Ключевые места путешествия. Открыть левое меню хайдарабад Хайдарабаде что там такого не хорошего

Прадеш, имеет одну из самых богатых и самых ярких историй. Город известен своей великолепной архитектурой и богатой культурой. Множество влияний сформировало характер города за прошлые 400 лет.

Древняя История

Перед фактическим историческим подъемом города территория, на которой Хайдарабад был в итоге основан, находилась под властью нескольких королевств, включая буддистские и индуистские.

Этой территорией управляла индийская династия , чьи феодальные вожди Какатийя объявили и установили свое королевство вокруг Варангала. Падение Варангала силами Мухаммеда бен Туглука из Султаната в 1321 году н.э. принесла анархию в регион.
В течение следующих нескольких десятилетий Султанат Бахмани Декана боролся с Масунури Ниякасом на севере и Раясом на юге. Это противостояние к середине 15-го века закончи лось переходом контроля над территорией Султанату Бах мани.

История Хайдарабада в средние века

Династия Кутуб Шахи История Хайдарабада как города началась в 1518 году, когда Султан Кули "КутульМульк" провозгласил независимость от Султаната Бахмани и основал город Голконда, объявив себя султаном Кули Кутуб Шах. За десятилетия до этого, Султан Мухаммад Шах Бахмани поручил Кули Кутуль Мульк подавлять повстанцев и бес порядки в регионе, с чем будущий правитель справлялся очень хорошо. К тому времени он основал Султанат Голконды в титуле Султан Кули Кутуб Шах. С этого момента началось правление династии Шахи Кутуб, а Султанат Бах мани полностью распался, расколовшись на пять раз личных королевств.
В 1589 году город Хайдарабад наконец был построен на реке Муси пятым султаном династии в пяти милях к востоку от Голконды. Мухам мед Кули Кутуб Шах посвятил его своей жене Бхагяматхи, а также в 1591 году он приказал построить в городе памятник, который со временем стал его символом – мечеть Чарминар. Говорят, таким образом он ре шил, поблагодарить Всевышнего за подавление чумы, прежде чем она уничтожила бы его недавно построенный город.
Начиная с этого времени и до 17 века богатство и процветание Хайдарабада основывалось на успешной торговли алмазами. Все Султанаты Кутуба, будучи великими мыслителями и строителями, внесли огромный вклад в куль туру и богатство Хайдараба да, привлекая бесчисленные потоки туристов из других стран, которые сравнивали его с красивейшим городом Ирана – Исфаханом.

Могольская Империя

Слава Хайдарабада при влекла внимание императора великих Моголов Аурангзеба, который взял штурмом Голконду в 1686 году Аурангзеб большую часть своего времени проводил в Декане, установив там превосходство и суверенитет великих Моголов. В 1666 году, когда Шах Джахан умер, Аурангзеб укрепил свою власть как императора и пытался расширить свою им перию ещё дальше, чем его предшественник – великий Акбар. Его цель был Хайдара бад, в то время считавшимся одним из самых богатых го родов в регионе, и, как сообщается, являвшийся неприступным из-за защиты форта Голконды. Первоначальные походы Аурангзеба не увенчались успехом, и он впал в отчаяние. Однако в 1687 году крепость выдержала девятимесячную осаду императора Великих Моголов Аурангзеба, но пала через предательство.
гласит, что если бы подкуп ленный диверсант Аурангзеба не открыл ночью , город не был бы захвачен. Султан Абул Хасан Тана Шах, седьмой и последний царь из династии Кутуб Шахи был заключен в тюрьму вскоре после того, как Голконда был взят штурмом. Значимость Хайдарабада снизилась, его процветающая алмазами была разрушена, и город превратился в руины. Внимание Аурангзеба было сосредоточено на других частях Декана, особенно вследствие того, что Маратхи, хотя и медленно, но неуклонно набирали силу в противостоянии правителю Моголов.

Теперь Хайдарабад является столицей индийского штата Телангана и формально столицей штата Андхра Прадеш. Город занимает площадь в 625 км2 (241 кв. мили) вдоль берегов Муси, население его составляет около 6,8 млн, а население аггломерации около 7,75 млн, что делает Хайдарабад четвертым по численности населения городом и шестой самой густонаселен ной городской агломерацией в Индии. При средней высоте в 542 метров (1778 футов) большая часть Хайдарабада расположена на холмистом ландшафте вокруг искусственных озер, включая Хуссейн – предшествовавшее основанию города – к северу от центра.

Достопримечательности Хайдерабада

Чарминар

Чарминар – символ Хайдарабада, как в Агре или Эйфелева башня в Париже. Мухаммед Кули Кутб Шах, основатель Хайдараба да, построил Чарминар в 1591 году в центре оригинальной планировки города. Говорят, что здание было построено, чтобы предотвратить смертельную эпидемию чумы, бушующую в то время. Четыре изящных минарета поднимаются на высоту в 48,7 м над землей. Чарминар имеет 45 молитвенных помещений и мечеть на верхнем этаже. Посетители могут осмотреть архитектурное великолепие внутри мечети Чарминар. Особенно красиво Чарминар выглядит ночью. Он расположен по центру дороги с интенсивным движением автотранспорта, но уже полным ходом идет проект о превращении прилегающей территории в пешеходную зону.


Голконда является одним из самых известных фортов Индии. Название форта произошло от телугского сочетания ГоллаКонда, что означает "Пастуший Холм". Происхождение форта можно быть прослежено до династии Ядава Деогири и Какатияс Варангал. Голконда изначально был глиняным фортом, который перешел к династии Бахмани и позже ею управляли КутбШахи с 1518 до 1687 годов н.э. Первые три правителя КутбШахи перестраивали Голконду на протяжении 62 лет. Форт славится своей акустикой, дворцами, гениальной системой водоснабжения и знаменитым оружием Фатех Рахбен, одним из орудий, использованных в последней осаде Голконды Аурангзебом, в результате которой в конечном итоге форт пал.

Монолитная статуя Будды


Самая большая в мире монолитная статуя Будды в центре озера Хуссейн Сагар В 1992 году тогдашний главный министр штата АндхраПрадеш Н.Т. Рам Рао сделал это реальностью. Монолитная фигура Будды высотой 18 м и весом 450 тонн, над созданием которой трудились около двухсот скульпторов в течение двух лет, стоит на небольшом острове в центре озера Хуссейн Сагар и является главной его достопримечательности для туристов и большинства посетителей города.

Дворец Чоумахалла

Этот роскошный дворец 18го и 19го века служил официальной резиденцией нескольких низамов (титул правителей Хайдарабада), включает в себя четыре внутренних двора с садами, расположившимися в линию с севера на юг. Самый великолепный зал для торжественных приемов "Хилват Мубарак" находится в конце первого внутреннего двора, где низамы проводили церемонии под 19 огромными люстрами из бельгийского хрусталя. Сегодня его боковые комнаты хранят и исторические экспонаты, превозносящие добродетели низамов. Его балкон когда-то служил королевской гостиной для женщин, которые принимали участие в коллективных собраниях в парандже. В несколько других залах хранятся интересные экспонаты низамов: личные вещи, предметы искусства и ремесел, костюмы, а в южном дворе вы найдете 1911 желтых Роллс Ройса, которые были сохранены для особых случаев и прошедшие только 356 миль более чем за столетие.

Индийский вестник

Так получилось, что в небольшой, относительно уединенный в Гималаях городок Ревалсар мы прибыли уже достаточно поздно, настолько поздно, что мелким, сонным и ленивым провинциальным гостиницам было тяжко возиться с нашим заселением. Хозяева гостиниц пожимали плечами, качали головами и махая руками куда-то в сторону ночи захлопывали двери перед нашим носом. Зато нас охотно, правда не бесплатно приняли на жительство в в гостевой дом на территории тибетского буддийского монастыря на берегу озера.

Как это бывает нередко для тибетских мест, нашей встречей и размещением занимался индус, поскольку негоже тибетским монахам заниматься денежными и мирскими вопросами. К тому же монастырь уже не первый час был погружен в ночной мрак, а монахам следовало выспаться,чтобы завтра рано утром надо с бодрым и полным благочестия лицом идти на медитацию. Про это и о других горестях мира поведал индус давший нам ключи от гостиничного номера, и чтобы хоть как-то утешить себя настойчиво порекомендовал нам посетить это мероприятие в семь утра.

Основные темы ниже: автобусы и поезда, авиабилеты и визы, здоровье и гигиена, безопасность, выбор маршрута, гостиницы, питание, необходимый бюджет. Актуальность этого текста - весна 2017 года.

Гостиницы

"Где я буду там жить?", - этот вопрос почему-то очень сильно, просто ужасно напрягает тех, кто по Индии еще не путешествовал. Нет такой проблемы. Гостиниц там пруд пруди. Главное выбрать. Далее речь идет о недорогих, бюджетных гостиницах.

По моему опыту есть три основных способа найти гостиницу.

Спиральный

Обычно Вы будете прибывать в новый город автобусом или поездом. Так вот вокруг них почти всегда великая масса гостиниц. Поэтому достаточно немного отойти от места приезда и начать ходить по кругу с всё большим радиусом, чтобы натолкнуться на множество гостиниц. Надписи "Hotel" на значительной территории Индии обозначает место, где можно перекусить, поэтому главными ориентирами служат вывески "Guest house" и "Lounge".

В зонах массового безделья (Гоа, курорты Кералы, Гималаи) развит частный сектор, ну, как у нас на побережье Черного моря. Там можно о жилье интересоваться у местного населения и ориентироваться на таблички "Rent ". В буддистских местах можно жить в монастырях, в индуистских в ашрамах.

Чем дальше отходите от автовокзала или железнодорожной станции, тем ниже цены, но и гостиницы встречаются всё реже и реже. Так что осматриваете несколько гостиниц приемлемых по цене и качеству и возвращаетесь в выбранную.

Если путешествуете группой, то на поиски гостиницы можно отправить одного или двух человек налегке, пока остальные ждут на вокзале с вещами.

Если в отеле отказывают и говорят, что гостиница только для индусов, то настаивать на заселении практически бесполезно.

Спросить таксиста

Для тех, у кого много багажа или просто искать лень. Или хочется поселиться около достопримечательности, например у Тадж-Махала, а не у вокзала. Еще в крупных городах есть места традиционного скопления туристов: в Дели это Мейн-базар, в Калькутте это Садер стрит, в Бомбее тоже как-то называется, но я забыл, то есть туда в любом случае надо ехать.

В таком случае находите водителя моторикшы или такси и ставите задачу, где хотите жить, в каких условиях и за какие примерно деньги. В таком случае Вас иногда могут бесплатно довезти до нужного отеля, даже показать несколько мест на выбор. Понятно, что цена сразу возрастает, торговаться бессмысленно, поскольку в стоимость уже включена комиссия таксиста. Но иногда, когда лень или среди ночи, воспользоваться этим методом бывает весьма удобно.

Бронировать через интернет

Это для тех, кто любит определенность и гарантии, больший комфорт и меньше приключений.

Ну, уж если бронируйте заранее, то бронируйте гостиницы качественней и не слишком дешевые (не меньше 30-40$ за номер), потому что в ином случае нет никакой гарантии, что в действительности всё будет так прекрасно как на фотографиях. Еще мне жаловались, что порой приезжали в забронированную гостиницу, а номера, несмотря на бронь были уже заняты. Хозяева гостиницы не смущались, говорили, что пришел клиент с деньгами, и силы воли отказать не хватило клиенту с наличностью. Деньги возвращали, конечно, но всё равно обидно.

Поиск, заселение и проживание в недорогих индийских гостиницах само по себе может быть самостоятельным приключением, источником веселых, а иногда не очень веселых воспоминаний. Зато будет что дома потом рассказать.

Технология заселения

  • Освободитесь от присутствия "помощников-индусов" и зазывал, их присутствие автоматически повышает стоимость заселения.
  • Заходите в гостиницу, которая кажется достойной Вас и спрашиваете сколько стоит и решаете, стоит ли там жить, заодно успеваете оценить интерьер и услужливость.
  • Обязательно просите показать номер перед заселением, покажите всем своим видом недовольство и возмущение, попросите показать другой номер, скорее всего он, будет лучше. Так можно сделать несколько раз, добиваясь всё лучших условий размещения.

Тех кого интересует энергия Ошо и Будды, медитация и Индия, всех Вас приглашаем в путешествие по местам где родился, прожил первые годы жизни и обрёл просветление величайший мистик 20-го века Ошо! В одном путешествии мы совместим экзотику Индии, медитации, впитаем энергетику мест Ошо!
Также в план тура входит посещение Варанаси, Бодхгаи и возможно Каджурахо (по факту наличия билетов)

Ключевые места путешествия

Кучвада

Небольшая деревня в центральной Индии, где родился и прожил первые семь лет Ошо в окружении и заботе любящих его бабушки и дедушки. В Кучваде до сих пор находится дом, который остался именно таким каким был при жизни Ошо. Также рядом с домом находится пруд, на берегу которого любил часами сидеть Ошо и наблюдать бесконечное движение тростника на ветру, веселые игры и полёты цапель над гладью воды. Вы сможете посетить дом Ошо, провести время на берегу пруда, прогуляеться по деревне, впитать тот безмятежный дух деревенской Индии, который несомненно оказал первоначальное влияние на формирование Ошо.

В Кучваде находится достаточно большой и комфортный ашрам под патронажем саньясинов из Японии, там мы и будем жить, и медитировать.

Небольшое видео-"эмоциональное впечатление" от посещения Кучвады и дома Ошо.

Гадарвара

В возрасте 7 лет Ошо вместе с бабушкой переезжает к своим родителям в небольшой город Гадарвара, где проходят его школьные годы. Кстати, школьный класс, где учился Ошо по прежнему существует, и там даже стоит парта, за которой сидел Ошо. В этот класс можно зайти, посидеть за партой, где в детские годы так много времени провёл наш любимый мастер. К сожалению, попасть в этот класс это дело случая и везения, смотря какой учитель проводит занятия в классе. Но в любом случае Вы можете гулять по улочкам Гадарвары, посетить начальную и среднюю школу, дом где жил Ошо, любимую реку Ошо...

А главное, что на окраине города есть тихий, небольшой и уютный ашрам, где находится место, в котором в возрасте 14 лет Ошо испытал глубокое переживание смерти.

Видео из ашрама Ошо в Гадарваре

Джабалпур

Большой город с более чем миллионом жителей. В Джабалпуре Ошо учился в университете, потом работал в нём преподавателем и стал профессором, но главное, что в возрасте 21-го года обрёл просветление, которое произошло с ним в одном из парков Джабалпура, а дерево под которым это случилось до сих пор растет на старом месте.

В Джабалпуре мы будем жить в тихом и уютном ашраме с великолепным парком.



Из ашрама легко попасть на Мраморные скалы - чудо природы, где любил проводить время Ошо во время своего проживания в Джабалпуре.

Варанаси

Варанаси знаменит своими кремационными кострами, которые горят и днём, и ночью. Но там также есть на удивление приятная набережная, знаменитый храм Каши Вишванатх, прогулки на лодке по Гангу. Рядом с Варанаси находится небольшой посёлок Сарнатх, знаменитый тем, что там Будда прочёл свою первую проповедь, а первыми слушателями были обычные олени.



Бодхгайя

Место просветления Будды. В главном храме города, который окружает красивый и обширный парк, до сих пор растёт дерево в тени которого обрёл просветление Будда.

Кроме того в Бодхгайе стоит множество самых разнообразных буддистских храмов воздвигнутых последователями Будды из множества стран: Китай, Япония, Тибет, Вьетнам, Таиланд, Бирма... Каждый храм обладает своей уникальной архитектурой, убранством, проводимыми церемониями.


Каджурахо

Само Каджурахо не связано напрямую с Ошо, если не считать, что про тантрические храмы Каджурахо Ошо часто упоминал, а его бабушка имела непосредственное отношение к Каджурахо.


Хайдарабад - это одно из мест Индии, которое нужно посетить обязательно. Столь категорично я утверждаю это потому, что город, в котором соединились, казалось бы, несоединимые вещи, - древность величественных храмов и индийская "силиконовая долина", крупнейшая в мире киностудия и веселый хаос жемчужного рынка...

Это город очень древней культуры, соединившей в себе черты мусульманства и индийской цивилизации... Знакомство с ним лучше начать с мечети Мекка- Масджид (18 век), поднявшись по 149 ступенькам на ее верх, вы увидите фантастический Хайдарабад, как на ладони. Рядом с мечетью находятся знаменитые и ставшие символом города триумфальные ворота Чарминар (Четыре минарета), своей красотой далеко затмевающие аналогичные триумфальные арки Европы. Обязательно надо съездить в крепость Голконда (11 км от города) , в катакомбах и подвалах которой по преданию хранятся алмазы, и многочисленные туристы сотнями бродят там, как "тени отца Гамлета" в поисках интересных находок...То ли потому, что алчность человеческая не знает пределов, то ли от губительного времени, но от крепости этой остались лишь руины, находящиеся на высоком 120 - метровом живописнейшем холме. Там сейчас по вечерам проводятся феерические световые шоу, которые заставляют учащенно биться сердце от игры света на фоне живописных руин...

Этот шестимиллионный город просто кишит достопримечательностями, это и комплекс 19 века Пуани Хавели с роскошными интерьерами, серебром и фарфором, и старое здание Царского утреннего... читать полностью

Полезен ответ?

Полезен ответ?

Полезен ответ?

Погода в Хайдарабаде по месяцам:

Месяц Температура Облачность Дождливые дни /
Количество осадков
Кол-во солнечных
часов за день
Днем Ночью
Январь 29.1°C 19.3°C 7.9% - 11ч. 13м.
Февраль 31.8°C 21.8°C 8.5% - 11ч. 35м.
Март 35.8°C 25.2°C 8.0% - 12ч. 3м.
Апрель 38.7°C 28.7°C 10.0% 1 день (8.4 мм.) 12ч. 32м.
Май 39.5°C 30.9°C 10.9% 1 день (18.6 мм.) 12ч. 56м.

Хайдарабад

(Hyderabad, 1671 км к югу от Дели, 1597 км к юго-западу от Калькутты, 739 км к юго-востоку от Мумбаи, 704 км к северу от Ченнаи, 574 км к северу от Бангалора)

Телефонный код (STD) – 40

1. Пурана Хавели, Музей низама Хайдарабада

2. Музей Саларджунга

3. Бадшахи Ашуркхана

4. Чар-Минар

5. Мечеть Мекка Масджид

6. Лад Базар

7. Чар-Каман

8. Дворцовый комплекс Чаумахалла

9. Дворец Фалакнума

10. Резиденция британского наместника

11. Археологический музей штата Андхра-Прадеш

12. Храм Венкатешвара/Бирла

13. Искусственное озеро Хусейн Сагар

14. Секундарабад

Городские ориентиры

Хайдарабад условно можно разделить на три части: Старый город, через который протекает река Муси; новый город Секундарабад (Secunderabad) к северу от Старого города, и форт Голконда к западу от Хайдарабада. Первые две части составляют единое целое, разделенное искусственным озером Хусейн Сагар. Деловой центр города и киностудия расположены в юго-западной части Хайдарабада. К западу от Хусейн Сагара находится Хайтек-сити (Hitec City), где сосредоточены офисы компаний, работающих в сфере информационных технологий. Основные достопримечательности сконцентрированы в той части Старого города, которая расположена на южном берегу реки Муси.

Туристические офисы Департамента туризма штата Андхра-Прадеш

(Andhra Pradesh Tourism Offices)

тел. 23 45 30 36,

ежедн. 7.00–19.00.

Yatri Nivas Hotel, Sardar Patel Road

тел. 27 81 63 75,

ежедн. 7.00–19.00.

Туристический офис Министерства туризма Правительства Индии

(Government of India Tourist Office)

2nd Floor, Netaji Bhavan, Liberty Road, Himayatnagar,

тел. 23 26 13 60, пн-пт 9.30–18.00.

Туристический офис Корпорации развития туризма штата Андхра-Прадеш

(Andhra Pradesh Tourism Development Corporation (APTDC) Central Reservation Office)

Shankar Bhavan, Basheerbagh, Hyderabad,

тел. 23 29 84 56, 7,

Как добраться

Самолет

Аэропорт Н.Т. Рамарао (N.T. Ramarao Airport)

в пределах города (такси до центра – Rs 250).

Регулярные рейсы в Дели, Мумбаи, Калькутту, Бангалор, Ченнаи, Тирупати, Абу-Даби, Сингапур, Шарджу, Дубай.

Автомобиль

Бангалор: по автостраде NH7; Ченнаи: по NH5; Мумбаи: по NH4 до Пуне (Pune), затем по NH9 до Хайдарабада.

Из истории

Хайдарабад (высота – 600 м над ур.м.) основал в 1591 г. султан Голконды Мухаммад Кули Кутб-шах (правил 1580–1612) на берегу реки Муси (Musi), в 8 км к западу от Голконды. Он перенес сюда столицу, так как к тому времени город Голконда был перенаселен и страдал от нехватки питьевой воды.

Хайдарабад строили как столичный город с дворцами, парками и мечетями. Первоначально он назывался Багхнагар (букв. «Город садов»). Существует предположение, что название Хайдарабад происходит от имени любимой жены султана Мухаммада Кули – Хайдар Махал (Hyder Mahal или Бхагмати/Bhagmati).

Крепостные стены вокруг Хайдарабада возвели только в 1724–1740 гг. для защиты от маратхов. Прежде в крепости было 14 ворот. Существует легенда, что с крепостью Голконда город связывал секретный туннель, вдоль которого на определенном расстоянии друг от друга были расположены куполообразные строения, где посыльные могли подышать свежим воздухом. Большая часть крепостных стен разрушилась во время наводнения 1908 г.

С 1724 по 1950 г. Хайдарабад был столицей одноименного княжества и резиденцией его правителей – низамов, затем административным центром штата Хайдарабад, а с 1956 г. – столицей штата Андхра-Прадеш.

Благодаря добыче драгоценных камней Хайдарабад стал богатейшим княжеством Индии. Добывали в первую очередь алмазы в долине реки Кистна вблизи Голконды. Уже в начале XVII в. Голконда была крупным алмазным центром. Здесь обнаружили знаменитые алмазы «Кох-и-нор», «Хоуп» («Надежда»), «Орлов» и другие.

В последние десятилетия в Хайдарабаде получило развитие производство программного обеспечения. Он соперничает с Бангалором за звание столицы высоких технологий. Жители Хайдарабада с гордостью называют свой город Киберабадом (Cyberabad).

Достопримечательности

Старый город Пурана Хавели, Музей низама Хайдарабада

(Purana Haveli/Nizam’s Museum)

Patthargatti Road, сб-чт 10.00–17.00, Rs 50, фотокамера – Rs 50, видеокамера – Rs 1000.

Музей располагается в комплексе зданий, построенных в XVIII–XIX вв. Здесь размещалась резиденция низама Махбуба Али-хана (правил 1869–1911). Туристам обычно показывают гигантский деревянный гардероб (72 м2) низама в восточном крыле главного здания – Массарат Махал (Massarat Mahal). Некогда в нем висели 75 твидовых костюмов, которые низам любил носить.

Также представлена коллекция китайского фарфора, изделия из серебра, подборка исторических фотографий, рассказывающая о жизни низама.

Музей Саларджунга

(Salarjung Museum)

Salar Jung Marg,

сб-чт зима 10.00–17.00, лето 10.00–19.00,

Rs 150, фотографировать запрещено.

В музее хранится около 35 тыс. предметов из огромной коллекции Саларджунга III (1899–1949), главного министра (визиря) низама Хайдарабада в 1-й пол. XX в. Будучи чрезвычайно богатым человеком, он много путешествовал на Западе и Востоке, где приобретал предметы искусства. Среди них были как настоящие произведения искусства, так и откровенный китч. Коллекция включает индийские изделия из нефрита, миниатюры, мебель, изделия из матового стекла эпохи Моголов, ткани, бронзу, буддистскую и индуистскую скульптуру, манускрипты и оружие. Представлены также образцы бидри – богато украшенные изделия из сплава цинка, меди и олова, сделанные в Бидаре, северной части штата Карнатака. Техника бидри принесена в Индию из Персии в XVI в.

Бадшахи Ашуркхана

(Badshahi Ashurkhana)

Afzal Ganj, около моста Naya Pul,

ежедн., необходимо получить разрешение попечителей.

Бадшахи Ашуркхана – букв. «Зал скорби». Здание (1592–1596) построено по приказу султана Мухаммада Кули Кутб-шаха, чтобы члены его семьи собирались здесь во время проведения ежегодного шиитского фестиваля Мухаррам (март-апр.) в память о мученичестве имама Хусейна и двух его сыновей (см. о мусульманах-шиитах штат Уттар-Прадеш). Это самая старая имамбара в Индии. Реконструирована в период правления низама Али-хана (1762–1802).

Мозаика из эмалевой плитки в персидском стиле (1611) – один из лучших образцов подобного вида искусства в Индии.

Чар-Минар

в центре Старого города,

ежедн. 9.00–17.30, Rs 100, фотокамера – беспл., видеокамера – Rs 25.

Чар-Минар (букв. «Четыре башни») построил Мухаммад Кули Кутб-шах в 1591 г. По одной версии, строительство было затеяно во славу бога, прекратившего эпидемию чумы, по другой – здание возведено на месте, где султан впервые увидел свою возлюбленную – исполнительницу индийских танцев Бхагмати.

Памятник представляет в плане квадрат, каждая сторона – 30,5 м. По углам пристроены четыре грациозных минарета (высота – 56,7 м) с внутренними винтовыми лестницами. Если повезет, найдите служащего с ключом: за умеренную плату он позволит подняться на один из минаретов.

В верхней части здания размещается ныне закрытая мечеть, старейшая в Хайдарабаде. Считается, что ее построили для детей султанов. Желтоватый цвет здания объясняется особой штукатуркой, сделанной из мраморной пудры, гороха и яичного желтка.

Мечеть Мекка Масджид

к юго-западу от Чар-Минара.

Внимание! Немусульмане не могут входить внутрь.

Мечеть возвели в 1617–1693 гг. Строительство завершилось при могольском императоре Аурангзебе, который к тому времени аннексировал султанат. Небольшие красные кирпичи из Мекки, вставленные в центральную арку, дали название мечети. Она может вместить до 3 тыс. верующих, еще 10 тыс. могут молиться во дворе. Слева во внутреннем дворике находятся могилы нескольких низамов Хайдарабада.

Напротив мечети, на другой стороне Shah Ali Danda Road, расположен госпиталь Унани (Unani Hospital), построенный в 1920-х гг. при низаме Османе Али-хане (правил 1911–1948).

Лад Базар

Lad Bazaar Road, к западу от Чар-Минара.

Лад Базар – одно из старейших мест в городе. На базарной площади Махбуб Чоук (Mahbub Chowk) располагаются мечеть (1818, расширена в 1904) и викторианская башня с часами (1892). Часовую башню построил Асман Джах, главный визирь низама в 1887–1892 гг.

В районе базара находится множество мастерских, где делают разнообразные браслеты, лавки, в которых можно купить розовую воду, травы и пряности, дорогие ткани и традиционную одежду, серебряные украшения, предметы антиквариата, изделия бидри, а также коробочки, блюда, кальяны и трубки для курения (хукка), тонко украшенные серебром и медью.

Хайдарабад – известный центр торговли жемчугом. Низамы так любили жемчуг, что не только носили его, но и, как говорят, в измельченном виде добавляли в пищу. Магазины, торгующие жемчугом, расположены на Gulzar Hauz Road около арки Чар-Минар Каман (Char Minar Kamaan).

Чар-Каман

к северу от Чар-Минара.

Чар-Каман – букв. «Четыре арки». Четыре церемониальные арки (каман) возведены в 1594 г. и когда-то вели к площади перед дворцом султана. Дворец разрушила в 1687 г. армия могольского императора Аурангзеба.

Северная арка, Мачхли Каман (Machhli Kaman, букв. «Рябья арка», или Первая арка), символизировала благосостояние династии Кутб-шахов. Восточная арка называлась Наккар Кхана-е-Шахи (Nakkar Khana-e-Shahi, букв. «Дом придворных барабанщиков» или Черная арка). Западная арка, Доулат Хан-е-Али (Doulat-Khan-e-Ali или «Ворота в резиденцию султана»), была прежде украшена драгоценными золототкаными коврами. Южная арка, Чар-Минар Каман (Char Minar Kamaan), служила входом в мечеть, расположенную в Чар-Минаре. Рядом с этой аркой располагается Пятничная мечеть (Jami Masjid, 1597–1598), реконструированная в начале XIX в.

На небольших улочках вокруг арок в наши дни расположились многочисленные торговые ряды.

Дворцовый комплекс Чаумахалла

(Chaumahalla, к юго-востоку от Лад Базара)

Внимание! Дворцы закрыты для туристов.

Комплекс Чаумахалла (букв. «Четыре дворца») построен в период правления низама Салабата Джунга (1751–1762). При этом низаме Хайдарабад попал (1759) под протекторат Британии. Внутри комплекса находятся залы приемов, в том числе британских генерал-губернаторов и вице-королей Индии.

Дворец Фалакнума

(Falaknuma Palace, 1,6 км к югу от Чар-Минара, Kohi-Tur Hill)

Дворец построен в 1872 г. по проекту европейского архитектора как частная резиденция богатого придворного низама – наваба Викар-уль-Умара из клана Пайгарх. В 1897 г. дворец приобрел низам Махбуб Али-хан (правил 1869–1911), решив использовать его в качестве гостевого дома. В 1906 г. здесь останавливался будущий британский король Георг V. Дворец использовался до 1911 г.

В настоящее время планируется открыть здесь дорогой отель.

Резиденция британского наместника

(British Residency, Koti, на северном берегу р. Муси)

Резиденция британского наместника, в которой ныне располагается женский колледж (Osmania UniveRs ity College for Women), построена в 1803–1806 гг. по проекту лейтенанта С. Рассела. Низам Сикандар Джах пожаловал ее британскому резиденту при его дворе Дж. Киркпатрику.

На фронтоне здания можно увидеть эмблему Британской Восточно-Индийской компании со львом и единорогом. В саду находятся развалины дворца, напоминающего уменьшенную копию резиденции. Его построил Кирпатрик для своей хайдарабадской возлюбленной – Хайр-ун-Ниссы Бегум. В свое время эта любовная связь вызывала большое количество сплетен в городе.

В 1857 г., после того как резиденцию атаковал отряд афганского клана рохиллов, вокруг нее возвели крепостные стены с бастионами.

В юго-западном углу комплекса есть небольшое британское кладбище, на котором, среди прочих, похоронены четверо англичан, служивших при дворе низама.

Археологический музей штата Андхра-Прадеш

(State Archaeological Museum, 1 км к северу от ж/д станции, Assembly Road)

вт-вс 10.30–17.00.

Музей расположен в городском парке Нампалли (Nampally Public Gardens). В нем представлены доисторические орудия труда, большая коллекция буддистского искусства, чольская бронза из Танджавура (штат Тамилнаду), дарственные грамоты на медных таблицах, оружие, домашняя утварь, римские монеты и даже египетская мумия. В новой пристройке разместилась галерея современного искусства.

В парке располагается ряд исторических зданий, включая комплекс Законодательного собрания штата (State Legislative Assembly, 1913), построенный в раджастанском стиле для городского муниципалитета.

Храм Венкатешвара/Бирла

(Birla Venkateshvara Mandir, к югу от озера Хусейн Сагар, на холме Калабахад (Kalabahad, букв. «Черная гора»))

ежедн. 7.00–12.00 и 14.00–19.00.

Индуистский храм, посвященный богу Вишну, открыт для всех, независимо от касты, вероисповедания и национальности. Он построен из раджастанского белого мрамора в 1976 г. богатой семьей индийских промышленников Бирла.

На соседнем холме, Барабанной скале (Nabat Pahar), находится построенный ими же планетарий (Birla Planetarium & Science Museum, ежедн. 10.30–20.15, Rs 10, сеансы на англ. яз., пн-сб 11.30, 16.00 и 18.00).

Вишну – одно из трех верховных божеств (тримурти) в индуизме наряду с Брахмой (создателем) и Шивой (разрушителем мироздания). Вишну принадлежит роль спасителя людей в бедствии и охранителя мироздания. Имя Вишну толкуется как «проникающий во всё», «всеобъемлющий» (от корня виш – букв. «входить, проникать»).

Вишну обычно изображают в виде человека с кожей темно-синего цвета, в венке, четырехруким, сидящим на троне и держащим в руках символические атрибуты – раковину, диск, жезл и лотос. На шее у него священный драгоценный камень (каустубха), а на груди – пучок вьющихся волос (шриватса). Часто вместе с Вишну изображают его супругу Шри-Лакшми, воплощающую красоту и преуспеяние. Он восседает на лотосе, его средства передвижения (вахана) – Гаруда, исполинский орел с получеловеческим лицом, и тысячеглавый змей Шеша. Повторение тысячи имен Вишну – одна из важнейших вишнуитских молитв.

Последователи Вишну считают его верховным божеством, основой и сутью бытия. В одном из вариантов мифа о потопе спасенный Вишну мудрец-риши Маркандея проникает в чрево божества и видит там всю Вселенную: землю, небеса, людей, богов. Мир предстает как форма существования Вишну. Согласно другому варианту мифа о потопе, Вишну в конце каждого мирового цикла вбирает в себя всю Вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающем по первозданному океану. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и создает мир.

У Вишну много имен, связанных с его свойствами или подвигами. Наиболее важные: Хари («Рыжевато-Коричневый», но толкуется как «Избавитель»), Говинда («Пастух»), Кешава («Благоволосый»), Мадхусудана («Убийца демона Мадху»), Мурари («Враг демона Муры») Пурушоттама («Лучший из людей» или «Высшая душа»).

Мифы о многочисленных воплощениях (аватарах) Вишну излагаются в древнеиндийских эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна», а также в сказаниях-пуранах. Аватара в индуистской мифологии – это нисхождение божества на землю, его воплощение в смертное существо ради спасения мира, восстановления закона (дхармы) или защиты своих приверженцев. Божества и герои, в образе которых предстает Вишну, к XI в. были объединены в учение о его аватарах. Ученые полагают, что вишнуитская идея о воплощениях возникла под влиянием буддистского учения о прежде существовавших буддах и джайнского учения о тиртханкарах.

Аватары (воплощения) Вишну

Матсья

(букв. «рыба»). Согласно «Махабхарате», воплотившись в рыбу, Вишну предупреждает предка людей Ману о надвигающемся потопе, а затем на корабле, привязанном к рогу на голове рыбы, выносит Ману, его семью и семерых мудрецов-риши из воды.

Курма

(букв. «черепаха»). Во время потопа утрачены многие божественные сокровища. Вишну в виде огромной черепахи погружается на дно космического океана, чтобы спасти их. Боги и демоны-асуры устанавливают на черепахе гору Мандару, обматывают их змеем Васуки (Шеша) и, используя их в качестве мутовки, начинают пахтать океан. Из пены появляются сосуд (кумбха) с напитком бессмертия амритой, богиня Лакшми, исполняющая желания корова Камадхену, слон Айравата, райское дерево Париджата, солнечный конь Уччайхшравас.

Вараха

(букв. «вепрь»). Чтобы спасти землю, которую демон Хираньякша вновь погрузил в глубины космического океана, Вишну воплощается в гигантского вепря, убивает демона в поединке, длящемся 1000 лет, и поднимает землю на своем клыке.

Нарасимха

(букв. «человек-лев»). В этой аватаре Вишну избавляет землю от тирании демона Хираньякашипу, который получил от Брахмы чудесный дар – способность становиться неуязвимым. Ни зверь, ни человек, ни бог не могли убить его ни днем, ни ночью. Демон стал преследовать людей, богов и даже своего благочестивого сына Прахладу. На закате (не днем и не ночью) Вишну возникает из колонны во дворце демона в облике полульва-получеловека и убивает Хираньякашипу.

Вамана

(букв. «карлик»). Царь Бали благодаря аскетическим подвигам получил власть над трилокой – тремя мирами (небом, землей, подземным миром) и подчинил богов. Мать богов Адити воззвала к Вишну о помощи. Он в облике карлика предстал перед Бали и попросил у него столько земли, сколько сможет отмерить тремя шагами. Получив согласие, Вишну первыми двумя шагами покрыл небо и землю, но от третьего шага воздержался, оставив Бали подземный мир – паталу.

Парашурама

(букв. «Рама с топором»). Вишну принял человеческий облик, родившись сыном брахмана Джамадагни, Парашурамой. Он никогда не расстается со своим боевым топором. В это время тысячерукий царь хайхайев Арджуна Картавирья, захвативший власть над миром, жестоко притесняет брахманов. Мстя за смерть отца, убитого кшатриями – родичами Картавирьи, Парашурама 21 раз истребляет заново нарождающиеся поколения кшатриев, кровью которых наполняет 5 озер на Курукшетре. Передав затем власть над землей брахманам, он забрасывает свой железный топор в реку Брахмапутру и удаляется навеки в пещеры горы Махендра.

Рама.

Вишну воплотился в образе царевича Айодхьи (герой поэмы «Рамаяна»), чтобы спасти мир от притеснений правителя Ланки, демона Раваны (см. штат Уттар-Прадеш).

Кришна. Самое значительное из воплощений Вишну (см. штат Уттар-Прадеш).

Будда.

Вишну воплотился в образе Будды, чтобы ввести в заблуждение грешников, побудить их к отрицанию вед и тем самым уготовить им проклятие и гибель. Согласно санскритской поэме «Гитаговинда» Джаядэвы (кон. XII – нач. XIII в.), Вишну стал Буддой из сострадания к животным, чтобы положить конец кровавым жертвоприношениям.

Калкин

(букв. «Тот, кто на белом коне»). Будущее воплощение Вишну в образе человека верхом на белом коне, с пылающим мечом в руке. Родившись в брахманской семье, Калкин становится свидетелем деградации человечества в период Кали-юги. Он видит порочность людей, нарушение вековых традиций, установлений и обрядов, миграцию населения под угрозой голода и притеснений, наступление смуты, возбуждаемой «низкими» пришельцами (дасью) и шудрами. Калкин восстает против этого и уничтожает варваров и «низких». С помощью царских обрядов (ашвамедха и дигвиджая) восстанавливает пределы власти чакравартина (правителя мира) и возрождает общественное устройство, предписывающее каждому сословию (варне) на соответствующей стадии жизни (ашрама) исполнять определенные обязанности. Многие люди воспринимают предсказание о Калкине серьезно и ждут его появления.

Легенда о происхождении святилища Вишну на холме Тирумала

Однажды божественный мудрец-риши Нарада пришел на берег священной реки Ганги, где другие мудрецы собрались совершить жертвоприношение. Нарада спросил, кому из трех верховных богов – Брахме, Вишну и Шиве – они собираются совершить приношение. Затруднившиеся с ответом мудрецы поручили Бхригу, наставнику богов и асуров (демонов), решить эту задачу. Бхригу сначала отправился в «мир Брахмы» (Брахмалока, высшее из шести небес, поднимающихся над землей), но Брахма не обратил на него внимания. Тогда Бхригу посетил обитель Шивы на горе Кайласа, но тот был так увлечен своей супругой Парвати, что также проигнорировал появление божественного мудреца.

Наконец Бхригу отправился в обитель Вишну – Вайкунтху. Вишну был также поглощен общением со своей супругой Лакшми и не заметил появления мудреца. Разозленный Бхригу ударил Вишну в грудь, где сидела Лакшми, но Вишну остался спокойным и даже спросил мудреца, не повредил ли он что-нибудь себе. Удивленный благодушием Вишну Бхригу возвратился к остальным мудрецам и сказал, что Вишну больше всех заслуживает того, чтобы ему совершили жертвоприношение.

Лакшми же не простила Вишну великодушия к мудрецу и в гневе покинула бога, отправившись в Колхапур (Kolhapur, штат Махараштра). Вишну, для которого разлука с Лакшми была невыносима, долго искал ее. В конце концов он оказался на горе Венката (Venkatadri Hill) у реки Свамипушкарни (Swamipushkarni), где, расположившись на муравейнике, погрузился в медитацию. Постепенно над Вишну вырос целый холм, получивший название Тирумала.

По прошествии многих лет Вишну женился на Падмавати, дочери местного царя Акашаи. Поскольку Лакшми, богиня богатства и процветания, покинула его, у Вишну не было средств на собственную свадьбу, и он занял их у Куберы, божества богатства. С тех пор паломники со всей Индии стали приходить на гору Тирумала, чтобы, подобно мудрецам, совершить приношение Вишну. Они верят, что этим помогают Вишну расплатиться с долгами и надеются, что бог также поможет им.

Искусственное озеро Хусейн Сагар

(Hussain Sagar/Tankbund, между Хайдарабадом и Секундерабадом)

часовая прогулка на катерах APTDC Bhageerathi и Bhagmati

11.00–15.00, Rs 50, 18.00–20.00, Rs 75.

Озеро создано в XVI в. и названо в честь Хусейна Шах Вали, который помог султану Голконды Ибрахиму (правил 1550–1580) излечиться от серьезной болезни. По другой версии, Хусейн Шах был зятем султана и отвечал за земляные работы.

Посреди озера на скале возвышается огромная 17,5-метровая статуя (350 т) Будды Пурнима, или Будды Полной Луны. Статуя изготовлена в Раигире (Raigir, 50 км от Хайдарабада) в начале 1990 г. Баржа, перевозившая идола к месту установки, затонула, и 2 года Будда пролежал на дне озера. В 1992 г. гоанская компания подняла статую со дна и установила ее на пьедестале.

Лодки регулярно курсируют к статуе от парка Лумбини (Lumbini Park, вт-вс 9.00–21.00, Rs 5), расположенного вблизи Secretariat Road. 30-минутная поездка туда и обратно (ежедн. 9.00–21.00) стоит Rs 25 с чел.

Хайдарабад - это жемчужина Индии и в прямом, и в переносном смысле. Это не только огромный мегаполис, в котором живет более шести миллионов человек, но и древний город, в котором переплелись мусульманская и индийская культуры. Династия Низамов - средневековых правителей города - вошла в индийскую историю, благодаря безудержной любви к алмазам, золоту и жемчугу, из которого изготавливали не только украшения, но даже косметические средства. С тех пор Хайдарабад остается самым большим центром ювелирного мастерства в Индии. Наконец, этот город - колыбель современного индийского кино, потому что именно в нем расположена самая большая в мире киностудия. Впрочем, обо всем по порядку.

Как добраться

В 22 км от Хайдарабада располагается международный аэропорт им. Раджива Ганди. После прибытия можно воспользоваться услугами таксистов (от 600 INR) или сесть на автобус. Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

В Маяпур расположен самый крупный автобусный терминал азиатского региона «Интер Сити Бас Терминал», а в центре самого города находится автовокзал им. Махатмы Ганди. Также до города можно добраться с помощью железной дороги. В городе есть две железнодорожные станции (Nampally или Hyderabad Deccan, и Secunderabad), принимающие поезда из Ченная, Мумбая, Бангалора и других городов. Билеты на ночные составы (то есть с возможностью поспать в поезде, а не трястись 14 часов днем) лучше бронировать за 1-2 дня.

Поиск авиабилетов в Хайдарабад

Погода в Хайдарабаде

Нить истории: от древних времен до наших дней

История Хайдарабада удивительна. Один из самых крупных городов Индии, он знаменит своими дворцами, исламскими минаретами, гробницами, индуистскими храмами и, конечно, многовековой алмазной торговлей. Свое богатство город получил также благодаря торговле дорогими тканями, золотом и жемчугом. В прошлом Низамы - правители города - считались самыми богатыми людьми мира. К примеру, в 1937 году состояние низама Асафа Джахи VII оценивалось в 2 млрд долларов, при этом бюджет Индии в то время был в два раза меньше - только один млрд. долларов.

Сегодня Хайдарабад - это индийская силиконовая долина, на территории города расположено огромное количество компаний в сфере IT, в том числе и представительства Microsoft, Dell, Oracle и Ifosys.

Отели

Гостиниц в городе предостаточно, мы лишь посоветуем пару самых, на наш взгляд, удобных отелей по соотношению цена/сервис/географическое положение. Отель Marriott 5* расположен всего в 10 минутах от аэропорта, в нем есть бассейн, роскошный ресторан и спа-центр. Также недалеко от аэропорта расположился отель Peppermint 4*. Этот вариант подойдет для тех, кто желает сэкономить и не слишком тратиться на жилье во время отдыха.

Роскошные интерьеры обещает дворец, а ныне отель Falaknuma Palace (улица Tank Bund Rd.), где в свое время даже останавливался король Георг V. Популярна и гостиница Green Park (даблы от 6000 INR).

3 вещи, которые непременно нужно сделать в Хайдарабаде

  1. Купить прекрасным дамам жемчужное украшение на улице Patther Gatti, где находится огромное число ювелирных лавок, со скидкой 40-60 % по сравнению с европейскими магазинами.
  2. Поискать алмазы в старинной крепости Голконда. Даже если оных вы там не найдете, то не стоит в расстройстве бросать все и уезжать. Дождитесь заката солнца и насладитесь красочным шоу с подсветкой, в котором рассказывается история форта.
  3. Совершите «кругосветное путешествие» на киностудии Рамоджи.

Жемчуг из Хайдарабада

Благодаря непревзойденному мастерству изготовления и низкой стоимости ювелирных работ, Хайдарабад является самым крупным центром торговли изделиями из жемчуга в Индии и одним из самых крупных в мире. Это, кстати, удивительно, потому что город расположен далеко от моря, и сырье приходится импортировать из Китая и Японии. На городских окраинах есть целые поселки, целиком занятые в процессе обработки морского жемчуга и его сортировки в соответствии с размером, формой, блеском и однородностью.

Если есть желание купить качественное украшение без наценки в 40-60 % (а именно с такой надбавкой продают ювелирные изделия в российских и европейских магазинах), то следует непременно заглянуть на улицу Patther Gatti, где находится огромное число ювелирных магазинов, а также в мечеть Чарминар.

Кроме того, стоит заглянуть на базар Лад, где можно прикупить яркие браслеты, сари, тюрбаны, хну и еще целую россыпь ярких, типично индийских штучек, столь необходимых женскому гардеробу.

Развлечения и достопримечательности Хайдарабада

Мечеть Чарминар, про которую упоминалось выше, кстати, - не просто лавочка по продаже жемчуга, а грандиозная мечеть, чье название переводится как «Четыре минарета». По легенде, она была построена в 1591 году в честь избавления города от эпидемии чумы. Если подняться по 149 ступенькам на вершину мечети, то вам откроется панорамный вид на весь город, и уж поверьте, это зрелище того стоит! Лучше всего наблюдать город ночью, когда весь мегаполис озаряется ночными огнями.

Крепость Голконда

Даже спустя множество веков исторические памятники, оставшиеся после древних правителей, только «подпитывают» мифы и легенды, которыми обросла легендарная алмазная казна индийских князей. Среди населения до сих пор ходят легенды, что большая часть драгоценных камней древней династии осталась в катакомбах и подвалах крепости Голконда («Пастуший холм»), в 11 км от города. Местные жители и предприимчивые туристы уже давно бы, разумеется, разобрали крепость по кирпичику, однако государство изо всех сил оберегает исторический памятник от корыстных вандалов и легковерных индийцев. Тем не менее, никто не запретит посетить крепость и попытать счастья (без фанатизма, конечно: если вы прибудете в Голконду со связкой динамита и киркой, то ваш энтузиазм вряд ли оценят).

От древней крепости, когда-то бывшей центром алмазной торговли и личной сокровищницей древних князей, теперь остались только живописные руины, которые расположены на холме в 120 метров в высоту.

Киностудия Рамоджи

Если вы всегда мечтали о шикарной индийской свадьбе в стиле Болливуда, то киностудия Рамоджи к вашим услугам. Если верить Книге рекордов Гиннеса, то это самый крупный кинокомплекс в мире, в котором более 800 га съемочных площадок, городских пейзажей, звукозаписывающих павильонов, студий монтажа, складов и т. д. В студии можно снимать больше 500 фильмов одновременно, и потому среди гостей студии - режиссеры и съемочные группы из Голливуда .

Однако это еще не все. Рамоджи - это еще и Мекка для туристов: студию посещает более 1 млн посетителей в год. Проходя павильоны для съемок один за другим, можно оказаться в развлекательном тематическом парке, японском саду, около искусственного водопада, в пещерах, терминалах аэропортов, больницах, на железнодорожных вокзалах, в церквях, мечетях, торговых площадях, дворцовых интерьерах, в замке, а также побывать в городах Древней Индии, Великих Моголов или на американском Диком Западе. И это, кажется, еще не все!

Другие достопримечательности

Комплекс середины 19 века Пурани Хавели в неоклассическом стиле - некогда главная резиденция Махбуба Али-паши. В восточном крыле (Масарат Махал) - сохранившиеся интерьеры, рассказывающие о жизни хозяев, в том числе гигантский гардероб на 73 м2, где двухъярусные шкафы с механическим подъёмником завешаны одинаковыми твидовыми костюмами (говорят, их ровно 75 штук, и все они были приобретены на шотландской фабрике). Другие must-see: коллекция фарфора, фотографии, серебряные изделия.

Любителям музеев можно посоветовать заглянуть и в Саларджанг, где хранится эклектичное собрание из 40 000 предметов, принадлежавших в начале 20 века премьер-министру Хайдерабада. Гордость экспозиции - могольский нефрит, ширма из слоновой кости, Коран 13 века

Примечательны в Хайдерабаде и здания больниц - Османия (1925 год), напротив которой находятся здания Высшей школы мальчиков и Верховного суда из розового гранита и красного песчаника, а также больница Унани (1920-е года), где ранее применялись методы традиционной греческо-арабской медицины.

Наконец, не стоит пропускать старинное здание Царского утреннего дома (Ашуркхана). Возведенное в 1595 году, сегодня оно хранит коллекцию лучших друзей женщин - алмазов, а также удивительно изящные украшения из золота и серебра.