Где располагалось древнерусское государство. Политическая, этническая и экономическая география древнерусского государства


Население и территория
Центрами образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород. Выгодно расположенные на торговом пути «из варяг в греки», они объединили вокруг себя две группы восточнославянских племен - северную и южную.
В источниках нет сведений о количестве населения в Древней Руси. Известный демограф Б. Ц. Урланис, используя косвенные данные, считает, что к началу второго тысячелетия нашей эры территория Киевской Руси составляла 1,1 млн. кв. км., а численность населения - 4,5 млн. человек.
Территория древнерусского государства сложилась из земель, которые занимали племенные союзы, упоминаемые в «Повести временных лет» (поляне, волыняне, древляне, северяне, радимичи, дреговичи, кривичи, вятичи, словене и др.). Первоначальной, древнейшей была государственная территория Среднего Поднепровья, собственно Русская земля во главе с Киевом.
В конце IX - второй половине XI вв. власть киевских князей распространяется на Новгород Великий, Псков, Смоленск, Ростов, Полоцк, Муром, Рязань - центры обширных земель, располагавшихся на севере, северо-востоке и северо-западе Восточно-Европейской равнины. На юге тоже продолжалось расширение территории, в первую очередь собственно Киевского, затем Черниговского и Переяславского княжеств. Вошедшие в состав древнерусского государства иноязычные, иноплеменные образования (мурома, меря, голядь и др.) стали его составной частью. Киевская Русь превратилась в одно из самых крупных и могущественных государств средневековой Европы.
Образование раннефеодального древнерусского государства имело большое прогрессивное значение для дальнейшего самостоятельного политического, экономического и культурного развития восточнославянских племен и других племенных объединений, вошедших в его состав.
Система налогообложения
С образованием государства идет становление системы его взаимоотношений с населением, включающих производство продукции, сбор налогов, несение военной службы.

Самой первой формой господства и подчинения был сбор дани в пользу государства, которая называлась полюдье. Эта дань собиралась со всего населения (людей). Полюдье являлось выражением верховного права князя на землю и установления понятия подданства.
Для сбора этой дани князь с дружиной ежегодно с ноября по апрель объезжал огромные подвластные им территории или посылал туда своих наместников. Собиралось продовольствие, меха, мед, воск и др.
Размеры дани, место и время сбора заранее не определялись. Старшие дружинники со своими отрядами могли собирать и большее количество дани, чем князь. Такие захватнические методы вызвали протест населения. Так, в 945 г. в древлянской земле произошло восстание против князя Игоря, он был убит. Его жена, княгиня Ольга, провела налоговую реформу, установив «уроки» - нормы дани, а также время и место ее сбора - «погосты». Это были пункты, где проводилась торговля. Реформа княгини Ольги была в Киевской Руси первой попыткой упорядочения сбора дани. Вводилась единица обложения: в одних местах это был «дым» (семья), в других - «плуг» или «рало», когда облагалось отдельное хозяйство. Несколько «дымов» составляли «дворище». Реже единицей обложения считался человек.
По мере развития крупного землевладения и укрепления государства формы эксплуатации менялись и дифференцировались - в одних случаях дань превращалась в подать, взимаемую в пользу князя, государства; в других - в феодальную ренту, выплачиваемую феодалу.
Памятники права
Важную роль в укреплении феодального строя играли правовые нормы. Наиболее ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права являются договоры киевских князей с Византийской империей (911, 944, 971), в которых есть сведения о «Законе Русском». Договоры эти содержат ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и «челяди» и т. п.
Но первым древнерусским сводом законов была «Русская Правда», действовавшая с XI по XV вв. Первая часть Краткой редакции «Русской Правды», так называемая «Древнейшая Правда», во всех 18 статьях дает очень ограниченный круг наказуемых преступлений: от убийства, побоев до укрывательства скрывшегося холопа, порчи чужого оружия и одежды. В нем хотя и говорится о таком пережитке, как право родственников на кровную месть за убийство, однако кровная месть уже отмирает и заменяется денежными штрафами за убийство (вирами) по приговору суда.
«Русская Правда» определяла привилегии феодала, положение зависимых от него крестьян и прочих групп населения, нормативно закрепила право собственности феодала на землю. Целый рад статей предусматривал наказание за попытку посягательства на эту собственность. Специальные статьи устанавливали наказание за распахивание межи, за ограбление боярской усадьбы, за убийство слуг феодала (тиунов, огнищан и пр.).
«Русская Правда» отразила происхождение феодальной зависимости населения путем как экономического, так и внеэкономического принуждения. Экономическое принуждение состояло в том, что разорившийся смерд сам вынужден был идти в кабалу к светскому или церковному феодалу. В «Русской Правде» это рядовичи и закупы*.
* Рядовичи - лица, нанимавшиеся на работу по ряду (договору). При невыполнении обязательств могли стать холопами. Закупы - общинники, взявшие ссулу (купу) на определенный срок.
В «Правде Ярославичей» нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скот.
Процесс феодализации
Первоначально у славянских племен не было сословий и все жители обладали равными правами. Однако по мере развития производительных сил выделились определенные группы населения, различающегося между собой по благосостоянию и социальному положению. Появилась знать, куда входили «лучшие», «лепшие», «большие», «старейшие», «нарочитые» мужи. Самый высокий статус занимали «земские бояре». К ним относились представители племенной аристократии, потомки родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки». К высшим социальным слоям относились верховные дружинники, «княжьи мужи».
В X-XI вв. в Киевской Руси усилился процесс феодализации. Это проявилось в наступлении племенных вождей и старейшин на общинные земли. Активизация захвата общинных угодий объяснялась в определенной мере тем, что к этому времени укрепляются пашенное земледелие и двухпольная система севооборота. По сравнению с переложной и подсечно-огневой системами при двухпольном севообороте значительно усиливается интерес к закреплению земли в постоянном владении. Поэтому в Киевской Руси интенсивно формируется частная собственность на землю, идет процесс, получивший название «обояривание» земель. Частная собственность на землю называлась вотчиной (отчиной). Вотчина - это собственность на землю, которую можно купить, продать, передать по наследству. Как правило, она появлялась путем присоединения знатными людьми земельных наделов других общинников, в частности, обедневших. Угодья рядовых общинников часто присоединялись не за долг, а насильственным путем. Таким образом на Руси вотчинники превращались в крупных землевладельцев.
Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. С этого периода смерды не только выплачивают дань государству, но и становятся зависимыми от феодала (боярина) и выплачивают ему за пользование землей оброк (натуральный) или отрабатывают барщину, хотя в этот период еще значительное число жителей оставалось не зависимыми от бояр.

Территория Древнерусского государства складывалась длительное время. Первый этап объединения территории можно условно ограничить 862–882 гг. До середины IX в. некоторые восточнославянские и финно-угорские племена были вынуждены платить дань своим более сильным соседям. Под 859 г. ПВЛ сообщает, что варяги «из заморья» взимали дань с чуди, ильменских словен, мери и кривичей, а хазары – с полян, северян и вятичей (в другой записи говорится, что до 885 г. хазарам платили дань и радимичи). Начало консолидации территории Руси было положено событиями, описанными под 862 г., когда, отказавшись платить дань варягам, северное объединение восточно-славянских и финно-угорских племен призвало (также из варягов, но, видимо, из другого племени) Рюрика с братьями. Слово «Русь» первоначально, по утверждению летописца, было названием варяжского племени, из которого происходили Рюрик и его сородичи. В науке до сих пор продолжаются споры о достоверности как всего сюжета о призвании варягов, так и об этом толковании термина, но летопись, описывая события этого времени, употребляет слово «Русь» только для обозначения варяжских князей с их дружинами.

Согласно ПВЛ варягов призвали чудь, словене, кривичи и весь. Интересно, что в этом сюжете славянские и финно-угорские племена выступают сообща, а править призывают скандинавскую династию, то есть уже изначально формирующееся государство было полиэтничным. Летопись сообщает, что Рюрик (поначалу с братьями, а затем самостоятельно) властвовал не только над четырьмя призвавшими его племенами, но и над мерей и муромой. Центрами управления стали города: Новгород, Изборск, Белоозеро, Полоцк, Ростов и Муром. Другие источники сообщают, что первоначальной резиденцией Рюрика была Ладога. Таким образом, на севере Восточной Европы сложилось полиэтничное протогосударственное объединение. В это же время отделившиеся от Рюрика дружинники Аскольд и Дир заняли Киев и подчинили полян.

Второй этап складывания территории Древнерусского государства начался в 882 г., когда преемник Рюрика Олег захватил Киев и установил власть над полянами, затем над древлянами (883 г.), северянами (884 г.) и радимичами (885 г.). В походе Олега на Константинополь (907 г.) в его войске упоминаются (помимо ранее подчиненных племен) вятичи, белые хорваты, дулебы и тиверцы, видимо, также подпавшие в это время под его власть. К концу правления Олега в 913 г. территория государства охватывала области расселения большинства восточно-славянских племен и части финноугорских. Столицей стал Киев, а к городам, которые являлись центрами административно-территориального управления, добавились Чернигов, Переяславль, Смоленск, Любеч и Псков.

Третий этап занял X – первую половину XI в., когда Древнерусское государство объединило территорию от до и от Карпат до Средней Волги. Процесс подчинения племен киевским князьям был достаточно сложным, некоторые из них неоднократно восстанавливали свою независимость на какое-то время. Так, древляне пытались дважды отложиться от Киева при Игоре (в 913 и 945 гг.) и только жестокая расправа Ольги с восставшими в 945–946 гг. окончательно привела их к покорности. Ольга упорядочила сбор дани на основной территории государства, установив специальные пункты для этого в земле древлян, окрестностях Новгорода (по Мсте и Луге), по Днепру и Десне. В 966 г. Святослав подчинил и обложил данью вятичей. Этот князь вел активную внешнеполитическую деятельность, воевал с волжскими булгарами, Хазарским каганатом, печенегами и Византийской империей. Поскольку большую часть времени он проводил в походах, то в качестве правителей или наместников на отдельных территориях своего государства он использовал сыновей: с 970 г. в Киеве сидел Ярополк, у древлян – Олег, в Новгороде – Владимир.

Большое значение для оформления государственной территории имела деятельность князя Владимира Святославича (980–1015). Он завоевал Северное Прикарпатье, с городами Перемышль и Червень (982 г.), подчинил ятвягов (983 г.), пресек попытки вятичей (981–982 гг.) и радимичей (984 г.) ликвидировать зависимость от Киева. Он также использовал своих сыновей в качестве наместников на отдельных территориях. Основными центрами административного управления были города Новгород, Полоцк, Туров, Ростов, Муром, Владимир Волынский и Тмутаракань (Тьмутаракань). Владимир предпринял меры к усилению обороны Киева и окружающей его территории, для чего в 988–989 гг. было построено несколько городов-крепостей в левобережье Днепра по рекам Десна, Остер, Сула, Трубеж (в конце Х в. по этой территории печенеги обычно подходили к Киеву). К западу от Киева, на небольшой реке Ирпень был основан Белгород. Эти города-крепости заселялись представителями различных племен, входивших в состав государства при Владимире.

Правление Ярослава Мудрого, который утвердился на киевском столе в 1019 г., также ознаменовалось укреплением границ Русской земли. Правда, поначалу внутренние междоусобицы были главным занятием князей. В 1026–1036 гг. Русь вообще была разделена между Ярославом и его младшим братом Мстиславом: земли к востоку от Днепра были волостью Мстислава, который сидел в Чернигове, а правобережье принадлежало старшему брату – киевскому князю. Только после смерти брата Ярослав стал единоличным правителем государства. Тем не менее он постоянно принимал меры для расширения и укрепления рубежей подвластной территории. В 1030 г. он подчинил чудь (эстов) и для управления ими основал Юрьев к западу от Чудского озера. Подобным же образом возник Ярославль в землях мери на . В 1030–1031 гг. русские князья, воспользовавшись внутренними раздорами в Польском королевстве, вторглись на его территорию к северу от Карпат и заняли несколько городов (в частности, Белз). Захваченных в плен Ярослав стал селить в новых крепостях по Роси, создавая таким образом заслон со стороны степи. Видимо, это помогло ему в 1036 г. нанести решающее поражение печенегам, после которого они перестали представлять угрозу для Руси. На рубеже 30–40-х гг. XI в. киевский князь совершил несколько походов против племен на северо-западе: ятвягов, литвы, мазовшан (западно-славянское племя, располагавшееся в правобережье Вислы). Результатом этих походов был, как правило, сбор дани и захват пленников.

Таким образом, к 1054 г. Древнерусское государство достигло своего наибольшего расширения. На западе владения киевских князей заходили в пределы земель чуди (эстов), летьголы, зимеголы и ятвягов, им подчинялись волыняне, значительная часть земель белых . Наиболее подвижными были южные и юго-восточные границы, чему в немалой степени способствовали набеги кочевников. Как часть Руси существовало Тмутараканское княжество, расположенное на побережье Черного и , в нижнем течении Кубани и на Керченском полуострове в . В левобережье Днепра в состав государства входили области по реке Ворскле, верховья Северского Донца, Оскола и Дона. Киевская Русь включала также земли вятичей, мещеры, муромы. Дань Киеву платили заволочская чудь и корела. В XI в. славянская колонизация охватила новые территории на северо-востоке. Появляются города, служившие опорными пунктами этой колонизации и утверждения власти киевских князей над финно-угорскими племенами. В землях мерян к Ростову и Суздалю присоединяется Ярославль, мещеры – Рязань, Переяславль Рязанский и Пронск. Из Новгорода заселяются славянами земли води, Обонежье и Заволочье.

География хозяйства Руси

Основным хозяйственным занятием восточных славян было земледелие. Оно было распространено по всей территории Руси и имело местные отличия, определяемые как географическими факторами, так и уровнем развития сельского хозяйства. Следует учитывать, что в северной части Восточно-Европейской равнины лежали обширные леса. Граница этой области на юге шла примерно по линии Владимир Волынский – Киев – Новгород Северский – среднее течение Оки – Рязань. К югу от нее начиналась полоса лесостепи, тянувшаяся параллельно лесной зоне с юго-запада на северо-восток. В левобережье Днепра по направлению к Дону леса было меньше, хотя сама лесостепная зона расширялась.

Киевская Русь лежала в основном в зоне подзолистых и дерново-подзолистых почв. почвы характерны только для Среднего Поднепровья (к югу от Десны). Ландшафтные, почвенные, климатические условия на юге, в районе Киева, Чернигова, Переяславля, способствовали установлению здесь пашенного земледелия с переложной или залежной системой землепользования. При широком распространении по всей территории Руси сохи на юге применяли также плуг и рало. Северные районы, охватывавшие зоны подзолистых и дерново-подзолистых почв с большими лесными площадями, заболоченными землями, худшими климатическими условиями, в целом являлись менее удобными для земледелия. Возможности освоения этих земель в то время были ограниченными, поэтому на севере длительное время господствовала подсечная (огневая) система земледелия. Основными сельскохозяйственными культурами были рожь, пшеница, ячмень, просо, горох. Сеяли также лен (преимущественно на севере), хмель и мак. Развивалось садоводство и огородничество.

С земледелием было тесно связано скотоводство. Практически все известные сегодня виды домашних животных имелись в древнерусских хозяйствах. Наряду с лошадью как основной тягловой силой разводили коров, овец, свиней, кур, гусей, уток и т. д. В развитии скотоводства, как и в , также наблюдались некоторые, хотя и не столь резкие различия между северными и южными областями. Пашенное хозяйство юга требовало применения вола и лошади как тягловой силы в более широких размерах, чем на севере. Этим, видимо, и объясняется наличие больших стад рогатого скота и лошадей в крупных вотчинных хозяйствах юга, которое отмечают источники.

Значительное место в хозяйственной деятельности занимали охота, рыболовство и бортничество. Особенно велик был их удельный вес в северных районах, богатых лесом и водоемами, где земледелие не могло полностью удовлетворить потребности населения. Охотничий промысел давал жителям не только пищу, но также одежду и обувь, которые изготавливались из шкур и меха животных. Объектами охоты были тур, лось, медведь, олень, кабан, заяц, рысь, лисица, соболь, куница, горностай, белка, песец. Развитие охотничьего промысла было связано с взиманием князьями дани пушниной, а также с тем, что пушнина уже в это время была ценным объектом торговли. Много пушнины добывалось в Новгородской земле, в районах Северной Двины, Печоры, Югры (полярные области Приуралья). Охота также развивалась как способ свободного времяпрепровождения, развлечения знати. Об этом свидетельствует, например, красочное описание охотничьих подвигов князя Владимира Мономаха в составленном им «Поучении детям».

Определенную роль в хозяйстве Древней Руси играла рыбная ловля. В пищевом рационе того времени рыба занимала большое место. Принятие христианства с его системой постов и постных дней недели утвердило рыбу в качестве одного из основных компонентов питания. Помимо основных орудий лова – остроги, крючка, невода, бредня, в период массового хода рыбы с X–XI вв. широко применяли особые способы ловли – «заколы» и «езы» (сооружения, преграждавшие реку). Промысловый лов рыбы велся в Днепре, Сейме, Припяти, Западной Двине, Оке и других реках. Высокого уровня достигло бортничество – собирание меда и воска диких, лесных пчел.

Ремесленное производство насчитывало более 60 специальностей (обработка железа, цветных металлов, дерева, камня, кожи и мехов, выработка тканей и одежды, изготовление керамики, ювелирных изделий и т. д.) и делилось на деревенское (сельское) и городское. Сырьем для производства и обработки железа служили болотные, озерные и дерновые руды, широко распространенные в Восточной Европе. Южная граница их распространения совпадает с южной границей лесостепи. Производство железа было делом трудоемким, и поставщиками его стали районы, особенно богатые железными рудами. Один из таких районов находился на севере, между Ладогой и Чудским озером. Железо вырабатывали и на юго-западе Руси. Производилось оно сыродутным способом в домницах, большинство которых возникало в непосредственной близости от источников сырья, хотя в ряде мест руда была привозной. Производство железа в основном развивалось в сельской местности с последующей доставкой его в города.

В землях финно-угорских племен, либо входивших в состав Древнерусского государства, либо непосредственно соседствовавших с ним, степень распространения земледелия и его уровень были не везде одинаковы. Если в муромских и мещерских землях уже в IX в. стали преобладать приемы земледелия, привнесенные славянами, и оно было основным занятием населения, то у и черемис (мари) ведущим в хозяйстве было скотоводство, хотя земледелие также имело место. Практически повсеместно велика была роль охоты, рыболовства, бортничества, но и здесь выделялись в этом плане некоторые районы (земли мордвы и ). В северных и северо-восточных областях Восточной Европы основным занятием населения – корел, саами, чуди заволочской, печоры, югры, перми и других – были охота, рыболовство, частично скотоводство.

Размещение городов

Древняя Русь представлялась современникам обширной страной с многочисленным населением, проживавшим как в сельских поселениях, так и в городах. В определении числа городов и их размещения имеется ряд трудностей. Они связаны как с недостаточной четкостью самого понятия «город», так и с тем, что местоположение некоторых городов (не сохранившихся в силу ряда причин) устанавливается с трудом. Следует учитывать и то обстоятельство, что источники содержат лишь отрывочные сведения о древнерусских городах, сообщают о них случайно и мимолетно, по ним часто невозможно судить даже о времени возникновения того или иного города. Само название «город», «град» на Руси означало укрепленное поселение, огороженное место. В этом значении зачастую летописи и употребляют термин «город», противопоставляя его окружающему «посаду» – неукрепленной части поселения. Иногда под «городом» подразумевается все поселение в комплексе, но и в этом случае непременным условием является наличие фортификаций, защищающих центральную часть.

По подсчетам М. Н. Тихомирова, летописи свидетельствуют о существовании в IX–X вв. 25 городов. Из них Белоозеро, Изборск, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск и Чернигов восходят еще к IX в. Вероятно, и другие города, упомянутые в X в., существовали раньше, ведь летописи далеко не всегда впервые называли тот или иной город именно в год его основания. Существует и обратная проблема. Например, Новгород упоминается в источниках в связи с событиями IX в., а археологами пока обнаружены следы жилых построек на его территории только середины X в. Тем не менее, если опираться исключительно на данные летописей, то для XI в. фиксируется существование еще 64 городов, в XII в. упоминается вновь 135 городов, а в XIII в. (до 1237 г.) – 47. Таким образом, отмечается нарастание количества городов: в X в. – 25, в XI в. – 89, в XII в. – 224 и к 1237 г. – 271. Учитывая, что данный перечень городов основан на летописных известиях и что в нем не значатся некоторые населенные пункты, упоминаемые как города в других источниках, можно считать, что приблизительное количество городов на Руси в начале XIII в. составляло 300.

Со временем меняется не только число городов. Меняется и сам город. Первоначально территория русских городов (IX–X вв.) ограничивалась пределами крепости. Формирование города как центра ремесленников и торговцев только намечается. Но уже в этот период под его стенами возникают в некотором роде самостоятельные поселки. Вначале они не относятся к городу, но примерно к концу Х в. превращаются в его часть – предградья или посады с ремесленным или торговым населением, которое в силу своих занятий живет не на горе – холме, где обычно располагалась крепость, а внизу у реки, на подоле. При этом укрепленная часть иногда приобретала кроме общего названия «град», «город» еще и специальные ( , Кром, Детинец и др.)

Происхождение русских городов представляет собой отдельную проблему в исторической науке. Наибольшее значение географическому фактору в этом процессе придавал, пожалуй, В. О. Ключевский. Возникновение древнерусских городов рассматривается им как следствие успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VIII в. Именно к этому времени Ключевский отнес возникновение «древнейших городов на Руси с тянувшимися к ним торгово-промышленными округами». Однако только развитием торговли вряд ли можно объяснить появление городов, так как многие из них находились в стороне от главных торговых магистралей. Были и другие причины обусловившие их появление. В частности, сюда можно отнести градостроительную деятельность князей, которым города были нужны в качестве центров управления отдельными племенами и сбора дани, а также в качестве военно-стратегических опорных пунктов. Не стоит забывать и о развитии ремесла, которое концентрировалось в городах. С другой стороны, города на Руси чаще возникали в наиболее развитых в сельскохозяйственном отношении районах и служили защитой для сельского населения от врагов и местом сбыта продукции. Стоит заключить, что если в возникновении каждого конкретного города играл решающую роль какой-либо один из перечисленных факторов, то на его дальнейшее развитие оказывали влияние в большей или меньшей степени все обстоятельства.

Поскольку значительная часть городов Руси сложилась как центры, связанные с аграрным производством, на карте Древнерусского государства можно выделить районы наибольшего сосредоточения городов, как бы объединяющих сельскохозяйственные округи. Первый «сгусток» городов охватывает Среднее Поднепровье (древнейшие города – Киев, Переяславль, Чернигов, Любеч, Новгород Северский, Вышгород); второй – юго-западную Русь (Галич, Владимир Волынский, Перемышль); третий – верховья Днепра и Западной Двины (Полоцк, Смоленск, Орша); четвертый – волго-окское междуречье (Ростов, Суздаль); пятый – среднее и нижнее течение Оки (Муром, Рязань). Города были и в других районах, однако названные выше территории выделялись в хозяйственном отношении и отличались развитым земледелием.

Особого внимания заслуживают названия городов, так как они могут существенно расширить наши знания об обстоятельствах возникновения того или иного населенного пункта. Например, один из крупнейших городов юго-западной Руси – город Галич – издревле был центром соляной торговли, вблизи него находились крупные месторождения соли. Его название имеет корень кельтского происхождения «hal», означающий «соль» и перекочевавший в некоторые европейские языки. В Центральной и достаточно много топонимов, происходящих от этого же корня и связанных, так или иначе, с солью. Когда на северо-востоке Руси стали возникать поселения на местах добычи соли, названия им зачастую давались по аналогии с юго-западным центром. Так появились топонимы Галич Мерьский и Соль Галицкая (к северо-востоку от Костромы). Другой из древнейших городов Руси – Переяславль (Переславль) – упомянут в летописи впервые под 907 г. Он расположен на небольшой реке Трубеж, левом притоке Днепра. Форма его названия означает «принадлежащий или основанный Переяславом» (древнеславянское личное имя). Неизвестно, правда, о каком Переяславе идет речь, поскольку в IX – начале X в. князья с таким именем нам не известны. В конце XI в. появился Переяславль Рязанский, а в 1152 г. Юрием Долгоруким был основан Переяславль Залесский. Интересно, что два последних города расположены на реках, носящих то же название – Трубеж (в первом случае он впадает в Оку, а во втором – в Клещино (Плещеево) озеро). Несомненно, что названия города и реки оба раза переносились переселенцами (или градостроителями) и давались «в честь» уже существующих топонима и гидронима.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

первое государство, сложившееся в Вост. Европе в результате объединения князем Олегом в 882 г. двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель, расположенных на «пути из варяг в греки» и его ответвлений. Столица - Киев, отсюда еще одно название Киевская Русь. Традиционное старое название - Русь, Русская земля. Возникло как раннефеодальное государство, где при утверждении феодальных отношений еще большое место занимали первобытно-общинные и в меньшей мере - рабовладельческие отношения. Правящая династия - Рюриковичи, по имени легендарного князя Рюрика, призванного, согласно Повести временных лет, в Новгород. Древнерусское государство было своеобразной федерацией княжеств, во главе которого стоял великий князь киевский. Передача престола проходила от брата к брату, т. е. к старшему в княжеском роду (лественичный, или очередной, порядок престолонаследия). Первые киевские князья (Олег, Игорь, Ольга) постепенно объединили вокруг Киева земли восточного славянства и живших на них более мелких народов. Вели активную внешнюю политику (походы на Византию, Хазарию, Волжскую Булгарию, войны с кочеъткъм\-печенегами), которые ускоряли процесс дифференциации русского общества. Внутреннее развитие вело к складыванию на основе занятий пашенным земледелием феодальной собственности на землю. При Владимире I (980-1015) и Ярославе Мудром (1Q19- 1054) государство переживало период наибольшего расцвета. Земли восточных славян были включены в состав Древнерусского государства, решена проблема обороны южных границ от степных кочевников (печенегов, а затем половцев) постройкой крепостных валов и созданием богатырских застав. Принято как единая государственная религия - христианство (988). Свод законов «Русская правда» свидетельствует о складывании частных боярских вотчин и государственного феодального землевладения при сохранении первобытнообщинных и рабовладельческих пережитков. Русь установила обширные связи через брачные союзы с королевскими дворами Европы (Византия, Франция, Англия, Германия, Скандинавские страны) и соседями-кочевниками. Ярослав Мудрый впервые поставил митрополитом русского священника ^ллариона. Велось интенсивное каменное строительство. После смерти Ярослава Мудрого усилились тенденции к раздробленности Руси. При сыновьях Ярослава - Ярославичах (Изяслав, Святослав, Всеволод) в условиях различия уровня развития в различных землях и складывания вотчинного боярского землевладения при господстве натурального хозяйства усилились княжеские междоусобицы, отдельные княжества пытались отделиться от Киева. Любечский съезд князей (1097) принял решение о наследовании земель своих отцов каждой ветвью княжеского рода. Попытки сдержать распад Древнерусского государства предприняли Владимир Мономах (1113-1125) и его сын Мстислав (1125-1132). В начале XII в. Древнерусское государство распалось на отдельные земли и княжества.

Древнерусское государство (др.-рус. и ст.-слав. Рсь, Рсьскаѧ землѧ , греч. Ῥωσία , лат. Russia, Ruthenia, Ruscia, Ruzzia , др.-сканд. Garðar, позже Garðaríki ), с 882 года также Киевская Русь - средневековое государство в Восточной Европе , возникшее в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей .

В период наивысшего расцвета Древнерусское государство со столицей в Киеве занимало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке. К середине XII века вступило в состояние феодальной раздробленности и фактически распалось на полтора десятка отдельных русских княжеств , управляемых разными ветвями династии Рюриковичей. Киев, утративший своё политическое влияние в пользу нескольких новых центров силы, продолжал формально считаться главным столом Руси вплоть до монгольского нашествия (1237 -1240 ), а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.

    1 Название

    2 Образование Древнерусского государства

    • 2.1 До призвания варягов

      2.2 Правление Рюрика

      2.3 Проблема возникновения государственности

    3 История

    • 3.1 Княжение Олега Вещего

      3.2 Игорь Рюрикович

      3.3 Ольга

      3.4 Святослав Игоревич

      3.5 Владимир и Ярослав Мудрый. Крещение Руси

      3.6 Изменения в государственном управлении в конце X - начале XII вв.

      3.7 Распад

    4 Характер государственности русских земель

    5 Население Древней Руси

    6 Города и крепости

    • 6.1 Города

      6.2 Крепости и укрепления

    7 Военная организация

    8 Экономика

    • 8.1 Денежная система

      8.2 Земледелие

      8.3 Ремёсла

      8.4 Торговля

      8.5 Налоги (дань)

    9 Культура Древней Руси

    • 9.1 Письменность и просвещение

      9.2 Литература

      9.3 Зодчество

      9.4 Живопись

      9.5 Фольклор

    10 Древнерусское право

    11 См. также

    12 Примечания

Название

История России

Восточные славяне , народ русь

Древнерусское государство (IX - XIII века )

Удельная Русь (XII - XVI века ); (объединение )

Новгородская республика (1136 -1478 )

Владимирское княжество (1157 -1389 )

Княжество Литовское и Русское (1236 -1795 )

Московское княжество (1263 -1547 )

Русское царство (1547 - 1721 )

Российская империя (1721 - 1917 )

Российская республика (1917 )

РСФСР (1917 - 1922 )

СССР (1922 - 1991 )

Российская Федерация 1991 )

Наименования | Правители | Хронология | Экспансия

Портал «Россия»

История Украины

Доисторическая Украина

Трипольская культура

Ямная культура

Киммерийцы

Скифы

Сарматы

Зарубинецкая культура

Черняховская культура

Восточные славяне , Древнерусское государство (IX - XIII века )

Киевское княжество

Галицко-Волынское княжество

Монгольское нашествие на Русь

Великое княжество Литовское

Казацкая эпоха

Запорожская Сечь

Речь Посполитая

Восстание Хмельницкого

Гетманщина

Переяславская рада

Руина

Правобережье

Левобережье

Российская империя (1721 - 1917 )

Малая Русь

Слобожанщина

Волынь

Подолье

Новороссия

Таврия

Политические организации

Габсбургская монархия

Восточная Галиция

Буковина

Карпатская Русь

Политические организации

Украинская Народная Республика

Революция и Гражданская война

Украинская революция

Украинская держава

ЗУНР

Советские республики

ВСЮР

Махновщина

УССР (1919 - 1922 )

СССР (1922 - 1991 )

Голодомор

ОУН -УПА

Авария на Чернобыльской АЭС

Украина 1991 )

Независимость

Ядерное разоружение

Принятие конституции

Оранжевая революция

Политический кризис на Украине (2013-2014)

Наименования | Правители

Портал «Украина»

История Белоруссии

Древнейшая история

Древнерусское государство (Полоцкое и Туровское княжества )

Великое княжество Литовское

Речь Посполитая

Российская империя (Северо-Западный край )

Белорусская Народная Республика

Белорусская ССР (ССРБ Литовско-Белорусская ССР )

Республика Беларусь

Список правителей Белоруссии

Портал «Белоруссия»

Существует несколько историографических названий государства, преобладавших в литературе в разное время - «Древнерусское государство», «Древняя Русь», «Киевская Русь», «Киевское государство».

Определение «древнерусский» не связано с общепринятым в историографии делением древности и Средневековья в Европе по середине I тыс. н.э. Применительно к Руси оно обычно используется для обозначения так называемого домонгольского периода IX - середины XIII веков , чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории.

Термин «Киевская Русь» возник в первой половине XIX века , пройдя за историю своего употребления существенную эволюцию. Одним из первых его использовал М. А. Максимович в своей работе «Откуда идёт русская земля» (1837) в узко географическом смысле для обозначения Киевского княжества, в одном ряду с такими словосочетаниями как «Червоная Русь», «Суздальская Русь» и др. В таком же значении термин употребляли С. М. Соловьёв («Русь Киевская», «Русь Черниговская», «Русь Ростовская или Суздальская») , Н. И. Костомаров и Д. И. Иловайский . Во второй половине XIX века термин приобрёл дополнительное, хронологическое измерение - одной из стадий русской истории и государственности. В этом случае киевский период обычно заканчивали 1169 годом, что было связано с бытовавшим в дореволюционной историографии представлением о переносе столицы Руси из Киева во Владимир . В. О. Ключевский использовал этот термин несистематически, иногда сочетая узкогеографические и хронологические рамки и отличая «старую Киевскую Русь» от «Руси новой, верхневолжской», иногда подразумевая под ним все земли Руси в соответствующий период . У С. Ф. Платонова , А. Е. Преснякова и других авторов начала XX века термин стал использоваться в государственно-политическом смысле как именование государства всех восточных славян в эпоху, когда Киев был общим политическим центром. В украинской националистической историографии того же времени уточняющий термин «Киевская Русь» не был особо популярным, поскольку подразумевал существование других форм или проявлений Руси (будь то в географическом или хронологическом смысле). Основоположник украинской исторической школы М. С. Грушевский им почти не пользовался, предпочитая термины «Киевское государство» или «Руська держава» («Русское государство», противопоставленное в его версии государству Московскому).

Окончательное утверждение понятия «Киевская Русь» в государственно-политическом смысле произошло в советскую эпоху, когда академиком Б. Д. Грековым были изданы его основные труды, ставшие хрестоматийными: «Киевская Русь» (1939) и «Культура Киевской Руси» (1944) . Уточняя значение термина, Греков отмечал следующее:

«Считаю необходимым ещё раз указать, что в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узкотерриториальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц» .

В те же годы другой частью советских историков (М. И. Артамонов , В. В. Мавродин , А. Н. Насонов ) в научный оборот был введён термин «Древнерусское государство» (первоначально прилагательное писалось со строчной буквы, вскоре стало именем собственным). Среди советских историков активнее всего им пользовались В. Т. Пашуто и представители его школы . В целом оба наименования функционировали параллельно и обладали взаимозаменяемостью. Однако в настоящее время термин «Киевская Русь» по ряду причин считается устаревшим и постепенно выходит в русскоязычной научной среде из употребления .

Образование Древнерусского государства

Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племён - ильменских словен , кривичей , полян , охватив затем древлян , дреговичей , полочан , радимичей , северян .

До призвания варягов

См. также: Русский каганат

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века : в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос , прибывшие сначала в Константинополь , а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого .

В 860 году («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) русь совершает первый поход на Константинополь . Греческие источники связывают с ним так называемое первое крещение Руси , после которого на Руси, возможно, возникла епархия и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом ) приняла христианство .

Правление Рюрика

Основная статья: Государство Рюрика

Призвание варягов на картине Васнецова

В 862 году , согласно «Повести Временных лет », славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов .

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене.

В 862 году (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги и дружинники Рюрика Аскольд и Дир , направлявшиеся в Константинополь , подчинили себе Киев , тем самым установив полный контроль над важнейшим торговым путём «из варяг в греки» . При этом Новгородская и Никоновская летописи не связывают Аскольда и Дира с Рюриком, а хроника Яна Длугоша и Густынская летопись называют их потомками Кия .


Расширение территории Древнерусского государства в IX-X веках под властью династии Рюриковичей

В 879 году в Новгороде умер Рюрик . Княжение было передано Олегу , регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре .

Проблема возникновения государственности

Основная статья: Русь (народ)

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории , опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, оно было создано извне варягами - братьями Рюриком , Синеусом и Трувором в 862 году или же родственником Рюрика Олегом , захватившим Киев в 882 году . В то же время некоторые представители норманизма, такие как Василий Ключевский , называют первоначальной формой Русского государства киевское варяжское княжество Аскольда и Дира , которое стало центром консолидации восточнославянских племён и княжеств в единое государство, а не Новгородское княжество Рюрика, которое они называют местным и кратковременным варяжским княжеством.

Варяги. Николай Рерих , 1899

Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов . Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов . Учёные, относимые к норманистам , считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации - в Финляндии , Пруссии , другой части Прибалтики . Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались ни Миллером , ни Шлёцером , ни Карамзиным , а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии - широко распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии . Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь , продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма .

История

Основная статья: История Древней Руси

Княжение Олега Вещего

Олег Вещий ведёт войско к стенам Царьграда в 907 году. Миниатюра из Радзивилловской летописи

В 882 , по летописной хронологии, князь Олег (Олег Вещий ), родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг, по пути захватив Смоленск и Любеч , установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наёмной варяжской дружиной захватил Киев , убил правивших там Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским “.»); господствующей религией было язычество , хотя в Киеве уже существовала и христианская община.

Олег военным путём распространил свою власть на земли древлян и северян, а радимичи приняли условия Олега без борьбы (два последних племенных союза до этого платили дань хазарам ):

«В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по чёрной кунице. В год 6392 (884). Пошёл Олег на северян, и победил северян, и возложил на них лёгкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: „Я враг их и вам (им платить) незачем“. В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: „Кому даёте дань?“. Они же ответили: „Хазарам“. И сказал им Олег: „Не давайте хазарам, но платите мне“. И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.»

В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911 , предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов.

Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя , правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945 .

Игорь Рюрикович

Игорь совершил два военных похода на Византию . Первый, в 941 году , завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии , в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом и повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году . Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 943 или 944 году был совершён поход на Бердаа . В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян.

Ольга

После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги . Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957 , хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 959 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).

Святослав Игоревич

Около 960 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964 ), которые последними из всех восточнославянских племён продолжали платить дань хазарам. В 965 (по др. данным также в 968/969) году Святослав совершил поход на Хазарский каганат , взяв штурмом его основные города: город-крепость Саркел , Семендер и столицу Итиль . На месте Саркела после этого возникла древнерусское поселение Белая Вежа . Возможно, с этим походом связано и утверждение Руси в Тмутаракани. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода на Византию в 972 году .

Владимир и Ярослав Мудрый. Крещение Руси

Памятник Владимиру Великому в Киеве

См. также: Крещение Руси

После смерти Святослава между его сыновьями разгорелась междоусобица за право на престол (972 -978 или 980 ). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, а Владимир - Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, а сам Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через два года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы Владимир Святославич отстоял свои права на престол (годы правления 980 -1015 ). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь .

При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство . Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» северных племён. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин , повествующих о подвигах богатырей .

В городах, древнейшими из которых были Киев , Новгород , Ладога , Смоленск , Полоцк , Изборск , Чернигов , Переяславль , Туров , Ростов , Белоозеро , Плесков (Псков) , Тмутаракань , Муром , Овруч , Владимир-Волынский , и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности («Повесть временных лет» , Новгородский кодекс , Остромирово евангелие , жития ) и архитектуры (Десятинная церковь , Софийский собор в Киеве и одноимённые соборы в Новгороде и Полоцке ). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты . Русь вела торговлю с южными и западными славянами , Скандинавией , Византией, Западной Европой , народами Кавказа и Средней Азии .

После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убил своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава . Сам Святополк дважды потерпел поражение и умер в изгнании. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых.

Серебреник Ярослава Мудрого

Правление Ярослава Мудрого (1019 1054 ) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда » и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы , что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. Когда после 12-летнего обособления и смерти князя , не оставившего наследника, под власть Ярослава вернулось Черниговское княжество , Ярослав перебрался из Новгорода в Киев и нанёс поражение печенегам, после чего их набеги на Русь прекратились (1036 ).

Изменения в государственном управлении в конце X - начале XII вв.

Золотые ворота в Киеве

В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть православных епископов , подчинявшихся киевскому митрополиту . В то же самое время во всех землях были посажены наместниками сыновья Владимира . Теперь все князья , выступавшие удельниками киевского великого князя , были только из рода Рюриковичей . Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов , но они располагались на окраинах Руси и на вновь присоединённых землях, поэтому во времена написания «Повести временных лет » они уже казались пережитком. Князья-Рюриковичи вели ожесточённую борьбу с оставшимися племенными князьями (Владимир Мономах упоминает князя вятичей Ходоту и его сына). Это способствовало централизации власти.

Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире и Ярославе Мудром (затем после перерыва при Владимире Мономахе ). Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др.

Со времени Владимира или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича , дружинникам вместо денежного жалования князь стал давать земли. Если изначально это были города в кормление , то в XI веке дружинники стали получать сёла . Вместе с сёлами, которые становились вотчинами , даровался и боярский титул . Бояре стали составлять старшую дружину . Служба бояр была обусловлена личной верностью князю, а не размером земельного надела (условное землевладение не получило заметного распространения). Младшая дружина («отроки», «детские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счёт кормления с княжеских сёл и войны. Основной боевой силой в XI веке было ополчение , получавшее на время войны коней и оружие от князя. От услуг наёмной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого .

  1. Причины и предпосылки образования государства.
  2. Признаки Древнерусского государства .
  3. Признаки феодального способа производства. Виды ренты.
  4. Формы феодального землевладения.
  5. Этапы развития феодализма в России.
  6. Социальная структура Древнерусского государства.
  7. Народные восстания.
  8. Города. Функ-ции города.
  9. Норманнская теория. Норманисты. Антинорманисты.

Деятельность древнерусских князей :

  1. Направления внешней политики киевских князей.
  2. Рюрик. Олег. Игорь. Ольга. Святослав.
  3. Владимир. Первая религиозная реформа.
  4. Принятие христианства. Причины принятия христианства.
  5. Значение принятия христианства . Церковное устройство.

Ярослав Мудрый. Внешняя политика. Междинастические браки. «Русская Правда»:

  1. Триумвират Ярославичей. Усобицы.
  2. Владимир Мономах. Борьба с половцами в 1092-1096 гг.
  3. Усобицы 1093-1097 гг. Любечский княжеский съезд.
  4. Борьба с половцами в 1103-1111 гг.
  5. Правление Владимира Мономаха в Киеве.
  6. Мстислав Великий.

У восточных славян процесс формирования государства был длительным - с VI по IX век.

Причины и предпосылки образования государства:

1) переход от родовой к со-сед-скойобщине;

2) развитие частной собственности, имуще-ственного неравенства;

3) усиление власти князя, рост военной дружинной знати. Военная добыча концен-трируется в руках князей и знати;

4) развитие земледелия с использо-ванием железных ору-дий труда;

5) рост городов, отделение ремесла от земледелия.

В результате у восточных славян к IX в. возникает государ-ство - особая организация политической власти общества, распо-лагающая специальным аппаратом принуждения и управления; способ регулиро-вания отношений между различными социальными слоями, классами и т.д. Государство появляется тогда, когда люди ощущают в нём настоя-тельную потребность.

Сам термин «государство» (как и представление о нём) появ-ляется только в XVI в. Древнерусское государство существо-вало не в современном смысле этого слова: не было единого правового, экономичес-кого и культурного пространства. Зато была основа госу-дарства - группа лю-дей, претендовавших на монопольное право изда-вать законы, и монопольное применение силы, если эти законы нару-шаются (князь, дружинная знать и вече).

Признаки Древнерусского государства:

1) наличие публичной власти;

2) государственный суверенитет;

3) государственная власть осуществлялась на определённой территории и распространялась на всё население этой территории;

4) единая сис-тема управления, сборов налогов и зако-нов.

Образование государства является закономерным итогом раз-ложения первобытного строя и зарождения феодализма - общественно-экономи-ческого строя, в основе которого ле-жит частная собственность на землю и эксплуатация зави-симых кре-стьян феодалами .

Признаки феодального способа производства:

1) натуральное хозяйство - при нём продукты труда производятся для потребления самими производи-телями, а не для про-дажи;

2) зависи-мость крестьянина от феодала;

3) примитивный уровень развития орудий труда;

4) сочетание феодального землевладения и крестьянского земле-поль-зования - земля принадлежит феодалам, крестьяне за пользование ею отдают часть производимого урожая феодалу в виде ренты - дохода, не требующего от его получа-теля затрат собственного труда .

Виды ренты :

От-работоч-ная, т. е. бар-щина ;

- оброк про-дуктовый (натуральный);

- оброк денежный.

Дань-на-лог назы-вался полюдье (от слов «ходить по людям», т. е. зависи-мому населению). По-людье собиралось путём объезда князем и дружиной подвластных земель с ноября по апрель. Полюдье также осуществляло властные функции князя: он общался с населением, «напоминал» о своём руково-дстве, вершил суд.

Формы феодального землевладения:

1) вóтчина (от слова «óтчина») - наследственная земельная собственность вóтчинника, её можно было продать, купить, завещать. Владельцами вотчин были князья, бояре, церковь;

2) поместье - условное землевладение, давалось князем мелкому феодалу за службу, служилые люди не обладали правами вотчинников.

Этапы развития феодализма в России:

1. VI-VIII вв. - разложе-ние перво-бытного строя;

2. IX-XI вв. - ранне-феодальное общество;

3. XII-XV вв. - феодальная раз-дроблен-ность;

4. XVI-первая пол. XVIII в. - поздний феодализм;

5. Вторая пол. XVIII-сер. XIX в. - кризис и разложение феодализма.

Ранее в исторической науке преобладало мнение, что Древняя Русь являлась раннефеодальным государством. Ныне историки считают, что общественный строй Руси был много-уклад-ным , сочетающим признаки патриархального, рабовладельческого и ран-нефеодального обществ.

Социальная структура Древнерусского государства .

Привилегированные категории населения :

- Князь («кнез» - древ-негерманский термин - глава рода, старей-шина) - глава государства, воен-ный предводитель, верховный судья и законодатель. Князь объез-жал подвласт-ные тер-ри-тории, вер-шил суд, налагал штрафы. Суд вер-шился по Закону Русскому - устному своду законов, упоминаемому в договорах Руси с Византией . Княжеское окружение выполняло функции управления и принуждения :

- Боярская дума - совет при князе;

- воевода - начальник дружины. Дружина - (от слова «друг») - профессиональное войско, вооружённая сила, преданная лично князю. Дружина насчитывала 500-800 воинов, дели-лась на стар-шую , участвовавшую в управлении княжеством («княжие мужи», дружинная знать, бояре ) и «молодшую» («отроки», «гриди» );

- тысяц-кий - глава во-енного ополче-ния («тысячи »). Ополчение - боеспособная часть гражданского мужского населения, участвующая в военных действиях в случае крайней необходимости;

- тиýны (тивýны), огнищане («огнище» - дом, очаг), дворские, ключники - управители княжеским или боярским хозяйством (двором);

- мечники - судебные исполнители;

- дан-ники - сбор-щики дани;

- вирники - су-дебные чиновники, сборщики штра-фов (штраф - вира );

- мытники - сборщики торговых пошлин.

Управление на местах осуществляли княжеские наместники в городах и волостéли в сельской местности (в волостях).

- смéрды - крестьяне-общинники. Делились на свободных и лично зависимых. Зависимые смерды назвались по-разному в зависимости от причины попадания в кабалу: зáкупы, рядовичи, отпущенники, холопы .

- зáкупы - смерды, отрабатывающие феодалу взятый у него долг (кýпу );

- ря-дóвичи - зависимые люди, заключивший договор (ряд ) с феодалом и выпол-нявшие различные службы в его хозяйстве;

- наймиты - зависимые люди, нанявшиеся на работу за плату;

- полонянники - пленники, отрабатывающие свой выкуп на свободу;

- отпущенники - отпущенные на волю рабы-военнопленные;

- изгои - люди, утратившие связь с общиной (возможно, изгнанные);

- прощенники - преступники (воры), которых церковь выкупала у государства, заплатив за них штраф. Они работали на церковных землях;

- рабы, чéлядь (един. число - челя-дин ), или холопы . На Руси существовало патриархальное (домашнее )рабство. Источники рабов - плен или долги. Рабовладение не получило у славян широкого распространения, так как климат не позволял со-бирать боль-шие урожаи и прокор-мить рабов было трудно.

Не было необ-ходимости строить оросительные системы и другие гигантские сооружения, характерные для южных цивилизаций. Холопы были бесправны. Холопа, ударившего свободного человека, оби-женный имел право убить. За убийство холопа господин не отвечал перед судом, а подвер-гался лишь церковному покаянию. Существовали два вида холопства: обельное (полное) и неполное .

Превращение бывших свободных общинников в зависимое крестьянство происходило в результате захвата об-щинных земель феодалами, причём не всегда этот процесс носил насильственный характер, крестьяне могли добровольно переходить под власть феодала, который взамен должен был их защищать от нападений.

Народные восстания . Тяжёлое положение населения вызы-вало народные восстания. В Суздале в 1024 г., а также в Ростове и Белоозере в 1071 г., восстания возглавили языческие жрецы - волхвы . Причиной восстаний, по летописи, был голод («и бысть глад в граде Суждале»). В 1068 г. крупное восстание вспыхнуло в Киеве.

Города. В VII-VIII вв. ремесло от-де-ли-лось от земледелия. Ремесленники жили в укреплённых поселениях - городищах , выраставших в города. Города строили при слиянии рек, на месте пле-менных цен-тров, на торговых путях. Центр города - кремль (детинец ) был окружён крепо-стной стеной и валом. К центру примы-кали посады и слóбоды - поселе-ния ремесленников. В ле-тописях упо-минаются 224 русских го-рода, археологами зафиксировано 425 городищ IX-XII вв., из них 42 крупных. Иностранцы называли Русь Гардарикой - страной городов.

Функ-ции города : оборонитель-ный, торговый, ремесленный цен-тр, а также админи-стративный центр - резиден-ция князя.

Существовали два центра формирования госу-дарст-венности: южный на Днепре (Киев), и севе-ро-западный (Ладога и Новгород). Легендарные братья Кий, Щек, Хорив и сест-ра их - Лыбедь счита-ются основателями Киева (V-VI вв.). По подсчётам демографов, к XI в. на территории Древнерусского государ-ства площадью 1,1 млн. кв. км. проживало до 10 млн. человек (по мнению Б.У. Урланиса - 4,5 млн. человек).

Условно начало русской государст-венности определяется 860 г., когда после первого похода русов на г. Константинополь Визан-тия официально признала в договоре восточно-славянское государство.

Таким образом , к IX в. сложилось Древнерусское государство. Возникновение государства спо-собство-вало интеграции племён, социально-политической стабиль-ности, защите от внешней угрозы.

Норманнская теория . ПВЛ связывает возникновение государства у восточ-ных славян с призванием варягов. В записи под 862 г. приво-дится рас-сказ, что словене, кривичи и финно-угорское племя чудь, стремясь преодолеть раздоры, призвали на княжение варя-гов из-за моря: «Земля наша велика и обильна, а «наряда» (т. е. управления, порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три варяжских вождя: братья Рю-рик , Трувóр и Синеус стали княжить соответ-ственно в г. Новго-роде, Из-бóрске, Белоóзере. Дружин-ники Рюрика Аскóльд и Дир решили идти «на греки» (в Ви-зантию), но осели в Киеве.

Создатели норманнской теории (НТ) - немецкие учёные Готлиб Байер (1694-1738), Герхард Миллер (1705-1783) и Август Шлёцер (1735-1809), работавшие в XVIII в. в Петербург-ской Ака-демии наук. Они считали, что государство на Руси было привнесено извне, его основали норманны-варяги - скандинавы, принадле-жащие к германской языковой группе. Сами же славяне якобы были столь отсталыми, что не могли самостоятельно создать своё государство. Эти выводы позднее использовала гит-леровская пропаганда , провозгласившая славян расово неполно-ценным народом.

Норманисты . Современные норманисты считают, что:

1. Рюрик - реальная исто-рическая личность. В Швеции, несмотря на наличие памятника кóнунгу (князю) Рюрику в г. Норчёпинге, о нём мало сведений. Возможно, это был конунг Рорик Ютландский из Дании.

2. Первые русские князья также были варягами - Олег , Игорь , Ольга . Их имена изначально были скандинавскими (Хельг, Ингварь, Хельга ).

3. Норманны сыграли значи-тель-ную роль в становлении древне-русской государствен-ности, а Русь по своему типу ничем не отлича-лась от аналогич-ных западноевропейских королевств (Р. Скрынников). Варяжский фактор в становлении Руси был значителен. Например, в городище Гнёздово под г. Смоленском находится крупней-ший в Восточной Европе скандинавский некрополь.

4. «Русь - это те же норманны, те же скандинавы; русь - это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии» (А.А. Шахматов). Историк С.Ф. Платонов считает, что русью вначале звали варяжские дружины, а затем это название закре-пилось за славянами.

5. Шведские историки считают, что существовала т. н. «Великая Швеция», включавшая обширные земли Руси вплоть до Чёрного моря.

Антинорманисты - представи-тели славянской школы Михаил Ломоносов (1711-1765), Дмитрий Иловай-ский (1832-1920) утверждали:

1. «Русь» - это сла-вяне. Варягов на Руси не было совсем или они не сыграли никакой роли в становлении Древнерус-ского государ-ства.

2. Рюрик «был работником по найму», которому новго-родцы за жалованье поручили поддерживать порядок. Славяне призывали норманнов как нейтральную силу, способ-ную прекра-тить усо-бицы. Варяги не были связаны ни с одной из местных группировок и потому уст-раивали всех. У многих народов в древности иноплеменники станови-лись во главе государств (историк В. Л. Янин).

3. Если варягов при-звали на княжение, значит, эта форма власти у славян уже существовала ранее. Рюрик не был первым князем славянских земель. Известны бо-лее ран-ние (возможно вымышленные) князья Кий, Бравлин, Гостомысл .

4. Анализ ПВЛ показывает, что запись о при-звании Рюрика была поздней вставкой в текст летописи. Записи Нестора в 1116 г. были переработаны, возможно, по указанию князя Влади-мира Мо-номаха летописцем Сильвестром (1123). В «По-вести» оста-лось утвер-ждение Нестора о том, что Русь складывалась в VI в. вокруг Киева и первым князем был Кий , но прибавилась за-пись о призва-нии варягов, что отвечало политиче-ским интересам Мо-номаха, тесно свя-занного со Скандина-вией. Братья Синеус и Трувор - плод ошибки летописца, который, плохо зная древнешведский язык, при-нял окружение Рюрика за имена: sine hus («свой род») - Синеус и thru varing («верная дружина») - Трувор.

5. Происхождение правящей династии нельзя напрямую связывать с происхождением самого государства. Государственность нельзя экспортировать из-за рубежа, она - результат достижения определённого уровня развития общества, а у варягов государство в IX в. ещё не сложилась.