Традиционные черты русской избы порог. Традиционные жилища славянских народов: избы, хаты и мазанки. Национальные дома славян в зависимости от региона

К постройке нового дома славяне относились очень серьезно, ведь в нем предстояло жить многие годы. Заранее подбирали место для будущего жилища и деревья для строительства. Лучшей древесиной считалась сосна или ель: дом из нее получался крепким, от бревен исходил приятный хвойный запах, да и люди в таком доме болели реже. Если поблизости не было хвойного леса, то рубили дуб или лиственницу. Стройка начиналась поздней осенью. Мужики со всей деревни валили лес и прямо на опушке строили бревенчатый сруб без окон и дверей, который так и оставался стоять до ранней весны. Делалось это для того, чтобы бревна за зиму «улеглись», притерлись друг к другу.

Ранней весной сруб разбирали и переносили на выбранное место. Периметр будущего дома отмечался прямо на земле с помощью веревки. Для фундамента по периметру дома выкапывали яму глубиной 20-25 см, засыпали ее песком, закладывали каменными глыбами или просмоленными бревнами. Позже стали использовать кирпичный фундамент. Сверху плотным слоем укладывали берестяные пласты, они не пропускали воду и предохраняли дом от сырости. Иногда в качестве фундамента использовался четырехугольный бревенчатый венец, установленный по периметру дома, а уже на него складывали бревенчатые стены. По старым языческим обычаям, которые даже и сегодня у русского человека уживаются с истинной христианской верой, под каждый угол венца закладывали клочок шерсти (для тепла), монетки (для богатства и благополучия), ладан (для святости).

При строительстве дома имело значение даже количество бревен в стенах, оно было различно, в зависимости от принятых в данной местности обычаев. Существовало много способов скрепления бревен по углам, но наиболее распространенными были два – сруб «в обло» и «в лапу». При первом способе по углам дома оставались неровные выступы, которые назывались остатком. Такие домики нам знакомы с детства по иллюстрациям к русским народным сказкам. Но выступающие части бревен в избах имели особое значение – предохраняли углы дома от промерзания морозной зимой. Зато сруб «в лапу» позволял расширить пространство дома. При этом способе бревна соединялись друг с другом на самых концах, это было намного сложнее, так что этот способ использовался реже. В любом случае бревна очень плотно прилегали друг к другу, а для большей теплоизоляции щели протыкали мхом и конопатили.

Покатая крыша выкладывалась щепками, соломой, осиновыми дощечками. Как бы ни было странно, самой долговечной была соломенная крыша, потому что она заливалась жидкой глиной, высыхала на солнце и становилась крепкой. Вдоль кровли укладывали бревно, украшенное с фасада искусной резьбой, чаще всего это был конь или петух. Это был своеобразный оберег, защищающий дом от бед. Перед тем, как приступить к отделочным работам, в крыше дома оставляли небольшое отверстие на несколько дней, считалось, что через него нечистая сила должна вылететь из дома. Пол застилали половинками бревен от двери к окну. Между фундаментом и полом оставалось пространство, которое служило подполом для хранения продуктов (подклеть), здесь же хозяин мог устроить мастерскую, а зимой в подклети держали скот. Сама комната называлась клетью, в нее можно было попасть через низкую дверь с высоким порогом, окна в русской избе были маленькими, обычно их было три с передней стороны и одно сбоку.

В русской избе обычно была одна комната. Главное место в ней занимала печь. Чем больше была печь, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети. С печью было связано много обрядов и верований. Считалось, что за печью живет домовой. Сор из избы выносить было нельзя, и его сжигали в печи.
Когда в дом приходили сваты, девушка забиралась на печь и следила оттуда за разговором родителей с гостями. Когда ее звали, она слезала с печи, и это означало, что она согласна выйти замуж, а свадьба неизменно заканчивалась тем, что в печь бросали пустой горшок: на сколько черепков разобьется, столько и детей будет у молодых.

Рядом с печкой находился так называемый «бабий угол». Здесь женщины готовили пищу, занимались рукоделием, хранили посуду. От комнаты он был отгорожен занавеской и назывался «кут» или «закут». Противоположный угол назывался «красным», святым, здесь стояла икона, висела лампадка. В этом же углу располагался обеденный стол с лавками. Вдоль стен под потолком были прибиты широкие полки, на них стояла праздничная посуда и шкатулки, которые служили украшением дома, или хранились нужные в хозяйстве вещи. В углу между печью и дверью под потолком была вделана широкая полка – полати.

В древнерусской избе было не так уж много мебели: уже упомянутый стол, лавки вдоль стен, на которых не только сидели, но и спали, небольшой открытый шкаф для посуды, несколько массивных обитых железными полосами сундуков для хранения одежды и белья – вот, пожалуй, и вся обстановка. Полы покрывались вязаными или сотканными половиками, одеялами служила верхняя одежда.

По старой традиции первой в дом пускали кошку, а уж потом входили сами. Кроме того, из старого дома забирали горячие угли в горшке, как символ домашнего очага, приносили домового в лапте или валенке, иконы и хлеб.

Простые крестьяне жили бревенчатых избах, а бояре и князья строили для себя дома побольше и украшали их побогаче – терема и палаты. Теремом называлось высокое и светлое жилое помещение, построенное над сенями или просто на высокой подклети. В терем вела лестница с высоким крыльцом, украшенная резьбой и опирающаяся на резные же деревянные столбики.
Само помещение часто расписывалось и также украшалось резьбой, в большие окна вставляли кованые решетки, а высокая крыша даже покрывалась настоящей позолотой. В тереме находились горницы и светлицы, в которых, согласно народным сказкам, жили девицы-красавицы и все свое время проводили за рукоделием. Но были в тереме, конечно, и другие помещения, соединявшиеся переходами и лестницами.

Вплоть до XVI века дома в Древней Руси были деревянными, они часто горели, так что от построек тех времен практически ничего не осталось. В XVI веке появляются каменные здания, а потом и кирпичные. Они строятся по тому же принципу, что и деревянные дома, даже резьба по камню повторяет мотивы, характерные для деревянного зодчества, но простой народ еще несколько веков предпочитал жить в бревенчатых избах. Так было и привычнее, и здоровее, и дешевле.


План
Введение
1 Клеть
2 Изба
3 Хоромы
3.1 Покоевые хоромы
3.2 Непокоевые хоромы
3.3 Хозяйственные постройки

4 Подклет
5 Горница
6 Светлица
7 Сени
8 Терем
9 Кровля
10 Лестницы
11 Ворота
12 Окна
13 Строительные профессии
14 Галерея
15 Музеи

Список литературы

Введение

Русское национальное жилище - в русской традиционной культуре, широко бытовавшей ещё в конце XIX - начале XX веков, представляло собой здание из дерева (избу), построенную по срубной или каркасной технологии. Реже, в основном на юге, бытовали каменные, глинобитные жилища. В традиционном виде к настоящему времени почти не встречается, но его традиции сохраняются в архитектуре сельского жилища, а также в дачном строительстве.

Основа русского национального жилища – клеть.

Клеть – четырёхугольное строение из дерева или камня. Использовалась для проживания летом. Отапливаемая клеть называлась изба.

У богатых домовладельцев большая клеть называлась гридница. В гриднице давались пиры боярам, гридям, сотникам и т.д. Гридница – приёмная. В позднее время вместо слова гридница начали использовать название повалуша, столовая изба. Внутренние стены повалуши в богатых домах расписывались. Повалуша ставилась на удалении от жилых помещений, обычно в передней части хором.

Спальня называлась ложница, или одрина. Божница – домовая церковь.

Брёвна связывались в обло , в присек , в лапу , в замок , в ус . Брус связывался в ус , в брус , в косяк , в угол . Один ряд из брёвен или брусьев – венец. Высота клети измерялась в венцах, например, «вышиною на пятом венце».

Клеть устанавливалась на подошве, т.е. прямо на грунте, на столбах, режах и обрубах. Реж и обрубы – прообраз фундамента.

Брёвна прокладывались мхом, такое строение называлось «во мху». Богатые люди утепляли хоромы низкокачественным льном, пенькой, паклей. Стены и потолки обивали полотном или войлоком.

Полы укладывали на клади, или лежни. В подклетах пол мог быть бревенчатым. Потолок (подволока) укладывался на матицы. Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев.

Внутренняя отделка клети называлась «нарядить нутро». Внутренние стены обшивались тёсом, или липовыми досками. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю.

Изба (истъба, истопка, грыдня) – отапливаемая клеть. Изба топилась по-чёрному. Дым выходил через деревянный дымоход (дымница), или через открытые окна и двери.

У бедных людей избы были чёрными и позёмными, т.е. установленные прямо на земле.

Окна у чёрной избы от 6 до 8 вершков длины, 4 вершка ширины – предназначены для выпуска дыма. Располагались почти под потолком, рам не имели. Такие окна назывались волоковыми – их заволакивали доской или специальной крышкой. У зажиточных людей напротив избы устанавливалась клеть с волоковыми окнами – летнее жилище. Крытый переход между избой и клетью – сени. Под клетью располагался глухой подклет (мшаник), в котором содержался скот, или устраивалась кладовая.

У богатых людей избы белые – с дымоходом.

Хоромы – совокупность строений в одном дворе. Все строения ставили отдельными группами, которые соединялись сенями или переходами. Таким образом, хоромы состояли из нескольких особняков.

Цари (князи) жили на верхних этажах. Нижние этажи вначале назывались порубы, а потом подклет.

Хоромы строились без определённого плана. Избы, горницы, сени, крыльца пристраивались к существующим зданиям по мере необходимости и там, где это было удобно хозяину. На симметрию здания внимания не обращали.

Большие хоромы укрепляли железом: скобами, наугольниками, подставами и т.д.

Хоромы делились на:

3.1. Покоевые хоромы

Покоевые (постельные) хоромы – жилые помещения. Обычно три, или четыре горницы: передние сени, крестовая или моленная и постельная. Кроме этих помещений могли ещё быть: передняя комната, задние сени и другие. Нередко комнаты не имели специальных названий, а назывались третья (после передних сеней и передней), четвёртая и т.д. Мыльня (баня) зачастую располагалась в подклете покоевых хором.

Княгинина половина, хоромы детей и родственников ставились отдельно от хором хозяина, и соединялись переходами и сенями.

Покоевые хоромы устраивались в глубине двора.

3.1. Покоевые хоромы

Непокоевые хоромы – нежилые помещения для торжественных собраний, приёмов, пиров и т.д. Непокоевые хоромы состояли из больших помещений. Их устраивали в лицевой части хором, перед жилыми хоромами. Помещения непокоевых хором назывались гриднями, столовой избой, повалушей, горницей.

Около 200 лет зал Грановитой палаты площадью 495 м² оставалася самым большим залом в русской архитектуре.

3.3. Хозяйственные постройки

Третья часть хором – хозяйственные постройки: конюшни, амбары, портомойни, оружейные, стряпные избы и т.д. Для сушки белья над портомойнями строили открытые обрешеченные терема.

4. Подклет

Подклет – нижний этаж дома, хором. В подклете жили слуги, дети, дворовые служители. В подклетах размещались погреба. Скотница – кладовая с казной, т.е. имуществом. Князи и цари устраивали казну в подклетах каменных церквей.

Жилые подклеты с волоковыми окнами и печами, не жилые – с глухими стенами, зачастую без дверей. В таком случае вход в подклет устраивался со второго этажа.

5. Горница

Горница устраивалась на втором этаже – над подклетом. Горенка в письменных источниках упоминается с 1162 года. Горенка происходит от слова горний, т.е. высокий.

Горница от избы отличалась красными окнами. Красное окно - большое окно с рамой, или колодой. Красные окна могли сочетаться с волоковыми окнами. Горница от избы также отличалась печью. Печь в горнице круглая, четырёхугольная, с изразцами, наподобие голландской, в избе печь русская.

Горницы делились стенами на комнаты - чуланы (от слова опочивальня ) и каморки.

6. Светлица

Светлица – горница с красными окнами. Окон в светлице было больше, чем в горнице. Светлица – самая светлая, освещённая комната жилища. Окна в светлице прорубались во всех четырёх стенах, или в трёх. В горнице окна устраивались в одной, или двух стенах. И в светлице, в отличие горницы, нет печи, точнее, топочной часть печи. Только тёплый печной бок или дымоход, заштукатуренный и побелёный, или раскрашеный.

Светлицы чаще всего устраивались на женской половине дома. Они использовались для рукоделий, или других работ.

Сени - крытое пространство (переходы) между клетями, избами, горницами. Сени были неотъемлемой частью княжеских хором, поэтому зачастую княжеский дворец в древности назывался сенями, сенницей. В XVI и XVII веках было распространено выражение «у государя на сенях».

Сенник – неотапливаемые сени, с небольшим количеством волоковых окон. В летнее время использовался как спальня. На крышу сенника не насыпалась земля, как это делалось в отапливаемых помещениях. Сенники использовали для устройства брачной постели. Земля над головой не должна была напоминать о предстоящей смерти.

На женской половине дома сени устраивали большего размера. Они использовались для девичьих игр и развлечений.

В сенях устраивали кладовые, над сенями настраивали вышки, а снизу подсенье.

Сени, расположенные вне общей крыши, не покрытые, или крытые навесом назывались переходом или крыльцом.

Терем (чердак, вышка) – третий (или более высокий) этаж хором, расположенный над горницей и подклетом. В теремах красные окна устраивались во всех стенах. К теремам пристраивались башенки - смотрильни. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов устраивали гульбища - парапеты и балконы, огороженные перилами или решётками.

Кровлю связывал продольный брус - князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами – курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Кровля обрешёчивалась, и накрывалась тёсом и берестой.

В хоромах кровля устраивалась шатром - со скатами на четыре стороны. Под князем устанавливался бык. Также кровли сводились в виде бочек и кубов. Зачастую в одном хороме сочетались все виды кровли. Крыши часто делались с изломом внизу - с полицами. Полицы также могли располагаться между этажами, они делались из досок с фигурным окончанием. Кровля перекрывалась мелкой решёткой, и сверху накрывалась «в чешую». Кровля в чешую обычно окрашивалась в зелёный цвет. На вершине кровли устраивалась прапорица - флюгер, на князе устанавливались резные гребни.

Верхние чердаки строились не только на четыре, но и на шесть и восемь стен.

10. Лестницы

Крыльцо для клетей устанавливались на брёвнах, или на подрубах. Лестницы клали на тетиву, на которую устанавливали ступени. Лестницу переламывали – т.е. устраивали отдыхи (площадки). Лестницы почти всегда огораживали перилами с балясинами или решётками. В больших хоромах под лестницей устраивали рундук.

11. Ворота

Двор обносили забором – заплотом. Заплот устраивали из тёсанных брёвен. Ворота устанавливали на столбы, или столбицы. Ворота в один щит, в богатых домах – в два щита с калиткой. Иногда устраивались тройные ворота – с двумя калитками. Ворота покрывались небольшой кровлей с полицами (водостоками). Князёк крыши украшался башенками, шатриками, бочками, резными гребнями. По богато украшенным воротам судили о богатстве хозяина дома.

Над воротами с наружной и внутренней стороны устанавливали иконы или крест. Например, над Спасскими воротами Спасской башни имеется ниша, с иконой Спаса Нерукотворного.

Рамы красных окон окрашивали краской. На рамы натягивали паюсный мешок рыб (откуда паюсная икра) – такое окно называлось паисным. Также использовался бычий пузырь, слюда (такие окна назывались слюдяные окончины), промасленная ткань. До XVIII века стеклянные окна (стекольчатые оконницы) употреблялись редко. Красные окна подъёмные и отворные, волоковые окна отворные и задвижные.

Рама слюдяных окончин состояла из четырёх металлических прутов. В центре окна в свинцовый переплёт размещали самый большой кусок слюды в виде круга, вокруг располагались мелкие куски слюды разной формы и мелкие обрезки. В XVII веке слюдяные окна начали расписывать. Стекольчатые оконницы изготовлялись так же, как и слюдяные: в металлической раме и свинцовом переплёте. Применялось и цветное стекло с росписью красками.

Для защиты от холода и ветра применялись вставни, или ставни. Вставни обивались сукном, они могли быть глухими, или со слюдяными оконцами. Ночью и в морозы окна изнутри закрывались втулками . Втулка - щит размером, совпадающим с окном. Обивался войлоком и сукном. Щиты просто втулялись , или навешивались на петли и закрывались.

Окон обычно три на одной стене. Окна завешивались завесами из тафты, сукна и других тканей. Завесы подвешивались к проволоке на кольца. Зачастую все три окна на одной стене задёргивались одной завесой.

13. Строительные профессии

Плотники зачастую назывались рубленниками. Глава плотничьей артели - плотничий староста. Каменных дел подмастерье, муроль - архитектор. Вымышленник - инженер.

14. Галерея

· М.П. Клодт. «Терем царевен». 1878 год.

· А. Рябушкин «Выход боярышни с няньками в сад». 1893.
Над князьями крыши устанавливали резные гребни.

· А. Васнецов. «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века.» 1913.

· А. Васнецов. «Княжеский двор.» Справа терем.

· А. Васнецов. «Московский Кремль при Дмитрии Донском». На переднем плане портомойня. Печной дым выходит из волоковых окон.

· А. Васнецов. «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века».

· В. Васнецов. «В Московском Кремле.» До пожара 1696 года Красное крыльцо было накрыто шатровой кровлей.

· В. Васнецов. «Скоморохи на Москве».

· В. Васнецов. «Царевна у окна (Царевна Несмеяна)». 1920. Слюдяная окончина.

· А. Максимов. "В усадьбе князя". 1907 год.

Образцы русской национальной архитектуры предаставлены в музеях:

· Витославлицы - Великий Новгород;

· Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы»;

· Музей-заповедник «Кижи» (Официальный сайт) - Карелия;

· Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» - Пермь;

· Малые Корелы - Архангельск;

· Этнографический музей народов Забайкалья - Улан-Удэ.

Литература

· Иван Забелин Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. - М.: Транзиткнига, 2005. - ISBN 5-9578-2773-8

Список литературы:

1. Бузин, В.С. Этнография восточных славян. - СПб: Издательство Петербургского университета, 1997.

2. Подольская, О.С. Свет нашего дома - документальный фильм, Министерство культуры РФ.

Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина. Не смотря на то, что в настоящее время остались лишь избы не старше XIX века, они сохранили все традиции строительства и обустройства.

По конструкции изба представляет собой квадратный или прямоугольный сруб. Стены состоят из горизонтальных бревенчатых венцов – рядов, связанных по углам врубками. Русская изба проста и лаконична, а живописная симметрия построек несет в себе настоящий русский уют и гостеприимство.

Составными частями крестьянской избы были: клеть, сени, изба, подклеть, чулан и горница. Основной постройкой было жилое помещение с печью. Внутри находились такие неотъемлемые атрибуты хозяйской жизни как: прикрепленные к стенам широкие лавки, полки, люлька, посудный шкаф и др. Отсутствие лишних элементов и строгая привязанность одной вещи к месту – вот главные признаки интерьера избы.

Особое внимание в избе концентрируется на печи, которая символизирует идею уюта и домашнего очага. Поэтому изготовлению печей мастера уделяли столько времени и сил. Подпечье состояло из выпущенных концов толстых брусков. Спереди оно подпирало тяжелый шесток печи, а сбоку – лавку-лежанку. Печной коник отгораживал шесток у печного столба. Все эти элементы аккуратно вытесывались топором.

У печи часто располагался угол для стряпни. Его отделяли деревянной филенчатой ярко расписанной перегородкой. Расписывалась перегородка обычно геометрическими фигурами в виде солнца или цветов.

Неподвижные лавки располагались вдоль, по всему периметру помещения. С одной стороны они плотно примыкали к стене, с другой же поддерживались подставками из толстых досок, либо резными точечными столбиками-ножками. Обычно такие столбики имели сужение к середине и нанесенный рисунок в виде яблока. Плоские же подставки, выпиленные из толстой доски, обычно были с рисунком точеной ножки.

В избах также встречались переносные лавки с четырьмя ножками или подпорками по бокам (скамьи). Спинку скамьи можно было перекинуть с одного края на другой (переметные спинки). Сквозные или глухие спинки часто украшались резьбой. В горницах скамьи были покрыты специальной тканью. Встречались также скамьи с одной боковиной, на которую наносилась резьба, либо роспись. Такая боковина служила прялкой, или опорой для подушки.

Стулья в избах стали появляться несколько позже – в XIX в. Они выполнялись в виде симметричной формы, имели дощатое квадратное сиденье, сквозную квадратную спинку и чуть вытянутые ножки. Украшением стульев служила деревянная бахрома, либо узорная спинка. Часто стулья были окрашены в два цвета – голубой и малиновый.

Обеденный стол имел довольно большие размеры. Крышка стола выполнялась из качественно обработанных досок без сучков. Подстолье могло быть нескольких видов: дощатые боковины с выемкой внизу, соединенные проножкой; ножки, соединенные двумя проножками или кругом; подстолье с выдвижными ящиками. Края столовой грани и грани ножек иногда покрывались резьбой.

Столы для приготовления пищи (поставцы) ставили рядом с печью. Такие столы были выше обеденных, а внизу имели выдвижные ящики или полки с дверцами. Часто в избах встречались небольшие декоративные столики.

Неотъемлемым атрибутом русской избы был сундук, в котором хранили одежду и другие домашние принадлежности. Сундуки имели разные размеры и небольшие внешние различия. Крышка сундука могла быть как прямой, так и выпуклой. Опорная часть выполнялась в виде опорного плинта, или в виде маленьких ножек. Обивали сундуки звериной шкурой с коротким ворсом, а укрепляли металлическими составляющими. Украшали сундуки также всевозможными рисунками и узорами.

Полки в избе крепились наглухо. Вислые полки примыкали к стене по всей длине, а полки-воронцы опирались только концами. Полки могли разделять помещение на несколько частей. Опираясь одним концом на брус около печи, другим концом они могли выходить между бревен стены. Навесной настил (полати) крепили над входной дверью.

С течением времени в избах начали появляться шкафы. Они имели различные виды и размеры. На них наносилась сквозная резьба для проветривания продуктов.

Спали крестьяне обычно на встроенных и передвижных кроватях. Такие кровати наглухо прикреплялись к стенам с двух сторон и имели одну спинку, а размещались в углу. Для детей подвешивались люльки, колыбели, украшенные токарными деталями, резьбой или росписью.

Таким образом, элементы интерьера в русской избе располагались горизонтально и выполнялись из дерева. В качестве основной цветовой гаммы использовалась золотисто-охристая, с добавлением красного и белого цветов. Мебель, стены, посуду, окрашенные в золотисто-охристые тона, успешно дополняли белые полотенца, красные цветы и одежда, а также красивая роспись.

Испокон веков славянские народы (русские, украинцы, белорусы, сербы, поляки и др. ) относились к как к событию важному и знаменательному. При этом наши предки стремились решить не только практическую задачу, то есть обеспечить над головой, но и организовать жилое пространство так, чтобы оно было наполнено покоем, теплом, любовью и другими жизненными благами. А такое , по мнению древних славян, можно было построить, лишь следуя старинным традициям и заветам. В предыдущей статье мы рассказали о , и сегодня речь пойдет о наземных – избах, хатах и мазанках .

Изба – первое наземное жилище северных славян

Первые наземные у славян появились приблизительно в IX-X веке, а само название «изба» зафиксировано в древних русских летописях, датированных X веком. Изначально срубные избы появились в северных районах славянских поселений, где земля была очень сырой, болотистой или глубоко промерзшей. Все эти факторы не давали возможности обустраивать теплые полуподземные и подземные .

Первые славянские избы, как правило, представляли собой одну утепленную комнату-клеть, к которой в некоторых случаях примыкали сени. Деревянная изба была оснащена дверью и маленьким оконцем размером до 40 см, которое закрывалось деревянной дощечкой и использовалось чаще всего для .

Зимой в избе проходила основная часть жизни семьи, тут же держали молодой скот. Если в печь не имела трубы, то его называли «курная изба» , а дом с трубной печью носил название «белая изба» . Изба могла иметь нижний этаж (подклет) или обходиться без него. Внутренняя планировка помещения зависела от положения печи: по диагонали от нее был «красный» или передний угол, внизу находился ящик-голбец из дерева, а сбоку под потолком настилались полати.

Преимущественно стены избы строились из бревен, крыша могла быть соломенной или деревянной, окна - косящатыми (с рамами) или волоковыми (прорубленными в бревнах). Для обычно использовали охлупень (резной конек); фасад украшали наличниками окон, полотенцами и причелинами; стены, двери, потолок и печи – характерными славянскими орнаментами в виде зверей, птиц, растений и геометрических узоров.

Кстати сказать, резной конек на крыше использовался славянами отнюдь не для красоты. Дело в том, что, таким образом, славяне приносили Богам «строительную жертву» в виде избы, имеющей форму лошади: четыре угла – ноги, дом – тело, конек – голова. Такая жертва символизировала создание из первобытного хаоса (дерева) нечто разумно организованное (). Нередко к задней части конька привязывался еще и хвост из мочала – в этом случае жилище, по мнению славян, полностью уподоблялось коню. Кроме того, археологические раскопки показали, что самых первых изб украшались вовсе не резными коньками, а настоящими лошадиными черепами.

Со временем размеры избы увеличивались: кроме самой избы-клети появилась еще горница, которая отделялась от основного жилья стеной. Такие получили название «пятистена». В северных районах начали появляться шестистенки и избы-двойники, представляющие собой два самостоятельных сруба-клети, имеющих общие сени и перекрытых общей крышей. Нередко к избам примыкали легкие галереи, которые соединяли между собой жилые постройки, кладовые и мастерские, что давало возможность, не выходя на улицу, переходить из одного помещения в другое.

У славянских домов могло быть несколько вариантов блокировки хозяйственной части от . Это могла быть однорядная связь, которую называли «под один конь» (то есть хозчасть и жилое помещение находились под одной крышей); двурядная связь - «в два коня» (хоздвор и изба были перекрыты отдельными крышами с параллельными коньками); трехрядная связь - «на три коня» (изба, хозблок и двор стояли рядом и перекрывались отдельными крышами с тремя параллельными коньками). чаще всего были двускатными, однако можно было встретить и четырехскатные крыши вальмовой или шатровой формы.

Хата – традиционное жилище южнославянских народов

В какой-то степени хата является сродни избе с тем отличием, что более основательные и утепленные избы строились преимущественно в северных регионах славянских поселений, в то время как в южных областях (в Украине, Белоруссии и частично в Польше) преобладали хаты – более облегченные типы . Хаты могли быть плетневыми, срубными, глинобитными и др. Внутри и снаружи их, как правило, обмазывали глиной и белили. Как и изба, хата обычно имела жилое помещение с печью, сени и хозяйственный блок.

Основное отличие хаты от избы заключается в том, что она строится не из целых, а из половинных или других пиломатериалов, которые затем обмазываются саманом – смесью соломы, конского навоза и глины. Здесь следует отметить, что саман вовсе не является обязательным элементом хаты: в более зажиточных селениях и в более поздние времена хаты могли быть обиты кровельным железом и покрашены в яркие цвета (чаще всего сочетание голубого и белого). Традиционная же саманная хата обмазывалась белой глиной или белилась мелом снаружи и изнутри.

Любопытно, что под словом «хата» славяне подразумевали не только само , но и его части – существовали такие понятия как задняя и передняя хата . Задняя хата представляла собой половину дома, окна которой выходили во внутренний двор. У передней хаты окна выходили на улицу. Задняя и передняя хаты обычно были разделены между собой при помощи или более простой и грубой украинской печки, которая стояла посередине помещения, и/или стенной перегородкой в виде плетеного или деревянного каркаса, обмазанного глиной. При этом передняя хата играла роль парадной комнаты, предназначенной для встречи гостей, отдыха и размещения икон, а задняя несла на себе хозяйственную нагрузку – здесь готовили пищу, а в сильные морозы могли отогревать молодняк скота. В некоторых случаях часть задней хаты, примыкающую к печи, отгораживали отдельной перегородкой и получали нечто похожее на отдельную кухню.

Обычно хата оснащалась соломенной , которая защищала жилище от снега и дождя, но при этом обеспечивала естественную вентиляцию помещения. Непременным элементом всех хат были ставни, которые можно было закрыть в жаркую и солнечную погоду. В богатых жилищах пол был дощатым (с высоким подпольем), в более бедных – земляным. Что касается материалов для строительства стен, то их выбор во многом зависел от природных условий той или иной местности. Например, в Украине запасы леса достаточно скудны, поэтому при строительстве домов (чаще всего мазанок) здесь старались использовать меньшее количество древесины.