Ангкор: история и путеводитель по храмам кхмеров. Ангкор Ват: храмовый комплекс в Камбодже Храмовый комплекс ангкор в камбоджи

Ангкор — храмовый город кхмерской империи, расположенный на берегу озера Тонлесап. Хотя в список Новых Семи чудес Ангкор так и не включили, посетить древнюю столицу кхмеров — заветная мечта многих путешественников. Но что нам известно об Ангкоре? В нашем обзоре прошлое и настоящее священного города кхмеров, а также рассказ о главных храмах Камбоджи.

КАК ВОЗНИК АНГКОР?

Некоторые вещи в этом мире неизменны. Как известно, руины древнего города Ангкор расположены в центре современной Камбоджи. Тут любопытен тот факт, что и в древности Ангкор был не только политическим и религиозным, но и географическим центром империи кхмеров, так что получается, как ни крути, священный город вне зависимости от исторических пертурбаций был и остается центром страны.

Название Ангкор переводится как «город», и свой священный город кхмеры возвели в особенном месте. Он расположен между горой Пном Кулен и Великим озером, а протекает сквозь него река Сиемреап. В расположении рек, озера и горы кхмеры усматривали магический символизм. Пном Кулен считался своеобразным олицетворением горы Махендрапуры, где по легенде жил Шива, а река Сиемреап ассоциировалась со священной рекой Ганг, и, кстати, по легенде именно в эту область Камбоджи спустилась с небес богиня Ганга, запутавшаяся в волосах Шивы.

Строился Ангкор с седьмого века нашей эры по двенадцатый примерно по следующей схеме. Первый храмовый комплекс тут возвел император Индраварман Первый в 881 году нашей эры. Пример оказался заразительным, после Инравармана каждый следующий правитель кхмеров принимал решение построить в Ангкоре храм.

Возле храмов всегда возникали ашрамы, бассейны, лечебницы и дома простых жителей. Кстати, размер домов у кхмеров строго подчинялся иерархии, существовавшей в обществе, — чем ниже социальное положение, тем меньше должно быть жилище.

Большинство домов простых горожан были деревянными с крышей, крытой соломой, именно потому ни одно из этих сооружений до наших дней не сохранилось.

Из-за того, что каждый новый император возводил в Ангкоре очередной храмовый комплекс, центр города постоянно смещался в зависимости от того, какой храм в тот или иной период времени считался здесь главным. В конце-концов территория Ангкора разрослась аж до 200 километров.

Таким образом, примерно с десятого века нашей эры по конец пятнадцатого века Анкор был городом-миллионником, при этом он являлся не только религиозной, но и политической столицей кхмерской империи, господствовавшей в то время в Юго-Восточной Азии.

К сожалению, в пятнадцатом веке город захватили сиамцы. После разграбления и эпидемии, которая случилась здесь немногим позже, Ангкор опустел. Вскоре город полностью поглотили джунгли, и многие храмы кхмеров были заново открыты археологами лишь в девятнадцатом веке.

РАСЦВЕТ ИНДУИСТСКОГО АНГКОРА

Расцвет Ангкора пришелся на одиннадцатый и двенадцатый века. Конечно, многие из местных храмов значительно более древние, но самые красивые из сохранившихся (включая легендарный Ангкор-Ват) были построены именно в этот период.

На фото: бассейн у входа в Ангкор-Ват

Путешественники, посещавшие Ангкор в то время, называли столицу кхмеров городом-королевством, ведь на его территории помимо знаменитых храмов располагались лечебницы, бассейны, постоялые дворы и множество ашрамов.

Поражала иноземцев и система водоснабжения, существовавшая в Ангкоре: каналы, дамбы и бассейны, именуемые бараями. Ну, и конечно, Королевский дворец, отстроенный в Ангкоре, был настоящим воплощением роскоши и символом могущества империи.

АНГКОР-ВАТ

Знаменитый Ангкор-Ват — храмовый комплекс, посвященный богу Вишну, самое крупное культовое сооружение в мире — был построен императором Сурьяварманом во второй четверти XII века.

Нужно сказать, что у всех храмов Ангкора есть общие черты, и дело тут не только в барельефах, на которых традиционно изображаются знаковые сцены из индуистской мифологии, к примеру, великое пахтание — процесс, в результате которого боги и демоны получали амриту — напиток, дарующий бессмертие.

На фото: внутренний двор Ангкор-Вата

Своей структурой храмы кхмеров более всего напоминают пирамиды, сложенные из крупных камней (Ангкор-Ват, к примеру, состоит из трех пирамид). Подобные конструкции получили название храм-гора.

Еще один интересный момент. В кхмерской традиции храм — не место для молитв, но место жительства богов, поэтому простым смертным вход внутрь был заказан, беспрепятственно войти в храм могли только священнослужители и представители аристократии.

На фото: внутренний двор и барай Ангкор-Вата

Ангкор-ват — олицетворение классической кхмерской архитектуры. Прямоугольная конструкция, окруженная рвом; храм-гора, который венчают три пирамиды.

Однако от всех остальных храмов города Ангкор-Ват отличают два важных момента. Во-первых, это первый храм, посвященный Вишну, все предыдущие храмы города посвящались только Шиве. Во-вторых, Ангкор-Ват «смотрит на запад», хотя все остальные храмы Ангкора ориентированы на восток, то есть по направлению к восходящему солнцу. Хотя сегодня в храм открыт доступ всем желающим, посетителям Ангкор-Вата необходимо соблюдать дресс-код, в шортах вас внутрь не пустят.

Впрочем, гораздо интереснее рассматривать не внутреннее убранство храма, а барельефы, украшающие его стены, они представляют собой превосходные иллюстрации сцен из индийской мифологии.

На фото: барельеф «великое пахтание» в Ангкор-Вате

Хотя Ангкор-Ват и был основан как индуистский храм, уже в шестнадцатом веке он «перешел в буддизм» и продолжает оставаться буддийским святилищем по сей день.

На фото: статуя Будды в Ангкор-Вате

Еще один любопытный нюанс: Ангкор-Ват никогда не был полностью заброшен. Несмотря ни на что, здесь всегда проводились службы, именно поэтому храмовый комплекс дожил до наших дней в гораздо лучшем состоянии чем даже более поздние постройки кхмеров.

БУДДИЙСКИЙ АНГКОР

За свою историю Ангкор успел побыть и индуистским, и буддийским храмовым городом.

Дело в том, что изначально кхмеры исповедовали иудаизм, но к концу двенадцатого века его вытеснил буддизм. Самое большое число буддийских храмов в Ангкоре понастроил Джаяварман VII, правящий страной кхмеров в конце двенадцатого века. Кстати, по мнению некоторых историков, император не только строил храмы, но и был моделью для скульпторов, ваявших в этих храмах лики Будды.

АНГКОР-ТХОМ

Главный шедевр Джаявармана VII — храмовый комплекс Ангкор-Тхом . По задумке императора, Ангкор Тхом (в переводе «Большой город») должен был стать отдельным городом внутри Ангкора, столицей внутри столицы кхмерской империи.

Сказано — сделано. Ангкор-Тхом стал не просто комплексом сооружений, это место представляло собой уменьшенную модель мироздания, какой ее видели кхмеры. «Большой город» представляет собой квадрат, защищенный крепостной стеной и рвом, наполненным водой. Таким кхмеры представляли мир — участок суши, окруженный водой.

Вокруг города были проложены каналы, а внутри созданы бассейны-бараи, в которых, как ни парадоксально, разрешалось совершать омовения даже женщинам.

По крайней мере, о коллективных купаниях представительниц прекрасного пола рассказывает китаец Чжоу Дагуань, посетивший Ангкор в тринадцатом веке. На башнях Ангкор-Тхома и стенах, окружающий большой город, можно увидеть лики Будды. Внутрь города ведет дорога, которую «охраняют» скульптуры демонов и богов.

Внутри города сразу несколько любопытных объектов. Первый — — государственный храм Джаявармана VII, он по праву считаемся вторым после Ангкор-Вата храмом Ангкора.

Издалека храм кажется простым нагромождением камней, но когда к нему подходишь ближе, то понимаешь, что это самые настоящие пирамиды, украшенные изображениями Будды. Венчают Байон 54 башни — именно из такого числа провинций состояла древняя империя кхмеров. В восточной части Ангкор-Тхома располагается Терраса Слонов, которую легко узнать по скульптурам слонов и барельефам, изображающим сцены охоты. По общепринятой версии именно тут восседал император во время торжественных церемоний.

Сейчас близ Байона постоянно можно наблюдать личностей, изображающих Шиву, гаруду или апсар. Цена за фото с ними — традиционные 5 долларов.

ТА ПРОХМ

Второй храмовый ансамбль, возведенный Джаяварманом VII, — — видели все те, кто смотрел фильм «Лара Крофт — расхитительница гробниц», ибо снималась картина как раз на территории этого комплекса. Храм посвящен матери императора.

Во времена Джаявармана VII в Та Прохм проживало более 12 тысяч человек, внутри храм был декорирован золотом и драгоценными камнями, а на территории комплекса располагались больницы, в каждой из которых служили не только врачи, но и священники с астрологами.

На фото: деревья, оплетающие храм Та Прохм

Сегодня гигантский храмовый комплекс представляет собой руины, а крыши и стены зданий оплетают корни деревьев. Зрелище прекрасное и жуткое одновременно. .

На фото: руины и деревья в Ангкоре

ПРEАХ КХАН

Название Преах Кнах переводится как «меч славы» или же «победа», потому что именно такое имя носил меч все того же Джаявармана VII. Храм посвящен победе императора над чамами, в результате чего страна чамов стала провинцией Камбоджи.

Как и все оккультные постройки Ангкора, Преах Кнах огромен, храмовый комплекс в купе с больницей и постоялым двором для паломников занимал площадь равную примерно 56 гектарам.

Особенность Преах Кхана в том, что храмовый комплекс со всех сторон был окружен рвами, по ним поступала вода в резервуары и водохранилище, в центре которого была возведена пирамида.

Помимо храма-пирамиды внимания заслуживают местные статуи (они сохранились в удивительно приличном состоянии) и барельефы: скульптуры, изображающие гаруд, и барельефы с танцующими апсарами встречаются тут на каждом шагу.

Кстати, по словам ученых именно Преах Кхан в древности был местом действия любопытного ритуала. Здесь проводились празднования в честь Будды: статую Будды наряжали в роскошные одежды, повара готовили специально для статуи еду, а музыканты и танцоры развлекали статую представлениями. Безусловно, сейчас никаких подобных ритуалов в Преах Кхане не проводят, но храм не то, чтобы совсем заброшен, здесь по-прежнему возжигают благовония и свечи.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Когда смотришь на Ангкор Ват, на его ажурные башни и стены, на которых изображены мифические животные и танцующие небожительницы, начинаешь понимать, почему местные жители убеждены, что храм этот возвели боги в знак дружбы бога и человеческого принца.

Однажды бог Индра, живший на горе Меру, пригласил в гости принца Преа Кет Меалеа (имя юноши переводится как Божественное сияние, которое дали ему за то, что он был на удивление хорош собой и при этом обладал многими талантами). Сказать, что принцу понравились небесные чертоги – означает не сказать ничего. А дворец, на стенах которого были изображены мифические животные, с башнями в форме лотоса и золотыми вершинами, попросту покорил его.

Преа Кет Меалеа и Индре подружились, и юноша долгое время жил в доме бога. И вряд ли покинул бы его, если бы против его присутствия не высказались тевода, небесные танцовщицы: принц, прибывший из человеческого мира, несмотря на все свои совершенства, нёс с собой все его соблазны, которые сильно смущали их покой и манили за собой. Чтобы сохранить мир в своём доме, бог попросил друга возвратиться домой, пообещав ему возвести копию своего дворца на земле.

Храм богов

Расположен храм Ангкор Ват в Королевстве Камбоджа, на юге полуострова Индокитай (на географической карте мира этот храм можно отыскать по следующим координатам: 13° 24′ 45″ с. ш., 103° 52′ 0″ в. д.). Находится он среди джунглей, в 240 км от Пномпея, столице страны, в пяти с половиной километрах на север от города Сиамприап (добраться сюда автобусом с Пномпеня можно всего лишь за пять часов).

Ангкор Ват (в переводе означает «Город-храм») возвели в начале XII ст. в столице государства кхмеров Ангкора, по приказу правителя Сурьявармана II и изначально был посвящён верховному богу индуизма Вишну. Храм этом является одним из наибольших культовых построек в мире, так как площадь его занимает около 2 км², при этом длина составляет 1,5 тыс., а ширина – 1,3 тыс. метров.

Несмотря на то, что размеры храмового комплекса древнего Королевства Камбоджа не могут не поражать, в действительности ничего удивительного здесь нет: территория города Ангкор превышала 400 км², а последние исследования говорят о том, что здесь вполне могло проживать около полумиллиона человек.

Поэтому он являлся одним из крупнейших городов своего времени, в котором очень хорошо были развиты архитектура и искусство: на его территории на сегодняшний день обнаружено более двухсот памятников – павильонов, храмов, дворцов, пирамид и гробниц, среди которых – и огромных размеров храмовый комплекс Ангкор Ват. Святилище это по замыслу строителей, должно было символизировать Меру, священную гору кхмеров: башни – вершина горы, стены храма – скалы, а ров – океан, что окружает Вселенную.

Строительство храма

История строительства Ангкор Ват началась во времена Сурьявармана II, который правил с 1113 по 1150 года. Окончания строительных работ он не дождался, и комплекс был достроен уже после смерти правителя: в святилище была найдена его усыпальница (в том, что гробницу обустроили на территории святыни, нет ничего удивительного, так как кхмеры были убеждены, что их правитель является воплощением бога, а возведённый храм считали его небесным домом на Земле).

Учёные утверждают, что на возведение храма Вишну ушло столько же камней, что и при строительстве пирамиды Хефрена – около 5 млн. тонн.

Вложено было намного больше усилий, так как абсолютно все каменные глыбы подверглись художественной обработке (на всех поверхностях, колоннах, перемычках и даже крышах изображен тот или иной сюжет, связанный с жизнью кхмеров) – факт, который не может не удивлять и наглядно показывает не только уровень мастерства древних строителей, но и их трудолюбие.


Каменные глыбы привозили из каменоломен, расположенных на плато Кулен (на карте оно расположено в сорока километрах на север от Ангкор Ват, поэтому чтобы добраться туда, использовали реку Сиемреап). Чтобы закрепить их между собой, строители растворы не использовали: глыбы настолько плотно подгонялись друг к другу, что швы между ними в некоторых местах невозможно отыскать.

Город-храм с внешней стороны

Ангкор Ват находится в центре обширного комплекса, который состоит из двухсот других культовых сооружений. Внешняя его стена окружена рвом, который вода заполняла до краёв во время периода дождей. Ширина его составляла 190 м – такие размеры водоёма не случайны, поскольку он является символом мирового океана. На западе строители возвели каменную дамбу, сверху которой вымостили ведущую к храму дорогу – этот вход является центральным. Также попасть на территорию храма можно с восточной стороны по земляной насыпи.

Сразу за рвом начиналась внешняя стена, длина которой составляла 1024 м, ширина – 802 метра, а высота – около 4,5 м. Была она прямоугольной формы, каждая сторона которой была ориентирована на одну из сторон света и имела надвратную башню (горупу), через которую можно было попасть на территорию храмового комплекса.

Возле башни с южной стороны находилась статуя Вишну, а самая большая горупа была установлена с центрального входа, на западе, и состояла из трех башен. Все башни были соединены между собой узорчатыми стенами: на западе их украшают барельефы, на которых изображены танцующие фигуры, а с восточной – мужчины, которые танцуют на спинах прыгающих животных, а также существа с божественной природой, деваты.

Город-храм с внутренней стороны

От центральной горупы до храма можно добраться по дороге, протяжённость которой составляет 350 метров, вдоль которой установлена балюстрада со скульптурами семиглавых змей. Сам Ангкор Ват выглядит очень интересно, так как представляет собой три расположенных друг на друге квадратной формы террасы, каждая из которых несколько меньше предыдущей.

Первый ярус расположен на высоте 3,5 метров, вторая – семь, третья – тринадцать. Благодаря разнице в высоте, древним мастерам удалось добиться интересного эффекта: по мере приближения храм не просто увеличивается в размерах, но и как будто растет.

Соединены террасы друг с другом огромным количеством лестниц, а каждый уровень опоясывает галерея. Стены, расположенные на первом ярусе, декорированы двухметровыми барельефами, изображающими мифологию и бытовые сюжеты из жизни кхмеров.


На стенах второго яруса изображено около двух тысяч скульптур танцующих небожительниц – все они отличаются друг от друга: у всех разное выражение лиц, разные фигуры, украшения. По подсчётам археологов, общая площадь созданных из песчаника скульптур и барельефов, на которых изображены сцены из индийской мифологии, история кхеров, их богов составляет более 2 тыс. кв. м.

На верхнюю террасу можно попасть по чрезвычайно крутой лестнице с узкими и высокими ступенями. Здесь расположено пять башен в форме лотоса (внешне они очень сильно напоминают шишки). Четыре башни расположены по углам, самая высокая, которая изображает гору Меру – в центре. Высота её составляет около сорока двух метров, но так как расположена она на третьей террасе, общая высота храма составляет 65 метров.

История Города-храма

В 1431 году войско соседнего государства Сиама, напав на Ангкор, полностью разрушило город, заставив жителей покинуть его – и история существования одного из самых больших поселений древнего мира подошла к концу, а джунгли надёжно укрыли своей растительностью, оставив местным жителям лишь легенды и различные сказания (правда, покинут он всё же оказался не до конца – довольно скоро в нём поселились буддистские монахи).

Европейские путешественники иногда случайно во время странствий обнаруживали его, но не сумев привернуть к находке общественного интереса, отступали – и про город снова на долгое время забывали.

Так продолжалось до тех пор, пока в 1861 году к Ангкор Ват не смог добраться француз Анри Муо, который, мгновенно оценив находку, смог популяризовать её на Западе – и нова веха в истории Ангкора началась: после того, как его освободили от джунглей, он не переставал привлекать внимания не только ученых, археологов и исследователей, но и огромное количество туристов.

В 70-х годах прошлого века в Королевстве Камбоджа началась война – и археологи вынуждены были покинуть страну, а храмовый комплекс оказался в руках «красных кхмеров», коммунистов, отличающихся особой жестокостью: придя к власти, они пытаясь построить в стране социализм, казнили несколько миллионов людей. Не забыли они добраться и до Ангкор Ват – считая, что страну надо освободить от влияния религии, они обезглавили и изуродовали практически все скульптуры, где были изображены боги.

К счастью, уникальному комплексу уцелеть удалось – и в начале 90-хх годов реставрационные работы были возобновлены, а сам город и храмовый комплекс, ЮНЕСКО в 1992 году внесло в список мирового наследия.

Увидел отличную панораму с воздуха известнейшего на весь мир камбоджийского храма, впечатлился, и решил вам рассказать подробнее. Но для начала все равно обязательно полетайте над этим древним сооружением. Впитайте дух древней цивилизации. Огромный храм с остроконечными башнями - чудо симметрии. Символизирует священную гору из индийской мифологии. Вокруг храма находятся рвы, которые символизируют океаны, омывающие подножья божественной горы. Ангкор Ват - самый огромный храмовый комплекс в мире. Интересен он своими галереями, башнями, павильонами и воротами, богато украшенными резьбой по камню, но все они уступают по величию центральному храму.

В 1150 году гигантский комплекс Ангкор Ват был воздвигнут в Камбодже. Скорей всего строительство заняло около 30 лет, поэтому можно считать, что Ангкор Ват начал строиться где-то в 1110 году. Развалины Ангкора лежат приблизительно в 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи (бывшей Кампучии) - города Пномпеня, неподалеку от большого озера Тонлесап. Хотя, по идее, храмам Ангкор Ват самое место в Индии, так как они являются типичным образцом индуистской архитектуры.
Кликабельно 3000 рх Ангкор Ват посвящен индуистскому богу Вишну и служит одновременно святилищем и усыпальницей самого Сурьявармана. Ангкор Ват для кхмерцев, которые правили с IX до XV век в Камбодже - это что-то вроде небесного дворца, в котором может пребывать дух царей. Перед храмом находится ров шириной в 200 метров. В сезон дождей, который в Камбодже может продолжаться до 4 месяцев, ров наполняется водой. Кроме того, в пределах города вырыто еще несколько озер. Внутрь можно попасть только через главный портал в стене, которая окружает Ангкор Ват на участке в 260 квадратных километров.
Сам храм построен из нескольких платформ, следующих одна за другой. Первая платформа (180 на 180 метров) высотой в 3,5 метра, вторая платформа (110 на 115 метров) возвышается на 7 метров, а третья (75 на 75 метра) - находится над землей в 13 метрах. Все три террасы окружены галереями с двускатными крышами. Башни соединены между собой абсолютно симметричными галереями. Все постройки симметрично расположены. Это странно, ведь в древние времена кхмеры были не знакомы с законами равновесия. Все постройки в Ангкор Вате отличаются строгостью линий и четкостью. Пышные украшения никак не соответствуют этому. Каждый камень храма покрыт резьбой или барельефами. Чего стоит только галерея первой платформы длиной в 600 метров. Здесь 8 панно общей площадью более 1000 квадратных метров. Чаща всего изображаются сцены из жизни богов. Много эротических мотивов. Самая популярная фигура, которая здесь встречается - это танцующая богиня Апсара. В центре комплекса на храме Байон изображен лик Бодхисатвы Авалокитешвары, одного из главных персонажей буддийской мифологии. Кроме изображений богов в храмах есть исторические картины. Например, те, которые изображают местных правителей, воинов, идущих на сражение.
Всего в храме 5 главных святынь. Первая расположена в 60-метровой башне, в которую можно попасть только через ворота, лестницу и открытые дворы. Вокруг этой башни находятся еще четыре, где хранятся оставшиеся святыни. Всего в Ангкор Вате более 200 мелких храмов.
Обычно туристы начинают свое путешествие по Ангкор Вату от западного входа. Поднявшись по короткому лестничному пролету на первую террасу в форме креста, охраняемую гигантскими каменными львами, попадают на длинный тротуар, ведущий к центру вашего путешествия. Взгляд падает на гопура (gopura - подъезд, вход в индуистской терминологии) с тремя башнями, верхняя часть которых полуразрушена. Форма этого гопура столь развита и удлинена, что почти походит на отдельное здание. Длинная закрытая галерея, через которую приходится проходить, простирается вдоль рва в обе стороны. Это главный фасад Ангкор Вата. В середине достаточно узкий для основного входа проход, а по краям галереи можно пройти через громадные арки, расположенные на уровне земли. Арки раньше служили проходами для слонов, лошадей и телег.
От центрального входа экскурсоводы ведут туристов направо и проводят до конца галереи, обращая внимание на окна с точеными колоннами и искусно вырезанные барельефы на стенах. В конце галереи можно увидеть все пять башен Ангкора.
Во внутреннем дворе слева и справа находятся два небольших здания - это библиотеки. Они, как и все строения Ангкор Вата, имеют форму креста. За библиотеками - два бассейна (65×50 метров). Левый всегда заполнен дождевой водой, а правый, обычно, сух. Стоя перед левым бассейном можно хорошо разглядеть 10 башен Ангкора (пять из них отражаются в воде).
Между первым и вторым уровнем комплекса находятся крестообразные переходные галереи с квадратными колоннами, делящими двор на четыре части. Некоторые колонны украшены надписями на кхмерском языке и Санскрите. Все остальное свободное место отдано под изящные розетки, карнизы и барельефы. Фактически нет места, которого не коснулась бы рука резчика. Далее вверх по лестнице можно попасть в галерею второго уровня (100×115 метров). Ее главной особенностью является изображение более 1500 скульптур прекрасных богинь.
Следующий третий, и последний, уровень разрешено было посещать только королю и монахам. Двенадцать лестниц с 40 ступенями каждая - одна в центре каждой стороны и 2 по углам - поднимаются под углом 70 градусов к самому важному уровню. Ступени очень узкие, поэтому подниматься нужно боком, а спускаться спиной, то есть лицом к ступеням.
Ангкор Ват мог до нас и не дойти. Слишком много желающих было уничтожить его, даже после того, как Ангкор Ват был открыт. Сегодня на стенах храма видны следы стрельбы. Согласно политическим убеждениям красных кхмеров, страну нужно было освободить от религиозной зависимости, поэтому многочисленные фигуры богов были обезглавлены. Теперь, по прошествии двух десятилетий, начинаются реставрационные работы. Как ни странно, но об этом мощном комплексе узнали сравнительно недавно - примерно 100 лет назад. Заблудившись в камбоджийских джунглях близ озера Тонлесап, французский путешественник Шарль Эмиль Буйво долго плутал среди густых зарослей, гигантских деревьев, напуганный хищниками и замученный тучами москитов, но вдруг наткнулся на древний город. До этого о существовании этого комплекса даже не догадывались. Так был «извлечен из небытия» Ангкор Ват («Пагода столицы») - жемчужина мастерства древних кхмеров, крупнейшее в мире культовое сооружение, воздвигнутое в середине XII века, в правление короля Сурьявармана II.

История Ангкорского периода берет свое начало в 800 г. до НЭ, когда кхмерский король Джаяваман II объявляет о независимости Кампучии (Камбоджи) от Явы и основывает столицу нового государства — город Харихаралая, располагавшуюся на севере озера Тонле Сап . Начиная с этого момента, Джаяваман II ведет активную деятельность по захвату территорий ближних государств и к 802 г. до НЭ Кампучия владеет землями, которые сейчас принадлежат Китаю и Вьетнаму. В том же 802 г. он объявляет себя полноправным правителем и создает культ поклонения богу Шиве.

В 889 г. Ясоварман I восходит на трон и принимает решение о начале строительства новой столицы — Ясодхармапура, что в переводе с санскрита - «святой город». Сохраняя традицию, он также, как и его предшественники, строит огромное водохранилище. Строительство водохранилищ было связано не только с бытом и нуждами города, но так же и с соблюдением традиции, корни которой уходят в миф о священной горе Меру, окруженной великим океаном. Гору Меру в религиозном строительстве символизировал храм окруженный водой, а лингам*, находящийся внутри храма, символизировал правителя, который являлся наместником бога на земле. Ясоварман I построил свой храм на холме Пном Бокенг и окружил его рвом, который наполнялся водой из созданного им водохранилища. За время своего правления Ясоварман I построил немало храмов и провел не меньше реформ.

На протяжении последующих 300 лет великие правители Кхмерской Империи построили немало храмовых комплексов, которые по прошествии многих веков, донесли до нас историю о жизни великой цивилизации. Последний храм был возведен во времена правления Джаявамана VII. После его смерти многовековое строительство прекратилось.


Известно, что уже к 1000 году, в период наивысшего расцвета, город занимал территорию в 190 кв. км, а это означало, что он был крупнейшим городом средневекового мира. Город Ангкор был размером с современный Манхэттен. На обширном пространстве его улиц, площадей, террас и храмов жило 600 000 человек, а в окрестностях города - еще не менее миллиона. Жителями Ангкора были кхмеры, исповедовавшие индуизм, принесенный в Юго-Восточную Азию в I веке н. э. Самые ранние упоминания об Ангкоре в камбоджийских летописях относятся лишь к XV веку. К сожалению, документов от самого древнего народа не осталось. Они использовали в качестве материала для записей очень непрочный материал, который не выдержал времени. Но большое историческое значение имеют высеченные в камне надписи, их насчитывается более тысячи, большинство из них сделаны на кхмерском языке и на санскрите. Как возводился комплекс не известно - не сохранилось ни одного источника, кроме легенды, в которой говорится о божественном происхождении города. По этой легенде, принц Преа Кет Меалеа гостил на небесах у бога Индры. Жил там он в прекрасном дворце. Однако принц не понравился небесным танцовщицам, и те упросили бога вернуть его на землю. Чтобы не обидеть Преа Кет Меалеа, Индра велел небесному зодчему Преа Пушнуку построить на земле дворец-храм в точности повторяющий тот, в котором гостил принц. Так по легенде возник Ангкор Ват.
Абсолютно точно, что Ангкор Ват был процветающим городом. Совершенно не понятная причина - почему же он превратился в заброшенный город, куда делись все его жители? Ведь плодородная почва давала три урожая риса в год, озеро Тонлесап изобиловало рыбой, а густые леса - различной дичью. Сейчас существует две основные теории. По первой, в 1171 году город был разгромлен чамами - соседями кхмеров. А в 1431 году тайцы окончательно добили и без того ослабевший народ. Но, тогда совершенно не понятно, почему захватчики не заняли отвоеванные земли …
Существует и вторая теория, которая отрицается ученым миром, так как совершенно фантастична. Она опирается на буддистскую легенду: император был так оскорблен сыном одного из жрецов, что приказал утопить мальчика в водах озера Тонлесап. В ответ разгневанный бог вывел озеро из берегов и сокрушил Ангкор вместе со всеми его жителями.
Ангкор Ват, пожалуй, самое крупное религиозное сооружение когда-либо возводимое человеком. Он гораздо больше любой мусульманской мечети, европейского собора, любой пагоды или пирамиды. Однако, несмотря на всю историческую и культурную ценность, комплексу угрожает серьезная проблема. К сожалению, реконструкцией Ангкор Вата не хотят заниматься серьезно, так как это требует очень больших затрат. Но этот исторический памятник древней культуры находится в очень плачевном состоянии. Очень пагубные последствия для памятников имела война, ведущаяся здесь в течение двух последних десятилетий, а также разграбление храмов ворами. Но, кроме того, неумолимо наступающая растительность джунглей разрушает ангкорские комплексы, его каменные строения покрыты мхами и лишайниками.

На сегодняшний день храмовый комплекс Ангкор внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Интересный факт: все храмы Ангкора построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов. При возведении храмов чаще всего использовались блоки из камня-песчаника, которые сцеплялись по принципу замка, а крепостные стены выкладывали из туфа.


Ангкор Ват окружён рвом шириной 190 м. В старину в нём разводили крокодилов. С западной стороны ров пересекает каменная дамба, которая и является входом на территорию храма. Территория Ангкор-Вата обнесена стеной длиной 1025 м на 800 м. От ворот к храму ведёт длинная и широкая дорога, проложенная по насыпи, поднимающейся над землёй почти на полтора метра.

Ангкор Ват сохранился намного лучше, чем многие другие сооружения комплекса Ангкор, что объясняется тем, что после того, как последние поселения покинули эти места в Ангкор Вате жили буддийские монахи. Живут они здесь и сейчас.

Комплекс был обнаружен 22 января 1861 года французским путешественником Анри Муо. В 1970-е годы некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота. В 1922 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО.


Велосипед — хорошая идея для прогулки по храмам. Безусловно, только в том случае, если вы предполагаете задержаться в Сием Рипе больше чем на день.

Большинство местного населения предпочитают именно этот вид транспорта, когда посещают Ангкор, а значит у вас есть возможность быть ближе к местному населению, что влечет за собой не только радость и удовольствие, но более низкие цены на еду и напитки на территории храмовых комплексов.

White Bicycles - довольно крупная местная компания, которая сдает велосипеды в аренду. Они поддерживаются многими отелями и гест-хаусами, т. к. основной процент их дохода идет на благотворительные нужды, в поддержку образовательных программ для детей из малоимущих семей.

Такси - довольно распространенный вариант путешествия по храмам. Он удобен для тех, кто хочет «прикоснуться» к сокровищам Ангкора, но предпочитает подобные путешествия в кондиционированной кабине автомобиля. Отрицательной стороной подобных прогулок вероятно может быть то, что вы оказываетесь изолированы от звуков, запахов и многих других прелестей.

Стоимость одного дня аренды такси, колеблется от 25$ до 35$. В основном цена зависит от того, во сколько вы планируете начать прогулку по храмовым комплексам. Если вы предпочитаете встретить рассвет в на одной из чудных террас Ангкор Вата, то стоимость аренды такси будет выше.

Аренда мопедов иностранцами в Сием Рипе запрещена законом. Однако некоторые умудряются привезти мопед из Пномпеня. Если вы нашли способ арендовать мопед, то настоятельно рекомендуем оставлять его на платных парковках, т.к. существует огромная вероятность кражи или угона.


Для желающих открыть вид на Ангкор Ват с высоты птичьего полета, компания Angkor Balloon может предложить вам путешествие в корзине воздушного шара. Маршрут фиксированный и нет возможности менять курс, высота полета около 200 метров над землей. Стоимость удовольствия 11$ с человека (в корзину помещаются до 30 человек). К сожалению, этот вид путешествия не всегда бывает доступен из-за погодных условий.
Путешествие на слонах было на пике популярности в начале 20-го века. Именно на слонах были проложены первые маршруты по храмам Ангкора. Сейчас, конечно же, все более цивилизованно и поставлено в колею организованного туризма. Вы можете прокатиться на слоне от ворот Ангкор Тома до храма Байон. Стоимость такого путешествия обойдется вам приблизительно в 10$. А вот в местечке под названием Ангкор Виладж вы можете не только заказать прогулку на слоне, но даже получить настоящий урок у профессиональных погонщиков. Они обучат вас уверенно сидеть на слоне и вы разучите некоторые команды, чтобы управлять слоном. Стоимость такого курса - приблизительно 50$. Популярен среди путешествующих группами. Стоимость аренды микроавтобуса с водителем (на 12 человек) - приблизительно 50$ в день.
Пожалуй, самый популярный транспорт для передвижения по территории комплекса Ангкор. Кабины рикш бывают достаточно удобные и важный бонус в том, что они могут защитить вас от дождя. Если вам повезет с водителем, то он может оказаться неплохим гидом, а так же, зная временные потоки туристов на основных маршрутах в комплексах, сможет помочь вам избежать толпы фотографирующих и кричащих людей. Стоимость аренды мото-рикшы колеблется от 10$ до 20$ в день.
Как мы и говорили ранее, прогулка пешком не самый удобный вариант путешествия и на то есть много оснований. Во-первых, Ангкор Том находится в 8 км от Сием Рипа. Во-вторых, немало живописных храмов находятся на расстоянии 15-10 км от Ангкор Тома. Немаловажно также учесть и тот факт, что после 11 часов утра солнце пребывает в зените и длительные пешие прогулки могут оказаться очень серьезной нагрузкой на организм. Однако если описанные выше факты не отпугнули вас вы решились на прогулку пешком, то откройте для себя дорогу, пролегающую за стеной Ангкор Тома. Этот маршрут откроет вам не только малоизвестные храмы, спрятанные в зарослях тропических деревьев, но и даст возможность насладиться пением птиц и музыкой джунглей.













Кстати, буквально в Августе 2014 года

Ангкор-Ват – уникальный храм в Камбодже, построен в честь бога Вишну. Хотя история этого индуистского храма не оставила много сведений, современные исследования историков, археологов и астрологов успешно раскрывают новые факты существования Ангкор-Вата и могущественной Кхмерской империи.

Восьмое чудо света, Ангкор-Ват, в 1925 г. был провозглашён первым заповедником во всей Азии, а с 1932 г. охраняется ЮНЕСКО.

Ангкор-Ват, восьмое чудо света, расположен на северо-западе в провинции Сиемреап, озера Тонлесап. Храм находится глубоко в джунглях, за 6 км от провинциального городка Сиемреап и за 240 км от современной столицы Камбоджи, Пномпеня.

Сооружение храма Ангкор-Ват, в имперской столице Ангкор, припало на период расцвета и величества Кхмерской империи – в XII ст. Сегодня, кроме остатков храмовых комплексов и крепостных стен от огромного города Ангкор ничего не осталось, поэтому сам город стали называть город-храм.

Его размеры относительно невелики – 24 км на 8 км. По последним археологическим исследованиям, Ангкора была многочисленной столицей доиндустриальной эпохи, в которой жило около 500 тис. человек.

Храм Ангкор-Ват строился почти 40 лет, вовремя правления императора Сурьявармана II. Ученые считают, что сооружение такого величественного храма была именно его инициатива, поскольку после смерти Императора в 1150 г. строительные работы прекратились, и местами декорирование фасадов архитектурного комплекса остались незавершенным.

Храмовые комплексы в городе Ангкор – очень важен. Большинство исторических фактов, которые известны сегодня человечеству о Кхмерской империи и культуре, получены в результате расшифровки надписей и рисунков на стенах этих храмов. Удивительно то, что кхмерская народная устная традиция не сохранила ожидаемых мифов и легенд о самых храмах и священных местах города.

Так, например, до сих пор не удалось установить, с какой целью это монументальное сооружение строилось. Существует 2 гипотезы – это усыпальница или обычный храм божеству Вишна.

Проблема в том, что обе гипотезы находят свое подтверждение в техническом описании Ангкор-Ват. Этот храм выглядит одновременно и как усыпальница, и как храм, что в обычной кхмерской архитектуре раньше никогда не совмещалось.

Строительные технологии, использованные при возведении восьмого чуда света

Ангкор-Ват, восьмое чудо света, считается классическим примером кхмерской культуры, первые примеры архитектуры которой относят к VI в. Этот стиль вмещает в себе элементы индуистской, буддистской и китайской архитектуры.

Общая площадь храма – 2,5 кв. км, высота центральной башни – 65 м. Общая территория храма – 400 кв. м. Это достаточно массивное здание, которое строилось при помощи ручного труда и слонов.

Первоначальное название храма остается неизвестным – обычно в храмах можно найти капсулу, где заложена информация о миссии священного сооружения. Согласно с последними научными и эпистемологическими исследованиями, храм вероятно звался «Местом Святого Вишну».

Ангкор-Ват строился на протяжении 1113-1150 гг. и имеет форму индуистских храмов, форма которых называется «храм-гора». Такие архитектурные сооружения имели священный подтекст – человеческие творение должно быть похожим на творение природы, имитируя гору Меру – символ мира в индуизме . Здание имеет плавные линии и состоит из 3 основных ярусов, 5 башен и 200 монументов.

Согласно современным подсчетам ученых, строительство должно было вовлечь огромное количество рабочих рук, потому что построить такой храм менее чем за 40 лет в XII ст. – удивительно. Согласно описаниям путешественника Антонио де Мадалена, башни храма и другие сооружения стали лучшим примером человеческой архитектуры.

Весь храм построен из песчаника. Уникальной считается техника сооружения стен – кхмеры не использовали никаких связующих материалов, например, глины или цемента. Но сама конструкция имеет очень мощную фиксацию за счет использования техники кладки камней по принципу замка.

Хорошая фиксация стен обязана не только умелой технике складывания камней, но и их полировки – иногда щели между камнями практически незаметны. Для более фиксации более сложных конструкций в камнях проделывались глубокие шипов. До сих пор археологи не могут объяснить необходимости в встречающихся отверстиях на множестве камней.

Такое строительство храмов в Ангкоре позволяет успешно реставрировать священные сооружения – их разбирают и слаживают как пазлы.

Территория Ангкор-Вата имеет форму квадратного острова, огражденным 190 м водным рвом, периметр которого – 1300 м на 1500 м. Попасть в храм можно только с восточной и западной стороны, где специально сооружены 2 мосты из песчаника. При том считается, что главный вход – западный, об этом свидетельствуют остатки от 3 разрушенных башен.

Есть свидетельства, что храм не использовался по предназначению уже в XV ст.

Храмовый комплекс Ангкор

Древняя столица Кхмерской империи, Ангкор, была центром политической и экономической жизни на протяжении IX-XIV ст. По подсчетам ученых, Ангкор, или храмовый город, имеет общую площадь 9 кв. км. Как свидетельствует архитектура, каждый император во время своего правления строил храм или усыпальницу.

Поскольку единственной религии империя не имела, каждое новое сооружение соответствовало или индуистскому, или буддийскому канону – религии, которую поддерживал сам император.

Поэтому в городе на протяжении этого периода было построено 72 храма, которые формируют канон кхмерской культуры и архитектуры. Особенность кхмерских храмов в том, что их строили в качестве жилища для богов. Индуистские и буддистские практики не предусматривают посещения верующими этих мест, потому что эти места – укрытия для святых.

Географически, храм Ангкор-Ват построен южнее от исторического центра города, поэтому ландшафт столицы делят на 2 участка – непосредственно храм бога Вишну и Ангкор-Тхоме – исторический центр города. Из архитектурной точки зрения, все сооружения кхмерской столицы – храмы, площади, ритуальные места – разделают на 2 большие группы: Малый и Большой круг:

Храмы Ангкора, входящие в Малый круг:
Ангкор-Ват Дравидийская архитектура, классический образец кхмерской архитектуры
Бантей Кдэй Буддийский архитектурный стиль
Та Пром Образец буддийской архитектуры
Преах-Кхан Буддийский храмовый комплекс
Байон Соединение культурных элементов буддизма и индуизма
Пном Бакхенг Индуистский храм в честь бога Шива
Слоновая терраса Королевская площадь, построена в стиле индуизма
Терраса прокаженного короля Место для буддийских погребальных обрядов
Храмы Большого круга:
Пре Руп Храм бога Шива, индуистский стиль
Восточный Мебон Относится к брахманской культуре индуизма
Та Сом Буддийский храм
Неак Пеан Буддийский храм
Сра Сранг Ритуальная купальница буддийских королей,

Ангкор-Ват, восьмое чудо света, является самым величественным храмом в городе, случай его сооружения – особенный. Историки и археологи до сих пор не могут определить цель сооружения такого величественного сооружения – должен это быть храм Вишну, место захоронения царя или то и другое вместе.

После него архитекторы отмечают оригинальность храмов Байон и Та Пром – как самых больших в Ангкор-Тхоме. Также Ангкор имел хорошую оборонительную конструкцию, а попасть в город можно было только при помощи 5 мостов.

Ta Prohm

Та-Пром (или Та-Прум, из кхмерского – «предок Брахмы») – храмовый комплекс, построенный императором Джайяварманом II в 1186 г. в честь матери, находится в Ангкор-Тхом.

Храм занимаем площадь 180 акров. Помимо центральной статуи Праджнапарамиты, богини мудрости из которой отожествляли мать императора, в храме есть еще 260 скульптур божеств.

После окончания строительства, в здесь жили и работали в честь матери императора больше 12 тис. человек.

Ta Keo

Та Кео — еще один индуистский храм в центре столицы Ангкора, строительство которого начал Джаяварман V в 975 году. На его территории искусно сделан центральная входная аллея, украшена колонами по бокам.

По археологическим исследованиям было установлено, что это первый храм-гора, который был полностью построен из песчаника. Сам храм имеет форму прямоугольной пирамиды. Характерной чертой кхмерской архитектуры является наличие центральной башни. Сам храм Та Кео имеет 4 яруса, а его высота – 45 м.

Bayon

Байон считается центральным храмом в Ангкор-Тхоме, также построен из песчаника. Байон построен в начале XIII ст. в память о первом императоре-буддисте Джаявармана VII, во время правления которого население Кхмерской империи массово сменила культ шиваизма на буддизм.

Конструкция храма имеет 3 уровня, площадью 140 на 160 м, на которых размещены 54 башни разной высоты. Первоначально считалось, что это изображён Будда, но в 1933 году после экспертизы установили, что лик Будды имеет много сходств с изображениями самого Джаявармана VII.

Декор храма Байон – резьба на камне, которая изображает бытовые сцены из жизни кхмеров. Очевидно, центральный сюжет тот, который изображает победу Джаявармана VII над войсками чамамов в битве при озере Тонле-Сап, после которой войны надолго прекратились.

Angkor Wat

Ангкор-Ват, восьмое чудо света, является примером национальной архитектуры, искусства, культуры и религии. Будучи одновременно усыпальницей Сурьявармана II и священным храмом Вишны, Ангкор-Ват соединил в себе символы религиозной и светской культуры кхмеров. Сегодня этот храм является символом государства Камбоджи.

Центральное здание храма – многоуровневое, с численными переходами. Храм состоит из центральной самой высокой башни (65 м) и башен поменьше. Вместе эти башни символизируют 5 пиков священной горы Меру.

Общая площадь постройки – 81 га. Храм окружен водяным рвом, ширина которого 190 м, а общая длина – 5,5 км. По буддийской традиции ров иноверное символизирует океаны мира. По меркам современной архитектуры, храм Ангкор-Ват – это самое большое сооружение в мире.

Этимология названия храма Ангкор-Ват

Ангкор-Ват – современное название, которое восьмое чудо света получило уже после упадка Кхмерской империи. Изначального имени – не известно, но ученые предполагают, что храм был назван в честь божества Вишны.

Части имени храма «Ангкор» и «Ват» имеют свой эпистемологический перевод из кхмерского языка. Значение слова «Ангкор» имеет санскритские корни и обозначает «город». Немного модифицируясь, этот термин по-кхмерски имеет более широкое значение — «империя», «государство» и «страна-государство».

Согласно исследованиям, только в XIV-XV в. это название, «Ангкор» стало использоваться как собственное имя. Но тогда «Ангкор» употреблялось для этой части империи, которая была наиболее развитой. Сегодня его употребляют только для обозначение древнего города.

Непосредственное имя храма обязательно должно включаться еще и «Ват». Употребления «Ват» походит от палийского языка и означает «место, на котором построен храм». Этот термин используется для обозначения любого священного места, на котором построен буддийский монастырь в странах Камбоджи, Лаоса и Тайваня. В кхмерском языке «Ват» означает «почитание» и «восхищение».

Сегодня, по-кхмерски, название храма звучит как «Онгковоат» и в большинстве переводов и объяснений означает «город-храм» или «столичный город».

Почему самый большой храм в мире покинули люди?

Жители столицы массово начала покидать ее стены во второй половине XV ст.

Одна из причин, почему Кхмерская империя упала – это постоянные войны с начала XIII ст.

Несмотря на все величество столицы Кхмерской империи, в 1431 году, войска соседнего Сиама разбили имперскую армию и захватили Ангкор, который был центром политической жизни на протяжении 5 столетий.

Этот период историки назвали Ангкорианским, которому был характерный рассвет экономической и политической стабильности империи, постройка культовых храмов кхмерской архитектуры.

Имперская столица была разграблена и сильно разрушена сиамскими (тайскими) войсками, потом вспыхнула эпидемия, и население, спасаясь убежало в южные районы, где потом разместилась новая современная кхмерская столица – Пном-Пень.

Таким образом, когда территория Камбоджи (Кампучии) была поглощена войнами между ее жителями, величественную столицу поглотила природа – джунгли укрыли весь город, который был вновь открыт французскими натуралистами в XIX ст.

Ангкор-Ват: архитектура храма

Ангкор-Ват – архитектурный комплекс храма-горы, характерного типа сооружения храмов по буддийским канонам. Он имеет четкие прямоугольные формы стен, которые декорированы резьбой.

Кроме необходимых 5 башен, храм имеет множество скульптур и также ландшафтное планирование – ров, вокруг храма заполнен водой, и позже созданы 2 водоема ровной квадратной формы.

Что находиться внутри храма

Кроме многочисленных статуй божеств, главной декорацией внутри храма является резьба. Ангкор-Ват декорирован многокилометровой резьбой по всем 3 ярусам. Также внутри храм по большей части украшен еще барельефом.

Станы храма до сих пор идеально прилегают, и нигде не нарушено изображение передаваемых сюжетов – бытовой и праздничной жизни кхмеров, сюжеты из жизни императора, а даже магические рисунки драконов и динозавров.

Сегодня на стенах храма остались необъяснимые отверстия – археологи допускают, что это было крепление для бронзовых декораций, который были разграблены после упадка империи.

Трехуровневое устройство храма Ангкор-Ват

Ангкор-Ват – это сложная архитектурная конструкция, создание которой происходило без каких-либо механических приспособлений. Но несмотря на это, кхмерские зодчие сумели построить удивительный сложны комплекс храмовых галерей и численных переходов в несколько этажей.

Первый ярус

Центральными здесь являются 3 галереи идеальной прямоугольной формы. Третья галерея – самая известная, она искусно декорирована великолепными двухметровыми в ширину барельефами, длина которых – больше 700 м.

На первом ярусе находятся внутренние дворики и 2 библиотеки. Павильоны этого яруса соединяются галереями, которые декорированы самыми длинными барельефами в мире, и также орнаментом на карнизе.

В храме на первом ярусе сразу встречаются 1800 танцовщиц-апсар. Композиция барельефов на 1 ярусе – это изображения индуистского эпоса, военные сюжеты тысяч фигур, в том числе и императора Сурьявармана II.

Второй ярус

Перейти на 2 ярус можно по специально сооружённым галереям и по мостикам-переходам. Галереи здесь украшены многочисленными рельефными сюжетами, а мостики размещены на мелких столбиках. Кроме башен на этом ярусе также есть 2 библиотеки.

Третий ярус

Третий корпус считается сердцем Ангкор-Ват – здесь архитектурный ансамбль храма больше всего символически напоминает гору Меру, у которой по легендам 5 небесных пиков. Центральная башня выполняла роль алтаря – главное место поклонения Вишну, чья статуя здесь стояла. На этом ярусе изображены самые сложные по технике выполнения барельефы.

Вся композиция храма-горы выполнена в совершенно точных пропорциях.

Таинственная связь Ангкора со спиралью созвездия Дракона

Древняя столица Ангкор остается не до конца изученной историками и археологами. В 1992 году активно началось исследования британского историка, Джоном Григсби, который нашел связь между планирование города и звездным небом.

Он выдвинул теорию, что храмы в древней столице отображают проекцию млечного пути, а именно моделируют волнистую часть звездной спирали Дракона и часть соседних звездных ансамблей – Северной короны, Данеб, Лебедя, Малой и Большой медведицы.

Кроме непосредственно самого расположения храмов в таком порядки, именно эта часть северного созвездия Дракона отображена на стенах в храме Байона и Пном-Бакенг.

Сравнение планирования городских храмов и части млечного пути очевидны, хотя и не точны. Так, пропорции между храмами напоминают пропорции между звездами, но территория самых храмов нарушает геометрическую картину на небе.

Эту неточность развенчало следующее исследование – при помощи компьютерного проектирования, было подтверждено, что центральные храмы действительно являются зеркальным отображением небес, но только повторяют они звездное небо весеннего равноденствия 10 500 г. до н.э.

Такое исследования подвесило убеждения о активном развитии имперской столицы Ангкор в IX – XIII ст., но главная гипотеза, которая до сих пор остается ниспровергнутой, так это что храмы кхмерской культуры строились на фундаментах более ранних культур.

Стегозавр в Ангкор-Ват. Могли ли видеть кхмеры динозавров?

С начала 1990-х гг. активно ведутся дискуссии о более раннем сооружении столицы Кхмерской империи, но даже они не могут объяснить то, каким образом кхмеры сумели на стенах своего храма изобразить динозавра.


Динозавр на стене Ангкор Ват

В индуистских храмах часто встречаются декорации мифологического периода, где изображен весь животный мир. Но уникальным остается наличие на одном из рельефов храма Ангкор-Ват изображение травоядного динозавра, Стегозавтра, остатки которого датируются 140 млн лет тому назад.

Сакральная нумерология Ангкора

Древняя столица Ангкор притягивает внимание не только историков и археологов, но также астрономов и математиков. Многие считают это место сакральным, из-за постоянного символического повторение чисел 72, 54 и 108 в ландшафте, декорировании и планировании города.

Эти числа — священные в буддийской и индуисткой космологии, поэтому их, или сумму этих чисел можно встретить по всему городу:

  1. Сам город расположен на 72 градуса восточнее от египетской пирамиды Гиза.
  2. За время могущества империи, в городе было построено 72 храма.
  3. По периметру Ангкор-Тхома, исторического центра города стоят огромные скульптуры – 54 Дэва и 54 Асуры.
  4. Храм Байон имеет 54 башни.
  5. В храме Ангкор-Ват есть изображение как 108 наг.
  6. Вокруг центрального святилища Пном-Бакхенг установлено 108 маленьких башен.

Легенды и мифы о храме

Древний город Ангкор притягивает огромное количество интереса. И поскольку информации об этом периоде очень мало, начинают возникать мифы и легенде об реальности этого места.

Кроме значительного числа скептиков, которые не верят в аутентичность архитектуры древнего города, часто поднимаются вопросы о реальном «сокрытии» Ангкоры в XIX ст. французскими натуралистами. Главный вопрос, который вызывает сомнения – что путешественники сами придумали, — ведь XIX в. не особо популярен своим научным подходом.

Очевидно, что Анри Муо ненамеренно, но мифологизировал этот город, придавая ему особой пикантности. Сегодня, например, тяжело проверить были ли там действительно дремлющие джунгли, которые поглотили город.

Последнее, что остается под вопросом – это древность самых барельефов. Техника, по которой выполнены сюжеты – очень искусная, и не все верят, что древние кхмеры могли так точно передавать черты героев на стенах.

Ангкора имеет величественную историю, поэтому некоторые ученые пытаются найти связи кхмерской культуры с предыдущей, более таинственной культурой утраченной Атлантиды.

Существует мнение, что Редьярд Киплинг писал «Книгу джунглей» после посещения этого места. Ангкор-Ват имеет только одну фольклорную историю. Местное население верило, что ночью в одну и ту же башню спускается Богиня-змея, которая превращалась в красавицу и соблазняла короля.

Она считалась талисманом города. А когда на город начинали сыпаться несчастья, считалось, что Богиня-змея переставала приходить. Этим объясняется, почему храм, восьмое чудо света, имеет множество изображенных змей на своих фасадах.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о храме Ангкор Ват

Видео про храм Ангкор Ват:

Основной достопримечательностью Камбоджи являются древние храмы. Храмов в Камбодже великое множество, но я напишу про самые интересные, величественные и красивые, которые поражают своими барельефами и интересной кладкой. Храмы Ангкора в Камбодже — это целый комплекс храмов, в который входит и всем известный храм Ангкор Ват. Все эти храмовые комплексы расположены на территории более чем 210 км² и многие из них все еще находятся в стадии исследований.

Камбоджа привлекает внимание своей самобытностью — это совсем не Таиланд, весь выхолощенный, прилизанный, удобненький и туристический. До сих пор вспоминаю, удивительные ощущения от пересечения Тайско-Камбоджийской границы во время февральской поездки 2015 года. Красота, культура, подтянутые люди в форме, почти сразу сменяются деревенской простотой, помогалами, торгашами и пузатым таможенником топлесс. Впечатлили дикие земли, по которым ехали бесконечно долго, свободные жители, способные спать в шалаше из полиэтилена и при этом радоваться жизни, но большее всего поразили храмы Камбоджи.

О наших первых впечатлениях от посещения Камбоджи,Таиланд я постарался рассказать в отдельной статье, которая получилась в меру эмоциональной и надеюсь интересной. Для сравнения предлагаю прочитать статью про подобную поездку внутри Вьетнам — отличия налицо

  • Как доехать от Фукуока до Хошимина своим ходом

Это удивительные храмовые ансамбли, которые не смог обойти даже Голливуд, не раз выбиравший их в качестве декораций к своим фильмам. Туристами замечены особенности связанные с осмотром достопримечательностей Камбоджи, о которых следуют знать всем, прежде чем планировать поездку к храмам:

  • каждый храм прекрасен в разное время суток: какой-то на рассвете, какой-то днем
  • в любое время суток можно получить замечательные фотоснимки
  • осмотр храмовых комплексов Камбоджи занимает много времени, поэтому следует уделить этому мероприятия не менее 2-3 дней, чтобы успеть посетить самые достойные места. На эти дни можно подыскать отель в близлежащем городке Сиемрип.

О том как подбирать дешевое жильё заграницей при самостоятельном путешествии читайте в статье, кроме того предлагаю воспользоваться отельной картой для подбора подходящего места на первые дни прибывания в Камбодже:

Кроме того для осмотра всего комплекса Ангкор стоит задуматься об аренде транспорта, т.к. многие храмы находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга. Ранее я уже писал об аренде основных видов транспорта, а так же об общественном транспорте Камбоджи. Однако туристам собравшимся в на осмотр храмов Камбоджи предоставляется расширенный вариант, поэтому здесь подведу итоги.

Все виды транспорта Камбоджи на 2015 год

  • Велосипед — интересное предложение, если задержитесь на несколько дней в Сием Рипе (это ближайшее место к Храмам). Приблизительно 2$ за велосипед на день.
  • Мопед — аренда мопедов (8-10$ в день) иностранцами в Сием Рипе запрещена законом. Однако если приехали из другого города, то обязательно оставляйте транспорт на платных парковках, .
  • Такси — можно арендовать на один день за 30-40$.
  • Слон — можно прокатиться на слоне от ворот Ангкор Тома до храма Байон. Стоимость 10$. А в Ангкор Виладж можно не только покататься на слоне, но и еще взять урок у профессиональных погонщиков. Погонщик поможет научиться уверенно сидеть на слоне и даже с ним можно выучить несколько команд для слона. Стоит приблизительно 50$.
  • Воздушный шар — этим удивительным транспортном можно воспользоваться за 11$ за одного человека (в корзину входит до 30 чел.). Можно будет увидеть только Ангкор Ват с воздуха и запечатлеть это на фотоаппарат. Но шар поднимается только в хорошую погоду.
  • Микроавтобус — Стоимость аренды микроавтобуса с водителем (на 12 человек) – приблизительно 50$ в день.
  • Моторикша (тук-тук) — думаю, самый популярный транспорт для передвижения по территории комплекса Ангкор. Стоимость аренды тук-тука варьируется от 10 до 20$ в день.

О том как не попасть впросак при аренде байков или мотобайков в Камбодже, обязательно прочитайте важную статью, помните несоблюдение правил может стоить вам крупных денег за ремонт или кражу мотоцикла. А также можно прочитать информацию о транспорте в Камбодже:

Цена входного билета на территорию храмов Ангкора:

  • за один день составляет 20$,
  • за 3 дня – 40$ (можно посетить в течении недели)
  • за неделю – 60$ (ей можно воспользоваться в течении месяца).

Часы посещения самого известного храма Камбоджи — Ангкор Вата с 5 утра до 6-ти вечера. Не вздумайте терять основной (входной) билет, т.к. на территории храмового комплекса присутствует собственный сисуритл, сотрудники которого очень быстро заметят отсутствие билета и выпишут штраф.

Храм Ангкор Ват

Одно из главных строений на сегодняшний момент, которое является национальной гордостью и изображено на флаге Камбоджи.

Храм Ангкор Ват был построен, когда правил король Сурьявармана II (1112 - 1152). Во время его правления Камбоджа стала великой державой. Анкгор Ват представляет собой удивительное архитектурное сооружение, которое создано без каких либо смесей (скрепляющих материалов), каменные блоки подогнаны так, что они держаться друг на друге очень точно. Храм был построен за 89 лет, строителей, которые участвовали в постройке насчитывается около 150 млн человек.

Сердце храма — это пять башен — одна в центре (это мифическая гора Меру, где живут все боги и богини) и четыре башни (храма) вокруг нее, и все это место находиться посередине рва (океана), а солнце и луна вращаются вокруг горы. Ангкор Ват можно признать самой большой религиозной постройкой в мире, т.к. он построен на вере в богов и богинь. Поэтому его делят на три мира: низший мир, мир людей, и мир богов. Виденье этих миров проглядывает не только в самом строении, но и на барельефах, и скульптурах, которыми украшены все стены храма.

Очень много тонн камня было использовано на строительство храма, и вес одного блока мог доходить до 500 кг., поэтому, кхмерам при строительстве помогали слоны, чтобы передвигать особо тяжелые блоки. При раскопках и изучении местности ученые не нашли построек обычных кхмеров — строителей, кто строил древние сооружения, поэтому была высказана теория, что эти постройки вообще не были возведены людьми, но это уже другая история….

Ангкор Ват окружён рвом, в древние времена в нём обитали крокодилы. Храм хорошо сохранился по сравнению с другими строениями Ангкора, т.к. буддийские монахи живут здесь до сих пор.

В 1992 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду Юнеско. Храм Ангкор Ват главная туристическая достопримечательность Камбоджи.

Есть еще в этом комплексе много прекрасных храмов, которые тоже стоит обязательно увидеть, про них коротко расскажу в :

  • Ангкор Том
  • Байон Тэмпл
  • Бапуон
  • Королевский Корпус и Пиманакас
  • Пре Палилэй
  • Теп Пранам
  • Терраса Прокаженного Короля
  • Слоновья Терраса
  • Клинги и Прасат Сор Прат
  • Храм Та Пром – самый захватывающий душу храм Ангкора и каждый кто приехал посмотреть Камбоджу должен его увидеть. Он интересен тем, что заброшен и отдан на растерзание джунглям, деревьям, которые его пронизывают.
  • Бантей Кдей и Сра Сранг
  • Ta Keo
  • Храм Пре Кан
  • Пре Нек Пиан
  • Ta Сом
  • Преа Вихеа

Как видите, посмотреть есть на что, поэтому, решившись познакомиться с древней архитектурой, запасайтесь не только терпением, но и силами. Так как ходить придется много, слушать, если наймете хорошего гида, ещё больше, но и впечатлений получите предостаточно. Всё что, сейчас нужно — это выбрать наиболее удачный момент для полёта в Камбоджу и запланировать отпуск, а жизнь в этой стране достаточно бюджетна, даже для избирательных путешественников. Успехов в изучении древних строений.

Продолжение рассказа читайте в следующей статье:

И помните, что в Камбоджу не обязательно лететь прямым рейсом, вам вполне подойдут, как Таиланд, так и Вьетнам, а дальше дешевыми автобусами дорога займет 7-8 часов, в течении которых можно будет насладиться колоритам этой удивительной страны. Не бойтесь . Нужно сделать всего лишь маленький шаг.