Система географических адресов на базе цифр: зачем она нужна и кому полезна. Географические объекты и процессы. Основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная

География – это нужная наука, которая изучает Землю. У большинства людей она ассоциируется только со школьным предметом, другие же ценят ее за знания о местах, выбирающихся для путешествий. Она представляет собой науку, которая обеспечивает полноценное существование людей на Земле с имеющейся природой, продуктами и даже возможностями лечения.

География в школе

География – это единственный предмет в школе, который формирует у учеников комплексное представление о нашей планете, людях. Она знакомит их с территориальным подходом как способом познания и значимым инструментом влияния на социально-экономические и природные процессы.

Существуют следующие значения географии:

  • понимание современного мира как единого, но многообразного и в тоже время неделимого, осмысление определенных мест в мире и осознание включенности каждого человека в жизнь на планете;
  • формирование географического мышления, дающего возможность смотреть на явления и объекты в тесной взаимосвязи в пространстве и времени, и позволяющей осознавать ситуацию в настоящий момент времени;
  • осуществление гуманных идей, которые проявляются в сохранении природы и животных, глубоком изучении природных мест и населения.

Почему нужно учить географию?

Учить данную науку необходимо для того чтобы знать о том, как и почему происходят тайфуны и цунами, каким образом формируются горы, где человек не может провести изучения природы, как живут различные насекомые, животные и птицы и многое другое.

К тому же существует несколько направлений этой науки. Есть даже медицинская, которая изучает, как на здоровье человека оказывает влияние географическая среда. Занимаются данной наукой не медики, а профессора и академики географических наук.

Как это пригодится в жизни

Знания географии помогают в самых разных сферах жизни. Каждому известна ее польза при путешествиях. Благодаря ей можно ориентироваться по карте мира. Кроме того, учитываются время и часовые пояса. Данная наука объясняет все о часовых поясах, и в каком из них находится тот или иной город.

Также она нужна в области спутниковой и сотовой связи, навигации. Все современные GPS спутники, навигаторы и сотовые операторы используют знания местности. Все операторы имеют свою зону действия и за ее пределами позвонить уже невозможно, либо может включиться роуминг. И тут пригодятся современные знания о географии. Если знать местность, где заканчивается действие своего оператора и начинаются дорогие звонки, можно подключиться к другой сотовой связи.

Современная техника неразрывно связана с этой наукой. Навигаторы представляют собой приборы, которые помогают добраться до места назначения. И это возможно благодаря встроенному компасу. GPS спутники также требуют наличия картографии. Они пересылают на Землю координаты, которые обозначаются в секундах, минутах и градусах. Они затем расшифровываются и помогают сориентироваться.

Туристам особенно нужны знания в такой науке. Ведь прежде чем отправиться в определенное место, необходимо узнать все о климате там. Иначе неподходящие условия погоды могут просто испортить отдых. К тому же знания предостерегают туристов от опасности. Ведь существуют такие места на Земле, где периодически становится очень опасно, происходят ураганы и землетрясения.

Мечта посетить Австралию или Байкал – это разные цели, ведь они находятся в совершенно разных местах. Что-то находится дальше, что-то ближе. Познания дают представление о том, в каких частях света они расположены и какой там климат. Это помогает грамотно спланировать свои путешествия.

Помимо вышеперечисленного, география позволяет ориентироваться в погодных условиях. Например, грибникам и рыбакам всегда нужно знать, когда будет удачный урожай и улов. А они в этих случаях, как известно, возможны, когда есть дожди и наблюдаются теплые ночи.

Таким образом, география находит в нашей жизни обширное применение. Она помогает ориентироваться в жизни, узнавать много нового и делать выводы во всевозможных сферах – питании, прогнозе погоды, путешествиях, традициях, развлечениях и так далее.

Презентации по географии

Такие презентации способствуют осознанию и восприятию учениками постигаемых материалов, расширяют кругозор, прививают любовь в данной науке и родному краю. Скачать презентации по географии на этом сайте .

Данный материал является одним из важных и интересных этапов в закреплении изученного материала или в проверке домашнего задания после прохождения определенной темы. Благодаря презентациям ученики начинают развивать умения работать с всевозможными информационными географическими источниками, анализировать данные и аргументировать свое мнение. Скачать и пользоваться презентациями может любой. В них может быть анализ различных карт, составлены схемы, присутствовать слайды с текстовым сопровождением, музыкальные видео файлы. Все зависит от тематики.

Дьяконов К. Н., Касимов Н. С., Тикунов В. С. Современные методы географических исследований. М.: Просвещение, 1996. 207 с.

ГЛАВА I. ОПИСАНИЕ – ОСНОВНОЙ МЕТОД ГЕОГРАФИИ

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ

Само название нашей древней науки, предложенное древнегреческим ученым Эратосфеном, – география (от греческих ge – Земля и grapho – пишу, описываю) – свидетельствует о чрезвычайной важности описательного метода. В описании последовательно раскрывается вся история становления географии как науки. С географическими описанием связывается характеристика и упорядочение материала о территории, а также и теоретические обобщения, т. е. вслед за сбором идет систематизация, объяснение и наконец построение теории.

Географическое описание, во-первых, – один из результатов исходного этапа географического анализа территории, этапа сбора фактического материала и его первичного или эмпирического обобщения. Во-вторых, географическое описание территории – результат обобщения проведенных ранее исследований, причем ученых не одного поколения. Резюмируя, можно сказать, что описание призвано ответить на три вопроса: «Где расположено?», «На что похоже?», «Каков смысл географического явления?».

Первой формой описаний было эмпирическое описание, дававшее представление об окружающем человека мире. Прежде всего это были землеописания, создаваемые по результатам путешествий.

Характерной для цивилизации античного периода была комплексность эмпирических описаний, охватывавших природу, хозяйство, население, включая нравы и традиции разных народов, иногда с долей вымысла. Ярко выраженная практическая потребность в эмпирических описаниях с развитием особенно морских путешествий, а так же торговли привела к появлению даже специализированных описаний берегов, мелей, камней и т. д. (периплов) или внутренних территорий (периэгезов), т. е. морских или сухопутных объездов (периодов).

Очень существенной, обобщающей труды предшественников стала работа Страбона «География» (в 17 книгах). Это одно из лучших страноведческих произведений. Страбон приводит известные ему сведения о территории современных Испании, Франции, Британии, Италии, Греции, Малой Азии, Африки, т. е. двигаясь с запада на восток и потом к югу. Характерной особенностью этого труда является его практическая направленность. В «Географии» легко прослеживаются мысли о необходимости перехода от простых эмпирических описаний к осмыслению взаимосвязей и закономерностей.

Не менее значительно заключение Страбона о необходимости членения обжитой части Земли (Ойкумены) на целостные части, прообразы районов в современном их понимании.

Средние века стали эпохой застоя, отмечается лишь активность арабских ученых. Лишь к концу XV столетия купцы в поисках выгодной торговли создали условия для Великих географических открытий, осуществленных как бы «попутно». Накопление эмпирического материала привело к переосмыслению описаний известных земель и характеристикам вновь открытых.

Накопление большого фактологического материала о природных условиях, народонаселении, хозяйстве и др. потребовало их систематизации и осмысления, что явилось толчком к обособлению отдельных географических наук, усиливших их практическое приложение и социальную значимость. Обобщив достижения эпохи Великих географических открытий, немецкий ученый Варениус (Варений) (1622-1650) представил географию как «круг земноводный», где он оконтурил ряд частных географических наук, структурировав описания и подняв их на новый уровень обобщения. Он считал, что следует не только описывать страны, но прежде всего обращаться к общим закономерностям – «кругу земноводному» – предмету географии генеральной.

Дифференциация наук и соответственно описаний позднее получила свое развитие и оформилась в систему благодаря трудам В. Н. Татищева (1686-1750), М. В. Ломоносова (1711-1765) и др.

Усилившаяся дифференциация географических наук привела к появлению тематических описаний: П. И. Рыч-кова (1712-1777) «О сбережении и размножении лесов» (1767), К. Фрааса (1810-1875) «Климат и растительный мир во времени, их история» (1847), а позднее и классических работ – А. И. Воейкова (1842-1916) «Климаты земного шара» (1884), Д. Н. Анучина (1843-1923) «Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений» (1895), В. В. Докучаева (1846-1903) «Русский чернозем» (1883) и др.

Существенным нововведением в географию стало использование сравнительного метода. Здесь прежде всего следует отметить заслуги А. Гумбольдта (1769-1859) и К. Риттера (1779-1859). А. Гумбольдт, сравнивая местности, которые он посетил во время своих путешествий, пришел к выводу о наличии закономерностей в смене природных условий, обусловленных взаимной связью их компонентов. Своими трудами он заложил основы учения о ландшафтах и ландшафтных зонах. К. Риттер наряду с А. Гумбольдтом также считается создателем сравнительного направления в географическом описании. Особенно известны его труды «Землеведение в отношении к природе и к истории человека, или Всеобщая сравнительная география», «Идеи о сравнительном землеведении».

Другим важным направлением в географии стало районирование. Здесь следует упомянуть труды К. И. Арсеньева (1789-1865), заложившего основы методики районирования и применившего свои исследования для экономического районирования России и обоснования конкретного круга показателей, характеризующих районы.

Существенным моментом было обоснование объективной реальности существования районов, а не представление о «их как о мысленных конструкциях, количество которых будет таким, сколько человек взялось за их выделение. Точки зрения, согласно которой районы представляют собой реальные целостности, поддающиеся объективному вычленению и описанию, придерживалось большинство ученых, начиная с Н. П. Огарева (1813-1876), рассматривавшего районы не как нечто застывшее во времени, а как динамические развивающиеся системы. Особо следует отметить заслуги П. П. Семенова-Тян-Шанского (1827-1914), создавшего два варианта районирования Европейской России (1871 и 1880 гг.), а также выдающегося ученого Д. И. Менделеева (1834-1907), более известного своими трудами по химии, нежели географии.

СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ

Географические описания могут быть комплексными: типичный представитель их – ландшафтные описания. Другой тип описаний – проблемные, или целевые, при которых принципы отбора исходной информации, способы ее подачи, изложение фактов и др. подчинены определен ной научной или практической цели. Следует различать комплексное описание элементарного природно-территориального комплекса (географической фации) и физико-географическое описание территории разного размера (страны, провинции, ландшафта). С методической точки зрения и для последующего синтеза физико-географических знаний о территории важной представляется пол нота описания физико-географической точки. Описание физико-географической точки – это описание фации. Фация занимает один элемент микроформы рельефа или элемент формы мезорельефа, сложенный однородными породами, характеризующийся однородным режимом увлажнения, глубиной залегания грунтовых или почвенных вод, однородным микроклиматом. В пределах фации формируется одна растительная ассоциация на одной почвенной разности. Фация генетически однородна. Описание ландшафта существенно отличается от описания отдельной фации. Прежде всего тем, что ландшафт – это относительно однородный в генетическом от ношении комплекс, представляющий собой закономерное сочетание более мелких природно-территориальных комплексов. Другими словами, в характеристике ландшафта должна быть отражена мозаичность территории. Другое отличие связано с «разрешающей способностью» описания. Невозможно так же детально, как фацию, описать ландшафт во всех его подробностях и деталях. Поэтому при характеристике ландшафта обычно, помимо его общих свойств, описываются и его основные местности и урочища. Наряду с ландшафтными описаниями существуют комплексные экономико-географические характеристики территории, а в последние годы особенно распространенными стали эколого-географические описания территорий (например, природно-хозяйственных районов). Здесь описание строится на целостном восприятии географических систем, но на качественно более высоком уровне, чем описания античного, или «классического», периода цивилизации. Особо следует сказать о страноведении, также эволюционировавшем от поэлементной характеристики при роды, населения и хозяйства к осмыслению их как некоторого единства. Типичным примером страноведческого описания выступает характеристика стран мира в Большой Советской энциклопедии. В страноведческих работах широко используется сравнительно-описательный метод. Сравнительный географический анализ широко при меняется для выявления и описания районов-аналогов. Однако особую важность в географии имеет районирование. В настоящее время имеется несколько взглядов на районы. В отечественной географии стал доминировать взгляд на необходимость выделения районов как целостных разнородных систем, зачастую обладающих свойством территориальной нерасчлененности, иногда и наличием ядра районообразования и районообразующих связей. В зарубежной географии акцент нередко делается на установление однородности территории.При физико-географическом районировании принято различать комплексное и частное (отраслевое). Приме рами частного районирования могут быть геоморфологическое, климатическое, ботаническое, зоогеографическое и т. д. Районирование выступает как синтез знаний в тех или иных отраслях географической науки, базируется на достижениях этих наук и даже отражает состояние науки на данный момент времени. В заключение отметим еще один вид географического описания – литературно-художественное , лучшие образцы которого мы находим в прозе и поэзии И. А. Бунина, С. А. Есенина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, И. С. Соколова-Микитова, И. С. Тургенева и многих других отечественных писателей и географов.

Примеры географических описаний

Форма бланка и полнота полевого физико-географического описания должна быть «выдержана» в исследованиях разных коллективов и быть индивидуальной в специальной части в зависимости от характера изучаемых объектов и задач научных работ. Унификация описаний необходима для последующей корректной математической обработки материала и сопоставимости данных различных исследователей. Обратимся к стандартному бланку комплексного описания фации, широко используемому географами университетов. Заполнение бланка осуществляется простым карандашом или шариковой ручкой. Описание начинается с фиксации адреса точки. Ее следует привязывать к постоянным надежным ориентирам (геодезическим знакам, колодцам, отдельно стоящим деревьям, церквям и т. д.). Определяется азимут на предмет и расстояние до него. Желательно фиксирование местоположения точки по двум ориентирам. При проведении исследований на залесенной территории обязательно указание на положение в лесном квартале. Если исследователь располагает аэроснимком на данную территорию, то необходимо указать номер снимка, а точку зафиксировать на нем. Поскольку географ, как правило, описывает не одну точку, то в качестве дополнительного адреса можно указать расстояние и направление двух-трех предыдущих точек комплексного описания, а положение точек нарисовано на схеме, что предусмотрено формой бланка. Характеристику рельефа обычно начинают с описания его мезоформы. Указание на макроформу в каждом конкретном описании не делают. Обычно не указывают и генезис ПТК, и его тектоническое и геологическое строение. Эти характеристики необходимы при описании ландшафта или физико-географического района в целом. В бланке обязательно фиксируется положение точки по отношению к формам мезорельефа и подробно описывается микрорельеф и его морфометрия (протяженность склона, крутизна поверхности, глубина вреза эрозионных борозд и т. д.). Окружающий нас рельеф можно представить как сочетание выровненных поверхностей, склонов и понижений. В связи с этим характеристика крутизны склонов приобретает большое значение, так как от этой характеристики зависит перераспределение выпадающих атмосферных осадков, различия в суммарной солнечной радиации, интенсивность миграции веществ. Выделяют восемь градаций крутизны склонов (табл. 1). Таблица 1. Характеристика склонов по их крутизне
Склоны Угол наклона, в градусах
Очень пологие (слабонаклонные равнины) Менее 3
Пологие (наклонные равнины) 3-5
Слабопокатые 5-10
Покатые 10-15
Сильнопокатые 15-20
Крутые 20-45
Обрывистые Более 45
Отвесная стена 80-90
Кроме экспозиции и крутизны фиксируется характер склона (выпуклый, вогнутый, прямой, волнистый, террасированный и т. д.). При описании рельефа необходимо указание на абсолютную высоту точки (она снимается с топографической карты) и относительную над базисом дренирования. Второй блок описания можно назвать гидротермическим. Он характеризует глубину залегания грунтовых и почвенных вод, наличие верховодки, тип водного режима, распределение температуры почвы на глубине 20 и 50 см (информативные суточные и декадные уровни температуры почвы для лесной зоны). Третий блок описания – почвенный. Существует несколько систем выделения почвенных горизонтов и их бук венных обозначений. Однако, следуя классику отечественного и мирового ландшафтоведения и почвоведения В. В. Докучаеву, в нашей стране принята следующая символика описания генетических горизонтов почвы: А 0 – самая верхняя часть почвенного профиля, лесная подстилка или степной войлок, представляющая собой опад растений на различных стадиях разложения. А 1 – минеральный гумусово-аккумулятивный горизонт, содержащий наибольшее количество органического вещества в пределах всего профиля; наиболее темноокрашенный. Цвет этого горизонта в почвах нашей страны варьирует от черного, бурого, коричневого до светло серого, что обусловлено составом и количеством гумуса: от 12-16% в лугово-черноземных почвах до 1-5% в светло-каштановых почвах юго-восточной части Прикаспийской низменности. А 2 – подзолистый или осолоделый, элювиальный гори зонт, формирующийся под влиянием кислотного или щелочного разрушения минеральной части. Это осветленный, рыхлый горизонт. А п или А пах – пахотный горизонт, измененный человеком в пределах глубины вспашки. Для многих районов европейской части страны для почв характерны старопахотные горизонты. В – иллювиальный, или горизонт вмывания: бурый, охристо-бурый, красновато-бурый, уплотненный и утяжеленный горизонт. Характеризуется накоплением глины, окислов железа, алюминия и других коллоидных веществ за счет вмывания их из вышележащих горизонтов. ВС – переходный горизонт от иллювиального к материнской (почвообразующей) горной породе, из которой сформировалась данная почва. Горизонт почвообразующей породы, не затронутой процессами почвообразования, обозначают как С. Д – подстилающая горная порода, залегающая ниже материнской и отличающаяся от нее по своим свойствам (главным образом по литологии). При характеристике почвенного профиля и его горизонтов географ фиксирует вертикальную мощность горизонтов, цвет, влажность, механический состав, структуру, плотность, включения, новообразования, переход между горизонтами, четкость (нечеткость) границы. Полевое описание почвенного разреза дополняется последующими результатами лабораторного анализа важнейших свойств почв, из которых отметим влажность (запасы влаги), механический состав по Н. А. Качинскому (табл. 2), Таблица 2. Классификация механических элементов почв (по Н. А. Качинскому)
Механические элементы Размер, в мм
Камни Более 3
Гравий 3-1
Песок крупный 1-0,5
Песок средний 0,5-0,25
Песок мелкий 0,25-0,05
Пыль крупная 0,05-0,01
Пыль средняя 0,01-0,005
Пыль мелкая 0,005-0,001
Ил грубый 0,001-0,0005
Ил тонкий 0,0005-0,0001
Коллоиды Менее 0,0001
Физическая глина Менее 0,01
Физический песок Более 0,01
процентное содержание гумуса, количество подвижных (доступных для питания растений) соединений азота, фосфора, калия, степень кислотности. Последняя характеристика определяется в суспензиях, полученных при взбалтывании почв с дистиллированной водой (актуальная кислотность) или раствором KCl (обменная кислотность), и выражается в единицах рН. По величине степени кислотности различают кислые (рН менее 6), нейтральные (6,0-7,5) и щелочные почвы (рН более 7,5). Этот показатель имеет важное агрономическое значение, так как позволяет судить о необходимости известкования и гипсования почвы. Для большей наглядности в левой части описания почвенного разреза предусмотрено место для зарисовок. Описание растительности осуществляется на ботанической площадке. Для луговой или болотной растительности принятый размер площади 100 м 2 или 10х10 м. Описание леса производится на площади не менее 400 м 2 (20х20 м). Для выбранной луговой площади составляют спи сок произрастающих на ней растений, в котором обычно сначала перечисляют злаки, потом осоки, бобовые, разнотравье. Каждое растение записывают двойным названием (род и вид) по-русски и по-латыни. В случае если у исследователя есть сомнение в определении растения, его берут в гербарий для установления его рода и вида по определителю. В описание луговой и болотной растительности входит следующая информация: высота, обилие, проективное покрытие, фенологическая фаза, жизненность. Видовой состав леса описывают по ярусам. Для каждого древесного вида указывают обилие по 10-балльной шкале, на основании чего выводят формулу древостоя. Например, если в первом ярусе зафиксировано 7 елей, 2 сосны, 1 береза и единично осина, то формула древостоя выглядит так: 7Е + 2С + 1Б, ед. Ос. Для всех древесных ярусов фиксируют среднюю высоту, средний диаметр ствола на высоте 1,3 м от поверхности почвы, высоту прикрепления крон, господствующий возраст. Для определения возраста можно использовать имеющиеся отдельные пни, приростной бур, при помощи которого из дерева перпендикулярно к центру вынимается цилиндрик древесины с годичными кольцами. Для всего древесного полога дается общая сомкнутость крон в долях от 1. В ряде случаев приводится класс бонитета древостоя – интегральная характеристика, учитывающая возраст и высоту древесного яруса. По классу бонитета с точностью до 10-15% можно оценить запасы древесины на 1 га, что важно для практических целей. После описания ярусов древостоя в бланк заносят сведения о подросте, кустарниковом и травяно-кустарничковом ярусах (название видов, обилие, высота, фенологическая фаза, жизненность, характер распределения), о моховом и лишайниковом покрове (мощность, название видов, жизненность, распределение). При описании культурных посевов в бланке дают название культуры, фенологическую фазу, жизненность и перечень сорняков с указанием степени засоренности посевов. Степень засоренности определяют на площадках 10х10 м. Итоговый вывод характеристики естественной растительности – название ассоциации по преобладающим видам и группам растений. Это название может быть двух- и трехчленным. При этом на последнее место ставят преобладающее растение или группу растений. Например, разнотравно-мятликовый луг или липово-дубовый лес с лещиной разнотравный. В итоге, на основании описания всех компонентов природно-территориального комплекса в соответствующей графе записывают название фации с обязательным указанием формы мезорельефа или ее элемента, слагающих пород, увлажнения, фитоценоза и почвенной разности.
  1. Основна школа Загальноприродничий компонент

    Документ

    уміє виявляти і описувати явища природи, порівнювати об’єкти природи за кількома ознаками; пояснювати повторюваність явищ природи; застосовувати набуті знання у практичній діяльності та повсякденному житті;

  2. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Пояснительная записка

    Современное общество требует максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющей делать профессиональный и социальный

  3. География для среднего (полного) общего образования

    Документ

    Специфика географии - ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия

  4. Основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная

    Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное,

  5. Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №37 г. Томска Содержание

    Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №37 г.Томска разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

- (этим. см. предыд. сл.). Занимающийся географией. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕОГРАФ греч.; этимологию см. География. Занимающийся землеописанием. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

географ - а, м. géographe m., лат. geographus, гр. Специалист по географии. Древние географы точию во описании стран.. упражнялись. Геогр. ген. 6. Между тем, как астрономы и географы в деле своем упражняться будут, я исправлять стану меридиан и оризонт… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Специалист в области географии. Географы исследуют поверхность земли. Они работают на стыке естественных и общественных наук. Вопреки распространённому мнению географы занимались составл … Википедия

ГЕОГРАФ, географа, муж. Ученый специалист по географии. || Преподаватель географии (разг. школ.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Сущ., кол во синонимов: 3 землевед (1) землеописатель (1) экономгеограф (2) … Словарь синонимов

географія - ї, ж. 1) Ряд зв язаних між собою наук, що вивчають поверхню землі, природні умови, населення, економічні ресурси. Економі/чна геогра/фія частина географії, що вивчає розміщення виробництва, умови та особливості його розвитку в країнах або… …

географ - (географыр, географхэр) географ ГеографиемкIэ гъэсэныгъэ зиIэ цIыф Ар географ дэгъу … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

географ - а, ч. Фахівець із географії … Український тлумачний словник

I м. 1. Специалист в области географии [география I 1.]. 2. разг. Учитель географии [география I 1.]. 3. разг. Студент географического факультета высшего учебного заведения. II м. Специалист в области географии [география II]. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Географ, географы, географа, географов, географу, географам, географа, географов, географом, географами, географе, географах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Книги

  • Географ глобус пропил (кинообложка без вклейки) , Иванов А.В.. Алексей Иванов – писатель, сценарист и культуролог. Он работает в самых разных литературных форматах. «Географ глобус пропил», «Блуда и МУДО», «Общага-на-Крови» и «Ненастье» – современная…
  • Географ глобус пропил , Алексей Иванов. "Роман "Географ глобус пропил" - это роман вовсе не о том, что веселый парень Витька не может в своей жизни обрести опору, и не о том, что молодой учитель географии Служкин влюбляется в…

Для чего нужны географические карты и планы, Вы узнаете из этой статьи.

Для чего нужны географические карты?

Для кого-то географические карты остались в далеком прошлом, ведь многие пользуются современными навигаторами, а некоторые считают, что карты все же необходимы путешественникам.
Если взглянуть в далекое прошлое, то карта является значимым изобретением человечества, ее изобрели даже раньше, чем возникла письменность. Значение географических карт в жизни человека того времени заключалось в том, что ее использовали в географических исследованиях – на их полотно наносились новые, открытые объекты и территории. Карту использовали как ценный источник информации о любой местности.

Какова практическая польза человеку от географической карты?

Используя географические карты можно определить практически точное местоположение географических объектов, а также определить их свойства. К примеру, они могут показать расположение гор, рек, определить высоту гор, размер нужного озера и так далее. Также они показывают, как расположены объекты относительно друг друга.

Географические карты являют собой в разы уменьшенное изображение поверхности Земли. Она уменьшена в соответствии с определенным масштабом. Поэтому она помогает определить расстояние между географическими объектами и оценить вид площади исследуемой поверхности. С помощью карты можно сделать вывод о закономерностях поверхности планеты. Такая их функциональность обуславливает значение географической карты для человека.

Кому нужны географические карты?

Планы местности сослужат большую службу путешественникам и туристам, которые например, оказались в незнакомой местности или населенном пункте. Географически карты используются школьниками для добывания знаний в школе. Ими пользуются учителя, метеорологи при составлении прогнозов погоды и логисты для построения маршрутов.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, для чего современным людям нужна географическая карта.

Человека всегда интересовало всё, что его окружало: минералы, горные породы, вода, огонь, воздух, растения, животные.

Древние учёные собирали факты, а затем их систематизировали и устанавливали закономерности. В своей работе они пользовались различными способами и приёмами, т. е. методами (от греческого слова «методос» - путь исследования, теория, учение).

Как и все науки, география обладает специальными методами исследований. Рассмотрим некоторые из них.

Географическое описание

Этим методом обычно пользовались землепроходцы, мореплаватели, путешественники, записывавшие первые сведения об открытых землях и населяющих их народах. Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности?

Сейчас этим методом широко пользуются участники полевых исследований и экспедиций, изучающих рельеф, Мировой океан, атмосферу Земли, а также Арктику и Антарктиду.

Картографический метод

Карта - это особый источник географических знаний. Она отражает и систематизирует информацию, полученную путём наблюдений и описаний.

Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н. э.. Шло время. Карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.

Картографы создают различные карты - географические, климатические, полезных ископаемых и др. Таким образом, картографический метод исследования представляет собой применение карт для научного и практического познания изображённых на них объектов и явлений. Он является неотъемлемой частью большинства географических изысканий.

Сравнительно-географический метод

Сравнительно-географический метод - один из старейших в географии. Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.

Аэрокосмический метод

В настоящее время этот метод стал одним из важнейших в географии. Наблюдения и снимки с самолётов, спутников, космических станций позволяют не только составлять очень точные карты, но и находить новые месторождения полезных ископаемых, следить за , за деятельностью человека, загрязнениями земной поверхности, получать информацию о других планетах Солнечной системы, о Галактике, Вселенной.

Статистический метод

Статистический метод используют для анализа статистических - количественных и качественных - данных. Статистический учёт вёлся ещё в глубокой древности. Например, в Древнем Китае проводились переписи населения. В настоящее время статистический метод применяют практически во всех отраслях. В географии статистический материал представлен в тексте учебников, в картах, а также в виде диаграмм, графиков, таблиц.

  1. Как древние люди изучали Землю?
  2. В чём заключается метод географического описания?
  3. Какую роль играет в наше время картографический метод?
  4. Что даёт современной географии аэрокосмический метод?
  5. Применяют ли в век компьютерных технологий методы географических исследований, которыми пользовались учёные древности?

Земля - уникальная планета: только на ней существует жизнь. тесно взаимосвязаны, они изменяют и дополняют друг друга. Процессы, происходящие в природе и изменяющие её, - - делят на физические и биологические. Огромное влияние на изменение облика Земли оказывает человек.

Называют естественными науками. К ним относят астрономию, физику, химию, географию, биологию, геологию, экологию.

Образует группу взаимосвязанных наук, количество которых постоянно увеличивается. Выделяют два основных раздела: физическую и социально-экономическую географию.

Специальными методами географических исследований являются географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический и статистический методы.

Основные понятия и термины раздела:

  • живая природа
  • неживая природа
  • явления природы: физические, биологические
  • естественные науки
  • физическая география
  • социально-экономическая география
  • методы географических исследований
Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту.