Административно территориальное деление в российской федерации. Конституционное регулирование и обеспечение территориальной целостности Российской Федерации находится в прямой зависимости также от того, какие вопросы территориальной организации отнесены к

Эта статья - обо всех типах территориального деления, включая муниципальное, военное и экономическое. О территориальных единицах верхнего уровня согласно Конституции РФ см. Субъекты Российской Федерации ; о политическом устройстве см. Государственный строй России ; об истории российского федерализма с 1918 года см. Федеративное устройство России .

Это приводит к отрицательному платежному балансу, и в последнее время профсоюз оставался экономически без денег. Горбачевские реформы и роспуск. Два следующих явления характеризуют следующее десятилетие: все более очевидный крах экономических и политических структур Советского Союза и попытки поэтапного набора реформ обратить вспять этот процесс. Горбачев начал применять значительные изменения в экономике и руководстве партии.

Многие из них сначала либерализировали выборы советских времен в своих собственных национальных законодательных органах. Они выдвинули законодательство, которое противоречило законам Союза в так называемой войне законов. Председателем Конгресса избран Борис Ельцин.

Субъекты федерации

  • совмещение двух видов деления - границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов. Пример: Административно-территориальное деление Челябинской области
  • юридическом разведении двух видов деления - границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ. Пример: Административно-территориальное деление Свердловской области

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

Однако подписание договора было прервано августовским государственным переворотом, направленным против Горбачева экстремистскими членами марксистского правительства, которые стремились обратить вспять реформы Горбачева и подтвердить центральный государственный контроль над республиками. После неудачного переворота Ельцин стал героем, а власть Горбачева стихла. Политический баланс был заметно склонен к республикам.

Российская Федерация состоит из большого числа различных политических подразделений, что составляет в общей сложности 83 компонента. В федерации насчитывается 21 республика, которые пользуются большей степенью автономии по большинству внутренних вопросов, и это соответствует некоторым этническим меньшинствам в России. У каждой республики есть своя конституция. Остальная территория состоит из 9 краев, 46 провинций, известных как Орласты, 4 автономных округа и автономной области. Помимо них есть два федеральных города - Москва и Санкт-Петербург.

  • с точки зрения муниципального деления Москва делится на
    • 146 «внутригородских территорий города федерального значения» (см. Местное самоуправление в Москве)
  • административно Москва делится на:
    • 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) - административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления
      • Районы (совпадают по территории с муниципальными образованиями)

Административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается уставами или конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ «Об административно-территориальное устройстве» и соответствующими реестрами административно-территориальных единиц субъектов РФ, согласно которым большая часть субъектов РФ делится на административно-территориальные единицы , к которым в основном на верхнем уровне относятся районы и не входящие в их состав города - города областного (краевого, республиканского, окружного) значения , а также в некоторых регионах и закрытые административно-территориальные образования (например в Московской области). В рамках местного самоуправления муниципальные образования со статусом муниципального района и городского округа . На нижнем уровне административно-территориального устройства субъектов РФ иногда выделяются сельские округа (сельсоветы) или поселения , а также сельские населённые пункты , посёлки городского типа (рабочие посёлки) и города (районного значения) и внутригородские районы . В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом сельского поселения или городского поселения с входящими в их состав населёнными пунктами.

В последнее время семь крупных федеральных округов были добавлены в новый слой между вышеупомянутыми подразделениями и национальным уровнем. Российская Федерация простирается на большую часть северной части суперконтинента Евразия, поэтому существует множество ландшафтов и климатов. Большая часть ландшафта состоит из огромных равнин, как в европейской части, так и в азиатской части, широко известной как Сибирь. Эти равнины преимущественно степные к югу и плотные леса на севере, с тундрой вдоль северного побережья.

Есть горные хребты вдоль южных границ, таких как Кавказ и Алтай, а также в восточной части, например, Кордильера Верджянск или вулканы на Камчатке. Известны Уральские горы в центральной части, которые являются основным разделом между Европой и Азией. Эта работа имеет целью оставить некоторый вклад для студентов девятого семестра факультета права и политических наук, чтобы узнать и прояснить некоторые сомнения в отношении российской конституции. Мы надеемся, что настоящая работа будет рассмотрена учителем и компаньонами, которым мы руководствуемся этой монографической работой, которая была реализована по параметрам, установленным учителем курса сравнительного конституционного права. Мы благодарны за возможность и надеемся, что эта работа понравится учителю и одноклассникам. Развивая в них политические силы своего государства, исторические обзоры и другие. Темы, которые мы собираемся развивать, основаны на тех, которые установлены в российской конституции, в качестве отправных точек, которые мы собираемся обсудить в настоящей работе. Во-вторых, мы ссылаемся на его структуру управления; развивая каждую из своих полномочий и способ управления или стабильности каждого из них. И чтобы заключить, что мы авокамос существующей конституции. По этому договору Россия была официально деноминирована Советской Социалистической Федеративной Республикой России. Договор о союзе был включен в первую советскую конституцию, обнародованную в теории. Границы каждой субъединицы были прослежены для включения территории определенной национальности. Конституция наделила новые республики суверенитетом, хотя они должны были делегировать большую часть своих суверенных полномочий центральной советской власти. Суверенитет был формально выражен наличием флагов, конституций и других государственных символов, а также конституционно гарантированным правом на освобождение республик. Россия была самой крупной из республик как по территории, так и по населению. В мае Конгресс избрал Бориса Ельцина председателем постоянного органа съезда, Верховного Совета. Борис Ельцин когда-то был протеже Горбачева, но был исключен из руководства партии из-за радикальности его реформистских предложений. В следующем месяце Конгресс заявил о суверенитете России над своими природными ресурсами и главенством российских законов над главами Советского правительства. Россия проводила выборы, которые приносили популярную легитимность на эту должность, а Горбачев был избран советским парламентом. Ельцин использовал пост президента России для защиты российского суверенитета и российского национализма и что его легитимность на посту президента была больше из-за провала государственного переворота, предпринятого жесткой линией партии и армией против Горбачева в августе Лос-Анджелеса лидеры переворота пытались свергнуть Горбачева, чтобы остановить его план договора о конфедерации, который, по его мнению, разгромит Советский Союз. Ельцин выступил против заговорщиков и защищал перед публикой, что власть вернулась к Горбачеву. Оппозиция, возглавляемая Ельциным вместе с отсутствием разрешения заговорщиков, заставила государственный переворот провалиться через три дня. После неудачи государственного переворота Горбачев нашел другую картину, с Ельциным, который фактически контролировал большую часть иногда непокорного советского административного аппарата. Хотя Горбачев вернулся на пост президента Советского Союза, события стали переполняться. Деятельность Коммунистической партии была приостановлена. Большинство республик союза объявили о своей независимости, хотя казалось, что некоторые из них были готовы объединиться в неточной Конфедерации государств, созданной в договоре Горбачева. Прибалтийские республики получили полную независимость и получили дипломатическое признание от многих государств. Эта конвенция была разработана для прохождения парламента, который разрабатывал свой конституционный проект. Как и ожидалось, оба проекта высказали противоположные взгляды на законодательно-исполнительные отношения. Однако законопроект не одобрил законопроект. 27 сентября воинские части окружили законодательное собрание, но 180 депутатов отказались покинуть здание. На следующий день под руководством министра обороны Павела Грахова несколько танков стреляли в Белый дом, а военные силы занимали здание и остальную часть города. 3 октября Ельцин выбрал радикальное решение для урегулирования своего спора с парламентом: он приказал танкам бомбить место парламента, чтобы выселить своих противников. В то время как Ельцин принимал неконституционное решение о роспуске собрания, Россия приближалась к самому большому риску конфликта после революции в пост-имперской России, это была пятая Конституция; однако, был официально официально одобрен нацией. Его принятие было предметом длительных политических дебатов и предшествовало интенсивной борьбе за власть, которая поставила страну на грань гражданской войны. Референдум ознаменовал начало нового периода для российского государства. После многих веков царского правления, последовавшего за 70 годами коммунистической диктатуры, Россия сознательно встала на путь дальнейшего демократического развития на основе принципов, предусмотренных в Конституции. Хотя неизбежный процесс демократизации был явно ощутим в течение последних с правительством Михаила Горбачева, только с принятием новой Конституции Россия стала действительно демократической страной. По ее словам, Россия была провозглашена демократическим государством, уделяющим приоритетное внимание правам человека, свободам и разделению полномочий. Конституция также гарантировала идеологический плюрализм, способствовала идеалам свободной рыночной экономики и признала нацию единственным хранилищем государственного суверенитета. Как и во многих других странах с переходной экономикой, демократизация в России претерпела ряд неудач и характеризуется рядом нарушений прав человека, определенным ограничением политических свобод и установлением близких СМИ. До сих пор страну часто критиковали, поскольку она чаще применяла силу факта, чем верховенство закона. Прилагательное «суверенное» означает, что Россия оставляет за собой право определять, что является демократическим для нее с точки зрения ее национальных интересов. Например, наиболее видные политические деятели в законодательном органе и в исполнительной власти представляли противоположные взгляды на политическое руководство России и какие правительственные инструменты должны использоваться для их достижения. Это событие ознаменовало конец первого конституционного периода России, который был определен значительно измененной конституцией, принятой Российской Республикой. С новой конституцией и новым парламентом, представляющим различные партии и фракции, российская политическая структура начала показывать признаки стабилизации. Исполнительная власть была центром реформ, нижней палатой парламента, Думой, бастионом коммунистов и националистов, выступавших против таких реформ. В настоящее время существует 83 федеральных структуры, из которых состоит Россия. Есть 21 республика, 46 регионов, 9 территорий, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 федеральных города - Москва и Санкт-Петербург. Двумя основными принципами, на которых основан государственный департамент в России, являются территориально-национальные и территориально-административные. Первый из них основан на существовании республик, автономных округов и автономных районов. Общие характеристики. Степень территорий с относительно низкой плотностью населения и в то же время проблемы коммуникации диктуют необходимость корректировки политической модели страны с некоторой периодичностью. Российская Федерация состоит из 83 составляющих компонентов, из которых 21 являются республиками в Федерации, которые пользуются высокой степенью автономии по отношению к внутренним вопросам. Остальная территория состоит из 9 регионов, 46 провинций, 4 автономных округов и автономной провинции. Кроме того, есть два федеральных города - Москва и Санкт-Петербург. Статья 3 гласит: «Национальный суверенитет и единственный источник власти в Российской Федерации соответствуют его многонациональному народу». Полномочия государства осуществляются президентом, Федеральным Собранием, Правительством и Судами. Конституция России закрепляет разделение властей в стране. Судебная власть осуществляется исключительно судами. Что касается исполнительной власти, Конституция России устанавливает, что такая власть принадлежит правительству, тогда как на практике двойная система создана между президентом и премьер-министром, причем президент является доминирующей фигурой. Сильное президентство России иногда сравнивается с сильным президентством Шарля де Голля во время Пятой Французской Республики. Президент Президент является главой государства и избирается всеобщим избирательным правом каждые шесть лет максимум на два срока подряд. Новые правила были применены впервые во время президентских выборов. Официальной резиденцией президента является московский кремль. Правительство Функции правительства разделены между несколькими министерствами, некоторые из которых имеют разные федеральные службы и ответственные федеральные агентства. Президент страны предлагает кандидатуру премьер-министра, и Госдума подтверждает это. Правительство находится в так называемом Белом доме в Москве. Законодательные органы Двухпалатное Федеральное Собрание утверждает федеральные законы, договоры, декларации о войне и имеет право одобрять финансовые проекты. Их штаб-квартира находится в Москве. Совет Федерации Совет Российской Федерации является верхней палатой законодательного собрания России. В Совете запрещено создавать политические группы. В отличие от Государственной Думы, Совет не избирается напрямую. В его состав входят представители субъектов Российской Федерации. Из двух сенаторов, избираемых по округу или региону, один избирается законодательной властью каждого района или региона, а другой - губернатором. Правила выборов членов не однородны по всей стране, но зависят от правил избирательных органов каждого из субъектов федерации. Совет Федерации обладает особыми полномочиями, такими как созыв президентских выборов, увольнение президента и решения об использовании вооруженных сил за пределами российской территории. Государственная Дума Госдума - Нижняя палата Федерального Собрания России. Любой гражданин России старше 21 года имеет право подать заявку на вступление в Государственную Думу. Теперь система изменилась, и все депутаты избираются по спискам партий пропорциональным представительством. Термин «Дума» происходит от русского глагола думат, «думать». По сравнению с некоторыми европейскими демократиями, российская Дума довольно молода. Все законопроекты, в том числе предложенные Советом Федерации, должны быть одобрены Государственной Думой. Если проект одобрен большинством в Думе, он представляется в Совет Федерации. В конце 1990-х годов министерство юстиции включало более 90 политических партий в свои официальные регистры. За эти годы эта цифра уменьшалась. Остальные три политические партии - «Яблоко», «Патриоты России» и «Кауса Юста» - не превзошли барьер 7% голосов поддержки и остались на краю формирования нижней палаты. Основными лозунгами парламентских партий являются: «Единая Россия: свобода, верховенство закона, социальная справедливость», «Конкордия». Коммунистическая партия: вся власть перед народом, социальная справедливость, равенство, патриотизм, ответственность граждан перед обществом и обществом перед гражданами, единство прав и обязанностей, социализм и коммунизм в будущем. Либерально-демократическая партия: индивидуальная свобода, господство частной собственности, экономика свободного рынка. Справедливая Россия: справедливость, свобода, солидарность, ответственное социальное государство, умеренный социализм. Судебная власть Три типа судов составляют российскую судебную систему: суды общей юрисдикции, подчиненные Верховному суду. Арбитражная система. Муниципальный суд является органом первой инстанции общей судебной системы. Муниципальные суды осуществляют правосудие в каждом городе или сельском районе и изучают более 90% всех гражданских и уголовных дел. Последний случай - Верховный суд. Решения судов нижестоящих судов могут быть рассмотрены только в более высокой инстанции. Арбитражные трибуналы являются специализированными судами для разрешения вопросов владения и торговли между экономическими агентами. Последним примером экономических споров является Высший арбитражный суд. Конституционный суд проверяет соответствие законов или президентских указов Конституции. Если судьи считают, что закон является неконституционным, закон становится неприменимым, и государственные органы должны его отвергать. Судьи Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда избираются Высшей палатой Федерального собрания, Советом Федерации. Местная власть Местное самоуправление является одним из выражений народной власти, поскольку оно является одним из основных конституционных элементов регионального управления энергетикой. Местная власть осуществляется через органы народного представительства, которые могут пользоваться привилегиями, переданными и контролируемыми государством. Исполнительную власть в субъектах Федерации возглавляют губернаторы. Представитель президента является государственным служащим и является частью высшей администрации государства. В целом российская политическая система в настоящее время представляет собой симбиоз доктрин и политических теорий, которые ранее доказали свою жизнеспособность в других странах. Но Россия всегда отличалась рядом особенностей, которые являются логическим следствием обширного пространства страны, присутствия на ее территории многочисленных этнических групп с определенной культурой, языком и обычаями, а также исторических факторов различного характера. На обширную территорию Сибири, едва населенную, объясняет, что вся страна представляет очень низкую цифру плотности населения.

По состоянию на 1 января 2010 года субъекты РФ включали: 1868 административных районов , 579 городов республиканского, краевого, областного и окружного подчинения (всего 1099 городов), 328 внутригородских районов , 1295 посёлков городского типа .

Муниципальное устройство

Муниципальное образование - это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

С мая 2014 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 7 видов муниципальных образований: сельское поселение , городское поселение , муниципальный район , городской округ , внутригородская территория города федерального значения , городской округ с внутригородским делением , внутригородской район . Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район , по населению - городской округ город Новосибирск .

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов . Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа , названия и состав которых определяется указом президента РФ . Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа , состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента , никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов . Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

САРФТИ НИЯУ МИФИ

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И КОНКРЕТНОЙ ЭКОНОМИКИ

НА ТЕМУ: «Современное административно-территориальное деление РФ »

Выполнила студентка группы Фин-10/2

Патракова Татьяна Викторовна

Проверила: старший преподаватель

Ширенина Татьяна Владимировна.

САРОВ
2010

1. Понятие административно-территориальное устройство РФ……………3

2. Значение административно-территориального устройства России……..6

3. Историко-географические особенности устройства России……………..9

4. Основные элементы системы административно-территориального устройства субъектов РФ………………………………………………………13

5. Правовые и организационные основы административно-территориальные преобразований……………………………………………………………...16

6. Политические и экономические права и обязанности субъектов РФ……20

Список использованных источников……………………………………....21

1. Понятие административно-территориальное устройства РФ

Административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития; зависит успешность проведения реформ и становления нового общества. На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных объединений. В условиях России роль административно – территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий.

Административно-территориальное устройство в современном обществе - это не просто перечень географических названий территории, а сложный государственно-правовой механизм, который тесно связан с государственной и общественной формой управления и служит базой для экономической, политической, идеологической и организаторской деятельности государства и его субъектов.

Административно-территориальное устройство играет в социально-экономическом развитии общества двоякую роль, выступая одновременно и как фактор развития, и как его результат.

В настоящее время административно-территориальное устройство в России характеризуется качественно новым уровнем, превратившись из административно – территориального устройства союзной республики в составе СССР в административно-территориальное устройство независимого государства. Это придает особую актуальность исследованию вопросов, связанных с реформированием административно – территориального устройства Российской Федерации.

Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:

Единство основ конституционного строя российского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;

Тесная связь административно – территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами госу­дарственного, экономического, политического и социально-куль­турного развития;

Единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции РФ);

Равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);

Единая сеть административно-территориальных единиц в субъ­ектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);

Единые принципы, лежащие в основе всего административно –территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции РФ);

Единство системы органов государственной власти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальным устройством;

Автономность одних административно-территориальных обра­зований по отношению к другим.

Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не ис­черпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рас­сматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру.

Российское государство – самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Это отражено в первой статье нашей Конституции, принятой в 1993 году. Механизмом регулирования и самостройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства России принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

В административном отношении Россия (Российская Федерация) состоит из 89 равноправных субъектов (регионов) . Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Эти регионы резко отличаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу (в тысячи раз). Но все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта Российской Федерации.

Каждый субъект Российской Федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится на административные районы. Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости. На 1 января 1999 г. В России было:

- 21 республика;

- 46 областей;

- 1 автономная область;

- 4 автономных округа;

- 9 краев;

- 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Россия – государство с богатой историей, поэтому нельзя рассматривать её административно-территориальное устройство, не оглядываясь в прошлое. По этой причине в данной работе также будут рассмотрены историко-географические особенности административно-территориального устройства России.

2. Значение административно-территориального устройства России

Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации – одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность её действий в данной сфере – путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда задача науки и практики – найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к суверенности не будет создавать угрозу целостности России.

Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточ­ные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатра­пии, завоёванные территории и т. д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

Так оно, собственно, и должно было быть при переходе че­ловечества в IV – III тыс. до н.э. к государственной форме организа­ции общества. Ведь именно возникновение первоначально городов-государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для перво­бытного общества, территориальной организацией общества. Но эта территориальная организация объективно повлекла за собой членение государств на более мелкие образования, появление сложной структуры органов государства.

Разумеется, государство – это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может. Выделяют несколько видов тер­риториального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства.

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государ­ственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, пред­метная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограни­чивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные единицы имеют оди­наковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридиче­ские акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Од­нако в области хозяйственной, социально-культурной их полномо­чия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом её особенности. Яркими при­мерами унитарного устройства являются: Франция, Швеция, Финляндия, Эстония, Турция, Италия, Алжир, Великобритания, Иран и т.д.

Федеративная форма государственного устройства являет­ся ещё более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обла­дает уникальными, специфическими особенностями. И все же мож­но при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства. Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не об­ладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и незави­симостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выде­ляется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятель­ностью приобретают и определённую политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных обра­зований унитарного государства. Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные. В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонацио­нальном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государ­ственности и т. д., могут иметь место и культурные автономии. В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют историче­ские традиции, языковые, иные культурные факторы. К началу XXI в. в мире существуют около 20 фе­деративных государств. Это Австралия, Австрийская Республика, Аргентинская Республика, Федератив­ная Республика Бразилия, Федеративная Республика Германия, Республика Индия, Российская Федерация, США, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, Республика Венесуэла и др.

Хотя существует множество других форм территориального устройства страны (конфедерация, протекторат и др.), они не столь распространены, как унитарная и федеративная формы, поэтому не будут рассматриваться в данной работе.

3. Историко-географические особенности устройства России

В дореволюционный период.

В дореволюционной России существовало несколько административно-территориальных единиц, которые были впоследствии упразднены большевиками, и, которые послужили прообразом современных административно-территориальных единиц. Это – волости, уезды, губернии и генерал-губернаторства.

Волостью в Древней Руси считалась вся территория земли (княжества); полусамостоятельный удел; сельская территория, подчиненная городу. С конца XIV в. - часть уезда. С 1861 - единица сословного крестьянского управления.

Уездом с XIII в. признавалась совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с начала XVII в. - воеводой. С начала XVIII в. входил в состав губернии, с 1775 низшая административная, судебная и финансовая единица; полицейско-административная власть осуществлялась исправником.

Губерния – основная административно-территориальная единица в России с 1708. Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. К 1917 было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам.

Генерал-губернаторства существовали в России с 1775 по 1917. Включало одну или несколько губерний или областей; управлялось генерал-губернатором.

В 1909 г. на Дальнем Востоке из состава Приморской области были выделены самостоятельные области - Камчатская (была упразднена в 1856 г.) и Сахалинская (центр - Александровск-Сахалинский). В апреле 1914 г. на юге Сибири к России была присоединена территория нынешней Тувы под названием Урянхайский край в составе Енисейской губернии. В 1914 г., кроме губернского и областного деления, большинство областей (они располагались обычно на окраинах империи) входило в состав 4 генерал-губернаторств (Иркутского, Приамурского, Степного, Туркестанского). Было 5 областей в Кавказском наместничестве (учреждено в 1844 г., ликвидировано в 1881 г. и вновь восстановлено в 1905 г.). Области войска Донского, Уральская, Тургайская были самостоятельными на правах губерний. С 1865 г. часть губерний превратились в «земские» - в них был введен институт местного управления (земства). В 1865 г. земскими стали Воронежская, Казанская, Калужская, Костромская, Курская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Санкт-Петербургская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Ярославская; в 1866 г. - Владимирская, Екатеринославская, Орловская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Таврическая, Уфимская; в 1867 г. - Вятская и Олонецкая; в 1869 г. - Бессарабская; в 1870 г. - Вологодская и Пермская. В 1875-1882 гг. земские учреждения существовали в области войска Донского. Итого 34 губернии. Средний размер губернии (области) в Европейской части страны (за вычетом губерний вдоль западной границы) в 1917 г. составлял 95 тыс. км2, а в Азиатской - 630 тыс. км2.

В первой четверти ХХ столетия.

Определенно можно сказать, однако, что число уровней в иерархиях административно-территориального устройства в политически стабильных и экономически процветающих государствах не больше трех, максимум четырех (государство-штат-графство; государство-земля-муниципальный округ; и т.п.). Увеличение количества уровней административно-территориального деления, как правило, приводит к конфликтам между уровнями. Число уровней в иерархии административно-территориального деления в СССР составляло 5 (в республиках с районным делением "СССР-республика-район- город-поселение"), и 6 (в республиках с областным делением:"СССР-республика-область (край)-город-район-поселение"). Распад СССР, также как регионализацию России, можно рассматривать как структурную деформацию иерархий административно-территориального устройства, сопровождающуюся уменьшением количества уровней. Феноменологическое многообразие форм распада (этнические, региональные, политические, территориальные и т.п. конфликты) скрывает единое структурное основание этих процессов – принципы организации социального пространства на административном рынке и конфликты между иерархизированными уровнями и единицами административно-территориального деления в ходе трансформации административного рынка.

В пятиуровневой структуре административный район может быть "старше" города, что влечет за собой существенные различия в их политическом поведении и свойствах системы в целом. Это не структурное свойство административно-территориального деления, а функциональное, связанное в первую очередь с тем, что в городах базировались промышленные предприятия союзного и республиканского подчинения, а потому более значимые с точки зрения Центра. В то же время, в районах базировались этноспецифичные (и потому более значимые для руководства республик) производства.

В целом система административно-территориального деления была построена так, чтобы минимизировать количество и типы конфликтов, разрешаемых на низших уровнях административно-территориальной иерархии.

В общем, административно-территориальное деление СССР было весьма логичным. Конфликты были институализированы в системе представительских органов власти, где решались с большим или меньшим успехом.

Современное государственное устройство России.

Российская Федерация характеризуется рядом особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или несколько государств в единое союзное государство. Однако образование Российской Федерации шло совсем другим путем. Россия не является федерацией, созданной как объединение несколько государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а так же национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Именно поэтому Российская Федерация с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила договорно-конституционный или договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила Конституция.

Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Однако главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественник - РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

Российская федерация сохранила все основные особенности административно-территориального устройства СССР и, вместе с ними, те отношения, которые привели к распаду СССР. Это в первую очередь различие между областями (аналоги республик СССР с областным делением) и республиками (аналог республик СССР с районным делением) и специфическое несоответствие их внутренних иерархий между уровнями "район-город". Данная система административно-территориального деления досталась России в "наследство" и практически не обеспечивала устойчивого развития в новых экономических условиях.

Давно назревшая необходимость изменения административно-территориального устройства страны предопределила современный этап ее кардинального реформирования. Первым шагом в этом направлении стал Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2000 г. о создании 7 федеральных округов и утверждение Положения и полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Федеральные округа, не затрагивая основное (конституционное) административно-территориальное деление, являются в настоящее время стратегической формой укрепления вертикали государственной власти в России. В дальнейшем федеральные округа будут выступать как основа современной территориальной организации хозяйства и административно-территориального устройства Российской Федерации.

4. Основные элементы системы административно-территориального устройства субъектов РФ

Систему административно - территориального устройства рос­сийского государства составляют два структурных звена: базовое и низовое. Базовое звено составляют районы, города, районы в городах, города с территориальным районом федерально-субъект­ного подчинения. В низовое звено входят города районного подчинения, сельсоветы, поселки и другие сельские населенные пункты, находящиеся в составе субъектов федерации. Поэтому примени­тельно к каждому звену административно - территориального устройства будет использоваться соответствую­щее конституционное и правовое регулирование.

Согласно ст. 131 Конституции местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, т. е. в городах, поселках, селах, деревнях, кишлаках, аулах и других поселениях, а также в рамках возможных муниципальных образований в границах административно-территориальных единиц.

Таким образом, Конституция РФ признала по существу, городские и сельские поселения в качестве территориальной основы местного самоуправления, допуская одновременно осуществление местного самоуправления и на других территориях. Понятие «другие территории» должны конкретизировать органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, принимая законодательные и иные правовые акты об организации местного самоуправления на своих территориях. Конечно, эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных условий, среди которых важное значение имеет реформированная территориальная основа местного самоуправления.

Развитие реального самоуправления на местах предполагает принципиально новые подходы к решению вопроса о территориальной основе местного самоуправления в Российской Федерации.

С принятием Конституции РФ возникает закономерный вопрос: кто может выступать субъектом государственно-правовых отношений на муниципальном уровне. Известным образом проясняет этот вопрос гражданский Кодекс РФ. Согласно его ст. 2, 124 и 125 субъектами гражданского права являются городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права, обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установлении актами, определяющими статус этих органов.

Все муниципальные образования, городские и сельские поселения, а также иные территории местного самоуправления подразделяются (объединяются) на две группы: населенные пункты и административно-территориальные единицы(населенным пунктом является часть застроенной для проживания населения территория, получившая такой статус в установленном законом порядке и располагающая в своих границах соответствующие органы государственной власти или их представителей, органы местного самоуправления, предприятия учреждения и организации.

К населенным пунктам в России относятся города, поселки, села, деревни, станицы (хутора, выселки, аулы и другие) и т. д. С момента регистрации населенного пункта гражданам предоставляется право требовать открытия в нем соответствующих учреждений и организаций или их филиалов, отделений, пунктов социальной сферы, а также образования служб органов власти и местного самоуправления.

Населенный пункт, как государственно-правовой институт, может входить в состав административно-территориальной единицы, быть отдельной административно-территориальной единицей, также иметь административно-территориальные единицы в своем составе.

Город - это населенный пункт, получивший данный статут установленном законом порядке, являющийся экономический культурным центром с численностью населения, позволяющей отнести к категории городского поселения субъекта РФ или районного значения.

К сельским населенным пунктам в Российской Федерации относятся следующие сельские поселения граждан: село, поселок, деревня, станица, фермерское хозяйство, урочище, хутор, аул, выселки и др.

Административно-территориальная единица - часть территории субъектов РФ в определенных границах с одним или несколькими населенными пунктами, признанная в установленном законом порядке самостоятельно управляемым элементом административно - территориального устройства.

Муниципальными административно - территориальными единицами в субъектах Российской Федерации являются: район, город республиканского, областного и окружного подчинения, район в городе, город с территориальным районом, город районного подчинения, сельсовет, поселок (рабочий).

В составе субъектов РФ также могут находиться закрытые административно-территориальные единицы (образования), национальные районы и сельсоветы, территории со специальным режимом управления.

Все муниципальные образования составляют два звена административно - территориального устройства: среднее и низшее (сельские населенные пункты, поселки и сельсоветы как административно-территориальные единицы).

Так, среднее звено в системе административно - территориального устройства составляют районы, города, районы в городах, города с территориальным районом, закрытые административно-территориальные единицы субъектов РФ подчинения.

Это звено занимает важное место в административно-территориальном устройстве, служит ей «каркасом», благодаря которой связываются в работоспособный организм органы государственной власти субъектов федерации с органами местного самоуправления населением.

Все городские муниципальные поселения можно разделить на города субъектов РФ подчинения (республиканского, краевого, областного, окружного) и города муниципально - районного значения (подчинения).

Правовое и организационное осуществление административно-территориальных преобразований в субъектах Российской Федерации должно осуществляться на соответствующих принципах административно - территориального устройства. В нашем исследовании под принципами административно - территориального устройства понимаются основополагающие начала, исходя из которых должна формироваться политика в отношении территориальной организации субъектов РФ.

5. Правовые и организационные основы административно-территориальных преобразований

Административно-территориальное устройство субъектов РФ и осуществление административно-территориальных преобразований основывается на следующих требованиях, которые конкретизируют ранее названные принципы административно - территориального устройства:

а) соответствие исторически сложившейся системе расселения в субъектах РФ и устойчивым тенденциям ее развития;

б) создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;

в) содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию системы инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;

г) обеспечение населению здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности;

д) развитие национальных культур, обычаев и традиций, исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;

е) участие населения в обсуждении и решении вопросов административно - территориального устройства.

Можно выделить следующие критерии образования и преобразования административно-территориальных единиц.

При образовании сельсоветов необходимо учитывать наличие относительно крупного сельского поселения или группы соседствующих небольших сельских поселений, тяготею­щих к одному из них как административному, торговому и культурно-бытовому центру, транспортную доступность такого поселения, возможность организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг местному населению.

При образовании районов необходимо учитывать сло­жившееся на данной территории сочетание сельскохозяйственного и иного производства, обслуживающего нужды сельского хозяйства и населения, тяготение сельсоветов и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средств связи между поселениями, численность населения и общий экономический потенциал, достаточный для функциониро­вания объектов производственной и социальной инфраструктуры межпоселенного значения.

При отнесении поселений к категории муниципальных посел­ков должны учитываться наличие производственного или социально-культурного объекта, при котором формировался данный населенный пункт, либо его использование в качестве места для лечения или сезонного отдыха, а также численность и характер занятости населения.

При отнесении поселения к районным или субъектным (рес­публиканским, окружным, областным и краевым) городам должно учитываться численность и характер занятости населения, хозяйственное социально-культурное и историческое значение данного поселения, его влияние на социально-экономическое развитие прилегающих территорий.

При образовании районов в городах должны учитываться численность населения города, характер его застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством и социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

Конкретные критерии образования и преобразования административно-территориальных единиц устанавливаются законодательством субъектов РФ.

Что же касается правового положения национально-территори­ального образования - субъекта федерации, находящегося в составе субъекта РФ, то он определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным (конституционным) законом.

По всем предлагаемым преобразованиям административно -территориального устройства в обязательном порядке должно выявляться мнение населения, которого оно непосредственно касается. Выявление мнения населе­ния соответствующих территорий может осуществляться путем проведения социологических опросов, сбора подписей под пети­циями, собраний (сходов), конференций жителей. По вопросам административно-территориальных преобразований могут также проводиться референдумы как консультативного так и обязательного характера.

Изучение документов, которые прилагаются к представлениям о принятии решений по вопросам преобразований в административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации, дает основания для обобщения полученной информации формулирования предложений о перечне материалов в административно- территориальном деле.

Так, к представлению об образовании, изменении, упразднении административно-территориальных единиц и поселений, границ, наименовании и переименовании и др. должны в качестве приложения прилагаться следующие материалы:

Развернутое обоснование необходимости предлагаемого преобразования с учетом установленных принципов и критериев изменений административно- территориального устройства, перспектив развития системы расселения, экономического и социального развития территории, улучшения среды обитания населения, рационального использования природных ресурсов, укрепления материально-финансовой базы и организации местного самоуправления;

Схематическая карта или описание предлагаемых преобразований;

Смета расходов, необходимых для проведения предлагаемого преобразования, с указанием источников их покрытия;

Сведения о результатах выявления мнения населения о предлагаемом преобразовании;

Заключения специалистов, учреждений и организаций, а также выборных органов местного самоуправления, территория которых затрагивается предлагаемыми преобразованиями, и др.

Всякое рассмотрение административно-территориальных дел в законодательном (представительном) органе власти субъектов РФ и в выборном органе местного самоуправления осуществляется в порядке, определяемом соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации.

По инициативе граждан право внесения на рассмотрение законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ и выборного органа местного самоуправления проектов правовых и актов и предложений по вопросам административно-территориальных преобразований принадлежит соответствующим комиссиям (постоянным, специальным и т. д.) этих органов, к ведению которых отнесено решение вопросов административно- территориального устройства, руководителям исполнительного органа власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

При рассмотрении дел административно - территориального устройства подлежат выяснению следующие обстоятельства: соответствует ли административно-территориальное преобразование историческим, национальным, культурным, бытовым тенденциям развития территории; относится ли дело к компетенции данного органа; имеются ли экономические, финансовые и организацион­ные условия для осуществления внесенного предложения; соблю­дена ли процедура рассмотрения данного предложения в соответ­ствии с законодательством; учитывается ли мнение граждан соот­ветствующей территории по административно -территориальному преобразованию; разрешаются ли в этом случае экономические социальные, управленческие проблемы в конкретной территории; удовлетворяются ли интересы и потребности населения.

Сам порядок и процедура рассмотрения обстоятельств, подле­жащих выяснению при рассмотрении дел административно-терри­ториальных преобразований, а также порядок принятия по ним соответствующего решения определяются Регламентом законодательного (представительного) органа власти субъектов РФ или выборного органа местного самоуправления.

Как показывает практика, в субъектах Российской Федерации законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ по вопросам административно -территориального устройства принимает законы и постановления. Выборный орган местного самоуправления по вопросам административно -территориального устройства принимает решения (постановления). Содержание правовых актов и требования, предъявляемые к ним, устанавливаются законодательством субъекта РФ.

Необходимо отметить, что правовые акты законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ, органов местной самоуправления по административно-территориальным преобразованиям, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта РФ органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Все административно-территориальные единицы и все насе­ленные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и по­стоянно проживающее на них население, подлежат учету и регистрации. Регистрации подлежат все производимые изменения административно - территориального устройства.

6. Политические и экономические права и обязанности субъектов РФ

Российская Федерация, как и любая другая федерация, является не союзным, а единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе государства - республики не могут заключать с ней межгосударственные договора на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело - многосторонние и двусторонние соглашения Российской Федерации и её субъектов о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Договор от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации.

Формальное равенство субъектов Российской Федерации достигается тем, что они обладают признаками, едиными для всех субъектов. Таковыми являются:

1. Как и государство в целом, так и государствоподобные образования (субъекты) характеризуются наличием собственной территории и населения, проживающего на данной территории. Территории субъектов Федерации и составляют территорию Российской Федерации. При этом Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия.

2. Наличие собственного высшего закона (конституции в республиках, уставы в областях).

3. Наличие собственного законодательного органа.

4. Право принимать законы, действующие на территории субъекта, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и общефедеральным законам.

5. Наличие собственной системы исполнительной власти (имеют разное название) и главы исполнительной власти – высшего должностного лица (в республиках – Президент, в областях – глава администрации, губернатор, в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) – мэр).

6. Наличие собственных судебных органов, направленных на государственную защиту статуса субъекта Федерации.

7. Формальные признаки: город-центр субъекта (в республиках – столица, в областях – административный центр), государственная символика (флаг, герб, гимн).

Список использованных источников

1. Конституция РФ. – М., 1993.

2. Федеральный Закон РФ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ).

3. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологи­ческий словарь. - М., 1983.

4. Аринин А. Проблемы развития российской государственности в конце XX века//Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997.

5. Жуков Д.В., Постников А.Е. и др. Обзор конституций республик, входящих в состав Российской федерации // Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. М., 1995.

6. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997

7. Шариф М.А. Административно-территориальное устройство советского государства: Конституционные основы. – М.,1983.