал конфликт в Нагорном Карабахе, населенном в основ­ном армянами, но административно принадлежащем Азербайд­жану. Армяне стремились соединиться с Арменией. Вскоре здесь началась полномасштабная война.

Подобные конфликты возникали и в других регионах (Южная Осетия, Ферганская долина и др.). Из-за этих событий многие люди становились беженцами. Партийное руководство ряда рес­публик взяло курс на отделение от СССР. Оно поощряло в целях давления на Центр выступления националистически настроенной штульной интеллигенции, студенчества. Крупная демонстрация подобного рода произошла в апреле 1989 г. в Тбилиси. В ходе ее в шике погибло несколько человек, пресса обвинила в их гибели поиска. Центральная власть шла на уступки местным властям, но Это лишь разжигало их аппетиты.

Политика «гласности». Политика «гласности» означала свободу к высказывании мнений, суждений. По мере развития «гласно­сти» контролировать ее становилось все труднее. Участившиеся ра-юблачения и критика все чаще и чаще касались не только отдель-мых недостатков, но и основ системы в целом.

«Гласность» служила инструментом политического курса ре­форматоров. Главным сторонником гласности считался секретарь ЦК КПСС А.Яковлев, который был инициатором проведения в 11К собраний с участием руководителей средств массовой инфор-мации. На посты главных редакторов ведущих журналов назнача­лись люди, ратующие за обновление общества. Такие журналы печатали много смелых произведений. Появилось большое коли­чество газет, в том числе и бульварных, где можно было печатать любые статьи.

«Гласность» повлияла и на искусство. Писатели могли свобод­но публиковать свои произведения. В театрах наряду с классиче­скими спектаклями ставились новые произведения. Такая же си­туация была и в кино. Теперь режиссеры получили возможность снимать фильмы практически на любую тему, не боясь цензуры.

Последствия политики «гласности» были противоречивыми. Безусловно, люди могли теперь спокойно говорить правду, не опасаясь последствий. С другой стороны, свобода быстро превра­тилась в безответственность и безнаказанность.

Издержки гласности перевешивали ее достижения. Появился феномен привыкания к разоблачениям, вскоре захвативший все общество. Самый зловещий компромат уже не вызывал ника­кой другой реакции, кроме брезгливой усталости и желания устраниться от общественной грязи. Избыточная гласность по­родила равнодушие и цинизм в обществе, перекормленном «не­гативом».

ГКЧП и распад СССР. Политика перестройки, реформы, про­водимые в экономике, не привели к положительным результатам. Напротив, с 1989 г. нарастал спад производства как в промыш­ленности, так и в сельском хозяйстве. Резко ухудшилось положе­ние с продовольствием и промышленными товарами, включая предметы повседневного спроса.

Неудачной в целом была внешняя политика СССР, в которой наряду с Горбачевым большую роль играл министр иностранных дел Э.А.Шеварднадзе. Правда, в отношениях с ведущими капита­листическими странами был достигнут большой прогресс, резко снизилось противостояние между СССР и США, была ликвиди­рована опасность мировой термоядерной войны. Начался процесс сокращения вооружений, были ликвидированы ракеты ближней и средней дальности. Однако Советский Союз пошел на значи­тельные односторонние уступки Западу. Инициированные Горба­чевым процессы демократизации в странах Восточной Европы привели там к приходу к власти враждебных СССР сил.

Нарастало стремление республик СССР к самостоятельности. Наиболее острая ситуация сложилась в Прибалтийских республи­ках, парламенты которых приняли решения о независимости их стран. С целью сохранить в каком-то виде единое государство Гор­бачев задумал подписание нового союзного договора, по которо­му значительная часть государственных полномочий передавалась от федерального центра республикам. Таким образом, возникла угроза распада СССР.


Подписание нового договора было назначено на 20 августа 1991 г. Президент Горбачев, объявив об этом, отправился отдыхать на дачу в Форосе (Крым). В это время сторонники сохранения СССР готовились к объявлению чрезвычайного положения в столице. 18 августа Горбачеву предъявили состав ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) и предложили подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения. Горбачев отказался.

Тогда ГКЧП объявил о неспособности президента исполнять свои обязанности и поручил исполнять его функции вице-прези­денту Г.Янаеву. ГКЧП выступал за сохранение СССР. Его члены объявили о прекращении деятельности политических партий, за­крытии некоторых газет.

В ответ на это избранный в июне 1991 г. Президентом РСФСР I). Н.Ельцин издал указ, в котором квалифицировал действия ГКЧП как государственный переворот, а его решения объявля-1ИСЬ незаконными. Вскоре лидеры ГКЧП были арестованы, а дея­тельность компартии приостановлена.

Августовские события привели к ускорению распада СССР.

0 своей независимости объявила Украина, ее примеру последо-
вали Молдавия, Киргизия, Узбекистан. 8 декабря 1991 г. лидеры
РСФСР, Украины и Белоруссии расторгли договор об образова­
нии СССР 1922 г. Тогда же было подписано Соглашение об образо­
вании Содружества Независимых Государств (СНГ). В него вошли
все бывшие республики Советского Союза, за исключением Лит­
вы, Латвии и Эстонии.

Итоги перестройки. Во время перестройки установилась поли-i ика «гласности». Но большинство перестроечных законов не при­несли желаемых результатов. Кроме того, Горбачев не учел всю

1 южность ситуации, сложившейся в республиках, что привело к
распаду СССР.

§ 102. Страны Восточной Европы во второй половине XX в.

Начало строительства социализма. В годы Второй мировой вой-ми в странах Восточной Европы значительно возрос авторитет 1СВЫХ сил, прежде всего коммунистов. В ряде государств они воз-i швили антифашистские восстания (Болгария, Румыния), в дру-и\ руководили партизанской борьбой. В 1945- 1946 гг. во всех стра­нах приняли новые конституции, ликвидировали монархии, власть. перешла к народным правительствам, были национализированы рупные предприятия и проведены аграрные реформы. На выбо-н i\ коммунисты заняли прочные позиции в парламентах. Они примами к еще более радикальным переменам, против чего выступали буржуазные демократические партии. Одновременно всюду развернулся процесс слияния коммунистов и социал-демократов при доминировании первых.

Мощную поддержку коммунистам оказывало присутствие в странах Восточной Европы советских войск. В условиях начавшей­ся «холодной войны» была сделана ставка на ускорение преобра­зований. Это в значительной мере соответствовало настроениям большинства населения, среди которого был велик авторитет Советского Союза, а в строительстве социализма многие видели способ быстрого преодоления послевоенных трудностей и даль­нейшего создания справедливого общества. СССР оказывал этим государствам огромную материальную помощь.

На выборах 1947 г. коммунисты получили большинство мест в сейме Польши. Сейм избрал президентом коммуниста Б.Берута. В Чехословакии в феврале 1948 г. коммунисты в ходе многоднев­ных массовых митингов рабочих добились создания нового прави­тельства, где они играли ведущую роль. Вскоре президент Э.Бе-неш подал в отставку, а новым президентом был избран лидер компартии К. Готвальд.

К 1949 г. во всех странах региона власть оказалась в руках ком­мунистических партий. В октябре 1949 г. образовалась ГДР. В неко­торых странах сохранилась многопартийная система, но она во многом стала формальностью.

СЭВ и ОВД. С образованием стран «народной демократии» начался процесс формирования мировой социалистической си­стемы. Экономические связи между СССР и странами народной демократии осуществлялись на первом этапе в форме двусто­роннего внешнеторгового соглашения. Одновременно СССР жес­тко контролировал деятельность правительств этих стран.

С 1947 г. этот контроль осуществлял наследник Коминтерна - Коминформ. Большое значение в расширении и укреплении эко­номических связей стал играть Совет экономической взаимопомо­щи {СЭВ), созданный в 1949 г. Его членами являлись Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия, позже всту­пила Албания. Создание СЭВ явилось определенным ответом на создание НАТО. Целями СЭВ были объединение и координация усилий в развитии экономики стран - членов Содружества.

В политической области большое значение имело создание в 1955 г. Организации Варшавского договора (ОВД). Его создание стало ответом на прием ФРГ в НАТО. В соответствии с условиями договора его участники обязались в случае вооруженного нападе­ния на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению госу­дарствам немедленную помощь всеми средствами, включая при­менение вооруженной силы. Создавалось объединенное военное командование, проводились совместные военные учения, унифи­цировались вооружение и организация войск.

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Началась радикальная перестройка экономической системы. Однако ее успех во многом зависел от политической системы.

В первые годы после прихода к власти администрация М. С. Горбачева подтвердила традиционные внешнеполитические приоритеты СССР. Однако в рамках провозглашенной внешнеполитической доктрины, получившей название "нового политического мышления", эти ориентиры подверглись существенной корректировке. Помимо самого М. С. Горбачёва и министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе, большую роль в разработке и реализации концепции «нового мышления» сыграл А. Н. Яковлев, с сентября 1988 г. занимавший должность председателя Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики.

"Новое политическое мышление" предусматривало: отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым; объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов баланса интересов различных государств; признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, религиозными).

Реализация в жизнь принципов «нового политического мышления» привела к гибели мировой социалистической системы и самого мощного в истории Евразии - Советского государства.

Национальная политика. В этот период начинаются разногласия среди самих сторонников перестройки. Руководящее ядро партии, сформировавшееся вокруг Горбачева, менее чем за два года, оказалось расколото на противостоящие друг другу группы. Необходимость перемен осознавали все, но понимали эти перемены по-разному. С отменой статьи 6 КПСС становилась просто одной из политических партий. Возникла необходимость пересмотра всей политической системы советского государства. Было немыслимым, чтобы партия безоговорочно отказалась от власти, которой распоряжалась 70 лет, поэтому резко усилилась оппозиция М.С. Горбачеву в рядах самой партии.

Крайне сложную политическую ситуацию до предела обострил и кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Первым проявлением этого кризиса стали события в Казахстане в конце 1986 года. В 1988 году начался конфликт между двумя Кавказскими народами - армянами и азербайджанцами - из-за Нагорного Карабаха, территории, населенной армянами, но входившей на правах автономии в состав Азербайджана. В ответ на сепаратистские тенденции быстро стал распространяться русский национализм.

Русские, в ответ на обвинение в эксплуатации других народов, выдвинули лозунг об ограблении России республиками. Действительно, Россия производила в 1990 г. 60,5% валового национального продукта СССР, давала 90% нефти, 70% газа, 56% угля, 92% древесины и т. д. Появилась мысль, что для улучшения жизни русских надо сбросить с себя балласт союзных республик.

Этот лозунг был подхвачен Б.Н. Ельциным и активно использован им в борьбе против «центра». Россия - жертва Советского Союза, «империи». Она должна добиться независимости, уйти в свои границы (Московское княжество?). В этом случае, благодаря своим природным богатствам и таланту народа, она быстро достигнет процветания. Тогда другие республики станут стремиться к интеграции с новой Россией, так как в одиночку существовать просто не смогут. Советский Союз становился основной мишенью критики.

Б.Н. Ельцин призвал все республики «брать столько суверенитета, сколько хотят и могут удержать». Позиция российского руководства и парламента, провозгласивших курс на независимость, сыграло решающую роль в развале СССР - Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло.

Завершение холодной войны

Придя к власти, М. С. Горбачёв взял курс на улучшение отношения с США. Одной из причин этого было желание снизить непомерные военные расходы (25 % госбюджета СССР).

Однако его первая встреча с Президентом США Рональдом Рейганом в Женеве осенью 1985 г. завершилась мало к чему обязывающей торжественной Декларацией о недопустимости ядерной войны. 15 января 1986 г. было опубликовано «Заявление Советского правительства», содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие страны мира присоединиться к соблюдавшемуся Советским Союзом с лета 1985 г. мораторию на ядерные испытания и поэтапно сократить различные виды ядерного оружия.

Некоторым коррективам была подвергнута советская политика в Афганистане, где СССР произвёл в мае 1986 г. замену руководства страны. Новый Генеральный секретарь НДПА М. Наджибулла провозгласил курс на национальное примирение, принял новую Конституцию, согласно которой был избран в 1987 г. Президентом Афганистана. Советский Союз стремился укрепить позиции нового руководства, с тем чтобы впоследствии начать вывод советских войск из страны.

В октябре 1986 г. состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике, которая обозначила начало нового внешнеполитического курса СССР. М. С. Горбачёв предложил Р. Рейгану ликвидировать все ракеты средней дальности, при этом Советский Союз шёл на бóльшие уступки, чем США. Хотя инициатива советского руководства не была поддержана американской стороной, данное заявление имело большой международный резонанс.

В 1987 г. страны Варшавского договора выработали новую, сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов «разумной достаточности».

С 1987 года накал противостояния США и СССР начал резко снижаться, и к началу нового десятилетия конфронтация полностью сходит на нет. Однако ослабление противостояния было достигнуто во многом за счёт уступчивости советского руководства. М. С. Горбачёв и его окружение пошли на значительные уступки при заключении Договора о ракетах малой средней дальности (подписан 8 декабря 1987 г. на состоявшейся в Вашингтоне встрече Р. Рейгана и М. С. Горбачёва).

Ведущим внешнеполитическим направлением стало развитие взаимоотношений с США. С 1985 г. встречи М. С. Горбачева с президентами США стали ежегодными. Были подписаны двусторонние обязательства об уничтожении ракет средней и меньшей дальности и об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), правда, в немалой степени за счет ракетного потенциала СССР.

"Урожайным" на внешнеполитические события оказался 1989 г. В феврале был завершен вывод советского ограниченного контингента из Афганистана. Начался вывод советских войск из стран Центральной и Восточной Европы и ряда стран Азии. Советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Были нормализованы отношения, налажено экономическое и культурное сотрудничество с Китаем.

Существенной корректировке подверглось и восточное направление внешней политики. СССР отказался от прямого вмешательства во внутренние конфликты в Никарагуа, Эфиопии, Анголе, Мозамбике, прекратил помощь режимам в Ливии и Ираке, осудил агрессию Ирака против Кувейта в 1990 г. Все это способствовало ослаблению международной напряженности.

Однако осложнились отношения внутри социалистического лагеря. В результате вывода войск СССР и "бархатных революций" в странах Восточной Европы к власти пришли руководители, которые во внешней политике ориентировались на Запад. В 1991 г. официально прекратили свое существование Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР стремительно терял инициативу в международных делах.

Прекращение существования СССР сделало США единственной супердержавой мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в "холодной войне".


Причины перестройки в СССР:

1. Системный социально-экономический кризис, вызванный гонкой вооружений во внешней политике СССР, финансовая зависимость стран социализма от советских дотаций. Нежеланием менять командно-административную систему хозяйствования в соответствии с новыми условиями - во внутренней политике («застой»).

2. Также были сопутствующие предпосылки и причины перестройки в СССР: старение советской элиты, средний возраст которой был в пределах 70 лет; всевластие номенклатуры; жесткая централизация производства; дефицит товаров как широкого потребления, так и товаров длительного пользования.

Все эти факторы привели к осознанию перемен, необходимых для дальнейшего развития советского общества. Эти перемены стал олицетворять М. С. Горбачев, ставшим генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 года.

Перестройка в СССР: цели

Как ни странно, но планы правительства были грандиозными. Политики видели новую страну с мощным техническим развитием. Какие цели они преследовали? Во-первых, обновление производства в техническом плане. Во-вторых, перевод на новый уровень всех экономических отношений в Союзе. В-третьих, активизация образования в СССР. В-четвертых, достижение мирового уровня труда, вселенского уровня его производительности.

Термин

15-17 мая 1985 года состоялся визит Генерального секретаря ЦК КПСС Горбачёва в Ленинград, где на встрече с партактивом Ленинградского горкома партии он впервые употребил слово «перестройка» для обозначения общественно-политического процесса:

« Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем. »

Термин был подхвачен СМИ и стал лозунгом начавшейся в СССР новой эпохи.

Историк В. П. Данилов отмечает, что «на языке того времени это понятие отнюдь не означало коренного изменения социально-экономических форм и сводилось к реорганизации некоторых хозяйственных функций и связей».

Этапы. Краткий обзор событий.

На состоявшемся 23 апреля 1985 года пленуме ЦК КПСС Горбачёв заявил программу широких реформ под лозунгом «ускорения социально-экономического развития страны», то есть ускорения продвижения по социалистическому пути на основе эффективного использования достижений научно-технического прогресса, активизации человеческого фактора и изменения порядка планирования. Термин «перестройка» как лозунг в этот период не использовался и идеологического значения не имел; признавались отдельные недостатки существовавшей социально-экономической системы СССР и предпринимались попытки исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера - Ускорение развития народного хозяйства, автоматизация и компьютеризация, антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией.

Каких-либо радикальных шагов в этот период не предпринималось, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-1986 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Николай Рыжков вспоминал (в газете «Новый Взгляд», 1992): «В ноябре 82-го года меня - совершенно неожиданно - избрали секретарём ЦК, и Андропов ввёл меня в команду, готовившую реформы. Туда входили и Горбачёв, Долгих… Мы стали разбираться с экономикой, а с этого началась перестройка в 85-м году, где практически были использованы итоги того, что сделали в 83-84-х годах. Не пошли бы на это - было бы ещё хуже.»

Состоявшийся в феврале-марте 1986 года XXVII съезд КПСС изменил программу партии: провозглашался курс на «совершенствование социализма» (а не «построение коммунизма», как ранее); предполагалось к 2000 году удвоить экономический потенциал СССР и предоставить каждой семье отдельную квартиру (программа «Жильё-2000»).

Внешняя политика СССР в 1985-86 гг. продолжала оставаться достаточно жесткой, несмотря на наметившееся сразу после прихода к власти Горбачёва небольшое потепление в отношениях с США и Западом. Существенный сдвиг на международной арене произошёл только осенью 1987 года, когда СССР согласился пойти на серьёзные уступки при подготовке соглашения о РСМД.

К концу 1986 - началу 1987 года горбачёвская команда пришла к выводу, что административными мерами ситуацию в стране не изменить и предприняла попытку реформирования системы в духе демократического социализма. Данному шагу способствовали два удара по советской экономике в 1986 году: резкое падение цен на нефть и Чернобыльская катастрофа.

Новый этап начался с Январского пленума ЦК КПСС 1987 года, на котором была выдвинута задача коренной перестройки управления экономикой, и характеризовался началом масштабных реформ во всех сферах жизни советского общества (хотя отдельные меры начали приниматься ещё в конце 1986 года, например Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности»):

В общественной жизни провозглашается политика гласности - смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов на обсуждение тем, которые раньше замалчивались (в первую очередь сталинские репрессии, а также - секс вообще и проституция в частности, наркомания, бытовое насилие, подростковая жестокость и т. д.).

В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов (хотя слова «предпринимательство» и «частная собственность» произносить вслух пока не осмеливаются, кооперативы вводятся как элемент рынка в существующую социалистическую модель), начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями.

В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» - курс: отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом.

Выдвигаются лозунги о необходимости избавить социализм от «деформаций», о возвращении к «ленинским нормам», «идеалам Октября» и «социализму с человеческим лицом» посредством демократизации всех сторон жизни общества, реформирования политических институтов. В этот период были опубликованы почти все запрещенные ранее произведения Гроссмана, Платонова, Замятина, М. Булгакова, Пастернака; резонанс в обществе вызвали новые книги: романы Ч. Айтматова «Плаха», А. Рыбакова «Дети Арбата», Ю. Дудинцева «Белые одежды». Вновь встал вопрос о сталинских репрессиях и реабилитации их жертв. В сентябре 1987 г. была создана комиссия Политбюро ЦК КПСС по реабилитации, которую возглавил А. Н. Яковлев. Открытие в конце 1987 года Оптиной пустыни и Толгского монастыря и относительно публичное празднование 1000-летия крещения Руси в 1988 году воспринималось как знаки перемен в политике государства в отношении церкви.

Часть населения (в основном молодёжь и либеральная интеллигенция) охвачены эйфорией от начавшихся после двух десятилетий застоя перемен и невиданной по прежним меркам свободы. Общественная апатия начала 80-х сменяется верой в светлое будущее.

Вместе с тем, с 1988 года в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения (Карабах).

Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация обстановки в стране. После I Съезда народных депутатов начинается противостояние коммунистической партии с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими группировками. Изначально начатые по инициативе сверху, во второй половине 1989 года перемены выходят из-под контроля властей. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис: в 1989 году экономический рост резко замедляется, а в 1990-м сменяется падением. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980-1990-х гг. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. Усиливается эмиграция за рубеж. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа.

В 1990-1991 гг. социально-экономический строй СССР начинает приобретать черты капитализма: легализуется частная собственность, образуются фондовый и валютный рынки, кооперация начинает принимать форму бизнеса западного типа. «Новое мышление» на международной арене сводится к односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и фактически перестаёт быть сверхдержавой, ещё несколько лет назад контролировавшей половину мира. В РСФСР и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы - начинается «парад суверенитетов».

Итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС в августе - ноябре 1991 года и распад Советского Союза в декабре того же года.

Четвертый этап, или пост-Перестройка (сентябрь-декабрь 1991)

Период между Августовским путчем и юридическим оформлением распада СССР к Перестройке обычно относить не принято; это своего рода "безвременье", когда, с одной стороны, единое государство формально еще продолжало существовать, а с другой - советская история подошла к своему логическому завершению и окончательная ликвидация СССР стала лишь вопросом времени. В этот период происходит демонтаж коммунистического строя и всей системы государственной власти в Советском Союзе. Республики Прибалтики выходят из состава СССР. Деятельность КПСС сначала приостанавливается, а затем окончательно запрещается. Вместо полноценных органов власти создаются суррогатные неконституционные структуры (Госсовет, КОУНХ, МЭК). Вся полнота реальной власти переходит с союзного на республиканский уровень. 26 декабря 1991 года СССР окончательно перестает существовать.

Итог .

Таким образом, перестройка в СССР привела Советский Союз к краху и распаду. На карте мира появились новые независимые государства, Коммунистическая партия прекратила быть важной частью в жизни каждого человека, строгий тоталитарный режим остался в прошлом. Все эти события позже приведут к дефолту и «лихим 90-м». Но об этом не задумывался никто.

Внешняя политика в годы перестройки.

1. В годы перестройки кардинально изменилась внешняя политика СССР, результатом чего стало предотвращение угрозы ядерной войны, с одной стороны, крушение системы социализма - с другой. Новая внешняя политика СССР была провозглашена в 1985 г. и получила название «новое мышление», суть которого состоит в том, что:

СССР перестал смотреть на отношения с окружающим миром через призму противостояния социалистической и капиталистической систем;

СССР перестал навязывать другим странам свою модель развития;

СССР начал стремиться к улучшению отношений с США и Западом;

Ради этого СССР был готов пойти на уступки.

2. Наряду с М.С. Горбачевым олицетворением «нового мышления» и новой внешней политики стал и Эдуард Шеварднадзе - новый министр иностранных дел СССР, занявший эту должность в 1985 г. (до этого 13 лет работавший первым секретарем

ЦК Компартии Грузии). Если прежние министры - В.М. Молотов и А.А. Громыко, жестко отстаивавшие интересы СССР, имели на Западе прозвище "Господин «Нет», то Э. Шеварднадзе получил впоследствии прозвище "Господин «Да» за регулярные уступки Западу.

3. В 1985 г. был возобновлен советско-американский диалог:

Состоялись встречи между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом в Женеве в ноябре 1985 г. и в Рейкьявике осенью 1986 г.;

8 декабря 1987 г. в Вашингтоне между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом был подписан договор о ликвидации ядерных ракет средней дальности в Европе, что стало точкой отсчета процесса разоружения;

В 1988 г. Р. Рейган совершил ответный визит в СССР, где заявил, что больше не считает СССР «империей зла»;

После этого встречи лидеров СССР и США стати регулярными;

Началось прямое общение между гражданами - телемосты, поездки.

4. В начале 1989 г. СССР осуществил важнейший внешнеполитический шаг - 15 февраля 1989 г. советские войска были полностью выведены из Афганистана. СССР перестал участвовать в войнах на чужой территории и поддерживать социалистические режимы.

5. В мае 1989 г., спустя 30 лет после поездки Н.С. Хрущева, состоялся визит М.С Горбачева в Китай. Началась нормализация советско-китайских отношений. Поездка Горбачева способствовала началу в Китае массовых антикоммунистических выступлений молодежи, которые были подавлены китайской армией 3 июня 1989 г. на площади Таньаньмэнь. Это был первый случай массовых народных антикоммунистических выступлений в соцстранах.

6. Подобные процессы перешли осенью в Европу, в результате чего один за другим пали социалистические режимы и власть компартии в соцстранах:

В августе - октябре 1989 г. начался кризис в ГДР - массовое бегство граждан ГДР в ФРГ, в результате которого на германо-германской границе скопилось около 2 млн человек, желающих уехать, и которых власти ГДР не выпускали;

Это породило массовые беспорядки в ГДР, выступления молодежи, в результате которых репрессивный режим Э. Хонеккера в ГДР пал;

В апреле 1990 г. на свободных выборах коммунисты ГДР потерпели поражение и к власти пришли оппозиционные некоммунистические силы, взявшие курс на объединение с ФРГ;

Еще ранее, летом 1989 г., на выборах в Польше 99% поляков проголосовало против коммунистов - в Польше мирным путем к руководству страной пришло антикоммунистическое правительство во главе с Тадеушем Мазовецким, начавшее десоветизацию Польши;

В 1989 г., после смерти Яноша Кадара, 33 года со времен подавления восстания 1956 г. возглавлявшего страну, сама компартия Венгрии (ВСРП-ВСЛ) в течение 3 месяцев демонтировала социализм и 23 октября 1989 г. провозгласила Венгрию буржуазной республикой, что было закреплено конституционно;

10 ноября 1989 г. в результате верхушечного заговора был отстранен от власти 78-летний Тодор Живков, правивший страной 35 лет, - начались реформы в Болгарии;

24 ноября 1989 г. начинаются беспорядки в Чехословакии («пражская осень»), в результате которых просоветское руководство во главе с Г. Гусаком с позором уходит в отставку, а новыми руководителями страны становятся Вацлав Гавел (избирается Президентом Чехословакии) и Александр Дубчек (избирается Председателем парламента);

22 - 26 декабря 1989 г. в результате народного восстания, спровоцированного расстрелом рабочих в Тимишоаре, был свергнут и расстрелян Николае Чаушеску, 24 года возглавлявший Румынию и до последнего дня упорно противодействовавший реформам.

7. Советский Союз занял позицию невмешательства в процессы, происходящие в данных странах. Социалистический лагерь рухнул.

3 октября 1990 г. с согласия СССР была объединена Германия - ГДР вступила в состав ФРГ на основании ст. 23 Основного Закона ФРГ, предусмотренной создателями ФРГ еще в 1949 г., и прекратила свое существование. СССР согласился с членством объединенной Германии в НАТО и обязался в течение 4 лет вывести все войска из Германии.

8.В 1991 г. были распущены Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД) без всяких ответных шагов со стороны НА ТО.

В 1991 г. распалась Югославия.

В декабре 1991 г., после 69 лет существования, на 15 государств распался сам Советский Союз.


г. Чита 2005


План

Введение. 2

1. Новое политическое мышление, теоретические основы, практические шаги. 2

2. СССР, страны социализма и судьба мирового социализма. 2

3. Окончание холодной войны и распад биполярной системы. 2

Заключение. 2

Список используемой литературы.. 2

Введение

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны прежде всего по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней политики. впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки.

Началась радикальная перестройка экономической системы. Однако ее успех во многом зависел от политической системы. Ее надо было преобразовать таким образом, чтобы она обеспечила необратимость социально-экономического переворота. По мнению экономических советников М.Горбачева именно недемократичность политической системы обрекла на поражение НЭП, экономические преобразования 50-х годов и экономическую реформу 1965 г.

1. Новое политическое мышление, теоретические основы, практические шаги.

В апреле 1985 г. руководителем страны стал М.С. Горбачев. В качестве государственной им была выдвину­та концепция «нового политического мышления». Концепция основывалась на новом осмыслении ХХ века. Суть концепции сводилась к следующему. Вся предшествующая история развития человечества представ­ляет собой историю развития отдельных регионов, а ис­тория XX столетия - это глобальная история. Динамизм процесс набрал во второй половине XX столетия, когда с мировым прогрессом все ужасы «дикого капитализма» начала XX века ушли из жизни человечества.

Исходя из идеи «нового политического мышления» М.С. Горбачев и его сторонники убедили руководство страны в необходимости скорректировать идеологию марксизма-ленинизма в направлении признания приоритета обще­человеческих ценностей над всеми остальными – классовыми, национальными, государственными; конструктивное, равноправное взаимодействие государств и народов в масштабах всей планеты.

Основные принципы «нового политического мышления» сводились к следующим:

отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;

объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;

отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).

Реализация в жизнь принципов «нового политического мышления» привела к гибели мировой социалистической системы и самого мощного в истории Евразии – Советского государства.

В этот период начинаются разногласия среди самих сторонников перестройки. Руководящее ядро партии, сформировавшееся вокруг Горбачева, менее чем за два года, оказалось расколото на противостоящие друг другу группы. Необходимость перемен осознавали все, но понимали эти перемены по-разному.

Первый удар по авторитету М.С. Гобачева нанес секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин. В сентябре 1987 г. он неожиданно выступил на торжественном Пленуме ЦК КПСС, посвященном предстоящему празднованию 70-летия Октябрьской революции с резко критической речью. Б.Н. Ельцин говорил о медлительности в осуществлении перестройки, критиковал политику секретариата партии и возглавившего его Е.К. Лигачева, а так же заявил о возникновении в партии «культа личности» М.С. Горбачева. В заключение он заявил о своей отставке из Политбюро.

Выступление Ельцина показалось присутствующим крайне путанным и непонятным. Участники пленума единогласно его осудили. Б.Н. Ельцин был снят с поста секретаря Московского горкома. Но, как показало время, это выступление было важным политическим шагом. Видя, что экономика страны вступает в полосу потрясений, Б.Н. Ельцин обозначил свою особую позицию, отмежевавшись от М.С. Горбачева. Тем самым, один из представителей партийной номенклатуры превратился в лидера радикальных сторонников преобразований, приобрел ореол народного героя и борца с бюрократией.

Следующий этап, 1987–1988 гг., можно охарактеризовать как этап, проходящий под лозунгом «больше де­мократии», в котором классовое понятие демократии было заменено общечеловеческим (либеральным) пониманием. Так как в существовавшей системе управления ведущую роль играла КПСС, то и реформу начала она. В этот период происходят кардинальные из­менения в политической системе общества. Так как в существовавшей системе управления ведущую роль игра­ла КПСС, то и реформу начала она. В июне–июле 1988 г. прошла XIX Всесоюзная партийная конференция, определившая пути преобразований. Основным направлением провозглашалась передача власти от партийных органов Советам народных депутатов, обеспечение полновластия Советов всех уровней. Высшим органом власти в стране провозглашался съезд народных депутатов СССР (в республиках – республиканские съезды). Съезд избирал из своего состава постоянно действующий, двухпалатный Верховный Совет СССР и его председателя. Соответственно республиканские съезды избирали – Верховные Советы республик.

Конференция предложила проект нового закона о выборах, который был принят в декабре 1988 г. Выборы впервые в истории советского общества стали альтернативными (из нескольких кандидатур). Отменялись всякие разнарядки при выдвижении кандидатур в депутаты (ранее соблюдалось пропорциональное представительство всех классов). Вместе с тем решения конференции носили половинчатый характер, обеспечивали сохранение власти в руках КПСС (одна треть депутатов съезда избиралась от общественных организаций – КПСС, профсоюзов, комсомола и др.; предусматривалось совмещение постов Председателей Советов всех уровней и соответствующих партийных руководителей, при условии избрания их в эти советы).

Выборы в высшие органы власти открыли новый этап – этап размежевания в лагере перестройки (1989–1991 гг.). Выяснилось, что различные политические силы вкладывали в этот термин различное содержание, что вовсе не «все мы по одну сторону баррикад», как любил повторять М.С.Горбачев. В ходе выборной кампании широко обсуждались вопросы экономического и политического развития страны. На выборах потерпели поражение многие секретари областных и городских комитетов партии, работники партаппарата, в то же время были избраны рад деятелей, находившихся в оппозиции режиму, таких, как академик А.Д. Сахаров.

В апреле 1989 г. открылся I Съезд народных депутатов СССР. Съезд избрал Верховный Совет СССР. Его Председателем был избран М.С. Горбачев. На съезде начала складываться оппозиционная группа депутатов, так называемая «межрегиональная группа», куда вошли бывший секретарь Московского горкома КПСС Б.Н. Ельцин, триумфально выигравший выборы в Москве, А.Д. Сахаров, Т.X. Гдлян, Г.X. Попов, А.А. Собчак, Н.И. Травкин, С.Н. Станкевич. Т.А. Заславская и др.

В марте 1989 г. прошли выборы в Верховные Советы республик и местные Советы. На этих выборах депутаты от общественных организации уже не избирались. В ходе выборов стали создаваться политические партии и тече­ния, противостоящие КПСС. В большинстве регионов они одержали победу над партийными структурами. Мо­сковский Совет возглавил Г.X. Попов, Ленинградский – А.А. Собчак. В июне 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР избрал Верховный Совет республики. Его председателем стал Б.Н. Ельцин.

В марте 1990 г. III внеочередной Съезд народных депутатов СССР принял решение о переходе к президентской системе правления. Съезд избрал президентом страны М.С. Горбачева. Было принято решение об отмене Ст. 6 Конституции СССР, провозглашавшей руководящую и направляющую роль КПСС в политической системе советского общества. Тем самым окончательно завершилась передача власти из рук партийных органов в руки Советов. В октябре 1990 г. был принят закон СССР «Об общественных объединениях», признавший наличие в стране многопартийности.

С отменой статьи 6 КПСС становилась просто одной из политических партий (правда, других партий пока не существовало, они еще находились в стадии образования). Это создавало проблемы для функционирования и деятельности всех других государственных структур и органов, ранее подчиненных КПСС и выполнявших ее директивы. Возникла необходимость пересмотра всей политической системы советского государства. Было немыслимым, чтобы партия безоговорочно отказалась от власти, которой распоряжалась 70 лет, поэтому резко усилилась оппозиция М.С. Горбачеву в рядах самой партии. М.С. Горбачев пытался проводить центристскую политику, отмежевываясь как от радикалов, так и от консерваторов. В апреле 1989 г. на Пленуме ЦК «добровольно» подали в отставку сразу 10 человек из состава ЦК, ушел на пенсию Е.К. Лигачев, из «брежневского» состава Политбюро к концу 1989 года оставалось лишь двое (М.С. Горбачев и Э.А. Шеварнадзе). Всего за 1985–1990 гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС.

Театром наиболее ожесточенных схваток стал XXVIII (и последний) съезд КПСС, состоявшийся в июле 1990 г. К тому времени авторитет партии резко упал, ее численность сократилась с 21 млн. чел. в 1985 г. до 15 млн. чел. к лету 1990 г. На этом съезде партия фактически раскололась. Из нее выделилась, так называемая, «демократическая платформа», образовавшая самостоятельную партию. С другой стороны, в июне 1990 г. была создана коммунистическая партия РСФСР, стоящая на ортодоксально-коммунистических позициях. В самый разгар дискуссий на съезде слово взял Б.Н. Ельцин, объявив о своем выходе из КПСС и предложив партии самораспуститься. Это выступление популярнейшего лидера нанесло фактически смертельный удар КПСС. Съезд не преодолел кризиса партии, его программный документ «К гуманному, демократическому социализму» носил половинчатый, расплывчатый характер, пытался примирить различные направления в партии.

2. СССР, страны социализма и судьба мирового социализма

Крайне сложную политическую ситуацию до предела обострил и кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Первым проявлением этого кризиса стали события в Казахстане в конце 1986 года. В ходе горбачевской «кадровой революции» был смещен первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаев и заменен русским по национальности Г.Н. Колбиным. Это вызвало яростные демонстрации протеста в Алма-Ате. Г.Н. Колбина вынуждены были снять и заменить Н.А. Нузарбаевым.

В 1988 году начался конфликт между двумя Кавказскими народами – армянами и азербайджанцами – из-за Нагорного Карабаха, территории, населенной армянами, но входившей на правах автономии в состав Азербайджана. Армянское руководство потребовало присоединение Карабаха к Армении, то есть изменения границ внутри СССР, на что московское руководство естественно пойти не могло. Конфликт вызвал вооруженные столкновения и страшный антиармянский погром в г. Сумгаите. Для предотвращения резни в г. Баку и Сумгаит были введены войска – что привело к недовольству позиций Москвы как азербайджанцев, так и армян.

Сепаратисткое движение разгорелось и в прибалтийских республиках. После опубликования секретного дополнительного протокола к пакту Молотова–Риббентропа вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР стало однозначно рассматриваться большинством населения этих республик как оккупация. Сложились народные фронты радикально-националистического направления, выступавшие под лозунгами политической независимости. Опубликование этих же протоколов вызвало массовое движение в Молдавии за возвращение Бессарабии Румынии, усилило сепаратистские тенденции на Украине, в первую очередь, в ее западных областях.

Все эти факторы еще не ставили под угрозу существование Союза. Уровень экономической интеграции между республиками был чрезвычайно высок, было невозможно представить себе их существование по отдельности. Существовала единая армия, единая система вооружений, в том числе ядерных. Кроме того, в результате миграционных процессов в СССР не было ни одной республики, однородной в национальном отношении, на их территориях проживали представители самых разных национальностей и разделить их было практически невозможно.

Но, с нарастанием экономических трудностей, тенденция к сепаратизму усилилась. В результате в любой области – русской или нерусской – появилась и стала пробивать себе дорогу мысль о том, что центр обирает территории, тратя деньги на оборону и на удовлетворение нужд бюрократии, что каждая республика жила бы значительно лучше, если бы не делилась с центром своими богатствами.

В ответ на сепаратистские тенденции быстро стал распространяться русский национализм. Русские, в ответ на обвинение в эксплуатации других народов, выдвинули лозунг об ограблении России республиками. Действительно, Россия производила в 1990 г. 60,5% валового национального продукта СССР, давала 90% нефти, 70% газа, 56% угля, 92% древесины и т. д. Появилась мысль, что для улучшения жизни русских надо сбросить с себя балласт союзных республик. Первым эту мысль сформулировал А.И. Солженицын. В письме «Как нам обустроить Россию?» он призывал русских предоставить другие народы СССР собственной судьбе, сохранив союз только с Украиной и Белоруссией – славянскими народами.

Этот лозунг был подхвачен Б.Н. Ельциным и активно использован им в борьбе против «центра». Россия – жертва Советского Союза, «империи». Она должна добиться независимости, уйти в свои границы (Московское княжество?). В этом случае, благодаря своим природным богатствам и таланту народа, она быстро достигнет процветания. Тогда другие республики станут стремиться к интеграции с новой Россией, так как в одиночку существовать просто не смогут. Советский Союз становился основной мишенью критики.

Б.Н. Ельцин призвал все республики «брать столько суверенитета, сколько хотят и могут удержать». Позиция российского руководства и парламента, провозгласивших курс на независимость, сыграло решающую роль в развале СССР – Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло.

Став председателем Верховного Совета РСФСР, Б.Н. Ельцин провозгласил суверенитет России и верховенство российских законов над союзными, что свело власть союзного правительства фактически к нулю.

19 августа произошли события, коренным образом изменившие положение. Подписание нового договора означало ликвидацию ряда единых государственных структур (единого МВД, КГБ, армейского руководства). Это вызвало недовольство консервативных сил в руководстве страны. В отсутствие президента М.С. Горбачева в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков и ряд других деятелей. ГКЧП объявил о введении в стране чрезвычайного положения, приостановил деятельность политических партий (за исключением КПСС), запретил митинги и демонстрации. Руководство РСФСР осудило действия ГКЧП, как попытку антиконституционного переворота. Десятки тысяч москвичей встали на защиту Белого Дома – здания Верховного Совета России. Уже 21 августа заговорщики были арестованы, М.С. Горбачев возвратился в Москву.

Августовские события коренным образом изменили соотношение сил в стране. Б.Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М.С.Горбачев потерял практически всякое влияние. Б.Н. Ельцин один за другим брал в руки рычаги власти. Был подписан его указ о запрете КПСС, руководство которой обвинили в подготовке переворота. М.С. Горбачев вынужден был согласиться с этим, подав в отставку с поста Генерального секретаря. Началось реформирование структур КГБ.

М.С. Горбачев пытался начать новые переговоры с республиками, но большинство их руководителей после событий августа 1991 г. отказались от подписания договора. На Украине был проведен новый референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость.

Последний удар по Союзу был нанесен в декабре 1991 года, когда руководители России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.Ю. Шушкевич, не ставя в известность М.С. Горбачева, собрались в Беловежской Пуще под г. Минском и подписали соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и ликвидации Союза СССР. Вместо СССР провозглашалось создание содружества независимых государств – объединения, статус которого до настоящего времени не определен. К соглашениям было предложено присоединиться президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву. По его инициативе в Алма-Ате было проведено совещание глав республик, на котором в состав СНГ вошли Казахстан, республики Средней Азии и Азербайджан.

Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М.С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.

Распад Советского Союза и мировой системы социализма вывели США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

3. Окончание холодной войны и распад биполярной системы.

Двадцатый век вошел в историю человечества как эпоха глобальных потрясений, положившая начало принципиально новому этапу развития мирового сообщества. Падение Берлинской стены в ноябре 1989 г. символизировало не только распад биполярной системы, но и переход к иной структуре международных отношений, в которой независимой России наряду с другими государствами планеты предстоит искать свое, особое место.

В новых исторических условиях России предстоит заново определить оптимальную, с точки зрения ее национальных интересов, стратегию по отношению к существующим (США, Западная Европа) и нарождающимся (Китай, Индия) мировым и региональным «центрам силы».

Теоретически, у постсоветской России есть три возможности. Первая:

· Интеграция с Западной Европой. В этом случае России, скорее всего, придется принять однополярную концепцию в ее американской трактовке и добровольно ограничить свой национальный суверенитет в пользу демократического мирового сообщества, возглавляемого США, получив в обмен шанс на полноправное вхождение в международные экономические и политические структуры (ВТО, Совет Европы и т.д.). Однако возможны и другие, менее жесткие варианты сотрудничества, в частности, в области безопасности, в последнее время часто обсуждаемые в России на высшем уровне (создание общеевропейской нестратегической системы ПРО).

Тем не менее, несмотря на оптимистичные заявления политиков, российские военные специалисты по-прежнему серьезно озабочены расширением НАТО на восток, что воспринимается ими как прямая угроза национальной безопасности РФ. Следует учитывать и то, что экономика России на сегодняшний день не обладает достаточными возможностями и конкурентоспособностью, чтобы претендовать на полноправное вхождение в западную техносферу в качестве одного из ее «очагов» и занять сколь-либо ощутимые позиции на европейском рынке.

В этой связи возможен и второй вариант:

· Дистанцирование от Запада. В середине 1990-х гг., в связи с провалом проамериканской политики Кремля, стала очевидна объективная невозможность быстрой интеграции полуразрушенной российской экономики в мировую, на чем настаивали «атлантисты». В эти годы особую популярность приобрела идея экономической кооперации в рамках СНГ и, шире, установления тесного экономического сотрудничества с развивающимися азиатскими странами, чьи рынки казались более доступными для российской технологической продукции, чем рынки развитых стран Запада.

В рамках этой модели была предложена идея стратегического треугольника Россия–Индия–Китай. Как полагает ряд российских аналитиков, совместные усилия трех крупнейших государств континента помогут предотвратить дальнейшую дестабилизацию обстановки в Южной и Центральной Азии, угрожающую их территориальной целостности и национальному единству. Это позволит заложить основу для их взаимовыгодного сотрудничества в обширном, богатом нефтью и природным газом регионе (Каспий, Казахстан, Восточная Сибирь), где пока еще слабо ощущается американское влияние.

Следует, однако, отметить, что попытки представить коалицию Россия–Индия–Китай в качестве военно-политического альянса, противостоящего Западу (как ее расценивают «евразийцы»), по существу неверны. Ни Индия, ни Китай не заинтересованы в открытой конфронтации с США, поскольку американское присутствие в АТР, с их точки зрения, способствует поддержанию стабильной международной обстановки, благоприятствующей их быстрому экономическому росту. Не стремится вернуться в эпоху «холодной войны» и Россия. Хотя идея «стратегического треугольника» действительно начала разрабатываться отечественными политологами только с 1992 г., когда в Москве произошла кардинальная переоценка последствий своего проатлантического курса конца 1980-х – начала 1990-х гг., эта российская инициатива не носит конкретной антиамериканской направленности и не нацелена на возобновление глобального противостояния двух мировых полюсов. Этот шаг продиктован не «ущемленными амбициями» и «стремлением к гегемонизму», а простой и естественной потребностью любого государства к самосохранению и созданию дружественного, стабильного международного окружения. Более того, полная изоляция от Европы и США может, в свою очередь, поставить Россию в прямую экономическую зависимость от ее азиатских партнеров, что, разумеется, ни в коей мере не отвечает ее национальным интересам.

Поэтому на данный момент наиболее предпочтительным представляется третий путь:

· Поиск оптимального внешнеполитического баланса, отвечающего реалиям многополярного мира. На данный момент это официальная позиция российского МИДа, отраженная в Концепции внешней политики Российской Федерации, которая была утверждена Указом Президента Российской Федерации в начале июля 2000 г. Подобная стратегия позволит России воспользоваться преимуществами тесных контактов как с Западом, так и с Востоком, не вступая при этом ни в какие альянсы и не беря на себя обременительных обязательств принимать чью-то сторону в случае возникновения каких-либо противоречий между ее партнерами. При этом отношения как с Европейским Союзом, так и с азиатскими державами – Китаем, Индией, Японией и др. – в силу естественных геополитических причин останутся для России одним из наиболее приоритетных направлений ее внешней политики.

Концентрическая «мир-система», ядро которой составляют государства техносферы, определяющие магистральный путь развития всего человечества, является, по-видимому, закономерным этапом развития человеческого сообщества: определенная иерархия возможностей присутствует на любом уровне социальной организации и здесь бессмысленно говорить о какой-либо дискриминации. Принципиальный вопрос сегодня заключается не в том, как кардинальным образом изменить сложившуюся мировую структуру, а в том, кто будет в XXI веке представлять «сливки человечества» и на каких условиях будет строиться обмен между центром и периферией.

Очевидно, что современная структура международных отношений, при которой коалиция развитых стран во главе с США (10-15% населения Земли, проживающего на территории Западной Европы, Северной Америки и Австралии) фактически определяет судьбы всего остального (по существу, бесправного) человечества, не только несправедлива, но и неустойчива, так как чревата глобальными социальными потрясениями. «Колониальная модель выживания», основанная на международном разделении труда и импорте сырья и энергоресурсов, позволила Западу, сосредоточившись на наукоемком производстве, совершить технологический прорыв; у стран периферии нет объективной возможности повторить западный путь хотя бы в силу ограниченности земных ресурсов. Несмотря на ускоренные темпы экономического роста, страны АТР (наиболее динамично развивающегося региона планеты) в большинстве своем по-прежнему отстают от развитых стран Запада, не говоря уже о массе слаборазвитых государств периферии. Однако подъем национального самосознания, вызванный к жизни первыми экономическими успехами развивающихся государств, обусловил их потребность в активном и независимом международном политическом участии, которого многие страны периферии до недавних пор были фактически лишены.

С распадом идеологизированной биполярной системы в мире стали слышны новые голоса, утверждающие свое право на самостоятельное существование, не зависимое от западных доктрин. Сформировались региональные центры силы – наследники иных, не-западных цивилизаций (китайской, индийской и др.), пожелавшие для себя равного участия в мировом политическом процессе, чьи требования Запад не сможет дольше игнорировать и чьей совокупной мощи он более не в силах противостоять напрямую. Впрочем, и сам западный мир не представляет уже сплошного монолита: в нем выделились атлантический (англо-американский) и европейский блоки, чьи коренные интересы зачастую не совпадают, хотя их внешняя политика по-прежнему базируется на общей идеологии, которую США настойчиво (если не сказать – навязчиво) преподносят представителям всего остального, не-западного мира в качестве будущей основы «общечеловеческой цивилизации» формата Pax Americana.

В этой ситуации особое звучание приобрела делийская инициатива Е.М. Примакова (декабрь 1998 г.), выступившего за создание «стратегического треугольника» Москва–Дели–Пекин. Этот союз, по мнению российской стороны, призван стать не просто военно-политическим альянсом трех крупнейших незападных держав, а «краеугольным камнем» нового, многополярного мира, каждый «угол» которого будет, в свою очередь, связан с другими государствами планеты множеством аналогичных «многогранных» отношений. По убеждению России (которое разделяют и Индия, и Китай), в новом многополярном мире главную роль должна играть не сверхдержава-гегемон, а ООН – демократическая международная организация-арбитр, учитывающая интересы всех членов мирового сообщества.

У многих аналитиков в России и за рубежом возникает закономерный вопрос, насколько стратегический альянс Москва–Дели–Пекин, предложенный Е.М. Примаковым, реально осуществим на практике. Между Россией и Китаем, Китаем и Индией до сих пор существует ряд разногласий, в том числе и весьма значимых, таких как территориальные споры, вопрос о ядерных испытаниях или проблема нелегальной иммиграции. Ни с культурно-цивилизационной, ни с экономической точек зрения Индия, Китай и Россия не образуют и не смогут образовать единого конгломерата. Ситуация осложняется и тяжелым политическим наследием «холодной войны», в частности, взаимным недоверием, вызванным российско-китайскими и китайско-индийскими военными столкновениями 1960-х гг. Тем не менее осознание общих стратегических интересов, ставшее возможным в новых исторических условиях, с конца 1980-х гг. привело к заметному потеплению довольно напряженных двусторонних отношений в рамках российско-индийско-китайского треугольника.

В декабре 1988 г. премьер-министр Индии Раджив Ганди посетил Пекин по приглашению правительства КНР, положив тем самым начало нормализации индийско-китайских отношений, зашедших в тупик в результате китайско-индийской пограничной войны 1962 г. В мае следующего, 1989 г. Президент М.С. Горбачев совершил официальный визит в Пекин, в ходе которого были полностью нормализованы как межгосударственные отношения СССР и КНР, так и межпартийные связи КПСС и КПК. Дезинтеграция Советского Союза и запрещение КПСС не повлекли за собой сколько-нибудь заметного ухудшения российско-китайских отношений: уже в мае 1991 г. было подписано соглашение России с КНР о восточном участке российско-китайской границы, составлявшем предмет двадцатилетнего спора (ратифицировано Госдумой РФ в 1992 г.). В этот же период произошло незначительное охлаждение российско-индийских отношений, вызванное тем, что приоритеты внешней политики РФ сместились в сторону Запада и ее позиция по кашмирскому вопросу утратила былую однозначность.

С 1992 г. двусторонние отношения в рамках треугольника стабильно и уверенно развиваются, происходит регулярный обмен визитами на высшем уровне. В сентябре 1993 г. между Китаем и Индией было подписано Соглашение о поддержании мира и спокойствия вдоль линии фактического контроля, положившее начало серии двусторонних соглашений, касающихся мер по укреплению доверия в пограничной зоне. В январе 1993 г., выступая в индийском парламенте, Президент России Б.Н. Ельцин заявил о твердой и безоговорочной поддержке Индии в кашмирском вопросе, а в июне 1994 г., во время официального визита в Москву премьер-министра Индии Нарасимха Рао, была подписана Московская декларация о защите интересов многонациональных государств, в которой утверждалась необходимость «безусловного соблюдения принципов уважения территориальной целостности и государственного единства» многонациональных государств как «одного из ключевых факторов» их жизнедеятельности. В том же 1994 г. были урегулированы вопросы, касающиеся западного участка российско-китайской границы (соответствующий договор был ратифицирован в июле 1995 г.).

Переход полноценного двустороннего сотрудничества между Россией, Индией и Китаем на новый, стратегический уровень произошел в апреле 1997 г., когда во время пребывания в Москве Президента КНР Цзян Цзэминя лидерами обоих государств была подписана двусторонняя Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка, в которой отношения России и Китая были обозначены как «равноправное доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI веке». Во время переговоров, прошедших в мае 2000 г. в Пекине между Президентом Индии К.Р. Нараянаном и Президентом КНР Цзян Цзэминем, лидеры двух стран пришли к единому мнению по ряду международных вопросов; в частности, была подчеркнута необходимость проявить в ООН совместную индийско-китайскую инициативу, направленную на защиту прав и интересов развивающихся стран и установление нового, справедливого мирового порядка. Обе стороны признали, что им необходимо отказаться от былого соперничества за влияние в Азии и перейти к взаимовыгодному сотрудничеству, в котором приоритетными направлениями были названы развитие информационных технологий и борьба с международным терроризмом. К.Р. Нараянан и Цзян Цзэминь выразили уверенность в дальнейшем расширении и укреплении индийско-китайских отношений, которые китайские политологи уже сегодня характеризуют как «естественное стратегическое партнерство».

В июле того же года, во время официального визита в КНР Президента РФ В.В. Путина, была подписана совместная Пекинская декларация, в которой стороны подчеркнули, что «развитие отношений равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия имеет важное значение для укрепления всестороннего сотрудничества между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией, упрочения дружбы народов Китая и России, способствует формированию многополярного мира и нового справедливого и рационального международного порядка». И, наконец, кульминацией усилий России по укреплению стратегического взаимодействия в рамках «треугольника» стало подписание во время октябрьского визита в Дели Президента России В.В. Путина российско-индийской Декларации о стратегическом партнерстве (2000 г.), в которой Индия и Россия выразили общую заинтересованность «в формировании справедливого, равноправного и сбалансированного многополярного мира, который обеспечит безопасность и стабильность следующим поколениям».

Таким образом, сегодня в Евразии формируется не новый военно-политический блок, ставящий под угрозу чью-либо национальную безопасность, а естественный геополитический союз, преследующий более комплексные и долгосрочные задачи, нежели простое противостояние «американскому гегемонизму».


Развитие советского общества во второй половине 80-х годов прочно увязывается с понятием «перестройка». Этим понятием обозначался переворот вначале в сознании граждан, а затем - в экономической и, в конечном счете, во всей внутренней политике СССР. В итоге "перестройка" превратилась в символ глубинного обновления и одновременно изменения всей социалистической системы и ее положения в мире.

Период постепенного качественного преобразования социалистической системы на основе далеко идущих планов и расплывчатых представлений о фундаментальном переустройстве и прочной стабилизации советского социализма, призванного стать образцом для всего человечества, длился неполные четыре года, приблизительно с начала 1987 до середины 1990 г. Разумеется, такого срока было заведомо недостаточно для создания действительно обновленной системы. Вопрос о том, могла ли подобная система быть сформирована и функционировать, остается и по-видимому еще долго будет оставаться предметом идеологических споров.

Переворот, слом партийно-государственных структур СССР могли произойти только в условиях нарастающих экономических трудностей, которые во многом определялись непроизводительными расходами. После прихода Горбачева к власти был осуществлен целый ряд мер, направленных (на словах) на улучшение экономического состояния страны. Однако поставленные цели достигнуты не были. Перестройка политической и экономической систем СССР закончилась разрушением и системы, и СССР.

Список используемой литературы

1. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. - М: Норма – Инфра, 1999.

2. Перестройка и современный мир / Отв. ред. Тимофеев Т.Т. - М: Международные отношения, 1989.

3. Боффа Дж. История Советского Союза. - М: Международные отношения, 1994.

4. Абалкин Л. Неиспользованный шанс. – М.: Политиздат, 1991.

5. Валовой Д. Тайны овального зала Кремля. – М.: Правда, 1991.


Боффа Дж. История Советского Союза. - М: Международные отношения, 1994.