Законодательство и судебная система. Законодательство Кипра. Особенности правовой системы и действующих законов Кипра.

Республика Кипр стала независимой республикой в 1960 году после 82 лет Британской администрации, что наложило большой отпечаток на образе жизни острова. В настоящее время кипрская законодательная система и все законы, регулирующие бизнес, основаны на Британском общем праве.

Являясь полноправным членом Европейского Союза, Кипр включает все европейские законы и директивы (Acquis Communautaire).

В соответствии с Законом о компаниях на Кипре на территории Кипра иностранные инвесторы могут учредить юридическое лицо любой из перечисленных ниже форм:

  • Акционерное общество с ограниченной ответственностью (акционерное или гарантийное), зарегистрированное на Кипре в соответствии с Законом Кипра "Об акционерных обществах", Глава 113;
  • Товарищество (общее или ограниченное), зарегистрированное в соответствии с Законом Кипра "О товариществах"
  • Филиал зарубежной компании в соответствии с разделом 347 Закона Кипра "Об акционерных обществах"

Рассмотрим особенности наиболее распространенной формы юридических лиц на Кипре - акционерное общество с ограниченной ответственностью. Главными чертами частной акционерной компании с ограниченной ответственностью (местной или международной) являются:

  • Ответственность членов компании ограничена суммой, не оплаченной соответственно принадлежащим им акциям (при наличии таковой);
  • Компания должна иметь Учредительный договор и Устав, подписанные учредителями или уполномоченными ими лицами.

Акционерные общества могут быть закрытого или открытого типа. Акционерные общества закрытого типа должны:

  • Иметь ограничения при передаче акций
  • Иметь не более 50 (пятидесяти) акционеров

Акционерные общества закрытого типа не имеют право предлагать свои акции на открытом рынке.

В соответствии с Законом о компаниях на Кипре международное предприятие имеет право осуществлять следующие виды деятельности:

  • Торговые и посреднические услуги
  • Функции головного отделения компании
  • Холдинговая и инвестиционная деятельность
  • Строительство и инжиниринг
  • Деятельность компаний, получающих гонорары от основной деятельности
  • Издательство и типография
  • Сфера недвижимости
  • Судовладельческая и распорядительная деятельность в сфере морского транспорта
  • Международные банки
  • Страхование

Порядок регистрации компаний согласно Закону

Компания с ограниченной ответственностью регистрируется согласно положениям Главы 113 Закона Кипра о компаниях с поправками.

Любая компания проходит обязательную регистрацию в Регистрационной Палате. При этом учредителями должны быть представлены:

  • Учредительный договор;
  • Устав компании

Учредительный договор должен содержать следующую информацию:

  • Название компании;
  • Основные виды деятельности компании;
  • Факт, что ответственность членов компании ограничена;
  • Сумма акционерного капитала компании.

Устав компании закрепляет административные положения и процедуры для управления компанией. Устав предусматривает и определяет процедуры проведения общего собрания акционеров и совета директоров, определяет возложенные на директоров полномочия, процедуру назначения и содержит положения, регулирующие вопросы управления и функционирования компании.

Для внесения любых изменений в Учредительный договор требуется судебное решение, а в Устав компании - достаточно только специальной резолюции.

Основные требования к компаниям:

1. Относительно величины уставного капитала компании определенных нормативных требований не существует. Минимальная сумма уставного капитала - 1,000 ЕВРО.

2. Каждая компания может быть зарегистрирована единственным акционером. Лицо, не имеющее постоянного места пребывания на Кипре, может зарегистрировать международную коммерческую компанию путем назначения номинальных держателей акций на условиях доверительного управления. Информация об акционерах компании хранится в Регистре компаний и является общедоступной.

3. Каждая компания обязана иметь как минимум одного директора.

4. Юридический адрес компании должен быть кипрским.

Первым этапом регистрации кипрской компании является получение одобрения ее названия в Реестре компаний. Регистратор может отказать в регистрации любого названия, которое, по его мнению, является неподходящим, схоже с названием уже существующей компании или же подразумевает ведение незаконной деятельности или покровительство правительства или королевской семьи.

После регистрации названия идет второй этап - регистрация компании в Регистрационной палате.

В Регистрационную Палату Кипра предоставляются следующие документы:

  • Учредительный договор и Устав;
  • Список директоров и секретаря;
  • Список акционеров

После регистрации Регистрационная Палата Кипра предоставляет следующие документы:

  • Свидетельство о регистрации;
  • Сертификат акционеров;
  • Сертификат директоров и секретаря;
  • Сертификат юридического адреса;
  • Заверенные копии Учредительного договора и Устава.

Язык корпоративной документации компаний на Кипре - греческий, но документы на английском языке принимаются почти везде. В определенном случае необходимо подготавливать документы только на греческом языке.

Процедурные требования

Согласно Закону о компаниях каждая компания должна вести бухгалтерский учет и ежегодно подготавливать финансовый отчет.

Финансовый отчет включает в себя сведения о прибыли и убытках, баланс компании и иные дополнительные сведения. В соответствии с Законом о компаниях первый финансовый отчет должен быть подготовлен не позднее 18 месяцев после регистрации компании и отправлен в налоговую службу Кипра.

Для составления отчета требуются следующие документы:

  • Счета-фактуры и контракты, подтверждающие продажи и доход компании;
  • Счета и квитанции, подтверждающие расходы, связанные с продажами компании (т.е. затраты на перевозки, комиссионные, консультационные затраты), а также административные расходы (т.е. электричество, телефонные переговоры, канцелярские товары, командировочные расходы и т.д.);
  • Трудовые соглашения и различная документация, подтверждающая заработную плату сотрудников;
  • Счета-фактуры и контракты на покупку имущества, используемые компанией;
  • Другие документы, подтверждающие доход компании из других источников (комиссионные, консультационные выплаты, дивиденды, проценты и т.д.);
  • Информация по всем банковским счетам компании.

Все документы должны быть предоставлены в оригинале (если это возможно) и содержать достаточную информацию для составления отчета.

Финансовый отчет составляется аудитором, т.е. лицом, являющимся членом зарегистрированного общества аудиторов. Аудитор при составлении отчета обязан доложить акционерам о том, что финансовый отчет подготовлен в соответствии с Законом о компаниях, а также предоставить им доклад о состоянии дел компании на конец финансового года, о ее прибыли и убытках за оконченный финансовый год.

Ежегодное собрание акционеров

Один раз в год все компании согласно Закону о компаниях должны проводить ежегодное собрание акционеров (ЕСА).

Промежуток между очередными заседаниями ЕСА не должен превышать 15 месяцев. Первое ЕСА должно проводиться не позднее 18 месяцев с даты регистрации компании. Несоблюдение данного требования ведет к уплате компанией и каждым директором штрафа в размере не более 250 евро.

Как правило, Устав предусматривает для директоров возможность проведения внеочередного общего собрания в любое время. Несмотря на положения Устава, владелец 10 % оплаченного капитала имеет право требовать от директора созыва внеочередного общего собрания.

Период рассылки уведомлений для ЕСА или собрания для принятия специального решения составляет 21 день. Для всех других случаев период рассылки составляет 14 дней. Период уведомления может быть сокращен с согласия 95 % участников, имеющих право участвовать в собрании и голосовать. Исключение составляет ЕСА, когда все акционеры должны выразить согласие сократить период уведомления.

Кипрское законодательство предусматривает 3 вида решений собрания акционеров:

  • Очередное
  • Специальное
  • Внеочередное

Законодательство на Кипре


Правовая система Кипра основана на Британской системе из-за колониального наследия страны и сложилась в период британского колониального господства на острове (1878-1960). На формирование большинства отраслей права решающее влияние оказало английское право, многие правовые институты ничем не отличаются от английских. Система законов основана на Британском законодательстве, и все положения, регулирующие бизнес-сферу, и все процедуры основаны на Английском общем законе. Например, Закон о Компаниях смоделирован по подобию Акта о Компаниях Соединенного Королевства от 1948 года. Исключение составляют семейное и наследственное право, тесно связанное с религиозными нормами соответствующих общин. Большинство законов официально переведено на английский язык. При вступлении в ЕС, Кипр унифицировал свои законы и правила в соответствии с нормами Сообщества Европейских Государств.

В независимом Кипре складывается собственное прецедентное право. Ни гражданское, ни торговое право не кодифицировано. Наряду с судебными прецедентами действует значительное количество законов, часть из которых была принята еще до объявления независимости. В то же время по сравнению с собственно английским правом можно говорить о кодификации отдельных гражданско-правовых институтов в Республике Кипр.

В семейном праве и некоторых вопросах личного статуса доминирующая роль была сохранена за религиозным правом (соответственно церковное право у греческой общины и мусульманское - у турецкой). Именно поэтому единого семейного права на Кипре не существует. Каждая община (греки, армяне, марониты, турки) руководствуется собственными религиозно-правовыми нормами. Согласно ст.111 Конституции Кипра любой вопрос, касающийся помолвки, брака, развода, ничтожности брака, судебного разделения или реституции супружеских прав или семейных отношений, должен регулироваться применявшимся на 1960 г. правом Греческой православной церкви или соответственно церкви другой религиозной группы и должен быть подсуден судам такой церкви. Более того, Конституция запрещает законодательным властям вторгаться в указанную сферу.

До 1990-х гг. браки греков-киприотов могли заключаться в религиозной форме, что соответствовало традиции. В настоящее время для действительности брака требуется его гражданская регистрация. Светский брак расторгнуть значительно легче, чем церковный - специальный семейный суд, тоже появившийся на Кипре совсем недавно, разводит обычно через 2 года (церковный развод занимает 7, 10 и более лет). Причем для государства светского развода достаточно - человек после него считается свободным, даже если церковный брак не расторгнут. Религиозный развод при отсутствии светского официально не прекращает брака. Вследствие противоречия нового брачного законодательства старым традициям на Кипре распространено фактическое двоебрачие.

В стране нет единого кодекса регулирования иностранных инвестиций, но существует целый ряд законодательных актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности иностранных, а также местных предпринимателей. В 1990-е гг. власти Республики Кипр прилагают усилия для гармонизации экономического права страны с законодательством Европейского Союза, в который Кипр должен был вступить в 2004 г. В частности, была значительно усилена правовая защита потребителей (в 1994 г. принят Закон о безопасности потребительских продуктов).

Современное уголовное право Кипра основано на английском общем праве. В стране действует УК, следующий типовой модели колониального Уголовного кодекса, разработанного в 1920-хгг.

Судебное разбирательство основано на английском общем праве. Обычно дела рассматриваются профессиональными судьями, однако по ходатайству обвиняемого он может предстать перед судом присяжных.

Все апелляции поступают в Верховный суд и рассматриваются там как минимум тремя из его членов. Верховный суд может увеличить, уменьшить размер наказания или изменить его вид, вынести вместо обвинительного приговора оправдательный или наоборот, а также направить дело в нижестоящий суд на новое рассмотрение. Верховный суд состоит из 13 членов, назначаемых Президентом Республики. Это высшая апелляционная инстанция в стране. Верховный суд назначает судей нижестоящих судов и решает все вопросы, связанные с их профессиональным продвижением, дисциплинарной ответственностью, увольнением и т.д.

Гражданские дела и незначительные преступления, влекущие наказания до 3 лет заключения или до 500 фунтов штрафа, рассматриваются в окружных судах (District Courts). В юрисдикцию судов ассизов (Assize Courts) входят более серьезные дела. В Республике Кипр нет никаких судов, рассматривающих особые категории уголовных дел (например, связанных с государственной безопасностью). Однако есть специальные суды по рассмотрению некоторых не уголовных дел: Суд трудовых споров, Суд рентного контроля и Семейный суд. Эти суды осуществляют исключительную юрисдикцию в соответствующих вопросах, их решения могут быть обжалованы только с точки зрения права в Верховный суд.

Законодательная власть принадлежит Палате Представителей, состоящей из 56 избранных членов, которые имеют соответствующие полномочия в течение 5 лет. Генеральный атторней Республики Кипр выступает в качестве главного юридического советника Президента Республики и Совета министров и одновременно является директором департамента публичных преследований.

Современное уголовное право Кипра также основано на английском общем праве. В стране действует УК, следующий типовой модели колониального Уголовного кодекса, разработанного в 1920-хгг. Министерством колоний Великобритании на основе УК Квинсленда 1899г.и УК Нигерии 1916 г. Ответственность за преступления военнослужащих предусмотрена в отдельном Кодексе о воинских преступлениях. Минимальный возраст уголовной ответственности на Кипре - 12 лет. В полном объеме уголовная ответственность предусмотрена с 16 лет. Наказания включают пожизненное заключение, заключение на срок, порку и штраф. Однако на практике порка не применяется. 19 января 2000 г. Кипр ратифицировал Протокол N 6 к Европейской конвенции по правам человека, обязывающий государство удалить смертную казнь из своего законодательства. Последняя смертная казнь имела место в 1962 г.

Уголовный кодекс сохраняет смертную казнь за измену (ст.36), подстрекательство к вторжению (ст.37) и морской разбой с применением насилия (ст.69). Некоторые преступления против государства наказываются смертной казнью по Кодексу о воинских преступлениях. 15 декабря 1983 г. Совет министров проголосовал за отмену смертной казни за умышленное убийство и замену ее пожизненным лишением свободы (Закон о внесении изменений в Уголовный кодекс 1983 г.). Смертные приговоры за преступления, предусмотренные Уголовным кодексом, могут быть вынесены судом ассизов, а военным судом - за преступления по Кодексу о воинских преступлениях.
Карательная политика в Республике Кипр вообще отличается исключительной мягкостью. Длительные сроки заключения крайне редки, многие из них укорачиваются в результате помилования и условно-досрочного освобождения. Абсолютное большинство наказаний составляют штрафы. Уголовный процесс на Кипре в основном следует английской модели. Основным источником уголовно-процессуального права является УПК (глава 155 Статутного права).

Дела расследуются полицией, служба публичного обвинения никаких следственных действий не выполняет. Значительный процент всех судебных преследований осуществляются исключительно по инициативе частных лиц.

По кипрскому законодательству никто не может быть задержан более чем на 1 день без решения суда. Максимальный период задержания (до предъявления обвинения) не может превышать 10 дней. Адвокаты имеют свободный доступ к задержанным лицам. Дела о преступлениях, наказуемых заключением не более 3 лет или штрафом не более чем в 500 фунтов, подсудны окружным судам, а более серьезные дела - судам ассизов. Окружные суды заседают постоянно и состоят из 1 судьи каждый. Дела в них рассматриваются в порядке суммарного производства непосредственно после проведения предварительного расследования. Суды ассизов проводят свои сессии 3 раза в год в каждом судебном округе, каждый из них состоит из 3 судей, отобранных из судей окружных судов. По итогам предварительного следствия суды ассизов рассматривают вопрос о предании обвиняемого суду. Судебное разбирательство основано на английском общем праве. Обычно дела рассматриваются профессиональными судьями, однако по ходатайству обвиняемого он может предстать перед судом присяжных.

В течение 10 дней после объявления приговора обе стороны процесса могут подать апелляционную жалобу (если наказанием является заключение или штраф более 200 фунтов). Все апелляции поступают в Верховный суд и рассматриваются там как минимум тремя из его членов. Верховный суд может увеличить, уменьшить размер наказания или изменить его вид, вынести вместо обвинительного приговора оправдательный или наоборот, а также направить дело в нижестоящий суд на новое рассмотрение.

Иностранные инвестиции в недвижимое имущество

Стратегическое положение Кипра в восточном Средиземноморье на пересечении Европы, Азии, Ближнего Востока и Африки; надежная и прозрачная правовая система в сочетании с членством в ЕС; отличная инфраструктура и надежная связь с любой точкой мира; относительно низкая стоимость проживания; отличный климат и дружелюбное и гостеприимное население - все это лишь немногие факторы, делающие Кипр по-настоящему привлекательным для иностранных инвесторов.

Лица, не являющиеся гражданами Кипра, которые инвестируют в недвижимость, могут быть подразделены на следующие четыре основные категории:

• Резиденты, вышедшие на пенсию . Многие люди после выхода на пенсию выбирают Кипр в качестве основного места проживания. Для пенсионеров здесь существуют многочисленные льготы, включая очень низкие ставки налогообложения пенсионных доходов, полученных из-за границы. Первые €3 417, полученные в отчетном году, не облагаются налогом, остальные суммы подлежат налогообложению по ставке всего 5%.

Также пенсионеры, при определенных обстоятельствах, могут воспользоваться льготами, предлагаемыми соглашением об избежании двойного налогообложения, которые Кипр заключил с их страной происхождения. В настоящее время Кипр заключил соглашения об избежании двойного налогообложения с 40 странами, при этом с 20 странами соглашения находятся в стадии переговоров. И последняя немаловажная деталь - на Кипре отсутствует налог на наследство.

• Экономически активные резиденты. В эту постоянно растущую категорию входят лица, не являющиеся гражданами Кипра, которые пребывают на Кипре в течение неопределенного или определенного периода времени в качестве сотрудников своей собственной международной коммерческой компании, либо местной или международной фирмы, и которые решили приобрести собственную недвижимость на Кипре, вместо того, чтобы арендовать ее. В эту категорию также входят международные коммерческие компании, приобретающие дома для членов Правления.

• Лица, приобретающие дома для отпуска и спекулянты . Многие люди приобретают недвижимость в качестве домов для отпуска для использования их после выхода на пенсию в качестве постоянного места жительства, либо в целях дальнейшей перепродажи и извлечения прибыли. Прибыль от продажи недвижимого имущества может быть репатриирована, при этом она подлежит налогообложению налогом на доходы от капитала.

• Коммерческие инвесторы. В эту категорию входят иностранные физические и юридические лица, приобретающие недвижимость на Кипре в целях ведения туристической деятельности, в качестве помещений для коммерческой деятельности или в промышленных целях, извлекая выгоду из местоположения и климата Кипра, его отличной инфраструктуры и различных льгот, предлагаемых для этих целей, особенно в области налогообложения.

Юридическая поддержка

Большинство застройщиков на Кипре работают в течение длительного периода времени и являются очень надежными компаниями. При этом Кипр имеет прозрачную и хорошо организованную правовую систему с профессиональными и финансовыми услугами мирового уровня, которые доступны в крупных городах. Тем не менее, также как и в любой другой стране, Кипр имеет довольно сложное законодательство и правила в сфере недвижимости, поэтому очень важно на начальном этапе получить достоверную и эффективную правовую консультацию, чтобы в дальнейшем избежать неудовлетворительных результатов и нежелательных последствий.

Ниже приводится краткий анализ основных особенностей законодательства Кипра, направленного на защиту права собственности и других сопутствующих прав, связанных с недвижимостью, а также касающегося регулирования соответствующих операций,особенно тех, в которых задействованы иностранные инвесторы.

Конституция Кипра

Конституция Кипра провозглашает равенство всех людей, независимо от их национальности, и включает положения по защите прав человека, без какой-либо дискриминации. Любое нарушение административными органами фундаментальных прав человека дает право лицу предъявить запрос с требованием устранить нарушения его прав. Органы власти обязаны в течение 30 дней предоставить обоснованный ответ на полученный запрос.

Кроме того, такое лицо имеет право свободного обращения в любой компетентный суд Кипра или в Европейский суд по правам человека.

Право собственности на недвижимое имущество рассматривается Конституцией Кипра как одно из фундаментальных прав человека. Это право защищается статьей 23 Конституции и законом "О принудительном отчуждении недвижимости" № 15/1962, упоминаемом ниже.

Лица, не являющиеся гражданами Кипра, пользуются всеми правами собственности, которыми пользуются граждане Кипра и могут быть уверены, что их собственность надежно защищена.

Договорное и гражданско-процессуальное право

Это законодательство регулирует любые виды сделок, включая связанные с недвижимым имуществом, и устанавливают процедуры, которым следуют суды при разрешении споров. Законодательные процедуры восходят ко временам, когда Кипр являлся британской колонией и в значительной мере смоделированы на основе своих английских аналогов. Несмотря на то, что в последние годы они подверглись изменениям, тем не менее, они все еще остаются подобными британской модели.

Договорное право гласит, что договора, касающиеся недвижимого имущества, должны быть выполнены в письменной форме, заверены нужными печатями и подписями, и должным образом засвидетельствованы.

Все споры, могущие возникнуть в результате сделок с недвижимым имуществом, регулируются законодательством Кипра и подведомственны судам Кипра. Тем не менее, стороны, при определенных обстоятельствах и по взаимному согласию, могут воспользоваться альтернативной подсудностью и обратиться в другие суды или, прежде чем начать разбирательство в суде, передать спорный вопрос в арбитражный суд.

Закон о гербовом сборе

Закон о гербовом сборе обязывает при заключении контракта купли-продажи уплатить гербовый сбор, который рассчитывается исходя из цены покупки, следующим образом:

• за первые €170 860 гербовый сбор составит €1,5 на каждую тысячу или ее часть; и

• за сумму, превышающую €170 860, гербовый сбор составит €2 за каждую тысячу или ее часть.

Отсутствие штампа о гербовом сборе не является причиной признания контракта недействительным, однако, контракт без штампа не принимается в судебное разбирательство и не может быть использован при оформлении передачи права собственности в земельном кадастре. Контракт без штампа может быть использован при судебном разбирательстве или при передаче права собственности при условии проставления надлежащим образом штампа об уплате гербового сбора, с уплатой пени за просрочку, в соответствии со стоимостью и датой исполнения соответствующего контракта.

Закон о недвижимом имуществе (владение, регистрация и оценка)

Этот закон вступил в силу в 1946 году, заменив собой превалировавший до этого Земельный закон Оттоманской империи. Этот закон является азбукой недвижимого имущества на Кипре, который охватывает все вопросы, касающиеся владения, регистрации, распоряжения и оценки недвижимого имущества в рамках системы Земельного Кадастра Кипра. Земельный Кадастр, в свою очередь, дает определение, описывает, ставит на учет и оценивает недвижимое имущество. Земельный кадастр является уникальным, поскольку в нем прослеживается история каждого земельного участка, начиная с даты его внесения в Общую Топографическую карту. Права на землю четко определены и обеспечены, поэтому все сделки, связанные с недвижимостью, надежно защищены.

Кипр является одной из немногих стран в мире, имеющей надежную и эффективную систему регистрации. Кроме того, после окончания полной компьютеризации системы, все услуги Земельного Кадастра будут модернизированы и ускорены.

В соответствии с разделом 40 Закона о недвижимом имуществе, право собственности на недвижимое имущество или любые другие права на недвижимое имущество могут быть приобретены только после регистрации в Земельном кадастре, в соответствии с указанной в законе процедурой. При этом такая регистрация может быть осуществлена только зарегистрированным владельцем недвижимости. Выдаваемые Земельным Кадастром свидетельства о регистрации недвижимости (документы о праве собственности) описывают недвижимость, гарантируют право собственности на нее и являются основанием для проведения сделок с недвижимостью.

Закон о продаже земли (исполнение обязательства в натуре)

В соответствии с этим законом покупатель недвижимости имеет право потребовать обеспечение исполнения обязательства в натуре путем передачи в Земельный Кадастр надлежаще заверенной копии контракта в течение шести месяцев с даты его заключения. Это необходимо в целях предотвращения незаконной передачи продавцом недвижимости другому лицу или наложения на нее обременения в ситуации, когда контракт действителен и вступил в законную силу. Более того, если продавец отказывает в передаче прав собственности на недвижимость, при определенных обстоятельствах, покупатель вправе обратиться в суд для принудительной передачи владения недвижимостью в его пользу.

Закон о приобретении недвижимого имущества (иностранными лицами)

Под словом "иностранные лица" в этом законе понимаются любые лица, не являющиеся гражданами Кипра, будь-то граждане стран ЕС или третьих стран.

В соответствии с этим законом, лица, не являющиеся гражданами Кипра и приобретающие недвижимое имущество на Кипре, помимо обязанности следовать общим правилам, регулирующим такие сделки, также обязаны соблюдать особые нормы и правила, с учетом определенных ограничений, которые накладываются в целях осуществления надлежащего контроля за иностранными инвестициями и защиты иностранных инвесторов.

Под термином "иностранное лицо" понимается любое лицо, не являющееся гражданином Республики Кипр, включая компании, расположенные на территории Кипра и контролируемые нерезидентами (международный бизнес), иностранные компании и доверительное управление в пользу иностранного лица. В это понятие не входят:

• Граждане Кипра-нерезиденты;

• Иностранные жены граждан Республики, которые не проживают отдельно от своих супругов в соответствии с решением компетентного суда; или

• Начиная с 1 мая 2004 года, граждане стран ЕС, постоянно проживающие на территории Кипра или компании, зарегистрированные на территории стран ЕС с главным офисом на Кипре.

• “Доверительное управление имуществом в пользу иностранного лица” означает любой вид доверительного управления, при котором бенефициар или один из бенефициаров не является гражданином Кипра, и включает любой положительно выраженный или подразумеваемый контракт или соглашение, заключенные в письменной или устной форме, в соответствии с условиями которых лицо, не являющееся гражданином Кипра, не будет абсолютным собственником, но будет иметь право собственности на выгоду, полученную другим лицом или он будет владеть собственностью на началах доверительного управления в свою пользу.

Термин “приобретение недвижимого имущества” включает:

• Дарение или покупка договора аренды недвижимости, срок действия которого превышает 33 года;

• Приобретение акций компании, которая была надлежащим образом зарегистрирована в качестве юридического лица на территории Республики Кипр или в районе дислокации ВС Великобритании. При этом, если большинство акций компании принадлежит лицам, не являющимся гражданами Кипра, компания считается "контролируемой нерезидентами"; а также

• Создание доверительного фонда, в который входит, полностью или частично, арендуемое недвижимое имущество со сроком аренды, превышающем 33 года в пользу лица, не являющегося гражданином Кипра, или участие такого лица в акционерном капитале компании в аналогичных целях.

В соответствии с законом о приобретении недвижимого имущества (в части, касающейся иностранцев), лица, не являющиеся гражданами Кипра, которые желают приобрести недвижимое имущество, обязаны получить разрешение Совета Министров. Как правило, выдача разрешения является стандартной процедурой в случае, если ходатайство подается иностранцами, имеющими честные намерения приобрести квартиру, дом или земельный участок, размер которого не превышает трех донюмов (примерно 4000 кв.м) и покупка которого осуществляется в целях возведения одного дома, предназначенного для постоянного проживания исключительно покупателя и членов его семьи.

Начиная с 1 мая 2009 года, граждане стран ЕС имеют право приобретать на Кипре без получения лицензии Совета Министров любое недвижимое имущество в виде домов, квартир, земли и участков под застройку, либо в инвестиционных целях.

Те же правила распространяются на юридические лица, зарегистрированные в странах-участницах ЕС.

Члены семьи покупателя недвижимости также могут приобретать недвижимость в собственность, при условии предоставления доказательств того, что они являются полностью независимыми покупателями, как в финансовом аспекте, так и в аспекте резидентства. Например, это могут дети, которые обзавелись своей семьей и бизнесом. Разрешение выдается для личного, не коммерческого, использования. Это правило не распространяется на международные компании, которые имеют право приобретать деловые помещения, а также квартиры и дома, в качестве постоянного места проживания членов Правления компании.

В соответствии с Приложением Т Соглашения о провозглашении Республики Кипр, граждане Великобритании рассматриваются, как "британские резиденты" и могут беспрепятственно осуществлять торговые сделки с землей без необходимости получения разрешения от Совета Министров. Эта льгота распространяется на британских резидентов, которые являлись таковыми на момент провозглашения Республики Кипр; при этом они имеют соответствующую запись в своем паспорте и эта льгота распространяется на их супругов и детей.

Несмотря на то, что выдача разрешения Совета Министров может занять до 12 месяцев, покупатели имеют право немедленно вселиться в жилье.

После получения разрешения и регистрации недвижимости на имя иностранного лица, на него перестают распространяться какие-либо ограничения и он может беспрепятственно продать недвижимость, передать ее по завещанию, либо осуществить с ней любую другую сделку. Более того, законному наследнику не нужно получать разрешение для регистрации недвижимости на его имя.

Прежде, чем заключить контракт на покупку недвижимого имущества, потенциальный покупатель должен осуществить проверку через Земельный Кадастр на предмет того, не является ли недвижимость заложенной и свободна ли она от обременений и долговых обязательств. Следует отметить, что какие бы то ни было обременения не могут повлиять на исполнение обязательства в натуре после того, как контракт был передан а хранение в Земельный Кадастр.

Несмотря на то, что установленные ограничения довольно легко обойти, приобретя недвижимость посредством компании, зарегистрированной в стране-участнице ЕС, для большинства граждан третьих стран, желающих приобрести недвижимость на Кипре, процедура получения разрешения Совета Министров на приобретение недвижимости в такой же степени проста и доступна. Как правило, разрешение выдается в рабочем порядке в случае, если ходатайство подается иностранцами, имеющими честные намерения приобрести квартиру, дом или земельный участок, размер которого не превышает трех донюмов (примерно 4000 кв.м) и покупка которого осуществляется для возведения одного дома, предназначенного для постоянного проживания исключительно покупателя и членов его семьи.

Передача прав собственности на недвижимое имущество

Передача прав собственности на недвижимое имущество может быть осуществлена после получения разрешения. Сборы за передачу права собственности уплачиваются покупателем, исходя из цены покупки, либо, при определенных обстоятельствах, по текущей рыночной цене. С первых €85 340 взимается 3%; с последующих €85 430 взимается 5% и с суммы, превышающей €170 860 взимается 8%.

Таким образом, сбор за передачу прав собственности на недвижимость, стоимость которой составляет €250 000, будет равен €13 165,60 (85,430 х 3% плюс 85 430 х 5% плюс 79 140 х 8%)

Любые лица, независимо от того, являются ли они гражданами Кипра или нет, могут получать кредит на покупку недвижимого имущества, обязательства по которому гарантируются залогом на недвижимость.

Закон о недвижимом имуществе (передача прав собственности и залог), No. 9/1965

Это закон регулирует процедуру залога недвижимости и продажи заложенной недвижимости. В соответствии с законом, договора залога должны быть зарегистрированы в Земельном Кадастре.

Закон о регулировании арендной платы

Аренда недвижимости на Кипре регулируется положениями договорного права. При этом Законом о регулировании арендной платы налагаются определенные ограничения, призванные обеспечить защиту прав арендаторов, при определенных обстоятельствах, в случае выселения.

Действие закона о регулировании арендной платы не распространяется на лиц, не являющихся гражданами Кипра, арендующих недвижимость на Кипре (граждане стран ЕС приравниваются к гражданам Кипра).

Договор аренды, срок действия которого превышает 15 лет, может быть зарегистрирован в Земельном Кадастре, при этом регистрация должна быть произведена в течение трех месяцев с момента подписания договора аренды. Зарегистрированный договор ареды дает определенные преимущества арендатору, включая право продажи аренды.

Лица, не являющиеся гражданами Кипра, не имеют право без предварительного разрешения Совета Министров заключать договора аренды недвижимого имущества со сроком действия, превышающим 33 года. При этом они не имеют право сдавать помещения в субаренду.

Для более подробной информации, пожалуйста, перейдите на сайт:

Правовая система Кипра в современном виде сложилась в период британского колониального господства на острове (1878-1960). На формирование большинства отраслей права решающее влияние оказало английское право, многие правовые институты ничем не отличаются от английских. К моменту британской оккупации Кипра в 1878 г. на острове действовало османское право, которое к этому времени было почти полностью кодифицировано, причем большинство кодексов было заимствовано у Франции. Новое право, однако, ещё не успело укорениться к тому времени.

Приказом о судах справедливости Кипра 1882 г. было установлено, что в делах, где хотя бы один из ответчиков не являлся османским подданным, применяется английское право, а в других случаях - османское.

Османское право на Кипре включало 5 кодексов, постепенно заменённых английским колониальным законодательством. Османский УК был заменён в 1928 г. кипрским Уголовным кодексом, введенным приказом в Совете; османский Коммерческий кодекс - Законом о партнерствах 1928 г., Вексельным законом 1928 г. и Законом о банкротстве 1930 г. Османский Гражданский кодекс (Маджалла), представлявший собой кодификацию норм шариата, был также постепенно отменён и заменён рядом крупных актов. В 1930 г. был введен Закон о контрактах (The Contract Law, Cap. 149), представлявший собой весьма полную кодификацию английского договорного права. Этот акт был основан на индийском Законе о контрактах 1872 г. и Декрете о контрактах Занзибара 1917 г. Закон о гражданских правонарушениях 1933 г. представлял собой кодификацию английского деликтного права (в настоящее время Кипр является единственной страной в Британском Содружестве, где деликтное право кодифицировано). Оставшиеся статьи Маджаллы были заменены другим законодательством. Османский Земельный кодекс был заменён Законом о недвижимой собственности (держании, регистрации и оценке) 1945 г. Наконец, Морской кодекс действует до сих пор в части, не противоречащей Акту о торговом мореплавании 1894 г.

Помимо вышеуказанных кодексов в период британского господства были кодифицированы и некоторые другие отрасли права (например, уголовно-процессуальное, горное).

После получения независимости Кипром положения английской правовой системы были введены в действие Законом о суде справедливости (Courts of Justice Law) в 1960 г. Согласно терминологии этого Закона гражданским и уголовным судам предписано соблюдать положения английского общего права, «поскольку они не противоречат законам, действующим в настоящее время, или изменения в них не внесены Конституцией». В случаях, если отношения не урегулированы законами Кипра, суды острова должны обращаться к положениям общего права и права справедливости.

В независимом Кипре складывается собственное прецедентное право.

В семейном праве и некоторых вопросах личного статуса доминирующая роль была сохранена за религиозным правом (соответственно церковное право у греческой общины и мусульманское - у турецкой).

На Кипре отсутствуют собственные юридические высшие учебные заведения. Греки-киприоты получают юридическое образование главным образом в Греции и Великобритании.

В момент создания независимого кипрского государства предполагалось, что судебная система должна будет отражать двухобщинный характер страны. Во главе высших судебных органов - Высшего конституционного суда и Верховного суда (они были объединены в январе 1964 г.) - должны были стоять нейтральные председатели, которые не принадлежали бы ни к одной из национальных общин, но обладали правом решающего голоса и должны были сохранять баланс между киприотами-греками и киприотами-турками - членами вышеуказанных судов.

Конституция 1960 г. предусматривала, что суд над киприотами-турками вершил только судья - турок, а над киприотами-греками судья - грек. В случае если в тяжбе участвовали киприоты-греки и киприоты-турки, дело рассматривалось смешанным судом. Были созданы общинные конторы адвокатов греков и турок, обладавшие законодательными и административными полномочиями относительно споров по вопросам образования, религии, культуры, спорта, кооперативов и кредитных обществ. После межобщинных столкновений 1963 г. смешанные суды прекратили своё существование. Верховный суд состоит из 13 членов, назначаемых Президентом Республики. Это высшая апелляционная инстанция в стране. Верховный суд назначает судей нижестоящих судов и решает все вопросы, связанные с их профессиональным продвижением, дисциплинарной ответственностью, увольнением и т. д.

Гражданские дела и незначительные преступления, влекущие наказания до 3 лет заключения или до 500 фунтов штрафа, рассматриваются в окружных судах (District Courts). В юрисдикцию судов ассизов (Assize Courts) входят более серьёзные дела. Апелляционной инстанцией по отношению к ним является Верховный суд Кипра. В Республике Кипр нет никаких судов, рассматривающих особые категории уголовных дел (например, связанных с государственной безопасностью). Однако есть специальные суды по рассмотрению некоторых неуголовных дел: Суд трудовых споров, Суд рентного контроля и Семейный суд. Эти суды осуществляют исключительную юрисдикцию в соответствующих вопросах, их решения могут быть обжалованы только с точки зрения права в Верховный суд. Генеральный атторней Республики Кипр (Генеральный прокурор) выступает в качестве главного юридического советника Президента Республики и Совета министров и одновременно является директором департамента публичных преследований.

В состав Верховного суда сепаратного государства - Турецкой республики Северного Кипра - входят председатель и 4 судьи. Он исполняет также функции конституционного суда, высшего административного суда и кассационного суда. Так же, как и в Республике Кипр, окружные суды в составе 1судьи рассматривают дела, наказуемые заключением на срок не более 3лет, суды ассизов в составе 3 судей рассматривают более серьёзные дела.

В 1991 г. в Республике Кипр учреждена должность Омбудсмена (уполномоченного по правам человека). Адвокатура организована в виде партнёрств, действующих на основании Закона о партнёрствах (повторяет одноименный английский Закон 1890 г.). По получении юридического образования кандидаты в адвокаты должны выдержать адвокатский экзамен, проводимый Правовым советом (Legal Board), и пройти годовую стажировку у адвоката, имеющего по меньшей мере пятилетний стаж. Адвокат с не менее чем 3-летним стажем вправе выступать в любом суде страны.

Time in Bahamas:

О стране

Официальное название – Республика Кипр
Столица — Никосия
Население — 1 142 575 (по состоянию на 2012 г.)
Общая площадь — 9 250 км².
Официальный язык – греческий
Национальная валюта – евро (с 2008 г.)


Индекс экономической свободы — 46 место

Рейтинг Всемирного Банка легкости ведения бизнеса — 39 место
Индекс глобальной конкурентоспособности — 58 место
Индекс восприятия коррупции — 31 место

Кипр расположен в восточной части Средиземного моря. Государство занимает 98% территории острова Кипр. Однако фактически власти Республики Кипр контролируют лишь 60% территории острова. На остальной части острова располагается Турецкая Республика Северного Кипра, а также базы Британских вооруженных сил. При этом разделение острова на зоны не препятствует ведению коммерческих операций и созданию оффшорного бизнеса.

Кипр не является классическим оффшором , однако предлагает достаточно выгодные условия регистрации компаний и налогообложения, что делает данную юрисдикцию особенно привлекательной для международного налогового планирования.

Кипр обладает целым рядом преимуществ :

  • государство-член Европейского Союза с 2004 г. В этой связи зарегистрированные на Кипре компании могут стать удобным инструментом при организации бизнеса с другими странами ЕС.
  • действующие соглашения об избежании двойного налогообложения почти с 50 странами мира (включая Россию),
  • достаточно низкая ставка налога на прибыль,
  • наличие развитой инфраструктуры и благоприятных возможностей для развития бизнеса.
  • преимущества, предоставляемые специальными налоговыми режимами для определенных видов деятельности

Экономика Кипра

Кипр характеризуется открытой, ориентированной на рынок экономикой. Вступление Кипра в ЕС стало важным этапом для экономического развития государства.

Особую роль в экономике Кипра играют прямые иностранные инвестиции. Именно поэтому правительство страны приняло ряд мер в целях либерализации режима прямых иностранных инвестиций. В частности, были сняты ограничения на иностранное участие в некоторых отраслях экономики. Таким образом, благоприятный инвестиционный климат создает предпосылки для регистрации компаний на Кипре и способствует росту популярности Кипра как международного делового и финансового центра.

Законодательство о компаниях Кипра

Фискальное и регулятивное законодательство Кипра было приведено в соответствие с нормами ЕС. Своеобразным завершением этого процесса можно считать включение Кипра в так называемый белый список ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Иными словами, Кипр отнесен к тем юрисдикциям, законодательство которых полностью соответствует налоговым стандартам ОЭСР.

Корпоративное законодательство Кипра представлено законом «О компаниях» (The Companies Law). Глава 113 данного Закона регулирует вопросы создания, деятельности и ликвидации компаний.

Кипрские компании могут быть зарегистрированы в двух основных типах:

  • частных компаний с ограниченной их акциями ответственностью (private company limited by shares)
  • публичных компаний с ограниченной их акциями ответственностью (public company limited by shares)

Минимальная сумма уставного капитала законодательством не установлена. На практике чаще он составляет 2,000 евро. Сведения о директорах и акционерах является открытой и вносится в Государственный реестр компаний.

На законодательном уровне закреплены требования к представлению компанией отчетности. Компания подает годовой отчет, содержащий информацию об акционерах, секретаре и директорах с приложением к нему финансовых документов (баланса, заключение аудиторов). Данный отчет направляется в Регистратор компаний. Кроме того, компания должна подавать ежегодную налоговую декларацию в налоговые органы.

Налогообложение компаний на Кипре

Вступление Кипра в Европейский Союз способствовало пересмотру властями страны налогового законодательства с тем, чтобы оно соответствовало праву ЕС. В частности, прекратили свое существование так называемые компании международного бизнеса (International Business Companies), в отношении которых на Кипре действовал оффшорный режим. В настоящее время все компании подлежат налогообложению в размере 12,5%. Данная ставка установлена Законом “О подоходном налоге” с поправками от 2013 года и является одной из самой низких в Европейском Союзе.

Налогообложение Кипра основано на принципе резидентности компаний. Резидентной компания признается тогда, когда органы ее управления и контроля находятся в Республике (т.е. если управляющие компанией директор и секретарь являются резидентами Кипра). При этом место регистрации компании значения не имеет. Если компания является резидентной, то корпоративный налог уплачивается со всего ее мирового дохода, т.е. как с дохода от иностранных источников, так и от источников на Кипре. В случае нерезидентных компаний налогом облагаются только доходы от источника на Кипре. Дивиденды и проценты, выплачиваемые нерезидентам, не подлежат налогу у источника.

Важно учитывать резидентность компаний и в практике применения налоговых соглашений Кипра: их действие распространяется только на резидентные компании. Если кипрская компания будет признана нерезидентом, то преимуществами налоговых соглашений такая компания пользоваться не сможет.

Среди иных налогов Кипра, которые взимаются с компаний, можно также отметить НДС (в настоящее время действует стандартная ставка 18%) и взнос на оборону (налогообложению подлежат резидентные компании, налог уплачивается с дивидендов, процентов и арендных платежей). В 2011 г. на Кипре введена единая ежегодная пошлина в размере 350 евро, которую должны уплачивать все зарегистрированные на Кипре компании.

Специальные налоговые режимы на Кипре

На Кипре законодательно закреплены специальные правила налогообложения отдельных видов деятельности (операций), так среди них:

1) С 1 января 2012 г. действуют новые правила по налогообложению дохода от объектов интеллектуальной собственности. Суть данного режима состоит в том, что 80% чистой прибыли от использования или иного распоряжения нематериальными активами исключается из налогооблагаемой базы. Налогообложению, таким образом, подлежат только оставшиеся 20% прибыли. К нематериальным активам при этом относятся торговые марки, патенты, права интеллектуальной собственности.

2) Полностью освобождены от налогообложения операции, связанные с распоряжением иностранными ценными бумагами (купля-продажа акций), долями в иных предприятиях, опционами на права.

3) Закреплены минимальные спреды для зеркальных займов (займы между связными компаниями): 0,35% при займе до 50 млн.евро, 0,25% — при займе от 50 до 200 млн. евро и 0,125% при займах свыше.

4) не облагаются налогом дивиденды, полученные от иностранной компании (за исключением специальных случаев).

5) Кроме того, от налога на прибыль освобождены компании, которые владеют судами, ходящими в международных водах под флагом Кипра.

Наши специалисты готовы предоставить более подробную информацию об общих условиях налогообложения на Кипре и специальных налоговых режимах.

Сроки уплаты налогов/сборов на Кипре

Во избежание штрафных санкций необходимо соблюдать представленные ниже сроки уплаты налогов для стандартной кипрской компании:

За просрочку исполнения налогового обязательства взимается пеня по ставке 4,75% в год для всех обязательств, срок исполнения которых наступил после 1 января 2013. Кроме того, в зависимости от обстоятельств, для налогоплательщика также может быть предусмотрен штраф.

Регистрация и обслуживание компании на Кипре

Наиболее часто для осуществления предпринимательской деятельности используется частная компания с ограниченной своими акциями ответственностью. Приобрести компанию на Кипре можно двумя способами:

  • регистрация «с нуля» с вашим наименованием;
  • выбор из списка уже зарегистрированных компаний (готовая или «полочная» компания).

Требования к наименованию компании
Перед регистрацией компании осуществляется проверка ее названия, которое должно отличаться от названий уже зарегистрированных компаний. Для проверки рекомендуется представлять несколько альтернативных вариантов наименования. В названии должно присутствовать слово Limited (либо сокращение Ltd). Кроме того, существует запрет на использование в названии определенных слов. Чаще всего, это слова, обозначающие виды деятельности, которые требуют специального регулирования (asset management, bank, broker, finance, stock etc.).

Требования к структуре компании
В компании должен быть назначен по крайней мере 1 директор и 1 акционер, в качестве которых могут выступать физические и юридические лица. Информация о директорах, а также акционерах и юридическом адресе содержится в Государственном реестре и является публичной.

Зарегистрированные на Кипре компании должны иметь секретаря. Единоличный директор компании не может одновременно выполнять функции секретаря. Требований к резидентности директоров, акционеров или секретаря законодательство не содержит. Компания должна иметь юридический адрес на Кипре.

Процедура регистрации
Для регистрации новой компании (или для покупки готовой) необходимо:

  • предложить варианты наименования компании (либо выбрать из списка готовых компаний);
  • предоставить копию заграничного и общегражданского паспорта бенефициара с отметкой о регистрации,
  • представить информацию о директорах и акционерах при отсутствии номинального сервиса;
  • обозначить особые требования к корпоративным документам и к печати компании, если таковые имеются.

В среднем регистрация новой компании занимает четыре недели (с учетом проверки наименования на доступность регистрации и пересылки документов). При покупке кипрской готовой компании срок получения оформленных документов — около одной недели.

Пакет документов зарегистрированной компании включает сшивку нотариальных копий основных учредительных документов компании под апостилем, генеральную доверенность, сертификат акций, печать компании.

Кипрская компания должна вести бухгалтерию и ежегодно сдавать финансовую отчетность. Для подготовки отчета необходимо предоставить:

  • выписки по банковскому счету;
  • контракты,
  • счета (invoices), акты выполненных работ и иные документы, подтверждающие финансовую деятельность компании.

О стоимости услуг по регистрации кипрских компаний и стоимости ежегодного обслуживания вы сможете узнать на нашем сайте в разделе или у специалистов нашей компании. Мы готовы представить все необходимые разъяснения по вопросам регистрации компаний Кипра.