Крупнейшие агломерации. Мегаполисы и крупнейшие агломерации мира

Далеко не все жители Земли догадываются, что крупнейшие агломерации мира вмещают населения больше, чем некоторые страны. Именно потому всем людям стоит знать перед поездкой в эти населенные пункты интересную информацию о них. Если человек живет в небольшом городке или деревне, то информация об этих агломерациях может показаться действительно невероятной.

Неизменный лидер

Уже на протяжении шести лет список крупнейших агломераций мира возглавляет столица Японии Токио. Ее население в 2010 году составляло больше тридцати семи млн человек. Этот огромный мегаполис имеет плотность 4 400 человек на один квадратный километр.

В Стране Восходящего Солнца он делится на разные районы и является городом множества возможностей. Стоит отметить, что в агломерацию с Токио входит портовый город Иокогама, имеющий население больше трех миллионов, но даже без него японская столица заняла бы первое место.

Второе место

Продолжает список крупнейших агломераций мира столица Индонезии Джакарта. Ее население к началу 2017 года составляет почти 32 миллиона человек. Зато плотность населения в два раза больше, чем в Токио, и составляет 9 600 человек на квадратный километр.

Это, кстати, свидетельствует о низком уровне жизни. Находится данная агломерация на северо-западе острова Ява, прямо на берегу моря. В этом заключается одна из ее проблем, ведь в сезон дождей многие низинные районы оказываются затопленными.

Несмотря на то что Джакарта стоит в дельте двух рек, все они сильно загрязнены. Приблизительно 70% водного пространства совсем непригодны для использования, еще 20% - в среднем состоянии, и только десять процентов имеют легкое загрязнение.

История этого мегаполиса начинается еще в 39 году нашей эры, когда на месте Джакарты местный король основал свою столицу под названием Сунда Пура. Официальной же датой основания считается 22 июня 1527 года, когда португальцы взяли поселение и переименовали его.


Третье и четвертое место

Дели отстает от первых двух мест с показателем 26 с половиной миллионов человек. Плотность населения - 12 тысяч человек на километр квадратный. Стоит отметить, что в XXI веке население данной агломерации выросло в два раза и продолжает увеличиваться. Сюда съезжаются жители со всей страны в поисках лучшей жизни.

Четвертое место в списке крупнейших городских агломераций мира закрепилось за филиппинской столицей Манилой. Казалось бы, на островном государстве не может быть такого крупного мегаполиса, но последние исследования подтверждают обратное. Плотность населения здесь еще больше и составляет 13,6 тысяч на квадратный километр, а общее количество населения - немногим больше 24 миллионов.

Город расположен на острове Лусон, климат круглый год теплый. Кроме того, здесь пересекаются множество морских и железнодорожных узлов.


Средина списка

На пятом месте среди самых крупных агломераций мира закрепился Сеул - столица Южной Кореи. В агломерацию вместе с этим мегаполисом также входит Инчхон, который считается аванпортом главного города страны в Желтом море.

Население агломерации Сеула всего на 150 тысяч меньше, чем в Маниле. Плотность же его составляет 8 800 человек на километр квадратный, что является довольно большим показателем.

Сеул является высокотехнологическим центром страны, большинство людей живет в небоскребах, а потому на единицу площади приходится так много людей.

На шестом месте расположился портовый город Карачи, расположенный на юге Пакистана. С прилегающими территориями мегаполис включает в себя 23,5 миллиона человек, которые теснятся на 1 010 квадратных километрах площади, что объясняет высокий показатель плотности - 23 тысячи.

Карачи является самым крупным портом страны, который был основан в конце восемнадцатого века.


Седьмое и восьмое место

В список крупнейших агломераций и городов мира не мог быть не включен Шанхай. Этот огромный город Китайской Народной Республики расположился в дельте речки Янцзы.

В этом культурном и торговом центре страны проживают 23,39 миллиона человек. Мегаполис растянулся на площади почти 4 000 квадратных километров, а потому плотность населения здесь составляет всего шесть тысяч.

Климат тут мягкий, с теплой зимой, география расположения благоприятная. Шанхай не зря является финансовым центром, ведь здесь сосредоточено много всяческих корпораций и исследовательских центров.

Восьмое место в списке досталось мегаполису Мумбаи, который расположен на берегах Аравийского моря в Индии. В первой десятке эта агломерация имеет самую большую плотность населения (26 тысяч) и занимает площадь всего 881 квадратный километр.


Последние агломерации в десятке

На девятом месте категории "Крупнейшие агломерации и мегаполисы мира" - город, о котором мечтают все жители Земли, Нью-Йорк. Его территория с окружающими землями занимает 11 875 км². Благодаря этому 21,5 млн человек свободно расположились в этой части мира. Плотность населения - всего 1,7 тысяч, что является самым благоприятным показателем.

Нью-Йорк является культурным, туристическим и финансовым центром США.

Список завершает Сан-Паулу - город на юго-востоке Бразилии. Его население с пригородами составляет на 2017 г. 20,8 млн человек. Плотность - 6,9 тысяч человек, что является не самым плохим показателем в рейтинге.

Все данные взяты из свежих топографических материалов и космических снимков. Население, плотность и площадь указаны из сведений об агломерациях приведенных городов.

Возглавляемая столицей Московская агломерация самая крупная и сложная среди агломериций России, не имеющая себе равных по территориальным размерам и численности населения, количеству городов и поселков, многообразию их типов. Прежде всего она выделяется мощью и ролью ядра. Москва оказывает чрезвычайно сильное воздействие на окружающий район, проявляя высокую потребность в городах-спутниках. В то время, как урбанизация в стране затормозилась, не завершившись, в Московском регионе она интенсивно продолжается, для чего находятся материальные, финансовые, организационные и, что самое главное, - демографические ресурсы, остродефицитные в большинстве регионов Российской Федерации.

В настоящее время территория Московской агломерации составляет не менее 20 тыс. км2, а численность населения около 16 млн чел. Московская агломерация насчитывает примерно 100 городов, в том числе полтора десятка в соседних областях.

Главная характерная особенность Московской агломерации в том, что именно здесь возник и получил развитие новый тип города - наукоград. Ещё до Великой отечественной войны в возникли прообразы будущих технополисов, например, город Королёв (в те годы Калининград) - центр ракетной техники, ставший затем крупнейшим аэрокосмическим комплексом. В Московской агломерации около трех десятков наукоградов, почти половина существующих в России. Среди них центры не только прикладной, но и фундаментальной науки - Дубна, Пущино, Протвино, Троицк, Черноголовка.

Московская агломерация имеет развитый историко-культурный каркас, звеньями которого являются древние города Коломна, Дмитров, Волоколамск, Боровск и др; знаменитые монастыри, такие как, Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде, Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском, Иосифо-Волоколамский под Волоколамском, Новый Иерусалим в Истре. Сюда же входят усадьбы - литературные гнёзда и очаги искусств, места боевой славы, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г. и битвой под Москвой в 1941-42 гг. Всё это создает удивительно духовную региона.

Московская агломерация является также рекреационной агломерацией, благодаря насыщенности учреждениями лечения, отдыха, туризма. По общей численности мест в санаториях и других оздоровительно-лечебных объектах Подмосковье на уступает .

Московская агломерация - гигантский резервуар трудовых ресурсов. Ежедневно в будние дни на работу и учёбу в Москву из окружающего района прибывает около 1200 тысяч человек, встречный поток достигает 400 тыс. человек.

Многими характерными чертами отличается территориальная структура Московской агломерации. Её каркасом служат радиусы разветвлённого транспортного узла, имеющего 11 железнодорожных и 13 автомобильных магистралей, а также водные дороги Москвы-реки и канала им. Москвы. Транспортный узел определяет конфигурацию Московской агломерации - многолучевую звезду. Вдоль некоторых радиусов сформировались на десятки километров почти сплошные полосы расселения, особенно развитые на Рязанском, Ярославском, Владимирском направлениях.

О сложности территориальной организации Московской агломерации свидетельствует формирование в её составе «дочерних» агломераций, так называемых агломераций 2-го порядка. Это - складывающиеся в разных местах, больше тяготея к восточной части, территориальные группы сближенных городов и поселков, тесно взаимосвязанных, объединённых общими локальными проблемами. В центральной части Московской агломерации это - Ногинско-Электростальская, Подольско-Климовская, Люберецко-Раменская, Балашихинско-Реутовская, Химкинско-Зеленоградская, Долгопрудненско-Лобненская агломерации; на периферии - Серпуховско-Чеховская, Каширско-Ступинская, Коломенская, Орехово-Зуевская, Обнинско-Нарофоминская. В некоторые периферийные агломерации 2-го порядка вошли поселения соседних областей. На калужском направлении у границ с Московской областью сложилась группа городов и посёлков во главе с Обнинском с общим числом жителей 240 тыс. чел. В Орехово-Зуевскую агломерацию вошли города Владимирской области - Покров, Петушки, Костерево. Происходит сближение Московской агломерации с агломерациями Калуги, Твери, Владимира, Рязани, Тулы, что усиливает связность районов в Центральной России.

Российский мегаполис

В России пока нет условий, благоприятствующих формированию мегалополисов - самых сложных форм городского расселения. Однако, в срединной части Центральной России складывается своеобразное урбанистическое образование в виде полосы между Москвой и , наполненной значительным количеством городов и поселков. Эта полоса приближается к состоянию, которое даёт основание называть ее мегаполисом.
Полоса начинается на западе гигантской Московской агломерацией и заканчивается на востоке развитой Нижегородской агломерацией, в которй число жителей превышает 2 млн чел.

Московская агломерация, если учитывать сформировавшиеся в ее окраинной зоне агломерации 2-го порядка имеет агломерационный радиус, превышающий 100 км, соприкасается с агломерациями соседних областных центров. У Нижнего Новгорода на некоторых наиболее развитых направлениях агломерационный радиус достигает 100 км. Ширина соединяющей агломерационные завершения полосы примерно 20-40 км. Ровно посредине ее складывается биполярная Владимирско-Ковровская агломерация, включающая примерно десяток городов.

Урбанизированное образование сформировалось на территории, имеющей давнюю историю. Это - колыбель русского государства, край древних ополий и городов, многочисленных гнезд разнообразных кустарных промыслов. Здесь сложились первые ареалы крупной фабричной промышленности, в которых в прошлом преобладала текстильная. Московская и Нижегородская агломерации, и прежде всего их центры, сыграли лидирующую роль в годы индустриализации и научно-технической революции, явились зачинателями новых производств и создания новых образцов техники.

Издавна проявились тесные внутренние связи, укреплявшие хозяйственную и культурную ткань территории. В эпоху индустриализации Нижний Новгород, развиваясь по образу и подобию Москвы, выступал её дублером, особенно в таких прогрессивных отраслях как автомобилестроение, станкостроение, авиастроение, электротехника и радиоэлектроника.

Кустарные промыслы и возникшая на их основе крупная промышленность создали условия для «вызревания» фабричных, заводских, кустарных сел в города. Лидером в этом процессе еще до Октябрьской революции стал Орехово-Зуево, набравший к 1917 г., когда ему присвоили статус города, 60 тыс. жителей.

Среди городов подобного происхождения высока доля монофункциональных центров. Это города, чью градообразующую базу нередко составляет одно предприятие. Таковы Дрезна, Яхрома, Лакинск, Собинка (текстильные центры), Ворсма (производство инструментов), Богородск (кожевенное и обувное производства). Очень сильно расширили и укрепили свой экономический фундамент города - Владимир, Ковров, Ногинск, Балахна, Павлово.

Новые города - центры отраслей нового века - качественной металлургии (Электросталь), (Электрогорск), нефтепереработки (Кстово),приборостроения (Радужный), моторостроения (Заволжье). Для наукоградов, особенно распространенных в Московской агломерации, основой служит триада: наука - высокотехнологичное производство (обычно опытное с испытанием новых образцов) - высшее образование.
Московская и Нижегородская агломерации устремляются навстречу друг к другу. Они обе асимметричны. У Московской полнее развиты восточные лучи, у Нижегородской - западные. Восточный агломерационный луч заканчивается у Кстово, а западный достигает Гороховца во Владимирской области.


Санкт-Петербургская агломерация - крупная городская агломерация, уникальность которой придает Санкт-Петербург - великий город, культурная столица России, в своей исторической части - образец градостроительного искусства.

Санкт-Петербург - единственный из российских центров начал свое существование с одновременным созданием в своем окружении поселений-спутников: резиденций правителей, крепостей, портов.

Своеобразие агломерации придает приморское положение. Агломерация приобретает характерный рисунок следуя природным объектам и ландшафтам. Вдоль полноводной Невы сформировался Невский луч расселения, завершающийся у Шлиссельбурга (64 км от ) перед . Карельский перешеек благодаря своим природным условиям, изобилующий красивыми озеро-лесными ландшафтами и выходящий на берега Ладожского озера и Финского залива, представляет обширный рекреационный ареал и почти входит в пригородную зону, являясь частью агломерации. Карельский перешеек, обладая большой рекреационной ёмкостью, является местом отдыха, лечения, туризма и спорта.

Рекреационная составляющая присуща многим городам Санкт-Петербургской агломерации, в том числе и тем, которые выполняют и другие функции - портовые, промышленные, научные, административные.

Агломерация в целом, как и ее ядро Санкт-Петербург, многогранна. В составе агломерации примерно 35 городских поселений, в т.ч. 15 городов. Общая численность населения (на начало 2006 г.) - 5257 тыс. человек; на долю Санкт-Петербурга приходится 87%. Доля населения спутниковой зоны невысока. Среди городов и поселков агломерации много знаменитых, занимающих видное место в истории, хозяйстве, культуре, и территориальной организации России. В административном подчинении Санкт-Петербурга находятся 8 городов и 21 посёлок городского типа общей численностью 560 тыс.человек. Города Колпино, Сестрорецк, Зеленогорск, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Пушкин, Петродворец сохраняют обособленность, отделены от центрального города значительными пространствами, которые вряд ли в обозримом будущем будут застроены. Находясь в административных границах Санкт-Петербурга, они фактически образуют первую (ближнюю) зону спутников в составе агломерации.

После революции, когда бывшая столица империи была отрезана от традиционных зарубежных сырьевых и топливных баз, вокруг Ленинграда была создана система городов-спутников - производственных дополнений, которые обеспечили его предприятия электроэнергией, топливом, металлом, химическим сырьем. Города при электростанциях разного типа (тепловых, гидравлических, атомной) составили «отряд» энергетиков. В настоящее время происходит развитие городов-портов, предназначенных, в частности, обслуживать экспорт нефти. Санкт-Петербург, будучи крупнейшим научным центром, стимулировал возникновение и развитие наукоградов - центров, ускоряющих научно-технический прогресс. Среди них Сосновый Бор, рожденный Ленинградской АЭС, Приморск, Гатчина, Петродворец, Колпино и др.

В условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг. Санкт-Петербургская агломерация испытывала значительные трудности, что выразилось в спаде промышленного производства, сокращении научных исследований и рекреационной деятельности, в последовательном уменьшении численности населения. В Санкт-Петербурге (Ленинграде) за 1989–1998 гг. число жителей сократилось на 6,1%, в то время как за предшествующее 10-летие (1979–1989 гг.) увеличилось на 9,5%.

Сокращение числа жителей продолжается. Сказывается дефицит демографических ресурсов в России.

Однако Санкт-Петербургская агломерация - вторая по своему потенциалу в России - сохраняет динамику развития. В 1990-х годах продолжалось образование новых городов, построены и строятся новые порты; район Санкт-Петербурга привлекает значительные инвестиции отечественных и зарубежных предпринимателей, расширяются возможности отечественного и иностранного туризма.

Самарская Лука - одно из самых примечательных мест на Волге. Дугообразная излучина с крутыми поворотами, где река на 90° меняет направление, огибая горы Жигули, далеко выдается к востоку. У крайней восточной части дуги расположена Самара - крупнейший центр , основанный как город-крепость в 1586 г. вскоре после присоединения к Московскому государству Казанского ханства. Два других поворота излучины отмечены парами городов: Тольятти - Жигулевск, Сызрань - Октябрьск.

Трехцентровое скопление городских поселений - Самарская триада - насчитывает почти 2,5 млн человек городского населения. Несколько менее половины приходится на долю Самары (46,8%). Расстояние между Самарой и Тольятти около 100 км. Это наибольшее сближение крупнейших (превысивших 500 тыс. человек) городов в России. Почти такое же расстояние разделяет Тольятти и Сызрань. Три агломерации своими краевыми частями накладываются друг на друга.

Самара занимает выгодное географическое положение, в районе, богатом энергетическими ресурсами и плодородными почвами.

До Великой Отечественной войны в Самаре размещались предприятия ведущих отраслей промышленности - авиастроения, станкостроения, приборостроения. В войну Самара являлась резервной столицей страны. В Самаре наибольшее число жителей по сравнению с другими городами Поволжья. Крупнейший многофункциональный город, центр культуры, науки, высшего образования, высокотехнологичной промышленности, Самара активно стимулировала возникновение в своем окружении городов-спутников. Среди них выделяются: Новокуйбышевск - центр нефтепереработки и нефтехимии; Чапаевск, основанный накануне первой мировой войны, с несколькими предприятиями химической индустрии; Кинель - железнодорожный узел, расположенный к востоку от Самары.

Тольятти - самый крупный из российских городов-новостроек, центр автомобилестроения, химической индустрии, промышленности строительных материалов; крупный речной порт, центр туризма и спорта.
Тольятти представляет собой агломерацию. Городская черта охватывает три территориально обособленных района, объединенных городскими системами транспортной и инженерной инфраструктуры. Наиболее крупный район Автозаводский (435,2 тыс. жителей) превосходит два других вместе взятых - Центральный (градообразующая база - в основном химические заводы) и Комсомольский (речной порт, железнодорожный вокзал, производство строительных материалов).

Сызрань - город, расположенный в 137 км от Самары и почти в 100 км от Тольятти. Сызрань возникла в 1683 г. как крепость на Сызранской оборонительной линии. В настоящее время Сызрань - центр машиностроения и химической индустрии, крупный железнодорожный узел у первого по времени сооружения перехода через Волгу в ее среднем течении; западные ворота агломерационного образования в районе . В последние годы усиливаются производственные связи Сызрани с Тольятти.


Полицентризм урбанистического образования, сложившегося в районе Ростова-на-Дону, позволяет именовать его конурбацией, а не агломерацией. В территориальной организации юга Европейской части России, городском расселении, в системе межрайонных связей ареал весьма примечательный. В этих местах ещё с античных времён возникали города. Близ устья реки Дон существует археологический заповедник на месте античного города Танаис. У нынешнего города Азов была вереница предшественников, располагавшихся в средние века на северной ветви Великого шёлкового пути.

Позже развернулось противостояние Российской и Османской империй; стремилась закрепиться на черноморском и азовском побережьях, развить экспансию на Дон и Волгу. Поэтому она превратила Азов в грозную крепость и цепко за него держалась. Петр I предпринял Азовские походы, чтобы утвердиться на южных морях, основал в 1698 г. Таганрог - крепость и порт. На Дон бежали жаждавшие свободы люди со всей Руси. Столицу донского казачества Старочеркасск сменил, специально построенный в 1805 г. как административный центр, город Новочеркасск. Во 2-й половине XIX в. быстро формировался Донбасс. Его восточное крыло последовательно занимало части Области Войска Донского, превращая казачьи станицы в центры угледобычи. Наиболее значительный из них - станица Грушевская в 1867 г. получила городской статус (ныне город Шахты).

С первой половины XIХ в. Ростов-на-Дону (город с 1796 г.), созданный на месте крепости Св. Дмитрия Ростовского (основана в 1761 г.), развивался как крупнейший торгово-промышленный центр Южной России. Значение его возросло после соединения железными дорогами с Харьковом (1870 г.), Воронежем (1871 г.), Владикавказом (1875 г.) Определилась роль Ростова-на-Дону как «Ворот Кавказа».

По переписи 1897 г. Ростов-на-Дону превысил вдвое по числу жителей Новочеркасск. В 1920-е годы стал административным центром Азово-Черноморского, затем Северо-Кавказского края, с 1937 г. - центр Ростовской области. Современный Ростов-на-Дону - крупнейший культурный, научный и промышленный центр, важнейший транспортный узел. В значительной степени функции транспортного узла возложены на спутник Ростова-на-Дону город Батайск (образован в 1936 г.), расположенный в 15 км к югу, на противоположном берегу Дона. Второй ближний спутник - промышленный центр Аксай - находится в 18 км к востоку (образован в 1957 г. из станицы Аксайской).

Город Новочеркасск, утратив административные функции, сохранил культурные и образовательные, превратившись также в крупный многоотраслевой промышленный центр. Город Шахты - главный промышленный центр Российского Донбасса. Город Азов в течение веков имел беспокойную судьбу ключевого города-крепости, в конце XIX в. был посадом. Сейчас это многофункциональный город, морской и речной порт, центр промышленности и туризма. Город Таганрог - второй по числу жителей город области и конурбации, центр северного Приазовья. Его промышленному развитию способствовало положение на выходе из Донбасса. В Таганроге развиты металлургия, авиастроение (проектирование гидросамолетов), и автомобилестроение. Город Таганрог - важный центр культуры и образования; город А.П. Чехова.

Каждый из городов конурбации имеет примечательную историю, характерные черты, свою траекторию развития. В центре ареала городов резко выделяется Ростов-на-Дону, отличающийся особым разнообразием функциональной структуры и выдающимся географическим положением. Ростов-на-Дону связывает угольно-металлургический Донбасс с Донской и Кубанской житницами, открывает пути на Кавказ и Нижнюю Волгу.

Ростов-на Дону не знает конкурентов и, несмотря на положение «в углу» , является его признанным и естественным социально-экономическим фокусом.


Город Сочи охватил своей городской чертой курортную агломерацию, протянувшуюся вдоль черноморского побережья на 145 км от реки Шепси на северо-западе до реки Псоу на государственной и Грузии.

Территория агломерации составляет 3506 км2 (в три раза больше Москвы), число жителей 331,0 тыс. человек. Агломерация Сочи - это собственно город Сочи и входящие в его черту прибрежные поселения Магри, Макопсе, Аше, Лазаревское, Солоники, Головинка, Якорная Щель, Вардане, Лоо, Дагомыс, Мацеста, Хоста, Адлер, а в горах-поселок городского типа Красная Поляна.

После того, как железная дорога от Туапсе до Адлера была продолжена в , Сочинская агломерация оказалась в транспортном коридоре. Железная дорога и еще раньше проложенное Черноморское шоссе послужили осями развития агломерации.

Сочи - город-курорт. Приобщение к курортной деятельности произошло в1908 г, когда вошел в строй санаторий-первенец «Кавказская Ривьера». Превращение в массовый курорт осуществилось в 1930-е гг. В короткие сроки были построены санатории, поликлиники, комплекс ванных корпусов в Мацесте, морские вокзалы в Сочи и Мацесте, создан дендрарий, проложен Курортный проспект, проведены берегоукрепительные работы и т.д.
Как курорт Сочи уникален, что обусловлено сочетанием нескольких факторов: мягкий климат, теплое море, сульфидно-хлоридно-натриевые воды Мацесты, углекислые Красной Поляны, глинистые железистые илы Имеретинской бухты (район Адлера). Потенциал Сочи еще полностью не использован.

Город-агломерация Сочи состоит из 4-х административных районов: Лазаревского, Центрального, Хостинского и Адлеровского. Около 2/5 постоянного населения сосредоточено в Центральном районе. Здесь располагаются администрация, главные культурные учреждения: оперный театр, филармония, художественный музей, музей Николая Островского, цирк, дендрарий, крупные гостиницы, а также железнодорожный, морской и автовокзалы. Значительная часть многоэтажного жилого фонда размещена в долине р. Сочи (Новые Сочи). Здесь же находятся предприятия и производство строительных материалов, обслуживающие нужды курорта - курорта.

Адлер - транспортный узел, международный аэропорт. Активное использование адлеровского побережья для отдыха началось сравнительно недавно. В отличие от Центрального района, где велика доля санаториев, в Адлере преобладают пансионаты.

Если на начальном этапе развития Сочи предпочтение отдавалось санаториям, то в последующем большое внимание было уделено строительству гостиниц, что, в частности, способствовало развитию так называемых «фестивальных» видов деятельности - проведению кинофестивалей, праздников песни, спортивных состязаний и тренировочных сборов, научных конференций, деловых встреч и т. п.
Красная Поляна (ранее Романовск) - поселок городского типа, расположенный в долине р. Мзымта в 40 км к северу от Адлера, с которым соединен шоссейной дорогой. Красная Поляна - климатический и бальнеологический курорт, центр туризма и горнолыжного спорта.

Развитие Сочи как столицы Зимних Олимпийских Игр 2014 г. позволит осуществить коренную реконструкцию агломерации и полнее использовать её уникальный потенциал. Завершится сооружение обходной автомобильной дороги, повысится уровень благоустройства, войдут в строй спортивные сооружения (свыше 200 объектов), гостиницы, пансионаты, жилве дома, расширится аэропорт. Преимущественное развитие получат «крылья» агломерации - Лазаревский и Адлеровский районы Сочи, Красная Поляна.


Кавказские Минеральные Воды-созвездие знаменитых курортов–располагается в Центральном Предкавказье, частью на равнине, частью в предгорьях Большого Кавказа. Своеобразие району придают горы-лакколиты, разнообразные минеральные источники, грязи оз. Тамбукан (окрестности Пятигорска). С июля 1992 г. Кавказским Минеральным Водам придан статус особо охраняемого эколого-курортного района.

Агломерация поселений Кавказских Минеральных Вод сложилась как система взаимосвязанных центров, дополняющих друг друга. Она состоит из 6 городов и 4 поселков городского типа, включает также сельские поселения, подчиненные городским администрациям Минеральных Вод, Пятигорска и Кисловодска. На долю самого большого городского поселения - Пятигорска - приходится 27,0% общей численности населения района.
Минеральные источники изучаются с конца XVIII века. В 1803 г. указом Александра I район Кисловодска был объявлен курортной местностью.

В 1830 г. Пятигорск и Кисловодск стали городами. Развитие курортов сдерживалось отдаленностью от центральных районов страны и отсутствием удобного сообщения. Импульс развитию дал ввод в действие Владикавказской железной дороги. Большое значение имело сооружение в конце XIX в. шоссе Минеральные Воды - Кисловодск и параллельно ему железнодорожной ветки.

У всех городов-курортов стержневая функция - лечебная, но при этом у них различная специализация и разное место лечебной функции в народнохозяйственной структуре.

Пятигорск с давних пор занимает центральное место. Помимо санаториев и других лечебных, учреждений в Пятигорске находятся НИИ курортологии и физиотерапии, Педагогический институт. Значителен удельный вес промышленности, не связанной с нуждами курортов (сельскохозяйственное машиностроение), что сужает возможности развития Пятигорска как курорта.

Кисловодск по числу здравниц и обслуживаемому потоку лечащихся и отдыхающих первенствует среди городов-курортов Кавказских Минеральных Вод. Он не только бальнеологический курорт, использующий собственные и доставляемые по трубопроводу (из Нагутского месторождения) нарзаны, но и горно-климатический курорт. Кисловодск славится своим климатом, обилием солнечных дней, замечательными парками, разнообразием ландшафтов. Здесь имеются филармония, театр, музеи истории курортов и истории космонавтики, дачи – музеи художника Ярошенко и певца Шаляпина. Кисловодск - центр туризма. От него идет автомобильная дорога в Карачаевск - Теберду - Домбай.

Ессентуки - город с 1917 г., бальнеологический и грязевой курорт, специализирующийся на лечении органов пищеварения и нарушения обмена веществ. Располагает уникальной бальнеологической базой.
Железноводск - город с 1917 г., но лечебные процедуры проводятся с 1812 г. Расположен на южных склонах горы Железной.

Особая роль у города Минеральные Воды. Получив городской статус в 1920 г. он выполняет обязанность главного транспортного узла, управляет потоками отдыхающих. Здесь находится один из крупнейших в России международных аэропортов. В1960- 1970-е гг. в городе получила развитие промышленность строительных материалов.


Агломерация занимает центральное положение на . Центр агломерации – город Екатеринбург, основанный в 1723 г. как административно-хозяйственный центр горнозаводского Урала, это – первый по времени образования город в агломерационном ареале. Город Невьянск получил права города в 1917 г., хотя как поселение при заводе («город-завод») возник в 1700 г.

В годы довоенных пятилеток городами стали 6 поселений, в войну – 2, в послевоенное время – 8. Наряду с городами, имевшими глубокие исторические корни, на «чистом месте» появились города-новостройки: известный атомоград и наукоград Новоуральск, наукоград Заречный при первой на Урале Белоярской АЭС и город-энергетик Среднеуральск. В постсоветское время новых городов образовано не было.

Главенство Екатеринбурга определяется более высокой долей в его народнохозяйственной структуре «верхних этажей»: науки (группа научно-исследовательских институтов с признанными достижениями, авторитетные научные школы), высшего образования (плеяда ВУЗов, в т.ч. несколько университетов и академий), а также учреждений культуры (театров, музеев).

Екатеринбургская агломерация – многолучевая, имеет вид, характерный для агломераций, сложившихся в разветвленном транспортном узле (у Екатеринбурга 7 железнодорожных направлений).

Часть городов агломерации – центры добычи рудных и нерудных ископаемых (Березовский, Дегтярск, Асбест, Верхняя Пышма). На своих рудах работает крупнейший в России медеплавильный комбинат в Кировграде. Характерная черта – наличие в территориальной структуре агломерации гнезд городских поселений – территориально сближенных групп городов и поселков городского типа (Первоуральск–Ревда–Дегтярск, Заречный–Белоярский, Сысерть–Верхняя Сысерть и др.). Распространена присущая вообще горнопромышленным районам конгломеративность.


Новосибирск – крупнейший город в Сибири, почти набравший к последнему году существования СССР полтора миллиона жителей – не смог сформировать развитую агломерацию. В пределах 100-километровой зоны его влияния всего лишь 3 города и 9 поселков городского типа. Общая численность городских поселений вместе с Новосибирском – более 1600 тыс. человек. На долю приходится 82,5% населения.

Все города и поселки получили свой нынешний статус в XX в. Рост возникшего у перехода через Обь Транссибирской магистрали Новосибирска, был феноменален. К 1926 г. он опередил по числу жителей все города Сибири и Дальнего Востока, кроме Омска. К переписи 1939 г. вырос еще в 3,4 раза (Омск – в 1,8) и стал первенствующим городом в Азиатской части России.

Преимущества экономико-географического положения Новосибирска: нахождение города у восточного края Барабинской степи, близость другой житницы Сибири – Степного Алтая и, что особенно важно – положение у выхода из Кузбасса – главной угольно-металлургической базы восточных районов России.

Все основное, что определяет роль главного центра агломерации, Новосибирск стремится сосредоточить в своей городской черте или в непосредственной близости от нее. Отчасти этим объясняется малоразвитость зоны городов-спутников.

Самый крупный спутник Новосибирска – город Бердск (в 10 км к югу), в котором электротехнические предприятия занимают ведущее место в градообразующей базе. Город Искитим – центр промышленности строительных материалов, город Обь специализируется на . К югу от центра Новосибирска – триада Академгородков: Российской академии наук (Академгородок – район Новосибирска), Сибирского отделения Академии медицинских наук (Кольцово) и Академии сельскохозяйственных наук (Краснообск).

В последние десятилетия в Новосибирской агломерации не появилось ни одного нового городского поселения. Несмотря на включение в городскую черту Новосибирска пригородных поселений, за 1989-2006 гг. число жителей уменьшилось почти на 40 тыс. человек.


Ось урбанизации в протянулась на сотни километров от Анжеро-Судженска до города Таштагола в Горной Шории. В средней ее части сформировалась урбанизированная полоса, города и поселки которой образуют цепь агломераций во главе с городами Кемерово, Ленинск-Кузнецкий и Новокузнецк. Это своего рода угольно-металлургический Кузбасский мегалополис протяженностью около 400 км и численностью населения свыше 2 млн чел.

Новокузнецк по людности и экономическому значению превосходит областной центр Кемерово. Преимущества Кемерово в том, что он обладает более развитой промышленной структурой и является центром Южного Кузбасса, весьма перспективного и для развития промышленности, и горного туризма, благодаря рекреационным ресурсам Горной Шории.

Создание плеяды городов Кузбасса в сжатые сроки происходило в тяжелых условиях индустриализации, военного времени и послевоенного восстановления хозяйства. На всех этих этапах значительным был дефицит времени и средств, чем объясняется экологическое неблагополучие, недостаточное благоустройство, разбросанность городов и поселков, монотонность застройки. Города Кузбасса молодые, но во многом сделаны по старым образцам.

Система городов Кузбасса переплетена тесными производственными связями. Новокузнецкие металлургические предприятия получают железную руду из Таштагола, электроэнергию из Калтана. В Белово доставляется цинковый концентрат из Салаира. В основе народнохозяйственного комплекса, как и прежде, лежит уголь – хлеб индустрии.

Бывший в течение десятилетний районом притяжения мигрантов со всей страны, Кузбасс сейчас теряет население. Все города Кузбасса сократили людность: Анжеро-Судженск, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, Осинники потеряли за период с 1989 г. около1/5 своих жителей. Стабильность Кемерово объясняется включением в его городскую черту пригородных поселений.

Кузбасс обладает разнообразными минеральными, лесными, водными, земельными, рекреационными ресурсами. У Кузбасса два выхода на Транссиб, прямые выходы на Алтай и в Восточную Сибирь. Однако удаленность от внешних рынков, вследствие положения в глубине континента, сдерживают развитие базовой отрасли.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту.


Введение


1 Понятие городской агломерации


1.1 Иерархия городских систем


1.2 Пространственная структура городских агломераций


1.3 Пути формирования агломерации


1.4 Проблемы больших городов


2 Крупнейшие городские агломерации мира


2.1 Зарубежная Европа


2.2 Зарубежная Азия


2.3 США и Латинская Америка


Заключение


Список использованной литературы


Введение

Город - одно из величайших и самых сложных творений человека. Облик городов – каменная летопись человечества – хранит память о важнейших событиях мировой истории. Города – главная арена политических, экономических, социальных процессов, совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей, созданных трудом человека.


Как и почему растут города? Как раскрыть загадочную тайну пространственной концентрации городов в разных точках земного шара? Какова их внутренняя структура? Эти вопросы волнуют всех людей и составляют профессиональную задачу географического изучения городов.


Целью курсовой работы является рассмотрение крупнейших городских агломераций, путей их формирования и развития.


Задачи данной работы состоят:


· в выявлении особенностей структуры и формирования крупнейших городских агломераций;


· в рассмотрении иерархии городских систем;


· в определении проблем городов.


Городские агломерации – развивающаяся форма расселения и территориальной организации хозяйства. Сосредоточивая в себе огромный научно-технический, производственный и социально-культурный потенциал, они являются основными базами ускорения научно-технического прогресса и оказывают большое влияние на окружающие их обширные территории, поэтому их изучение на сегодняшний день особенно актуально.


Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и включает в себя одну таблицу. Она написана на 28 страницах. Первая глава включает в себя четыре подглавы, вторая – три. Для написания данной работы использовалось восемь различных источников литературы.


1
.
Понятие городской агломерации


В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации – быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».


Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен . В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.


Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.


В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского.


Существует и множество определений слову «агломерация».


По Н.В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .


Е.Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация – система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации – это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.


Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации – дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.


Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.


Е.Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других – ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).


1.1 Иерархия городских систем

Города растут и развиваются. В некоторых случаях из ранее небольших городов образуются мегагорода, население которых часто выше 8 млн. человек.


Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город - агломерация - урбанизированная зона -урбанизированный район - мегалополис).


Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю.Л. Пивоварову) :


1.Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.


2.Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.


3.Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.


4.Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).


5.Мегалополис (от греч. megalu – большой, polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.


1.2 Пространственная структура городских агломераций

В городских агломерациях при существенных особенностях их планировочной структуры и административного деления могут быть выделены принципиально различающиеся зоны, что позволяет рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования .


1. Историческое ядро города – очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения, административный культурный и деловой центры агломерации. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающего территорию о-ва Манхаттан. Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; унаследованная от исторического прошлого радиально-кольцевая или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; широкое развитие торговых учреждений, отелей, музеев и т.д. Дневное население резко превышает ночное.


2. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшуюся в европейских столицах в основном до середины XIX в. и позднее охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных территорий. В следующие десятилетия эта зона существенно трансформировалась, но в значительной мере еще сохраняет старую планировку, здесь много ценных сооружений. По мере роста и территориального расширения административных, деловых, культурных, научных, торговых функций столиц эта зона все более перестраивается, подвергается перепланировке, приобретает функции центра. К центральным районам столиц могут быть отнесены: центральная планировочная Зона Москвы, департамент Париж в черте старых крепостных стен, центральная зона Петербурга до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону. Для центральных зон в целом характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным, постепенное снижение численности постоянного населения.


3. Внешняя зона города в Москве и Петербурге административно включена в город, в Париже выделена в так называемый «первый городской пояс», в Лондоне к периферийной зоне города может быть отнесен внешний пояс «старых пригородов». В настоящее время основная часть населения столичных городов сосредоточена в периферийных зонах и по мере того, как вся территория этих зон заполняется сплошной застройкой, их население растет, но затем обнаруживает объективную тенденцию к снижению и экспансии за пределы городской черты.


4. Большой город (или ядро агломерации, урбанизированная зона агломерации, город с первым внутренним поясом пригородной зоны). Примером может быть Петербург с поселениями, подчиненными городу, Парижская «агломерация в широких границах», «Большой Лондон» с первым внутренним метрополитенским поясом, Большой Нью-Йорк – урбанизированный ареал Нью-Йорк.


5. Пригородная зона образует вместе с городом более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская и Петербургская агломерации, Лондонский метрополитенский район. Важно различать территории агломераций, охватывающие столичные города и их пригородные зоны, «ядра агломераций», включающие столичные города и внутренние кольца пригородных зон. Условно эти « ядра» агломераций можно было бы назвать «Большой город» (Большая Москва, Большой Лондон, Большой Нью-Йорк). Для всех агломераций в целом характерны: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятниковых миграций, постепенно затухающих по мере удаления к периферии агломерации и особенно интенсивных в ее ядре, развитие городов-спутников во внешних кольцах.


6. Внешняя зона столичного региона. Под столичным регионом следует понимать зону, на которую распространяется непосредственное и интенсивное влияние столицы и необходимы связанные с ней целенаправленные градостроительные мероприятия; однако здесь перестает действовать важнейший градостроительный параметр, конструирующий агломерацию, - ежедневные маятниковые трудовые передвижения. Внешняя зона становится ареной крупных мероприятий по развитию систем городов – «контрмагнитов», способствующих разгрузке агломерации, по созданию рекреационных зон, сельскохозяйственных баз и т.п. К столичным регионам могут быть отнесены: к Московскому региону – Москва и Московская область; Лондонскому – юго-восток Англии; Нью-Йорскому региону – район ассоциации районной планировки Нью-Йорка.


1.
3Пути формирования агломерации

Формирование агломерации «от города».
По достижению определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития – территорий, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию . Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.


Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой – многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.


В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося народохозяйственного комплекса города. В других – они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.


Развитие агломерации «от района»
. Характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты неместного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука и конструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.


Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «профессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города» . По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использованной территории.


1.4 Проблемы больших городов

Повсеместный и неудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.


Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны:


1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом увеличивается, тогда как скорость движения его движения снижается обратно пропорционально.


2. Происходит удорожание инженерного оборудования;


3. Загрязнение окружающей среды, в первую очередь воздуха. По данным химических исследований, шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстоянии до 50 км, охватывая площадь в 800-1000 км2
. При этом наиболее активное воздействие проявляется на площади, превышающей площадь самого города в 1,5-2 раза. Такие города, как Лос-Анджелес, Мехико, не случайно получили прозвище «смогополисов». Не случайно родился и шуточный совет горожанам: «Пусть каждый дышит меньше и в только случае крайней необходимости».


4. Удаление населения больших городов от природы.


5. Большие города «отсасывают» производительные силы от малых и средних городов.


Нет сомнения, что человечество в будущем сможет найти средство решения транспортных и экологических проблем крупнейших городов. Более того, представляется обоснованной точка зрения, что именно высокая концентрация производительных сил в крупнейших городах позволит решить эти проблемы наиболее эффективно, поскольку при такой концентрации станут экономически и технически осуществимыми наибольшие капитальные вложения для этих целей.


2
.Крупнейшие городские агломерации мира

В 1950 году из 30 крупнейших агломераций 20 располагались в Европе, Северной Америке, Японии и только 10 – в развивающихся странах . В 1990 г. соотношение меняется: из 30 агломераций лишь 9 размещаются в развитых странах, а 21 – в развивающихся. Список крупнейших агломераций покидают Милан, Берлин, Филадельфия, Петербург, Детройт, Неаполь, Манчестер, Бирмингем, Франкфурт, Бостон, Гамбург. Этот список пополняют Сеул, Джакарта, Дели, Манила, Карачи, Лагос, Стамбул, Лима, Тегеран, Бангкок, Дакка (таблица 1).


Таблица 1. Тридцать крупнейших городских агломераций мира в 1990 году





































































































































Городская


агломерация


место млн. человек
1 2 3
Токио 1 25,0
Нью-Йорк 2 16,1
Мехико 3 15,1
Сан-Пауло 4 14,8
Шанхай 5 13,5
Бомбей (Мумбаи) 6 12,2
Лос-Анджелес 7 11,5
Пекин 8 10,9
Калькутта 9 10,7
Буэнос-Айрес 10 10,6
Сеул 11 10,6
Осака 12 10,5
Рио-де-Жанейро 13 9,5
Париж 14 9,3
Тяньцзин 15 9,3
Джакарта 16 9,3
Москва 17 9,0
Каир 18 8,6
1 2 3
Дели 19 8,2
Манила 20 8,0
Карачи 21 8,0
Лагос 22 7,7
Лондон 23 7,3
Чикаго 24 6,8
Стамбул 25 6,5
Лима 26 6,5
Эссен (Рур) 27 6,4
Тегеран 28 6,4
Бангкок 29 5,9
Дакка 30 5,9

2.1 Зарубежная Европа

Из истории известно, что первые города в Европе появились еще в эпоху античности. Затем их число значительно увеличилось в период средних веков. Росло и число больших городов; уже к началу XX века Зарубежная Европа концентрировала 1/3 всех больших городов мира. Именно этот регион стал родиной городских агломераций, которых уже в начале 1980-х годов здесь насчитывалось около 400 .


В Германии
большинство агломераций протягиваются цепочкой вдоль Рейна и его притоков. Ниже всего по течению расположена самая большая Рейнско-Рурская полицентрическая агломерация, в свою очередь, состоящая из 2-х основных частей - Рурской, протягивающейся на правобережье Рейна от Дейсбурга до Дортмунда через Эссен и Бохум, и Прирейнской, включающей в первую очередь Дюссельдорф, Кельн и Бонн. Население этой агломерации составляет 10-11 млн. человек.


Выше по течению Рейна расположена Рейнско-Майнская агломерация, ядро которой образует Франкфурт-на-Майне. Еще выше по течению находится Рейнско-Неккорская агломерация с городами Мангейм и Людвигсхафен.


В Великобритании
среди агломераций ведущее место занимает Лондонская, население которой, в зависимости от того, как проводят ее границы, варьирует в пределах от 7,6 млн. до 12,1 млн. человек. В окрестностях Лондона построены восемь городов-спутников. Далее идут Большой Бирмингем (Западный Мидленд) и Большой Манчестер с населением соответственно 3,2 и 2,6 млн. человек.



Во Франции
выделяют Парижскую агломерацию с населением 11,3 млн. человек. Эта столица является крупным промышленным центром, в котором широко представлены высокотехнологические наукоемкие отрасли, а также выпуск так называемых «парижских изделий» (швейных, ювелирных и др.). Именно здесь сосредоточены крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения, а также резиденции множества международных организаций. В окрестностях Парижа находится пять городов-спутников .


2.2 Зарубежная Азия

Крупнейшие города
Китая – Пекин и Шанхай.


Пекин – важнейший политический, административный, экономический и культурный центр страны. Он расположен в северной части Великой Китайской равнины. В 1950 году в городе было 3,9 млн. жителей в 1970г. – уже 8,1 млн., а в 2000г. Большой Пекин имел 10,8 (по другим данным 12,4) млн. жителей. Численность жителей в собственно Пекине, без пригородов, - около 8 млн. человек. Прогноз говорит о том, что к 2010г. население Большого Пекина может возрасти до 17,8 млн. человек .


Шанхай – крупнейший промышленный, торговый, транспортный, финансовый и культурный город Китая.


С экономическим ростом Шанхая росло и его население. В 1950г. Шанхайская агломерация насчитывала 5,3 млн. жителей, в 1970г. – 11,2 млн., в 2000г. – 14,2 млн.


По административной реформе 1994 года территория города была увеличена до 6,3 тыс. км2
за счет «прирезки» соседних сельских уездов.


В
Япониинаходится самый большой город мира. Токио – это главный политический, административно-управленческий центр страны. Это крупнейший сгусток самых разнообразных промышленных производств, один из самых больших в стране портовых комплексов.


Данные о населении Токио сильно расходятся. Это объясняется тем, что Токио существует в 3-х различных границах – собственно города, Большого Токио и Токийской агломерации.


Собственно город Токио занимает 577 км2
, что значительно меньше площади Москвы. На этой территории живут 8 млн. человек.


Большой Токио занимает территорию собственно города и Токийской префектуры, или Столичного округа. Его площадь составляет 2,1 тыс. км2
, а население в середине 90-х годов было 12 млн. человек. На территории Столичного округа, примыкающего к Токио с западной стороны, находится 26 небольших городов, население которых тесно связано со столицей маятниковыми миграциями.


Токийская агломерация, помимо Токио и Токийской префектуры, охватывает три соседних префектуры с 87 городами (Иокогама, Кавасаки, Тиба и др.). Называют ее обычно агломерацией Кейхин (кей – столица, хин – берег). Население Токийской агломерации в 2000 году по оценкам достигало 26,4 млн. человек.


Индия – страна древней городской культуры. Такие ее города, как Варанси, Аллахабад, Патна, Дели, возникли еще на заре человеческой цивилизации. Индия относится к среднеурбанизированным странам. Тем не менее по общей численности горожан она уступает только Китаю.


Город Дели, расположенный на правом берегу р. Джамна, на перекрестке торговых путей, в течение многих веков и даже тысячелетий был столицей разных государств: с начала XIII в. – Делийского султаната, с начала XVI в. - империи Великих Моголов, с 1911г. – Британской Индии, с 1950г. – Республики Индии. В 1911г. население города составляло всего 214 тыс. человек, в 1991г. – почти 8,4 млн., а в 2001г. – 11,3 млн. человек.


Дели является одним из крупнейших в Индии политико-административных, промышленных центров, транспортно-торговых узлов, средоточием науки, культуры, образования, искусства.


Город Мумбаи (новое название Бомбея) – самый большой по населению в Индии и третий по этому показателю во всем мире. В пределах агломерации его население достигает 18 млн. человек. Мумбаи также самый крупный промышленный центр страны, в котором широко представлены отрасли как тяжелой, так и традиционной легкой промышленности, особенно хлопчатобумажной. Это и главный морской порт в Индии, через который проходит до 60% ее внешнеторговых грузов. Мумбаи – один из важнейших в Индии научных и культурных центров. Это также главный центр кинопромышленности, который иногда называют индийским Голливудом.


Рост агломерации продолжается . Некоторые исследователи считают даже, что в не столь уж отдаленном будущем она может превратиться в еще более крупный мегалополис.


Колката (новое название Калькутты) расположена в дельте Ганга, на правом берегу ее западного рукава – Хугли, в 140 км от Бенгальского залива. Колката была основана в 1690 году агентом британской Ост-Индской компании Джобом Чарноком на месте трех деревень, одна из которых носила название Каликатта. Особенно быстрый рост города происходил в 1773-1911 гг., когда Колката была столицей Британской Индии и превратилась в крупнейший город страны. После переноса столицы в Дели рост ее замедлился. Тем не менее, Колката и в наши дни остается вторым после Мумбаи промышленным и портовым городом Индии и культурным центром. При численности населения 12,7 млн. человек она замыкает десятку крупнейших городов мира.


2.3 США и Латинская Америка

США. Нью-Йоркская агломерация занимает всего 0,2% территории страны, но дает 11% ее ВВП. По стоимости производимой продукции и услуг она превосходит всю Канаду. Нью-Йорк не только экономическая столица, занимающая первое место по развитию промышленности и транспорта, но и финансовая столица США, важнейший центр непроизводственной деятельности, управления, информации, культуры.


Границы Нью-Йорка определяются пятью структурными элементами города. Под историческим ядром города обычно понимают графство Нью-Йорк, занимающее небольшой остров Манхаттан. Вместе с четырьмя соседями графствами он образует собственно город Нью-Йорк в муниципальных границах, или так называемый Нью-Йорк Сити. Затем следует понятие Большого Нью-Йорка, площадь которого больше чем в девять, а население – более чем в два раза превышают площадь и население Нью-Йорк Сити. В этом случае к Нью-Йорку в муниципальных границах добавляются урбанизированные ареалы, расположенные главным образом к северу и к западу от него. Когда говорят об агломерации Большого Нью-Йорка, то учитывают и урбанизированные территории, прилегающие к Нью-Йорк Сити с запада и с юго-запада и расположенные уже в пределах не штата Нью-Йорк, а штата Нью-Джерси. Что же касается Нью-Йоркского планировочного района, то это понятие, соответствующее своего рода «сверхагломерации», употребляется реже.


Численность жителей в агломерации Большого Нью-Йорка в 1950 году составила 12,3 млн., в 1960г. – 14,2 млн., но, начиная с 1970 годов, она остается на одном и том же уровне – от 16 млн. 16,5 млн. человек. В 2000 году эта агломерация по размерам занимала пятое место в мире .


Лос-Анджелес, основанный испанскими миссионерами в 1781г., обязан своим ростом сначала сельскому хозяйству, затем золоту, кинематографии (Голливуд), нефти, а в последнее время – комплексу отраслей военной ориентации: производству самолетов, ракет, космических кораблей, а также приборов и электроники для них. Как промышленный центр он уступает только Нью-Йорку.


Лос-Анджелес – Один из самых больших по площади городов мира, он протянулся вдоль побережья океана на 100-200 км, а на его улицах-шоссе номера домов доходят до 12 и даже 16 тыс. В агломерации Лос-Анджелеса входит более 220 населенных пунктов, и ѕ ее населения живет в пригородах.


Латинская Америка – один из самых высокоурбанизированных регионов мира. Среди самых крупных агломераций по размерам и значению выделяют четыре крупнейших, относящиеся к категории сверхгородов – Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро.


Мексика. Мехико – самая древняя из столиц западного полушария. Город был основан индейцами-ацтеками в 1325 году под названием Теночтитлан на острове в озере Тескоко. К началу испанских завоеваний Теночтитлан стал одним из крупнейших городов мира с населением 300 тыс. (по другим данным 500 тыс.) человек. После взятия и разрушения столицы ацтеков Эрнаном Картесом испанцы построили на ее месте новый город – Мехико, который стал столицей сначала вице-королевства Новая Испания, а в 1821 году – независимой Мексики. В 1900 году население Мехико составляло 350 тыс., а в 1940г. – 1,6 млн. человек, но в дальнейшем оно стало расти гораздо быстрее, в среднем на 5% в год. В результате Большой Мехико превратился в самую большую агломерацию Латинской Америки и вторую-третью в мире. В Мехико производится более ј ВВП страны, здесь находятся не только высшие органы ее законодательной, исполнительной и судебной власти, но и многие крупные предприятия, штаб-квартиры корпораций. В большом Мехико трудятся 3,5 млн. человек, или 14% экономически активного населения страны. Население Большого Мехико растет, во-первых, благодаря его высокому естественному приросту и, во-вторых, благодаря постоянному притоку мигрантов. В большинстве литературных источников количество ежегодно прибывающих в Мехико мигрантов (главным образом из штатов Центральной Мексики) оценивается в 300-400 человек.


Основа агломерации Большого Мехико составляет учрежденный в 1970 году Федеральный округ, охватывающий 16 городских районов и занимающий территорию в 1,5 тыс. км2
.


Кроме Федерального округа, агломерация Большого Мехико включает в себя также более десятка районов, прилегающих к столице штата Мехико. Здесь сформировались города-спутники, выполняющие роль и самостоятельных промышленных городов, и городов-спален, причем население их растет прежде всего благодаря притоку мигрантов.


Бразилия. Второе место в иерархии латиноамериканских сверхгородов занимает Сан-Паулу, по численности жителей уступающий во всем мире только Токио, Мумбаи и Мехико.


Первое маленькое поселение на этом месте было основано монахами-иезуитами 25 января 1554 года, в день святого Павла (отсюда и название города). Городские права Сан-Паулу получил в 1711 году. Но и после этого он долгое время оставался сравнительно небольшим провинциальным городом; в 70-х годах XIX века его население составляло всего 30 тыс. человек. Однако уже в 1900 году оно возросло до 240 тыс., а в 1920г. – до 580 тыс. человек, что объясняется в первую очередь кофейным бумом и массовым притоком иммигрантов. Во второй половине XX века Сан-Паулу превратился в «экономическую столицу» Бразилии, дающую 2/5 ее промышленного производства, и, более того, - в крупнейший промышленный центр Латинской Америки. Население Сан-Паулу росло быстро: в 1950г. оно составляло 3,7 млн. человек, в 1970г. – 5,9 млн., а в 1980г. – 8,4 млн., в 1995г. – 9,6 млн. человек.


В агломерации Большого Сан-Паулу обычно выделяют три социально-географические зоны. Во-первых, это центральная зона. Здесь находится деловой центр агломерации, сосредоточена в основном «элитарная» часть ее населения. Здесь расположены министерства, штаб-квартиры корпораций, банки и т.д. Во-вторых, это промежуточная зона, где в основном живут менее обеспеченные слои общества. Для нее характерны более высокая плотность застройки и гораздо менее удовлетворительное состояние жилья. В-третьих, это периферийная зона – место обитания беднейших слоев, недавних мигрантов из сельской местности, где люди живут в условиях чрезвычайной скученности. (Всего за чертой бедности живет 1/3 населения Сан-Паулу.)


С периферийной зоной практически смыкаются многочисленные города-спутники: Санту-Андре, Сан-Бернарду-ду-Кампу и др.


Согласно прогнозу, в 2010г. население Большого Сан-Паулу достигнет 20,1 млн. человек .


Агломерация Рио-де-Жанейро в мире занимает 21-е место, но в Латинской Америке она на четвертом месте. Население ее в 1990г. составляло 9,5 млн. человек.


Этот город был основан португальцами в 1565г. на берегу бухты Гуанабара. Сначала он выполнял роль военного и административного форпоста, но после открытия в соседнем штате Минас-Жерайс месторождений золота и развития плантационного хозяйства превратился в главный порт страны, а также в центр работорговли. К началу XX века Рио-де-Жанейро стал крупнейшим городом Латинской Америки с населением более 800 тыс. человек. В канун Первой мировой войны оно превысило 1 млн.


Рио-де-Жанейро – один из самых красивых городов Латинской Америки, да и всего мира. Центральная его часть занимает гористый мыс, закрывающий с запада вход в бухту Гуанабара. Здесь находятся административные, деловые и богатые жилые кварталы с небоскребами и широкими авенидами, знаменитая пятикилометровая набережная Копакабана с идеальной дугой пляжей, которая одним концом упирается в живописную гору Пан-ди-Асукар («сахарная голова»). А как бы в тылу этого района поднимается более высокая гора Корковадо («горбун») с установленной на ней огромной беломраморной фигурой Христа.


Аргентина. Агломерация Большого Буэнос-Айреса по численности жителей занимает 11-е место в мире и третье в Латинской Америке.


Буэнос-Айрес основан в 1536г. на низменном берегу залива Ла-Плата, на начальном этапе своего развития был довольно захолустным поселением, жители которого занимались главным образом контрабандой. В 1880г. Буэнос-Айрес стал официальной столицей Аргентинской Республики. С этого времени начинается его быстрый рост. В 1914г. его население превысило 1,5 млн., в 1920г. – 2,3 млн. человек. На этом этапе город рос в основном благодаря притоку европейских иммигрантов.


Агломерация Большого Буэнос-Айреса, занимающая территорию 3800 км2
, состоит из двух частей – Федерального столичного округа и 19 окружающих его районов. Федеральный столичный округ служит ядром агломерации. Здесь находятся правительственные учреждения, деловой центр, главные исторические и архитектурные достопримечательности. Часть пригородов, входящих в агломерацию Большого Буэнос-Айреса, выполняет промышленные функции, часть – жилые. Здесь можно встретить как районы фешенебельных вилл, так и вильяс мисериа – кварталы нищеты.


Согласно прогнозу ООН, в первом десятилетии XXI в. численность населения в Буэнос-Айресе расти не будет; в 2010г. она составит 12,1 млн. человек .


Заключение


Городские агломерации начали появляться с давних времен. Они образуются и растут и по сей день.


Практически всем агломерациям свойственна структура, включающая в себя несколько элементов: историческое ядро, центральную зону, внешнюю зону города, Большой город, пригородную зону и внешнюю зону Столичного региона.


Городские агломерации имеют как свои достоинства, так и недостатки. Среди последних наиболее выделяются загруженность дорог многочисленным транспортом, и как следствие этого, ухудшение экологического состояния атмосферы. Одним из главных достоинств агломераций является их многофункциональность.


Список использованной литературы

1. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины/Под ред. А.Ф. Трешникова. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 448 с.


2. Лаппо Г.М. География городов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 478 с.


3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1998. – Ч. II. – 496 c.


4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2000. – 350 с.


5. Мировая урбанизация: географические проблемы/Под ред. Ю.Л. Пивоварова, О.В. Грицай. – М.: Московский филиал Географического общества СССР, 1989. – 118 с.


6. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). – М.: Высшая школа, 1991. – 326 с.


7. Перцик Е.Н. Города мира: География мировой урбанизации. – М.: Международные отношения, 1999. – 382 с.


8. Проблемы изучения городских агломераций/Под ред. Г.М. Лаппо, Ф.М. Листетенругта. – М.: Институт географии АН СССР, 1988. – 76 с.

Современное общество, в силу множества глобальных процессов, становится все более урбанизированным. Поэтому вопрос изучения и описания мегаполисов и агломераций более чем актуален. В статье описаны крупнейшие агломерации мира, а также дано определение термина «агломерация».

Что такое агломерация

Большинство современных энциклопедий определяют агломерацию как большое скопление населенных пунктов, которые главным образом являются городскими, а в исключительных случаях и сельскими образованиями, что объединяются в одно целое благодаря экономическим, политическим и культурным связям. Крупнейшие агломерации мира начали формироваться в середине ХХ века, когда рост городов происходил повсеместно. В ХХІ веке процесс урбанизации усилился и продолжился в новой форме.

Агломерация может сформироваться вокруг одного и называться моноцентрической. Примером таких агломераций являются Нью-Йорк и Париж. Второй тип агломерации называется полицентрическим, это значит, что в состав агломерации входит несколько больших населенных пунктов, которые, независимо один от другого, являются центральными. Ярким примером полицентрической агломерации является Рурский регион в Германии.

На 2005 год во всем мире насчитывалось около 400 агломераций, число жителей в каждой из них превышало 2 миллиона человек. Крупнейшие агломерации мира на карте располагаются довольно неравномерно, но самая большая их концентрация наблюдается в экономически В десяти самых больших агломерациях мира проживает более 230 миллионов человек (намного больше, чем население Российской Федерации).

Токио и Йокогама

Безусловно, самая крупная агломерация - это Токио. Ее население на сегодняшний день приближается к 38 миллионам человек, что превышает население множества европейских стран (Швейцария, Польша, Нидерланды и другие). Агломерация по своей сути является полицентрической и объединяет два центральных города - Йокогаму и Токио, а также огромное множество мелких населенных пунктов. Площадь агломерации составляет 13,5 тысячи км 2 .


Центр этой огромной агломерации составляют три городских района, которые располагаются вокруг императорского дворца в Токио. Кроме того, в городе располагается еще 20 районов и несколько префектур (Гумма, Канагава, Ибараки и т.д.). Вся эта структура обычно называется Большой Токио.

Лондон

На данный момент есть много определений той территории, на которой располагается город Лондон. Среди них Большой Лондон, Лондонское графство и даже Лондонский почтовый или телеграфный округ. Ученые обычно разделяют в территориальной структуре британской столицы исторический центр (Сити), Внутренний Лондон (13 городских кварталов), Внешний Лондон (пригородные старые районы). Все эти территориальные элементы формируют такую структуру и население, которыми обладают крупнейшие агломерации мира.

Административные границы лондонской агломерации занимают около 11 тысяч км 2 с населением около 12 миллионов человек. В эту территорию входят и так называемые города-спутники Лондона: Брэкнелл, Харлоу, Бэзилдон, Кроули и другие. А также непосредственно те территории, которые примыкают к столице: Эссекс, Суррей, Кент, Хартфордшир.


Париж

В административном отношении город Париж является только одним из департаментов, входящих в район Иль-де-Франс. Но столица давно подмяла под себя все восемь департаментов, административное деление на данный момент является условным. А Париж является урбанизированным центром, который обладает теми же качествами, что и крупнейшие агломерации и мегаполисы мира. В частности, Париж имеет значительное количество городов-спутников, которые построились и влились в столицу еще в 1960-х годах.

Строительство так называемых новых городов - специальным образом создаваемых спутников Парижа, началось в большой короне в 1960-е.


Париж как столица Франции вместе с так называемыми новыми городами и коронами образует огромную агломерацию, или Большой Париж. Площадь мегаполиса равняется 12 тысячам км 2 , а население - более 13 миллионов человек. Париж представляет крупнейшие агломерации мира на карте Европы.

Азиатские агломерации

В последнее время в мировой экономической и культурной жизни начинает завоевывать позиции Азия. В также сосредоточены крупнейшие агломерации мира. Явным примером является город Мумбаи, количество жителей которого превышает 22 миллиона человек. Или Манила с населением в 20 миллионов, а также Дели с 18 миллионами жителей. В Китае агломерации занимают около 10 % территории всей страны. Такие мегаполисы, как Шанхай (19 млн человек) и Гонконг (15 млн жителей), являются наглядными примерами урбанизационных процессов на Востоке.

Таким образом, в современных условиях глобализации и урбанизации крупные города разрастаются и превращаются в агломерации, которых в мире становится все больше и больше.