Страны завоеванные арабами в 7 8 веках. Арабы и арабские завоевания. Развитие производительных сил в IX-X вв

Арабские завоевания, безусловно, можно назвать феноменом мировой истории. Это грандиозное движение народов, столетие бесчисленных сражений, гибель великой Сасанидской империи в Иране и Вестготского королевства в Испании, неслыханное поражение Византийской империи, завоевание арабами Ирана, Сирии, Египта, Северной Африки.

Военные мусульман Аравийского полуострова, осуществленные под руководством халифов завершились установлением ислама в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы. Основная цель арабских завоеваний – донесение ислама до всех народов мира. Результат – возникновение существующих и поныне государств Арабского Востока и создание арабской культуры, которая определила развитие культуры многих народов и внесла огромный вклад в развитие европейской цивилизации.

Для их правителей, которые не были активными прозелитистами, обращение оставалось несколько формальным, жест, возможно, направленный на получение политической поддержки арабов и содействие коммерческим отношениям. Сильное сопротивление исламу, по-видимому, исходило из Мосси и Бамана, с развитием царства Сегу.

Пределы арабо-мусульманского расширения. В 11 и 12 веках турки начали захватывать большие части арабо-мусульманской территории. В 15 веке мусульманские турки завоевали Константинополь и выгнали византийцев из Анатолии, но в то же время Испания была полностью потеряна для христиан. Части Балканов обняли ислам после того, как они были завоеваны османами в 15 веке.

Арабские завоевания проходили в 2 этапа.

Первый этап (30-50-е гг. 7 века). Осенью 633 года 3 арабских отряда (по 7500 воинов в каждом) были отправлены на территорию Палестины и Сирии. Слабое византийское войско было разбито арабами около Мертвого моря и уничтожено при отступлении к Газе. В Южном Ираке медино-мекканский отряд под руководством Халида ибн аль-Валида совместно с бедуинами Северо-Восточной Аравии взял Хиру. Известие о движении византийского войска, сформированного императором Ираклием в Эдессе, вызвало переброску отряда Халида (500-800 человек) из Хиры в окрестности Дамаска в марте 634 года. Дважды разбив местные византийские силы, арабские отряды обложили Дамаск, который в сентябре 635 года сдался после полугодовой осады. Приближение 50-тысячного византийского войска вынудило арабов очистить Дамаск и другие сирийские города и отступить к берегам Ярмука. Здесь 20 августа 636 года византийское войско было наголову разгромлено арабами, после чего они заняли Дамаск и другие города. После сдачи Иерусалима 638 году и Кайсарии в 640 году вся Палестина и Сирия окончательно оказались под властью арабов. Завоевания арабов, не владевших осадно-штурмовой техникой, облегчалось тем, что сиро-палестинское население, которое было недовольно гнетом византийцев, засильем греческого высшего духовенства и политикой религиозных преследований, всячески помогало арабам. Города сдавались арабам на условиях уплаты дани, при гарантии неприкосновенности имущества их жителей и свободного отправления ими своих религиозных обязанностей.

После того, как они были остановлены в Туре в 732 году и были проверены византийцами и китайцами, мусульмане поселились на вновь завоеванных землях и начали управлять ими и развивать культуру. Основные центры находились в Дамаске, Багдаде, Каире и Кордове.

Поначалу завоевание арабов оставалось меньшинством. Они терпели христиан и евреев как «людей книги» и использовали налоги для строительства империи. На протяжении веков население в контролируемых арабско-мусульманскими землями странах перешло в ислам, чему способствовали налоговые льготы и возможности трудоустройства.


С конца 635 года начались успехи арабов в войне с Сасанидским Ираном. Были одержаны крупные победы при Бувейбе, на Евфрате, а затем при Кадисии (31 мая или 1 июня 637 года). Через 2-3 недели благодаря восстанию столичного населения, вынудившего бежать шахиншаха и его правителей, арабы вступили в столицу Ирана — Ктесифон. После перемирия, нарушенного персами, арабы взяли Мосул в 641 году, затем разбили наголову большое иранское войско при Нехавенде, близ развалин Экбтаны. В 644-645 гг. арабы проникли через Белуджистан к границам Индии, а в 649-650 гг. взяли Истахр (древний Персеполь). К 652 году они завершили завоевание Ирана, население которого не оказывало им сопротивления. Дойдя в 651 году до Амударьи, арабы, базируясь на Мервский оазис, стали предпринимать походы на Среднюю Азию. В 640 году арабы начали боевые действия на территории Армении, правители которой в 652 году признали свою зависимость от Халифата; в 654 году арабы проникли до Тбилиси.

В центральной и западной частях Арабско-мусульманской империи арабский язык стал доминирующим языком, но на востоке доминировали языки коренных народов. В местах, которые стали арабоязычными, арабы могли навязывать свою культуру и не поглощать местные культуры отчасти потому, что их религиозная книга была написана на арабском языке и не могла быть переведена, поэтому арабский язык стал доминирующим языком за счет локальный.

Как усердные ученики Библии, большинство из нас знакомо с появлением империй, которые были заранее профилированы в Даниила 2 и Даниила 7: Вавилонской, Персидской, Греческой и Римской империях. Тем не менее, многие из нас, вероятно, немного туманны по поводу событий, произошедших после этого периода. В качестве части 1 статьи из трех частей мы попытаемся кратко описать некоторые исторические события, которые сейчас оказывают влияние на наш ближайший горизонт.

Еще до окончательного завоевания Сирии небольшой арабский отряд под руководством Амра ибн аль-Аса в конце 639 года вторгся в Египет, который был важен для Хиджаза как поставщик хлеба. Взяв в 640 году Фараму (Пелусий), Билбайс и другие города, арабы (число которых благодаря прибывшим подкреплениям увеличилось до 10 000) осадили Вавилон (в районе совр. Каира), гарнизон которого сдался 6 апреля 641 года. В сентябре 642 года представитель византийского императора сдал арабам Александрию по договору. Но в конце 645 года византийский флот в 300 кораблей неожиданно захватил Александрию, которую арабы в начале 646 года вторично взяли уже штурмом. В Северной Африке арабские конные отряды в конце 642 и в 643 гг. совершили рейды в Барку и Триполитанию и подчинили местные берберские племена. В 648 году арабы захватили Кипр. Междоусобица в Халифате в 3-й четверти 7 века временно замедлила, а местами прекратила арабские завоевания. Они возобновились и расширились в конце 7 века.

Ислам с момента своего создания стал воинственным кодексом воинства с повесткой дня завоевания мира. Теперь, обладая ядерным оружием, его повестку дня уже нельзя игнорировать. К 750 году Римская империя на Западе уже распалась на фрагменты, оставив двух других главных героев: Византию, Восточные остатки Римской империи и появляющиеся халифаты Ислама. Из этих трех наследников аграрного, ориентированного на сельскую жизнь мира исламские халифаты были самыми процветающими, с процветающей торговлей и большим торговым и профессиональным классом.

На втором этапе завоеваний (конец 7 века – 30-е гг. 8 века) арабы, сделав своим отправным пунктом Кайруан (основан в 670 году), завоевали Северную Африку, причем вожди берберов без долгих раздумий приняли ислам. К 709 году арабы дошли до Танжера и берегов Атлантического океана. В 711 году войска Халифата, преимущественно из берберов во главе с их вождем Тариком, высадилось на Пиренейском полуострове. Разгромив войско вестготов 19 июля 711 года и одержав победу при Эсихе, они взяли Кордову, Толедо, Малагу, Эльвиру и другие города. Под командованием прибывшего в 712 году на Пиренейский полуостров наместника халифа в Северной Африке Мусы ибн Нусайра арабы овладели Сидонией, Кармоной, Севильей, Меридой, Сарагосой. К 718 году арабы присоединили к Халифату бóльшую часть Пиренейского полуострова, за исключением горных областей Галисии, Астурии и Басконии. На востоке арабы, подчинив равнинный Афганистан, в 711-712 гг. завоевали Синд, область по нижнему Инду, а затем взяли Мултан. Между 705 и 715 гг. арабские войска под руководством Кутейбы ибн Муслима покорили бóльшую часть Средней Азии, причем многие местные владетели активно помогали арабам на добровольной основе.

Подобно византийским императорам, халифы были сильными, централизованными правителями, с хорошо организованной государственной службой и эффективными методами сбора налогов. Эта централизация достигла своего апогея в конце 8-го века при Харуне аль-Рашиде, который был одним из самых могущественных из халифов. Он был успешным военачальником и был чрезвычайно богат.

Экономика Византии была повреждена войной и потерей территории, но быстро возродилась. Константинополь оставался важным центром торговли, а византийская сельская местность была продуктивной. Имперская администрация могла без труда собирать налоги с крестьян.

В 1-й четверти 8 века арабы окончательно завоевали все Закавказье. Они дошли до Дарьяльского ущелья, где поместили свой гарнизон в маленькой крепости. Наступательные войны с Византией арабы вели в 7-10 вв.

Крупные завоевания прекратились при Аббасидах во 2-й половине 8 и 9 вв.

Он стал местом, которое посещали все арабские племена. В стену храма был вделан черный камень, упав-ший с неба.

Запад был самым бедным наследником бывшей Римской империи. В то время как богатый землевладельческий класс жил хорошо, многие города Запада стали обезлюдевать, и земля была относительно непродуктивной. Было так много продолжающихся конфликтов среди многочисленных фрагментированных феодалов, что довольно удивительно, что к концу Средневековья Европа появилась как совокупность сильных, процветающих, агрессивных конкурентных государств, а исследователи и торговцы начали экспедиции в Китай, Африку и, в конечном счете, в Северной и Южной Америке.

Проповедь Мухаммеда. Каждое арабское племя имело своих богов, племена часто воевали друг с другом. Человеку по имени Мухаммед удалось объединить арабов под знаменем единого Бога. Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христиан-ства , мировой религии. Он родился около 570 г., был пастухом, затем погонщиком в караванах. В Мекке Мухаммед начал преподовать веру в единого Бога Аллаха, призывал выполнять бого-угодные дела — выкупать рабов на волю, помогать бедным, сиро-там, вдовам. Бедняки и рабы стали собираться вокруг Мухаммеда. Но богатые мекканцы вынудили его в 622 г. бежать из Мекки в Медину.

Византийская империя была клином, который отделял исламский мир от Запада и находился в уязвимом среднем положении. Вражда с Западом имели корни, которые варьировались от спорной территории к религии. Папа возмущался византийским владычеством над частями Италии, которые, по его мнению, должны были быть его собственными.

Папа и византийская церковь также имели давние религиозные различия в отношении природы Бога и организации церкви. В то время новая исламская группа, тюркские сельджуки, начала опустошать восточный фланг Византийской империи. Император попросил военную помощь с Запада, но он получил больше, чем он рассчитывал: Папа начал первый крестовый поход, массовое вооруженное паломничество против сил ислама. Европейские бойцы встретились с императором для координации стратегии, но у обеих сторон были разные интересы.

Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед повел борьбу с Меккой. Она закончилась заключением мира, по которо-му мекканцы признали власть Мухаммеда и приняли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские пле-мена. С целью распространения нового вероучения по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана.

Византийцы хотели защитить свою территорию от мусульманского вторжения и видели крестоносцев только в качестве подкреплений. У крестоносцев, с другой стороны, была гораздо более значительная цель - оправиться от мусульман Иерусалима и других городов, которые христиане считали святыми. Европейцы интересовались византийцами только в том случае, если они могли помочь крестоносцам достичь своей цели. Этот конфликт интересов усилил враждебность между Византийской империей и Западом.

Они создали одного из своих лидеров как императора и разделили византийскую территорию среди европейцев. Судьба исламского мира сильно отличалась от судьбы Византийской империи. Однако почти сразу после смерти Харуна аль-Рашида в 809 году халифы начали терять власть местных правителей. Эта потеря была результатом религиозных, а также военных событий. После смерти Мохаммеда в 632 году важные люди в двух разных семейные группы утверждали, что они являются истинным преемником. Сторонники семейной группы, которые выиграли и получили халифат, стали известны позже как сунниты.

Учение Мухаммеда получило название ислам или мусульман-ство, а его последователей называли мусульманами. Наиболее кратко учение ислама гласит: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухам-мед — пророк Его». Мусульмане должны пять раз в день совершать молитву, соблюдать пост в течение месяца рамадан, платить на-лог в пользу бедных и совершать паломничество (хадж) в Мекку. Основные заповеди ислама, а также высказывания Мухаммеда (аписаны в Коране. Коран был и сборником законов. Многие му-сульмане почитают также Сунну — сборник изречений пророка и рассказов о его жизни.

Другая группа станет известна как шииты. Сторонники этих двух групп по-прежнему являются источником напряженности в исламском мире сегодня. В 10 веке группа шиитов, называющих себя Фатимидами, получила контроль над регионом, который включал то, что сейчас является северной Африкой, Египтом и Сирией. Они правили независимо от любого халифа в Багдаде, и их трюм был сломан только с приходом турок-сельджуков - тех же турок, против которых был начат Первый крестовый поход, - которые были суннитами.

Халифы также потеряли власть, потому что они не могли контролировать свои армии. Большинство армий халифов состояли из рабов, которые были куплены или захвачены и вооружены солдатами. Эти рабские армии не имели верности халифам. В результате они вскоре стали независимыми наемниками, нанявшись на то, какой правитель заплатит им больше всего. Местные губернаторы в исламском мире воспользовались этим, собирая налоги и платя армиям то, что они просили в обмен на поддержку. Таким образом, могущественные местные правители вырезали государства для себя.

Арабские завоевания. После смерти пророка (632 г.) арабы вы-бирали правителей из числа его сподвижников и родственников. Они получали титул халифов — заместителей или посланников Аллаха. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую власть. Первые четыре халифа продолжили наступление на сосед-ние земли. К этому арабов толкало стремление обратить народы в новое учение, а также рост численности их племен, которые уже не могли прокормиться на Аравийском полуострове, жажда до-бычи. Основной силой завоевателей была их великолепная кавале-рия (конное войско).

В 12-ом столетии сельджуки-турки положили конец этой фрагментации, наведя порядок и стабильность для различных групп власти. Они узнали халифа, но оказали на него влияние. Точно так же они допускали независимые королевства, но ожидали, что все они будут участвовать в исламской культуре, основанной на суннитских убеждениях и законах и на арабском языке.

Сельджуки также поощряли свободную и активную торговлю во всем исламском мире. Ученые и писатели воспользовались полученной открытостью и процветанием, а важные произведения философии и литературы были написаны на арабском языке в течение этого периода. Произведения греческого философа Аристотеля, давно забытого, были восстановлены и переведены с греческого на арабский.

Первый поход начался в 633 г. на Иран. Иранцы были разби-ты, арабы захватили огромные сокровища. К 651 г. они овладели всем Ираном и вторглись на территорию современного Афгани-стана. Вторым направлением наступательной политики стала Византия. После долгих боев были завоеваны Армения, Сирия, Палестина, Египет. Не раз арабы осаждали сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать. В Африке арабы покорили не только владения Византии, но и кочевые народы Саха-ры — берберов.

Однако исламский мир находился под постоянным давлением со стороны внешних сил. Другие части исламского мира были завоеваны европейцами. Исламская Испания, которая сломалась от халифов в 8 веке, была почти полностью захвачена христианскими армиями Сицилии, оккупированной мусульманами в 9 веке, была завоевана европейцами в 11-м. Между тем независимые исламские правители продолжали создавать и укреплять свои собственные государства.

Эта ситуация сохранялась до вторжений в 15 веке турками-османами, которые объединили большую часть исламского мира под их властью. Хотя Византийская империя давно исчезла, потомок ее все еще существует в современном мире: России. Россия была создана викингами из Скандинавии, которые плыли по речным долинам, которые соединяли Прибалтику с Черным морем и завоевали славян, живущих вдоль рек. Русские торговали и сражались с византийцами. В конце концов, русские восприняли христианство у византийцев и приняли многие из обычаев и институтов империи.


Через Гибралтарский пролив завоеватели вторг-лись на Пиренейский полуостров. В 714 г. было уничтожено Вест-готское королевство. Вся Испания, за исключением горной тер-ритории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли.

Эта статья была взята из нашего нынешнего видео и брифинга, - Профилирование на Ближнем Востоке. Мухаммад проповедовал в Мекке около тринадцати лет, но мекканцы не реагировали на его учение. Мухаммад был не только религиозным лидером, но и временным лидером, и вскоре он стал участвовать в войне с языческими правителями Мекки. Мусульмане выиграли и отменили идолов Мекки, сохранив город, а также старую святыню Каабу, как центр исламского поклонения. К моменту смерти Мухаммада мусульмане завоевали остальную часть Аравийского полуострова.

История ислама имеет несколько параллелей с историей иудаизма, где Моисей был и пророком, и лидером своего народа, хотя Моисей не прожил достаточно долго, чтобы войти в землю обетованную. Как и Моисей, Мухаммад не претендовал на божественность, и у него была жена. Напротив, христиане верят, что Иисус был божественным, и он никогда не владел временной властью. Божественность Иисуса и связанная с ним догма Троицы лежат в основе многих расколов в христианстве, как мы видели в главе 5. Ислам также похож на иудаизм в двух других отношениях.

Арабский халифат. После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной ими территорией захватил род Омей-ядов из Мекки (661 — 750). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория халифата была разделе-на на пять наместничеств во главе с эмирами. Была налажена по-чтовая связь со всеми наместничествами, на дорогах установлены почтовые станции.

Это требует обрезания мужских последователей, и это налагает диетические ограничения, которые включают запрет на употребление в пищу свинины. Хотя теологические проблемы выходят за рамки этого письма, мы не можем не заметить, что ислам и иудаизм гораздо ближе друг к другу, чем любой из них относится к христианству.

Есть два вопроса об исламе, на которые нам нужно ответить. Во-первых, почему он был успешным на Аравийском полуострове, а во-вторых, почему он так быстро распространился после его основания. Ислам подчеркивает строгий монотеизм и веру в то, что все зависит от воли Аллаха. Существует вера в последний день Суда и что раскаяние принято. Особое внимание уделяется социальным вопросам, в частности.

Арабы поселились на многих завоеванных землях, смешива-лись с местным населением. Постепенно арабский язык получал все большее распространение. Завоеватели долгое время не закры-вали на завоеванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять старые религиозные обряды. Однако все немусульмане были обложены тяжелейшими налога-ми.

От них освобождали тех, кто переходил в ислам. Поэтому посте-пенно многие становились мусульманами. Через несколько веков такие некогда христианские страны, как Египет, Сирия, Палес-тина, стали исламскими, их жители начали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирана, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Позже ислам распространился и на другие, не подвластные халифату тер-ритории.

Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из династии Омейядов. Приверженцы четвертого халифа Али — двоюродного брата и зятя Мухаммеда считали Омейядов изменниками делу пророка. Мусульмане распались на два течения. Сторонников Али называли шиитами, а сторонников халифов — суннитами , поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. Суннитов было больше, чем шиитов, но в некото-рых областях (например, в Иране) шииты преобладали. В разных концах халифата происходили восстания как против арабской вла-сти, так и против Омейядов. В конце концов Омейяды были сверг-нуты и почти все истреблены.

В 750 г. власть в Халифате захватила династия Аббасидов — по-томков дяди Мухаммеда. При них столица была перенесена в го-род Багдад. При новой династии завоевания почти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов захватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы.

Распад Халифата. С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, очень раз-ные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры посте-пенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Ма-рокко, Алжир, Египет, Средняя Азия, Иран, Аравия.

С конца IX в. реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из числа рабов и иноземцев. В 945 г. Багдад захватили Бунды — правители одного из государств Ирана. и 1055 г. Багдад был взят турками-сельджуками, пришедшими из шей Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Бундах и сельджуках стал мусульманским первосвященником, геряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли монголы, казнив-шие халифа. До 1517 г. аббасидские халифы жили в Каире. После завоевания Египта турками-османами титул халифа принял на турецкий султан.

Арабская культура . Арабы усвоили знания и традиции поко-йных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, оторый стал не только общегосударственным, но и языком ли-ратуры и науки. При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из собора Святого Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские Ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославилсягалью, из которой изготовлялось оружие.

При дворе халифов собирались ученые со всех концов света. Их руды щедро вознаграждались правителями. Были основаны школы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также обширные библиотеки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы Он попали 14 университетов и множество школ, пять публичных "ииииотек.

Ьлагодаря арабам в европейских языках появились слова «ал-вбра», «алкоголь», «азимут», «зенит» и др. В дальних походах вое-мпальники были обязаны отмечать на картах покоренные ими ичли. Описания неведомых земель оставили и многие арабские конные-путешественники. Наибольших успехов арабы достигли в Медицине* В Багдаде, Испогани, Фирузабаде, Бухаре, Александ-рии и Кордове в VIII- IX вв. ими были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежат Аха-ун, описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной науки», который на протяжении столетий являлся главным арабских и европейских врачей. Много трудов по меди-цине написал Аверроэс. В математике арабы ввели употребление цифр и десятеричную систему.

С древнейших времен у арабов процветала поэзия. Они воспевали любовные приключения, военные подвиги. Всемирную из-вестность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь».