« Виды транспорта. Виды транспорта: Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и трубопроводный. Относительную значимость каждого из них можно оценить по протяженности магистралей, объему перевозок, доходности и содержанию транспортных потоков (составу перевозимых грузов). Ниже мы подробнее рассмотрим каждый вид транспорта, исходя из этих параметров.
Для понимания роли каждого вида транспорта полезно сравнить их доходы и объемы перевозок. Соответствующие данные, характеризующие коммерческие перевозки, отражены на рисунках 10.2 и 10.3. Тонномиля - это стандартный показатель грузооборота, содержащий информацию как об объеме грузопотоков (в тоннах), так и о дальности перевозок (в милях). Величину этого показателя получают, умножая вес груза в каждом рейсе на длину маршрута. Рисунки демонстрируют рост объема перевозок в каждом виде транспорта и относительный рост доходов воздушного и автомобильного транспорта в расчете на тонномилю.
Сеть железных дорог. Исторически сложилось так, что основную массу грузоперевозок в континентальных районах США обслуживал железнодорожный транспорт. В Соединенных Штатах рано появилась разветвленная сеть железных дорог, связавшая между собой почти все большие и малые города страны; этим и объясняется тот факт, что вплоть до окончания второй мировой войны железные дороги опережали остальные виды транспорта по тонномилям междугородных грузоперевозок. Причина кроется в том, что железные дороги обеспечивали экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему они и заняли почти монопольное положение на транспортном рынке. Однако после войны началось бурное развитие автомобильного транспорта, который составил серьезную конкуренцию железным дорогам, и относительная доля последних в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте стала сокращаться.
В 1990 г. на железные дороги приходилось 37,4% всех междугородных грузоперевозок, выраженных в тонномилях. Согласно прогнозам, в 2000е годы этот вид транспорта должен войти с примерно той же рыночной долей. Эта стабилизация относительной рыночной доли представляет собой значительное достижение по сравнению с ситуацией 1947-1970 гг., когда железнодорожный транспорт переживал тяжелый спад: в 1947 г. доля железных дорог в тонномилях общего грузооборота составляла 54,0%, тогда как в 1958 г. - уже 39,2%, в 1980 г. - 36,4 и в 1992 г. - 37,0%. Падение доходов еще драматичнее: с почти 40% в 1950 г. до 20,9% в 1982 г.
Некогда железные дороги представляли собой самую протяженную транспортную сеть США, но их потеснили автомобильные магистрали, строительство которых широко развернулось после второй мировой войны. В 1982 г. протяженность железных дорог страны составляла 165 тыс. миль, а к 1989 г. сократилась до 148 тыс. миль в результате либерализации правил ликвидации железных дорог после принятия Закона Стаггерса (Staggers Rail Act).
Значение железных дорог и до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть операционных издержек на железных дорогах невелика. Переход от паровозов к дизельным локомотивам снизил переменные затраты в расчете на милю пути, а внедрение электровозов сопряжено с еще большей экономией расходов. Новые соглашения с профсоюзами позволили уменьшить численность работников, что привело к дополнительному снижению переменных издержек.
Сравнительно недавно проявилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок. Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. Соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгодны дальние перевозки.
За последние 50 лет железные дороги США отчасти уступили свои рыночные позиции автомобильному, водному и другим видам грузового транспорта. Для противодействия этой тенденции некоторые железнодорожные компании, такие как Union Pacific (UP), предприняли ряд инициатив, направленных на упрощение системы управления, совершенствование оперативной деятельности, повышение качества услуг и сокращение издержек. UP, вторая по величине железнодорожная компания США, начала в 1987 г. структурную перестройку с внедрения программ общего управления качеством, призванных обеспечить более полное удовлетворение потребителей, эффективное использование ресурсов, повышение прибыльности и увеличение темпов роста.
Способность компании к освоению передовых технологий принесла ей успех. Примером может служить объединение 160 региональных подразделений по работе с клиентами в единый национальный центр обслуживания потребителей, расположенный в Сент-Луисе. Этот центр ежедневно обрабатывает 20 тыс. запросов самого разного профиля - от размещения заказов до запросов о прохождении грузов.
Другой пример нововведений компании - организация нового централизованного диспетчерского центра в Омахе. Размещенный в пакгаузах 100летней давности центр оборудован по последнему слову техники и объединяет операции десяти региональных диспетчерских центров. На каждой стене диспетчерского центра, по длине равной протяженности футбольного поля, укреплен ряд видеоэкранов, которые позволяют следить за всеми этапами работ, осуществляемых в контролируемой диспетчером зоне. Яркие красочные дисплеи сообщают информацию о состоянии составов и железнодорожных путей, о перевозимых грузах и местоположении ремонтных бригад. Для связи между составами и диспетчерским центром используют компьютеры и мобильные телефоны. Диспетчерский центр поддерживает прямую связь с каждым машинистом, что позволяет служащим центра постоянно быть в курсе всех дел и осуществлять оперативное управление перевозками.
Автомобильный транспорт
Воздушный транспорт
Железнодорожный транспорт

Трубопроводный - предназначен для транспортировки жидких и газообразных продуктов с мест добычи. В России эксплуатируется созданная сеть. Эта трубопроводная сеть дает возможность наравне с внутренними поставками осуществлять экспорт нефти в страны Центральной и Западной Европы транзитом через Белоруссию и Украину. По трубопроводам перемещается более 95% добываемой нефти.

Достоинства:
– трубы можно прокладывать любого диаметра, в прямом направлении от места производства к месту потребления;
– самая низкая себестоимость перевозок;
– минимальные потери груза при транспортировке.
Недостатки:
– транспортирует только жидкое или газообразное состояние груза.
наверх

Морской транспорт - обслуживает внешние государственные перевозки. За последние десять лет доля участия российских судов во внешнеторговых перевозках упала с 80% до 12%. Объем внутригосударственных перевозок незначителен.

Достоинства:
– большая грузоподъемность;
– дальность перевозок;
– низкая себестоимость.
Недостатки:
– сезонность перевозки;
– функционирует только между портами;
– низкая скорость доставки.
наверх

Речной - один из самых доступных видов транспорта. Обслуживает дальние и местные перевозки, маршруты которых совпадают с движением рек и каналов. Обладает высокой провозной способностью. Перевозка массовых грузов. Обходятся значительно дешевле, чем на железнодорожном транспорте.

Достоинства:
– естественность путей: нет капитальных затрат на строительство и освоение;
– низкая себестоимость перевозки при дальности расстояния;
– малое сопротивление движению.
Недостатки:
– сезонность работы;
– малая скорость доставки;
– извилистость путей.
наверх

Автомобильный - один из самых распространенных, выступает и как самостоятельный, и как вспомогательный транспорт. На короткометражных перевозках автомобильный транспорт является наиболее экономичным, благодаря значительно меньшим расходам по начальным и конечным операциям по сравнению с железнодорожным транспортном.

Достоинства:
– большая маневренность, благодаря чему груз может быть доставлен от места погрузки отправителем до склада получателя;
– скорость доставки;
– эффективен при перевозке пассажиров.
Недостатки:
– высокая себестоимость;
– маленькая грузоподъемность.
наверх

Воздушный - это самый скоростной вид транспорта, обеспечивающий беспосадочные полеты на большие расстояния со скоростями 1000км/ч и выше. Преимущественно используется для пассажирских перевозок, кроме того, для перевозок пушнины, живой рыбы,цветов и т.д.

Достоинства:
– возможность быстрой организации регулярной связи между любыми районами страны;
– кратчайшие расстояния, короче соответствующих маршрутов по железным дорогам на 25-30%, по морским и речным на 50%;
– требует меньших удельных капиталовложений.
Недостатки:
– зависит от метеорологических условий;
– значительный расход топлива;
– высокая себестоимость перевозок.
наверх

Железнодорожный транспорт - этот вид транспорта наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днем и ночь независимо от времени года и атмосферных условий. Железные дороги приносят жизнь в труднодоступные местности помогают освоить природные богатства нашей Родины.
Достоинства:
– высокая провозная способность;
– способность осваивать массовые потоки грузов и пассажиров;
– сравнительно небольшая себестоимость перевозок;
– высокая скорость доставки;
– большая гибкость и маневренность при выполнении перевозок;
– универсальный вид транспорта для всех грузов.
Недостатки:
– требует больших капитальных вложений, зависящих от топографических, климатических и экологических условий;
– высокая доля расходов, мало зависящих от размеров движения.

Железные дороги по сравнению с другими видами транспорта в меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоемкость перевозочной работы.

Будем признательны, если вы поставите ссылку на данную страницу на своем сайте.
Код ссылки:
Виды транспорта, их краткая технико-экономическая характеристика

В зависимости от среды, в которой транспорт выполняет свои функции, он может быть: водным, в том числе подводным, наземным, в том числе подземным, воздушным и космическим.

Водный

Водный транспорт - самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно за сутки преодолевало в четыре-пять раз большее расстояние, чем караван. Перевозимый груз был большим, расходы на эксплуатацию - меньше [ ] .

Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт - самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60-67 % всего мирового грузооборота. По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы - строительные материалы, уголь, руду - перевозка которых не требует высокой скорости (здесь сказывается конкуренция с более быстрыми автомобильным и железнодорожным транспортом). На перевозках через моря и океаны у водного транспорта конкурентов нет (авиаперевозки очень дороги, и их суммарная доля в грузоперевозках низка), поэтому морские суда перевозят самые разные виды товаров, но большую часть грузов составляют нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, уголь , руда .

Роль водного транспорта в пассажирских перевозках значительно снизилась, что связано с его низкими скоростями. Исключения - скоростные суда на подводных крыльях (иногда берущих на себя функцию междугородних автобусов-экспрессов) и суда на воздушной подушке . Также велика роль паромов и круизных лайнеров.

  • Транспортные средства : суда
  • Пути сообщения : над/под поверхностью морей и океанов, рек и озёр, каналы , шлюзы
  • Сигнализация и управление : маяки , буи
  • Транспортные узлы : морские и речные порты и вокзалы

Воздушный транспорт

Aвиация

Воздушный транспорт - самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту . Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты , а вертолёты , которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов - шум, производимый ими при взлёте, который значительно ухудшает качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

  • Транспортные средства : самолёты и вертолёты
  • Пути сообщения : воздушные коридоры
  • Сигнализация и управление : авиамаяки , диспетчерская служба
  • Транспортные узлы : аэропорты

Воздухоплавание

Современный полужёсткий дирижабль « Zeppelin NT », Германия. Дирижабли этого типа производятся с 1990-х годов немецкой компанией Zeppelin Luftschifftechnik GmbH (ZLT) в Фридрихсхафене . Это дирижабли объёмом 8225 м³ и 75 м в длину. Они значительно меньше, чем старые Цеппелины , которые достигали максимального объёма в 200 000 м³. Кроме того, они наполнены исключительно невоспламеняющимся гелием.

В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода или дорогого инертного гелия применяется их смесь. Дирижабли хоть и много медленнее самолётов, но зато намного экономичнее. Тем не менее до сих пор сфера их применения остаётся маргинальной: рекламные и увеселительные полёты, наблюдение за дорожным движением. Дирижабли также предлагаются в качестве климатически приемлемой альтернативы самолётам.

  • Транспортные средства : аэростаты и дирижабли

Космический транспорт

Наземный транспорт

Может быть и подземным. Подразделяется на разные виды транспорта по ряду признаков. По типам путей сообщения подразделяется на рельсовый(железнодорожный) и безрельсовый . По типу движителя на колёсный, гусеничный , использующий животных и прочие. Здесь перечислены основные виды наземного транспорта без строгой классификации.

По числу колёс

По числу колёс колёсный безрельсовый транспорт подразделяется на:



  • Трициклы (от три и др.-греч. kýklos круг, колесо) - 3х-колёсные транспортные средства - некоторые велосипеды , мотоциклы (трайки), автомобили и пр.,
  • Квадроциклы (от итал. quattro четыре и др.-греч. kýklos круг, колесо) - 4х-колёсные транспортные средства. Под квадроциклами на постсоветском пространстве чаще всего понимают мотовездеходы , а в США - 4х-колёсные велосипеды. Но к ним, по определению, относятся любые 4х-колёсные, в том числе большинство легковых автомобилей.

Железнодорожный

Железнодорожный транспорт - вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям. Железнодорожные пути обычно состоят из железных рельс, установленных на шпалы и балласт , по которому движется подвижной состав , обычно оснащённый металлическими колёсами . Подвижной состав железнодорожного транспорта обычно имеет меньшее сопротивление трению по сравнению с автомобилями , а пассажирские и грузовые вагоны могут быть сцеплены в более длинные поезда . Поезда приводятся в движение локомотивами . Железнодорожный транспорт является относительно безопасным видом транспорта.

Метрополитен Легкорельсовый транспорт

Разновидностью легкорельсового транспорта является скоростной трамвай в том числе подземный трамвай и городская железная дорога). При этом отличия таких легкорельсовых систем от метрополитена , городской железной дороги (S-Bahn) , являются нечёткими, что зачастую становится причиной терминологических ошибок. В целом данный термин, как правило, применяется для обозначения скоростных электрифицированных железнодорожных систем (например, трамвайных), обособленных от прочих транспортных потоков на большей части сети, однако допускающих в рамках системы и одноуровневые пересечения, и даже уличное движение (в том числе трамвайно-пешеходные зоны) . В отличие от лёгкого метро, более близкого к обычному метро, легкорельсовый транспорт ближе к трамваю.

Эстакадный транспорт

Автомобильный

Легковые автомобили - самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира.

Автомобильный транспорт требует хороших дорог . Сейчас в развитых странах существует сеть автомагистралей - многополосных дорог без перекрёстков, допускающих скорости движения свыше ста километров в час.

  • Транспортные средства : различные типы автомобилей - Легковые , автобусы , троллейбусы , грузовые;
  • Пути сообщения : автомобильные дороги, мосты , тоннели , путепроводы , эстакады ;
  • Сигнализация и управление : правила дорожного движения , светофоры , дорожные знаки , автотранспортные инспекции;
  • Транспортные узлы : автостанции , автовокзалы , автостоянки , перекрёстки ;
  • Энергетическое обеспечение : автомобильные заправочные станции , контактная сеть ;
  • Техническое обеспечение : станция технического обслуживания автомобилей (СТОА), парки (автобусный , троллейбусный), автодорожные службы
По назначению

По назначению aвтомобили разделяются на транспортные, специальные и гоночные . Транспортные служат для перевозки грузов и пассажиров. Специальные aвтомобили имеют постоянно смонтированное оборудование или установки и применяются для различных целей (пожарные и коммунальные aвтомобили, автолавки, автокраны и т. п.). Гоночные предназначаются для спортивных соревнований, в том числе для установления рекордов скорости (рекордно-гоночные aвтомобили). Транспортные aвтомобили в свою очередь делятся на легковые , грузовые и автобусы . Троллейбус - автобус с электрическим приводом. Легковые автомобили имеют вместимость от 2 до 8 человек.

Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.

Легковые автомобили (автомобили индивидуального пользования) - aбсолютное большинство ныне существующих автомобилей. Их используют, как правило, для поездок на расстояния до двухсот километров.

Общественный автомобильный транспорт Для эксплуатации в городах и пригородах ныне используются преимущественно низкопольные городские автобусы, а для междугородных и международных рейсовых и туристических перевозок - междугородные и туристические лайнеры. Последние отличаются от городских моделей компоновкой с повышенным уровнем пола (для размещения под ним багажных отсеков), комфортабельным салоном только с сидячими местами, наличием дополнительных удобств (кухни, гардероба, туалета). В связи с повышением комфортности туристических автобусов в конце XX века, они вполне успешно конкурируют с железными дорогами в области перевозки туристов.

Велосипедный

Велосипед (от лат. velox - быстрый и pes - нога) - двух- или (реже) трехколесная (четырехколёсная [ ]) машина для передвижения, с приводом от 2 педалей через цепную, ременную или иную [

С чего же все началось? Изначально человек ходил по земле самостоятельно и на себе переносил различные грузы. Они были разного размера и веса, поэтому иногда человеку было тяжело. А некоторые грузы он вообще не мог передвинуть. Тогда на помощь человеку пришли домашние животные - ослики, лошади, а в некоторых странах - слоны, стали перевозить грузы, и у человека появилась возможность передвигаться на более дальние расстояния.

Через некоторое время человек изобрел лодку и парус. Тогда человек научился передвигаться по воде, и помогал ему в этом ветер. Чуть позже люди уже начали строить корабли и ходить по рекам, морям и даже океанам и открывать новые земли.

Потребности человека росли, грузы становились больше и тяжелее, и перемещать их нужно было на более дальние расстояния. Животные уже не могли помочь человеку. Тогда-то и пришлось изобрести транспортные средства. Первое, что изобрел человек - это воздушный шар. Он мог переместить достаточно большой груз и на дальние расстояния, но, к сожалению, был не очень удобен, потому что шар летел только в том направлении, куда его гнал ветер.

Затем, спустя некоторое время, человек изобрел двигатель - сердце любой машины. Первые двигатели были паровые, то есть работали на углях и на дровах. Тем не менее, такой двигатель позволил человеку придумать паровоз и успешно использовать это средство передвижения на протяжении долгого времени.

Паровоз был очень удобен, потому что мог перевозить людей и грузы на большие расстояния. И все же у паровоза тоже были свои недостатки - он мог передвигаться только по рельсам, для этого их предварительно нужно было проложить, а это не всегда представлялось возможным. Решение было очевидным - убрать рельсы и оставить только колеса. Так появился первый автомобиль.

С тех пор виды транспорта постоянно совершенствовались, и со временем появился подземный транспорт (метро), ракеты, подводные лодки.

Итак, мы сегодня упомянули такие виды транспорта:

1. Наземный (передвигается по земле).

2. Водный (передвигается по воде или под водой).

3. Воздушный (передвигается по воздуху).

4. Подземный (передвигается под землей).

Все виды транспорта нужны и важны человеку. Транспорт еще можно разделить по его назначению на такие группы:

1. Грузовой.

2. Пассажирский.

3. Специальный.

Грузовой транспорт перевозит различные грузы, пассажирский доставляет пассажиров по месту назначения, а для чего нужен специальный транспорт?

Бывает так, что человек попадает в беду, и ему нужна помощь, медицинская или спасательная, и тогда человек обращается к специальным людям, которые могут ему помочь в этой беде. Этим людям нужно как можно быстрее попасть к месту происшествия, чтобы помочь человеку в его беде. В таких случаях эти люди передвигаются на специальном транспорте.

К специальному транспорту относятся пожарные машины, скорая помощь, полицейские машины.

Рис. 15. Пожарная машина ()

Транспорт - (от лат. transporto - перемещаю), это совокупность средств и путей сообщений деятельность которых обеспечивает всю деятельность людей. Пути сообщений- это дороги. Технические сооружения- заправки, средства связи, мастерские. Транспорт-важнейший стратегический ресурс. Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные - морской и речной; воздушные - авиационный. Десятая часть людей работает на трансп.

Транспортная система- совокупность всех видов транспорта, связанных технологически, технически, экономически и нормативно правовыми актами.

    Основные виды транспорта, их краткая характеристика

Железнодорожный транспорт во многих промышленно развитых странах среди других видов транспорта занимает одно из ведущих мест. Это объясняется его универсальностью – возможностью обслуживать производящие отрасли хозяйства и удовлетворять потребности населения в перевозках вне зависимости от погоды: во всех климатических условиях и в любое время года.

Имея современные виды локомотивов и вагонов, мощный рельсовый путь, используя современные средства автоматики, телемеханики и вычислительной техники, железнодорожный транспорт, наряду с другими отраслями промышленного производства, входит в экономический потенциал каждой страны.

За время своего существования протяженность железных дорог мира достигла почти 1,3 млн км; при этом они не имеют себе равных по объему провозной способности и непрерывности функционирования.

1825г- Первая ж.д в Англии

Автомобильный транспорт обеспечивает:

1) относительно высокую скорость передвижения;

2) доставку грузов в районы, где нет других видов транспорта.

Он наиболее удобен, так как позволяет доставлять грузы непосредственно от отправителя к получателю без перегрузки; эффективен на внутригородских и междугородных перевозках пассажиров. Вместе с тем себестоимость грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом более высокая по сравнению с другими видами. В мире 31 млн км, а в России 1 млн км протяженность дорог.

Морской транспорт обеспечивает массовые перевозки в зарубежные страны, а также между портами внутри страны, расположенными на побережье морей. Морские перевозки наиболее эффективны на направлениях, где морские маршруты короче сухопутных, и там, где нет других видов массового транспорта. Для России особенно велико значение морского транспорта в обслуживании северных районов Сибири и Дальнего Востока, где нет железных дорог. Себестоимость морских перевозок грузов ниже, чем другими видами транспорта, и особенно при перевозках на дальние расстояния.

Речной транспорт осуществляет местные и дальние перевозки на маршрутах, которые совпадают с расположением судоходных рек и каналов. Он обладает высокой провозной способностью, причем особенно при использовании судов большой грузоподъемности на глубоководных реках, а также на маршрутах река-море. Себестоимость речных перевозок ниже, чем другими видами транспорта. Однако существенным недостатком речного транспорта России является кратковременность навигации в течение года и низкие скорости движения.

Воздушный транспорт – самый высокоскоростной вид транспорта, посредством которого осуществляются в основном пассажирские перевозки на ближние и дальние расстояния. Удельный вес грузовых перевозок невысок. На работу воздушного транспорта очень влияют погодные условия.Стоимость воздушных перевозок значительно выше, чем на других видах транспорта.

Трубопроводный транспорт Он используется для транспортировки главным образом нефти, нефтепродуктов и природного газа и почти не зависит от погодных условий, способен транспортировать жидкие и газообразные продукты на очень большие расстояния, является относительно дешевым видом транспорта. В России = 15000 км

Промышленный транспорт осуществляет перемещение предметов и продуктов труда в сфере производства.

Магистральный транспорт общего пользования включает в себя железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и трубопроводный.

Городской транспорт обеспечивает перевозки внутри города и включает в себя метрополитен, троллейбус, трамвай, автобус, такси, грузовой автомобиль и др.

    Основные элементы транспортных систем

Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах. Транспортный процесс – совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих их нормальную работу. Его составляющие: средства сообщения, пути сообщения, технические устройства и сооружения на транспорте (ремонтные заводы, заправки, сервисы); резервы – провозных способностей и пропускных путей. Предмет воздействия транспорта – грузы или пассажиры. Средства воздействия – подвижной состав. Объект воздействия – экономич. Или администр.

    Экономическое, государственное, социальное, культурное и военное значение транспорта

Экономическое - заключается в обеспечении развития, связи и координации работы всех отраслей экономики.

Государственное - заключается в том, что транспорт соединяет отдельные районы государства.

Социальное - обеспечение работой население, облегчение труда и повышение его производительности.

Культурное - состоит в возможности распространения с его помощью эстетических ценностей, что повышает культуру и образование населения.

Военное - обеспечивает перевозку войск и военной техники, а также снабжение войск всем необходимым. Ведение фронта сейчас без транспорта невозможно.

    Место транспорта России в мировой экономике

Доля ВВП 12% в мире занимает транспорт. Объём железных дорого 31%

Речной составляет 2% Морской транспорт 4% Воздушная перевозка составляет менее 1% Трубопровод занимает 8% Железная дорога перевозит около 3% пассажиров. Автомобильный транспорт перевозит пассажиров более 50% Воздушный более 11% Такси 11% Троллейбусы больше 30%

    Хронология развития транспорта в доисторический период

Транспорт появился примерно 6000 лет назад. Катки для особо тяжелых грузов, выдолбленные стволы дерева или плоты. Колесо было важным и большим шагом в истории человечества, появилось примерно 3000 лет до н.э. Применялись вьюки или 2-х - 4-х - колесные повозки. Паруса, трубчатые колеса примерно 1500 лет до н.э. Изобретение компаса.

    Развитие транспорта с 1 по 17 век

В 1662 году в Париже появились повозки Обнибус- для перевозки пассажиров. Фургоны- для перевозки грузов.

800: Улицы Багдада стали покрывать гудроном.

875: Первая попытка управляемого полёта Аббаса ибн Фирнаса.

1633: Лагари Хасан Челеби совершает первую попытку управляемого полёта на ракете.

1662: Блез Паскаль внедряет конный общественный автобус, который имеет регулярный маршрут, расписание и систему тарифов.

    Развитие транспорта в 18-19в 1700

В 1791 году был сконструирован самокат. В 1817 – Карл Дрейс построил 2х колесную коляску (дрезину).

Большим толчком развития стали паровые машины. Во Франции был изобретен воздушный шар. 1825- была построена железная дорога и железно дорожный мост в Англии. В России в 1839 году от Питера в царское село 27 км. В 1851 году железна дорога из Москвы в Питер. 1896- первая летающая модель самолета. Первый трех колесный автомобиль был создан во Франции. 1877- был создан первый ледокол (Россия).

    Развитие транспорта в 20в и в настоящее время

1901- Форд наладил выпуск автомобилей. 1905-первая автозаправка. 1914- первая авиалиния в США 1933-Беломоро Балтийский канал. 1941- Турбо реактивный самолет (Англия) 1947- первый сверхзвуковой самолет. 1968- ТУ 144 сверхзвуковой самолет.

    Концепция единства транспортной системы, ее развитие

Главные идеи: 1) Развитие концепции единства транспортной системы. 2) Принципы управления в условиях рыночной экономики. Транспортная система чаще всего рассматривается как целостная отрасль народного хозяйства, в состав которого входит 4 элемента:

1 транспортная сеть всех видов транспорта общего и не общего пользования.

2 подвижные транспортные средства (независимо от формы собственности на ниx),

3 трудовые ресурсы транспорта

4 система управления всеми видами транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

    Система управления транспортом в РФ и ее перспективы

Необходимость четкого выполнения задания связанных с безопасностью транспорта.

Единоначальная транспортная связь

Тесная взаимосвязь между перевозочными процессами

Проведение тарифной политики

Проведение комплексного анализа транспортной системы

    Характеристика показателей транспортной обеспеченности и доступности

Показатели транспортной обеспеченности и доступности

Эти показатели отражают уровень транспортного обслуживания хозяйства, населения

и зависят от многих факторов:

Протяженность сети;

Пропускная и провозная способность;

Конфигурации улиц;

Параллельность ходов;

Дождя, гололеда и др.;

Чем больше показатель, тем больше развита сеть.

1) Густота сети на 1000 км2

Lэ – протяженность эксплуатационной длины; S – площадь территории.

2) Транспортная обеспеченность населения на 10000 человек

Н – число населения.

3) Обобщенный показатель (формула Эйнгеля)

4) Успенский ввел формулу: объем предъявленных для транспортировки грузов

Q – количество грузов.

5) С развитием различных видов транспорта появился показатель по приведению

их к общему виду

S0 – обжитая территория

Василевский предложил следующий коэффициент приведения транспортной линии к

одному км железных дорог (пропускной и провозной способностей)

Для автомагистралей - 0,45

Обычное шоссе - 0,15

Речной путь - 0,25

Магистральный газопровод - 0,30

Нефтепровод - 1

Показатели по железнодорожному транспорту dsж/д:

Мир в целом - 1,81

СНГ - 0,65

США - 2,27

Азия - 1,35

Россия - 0,51

Африка - 0,50

Макроэкономическим показателем уровня транспортного

обслуживания считают объем приведенного грузооборота в тонно-километрах, (

грузооборот – количество тонн, приведенных на один километр) приходящегося

на 1 рубль национального дохода.

    Объемные показатели транспортной работы

Объём перевозок- это планируемый или фактически выполненный объём перевозок за единицу времени.

Грузооборот- выполненный объём на определённое расстояние.

Средняя дальность перевозок- это грузооборот или пассажирооборот делим на тонны.

Производительность труда- это объём транспортной работы делим на одного человека.

Трудоёмкость- показатель обратного объёма труда.

Перевозка грузов в тоннах (т);

Грузооборот в тонно-километрах (ткм);

Перевозка пассажиров (чел.);

Пассажирооборот в пассажиро-километрах (пасс.-км).

    Основные показатели качества работы

Время, скорость доставки грузов и степень их сохранности являются важнейшими показателями качества транспортной продукции, оказывающими непосредственное влияние на качество и эффективность транспортного обслуживания производства.

    Сроки и скорость доставки грузов и пассажиров

Как правило, в рыночных отношениях требуется разумный компромисс между стоимостью и срочностью доставки. Сроки доставки связаны, прежде всего, с технической или расчетной скоростью, на которую ориентирован данный транспорт. Срок доставки зависит от вида сообщения, технологий работы транспорта, конструктивных особенностей транспортных средств, условий проведения транспортного процесса, в том числе климатических и многих других факторов. Срок доставки основывается на средней скорости движения и включает в себя время на подвоз-вывоз груза, погрузочно-разгрузочные работы, оформление документов, остановки в пути по различным причинам и т.п.

Срок доставки груза - это время от отправки груза грузовладельцем (отправителем) до получения его грузополучателем.

Срок доставки пассажира - это время от выхода из места отправки (дом, работа) до прибытия к пункту назначения.

Если принять скорость движения обычного поезда на железной дороге при расстоянии 600 - 700 км за 100 %, тогда скорость маршрутного поезда составит 130- 140 %, судов на речном транспорте - 60 - 70%, воздушном - в зависимости от расстояния 150 - 300%, в междугородном автомобильном сообщении - 180%, а на трубопроводном - 40-50 %.

Средние скорости движения на железнодорожном транспорте - 55 км/ч; участковая скорость грузового поезда - примерно 33 - 35 км/ч, причем паровоз движется со скоростью 15 - 20 км/ч, электровоз 40-50 км/ч, тепловоз - 25 - 30 км/ч. Междугородный автобус имеет скорость 40 - 50 км/ч, автобус-экспресс 70 - 80 км/ч; суда типа «река-море» - 26 км/ч, а суда на подводных крыльях - 65 - 75 км/ч; авиация на местных линиях -300 - 400 км/ч, на дальних линиях - 850 - 950 км/ч и более.

Примерные скорости доставки по видам транспорта следующие: на железнодорожном транспорте -10-11 км/ч (пробег в среднем 260 - 270 км/сут, а на маршрутных поездах - 350-370 км/сут); на автомобильном транспорте - 15-17 км/ч, а при междугородном сообщении в 2 - 3 раза выше (500 - 800 км/сут); на речном транспорте - 5 - 6 км/ч (280 - 300 км/сут); на морском транспорте -16- 17 км/ч, а танкерами - 19 км/ч (350 - 550 км/сут); на воздушном транспорте - 450 км/ч; на трубопроводном транспорте -70 - 80 км/сут. Морской транспорт в каботажных перевозках быстрее доставляет груз, чем железнодорожный транспорт. Перекачка нефти удлиняет срок доставки в 2 - 3 раза по сравнению с доставкой нефти железнодорожным транспортом. Перевозка грузов мелкими партиями на всех видах транспорта проходит с уменьшенной скоростью доставки, что связано с необходимостью их накопления. Потери от недостаточной скорости доставки грузов по железной дороге в настоящий момент оцениваются в 20 - 25 млрд руб. в год.

Несколько иначе обстоит дело с пассажирскими скоростями доставки. Эту скорость необходимо рассчитывать с учетом времени и удобства подъезда к магистральному транспорту. Скорости перевозки пассажиров на любом виде транспорта выше, чем при перевозке грузов. На пассажирском транспорте существуют обычные и скоростные маршруты, а также грузопассажирские маршруты, стоимость которых различна; она зависит от количества и длительности остановок по маршруту. Скорость доставки с учетом стоимости определяет конкурентоспособность предприятия на пассажирских перевозках.

В любой ситуации нужно не просто ориентироваться на среднее время доставки, а рассчитывать конкретное время доставки пассажира или данного груза по данному маршруту с учетом удобства (интереса) пассажира или требований грузовладельца.

    Краткая история средств передвижения, использующие силу человека и животных

Повозка - транспортное средство, предназначенное для перемещения по твёрдой поверхности грузов или пассажиров с использованием силы мускулов животных или человека; движущее повозку живое существо располагается вне её.

Грузовые повозки

Телега - четырёхколёсная повозка(В Советском Союзе было двенадцать телегостроительных заводов. Самым крупным из них был завод «Смена» в Боровичах. В 1980-е годы он выпускал до двух тысяч телег в месяц, которые поставлялись во все уголки СССР.)

Арба - двухколёсная повозка

Фура - большая телега, войсковая повозка.(До второй половины XX века фурой называлась большая, длинная телега, запряжённая лошадьми или волами)

Тачка - одноосная и потому легко управляемая повозка для перемещения грузов мускульной силой(Тачка была изобретена в античной Греции. Два списка 408-407 и 407-406 гг. до н. э. упоминают «1 ящик для одноколёсного транспортного средства (hyperteria monokyklou)»)

Боевые повозки

Колесница(появились они около 2600 лет до нашей эры)

Четырёхколёсные боевые повозки своеобразной конструкции применяли хетты и гуситы.

Тачанка - использовалась во время Гражданской войны в России (название конной рессорной повозки со станковым (в основном) пулемётом, направленным назад. Известна с начала 1890-х годов.)

Специализированные повозки

Полевая кухня(В русской армии первые полевые кухни появились в 1898 году.)

Передвижная церковь(Первая православная передвижная (походно-улусная) церковь во имя Воскресения Христова была построена в 1724 г. для принявшего православную веру внука калмыцкого хана Аюки-хана Баксадая-Дорджи (Петра Тайшина))

На полозьях

Повозки на полозьях обычно называются санями. Наиболее известные типы саней в России:

Возок - карета на полозьях.

Розвальни - открытая повозка на полозьях, расширяющаяся в задней части.

Дровни - грузовые сани без кузова.

Пассажирские повозки

Карета - крытая повозка на рессорах.(Первые повозки на конной тяге найденные в кельтских захоронениях указывают на то, что кузов в них подвешивался на ремнях. Четырехколесные экипажи также использовались в доисторической Европе и их классическая конструкция в виде колеса и рессорной подвески использовалась с незапамятных времен.)

Дилижанс - большая многоместная пассажирская или почтовая повозка, широко используемая в XIX веке.(Почтовые дилижансы получили наибольшее распространение в конце XVIII - начале XIX века. Средняя маршрутная скорость почтовых дилижансов составляла 9-10 км/ч.)

    Механические средства передвижения

В понимании современного человека слово "автомобиль" означает транспорт, который оснащен автономным двигателем (это может быть и двигатель внутреннего сгорания, электрический и даже паровой котел). Пару веков назад автомобилем называли все «самодвижущиеся повозки».

Люди пользовались механическими средствами передвижения еще задолго до изобретения автомобиля. В качестве движущей силы пытались использовать и мускулы человека, и даровые ресурсы. Вот, например, в древнем Китае были сухопутные повозки с парусами, которые приводились в движение силой ветра. В Европу такое новшество пришло только в 1600х годах, благодаря конструктору Симону Стевину.

Нюрнбергским Часовщиком И.Хаучем была построенамеханическая повозка, источником движения которой была большая часовая пружина. Одного завода такой пружины хватало на 45 минут езды. Эта повозка действительно передвигалась, однако находились скептики, которые утверждали, что внутри нее спрятаны два человека, приводящие ее в движение. Но, несмотря на это, она все-таки была куплена королем Швеции Карлом, который пользовался ею для поездок по королевскому парку.

Согласно книге, изданной в Париже в 1793 году, автором которой был Озанам, уже в течение нескольких лет по Парижским улицам ездила коляска, приводимая в движение лакеем, который нажимал на подножки, расположенные под кузовом.

В России (XVIII века) были изобретены две конструкции механических экипажей: самобеглая коляскаЛ.Л.Шамшуренкова (1752 г.) и самокатка И.П. Кулибина (1791 г.). Подробного описания самобеглой коляски не сохранилось, но известно, что ее испытания успешно состоялись 2 ноября 1752 году. По изобретению И.П. Кулибина сохранилась куда больше информации: она представляла собой трехколесную педальную коляску с маховиком и трехскоростной коробкой смены передач. Холостой ход педалей осуществлялся за счет установленного между педалями и маховиком храпового механизма. Ведущими колесами считались два задних, а управляемым – переднее. Вес коляски (вместе со слугой и пассажирами) составлял 500 кг, а развиваемая ей скорость – до 10 км/ч.

Позднее, русский изобретатель Е.И. Артамонов (крепостной слесарь Нижнетагильского завода) в 1801 году построил первый двухколесный металлический велосипед.

    Эпоха паровых автомобилей

Фердинанд Вербст построил первый автомобиль на паровом ходу около 1672 года как игрушку для китайского императора.

Автомобиль был небольшого размера и не мог везти водителя или пассажира, но, возможно, он был первым работающим паровым транспортом («автомобиль»). В 1680 Исаак Ньютон в одном из своих трудов по механике описал экипаж, который должен был двигаться за счет реактивной силы пара. Экипаж представлял из себя телегу, оснащённую паровым котлом с соплом, через которое с помощью клапанамашинист мог стравливать пар, тем самым разгоняя телегу. Разумеется, это был лишь проект, и неизвестно, был ли он когда-либо реализован. Первым применённым на производстве паровым двигателем была «пожарная установка», сконструированная английским военным инженером Томасом Севери в 1698 году. Затем английский кузнец Томас Ньюкомен в 1712 году продемонстрировал свой «атмосферный двигатель». Это был усовершенствованный паровой двигатель Севери, в котором Ньюкомен существенно снизил рабочее давление пара. Попытки Ньюкомена использовать возвратно-поступательное движение поршня для вращения гребного колеса на судах оказались неудачными. Однако заслуга Ньюкомена в том, что он одним из первых реализовал идею использования пара для получения механической работы. Паровые машины Ньюкомена получили широкое распространение: к 1735 году только в Англии их было более сотни.

В 1769 году французский изобретатель Кюньо испытал первый образец полноразмерной машины с паровым двигателем(усовершенствованная машина Ньюкомена), известный как «малая телега Кюньо», а в 1770 году - «большую телегу Кюньо». Сам изобретатель назвал её «Огненная телега» - она предназначалась для буксировки артиллерийских орудий. «Тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в движение силой пара. Паровая телега Кюньо (fardier à vapeur de Cugnot) имела привод на единственное переднее колесо. Однако, судя по всему, управляемость её была неважной, что и послужило причиной первой в мире автомобильной аварии: на испытаниях изобретатель не справился с управлением.

В 1791 году русским изобретателем Иваном Кулибиным была изготовлена «самокатная повозка». Иван Кулибин начал работу над каретой спаровым двигателем и педалями в 1780-х. В числе его особенностей маховик, тормоз, коробка передач и подшипник, из которых состоит любой современный автомобиль. Его конструкция имела три колеса. К сожалению, как и со многими другими его изобретениями, государство не видело потенциала этих разработок и они не получили дальнейшего развития.

Первый патент на автомобиль в Соединённых штатах был предоставлен Оливеру Эвансу (англ.)русск. в 1789 году. Эванс демонстрировал его первую успешную самоходную машину, которая была не только первым автомобилем в США, но также и первой машиной-амфибией, так как была способна путешествовать на колёсах по земле

В XIX веке дилижансы на паровой тяге и рутьеры (паровые тягачи, то есть безрельсовые паровозы) для обычных дорог строились в Англии,Франции и применялись в ряде европейских стран, включая Россию, однако они были тяжёлыми, прожорливыми и неудобными, поэтому широкого распространения не получили. Среди других работ паровая машина на жидком топливе, собранная в 1815 году профессором Пражского политехникума Йозеф Божеком (англ.)русск. и четырёхместный паровой фаэтон, сделанный в 1813 году Уолтером Хэнкок (англ.)русск., разработчиком и оператором паровых автобусов Лондона.

В 1900 году примерно половина автомобилей в США была на паровом ходу. Паровые, электрические и бензиновые автомобили конкурировали десятилетия, пока в 1910-х бензиновые двигатели внутреннего сгорания не стали доминирующими.

Советские проекты:

в 1948 году был построен опытный НАМИ-012 на шасси семитонного ЯАЗ-200 (позже МАЗ-200). Характеристики трехцилиндровой паровой машины были вполне привычными: мощность - 100 л.с., обороты - до 1250 в минуту. А габариты и масса получились даже меньше, чем у дизеля с коробкой передач. Правда, эту экономию сводил на нет тяжеленный (около тонны) «котлоагрегат».

    История электрический автомобилей

В 1828 году венгр Йедлик Аньош, который изобрёл ранний тип электрического мотора, создал миниатюрную модель автомобиля, приводимого в движение при помощи его нового двигателя. В 1834 году изобретатель первого электрического мотора постоянного тока, кузнец штата Вермонт Томас Дэвенпорт, установил свой мотор в маленькую модель машины, которой он оперировал на кольцевом электрофицированном треке. В 1835 году голландский профессор города Гронинген Сибрандус Стрэтин и его помощник Кристофер Беккер создали небольшую электрическую машину, приводимую в движение неперезаряжаемыми первичными гальваническими элементами. В 1838 году шотландец Роберт Дэвидсон (англ. ) разработал электрический локомотив, который достигал скорости 6 км/ч (4 мили/ч). В Англии в 1840 году был предоставлен патент за использование рельсовых путей в качестве проводникаэлектрического тока и подобные американские патенты были выданы в 1847 году Лиллей и Colten. Приблизительно в период между 1832 и 1839 годом (точный год неизвестен) гражданин Шотландии англ. Роберт Андерсон изобрёл первую грубую электрическую карету, приводимую в движение неперезаряжаемыми первичными гальваническими элементами

    Первые автомобили с двигателем внутреннего сгорания

Ранние попытки изготовления и использования двигателей внутреннего сгорания были затруднены из-за отсутствия подходящего топлива, особенножидкого, и ранние двигатели использовали газовую смесь.

Ранние эксперименты с использованием газов были проведены швейцарским инженером Франсуа Исааком де Ривасом (англ.)русск. (1806), построившим двигатель внутреннего сгорания работающий на водородно-кислородной смеси, и англичанином Семюелем Брауном (англ.)русск. (1826), экспериментировавшим с собственным двигателем на водородном топливе в качестве транспортного средства до Шутерс Хилл (англ.)русск., юго-восточныйЛондон. Гиппомобиль (англ.)русск. бельгийца Этьена Ленора с одноцилиндровым двигателем внутреннего сгорания на водородном топливе совершил тестовый пробег из Парижа в Жуанвиль-Ле-Пон (англ.)русск. в 1860 покрыв около девяти километров примерно за три часа. Поздняя версия работала на угольном газе.Деламар-Дебутевильский (англ.)русск. автомобиль был запатентован и опробован в 1884 году.