Величественный Кёльнский Собор. Кёльнский собор.

Самый известный символ Кельна – Кельнский собор, или Церковь Святых Петра и Марии.

Это истинный памятник христианства, выполненный в готическом стиле, памятник вере и людям, которые живут в этом городе.

Собор один из самых известных архитектурных памятников Германии. Кельнский собор является резиденцией католического архиепископа Кельна. Кёльнский собор - самый большой Готический собор в Германии, самая известная достопримечательность Кёльна. Когда-то собор был самым высоким зданием в мире, но и сейчас он остается рекордсменом, с самым большим в мире церковным фасадом.





Есть легенда, согласно которой Кельн будет стоять до тех пор пока будет строиться Кельнский собор. Так ли это на самом деле, но строительство собора все еще продолжается, хотя возведение храма началось еще в 1248 году. И хотя окончание великого строительства датируется 1880 годом, до сих пор продолжаются работы по отделке и реставрации собора. Собор заложили в конце лета 1248 года. Кроме того, церковь должна была стать прибежищем для останков Святых волхвов, которые покоились в одном из миланских монастырей.







Это главное богатство собора - золотая гробница с останками волхвов (Ларь трех волхвов), украшенная тысячами драгоценных камней и жемчужин.



Эта самая ценная реликвия расположена в самом центре собора и ежегодно привлекает огромное количество паломников и просто туристов. Обратимся к истории этого грандиозного сооружения. Кельнский собор возведен на месте, где издавна находилось множество христианских храмов и просто церквей. В течение многих столетий эти церкви подвергались, разрушению, сгорали, и тд. На их месте появлялись новые, которые в свою очередь тоже исчезали. Все это длилось вплоть до 1248 года, когда началась главная, и самая длинная глава в истории собора.



Кёльн в те времена был самым могущественным городом Германии, потому было принято решение строить здесь кафедральный собор по примеру Франции с ее Нотр-Дам-де-Пари и Страсбургским собором, но по своим масштабам немецкий собор должен был затмить все аналогичные сооружения в мире. Первый камень Кёльнского собора был положен 15 августа 1248 архиепископом Конрадом фон Гохштаденом.



Фундамент сооружения был заложен довольно быстро, но потом работы зашли в тупик, и лишь к 1560 году была закончена основа собора






Строительство Кельнского собора растянулось более чем на 500 лет и его завершение отмечалось как национальный праздник, на котором присутствовал собственной персоной Вильгельм I.




Спустя несколько лет по окончании строительства собору вновь потребовалась помощь – стеклились окна, менялись полы, рухнула одна из больших декоративных башен, отламывались другие украшения. А потом на планету пришла большая война.



Собор перенес 14 авиа ударов в период Второй Мировой войны, при этом не получив серьезных повреждений







его реконструкция была закончена в 1956. Была также построена винтовая лестница, по которой можно подняться на смотровую площадку, расположенную на высоте 98 метров над землей.



В 1996 собор был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2004 попал и в список "Мировое наследие в опасности", так как здание нуждалось в серьезной реконструкции. В 2006 году ЮНЕСКО все-же исключил сооружение из списка "достопримечательностей в опасности". Временная реставрационная контора до сих пор стоит на площадке у здания, так что глава истории со строительством Кельнского собора еще не закрыта

Кёльнский собор является одной из крупнейших церквей в мире и самым большим готическим собором в Северной Европе, настоящим шедевром неоготики.





Помимо гробницы волхвов, одной из ценнейших реликвий собора является знаменитая Миланская Мадонна - одно из красивейших скульптурных творений времён зрелой готики.

Это изображение богоматери, дошедшее до наших дней, было создано в 1290 году и считается одной из прекраснейших скульптур в мире. Стоит также обратить внимание на Крест Геро - двухметровый дубовый крест, подаренный собору архиепископом Геро.



Святой Геро Кёльнский относится к тем святым, вокруг имени которых ходят легенды. В Кёльне он более всего известен распятием Христа, носящим имя Геро, - самым древним распятием Христа, по крайней мере, в Германии.



Это не простое распятие, а чудотворное и почитается в соборе Кёльна не менее, чем мощи трёх святых волхвов. Можно добавить, что распятие во многом напоминает современные православные распятия и это отнюдь не случайное совпадение. Особенность этого распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростерто безжизненное тело Иисуса. Его голова наклонена вперед, глаза закрыты. Отчётливо просматриваются все детали мускулов, сухожилий и костей. Христос изображён не в минуту триумфа, а в момент смерти, которая принесёт избавление человеческому роду. Крестовина и нимб с вработанными в него стеклянными украшениями сохранены в оригинальном виде. Окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком подарены собору в 1683 г. его каноником Генрихом Мерингом, эпитафия которого находится на прилегающей к алтарю стене.


Этот 2-метровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Геро (969-976 гг.), доверенным и посланником императора Отто I. Идея создания креста возникла у архиепископа по возвращении из поездки в Византию. В то время подобные большие кресты с изображением распятия ещё не были известны в Европе.




Родился Геро в знатной дворянской семье. Помощь Божия постоянно была с ним и, особо не задумываясь, он пошёл по узкой и трудной тропе службы Господу. Уже в молодости (969 год) он стал служить в Кёльне. Будучи хорошо известным императору Оттона I, святой Геро был послан со специальной миссией в Константинополь. И выполнил её более чем успешно. Из столицы Византийской империи святой Геро возвратился с прекрасной, и мудрой (12-ти летней!) греческой православной невестой-принцессой Феофанией для престолонаследника Оттона II, а также привёз часть мощей великомученика и целителя Пантелеймона, которые до сих пор хранятся в кёльнской церкви св. Пантелеймона. Кстати, и сама Феофания, будучи впоследствии германской императрицей, также похоронена в этой же церкви и каждый православный паломник может свободно почтить её память, хотя она и не причислена к лику святых. К великим делам во имя Господа нашего Иисуса Христа, совершенным святым Геро, можно причислить основание монастыря в Гладбахе (ныне Мёнхенгладбах, - крупный город на западе Германии). Святой Геро отошёл к Господу в 976 году по Рождестве Христовом. Его мощи покоятся в Кёльнском кафедральном соборе.

















Кёльнский собор в Германии – популярнейшая достопримечательность, которую туристы включают в список обязательных мест для посещения. Одно из самых узнаваемых религиозных сооружений занимает третье место в мире по высоте. Оно является одним из популярных долгостроев, ведь первый камень заложен в 1248 г., а финальные работы все еще не завершены. Некоторые немцы рассказывают давнюю историю, что окончание строительства Кёльнского собора приведет к концу света. Это объясняет, почему строители не торопятся.

Святое место

Рядом со строительными бригадами у Кёльнского собора можно увидеть несколько групп археологов. Уже давно известно, что строительство ведется на месте более ранних религиозных построек, следы которых скрыты в толще земли. Ученые выяснили, что еще в VI в. до н.э. место, где возвышается собор, считали святым, на нем стояли языческие храмы и святилища. После прихода христианской эпохи здесь же несколько раз сооружали церкви, которые довольно часто сгорали.

При раскопках археологи обнаружили небольшую усыпальницу, которую датируют V в. н.э. В ней находились тела женщины и ребенка. Даже по прошествии веков усыпальница удивляла богатством и не была разграблена. По большому количеству золотых и серебряных украшений, инкрустированных драгоценными камнями, можно предположить, что останки принадлежали членам знатной династии города.






























Величие Кёльнского собора

Для истовых католиков Кёльнский собор является не только архитектурным чудом, но и местом захоронения ныне святых архиепископов. Также в священных стенах укрыты важные религиозные реликвии.

Кёльнский собор окутывает множество вековых поверий и легенд, но каждый сам решает, что он ждет от посещения этого великого сооружения. Даже абсолютно неверующий человек, впервые увидев собор, испытывает шок от его превосходства. Постройка высотой 157 метров благодаря множеству арок и острых шпилей кажется совсем легкой, ажурной. Не зря толпы туристов постоянно оккупируют площадь перед собором и делают тысячи фотографий Кёльнского собора. Нередкими гостями у его стен являются съемочные группы. Собор чаще других встречается в мистических кинолентах. Виной тому строгие черты и легенды о дьяволе, которые уже несколько столетий пересказывают немцы.


Легенда о сделке с Дьяволом

Существует поверье, что Герхард (архитектор, придумавший план Кёльнского собора) не смог самостоятельно создать чертежи. Он часто ошибался и хотел уже отказаться от непосильной задачи. В минуту отчаяния он решился на сделку с дьяволом, который обещал принести уже готовую работу в обмен на его бессмертную душу. Сделку назначили на час рассвета, когда прокричит петух. Жена Герхарда попыталась уберечь любимого и прокукарекала раньше времени, явился дьявол и передал готовые чертежи. Когда закричала настоящая птица, условия сделки были нарушены и душа архитектора оказалась вне опасности. За столь вероломные действия дьявол проклял собор и объявил, что день завершения строительства станет последним днем для человечества.

Кажется, сам дьявол и охранял собор во время Второй мировой войны. Сброшенные с самолетов и выпущенные из артиллерийских орудий снаряды даже не приблизились к собору. Некоторые считают, что военные специально берегли высокие башни, чтобы использовать их как ориентир. Однако в это трудно поверить, ведь Кёльнский собор остался невредимым, когда все окрестности устилали руины.


История строительства

Идея строительства пришла в голову служителям Бога задолго на начала работ. Еще в 1164 г. после покорения Милана солдаты доставили в Кёльн останки Святых волхвов. Для столь важных реликвий понадобилось достойное сооружение. Мощи поместили в надежный саркофаг, который и сегодня могут увидеть все посетители. Древние мастера изготовили золотую раку для мощей и отделали её серебряными деталями. Иногда в туристических проспектах можно увидеть упоминание о мощах трех королей, а не волхвов. В данном случае это синонимичные понятия.

Весь период строительства Кёльнского собора можно разделить на несколько этапов. Первый из них начался в 1248 г. Епископ Конрад фон Гохштаден захотел превзойти французские соборы и приступил к великому строительству. Архитектором и разработчиком проекта стал Герхард, хотя основная идея была позаимствована им у французских мастеров.


По задумке архитектора в храме должно было преобладать естественное освещение, поэтому здание состоит из множества арок и пилястр, которые создают минимальное препятствие солнечным лучам. Чтобы увеличить различия с французской архитектурой, арочные проемы сделаны заостренными.

Спустя 70 лет было завершено строительство восточного фасада Кёльнского собора. В это же время появился главный алтарь и хоры в окружении галерей. Затем началось создание северного фасада. Чтобы освободить место, пришлось снести старую церковь, в которой все это время совершались богослужения.

В течение XIV и XV веков были отстроены южный фасад, три этажа звонницы и установлены колокола. Несколько позднее северную часть накрыли кровлей. Так завершился первый этап работ, и вся деятельность была приостановлена до середины XVIII в.


Долгий простой негативно сказался на сооружении. Под воздействием сил природы уже готовые части стали нуждаться в ремонте. Особенно пострадали хоры. Следующая активная стадия возведения собора началась в 1842 г. под руководством Фридриха Вильгельма IV. Строительство продолжилось по первоначальным планам, которые были еще раз пересмотрены и полностью одобрены.

Спустя 40 лет башни были достроены, и собор достиг своей нынешней высоты в 157 метров. Теперь начался этап постоянных реконструкций и усовершенствований. Заменялись пострадавшие от времени элементы отделки и стекла, добавлялся декор. В 1906 г. произошло обрушение одной из башенок, которую пришлось срочно восстанавливать и проверять устойчивость остальных.


Как выглядит собор

Строгий готический силуэт здания украшают две остроконечные башни. В широком фасаде из темного камня просматриваются красочные витражи с библейскими сюжетами. В башню можно подняться по длинной лестнице, которая состоит из более пятисот ступеней. С огромной высоты открывается превосходный вид на центр города.

Общая площадь Кёльнского собора равна 8,5 тыс. м². Внутреннее помещение состоит из главного зала, галерей, капеллы и нескольких часовен. Стены богато украшены лепниной, а на поверхности колонн вырезаны изящные узоры. Вдоль стен и у алтаря собрана целая коллекция прекрасных скульптур.

Пол отделан тем же серым камнем, что и фасады. На стенах присутствует яркая мозаика и позолоченные элементы. Кёльнский собор является величайшим сооружением, но особую славу ему снискали реликвии и сокровища:

  • ларь с тремя волхвами;
  • статуя Миланской Мадонны;
  • усыпальницы епископов;
  • крест Геро.


Специально для хранения реликвий в основании собора оборудована сокровищница. Древние мечи и жезлы дохристианской и более поздних эпох украшены драгоценными камнями. Продуманная подсветка оттеняет драгоценности и покрывает их магическим свечением. Здесь же хранятся летописи и древние свитки, которые повествуют о жизни святых.

Экскурсия

Чтобы добраться до Кёльнского собора, следует воспользоваться метро и выйти на станции Dom или Hauptbahnhof. На автомобиле или такси следует доехать до Domkloster 4.

Режим работы Кёльнского собора следующий:

  • 6:00-21:00 (май-октябрь);
  • 6:00-19:30 (ноябрь-апрель).

За посещение основных помещений собора плата не взимается, за вход в сокровищницу придется заплатить 6 евро, а подъем на смотровую площадку обойдется в 4 евро. В соборе периодически проводят службы, поэтому следует придерживаться строгого стиля в одежде. Более подробную информацию можно найти на официальном сайте: www.koelner-dom.de .


Кёльнский собор

Кёльнский собор (нем. Kölner Dom) - готический собор в Кёльне (Германия), объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Строительство: 1248-1437 гг., 1842-1880 гг. С высотой в 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира.

Страна - Германия
Город - Кёльн
Координаты - 50°56"28" с.ш. 6°57"24" в.д. (G)(O)
Архитектурный стиль - готика
Автор проекта - Герхард фон Риле
Дата основания - 1248 год
Строительство - 1248-1880 годы
Официальный сайт - http://www.koelner-dom.de/

История

Церкви-предшественницы

Место, на котором сегодня находится собор, являлось, по всей видимости, ещё в римский период истории Кёльна религиозным центром проживающих здесь христиан. Здесь, в северной части города, в течение столетий было возведено несколько поколений церквей, каждая из которых превосходила по размерам все предыдущие. Эти церкви находились внутри кольца монастырей и монастырских церквей «священного Кёльна».

Остатки этих церквей можно осмотреть в нижней части сегодняшнего собора в месте проведения раскопок, которыми охвачена территория более чем в 4000 квадратных метров. От самых древних из них сохранилось совсем немного. Обнаружены фрагменты полов и участки стен, которые хоть и подтверждают факт существования этих церквей, тем не менее не позволяют реконструировать их форму. Около 500 г. н. э. над старым, простеньким бассейном был сооружен восьмиугольный баптистерий со сторонами изогнутой формы, на которых был закреплен балдахин. Баптистерий находился внутри крестообразного строения, внутренние стены которого были украшены мозаикой. Около 540 г. здесь были похоронены женщина и восьмилетний мальчик. Дорогие предметы, обнаруженные в могиле, позволяют предположить, что умершие были членами семьи короля Фейдеберта из династии Меровингов.

Уже спустя несколько лет на этом месте развернулось строительство новой, более крупной церкви. Перед её алтарём находилась выложенная из камня кафедра в форме замочной скважины диаметром более 5,70 м. В восточном Средиземноморье такие сооружения использовались не только для чтения проповедей, но и для проведения торжественных церемоний, например, коронаций и посвящений в сан. В конце VIII века к церкви в её западной части были пристроены ещё одни хоры, обнесенные кольцеобразным атрием. Аналогичные архитектурные черты имеет возникшая примерно в 800 г. так называемая Монастырская площадь в Санкт-Галлене - монастырский комплекс периода раннего Средневековья. Предположительно в середине IX века эта церковь настолько пострадала от пожара, что на её месте была возведена новая. Освященный 27 сентября 870 г. Старый собор был одним из крупнейших церковных сооружений и стал впоследствии резиденцией кёльнских архиепископов. Его средний неф достигал 12 м в ширину. К нему примыкали боковые нефы шириной около 6 м. Аркады, соединявшие между собой все три нефа, покоились на мощных прямоугольных пилястрах. На восточной и западной сторонах к нефам примыкали низкие поперечные пристройки, в восточной части которых находились небольшие боковые хоры. Эти хоры завершались полукруглыми приделами. Восточные хоры были посвящены Деве Марии, а западные - Св. Петру. По бокам последних располагались две круглые башни. Перед ними находился большой внутренний двор, окруженный богослужебными пристройками. На середине двора стоял колодец, стены которого до сих пор сохранились в подземном гараже перед собором. Во время раскопок удалось обнаружить и порог западного входа в северную поперечную пристройку. Его поверхность сильно обносилась под ногами многих тысяч верующих, побывавших в соборе за истекшие столетия. Эта каролингская церковь была богато украшена и расписана, её пол был покрыт тонкими пластинами мрамора. В X в. к зданию были пристроены ещё два боковых нефа, в результате чего их число увеличилось до пяти. По приказу архиепископа Гериберта (999-1021 гг.) в восточной части поперечной пристройки была возведена двухэтажная часовня. Останки её стен по сей день стоят во дворе собора. Сведения о форме и размерах Старого собора известны нам не только благодаря проведенным раскопкам, но и по рисункам из дошедшей до нас рукописи 1025 года - т. н. «Кодекса Гиллиниуса».

Кёльнский собор в XII-XVIII вв.

В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор - и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.

Была и другая причина для возникновения столь своеобразного замысла. Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха I Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. Так император отблагодарил владыку за боевую помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней - рака Трёх королей, одна из самых драгоценных святынь христианства. Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе.

Формы фундамента, заложенного в 1248 году, были позаимствованы у новых соборных комплексов, появившихся во Франции. Для того чтобы во внутренние помещения проникало больше света, вместо массивных стен были возведены стройные пилястры. А для того, чтобы стены были в состоянии выдержать огромный вес высоких сводов, была применена система внешних пилястр и арок - т. н. арочно-контрфорсная система. При этом арки имели не полукруглую форму, а были заострены в середине, что позволяло равномерно перекрыть ими всю поверхность здания и подчеркнуть устремлённость всей конструкции ввысь к небу. Эта гигантская архитектурная конструкция должна была вызывать у людей благоговение перед Царствием небесным.

Строительство собора началось с его восточной части. Спустя примерно 70 лет сооружение и отделка хоров были завершены. Возведение собора велось по чертежам его первого архитектора баумейстера Герхарда. Вокруг внутренних хоров, в которых расположен главный алтарь из чёрного мрамора, проходит галерея с примыкающим к ней венцом часовен. Пилястры состоят из множества круглых стоек, так как подвязей, а своды подпираются изящными невюрами. Внутреннее пространство украшено капителями с позолоченными натуралистическими листьями. Большие оконные проёмы отделаны орнаментом по камню, который именуется «ажурным». Таким же орнаментом, состоящим из колец и полуколец, украшены и все внутренние архитектурные украшения по сравнению с противоположной северной стороной.

Над кругом хоровых часовен, создающим впечатление цоколя, возвышаются отдельные контрфорсы, переходящие вверху в арочный свод с множеством вершин. Между ними хорошо просматриваются окна главных хоров с изящным ажурным орнаментом и богато украшенными фронтонами. Крутые подсводные стены переходят в коньки с позолоченными концами и увенчаны на восточной стороне золотым крестом, возвышающимся на этом месте над городом и Рейном уже более 700 лет.

Только после завершения строительства хоров и их внутренней отделки и сооружения стены на северной стороне была снесена простоявшая до тех пор западная часть каролингского собора, использовавшаяся для богослужений. В XVI в. были возведены южные нефы собора и второй этаж Южной башни. Зал её первого этажа значительно отличается от прочих частей здания подчёркнутой утончённостью своих архитектурных элементов. В XV в. было завершено строительство третьего этажа Южной башни, на которой были установлены отлитые в 1448/49 г. колокола «Претитоза» и «Специоза». Только после этого началось возведение северных боковых нефов собора. В начале XVI в. весь комплекс работ по сооружению среднего нефа был завершён установкой кровли собора в северной части на высоте боковых нефов. На этом заканчивается средневековый период в истории строительства собора.

Кёльнский собор в XIX в.

В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом, требующим едва ли не ремонта. Между хором, завершённым стеной около 1300 года, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров. Башни не были завершены. Только лишь 59-метровая южная башня упиралась в небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями. Работы над южной башней были прекращены уже около 1450 года, а потом и вся строительная деятельность была полностью остановлена. Однако после того, как революционные французские войска изгнали из собора духовенство, превратив его в фуражный склад, в народе с новой силой возникло стремление довести его строительство до конца. Расходы на строительные работы, возобновлённые в 1842 г., поделили между собой прусский король Фридрих Вильгельм IV и основанное жителями Кёльна Центральное общество по строительству собора, которое и по сей день финансирует основную часть затрат на ремонт и реставрацию собора. После тщательных подготовительных работ, проведённых архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кёльнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. К 1862 году уже удалось установить стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество по случаю завершения строительства. 15 октября 1880 года, когда на вершине Южной башни был уложен последний камень, сооружение собора, продлившееся в общей сложности 632 года, было полностью завершено.


Обе башни достраивались по средневековым чертежам, составленным в период возведения собора около 1300 г. Завершение строительства фасадов поперечных пристроек, оригинальные чертежи которых не сохранились, осуществлялось по проекту известного немецкого мастера церковной архитектуры Эрнста Фридриха Цвирнера (1802-1861 гг.). Во всех деталях он старался как можно точнее придерживаться идей средневековых зодчих, поэтому сегодня собор имеет столь совершенный внешний вид. В то же время в ходе достройки использовалась самая современная строительная технология. Примером тому служит стропильная форма крыши, которая является одной из первых в истории крупногабаритных конструкций из чугунного литья.

Для украшения фасада, башен и порталов были изготовлены сотни скульптур, а для остекления окон потребовались многие квадратные метры витражей. Кроме того для порталов были отлиты огромные бронзовые ворота. Расширилось и внутреннее убранство собора. Высочайшее качество всех работ, осуществлённых в XIX в., превратило собор в один из величайших шедевров неоготики.

Однако и после этого торжества строительство продолжалось: вставляли стёкла в окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а повреждённые места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок. После 1945 года начались работы по устранению повреждений, нанесенных бомбардировками во время Второй мировой войны. Но временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не завершена и сегодня.

Примечателен тот факт, что Кёльнский собор находится в непосредственной близости от главного вокзала Кёльна. Для того, чтобы зайти в собор, от дверей вокзала необходимо пройти не более 50 метров.

Захоронения в соборе

Не все кёльнские архиепископы были похоронены в соборе, как и не все нагробные плиты были перенесены из Старого собора в новый готический. К числу перенесённых относятся останки архиепископа Геро (969-976 гг.). Саркофаг с гробом архиепископа был установлен в часовне св. Стефана. Его надгробная плита, перенесённая из первоначальной могилы, покрыта инскрустацией из белого мрамора, а также красного и зелёного порфира. Сооружение саркофага датируется 1265 г. К этому же типу погребений святых без лежащей фигуры на надгробной плите относится и могила умершей примерно в 1085 г. св. Ирмгардии в часовне св. Агнес. Все саркофаги сориентированы на соответствующие алтари клиросных часовен, находящихся на востоке.

На северной стене Крестовой часовни сегодня установлена лежащая фигура архиепископа Энгельберта I (1216-1225). Она не является могильной скульптурой, поскольку останки архиепископа, до 1633 г. хранившейся в саркофаге, напоминающем могилу архиепископа Геро, были помещены в реликвенный ларь. Для того чтобы увековечить в соборе память об этом возведенном в ранг святых архиепископе, здесь, за главным алтарём была установлена эта скульптра, созданная в 1665 г. Герибертом Нейсом. На своё сегодняшнее место она была перенесена лишь в XIX в. В отличие от присущего средним векам строгого исполнения нагробных скульптур эта фигура изображает лежащего архиепископа в церковном одеянии, непринужденно облокотившегося на руку. Кроме того эта барочная скульптура отличается высоким реализмом, равно как и материалом - она сделана из слегка крапчатого светлого мрамора. Рядом с архиепископом в позе, символизирующей готовность оказать помощь, изображён ангел. Создаётся впечатление, что исполненный любви к жизни умерший ожидает своего воскресения.

Архиепископ Конрад Хохштаденский (1238-1261), заложивший в 1248 г. фундамент готического собора, был захоронен в только что возведенной в то время Осевой часовне. А когда было решено установить в ней ларь с мощами трёх волхвов, саркофаг был перенесён в часовню св. Иоанна. На возведенном в 1845 г. саркофаге покоится лежащая фигура архиепископа - одна из великолепнейших бронзовых скульптур немецких мастеров XIII в. Архиепископ, скончавшийся в возрасте 63 лет, пожелал изобразить себя молодым и красивым мужчиной. Точность передачи деталей фигуры и высокое мастерство бронзового литья позволяют отнести эту могильную плиту к числу выдающихся произведений искусства.

Необычной формой отличается саркофаг архиепископа Филиппа Гейнсбергского (1167-1191). Его лежащая фигура, высеченная из известняка и покрытая в прежние времена слоем краски, окружена венцом из стен, ворот и зубцов. В своё время архиепископ работал вместе с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены. Именно поэтому около 1330 г., то есть примерно через 140 лет после смерти, для него было сооружено столь дорогое надгробие.

Среди прочих надгробий выделяется саркофаг архиепископа Фридриха Саарверденского (1370-1414) с крупной лежащей фигурой высотой 2,20 м, который находится в часовне Богоматери неподалёку от алтаря. Между готическим арками основания сидят 23 фигуры - участники изображенной сцены. Можно предположить, что этот саркофаг был сооружён непосредственно после кончины архиепископа. Недалеко от него стоит саркофаг скончавшегося в 1371 г. графа Готфрида Арнсбергского, изображённого в виде рыцаря в доспехах. По преданию, решетка, возвышающаяся над саркофагом, была установлена для защиты могилы от возмущенных родственников графа, которые пытались разрушить надгробие, раздосадованные тем, что Готфрид завещал свои угодья не им, а монастырю кёльнского архиепископа. По сегодняшний день в собор ежегодно является делегация города Арнсберга для возложения венка на могилу графа.

Реликвии и сокровища

Старая ризница, сегодняшняя часовня Святого причастия, была освящена в 1277 г. Альбертом Магнусом. Она находилась в северной части собора и была дополнена ещё одним помещением, в котором в XIII веке хранились сокровища собора. Для того, чтобы поднять эти помещения, расположенные во рву за пределами городской стены римского времени, до уровня пола собора, было сооружено основание, стены которого состояли отчасти из фундамента собора и отчасти из шести остатков римской оборонительной стены. На высоте 10 м оно было перекрыто крестовым сводом из шести пролётов, сгруппированных вокруг двух колонн. Сегодня в этом импозантном средневековом помещении, разделенном в XVI в. междуэтажным перекрытием, находится сокровищница собора.

В шестигранном здании, стоящем на основании собора, хранится коллекция наиболее ценных реликвий. Эта «палата святынь» отделана, как ларец, бронзовыми пластинами. Между ней и собором находятся входы в сокровищницу и киоск собора. Лестница, расположенная за пределами готического фундамента, ведёт в подземные помещения собора.

Палата святынь перекрыта на верхнем этаже стеклянным потолком, через который открывается вид на собор. В центре помещения стоит ларь св. Энгельберта, в который в 1663 г. были помещены мощи умершего в 1225 г. архиепископа. К числу наиболее ценных реликвий собора относятся посох св. Петра с набалдашником IV в., дароносица св. Петра и ларь с мощами трёх волхвов.

Основные сокровища собора выставлены в витринах со специальной подсветкой в сводчатых помещениях подвального этажа. К первым экспонатам относятся епископский жезл и меч - символы правления кёльнских архиепископов. Остальные драгоценности относятся к средневековой истории, а также XVIII и XIX вв. Среди наиболее интересных экспонатов этого этажа - готический церемониальный крест и готические дароносицы, эпитафия Якова Кройского, повреждённая похитителями в вновь восстановленная парадная дароносица. На этом же этаже расположено помещение с оригинальным деревянным корпусом ларя с мощами трёх волхвов и библиотека с собранием наиболее ценных рукописей.

Этажом ниже находятся лапидарий и коллекция парчовой церковной одежды. На правой стороне эти помещения примыкают к римской оборонительной стене. В левом углу она обрывается. Здесь под тупым углом к ней примыкает фундамент готического собора. В нишах под арками установлены две витрины с находками из франконских могил, обнаруженных под фундаментом собора в ходе раскопок 1959 г. В этих могилах примерно в 540 г. были захоронены женщина и мальчик из династии Меровингов. В том же помещении выставлены некоторые оригинальные скульптуры, украшавшие в Средние века портал св. Петра. В коллекции парчовой одежды наиболее впечатляющими являются выставленные фрагменты т. н. «Capella Clementina» - богато украшенных риз, изготовленных по приказу архиепископа Клеменса Августа для праздничных богослужений. В одной из них в 1742 г. он проводил коронование своего брата, короля Карла VII во Франкфурте. Особого внимания заслуживают также витрины с серебряными кубками и небольшая витрина с экспонатами XX века.

Ларь трёх волхвов

В 1164 г. император из династии Гогенштауфенов Фридрих Барбаросса принес в дар кёльнскому архиепископу Райнальду Дассельскому мощи трёх волхвов, привезённые им в Кёльн из Милана. С тех пор в город стекались паломники со всей Европы для поклонения реликвиям волхвов. Паломничество к мощам волхвов играло существенную роль как в религиозной, так и в экономической жизни Кёльна. Короны трёх волхвов по сей день украшают городской герб.

В период с 1190 по 1220 гг. Николаус Вердунский, один из искуснейших ювелиров своего времени, создал в своей мастерской золотой ларь для хранения высоко почитаемых реликвий. Уже одна его форма свидетельствует о том, что в одном ларе объединены три, причем третий ларь покоится на коньке первых двух. Ларь трёх волхвов имеет следующие размеры: высота - 1,53 м, ширина - 1,10 м, длина - 2,20 м. Деревянный корпус ларя обит позолоченными медными и серебряными пластинами. Фигуры выполнены методом чеканки. Только передняя сторона ларя почти полностью изготовлена из листового золота. Фризы украшены множеством позолоченных эмалевых пластинок. В отделке особенно впечатляют маленькие колонны из позолоченной эмали с постоянно меняющимся узором. Кромки и конёк ларя увенчаны узором тончайшей работы в форме вьющихся растений. Ларь украшен 1000 драгоценных камней и жемчужин. На нём установлены более 300 античных гемм и камей, считавшихся в те времена самым ценным украшением. При изготовлении самой большой ценности собора - ларя с мощами трёх волхвов - использовались, конечно, только самые драгоценные материалы. Однако ещё более важным аспектом, чем ценность материалов, был теологический смысл работы. На продольных сторонах ларя изображены сидящие ветхозаветные короли и пророки, а в его верхней части - апостолы. Тем самым показано, что Новый Завет зиждется на Ветхом Завете. Сюжетные изображения, которыми когда-то были украшены скосы крыши, к сожалению, не сохранились. Внизу на задней стороне ларя изображены сцены бичевания и распятия Христа, а вверху в окружении святых великомучеников Феликса и Набора представлен благословенный Христос с тремя христианскими добродетелями - верой, надеждой и любовью.

На середине передней стороны ларя изображена сидящая Мария с Христом-младенцем, к которой слева приближаются три поклоняющихся волхва. К ним присоединился четвёртый волхв - германский король Отто IV, пожертвовавший собору эту переднюю сторону ларя и причисливший себя этим изображением к традиционным первым христианским королям. Справа от Марии изображено крещение Иисуса в реке Иордан, а немного выше Христос появляется в образе всевышнего судьи в день Страшного Суда. Очевидно, что сюжеты на ларе не являются циклом сцен из жизни трёх волхвов, а посвящены жизненному пути Христа-Спасителя.

Трапециевидная передняя сторона ларя - съемная. 6 января, в день чествования трёх волхвов, она снимается, и взору посетителей открываются хранящиеся в ларе за решёткой три черепа, увенчанных золотыми коронами. Трапециевидная стенка украшена наиболее искусно обработанными камнями - бардовой геммой с изображением бога Марса и камеей, изображающей коронование кайзера Августа. Обе сцены трактовались в Средневековье как выдающиеся события в истории христианства.

В истекшие века ларь удалось уберечь от крупных повреждений. По сегодняшний день он считается главной ценностью собора и занимает в нём центральное место.


Помимо реликвий трёх волхвов архиепископ Дассельский привез из Милана в Кёльн и резное изображение мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 г. Впоследствии около 1290 г. было создано дошедшее до наших дней изображение богоматери, на которое и было перенесено название «Миланской мадонны». Раньше эта статуя стояла над алтарём в часовне Богоматери. Над ней располагался искусно отчеканенный и богато раскрашенный балдахин, фрагменты которого хранятся в сокровищнице собора. В XIX в. статуя Марии покинула своё первоначальное место и была установлена на новом, возведенном специально для этого пьедестале. Этим же временем датируются скипетр и корона статуи.

Миланская мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики. Её создателями являются те же ваятели, которые создали каменные скульптуры апостолов на пилястрах внутренних хоров. Осторожно и изящно мадонна удерживает дитя в своих руках. Её фигура исполнена грациозности и достоинства. Многочисленные складки одеяния нисходят от плеч до самых ног. Несмотря на то, что сегодняшняя роспись скульптуры датируется XIX в., её оригинальная окраска также была разноцветной. Как и фигуры на капителях хоров, скульптура мадонны была расписана узорами по образцу модного в Средние века итальянского шёлка. Однако даже после того как на смену Миланской мадонны пришла новая скульптура с явно выраженной декоративностью, эта фигура до сих пор является самым прекрасным изображением Богоматери в соборе.



Этот 2-метровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Геро (969-976 гг.), доверенным и посланником императора Отто I. Идея создания креста возникла у архиепископа по возвращении из поездки в Византию. В то время подобные большие кресты с изображением распятия ещё не были известны в Европе.

Особенность этого распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростерто безжизненное тело Иисуса. Его голова наклонена вперед, глаза закрыты. Отчётливо просматриваются все детали мускулов, сухожилий и костей. Христос изображён не в минуту триумфа, а в момент смерти, которое принесёт избавление человеческому роду. Крестовина и нимб с вработанными в него стеклянными украшениями сохранены в оригинальном виде. Окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком подарены собору в 1683 г. его каноником Генрихом Мерингом, эпитафия которого находится на прилегающей к алтарю стене.


Письменное упоминание о закладке собора

В Кёльнской королевской хронике приводятся сведения о закладке нового собора в 1248 году:

Архиепископ Конрад созвал церковных прелатов, дворян земли и своих министериалов и, в то время как огромная толпа народа внимала увещеваниям проповедников после завершения праздничной мессы в день Вознесения блаженной Девы Марии, он заложил первый камень, а затем, на основании полномочий господина Папы и своих собственных, а также властью легата и всех викарных епископов кёльнской церкви объявил верующим неслыханное до сих пор отпущение грехов тем, кто внесёт или пришлёт свой вклад в строительство церкви. Именно с этого времени с большими затратами начинается возведение новой церкви Св. Петра, - Кёльнского собора, невероятной высоты и длины.

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)



Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кёльнский_собор

Фотогалерея



Кёльнский собор



Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)



Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)



Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)



Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)



Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)



Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Кёльнский собор



Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)



Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)



Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)



Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)



Кёльнский собор (нажмите на фото для увеличения)

Среди старинных городов Западной Германии, славящихся своей историей и многочисленными достопримечательностями, Кельн занимает особое место. Здесь на самой высокой точке Соборного холма, неподалеку от железнодорожного вокзала, возвышается знаменитый Кельнский Кафедральный Собор, воздвигнутый в стиле готика в честь святого апостола Петра и Девы Марии. По своему величию он не уступает таким шедеврам средневековой готической архитектуры, как Миланскому и Севильскому соборам в Италии, а также пражскому Собору Святого Вита.


Кельнский собор в Германии – описание и архитектура.

Внешний вид Кельнского собора вызывает восхищение благодаря необычной изящной архитектуре этого грандиозного строения, сотканной из каменного кружева порталов, башен, арок, колонн и пилястр, а также благодаря очертаниям всего здания, выполненным в виде латинского креста. Кстати, хранящиеся в Кафедральном соборе бесценные христианские реликвии делают его одной из главных опор католической веры. Высота Кельнского собора в Германии составляет 157,18 метров, поэтому он стоит на третьем месте в списке самых высоких соборов мира.


История строительства Кельнского собора в Германии.

Уникален не только внешний и внутренний вид Кафедрального Собора в Кельне, но и сама история его строительства. Место для возведения было выбрано не случайно. Интересно, что в первой половине I столетия здесь уже был храм, посвященный римским богам. Начиная с IV столетия, на этой территории начали строить христианские храмы, которые ветшали от времени или уничтожались пожарами. В середине XIII века, после передачи кельнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю святых мощей трех волхвов, хранившихся ранее в Милане, было решено построить храм, который превзойдет все ранее построенные.


Первый камень в основание Кельнского собора в Германии положил архиепископ Конрад фон Гохштаден в середине августа 1248 года. Поначалу работы продвигались быстро, но вскоре они затормозились, и только к 1560 году была возведена основа сооружения. Вплотную к строительству Кёльнского собора вернулись в 1824 году, в результате чего, по обнаруженным в архивах чертежам и планам, были достроены знаменитые 157-ми метровые башни и остальные части, а также украшены фасады. Для этого мастера изготовили множество скульптур на библейскую тематику, собрали сотни квадратных метров уникальных витражей и отлили из бронзы ворота для порталов. Завершение строительства собора в Кельне, длившегося 632 года, с большими торжествами отметили в 1880 году. Сочетание в облике этого храма черт средневековья и неоготики, характерной для XIX столетия, сделали Кельнский собор в Германии одним из величайших историко-архитектурных памятников.


Во время Второй Мировой войны здание Кельнского собора почти не пострадало, за исключением нескольких незначительных повреждений и выбитых взрывной волной с южной стороны витражей. Основную реставрацию закончили уже к 1956 году, а в 2007 восстановили витражи Кельнского собора, используя для этого более 11500 составных разноцветных стеклянных элементов. Начиная с 1996 года, собор внесен в списки ЮНЕСКО как памятник мирового наследия и находится под защитой этой организации.

Легенда Кельнского собора.

Со строительством храма в Кельне связана одна легенда, согласно которой архитектору никак не удавалось создать чертеж. Ему вызвался помочь Сатана в обмен на бессмертную душу. Архитектор Герхард фон Риле согласился и сделка, сигналом к проведению которой должен был служить крик петуха, была назначена на утро. Жена Герхарда, подслушавшая разговор, решила обмануть Нечистого и подала условный знак, прокукарекав несколько раз. Чертеж был получен, но в отместку за обман, дьявол произнес проклятие. Если ему верить, то в тот день, когда закончится строительство Кельнского собора, наступит конец света. Может быть, поэтому восстановительные и строительные работы не прекращаются и сегодня.


Посетителей завораживает внутреннее убранство Кельнского собора в Германии, главный зал которого окружен галереями, маленькими часовнями, разнообразными фигурами святых и резными колоннами, а стены и пол украшены затейливой мозаикой с позолотой. Главный алтарь Кельнского собора мастера средневековья изготовили из мраморного монолита, а его боковые стены оформили в виде аркады, в нишах которой таятся статуи двенадцати апостолов.







Рядом с алтарем находится главная реликвия Кельнского собора в Германии – гробница с мощами волхвов, первыми принесших миру весть о рождении Спасителя. «Ларец трех волхвов» представляет собой три саркофага, изготовленных из дерева, обшитых пластинами листового золота и декорированных изящной резьбой и чеканкой. На украшение реликвии пошло более 1000 драгоценных камней и старинных гемм. Чтобы посмотреть на эту реликвию, в город Кельн ежегодно приезжают десятки тысяч паломников и туристов.


Но не только Ларец привлекает в Кельнский собор в Германии верующих и туристов. Здесь хранится еще одна бесценная реликвия – «Миланская Мадонна». Эту статую вырезали в 1290 году взамен сгоревшего во время пожара чудотворного образа. Ее создали те же мастера, которые ваяли скульптуры апостолов, украшающие внутренние пилястры Кельнского собора.


Особый трепет у прихожан и туристов вызывает дубовый крест, который подарил еще старому собору архиепископ Геро. Это двухметровое творение с достоверной точностью изображает распятого Христа в момент смерти. Уникальность этой реликвии состоит в том, что она дошла до нас в первозданном виде.



Многие ценности хранятся в подвальном помещении в витринах, которые оснащены особой подсветкой. Здесь можно увидеть символы, являющиеся неотъемлемым атрибутом власти архиепископов Кельна – меч и жезл, дароносицы и церемониальные кресты.


Желающие могут ознакомиться с многочисленными образцами выбитой на каменных плитах старинной письменности, коллекцией церковной одежды, пошитой из драгоценной парчи, а также различными кубками из серебра. Здесь же находятся несколько оригинальных скульптур Кельнского собора в Германии, украшавших ранее один из порталов, и вещи из захоронения времен династии Меровингов, датируемые 540 годом н.э.


Тут каждый уголок дышит историей. Поэтому, находясь возле стен Кельнского собора снаружи, а тем более попав внутрь собора, туристы ощущают атмосферу средневековья, усиливающуюся во время часто проходящих здесь концертов органной музыки.


Всю грандиозность сооружения можно осознать, поднявшись на смотровую площадку Кельнского собора в Германии, которая находится на высоте почти сто метров от поверхности земли. Посетителям со слабой физической подготовкой совершить такой поход довольно сложно, ведь к вершине ведут более 500 широких ступенек.

После посещения Кельнского Кафедрального собора многие туристы совершают прогулки по площади, которая находится возле храма. Это очень оживленное место. Здесь есть возможность послушать игру уличных музыкантов, посмотреть на выступление мимов и отведать ароматный шоколадный кофе в одном из многочисленных кафетериев.

Готический силуэт Кёльнского собора давно стал символом города. Башни, уходящие в небо, широкий фасад и отблески солнца на темном камне, великолепные витражи надолго останутся в памяти.

Не обратить внимание на этот архитектурный шедевр просто невозможно, что доказывают 2 млн. туристов, каждый год посещающих Кёльнский собор (Kölner Dom). Официальное названиеКафедральный Собор Святых Петра и Марии (Hohe Domkirche St. Petrus und Maria). Это самая посещаемая достопримечательность Германии, шедевр готической архитектуры.

Две башни высотой 157 м каждая сделали Кёльнский собор по окончании строительства самым высоким строением в мире. Спустя девять лет собор уступил первенство Эйфелевой башне. В 1996 г. Кёльнский собор был признан всемирным достоянием человечества. Он всегда был и остается религиозным и архитектурным центром города.

Любоваться собором можно практически с любой точки города, но самое яркое впечатление эта потемневшая от времени громада производит от главного железнодорожного вокзала. С этой точки шпили собора кажутся устремленными в небеса.

Отделан храм трахитом, камнем красноватого оттенка. Снаружи здание имеется множество архитектурных опорных элементов: пилястры, аркбутаны, галереи, сквозныхе решетки.

Внутри башен-гигантов сделаны винтовые лестницы по 509 ступеней каждая, которые заканчиваются примерно на высоте 100 м колокольными площадками, они же выполняют роль смотровых площадок. В хорошую погоду с вершины башни открывается великолепная панорама Кёльна и Рейна. Хотя лестница находится в хорошем состоянии, рекомендовать такой подъем можно только крепким и бесстрашным. На лестнице бывает душно и тесно, так как люди по ней и поднимаются, и спускаются.

Поднимаясь, остановитесь на полпути, чтобы увидеть колокола. Один из которых самый большой свободно висящий колокол в мире. Его называют «Петр» и весит он 24 т. Отлит колокол из пушек французской армии.

Попробуйте с высоты выбрать подходящую пивную, где после возвращения можно будет вознаградить себя заслуженным стаканчиком кёльнского .

Собор открыт

Ноябрь — апрель: 06:00-19:30;
май-октябрь: 06:00-21:00
в воскресенье и праздничные дни 13:00-16:30.

Во время службы осмотр собора запрещен. Вход свободный.

Экскурсии

Организованные экскурсии ПН-ЧТ 10.00-12:00 и 14:00-16:00.
Группы собираются у главного входа. Участие платное.

Сокровищница Кёльнского собора

Время работы: ПН-ВС 10:00-18:00.
Вход: 6 евро; льготный — 3 евро.

Подъем на башню

Ноябрь - февраль: 09:00-16:00;
март, апрель, октябрь: 09:00-17:00;
май - сентябрь: 09:00-18:00.
Вход 3 евро.

Как добраться

Ехать на трамвае 5, 16, 18 до станции Kölner Hauptbahnhof.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.