Здание построенное по проекту растрелли. Великие творения архитектора бартоломео растрелли

С творчеством Растрелли-старшего связано становление и развитие светской скульптуры в России. Растрелли-младший оставил богатое архитектурное наследие.

Благодаря ску́льптору Карло Растрелли появились новые для русского искусства виды скульптуры: конный памятник, скульптурные группы. У Карло Бартоломео Растрелли не было учеников-скульпторов, с ним работали и перенимали опыт только русские подмастерья. Но один ученик у него всё-таки был – это его сын, Франческо Бартоломео Растрелли.

Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744)

Итальянский скульптор Карло Растрелли работал в стиле барокко . Он был также литейщиком из металла и архитектором со специальным образованием. Жил и работал в Риме, но по приглашению Петра I в 1716 г. прибыл в Россию для литья пушек, а также для художественных работ по украшению новой русской столицы. И остался в России навсегда. Вскоре после приезда в Петербург Растрелли начал работу над первым в России памятником – конной скульптурой Петра I. Но создавался этот памятник очень долго, несколько десятилетий, а тем временем Карло Растрелли занялся скульптурой. И первой работой был бюст А. Д. Меншикова в бронзе.

Карло Растрелли. Бюст А.Д. Меншикова (1716-1717). Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
А.Д. Меншиков – сподвижник Петра I. Этот портрет, хранившийся у потомков Меншикова, видел художник В. И. Суриков. В своей картине «Меншиков в Березове» он многие характерные черты Меншикова позаимствовал с этого портрета Растрелли.

Бюст Петра I работы Б. К. Растрелли – одно из наиболее значительных произведений русской скульптуры XVIII в. В нём ярко виден характер Петра I: ум, энергия, воля. Произведение считается вполне достоверным, т.к. Растрелли использовал восковой слепок с лица Петра, снятый в 1719 г. Бюст был отлит в 1723 г., но только через 6 лет гравёр Семанж завершил работу над чеканкой деталей одежды.

Карло Растрелли. Бронзовый бюст Петра I. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

К 1747 г. бронзовый конный памятник Петра I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге был, наконец, завершён, хотя скульптор Карло Растрелли изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I. Ещё около 50 лет рассматривались разные места для установки памятника. А сам он всё это время оставался под деревянным навесом у Троицкого моста.
Окончательно возведён на пьедестал памятник был только в 1800 г. Пьедестал был изготовлен по рисунку российского архитектора Фёдора Волкова. Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами: «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями. Барельефы исполнены скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым под руководством М. И. Козловского. По приказу императора Павла I на пьедестале была сделана надпись «Прадеду – правнук».

Карло Растрелли. Памятник Петру Великому возле Михайловского замка в Санкт-Петербурге
Ещё одна замечательная работа Карло Растрелли – групповая скульптура.

Карло Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741). Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
В 1741-3174 гг. Растрелли выполнил парадные медальоны с погрудными портретами императора Петра I и его дочери – императрицы Елизаветы Петровны. Первоначально их отлили в олове, но в дальнейшем часто тиражировали в бронзе, чугуне и раскрашенном папье-маше.

Карло Растрелли. Императрица Елизавета Петровна (1740-е годы). Олово. Музеи Московского Кремля
Но, как мы помним, Растрелли-старший был по образованию архитектором. Он участвовал в проектировании Стрельнинского дворца для Петра Первого. Уже начали рыть каналы и высаживать деревья под его руководством на территории парка, но в Россию прибыл архитектор Ж.-Б. Леблон со своим проектом, и его проект больше понравился царю, поэтому дальнейшие работы производились уже без участия Растрелли. Французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Леблон с 1716 г. и до самой своей смерти в 1719 г. был главным архитектором Санкт-Петербурга.

Франче́ско Бартоломе́о Растре́лли (1700-1771)

Лукас Конрад Пфандцельт. Портрет Бартоломео Франческо Растрелли
Франческо Растрелли – русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Он является автором самых известных памятников Петербурга и его окрестностей. Искусствоведы считают, что именно отцу Растрелли-младший обязан своей успешной карьерой. Франческо Растрелли построил Зимний дворец, Смольный собор, Большие дворцы в Петергофе и Царском Селе. Сын Франческо Бартоломео Растрелли (Иосиф Яков) умер от холеры совсем маленьким, и творческая династия Растрелли прервалась.
Итак, первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, затем несколько раз выезжал на обучение в Европу. Первые ранние его работы не отличались оригинальностью и были в русле петровского барокко. В начале 1740-х годов Франческо Растрелли становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем её преемницы Елизаветы. Он ищет свой стиль: дважды ездит в Москву, знакомится с традиционным русским зодчеством.
Период творческого расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (не сохранился). С 1747 по 1752 г. он работает над Большим дворцом в Петергофе.

Большой дворец (Петергоф)

Центральная часть южного фасада дворца. Архитектор Франческо Растрелли

Здание былопрактически полностью разрушено во время Второй мировой войны и восстановлено в 1952 г. Дворец насчитывает примерно 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.

Парадная лестница. Аллегории Лета и Весны
Танцевальный зал создавался в 1751-1752 гг. и полностью сохранил замысел Растрелли. Изобилие зеркал создаёт эффект многократно умноженного пространства.

Танцевальный зал

В отделке господствует золочёная резьба по дереву. Орнаментальный узор наборного паркета из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба дополняет интерьер.

Картинный зал
В 1747 г. Растрелли создал эскиз Андреевского собора в Киеве. Строил собор русский архитектор И.Ф. Мичурин.

Андреевский собор в в Киеве
В 1752-1757 гг. Франческо Растрелли перестраивал Екатерининский дворец в Царском Селе.

Франческо Бартоломео Растрелли. Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (Пушкине)

Зимний дворец

Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец
Данное здание дворца (пятое) спроектировано и построено в 1754-1762 гг. Франческо Растрелли в стиле елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.
В здании около 1500 комнат. Общая площадь дворца около 60 000 м². Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, которое принял Пётр III в 1762 г. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 г. Петра III свергли с престола, окончено было строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Она отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством И.И. Бецкого, личного секретаря Екатерины.

Смольный монастырь

Смольный монастырь строился под личным надзором императрицы Елизаветы Петровны, которая желала в конце жизни удалиться сюда на покой. Проект создан Франческо Растрелли.
В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и высокой колокольней, а также институт для девушек из дворянских семей.
В 1764 г. Екатерина II при монастыре учредила институт благородных девиц.
Начавшаяся война с Пруссией помешала строительству – не хватало средств. Строительство продвигалось медленно. В 1797 г. монастырь был упразднён. Собор бывшего монастыря был достроен архитектором Василием Стасовым лишь в 1835 г.
24 октября 1763 г. по высочайшему указу Франческо Растрелли был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья». В начале августа 1764 г. он с семьёй покинул Петербург.
Дата смерти и место захоронения Растрелли неизвестны. Есть предположение, что он умер в Курляндии, в Митаве (ныне Елгава), и был похоронен рядом с супругой Марией возле Реформатской церкви. Его могила во время Второй мировой войны была уничтожена.
По проекту Франческо Растрелли в Митаве построен Митавский (или Елгавский) дворец, крупнейший по размерам барочный дворец Прибалтики. Строился как парадная городская резиденция герцогов Курляндии и Семигалии в их столице Митаве.

Митавский (Елгавский) дворец
Митавский дворец не относят к художественным удачам Растрелли из-за однообразия фасадного решения, отсутствия дворцового парка и др.
С 1961 г. в здании располагается Латвийский сельскохозяйственный университет.

Архитектор Франческо Растрелли был также выдающимся инженером-строителем. Он прекрасно понимал, как нужно было возводить здания на слабых грунтах в условиях Петербурга.
В культовых постройках Б.Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями.
Всего сохранилось 12 построек Растрелли: Рундальский дворец (нынешняя Латвия), Митавский дворец, Большой Петергофский дворец и церковь Большого Петергофского дворца, Андреевская церковь (Киев), Смольный собор (Петербург), Воронцовский дворец (Петербург), Большой Екатерининский дворец, павильон «Грот» (Царское Село), павильон «Эрмитаж» (Царское Село), Царский дворец (Киев), Строгановский дворец (Петербург), Зимний дворец.

Воронцовский дворец. Архитектор Франческо Растрелли (стиль барокко)
К сожалению, по разным причинам не все работы Карло Растрелли сохранились: 6 построек утрачены.

Тайнопись искусства [Сборник статей] Петров Дмитрий

Загадки очевидного. Архитектура Растрелли (Галина Зеленская, архитектор)

Загадки очевидного. Архитектура Растрелли

(Галина Зеленская, архитектор)

Исследователи-педанты называют произведения великого петербургского зодчего - Растреллиево барокко. Исследователи-интуитивисты, не приводя тому доказательств, предпочитают другое наименование - русское барокко. Слушатели моих лекций, итальянцы, утверждали: это - не барокко. Современники Растрелли называли его дворцово-парковые ансамбли «русской Версалией».

В научные споры вступать не люблю, но… Хочу провести расследование, по-моему, - занимательное. Предлагаю поместить произведения обер-архитектора Елизаветинского двора графа Франческо Бартоломео Растрелли в средокрестие двух пространственно-временных параллелей и посмотреть, что из этого получится.

Первая параллель - версальская. Необходимость ее участия в расследовании подтверждают факты… Отец архитектора, скульптор Карло Бартоломео Растрелли, флорентинец и дворянин, работал в Версале. В ту пору мания величия Людовика XIV превращала небольшой замок (шато) Людовика XIII в самую роскошную загородную резиденцию Европы. В 1700 году здесь родился первенец скульптора, названный Франческо Бартоломео.

П. Ротари. Портрет архитектора Бартоломео Растрелли. Вторая половина 1750-х - начало 1760-х

В 1715 году «король-солнце», правивший страной 72 года, вечным сном упокоился. Растрелли-отец получил приглашение потрудиться при дворе российского царя Петра I. В 1716 году все семейство прибыло в Петербург. Растрелли-сыну было тогда шестнадцать лет, и значился он учеником своего отца. Похоже, в работе с Растреллистаршим заключалось все образование Растрелли-младшего, если не считать тех впечатлений, на которые столь горазд Версаль.

Значит, Версаль, если не в Петрову пору, то во времена Елизаветы Петровны воспользовавшись пребыванием в нем будущего великого зодчего, определил-таки архитектурную реальность Петергофа, Царского Села и Петербурга? Отвечаю: нет, нет и нет. Чтобы и вы убедились в том, совершим перемещение в пространстве-времени.

Стоим на террасе перед Версальским дворцом, смотрим в даль просторов земных. Воздушная перспектива, рожденная слиянием Вод и Неба, слепит глаза. Жестко очерченный силуэт зеленых боскетов справа и слева от бассейна делает реально ощутимым и болезненно нестерпимым воздействие Вселенской оси - фантастического творения Андре Ленотра, умершего в 1700 году, когда Растрелли родился. Ленотр - первый садовник Людовика XIV, живописец и архитектор, автор самых прекрасных парков эпохи «короля-солнца», вдохновитель и учитель следующих за ним архитекторов, и не только французских.

О, Версальская ось, детище Бесконечности-Безграничности прекрасной геометрической Пустыни! На ось нанизаны вселенские символы: Большой канал в виде латинского, удлиненного, креста; залы под открытым небом, образованные жесткими квадратами боскетов; ковры-партеры, вытканные свободно бегущим по земле узорочьем, что не имеет ни начала, ни конца; дворец - жилище бога Солнца или короля Франции, как хотите. Холодно и одиноко? Нет, ведь рядом с этой Разумом сотворенной моделью Мироздания - живая Природа в восхитительном движении света-цвета, движении Времени. Ленотр - сказитель, навевающий современникам «золотые сны» о Небесной гармонии, которая волей монарха (он верил в это) может воплотиться здесь-сейчас на Земле.

Смотрим на фасад Версальского дворца, пытаясь определить его стиль. Это - не Ренессанс, не барокко, не классицизм. Для Ренессанса и классицизма простоты и сомасштабности человеку не хватает. Для барокко, напротив, композиция дворца слишком проста. То - чисто французский стиль, столь характерный для второй половины XVII века, что шла под девизом признания, сделанного Людовиком XIV: «Государство - это я». Блистательные архитекторы «короля-солнца» Луи Лево, а позднее Жюль Ардуэн-Мансар придали дворцу ту монументальность, что сделала его простоту надменной, холодной, высокопарной.

Первый рустованный этаж с арочными окнами предельно скромен и суров. «Бельэтаж», собственно дворцовый, подчинен ритму ионических колоннад, что вперед гордо выступают, оставив позади себя стену с ионическими пилястрами. Третий этаж (вспомогательный) превращен в аттик для расстановки скульптуры. Дворец смотрит арочными окнами вдаль, и крест-бассейн Андре Ленотра свой проповеднический пафос смиряет: «Государство - это он, и бог - он тоже».

Движемся через анфилады залов Версальского дворца. Каждый зал соперничает с остальными, выставляя свое богатство напоказ, чтобы зрителей поразить и убить… Убить способность человека ощущать себя человеком в изнемогающих от роскоши апартаментах бога-короля. В интерьерах дворца трудно дышать: там нет пространств, есть декор - такой, другой, третий… Разнообразие не позволяет остановить взгляд на отдельном, насладиться чем-то особым. Пресыщение появляется и нестерпимо разрастается. Закрываю глаза - слышу голос Петра: «Если замечу за своим Петербургом что-нибудь подобное, подожгу его с четырех сторон». Не надо ничего поджигать… Петербург - совсем другой. И Петергоф - не Версаль. В «Золотом царстве» прекрасной Елисавет есть Идея - какая-то своя, чистая и прекрасная, которую непременно нужно понять…

Большой зал Царскосельского дворца

Версальский дворец

Возвращаемся в Россию. Нет, не в Петербург - в Москву золотоглавую. Подтверждено документально: в пору пребывания в Москве с двором Анны Иоанновны Растрелли тщательно изучал русскую архитектуру. О том свидетельствуют сделанные им наброски соборов Кремля, церкви Николы «Большой крест», Успения на Покровке, Знамения в Дубровицах, Меншиковой башни. Несомненно, зодчего интересовало конструктивное решение соборов и церквей. Столь же несомненно, что их художественное решение представляло для него интерес не меньший.

Храм Успения на Покровке ныне не существует. Однако есть сведения, что в нем повторялся почти без изменения декор красавицы-церкви Воскресения в Кадашах, сооруженной в середине XVII века. Нет равных в русском зодчестве двум ярусам декоративных гребней - «петушьих». Не уступают гребням декоративные наличники из резного белого камня, что окаймляют большие окна на храме и слуховые оконца на стройной шатровой колокольне. Иконостас этой церкви принадлежит к лучшим произведениям русских резчиков по дереву. Вызолоченные ажурные растительные формы как бы ниспадают сплошной завесой, отделяя собственно храм от алтаря (сейчас иконостас находится в церкви Иоанна Воина).

Церковь Знамения в Дубровицах поставлена на высоком берегу реки Пахры при впадении ее в Десну. Она была сооружена по заказу «дядьки» Петра I - князя Голицына в 1690–1704 годах. Получилось уникальное произведение, ни на что другое не похожее. Будто архитектор - неизвестно, кто именно, - взял и переиначил на русский манер тот декор, что был изобретен целым миром. Храм снизу доверху покрыт резьбой по белому камню, из которого он сложен. Здесь и диковинные цветы, и узорные листья аканта, и раковины, и элементы ордерных систем с диковинными композитными капителями, и оригинальные волюты порталов, и замысловатые надкарнизные декоративные надстройки, напоминающие барочные фронтоны, и еще много другого, неизвестно какого. Даже сам план здания с фигурными лестницами превращен в своеобразный орнамент. И еще… Внутри храм сохранил деревянный иконостас и ложу владельца, столь пышно покрытые растительным орнаментом, что опять возникает то же самое впечатление, которым поражала предыдущая церковь: будто со сводов спущена некая драгоценная завеса, сверкающая и переливающаяся в лучах золотого света. Думаю, можно делать выводы, показывающие, что привлекло Растрелли в русских церквях…

В московском барокко XVII века Растрелли увидел «свое», точнее, ту красоту, что в дальнейшем определит своеобразие его собственной архитектуры. Цепь связей такова. Красота - то, что «веселит сердце». Да! Архитектура должна быть праздничной: поднятой над буднями, обыденностью, даже реальностью, создающей образы, что переносят в мир фантазии, сказки… Красота - в узорочье живом. Да-да! Архитектура должна придерживаться художественных представлений и умения русских мастеров, чувствующих душу дерева и камня… Красота - в световой феерии, когда «не знаешь, где находишься - на небе или на земле». Да-да-да! Внутреннее пространство должно быть миражом, фантазией, сказкой, обещанными фасадом…

Все? Нет, определить принцип, задающий направление действий. Принцип этот позволяет сформулировать церковь в Дубровицах. Осознав своеобразие русской архитектуры, нужно «пересказать» русское узорочье, воспользовавшись европейским архитектурным языком, освоить который старается Новое, Петербургское, время. И еще одно - общее - положение… Чтобы праздничная архитектура стала Высоким искусством, необходимо Всеобщее воодушевление, движимое стремлением утвердить в веках Славу Всероссийскую, олицетворением которой в данный исторический момент служит «дщерь Петрова» - императрица Елисавет.

Если так, можно сказать… Растреллиева архитектура возникла на трех силах. Первая - извечное для русичей-россиян обожествление Власти. Сначала - княжеской. Потом - царской. Тогда и сейчас - Высшей. Вторая сила - чувство любви к своему Отечеству. Пережив Послепетровское лихолетье, оно, по мнению русичей-россиян, должно преобразиться, получив «блаженство и славу», обещанные еще царем Петром - Первым, Великим. Третья сила или следствие предыдущих явлений - расцвет Творчества, прежде всего художественного, что непременно станет искать форму выражения этого Всеобщего воодушевления в Красоте, Добре и Правде отеческих времен. При чем тут Растрелли? Только при том, что именно он - итальянец по происхождению, петербуржец по судьбе - реализовал требования трех сил в праздничности созданного им «русского барокко»…

Третье пространственно-временное перемещение: входим в Верхний сад Большого Петергофского дворца… Произнесите, пожалуйста, первое «Ах!» на нашем пути. Вас просит об этом фантаст Растрелли, уверенный, что Высшая цель искусства Архитектуры - воображение зрителей поражать. Поверьте ему: он прав… в границах своего времени. Мощная Глубинная ось идет на дворец, что свет и душевное тепло источает. Нас ждали - и мы пришли! Пусть представление начинается… Главная ось, что пришла из Безграничных далей, чтобы утвердить статус монарха в системе Земных координат, вдруг мощь свою превращает… в игру осей-подголосков, вдоль и поперек расчерчивающих Верхний сад. Расчерчивая, они его преображают в изысканный партер: театральный, потому что жизнь - это театр.

Верхний сад с помощью «чуть-чуть» укрощает Небо. Будь глубина воздушной перспективы длиннее или короче, ушло бы Небо в вышину или навалилось на Землю всей своей тяжестью. Но нет, никаких катаклизмов не происходит! Найденное Растрелли соотношение ширины и высоты дворца с глубиной зеленых кулис, поднявшихся над партером, заставляет Небо повиснуть в вышине замершим куполом. Небо замирает. Вечность в Сад вступает.

Что такое Вечность? Абстракция пустая? Только не в мире Архитектуры, что, «увековечивая» Настоящее, всегда обращена к Вечности. Здесь, в саду эпохи барокко, эта якобы пустая абстракция себя проявляет во «всеконечном совершенстве». Понятие принадлежит Растрелли. Оно обозначает, что проектируемый им объект достиг того состояния, при котором ничего нельзя изменять: ни прибавлять, ни убавлять, - потому что все поиски закончены. Достижение «всеконечного совершенства» свидетельствует о том, что Время остановилось, уступив свое место Вечности. И это - правда. В любом случае, присутствия Вечности в Верхнем саду человек не ощутить не может - всегда ощущает, знает он о том или не знает.

Направляемся к «Павильону под гербом». То - написанный на «архитектурном языке» философский трактат об отношениях Вечности и мгновения. Золотой орел с трепещущими от напряжения крылами взлетел над Земной сферой или приземлился? Ни то, ни другое: он уже приземлился и еще не взлетел. Разрыв между тем, что уже закончилось и еще не началось, вызывает ощущение, что Время остановилось, дальше не течет. И… Врата открываются: Временные связи распадаются - Вечность появляется и разливается по всему Верхнему саду.

Напоминает золотая главка Растреллиева павильона цветочный бутон, что вот-вот - и раскроется? Не волнуйтесь, ничего подобного не произойдет, так как стремление к свободе лепестков главки-бутона уравновешено сдерживающим напряжением валика с листьями. Уравновешенность сил утверждает: никаких изменений не произойдет… Счастье, что нас ублажает, будет всегда, о господа!

Абрис кровли «Павильона под орлом» напоминает «юпку» танцующих на балу прекрасных дам. В гирлянде, «юпку»-кровлю украшающей, воплощен апофеоз Бесконечности. Мерный ход листьев вниз-вперед, легкий всплеск усилий под напором изогнутой кровли и вверх-назад к началу нового движения, что собой представляет и утверждает простой повтор одних и тех же, счастья полных, мгновений. Хватит! Повтор одного и того же - иллюзия движения! И философия эта - утопия, мечта, самообман, равно опасный! Что вы! В мире нет ничего, кроме череды одних и тех же мгновений. Подчиняясь «Колесу Времени» или «Солнечной круговерти», они становятся движением вечным - движением бесконечным. Нет начала. Значит, нет и конца. Поверьте фонтанной капели… Есть лишь Вечный праздник самодвижения: капля-мгновение, капля-мгновение, капля-мгновение…

Церковь Знамения в Дубровицах

Купол «Павильона под гербом» в Петергофе

Храм Вознесения Христова в Кадашах

Петербуржцы-россияне середины века XVIII верили… Лучшее в Прошлом - та созидательная основа, на которой зиждется Настоящее, «счастливая пора», даруемая потомкам героикой свершений их отцов, и прежде всего деяниями Великого Петра. Будущее - продленное в бесконечность Настоящее, что не подлежит изменению, так как все Должное уже свершилось или вот-вот и свершится. То - удивительная модель Времени, редкая: абсолютно гармоничная, а потому - столь же утопичная. Невозможная в действительности, но… Сколько в ней, согласитесь, жизнеутверждающей силы! Хотите жить, веря в Прошлое, Настоящее и Будущее? Я хочу… Вы тоже? Извините, подобное время было, но… уже истекло.

В Большом зале Царскосельского дворца стен, что-то выгораживающих, что-то несущих, нет, как не было! Стены преображены, растворены, исчезли в огромностях оконных проемов, в иллюзорности зеркальных простенков. Потолка, над головой нависающего, от чего-то защищающего, тоже нет, как не было! Есть плафон, где в Небе, уходящем в вышину, парят на облаках Олимпийские боги и богини, на царствующих особ похожие. В фантастический зал вливаются золотые токи солнца закатного, световую феерию открывающего. В ответ оживает, колеблется, танцует пламя свечей. Пламени свечей отвечает мерцанием-сверканием цвета орнамент золотой, тоже движущийся - оживающий, живой, что прорастает дивными торсами дивных существ. Что это?! Эдем?! Парадиз?! Райский сад?!

Слушайте. Смотрите. Дыханье от восторга не прервите. Музыка изысканная звучать начинает. В зале появляются тени былого - тени галантных кавалеров и восхитительных дам. Дамы играют веерами! Все танцуют! Ах, как они ликуют! Пышные «юпки» и «камзолы» из дорогой парчи. Блеск драгоценностей спорит с сиянием глаз. Зеркала множат великолепие, что ослепляет и покоряет даже нынешний, привыкший к сдержанности взгляд! Это - не Парадиз, не Эдем, не Рай! Это - Вселенское празднество! Прочь, все заботы и печали! Прочь, все утраты и горести! Ах, веселитесь, танцуйте и вы, о господа! Иллюзорные зеркальные стены для того и созданы, чтобы сделать невидимой реальную жизнь! Она конечно же есть, но где-то не здесь: там, в зазеркалье, то есть в мире ином, то есть в мире не этом!

Уходим из зала. Шествуем по Золотой анфиладе. Остановиться заставляет украшение над дверным проемом, что десюдепортом по-французски называется. На облачных вихрях парит золотое божество. Кажется, вот-вот - и превратится облачный вихрь в ураган и в одно мгновение сметет вызолоченное великолепие дворца вместе с танцующими тенями. Но нет, вихревое движение в дверном украшении завершает театральный жест прелестных ручек золотого божества: «Ах, веселитесь, веселитесь, господа, пусть не страшат вас жизненные бури!» Будто золотые призраки былого, такого же золотого, и сегодня уговаривают-успокаивают себя…

За сто лет до «дщери Петровой» в Англии был казнен король. В том числе и за чрезмерное богатство чертогов. А в России все дозволено Властителям, вознесенным случаем в Небеса?! Объяснение нашей привязанности к Растреллиевым фантазиям есть… Оно принадлежит послевоенным годам, когда, в нищете без надежд пребывая, петербуржцы все это «царство золотое» из руин поднимали, отдавая ему сердец привязанность, талант, жизнь. За что? Не за плату. За красоту золотым свечением наполненного пространства, когда «не понимаешь, где находишься, на небе или на земле» - так описывается в русских летописях та «лепота», перед которой не в силах устоять сердца русичей-россиян.

В XX веке знатоки именитые начали определять Свод из тысячи памятников архитектуры, что составляют высшую ценность мировой культуры. Произведения петербургского архитектора, итальянца по происхождению графа Растрелли всегда в их число входят. Я одно могу в заключение сказать - то, что для меня несомненно… Франческо Бартоломео Растрелли был истинным петербуржцем - человеком, отдавшим жизнь служению Великой цели. И еще… В творческом плане Растрелли можно лишь позавидовать: он мог разговаривать с Богами… о будущем России. Без произведений Растрелли нет Петербурга, а значит, нет и Новой России… В том, что воплотилась столь дивная Красота, есть знак россиянам дарованного спасения…

Из книги Великие загадки мира искусства автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Великие авантюры и приключения в мире искусств автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Об искусстве автора Валери Поль

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Загадки «дощатой книги» Эта история до сих пор не склонила чашу весов ни в чью сторону: одни исследователи считают ее великой сенсацией, другие - великой авантюрой-подделкой. Но все по порядку.В августе 1919 года бывший художник-рисовальщик и археолог, а ныне 29-летний

Из книги Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] автора Алмазов Борис Александрович

Эвпалинос, или архитектор (Фрагмент)Федр. Что ты делаешь здесь, Сократ? Я давно уже ищу тебя. Я облетел нашу бледную сень и повсюду о тебе спрашивал. Все знают тебя, но никто не видел. Почему избегаешь ты этих теней? Какая мысль связала твою душу и увела ее от нас

Из книги Анатолий Зверев в воспоминаниях современников автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Архитектура В Северной Германии надо различать Средне-Немецкую область, где здания сооружаются из тесаного камня, и область Северно-Немецкой низменности, где преобладают кирпичные постройки. Какую роль в появлении в Германии готического стиля сыграли соборы старой

Из книги Тайнопись искусства [Сборник статей] автора Петров Дмитрий

Архитектура Североитальянские, в особенности ломбардские, зодчие рано приняли самостоятельное участие в развитии христианской архитектуры. В переходном к готике стиле выстроено цистерцианское аббатство Кьяравалле близ Милана. Но настоящая готика и сюда проникла из-за

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

Архитектура Рим в это время был покинут своим гением и беден искусством. Знатные роды в борьбе между собой, с народом и папством воздвигали себе угрюмые и суровые дома-цитадели, башни которых на далекое расстояние господствовали над пустынными окрестностями. Папы уж не

Из книги автора

Первый архитектор Начнем рассказ о декоративной скульптуре Петербурга, разумеется, с петровских времен, когда на болотистых берегах Невы и на островах творил первый и гениальный строитель Северной столицы Доменико Андреа Трезини, один из основоположников целого стиля

Из книги автора

Блистательные Растрелли Растрелли Бартоломео Карло Растрелли Бартоломео Карло (Rastrelli, Bartolomeo Carlo; 1675–1744) - художник, выдающийся мастер скульптуры барокко, один из основоположников этого стиля в России.Родился во Флоренции, в состоятельной дворянской семье. Около 1700 года

Из книги автора

Растрелли Бартоломео Карло Растрелли Бартоломео Карло (Rastrelli, Bartolomeo Carlo; 1675–1744) - художник, выдающийся мастер скульптуры барокко, один из основоположников этого стиля в России.Родился во Флоренции, в состоятельной дворянской семье. Около 1700 года переселился в Париж, где

Из книги автора

Растрелли Франческо Бартоломео Растрелли Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич; 1700–1771) - архитектор, основоположник русского барокко - сын Б. К. Растрелли. Первое время помогал отцу, затем стал получать самостоятельные заказы.После смерти Петра I в России

Из книги автора

ГАЛИНА МАНЕВИЧ Судьба Анатолий Тимофеевич Зверев умер в 1986 году на 56-м году жизни. Он принадлежал к той достаточно малочисленной генерации художников, которая, вопреки сложившейся в стране общественно-политической ситуации и почти тотальному господству социально

Из книги автора

Трагедия абсолютного совершенства. О творениях архитектора Карла Росси (Галина Зеленская, архитектор) У города есть душа. Она может быть подобна живой воде, жизненной силой наполняющей. И напротив, может быть душа города, подобно мертвой воде, - души людей умертвляющей.

100 великих архитекторов Самин Дмитрий

ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ (1700-1771)

ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ

Среди славной когорты зодчих, создавших неповторимый облик Петербурга, особое место занимает итальянец Франческо Бартоломео Растрелли, или, как его еще называли на русский манер, Варфоломей Варфоломеевич. Он прожил большую и, безусловно, интересную жизнь. Сорок восемь лет провел в России. Прибыв в Петербург юношей, учеником своего отца, Растрелли достиг всех возможных для архитектора почестей, а умер отставленным от дел и в скромном достатке.

Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. Дела у Бартоломео Карло шли не очень хорошо, заказов было мало, поэтому в конце 1715 года он с радостью принял предложение от российского посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I. Уже в феврале 1716 года Карло Растрелли прибыл в Петербург с шестнадцатилетним сыном – своим ближайшим помощником. Франческо Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.

Первый заказ, который получает Бартоломео Карло, – обустройство мызы Стрельна, создание там великолепного парка с каналами, водяными каскадами. Модель будущего ансамбля отец поручает сделать своему сыну Франческо. Так начался творческий путь будущего великого архитектора на российской земле.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира. Как отмечают исследователи творчества Франческо, это была еще ученическая работа. Тем не менее, в компоновке объемов чувствовался талант ученика. Между 1727 и 1730 годами Растрелли создает проект каменного Дворца с садом для князя Ивана Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. В 1730 году Растрелли приступил к сооружению в Московском Кремле деревянного дворца, несколько позже перенесенного в новую царскую резиденцию на берегу Яузы.

Становлению таланта архитектора способствовали не только его целеустремленность и увлеченность работой как в мастерской, так и на строительной площадке, но и общение с поистине великими архитекторами. В дом Растрелли-старшего, что на Первой Береговой улице, часто заходили Земцов, Трезини, а также Гаэтано Клавери, прославившийся позже своими творениями в Дрездене при Королевском дворе Августа.

По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны. Первый заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона Растрелли получил весной 1732 года: построить на пустыре между Невским и Большой Морской вместительный и удобный манеж. С этим заданием он успешно справляется. Осенью 1734 года Бирон вновь призывает к себе архитектора для того, чтобы поручить ему возвести замок в Курляндии в Руентале. День закладки дворца – 24 мая 1736 года – стал праздником для архитектора.

Знакомство с чертежами, по которым велось строительство дворца, не обнаруживает прямого заимствования молодым Растрелли приемов и методов архитекторов более старшего поколения. В этом особенность таланта Растрелли, который, воспринимая своим пылким воображением чужие открытия, создавал свое творение, ни на что не похожее и неповторимое.

Но, как отмечают специалисты творчества Растрелли, Руентальский дворец – еще создание ученика, но ученика, становящегося мастером: в деталях, штрихах просматриваются будущие великолепные решения.

После переворота 1740 года, который осуществил Миних в пользу Анны Леопольдовны, матери Иоанна VI, Растрелли было приказано прекратить все работы в Курляндии и срочно явиться в Петербург. Миних, который теперь стал первым министром, принял архитектора ласково и поручил ему построить для новой правительницы Анны Леопольдовны российский Версаль в Летнем саду. Растрелли понял, что талантливый архитектор так же нужен двору, как опытный хороший ювелир или певец.

В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил проект нового Летнего дворца, а в июне того же года в торжественной обстановке состоялась его закладка.

В ноябре 1741 года произошел очередной дворцовый переворот, который привел на царский трон дочь Петра I Елизавету Петровну. Новое царствование для Растрелли поначалу не предвещало ничего хорошего. В первые два месяца о нем никто не вспоминал. Затем от него потребовали объяснений, почему он числится обер-архитектором. В добавление ко всем неприятностям последовал устный указ: никаких заказов итальянцу не давать. Всеми архитектурными делами теперь стал заправлять Земцов, хорошо знавший Растрелли и пытавшийся всячески привлечь его к работе.

В такой неопределенности прошло два года. Поскольку Елизавета Петровна жаждала иметь собственные роскошные дворцы, она вынуждена была обратиться к Растрелли. Весной 1744 года она поручает ему довести до конца сооружение и внутреннюю отделку Летнего дворца, а через несколько месяцев – продолжить строительство Аничкова дворца, начатого еще Земцовым. Кроме того, императрица прибавляет к его жалованью еще триста рублей, и теперь оно составляет полторы тысячи рублей.

Так Елизавета Петровна оценила заслуги зодчего за создание Летнего дворца – первого собственного дома императрицы, выстроенного специально для нее. К сожалению, этот Летний дворец простоял лишь до 1797 года, когда Павел I повелел на месте Летнего дворца возвести для себя Михайловский замок.

Растрелли был очень требователен к себе в работе и того же требовал от своих помощников. Особой жалости к людям у Растрелли, видимо, не было. Условия жизни и семейные обстоятельства подручных мало волновали обер-архитектора. Единственный критерий – быстрота, четкость и качество исполнения порученного дела. С честолюбивым, эгоистичным и вспыльчивым обер-архитектором, вероятно, было не так легко и просто работать. Можно было ожидать скандалов, взаимных обид, но привлекала и подкупала бесконечная игра фантазии, талантливость, жизнелюбие итальянца. До сего дня в архивах не обнаружено ни одной жалобы архитекторов на Растрелли, ни одного расследования склоки или ссоры. Значит, работали согласно, увлеченно, помогая и даже творчески обогащая друг друга.

А с чиновниками, с придворными служителями – ругался. Исступленно, зло, обидно. Не мог терпеть канцелярских бездельников. Будучи чрезвычайно активным, он мог сразу вести параллельно несколько дел.

Вот, например, перечень работ Растрелли за 1748 год – проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца, разработка проекта Смольного монастыря, строительство дворца в подмосковном селе Перово, проект сооружения Андреевского собора в Киеве, завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев, мебели, проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге, украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов, строительство большого дворца для гофмаршала Шепелева.

Иногда такая загруженность работой приводила Растрелли к некоторым просчетам. В частности, известны неудачные решения Растрелли при строительстве киевского храма в честь Андрея Первозванного (1744-1752). Исследователи считают, что Андреевская церковь Растрелли – это поиск решения, идея будущего собора, воплощенная затем в Смольном монастыре.

В 1749 году Елизавета Петровна издает указ о строительстве Смольного монастыря в Петербурге и поручает его Растрелли. Наиболее значительной частью ансамбля Смольного монастыря является собор. Растрелли осуществил план собора в виде квадрата с выступами на двух противоположных сторонах – восточной (алтарь) и западной (главный вход). Внутреннее пространство собора расчленено очень четко, оно легко обозримо, в нем нет никаких неожиданных иллюзорно-пространственных эффектов, к которым так любили прибегать архитекторы итальянских храмовых зданий эпохи барокко. Можно утверждать в этом смысле, что план Смольного собора несет на себе печать реалистического мышления его автора, тяготевшего к ясным и четким построениям, всегда чуждавшегося приемов иллюзии, пространственного «обмана» зрителя. Однако движение, наполняющее композицию Растрелли, существенно отличается от пресловутой «динамичности» храмовых зданий итальянского барокко.

Растрелли не пришлось закончить здание собора: в 1757 году строительство (начатое в 1748 году) приостановилось в связи с Семилетней войной. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII века.

Еще одно значительное произведение Растрелли в области культового зодчества – ротонда собора Воскресенского монастыря близ Москвы («Новый Иерусалим»). Сохранив общую композиционную схему старого собора в виде ротонды из трех аркад, поставленных одна на другую, и высокого шатра в форме усеченного конуса, Растрелли придал этому построению необычайное архитектурное своеобразие. Однако самой примечательной особенностью архитектуры собора является единственная в своем роде композиция шатрового перекрытия. Громадный конус прорезан по всей окружности тремя ярусами часто поставленных проемов, вынесенных наружу в виде своеобразных «мансардных» окон, так что вся наружная поверхность высокого шатра целиком усеяна мансардными выступами.

Работая над сооружением Смольного монастыря в декабре 1745 года, Растрелли получает новое распоряжение императрицы Елизаветы Петровны – начать строительство Верхних палат в Петергофе.

После поездки в Петергоф и тщательного изучения состояния дворца Растрелли представил царице свой проект, который в марте 1746 года был утвержден. Но сам архитектор был недоволен этим проектом, и через некоторое время он предлагает императрице построить новые каменные флигели с галереями и куполами. После разборки деревянных корпусов дворца стало ясно, что необходима полная перестройка обветшалого дворца.

Тогда-то и рождается у Растрелли замысел – разобрать флигели и галереи дворца, сооруженного еще Н. Микетти, сохранить сложившийся петергофский ансамбль, сделать петровский дворец центром нового здания, построить новые галереи с двумя флигелями и возвести два новых корпуса. Окончательный проект Растрелли был утвержден 7 апреля 1747 года.

Все основные работы по перестройке Большого Петергофского дворца архитектор завершил через три года. Растрелли выполнил также проекты декоративного убранства интерьеров. На это ушло еще пять лет трудов.

15 июня 1752 года Елизавета Петровна впервые устроила в обновленном Петергофском дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.

За сооружение дворца в Петергофе, которым императрица, кстати, была очень довольна, Растрелли не получил никакой награды. Некоторые исследователи это объясняют происками любимца Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова, первого министра. Он, как известно, был поклонником искусства рококо. Может быть, поэтому свой дворец он поручил строить С.И. Чевакинскому, хотя все дворцы знатным вельможам строил именно Растрелли. Кроме того, создав в 1757 году Академию художеств, Шувалов не распорядился принять в ее члены обер-архитектора, что, конечно, было несколько странным.

Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к гораздо более значительному и цельному произведению зодчего – Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села.

Работы Растрелли в Царском Селе начались в 1748 году. Первоначально они заключались главным образом в переделках старого дворца. С 1752 года Растрелли приступил к новой перестройке всего здания. Екатерининский дворец Царского Села – одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом – это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.

В основу общего плана Екатерининского дворца положен тот же тип блока-галереи, что и в основу дворца в Петергофе, но здесь этот блок принял размеры гораздо более значительные. Принцип «регулярности», правильности, четкости архитектурной композиции со всей определенностью выразился в строго прямолинейном плане Екатерининского дворца, в его простой и ясной пространственной схеме.

Для Растрелли весьма характерна композиция дворца в виде единого объема, без резкого выделения отдельных частей здания и его центральной оси. Ритм фасада определяется не столько объемными членениями сколько мощным рельефом колонн, чередующихся с оконными проемами. Фасадные стены галерей превращаются в сплошную колоннаду, в которой громадные окна занимают почти полностью междуколонные промежутки. В этом сочетании прозрачности с массивностью, в этом совмещении стены, пронизанной светом, со стеной, выступающей в виде мощного цоколя и колонн колоссального ордера – характерная особенность композиции Екатерининского дворца.

По своему внутреннему убранству Екатерининский дворец представлял собой, бесспорно, одно из самых замечательных дворцовых зданий мира.

Замечательным памятником архитектуры, творением рук Растрелли является Зимний дворец. У дворца были предшественники: два деревянных и четыре каменных. Совершенно точно известно, что пятый Зимний дворец Растрелли строил вместе со своим отцом.

16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издает указ о строительстве нового Зимнего дворца. Однако прошло больше года, прежде чем был окончательно утвержден четвертый по счету проект Зимнего дворца. Растрелли пришлось приложить немало сил, потратить время и нервы, чтобы убедить царицу строить не просто дворец, а создавать ансамбль, в котором дворец хоть и главная, но все же часть этого ансамбля. По замыслу Растрелли, Зимний строится на Дворцовом лугу. Площадь перед дворцом окружит галерея с широким разрывом напротив него.

В июле 1754 года Елизавета Петровна издает именной указ о начале строительства, при этом императрица рассчитывает на срок в два года. Сам же обер-архитектор с учетом всех факторов реально оценивает строительство в пять лет. Так оно в действительности и получилось. Осенью 1759 года здание дворца только подвели под крышу. Началась внешняя отделка. Эскизы простых украшений готовили помощники обер-архитектора, а более сложные – сам Растрелли.

К этому времени Растрелли одолевают болезни. Годы брали свое. В конце 1760 года обер-архитектора постигают и неудачи. Начатое по его проекту в 1758 году строительство Гостиного двора вдруг было остановлено. Формально это объяснялось нехваткой рабочих рук. Ведь одновременно шло строительство и Зимнего дворца, и Смольного монастыря. Истинная же причина заключалась в неприятии купцами проекта Растрелли. Им нужно было не пристанище для мудрецов и философов, как это получалось по Растрелли, а удобное, практичное место для торговли. Вскоре, 25 мая 1761 года, Шувалов добился подписания указа о строительстве Гостиного двора по проекту Валлен-Деламота.

Для Растрелли это был тяжелый удар. Впервые за многие годы так откровенно пренебрегли его искусством. Прозвучал первый, но достаточно грозный сигнал будущей отставки обер-архитектора. Растрелли не заметил, как общественное мнение и вкусы при дворе стали формировать новые люди, которые были невысокого мнения о стиле барокко.

25 декабря 1761 года Елизавета Петровна скончалась, так и не переехав в Зимний дворец. Новый император Петр III приказал по-военному быстро отделать дворец к 6 апреля 1762 года. Удивительно, но за такой небольшой промежуток времени удалось отделать около ста комнат, театр, церковь и галерею.

Ни один европейский дворец того времени не может равняться с Зимним по внушительности и грандиозности. Дворец – вершина русского барокко середины XVIII века, его завершение и начало конца. Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы. Применение многочисленных колонн, мощных фронтонов, усложненных наличников – все способствует созданию трехмерного пространства и насыщает фасад такой динамической силой, что дальнейшее ее нагнетание грозит переходом в статичность. Вместе с тем Зимний дворец геометрически четок в своем плане. А все его четыре фасада, наружных и дворовых, решены в едином архитектоническом ключе. И в этом сочетании заданной строгости и нагнетенной до предела динамики ощущается некая противоречивость, скрытая и, может, до конца не осознанная борьба нового художественного мировоззрения с барочными традициями, преодолеть которые обер-архитектор не мог.

Как это ни парадоксально, но именно Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Это была последняя благосклонность фортуны к итальянцу.

28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина II. С этого времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали давать заказы, считая, что его стиль барокко стал немодным. Обер-архитектор просит дать ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что опять вернется к работе. Но за время его отсутствия ситуация ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает решение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона – тысяча рублей в год.

В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Бирону завершать и отделывать начатый им когда-то дворец. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сын Эрнста Иоганна Бирона Петр, который теперь управлял всеми делами, дал понять, что хочет взять молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли. Он, правда, в это же время попробовал предложить свои услуги прусскому королю Фридриху II. Однако барочные дворцы Растрелли не входили в планы практичного короля, которого интересовали только финансы, политика и военное дело. 13 февраля 1767 года умерла жена Растрелли. Он прожил с ней вместе свыше тридцати лет. В феврале 1769 года Растрелли вновь отправляется в Италию с коммерческой целью – купить там картины итальянских живописцев с тем, чтобы потом перепродать их в Петербурге. Хоть таким образом он мог позволить себе просуществовать какое-то время без заботы о хлебе насущном. Нет никаких известий, насколько удачной была эта коммерческая акция, но известно другое – прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер.

Из книги Энциклопедический словарь (Р) автора Брокгауз Ф. А.

Растрелли Растрелли (Rastrelli) – два художника-итальянца, трудившиеся в России. 1) Карло Бартоломео Р., литейщик из металла и скульптор. Время его рождения, равно как и смерти, неизвестно. Купил себе во Франции графский титул и в 1716 г. был вызван Петром Великим в Петербург для

Из книги 100 великих врачей автора Шойфет Михаил Семёнович

Ван Свитен (1700–1772) Герард ван Свитен родом из богатой и знатной голландской семьи, родился 7 мая 1700 года в городе Лейдене (Нидерланды). Появившийся в ранние годы интерес к наукам и литературе был первым проявлением его дарований. Жизнь не давалась ему легко. Несмотря на то

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕВ) автора БСЭ БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Из книги 100 великих скульпторов автора Мусский Сергей Анатольевич

ПЛОЩАДЬ РАСТРЕЛЛИ Площадь Растрелли находится на пересечении Шпалерной улицы, улиц Смольного, Пролетарской Диктатуры и переулка Кваренги.Первоначальное название площади у Смольного собора – Смольная площадь – известно с 1821 года. 30 июля 1864 года ей присвоили имя

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Бартоломео Карло Растрелли (1675–1744) Бартоломео Карло Растрелли родился в 1675 году во Флоренции. Его семья принадлежала к числу потомственных горожан. Подобно всем детям состоятельных флорентийцев, Бартоломео получил хорошее образование, изучил французский язык, а

Из книги 100 знаменитых сражений автора Карнацевич Владислав Леонидович

Площадь Растрелли Площадь Растрелли находится на пересечении Шпалерной улицы, улиц Смольного, Пролетарской Диктатуры и переулка Кваренги.Первоначальное название площади у Смольного собора – Смольная площадь – известно с 1821 года. 30 июля 1864 года ей присвоили имя

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Из книги Популярная история - от электричества до телевидения автора Кучин Владимир

Из книги автора

Из книги автора

1771 г. Вольта В 1771 году Алессандро Вольта изготовил электрическую машину из полированного дерева, в которой не было ни одной не деревянной детали, и этим удивил некоторых ученых - последние и не подозревали - свои работы начал гениальный инженер. «1771, июль - Вторая

Франческо Бартоломео Растрелли происходил из старинного флорентийского дворянского рода. Он родился в 1700 году во Франции. Там жил и работал его отец - известный скульптор Карло Бартоломео Растрелли, приехавший из Флоренции ко двору Людовика XIV. Париж не баловал его частыми заказами, сановники короля считали скульптора провинциалом. Сын мало что знал о проблемах отца. Детство юного Франческо проходило среди красивых величественных дворцов, которые он любил разглядывать. Дома же его окружали гравюры, наброски и рисунки отца. Растрелли отец, как и большинство родителей, мечтал увидеть в сыне продолжателя своего дела. Он тратил немало времени на обучение сына лепке, рисунку, основам архитектурной композиции, строительного дела, гидравлики, медальерному искусству - всему, что знал сам.

После смерти Людовика XIV Растрелли-старший не видел смысла в дальнейшем пребывании при французском дворе и с радостью согласился на приглашение царя Петра I работать в Петербурге. 19 октября 1715 году был подписан контракт, по которому «господин Растрелли Флоренский обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном своим и учеником своим и работать там в службе его царского величества три года…». В Петербурге у скульптора карьера тоже складывалась нелегко. Возник конфликт с Леблоном, который также приехал из Франции и был сразу же назначен генерал-архитектором. Петр I даже отстранил скульптора от строительных работ в Стрельне, но, благодаря заступничеству князя Меншикова, его оставили заниматься скульптурой.
Истек срок контракта, но Растрелли остались в России - уезжать им было просто некуда.

Дом Растрелли стал постоянным местом встреч петербургских архитекторов. Чаще всего заходили соотечественники: Николо Микетти, Гаэтано Киавери, почетным гостем всегда был Доменико Трезини. С русскими зодчими по незнанию языка общались мало. Исключением был Михаил Земцов, свободно владеющий итальянским. Для гостей в доме всегда имелся запас флорентийского вина. Обсуждали проекты дворцов и различных строений, рисовали эскизы и элементы внутренней отделки. Сын скульптора сидел вместе со всеми. Эти вечера были самой лучшей, самой интересной его учебой.

Вскоре молодой Франческо Бартоломео вступил в разноплеменную среду петербургских зодчих. Первым строением молодого зодчего был возведенный по его собственному проекту дворец молдавского господаря Дмитрия Кантемира, друга царя Петра. Дворец располагался на месте пересечения нынешних Миллионной улицы и Мраморного переулка и строился с 1721 по 1727 год. До нашего времени дворец не сохранился, но осталось свидетельство о нем одного из образованнейших людей того времени - сына господаря Антиоха Кантемира, который писал: «Граф Растрелли родом итальянец, в российском государстве искусный архитектор; за младостью возраста не столько в практике силен, как в замыслах и чертежах. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания казист; одним словом, может увеселиться око в том, что он построил». Молодой зодчий со своей неуемной фантазией постепенно становится модным архитектором. Императрица Анна Иоанновна назначает его придворным архитектором. Всемогущий фаворит императрицы Эрнст Иоганн Бирон поручает зодчему строить свои дворцы в Курляндии.

В 1732 году Растрелли начал возводить для императрицы новый Зимний дворец. В 1736 году строительство было завершено, но здание просуществовало только до начала 1750 года, когда по приказу уже новой императрицы Елизаветы Петровны архитектор начал возводить на этом месте один из своих шедевров, а ныне символов Петербурга - Зимний дворец.

После смерти Анны Ивановны и ссылки ее фаворита Бирона архитектору было велено прекратить все работы во дворцах опального герцога и срочно возвратиться в Петербург. Растрелли по-прежнему считается придворным архитектором, но в чехарде дворцовых переворотов архитектурой никто не интересуется. Правление Елизаветы Петровны поначалу не принесло зодчему удачи. Новая императрица не простила Растрелли покровительства Бирона. Его лишили звания придворного архитектора и приказали «никаких строений тому итальянцу не поручать». Всеми архитектурными делами стал ведать давний друг зодчего, доброжелательный и разумный Михаил Земцов, но тщетно он пытался привлечь опального мастера к работе. Из России архитектор не уехал скорее всего потому, что понимал - в Петербурге зодчих его уровня просто нет, а императрица Елизавета жаждет иметь роскошные дворцы. В 1743 году умер Земцов, и Растрелли направил императрице прошение. После этого архитектору снова поручают отделку Летнего дворца, а несколько месяцев спустя строительство Аничкового дворца, начатое Земцовым еще в 1741 году. Фантазия и вкус Растрелли больше всего соответствовали представлениям государыни о роскоши и величии.

В 1748 году состоялась торжественная закладка Воскресенского Новодевичьего монастыря на месте бывшего Смоляного двора. Монастырь практически сразу стали именовать Смольным. Указано было строить сооружение, небывалое по красоте и великолепию. При Канцелярии от строений для строительства монастыря была создана специальная Контора. Созданный Растрелли ансамбль Смольного монастыря до сих пор являет собой образец величавой и соразмерной красоты.

При Елизавете строительство дворцов становится делом государственной важности. В кратчайшие сроки архитектору поручено завершить отделку Летнего дворца, закончить строительство Аничкова дворца, сделать новую пристройку к Зимнему дворцу Анны Иоановны, сделать проект перестройки загородного дворца в Петергофе.

Еще в 1746 году архитектор представил императрице проект перестройки Петергофа. Он учел пожелание царственной заказчицы расширить Большой Петергофский дворец, при этом сохранив первоначальный дворец Петра I. И уже в 1755 году императрица своим указом повелела всех иностранных гостей возить в Петергоф, чтобы показывать его великолепие.

С 1749 года начинается многолетняя работа Растрелли в Царском Селе. Ему поручено закончить работы, начатые его предшественниками - Земцовым, Квасовым, Чевакинским. Годы работы в Царском Селе стали звездными часами зодчего. Растрелли возвел настоящий императорский дворец, потрясающий своим обличьем и внутренним убранством даже иноземных гостей. В 1755 году архитектор устанавливает в зале парадной анфилады Большого дворца знаменитую Янтарную комнату. Знатнейшие вельможи мечтали заполучить проекты архитектора для своих дворцов. Но совсем немногие получили его согласие. Зодчий построил дворец для вице-канцлера Михаила Воронцова на Садовой улице и дворец графа Строганова на Невском проспекте.
Строганову очень понравился дворец, и, чтобы воздать должное таланту зодчего, граф заказал в 1756 году парадный портрет Растрелли у прославленного живописца Пьетро Ротари, приехавшего тогда в Петербург.
В 1753 году по приказу Елизаветы Растрелли делает очередной проект перестройки Зимнего дворца. Ему удается убедить императрицу не переделывать старый, а построить новый дворец, и не просто дворец, а величественный городской ансамбль в центре столицы.

В 1754 году императрица дает одобрение проекта. С этого дня ведет свое летосчисление существующий Зимний дворец. Замышляя строительства дворца, Елизавета Петровна объявила, что «империя пришла в такое благосостояние, в каком никогда доселе не бывала». Дворец планировали возвести за пять лет, но началась война с Пруссией, и финансирование строительства было практически прекращено. Дворец достроили уже при новом императоре - Петре III. Ни один европейский дворец того времени не мог сравниться с Зимним по внушительности и грандиозности. Площадь дворца 10441 квадратных метров. В нем 1050 помещений, 1886 дверей, 1945 окон, 117 лестниц. За строительство дворца император произвел архитектора в чин генерал-майора и наградил орденом святой Анны. Дворец - последнее, самое грандиозное и самое великолепное творение Растрелли - вершина русского барокко середины XVIII века.

В 1762 году в результате очередного государственного переворота на престол взошла императрица Екатерина II. Канцелярию строения императорских домов и садов возглавил И. И. Бецкой - как и императрица, убежденный сторонник классицизма. Екатерина II отправляет Растрелли в годичный отпуск в Италию «для поправления здоровья». Через год архитектор вернулся, но вернуть прошлое положение ему уже не удалось. Он был отправлен на пенсию с выплатой ему пожизненно тысячи рублей в год. Вернувшийся из ссылки старый покровитель архитектора Бирон снова предлагает ему работать в своих дворцах в Курляндии, и в 1764 г. Растрелли уезжает в Митаву. Но и в Курляндии зодчий проработал недолго. Растрелли снова вернулся в Петербург. Франческо Бартоломео Растрелли прожил семьдесят один год, из них сорок восемь в России. Он скончался в Петербурге в 1771 году. Место его захоронения неизвестно.

Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году, в Париже. Его отец, Бартоломео Карло Растрелли , архитектор и скульптор, в 1716 году приехал с семьёй в Россию, так как после смерти короля Людовика XIV для него во Франции не оказалось работы. В контракте, подписанном Бартоломео Растрелли 19 октября 1715 года, указывалось, что "господин Растрелли Флоренский обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном своим и учеником своим и работать там в службе его царского величества три года..." [Цит. по 1, с. 208]. Таким образом в 16 лет Франческо оказался в Санкт-Петербурге, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы.

В дореволюционной и советской литературе архитектора часто называют Варфоломеем Варфоломеевичем. Такое прозвище ему дали те, кому было непривычно или неприятно использовать иностранные имена. Сам же зодчий подписывал почти все документы по-французски: "de Rastrelli" или "Fransois de Rastrelli", то есть Француа де Растрелли. На итальянский же манер правильно будет его называть Франческо Бартоломео Растрелли.

Первым адресом итальянцев стал флигель бывшего дома Кирилла Наршыкина на Второй Береговой улице. Летом 1717 года они переехали в дом на Первой Береговой улице (ныне Шпелерной), который ранее принадлежал вдове старшего брата Петра I царице Марфе Матвеевне.

Франческо Бартоломео Растрелли учился мастерству у своего отца. До 1970-х годов считалось, что он уезжал в Италию или Францию на учёбу. Но подстверждающих это документов не существует. Скорее всего, этой поездки не было. Растрелли-младший был подмастерьем Растрелли-старшего. Через много лет, составляя перечень всего им сделанного, он причислит к своим работам и те, которыми руководил его отец. В петровское время Франческо помогал отцу создавать модель Стрельнинского дворца, вместе с ним занимался отделкой интерьеров во дворцах Апраксина и Шафирова.

Стоит отметить, что Бартоломео Карло Растрелли всё же был больше скульптором, чем архитектором. Вероятно, в их совместной работе ярко проявлялся архитекрурный талант сына, который умело развивал и направлял в нужное русло отец.

В 1721-1727 годах Франческо Бартоломео Растрелли выполнил свою первую работу - дворец Антиоха Кантемира . Итальянский мастер впоследствии станет в России самым заметным архитектором эпохи барокко. Но эта его работа хоть и талантливая, но работа ученика. Дворец Кантемира был построен в стиле североевропейской архитектуры, а не итальянской или французской.

Семья Растрелли не потеряла заказчиков и после смерти Петра I. Даже враг Меншикова князь Долгоруков заказывал у них проект своего дворца.

Талант итальянца Растрелли не пропал и при взошедшей на русский престол племяннице Петра I Анне Иоанновне. Она истосковалась по роскоши и требовала для себя всего самого изысканного. Бартоломео Карло Растрелли умело этим воспользовался, поехав вместе с сыном на аудиенцию к новой императрице в Москву ко дню её коронации 28 апреля 1730 года. После встречи с архитектором она заказала ему строительство своего дворца (Анненгофа) в Кремле, а затем и в Лефортово. Растрелли-старший руководил строительством, а Растрелли-младший составлял проекты.

В 1732 году Франческо Бартоломео Растрелли поручили построить манеж на пустыре между Невским проспектом и Большой Морской улицей . Заказ даёт Бирон, фаворит императрицы Анны Иоанновны. Параллельно с этим семья Растрелли занимается проектированием новых Летнего и Зимнего императорских дворцов.

Примерно в это же время архитектор женился на некой девице Уоллес. Молодая семья поселилась в доме Бартоломео Карло Растрелли. В начале марта 1733 года у Растрелли родился сын Иосиф Яков, в последних числах 1734 года - дочь Елизавета Катерина де Растрелли, а в конце октября 1735 года - дочь Элеонора.

Бирон стал первым частным заказчиком архитектора. Осенью 1734 года он предложил Франческо Бартоломео Растрелли заняться возведением дворца в Курляндии, на что зодчий с удовольствием согласился. Это стало его первой крупной самостоятельной работой. Дворец Бирона в Руентале - самое раннее из сохранившихся творений Растрелли, созданное в 1736-1739 годах. В этом проекте Растрелли впервые для себя создал въездную башню-колокольню, что позже повторил в проекте Смольного монастыря .

В декабре 1737 года умер от холеры сын архитектора Иосиф Яков. 6 января 1738 года - дочь Элеонора.

В 1737 году Бирон стал герцогом Курляндским. Ему потребовалась ещё более роскошная резиденция, создание которой вновь было доверено Франческо Бартоломео Растрелли. Заказчик не был стеснён в финансовых средствах, что позволило архитектору полностью раскрыть свой талант. Дворец в Митаве строился с 1738, по 1741 год, до отправки Бирона в ссылку.


В 1738 году Растрелли наконец стал обер-архитектором с жалованием в 1 200 рублей в год. То, чего так желал Бартоломео Карло Растрелли при приезде в Россию, добился его сын спустя 22 года. При этом Растрелли-младший получил служебную квартиру в бывшем Зимнем дворце Петра I.

После сметри Анны Иоанновны в судьбе семьи Растрелли ничего не должно было измениться. Регентом малолетнего царевича Иоанна Антоновича стал хорошо им знакомый Бирон. Не повлияла на их судьбу и перемена власти в ноябре 1740 года. Регентшей стала мать царевича Иоанна принцесса Анна Лепопольдовна, при которой власть получил Миних. Этот немец также благосклонно относился к Растрелли, как и Бирон.

По указанию Миниха Франческо Бартоломео Растрелли бросил недостроенный дворец в Митаве и прибыл в Петербург. Несмотря на то, что архитектор писал прошение об оплате его работы в Курляндии, Миних не желал тратить казённые деньги на дворцы Бирона. Поэтому эта работа Растрелли осталась без оплаты.

В Петербурге зодчий начал проектирование нового дворца для Анны Леопольдовны. Но завершать этот проект он не спешил, так как мимо него не прошли слухи о возможной скорой смене власти. Так и произошло. В результате очередного дворцового переворота на престол взошла дочь Петра I Елизавета.

При новой власти из России выметается всё немецкое. Связи Растрелли с Бироном и Минихом не остались незамеченными приближёнными императрицы. В начале 1742 года Елизавета Петровна приказала графское достоинство Растрелли в России не признавать, задержать выплату его жалования, никаких поручений по строительству ему не давать.

В такой ситуации любой иностранец уехал бы из России. Но не Франческо Бартоломео Растрелли. Он понял, что его талант не может не быть востребован Елизаветой Петровной. Она, как и Анна Иоанновна, любила ту роскошь, которую создавал стиль барокко. Строительство дворцов при дочери Петра стало настоящей политикой. Вслед за ней обустраивать свои резаиденции стремились и её приближённые. А непревзойдённым мастером стиля барокко в России был только Растрелли. Другие зодчие здесь в то время были или слишком молоды, или не столь мастеровиты.

Растрелли не ошибся. Сначала императрица доверила ему довести до конца строительство Летнего дома, начатого им при Анне Леопольдовне. В этот Летний дворец поселилась сама Елизавета. В 1744 году архитектор принял участие в строительстве Аничкова дворца , начатого Земцовым . После смерти Земцова в 1743 году дворцом занимался Г. Дмитриев, но он не мог удовлетворить вкус императрицы.

В 1744 году Елизавета Петровна отправилась в путешествие по Малороссии, родине её фаворита Алексея Разумовского. 29 августа она прибыла в Киев. В этом древнем городе она повелела строоить храм в честь Андрея Первозванного и путевой дворец для своих следующих визитов. Проектирование этих объектов было поручено архитектору Шеделю , который через год предоставил на высочайшее рассмотрение проекты. Их императрица не одобрила, передав проектирование Растрелли. Он составил чертежи, но на само строительство у него не было времени. Руководство работами доверили архитектору Ивану Фёдоровичу Мичурину. В процессе строительства ему пришлось столкнуться с многочисленными трудностями, которые не учёл Растрелли.

18 ноября 1744 года умер Бартоломео Карло Растрелли. На следующий день Франческо Бартоломео донёс в Канцелярию от строений о готовности к отливке конной статуи Петра I , которую создал его отец. Архитектор взял на себя окончание создание монумента, что счёл своим долгом перед отцом.

В 1746 году Елизавета Петровна решила расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы в Петергофе были поручены Франческо Бартоломео Растрелли. Когда-то Леблон отстранил от архитектурных дел в Петербурге его отца, а теперь Франческо Бартоломео продолжал работу Леблона. Первый проект перестройки был готов уже 6 марта, 7 мая 1747 года - следующий. Окончательный вариант Растрелли создал к 23 января 1749 года. Строительство в Петергофе Растрелли вёл ещё три года.

При правлении Елизаветы архитектор выполняет огромный объём работ. При этом звания обер-архитектора ему не возвращали и жалование не увеличивали. Пришлось Растрелли схитрить - он объявил о своём отъезде из России. Только после этого, 4 ноября 1748 года Растрелли получил звание обер-архитектора с жалованием 1 500 рублей в год. По всей видимости, из России Растрелли уезжать и не собирался.

Работы Франческо Бартоломео в 1748 году [Цит. по 1, с. 267]:

  • проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца, где "все апартаменты внутри были украшены золочёной лепкой и живописью на плафонах в зале, галерее и парадной лестнице";
  • проект Смольного монастыря
  • строительство дворца в подмосковном селе Перово;
  • проект сооружения Андреевского собора в Киеве;
  • завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев и мебели специально для этого дворца;
  • проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге;
  • украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов;
  • (вероятно в этот же год) проект путевого дворца в Киеве, дворец Шепелева на Миллионной улице .

В этом же году после пожара в Кунсткамере к Растрелли обратились с просьбой восстановить восковую фигуру Петра I. Зодчий согласился, воссоздав труд своего отца по сохранившимся старым формам.

С Растрелли в разное время сотрудничали архитекторы С. И. Чевакинский , К. И. Бланк, И. Ф. Мичурин, А. П. Евлашев, В. И. Баженов . Со стороны архитекторов не сохранилось ни одной жалобы на Растрелли.


В 1748 году императрица Елизавета издала указ о начале строительства Смольного монастыря и поручила это Франческо Бартоломео Растрелли. Строительство велось с 1749 года, в 1751 году из-за Семилетней войны воплощение проекта пришлось прекратить. Однако и уже созданное является одним из самых значительных творений архитектора.

В 1749 году Растрелли начинает принимать участие в строительстве Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе. Первоначально работы заключались лишь в переделке старого здания, однако с 1752 года архитектор начинает новую перестройку всего комплекса. Екатерининский дворец стал одним из самых грандиозных дворцовых комплексов XVIII века. Отдельным пунктом в перечне своих работ Растрелли отметил и царскосельский павильон Эрмитаж. Он же создал здесь и павильон Грот.

В 1749-1757 годах Растрелли строил дворец для канцлера М. И. Воронцова.

С 1752 по 1754 года по проекту Растрелли строился дворец Строгановых . Граф Строганов оказался единственным заказчиком, который кроме денежного вознаграждения одарил архитектора щедрым подарком. Он заказал портрет Растрелли у художника П. Ротари, приехавшему в Петербург, чтобы написать портреты членов императорской семьи.


16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издаёт указ о начале строительства нового Зимнего дворца , строительство которого было поручено Франческо Бартоломео Растрелли. Из проектов переустройства Зимнего дома Анны Иоанновны вырос проект строительство новой императорской резиденции. Построенный на Дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля.

Перед началом строительства Зимнего дворца для Елизаветы Петрованы всего за несколько месяцев 1755 года была построена временная резиденция, обустройством которой занимался также Растрелли.

В середине 1750-х годов семья Франческо Бартоломео Растрелли переселилась на Невский проспект , в дом Саблукова (ныне дом №). К этому времени дочь архитектора Елизавета вышла замуж и вместе с супругом обитала в доме своего отца. Большая семья требовала больших денег. Растрелли помогали многочисленные частные заказы. Он строил дворец Чоглокова, дом Вильбоа, загородную дачу Сиверса, дом Шепелева.

В 1758 году по проекту Франческо Бартоломео началось строительство Гостиного двора на Невском проспекте.


Несмотря на постоянную занятость, денег всё-таки не хватало. Ведь должность обер-архитектора требовала ещё и присутствие на маскарадах два раза в неделю. Постоянно дорожали товары, а жалование оставалось прежним. Некоторые из помещений арендуемого дома, а может быть и целые флигеля, Растрелли сдавал в субаренду. В 1760 году в "Санкт-Петербургских ведомостях" публиковались объявления о продаже картин и лошадей. Архитектор продавал свои ценности.

В 1760 году отношения Растрелли с императрицей охладились из-за медленной реализации руководимых им проектов. Зодчий не был в этом виноват. Большие деньги в это время тратились на ведение войны. Финансирование петербургских строек было слишком скудным. 15 и 26 января 1758 года Сенат снимал со строек Зимнего дворца и Смольного монастыря кузнецов, ибо некому было оковывать колёса пушек. Но Елизавету Петровну это мало волновало. Вскоре было приостановлено и строительство Гостиного двора. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, которые посчитали его слишком дорогим. Денег не хватало и на этой стройке. В 1761 году строительство Гостиного двора возобновилось, но уже по другому проекту.

25 декабря 1761 года скончалась Елизавета Петровна, так и не успев поселиться в Зимнем дворце. Строительство императорской резиденции было завершено уже при Петре III. Он оказался единственным из правителей, наградивших Растрелли за труды. Он пожаловал архитектору звание генерала-майора и орден Святой Анны.

Пётр III правил совсем не долго. Уже летом 1762 года к власти пришла Екатерина II. При новой императрице итальянцу перестали давать важные заказы. Его стиль барокко вышел из моды. 10 августа Растрелли был отправлен в отпуск "для пользования болезни в Италию на год с выдачей полного жалования без вычету" с разовой выдачей ему 5 000 рублей.

Спустя год Франческо Бартоломео Растрелли вернулся в Петербург. Здесь он узнал об отъезде из России Ивана Ивановича Шувалова и канцлера Воронцова, а так же о том, что приглашённый в Петербург французский архитектор Валлен-Деламот переделывает интерьеры Зимнего дворца. 23 октября 1763 года императрица подписала указ об отставке обер-архитектора, назначив ему пенсию 1 000 рублей в год.

В Петербурге у Растрелли не осталось заказчиков. Но в Курляндию вернулся из ссылки Эрнст Иоганн Бирон. В конце марта 1764 года жена и дочь Растрелли уезжает к герцогу, так как тот решил завершить строительство дворца в Митаве. В августе за ними отправился Франческо Бартоломео.

В 1766 году по настоянию своего сына Бирон пригласил для работы в своей резиденции молодого датского архитектора Северина Иенсена.

24 февраля 1769 года Франческо Бартоломео Растрелли направился в Италию для закупки в Венеции, Флоренции и Милане картин италянских живописцев. В следующем году он привёз в Петербург для продажи 33 полотна. Одновременно с этим он направил в Академию художеств прошение об избрании его почётным вольным общником. 9 января 1771 года Академия удовлетворила такую просьбу.

Франческо Бартоломео Растрелли умер в 1771 году. В последние годы жизни Растрелли любил повторять: "архитектора здесь ценят только тогда, когда в нём нуждаются". Точная дата смерти и место его захоронения до сих пор остаются неизвестными.