Преступная крепость. Мистическая история Михайловского замка

Зимой лучше видна архитектура замка, летом ее листва скрывает. Поэтому предлагаю узнать его историю, а затем вместе со мной обойти его со всех сторон... посмотреть все фасады при свете дня))) а в конце поста ссылки на легенды замка, рассказ где можно увидеть признак императора и прогулка по музейным этажам замка.

Начну рассказ о фасадах замка с истории его стоительства.

Император спешил построить свою резиденцию-крепость, так как понимал что ему предстоит нешуточная борьба с Англией за мировые сферы влияния. Он знал что его окружает много предателей, опасался за свою жизнь и хотел иметь надежный тыл.

Первый камень нового замка был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Замок строился с 1797 по 1801 год. Окончательный проект, с учётом предыдущих, разработанных самим Павлом, принадлежал архитектору В.И. Баженову.

По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Согласно документов, число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно.

Для ускорения строительства, Павел приказал забирать строительные материалы с других объектов. Можно сказать - все силы Петербурга и и окрестностей были брошены на этот объект.

Декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры доставили из Царского Села и Академии художеств. Из Таврического дворца был доставлен наборный паркет. В Царском Селе было разобрано несколько павильонов, подобной участи удостоился и дворец в Пелле.

Со стройки Исаакиевской церкви (тогда Исаакиевского собора еще не было) мрамор, в том числе знаменитый своим мрачным пророчеством фриз, который поместили над главными воротами. О мистическом пророчестве напишу когда буду рассказывать про "Главный фасад".

По некоторым легендам Павлу предсказали будущее всех Романовых... и строительством такого замка он хотел защитить не только свою семью, но и всех потомков. Построить для них неприступный дом-крепость, которую бы охраняли и солдаты и пушки и сам Господь Бог. Не получилось...

Замок расположен у начала реки Мойки, вытекающей из реки Фонтанки. Такое расположение позволяло достаточно легко превратить территорию замка в искусственный остров. Внутрь можно было попасть только через тщательно охраняемые мосты.

ТРИ ГОДА! Всего три года работ днем и ночью и замок уже стоял! Это действительно удивляет! Особенно если учесть что Исаакиевский собор строили 40 лет а Смольный собор вообще жуть как долго… почти как стадион Зенита)))

Общая территория замка вместе с различными вспомогательными постройками достаточно обширна. Она начинается со стороны Невского проспекта, от Итальянской улицы. Здесь стояли тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых был предназначен для членов императорской семьи. От ворот к замку начиналась широкая аллея (сейчас - Кленовая улица), которую с обеих сторон отграничивали здания конюшен и манежа (экзерциргауза - здания для проведения строевых учений во время непогоды).

Далее шли трёхэтажные павильоны кордегардии, и начинались предзамковые укрепления. Непосредственно перед замком располагалась площадь Коннетабля (сейчас - площадь Петра Великого), где стоит памятник Петру I (о его легендах и истории создания ниже под ссылкой).

Площадь Коннетабля, ранее так же была окружена рвом с водой, через который в южной части был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам от которого стояли пушки. Ныне этого рва не существует. Все выглядело как на фото ниже (картинка кликабельна, текст можно прочесть).

В первоначальные проекты Павлом периодически вносились уточнения и улучшения (13 изменений). Он был капризным и властолюбивым монархом. Но замок получился хоть и строим, но изящным.

Общая стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Считается, что это самая дорогая постройка в мире XVIII века.

По плану, замок имеет форму квадрата с закруглёнными углами и парадным въездом с южной стороны. К воротам замка через Воскресенский канал перекинут так называемый "трёхчастный мост", который по сути представляет собой три сходящихся к воротам моста.

Западный (церковный) фасад замка выглядит наиболее нарядно. Он украшен декоративным лепным карнизом и аллегорическими скульптурами Веры и Надежды. На месте окон третьего этажа, которых при Павле здесь не было, располагались выполненные из белого каррарского мрамора медальоны с изображениями четырех евангелистов (Иоанна, Луки, Матфея и Марка). Сейчас эти изображения находятся на внутренних стенах храма.

Аттик завершался мраморными скульптурами святых апостолов Петра и Павла работы П. Трискорни, теперь установленными перед главным фасадом лютеранской церкви святых апостолов Петра и Павла на Невском проспекте.

Есть легенда, что цвет стен замка был выбран в тот перчаток фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной).

В советское время стены замка были кирпично-красного цвета, и считалось что это цвет исторический и таким цвет и был изначально... тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но во время последней реставрации, были найдены остатки первоначальной краски. И этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке. Ныне замок имеет именно такой необычный "веселый", я бы даже сказал "женский" цвет.

Южный или "Главный фасад" замка.

Главный въезд в замок и Трёхчастный мост через Воскресенский канал.

По центральному пролету мог проехать только император и Высокие послы.

Фасад украшает барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Стаджи. Также на этом фасаде была расположена изменённая мистическая библейская цитата (изначально отнесённая к Богу, а не к монарху) -

"Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней "

Эту надпись с медными буквами, по распоряжению Павла строители привезли от Исаакиевской церкви, а для Исаакия его "привезли" или, вернее, сперли у Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Возможно святостью теста Павел хотел снять с себя "проклятье" предсказания и смерти. А возможно просто отдал себя в руки Бога. Надпись не без мистики...

В надписи 47 букв, и Павел I был убит именно на 47 году жизни.

Барельефы впечатляют. Рыцарская романтика, которую так любил Павел.

В нише моста стоит на посту и днем и ночью стойкий оловянный солдатик.

Некоторые считают, что это подпоручик Киже, этакий поручик Ржевский времен Павла I. Он принесет удачу, если вы попадете в его голову монеткой. Тогда он ругнется...

Подпоручик не единственный мистический страж Михайловского замка. Говорят призрак убитого императора Павла до сих пор ходит ночами по темным коридорам. Это уже не шутка, но повторяться о легендах замка не буду, читайте их под ссылками выше.

Здесь с одной стороны вход в музей, а с другой в библиотеку.

Внутренний двор.

Вопреки распространенному сейчас мнению о маниакальной закрытости императора, это не так. В замок за подъемные ворота мог войти любой подданный Российской империи и посмотреть его архитектуру.

Советник Данилевский, восхищаясь красотой только что построенного Михайловского замка в Петербурге, ходатайствовал перед Павлом об добавлении к своей фамилии «Михайловский». И император разрешил...

Император планировал проводить в замке собрания и торжественные церемонии мальтийских рыцарей, что нашло своё отражение в отделке его парадных апартаментов. Единственным парадным приемом стала аудиенция датскому министру графу Левендалю, данная 24 февраля в Мальтийском тронном зале. Кому интересны внутренние инерьеры замка смотрите посты под ссылками ниже в конце поста.

Обхожу замок справа. "Восточный фасад" обращен к Фонтанке.

Фасад имеет полукруглый выступ с куполом и флагшточной башней.

До середины XIX века года к входу с востока вела веерообразная лестница, украшенная декоративными вазами и статуями Геракла и Флоры, привезенными из Италии. Ничего из скульптурного убранства не сохранилось до наших дней.

Фонтанка. Раньше она питала водой не только фонтаны, но и рвы замка.

Восточный и западный фасады, согласно проекту Баженова были трактованы как подчиненные Северному и Южному фасадам. Считается что архитектор справился с возложенной на него сложной задачей и все фасады гармонично вписались в окружающее замок городское пространство.

Михайловский замок Санкт-Петербурга часто называют еще и «Инженерным замком» - этот довольно молодой экскурсионный объект, открытый для посещения широкой публики в 2003 году, считается очень мистическим местом города, неразрывно связанным с трагической судьбой российского императора Павла Первого. Михайловский замок овеян духом масонства и романтики, вокруг него сложилось великое множество городских легенд, привлекающих сюда на экскурсии многочисленных туристов. А о том, что внутри этого сооружения творятся странные и аномальные вещи, известно каждому петербуржцу. И даже строительство замка было с мистической подоплекой. Давайте узнаем об этой достопримечательности Петербурга подробнее.

Выбор места для основания Михайловского замка – самого яркого представителя архитектуры эпохи государя Павла Первого, неразрывно связывается с таинственным чудесным явлением здесь святого архангела Михаила караульному солдату. Раньше на месте этого замка располагался Летний дворец, который был возведен знаменитым архитектором Растрелли по приказу российской императрицы Елизаветы Второй. В стенах того дворца, двадцатого сентября 1754 года появился на свет наследник российского престола – будущий император Павел Петрович. Императрица Елизавета, через некоторое время, отдала предпочтение для проживания Царскому Селу, а здание Летнего дворца стало ветшать и было отдано во временное владение фавориту Григорию Орлову, а позже следующему фавориту Григорию Потемкину. В 1796 году Летний дворец решили сломать. Что касается легенды, почему новый замок назвали «Михайловским»: однажды стоявший на карауле у Летнего дворца солдат увидел человека, возникшего из ниоткуда и окруженного пронзительным сиянием, который сказал, что император должен по указанию архангела Михаила, вместо старого дворца возвести храм в его честь. Часовой рассказал о происшествии императору, тот ответил, что исполнит волю святого и приказал строить новый дворец, который должен был называться «Михайловский замок» и Церковь архистратига Михаила. Он уточнил, что замок должен быть неприступным и предназначенным для постоянного проживания в нем императорской семьи. Кстати, в память о чудесном явлении, на том месте стоит мини-солдатик в нише.

Туристы, посещающие Михайловский замок, понимают, что все там связано с интересной и таинственной личностью - Павлом Первым - императором России, чья очень короткая жизнь полна разных мистических событий, ситуаций и загадок. К тому же, она трагично оборвалась именно в этом замке. Император был неординарной личностью. Павел был рожден императрицей Екатериной Великой от нелюбимого мужа – императора Петра Третьего, на убийство которого, она дала непосредственный приказ, чтобы узурпировать его трон. За это император Павел так и не смог простить свою мать. Он получил отличное образование и прекрасно владел разными искусствами и науками: военным делом, государственным управлением, обожал музыку, театр, архитектуру. Мать отстранила сына от всех государственных дел из-за того, что их взгляды на будущее государства российского были диаметрально противоположны. Павел жил мечтой, чтобы его мать умерла, а он занял бы ее трон. Это случилось шестого ноября 1796 года, а коронация прошла пятого апреля 1797 года. На период восшествия на престол, императору Павлу было сорок два года. Его царствие длилось: четыре года, четыре месяца, четыре дня.

Строительство Михайловского замка было поручено Павлом Винченцо Бренну и архитектору Василию Ивановичу Баженову. Император лично сделал наброски своего будущего дворца и большое внимание уделялось вопросу безопасности и неприступности сооружения. Говорят, что Павел обладал даром предвидения и с удовольствием общался с разными магами, гадалками. Одна из этих ясновидящих предсказала императору будущее его самого и всей семьи Романовых. Узнав о потрясениях, которые ждут его род в будущем, Павел Первый стремился защитить своих потомков, создав замок-крепость, охраняемую не только солдатами и орудиями, но и находящуюся под покровительством высших сил. Забегая вперед, стоит сказать, что весь интерьер и экстерьер замка испещрен магическими символами, связанными с масонством. Что же касается защиты физической, то попасть на территорию Михайловского замка посетители могли лишь по одному из трех подъемных мостов, находящихся под усиленной охраной. А еще, чтобы запутать возможных убийц и заговорщиков, в сооружении было создано много тайных комнат и подземных ходов.

Михайловский замок был торжественно заложен в начале 1797 года. Закладной камень с надписью о дате закладки дворца и о том, что это произошло в присутствии императорской четы Павла Петровича и Марии Федоровны, монеты на счастье и яшмовые кирпичи, император закладывал самолично. Строительство происходило в авральном режиме и круглосуточно. Павел, как говорят, знавший о своей трагической судьбе, очень торопил мастеров. К концу этого же года замок в черновом варианте был уже готов, но его торжественное освящение, вместе с Церковью Святого Михаила произошло в ноябре 1800 года.

Сооружение вышло поистине великолепным: замок сильно напоминал дворцы Европы периода Возрождения, но, его окружали рвы, через которое перекинули подъемные мосты. Все фасады были разными и их украшали изящные статуи из мрамора. Единственной чертой, объединяющей фасады, был необычный для дворца цвет – красновато-оранжевый, как говорят, это был цвет перчатки будущей любовницы императора Павла – Анны Гагариной, являвшейся фрейлиной императрицы, и как бы нечаянно уронившей ее на балу, чтобы привлечь внимание Павла. Но, по другой версии, это был цвет Мальтийского ордена, Великим магистром которого являлся российский император.

По плану, Михайловский замок являлся четырехугольным, и включал три внутренних двора: - основной – восьмиугольной формы; - обращенный к реке Фонтанке – пятиугольной; - к Марсову полю – треугольной. Через основной двор и Воскресенские ворота могли проехать или пройти только представители императорской фамилии, а также посланники. Интерьеры и экстерьеры Михайловского замка Санкт-Петербурга покрыли разнообразными масонскими символами. Кстати, если вы обратите внимание на основной фасад, то увидите пару пустующих ниш, во время правления императора Павла, тут находились статуи «День» и «Ночь» - символы масонства. В оформлении дворца участвовали самые выдающиеся мастера-живописцы - Скотти, Виги, Меттенляйтер, Акимов, Иванов; скульпторы - Альбани, Прокофьев, Соколов. Михайловский замок являлся парадной резиденцией императорского рода, а, заодно, и музеем для выдающихся художественных произведений искусства, принадлежавших императору Павлу. Сегодня, туристы, приехавшие на экскурсию в Михайловский замок, смогут полюбоваться ими в парадных галереях: «Зале Антиков», галерее Рафаэля, галерее Лаокоона, галерее Арабесок. Ряд украшений и мебели для замковых интерьеров создавали по эскизам Бренны и его ученика Росси. Вообще, если определять стиль здания, то это, скорее, русский классицизм.

Михайловский или Инженерный замок Санкт-Петербурга, стоял на острове, который, с восточной и северной сторон, ограничивали реки Мойка и Фонтанка, а с запада и юга - Воскресенский и Церковный канал. Замок и площадь Коннетабля перед ним, окружили целым рядом сооружений фортификации: каналами, полубастионами, подъемными мостами, пушками. Центр площади Коннетабля украсил памятник Петру Первому, который Павел Первый поставил, чтобы отдать дань своему выдающемуся прадеду.

Церковь Святого Михаила – одно из главных сооружений Михайловского замка. Она расположена под замковым шпилем с улицы Садовой. Здание – небольшой, построенное для семейных служб. На потолке этой церкви до сих пор можно разглядеть всевидящее око - масонский символ.

Карниз главного здания украшала надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Именно эти слова и связаны с легендой о смерти императора Павла: монах Авель предсказал ему, что во время смерти ему будет столько лет, сколько букв в данной надписи, - их было сорок семь. Император Павел, приказал даже соорудить потайную лестницу рядом со своей спальней, чтобы при необходимости покинуть ее и спастись. Правда, теперь увидеть ее не представляется возможным, потому что дверной проем заделали после трагических событий.

Никакие физические защиты Михайловского замка, не смогли избавить императора от печальной участи, которая ему была уготована. Множество изменений в жизни российского общества, внесенных Павлом I, вызвали неудовольствие во многих его слоях, особенно в дворянских. Павел стал для них тираном, и это породило заговор против российского помазанника Божьего. Его убийство произошло ночью с одиннадцатое на двенадцатое марта в императорской спальне Михайловского замка. Случилось так, как и хотел Павел: он здесь родился, здесь прожил последние годы и умер. Только вот император никак не желал умереть в столь молодом возрасте – в сорок семь лет. А в Михайловском замке он прожил всего лишь сорок дней. Утром, после трагедии, осиротевшая семья Романовых покинула дворец, а народ города Петербурга начал веселье и празднества, радуясь освобождению от тирана, несмотря, на официальный траур. Людям была сообщена официальная версия причины смерти императора Павла Первого - апоплексический удар, но на самом деле это было самое настоящее убийство вследствие заговора высокопоставленных аристократов России. Тень подозрений легла даже на сына Павла – будущего императора Александра Первого, который, как говорили, знал, что готовится убийство отца, но не помешал этому и не предупредил его.

Рассказывают, что за несколько дней до смерти, Павлу было видение: его прадед - император Петр Первый пытался предупредить потомка о нависшей опасности. А прямо в день смерти, Павел, заглянув в зеркало, увидел отражение, где он был мертвый и со сломанной шеей. Но, тем не менее, в свой последний день жизни, он был в хорошем расположении духа, поужинав, сказал: Чему быть, того не миновать!», - и пошел спать. Говорят, что убийцы попали в комнату императора именно по тому потайному ходу, который создавали ради возможного спасения Павла. Этот ход имел протяженность в три с половиной километра, он шел прямо к Воронцовскому дворцу.

Нельзя не отметить, сколь мистической и роковой стала для Павла цифра «четыре»: с ней связан и срок царствования этого русского императора, и число дней проживания в Михайловском замке, и даже число лет до полного завершения строительства.

Император Павел Первый умер. Михайловский замок опустел, но лишь для того чтобы тут поселился… призрак убитого хозяина. Здесь стало твориться нечто таинственное и необъяснимое: ночные прохожие часто видели свет одинокой свечи, витающий в темных окнах пустого замка, слышать стоны, шаги или звуки музыки, издаваемой музыкальным инструментом флажолете, его очень любил покойный император Павел. Люди стали шептаться, что свой любимый Михайловский замок хозяин не покинул и после смерти, живя там как призрак. Чтобы умерить разговоры, по приказу императора был заколочен тайный ход, по которому убийцы попали императорскую спальню, все вещи и мебель были оттуда вынесены. Но дурная слава о Михайловском замке, как о гиблом и проклятом месте, уже поползла по городу и люди сознательно сторонились заходить сюда. Так он простоял восемнадцать лет.

Чтобы убрать память о трагедии и энергетически очистить комнату, где погиб Павел, его потомок – император Александр Второй отдал приказ переделать из той злосчастной спальни церковь. Но даже в этом шаге было нечто мистическое: из окон этой комнаты, сквозь Михайловский сад, отлично просматривается точка, где окончил свою жизнь царь Александр Второй – это купола церкви «Спас на крови». Убийства российских императоров – деда и внука, разделены восемью десятками лет, но одинаково коварны и безжалостны.

То, что комната убиенного стала церковью, нисколько не умерило активность призрака Михайловского замка, экскурсоводы рассказывают, что многие сотрудники музея видят его и по сей день, стоит лишь задержаться здесь до темноты. Сторожа говорят, что ночью тут можно услышать хлопанье запертых окон и дверей, шаги, скрип паркета, а если некоторое время смотреть на портрет императора Павла, который висит в одной из зал, то он с него вам подмигнет. Понять, что неспокойный дух убиенного императора гуляет по своим владения, можно, увидев мерцающий свет свечи, которая словно плывет по коридорам самостоятельно. По местной легенде, ежегодно, в день-годовщину своей смерти, дух императора проводит у окна, считая прохожих, а увидев сорок седьмого по счету, он может забрать душу несчастного, если только тот, посмотрев на окно и покорно опустив голову, не пожелает ему «Спокойной ночи», только тогда привидение исчезает.

Рассказывают, что с духом Павла сталкивались даже храбрые военные: однажды ночью солдаты петербургского гарнизона перевозили оружие, но начался сильный дождь, и они решили переждать непогоду в стенах пустующего Михайловского замка, переночевав там. Любопытные солдаты пошли посмотреть, как выглядят покои погибшего императора, но выбежали оттуда бледными и в испарине, они крестились и рассказывали своему командиру о призраке Павла со свечой в руках, который встретил их там.

Царская семья, недовольная слухами о неупокоенной душе, облюбовавшей бывшую императорскую резиденцию, решила отдать здание под Главное инженерное училище, переименовав Михайловский замок в Инженерный замок. Но и это не смогло повлиять на паранормальность этого места . Однажды, караульный ефрейтор Лямин, после смены часовых вышел во двор и увидел тусклый свет, льющийся из окна на третьем этаже. Но, что интересно, он видел свечу, висящую в воздух, словно поддерживаемую невидимой рукой. Когда же он зашел в зал проверить, все ли в порядке, и не забрались туда воры, свет свечи растворился у него на глазах и наступила кромешная тень, где он мог явственно ощутить чье-то присутствие.

Два столетия в стенах Михайловского замка размещались различные военные учебные заведения, потом - ведомственные учреждения, в советское время - жилые квартиры. В это время тут производились постоянные перепланировки замкового ансамбля, его сооружений и исторических интерьеров. Конечно, предварительно все художественные ценности замка были развезены по музеям.

Уже после Великой Отечественной войны власти города узнали, что есть местная легенда о том, что в таинственных подземельях Михайловского замка сокрыт ларец, где находятся христианские реликвии и великие богатства, принадлежавшие в свое время Мальтийскому ордену, в том числе чаша Христа - Грааль, с его помощью можно было совершать перемещения в прошлое и будущее время. Но, где они находятся, точно никто не знал, потому что мастер Бренне, строивший Михайловский замок, уничтожил план тайных подземелий этого сооружения, покинув страну чрез год после убийства Павла Первого. Удивительно, но в атеистической стране, каковой был в те годы Советский Союз, серьезные люди создали целую комиссию по аномальным явлениям, которая пыталась наладить связь с призраком императора и узнать, где же хранятся сокровища. Официально, группа ученых зафиксировала семнадцать аномальных явлений, здесь происходивших, а все материалы, до поры до времени, были строго засекречены. Найти сокровища этим энтузиастам мятежный дух Павла так и не позволил.

В 1991 году, часть замка отдали в ведение «Русского музея», а в 1995 году – полностью. Здесь провели реконструкционные восстановительные работы: возродили исторические интерьеры, знаменитую надпись из сорока семи букв на фасаде, снова установили мраморные статуи. Торжественное открытие возрожденного Михайловского замка Павла Первого произошло в конце 2003 года.

На сегодняшний момент Михайловский или Инженерный замок Санкт-Петербурга – это популярный городской музей, двери которого открыты для посетителей. В замковых залах находятся постоянные экспозиции:

- «Античные сюжеты русского искусства»;

- «Творчество русских художников в эпоху Ренессанса»;

- «История Михайловского замка и его обитателей»;

- «Открытый фонд скульптуры».

В залах можно полюбоваться богатой коллекцией произведений живописи, а также посетить интересные временные выставки.

К замковому ансамблю относятся и павильоны Инженерной улицы, также находящиеся в ведении Русского музея: - «Восточный» - это «Российский центр музейной педагогики и детского творчества»; - «Западный» - это «Центр мультимедиа», с экспозицией «Романтический император», здесь же располагается Центр координации «Русский музей: виртуальный филиал».

Адрес Михайловского (Инженерного) замка Санкт-Петербурга: улица Садовая, дом 2. Это в центре города.

Как добраться до Михайловского замка?
- На метро, выйдя на станции «Гостиный двор», пройдя семьсот метров по улице Садовая.

Цена билета в Михайловский замок: знакомство с замком самостоятельно – четыреста пятьдесят рублей, для туристов, которые заказывают экскурсию, проводимую сотрудниками Михайловского замка, – шестьсот рублей. Но туристические экскурсионные группы собирают лишь турфирмы.

Сложно порекомендовать: посетить замок , потому что это дело вкуса. Согласно отзывов туристов, даже приехав сюда самостоятельно, можно узнать многое, переходя из зала в зал, читая пояснительные информационные таблички, которые есть почти в каждой комнате. Кроме того, в двух залах есть телевизоры, на которых можно просмотреть документальный фильм, который посвящен экспозиции Михайловского замка. Конечно, огромный плюс посещения этого места в составе экскурсии, то, что лишь организованные группы имеют возможность посетить бывшую спальню императора Павла и Церковь Святого Михаила.

Время работы Михайловского замка: понедельник - с десяти утра до пяти вечера; вторник – выходной день; со среды по воскресенье – с десяти утра до шести вечера. Кассы перестают работать на один час раньше закрытия музея.

«Вином и злобой упоенны, идут убийцы потаенны, на лицах дерзость, в сердце страх...Молчит неверный часовой, опущен молча мост подъемный, врата отверсты в тьме ночной рукой предательства наемной...», – с самых первых дней история Михайловского (Инженерного замка) была окутана различными легендами и мифами. Ведь именно в этом красивом величественном здании с 11 на 12 марта 1801-го года был вероломно убит император Павел I. После его трагической смерти царская семья вернулась в Зимний дворец, что было вполне логично – никому больше не хотелось доверять свою жизнь замку, который не смог защитить даже своего создателя. Сегодня мы подготовили для вас небольшой ликбез по истории этого мистического места, в которой есть место как достоверным фактам, так и устрашающим легендам.

Факт № 1: Замок был назван в честь Михаила Архангела

По одной из легенд, к солдату, держащему караул у часов в Зимнем дворце, однажды явился необыкновенный юноша, весь окруженный сиянием, и сказал следующее: «Иди к императору и передай мою волю – дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат выполнил поручение, и, если верить преданию, именно так было принято решение о строительстве Михайловского замка.

По официальной версии, такое необычное название новая императорская резиденция получила благодаря храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, размещенного на её территории, а также причудам императора – Павлу I захотелось построить свой дворец в виде средневекового замка.

Факт № 2: Строительство велось круглосуточно


Император так торопился скорее переехать в свой «неприступный замок», что отдал приказ его строить круглосуточно, без каких-либо перерывов – так, например, ночью работы велись при свете факелов. Над возведением новой императорской резиденции трудилось более 6 тысяч человек, а строительные материалы привозили со всех остальных строящихся в столице в то время объектов. Однако у судьбы весьма недоброе чувство юмора – Павла I убили в его собственной спальне ровно через 40 дней после его официального переезда в Михайловский замок, построенный специально для его защиты.

Факт № 3: Замок со всех сторон окружала вода


При жизни Павла I Михайловский замок напоминал оборонительное средневековое сооружение не только по архитектурному стилю – его также со всех сторон окружала вода: реки Фонтанка и Мойка и каналы Вознесенский и Церковный, сейчас засыпанные. Попасть в императорскую резиденцию можно было только через один из охраняемых (как оказалось впоследствии – не так уж тщательно) мостов.

Факт № 4: Павлу I была предсказана скорая смерть в новом замке


Существует легенда, что Павел I знал о том, что скоро его жизни придет конец. Так, предание гласит, что гибель ему предсказал иеросхимонах Авель, ответив на волнующий императора вопрос следующим образом: «Число лет Твоих подобно счету букв изречения над вратами Твоего замка, в коем воистину обетование и о Царственном роде Твоем». Речь шла о надписи, расположенной на фризе юго-восточного фасада замка: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». Всего в этой фразе 47 букв, и Павел I был убит на 47-м году жизни.

Факт №5: Необычный цвет стен замка выбран неспроста


Историки до сих пор ведут споры по поводу происхождения цвета стен Михайловского замка. По одному из мнений, столь неординарное цветовое решение продиктовано было тем, что Павел I был магистром Мальтийского ордена – а желто-оранжевый является традиционным цветом для этого религиозного объединения. Также существует предание, что Михайловский замок был окрашен в цвет случайно оброненной перчатки одной из фавориток императора Анны Лопухиной. Так или иначе, необычный окрас быстро стал модным, и многие петербургские здания вскоре были окрашены тем же образом.

Факт №6: Привидение в Инженерном замке


После смерти Павла I царская семья спешно вернулась в Зимний дворец, а Михайловский замок пустовал почти два десятилетия, поэтому неудивительно, что полуразрушенный дворец породил немало устрашающих легенд. Например, по одной из них, замок порой посещает неупокоенная душа убитого императора.

Так, однажды в еще пустующем здании была вынуждена спрятаться от сильного ливня команда солдат столичного гарнизона. Унтер-офицер позволил своим подчиненным прогуляться по бывшим императорским покоям. Спустя всего полчаса один из солдат вернулся в совершенно потрясенном состоянии – в одном из коридоров он увидел парящую в воздухе свечу.

Интересно, но даже после того, как в Михайловском замке расположилось Инженерное училище, легенда не умерла – тени и страшные тайны прошлого еще не раз играли с воображением обитателей бывшей императорской резиденции. Студенты же старших курсов использовали образ призрака Павла I для запугивания младших. Наибольшую же известность мятежный дух убитого царя получил после публикации рассказа Н. С. Лескова «Привидение в Инженерном замке».

Факт № 7: Конь в женской туфельке


Перед главным фасадом Михайловского замка еще в 1800-м году был установлен бронзовый конный памятник первому российскому императору с надписью «Прадеду правнук». Уж сколько раз мы, казалось бы, видели этот памятник, любовались гордо восседающим на коне монархом, роскошным пьедесталом, украшенным бронзовыми барельефами, но многие из нас ни разу не замечали, что левая передняя нога коня выполнена… в виде женской ножки в туфельке.

Объяснений подобному сюрпризу существует несколько: некоторые склонны списать его на чувство юмора скульптора, другие же уверены, что Растрелли сделал это умышленно, желая тем самым обессмертить в веках прелестную ножку своей возлюбленной.

Увы, на самом деле, все совсем не так, и мы имеем дело лишь с банальным обманом зрения, а вовсе не с романтической историей из жизни скульптора. Если бы мы стояли вровень с постаментом (что невозможно), то непременно увидели бы обычное конское копыто. Но памятник-то очень высокий. А снизу, как ни смотри, – дамская туфелька.

Адрес: Садовая улица, 2

Режим работы: с 10.00 - до 18.00

Михайловский, он же Инженерный замок – самое оригинальное и самое мистическое дворцовое сооружение Петербурга. Дворец, созданный во времена правления Павла Первого в виде средневекового замка и обязанный защитить его жизнь, становится местом его насильственной гибели. Находится этот мистический замок на набережной Фонтанки позади территории Летнего сада .

Этот замок на Садовой улице появился к концу 18 - началу 19 вв . Почему сооружение называется замком? И почему Михайловским? Случилось так, что славящийся оригинальностью Павел получил титул Великого магистра рыцарского католического Мальтийского ордена, и это дало ему право строить замки (наподобие рыцарских). Такая вот предыстория появления практически единственного классического замка в России.

Михайловский замок был сооружен как настоящая средневековая крепость

Название же замку было дано в честь Св. Архангела Михаила , которого якобы увидел стоящий на посту солдат. Именно Михаил и указал место постройки будущего императорского дворца. Название было присвоено строению уже при закладке фундамента, и это едва ли не единственный случай названия дворцового сооружения не по имени его владельца.

История создания – мистика и реальность

Идея создания своего родового замка не давала покоя Павлу задолго до коронации. Он придумывал и рисовал множество эскизов воображаемого дворца, собирал архитектурные варианты различных замковых строений, ориентируясь на увиденные им во время загранпоездок образцы. Говорят, что предполагаемых вариантов собралось 13 – довольно мистические число.


И вот, став наконец императором (1796 г.) , в самом начале своего пребывания у власти, Павел Первый повелевает начать строительство неприступного замка-крепости, в котором должна была постоянно проживать его большая императорская семья.

Место, выбранное для сооружения замка, также весьма символично. Ранее здесь находился Летний Дворец Елизаветы Петровны (арх.Д.Растрелли), сооруженный в Летнем саду в продолжение традиции Летних дворцов Петра и Екатерины Первой.


В 1754 году летний елизаветинский дворец становится местом рождения сына Екатерины, будущего Павла Первого . Этот же дворец спустя восемь лет является свидетелем дворцового переворота , в результате которого Екатерина становится императрицей. Свержение с престола ее супруга (отца Павла), закончилось его смертью. Мог ли тогда кто-нибудь предположить, что сын повторит судьбу отца?

Замок был построен быстро – с 1797 по 1801 гг .(арх.В.Баженов и В.Бренн). Павел очень торопил строительство, привлекая к работе чуть ли не всех доступных архитекторов, и заимствовав большое количество строительных материалов на других строительных площадках. Например, у возводимого Исаакиевского собора Михайловский замок обогатился мрамором, из Царского Села был привезен скульптурно-колонный материал, а также множество декоративного камня.

Восточный фасад замка Павла Первого

Нетерпение Павла при возведении Михайловского замка обусловливалась его предчувствием нового дворцового переворота, желанием сохранить свою жизнь. Поэтому создаваемый дворец-крепость отрезается от городских построек глубоким рвом, заполненным водой.

Работа на строительной площадке замка шла круглыми сутками, но все равно не так быстро как хотел Павел - возвести дворец в течение одного года не удалось. Лишь к осени 1800 года - ко Дню Св. Михаила - дворцовый замок, наконец, освятили. Но впереди были еще отделочные работы по созданию дворцового интерьера, окончательно законченные только со смертью Павла (в марте 1801 года).

Михайловский замок был построен к осени 1800 года

Мистический смысл приобрела и медно-буквенная надпись, созданная из заготовки для Исаакиевского собора. Фраза, украшающая Воскресенские ворота во дворец гласила - «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». Это высказывание из Библии содержит 47 знаков . Мистика состоит в существующем якобы предсказании, что Павел проживет то же количество лет, сколько знаков содержит надвратная фраза . Умер он действительно на 47 году жизни.

Воскресенские ворота Михайловского замка с мистической записью

И вот строительство нового замка было закончено, однако Павлу оставалось жить в нем совсем мало времени. Виновато здесь предсказание или нет, однако, после убийства императора в замке никто не остался жить. Домочадцы убиенного вернулись в Зимний дворец .

Мало того, впоследствии наследники разбирали замок буквально на запчасти! Один из сыновей Павла – Александр Первый – создает из чеканных серебряных церковных врат замка роскошный столовый сервиз. Другой его сын – Николай Первый – вывозит облицовочный мрамор Михайловского замка для оформления Нового Эрмитажа .

В 1819 г. в пустующее здание замка въехало Главное инженерное училище , дав сооружению новое название – Инженерный замок . С течением времени от интерьеров Павловского дворца ничего не осталось – здание было перепланировано под нужды училища. Кстати, это инженерное училище закончил сам Ф.М.Достоевский ! Во время его учебы и непосредственно по его инициативе, среди учащихся училища возник литературный кружок! С 1843 года будущий писатель получил распределение на службу полевого инженера в инженерную команду Петербурга. Инженерная деятельность Достоевского, однако, продлилась недолго.

Во внутреннем дворе Михайловского или Инженерного замка

В советские времена в Михайловском замке обитало Ленинградское военно-инженерное училище , а в военный период здесь был оборудован госпиталь . В послевоенный период сюда поместили службы всевозможных технологических вузов города, Военно-морскую библиотеку и Бюро технической информации. Хозяйственная деятельность организаций, далеких от идеи сохранения исторического здания, привела к утрате его первоначального облика, и плачевно отразилась на обще-архитектурном состоянии.

1991 год открыл новую страницу в судьбе Михайловского замка. Он перешел в распоряжение Русского музея. Начались реставрация, восстановление интерьеров и инженерно-фортификационной защиты. Уже к маю 2003 года Михайловский замок смог принять первых посетителей, которые знакомились с частично воссозданными интерьерами и расположенными в них постоянными экспозициями.


Убийство Павла

Павел Первый связывал с новым замком мечты всей своей будущей жизни. Он мечтал там жить со своей семьей, проводить императорские мероприятия, принимать гостей, осуществлять церемонии мальтийского ордена, празднества и прочее. Увы, эти мечты не сбылись, хотя начало было более чем торжественным.

Император совершил почти триумфальное перемещение к новому местожительству первого февраля 1801 года . Данное мероприятие сопровождалось небывалой помпезностью и ритуальностью. Императорская семья, окруженная свитой, прошла пешком от Дворцовой площади к новому дворцу. Семейное шествие правящих Романовых сопровождалось пушечными залпами и звуками военных оркестров. Гвардейцы стояли вдоль всего маршрута передвижения.

Несмотря на то, что отделочные работы Михайловского замка не были закончены, не просохла до конца штукатурка, пахло сыростью, всюду был холод и неуют, Павла это не смущало – ведь он переехал, как он считал, в неприступную крепость. Он был счастлив. Уже на следующий день Михайловский замок встречал гостей, прибывающих на бал-маскарад , устроенный по поводу императорского новоселья . Чуть больше месяца удалось Павлу насладиться жизнью в замке своей мечты.


10 марта проходил один из музыкальных концертов, которые так любил устраивать император, а уже следующая ночь стала последней в жизни Павла. Случилось все после полуночи. Несколько гвардейцев-заговорщиков, ворвавшись в императорскую спальню, стали требовать отказа Павла от престола. Встретив сопротивление, заговорщики избили Павла, а затем удушили шарфом. Хотя смерть могла быть вызвана и ударом золотой табакерки Н.Зубова в императорский висок, полученным во время потасовки (та табакерка хранится сегодня в коллекции Эрмитажа).

Сцена убийства Павла Первого (гравюра)

Официально было объявлено о кончине императора в результате внезапного апоплексического удара . А чтобы показать умершего войскам и народу, лицо Павла загримировали. В гробу даже загримированное лицо частично было закрыто шляпой, надвинутой на лоб.


Надо отметить, что нестабильность политического курса императора вызывала недовольство в дворянском и военном окружении Павла. Прибавив к этому негативные личностные черты его характера: подозрительность, неуравновешенность, нелогичность и жестокость - становятся понятны причины заговора. Количество заговорщиков, среди которых был и генерал-губернатор города, составляло от 200 до 300 человек. В саму же спальню ночью 11 марта вошло порядка десяти человек.

Самый мистический замок Петербурга хранит тайну смерти Павла

Убийство Павла, запланированное или случайное, было жестоким и безжалостным. Но исторически устранение императора от власти было оправдано и благотворно отразилось на настроении в обществе. Похоронен Павел Первый, как и все императоры, в Петропавловском соборе .

Всего 40 дней прожил Павел во дворце своей мечты (опять мистическая цифра), пробыв у власти в течение четырех лет, четырех месяцев и четырех дней! Насильственная смерть императора создала вокруг замка ареол мистической тайны, и породила истории о призраке убиенного императора, который светился в окнах спальни, стонал, играл на своем любимом музыкальном инструменте.

Призрак Павла Первого не может покинуть Михайловский замок

Печальная судьба убиенного императора нашла широкий отклик в отечественной литературе. В «Приведении в Инженерном замке» Н.Лескова , «Павле Первом» Мережковского , «Заговоре» М.Алданова , «Михайловском замке» О.Форш и многих других произведениях затрагивается трагическая судьба правнука Петра Первого.

Семья императора, сразу же после его кончины переехала опять в Зимний дворец . Детище Павла - Михайловский замок был оставлен на несколько лет.

Архитектура замка

Михайловский замок – самое выразительное архитектурное сооружение Павловской эпохи , ярко отразившее вкусы и мировоззрение последнего императора 18 века. Замок, как бы вырастающий из воды, по стилю относится к романтическому классицизму . Фасады дворца, украшенные статуями, не повторяют друг друга. Эта средневековая крепость, являющаяся абсолютно не характерным для российской архитектуры сооружением, окрашено так же в нехарактерный красно-оранжевый цвет .

Архитектура Михайловского замка была очень нехарактерной для города

Дорога к замку начиналась от основных парадных ворот у Манежной площади. Вдоль широкой дороги стояли императорские конюшни и манеж, а также трехэтажные караульные кордегардии , после которых уже шли укрепления непосредственно замка.

По трехчастному мосту , мимо караула, совершался въезд на непосредственно замковую территорию. Парадный фасад въездных Воскресенских ворот, находящихся с южной стороны замка, был украшен обелисками воинских доспехов. В нишах были установлены статуи Дианы и Аполлона, а также аллегорий Дня и Ночи. Этот въезд предназначался для императорского семейства и почетных иностранных гостей.

Южная парадная сторона Михайловского замка

Через въездные ворота западного фасада на территорию замка могли заходить жители Петербурга, желающие осмотреть различные произведения искусства. Этот въезд был более нарядным, с карнизом, декорированным лепниной, со статуями аллегорий Веры и Надежды. По центру западного фасада расположена церковь, снабженная типично петербургским шпилем. Эта небольшая церковь для императорской семьи была освящена в честь Св.Михаила Архангела . А на потолке ее можно увидеть масонское всевидящее око.

Западный фасад Михайловского замка с церковью Св.Михаила

После убийства Павла церковь была закрыта, но спустя двадцать лет службы в ней были восстановлены, хотя само помещение было перестроено в двухэтажное. Самыми известными прихожанами церкви являлись Ф.Достоевский и М.Мусорский , а композитор М.Глинка здесь даже венчался.

Свод храма Св.Михаила в Михайловском замке

На аттике находились скульптурные изображения Петра и Павла из мрамора (автор П.Трискорни). Сегодня они украшают лютеранскую Петропавловскую церковь на Невском проспекте .

Северная парковая сторона, смотрящая на Летний сад и украшенная мраморными Флорой и Геркулесом, имела широкую лестницу и колоннаду на открытой террасе.

Северный фасад Михайловского замка виден со стороны Летнего сада

Михайловский замок, возведенный в месте пересечения Мойки и Фонтанки, обрамленный по периметру рвами, заполненными водой, по своему архитектурному облику напоминает среднестатистическую европейскую крепость.

Ее стены, замкнутые в квадрат закругленный по углам, окружают территорию внутреннего двора с восьмью углами. Три моста переброшены через ров от замка к центральной аллее с монументом Петру Первому. На всех мостах стояли часовые.

Неприступность Михайловского замка не защитила жизнь императора

Памятник Петру Первому

Не любящий свою мать Екатерину, Павел, в тоже время, очень почитал своего прадеда Петра Первого и гордился этим родством, считая себя продолжателем великого дела. Поэтому у входа в замок был установлен бронзовый памятник Петру с «дарственной» надписью.

Памятник Петру Первому находится на центральной аллее

История появления этого скульптурного изображения весьма интересна. Памятник императора на коне в модельном варианте был выполнен еще во время царствования самого Петра Первого архитектором Б.Растрелли и считается первым конным монументом основателя Петербурга. Причем лик императора был скопирован с гипсовой прижизненной маски императора-реформатора.

Лицо Петра Первого воспроизведено с прижизненной маски

В выполненном в стиле барокко монументе перед нами предстает величественный император в триумфальном лавровом венце на могучем коне. Однако в бронзе статуя была отлита лишь в конце 40-х гг. 18 столетия при Елизавете Петровне, но место для установки данного памятника так и не было выбрано, он просто хранился в подвальном помещении. Екатерина Вторая, решившая установить памятник Петру на Сенатской площади , отвергла растреллевский вариант, и заказала Медного всадника Э.Фальконе.

Но Павел Первый решил установить около своего дворца именно скульптуру Растрелли. Для нее был сооружен специальный постамент (рис. Ф.Волкова), украшенный барельефами на темы Полтавской и Гангутской битв . Барельефные плиты выполнила группа скульпторов. Кроме них постамент был дополнен символической надписью «Прадеду – правнук» . Монумент Петру установили на постамент в 1800 году.

Памятник, выполненный Растрелли, наконец обрел свое постоянное место

Изображения барельефов поражают своей детальностью, мастерством и художественностью сюжетов. Интересен сюжет спасения тонущего моряка , пятка которого натерта до блеска – ибо каждый турист прикасается к ней, желая, согласно легенде, избежать подобной участи. Другой барельеф, изображающий сцену из Полтавской баталии , также привлекает туристов – особенно ботфорты Петра и копыта лошадей, прикосновение к которым приносит большую удачу.

Фрагмент барельефа - спасение тонущего моряка

Интересно, что во время Второй мировой войны, памятник был снят с пьедестала и надежно спрятан, а после войны водружен на прежнее место.

Как и что посмотреть в Михайловском замке

Поскольку Михайловский замок - это архитектурный дворцовый комплекс, то лучше его осмотр начинать от Манежной площади , которая находится на пересечении Итальянской и Караванной улиц. Во времена Павла Первого на месте дома №4 находились проездные ворота на территорию замка. Они были трехпроходными, и центральная их часть предназначалась для царственных особ.

В начале 20 столетия на их месте появился Офицерский дом императорского конвоя (арх.Б.Сеген), который закрыл парадную перспективу Кленовой улицы, созданной К.Росси, как торжественный въезд на замковую территорию.

Бывший Офицерский дом на Манежной площади занял место въездных ворот

Поэтому, огибаем здание №4 и наслаждаемся прямой перспективой Кленовой магистрали, вдоль которой вытянулись сооружения Михайловского манежа (слева) и Конюшен Михайловского замка (справа).

По Кленовой улице осуществлялся парадный въезд к Михайловскому замку

Здание Михайловского манежа (арх.В.Бренн) снабжено высокими и полукруглыми окнами, которые обеспечивали прекрасное естественное освещение внутренних помещений. До революции 1917 года Манеж, в основном, использовался по своему прямому назначению – для проведения военных учений петербургской гвардии. Но иногда в нем проходили и различные выставочные мероприятия , такие как выставка Императорского общества садоводов или первая выставка Императорского автомобильного общества (1907 г.).

Автомобильная выставка в Манеже на Кленовой улице (1907г.)

В советское время (1949 г.) здесь был оборудован . А сегодня Манеж снова превратился в выставочный комплекс, сохранивший свое название «Михайловский манеж».


Здание Михайловского манежа Петербурга в советский период

Конюшни (арх.В.Бренн) как и Манеж построены в начале 19 века в классическом стиле. Пройдя по Кленовой улице между этими сооружениями, мы выходим непосредственно к замковой территории, вход на которую обозначен левой и правой Кордегардиями (караульными), сооруженными тем же архитектором В. Бренном.

Трехэтажные Кордегардии с высокими окнами на первом этаже расположены симметрично и имеют одинаковое крестообразное строение. Колонны ионического ордена объединяют второй и третий этажи.

В Кордегардиях Михайловского замка размещались караульные службы

Между Кордегардиями по продолжающейся Кленовой улице движемся уже по территории собственно замка – сегодня это , и на подходе к замку нас встречает подобно римскому императору Петр Первый на мощном коне. После знакомства с памятником, продолжаем движение до пересечения с Замковой улицей, от которой, за Воскресенским каналом, начинается трехчастный мост к Михайловскому замку.

Через Инженерный сквер приближаемся к южному фасаду замка

Сам замок обязательно нужно осмотреть снаружи вместе с Воскресенскими воротами , через которые мы вошли. Нужно осмотреть и восьмиугольный двор с размещенным на нем к 300-летию города памятником незадачливому Павлу Первому (автор В.Горевой).

Памятник Павлу Первому во дворе Михайловского замка

Михайловский замок оригинален не только снаружи, интерьерное богатство его также вызывает восхищение – это позолоченная лепнина , фрески и полотна известных художников, мебель, обтянутая изысканной тканью, барельефные украшения, камины и статуи.


Особое внимание нужно уделить прекрасно выполненному макету Михайловского замка . Замок, окруженный водными каналами, подъемными мостами и прочими сооружениями фортификации, предстает перед нами в первозданном облике 1801 года .

Макет Михайловского замка в экспозиции музея

Сегодня в воссозданных залах Михайловского замка можно ознакомиться с Античными сюжетами и произведениями эпохи Ренессанса в отечественном искусстве. Можно подробнее узнать о судьбах первых хозяев дворца, посетить скульптурный фонд, среди которых находятся и статуи, ранее украшавшие Летний сад. Эти экспозиции расположены в основном на первом этаже.


На втором этаже замка можно осмотреть воссозданные императорские покои и другие залы. Погулять по Столовому , Георгиевскому , Тронному и Предтронному залам Марии Федоровны (жены Павла), осмотреть комнату их сына Константина и Мраморную галерею .

Галерея Рафаэля находится рядом с покоями императрицы

Бывшая спальня Павла Первого, в которой произошло убийство, впоследствии была переорганизована в Церковь Св.Петра и Павла , но ее можно посещать исключительно в составе экскурсий, а это будет несколько дороже.

Петропавловская церковь на месте бывшей спальни Павла Первого

Петропавловская церковь была создана на месте убийства Павла его внуком – Александром Вторым , впоследствии ежегодно приезжающим сюда на годовщину смерти деда. Александр Второй молился здесь, и смотрел из окон бывшей павловской спальни на место своей будущей гибели, находившееся совсем близко, не подозревая об этом. Сегодня это место обозначено Храмом Спаса на Крови.

Михайловский замок можно посещать во все дни, кроме вторника , с 10.00 до 18.00 . А по четвергам – с 13.00 до 21.00.

Михайловский замок сравнительно молодой музейный объект Санкт-Петербурга. Он открылся для посетителей в качестве музея к 300-летию основания Северной столицы в 2003 году и является в настоящее время филиалом Русского музея. В залах Михайловского или Инженерного замка располагается часть коллекции живописи Русского музея и проходят временные выставки.

Большинство посетителей Михайловского замка конечно интересуются историей Павла I — императора всероссийского, самого первого хозяина замка, по замыслу которого и было возведено это строение. Короткая жизнь императора Павла I полна загадок, легенд и закончилась трагично как раз в Михайловском замке.

Павла I называют совершенно справедливо русским Гамлетом. Его мать Екатерина II благословила убийство его отца Петра III, это стало величайшей трагедией его жизни. У сына никогда не было теплых человеческих отношений с родителями, Екатерина воспринимала своего отпрыска скорее как соперника. Фактически Екатерина узурпировала власть дважды: первый раз когда одобрила убийство мужа, второй раз когда не передала власть сыну по достижению им совершеннолетия.

Павел I взошел на престол в возрасте 42 лет после смерти своей матери, которая фактически не имела никаких прав на российский трон и процарствовал всего 4 года 4 месяца и 4 дня.

Михайловский замок находится в самом центре Санкт-Петербурга. Легче всего доехать на метро до станции Гостиный двор и пройти порядка 700 м по Садовой улице и вы на месте.

Посетить Михайловский замок можно самостоятельно за 450 руб. или с экскурсией за 600 руб. Причем группы набирают туристические фирмы, а экскурсии водят только работники Михайловского замка, так устроен этот бизнес.

Я посетила Михайловский замок с экскурсией, но можно узнать все тоже самое и самостоятельно, во всех залах есть пояснительные тексты, а в двух залах установлены телевизоры, показывающие пояснительные фильмы к экспозиции. Но только организованным группам показывают помещение бывшей спальни Павла I, и церкви Святого Михаила , туда нужно пройти по еще не отреставрированным коридорам замка.

Михайловский замок, вид с Инженерной улицы

Памятник Петру I

Сбор туристических групп происходит как раз перед памятником Петру I. Памятник был установлен на этом месте в 1800 году, но заказал его у Бартоломео Растрелли еще сам Петр I в 1716 году в ознаменование побед в ходе Северной войны, хотя мне честно говоря странно это слышать, заказать памятник самому себе совершенно не скромно, но у царей свои причуды.



Памятник Петру Великому у здания Михайловского замка

Бартоломео Растрелли не изобрел ничего нового, памятник Петру очень похож на известный памятник Марку Аврелию в Риме, может быть поэтому Екатерина II забраковала этот монумент и заказала совершенно другой памятник у Фальконе, известный ныне как «Медный всадник». Скульптуру Фальконе установили на Сенатской площади в 1782 году с надписью: «Петру I Екатерина II».

А наш памятник томился все это время у Троицкого моста и только после смерти Екатерины II Павел I, как бы в противовес матери устанавливает наконец памятник Петру I у стен своего строящегося замка с надписью: «Прадеду правнук», как бы подчеркивая что именно он является законным наследником Петра Великого.

Барельефы на пьедестале были изготовлены в 1800 году и изображают «Полтавскую баталию» и «Битву при Гангуте»



Барельеф на постаменте памятника Петру «Полтавская баталия»

В настоящее время существует примета, что для исполнения желаний нужно одновременно схватиться за два копыта или за два ботинка всадников. Сделать это для лиц небольшого роста тяжело, но возможно, придется изрядно потянуться или подпрыгнуть. Многим это удается судя по блеску именно этих частей барельефа.



Барельеф на постаменте памятника Петру «Битва при Гангуте»

На небесах у обоих барельефов расположен знак зодиака, таким образом было принято обозначать дату события. Правда к датам именно этих сражений у историков нет никаких вопросов, да и зодиак тут не полный и носит чисто декоративную функцию.

Фасад и двор Михайловского замка



Сейчас восстановлена часть канала вдоль фасада замка и Трехчастный мост. По центральной части моста мог въезжать в замок только император, все остальные простые смертные должны были въезжать по боковым мостам.



Трехчастный мост

Сам замок представляет собой прямоугольник с восьмиугольным внутренним двором. Михайловский замок полон масонских символов и знаков, эту необыкновенную форму относят обычно к одному из знаков масонства. На главном фасаде расположено две пустых ныне ниши, в годы Павла I в них были установлены две гипсовые статуи символизирующие день и ночь, еще один масонский символ.



Въезд в замок, обратите внимание на пустые ниши

Во дворе установлена совсем новая статуя Павла работы 2003 года.



Памятник Павлу I во дворе замка

Строительство замка

В екатерининские времена на месте Михайловского замка стоял обветшавший летний дворец в котором и родился будущий самодержец Павел I. Когда великий князь Павел Петрович подрос он решил, что хочет умереть там где родился и выбрал именно это место для строительства замка.



Бывший летний дворец Елизаветы Петровны

Любопытно взглянуть на макет, показывающий каким замок был сразу после строительства. Он был больше похож на то, что принято называть замком с претензией на укреплённость и неприступность. По всему периметру замок окружали заполненные водой рвы с подъемными мостами. По иронии судьбы даже такие меры не спасли хозяина от убийства.



Макет замка в фойе музея, вид со стороны Инженерной улицы

На строительство замка была потрачена колоссальная по тем временам сумма шесть миллионов рублей. Указ о строительстве замка Павел I издал спустя всего лишь 22 дня со смерти матери, Екатерины II. Здание было возведено всего лишь за 4 года с 1797 по 1801 годы, по тем временам очень быстро. Строительные материалы снимались с других строек, в том числе со строительства Исаакиевского собора.



Макет Михайловского замка со стороны Летнего сада

Сам факт снятия материалов со строительства храма на грани святотадства. Павел велел снять со строительства собора несколько измененное изречение из Святого писания: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней «. В нем ровно 47 букв, говорят что блаженная Ксения Петербургская предсказала императору, что он проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Золотые буквы изречения восстановили на фасаде здания в ходе реставрации к 300-летию Санкт-Петербурга.

Парадная лестница

Интерьер Парадной лестницы был создан в 1799-1801 годах по проекту архитектора В.Бренны. Строительство самой лестницы и основную часть работ по декоративной отделке успели закончить при жизни императора Павла I. Не осуществленными остались росписи стен и потолка на темы русской истории.

Парадная лестница наверное относится к самым хорошо сохранившимся интерьерам замка.



Главная лестница Михайловского замка

Использовав «распашную» схему построения, хорошо известную по композиции Иорданской лестницы Зимнего дворца, зодчий усилил контраст между нижним маршем, словно зажатым мраморными стенами, и открытым пространством верхнего яруса, залитым светом, проникающим сквозь огромные окна. Подчеркнутая таким образом идея восхождения от тьмы к свету, от порока к добродетели подкреплялась скульптурным убранством интерьера, основную тему которого можно обозначить как историю нравственного становления монархии.

В центральной нише установлена статуя «Умирающая Клеопатра» — копия с хранящегося в Ватикане античного оригинала, изготовленная по заказу Павла I. Образ египетской царицы символизировал идею неправедного правления, приводившего к гибельным последствиям. В настоящее время это произведение, находящееся в собрании Эрмитажа, заменено современным повторением.



Статуя «Умирающая Клеопатра»

От первоначального убранства сохранился бронзовый герб Российской империи — двуглавый орел с включенным в него мальтийским крестом. Измененный в годы павловского правления, герб запечатлел новый статус императора, провозглашенного осенью 1798 года Великим магистром Мальтийского ордена. Это единственный случай изменения герба Российской империи в истории.



Герь Российской империи с Мальтийским восьмиконечным крестом

Зал Антик

К сожалению оригинальное убранство зала Антик почти не сохранилось до наших дней. При Павле I стены этого зала были отделаны разноцветным мрамором, а двери бронзой. В нишах стен были выставлены античные статуи.



Зал Антик

Сейчас ничего из этого в зале Антик нет. По сути зал представляет собой галерею портретов царствующего дома Романовых. Серый мрамор сохранился только в обрамлении дверных проемов. Как Павел I ради строительства дворца разбирал дворец в Пелле своей матери, так после его смерти последующие императоры стали добывать мрамор для своих построек в Михайловском замке.

Любопытна картина Е.В. Мошкова «Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года». По сути она демонстрирует расстановку политических сил в Российской империи на тот момент. И эта расстановка как раз показывает незавидное место будущего императора Павла I.



Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года, художник Е.В. Мошков

Представлена сцена присоединения к православной церкви через миропомазание Луизы-Марии-Августы, дочери маркграфа Баденского Карла-Людовига. Получив в православии имя Елизаветы Алексеевны,осенью того же 1793 года она стала женой великого князя Александра Павловича, впоследствии императора Александра I.
В центре картины — совершающий миропомазание митрополит Гавриил и императрица Екатерина великая. Справа стоят великие князья Александр Павлович (жених принцессы), Константин Павлович, Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна.

Слева стоит в красном камзоле последний любовник Екатерины Великой П.А.Зубов. Бросается в глаза противопоставление законного наследника престола и фаворита императрицы, удостоившегося чести быть запечатленным на этом историческом полотне.

В этом же зале выставлена большая многофигурная картина «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери 9 июня 1798 года». Именно про эту картину снят хороший фильм, рассказывающий о всех персонажах, демонстрируемый прямо в этом же зале.

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой) входит в ансамбль парадных аппартаментов императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьера исполнена по проекту Виченцо Бренны в 1799-1801 годах. Свое название галерея получила благодаря четырем шпалерам, располагавшимся на продольной стене напротив окон. Вытканные на французской королевской гобеленовой мануфактуре, они являлись подарком французского короля Людовика XVI и повторяли сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане: «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора их Храма», «Афинская школа» и «Парнас». В настоящее время три шпалеры находятся в собрании Эрмитажа, а самая известная «Афинская школа» в Лейпциге.



Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

В галерее Рафаэля сохранилась первоначальная монументальная живопись перекрытия. Картины на холсте представляют собой единственные образцы плафонной живописи павловского времени. Все живописное оформление перекрытия принадлежит кисти немецкого художника Я.Меттенлейра (1750-1825). Сюжет центрального плафона — Храм Минервы, представляет апофеоз свободных искусств и ремесел. Два другие плафона — «Прометей, оживляющий человека» и «Прилежание и Ленность»



Плафон «Прилежание и Ленность»

Тронная императрицы Марии Федоровны

Тронная императрицы Марии Федоровны, несмотря на сравнительно небольшие размеры, производила очень сильное впечатление благодаря царственной роскоши своей отделки, которая была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799-1801 годах. Стены помещения затянуты малиновым бархатом. Такой же тканью был обит трон императрицы, на его спинке на фоне российского герба помещалась буква «М», вышитая золотом. В глубине ниши располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображающим девять муз. В центре потолка в кружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался «Суд Париса» работы художника Я.Меттейнлера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.



В настоящий момент потолочный плафон утрачен. Зато над окнами изображены фантастические животные, такие же как на гербе загадочной Тартарии.



Тронная императрицы Марии Федоровны

Общий столовый зал

Общий столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Ключевым элементом убранства интерьера являлись две самые большие во дворце бронзовые золоченные люстры на пятьдесят свечей каждая, исполненные по рисункам Дж.Кваренги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца.

Здесь же происходили ужины императорской фамилии в окружении избранного общества близких государю людей. В Общем столовом зале происходил последний ужин императора Павла I 11 марта 1801 года. Воспоминания участников этого ужина изобилуют зловещими подробностями, явившимися эмоциональным отражением трагических событий, произошедших той мартовской ночью в Михайловском замке.

Спальня Марии Федоровны

Сейчас интерьер спальни императрицы воссоздан во всем былом блеске. Меблировка не сохранилась. В помещении спальни находятся всего лишь несколько витрин с камеями и медальонами.



Спальня Марии Федоровны

Бывшая спальня Павла I

В помещение бывшей спальни императора можно пройти только в составе организованной группы. Для этого придется воспользоваться не отреставрированными коридорами. Только в них можно заметить сколько труда пришлось приложить реставраторам чтобы воссоздать облик всех осмотренных ранее помещений.



Не отреставрированные коридоры Михайловского замка

Интерьеры спальни императора совсем не сохранились. Несколько десятилетий после убийства никто не входил в это злополучную комнату. Позднее император Александр II решил оформить на месте бывшей спальни Павла I церковь. А еще позднее эту церковь использовали уже воспитанники инженерного училища. На черных щитах, укрепленных на стенах, перечислены имена воспитанников инженерного училища, погибших в войнах.



Церковь во имя Святых Петра и Павла

Любопытно, что Александр II разделил участь своего деда и из окон бывшей спальни Павла I хорошо видно место где убили Александра II, я имею ввиду башни церкви «Спаса на крови». Два убийства императоров разделяет 80 лет и Михайловский сад. А.Ахматова написала по этому поводу следующие строки:

Меж гробницами внука и деда
Заблудился взъерошенный сад.
Из тюремного вынырнув бреда,
Фонари погребально горят.

Даже эта церковь при Александре II выглядела иначе.



Так выглядела церковь Святых Петра и Павла при Александре II

Раньше рядом со спальней Павла I существовала потайная лестница, сейчас дверной проем ликвидирован. В ночь убийства дверь была заперта и не позволила Павлу спастись бегством.

Церковь Святого Михаила

Церковь Святого Михаила находится под шпилем замка в выступе со стороны Садовой улицы. По размерам это небольшая семейная церковь императорской семьи, в настоящее время ремонт в ней не закончен и это помещение показывают тоже только организованным группам. На потолке церкви изображено всевидящее око, еще один из масонских символов.



Церковь Святого Михаила

Во времена Павла I в Петербурге проживало много масонов, почти вся наша Академия художеств целиком состояла из членов этого тайного общества, поэтому не приходится удивляться обилию масонских символов в архитектуре.



Всевидящее око над Святыми вратами

В замке своей мечты Павел I с семьей прожил всего 40 дней, уже на утро после убийства императора императорская семья и двор покинули замок навсегда, а Петербург праздновал освобождение от самодура, не смотря на то что официально был объявлен траур. Причиной смерти Павла I был назван апоплексический удар. Эта версия считалась официальной вплоть до революции 1905 года.

Павел I исполнил свое желание, умереть там где родился ему удалось.

Вы заметили, как много в замке копий из Ватикана? И это русский, православный император? Хотя впрочем его мать при рождении звали Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, а отца Карл Пе́тер У́льрих. Родители были достаточно беспринципны, ради короны Российской империи оба не задумываясь сменили вероисповедание на православное. И такие люди правили империей…

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)