Воздушная перевозка: понятие, виды, источники правового регулирования. Классификация воздушных перевозок Виды авиаперевозок

В свое время авиатранспорт был в диковинку и просто недоступным обычным гражданам. В наше время все кардинально изменилось, теперь самолеты широко используются не только для перевозки пассажиров, но и различных грузов за границу. очень быстро стали пользоваться большой популярностью, благодаря огромному количеству преимуществ, которыми они наделены.

Преимущества авиаперевозок

Самое важное преимущество заключается в высокой скорости. Данная услуга просто незаменима при транспортировке ценных вещей, лекарств и органов для пересадки, которые должны быть в кратчайшие сроки доставлены до места назначения.

Еще одно преимущество данной услуги заключается в возможности оперативно преодолевать огромное расстояние. Океаны, горы и пустыни – все это преодолевается с легкостью, в полете неудобство могут доставить только воздушные ямы. Все остальные виды грузоперевозок не могут конкурировать в этом с авиаперевозками.

При отправке груза самолетом, нет нужды на каждой таможне проходить процедуру контроля. Проверка осуществляется только при отправке и уже по прибытию груза. Стоит также отметить высокую надежность такого способа перевозки товаров, так как риск хищения товара в воздухе максимально приближен к нулю. Перевозимый товар может повредиться лишь при погрузке или во время прохождения таможенного контроля.

И еще один достаточно важный плюс заключается в том, что предоставляется возможность с помощью специального сайта отслеживать местонахождение товара. Авиационные перевозки предоставляют возможность осуществлять транспортировку самых различных товаров, независимо от габаритов и веса.

Перевозка скоропортящихся грузов

В группу входят все товары с небольшим сроком годности при содержании в обычных условиях. При транспортировке таких грузов необходимо обеспечение особого температурного режима, а в некоторых случаях и влажностного. Если этого не сделать, то качество товара может ухудшиться, что, в свою очередь, принесет ее владельцу убытки.

В эту группу входят фрукты, овощи, цитрусовые, живые цветы, косметическая продукция, лекарства, мясная и рыбная продукция. Для отправки таких грузов владелец продукции должен предоставить все необходимые сертификаты, выданные в день отправки. Причем сертификат нужно получать отдельно для каждой партии товаров.

Обычно подобные грузы доставляются прямыми рейсами, но если нет такой возможности, то допустима одна перегрузка с одного борта на другой. Живые же цветы могут транспортироваться только прямым рейсом. Для перевозки такого груза, заявку на перевозку нужно падать, как минимум, за десять дней.

Если перевозке подлежат фрукты и цитрусовые, то в момент погрузки нужно учитывать нагрузку на ящики при их размещении друг на друге. В момент погрузки нужно также позаботиться о том, чтобы между ящиками оставалось определенное расстояние для обеспечения свободной циркуляции воздуха. Если в одном рейсе перевозятся фрукты и , они обязаны располагаться в разных отсеках.

Авиаперевозки опасных грузов

К группе опасных грузов относятся вещества, которые при некорректной погрузке или транспортировке создают опасность для окружающих, а также могут нанести существенный ущерб самолету и окружающей среде. Грузы этого типа обладают собственной классификацией в соответствии с уровнем опасности:

  1. В первую категорию входят различные типы взрывчатых веществ.
  2. Во вторую категорию входят сжиженные, растворенные, а также сжатые газообразные вещества.
  3. В третью категорию входят жидкости, которые легко воспламеняются.
  4. В четвертую категорию входят самовозгорающиеся и твердые вещества, которые легко воспламеняются, а также вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при контакте с водой.
  5. В пятую категорию входят органические пероксиды, а также окисляющиеся вещества.
  6. Шестая категория включает в себя инфекционные/ядовитые вещества.
  7. В седьмую категорию входят грузы, выделяющие радиацию.
  8. В восьмую категорию входят коррозийные и едкие составы.
  9. В девятую категорию входят другие опасные грузы, не вошедшие в упомянутые выше восемь классов.

Авиаперевозки опасных грузов выполняются по нормативам, утвержденным специальной комиссией ООН. Для транспортировки грузов этого типа необходимо соблюдение следующих требований:

  • Груз обязан обладать маркировкой, специальным знаком, предупреждающим об его опасности, а также инструкцией по обращению с ним.
  • К опасному грузу должна прилагаться декларация «Dangerous Goods Declaration», а также AWB-авианакладная.
  • должны осуществляться в строгом соответствии с требованиями IATA(ИКАО).

Авиаперевозки тяжеловесных и негабаритных грузов

Груз считается тяжеловесным, если его вес превышает 80 килограммов. Если габариты груза превышают размеры погрузочных люков авиационного транспорта, то он является крупногабаритным.

Транспортировка тяжеловесных/крупногабаритных грузов выполняется на самолетах, которые оборудованы для решения подобных задач. Грузы этого типа могут транспортироваться как в упаковке, так и без нее, если это допускает перевозчик. Грузы без тары, обладающие большим весом, перевозятся на специализированных поддонах, под которые подкладываются брусья из дерева, чтобы исключить превышение максимального давления на пол. Крупногабаритные/тяжеловесные грузы необходимо доставить к месту погрузки точно в заранее согласованные сроки.

Для авиаперевозки негабаритных грузов применяются тяжелые транспортные самолеты. Для транспортировки при помощи авиационного транспорта не допускаются негабаритные грузы, высота или ширина которых превышает 6,4 метра. Это связано с тем, что размер погрузочного люка самого крупного транспортного самолета Ан-124 «Руслан» составляет 6,4 метра. Авиаперевозка негабаритных грузов обходится дороже, чем его транспортировка другими видами транспорта. Но при этом лишь авиационный транспорт в состоянии обеспечить высокую оперативность доставки груза.

Особенности авиаперевозки легковесных грузов

К легковесным относятся грузы объемом более 0,006 кубических метров на килограмм брутто. Стоимость транспортировки объемных грузов зависит от их объемного веса. Определение точного объема, который требуется для транспортировки легковесного груза, выполняется путем умножения его ширины на высоты и длину. Для вычисления килограмма брутто, объем, который он занимает в самолете, делится на его вес.

Вычислением объема легковесного груза занимается диспетчер грузовой службы. При расчете стоимости учитывается не только объем коробок, в которые упакован объемный груз, но и зазор между ними. Чтобы не переплачивать за авиаперевозку легковесного груза, он упаковывается в коробки максимально плотно.

Транзитными признаются пассажиры и их багаж, грузы, пассажирские и грузовые вагоны, и суда, другие транспортные средства, если их перемещение через территорию, находящуюся под суверенитетом или властью одного из участников Конвенции о свободе транзита (с перегрузкой, перевалкой, пересадкой, переменой вида транспорта или без таковых), являлось лишь частью пути следования, начинающегося и заканчивающегося за пределами государства, по территории которого осуществляется транзитная перевозка.

Под чартером понимается фрахт воздушного судна с экипажем для выполнения единичного рейса или определенной программы полетов вне твердого расписания. Чартерные рейсы имеют ряд характерных отличий от регулярных рейсов: данного рейса нет в расписании регулярных полетов; маршрут чартерного рейса определяется туристской организацией, а не перевозчиком; такие рейсы являются более дешевыми по сравнению с регулярными.

Чартерные авиарейсы обычно организуются в случаях, когда плановые рейсы авиалиний не справляются с нагрузкой (в сезон), или, когда в данный пункт нет прямых рейсов.

Заказчиком чартера обычно выступает туристская фирма или группа фирм. Совместная аренда (фрахт) чартерного рейса самолета осуществляется несколькими туроператорами, однако перевозчики предпочитают иметь дело с одним заказчиком. Он должен закупить самолет целиком и несет риск продажи билетов, т.е. загрузки самолета. Перевозчику чартер выгоден, поскольку он получает плату предварительно за весь чартер, независимо от загрузки.

Туроператор, выступающий от нескольких заказчиков, называется консолидатором. Именно этот оператор осуществляет деятельность по организации совместного использования несколькими туристскими фирмами одного чартерного рейса, по продаже различных туров, совпадающих по дате отправления, через агентов и оптовиков в конкретной местности.

В мировой практике различают следующие виды чартерных перевозок .

  • 1. Закрытый чартер отличается тем, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. Количество таких рейсов в мире очень невелико.
  • 2. Целевой чартер организуется для перевозки определенных групп пассажиров с конкретными целями - это спортсмены, болельщики, паломники, конгрессмены, участники конференций и симпозиумов и т.д. Чаще всего этот вид чартера заказывается и частично оплачивается крупными организациями, так как данные категории лиц в определенные промежутки времени формируют устойчивые туристские потоки.
  • 3. Инклюзив-чартер организуется и оплачивается туристской фирмой, при этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет обходится туристам довольно дешево. Такой вид чартера является самым популярным на рынке авиаперевозок.
  • 4. Блок-чартером называется такая организация перевозок, когда недостаточно туристов, чтобы заполнить самолет полностью, и туристская фирма может забронировать часть мест на сезон на рейсовом маршруте.
  • 5. Нецелевой чартер представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от целей путешествия. Организаторами такого рода перевозок чаще всего являются транспортные компании.
  • 6. Сплит-чартер относится к наиболее сложному виду перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута.

В состав услуг перевозки входят услуги наземных служб при подготовке к рейсу: регистрация пассажиров и багажа, ожидание рейса, сопровождение к авиалайнеру, охрана, а также собственно воздушная перевозка или полет. По завершении полета следует высадка пассажиров, получение багажа и трансфер в дестинацию.

Услуги на борту включают номинальные, входящие в стоимость авиабилета, и дополнительные. Набор предоставляемых авиакомпаниями услуг прежде всего зависит от класса обслуживания.

Во всех авиакомпаниях мира обычно существуют три класса обслуживания:

Первый класс (буква обозначает код класса):

  • - R - сверхзвуковой самолет, первый класс;
  • - P - первый класс "премиум";
  • - А - первый класс со скидкой.

Бизнес-класс:

  • - J - бизнес-класс "премиум";
  • - С - бизнес-класс;
  • - D, Z - бизнес-класс со скидкой.

Экономический класс:

  • - W - экономический класс "премиум";
  • - S, Y - экономический класс;
  • - B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X - экономический класс со скидкой.

Регистрация и проверка перед посадкой. Перед посадкой в самолет в аэропорту производится регистрация пассажиров и багажа. Эта процедура регулируется международными правилами и нормами.

До или после регистрации проводится таможенный контроль, проверка ручной клади и личных вещей, затем для международных рейсов - пограничный контроль (проверка паспортов и виз). Основное время уходит на таможенный контроль, собеседование каждого пассажира с представителем службы безопасности, выборочный досмотр, регистрацию багажа и переходы по бесконечным тоннелям и коридорам. Пассажиры с ручным багажом, следующие только первым и бизнес-классом, выделяются особо: они могут воспользоваться регистрацией по телефону и прибыть за 20 минут, а на местных линиях - за 10 минут до отправления рейса.

Сопровождение. Пассажирский самолет обслуживают летный состав и бортпроводники авиакомпании. Персонал, обслуживающий туристов на борту авиалайнера, - стюардессы и стюарды. На борту аэробусов иногда одновременно работает до 20 человек и более обслуживающего персонала. В составе сопровождения иногда следуют сотрудники службы безопасности.

Питание. На коротких рейсах, где по существу полет состоит из взлета и посадки, пассажирам дают леденцы или конфетки, прохладительные напитки, соки, минеральную воду, чай и кофе. Если время полета превышает 3 часа, всем пассажирам предусмотрено обязательное специальное питание.

Связь. В общем случае на борту самолета запрещается пользоваться нештатными радиоприемниками, магнитофонами и телефонными аппаратами, в том числе и сотовой связи, а также компьютерами. На современных лайнерах используется специальная телефонная связь. На современных пассажирских самолетах предусматривается бортовая сеть питания для подключения портативного компьютера типа ноутбук.

Туалет. На борту самолета устроены туалеты для пассажиров и экипажа. Обычно в салоне для пассажиров имеется световое табло, сигнализирующее, занят туалет или свободен. В туалетах категорически запрещается курение.

Одеяла. На длительных ночных рейсах пассажиры могут отклонить спинки кресел и спать. Для удобства желающим выдают легкие пледы. Одеяла хранятся в багажных отделениях на потолке над креслами салона.

Экстремальные условия. Некоторые, особенно при взлете и посадке или тряске самолета в воздушных турбулентных потоках, испытывают тошноту, головокружение. Для них выдаются специальные гигиенические пакеты. При недостаточности кислорода имеются индивидуальные кислородные аппараты.

Регистрационные формальности. Эта процедура осуществляется за регистрационной стойкой. Одновременно с регистрацией пассажира происходит оформление багажа и принятие его к перевозке. Время начала регистрации обычно указывается в билете. Порядок регистрации пассажира включает следующие операции: проверка авиабилета и документов пассажира; сверка данных билета с данными документа; проверка содержания билета и его подлинности и действительности; сверка фамилии пассажира с пофамильными списками пассажиров рейса и отметка в бланке регистрации пассажиров.

После проведения этих операций за пассажиром резервируется определенное место в салоне самолета. Регистрация пассажиров заканчивается за 40 минут до отправления международного рейса и за 25-30 минут до отправления внутреннего. Пассажир, прибывший на регистрацию с опозданием, может быть не допущен к рейсу, причем возврат денег сопровождается взиманием всех установленных денежных сборов.

Таможенные формальности. Таможенный досмотр пассажиров может проводиться как до, так и во время регистрации. Задача таможенного досмотра - не допустить вывоза из страны большого количества валюты, изделий из драгоценных металлов и камней, предметов искусства, представляющих большую ценность и запрещенных к вывозу и провозу в салоне самолета или в багажном отделении, других предметов и веществ.

Ввоз и вывоз российских рублей разрешается только в размере до 50000 руб. Все остальные суммы должны быть задекларированы с указанием источника получения таких сумм. Иностранную валюту из России можно вывозить в количестве до 3 тыс. дол., большие суммы надо декларировать. Суммы в размере 10 тыс. дол. и более ввозить и вывозить запрещается.

До начала таможенного досмотра пассажир должен заполнить декларацию. В аэропорту для прохождения таможенного досмотра могут быть выделены два коридора - "зеленый" и "красный".

Паспортно-визовые формальности. При внутренней перевозке требуется наличие паспорта или свидетельства о рождении (для детей до 14 лет). При международных перевозках требуется наличие загранпаспорта, оформленного должным образом.

Виза - документ, разрешающий конкретному лицу въезд на территорию данного государства, выезд с территории данного государства или проезд через него.

Контроль безопасности полетов. Специальный контроль безопасности полетов осуществляется службой безопасности аэропорта и перевозчика. Он заключается в проверке ручной клади и багажа пассажиров. Предполетный досмотр пассажирского багажа и ручной клади проводится в специальном месте - зоне спецконтроля - непосредственно перед посадкой на борт самолета.

Посадка и высадка пассажиров. Первыми на посадку приглашаются инвалиды, престарелые и дети. При наличии одного трапа сначала осуществляется посадка пассажиров эконом-класса, потом бизнес-класса и в последнюю очередь - пассажиров первого класса. При наличии двух трапов посадка осуществляется раздельно. В последнюю очередь на борт самолета поднимаются VIP-пассажиры. Количество пассажиров, одновременно находящихся на трапе, не должно превышать восемь человек.

Бизнес-авиация - специально оборудованные комфортабельные самолеты, предназначенные для обслуживания особо важных персон (банкиров, коммерсантов, послов, миллионеров). Салоны самолетов бизнес-авиации оборудованы таким образом, чтобы периодически заменять офис или комнату отдыха.

Принципы деятельности бизнес-перевозчиков приблизительно одинаковы. Расчеты стоимости полета с обслуживанием по классу VIP, который заказал клиент, занимают у перевозчиков от 2 часов до суток (в особо сложных случаях). Затем оформляется договор на чартерный рейс и оплачивается счет. В стандарты такого обслуживания входят: отдельное оформление документов (никаких очередей), возможность связаться по факсу или телефону с партнерами и многие необходимые мелочи.

Внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт от­правления, пункт назначения и все предусмотренные остановки расположены на территории одного того же государства. Условия внутренней воздушной перевозки и ответственность перевозчика определяются национальным законодательством соответствующей страны.

Международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой место отправления и место назначения, независимо от того, имелись ли перегрузка или перерыв в перевозке, расположены:

· на территории двух государств;

· на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на тер­ритории др. государства.

Международная воздушная перевозка может быть как коммерческой (осуществляе­мой гражданскими судами за плату), так и некоммерческой (бесплатной).

В международном воздушном сообщении могут перевозиться пассажиры, багаж, груз и почта. Эти перевозки регулируются Воздушным кодексом Украины, двусторонними и многосторонними соглашениями, а также Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г. Га­агского протокола 1955 г. и др.). Международные воздушные перевозки почты осуществля­ются с соблюдением правил международных почтовых соглашений.

Международным полетом называется всякий полет, при котором воздушное судно пересекает государственные границы двух или более государств.

Полеты на международных воздушных линиях по форме их выполнения классифици­руются на регулярные, выполняемые в соответствии с условиями соглашений о воздушном сообщении между государствами, и нерегулярные, выполняемые на основании специальных разрешений на разовые полеты.

Регулярные рейсы выполняются в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям на основе соглашений о воздушном сообщении между договари­вающимися государствами. В расписании указаны маршрут полета, промежуточные пункты посадок, время вылета и прилета и каждый пункт маршрута, частота движения и тип са­молета. Изменение этих условий выполнения регулярных рейсов может быть произведено только при взаимном согласии договаривающихся стран.

Нерегулярные рейсы выполняются на разовой или групповой основе в соответствии со специальным разрешением. Они, в свою очередь, делятся на дополнительные, специаль­ные и чартерные.

Дополнительные рейсы выполняются по тем же авиалиниям, что и регулярные, но по особому расписанию. Дополнительный рейс может быть выполнен с согласия партнера, при условии что загрузка не может быть перевезена регулярными рейсами партнеров. Допол­нительный рейс, как правило, выполняется в тот же день, что и регулярный, но в любом слу­чае не позже и не ранее, чем за 24 ч от времени выполнения регулярного рейса, указанного в расписании полетов.

Специальные рейсы выполняются со специальным заданием как по маршруту регу­лярных рейсов, так и по особому маршруту. Как правило, разрешение на выполнение специ­альных рейсов запрашивается по дипломатическим каналам.

Чартерные рейсы выполняются на коммерческой основе в соответствии со специ­альным договором чартера между перевозчиком (фрахтовщиком) и заказчиком (фрахтовате­лем). Перевозки на нерегулярной коммерческой основе получили название авиафрахтовых перевозок.

Приведенная выше классификация международных рейсов по форме выполнения по­летов должна быть дополнена классификацией по цели полета, в соответствии с которой по­леты разделяются на полеты с коммерческими и некоммерческими целями.

Полет воздушного судна с коммерческими целями - это полет и посадка воздуш­ного судна:

· в предусмотренный расписанием полетов или разовым разрешением пункт, до ко­торого перевозчик имеет коммерческие права, вне зависимости от изменения ком­мерческой загрузки самолета;

· в не предусмотренный расписанием или разовым разрешением пункт (запасной аэропорт) с изменением коммерческой загрузки без продолжения дальнейшего полета в пункт назначения согласно расписанию.

Полет воздушного судна с некоммерческими целями - это полет и посадка воз­душного судна:

· в пункт, предусмотренный расписанием, но до/от которого перевозчик не имеет коммерческих прав (техническая посадка) и коммерческая загрузка самолета оста­ется неизменной;

· на запасной аэродром при условии, что коммерческая загрузка остается неизмен­ной;

· при полетах воздушных судов государственных ведомств, не имеющих на борту платной коммерческой загрузки;

· при полетах поисково-спасательных судов;

· при испытательных и тренировочных полетах;

· вынужденные посадки судов по причине неисправности материальной части, в случае применения насилия или других причин, но при условии неизменности коммерческой загрузки.


4.2 Коммерческие права и «свободы воздуха»

Все регулярные рейсы выполняются на коммерческой основе для перевозки пассажи­ров, багажа, почты и грузов, для их выполнения необходимо наличие либо межправительст­венного соглашения о воздушном сообщении между двумя странами, либо особого разреше­ния правительства, выдаваемого на временной основе до заключения соглашения о воздуш­ном сообщении. Особое место в двусторонних соглашениях занимает вопрос о коммерче­ских правах при полетах по договорным линиям.

Под коммерческими правами, при международных авиаперевозках, понимается право перевозки коммерческой загрузки при выполнении регулярных рейсов, предоставляемое пе­ревозчику государственными органами тех стран, в которые, из которых или через которые выполняются международные полеты. Коммерческие права, как правило, оговариваются в межправительственных соглашениях о воздушном сообщении.

Защищая интересы своих национальных перевозчиков, государства по возможности стремятся ограничить, или даже запретить авиакомпаниям других стран выполнять перевоз­ки между своей территорией и третьими странами в тех случаях, когда их национальная авиакомпания сама выполняет полеты в соответствующую страну.

В отдельных случаях коммерческие права ограничиваются даже в отношении перево­зок между пунктами, расположенными на территории договаривающихся стран, когда право на перевозки ограничивается определенными объектами.

Пользование коммерческими правами на промежуточных участках авиалиний боль­шой протяженностью со многими пунктами посадок в различных странах представляет большой коммерческий интерес для авиакомпаний, эксплуатирующих эти авиалинии, и ока­зывает большое влияние на повышение экономической эффективности этих линий.

До недавнего времени в международном воздушном праве существовало деление коммерческих прав на пять "свобод воздуха". Определение понятий "свободы воздуха" впер­вые было дано в Соглашении о международном воздушном транспорте, подписанном 7 де­кабря 1944 г. в Чикаго (Чикагская конференция 1944 г.) Ст. 1 параграфа 1 соглашения гласит, что каждое договаривающееся государство гарантирует другим договаривающимся государ­ствам следующие "свободы воздуха", касающиеся регулярных международных воздушных сообщений:

1- я "свобода воздуха" - право осуществлять транзитный пролет над своей террито­рией без посадки;

2 - я "свобода воздуха" - преимущественное право приземляться с некоммерческими

3 - я "свобода воздуха" - право высаживать пассажиров, выгружать почту и грузы, взятые на борт на территории государства, чей флаг имеет воздушное судно;

4 - я "свобода воздуха" - право принимать на борт самолета на иностранной терри­тории пассажиров, почту и груз для перевозки на территорию государства, чей флаг имеет воздушное судно;

5 - я "свобода воздуха" - право перевозить пассажиров, почту, и грузы на территорию любого другого договаривающегося государства и право высаживать пассажиров, снимать почту и грузы, доставленные из любого государства. Кроме 5-й "свободы воздуха" в чистом виде в практике международных воздушных перевозок используется еще и частичная 5-я "свобода воздуха", или так называемый "стоп-овер".

· "Стоп-овер" - остановка в промежуточном пункте с правом дальнейшей перевоз­ки пассажиров, сделавших остановку в этой стране. Различают "стоп-овер на мар­шруте" и "стоп-овер вне маршрута".

· “Стоп-овер на маршруте” - право авиакомпании перевозить пассажиров с останов­кой в пункте промежуточной посадки. Остановка может быть сделана на срок от одного дня до одного года (в течение срока действия авиабилета). После останов­ки перевозка может быть продолжена до конечного пункта только тем перевозчиком, который доставил пассажира в промежуточный пункт.

· “Стоп-овер вне маршрута” - право перевозки пассажиров до промежуточного пункта одним перевозчиком, а из промежуточного пункта другим по одному и то­му же авиабилету".

6-я "свобода воздуха" - право перевозки пассажиров, грузов и почты между третьи­ми странами через территорию государства, в котором домицилирован перевозчик;

Принято выделять еще одну "свободу воздуха" - право каботажных перевозок внут­ри страны. Однако, каботаж, как правило, сохраняется за национальными перевозчиками.

Таким образом, первой особенностью коммерческой эксплуатации международных воздушных линий является международно-правовая регламентация воздушных перевозок. Кроме уже упомянутых межправительственных соглашений о воздушном сообщении между государствами, регламентирование воздушных перевозок осуществляется также межведом­ственными документами по вопросам гражданской авиации договаривающихся государств, которые заключаются между ведомствами в области воздушного транспорта. Кроме межпра­вительственных соглашений и межведомственных документов, экономические условия экс­плуатации международных авиалиний определяются также двусторонними соглашениями на уровне авиакомпаний и другими коммерческими соглашениями, в частности соглашениями между авиакомпаниями и их агентами по продаже перевозок и др.

Основными коммерческими соглашениями являются соглашения о коммерческом со­трудничестве, соглашения об оформлении авиаперевозок, соглашения о генеральном агенте и др. В основе таких соглашений лежит выплата комиссионных и сверх комиссионных за обеспечение коммерческой загрузки и продажу перевозок на рейсы соответствующих авиа­компаний.

Кроме перечисленного, регламентирование международных воздушных перевозок осуществляется на многостороннем уровне с помощью механизма различных международ­ных конвенций в области гражданской авиации, а также международных авиатранспортных организаций, основными из которых являются Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Государст­ва, вступившие в ИКАО, обязуются всячески содействовать успешной и прибыльной экс­плуатации международных авиалиний. Экономические отношения между авиалиниями на многостороннем уровне регулируются тарифами и правилами ИАТА.


Похожая информация.


Международная воздушная перевозка может быть: коммерческой (осуществляемой гражданскими воздушными судами за плату) и некоммерческой (бесплатной).

При международном воздушном сообщении могут перевозиться пассажиры, багаж, груз и почта. Перевозка пассажиров, багажа и груза регулируется двусторонними и многосторонними соглашениями, а также Конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г.). Международная воздушная перевозка почты осуществляется с соблюдением правил международных почтовых соглашений.

Полеты на международных воздушных линиях по форме их выполнения можно классифицировать:

На регулярные (выполняемые в соответствии с условиями соглашений о воздушном сообщении между государствами);

На нерегулярные (выполняемые на основании специальных разрешений на разовые полеты):

a. дополнительные,

b. специальные,

c. чартерные.

Регулярные рейсы - это рейсы, выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям. В расписании указаны маршрут полета, промежуточные пункты посадок, время вылета и прилета в каждый пункт маршрута, частота движения и тип самолета. Изменение этих условий выполнения регулярных рейсов может быть произведено только при взаимном согласии договаривающихся государств.

Регулярные авиаперевозки оплачиваются по международным авиационным тарифам, опубликованным и неопубликованным.

Опубликованные (сквозные) тарифы - это тарифы и сборы от аэропорта отправления до аэропорта назначения, помещенные в тарифных справочниках. Если между двумя пунктами имеется опубликованный (сквозной) тариф, то перевозка должна осуществляться только по этому тарифу.

2. при отсутствии пропорционального тарифа - путем сложения участковых тарифов отдельных сквозных участков перевозки с соблюдением соответствующих правил построения тарифов.

Большинство существующих тарифов не публикуется, их нет в тарифных справочниках и других официальных тарифных изданиях. Более того, каждая авиакомпания разрабатывает свои неофициальные тарифы, которые в основном являются закрытыми и составляют коммерческую тайну авиакомпании.

Регулированием международных авиационных тарифов занимается Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Официальные международные авиатарифы опубликованы в справочниках.

В справочнике по пассажирским тарифам APT опубликованы все официальные международные пассажирские авиатарифы, а также правила, которые регулируют построение и применение тарифов, скидок, сборов и маршрутов перевозки.

Тарифы и сборы, содержащиеся в этом справочнике, а также экскурсионные тарифы, включая инклюзив-тур (АРТ-ИТ), указаны в расчете на одного пассажира и применимы к воздушной перевозке по маршрутам, указанным в справочнике, от аэропорта отправления до аэропорта назначения. Кроме того, они включают тарифы сборов за транзит, наземную транспортировку, а также других сборов, взимаемых правительственными органами.

В справочнике по авиационным грузовым тарифам ACT опубликованы все правила построения и применения грузовых тарифов на мировых авиалиниях. Помимо этого в разделе «Правила по странам» указаны особенности грузовых перевозок в каждой стране мира.

Грузовые тарифы, указанные в справочнике, применяются только для перевозок от пункта отправления до пункта назначения и не включают сборы за доставку грузов в аэропорт отправления, хранение грузов, их страхование, выполнение таможенных формальностей и т.д.

Как правило, международные авиатарифы устанавливаются на двусторонней основе путем соглашений между авиакомпаниями, эксплуатирующими одни и те же авиалинии. Но по одному и тому же маршруту осуществляют перевозки многие авиакомпании. Кроме того, тарифы, установленные между теми или иными пунктами, затрагивают интересы авиакомпаний, выполняющих полеты на смежных авиалиниях. Поэтому международные тарифы выходят за пределы двусторонних соглашений между авиакомпаниями и образуют сложную систему, включающую различные виды тарифов для перевозки между двумя пунктами и более.

На систему международных авиатарифов влияет также целый ряд факторов: расстояние между пунктами, спрос на перевозки, тарифы, предлагаемые другими видами транспорта, наличие чартерных перевозок, несбалансированность авиаперевозок по направлениям, различные интересы перевозчиков, агентов, отправителей и пассажиров.

Все эти факторы учитываются ИАТА при разработке системы международных авиатарифов. Система тарифов и правила их построения и применения разрабатываются авиакомпаниями - членами ИАТА на конференциях по воздушным перевозкам, которые проводятся, как правило, один раз в два года.

Международные авиационные тарифы могут быть подразделены на:

Пассажирские;

Багажные;

Грузовые.

Система определения пассажирских тарифов будет рассмотрена далее.

Багажный тариф - норма бесплатного провоза багажа, как зарегистрированного, так и незарегистрированного, которая определяется классом обслуживания. Для первого класса она составляет 30 кг, для экономического класса - 20 кг. В зависимости от класса обслуживания эта норма распространяется на всех пассажиров, имеющих билет с оплатой не менее 50% тарифа.

Багаж, перевозимый сверх нормы бесплатного провоза, подлежит оплате пассажиром. Багажный тариф за 1 кг определяется как 1 % от применяемого на данном маршруте прямого нормального сквозного тарифа первого класса в одном направлении независимо от класса, которым следует пассажир.

Существуют также специальные багажные тарифы на отдельные категории багажа (спортивное снаряжение, дипломатический багаж и др.).

Грузовые тарифы на международных воздушных линиях разделяются на три вида:

Основные: нормальные (до 45 кг), количественные (более 45 кг), минимальный сбор;

Классовые;

Специальные.

Основные тарифы - это стандартные тарифы, установленные для оплаты за провоз 1 кг груза от пункта отправления до пункта назначения. Они являются наиболее распространенными при перевозке всех видов груза, за исключением некоторых случаев, когда применяются льготные специальные и классовые тарифы.

Нормальные тарифы являются базовыми для определения скидок или доплат при образовании классовых, количественных и специальных тарифов. Их преимуществом является простота использования.

Количественные тарифы в основном применяются авиакомпаниями, эксплуатирующими самолеты большой вместимости. Они предусматривают скидку по дополнительным весовым категориям. Например, для весовой категории 45 кг предоставляется скидка от нормального тарифа в размере 25%. Число весовых категорий различно в разных зонах перевозки. Для Европы установлена только одна весовая категория - 45 кг, а на маршрутах в направлении Северной Америки допускаются весовые категории 100, 300, 500 кг, по которым предоставляются скидки в размере 50, 60 и 70% соответственно от нормального тарифа.

Минимальный сбор представляет собой минимальную оплату за отправку груза, взимаемую за одну отправку в том случае, если плата за перевозку по нормальному грузовому тарифу окажется ниже минимального сбора. Уровень минимального сбора на разных маршрутах отличается. Во многих случаях он равняется стоимости перевозки по нормальному тарифу груза весом 5 кг. Минимальный сбор указывается в тарифных справочниках с обозначением «М».

Классовые тарифы применяются для перевозки грузов определенного класса. Они выражаются в определенном проценте к нормальному грузовому тарифу до 45 кг. Классовые тарифы устанавливаются на виды груза, требующие особых условий для перевозки: живые животные; клетки для животных; ценный груз; человеческие останки в гробу; несопровождаемый багаж; печатная продукция и др.

Классовые тарифы исчисляются на основе нормального сквозного тарифа до 45 кг, который умножается на соответствующую процентную надбавку, затем округленный результат умножается, на вес отправки.

Процентная надбавка зависит от класса груза и зоны перевозки и составляет от 150 до 300% от нормального грузового тарифа до 45 кг. Например, за перевозку ценных грузов (золота, платины, драгоценных камней, банкнот, ценных бумаг и т.д.) взимается плата в размере 200% от нормального грузового тарифа до 45 кг для всех зон ассоциации.

Специальные тарифы (корейты) - это льготные грузовые тарифы со скидкой. Они применяются для перевозки определенных категорий грузов от/до определенных пунктов только в одном направлении. Корейты имеют преимущество по сравнению со всеми другими тарифами. Они публикуются вместе с основными грузовыми тарифами на «желтых страницах» справочника ACT и имеют кодовые цифровые обозначения, определяющие характер груза. Кодовый номер корейта состоит из четырехзначного числа рядом с наименованием груза, например: корейт 4499 - машины и части, 0007 - овощи и фрукты и т. д.

Скидки, предусматриваемые при использовании корейта, различаются в зависимости от зоны применения. Так, в Европе они составляют от 40 до 70% от нормального тарифа до 45 кг, а при североатлантических перевозках - до 90%.

Применение специальных грузовых тарифов согласовывается между авиакомпаниями, совместно эксплуатирующими данную авиалинию. Все предложения об установлении корейта направляются в комитет ИАТА по корейтам, который рассматривает эти предложения на своих совещаниях по корейтам три раза в год.

Специальные службы маркетинга авиакомпаний следят за состоянием мировых авиационных тарифов и выдают рекомендации по их применению коммерческим директорам и своим представительствам за границей. На основе этих рекомендаций вырабатывается тарифная политика, направленная на обеспечение загрузки и рентабельности международных авиалиний. Разрабатываются также практические рекомендации по построению и применению всех видов пассажирских и грузовых авиатарифов, особенно специальных и льготных с целью увеличения загрузки на рейсах авиакомпаний прежде всего во внесезонные периоды, когда наблюдается спад в перевозках.

Так, специальные грузовые тарифы (корейты) используются для привлечения дополнительных грузовых перевозок, которые без их применения были бы неосуществимы, а также для привлечения дополнительных категорий грузов. Поскольку, как уже отмечалось, корейты устанавливаются для определенного рода грузов между определенными пунктами, они в основном активизируют дополнительный спрос. В этом заключается их эластичность по сравнению с другими видами тарифов.

Важной особенностью специальных грузовых тарифов является то, что их можно устанавливать в любое время года и на любой период, не дожидаясь решений конференции ИАТА, поэтому их применение способствует обеспечению дополнительной загрузки.

Применение скидок с грузовых тарифов также является одним из инструментов влияния на рынок. Размер скидок устанавливается в зависимости от зон ИАТА, например в Европе они составляют от 40 до 70% от нормального тарифа. Их размер зависит от таких факторов, как характер и ценность груза, потенциальные возможности спроса на перевозки, размер отдельных отправок, стоимость обработки, степень воздействия на соотношение доходов и расходов по перевозке. Во внимание принимаются также провозная способность самолетов, эксплуатируемых на данной авиалинии, и ожидаемый поток грузов, который может иметь место в случае установления льготных тарифов.

Нерегулярные авиаперевозки выполняются на основании разрешений на разовые полеты и подразделяются на дополнительные, специальные и чартерные.

Дополнительные рейсы - это рейсы, выполняемые по тем же авиалиниям, что и регулярные, но по особому расписанию. Дополнительный рейс может быть выполнен с согласия партнера, при условии, что коммерческая перевозка не может быть осуществлена регулярными рейсами. Дополнительный рейс, как правило, выполняется в тот же день, что и регулярный, но в любом случае не позже и не раньше, чем за 24 ч от времени выполнения регулярного рейса, указанного в расписании полетов.

Специальные рейсы - это рейсы, выполняемые со специальным заданием как по маршруту регулярных рейсов, так и по особому маршруту. Как правило, разрешение на выполнение специальных рейсов запрашивается по дипломатическим каналам.

Чартерные рейсы - это рейсы, выполняемые в соответствии со специальным контрактом между перевозчиком и заказчиком.

В настоящее время нерегулярные перевозки составляют около 18% от общего объема международных перевозок. Общий объем международных нерегулярных перевозок во всем мире складывается из объема, выполненного чартерными перевозчиками, и объема, выполненного регулярными перевозчиками. Как и регулярные, международные нерегулярные перевозки подразделяются на пассажирские и грузопочтовые.

Самым крупным в мире является международный рынок нерегулярных (чартерных) перевозок, осуществляющий перевозки между 22 западноевропейскими государствами, входящими в Европейскую конференцию гражданской авиации (ЕКАК). В этом случае объем нерегулярных перевозок соизмерим с объемом регулярных перевозок. Чартерные перевозки в Европе выполняются на большие расстояния, чем регулярные перевозки, поэтому объем чартерных перевозок в пассажиро-километрах составляет около 60% от общего объема пассажирских авиаперевозок в Западной Европе. Вторым по емкости после Западной Европы считается международный рынок чартерных перевозок через Северную Атлантику.

Нерегулярные перевозки осуществляются как специализированными чартерными авиакомпаниями, так и регулярными авиакомпаниями.

Все чартерные рейсы выполняются на основе особого договора (контракта) между заказчиком и перевозчиком. Как правило, заказчик покупает всю вместимость самолета на определенных участках перевозки и на определенных условиях. Он имеет право использовать вместимость зафрахтованного самолета по своему усмотрению. Применяются заказы на выполнение чартерных перевозок как на отдельные рейсы, так и на серию рейсов для целевой перевозки, например для перевозки между пунктами, не связанными между собой регулярными авиалиниями.

По методу организации авиачартерные перевозки классифицируются по следующим видам.

Закрытый чартер - некоммерческая перевозка, заказчиком которой является, как правило, какая-либо организация для доставки своих работников к месту работы, деловой встречи или отдыха. Заказчик непосредственно входит в контакт с авиакомпанией, и поездка организуется по ценам, согласованным между ними. Удельный вес такого типа чартерных перевозок в настоящее время сокращается.

Эфинити-чартер - полукоммерческая (полузакрытая) целевая поездка, организуемая для своих членов клубами или ассоциациями, объединяющими лиц одной профессии или определенной общности интересов (спортивные клубы, союзы ветеранов и т. д.). Руководство клуба или ассоциации самостоятельно или через туристическую фирму заключает договор с авиакомпанией, выступая в качестве юридического лица с финансовой ответственностью и обязательством соблюдать правила, установленные ИАТАдля комплектования групп пассажиров.

Инклюзив-тур-чартер - коммерческая туристическая перевозка (чартерная перевозка по инклюзивтуру), стоимость которой включает оплату перевозки «туда и обратно» и стоимость экскурсионного и бытового обслуживания во время тура. Особенностью инклюзив-тур-чартера является то, что арендуется весь самолет и одновременно с перевозкой обязательно оплачивается наземное обслуживание в течение определенного срока, обычно не менее 7-14 дней между отправлением и возвращением.

При блок-чартерной перевозке арендуется не весь самолет, а только его определенная часть - установленный блок мест (обычно 30-40 мест). Как правило, продается блок мест на самолет, выполняющий регулярный рейс, но чартерная цена каждого места в этом случае значительно ниже минимального опубликованного тарифа. Блок мест на каждом рейсе и цена одного кресла оговариваются конфиденциально между перевозчиком и турфирмой. Турфирма оплачивает блок мест полностью независимо от того, будет ли он использован весь или нет. Блок-чартерные перевозки организуются в основном в несезонное время (осенне-зимний период) с целью обеспечения дополнительной загрузки на рейсовые самолеты.

Нецелевой коммерческий чартер (нон-эфинити-чартер) - новый тип чартера (введен с 1972 г. в США). В Отличие от эфинити-чартера, при котором лица группируются по общности интересов, в данном случае разрешается объединять в группу для перевозки любых лиц, желающих совершить поездку, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо организации или клубу. Группа должна составлять не менее 50 человек. Участники полета оплачивают 25% стоимости чартерной перевозки за 6 месяцев до начала перевозки, а за 30 дней до вылета турфирма, организующая чартерную перевозку, должна полностью оплатить стоимость полета группы, состоящей из 40 пассажиров. В настоящее время нон-эфинити-чартер получил широкое распространение, особенно при трансатлантических перевозках в связи со снятием строгих ограничений для формирования групп, перевозимых чартерными рейсами.

Прорейтовый чартер , или сплит-чартер , - вид чартера, при котором перевозка осуществляется поэтапно. На первом участке полета перевозка осуществляется на рейсовых самолетах в соответствии с правилами ИАТА, на втором или последующем участке - начинается собственно чартерная перевозка на условиях блок-чартера или инклюзив-тур-чартера. При сплит-чартере разрешается комбинировать разные группы пассажиров, причем конечный пункт их маршрута может быть различным.

С точки зрения использования самолетов авиачартерные перевозки можно разделить на три вида:

1. разовая перевозка «туда и обратно» - вид чартерной перевозки, при которой турфирма или организация арендуют самолет для перевозки одной или нескольких групп пассажиров, родственных по виду занятий или интересов, в определенное время. В этом случае в промежутке между чартерными рейсами авиакомпания, сдающая самолет в аренду, может использовать этот самолет для своих нужд;

2. тайм-чартер - вид операции, при которой самолет арендуется на определенный период, поступая в полное распоряжение арендатора. В этом случае организация, заключая договор с перевозчиком, оплачивает полностью все то время, в течение которого самолет будет находиться в ее распоряжении, исходя из норм летных часов, стоимости летного часа и часа простоя самолета. В настоящее время тайм-чартерные операции получают все большее распространение в массовом туризме, поскольку при их проведении удовлетворяются как требования перевозчиков, которым необязательно использовать самолет в промежутке между отдельными рейсами и предоставляется гарантированная оплата самолета, так и требования арендаторов, которые стремятся к наиболее экономичному использованию самолетов;

3. чартерная цепочка - вид целевой перевозки большого количества пассажиров в пункт назначения и обратно; при этом полеты совершаются по челночной схеме. Турфирма-заказчик, как правило, одну из своих групп туристов отправляет заранее в пункт, где проводится тур, чтобы к моменту начала чартерной цепочки тур этой группы закончился и ее можно было бы перевозить чартерным рейсом в обратном направлении. При чартерной цепочке сокращается число холостых прогонов и повышается экономическая эффективность перевозки.

Чартерного тарифа в буквальном смысле этого слова не существует. Заказчику объявляется чартерная цена самолета для перевозки на определенном участке или в случае тайм-чартера цена фрахтования самолета на определенное время. Чартерная цена самолета рассчитывается исходя из себестоимости летного часа данного типа самолета. В некоторых западных авиакомпаниях за основу берется себестоимость 1 км (мили) полета. Помимо себестоимости летного часа или мили при определении чартерной цены полета учитываются и существующие нормальные льготные тарифы, маршруты перевозки, избранные заказчиком, срочность перевозки, а также сезон и время суток, условия эксплуатации регулярных авиалиний, если они имеются в данном районе, конъюнктура пассажирского рынка страны, из которой поступила заявка, и возможность конкуренции со стороны других авиакомпаний. Исходя из всех этих факторов устанавливаются предварительная чартерная цена самолета, которая предлагается заказчику, и стоимость одного места в чартерном самолете, которая не объявляется клиентам.

В случае продажи для чартерной перевозки не всей емкости самолета, а части мест на рейсовом самолете (блок-чартер) устанавливаются количество мест, продаваемых по чартерной цене (блок мест), и цена одного места в блоке (блок-чартерный тариф). Блок-чартерные тарифы применяются для реализации свободной емкости самолета на регулярных рейсах, особенно в несезонное время (осенне-зимний период). Блок мест устанавливается в зависимости от загруженности линии в пределах 30-40 мест на рейс.

Блок мест продается целиком независимо от того, будет ли он полностью заполнен заказчиком или останутся свободные места. Блок-чартерные тарифы являются самыми низкими тарифами. Они определяются в зависимости от конъюнктуры пассажирского рынка и, как правило, ежегодно пересматриваются. Блок-чартерные тарифы никому не объявляются: для каждой фирмы, организующей туристические перевозки, они устанавливаются конфиденциально, конкретно в каждом случае, в зависимости от количества мест, необходимых данной фирме.

Блок-чартерный тариф, как правило, устанавливается для перевозки в обоих направлениях («туда и обратно»).

По направлению авиаперевозок различают: простые, попутные и сборные перевозки.

Простые также называются «генеральные перевозки» – предполагают транспортировку генерального груза в пункт назначения, а заказчиком такой услуги является владелец перевозимых товаров. Основное преимущество генеральных перевозок – высокая оперативность.

Попутные перевозки подразумевают использование свободного транспорта, следующего в требуемом направлении. Достоинство такого формата транспортировки грузов – низкая стоимость.

Сборные перевозки – это наиболее распространенный формат транспортировки штучных грузов, при котором товары различных отправителей консолидируются на складе и отправляются по мере накопления их оптимального объема. Отличаются невысокой стоимостью транспортировки.

4.5 Контейнерные и контрейлерные перевозки

В настоящее контейнерные перевозки являются наиболее динамично развивающимся сектором рынка транспортных услуг. Причиной быстрого развития контейнерных перевозок являются такие преимущества, как:

    универсальность;

    снижение общих транспортных издержек;

    повышение сохранности перевозимых грузов;

    обеспечение транспортного сервиса по принципу «от двери до двери».

Техническая база контейнерной транспортной системы включает парк контейнеров, средств их перевозки на различных видах транспорта, сеть контейнерных пунктов и терминалов, оснащенных перегрузочными средствами.

Грузовой контейнер – это нестационарная транспортная емкость с внутренним объемом более 1 м 3 , предназначенная для многократных перевозок и временного хранения грузов. В конструктивном отношении контейнеры представляют собой обычно замкнутые емкости в форме прямоугольного параллелепипеда. Иногда применяют также контейнеры с открытым верхом или с крышей из прорезиненной ткани, закрепленной к каркасу тонкими канатиками.

Отличительные особенности контейнера:

    замкнутый тип конструкции;

    достаточная прочность для многократного использования;

    возможность перевозок различными видами транспорта без промежуточной выгрузки грузов из контейнера;

    наличие в конструкции приспособлений, обеспечивающих быструю погрузку, разгрузку и перегрузку с одного вида транспорта на другой;

    простота загрузки грузов в контейнер и их выгрузки.

Контейнеры классифицируют на универсальные и специализированные. Универсальные контейнеры предназначены для перевозки широкой номенклатуры тарно-штучных грузов. К ним относятся контейнеры крупнотоннажные (20-ти и 40-ка футовые) и среднетоннажные (3-х и 5-ти тонные). В настоящее время среднетоннажные контейнеры практически вышли из оборота. Для измерения работы с крупнотоннажными контейнерами используют двадцатифутовый эквивалент (ДФЭ, анг. – TEU).

Специализированные контейнеры предназначены для перевозки грузов, требующих особых условий транспортировки. К ним относятся танк-контейнеры (для наливных грузов), изотермические контейнеры, контейнеры для перевозки сыпучих грузов.

Для перевозки грузовых контейнеров на железнодорожном транспорте используют фитинговые платформы – специализированные платформа, оборудованные узлами для крепления контейнеров (фитинговыми упорами).

Контейнерный пункт (контейнерный терминал) – подразделение железнодорожной станции, включающее в себя специально спроектированные контейнерные площадки, погрузочно-разгрузочное оборудование, служебные помещения и персонал, предназначенные для осуществления операций, связанных с прибытием и отправлением, погрузкой, выгрузкой, сортировкой и временным хранением контейнеров, а также с их завозом и вывозом, техническим обслуживанием, выполнением коммерческих операций.

Контрейлерные перевозки (Road-rail transport) – это комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки прицепов, полуприцепов, трейлеров (прицепов для тяжеловесных неделимых грузов) или съемных кузовов на железнодорожной платформе.

Технология контрейлерных перевозок зародилась в США и Канаде, и при переносе в Западную Европу столкнулась со значительными трудностями: многие искусственные сооружения такие, как мосты, тоннели, высота подвески электроснабжения, не позволяли успешно применять данную технологию. Для решения данной проблемы реконструировали часть искусственных сооружений, углубили карманы в площади днища платформ, куда опускаются колеса автопоездов и автотрейлеров. Такую технологию называют "бегущее шоссе". Это транспортировка автомобиля с прицепом или полуприцепом на железнодорожной платформе с пониженным полом. При этом, если вместе с грузом в специальном пассажирском вагоне следует водитель, тогда это будет транспортировка с сопровождением (accompanied intermodal/combined transport).

Технология "бегущее шоссе" имеет ряд недостатков:

    перевозка избыточного веса, т.е. тягача, полуприцепа и сопровождающего водителя;

    необходимость создания комфортабельных условий для сопровождающего водителя во время пути.

Тем не менее, такая технология находит свое применение в ряде государств с сильно развитым автомобильным транспортом, поскольку увеличение объема железнодорожно-автомобильных контрейлерных перевозок, их маршрутизация привели к выводу о возможности сокращения как количества специальных перевалочных грузовых рамп на железнодорожных терминалах, так и самих терминалов на дорогах.

Наиболее интересный вариант контрейлерных перевозок - использование роудрейлеров. Роудрейлеры – это контейнеры или прицепы с комбинированной ходовой частью, способные передвигаться как по автостраде, так и по рельсам. Роудрейлеры могут крепиться и к автомобилю-тягачу, и к локомотиву, образуя целые роудрейлерные поезда.

Преимущества использования контрейлерных грузоперевозок очевидны: они позволяют сочетать маневренность и скорость автотранспорта с безопасностью и независимостью от погодных условий железнодорожного транспорта. При этом уменьшается загруженность автомагистралей, снижается аварийность, обеспечивается сохранность дорожного полотна. Основная же причина, по которой в западных странах так много уделяется внимания развитию контрейлерных перевозок – их экологичность. Контрейлерные перевозки, по сравнению с автомобильными наносят меньший вред окружающей среде, сокращая вредные выбросы.