Как называется религия осетин. К вопросу определения традиционной религии осетин. Культура, традиции и обычаи

Этот материал написан известным осетинским писателем, публицистом, переводчиком, офицером Русской Армии Сосланом Темирхановым в 1922 году.

Хотя осетины официально числятся христианами и мусульманами, но до сих пор они держатся религии своих предков, согласно которой верят в Единого Бога, Творца Мира, в существование души и загробного мира, и в мир духов, подчиненных Богу.

Другим важным параметром является контроль транспортировки нефти и газа с Каспийского моря на Запад. В этом регионе, состоящем из множества коренных народов, только республики Закавказья имеют короткий и хрупкий опыт демократии. Религии и обычаи не допускают такого рода опыт для народов Северного Кавказа. Европа и Соединенные Штаты рассматривают этот регион как стратегические и нефтяные интересы.

В воскресенье Грузия приказала немедленно прекратить огонь. Однако Москва обвиняет Тбилиси в продолжающихся военных действиях. Международные призывы к прекращению огня направлены на предотвращение расширения конфликта в другой сепаратистской провинции Грузии, Абхазии.

Эта религия осетин не знает ни храмов, ни идолов, ни священнического сословия, ни священных книг. Взамен священных книг она имеет мифологию полную безыскусственной поэзии, возбуждающей ту святую искру, которая поднимает человека, освещает и греет его душу, заставляет его стремиться к добру и свету, дает ему мужество и силы безбоязненно бороться со злом и пороком, вдохновляет его к самопожертвованию для блага ближних.

Грузия приказала своим войскам немедленно прекратить огонь. Грузия, которая стартовала в пятницу (8 августа) с артиллерийским огнем и воздушными ударами, заявила, что воскресенье 10 августа выведет свои войска. Россия, которая с тех пор откликнулась на массовое военное контрнаступление танками и истребителями, с удовлетворением восприняла эту новость скептицизмом. «Не только заявления о политической воле, но и факты от грузин», - предупреждал Анатолий Ноговицын в воскресенье в Москве.

Высокопоставленный российский чиновник, раскрывший масштабы кризиса с субботы на ежедневных пресс-конференциях, подтвердил, что Цхинвали, самопровозглашенная «столица» Южной Осетии сегодня сведенной к руинам в соответствии с свидетельствами беженцев, была для «большей части» снова под контролем Москвы.

Взамен искусственного храма ей служит храмом Вселенная, прекрасная и необъятная, призывающая человека ввысь к прекрасному и бесконечному. Вот почему осетины совершают свои религиозные праздненства на лоне природы, на горе или в роще, под открытым небом.

Взамен священника выступает старейший семьи или рода, собрания или общества. Он не является носителем каких-либо таинств, не называет себя посредником между богом и людьми, а лишь является выразителем общих чувств и верований.

«Ситуация постоянно меняется», - предупредил Анатолий Ноговицын, уверяя, что Москва не получила никаких предложений о прекращении огня из Тбилиси, несмотря на заявления в СМИ. «Агрессор - это Грузия, мы здесь, чтобы выполнить нашу миссию мира», - настаивал он.

Грузия осудила «вторжение России»

Однако на местах российские силы только усилили свои военные действия. В Южной Осетии, расположенной в северной Грузии, но и в остальной части этой страны. Впервые они попали в пригороды Тбилиси. В воскресенье их истребители бомбили военную базу и авиационную фабрику возле грузинской столицы.

Веруя в Бога, Творца Мира, осетины, однако, жертвоприношения делают только покровителям духам, полагая, что от их вмешательства зависит достижение поставленных целей. Не вытекает ли это из наблюдения и разума: из наблюдения потому, что давно замечено, что желание, вокруг которого сосредотачиваются усиленно и мысль и воля, достигается человеком, а из разума потому, что неразумно низводить Бога на степень пристрастного существа, способного из-за жертвоприношений исполнять просьбы, носящие большей частью эгоистический характер; направленные в ущерб другим. Иное дело обращаться к покровителям духам, обладающим страстями: это ни что иное, как обращение к своему духу, обладающему разнообразными способностями, требующими обращения к себе; чем сильнее желание, т.е. требование, направленное к своему духу, тем более проявляет он свои внутренние способности или свою силу и тем более удается достигнуть человеку, ибо дух такая же реальная сила природы, как и всякая другая сила природы, которой можно пользоваться в своей выгоде, если только уметь обращаться с нею.

По словам главы Совета, Грузия, ставшая жертвой после начала первого наступления, осудила «российское вторжение» с «интенсивной бомбежкой» не только по «стратегическим и военным», но и «экономическим и гражданским» целям Совет Безопасности Грузии, Александр Ломая. Он осудил использование оружия Россией в беспрецедентных масштабах.

Другие пострадавшие города включают порт Поти на Черном море и город Гори, недалеко от Южной Осетии, где немногие западные журналисты на месте подтвердили разрушение зданий и гибель многих жителей. Бомбы также упали вблизи нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

Осетины никогда не говорят о сущности Бога, не изображают его и ничего не утверждают как доподлинно Богом сказанное, но зато часто слышишь у них, как, укоряя бессовестного, говорят: "Бойся Бога, имей совесть". Не говорят ли они этим, что есть "нечто высшее", которому должен подчиняться человек, что это "нечто высшее" проявляется через совесть, которая, как мы знаем, представляет совокупность лучших понятий, унаследованных от предков, или воспринятых самим человеком. Лучшие же понятия содержат в себе стремление к общему благу, служение которому требует, следовательно, то "нечто высшее", которому должен подчиняться человек.

Морская блокада и второй фронт

Таким образом, российское военное развертывание является массовым, даже если власти в Москве сдержанно относятся к деталям своего масштаба. И, в свою очередь, российский флот был мобилизован: с несколькими судами, расположенными в Черном море, он помогает блокировать грузинское побережье и предотвращать доставку оружия.

Эта блокада маринистов может объявить об открытии второго фронта: Абхазия, другая пророссийская сепаратистская провинция в Грузии, объявила в воскресенье, что она находится в «состоянии войны». По словам грузинского министра, в самой Грузии, самой близкой к этой провинции, город Зугдиди, на западе страны, был, помимо цели бомб. И российские военно-воздушные силы продолжили бомбардировку в Кодорском ущелье, единственной части Абхазии, контролируемой грузинами.

Глубоко веруя в бессмертие души, осетины полагают, что живущие на земле тесно, хотя и не видимо, связаны с отошедшими в загробный мир.

Культ усопших носит у осетин глубоко религиозный характер. Умерший, как дух, жив и не прерывает связи с живущими на земле. Умершие постоянно вспоминаются на домашних жертвоприношениях, и, таким образом, потомки проникаются духом предков.

По мнению Москвы, критика на Западе как чрезмерная, российский ответ направлен на то, чтобы настойчиво заставить Грузию вернуться к предыдущей ситуации в Южной Осетии, ситуация все более сложная и неустойчивая с самого начала, поскольку как грузины, так и русские участвовали в миротворческой миссии.

На самом деле Россия воевала с Грузией

Это двойное развертывание было решено после кровавой войны в начале 1990-х годов, когда, воспользовавшись хаосом после падения советской империи, Южная Осетия и Абхазия в одностороннем порядке объявили о своей независимости отделиться от Грузии. С российскими и грузинскими миротворцами в Южной Осетии разделительные линии всегда были размыты. Тбилиси, регулярно обвиняемый в попытке разжечь конфликт в попытке восстановить контроль над сепаратистскими регионами в целях восстановления территориальной целостности страны, видел российское военное присутствие в качестве провокации.

Благодаря этому и отцы видят в детях те побеги от себя, которые явятся их продолжением на земле и будут вспоминать их на домашних жертвоприношениях. Вот почему старшие и в особенности старики бережно относятся к детям, к их воспитанию, и хотя и лелеют детей, но не балуют их слащавым отношением, а себе не позволяют в присутствии детей слова и поступки, которые могли бы уронить их в глазах детей, или наложить отпечаток грязи на восприимчивую душу ребенка. Зато и эти, возмужав, окружают родителей и стариков особым почетом, а с престарелых родителей снимают всякую заботу, освобождая их от труда.

Таким образом, благодаря культу предков, осетин в детстве пользуется особенно бережным отношением старших поколений, затем, возмужавший, принимает на себя всю заботу о семье и о родителях и, наконец, на старости лет пользуется покоем, окруженный вниманием и почетом.

Все религиозные празднества осетин служат развитию солидарной общественности и представляют из себя общественные трапезы на религиозной подкладке. За общим трапезным столом садятся все на равную ногу и последний бедняк, и первый богач, и знатный, и простой и во имя покровителей - духов, вкушая хлеб и яства, проводят трапезу в собеседовании о светлых духах - дзуарах, о мифических предках нартах и о подвигах народных героев, а также об общественных и национальных делах.

Все это создает атмосферу общего подъема и содействует взаимному пониманию и духу единения.

Благодаря этому люди различных общественных положений составляют одно широкое общество, встречаются как равные, бывают друг у друга, и пиршества и увеселения проводят вместе. Это общение поднимает умственный кругозор бедных и необразованных осетин, незнакомых с жизнью культурных центров, а интеллигенции не позволяют оторваться от народа и превратиться в узкий замкнутый круг. Этим же общением вызывается взаимопомощь, сильно развитая у осетин, и уважение человеческой личности в вообще терпимость к другим, и как следствие всего этого выдержка и такт во взаимоотношениях и общественная дисциплина.

Дух религиозности проникает в обычаи осетин и потому одно уже исполнение их облагораживает отношения людей и придает им стройность и красоту.

Вообще религия осетин дает законы нравственности и учит трудолюбию, мужеству, выдержке и самопожертвованию.

Эта религия - та сила, которая поддерживала несокрушимость духа осетин в их титанической борьбе со стихийными бедствиями гор и их бесплодием, а также и засильем врагов, не дававших им возможности свободно вздохнуть.

Так велико и благотворно влияние осетинской религии, и не удивительно, что при таком могущественном влиянии родной религии, осетины не могли поддаться влиянию чуждых религий, несмотря на то, что иноземные завоеватели всей мощью своего государственного аппарата поддерживали свою религию, понимая хорошо, что только привитием ее могут окончательно завоевать осетин.

Ни православие византийское и грузинское, насаждаемые в средние века, ни мусульманство, приносимое с Востока и Севера, ни православие русское, насаждаемое полицейскими мерами, не укоренились в Осетии, и осетины по сию пору продолжают исповедовать веру своих предков, но не хотят быть смешными, как Дон-Кихот и не борются с ветряными мельницами. От того-то осетины не восставали и не восстают против смехотворной работы пришельцев, насильственно насаждавших свою религию.

Пусть они строят храмы и насылают священников, именем Божьим проповедующих самые нелепые несуразности, но это осетинам не мешает видеть во Вселенной нерукотворный храм Божий, а в своей мифологии наилучшего руководителя и вдохновителя.

Глубоко религиозное мировоззрение осетин, унаследованное ими от предков, не позволяло привиться к ним чуждым религиям. Это и спасло осетин от губительного влияния русского православия, стремящегося пленить и растлить душу покоренных. А на какие гнусные действия способны были служители русского православия и их друзья русификаторы, это видно из истории насаждения православия в Осетии.

По окончательном покорении осетин, царское правительство по плану святейшего синода наслало в Осетию миссионеров, которые, не имея успеха в проповедовании православия, стали подарками приманивать детей и бедняков и явившихся к ним приписывали к православию. Дети, заинтересованные подарками, являлись массами, без ведома родителей, а бедняки, охотники легкой наживы, являлись по несколько раз, называя себя чужими именами. Помимо этого, миссионеры вносили в списки окрещенных и много таких людей, которые к ним вовсе не являлись.

Все таким образом показанные окрещенными их дети стали считаться царским правительством православными, и оно настроило им церкви и поставило священников. Но осетины эти, не считая себя православными, не посещали церквей и не обращали внимания на священников.

Тогда правительство, через полицейские органы стало насильственно принуждать их к посещению церквей и к исполнению православных обрядов, за уклонение от которых стали подвергать преследованиям, доходящим до лишения свободы и до разлучения мужа с женой (не обвенчанные), хотя бы у них были и дети, и стали распадаться семейства и разоряться хозяйства, но осетины все по-прежнему продолжали бойкот православной церкви, не посещая ее, и не исполняя ее обрядов.

В то же время осетины, еще не приписанные к православию, опасались, чтобы их не приписали, и стали

принимать мусульманство. Тогда правительство увидело, что его репрессии мало помогают делу распространения православия в Осетии, и решило перейти к мерам воспитательного характера, и с этой целью стало покрывать Осетию сетью церковноприходских школ и открыло в Ардоне осетинское духовное училище. Осетины, понимая пользу образования, определяли своих детей и в эти школы, но, к счастью, здоровые семена осетинского воспитания, вложенные в детях семьей, оказались настолько сильными, что их не смог превозмочь мертвящий дух святой Руси и благодаря этому русификаторство не осилило и не растлило душу новых поколений, хотя более слабые и подпали под его влияние и не могут излечиться и по сию пору.

Итак, сами факты говорят за то, что в жизни осетин их родная религия является могущественным фактором, охраняющим их от всех враждебных и растлевающих влияний.

В ней, в этой религии все сокровенные верования осетина, составляющие основу его мировоззрения, которое невозможно убить никаким насилием. Она, эта религия осетин, глубоко религиозна, так как побуждает стремиться к добру и свету и бороться со злом и мраком.

Материал взят с сайта Сергея Таболова


Украина
4 834
Казахстан
1 326 (2009 г.)

Общая численность - около 700 тыс. человек, из них в Российской Федерации - 515 тыс .

Этноним «осетины» является производным от названия «Осетия» , который в русском языке появился от грузинского названия Алании и Осетии - «Осети» . В свою очередь, «Осети» образован от грузинского названия алан и осетин - «оси» , «овси» (груз. ოსები ) и грузинским топоформантом «-ети» .

Грузинское название «оси» или «овси» происходит от самоназвания части алан - «асы» . Также армянское название алан - «осы» , русское название алан - «ясы» и название родственного осетинам народа ясов происходят непосредственно от «асы» .

Из русского этноним «осетины» попал в другие языки мира.

Переименование осетин в алан

Среди осетин популярна идея переименования в алан. Переименование неоднократно обсуждалось, и принимались решения в пользу переименования.

Самоназвание

У осетин нет единого самоназвания, однако, в фольклоре сохранилось самоназвание «аллон» (ед. число).

Самоназвание иронцев

Самоназвание иронцев - «ирон» , во множественном числе «ирæттæ» или «ирон адæм» .

Этноним «Ирон» восходит к «арии » (др. иран. *arya-, *aryāna- - «арий », «благородный»). Однако В. Абаев высказывал сомнения по этому поводу, указывая, что закономерное отражение *aryāna- в осетинском языке выглядит как аллон , что соответствует самоназванию средневековых аланов , и предполагая для этнонима «ир» кавказский источник .

Самоназвание дигорцев

Самоназвание в народных сказках

У осетин есть самоназвание «аллон» , встречающееся только в фольклоре .

Более старой формой является «аллан» , который, в результате закономерного перехода а в о , перешёл в «аллон» . Восходит к др. иран. *aryāna- - «арий », «благородный» .

«Аллон» считается современной формой этнонима «Алан » в осетинском языке. Наряду с ним широкое употребление получила форма алайнаг , представляющая собой обратное заимствование.

Происхождение

Осетины являются прямыми потомками скифов и сарматского племени алан , отсюда и название республики РСО-Алания . Это подтверждается как языковыми данными , так и осетинской мифологией .

В более широком смысле, осетины являются единственным сохранившимся реликтом северо-иранского (скифо -сарматского) языкового мира.

История исследований

Впервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Яном Потоцким в XVIII в. и развита в первой половине XIX века Юлиусом Клапротом и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена .

Уже в середине XIX века русский учёный В. Ф. Миллер писал:

История

Древняя история и средневековье


Приблизительная карта Скифии в I-м тысячелетии н. э.

По свидетельствам археологии и древних авторов, в прошлом ираноязычные кочевники занимали значительные территории от Дуная и Восточной Прибалтики примерно до Урала, их страна называлась Скифией по названию господствующего народа - скифов. Позднее главенствующую роль в Скифии заняли сарматы или савроматы. Во II веке до нашей эры в своих трудах по географии, Птолемей называет эту территорию Сарматией . Сарматы , как и скифы , были не единым народом, а группой родственных племен. Обитавшие на Кавказе сарматы назывались аланами . Оттуда они, будучи прекрасными наездниками и стрелками, распространили свои владения к северу до Дона и предпринимали набеги в Армению и Малую Азию .

Гранича с хазарами, аланы являлись серьёзной военной и политической угрозой для каганата. Византия неоднократно разыгрывала «аланскую карту» в своих постоянных имперских амбициях по отношению к Хазарии . Используя географическое расположение единоверцев-алан, навязывала хазарам свои политические планы.

Аланское население сохранилось только в горах Северной Осетии - Ахохии. В горных ущельях они устояли и продолжили этническую традицию осетинского народа. Именно Ахохия после нашествий 1239 и 1395 гг. стала истори­ческой колыбелью осетин, где окончательно в течение XIV-XV вв. сформи­ровались и этнос, и традиционная народная культура. В это же время, вероятно, оформилось деление осетинского народа на ущельные общества : Тагаурское, Куртатинское , Алагирское, Туалгом, Дигорское.

Присоединение Осетии к России

Весной 1750 г. российское правительство и посольство Осетии приступили к официальным переговорам. Они начались на заседании Сената, которое было посвящено специальному обсуждению вопроса о развитии русско-осетинских отношений. На этом заседании Зурабом Магкаевым были поставлены основные задачи, которые им рассматривались как наиболее важные на переговорах. В их числе были: присоединение Осетии к России , обеспечение её внешней безопасности, переселение части осетинского населения на предгорные равнины Центрального Кавказа и установление взаимовыгодных торговых отношений. То, что эти вопросы являлись для Осетии жизненно важными, было для российского правительства очевидным. В сложившейся к середине XVIII в. международной обстановке российское правительство ещё не могло ради Осетии идти на такие шаги, которые повлекли бы за собой дипломатические осложнения для России. В осетинском посольстве понимали это. Надеясь подтолкнуть российскую сторону к более решительным действиям, Зураб Магкаев заявил о том, что Осетия готова выставить армию численностью в 30 тысяч воинов для участия в военных действиях против Турции и Ирана - главных соперников России на Кавказе. Кроме геополитических, Россия имела и экономические интересы в Осетии : из-за частых войн, которые вела Россия в первой половине XVIII в., и большого недостатка в таком стратегическом сырье, как свинец, особый интерес у правительства вызывала перспектива промышленной добычи в Осетии свинцовой руды.

В конце декабря 1751 г. состоялся официальный прием осетинского посольства Елизаветой Петровной . На нём по заранее предусмотренному протоколу не обсуждались конкретные вопросы, касавшиеся русско-осетинских отношений. Прием больше напоминал торжественный церемониал, посвященный установлению российско-осетинских дипломатических контактов. На нём произносились торжественные речи. Зураб Магкаев благодарил императрицу за оказанный посольству тёплый прием и высказал надежду на установление тесных взаимоотношений между Осетией и Россией .

В соответствии с новыми соглашениями, достигнутыми после встречи с Елизаветой Петровной, предгорную равнину Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон , Фиагдон и Терек российское правительство объявляло землями «вольными и свободными». Переселение на эти земли осетин, рассматривавших их как свою историческую территорию, поддерживалось официальным Петербургом.

Религия

Большинство верующих осетин считаются православными , принявшими христианство из Византии в период с IV-IX вв (что, однако, несколько противоречит свидетельствам самих осетин, имеющих изустные предания из сравнительно недавнего прошлого, XIX века, о крещениях "за красные рубахи", причём мотив принятия крещения несколько раз для пополнения гардероба находит своё отображение и в фольклоре). Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка , воспринятый в XVII -XVIII веках от кабардинцев . Но значительная часть осетин фактически являются приверженцами традиционных осетинских верований, которые имеют дохристианские корни.

История становления традиционных верований

Система религиозного мировоззрения осетин была унаследована от далёких предков и в своей основе имеет арийские корни. Но в условиях отсутствия духовенства, религиозной организации и письменности, она с течением времени претерпевала значительные изменения

Процесс этногенеза осетин на базе кавказских алан с участием местного кавказоязычнного субстрата (племён Кобанской культуры), очевидно, стал основным составляющим и для становления их религиозно-культовых представлений.

Современная форма

В народном календаре осетин имеются праздники, отмечаемые в честь Великого Бога и большинства святых, которые сопровождаются молитвенными пиршествами (осет. куывд ) и жертвоприношениями, зачастую проводящимися у посвящённых им святилищ (осет. дзуар ).

Святилищами могут быть как определенные культовые сооружения, так и священные рощи, горы, пещеры, кучи камней, развалины древних часовен и церквей. Некоторые из них почитаются в отдельных ущельях или населенных пунктах, а некоторые являются общеосетинскими.

Язык

Диалекты и субэтнические группы

В настоящее время осетины, живущие в российской Северной Осетии , делятся на две субэтнические группы: иронцев (самоназвание - ирон ) и дигорцев (самоназвание - дигорон ). Численно преобладают иронцы, иронский диалект положен в основу осетинского литературного языка. Литературную форму имеет и дигорский диалект : на нём, как и на иронском, издаются книги и периодические издания, функционирует драматический театр. Этноним «дигорцы» (ашдигор) впервые упоминается в «Армянской истории и географии» (VII век). Дигорский и иронский диалекты осетинского языка довольно сильно различаются, в основном, в фонетике и лексике.

Генетика и фенотип осетин

Генетические исследования

Согласно проведенным на сегодняшний момент исследованиям, среди осетин наиболее распространены Y-хромосомные гаплогруппы и R1b .

Гаплогруппа G встречается среди осетин с частотой до 75 % . Наибольшая её концентрация зафиксирована у осетин Алагирского и Дигорского районов Северной Осетии . В Европе места высокой концентрации гаплогруппы G (северная Испания и Италия , Сардиния , Тироль) считаются результатом расселения в данных областях алан во время Великого переселения народов .

Частота встречаемости среди осетин Алагира гаплогруппа R1b - около 43 % . Эта гаплогруппа распространена в наибольшей степени на западе Европейского континента. Особенно высок процент её носителей среди народов Британского архипелага (70-90 %), басков (около 90 %), испанцев (до 70 %) и бельгийцев (63 %). С меньшей частотой (до 40 %) она встречается среди итальянцев и немцев .

Внешний вид

Большинство осетин относятся к центральному кластеру кавкасионского типа европеоидной расы .

Для осетин характерны тёмные оттенки волос, часто встречаются также русые или рыжие волосы. Форма головы вытянутая, мозговой отдел значительно преобладает над лицевым. Цвет глаз в основном карий, встречается также серый и голубой. Дело в том, что большинство современных осетин унаследовали внешние качества алан, такие как светлые и рыжие волосы; зелёные, серые или голубые глаза, но после смешения осетин с представителями соседних племён и народов, появлялись тёмный цвет волос и карие глаза. В прошлом на осетинской свадьбе невесте обычно желали «семерых мальчиков и одну синеглазую девочку».

Описания и высказывания об осетинах

«Но что во Владикавказе поражает более всего приезжего из России, так это типы настоящих горцев. Иной и одет бедно, и лошадь-то у него не Бог весть чего стоит, а вся фигура всадника, с его оригинальной посадкой, закутанного в башлык, в бурке, надетой на бок, с винтовкой за плечами, шашкой и кинжалом, - так и просится на картину».

Князь Л.В Шаховский

«Осетин сразу не отличишь от черкесов. Но зато эта кавалерия навела панический страх на все ряды турецкой кавалерии, с тех пор как появилась за рекой. После 2-3 стычек с черкесами и регулярной турецкой кавалерией она достигла того, что ни один черкес и ни один турецкий всадник не осмеливаются отъехать за версту в сторону Софийского шоссе».

Из телеграммы Главнокомандующего Дунайской армией, великого князя Николая Николаевича (брат царя), наместнику Кавказа.

«С разрешения государя пишу тебе просьбу выслать осетин, сколько можно, с лошадьми - осетины герои, каких мало, дай мне их побольше. Прошу выслать как можно скорее. Осетины так работали, что буду просить им Георгиевского знамени».

«Вообще, поведение осетинского дивизиона по беспримерному самоотвержению и рыцарской храбрости выше всякой похвалы».

Полковник А. Берс

«Не успели мы сняться с бивака, как нас обогнали осетины, назначенные в авангард. Не стесняясь ни оврагами, ни канавами, ни кустами, ни камнями, они тихо обскакали нас по сторонам дороги и живо скрылись впереди. Все это был больше народ молодой, но встречались между ними и седоволосые старцы, бывалые, закаленные… Осетин ловок, глаз у него зоркий, любит свою лошадь, редко натрет ей спину и сам довольствуется малым, всегда молчалив, не хвастлив».

«Осетины довольно хорошо сложены, сильные, крепкие, они обычно среднего роста; рост мужчин бывает лишь пять футов и два-четыре дюйма. Они редко бывают толстые, но обычно плотные; они бесхитростные, особенно это относится к женщинам. Они очень выделяются среди соседей своей внешностью, которая очень схожа с внешним видом европейцев. У осетин очень часто встречаются голубые глаза и светлые или рыжие волосы, темноволосых там очень мало; это здоровая и плодовитая раса».

К. Ляхов. 1902 г.

«Осетины крепки физически, прекрасные ходоки по горам, высоки ростом, с правильно развитой грудной клеткой, обладают хорошими умственными способностями и даром слова».

«Осетины, живущие в горах, обычно одевались в ермолку из грубого сукна , черкеску до колен из такого же сукна, с газырями. Черкеску надевали на голое тело. По праздникам черкеска была более тонкая и длинная. На ноги надевали суконные штаны, ноговицы, кожаную обувь „арчита“ с ремешковым переплетом. Зимой осетины носили теплые войлочные чувяки до колен, „дзабырта“. Рубаха встречалась крайне редко, у представителей богатых фамилий, и то часто по одной на семью. Члены семьи пользовались рубахой по очереди, надевая её на праздники. Бурки тоже были редки. Вместо неё надевали полушубок. На поясе осетины носили кинжал, по сторонам - пистолеты, через плечо висела шашка, на спине - винтовка, часто в чехле из медвежьей шкуры или белого козла. Женщины одевались лучше, но в основном тоже небогато. Бедные осетины, живущие в горах, надевали богатую одежду лишь на похороны ».

«В общем антропология осетин значительно отличается от антропологии других народов Кавказа; часто встречаются светлые волосы и серые или голубые глаза. Осетины высокого роста и сухощавы… Тело осетин здоровое и сильное».

«Осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста: мужчины достигают 5 футов 2-4 дюймов. Осетины не толстые, но жилистые и широкие, в особенности женщины. Они отличаются от своих соседей преимущественно чертами лица, цветом волос и глаз, которые напоминают европейцев. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы; чёрные волосы не встречаются почти никогда. Они здоровые люди и имеют большое потомство».

Л. Штедер. 1781 г. (24, с. 33, 38)

«Гостя (кунака) осетин защищает как самого себя и погибает скорее сам, чем уступит врагу его тело; он берёт на себя кровную месть за него… Они щедры, делят своё пропитание между нуждающимися, услужливы, не отказывают просящему другу. Гостя они принимают со следующими словами: „Мой дом - твой дом; я и все моё - твоё“. С тем, кто находится под их защитой, они обращаются как с родственником и не отдают беглецов.»

«Разговаривая однажды в Тифлисе с одним осетином, я сказал ему, что среди учёных Германии распространено мнение, что мы, немцы, одной расы с осетинами и наши предки в прежние времена населяли Кавказские горы. В ответ осетин крепко высмеял меня; он был очень красивым человеком с черкесским орлиным профилем; с ним согласился стоявший рядом со мной образованный русский. Как раз мимо проходил вюртембергский крестьянин из колонии Мариенфельд. Неуклюжая фигура этого немца, его широкое лицо с сонливым выражением и покачивающаяся походка резко отличались от гибкой прекрасной фигуры кавказца. „Как это может быть, - воскликнул русский, - чтобы вы были таким безрассудным и признавали два народа такого различного типа, принадлежащими к одной расе? Нет, предки этих двух людей так же могли вылететь из одного гнезда, как сокол и индюк. Видите, этот осетин и тот немец занимаются одинаковыми работами, они обрабатывают поля и пасут стада. Пошлите ваших крестьян на высокие горы и нарядите всех в кавказскую одежду, все-таки никогда из них не выйдет осетин… Даже через тысячу лет можно будет за милю отличить их правнуков“».

Расселение

Работы русских и иностранных учёных наряду с научными экспедициями послужили началом всестороннего изучения Осетии и осетинского народа.

Осетинская кухня

Основными блюдами осетинской кухни являются осетинские пироги (осет. чъиритæ ), осет. лывзæ - рагу из мяса с картофелем и другими овощами; осет. джыкк-лывзæ - мясо тушенное в сметане; осет. дзæрна - блюдо из сваренных вместе фасолью и кукурузой; осет. дзыкка - блюдо из сметаны сваренной с мукой и сливочным маслом, осет. цывзы-цæхдон - соус из сваренных и замаринованных перцовых листьев со сметаной или сливками, осет. нуры-цæхдон - соус из измельченного чеснока со сметаной или сливками. Из напитков можно выделить пиво (осет. бæгæны ) и осет. къуымæл - квас из хлеба или фруктов, а также традиционный крепкий алкогольный напиток осет. арахъхъ - виски (арака). Как и на всём Кавказе , в Осетии распространен шашлык (осет. физонæг ).

Осетинская архитектура

Наиболее значительными и интересными памятниками культуры осетинского народа, вне всяких сомнений являются башни, замки, крепости, склеповые некрополи и заградительные стены. Они сооружались во всех без исключения ущельях, населенных осетинами. Эти постройки являлись надежным гарантом свободы родов и фамилий, обеспечивая убежище их хозяевам. Большое количество построек было разрушено во время различных карательных операций в Северную и Южную Осетию.Например генерала русской царской армии Абхазова в Северной Осетии в 30-х годах 19 века и генерала русской царской армии Ренненкампфа в Южную Осетию примерно в то же время.

Знаменитые осетины

  • Абациев, Дмитрий Константинович
  • Мистулов, Эльмурза Асланбекович
  • Хетагуров, Коста Леванович - поэт, писатель, художник,просветитель, общественный деятель;
  • Борукаев, Александр Георгиевич - генерал-лейтенант Русской Императорской Армии;

Хетагуров Василий Дахцикоевич - генерал-майор Русской Императорской Армии;

  • Дударова, Вероника Борисовна - советский и российский дирижёр, музыкальный педагог;
  • Гергиев, Валерий Абисалович - советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996);
  • Абаев, Василий Иванович - российский языковед-иранист, краевед, этимолог. Доктор филологических наук (1962), профессор (1969);
  • Илита Даурова - советский летчик, герой ВОВ (1941-1945);
  • Мильдзихов, Хаджимурза Заурбекович - Герой Советского Союза;
  • Карсанов, Казбек Дрисович - Герой Советского Союза;
  • Плиев, Исса Александрович - Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), Герой Монгольской Народной Республики (1971);