Буддийские статуи. Что означают жесты Будды и где в доме эти фигурки лучше разместить

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Сегодня мы поговорим про статуи Великого Учителя – Сиддхартхи Гаутамы, которые расположены на территории Таиланда.

Буддизм – официальная религия Таиланда. Тайцы исповедуют учение Тхеравады – течение, взявшее начало от самого Сиддхартхи Гаутамы. Здесь отсутствует понятие Бог в прямом смысле этого слова, а многочисленные статуи Будды в Таиланде возведены не для поклонения, а как дань уважения Великому Учителю и мудрейшему из мудрейших.

Сколько Будд в Таиланде

Ответ простой – примерно столько же, сколько и буддийских монастырей, а их в этой стране чуть меньше 30 000. Причем, в некоторых храмовых комплексах находится не одна, а несколько статуй Просветленного.

Принято выделять наиболее значительные, даже в какой-то мере помпезные сооружения:

  • Храм Изумрудного Будды (Бангкок);
  • Храм Истины (Паттайя);
  • Храм Ада и Рая (Банг Саен);
  • Храм Золотого Будды (Бангкок);
  • Храм лежащего Будды (Бангкок);
  • Храм большого Будды (Пхукет).

Их мы с вами и рассмотрим.

Не в каждом храмовом комплексе статуи уникальны или выделяются какой-то особенной историей, но туристов-европейцев не всегда интересуют сами статуи. Примерно в 50% случаев они едут сюда даже не для того, чтобы посмотреть на Просветленного, а чтобы познакомиться с уникальным местом. Таковы Тигриный монастырь и Храм Ада и Рая.

Храм Изумрудного Будды (Бангкок)

Тайцы называют его главной, самой красивой и самой крупной жемчужиной в храмовом ожерелье страны. Эта святыня построена на территории королевского дворца в Бангкоке специально для изваяния Просветлённого, которое выполнено из жадеита – разновидности нефрита – и украшена золотом.

Реликвия была случайно обнаружена в 1436 году в развалинах одной из пагод в Чианграе. Эта небольшая статуэтка ростом всего 45 см была покрыта штукатуркой и глиной и на первый взгляд не представляла никакой ценности. Её забрал к себе в покои настоятель одного из монастырей. Однако чрез некоторое время кусок «нароста» отвалился, явив монаху изумительно зелёный цвет. Вскоре в монастырь потянулись паломники.

Сегодня святыня хорошо охраняется – она закрыта пуленепробиваемым стеклом. Три раза в год её переодевают – события обставляются как торжественные церемонии.

Храм Истины (Паттайя)


Считается самым крупным строением из дерева на территории всего Таиланда и, пожалуй, во всём мире. Возведен без единого гвоздя. Главная особенность – бесконечное строительство. Автор идеи – меценат Леку Вирийапхан. Строение начали возводить в 1981 году и строят до сих пор. Предположительная дата окончания работ — 2025 год.

Довольно большое изваяние Просветлённого вырезано из дерева и проработано до мелочей.

Всё строение также украшено резными фигурками – религиозными и мифическими героями, божествами. Это настоящее рукотворное деревянное зодчество.

Вирийапхану нагадали, что как только постройка будет закончена, он умрёт. В основу вечного строительства положена идея перевоплощения.

Будда в Храме Ада и Рая (Банг Саен)

Один из храмовых комплексов неподалёку от Пхукета, в 90 км от Бангкока и в 40 км от Паттайи, если двигаться на восток. Точное местоположение – курортный город Банг Саен. Здесь посетители могут посмотреть на многочисленные Статуи Просветленного (например,в самом начала их встречает статуя Смеющегося Будды), однако они едут не только для этого, а и для того, чтобы изучить представление тайцев об аде и рае.

Монастырь расположен в живописном месте и окружает пещеру, территория покрыта джунглями, из-за которых восприятие происходящего здесь намного обостряется.

На удивление место не числится в списке туристических, хотя посмотреть есть на что. Мастерски показаны все круги Ада, которые занимают территориально почто 80% общей площади. Остаётся удивляться, насколько изощрённым был ум у скульптора – фигуры гротескные, однако проработаны до мелочей.

Достопримечательность работает до 6 вечера. Вход свободный. Лучше посещать в будни – на выходных сюда приезжают тайцы, чтобы получить изрядную встряску на случай, если вдруг захочется согрешить.

Храм Золотого Будды (Бангкок)


Статуя выполнена из чистого золота и весит 5 тонн. И это чистая правда. Но до некоторого времени никто об этом не знал – снаружи изваяние было покрыто толстым слоем гипса и выглядело малопривлекательно.

Его много раз перевозили. Последний раз отправили в хранилище (1957 год). Во время транспортировки шёл дождь, в довершение ко всему изваяние ещё и упало. Вот тут и произошло самое интересное – один из монахов заметил странный блеск, который никак не свойственен гипсу. Так тайцы получили золотого Будду.

Специалисты оценили возраст статуи. Ей примерно 700 лет. Залили её гипсом ещё в бирманскую войну. Поскольку все, кто об этом знал, погибли, долгое время столь драгоценная реликвия была никому не известна.

Храм лежащего Будды (Бангкок)


Старейший в Бангкоке. Здесь много изваяний просветлённого самых разных форм и размеров, в том числе и крупнейшие в Таиланде. Комплекс несколько раз восстанавливался, последний раз в XX веке. Открыт для посещения в 1982 году.

Длина Лежащего Будды около 46 метров, высота 15 метров. Изваяние покрыто золотом, а глаза и подошвы — перламутром.

В храмовом комплексе можно получить качественный тайский массаж и во всех подробностях изучить позы йоги – каждая статуя Просветлённого выполнена в одной из них.

Храм Большого Будды (Пхукет)


Святыня расположена на холме Наккеред на острове Пхукет. Её высота – 45 метров. Выполнена она из белого мрамора (бирманского) У её подножия с 2001 года строится многоуровневый храмовый комплекс:

  • 1 уровень – музей, сувенирная лавка, большой гонг и монахи на пьедестале (живые, проводят ритуал, после которого вешают на руку амулет);
  • 2 уровень – изваяния особ королевских кровей;
  • 3 уровень – статуя Большого Будды и её 12-ти метровая медная копия.

С вершины горы открываются отличные виды. Отсюда хорошо делать панорамные снимки бухты Чалонг, пляжей Ката и Карон, Пхукет-Тауна. Если приехать сюда вечером, можно увидеть невиданной красоты закат.

Дорога, ведущая к святыне, протянулась на 6 км. Это расстояние можно пройти пешком или доехать на такси или тук-туке.

И ещё одно место…


Самая большая статуя Будды находится в местечке Анг Тонг, которое затерялось где-то в тайской глубинке. Высота изваяние почти 92 метра. Оно входит в десятку крупнейших скульптур мира, в пятёрку самых больших Будд, является самой крупной статуей просветлённого в Таиланде.

Изваяние выполнено из железобетона. Строилось 18 лет. Снаружи его покрыли слоем позолоты.

Храмовый комплекс включает множество строений и скульптур. У ног Просветлённого раскинулся прототип Ада и Рая с острова Пхукет, так что людям со слабыми нервами сюда лучше не заглядывать.

Статуи Просветлённого имеют строго определённые позы, соответствующие дням недели . Например, лежащий – вторник, сидящий, положив руки на колени – среда, а в позе лотоса – четверг.

Заключение

Дорогие читатели, отправляясь в Таиланд, составьте список мест, которые обязательно хотите посетить. И пусть среди них будут статуи Будды – не все, хотя бы парочка. Не обязательно им поклоняться, но в таких местах удивительная энергетика, и вы сможете получить там очень необычные впечатления.

Он также обладал
32-мя ЧИСТЫМИ ТЕЛЕСНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ВЕЛИКОГО МУЖА.
Наиболее заметная иконографическая черта Будды

УШНИША -
полукруглый выступ на голове, особенность строения черепа, свидетельствующая о чрезвычайной мудрости.
Кроме неё обязательно присутствует

УРНА -
метка между бровями (символ бесконечного движения Солнца),
длинные, до колен, РУКИ,
ПАЛЬЦЫ на руках одной длины и
такие же на ногах,
длинные МОЧКИ ушей, доходящие до плеч.

В странах Юго-Восточной Азии распространены ТРИ основных типа скульптурных изображений основателя учения, вы
и сами заметили и сможете перечислить, итак:), правильно:

СТОЯЩИЙ Будда
СИДЯЩИЙ Будда
ЛЕЖАЩИЙ Будда

Изображения Будды, достигшего нирваны, обычно однотипны:
он лежит на правом боку, голова покоится на правой руке, согнутой в локте, вся фигура олицетворяет мир и покой.
Одну из таких фигур показывают всем туристам, приезжающим на экскурсию в королевский дворец и ближайшие знаменитые храмы Ват Пракео и ват По.В вате По как раз и лежит большой золотой Будда в этой классической позе,
где все его обходят, и кидают монетки в чаши, стоящие по его контуру.


Существует ДВЕ главные позы сидящего Будды.
Поза МАРАВИДЖАЙ -
означает победу Будды над демоном-искусителем Марой. В ней Будда сидит скрестив ноги, правая рука лежит на правом
колене.
Другая поза - САМАДХИ -
соответствует позе лотоса - символ уравновешенности, абсолютного спокойствия и победы разума над чувствами.

Кроме этого, фигуры стоящего и сидящего Будды, как заметили более внимательные любители искусства, различаются
МУДРАМИ - санскр. ЖЕСТ)
символическими положениями рук и пальцев,каждое из которых несет глубокий смысл.

АБХАЯ-МУДРА - жест бесстрашия -
правая рука согнута на уровне груди, ладонь с прямыми и прижатыми пальцами смотрит наружу. Этот жест показывает,
что учение Будды дает защиту, несет мир и устраняет страх.

ВАРАДА-МУДРА - жест благодеяния -
правая и левая рука полуопущена, раскрытая ладонь направлена вниз, что символизирует сострадание и благо.
Сочетание обоих жестов особенно характерно для скульптурных изображений в Таиланде и Лаосе.
Как правило, с таким положением рук изображается стоящий или шагающий Будда.
Например, знаменитый шагающий Будда(14в.) который хранится в Бангкоке в вате Пентямабопхит.

ДХАРМАЧАКРА-МУДРА - жест колеса дхармы -
Будда, уже достигший просветления, изображен во время первой проповеди, когда он раскрыл ученикам дхарму, иначе
говоря, повернул колесо дхармы. Указательный и большой пальцы левой руки Будды соприкасаются, символически изобра-
жая колесо дхармы, три выпрямленных пальца символизируют три драгоценности буддизма - Будду, дхарму и сангху.

ДХЬЯНА-МУДРА - жест медиации -
левая или обе руки покоятся на коленях, ладонях вверх. Жест символизирует медитацию. В искусстве Юго-Восточной Азии
медитирующий Будда иногда изображается под покровом из капюшона многоголового царя змей Муччхилинды.

БХУМИСПАРША - МУДРА - жест касания земли -
один из часто встречающихся в Юго-Восточной Азии образов Будды. Учитель изображен в состоянии глубокого созерцания,
в момент достижения просветления Его левая рука покоится на коленях, ладонь повернута вверх, правая рука опущена
вниз и касается земли - Будда призывает землю в свидетели свершившегося просветления.

Ну вот, теперь и мы кое-что узнали из некоторых поз и жестов, как выяснилось в индуизме их намного больше.
Но мы тут рассматривали изображения Будд в Таиланде.
Зато в следующий раз войдя в храм, внимательно присмотревшись к рукам и пальчикам учителя,
вспомнив этот текст выпустим в пространство красивый звук - - - - - - - - - - - - - - - ВАРАДА-МУДРА!

Изображение Будды

Многочисленные выставки буддийских статуй вновь всколыхнули давно обсуждающийся вопрос о происхождении сегодняшнего образа Будды: появился ли он в индийском буддизме или является изображением греческого бога Аполлона?

«Будда – изображение Аполлона» – идея гамбургской выставки «Искусство на Сайденштрассе»

Летом 2003 года в Гамбурге состоялась выставка «Искусство на Сайденштрассе». В приуроченной к этому событию статье «На Сайденштрассе Аполлон пришел к Будде» Матиас Гретцшель писал об искусстве региона Гандхары: «Прототипом украшающих сотни монастырей рельефных изображений и скульптур Будды является греческий бог Аполлон». На выставке экспонировался бюст Аполлона. На совершенные черты «сына света», бога наук и искусств, и должен был быть ориентирован образ Будды.

В прилагающемся каталоге, в абзаце, посвященном завоевательному походу Александра Македонского, написано: «Наследие Александра в течение 500 лет с момента его смерти до возникновения буддийской культуры не могло бы продемонстрировать плодотворную силу, если бы в этот долгий временной промежуток эллинизм не оказал влияния на архитектуру, скульптуру и произведения искусства завоеванных им земель между Евфратом, Тигром и Индом…», и еще: «…В течение почти 600 лет после смерти Будды не появлялось художественного изображения Просветленного, его почитали лишь в символическом образе, а само изображение возникло с развитием буддизма Махаяны». Таким образом, зарождение буддийского искусства относится к рубежу первого и второго столетия нашей эры.

Прижизненные изображения Будды

В противовес этому есть источники, сообщающие о первых изображениях и статуях Будды, сделанных при его жизни. Так, по просьбе сингальской принцессы, Будда послал ей свой портрет, выполненный на ткани. Некоторые истории и легенды о статуях, изготовленных при жизни Будды, авторы выставки представили в каталоге «Пространство и радость» в главе «История различных стилей».

Вот одна из историй: Будда отправился в далекую Чистую страну Траятримша (Trayatrimsha) – небеса Тридцати Трех Богов, чтобы дать освобождающие поучения своей переродившейся там матери. В это время король Каусамби Удаяна, чтобы продемонстрировать свое уважение, создал скульптурный портрет Будды из сандалового дерева. Когда Будда возвратился назад, король показал ему статую. Эта история запечатлена в рельефе из камня (см. иллюстрацию) в Пакистане, в музее Пешавара – бывшей столице Гандхары. На рельефе король Удаяна стоит (если смотреть со стороны наблюдающего) слева от Будды и показывает ему статую, изображающую Будду в позе медитации.

В то время Будда не разрешал поклонение статуям. На этот факт опираются многие искусствоведы, утверждая, что его первые скульптурные изображения появились в эпоху Гандхары. В IV в. н.э. китайские монахи и путешественники Фа Сянь, Юань-Чжуан и другие, попав в Индию, обнаружили, что этим самым статуям все еще поклоняются в монастыре Йетавана в Шравасти. Согласно Фа Сяню, статуя принадлежала ученику Будды королю Кашалы Прасенаджиту. В 20-й главе своего путевого дневника под заголовком «Доклад о буддийских королевствах» (англ. A Record of Buddhistic Kingdoms, перевод Джеймса Легге, 1886) Фа Сянь сообщает, что он узнал о первой буддийской статуе:

«Будда поднялся высоко в обитель богов Траятримша и учил Дхарме на благо своей матери. Он отсутствовал 90 дней. Ожидая возвращения Будды, король Прасенаджит изготовил из сандала его статую и поставил ее на место, обычно занимаемое Буддой. Вернувшись в монастырь, Будда сказал вышедшей его приветствовать статуе: «Ступай назад, на свое место. Когда я уйду в Паринирвану, ты будешь олицетворять меня для четырех классов моих учеников». И тогда статуя вернулась на прежнее место. Это было самое первое изображение Будды, и с тех пор люди его повторяют».

Согласно этому источнику, Будда не только разрешил почитать собственную статую при жизни, но и дал указание о том, что должно служить образцом для всех последующих изображений. Подтверждением служит и разрешение сделать свое изображение, данное Буддой королю Бимбисаре. Этот рисунок был включен в Колесо Бытия, отражающее центральное учение Будды, и в качестве исключительного подарка передан соседнему королю. При этом Будда настоятельно подчеркнул очень полезное действие этой картины.

Дальнейшее развитие искусства статуй

В своем обширном труде «История буддизма в Индии» историк Таранатха (род. в 1575 г.) посвящает целую главу истории изготовления изображений Будды. Он говорит, что, согласно тексту Виная-васту, изображения и статуи, изготавливаемые художниками в течение первых ста лет после смерти Будды, способствовали распространению иллюзии реального существования отображенных объектов. Немногим позже в Магадхеа были созданы восемь замечательных произведений искусства, среди которых особенно известна статуя Будды в храме Махабодхи в Бодхгайя и статуя Будды мудрости Манджушри. История статуи в Бодхгайеи, на сегодняшний день старейшей в мире статуи Будды, подробно представлена в каталоге выставки «Пространство и радость».

Согласно Таранатхе, король Ашока, правивший Маурийской империей с 272 до 232 год до н.э., после принятия буддизма построил много храмов и ступ. Он создавал изображения Будды и почитал их, чтобы накопить огромное количество хороших впечатлений. Таким образом он хотел очиститься от совершенных им ранее негативных действий. Предсказанный Буддой выдающийся мыслитель Нагарджуна организовал в Индии и Непале множество буддийских центров со статуями Будды, рядом с которыми ставились и статуи Защитников.

Наступившей после падения Империи Маурьев Шунгийской эпохе (II–-I в. до н.э.) также присуще богатое развитие буддийской скульптуры и живописи, особенно на западе индийского субконтинента. Примеры этому находят в пещерных храмах Бхайи (Bhaja) (середина II в. до н.э.) и Карле (Karle) (конец I в. до н.э.) –- в штате Махараштра, также в Удаягири и Кандрагири –- в восточном Ориссе. В те времена основными мотивами художественных композиций были предыдущие жизни Будды, изложенные в джатаках.

На юге Индии во времена правления династии Сатаваханов (II в. до н.э. –- III в. н.э.) на территории сегодняшней Андхра-Прадеш расцветала совершенно самостоятельная художественная школа Амаравати. Чудесные ступы и статуи Будд возведены в Амравати, Джагайджапете (Jagayyapeta) и Нагарджунаконде (Nagarjunakonda). Они похожи между собой и в то же время стилистически сильно отличаются от северо-индийских статуй: они тоньше и Будда часто запечатлен в непривычной позе. Здесь, также очень часто находят изображение Будды в виде символа. Это побудило многих искусствоведов прийти к точке зрения, что в начальный период буддизма Будду вообще не изображали в виде человека. Но как раз тот факт, что здесь находят оба варианта, подтверждает ошибочность этой теории.


Гандхара и ее полная перемен история

Таранатха установил, во всех регионах, где процветало Учение Будды, было много искусных художников, создающих изображения Будды. До наступления настоящей «»эпохи Гандхары»» (I – III в. н.э.) королевство пережило несколько буддийских периодов. Из этого можно сделать заключение, что буддийское искусство существовало там очень давно. К территории Гандхары принадлежали Пешавар, Таксила и соседние области Сват и Памир на северо-западе Пакистана. Эта местность стратегически очень благоприятно расположена, и при этом оказалась на стыке различных культур.

В течение многих столетий Гандхара являлась одной из семи провинций Персии, пока в 326 до н.э. ее не захватил Александр Великий. Уже через 20 лет греческого владычества Чандрагупта, основатель династии Маурья, получил эту область благодаря политически выгодной свадьбе в обмен на 500 слонов. Его внук, король Ашока, из своей резиденции в Паталипутре (сегодня Патна) в 256 до н. э послал буддийского мастера Мадхъянтика (Madhyantika) в Гандхару, таким образом даруя жителям этой области связь с буддизмом. Высеченные на скалах эдикты Ашоки в Шахбаз Гархи, в районе города Мардан, есть и сегодня.

После смерти Ашоки начался распад империи Маурьев. Сначала Гандхара добилась независимости, несколькими десятилетиями позже была завоевана последователями Александра Македонского –- греко-бактрийцами под предводительством царя Деметрия. Их господство продолжалось примерно 200 лет. Согласно найденным монетам можно идентифицировать имена тридцати девяти королей и трех королев этого периода. Среди греческих королей наиболее важную роль сыграл Менандер. Он вел свои войска из Гандхары в Паталипутру и захватил столицу господствующей там династии Шунга (Сунга). Вскоре после этого Менандер встретил буддийского монаха Нагазену и сам стал буддистом. Его вопросы Нагазене и ответы монаха вошли в мировую литературу под названием «Вопросы короля Мелинды» (Melindapanha, ed. V. Trenckner, RAS, London, 1928).

После греков короткое время в Гандхаре господствовали скифы и парфянцы.

Кушанская империя и искусство Матхура

Кушаны, или гуйшуан, – ветвь народа юэчжи, потомки кочевников из различных частей Центральной Азии. Во II веке до н.э. они поселились в районе современной Северной Индии, области Гандхары, Пакистана и в восточных районах Афганистана. Однако регион объединился под единой властью только в I в. н.э.. Наиболее известный царь Канишка I правил в конце I в. н.э. При нем искусство и культура Гандхары достиглио наивысшей точки своего развития, т.к. он был открыт буддизму. В его время первые изображения Будды появились на монетах. Согласно Таранатхе, Канишка созвал большой буддийский совет практикующих различных школ, чтобы исправить ошибочную интерпретацию третьего (или четвертого в зависимости от того, как считать) буддийского собрания.

В Кушанской империи существовало два центра искусств, отличающихся друг от друга по стилю: северный – в регионе Гандхары, с центром в Пешаваре, а позднее – в Таксиле (Такшашиле); и южный – в Матхуре, на юге сегодняшнего Нью- Дели (Уттар-Прадеш). Искусство Гандхары демонстрирует сильное влияние греческой и римской скульптуры, отчасти это результат завоевания Александром Македонским, но вместе с тем и тесных торгово-дипломатических связей с Римом. Скульптуры имеют похожую на тогу одежду, волнистые волосы и прямые римские носы; обычно они выполнены из темно-серого глинистого сланца, стукко (лепнины) или терракоты (керамические).

В противовес северному искусство южного региона Мутхура развилось на основе местных индийских традиций: скульптуры подчеркивают округлые формы тела при минимуме одежды и обычно выдолблены из красного, крапленого песчаника. Позже этот стиль развился в законченные формы периода империи Гупта (IV–VI в. н.э.).

В 1926 году индийский искусствовед Ананда Кумарасвами написал ставшую впоследствии знаменитой статью «Индийское происхождение изображения Будды», опубликовав в журнале американского Восточного общества №46 (of the American Oriental Society 46) стр. 165–-170, в которой он доказывал, что первые изображения Будды не возникли бы в Матхуре, если бы этому не предшествовала школа Гандхары. Подробно об этом можно узнать из его книги «Происхождение изображения Будды» («»The Origin of the Buddha Image»», Munshiram Manoharlal Publishers Ltd, Dehli 2001). Показательно то, что ранние матхурские изображения Будды были найдены в Гандхаре, в то время как влияние Гандхары на Матхуру осуществлялось позднее. Поэтому изображения из Матхуры должны считаться более ранними.

Заключение

Технику изготовления статуй Гандхара переняла у Греции, но содержание искусства было коренным индийским. Оно не отражало греческой истории или легенд. Да и фигуры, сидящие подогнув ноги в позе медитации, не имели греческих или римских прототипов. Бог Аполлон точно не имел 32 главных признаков и 80 дополнительных признаков Будды, наблюдаемых на изображениях эпохи Гандхары. Индийская иконография и качество статуй совершенно разные по сравнению с типичными греческими статуями. Греческие – направлены наружу, натуралистичные и показывали идеальную форму проявления. Скульптура Гандхары служила в первую очередь достижению внутреннего опыта по другую сторону привычного мира.

Поэтому нельзя сказать, что внешность греческого бога Аполлона оказалась прототипом для создания изображения Будды. Скорее имелось выраженное влияние греческой и римской культуры на искусство буддизма. Профессор мельбурнского университета имени Ла Тробы П. Фридландер в опубликованной в сети лекции о буддийском искусстве придерживается взгляда, что открытие в 19-м веке изображений Гандхары западными учеными, рассматривавшими тогда греческое искусство как источник развития любого искусства, привело к появлению предположения, что изображение Будды возникло под действием греческого влияния. Эта точка зрения сохранилась до сегодняшнего дня, так как другие источники едва ли принимались к сведению.

Тем не менее буддийское искусство формировалось не только в эпоху Гандхары, напротив, образ Будды пронизывает распространение буддизма Махаяны. Еще один важный фактор – мнение большинства историков, что Будда, происходя из царственного рода Шакьев, имеет индоевропейское происхождение. На это указывают некоторые главные признаки Будды: атлетическое телосложение и синие, иногда сине-черные глаза. Это тоже дает некие основания говорить о сильном культурном влиянии Европы на все стили буддийского искусства Азии.

Среди буддийских произведений искусства одними из первых появились изображения Будды Шакьямуни. О том, когда была создана первая из них, общего мнения нет. В соответствии с археологическими данными, изображать Будду начали только через несколько столетий после его ухода в Паринирвану. До этого существовали только символические изображения чакр, стоп Будды. Впрочем, некоторые источники говорят о статуе, созданной «с натуры» еще при жизни Будды. Этот портрет известен как «образ из Уддияны». Он был создан по просьбе короля Уддияны. Говорится, что этот портрет излучал «божественный свет». Вот что написано об этой статуе в поздних сутрах Махаяны:

«Маудгальяяна-путра, последователь Будды, перенес художника в небесные пространства, куда Будда Шакьямуни удалился на три месяца, чтобы передать Учение своей матери. Там художник лицезрел превосходные знаки тела Будды и запечатлел их в виде статуи из сандалового дерева. Когда Татхагата вернулся из небесных дворцов, образ из сандала поднялся и приветствовал Господина Мира».

Из найденных статуй самые ранние изображают Будду стоящим или сидящим под деревом Бодхи. Кроме того, путешествовавший по Индии в VII веке китайский монах рассказывает о статуе отца Будды Шакьямуни, стоявшей в Капилавасту, и о статуях его матери, жены и сына в других местах. Он же описывает виденные им ступы с реликвиями архатов и их скульптурными изображениями. Позже, с возникновением Махаяны, начали появляться изображения Бодхисаттв. Хотя такие аспекты, как Тара, были известны и в самые ранние времена. Для индийского буддизма Ваджраяны характерны также портретные изображения пандитов и сиддх - мастеров буддизма.

В индийском искусстве статуи вырезались из сандала или из камня. Множество таких каменных статуй можно увидеть в Бодхгае, а также в музее Сарнатха и Национальном музее в Дели. Позднее статуи начали отливать из металла. Метод отливки статуй, применяемый в северных школах Индии, повлиял на художников непальской традиции Невар, которые позднее были высоко оценены в Тибете. В конце XVI века в Тибет хлынул поток объектов искусства из Непала, что дало толчок к отливке статуй, резьбе по дереву, а также работе с серебром и золотом.

Относительно первых тибетских изображений есть такая история: «Мастер Падмасамбхава размышлял о том, чтобы покинуть Тибет и отправиться в Уддияну. Тогда художник Тами Гёнцон выполнил портрет, заменяющий Великого Мастера. Гёнцон создавал изображение с натуры в присутствии самого Мастера. Статуя была в точности похожа на Падмасамбхаву, но размером с большой палец руки». Когда мастер благословил статую, «земля затряслась, и пространство наполнилось лучами света пяти цветов, а боги пролили дождь из цветов. Это было проявление тела Мастера, устные наставления, рожденные из сути всех питак, непревосходимая „капля сердца“, Великое Совершенство» (Five Classes of Exposition). В другой истории говорится, что Падмасамбхава дал каждому из своих восьми учеников по чаше с глиной и попросил сделать его портрет. Один из этих восьми нгадрама-портретов хранится теперь в монастыре Румтека в Сиккиме.

В Тибете статуи «нгадрама» («совсем как я») ценятся очень высоко, поскольку они были сделаны при жизни мастера и благословлены им самим. В первую очередь эта традиция тесно связана с Падмасамбхавой. Найденный в XI веке текст сообщает, что первая тибетская буддийская статуя была сделана в монастыре Самье во времена правления короля Сонгцена Гампо, и это был его портрет, у которого было название: «Король и все его королевы». Сонгцен Гампо полагал себя воплощением тысячерукого Авалокитешвары, и статуя была сделана в соответствии с этим видением. Впоследствии это изваяние стало почитаться как защитник империи. Следующим буддийским королем был Трисонг Дэцен, который основал монастырь Самье. В этот монастырь была помещена ростовая статуя короля. «Кости статуи были сделаны из сандалового дерева, плоть из смолы гугуля и кожа из серебряного покрытия» - такое описание можно найти в китайских и индийских источниках, впрочем, другие ранние источники свидетельствуют о том, что эта статуя была изготовлена из серебра. Также хорошо известны сделанные Десятым Кармапой Чёйингом Дордже костяные статуи Тилопы, Наропы, Марпы и Миларепы.

Роспись статуй

Традиционная тибетская манера обучения изобразительному искусству имеет по большей мере характер передачи практических навыков и очень небольшую теоретическую часть, состоящую, в основном, из тибетских фольклорных историй и легенд. Теоретические знания даются скорее в разрозненном, чем в систематическом виде. По всей видимости, хронология в истории тибетского искусства для самих тибетцев не имеет особой важности. Что же касается различий в художественных стилях, то, как говорят тибетские мастера, «в Тибете, если кто-либо хотел учиться живописи, то он просто шел к ближайшему мастеру и проводил рядом с ним все свое время. Зачастую художники не отходили далеко от своей деревни и даже не знали, что живопись в соседней провинции зовется „другим стилем“. Все эти различия пришли позже».

Буддийские статуи могут быть расписаны либо целиком, либо частично; может быть расписана только голова и некоторые атрибуты. Сама роспись и в особенности золочение лица или всей фигуры является подношением тому Будде, который запечатлен в статуе. Зачастую при изучении особо почитаемых и старинных статуй видно, что изначальные очертания лица практически стерты многочисленными слоями золота.

Также традиционно статуе подносится одежда. Стоит вспомнить знаменитую статую Будды Шакьямуни в Бодхгае. Каждые полчаса ее облачают в новое платье. В Тибете же принято шить для статуй особый костюм из драгоценной парчи. Зачастую само платье шьется отдельно из кусков различных драгоценных материалов. Сверху же надевается замысловатая накидка-воротник. Кроме того, тибетцы любят украшать статуи многочисленными драгоценными камнями. Иногда из-за обилия украшений и одежд сама статуя почти не видна. Чаще всего богато одевают и расписывают редкие, драгоценные статуи, которые к тому же помещают так высоко, что они фактичес­ки становятся недоступными для обозрения. Но для практикующего Дхарму тибетца это совсем не помеха, он просто знает, что от статуи исходит особое благословение, и с преданностью в сердце обращается к ней.

Первые статуи в Тибете делались из глины и расписывались целиком. Глиняная поверхность сама по себе очень благодатная основа для натуральных пигментных красок, а именно их и использовали для росписи. Изготовление минеральных красок - довольно трудоемкое занятие. В наши дни можно купить уже готовый порошок-пигмент, но в прежние времена приходилось измельчать драгоценные камни и растирать их в порошок. Также пигменты могут быть приготовлены из цветной глины или земли. В качестве связующего элемента в краску добавляется мездровый или рыбий клей.

У появившихся позднее металлических статуй чаще всего золотом расписывалась голова. В некоторых случаях - вся статуя покрывалась сусальным золотом. У особенно ценных статуй само тело может быть покрыто золотой краской и отполировано (кроме лица), а одежда покрыта сусальным золотом. Золотая краска - это золото, размельченное в порошок и смешанное с клеем. При нанесении золотой краски поверхность приобретает мягкий золотой цвет, а при полировке начинает блестеть. У глиняных статуй лицо и обнаженные части тела также покрывались золотом.

В наши дни статуи расписываются точно так же: у металлических голова, а гипсовые и керамические - целиком. Деревянные статуи при желании могут быть загрунтованы и расписаны целиком. Что касается скульптур, изображающих защитников, и в особенности Махакалы, то они расписываются целиком, и фигура должна быть закрыта тканью так, чтобы видимыми оставались только лицо и руки.

Зачастую процесс росписи статуй называют «открыванием глаз», поскольку особая важность придается именно глазам Будды. После прорисовки глаз статуя «оживает», хотя для полного оживления этого недостаточно - чтобы она работала на благо просветления существ, ее следует правильно наполнить. После наполнения статуя должна быть благословлена одним из высоких лам.

В последние 30 лет на Западе появилось довольно большое количество тибетских буддийских статуй, но информация о том, как «ухаживать» за статуей, начала приходить совсем недавно. А ведь именно правильное обращение с буддийской статуей делает ее живой в прямом и переносном смысле.
Буддийские статуи в Ваджраяне.

Изначально скульптурные изображения Будды, архатов и великих лам создавались, чтобы заменить их личное присутствие. В этом случае статуя является основой для развития преданности. Статуя - символ тела Будды (есть еще символы речи и ума). В практике Ваджраяны очень важна визуализация, и статуя может служить основой для нее. Но здесь нужно быть осторожным, поскольку зачастую на Запад попадают статуи очень низкого качества, изготовленные с ошибками, и такие статуи - не слишком хорошая основа для визуализации. Поэтому при выборе личной статуи ее стоит осмотреть с пристрастием и по возможности проконсультироваться со специалистом. Кроме того, статуя может использоваться как основа для практики шинэ. И конечно же, статуя является прекрасной возможностью для накопления заслуг. Мы приобретаем или изготавливаем статую, наполняем и расписываем ее, помещаем ее на алтарь, делаем подношения - все это создает позитивную энергию.

Существует масса тибетских преданий, в которых говорится о том, как статуи Будд оживали - плакали в трудные для тибетцев времена или разговаривали. Во времена, когда царь Лангдарма пытался уничтожить Дхарму в Тибете, многие буддийские скульптуры разрушались, и иногда на сломах выступала кровь. Но это лишь добавляло тибетцам преданности.

В Лхасе находится знаменитая статуя, которую тибетцы зовут Джово. Эта статуя была сделана в Индии и морем переправлена в Китай. Китайский император относился к статуе с великой преданностью и во всех своих делах и проблемах советовался с ней, поскольку в те времена статуя могла разговаривать. Тибетский царь Сонгцен Гампо решил жениться на дочке китайского императора, и, отправляясь в Тибет, она взяла с собой из Китая статую Джово. Чудесным образом огромная скульптура стала совсем легкой. Однако царевна взяла Джово без разрешения своего отца, и когда он обнаружил пропажу, то огорчился и сделал пожелания, из-за которых статуя перестала разговаривать. В тибетской традиции Ваджраяны существует множество подобных историй, описывающих чудесные силы древних статуй и показывающих, что для тибетцев буддийская статуя представляет собой гораздо больше, чем простой объект искусства.

Используемая литература: Portraits of the masters. Serindia Publications, Chicago

Дензонг Норбу

Мастер традиционного тибетского искусства, признанный мастер живописи тханка. Получил передачу художественного стиля менри от своего учителя Рензинг Ладрипы, но в дальнейшем самостоятельно освоил стиль карма-гадри и получил специфические наставления в этом стиле от Шестнадцатого Кармапы, рядом с которым прожил более 30 лет. Руководил многочисленными росписями в храмах линии Карма Кагью в Индии, Сиккиме, Непале и Франции, а также росписью ступы в Элисте, в Калмыкии.

Ирина Паршикова

Окончила художественное училище им. Рериха в 1997 году и через год встретила своего учителя по тибетскому искусству Дензонга Норбу. Училась живописи тханка в Индии и во Франции, принимала активное участие в росписи буддийского храма в Ле Босте и в деятельности созданной там же художественной школы. Принимала участие в создании настенных росписей в Калмыкии, Дании и Индии. Путешествует с Дензонгом Норбу и проводит курсы по росписи статуй в разных странах Европы.

Изучение буддизма вдохновляло людей на создание шедевров искусства по всему миру, наиболее заметными из этих произведений являются статуи Будды, известных как Буддарупа (буквально переводится как Пробудившийся), которые украшают буддийские храмы из поклонения в поколение. Здесь перечислены десять из самых известных и красивых статуй в мире.

Некоторые из этих статуй Будды являются одними из крупнейших в мире.

10. Статуя Будды на озере Хусейн Сагар

Статуя Будды расположена в центре искусственного озера в городе Хайдарабад и является одним из самых известных статуй Будды в Индии. Она составляет целых 17 метров (56 футов) в высоту и весит 320 тонн. Это самая крупная монолитная статуя во всей Индии, она была сделана группой ремесленников из цельного куска камня. К сожалению, во время установки статуи в 1992 году она опрокинулась и упал в озеро, в результате погибли 8 рабочих. Правительство восстановило статую и расположило её посреди озера.

9. Тянь Таньский Будда

Тянь Таньский Будда иногда называют Большим Буддой, он расположен на острове Лантау, в Гонконге. Статуя изготовлена из бронзы и завершена в 1993 году, является главной особенностью монастыря По Лин, символизируя гармонию между человеком, природой, людьми и религией. Статуя называется Тянь Тань Будды, потому что его основание является точной копией Тянь-Тань - Храм Неба в Пекине. Статуя находится на лотосовом троне на вершине трехуровневого алтаря. В 34 метра (110 футов) в высоту, Тянь Таньский Будда представлен в позе спокойствия. Его правая рука поднята, чтобы избавить бедствия. Его левая рука покоится на колене, символизируя счастье.

8. Будда в Мониве (Monywa)

Монива это город в центральной Мьянме. Расположен на берегу реки Чиндуин. К востоку от города находятся По Куанг Таунг (Po Khaung Taung), ряд холмов, где вы можете увидеть Будду Манивы - статуя самого большого лежащего Будды в мире. 90 метров (300 футов) в длину. Одна только голова 18.2 метра (60 футов) высотой. Будда Манивы был построен в 1991 году и является полым внутри, что позволяет посетителям ходить внутри статуи от головы до ног. Внутри фигуры есть металлические изображения Будды и его учеников, изображающие различные важные события в жизни Будды.

Недавно была построена гигантская стоячая статуя Будды на вершине По Куанг Хилз (Po Kaung Hills). 132 метра (433 футов) в высоту и является одной из крупнейших статуй Будды в мире.

7. Голова Будды в Аюттхайе

Аюттхая - город Таиланда, который является домом одной из самых необычных статуй Пробужденного (Будды) в мире. Среди руин Wat Mahathat (Храм Великой Реликвии) находятся остатки статуи Будды, чье тело было потеряно в веках, но голова этой статуи чудесным образом нашла свое пристанище среди лиан и корней дерева. Вокруг этой статуи много архитектурных строений переживших нападки времени.

6. Гал Вихарая

Расположенный в центральной части Шри-Ланки, Полоннарува является местом одного из самых захватывающих изображений Будды в мире - Гал Вихарайа. Этот массивный храм на скале, был построен Паракрамабахом Великим в 12 веке. Основной достопримечательностью храма является 4 больших статуй Будды, вырезанные прямо в гранитной скале. Среди этих гигантских каменных фигур есть статуя лежащего Будды, 14 метров (46 футов) в длину, и стоящая статуя высотой 7 метров (23 футов).

5. Ушику Дайбуцу

Ушику Дайбуцу расположен в городе Ушику в Японии. Статуя закончена в 1995 году является одной из самых высоких статуй в мире - 120 метров (394 футов) в высоту включая 10 метров (30 футов) основы и 10 метров высокого лотоса, который является платформой для статуи. Посетители статуи Будды могут подняться на лифте на платформу, где находится смотровая площадка.

4. Храм Лежащего Будды

Расположенный в Бангкоке, храм Ват Пхо славится своей статуей Лежащего Будды. Это один из крупнейших храмов Бангкока, а также один из старейших, он был построен почти 200 лет назад, до того, как Бангкок стал столицей Таиланда. Ват Пхо держит своеобразный рекорд в Таиланде, так как в нем находится самая большая статуя Лежащего Будды в стране и самое большое количество изображений Будды. Позолоченная Лежащая статуя Будды составляет 46 метров в длину и 15 метров в высоту, и показывает последние моменты жизни Будды перед тем как он ушел в Нирвану. Глаза и ноги статуи украшены перламутровой гравировкой. На подошвах ног, изображены 108 благоприятных характеристик истинного Просветленного.

3. Великий Будда Камакуры

Котоку-ин - буддийский храм секты Дзедо Шу расположенный в городе Камакура в Японии. Храм знаменит своей большой буддийской статуей (или Дайбуцу). Отлита в бронзе. Высота великого Будды составляет более чем 13 метров (40 футов) и весит около 93 тонн.

Первые упоминания о статуе уходят в 1252 год. Считается, что статуя была возведена буддистским монахом Джоко, который также собирал пожертвования на строительство статуи. Хотя первоначально статуя Будды была размещена в небольшом деревянном храме, в настоящее время Великий Будда находится на открытом воздухе, так как храм был смыт цунами в 15 веке.

2. Храм Изумрудного Будды

Еще один из буддийских храмов Бангкока. Ват Пхра Кео - Храм Изумрудного Будды, расположенный на территории Большого Королевского Дворца. Главное здание является центральным строением, в котором находится Изумрудный Будда, одна из старейших и самых известных статуй Будды в мире.

Нефритовая статуя украшена золотым одеянием. Изумрудный Будда, по приданию, был создан в Индии в 43 г. до н.э. в городе Паталипутре, где он оставался в течение 300 лет. В 4-м веке нашей эры он был увезен в Шри-Ланку буддийскими монахами, чтобы спасти его от уничтожения. В конце концов статуя попала в Таиланд и была перемещена в Ват Пхра Кео в 1779 году. Статуя имеет три различных набора золотой одежды, которые меняет Его Величество Король Таиланда во время церемонии смены времен года.

1. Гигантский Будда Лэшань

Гигантский Будда Лэшань - это гигантская статуя Будды, вырезанная в скале, в провинции Сычуань - западная часть Китая. Величественная скульптура представляет собой фигуру Майтрейи - Бодхисаттва традиционно изображающегося в сидячей позе. Строительство, начатое в 713 году во время династии Тан не смогли закончить аж до 803 году, даже при наличии большого числа рабочей силы.

Таким образом на строительство было потрачено 90 лет. Эта статуя увековечена в рассказах, стихотворениях и исторических писаниях как самое большое изображение Будды в мире. Скульптура около 71 метра (233 футов) в высоту и имеет длину пальцев 3 метра (11 футов) на каждой из своих огромных рук. Сегодня это популярный туристический объект в Китае.