Сфера обслуживания зарубежной европы транспорт отдых. Перспективы развития транспортной системы Европы. Районы нового освоения

Зарубежная Европа – регион, где в эпоху промышленных переворотов зародилась черная металлургия как одна из важнейших базовых отраслей промышленности. Пример зарубежной Европы наглядно показывает весь противоречивый путь ее развития, в том числе замедление темпов роста в последние три десятилетия, сопровождающееся перестройкой ее отраслевой и территориальной структуры. В середине 1980-х гг. зарубежная Азия оттеснила этот регион на второе место по общим размерам выплавки черных металлов. Тем не менее они остаются еще весьма значительными (215 млн т стали в 2005 г.). И главное, на примере зарубежной Европы хорошо прослеживается такой сугубо географический аспект характеристики, как формирование и размещение металлургических районов и центров.

Металлургические районы – одна из разновидностей отраслевых промышленных районов– по времени образования относятся к наиболее старым. Их районообразующее значение обычно очень велико. В большинстве экономически развитых стран – США, Японии, России, государствах зарубежной Европы – именно металлургические районы определяют основные черты географии черной металлургии. Но наряду с этим свое значение сохраняют и даже усиливают отдельные центры черной металлургии, размеры которых, как и размеры районов, могут быть весьма различными.

Рассмотрим сначала районы и центры Западной Европы. Всего в пределах этого субрегиона специалисты выделяют около 20 металлургических районов (главные из них показаны на рис. 27) и примерно такое же количество отдельных центров. По характеру ориентации они подразделяются на районы, тяготеющие к угольным бассейнам, железорудным бассейнам, грузопотокам коксующегося каменного угля и железной руды, к источникам дешевой электроэнергии.

На базе угольных бассейнов в Западной Европе возникли 12 металлургических районов, которые производят примерно половину всех черных металлов. Самый крупный из них– Рурский (или Рейнско-Вестфальский) в ФРГ, где среди отдельных центров этой отрасли выделяется Дуйсбург, расположенный в месте впадения Рура в Рейн. Такую же ориентацию имеют металлургические районы Великобритании – Мидленд, Южный Уэльс, Северо-Восточный; Франции – Северо-Французский; Бельгии – Льеж – Шарлеруа, некоторые другие. Как правило, для них характерны металлургические комбинаты полного цикла. Другая характерная черта таких районов – постепенное формирование на основе угольной и металлургической промышленности территориально-промышленных комплексов с развитыми электроэнергетикой, тяжелым машиностроением, химической промышленностью и другими отраслями, относящимися к «верхним этажам» индустрии.

Рис. 27. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе (в середине 1990-х гг.)

Металлургических районов и центров, сформировавшихся на базе железорудных бассейнов, в Западной Европе значительно меньше. Главный из них – Лотарингия во Франции, которая еще в 60-х гг. XX в. давала более 2 / 3 всей выплавки чугуна и стали страны; однако затем многие заводы здесь были закрыты, и доля района резко уменьшилась. К этому типу относится также металлургический район в Верхней Австрии с центром в Линце и металлургический центр в Бильбао (Страна Басков в Испании).

Ориентация на грузопотоки угля и руды проявилась в Западной Европе еще до Второй мировой войны, но тогда она ограничивалась в основном внутриевропейскими перевозками.

Так, каменный уголь экспортировался из Рурского бассейна, из бассейнов Великобритании. Уже тогда крупнейшим поставщиком железной руды стал район Северной Швеции со скоплениями железной руды в недрах гор Кирунаваре и Елливаре. У подножия горы Кирунаваре возник горняцкий город Кируна (где зимой в условиях полярной ночи приходится работать при электрическом освещении), а вывоз руды на заводы Германии, Великобритании, Бельгии стал осуществляться через незамерзающий норвежский порт Нарвик. Руда, добываемая в Елливаре, экспортировалась через шведский порт Лулео по Балтийскому морю. К настоящему времени экспорт угля из названных выше стран потерял, а экспорт шведской руды полностью сохранил свое значение. И тем не менее уже не он является определяющим.

В 50-60-х гг. XX в. была осуществлена переориентация значительной части западноевропейской черной металлургии на более дешевую и высококачественную руду, поступающую из Австралии, Канады и развивающихся стран. В связи с этим произошел ощутимый сдвиг производства черных металлов в морские порты. Новые крупные и очень крупные металлургические комбинаты были построены в Таранто, Неаполе, Генуе (Италия), в Фос-сюр-Мер (район Марселя) и в Дюнкерке (Франция), в Эймейдене (Нидерланды), в Бремене (Германия), в некоторых других портовых центрах. Одновременно стала происходить переориентация на заморскую железную руду и тех металлургических районов, которые возникли вдали от моря. Так, в Великобритании основные производственные мощности переместились в прибрежные районы, тогда как из районов и центров, расположенных в центре страны, свое значение сохранил, пожалуй, лишь Шеффилд; добыча отечественной низкосортной руды была прекращена. Заморская железная руда стала поступать в Рурский, Северо-Французский, Северо-Итальянский и другие районы. Ныне приморские районы и центры если и уступают по размерам общей выплавки «горно-металлургическим» районам, то не так уж сильно.

К источникам дешевой электроэнергии в Западной Европе тяготеют сравнительно немногочисленные центры электрометаллургии, расположенные в приальпийских районах Франции, в Норвегии и Швеции. В последнее время, как уже отмечалось, усилилась ориентация на потребителя, что связано в первую очередь со строительством мини-заводов и «подтягиванием» черной металлургии к основным машиностроительным базам. В ближайшем будущем трудно ожидать появления в Западной Европе новых районов черной металлургии, хотя пространственные сдвиги в пределах существующих районов, по-видимому, будут происходить.

В Центрально-Восточной Европе развитие черной металлургии в течение последних десятилетий происходило более устойчивыми темпами, и снижение производства наступило только в конце 1980-х гг. Тем не менее выплавка стали здесь в 1990-егг. снизилась с 40 до 30 млн т. Для этого субрегиона характерны, в общем, те же типы ориентации в размещении черной металлургии, хотя и в несколько ином сочетании.

Крупнейшие районы черной металлургии в Центрально-Восточной Европе также возникли с ориентацией на каменноугольные бассейны. это Верхнесилезский район Польши и Остравский район Чехословакии (рис. 27). В 50– 70-х гг. XX в. наряду с реконструкцией старых здесь были сооружены новые металлургические комбинаты. В связи с этим пришлось резко увеличить импорт железной руды из СССР; для снабжения комбината «Катовице» в Верхней Силезии железной рудой из бассейна КМА была построена от советско-польской границы специальная рудовозная железная дорога широкой колеи длиной 400 км.

С ориентацией на железную руду еще в довоенное время возникли заводы и комбинаты черной металлургии в Прикарпатском районе Венгрии (Мишкольц и Озд), в Западном районе Румынии (Решица и Хунедоара), в Боснийском районе Югославии (Зеница). Уже после войны к ним добавились крупные металлургические комбинаты в Польше (Ченстохова) и в Болгарии (Кремиковцы). Однако по мере роста производства местные железорудные ресурсы стали все меньше удовлетворять потребности этих предприятий, и они вынуждены были все больше и больше переходить на импортную (прежде всего из СССР) железную руду. После того как в последние годы добыча железной руды в Польше и Венгрии вообще была прекращена как экономически неэффективная, ориентация предприятий на импортную руду еще больше возросла.

Но большинство наиболее крупных комбинатов в Центрально-Восточной Европе было сооружено в 50-70-х гг. XX в. с ориентацией на грузопотоки и каменного угля, и железной руды. Именно этим объясняется выбор места для их строительства. либо на магистральных железных дорогах из Донбасса, Кривого Рога и КМА (Краков в Польше, Кошице в Чехословакии, Галац в Румынии), либо на Дунайском водном пути (Галац и Кэлэраши в Румынии, Смедерево в СФРЮ, Дунауйварош в Венгрии).

Новая политическая обстановка, сложившаяся в Центрально-Восточной Европе в конце 1980-х – начале 1990-х гг., экономический кризис, обострение экологических проблем, равно как и новые условия внешней торговли со странами СНГ, естественно, сказываются на такой капиталоемкой отрасли, как черная металлургия. В связи с этим вряд ли можно ожидать возникновения здесь новых центров и тем более районов данной отрасли. Скорее всего будет происходить модернизация уже существующих предприятий, уменьшение мощностей некоторых крупнейших комбинатов (этот процесс уже начался), постепенная переориентация их на железорудное сырье из заморских стран, сооружение мини-заводов с новейшей технологией.

В целом не будет ошибкой утверждение о том, что черная металлургия в зарубежной Европе как одна из наиболее типичных старых отраслей давно уже находится в состоянии застоя, даже кризиса. В большинстве своем ее заводы и комбинаты работают не на полную мощность. Тем не менее районообразующее значение этой отрасли по-прежнему остается еще довольно большим.

Транспортная система этого региона относиться к западноевропейской модели. Если говорить о межгосударственных дальних перевозках, то европейские государства значительно уступают в этом России и США. Но высокая обеспеченность внутренними транспортными сетями выводит Зарубежную Европу в мировой лидерство.

Сравнительно небольшие внутренние расстояния и отмена визового режима, способствует развитию автомобильного транспорта , который ориентирован преимущественно на пассажирские перевозки. Популяризация автомобильных сообщений приводит к некоторому упадку железнодорожного транспорта.

Услугами железной дороги пользуются преимущественно в государствах Восточной Европы Польше, Чехии, Словакии, Словении и Румынии. Особое внимание в странах Зарубежной Европы уделяется строительству международных автомагистралей меридионального и широтного типов. Во Франции и Германии самые высокие скорости на железных дорогах (до 250-300 км/ч). В 1994 году под Ла-Маншем открыт «Евротоннель», по которому движутся потоки автомашин и скоростные поезда. Теперь путь от Лондона до Парижа занимает немногим более 2 часов.

Большое значение для региона имеет речной транспорт. Оно поднялось после ввода в эксплуатацию водного пути Рейн-Майн-Дунай. Порт на Рейне Дуйсбург (Германия) – самый крупный по грузообороту речной порт мира. Европа находится на перекрестке мировых морских транспортных путей. Это способствует развитию в регионе морского транспорта. Роттердам (Нидерланды) занимает первое место по грузообороту среди морских портов мира. Другими крупными морскими портами являются Марсель, Лондон, Гамбург, Антверпен, Генуя.

Крупнейшие аэропорты зарубежной Европы – Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне.

Перспективы развития транспортной системы Европы

Международные магистрали соединяют Западную Европу с такими государствами как Турция, Россия, Беларусь и др. В 2010 году было сформировано 9 транспортных внутренних коридоров, которые соединяют государства Западной и Восточной Европы, общая протяжность которых составляет более 17 тыс. км.

География нематериальной сферы Зарубежной Европы

Наука в Зарубежной Европе

Наука и образование. Зарубежная Европа является одним из главных центров развития науки. В зарубежной Европе также возникло много научно-исследовательских парков, технополисов, которые уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (Германия). На юге Франции, в районе Ниццы, формируется так называемая «Долина высокой технологии».
Наибольшие расходы на науку: Германия, Франция, Великобритания, Италия, Швеция, Нидерланды, Испания, Бельгия.

Туризм

Туризм и отдых. Зарубежная Европа была и остается главным районом международного туризма. Здесь получили развитие все виды туризма, очень высокого уровня достигла индустрия туризма. В качестве стран-лидеров международного туризма также неизменно выступают Испания, Франция и Италия. К числу самых популярных стран привлечения туристов относятся также Великобритания, Германия, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже служит главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов. На территории Европы есть все предпосылки для развития туристической деятельности. В пределах Зарубежной Европы присутствуют все виды туризма.

Финансы и кредит.

В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страны-банкира давно уже стала Швейцария: в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется так называемая экономическая столица страны — Цюрих. В последнее время в страну-банкира превратился и Люксембург и Франкфурт-на-Майне. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остается Лондон.

Экологические проблемы, экологическая политика

В результате высокой плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности территории природная среда зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к обострению многих природоохранных и экологических проблем.

Все страны региона проводят государственную экологическую политику и принимают все более решительные меры по охране окружающей среды. Изданы строгие природо-охранительные законы, возникли массовые общественные организации и партии «зеленых», ведется пропаганда использования велосипедов, расширена сеть национальных парков и других охраняемых территорий.

Все это привело к первым положительным результатам. Но тем не менее во многих странах экологическая обстановка все еще остается сложной. В первую очередь это относится к Великобритании, ФРГ, Бельгии, Польше, Чехии.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА ХОЗЯЙСТВО МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА ХОЗЯЙСТВО МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Цель: оценить особенности хозяйства стран Зарубежной Европы оценить особенности хозяйства стран Зарубежной Европы

Входящий контроль 1. На карте Зарубежной Европы обозначены красным цветом: 1) абсолютные 1) абсолютные монархии 2) конституционные монархии 3) государства 3) государства Британского Содружества 4) федеративные 4) федеративные государства Ответ

Входящий контроль 2. Назовите две причины большой доли старших возрастов в доли старших возрастов в возрастной структуре населения возрастной структуре населения стран Западной Европы: 1) _____________________________ _______________________ 2) _____________________________ _______________________ Ответ

Входящий контроль 3. На карте Европы Польша обозначена цифрой: 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Ответ

Входящий контроль 4. Выберите 3 страны, являющиеся членами Европейского Союза: а) Исландия б) Греция в) Турция г) Бельгия д) Норвегия е) Дания Ответ

Входящий контроль 5. Лотарингский железорудный бассейн расположен в (во): а) Германии б) Великобритании в) Польше г) Франции Ответ

Входящий контроль 6. Доля обрабатываемых земель в структуре земельного фонда Зарубежной Европы: А) наиболее высокая Б) высокая В) средняя Г) низкая Ответ

Входящий контроль 7. Установите соответствие: Бассейн Страна Бассейн Страна 1. Рурский А) Польша 2. Верхнесилезский Б) ФРГ 3. Шотландский В)Великобритания Ответ

Хозяйство Зарубежной Европы Размеры хозяйства Уровень экономического развития Место в международных экономических отношениях Население и хозяйство Выводы

Размеры хозяйства Приблизительно 1/3 мирового ВВП Пятёрка стран-лидеров (в трлн. $, 2000 г.) 1.ФРГ - 2,3 3. Великобритания - 1, 4 5. Испания - 0,6 2.Франция - 1, 5 4. Италия - 1,2

ВВП стран Зарубежной Европы

Уровень экономического развития

Лидерство в МЭО Открытость и конкурентоспособность национальных экономик Внешняя торговля Международные финансовые отношения Международный туризм Международный рынок рабочей силы

Открытость и конкурентоспособность экономик

Внешняя торговля

Финансовые отношения

Рынок рабочей силы

Международный туризм

Качество жизни в Зарубежной Европе

Хозяйство. Структура хозяйства

Структура промышленности Машиностроение Химическая промышленность Топливно-энергетическое хозяйство Металлургия Легкая промышленность Лесная промышленность

Факторы ориентации машиностроения На трудовые ресурсы На трудовые ресурсы На научную базу и инфраструктуру На научную базу и инфраструктуру Более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные Более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные

В машиностроительном комплексе выделяются четыре основные подотрасли

Транспортное машиностроение является одной из важных отраслей машиностроительного комплекса стран Зарубежной Европы Даймлер Бенц Даймлер Бенц Фольксваген Фольксваген ФИАТ ФИАТ Рено Рено Пежо Пежо БМВ БМВ Вольво Вольво

Химическая промышленность занимает 2 место в структуре хозяйства До Второй Мировой войны химическая промышленность ориентировалась на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи До Второй Мировой войны химическая промышленность ориентировалась на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи Переориентация отрасли на углеводородное сырьё привела к тому, что она сдвинулась «к нефти» Переориентация отрасли на углеводородное сырьё привела к тому, что она сдвинулась «к нефти» В западной части региона этот сдвиг нашёл выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны В западной части региона этот сдвиг нашёл выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны В восточной части региона сдвиг «к нефти» привёл к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов, например, главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов. В Болгарии нефтехимия «сдвинута» к побережью Чёрного моря В восточной части региона сдвиг «к нефти» привёл к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов, например, главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов. В Болгарии нефтехимия «сдвинута» к побережью Чёрного моря

Химическая промышленность в Зарубежной Европе занимает второе место

Топливно-энергетическое хозяйство В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь ещё сохраняется, причём не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь ещё сохраняется, причём не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Всё большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии оказывает сооружение АЭС Всё большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии оказывает сооружение АЭС На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады

Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность Европы

Металлургия Чёрная металлургия Получила развитие в ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии Получила развитие в ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии После Второй Мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешёвой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооружённых в морских портах, находится в Таранто (Италия) После Второй Мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешёвой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооружённых в морских портах, находится в Таранто (Италия) Цветная металлургия Важнейшие отрасли алюминиевая и медная промышленность Важнейшие отрасли алюминиевая и медная промышленность Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия) Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия) Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии

Лёгкая промышленность Лёгкая промышленность в значительной мере утратила своё былое значение Лёгкая промышленность в значительной мере утратила своё былое значение Старые текстильные районы: Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии, Лодзинский район Польши Старые текстильные районы: Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии, Лодзинский район Польши В последнее время лёгкая промышленность смещается в Южную Европу, где ещё есть резервы дешёвой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США В последнее время лёгкая промышленность смещается в Южную Европу, где ещё есть резервы дешёвой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США

Лесная промышленность Ориентируется на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона Ориентируется на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона

В структуре сельского хозяйства выделяют крупное специализированное высокотоварное производство Три типа Северо- европейский Средне- европейский Южно- европейский

СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКИЙ преобладание интенсивного молочного животноводства и обслуживающего его растениеводство

СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКИЙ СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКИЙ преобладание молочно-мясного животноводства, свиноводства и птицеводства, значительная часть пахотных земель занята кормовыми культурами преобладание молочно-мясного животноводства, свиноводства и птицеводства, значительная часть пахотных земель занята кормовыми культурами

ЮЖНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЮЖНОЕВРОПЕЙСКИЙ преобладание растениеводства, производство преобладание растениеводства, производство фруктов, цитрусовых, оливок, винограда и др.

Специализация стран Европы

ТРАНСПОРТ: ГЛАВНЫЕ МАГИСТРАЛИ И УЗЛЫ Каркас транспортной сети Зарубежной Европы составляют международные магистрали меридианного и широтного направления Главный транспортный путь для внутриконтинентальных стран - судоходные рекиГлавный транспортный путь для внутриконтинентальных стран - судоходные реки

Территориальный рисунок Высокоразвитые районы Старопромышленные районы Аграрные районыРайоны нового освоения

Выводы Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мировом хозяйстве по размерам экономики и уровню экономического развития Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мировом хозяйстве по размерам экономики и уровню экономического развития Регион имеет крупномасштабные и разносторонние внешнеэкономические связи Регион имеет крупномасштабные и разносторонние внешнеэкономические связи Мощный экономический потенциал способствовал формированию высоких стандартов жизни основной массы населения Мощный экономический потенциал способствовал формированию высоких стандартов жизни основной массы населения

Экономико-географическое обоснование развития и размещения двух-трёх отраслей промышленности в одной из стран Зарубежной Европы 1. Используя различные источники информации, постройте схему производственных связей важнейших отраслей промышленности отдельных стран Зарубежной Европы, отражающую причины возникновения и развития двух - трёх отраслей промышленной специализации, для этого: а) с помощью условных знаков укажите факторы, влияющие на формирование данных отраслей хозяйства (природные, трудовые ресурсы и т.д.) б) покажите стрелками влияние различных факторов на формирование отдельных отраслей хозяйства в) стрелками другого цвета покажите возникающие межотраслевые связи между различными отраслями г) условными знаками обозначьте основные экспортируемые и импортируемые товары д) выделите отрасли международной специализации страны (см. образец выполнения работы) 2. Сделайте вывод об индустриальном развитии данной страны

Вариант 1. Экономико-географическое обоснование развития и размещения энергетики, алюминиевой и лесной промышленности Норвегии Вариант 2. Экономико-географическое обоснование развития и размещения металлургии, машиностроения и химической промышленности Германии Вариант 3. Экономико-географическое обоснование развития и размещения лёгкой и пищевой промышленности Португалии Вариант 4. Экономико-географическое обоснование развития и размещения алюминиевой промышленности, машиностроения и пищевой промышленности Венгрии Вариант 5. Экономико-географическое обоснование развития машиностроения и лесной промышленности Финлян дии Вариант 6. Экономико-географическое обоснование развития чёрной металлургии, машиностроения и химической промышленности Польши

Образец выполнения. Экономико- географическое обоснование развития и размещения машиностроения, лёгкой и стекольной промышлен- ности Чехии

Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы 1. На контурной карте Европы подпишите названия соседних 1. На контурной карте Европы подпишите названия соседних регионов, а также морей и океанов, омывающих её берега 2. Обозначьте условными знаками главные районы 2. Обозначьте условными знаками главные районы добывающей промышленности европейских стран 3. Условными знаками обозначьте на карте важнейшие 3. Условными знаками обозначьте на карте важнейшие промышленные районы Зарубежной Европы, отразив их промышленные районы Зарубежной Европы, отразив их промышленную специализацию. Не забудьте подписать названия промышленную специализацию. Не забудьте подписать названия промышленных районов! 4. Условными знаками обозначьте страны, в структуре энергетики которых преобладают ГЭС и АЭС 5. Различным цветом заштрихуйте территорию стран с разными типами сельского хозяйства 6. Сделайте вывод о развитии промышленности и сельского 6. Сделайте вывод о развитии промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы

Образец выполнения работы

Входящий контроль 1. На карте Зарубежной Европы обозначены красным цветом: 1) абсолютные 1) абсолютные монархии 2) конституционные монархии 3) государства 3) государства Британского Содружества 4) федеративные 4) федеративные государства Следующий вопрос

Входящий контроль 2. Назовите две причины большой доли старших возрастов в доли старших возрастов в возрастной структуре населения возрастной структуре населения стран Западной Европы: 1) постарение населения, т.к. низкая доля детей в возрастной структуре из-за сокращения рождаемости 2) первый тип воспроизводства населения или «демографический кризис» 2) первый тип воспроизводства населения или «демографический кризис» Следующий вопрос

Входящий контроль 3. На карте Европы Польша обозначена цифрой: 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Следующий вопрос

Входящий контроль 4. Выберите 3 страны, являющиеся членами Европейского Союза: а) Исландия б) Греция в) Турция г) Бельгия д) Норвегия е) Дания Следующий вопрос

Входящий контроль 5. Лотарингский железорудный бассейн расположен в (во): а) Германии б) Великобритании в) Польше г) Франции Следующий вопрос

Входящий контроль 6. Доля обрабатываемых земель в структуре земельного фонда Зарубежной Европы: А) наиболее высокая Б) высокая В) средняя Г) низкая Следующий вопрос

Входящий контроль 7. Установите соответствие: Бассейн Страна Бассейн Страна 1. Рурский А) Польша 2. Верхнесилезский Б) ФРГ 3. Шотландский В) Великобритания Новая тема

Сфера услуг наряду с управлением, наукой, искусством, подготовкой кадров входит в непроизводственную сферу и составляет основу третичного сектора экономики. Она включает группу отраслей непосредственно обслуживающих население:

  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • структуры социального обеспечения населения (дома престарелых, интернаты и т.п.);
  • и (магазины, киоски и т.д.);
  • бытовое обслуживание (швейные, обувные мастерские и т.п.);
  • обслуживание (банки, фин. компании, инвестиционные фонды и т.п.);
  • рекреационное обслуживание (санатории, дома отдыха, пансионаты, турбазы и т.п.);
  • услуги связи (почта, телефон, телеграф и др.);
  • культурное обслуживание (театры, концертные залы, музеи, библиотеки и др.);
  • общественное обслуживание воспитания и обучения (ясли, детские сады, школы и др.);
  • медицинское обслуживание и др.

Все перечисленные отрасли в комплексе составляют социальную инфраструктуру общества. В этом состоит роль сферы услуг в хозяйстве.

В настоящее время просматриваются две основные тенденции в развитии сферы услуг:

  1. Постоянное расширение этой сферы в хозяйствах стран, особенно высокоразвитых. В настоящее время в развитых странах сфера услуг занимает первое место.
  2. Расширение международной торговли услугами. Международная торговля услугами становится все более важным и быстро растущим сегментом мировых экономических связей. Основными их видами являются экспорт и импорт транспортных и туристических услуг, банковские, информационные, образовательные, медицинские, консультативные и другие услуги. По темпам роста экспорт услуг стал опережать экспорт товаров.

Географический анализ сферы услуг на уровне стран и макрорегионов.

Западная Европа стабильно остается мировым лидером по торговле услугами. Особенно развиты здесь туристические услуги, что обусловлено наличием уникальных рекреационных ресурсов: исторических и культурных памятников, районов отдыха, развитой рекреационной инфраструктуры.

Регион выделяется также предоставлением финансовых услуг. Западная Европа – лидер мировой финансовой системы. Он превосходит по величине экспорта финансовых услуг почти в 2 раза. В регионе сложилась самая мощная банковская инфраструктура: из 10 ведущих фондовых бирж мира здесь находятся 7: Лондон (крупнейшая в мире по количеству проводимых операций); , Париж, Цюрих, Женева, Милан.

Большое значение регион имеет в предоставлении образовательных услуг, услуг в сфере здравоохранения, а также транспортных услуг, услуг связи и информационных.

Наибольший объём в предоставлении услуг в регионе приходится на (8% в мире), ФРГ, и .

Азия занимает второе место по экспорту услуг и их суммарному объёму. Ведущее место здесь принадлежит предоставлению транспортных услуг.

Северная Америка – третий регион по объёму оказываемых услуг. Основная их часть предоставляется США, которые являются лидером на мировом рынке услуг (16 %). Значительная часть их проходит по каналам транснациональных корпораций (ТНК). Это преимущественно деловые услуги разного характера, от компьютерных и информационных до медицинских и строительных. К ним близок экспорт таких услуг, как финансовые и образовательные.

В сфере мировой финансовой системы Северная Америка соперничает с , но уступает ей по многим показателям.

США сохраняют лидерство в обладании ценными бумагами в мире. США — самый выгодный для инвестиций рынок, что обеспечивает стране финансирование её экономики. Основные инвесторы – Западная Европа, . Идет переток зарубежных капиталов в США, что сделало эту страну самым крупным должником (25% мирового долга). Текущий платежный баланс в финансовой сфере обеспечивается выпуском не обеспеченных реальными ресурсами долларов, что создает угрозу банкротства страны. США обладают развитой банковской инфраструктурой внутри страны и за её пределами. Однако лишь Нью-Йоркская фондовая биржа входит в десятку ведущих в мире.
Доля остальных регионов мира (Восточной Европы, Южной Америки, Африки и Австралии) в оказании международных услуг не превышает 10%.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА

Европа с греческого "зуропе" - страна запада, с ассирийского "ереб" - мрак, "заход солнца", "запад" (Азия от "асу" - "восход").

Особенности географического положения

1. Территория зарубежной Европы (без стран СНГ) - 5,1 млн. км 2 , а общая - около 10 млн. км 2 . Протяженность с севера на юг (от о. Шпицбергена до о. Крит) - 5 тыс. км, а с запада на восток - более чем 3 тыс. км.

2. Рельефная "мозаичность" ее территории: 1:1 - низменности и возвышенные территории. Среди гор Европы большинство средней высоты. Границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают препятствий для транспортных связей.

3. Высокая степень изрезанности береговой линии.

4. Приморское положение большинства стран. Средняя удаленность от моря - 300 км. В западной части региона нет места удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной на 600 км.

5. "Глубина" территории большинства стран невелика. Так в Болгарии и Венгрии нет места, которые бы были удалены от границ этих стран более чем на 115-120 км.

6. Соседское положение, благоприятное для интеграционных процессов.

7. Выгодное положение в плане контактов с остальным миров, т.к. находится на стыке с Азией и Африкой, далеко выдвинута в океан - "большой полуостров Евразии".

8. Разнообразие природных ресурсов, но некомплексное размещение по странам, многие месторождения в значительной степени выработаны.

ВЫВОД: выгодное ЭГП, хорошие предпосылки для развития хозяйства.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЫ

До середины 80-х годов - 32 суверенных государства, включая и микрогосударства. С начала 90-х - около 40 государств.

6-ка крупнейших по территории: Франция, Испания, Швеция, Норвегия, ФРГ, Финляндия.

ПОЛИТИКО- И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СТРАН ЕВРОПЫ

Большая часть - суверенные государства, 34 - республики, 14 - монархии.

Княжества: Монако, Лихтенштейн, Андорра.

Герцогство: Люксембург.

Королевства: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Испания, Швеция.

Все они конституционные монархии.

Теократическая монархия: папство - Ватикан.

Федерации: ФРГ, Бельгия, Австрия, СРЮ, Испания.

Конфедерация: Швейцария.

Древнейшей республикой является Сан-Марино (с ХIII в.), Швейцарская конфедерация существует с конца 13 века.

Главные политические и экономические союзы

Подавляющее большинство стран - члены ООН. Швейцария вошла в состав ООН в сентябре 2002 г.

Члены НАТО (14 стран): Дания, Исландия, Норвегия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Греция, Италия, Португалия, Венгрия, Польша, Чехия. На Пражском саммите в ноябре 2002 г. приглашены в Альянс 7 новых членов: Словакия, Словения, Румыния, Болгария, Эстония, Латвия, Литва. Но полноправными членами они могут стать только в 2004 г.

Члены ЕС (15 стран): Дания, Финляндия, Швеция, Австрия, Бельгия, Великобритания, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Греция, Испания, Португалия, Италия, Австрия. С января 2002 г. количество стран в ЕС увеличится. С января 2004 г. количество стран в ЕС может увеличиться за счёт Польши, Литвы и других стран.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРАН ПО УРОВНЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Большинство стран относятся к группе промышленно развитых. Четыре страны: ФРГ, Великобритания, Франция и Италия входят в состав "большой семерки стран Запада". Особое место на экономической карте региона занимают постсоциалистические страны или страны с переходной экономикой.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Природные ресурсы мирового значения

Уголь:

· Общие запасы: 3 место в мире после Азии и Америки

· Каменный уголь: 3 место в мире после Азии и Америки

· Разведанные запасы: 3 место после Азии и Америки

· Каменный уголь - 2 место после Азии

· Бурый уголь - 3 место после Америки и Азии

· По каменному углю: Чехия, Германия, Польша, Великобритания

· По бурому углю: Германия, Восточная Европа

Горно-химическое сырье (калийные соли): Германия, Франция

Рекреационные ресурсы: Южная Европа, Франция и др.

Природные ресурсы регионального значения

Лесные

3 место в мире после Южной Америки и СНГ

Лесистость - 32% - делит 3 место с Заруб. Азией, уступая Латинской Америке и СНГ.

Самые лесистые: Финляндия (59%), Швеция (54%)

Рыбные

Северная Европа (Норвегия, Исландия)

Минеральные

· Урановые руды: Франция, Швеция, Испания

· Железные руды: Франция, Швеция

· Медные руды: Польша, Финляндия, бывш. Югославия

· Нефть: Великобритания, Норвегия, Румыния

· Газ: Нидерланды, Великобритания, Норвегия

· Ртутные руды: Испания, Италия

· Бокситы: Франция, Греция, Венгрия, Хорватия, Босния и Герцеговина

· Сера: Польша

· Графит: Чехия

Гидроэнергетические ресурсы

Ресурсы полного речного стока на душу населения - 6 тыс. м 3 год, меньше только в Азии

Гидропотенциал - на предпоследнем месте (ниже только в Австралии и Океании). Но высока степень освоенности - 70% - 1 место в мире.

Агроклиматические ресурсы

Средиземноморье, Средняя и Восточная Европа

Земельные ресурсы

Мировой земельный фонд: 134 млн. кв. км. Из них на Зарубежную Европу приходится 5,1 млн. кв. км (последнее место в мире). На душу населения - 1 га

Структура земельного фонда Европы в %: 29/18/32/5/16 (Справочно: структура земельного фонда мира в %: 11/23/30/2/34).

По доле обрабатываемых земель - 1 место (29%)

Доля земель, занятых под пастбища (18%) ниже, чем в среднем по миру (23%), а доля земель, занятых лесами (32%) выше (30%).

Больше всего в мире доля земель, занятых под населенные пункты: 5%

Менее чем в других частях света доля малопродуктивных земель - 16%

Обеспеченность пашней на душу населения - 0,28 га при среднемировом показателе - 0,24-0,25 га

НАСЕЛЕНИЕ

Таблица 1. Демографо-социально-экономические показатели мира, Зарубежной Европы и субрегионов Европы

Показатели

Зарубежная Европа

Северная Европа

Западная Европа

Южная Европа

Восточная Европа

Площадь, тыс. км 2

Численность населения в 1998 г., млн. чел.

Рождаемость, ‰

Смертность, ‰

Естественный прирост

Ожидаемая продолжительность жизни, м/ж

Возрастная структура, до 16 / старше 65

Доля городского населения в 1995 г., %

ВВП на душу населения в 1995 г., $

В Европе на 100 женщин приходится 96 мужчин.

Урбанизация

Большинство стран Зарубежной Европы - высокоурбанизированные - Бельгия (97%), Нидерланды и Великобритания (по 89%), Дания (85%). Только Португалия (36%), Албания (37%), Босния и Герцеговина (49%) относятся к среднеурбанизированным странам (доля городского населения не превышает 50%).

Крупнейшие агломерации Европы: Лондонский, Парижский, Рейнско-Рурский.

Мегалополисы: Английский, Рейнский.

Характерный процесс - субурбанизация.

Миграция

Центры международной иммиграции: Франция, Великобритания, ФРГ, Швейцария, в которой свыше 10% в общей численности занятых - иностранные рабочие. Районы эмиграции - страны Южной Европы: Италия, Португалия, Испания, Сербия; Турция, страны Северной Африки.

Национальный состав

Большинство стран Европы относятся к индоевропейской семье.

Типы государства по национальному составу:

· однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия),

· с резким преобладанием одной нации , но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния);

· двунациональные (Бельгия);

· многонациональные страны , со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Россия, Швейцария, СРЮ, Латвия и др.).

Во многих странах существуют сложные проблемы межнациональных отношений: Великобритания, Испания (баски), Франция (Корсика), Бельгия, Кипр и др.

Религиозный состав населения

Господствующая религия - христианство.

· Южная Европа - католичество

· Северная - протестантство

· Средняя - протестантство и католичество

· Восточная - православие и католичество

· Албания, Хорватия - ислам

ХОЗЯЙСТВО: МЕСТО В МИРЕ, РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТРАНАМИ

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в "большую семерку" стран Запада - ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к ФРГ, экономика которой на путях реиндустриализации развивается более динамично. Великобритания же, бывшая "мастерская мира", утратила многие свои прежние позиции.

Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.

Особое место на экономической карте региона занимают страны Восточной Европы, где с конца 80-х гг. происходит переход от прежней системы общественной собственности и централизованного планирования к системе, основанной на рыночных принципах. Эти постсоциалистические страны, долгое время в своем социально-экономическом развитии ориентировавшиеся прежде всего на Советский Союз (а страны Балтии входили в него), теперь больше "смотрят" не на Восток, а на Запад Европы. Такая смена ориентации оказывает большое воздействие на отраслевую и территориальную структуру их хозяйства, на направление внешнеэкономических связей.

Промышленность: главные отрасли.

Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта.

Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность . Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как "Рено" (Франция), "Фольксваген" и "Мерседес" (ФРГ), ФИАТ ("Фабрика итальяна аутомобиле Торино"), "Вольво" (Швеция), "Татра" (Чехия), автобусы "Икарус" (Венгрия). В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы компании "Форд-мотор".

Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой "химизированной" стране не только этого региона, но и всего мира - ФРГ.

До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась "к нефти". В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.

Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу.

В восточной части региона сдвиг "к нефти" привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода "Дружба" и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза. В Болгарии по той же причине нефтехимия "сдвинута" к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе.

На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии - оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80. На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады.

Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.

После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия).

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность . Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.

Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии.

Лесная промышленность , ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный "лесной цех региона". географический деление европа ресурс

Легкая промышленность , с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную "швейную фабрику" региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю.

Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

СЕЛЬС КОЕ ХОЗЯЙСТВО: ТРИ ГЛАВНЫХ ТИПА

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. Основным типом сельскохозяйственного предприятия является крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов.

Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы - растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

1) североевропейский, 2) среднеевропейский и 3) южно-европейский.

Для североевропейского типа , распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов.

Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно давно стало отраслью международной специализации. Эта страна - один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Ее нередко называют "молочной фермой" Европы.

Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и "работает" на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.

Для южно-европейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря - главный "сад Европы".

Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют "уэрта", т. е. "сад". Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего - апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире. В Греции более 90 млн. оливковых деревьев. Это дерево стало для греков своего рода национальным символом. Со времен Древней Эллады оливковая ветвь - знак мира.

Во многих случаях специализация сельского хозяйства приобретает более узкий профиль. Так, Франция, Нидерланды и Швейцария славятся производством сыра, Нидерланды - цветов, Германия и Чехия-выращиванием ячменя и хмеля и пивоварением. А по производству и потреблению виноградных вин Франция, Испания, Италия, Португалия выделяются не только в Европе, но и во всем мире.

Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА

Транспорт: главные магистрали и узлы.

Региональная транспортная система региона относится к западноевропейскому типу . По дальности перевозок она намного уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается, и крупные новостройки в 50-70-х гг. были характерны только для некоторых стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Албания).

Конфигурация сухопутной транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение. Главные широтные трансевропейские магистрали проходят следующим образом: 1) Брест - Париж - Берлин - Варшава - Минск - Москва, 2) Лондон - Париж - Вена - Будапешт - Белград - София - Стамбул.

Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение водного пути Рейн - Майн - Дунай.

Дунай - "транснациональная стрела": Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Хорватия, СРЮ, Болгария, Румыния, Украина

Рейн: Швейцария, Лихтенштейн, Австрия, Германия, Франция, Нидерланды.

Драва: Италия, Австрия, Словения, Хорватия, СРЮ

Тиса: Украина, Румыния, Словакия, Венгрия, СРЮ

В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки. Многие мировые юрты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портово-промышленные комплексы . Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно так называемой "портовой промышленности", работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них - Роттердам. Грузооборот Роттердамского порта составляет около 300 млн. т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дорогами, нефтегазопроводами.

Западная Европа - хороший пример того, как даже крупные естественные преграды перестают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Северного, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через Босфор, через Большой Бельт. Завершен "проект века" - сооружение железнодорожного тоннеля через пролив Ла-Манш.

Наука и финансы: технопарки, технополисы и банковские центры.

По примеру "Силиконовой долины" в США в зарубежной Европе также возникло много научно-исследовательских парков, технополисов, которые уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРГ). На юге Франции, в районе Ниццы, формируется так называемая "Долина высокой технологии".

В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страны-банкира давно уже стала Швейцария: в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется "экономическая столица" страны - Цюрих. В последнее время в страну-банкира превратился и Люксембург и Франкфурт-на-Майне. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остается Лондон.

Отдых и туризм

Зарубежная Европа была и остается главным районом международного туризма. Здесь получили развитие все виды туризма, очень высокого уровня достигла "индустрия туризма". В качестве стран-лидеров международного туризма также неизменно выступают Испания, Франция и Италия. К числу самых популярных стран привлечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже служит главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы

В результате высокой плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности территории природная среда зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к обострению многих природоохранных и экологических проблем.

Некоторые из них связаны с открытой добычей, сжиганием и химической переработкой высокозольного (прежде всего бурого) угля. Другие - с размещением ряда городов и агломераций, металлургических, нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических заводов, АЭС на берегах Рейна, Эльбы, Дуная, Вислы, на морских побережьях, третьи - с распространением кислотных дождей. Четвертые - со все возрастающей "плотностью автомобилей", которая в ряде городских агломераций уже достигает 250-300 машин на 1 км 2 . Пятая - со стихийным развитием туризма, что уже привело к значительной деградации природной среды, как в Альпах, так и на побережье Средиземного моря. Шестая - с огромной опасностью для природной среды, которую создают катастрофы супертанкеров, нередко случающиеся, особенно на подступах к Ла-Маншу.

Все страны региона проводят государственную экологическую политику и принимают все более решительные меры по охране окружающей среды. Изданы строгие природо-охранительные законы, возникли массовые общественные организации и партии "зеленых", ведется пропаганда использования велосипедов, расширена сеть национальных парков и других охраняемых территорий.

Все это привело к первым положительным результатам. Но тем не менее во многих странах экологическая обстановка все еще остается сложной. В первую очередь это относится к Великобритании, ФРГ, Бельгии, Польше, Чехии.

В целом экологическая ситуация в восточной части зарубежной Европы значительно хуже, чем в западной.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ РИСУНОК РАССЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА

"Центральная ось" развития - главный элемент территориальной структуры региона.

Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы в основном сложилась еще в XIX в., когда едва ли не главным фактором размещения был природно-ресурсный, и когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран. После второй мировой войны наибольшее влияние на эту структуру оказали факторы трудовых ресурсов и выгод ЭГП, а в последнее время также - наукоемкости и экологический.

Всего в регионе насчитывается примерно 400 городских агломераций и около ста промышленных районов. Самые значительные из них находятся в пределах "центральной оси" развития, простирающейся по территории восьми стран. Ее стержнем служит "главная улица Европы" - линия Рейн - Рона. В границах этой "оси" живет 120 млн. человек, и сосредоточено около половины всего экономического потенциала региона.

В зарубежной Европе можно выделить еще несколько подобных "осей" меньших масштабов. Это промышленно-городской пояс, протягивающийся вдоль общих границ Польши, Чехии и ФРГ, дунайская "ось", полосы вдоль главных нефтепроводов, некоторые приморские зоны.

Высокоразвитые р айоны: примеры Лондона и Парижа

Наиболее яркими примерами высокоразвитых районов, которые концентрируют новейшие отрасли промышленности, инфраструктуру, науку, культуру, сферу услуг, могут служить столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа.

И Лондон, и Париж выросли прежде всего как административно-политические центры своих стран, которыми они служат уже более восьми веков. Обе столицы являются крупными промышленными центрами, в которых широко представлены высокотехнологичные наукоемкие отрасли, а в Париже также выпуск так называемых "парижских изделий" (швейных, ювелирных и др.), благодаря которым он уже на протяжении ряда веков выступает в роли законодателя мод для всего мира. Но еще важнее то, что именно здесь сосредоточены крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения, а также резиденции множества международных организаций. В соответствии с региональными программами проводится разгрузка центральных частей обоих столичных регионов.

В окрестностях Лондона построены восемь, в окрестностях Парижа - пять городов-спутников.

Примерами других высокоразвитых районов зарубежной Европы могут служить: южный район ФРГ с центрами в Штутгарте и Мюнхене, "промышленный треугольник" Милан - Турин - Генуя в Италии, промышленно-городская агломерация Рандстад ("кольцевой город") в Нидерландах. Все они находятся в пределах "центральной оси" развития.

Старопромышленные районы

Ни в одном другом регионе мира нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Европе. Наиболее крупные из них возникли на базе каменноугольных бассейнов. Но и среди таких районов особенно выделяется Рурский, который на протяжении многих десятилетий по праву считается индустриальным сердцем Германии.

В пределах Рурского бассейна и прилегающих к нему районов сложилась Нижнерейнско-Рурская агломерация. Здесь на площади 9 тыс. км2 живет 11 млн. человек и сосредоточено около ста городов, включая 20 больших. Другого такого скопления больших городов на одной территории нет, пожалуй, нигде в мире. В некоторых частях агломерации плотность населения достигает 5 тыс. человек на 1 км2. Рурская ее часть образует сложный городской массив почти без разрывов, который обычно называют "Рурштадт", т. е. "город Рур". Фактически это действительно единый город, западными воротами которого служит Дуйсбург, восточными - Дортмунд, "столицей" - Эссен, а главным "сейфом" - Дюссельдорф.

В последнее время промышленность Рура, насчитывающая несколько тысяч предприятий, подверглась значительной реконструкции. В 50- б0-е гг. Рур считался едва ли не классическим депрессивным районом. Но в наши дни относить его к этой категории было бы неправильно. В Рурской области осуществлена большая экологическая программа. Рейн, который еще не так давно называли сточной канавой Европы, стал чище, в нем снова появилась рыба.

Примерами других старопромышленных районов могут служить Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс в Великобритании, Северный район, Эльзас и Лотарингия во Франции, Саар, который часто называют "малым Руром", в ФРГ, Верхне-Силезский район в Польше, Остравский в Чехии. Но большинство из них относится к категории депрессивных.

Отсталые аграрные районы

В зарубежной Европе есть еще немало довольно отсталых, преимущественно аграрных районов. Яркий пример такого рода - Юг Италии, который занимает 40% территории страны, концентрирует более 35% населения и только 18% занятых в промышленности. Доход на душу населения здесь почти в два раза ниже, чем на Севере. После второй мировой войны из-за относительного аграрного перенаселения с Юга эмигрировало более 5 млн. человек.

Государство проводит региональную политику, направленную на подъем Юга. Она привела к сооружению здесь крупных металлургических, нефтехимических комбинатов, других предприятий. В результате Юг уже перестал быть чисто сельскохозяйственным районом. Однако комбинаты почти не связаны с окружающей территорией, поскольку они работают на привозном сырье, а их продукция вывозится в другие районы страны и в другие страны.

Примерами других отсталых аграрных районов зарубежной Европы могут служить: западная часть Франции, центральная и юго-западная части Испании, Португалия и Греция. Все они расположены за пределами "центральной оси". Проблема подъема отсталых районов актуальна и для многих стран Восточной Европы.

Районы нового освоения

Для давно освоенной территории зарубежной Европы районы нового освоения в общем не характерны. Обычно к ним относили только северную часть Скандинавии. Но открытие в начале 60-х гг. крупного нефтегазоносного бассейна в акватории Северного моря изменило ситуацию.

К началу 90-х гг. на этом "золотом дне" было выявлено более 250 месторождений нефти и природного газа. Кроме того, в Нидерландах недалеко от побережья находится одно из крупнейших в мире газовых месторождений. Район Северного моря удовлетворяет 1/3 потребностей зарубежной Европы в нефти и 2/3 потребностей в природном газе. Ныне море буквально "нашпиговано" буровыми платформами, по дну его проложено несколько тысяч километров трубопроводов. Но в связи с этим возникает немалая экологическая угроза, не говоря уже о рыболовстве, которому нанесен непоправимый ущерб.

Влияние международной экономической интеграции на терр иториальную структуру хозяйства

К числу благоприятных предпосылок для развития международной экономической интеграции в регионе относятся территориальная близость, высокая освоенность территории, высокий уровень социально-экономического развития, хорошая транспортная обеспеченность, давние традиции экономических связей. За время существования ЕС все это уже привело к дальнейшему сращиванию территориальных структур хозяйства отдельных стран, особенно в пределах "центральной оси" развития. Происходит формирование пограничных интеграционных районов: между ФРГ и Францией, между Францией и Бельгией, Францией и Италией и др.

Рисунок 1. Субрегионы Зарубежной Европы.

Таблица 2. Что производят и экспортируют некоторые страны Зарубежной Европы.

Продукция промышленного производства и экспорта

Автомобили, самолеты, морские суда, вооружение, оборудование для лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, бумагу, целлюлозу, железную руду, медикаменты, продукция животноводства.

Финляндия

Пиломатериалы, бумагу, целлюлозу, оборудование для лесной и деревообрабатывающей промышленности, морские суда, молочную продукцию.

Великобритания

Машины и оборудование, самолеты, автомобили, тракторы, вооружение, нефть, химикаты, ткани, изделия легкой промышленности.

Автомобили, самолеты, морские суда, вооружение, оборудование для АЭС, черные металлы, алюминий, ткани, одежду, парфюмерию, пшеницу, молочные и мясные продукты, сахар, вина.

Автомобили, станки, промышленное оборудование, изделия электротехники и электроники, вооружения, химикаты, изделия легкой промышленности.

Автомобили, морские суда, электрооборудование, химикаты, руды металлов, изделия легкой промышленности, цитрусовые, оливковое масло, вина.

Автомобили, морские суда, электрооборудование, вооружение, химикаты, холодильники, стиральные и конторские машины, текстильные и швейные изделия, обувь, овощи, фрукты, цитрусовые, вина.

Машины и оборудование, морские суда, каменный уголь, медь, серу, медикаменты, текстильные изделия, продукты сельского хозяйства.

Болгария

Изделия электротехники и электроники, подъемно-транспортное оборудование, сельскохозяйственные машины, цветные металлы, швейные и табачные изделия, консервы, вина, розовое масло

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ознакомление с географическим положением, наличием минеральных, водных, агроклиматических ресурсов, численностью населения, современным состоянием промышленности, сельского хозяйства и транспортной инфраструктуры Западной Европы и Зарубежной Азии.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Экономико-географическое положение Европы: приморское положение, компактность территории, отсутствие крупных природных препятствий, изрезанность берегов. Регионы зарубежной Европы. Природные условия и ресурсы. Экологическая ситуация, охрана природы.

    презентация , добавлен 24.11.2010

    Особенности географического положения Уральского экономического района и его административно-территориальный состав. Экономическая оценка природных условий и ресурсов региона, железнодорожного транспорта. Характеристика Южно-Уральской железной дороги.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2013

    Изучение Томской области с точки зрения географического местоположения, административно-территориального деления, положения дел в различных сферах жизнедеятельности региона. Региональный воспроизводственный процесс области, направления его развития.

    контрольная работа , добавлен 24.03.2013

    Анализ географического положения карликового государства - княжества Монако. Население княжества, особенности его климата. Характеристика сфер деятельности, государственное устройство княжества Монако. Основные механизмы управления государством.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Изучение географического положения, населения и трудовых ресурсов Республики Беларусь. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов страны, развитие ее промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Особенности экономических связей государства.

    контрольная работа , добавлен 10.10.2011

    Изучение региональных различий и проблем демографического развития Европы. Особенности формирования населения стран региона, процессов естественного движения в мезорегионах Европы. Анализ миграций и современного демографического положения стран Европы.

    дипломная работа , добавлен 01.04.2010

    Характеристика Причерноморского экономического района, его географического положения, природных ресурсов и климата. Обобщение ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства, инфраструктуры транспортной системы и связи в данном районе Украины.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Общая характеристика экономико-географического положения, государственного строя, состава населения, природных условий и ресурсов, экономической классификации, состояния промышленности и сельского хозяйства Финляндии. Особенности финской социальной среды.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2010

    Анализ географического положения Новгородской области. Оценка демографической ситуации. Анализ уровня и качества жизни населения области, потенциала развития рынка труда, потенциала сложившейся структуры экономики области, внешнеторговой деятельности.