Научные культурные открытия арабов 7 15 века. История медицины в Арабских Халифатах

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа

Между исчезновением древней цивилизации в шестом веке и рождением европейского гения в двенадцатом и тринадцатом году существовал период, который можно назвать арабским, потому что в то время традиция человеческого разума распространялась на религии, которые упали до ислама. И что делает эта так называемая арабская наука по-настоящему арабской? Язык, ничего, кроме языка. Исламское завоевание перенесло язык Хиджаза до конца света. Именно с арабского и латинского языков, которые служили на Западе, выражать чувства и мысли, которые не имели ничего общего с древним Лацио.

по дисциплине

культурология

Научные знания средневекового арабского мира

Студент: 1 курса заочно-ускоренной формы обучения

Специальность: Бухучет, анализ и аудит

Шелех Анастасия Владимировна

Мурманск, 2007 г.

Введение

Причины высокого развития арабской культуры

Арабский язык и письмо

Математика

Аверроэс, Авиценна, Альбатени - арабы, такие как Альберт Великий, Роджер Бэкон, Фрэнсис Бэкон, Спиноза Латинс. Существует такое же недоразумение в том, что арабская философия и наука относятся к Аравии, как если бы кто-то учитывал всю христианско-латинскую литературу, все схоластики, весь ренессанс и всю науку о шестнадцатой и части семнадцатой город Рим, потому что все это написано на латыни. Очень примечательно то, что среди так называемых арабских философов и ученых только один, Алкинди, арабского происхождения, все остальные - персы, трансоксины, испанцы, мужчины из Бокхары, Самарканда, Кордовы, Севильи.

География

Медицина

Философия

Заключение

Список использованной литературы


Введение

арабский мир наука

Под средневековой культурой Арабского Востока (V-XVI вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность, - Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки . Позднее арабы подчинили своему влиянию Волжскую Булгарию и страны Средней Азии .

Мало того, что арабы не только по происхождению, но и у их умов нет ничего арабского. Они используют арабский язык, но этот язык для них является привязкой, так же, как латинский язык стал кандалом средневековых мыслителей, и он работал как можно лучше. Арабский, который так много поддается поэзии и определенному красноречию, является очень неудобным инструментом для метафизики. Арабские философы и ученые, как правило, очень плохие писатели.

Эта наука не арабская. Она, по крайней мере, Магомедан? Был ли магомеданизм какой-либо поддержкой для этих рациональных исследований? Действительно, ислам всегда следовал точной науке и философии. он наконец задушил ее. Теперь, в этих отношениях, в истории ислама следует выделить два периода; один от начала до двенадцатого века; другой с тринадцатого века до наших дней. В первый период ислам организован сектами и своего рода протестантизмом, чередующимся с мотивацией и гораздо менее организованным и менее фанатичным, чем во второй период после того, как он попал в руки татарских и берберских народов, неуклюжих, сырых и бессмысленных рас.

На всей огромной территории халифата, могучей объединяющей силой которого стал Ислам, возникла новая культура, которая достигла небывалого расцвета в IX-XI веках. Руководствуясь призывом Корана искать новые знания и изучать природу ради обнаружения знаков Творца, вдохновленные найденным кладом древнегреческой мудрости, мусульмане создали общество, которое в Средние века было научным центром мира .

Либерально мыслящие, которые защищают ислам, не знают его. Ислам - неразрывная связь между духовным и мирским; он является правлением догмы, самой тяжелой цепи, которую когда-либо носило человечество. Полиция находилась в руках христиане и в основном участвовала в преследовании непослушных инопланетян. Много вещей проскользнуло сквозь сетки этой довольно свободной сети. Но когда ислам обладал верующими массами, он задушил все. Религиозное царство террора и лицемерия - это порядок дня. Ислам был либерален, когда был слабым; он был жестоким, когда он был сильным.

Средневековая исламская культура была очень сложным явлением, включавшим в себя переработанное наследие античности, творчество собственно арабских изобретателей, ученых, философов, деятелей искусства и огромный вклад представителей различных народов Передней и Средней Азии и Средиземноморья.

Халифы с первых же шагов новой религии сделали обретение светских знаний, развитие науки, техники, искусства одним из требований Ислама. Период расцвета исламской культуры характеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи. В мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, искусство врачевания и искусство слова. Язык и алфавит арабов и персов подарили миру незабвенные памятники прозы и поэзии. Это была эпоха, когда создавались блестящие философские трактаты и сочинения в области точных и гуманитарных наук.

Поэтому давайте не будем смириться с этим, что он не мог помешать. Почитание ислама за его философию и науку, которые он не уничтожил сразу после своего первого появления, будет чествовать богословов за открытия современной науки. Западное богословие практикует не меньшее преследование, нежели ислам. Но она не достигла своей цели, она не задушила современный ум, поскольку ислам сделал дух стран, которых он завоевал. Там ужасная система угнетения убила научный дух. Кстати, давайте поторопиться с объяснением, что эта благородная страна, несомненно, испытает свое возрождение.

Причины высокого развития арабской культуры

Одна из важных особенностей мусульманской цивилизации - правители, борясь с иноверцами и язычниками, тем не менее, не запрещали ученым пользоваться знаниями, полученными из книг греческих, индийских, китайских авторов.

В результате широкого распространения Ислама по планете – от Индии до Испании – мусульмане приобретали все новые и новые знания. Персидские и индийские ученые сыграли большую роль в научной и лингвистической расшифровке древнегреческих рукописей. Знания ученых были очень важны, поскольку они не только служили росту интеллектуального потенциала империи, но и приносили практическую пользу в различных областях: от монументальной архитектуры и городского планирования до медицинского обслуживания и транспорта .

Наука - это душа общества; потому что наука - причина. Он производит военное и коммерческое превосходство. Знания располагают силой на службе разума. В Азии есть элементы варварства, подобные тем, которые были созданы первыми мусульманскими армиями и бурями великих народов Аттилы или Чингисхана. Наука блокирует их путь.

Если Омар, если бы Чингисхан столкнулся с хорошей артиллерией, они, конечно же, не пересекли бы край своей пустыни. Вам не нужно оставаться с текущими аберрациями. Что не было сказано в ее первом выступлении против огнестрельного оружия? И все же они внесли большой вклад в победу цивилизации.

Широкая торговля давала богатый материал для математических задач, дальние путешествия стимулировали развитие астрономических и географических знаний, развитие ремесла способствовало развитию экспериментального искусства . Поэтому новая математика, удобная для решения вычислительных задач, берет начало на Востоке. В VII-X вв. наблюдалось бурное развитие естественных и точных наук у народов, входивших в состав Арабского халифата. Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харон. При халифах Харун ар-Рашиде и Аль-Мамуне научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории (в которых велись наблюдения за небесными светилами), здания для научной и переводческой работы, библиотеки. К X в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы – медресе . В некоторых случаях труд учителей хорошо оплачивался. Предпринимались даже специальные путешествия с учебными целями .

Критика Джамала аль-Дина аль-Афгани. Письмо Джеммала Эддина было написано на арабском языке и адресовано директору «Журнала де Дебатов». Он читает в переводе. Г-н Ренан стремился выяснить, что в истории арабов осталось темным, и дать яркий свет на их прошлое, свет, который может, возможно, немного ввести в заблуждение тех, кто посвятил свое особое поклонение людям, которых, безусловно, не может сказать, что это место и звание, которое оно, когда-то принятое в мире, незаконно присваивает. Итак, г-н Ренан, мы считаем, не стремился уничтожить славу арабов, которая нерушима; Он старался открыть историческую правду и познакомить ее с теми, кто этого не знает, а также теми, кто в истории народов и особенно цивилизации исследует эволюцию религий.

Арабский язык и письмо

Уже в Раннее Средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. У каждого племени Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников и клеймивший врагов. Поэт пользовался ритмизованной прозой, ритмов было множество. В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы. Первый арабский алфавит (южноарабский) относится к 800 г. до н. э. С тех пор письменность на южноарабском языке непрерывно развивалась вплоть до VI в. н. э. Наиболее ранняя надпись на арабском алфавите датирована 328 г. н. э. Окончательно арабское письмо сложилось в VIII в. в связи с образованием Арабского халифата и развитием культуры народов, вошедших в его состав . Северные арабы пользовались письменным языком арамейским, родственным арабскому. Арабское письмо сделалось единственным видом письма на всей огромной территории халифата. Во всех странах Ислама арабский язык играл ту же роль языка официальной переписки, религии и литературы, что и латинский язык в Западной Европе. При дворе халифа Абу аль-Аббас аль-Мамуна в конце VII в. в Багдаде было основано специальное учреждение, своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки - Дом мудрости, в котором он собрал ученых, владевших различными языками, во главе с известным математиком аль-Хорезми. На протяжении двух столетий – с 750 по 950 годы на арабский язык переводились труды античных авторов по философии, математике, медицине, алхимии, астрономии. Также были переведены труды по геометрии Евклида, по медицине – Галена и Гиппократа и по фармакопее – Диоскоридеса, по астрономии - Птолемея.

Однако у меня есть только более или менее верный перевод его лекции. Лекция г-на Ренана содержит два основных момента. Известный мыслитель попытался доказать, что религия Магомеда по самой своей сути противоречит развитию науки и что арабский народ по своей природе не склонен к метафизическим наукам и философии. Это драгоценное растение, г-н Ренан, кажется, засохло в руках магометана, как при сияющем дыхании ветра пустыни.

Ужасаемая ужасными идеями, которые она не может убежать, она неспособна отличить добро от зла, от чего ее счастье способна, но от того, что может быть неисчерпаемым источником ее страданий и неудач. Одним словом, она не понимает, как спуститься к причинам или распознать эффекты. Этот пробел не позволяет им по принуждению или убеждению делать то, что было бы для них наиболее выгодным, и не удержать их от того, что вредно для них. И поскольку человечество не узнало по происхождению причины событий, которые происходили под их глазами, и не могло решить непостижимую загадку, они обязательно обязаны подчиняться советам своих учителей и приказам, которые они им дали.

Математика

Основные научные достижения арабских ученых относятся ко времени Раннего Средневековья. Значителен был вклад арабов в математическую науку. В VIII в. - и особенно в IX-Х вв. - арабские ученые сделали важные открытия в области геометрии, тригонометрии. Живший в Х в. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу . Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» - выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. В Багдадском халифате узнали о математических открытиях индийцев в VIII в. Сразу же подхваченная арабами цифровая система стала известна в Западной Европе под названием арабской к XII в. (через арабские владения в Испании) .

Это послушание было навязано ей во имя Высшего Существа, которому эти воспитатели приписывали все события, не имея возможности обсуждать их полезность или вред. Если это правда, что религия магометана является препятствием для развития наук, можно ли сказать, что это препятствие не исчезнет когда-нибудь? Как религия Магомета в этом отношении отличается от других религий? Все религии нетерпимы, каждый по-своему. Позже, свободная и независимая, она, кажется, быстро продвигается по пути прогресса и науки, в то время как мусульманское общество еще не освободилось от опеки религии.

Известен трактат "Книга о механике", принадлежащий знаменитым астрономам и математикам Багдадской школы - трем братьям Бану Муса (IX-Х вв.). Из среднеазиатских ученых следует назвать, прежде всего, математика IX в. Абу Абдаллу Мухаммеда бен-Муса аль-Хорезми (787 - ок. 850), работавший в эпоху просвещенного халифа аль-Мамуна . Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринятая впоследствии европейской математикой. Также в Хорезми описывает арифметические действия с целыми числами и дробями. В переработанной им "Арифметике" Диофанта - "Книге о восстановлении и противопоставлении" ("Китаб аль-джебр аль-Мукабалла") - были приведены два основных правила решения линейных и квадратных уравнений , а также употреблен термин "ал-джебр" ("Аль-Джабар" ) для обозначения всей науки о решении уравнений (алгебре). Последующие за Хорезми ученые развили новые идеи, заимствовав их, в свою очередь, у индийских математиков, и в XII в. Великий хорезмийский ученый- энциклопедист Абу-р-Рейхан аль-Бируни (973 - ок. 1050) создал капитальные работы по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии, минералогии и другим наукам. Ученый широко применял математический анализ. В области математики он решил задачи деления угла на три части, удвоения куба и т.д. Знаменитый армянский ученый начала VII в. Анания Ширакаци путешествовал в Византию, изучал математику и философию и, вернувшись на родину, основал школу, в которой преподавал математику, астрономию, географию. Им был составлен армянский учебник арифметики.

По правде говоря, религия Магомеда пыталась задушить науку и препятствовать ее прогрессу. Ей удалось удушить духовное или философское движение и не дать духам исследовать научную истину. Они продолжают бороться с рвением против того, что они называют духом головокружения и ошибки. Настоящий верующий должен, по сути, отвернуться от исследований, целью которых является научное знание, от которого все знания зависят от взгляда, действующего в Европе. Зачем использовать его для поиска истины, если он считает, что у него правда?

Будет ли он счастливее в тот день, когда он потеряет веру в то, что все совершенство в религии, которую он практикует, а не в другом? Поэтому он презирает науку. Здесь мы полностью принимаем ответственность за религию магомеда. Понятно, что всякий раз, когда эта религия была установлена, она стремилась заглушить науки, и в этой цели она была прекрасно поддержана деспотизмом. Если предположить, что историк преувеличил число жертв, он не менее уверен в том, что преследование имело место, и это пятно на истории религии, как на историю народа.

Бируни по святил Махмуду Масуду большое сочинение по астрономии и сферической триго нометрии, известное под название «Канон Масуда».

Астрономи я

Переведенный главный труд Клавдия Птолемея "Великое астрономическое построение", получивший по-арабски название "Ал-Маджисти" (переведенный с арабского на латинский язык под названием "Альмагест") стал для арабских ученых основой космологии, применявшейся на протяжении последующих 500 лет . В IX-Х вв. арабские ученые аль-Баттани и Абу аль-Вафа провели самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие им составить астрономические таблицы, таблицы котангенсов. Астрономическими исследованиями занимался среднеазиатский ученый, государственный деятель и просветитель Улугбек (1394-1449). В 1428-1429 гг. он построил в Самарканде одну из наиболее значительных обсерваторий средневековья и оборудовал ее первоклассными для того времени приборами - уникальным 40-метровым мраморным секстантом, установленным в плоскости меридиана. В своем главном сочинении "Новые астрономические таблицы" Улугбек дал сведения о положении 1018 звезд, таблицы движения планет, которые отличались высокой точностью (до долей градуса ), а также изложил теоретические основы астрономии того времени . Результаты наблюдений, выполненных Улугбеком, характеризуют высокий уровень арабской астрономии.

Религии, по какому бы названию они ни назывались, одинаковы. Никакого общения, нет примирения между религиями и философией. Очень понятные размышления, которые моя последняя лекция в Сорбонне дала Шейку Джеммалу Эддину, были прочитаны с уделением особого внимания. Очень поучительно познакомиться с образом мышления просвещенных азиатов в их искренних и чистых заявлениях. Если слышать самые разные голоса, достигающие нас со всех сторон горизонта, то приходит к убеждению, что, когда религии отделяют людей, разум приближается к ним друг к другу и что в принципе существует только одна и та же причина.

Арабы создали лунный календарь, включивший 28 «лунных станций», каждая из которых имела метеорологические характеристики. Ученым Ширакаци был выпущен трактат по космографии. Этот трактат свидетельствует о глубоком знании Ширакаци трудов греческого ученого Аристотеля. В своем сочинении Ширакаци рассматривает и чисто астрономические вопросы: пытается оценить расстояние до Солнца и Луны, составляет календарь, свидетельствующий об основательном знании им движений Солнца и Луны и трудов древних ученых по этому вопросу . Ширакаци был разносторонним ученым, связавшим молодую армянскую науку с античным наследием.

Единство человеческого разума - великий и утешительный результат, который является результатом мирного столкновения идей, если игнорировать противоположные высказывания о так называемых сверхъестественных откровениях. Лига разумных духов всего земного шара против фанатизма и суеверия, по-видимому, формируется лишь незначительным меньшинством. В конце концов, это единственная прочная лига, поскольку она полагается на правду, и она, наконец, одержит победу после того, как соперничающие басни исчерпали себя в течение столетий бессознательных судорог.

Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил также точные астрономические измерения. Бируни наблюдал и описал изменение цвета Луны при лунных затмениях, явление солнечной короны при полных затмениях Солнца. Он высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца и считал геоцентрическую теорию весьма уязвимой. Им было написано обширное сочинение об Индии и переведены на санскритский язык «Начала» Евклида и «Альмагест» Птолемея. Астрономические исследования средневековых арабских ученых вместе с другими достижениями арабской науки и техники становились позднее известными в Европе и стимулировали развитие европейской астрономии.

Шейх Джеммаль Эддин - афган, полностью освободившийся от предрассудков ислама; он принадлежит тем мощным расам верхнего Ирана, граничащим с Индией, в котором арийский дух все еще живет так энергично под тонкой оболочкой официального ислама. Термин, который появляется как классический текст в важных учебниках по национализму.

То, что французский ученый-семилистник и библейский писатель написал самую известную книгу во Франции века с его «Жизнью Иисуса», которая также была включена в его основные труды историографии Фолькера Рейнхардта, мало известна сегодня вне богословских и религиозных кругов. С одной стороны, эта дискуссия проливает свет на структуры мысли, представления о науке и место «других», «неевропейцев» в европейском мышлении века, а с другой стороны позволяет такому неевропейскому человеку говорить за себя со своей критикой европейской мысли.

География

Большое практическое значение имела география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая. Известные работы географов- путешественников:

- "Книга путей и государств" Ибн Хордадбека, IX в.

Любой, кто выйдет из этого научного спора, как «более современный», покажет это. В то же время противоречие является впечатляющим примером взаимосвязи истории и современности Европы и Западной Азии со всеми ее парадоксами и противоречиями. Ренан представлял в своем лице и в своих трудах интеллектуальную напряженность во Франции века, все еще под влиянием революции, потрясенной прошлым и неопределенным будущим, когда вопросы о важности науки и религии занимали центральное место.

Его исторически критический библейский текст укрепил его веру в науку и прогресс разума, заставив его порвать с Церковью. С этого момента он считал католицизм и науку несовместимыми и постулировал новую идеальную религию, основанную на науке. Истинная история философии - это история религий. Поэтому самая важная работа по продвижению гуманитарных наук была бы философской теорией религий. В то время как в ранней истории человечества доминировала религия, а Просвещение было слишком далекой от нее, Ренан стремился найти новый баланс или гармоничную связь между религией и наукой.

- "Дорогие ценности" - географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.)

- "Записка" Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию

20 трактатов Масуди (X в.)

- "Книга путей и царств" Истахри

2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса

Многотомный "Словарь стран" аль-Кинди Якута

- "Путешествие" Ибн Баттуты.

Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы. Бируни производил географические измерения. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения. Для 1020 г. его измерения дали значение 23°34"0". Современные вычисления дают для 1020 г. значение 23°34"45". Во время путешествия в Индию Бируни разработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Земли оказался равным 1081,66 фарсаха, т. е. около 6490 км. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря, что составляет 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.

Физика

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965-1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.

Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструируя для них приборы. Он разработал теорию зрения, описал анатомическое строение глаза и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камер-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие, плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически.

Алхазен занимался исследованием преломления света. Он разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения. Хотя Алхазен не нашел точной формулировки закона преломления, он существенно дополнил результаты Птолемея, показав, что падающий и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным из точки падения луча. Алхазену было известно увеличивающее действие плоско-выпуклой линзы, понятие угла зрения, его зависимость от расстояния до предмета.

По продолжительности сумерек он определил высоту атмосферы, считая ее однородной. В этих предположениях результат получается неточным (до Алхазену, высота атмосферы 52 000 шагов), но сам принцип определения является большим достижением средневековой оптики.

«Книга оптики» Алхазена была переведена на латинский язык в XII в. То, что Алхазен есть не кто иной, как арабский ученый Ибн аль-Хайсам, выяснилось только в XIX в.

Математик, астроном и географ аль-Бируни, родившийся на территории современного Узбекистана в 973 году, написал 146 работ общим объемом 13 тысяч страниц, включая пространное социологическое и географическое исследование Индии . Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил точные определения плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им «конического прибора». «Конический прибор» Бируни представлял собой сосуд, суживающийся кверху и оканчивающийся цилиндрической шейкой. Посредине шейки было проделано небольшое круглое отверстие, к которому была припаяна изогнутая трубка соответствующего размера. В сосуд наливали воду. Куски металла, плотность которого определялась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубку выливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. Шейка была достаточно узкой («шириной с мизинец»), чтобы «подъем воды был заметен и при опускании того, что по объему равно зерну проса». Сама же трубка после ряда опытов была заменена желобком, чтобы вода по нему стекала без задержки. По измерениям Бируни плотность золота, переведенная на современные единицы измерения, равна 19,5, ртути -13,56. Особое значение для развития минералогии имел обширный труд Бируни "Собрание сведений о познании драгоценных минералов", в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов . Им были написана также книга «Минералогия» .

Замечательны практические указания, приведенные Бируни о воде, применяемой при определениях плотности. Он указывает на необходимость пользоваться водой из одного и того же источника, в одних и тех же условиях «в связи с воздействием на ее свойства четырех времен года и зависимостью ее от состояния воздуха». Таким образом, Бируни знал, что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.

При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости».

Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.

В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал "Трактат об основах фармакологии", в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ.

Бируни были написана также «Книга о лечебных веществах» .

Фуад Сезгинд, профессор истории науки Университета Франкфурта говорит, что «в древнем арабском мире была известна основанная на морфии общая анестезия».

Философия

Арабская философия во многом развивалась на базе античного наследия. Учеными-философами был Ибн-Сина, автор философского трактата «Книга исцеления. Ученые активно переводили сочинения античных авторов .

Известными философами были Аль-Кинди, живший в IX в., и аль-Фараби (870-950), называемый «вторым учителем», т.е. после Аристотеля, которого Фараби комментировал. Ученые, объединившиеся в философский кружок «Браться чистоты» в городе Басра, составили энциклопедию философских научных достижений своего времени.

История

Развивалась и историческая мысль. Если в VII-VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений и существовало просто множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IX в. Составляются крупные труды по истории. Ведущими представителями исторической науки были ал-Белазури, писавший об арабских завоеваниях, аль-Накуби, ат-Табари и ал-Масуди, авторы трудов по всеобщей истории. Именно история останется той фактически единственной отраслью научного знания, которая будет развиваться в XIII-XV вв. при господстве фанатически настроенного мусульманского духовенства, когда на Арабском Востоке не развивались ни точные науки, ни математика. Наиболее известными историками XIV-XV вв. были египтянин Макризи, составивший историю коптов, и Ибн-Халдун, первый из арабских историков попытавшийся создать теорию истории. В качестве главного фактора, определяющего исторический процесс, он выделил природные условия страны.

Заключение

Восток VII–X веков оставил последующим поколениям огромное наследие. Ибн-Сина, аль-Фараби, Ибн-Рушд, Ибн-Баджжа, Ибн-Туфейль и другие великие мыслители прошлого внесли непомерный вклад в теоретическое знание, не только Арабского Востока, но и Европы, коей является философия и только она. Значение деятельности мусульманских ученых для мировой культуры было неоценимо. Достаточно сказать, что средневековая Европа открывала для себя греческих философов, переводя их труды на латынь с арабского. В XII-XIII веках, благодаря распространению в Европе бумаги, принесенной арабами, основные работы арабских математиков, оптиков, медиков, музыковедов были переведены на латынь и стали основой европейской пауки и техники средневековья. Запад просыпался не без воздействия культур древнего мира, обобщенных в передовой мусульманской культуре.

Вместе с такими изобретениями, как механические часы, компас, порох, бумага, перенесенными в Европу арабами, и античным наследием оно сыграло огромную роль в развитии европейской цивилизации.

Развитие психологии в учениях мыслителей Арабского Востока

Система психологических идей средневекового арабского мира. В ее оформлении выдающуюся роль сыграла плеяда мыслителей, результаты научной...
Одной из существенных особенностей средневекового периода эволюции психологического знания как раз и...

Теоретические знания Арабского Востока

Прогрессивную роль в развитии научного знания. Особенно подробную дал Абу Наср ал-Фараби. Все последующие классификации наук на...
...в восточной части арабского мира - в X - XI веках в Нижней Месопотамии с ее купеческими городами и морскими...


ВКЛАД АРАБОВ В НАУКУ


Математика

Основные научные достижения арабских ученых относятся ко времени Раннего Средневековья. Значителен был вклад арабов в математическую науку. В VIII в. – и особенно в IX-Х вв. – арабские ученые сделали важные открытия в области геометрии, тригонометрии. Живший в Х в. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу. Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» – выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. В Багдадском халифате узнали о математических открытиях индийцев в VIII в. Сразу же подхваченная арабами цифровая система стала известна в Западной Европе под названием арабской к XII в. (через арабские владения в Испании).

Известен трактат «Книга о механике», принадлежащий знаменитым астрономам и математикам Багдадской школы – трем братьям Бану Муса (IX-Х вв.). Из среднеазиатских ученых следует назвать, прежде всего, математика IX в. Абу Абдаллу Мухаммеда бен-Муса аль-Хорезми (787 - ок. 850), работавшего в эпоху просвещенного халифа аль-Мамуна. Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринятая впоследствии европейской математикой. Также Хорезми описывает арифметические действия с целыми числами и дробями. В переработанной им «Арифметике» Диофанта – «Книге о восстановлении и противопоставлении» («Китаб аль-джебр аль-Мукабалла») - были приведены два основных правила решения линейных и квадратных уравнений, а также употреблен термин «ал-джебр» для обозначения всей науки о решении уравнений (алгебре). Последующие за Хорезми ученые развили новые идеи, заимствовав их, в свою очередь, у индийских математиков, и в XII в. Великий хорезмийский ученый – энциклопедист Абу-р-Рейхан аль-Бируни (973 - ок. 1050) создал фундаментальные работы по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии, минералогии и другим наукам. Ученый широко применял математический анализ. В области математики он решил задачи деления угла на три части, удвоения куба и т.д.

Астрономия



Переведенный главный труд Клавдия Птолемея «Великое астрономическое построение», получивший по-арабски название «Ал-Маджисти» (переведенный с арабского на латинский язык под названием «Альмагест») стал для арабских ученых основой космологии, применявшейся на протяжении последующих 500 лет. В IX-Х вв. арабские ученые аль-Баттани и Абу аль-Вафа провели самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие им составить астрономические таблицы.

В VIII-XV вв. в арабских странах появились так называемые зиджи - справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами. Кроме того, арабы создали лунный календарь, включивший 28 «лунных станций», каждая из которых имела метеорологические характеристики.

Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил также точные астрономические измерения. Бируни наблюдал и описал изменение цвета Луны при лунных затмениях и явление солнечной короны при полных затмениях Солнца. Он высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца и считал геоцентрическую теорию весьма уязвимой. Им было написано обширное сочинение об Индии и переведены на санскритский язык «Начала» Евклида и «Альмагест» Птолемея. Астрономические исследования средневековых арабских ученых вместе с другими достижениями арабской науки и техники становились позднее известными в Европе и стимулировали развитие европейской астрономии.

География


Большое практическое значение имели достижения арабов в области география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая. Известные работы географов-путешественников:
- «Книга путей и государств» Ибн Хордадбека, IX в.
- «Дорогие ценности» – географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.)
- «Записка» Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию
- 20 трактатов Масуди (X в.)
- «Книга путей и царств» Истахри
- 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса
- многотомный «Словарь стран» аль-Кинди Якута
- «Путешествие» Ибн Баттуты.

Примечательно, что Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы.

Уже упоминавшийся нами Бируни производил географические измерения. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения. Для 1020 г. его измерения дали значение 23°34"0". Современные вычисления дают для 1020 г. значение 23°34"45". Во время путешествия в Индию Бируни разработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Земли оказался равным 1081,66 фарсаха, т. е. около 6490 км. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря, что составляет 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.

Физика

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965-1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике. Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструируя для этого специальные приборы. Он разработал теорию зрения, описал анатомическое строение глаза и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камеры-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие, плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза.

Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически.

Алхазен занимался исследованием преломления света. Он разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения. Хотя Алхазен не нашел точной формулировки закона преломления, он существенно дополнил результаты Птолемея, показав, что падающий и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным из точки падения луча. Алхазену было известно увеличивающее действие плоско-выпуклой линзы, понятие угла зрения, его зависимость от расстояния до предмета. По продолжительности сумерек он определил высоту атмосферы, считая ее однородной. В этих предположениях результат получается неточным (до Алхазену, высота атмосферы 52 000 шагов), но сам принцип определения является большим достижением средневековой оптики. «Книга оптики» Алхазена была переведена на латинский язык в XII в. То, что Алхазен есть не кто иной, как арабский ученый Ибн аль-Хайсам, выяснилось только в XIX в.

Математик, астроном и географ аль-Бируни, родившийся на территории современного Узбекистана в 973 году, написал 146 работ общим объемом 13 тысяч страниц, включая пространное социологическое и географическое исследование Индии. Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил точные определения плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им «конического прибора». «Конический прибор» Бируни представлял собой сосуд, суживающийся кверху и оканчивающийся цилиндрической шейкой. Посредине шейки было проделано небольшое круглое отверстие, к которому была припаяна изогнутая трубка соответствующего размера. В сосуд наливали воду. Куски металла, плотность которого определялась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубку выливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. Шейка была достаточно узкой («шириной с мизинец»), чтобы «подъем воды был заметен и при опускании того, что по объему равно зерну проса». Сама же трубка после ряда опытов была заменена желобком, чтобы вода по нему стекала без задержки. По измерениям Бируни плотность золота, переведенная на современные единицы измерения, равна 19,5, ртути -13,56. Особое значение для развития минералогии имел обширный труд Бируни "Собрание сведений о познании драгоценных минералов", в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов. Им были написана также книга «Минералогия».

Замечательны практические указания, приведенные Бируни о воде, применяемой при определениях плотности. Он указывает на необходимость пользоваться водой из одного и того же источника, в одних и тех же условиях «в связи с воздействием на ее свойства четырех времен года и зависимостью ее от состояния воздуха». Таким образом, Бируни знал, что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.

При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости».

Медицина


Больших успехов достигла медицина – она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Арабскую средневековую медицину прославил врач и философ, Ибн-Сина – Авиценна (981-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки», которая на Западе использовалась в качестве учебника до XVII века.
Авиценна родился в 980 году, а умер в 1037 году. Начав с профессии финансового инспектора в налоговом управлении, он пришел к должности визиря.

Несмотря на раннюю смерть вследствие чрезмерной работы и удовольствий, его труды внесли значительный вклад в развитие медицины. Его основное медицинское произведение, «Канон врачебной науки» включает философию, гигиену, патологию, терапию и медицинский материал. Здесь он так хорошо описал болезни, как до него еще никто их не описывал. Переведенные на большинство языков мира, произведения Авиценны на протяжении шестисот лет были универсальным медицинским кодексом; они послужили основой для медицинских исследований во всех университетах Франции и Италии. Их повторно печатали до XVIII века, и прошло не более полувека с тех пор, как их перестали комментировать в университете Монпелье. Не меньше, чем науку Авиценна любил удовольствия, а их излишества, как мы уже упоминали ранее, сократили его дни; это наводит нас на мысль о том, что вся его философия не смогла ему принести мудрость, равно как и его медицинская наука – здоровье.

Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.
В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал «Трактат об основах фармакологии», в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ.