Полное наименование: АО "АВИАКОМПАНИЯ "РОССИЯ"
ИНН: 7810814522
Вид деятельности (по ОКВЭД): 51.10.1 - Перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию
Форма собственности: 42 - Смешанная российская собственность с долей собственности субъектов Российской Федерации
Организационно-правовая форма: 12267 - Непубличные акционерные общества
Отчетность составлена в тысячах рублей
См. детальную проверку контрагента
Бухгалтерская отчетность за 2011-2017 гг.
1. Бухгалтерский баланс
Наименование показателя | Код | #DATE# |
---|---|---|
АКТИВ | ||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | ||
Нематериальные активы | 1110 | #1110# |
Результаты исследований и разработок | 1120 | #1120# |
Нематериальные поисковые активы | 1130 | #1130# |
Материальные поисковые активы | 1140 | #1140# |
Основные средства | 1150 | #1150# |
Доходные вложения в материальные ценности | 1160 | #1160# |
Финансовые вложения | 1170 | #1170# |
Отложенные налоговые активы | 1180 | #1180# |
Прочие внеоборотные активы | 1190 | #1190# |
Итого по разделу I | 1100 | #1100# |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | ||
Запасы | 1210 | #1210# |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 1220 | #1220# |
Дебиторская задолженность | 1230 | #1230# |
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) | 1240 | #1240# |
Денежные средства и денежные эквиваленты | 1250 | #1250# |
Прочие оборотные активы | 1260 | #1260# |
Итого по разделу II | 1200 | #1200# |
БАЛАНС | 1600 | #1600# |
ПАССИВ | ||
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ | ||
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) | 1310 | #1310# |
Собственные акции, выкупленные у акционеров | 1320 | #1320# |
Переоценка внеоборотных активов | 1340 | #1340# |
Добавочный капитал (без переоценки) | 1350 | #1350# |
Резервный капитал | 1360 | #1360# |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 1370 | #1370# |
Итого по разделу III | 1300 | #1300# |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | ||
Заемные средства | 1410 | #1410# |
Отложенные налоговые обязательства | 1420 | #1420# |
Оценочные обязательства | 1430 | #1430# |
Прочие обязательства | 1450 | #1450# |
Итого по разделу IV | 1400 | #1400# |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | ||
Заемные средства | 1510 | #1510# |
Кредиторская задолженность | 1520 | #1520# |
Доходы будущих периодов | 1530 | #1530# |
Оценочные обязательства | 1540 | #1540# |
Прочие обязательства | 1550 | #1550# |
Итого по разделу V | 1500 | #1500# |
БАЛАНС | 1700 | #1700# |
Краткий анализ баланса
График изменения внеоборотных активов, активов всего и капитала и резервов по годам
Финансовый показатель | 31.12.2011 | 31.12.2012 | 31.12.2013 | 31.12.2014 | 31.12.2015 | 31.12.2016 | 31.12.2017 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Чистые активы | 3856635 | -1052225 | -498288 | 617300 | 1696957 | 6051125 | |
Коэффициент автономии (норма: 0,5 и более) | -0.04 | -0.21 | -0.13 | -0.04 | 0.04 | 0.07 | 0.19 |
Коэффициент текущей ликвидности (норма: 1,5-2 и выше) | 0.3 | 0.6 | 0.5 | 0.5 | 0.6 | 0.7 | 1 |
2. Отчет о прибылях и убытках
Наименование показателя | Код | #PERIOD# |
---|---|---|
Выручка | 2110 | #2110# |
Себестоимость продаж | 2120 | #2120# |
Валовая прибыль (убыток) | 2100 | #2100# |
Коммерческие расходы | 2210 | #2210# |
Управленческие расходы | 2220 | #2220# |
Прибыль (убыток) от продаж | 2200 | #2200# |
Доходы от участия в других организациях | 2310 | #2310# |
Проценты к получению | 2320 | #2320# |
Проценты к уплате | 2330 | #2330# |
Прочие доходы | 2340 | #2340# |
Прочие расходы | 2350 | #2350# |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 2300 | #2300# |
Текущий налог на прибыль | 2410 | #2410# |
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы) | 2421 | #2421# |
Изменение отложенных налоговых обязательств | 2430 | #2430# |
Изменение отложенных налоговых активов | 2450 | #2450# |
Прочее | 2460 | #2460# |
Чистая прибыль (убыток) | 2400 | #2400# |
СПРАВОЧНО | ||
Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода | 2510 | #2510# |
Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода | 2520 | #2520# |
Совокупный финансовый результат периода | 2500 | #2500# |
Краткий анализ финансовых результатов
График изменения выручки и чистой прибыли по годам
Финансовый показатель | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
---|---|---|---|---|---|---|
EBIT | -756904 | 1259375 | 842249 | 1829255 | 1943355 | 5841859 |
Рентабельность продаж (прибыли от продаж в каждом рубле выручки) | -2.2% | 1% | 0.4% | 1.5% | 3.9% | -0.9% |
Рентабельность собственного капитала (ROE) | 86% | -33% | -33% | -4296% | 88% | 119% |
Рентабельность активов (ROA) | -9.2% | 5.4% | 2.6% | 7.1% | 5.3% | 17.1% |
4. Отчет о движении денежных средств
Наименование показателя | Код | #PERIOD# |
---|---|---|
Денежные потоки от текущих операций | ||
Поступления - всего | 4110 | #4110# |
в том числе: от продажи продукции, товаров, работ и услуг |
4111 | #4111# |
арендных платежей, лицензионных платежей, роялти, комиссионных и иных аналогичных платежей | 4112 | #4112# |
от перепродажи финансовых вложений | 4113 | #4113# |
прочие поступления | 4119 | #4119# |
Платежи - всего | 4120 | #4120# |
в том числе: поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы, услуги |
4121 | #4121# |
в связи с оплатой труда работников | 4122 | #4122# |
процентов по долговым обязательствам | 4123 | #4123# |
налога на прибыль организаций | 4124 | #4124# |
прочие платежи | 4129 | #4129# |
Сальдо денежных потоков от текущих операций | 4100 | #4100# |
Денежные потоки от инвестиционных операций | ||
Поступления - всего | 4210 | #4210# |
в том числе: от продажи внеоборотных активов (кроме финансовых вложений) |
4211 | #4211# |
от продажи акций других организаций (долей участия) | 4212 | #4212# |
от возврата предоставленных займов, от продажи долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам) | 4213 | #4213# |
дивидендов, процентов по долговым финансовым вложениям и аналогичных поступлений от долевого участия в других организациях | 4214 | #4214# |
прочие поступления | 4219 | #4219# |
Платежи - всего | 4220 | #4220# |
в том числе: в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов |
4221 | #4221# |
в связи с приобретением акций других организаций (долей участия) | 4222 | #4222# |
в связи с приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), предоставление займов другим лицам | 4223 | #4223# |
процентов по долговым обязательствам, включаемым в стоимость инвестиционного актива | 4224 | #4224# |
прочие платежи | 4229 | #4229# |
Сальдо денежных потоков от инвестиционных операций | 4200 | #4200# |
Денежные потоки от финансовых операций | ||
Поступления - всего | 4310 | #4310# |
в том числе: получение кредитов и займов |
4311 | #4311# |
денежных вкладов собственников (участников) | 4312 | #4312# |
от выпуска акций, увеличения долей участия | 4313 | #4313# |
от выпуска облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг и др. | 4314 | #4314# |
прочие поступления | 4319 | #4319# |
Платежи - всего | 4320 | #4320# |
в том числе: собственникам (участникам) в связи с выкупом у них акций (долей участия) организации или их выходом из состава участников |
4321 | #4321# |
на уплату дивидендов и иных платежей | 4322 | #4322# |
по распределению прибыли в пользу собственников (участников) в связи с погашением (выкупом) векселей и других долговых ценных бумаг, возврат кредитов и займов | 4323 | #4323# |
прочие платежи | 4329 | #4329# |
Сальдо денежных потоков от финансовых операций | 4300 | #4300# |
Сальдо денежных потоков за отчетный период | 4400 | #4400# |
Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало отчетного периода | 4450 | #4450# |
Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода | 4500 | #4500# |
Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю | 4490 | #4490# |
6. Отчет о целевом использовании средств
Наименование показателя | Код | #PERIOD# |
---|---|---|
Остаток средств на начало отчетного года | 6100 | #6100# |
Поступило средств | ||
Вступительные взносы | 6210 | #6210# |
Членские взносы | 6215 | #6215# |
Целевые взносы | 6220 | #6220# |
Добровольные имущественные взносы и пожертвования | 6230 | #6230# |
Прибыль от приносящей доход деятельности организации | 6240 | #6240# |
Прочие | 6250 | #6250# |
Всего поступило средств | 6200 | #6200# |
Использовано средств | ||
Расходы на целевые мероприятия | 6310 | #6310# |
в том числе: | ||
социальная и благотворительная помощь | 6311 | #6311# |
проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п. | 6312 | #6312# |
иные мероприятия | 6313 | #6313# |
Расходы на содержание аппарата управления | 6320 | #6320# |
в том числе: | ||
расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления) | 6321 | #6321# |
выплаты, не связанные с оплатой труда | 6322 | #6322# |
расходы на служебные командировки и деловые поездки | 6323 | #6323# |
содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта) | 6324 | #6324# |
ремонт основных средств и иного имущества | 6325 | #6325# |
прочие | 6326 | #6326# |
Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества | 6330 | #6330# |
Прочие | 6350 | #6350# |
Всего использовано средств | 6300 | #6300# |
Остаток средств на конец отчетного года | 6400 | #6400# |
2017 2016 2015 2012
Нет данных за этот период
Наименование показателя | Код | Уставный капитал | Собственные акции, выкупленные у акционеров |
Добавочный капитал | Резервный капитал | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
Итого |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Величина капитала на | 3200 | ||||||
За Увеличение капитала - всего: |
3310 | ||||||
в том числе: чистая прибыль |
3311 | х | х | х | х | ||
переоценка имущества | 3312 | х | х | х | |||
доходы, относящиеся непосредственно на увеличение капитала | 3313 | х | х | х | |||
дополнительный выпуск акций | 3314 | х | х | ||||
увеличение номинальной стоимости акций | 3315 | х | х | ||||
3316 | |||||||
Уменьшение капитала - всего: | 3320 | ||||||
в том числе: убыток |
3321 | х | х | х | х | ||
переоценка имущества | 3322 | х | х | х | |||
расходы, относящиеся непосредственно на уменьшение капитала | 3323 | х | х | х | |||
уменьшение номинальной стоимости акций | 3324 | х | |||||
уменьшение количества акций | 3325 | х | |||||
реорганизация юридического лица | 3326 | ||||||
дивиденды | 3327 | х | х | х | х | ||
Изменение добавочного капитала | 3330 | х | х | х | |||
Изменение резервного капитала | 3340 | х | х | х | х | ||
Величина капитала на | 3300 |
Дополнительные проверки
Проверить контрагента Загрузить данные для финансового анализа
* Звездочкой отмечены показатели, которые скорректированы по сравнению с данными Росстата. Корректировка необходима, чтобы устранить явные формальные несоответствия показателей отчетности (расхождение суммы строк с итоговым значением, опечатки) и проводится по специально разработанному нами алгоритму.
Справка: Бухгалтерская отчетности представлена по данным Росстата, раскрываемым в соответствии с законодательством РФ. Точность приведенных данных зависит от точности представления данных в Росстат и обработки этих данных статистическим ведомством. При использовании этой отчетности настоятельно рекомендуем сверять цифры с данными бумажной (электронной) копии отчетности, размещенной на официальном сайте организации или полученной у самой организации. Финансовый анализ представленных данных не являются частью информации Росстата и выполнен с использованием специализированного
Предварительно утвержден
Наблюдательным советом
«ЮТэйр»
(Протокол № 10/08 от 01.01.2001 г.)
Авиакомпания «ЮТэйр»
Годовой отчет
Авиакомпания «ЮТэйр» входит в число ведущих пассажирских перевозчиков России и является одним из крупнейших вертолетных операторов в мире. «ЮТэйр» осуществляет свою деятельность в нескольких рыночных сегментах:
o пассажирские регулярные и чартерные авиаперевозки на самолетах авиакомпании;
o вертолетные операции в России и на международных рынках (включая контракты с ООН);
o авиационные сервисы: аэропортовая деятельность, техническое обслуживание и ремонт, сервисное обеспечение пассажирских рейсов.
Сегменты присутствия «ЮТэйр» хорошо диверсифицированы , в каждом из них компания работает с разными категориями клиентов – частные лица, нефтегазодобывающие предприятия, международные организации. Все вместе это придает бизнесу авиакомпании необходимую устойчивость и создает высокий потенциал для дальнейшего развития.
Авиакомпания «ЮТэйр» сегодня:
· крупнейший оператор вертолетной техники в мире.
· входит в тройку ведущих авиакомпаний России по числу перевезенных пассажиров на внутренних воздушных линиях.
· действительный член Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA ) .
· акции компании обращаются на российских и зарубежных фондовых рынках.
· занимает 166 место в Рейтинге 400 крупнейших компаний России по объему реализации и 139 место в списке крупнейших компаний России по рыночной стоимости (капитализации). *
МСФО
Международные стандарты финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards, IFRS).
«ЮТэйр», Общество
Открытое акционерное общество «Авиакомпания «ЮТэйр».
Предельно допустимые выбросы.
Предельно допустимые сбросы.
Пкм (пассажирокилометр)
Перевозка 1 пассажира на расстояние 1 км.
Предельный пассажирооборот
Показатель, исчисляемый умножением числа пассажирских кресел на каждом этапе полета на протяженность этапа.
Предельный тоннокилометраж
Показатель, исчисляемый умножением количества располагаемой коммерческой загрузки (пассажиры, груз и почта) на каждом этапе полета на протяженность этапа.
Приведенный налет
Налет, приведенный к самолету Ан-2 в соответствии с коэффициентами. Данный показатель в наибольшей степени характеризует эффективность работы воздушного судна.
Производительность труда
Отношение выручки к среднесписочной численности работников.
РСБУ
Открытое акционерное общество «Фондовая биржа «Российская торговая система».
СанПиН
Санитарные правила и нормативы.
Ткм (тонно-километр)
Перевозка 1 т коммерческой загрузки (пассажиров из расчета 90 кг за 1 пассажира, груза, почты) на расстояние в 1 км.
Закрытое акционерное общество «Транспортная Клиринговая Палата».
ТОиР
Техническое обслуживание и ремонт.
ФАВТ
Федеральное агентство воздушного транспорта.
ФСНСТ
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
2. Ключевые показатели
Примечание: производственные показатели за 2008 г. по пассажирским перевозкам включают выполнение рейсов на Ми-8 и АН-2.
Финансовые показатели
|
3. Обращение к акционерам
В прошедшем году авиакомпании «ЮТэйр» и авиационной отрасли в целом пришлось работать в сложнейших экономических условиях, сформированных взрывным ростом цен на энергоносители, а затем начавшимся финансово-экономическим кризисом. Тем не менее, мы смогли практически полностью реализовать намеченные на 2008 год планы. В первую очередь, по таким жизненно важным направлениям как совершенствование структуры авиакомпании, обновление парка воздушных судов, освоение новых авиационных рынков в России и за рубежом. Успешно реализованная стратегия развития маршрутной сети и расширение географии полетов принесли свои плоды - в 2008 году мы перевезли 3,225 млн. пассажиров ‑ на 12,2 % больше чем в 2007 году, на 7,3 % увеличили производственный налет на вертолетах. Несмотря на постоянный рост издержек в отрасли нам удалось по итогам года получить прибыль и добиться относительного роста финансовых показателей по основным направлениям деятельности. В 2008 году выручка «ЮТэйр» составилатыс. руб. Чистая прибыль компании в отчетном году составилатыс. руб.
Одним из самых значимых для авиакомпании событий стало вступление в 2008 г. в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA). Успешно пройдя процедуру аудита эксплуатационной безопасности IOSA, «ЮТэйр» в числе ведущих авиакомпаний мира подтвердила статус перевозчика, отвечающего высоким требованиям международных стандартов безопасности.
Серьезный спад в мировом авиационном бизнесе, начавшийся в IV квартале 2008 года, продолжился и в текущем году. По данным IATA, убытки мировой отрасли в 2008 г. составили 8,5 млрд. долл., а прогноз убытков на 2009 г., первоначально оценивавшийся на уровне 2,5 млрд. долл., в марте был уточнен до 4,7 млрд. долл. Российская отрасль гражданской авиации почувствовала негативное влияние кризиса одной из первых, хотя в целом по итогам года и показала тенденцию к росту - пассажиропоток российских авиакомпаний в 2008 году увеличился на 10,4%. В результате воздействия неблагоприятных экономических факторов в прошедшем году несколько авиакомпаний были вынуждены признать себя банкротами и уйти с рынка, не сумев выполнить обязательств перед пассажирами и партнерами.
Грамотная финансовая и управленческая политика позволила «ЮТэйр» справиться с негативным влиянием кризиса и сохранить коллектив компании, ее активы и приоритетные направления деятельности. Во многом этого удалось добиться за счет многопрофильной структуры бизнеса, в которой различные виды деятельности дополняют друг друга в зависимости от ситуации на рынке. В то же самое время мы своевременно реализовали ряд антикризисных ресурсосберегающих мер. Значительное снижение расходов было достигнуто за счет активного перехода на эксплуатацию на внутренних линиях более эффективных типов воздушных судов. В ходе оптимизации маршрутной сети были сокращены неэффективные маршруты и сосредоточены усилия на наиболее выгодных направлениях. После банкротства ряда авиакомпаний «ЮТэйр» смогла использовать сложившуюся рыночную ситуацию и занять освободившиеся ниши. В частности, были открыли такие востребованные на рынке направления как Москва - Красноярск, Омск, Барнаул, Пермь и Баку.
· Вертолетные работы на территории России и за рубежом;
· Аэропортовая деятельность;
· Услуги по:
· ремонту и техническому обслуживанию авиационной техники;
· обеспечению пассажиров бортовым питанием (кетеринг);
· подготовке авиационного персонала.
На конец 2008 г. парк воздушных судов «ЮТэйр» насчитывал 135 самолетов и 200 вертолетов.
В минувшем году авиакомпания «ЮТэйр» вошла в состав действительных членов Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). IATA выступает координатором и представителем интересов авиатранспортной отрасли в таких областях, как обеспечение безопасности полетов, производство полетов, тарифная политика, авиационная безопасность, разработка международных стандартов совместно с Международной организацией гражданской авиации (ICAO).
Авиакомпания «ЮТэйр» принимает активное участие в деятельности Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ): генеральный директор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов занимает пост Председателя Правления АЭВТ, а ключевые руководители авиакомпании работают в основных комитетах ассоциации.
Сегменты российского и международного рынка авиаперевозок, в которых «ЮТэйр» осуществляет свою деятельность, характеризуются устойчивостью и высоким потенциалом развития.
o Среднемагистральные пассажирские перевозки выполняются главным образом из региональных центров и крупных городов с высоким уровнем экономического развития, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Уфа, Ханты-Мансийск, Тюмень.
o Развитие региональных перевозок идет в сотрудничестве с органами власти субъектов РФ, заинтересованными в поддержке и развитии социально значимых перевозок.
o Вертолетные работы на территории России осуществляются в основном в интересах крупных нефтегазодобывающих компаний, что обеспечивает стабильность и предсказуемость развития по этому направлению.
o Деятельность на международных рынках ведется как в рамках участия в программах международных организаций, в первую очередь ООН, так и на основе прямых коммерческих контрактов, в частности, с Ассоциацией по тушению лесных пожаров ЮАР, компанией Airborne Energy Solutions (Канада), правительством Канады.
По основным направлениям своей деятельности «ЮТэйр» занимает лидирующие позиции в отрасли, а поступление выручки из нескольких независимых сегментов обеспечивает авиакомпании высокую устойчивость в условиях нарастающей конкуренции и волатильности рынков.
5.1. Структура
Организационная структура Группы «ЮТэйр»: *
Корпоративный центр группы обеспечивает операционный и финансовый контроль над деятельностью предприятий и организаций, входящих в структуру группы, путем:
· закрепления в уставных документах дочерних и зависимых обществ следующей системы управления: общее собрание акционеров /участников - Совет директоров/Наблюдательный совет - единоличный исполнительный орган;
· ограничения полномочий единоличного исполнительного органа по совершению крупных сделок;
· избрания в состав органов управления и контроля дочерних и зависимых обществ представителей «ЮТэйр»;
· внедрения унифицированных процессов бизнес-планирования и единого формата ежеквартальной и годовой отчетности;
· участия ключевых менеджеров «ЮТэйр» в работе органов управления дочерних и зависимых обществ (вырабатываются директивы по голосованию по ключевым вопросам повестки дня общих собраний акционеров/заседаний Совета директоров).
Пассажирские перевозки
«ЮТэйр» входит в пятерку лидеров российских авиаперевозчиков по количеству перевезенных пассажиров на внутренних и международных линиях. Авиакомпания занимает лидирующее положение в стране по количеству рейсов: воздушные суда «ЮТэйр» ежедневно выполняют около 180 регулярных пассажирских рейсов более чем по 100 направлениям. Компания формирует свое расписание с учетом максимального использования транзитного потенциала пассажиропотока, организуя большое количество стыковок между рейсами. «ЮТэйр» восстанавливает межрегиональные авиатранспортные связи и распределяет пассажиропоток не только через Москву, но и через крупные региональные аэропорты.
Приоритетными направлениями деятельности авиакомпании в области пассажирских перевозок являются поддержание высокого уровня безопасности полетов, развитие маршрутной сети, оптимизация парка ближнемагистральных и среднемагистральных самолетов качественное улучшение сервиса, повышение профессионализма персонала.
Компания предоставляет услуги авиаперевозок в бизнес-, комфорт-, эконом плюс - и экономическом классах обслуживания.
В число конкурентных преимуществ авиакомпании «ЮТэйр» в области пассажирских авиаперевозок входят:
· эксплуатация современных экономичных самолетов типа ATR-42/72 и Boeing;
· высококвалифицированный авиационный персонал и собственный Центр подготовки персонала;
· эффективная система продаж услуг в России и за рубежом;
· развивающаяся система интерактивного бронирования через интернет-сайт авиакомпании и по телефону.
География пассажирских перевозок:
Регулярные рейсы выполняются
в 70 пунктов назначения в 8 странах
Чартерные рейсы осуществляются в 19 стран мира
Вертолетные работы
Авиакомпания «ЮТэйр» - крупнейший вертолётный оператор в России и один из лидеров мирового вертолетного бизнеса.
Парк вертолетов авиакомпании насчитывает 200 воздушных судов, в том числе более двадцати самых грузоподъемных в мире вертолетов Ми-26, способных перевозить внутри фюзеляжа и на внешней подвеске груз весом 20 т.
Вертолеты «ЮТэйр» выполняют работы как по коммерческим контрактам, так и по контрактам ООН во всех регионах мира - от Северной Америки до Южной Африки и Азии. При этом авиакомпания продолжает реализовывать стратегию активной экспансии бизнеса на международные рынки.
Основную часть вертолетных работ на территории России «ЮТэйр» выполняет в северных регионах страны, а также в пределах административных границ Уральского и Сибирского федеральных округов . Рынок вертолетных работ в этих регионах характеризуется относительно высокой концентрацией предприятий, обладающих финансовыми возможностями для привлечения авиации для собственных нужд. Основные виды услуг, оказываемых авиакомпанией -- перевозки людей и грузов в интересах предприятий нефтегазодобывающей отрасли на территории РФ. Среди заказчиков авиационных работ на вертолетах ведущее место занимают такие компании как «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Газпром-авиа», THK-BP, «Интегра», BP, Shell, «Новатек», Marathon Oil Company.
География вертолетных работ:
Более 30 стран по всему миру
В 2008 г. Авиакомпания «ЮТэйр» выполняла вертолетные работы в следующих странах: Судане, Демократической Республике Конго, Сьерра-Леоне, Либерии, Кот-д’Ивуар, Афганистане, Непале, Чаде, Словакии, Чехии, Венгрии, Польше.
Авиационные сервисы
Компания «ЮТэйр» осуществляет аэропортовое обслуживание, ремонт и техническое обслуживание воздушных судов, сервисное обеспечение собственных рейсов, подготовку и обучение персонала, продажу авиаперевозок.
Аэропорты
Авиакомпания продолжает интенсивно развивать аэропортовую деятельность, включая наземное обслуживание воздушных судов российского и зарубежного производства, прием и отправку пассажиров, почты, грузов, техническое обслуживание воздушных судов, эксплуатацию аэровокзалов, аэродромов и других наземных сооружений.
ЮТэйр владеет и управляет шестью аэропортами регионального значения, в том числе: в г. Ноябрьск, в поселках Березово, Игрим (Ханты-Мансийский автономный округ), Мыс Каменный, Тазовский (Ямало-Ненецкий автономный округ) и в г. Усть-Кут (Иркутская область). Для обеспечения полетов малой авиации авиакомпания эксплуатирует 15 приписных посадочных площадок в Тюменском регионе. Аэропортовая деятельность всех филиалов «ЮТэйр» сертифицирована.
Стратегическая цель авиакомпании в области аэропортовой деятельности заключается в повышении экономической эффективности бизнеса, улучшении обслуживания пассажиров за счет обновления и модернизации инфраструктурных объектов и технологических систем.
Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР)
Основные задачи бизнеса ТОиР - обеспечение устойчивой, бесперебойной, безопасной и соответствующей мировым стандартам работы воздушных судов авиакомпании, а также оказание аналогичных услуг другим авиаперевозчикам.
«ЮТэйр» - крупнейший в мире поставщик услуг по ТОиР вертолетов российского производства, а также один из крупнейших поставщиков услуг по техобслуживанию самолетов в Тюменской области , Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и Центральной России.
В результате проведенной в «ЮТэйр» реструктуризации техническое обслуживание и ремонт авиационной техники осуществляют сертифицированные на соответствующие виды работ дочерние общества: -Техник», -Инжиниринг», -Экспресс».
-Техник» - один из крупнейших центров России по ТОиР авиационной техники, который осуществляет оперативное и периодическое техническое обслуживание самолетов Ту-154М(Б), Ту-134, Ан-24, Ан-26, Як-42, Як-40, АТR-42, Boeing-737, Gulfstream.
Основной вид деятельности авиационного ремонтного комплекса -Инжиниринг» (г. Тюмень), - капитальный ремонт вертолетов Ми-8, Ми-8МТВ, Ми-8АМТ, Ми-2, самолетов Ан-2 и их компонентов, а также модификация, улучшение интерьера, ремонтно-восстановительные работы в условиях эксплуатирующих предприятий.
В структуру «ЮТэйр-Инжиниринг» входит технолого-конструкторский отдел, являющийся держателем эталонной документации по типам Ми-26, Ми-171, Ми-8Т, Ми-8МТВ, Ми-10К.
Девять внешних линейных станций, также входящих в структуру «ЮТэйр-Инжиниринг», выполняют техническое обслуживание и текущий ремонт вертолетов «ЮТэйр» во всех регионах мира, где они эксплуатируются.
Сеть из 13 сертифицированных линейных станций «ЮТэйр-Техник» и «ЮТэйр-Инжиниринг» в Центральной России, Тюменской и Иркутской областях, Красноярском крае осуществляет техническое обслуживание воздушных судов «ЮТэйр» и других операторов авиационной техники.
-Экспресс» осуществляет:
Обеспечение и совершенствование процедур летной годности многочисленного парка самолетов Ту-134 на завершающем этапе их эксплуатации, куда входят вопросы ТОиР, индивидуального установления ресурса и сертификации экземпляра воздушного судна, своевременного обеспечения их эксплуатации агрегатами и комплектующими изделиями;
Поддержание летной годности располагаемого парка Ан-24.
Технический директорат авиакомпании, «ЮТэйр-Техник», «ЮТэйр-Инжиниринг», авиационно-техническая база «ЮТэйр-Экспресс» образуют единую структуру, обеспечивающую выполнение всего комплекса регламентных работ, а также эффективное управление поддержанием летной годности эксплуатируемых в компании воздушных судов российского и зарубежного производства.
Сервисное обеспечение
Филиал авиакомпании «ЮТэйр» «ЗапСиб-Кетеринг» - крупный оператор сервисных услуг, входящий в число ведущих производителей бортового питания в России.
К основным видам деятельности филиала относятся:
· производство, хранение и доставка бортового питания на воздушные суда,
· сервисное обеспечение воздушных судов, включающее наружную мойку, внутреннюю уборку, мягкую комплектовку,
· комплектование и доставка печатной продукции на борт,
· розничная торговля.
Цеха бортового питания, действующие в Сургуте, Ханты-Мансийске, Тюмени и Ноябрьске, оснащены современным технологическим оборудованием, позволяющим готовить вкусное и качественное питание для пассажиров собственных рейсов и рейсов других авиаперевозчиков.
Филиал постоянно стремится повышать уровень обслуживания пассажиров, используя передовые методы цехов бортового питания, служб сервисного обеспечения других авиакомпаний и аэропортов России. «ЗапСиб-Кетеринг» сотрудничает с цехами бортового питания в московских аэропортах Внуково и Домодедово, а также в аэропортах Самары, Краснодара, Анапы, Омска, Уфы, Казани, Новосибирска и др.
Подготовка персонала
Поддержание и повышение уровня безопасности полетов, регулярности и качества предоставляемого сервиса в значительной степени определяется наличием высококвалифицированного персонала. Именно поэтому в число приоритетных задач руководства авиакомпании «ЮТэйр» входит проведение целенаправленной кадровой политики, построенной на принципах постоянного и регулярного повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников. С этой целью в структуре Группы функционирует некоммерческое партнерство «Центр подготовки персонала» (НП ЦПП) - негосударственная образовательная организация дополнительного профессионального образования авиационного персонала, имеющая лицензию на широкий спектр видов обучения летного состава, инженерно-технического персонала и других авиаспециалистов. НП ЦПП является одним из крупнейших учебных центров гражданской авиации в России и располагает обширной базой информационных материалов, учебных тренажеров и помещений, позволяющей осуществлять полноценную теоретическую и практическую подготовку слушателей. Преподаватели имеют высшее образование , богатый опыт производственной, командно-летной работы, многолетний стаж преподавательской работы. НП ЦПП - единственный учебный центр гражданской авиации России, имеющий в своем составе летно-методическую авиаэскадрилью, инструкторский состав которой имеет богатый опыт выполнения полетов на внутренних и международных воздушных линиях.
Продажа авиаперевозок
Продажу перевозок и услуг авиакомпании «ЮТэйр» осуществляет реализации перевозок и услуг» (ЦРПУ). Это одно из крупнейших в России агентств по продаже авиаперевозок, располагающее разветвленной сетью офисов продаж на территории Тюменской области и других регионов России.
С момента создания предприятия из небольшого агентства ЦРПУ превратился в разветвленную сеть филиалов, офисов, насчитывающую 149 пунктов продажи авиабилетов в 68 городах и населенных пунктах. Весь комплекс услуг по продаже авиаперевозок предоставляется практически в каждом регионе России – от Крайнего Севера до южных границ.
Благодаря аккредитациям при ТКП и IATA «Центр реализации перевозок и услуг» продает авиабилеты на рейсы авиакомпании «ЮТэйр», других авиакомпаний России и стран СНГ, а также ведущих авиакомпаний мира. Кроме того, ЦРПУ осуществляет весь спектр обслуживания на рынке авиауслуг:
· оформление перевозки багажа и грузов на рейсы «ЮТэйр», а также на регулярные рейсы авиакомпаний России и стран СНГ;
· заключение договоров с юридическими лицами на приобретение авиабилетов по безналичному расчету ;
· предоставление услуг по предварительной оплате стоимости авиаперевозки в одном городе с последующим получением авиабилета в другом городе;
· продажу авиабилетов по банковским пластиковым картам VISA, MasterСard, American Express, оформление авиабилетов в кредит;
· бронирование мест на рейсы «ЮТэйр», проставление мест в авиабилетах с открытой датой;
· оформление авиабилетов по интерлайн-соглашениям авиакомпании «ЮТэйр» на заказные и чартерные рейсы;
· доставку авиабилетов в гг. Тюмень, Ноябрьск, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Уфа, пос. Тазовский.
· Освоение новых видов и повышение эффективности выполняемых вертолетных работ за счет увеличения использования легкой вертолетной техники.
Вертолетные работы за рубежом
· Укрепление занимаемого положения в числе лидеров мирового рынка вертолетных работ.
· Интеграция в мировое вертолетное сообщество путем унификации стандартов и технологий и кооперации с мировыми вертолетными операторами.
· Увеличение занимаемой доли на рынке вертолетных работ по коммерческим контрактам в Африке, Индии и Канаде, расширение масштабов операций на территории Европы, а также выполнение вертолетных работ по обслуживанию освоения российскими и зарубежными компаниями шельфовых месторождений нефти и газа.
· Укрепление сотрудничества с ООН по вертолетному обеспечению миротворческих миссий.
Аэропортовая деятельность
· Повышение эффективности деятельности аэропортов, входящих в Группу «ЮТэйр».
· Внедрение эффективных современных технологий обслуживания пассажиров, воздушных судов и грузов.
Ремонт и техническое обслуживание авиационной техники
· Расширение масштабов оказания услуг по ТОиР воздушных судов, эксплуатируемых не только Группой «ЮТэйр», но и сторонними авиакомпаниями.
· Сертификация на соответствие международным требованиям (JAR, FAR), введение стандартов по нормам ISO-9001/2000 и технических регламентов.
Кетеринг
· Расширение масштабов оказания услуг кетеринга не только компаниям Группы «ЮТэйр», но и сторонним авиаперевозчикам.
· Укрепление занимаемых позиций среди пяти крупнейших поставщиков бортового питания в России.
6. Анализ результатов деятельности
Высокие цены на авиатопливо в первом полугодии прошедшего года и мировой финансовый кризис оказали серьезное влияние на мировую отрасль авиаперевозок. На фоне первого прибыльного для авиаиндустрии за последние семь лет 2007 года, в прошлом году суммарные убытки мировой отрасли авиаперевозок составили $8 млрд. (по данным IATA). По итогам 2008 года объем грузовых перевозок сократился на 4%, а пассажирских -- вырос лишь на 1,6%.
Конец 2008 года стал для авиакомпаний одним из самых тяжелых периодов: мировые перевозки грузов в декабре по сравнению с предыдущим годом сократились на 22,6%, пассажиров - на 4,6%. Согласно прогнозу IATA, уточненному в марте 2009 года, в текущем году убытки мировой отрасли возушных перевозок превысят $4,7 млрд. при цене топлива на уровне $50 за баррель. При этом пассажиропоток сократится на 3%, объем грузовых перевозок - на 5%, доходность - на 3%. Непосредственно выручка авиаперевозчиков снизится на $35 млрд.: с $536 млрд. в 2008 году до $501 млрд. В то же время общая сумма убытков будет меньше, чем в 2008 году, что объясняется резким падением цен на авиационное топливо.
В 2008 году российские авиакомпании перевезли 49,8 млн. человек (рост составил 10,4% по сравнению с 2007 годом). Пассажирооборот также вырос на 10,4% до 122,6 млрд. пкм. Перевезено 779,4 тыс. тонн грузов (рост на 6,4%). Аналогичными темпами увеличились объемы регулярных и нерегулярных перевозок.
Авиакомпании России в 2008 году перевезли 779,4 тыс. тонн грузов, что на 6,4% больше по сравнению с предыдущим годом; грузооборот вырос на 7,8% до 3,7 млрд. ткм. Объемы перевозок грузов выросли на международных маршрутах на 12,6%, до 519,9 тыс. тонн, на внутренних – сократились на 4,1%, до 259,4 тыс. тонн.
Следует отметить, что общее увеличение объемов перевозок было во многом обеспечено результатами работы отрасли в первом полугодии прошедшего года. По итогам первых шести месяцев рост количества пассажиров, перевезенных авиакомпаниями России, составил 21,9%, грузов и почты – 27,5%. К этому периоду интенсивный рост цен на авиатопливо достиг своего максимума.
Доля затрат на авиатопливо в эксплуатационных расходах большинства авиакомпаний России стала превышать 60-70%. Более половины перевозок авиакомпаний России, выполнявшихся на топливозатратных самолетах отечественного производства предыдущего поколения, оказались далеко за чертой рентабельности. К концу лета многие авиакомпании имели значительные задолженности перед топливо-заправочными комплексам в аэропортах. Как следствие, последние прекратили их обслуживание, что привело к массовым длительным задержкам рейсов в пиковые месяцы пассажирских перевозок (август-сентябрь).
Влияние финансового кризиса на сокращение потребительского спроса на авиаперевозки стало проявляться с сентября прошлого года: в сентябре суммарные темпы роста пассажирских перевозок авиакомпаний России составили только 3,6%, в октябре 0,8%, в ноябре было зафиксировано их снижение на 6,5%, в декабре падение составило 12%.
6.1. Пассажирские перевозки
2008 г. для российских авиакомпаний, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, несмотря на негативные ожидания, связанные с ростом цен на авиатопливо и развивающимся финансово-экономическим кризисом, можно считать в целом успешным. По данным отчета Транспортной клиринговой палаты (ТКП), в 2008 г. авиакомпаниями России перевезено 49,8 млн. пассажиров и 779,4 тыс. т грузов и почты, что превышает показаг., соответственно, на 10,4% и 6,4%. Первое полугодие 2008 г. характеризовалось высокими темпами роста, в 3 квартале наблюдалось некоторое замедление, а в 4 квартале 2008 г. проявились тенденции снижения по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Предварительно утвержден
Наблюдательным советом
ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»
(Протокол № 10/08 от 22.05.2009 г.)
Авиакомпания «ЮТэйр»
Годовой отчет
Авиакомпания «ЮТэйр» входит в число ведущих пассажирских перевозчиков России и является одним из крупнейших вертолетных операторов в мире. «ЮТэйр» осуществляет свою деятельность в нескольких рыночных сегментах:
пассажирские регулярные и чартерные авиаперевозки на самолетах авиакомпании;
вертолетные операции в России и на международных рынках (включая контракты с ООН);
авиационные сервисы: аэропортовая деятельность, техническое обслуживание и ремонт, сервисное обеспечение пассажирских рейсов.
Сегменты присутствия «ЮТэйр» хорошо диверсифицированы, в каждом из них компания работает с разными категориями клиентов – частные лица, нефтегазодобывающие предприятия, международные организации. Все вместе это придает бизнесу авиакомпании необходимую устойчивость и создает высокий потенциал для дальнейшего развития.
Авиакомпания «ЮТэйр» сегодня:
крупнейший оператор вертолетной техники в мире.
входит в тройку ведущих авиакомпаний России по числу перевезенных пассажиров на внутренних воздушных линиях.
действительный член Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA ) .
акции компании обращаются на российских и зарубежных фондовых рынках.
* - по версии агентства «Эксперт РА».
1. Глоссарий 5 2. Ключевые показатели 7 | |
3. Обращение к акционерам 8 | |
4. Основные события 2008 года 10 | |
5. Компания 12 | |
5.1. Структура 13 | |
5.2. Стратегия 17 | |
6. Анализ результатов деятельности 19 | |
6.1. Пассажирские перевозки 19 | |
6.2. Вертолетные работы 25 | |
6.3. Авиационные сервисы 29 | |
6.4. Существенные риски 34 | |
6.5. Финансовые результаты деятельности компании 39 | |
7. Корпоративное управление 46 | |
7.1. Система корпоративного управления 46 | |
7.2. Общее собрание акционеров 47 | |
7.3. Наблюдательный совет 47 | |
7.4. Комитеты Наблюдательного совета 50 | |
7.5. Правление 51 | |
7.6. Вознаграждение 54 | |
7.7. Внешний аудит 54 | |
7.8. Внутренний контроль 55 | |
7.9. Раскрытие информации 58 | |
8. Акционерный капитал и дивидендная политика 58 | |
8.1. Структура акционерного капитала ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» 58 | |
8.2. Акции ЮТэйр на рынке 59 | |
8.3. Дивидендная политика 61 | |
9. Устойчивое развитие 62 | |
9.1. Персонал 62 | |
9.2. Безопасность и управление качеством 65 | |
9.3. Социальная ответственность 67 | |
9.4. Защита окружающей среды 69 | |
10. Контакты 71 | |
11. Приложения 72 | |
11.1. Перечень крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, заключенных ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в 2008г. 72 | |
11.2. Бухгалтерская отчетность ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» за 2008г. 72 | |
11.3. Информация о парке воздушных судов, эксплуатируемых ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» 76 | |
11.4. Информация об обществах, входящих в Группу «ЮТэйр» 79 | |
11.5. Информация о филиалах и представительствах ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» 82 | |
11.6. Сведения о соблюдении Кодекса корпоративного поведения 83 |
1. Глоссарий
European Aviation Safety Agency (Европейское Агентство по Безопасности Авиаперевозок). |
|
Helicopter Association International (Международная Вертолетная Ассоциация). |
|
International Air Transport Association (Международная Ассоциация Воздушного Транспорта). |
|
International Civil Aviation Organization (Международная Организация Гражданской Авиации). |
|
IATA Operational Safety Audit (Программа IATA по Аудиту эксплуатационной безопасности). |
|
Воздушное судно. |
|
Выполненный налет | Фактический налет часов на воздушном судне. |
Выполненный пассажирооборот | Показатель, исчисляемый умножением фактического количества коммерческих пассажиров, перевезенных на каждом этапе полета, на протяженность этапа. |
Гражданская авиация. |
|
Группа «ЮТэйр», Группа, Компания, Авиакомпания «ЮТэйр», Авиакомпания, ЮТэйр, Общество группы «ЮТэйр» | Открытое акционерное общество «Авиакомпания «ЮТэйр», его дочерние (зависимые) и иные аффилированные юридические лица, кроме тех случаев, когда иное следует из контекста. |
Горюче-смазочные материалы. |
|
Дочерние и зависимые общества ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр». |
|
Отношение количества выполненных тонно-километров к предельным тоннам-километрам в процентном отношении. |
|
ММВБ | Закрытое акционерное общество «Московская межбанковская валютная биржа». |
МСФО | Международные стандарты финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards, IFRS). |
ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», Общество | Открытое акционерное общество «Авиакомпания «ЮТэйр». |
Предельно допустимые выбросы. |
|
Предельно допустимые сбросы. |
|
Пкм (пассажирокилометр) | Перевозка 1 пассажира на расстояние 1 км. |
Предельный пассажирооборот | Показатель, исчисляемый умножением числа пассажирских кресел на каждом этапе полета на протяженность этапа. |
Предельный тоннокилометраж | Показатель, исчисляемый умножением количества располагаемой коммерческой загрузки (пассажиры, груз и почта) на каждом этапе полета на протяженность этапа. |
Приведенный налет | Налет, приведенный к самолету Ан-2 в соответствии с коэффициентами. Данный показатель в наибольшей степени характеризует эффективность работы воздушного судна. |
Производительность труда | Отношение выручки к среднесписочной численности работников. |
РСБУ | Российские стандарты бухгалтерского учета. |
Открытое акционерное общество «Фондовая биржа «Российская торговая система». |
|
СанПиН | Санитарные правила и нормативы. |
Ткм (тонно-километр) | Перевозка 1 т коммерческой загрузки (пассажиров из расчета 90 кг за 1 пассажира, груза, почты) на расстояние в 1 км. |
Закрытое акционерное общество «Транспортная Клиринговая Палата». |
|
ТОиР | Техническое обслуживание и ремонт. |
ФАВТ | Федеральное агентство воздушного транспорта. |
ФСНСТ | Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. |
Сокращение метрических и денежных единиц
доллар США |
|
килограмм |
|
километр |
|
метр |
|
миллион |
|
миллиард |
|
рубль РФ |
|
тонна |
|
тысяча |
2. Ключевые показатели
Финансовые показатели
Изменение 2007/2008 |
||||
Стоимость активов (среднегодовая величина), тыс. руб. |
3. Обращение к акционерам
Уважаемые коллеги,
В прошедшем году авиакомпании «ЮТэйр» и авиационной отрасли в целом пришлось работать в сложнейших экономических условиях, сформированных взрывным ростом цен на энергоносители, а затем начавшимся финансово-экономическим кризисом. Тем не менее, мы смогли практически полностью реализовать намеченные на 2008 год планы. В первую очередь, по таким жизненно важным направлениям как совершенствование структуры авиакомпании, обновление парка воздушных судов, освоение новых авиационных рынков в России и за рубежом. Успешно реализованная стратегия развития маршрутной сети и расширение географии полетов принесли свои плоды - в 2008 году мы перевезли 3,225 млн. пассажиров ‑ на 12,2 % больше чем в 2007 году, на 7,3 % увеличили производственный налет на вертолетах. Несмотря на постоянный рост издержек в отрасли нам удалось по итогам года получить прибыль и добиться относительного роста финансовых показателей по основным направлениям деятельности. В 2008 году выручка ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» составила 32 994 476 тыс. руб. Чистая прибыль компании в отчетном году составила 75 822 тыс. руб.
Одним из самых значимых для авиакомпании событий стало вступление в 2008 г. в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA). Успешно пройдя процедуру аудита эксплуатационной безопасности IOSA, «ЮТэйр» в числе ведущих авиакомпаний мира подтвердила статус перевозчика, отвечающего высоким требованиям международных стандартов безопасности.
Серьезный спад в мировом авиационном бизнесе, начавшийся в IV квартале 2008 года, продолжился и в текущем году. По данным IATA, убытки мировой отрасли в 2008 г. составили 8,5 млрд.долл., а прогноз убытков на 2009 г., первоначально оценивавшийся на уровне 2,5 млрд. долл., в марте был уточнен до 4,7 млрд. долл. Российская отрасль гражданской авиации почувствовала негативное влияние кризиса одной из первых, хотя в целом по итогам года и показала тенденцию к росту - пассажиропоток российских авиакомпаний в 2008 году увеличился на 10,4%. В результате воздействия неблагоприятных экономических факторов в прошедшем году несколько авиакомпаний были вынуждены признать себя банкротами и уйти с рынка, не сумев выполнить обязательств перед пассажирами и партнерами.
Грамотная финансовая и управленческая политика позволила «ЮТэйр» справиться с негативным влиянием кризиса и сохранить коллектив компании, ее активы и приоритетные направления деятельности. Во многом этого удалось добиться за счет многопрофильной структуры бизнеса, в которой различные виды деятельности дополняют друг друга в зависимости от ситуации на рынке. В то же самое время мы своевременно реализовали ряд антикризисных ресурсосберегающих мер. Значительное снижение расходов было достигнуто за счет активного перехода на эксплуатацию на внутренних линиях более эффективных типов воздушных судов. В ходе оптимизации маршрутной сети были сокращены неэффективные маршруты и сосредоточены усилия на наиболее выгодных направлениях. После банкротства ряда авиакомпаний «ЮТэйр» смогла использовать сложившуюся рыночную ситуацию и занять освободившиеся ниши. В частности, были открыли такие востребованные на рынке направления как Москва - Красноярск, Омск, Барнаул, Пермь и Баку.
В феврале 2008 года в рамках программы модернизации парка пассажирских воздушных судов «ЮТэйр» приступила к эксплуатации лайнера Boeing 737-500. Это позволило оптимизировать структуру парка среднемагистральных самолетов в соответствии со стратегией развития, сократить расходы на топливо, расширить географию полетов и увеличить объем перевозок. В 2008 году количество самолетов Boeing 737-500 в парке «ЮТэйр» достигло шести, а к концу 2009 года должно составить не менее 15 единиц. Мы также продолжили пополнять свой авиапарк региональными самолетами ATR-42 и ATR-72 европейского производства, количество которых в 2008 году достигло 15. Все это, несомненно, дает нам возможности еще более успешно конкурировать на рынке пассажирских авиаперевозок.
В минувшем году было положено начало многообещающему и плодотворному сотрудничеству с крупнейшим мировым авиаперевозчиком Lufthansa и в целом с глобальным альянсом авиакомпаний Star Alliance. В ноябре «ЮТэйр» и Deutsche Lufthansa AG подписали соглашение о коммерческом сотрудничестве. Благодаря интерлайн-соглашению с ведущей европейской авиакомпанией «ЮТэйр» значительно расширил свои конкурентные преимущества: пассажиры авиакомпании получили возможность приобретать единый билет на перелет через аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Уфы, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга во Франкфурт, Мюнхен, Берлин, Дюссельдорф и далее в более чем 100 стран мира по специальным выгодным тарифам.
Важнейшей составляющей постоянной работы «ЮТэйр» над укреплением и развитием своих позиций на мировом и российском рынках вертолетных работ стало совершенствование парка винтокрылых машин. В прошедшем году был заключен крупнейший контракт с ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» на поставку в течение 2008-2010 гг. 20 новых вертолетов Ми-171 с опционом еще на 20 машин. Первая партия Ми-171 поступила в авиакомпанию в октябре 2008 года. Парк компании также пополнился двумя вертолетами Eurocopter AS 350B3, приобретенными в рамках реализуемого «ЮТэйр» проекта «Легкий многоцелевой вертолет». Компания с 2006 года успешно оперирует вертолетами Eurocopter AS 355N и ВО-105. Их преимущества высоко оценены заказчиками: легкие вертолеты осуществляют перевозку VIP-клиентов, патрулирование нефте- и газопроводов, фото- и видеосъемку, доставку грузов на внешней подвеске, а также выполняют медицинские полеты. Пополнившие парк компании вертолеты AS 350B3 задействованы, главным образом, на выполнении работ в области геологоразведки и геофизики.
В Хьюстоне (США) в ходе крупнейшей международной выставки HELI-EXPO 2008 подписано твердое соглашение между ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и компанией Eurocopter на поставку новых вертолетов EC 175, предназначенных для перевозки 16 пассажиров. «ЮТэйр» получила статус стартового заказчика этой программы. Начиная с 2012 года, авиакомпания получит 15 вертолетов с опционом еще на 15 машин. «ЮТэйр» и Eurocopter также заявили о намерении реализовать масштабный совместный проект по созданию в России интегрированного центра технического обслуживания и эксплуатации вертолетов Eurocopter. Проект предусматривает открытие сертифицированного центра технического обслуживания вертолетов Eurocopter на производственных мощностях «ЮТэйр», а также организацию центра по обучению летно-технического состава для обслуживания и эксплуатации винтокрылых машин производства Eurocopter.
Расширена география полетов и увеличены объемы вертолетных работ по коммерческим контрактам. Дочернее предприятие «ЮТэйр» в Европе в 2008 году выполняло сложные строительно-монтажные работы в Польше, Словакии, Болгарии, Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине. На территории Северной и Западной Канады при помощи вертолета Ми-26 осуществлены уникальные для североамериканского рынка авиационные работы по доставке тяжелых крупногабаритных грузов в места разработки и освоения нефтегазовых месторождений. Южноафриканская дочерняя компания «ЮТэйр» возобновила работы по пожаротушению в ЮАР.
Прошедший год стал для авиакомпании еще одним испытанием на прочность. Мы справились. И справились хорошо. От имени Правления ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» выражаю искреннюю благодарность и признательность всему трудовому коллективу компании. Спасибо инвесторам и акционерам, чье доверие помогает нам соответствовать требованиям рынка и держать высокую планку в обеспечении безопасности полетов и предоставлении качественных услуг.
Хотел бы отметить, что те вызовы, которые нам готовит 2009 год, потребуют от нас полной отдачи любимому делу и высокого профессионализма во всем. Уверен, что база, которую мы заложили в предшествующие годы, позволит нам не только выстоять в кризис, но и выйти из него еще более окрепшими и успешными.
/подпись/
Андрей Мартиросов
Генеральный директор – Председатель Правления ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»
выполняются...Документ
Организации Должность с по 2008 2009 ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" Заместитель генерального директора - ... подтверждение достоверности данных, включаемых в годовые отчеты общества, годовую бухгалтерскую отчетность, отчетов о прибылях и убытках (счета...