Глава государства пытается вывести экономику страны на новый уровень. FT: Технологии могут поднять российскую экономику на новый уровень

Знаете ли вы, как работает экономика страны ? Что это вообще такое? Наверняка многие вот так сходу затруднятся ответить на этот, казалось бы, простой вопрос. Поэтому я решил написать об этом отдельную статью, в которой постараюсь максимально доступно и понятно объяснить, что такое экономика страны, и по каким принципам она функционирует. Надеюсь, что эта информация окажется интересной и полезной.

Что такое экономика страны?

Экономика страны – это совокупность всех типов ресурсов и факторов производства (природные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы – капитал, предпринимательские способности, знания и умения), находящихся в пределах государства, которыми распоряжаются разные органы его власти и субъекты хозяйствования.

Чем можно охарактеризовать экономику страны? Как понять, что эта экономика “хорошая”, а эта – “плохая”? Различными общепринятыми статистическими показателями. Основных показателей экономики можно выделить три (в разных странах они могут называться немного по-разному, но смысл похожий):

  1. Валовый внутренний продукт (ВВП) – это стоимость всех произведенных на территории страны товаров и услуг за анализируемый период, независимо от целей производства (для внутреннего потребления, для экспорта, для накопления). Более точное представление об экономике страны этот показатель даст в связке с другими данными, например, ВВП на душу населения.
  2. Уровень инфляции – показатель, характеризующий рост цен на товары и услуги за анализируемый период. Фактически этот показатель характеризует стабильность экономики. Существует целый ряд различных индексов, характеризующих уровень инфляции, для разных случаев применяют разные показатели.
  3. Уровень безработицы – показатель, характеризующий процент официально нигде не занятых лиц среди трудоспособного населения.

Также существует ряд других важных показателей экономики, эти принято считать за основные.

Главным показателем экономики выступает валовый внутренний продукт страны.

Причем, не в абсолютном выражении (оно само по себе мало о чем говорит), а в динамике. Если ВВП за отчетный период вырос в сравнении с предыдущим – значит, наблюдается рост экономики страны, а если снизился – падение. То есть, главная цель экономики страны – это создание и наращивание ВВП.

Экономические циклы.

Экономика страны циклична: как показывает практика, в любой экономике можно наблюдать экономические циклы. Основных таких циклов 4:

  • Экономический подъем : рост ВВП, снижение безработицы и инфляции;
  • Экономический пик : максимальные показатели ВВП, минимальные безработицы и инфляции;
  • Экономический спад : снижение ВВП, рост безработицы и инфляции;
  • Экономическое дно : минимальные показатели ВВП, максимальные безработицы и инфляции. Как правило, цикл дна самый непродолжительный, но бывает, что экономика остается на дне очень долгое время, и тогда этот цикл называют экономической депрессией .

Все эти циклы сменяют друг-друга именно в такой последовательности (после дна снова следует подъем). Каждый цикл может продолжаться определенное время, которое определяется текущей экономической конъюнктурой. Но самое главное – экономические циклы могут быть как глобальными, там и среднесрочными, краткосрочными, внутри одного цикла можно наблюдать другие. Всего по временным характеристикам их выделяют 4 типа:

  • краткосрочные (2-3 года);
  • среднесрочные (6-13 лет);
  • долгосрочные (15-20 лет);
  • глобальные (50-60 лет).

Структура экономики страны.

Экономика страны, можно сказать, имеет несколько структур, давайте их рассмотрим.

Воспроизводственная структура направлена на создание того самого ВВП, который и характеризуют государственную экономику. В эту структуру входят все субъекты хозяйствования, которые производят какие-либо товары и услуги: государственные предприятия, крупный, средний и малый бизнес, частные предприниматели.

Отраслевая структура экономики предполагает разделение всех ее хозяйствующих субъектов по разным секторам (отраслям) производства: промышленность, сельское хозяйство, торговля, и т.д., причем, внутри каждого сектора есть множество подотраслей по принципу сетевой структуры.

Территориальная структура экономики делит ее по территориальному признаку: по регионам, областям, округам, штатам, районам, городам и т.д., входящим в состав государства.

Цели экономики страны.

Как я уже писал, главной целью экономики государства является поддержка хороших темпов производства и рост ВВП. Но есть и другие цели экономики страны, которые в той или иной степени связаны с основной. Давайте их рассмотрим.

Оптимальный уровень инфляции и ценовая стабильность. То есть, не высокий, и не низкий, для каждой страны можно найти свое оптимальное значение. Если инфляция будет слишком сильной – это будет способствовать экономическому спаду, а если слишком низкой – застою. Низкие цены выгодны потребителям, но не выгодны производителям, а высокие – наоборот. В идеале цены должны регулироваться не государством, а рынком, при этом оставаясь на оптимальном уровне и для продавцов, и для покупателей.

Платежный баланс и стабильная валюта. Каждое государство ведет свою внешнеэкономическую деятельность – что-то продает за границу, и что-то оттуда покупает, что носит название, соответственно, экспорт и импорт. Соотношение между экспортными и импортными операциями носит название торговый (платежный) баланс государства . Это один из ключевых . В идеале экспорт должен быть равен импорту, но на практике такое редко встречается. Поэтому одна из основных задач экономики страны – регулирование торгового баланса и сокращение разницы между экспортными и импортными операциями.

Высокий уровень занятости. Чем ниже безработица – тем стабильнее экономика страны и само государство в целом. Когда люди обеспечены заработком – растет уровень жизни, снимается разного рода социальное напряжение. Абсолютной 100%-й занятости не бывает даже в странах с самой стабильной экономикой, потому что какой-то небольшой процент населения все равно не работает по разным причинам, но близкий к нулю уровень безработицы – это хороший показатель.

Благодаря выполнению целей и задач, стоящих перед экономикой страны, в государстве должен поддерживаться высокий уровень жизни населения.

Экономические регуляторы.

Для выполнения задач, стоящих перед экономикой страны, органы власти используют разного рода регуляторы, действие которых закрепляется законодательными актами и другими нормативными документами. К таким регуляторам можно отнести:

  • Налоговые регуляторы (ставки налогов и сборов);
  • Государственное регулирование цен;
  • Установленные уровни зарплат, пенсий, социальных пособий;
  • Инструменты Центрального банка ( , операции с ценными бумагами и т.д.);
  • Государственное регулирование ставок по кредитам;
  • Льготы и субсидии гражданам и субъектам хозяйствования;
  • И т.д.

Вот, собственно, те основные моменты, которые характеризуют экономику страны. Думаю, в этом нет ничего сложно и примерное представление о том, как работает экономика страны, и что ее характеризует, вы получили.

Оставайтесь на – здесь вы найдете множество другой полезной информации из области финансов и экономики. До новых встреч!

Появилось такое понятие ещё во времена Аристотеля, который был греческим философом. Занимаясь изучением удовлетворения потребностей человека, он употребил слово "экономика". Это понятие в то время означало принципы или законы ведения хозяйства, что является актуальным и на сегодняшний день. Но всё же с того момента уже прошло очень много времени, и теперь наука с таким названием охватывает практически все области жизни человека.

Изучению такой науки, как экономика, многие учёные посвятили всю свою жизнь. В основном ярких достижений в этой науке достигли люди, имеющие выдающиеся способности в математике и Она настолько многогранна, что имеет множество подразделов, которые на сегодняшний день сформировались как отдельные виды наук.

Нет единого правильного определения

Подходов к тому, что означает это понятие, довольно много, и можно сказать, они все частично верны. В большинстве научных пособий написано, что экономика — это наука, которая изучает потребности людей в дополнительных благах, процессы их создания и увеличения.

Но данное определение не совсем верно, так как не охватывает все грани данной науки. Если исследовать понятие более объективно,можно сделать вывод о том, что экономика — это наука, которая занимается исследованием взаимоотношений между производителями, поставщиками, покупателями, а также рыночных отношений, эффективности использования ресурсов и других направлений, которые касаются средств производства и хозяйственной деятельности.

Это система связей

Данное определение является достаточно сложным для простого обывателя. Упрощённая версия звучит так: «Экономика - это система связей на всех уровнях жизнедеятельности общества, посредством изучения которой можно повысить эффективность деятельности и удовлетворить потребности всех субъектов экономических отношений».

Можно сказать, что экономика изучает взаимоотношения людей в процессе производства, расходования, использования, перераспределения каких-либо ресурсов или средств.

В принципе, каждый современный человек сможет продолжить фразу «Экономика — это…», так как все встречаются с её проявлениями регулярно. Как правильно потратить ресурсы, где купить сырьё, кому продать? Таких вопросов можно привести ещё множество, и на них приходится отвечать ежедневно.

Государственный и международный уровень

Экономику изучают как на международном уровне, так и на государственном. В сфере международного хозяйства экономисты изучают взаимодействие разных стран, союзов, объединений друг с другом, которые ищут пути рационального расходования ресурсов для удовлетворения своих потребностей.


Если рассматривать государственный уровень, то можно сказать, что экономика страны - это совокупность взаимоотношений субъектов экономических отношений друг с другом, использование ресурсов и средств производства на уровне одной отдельно взятой страны. При подходе в таком масштабе наука сводится к изучению внутрирыночных показателей конкретной страны. Нужно учесть и то, что государственная экономика - это не просто наука. Есть такой показатель, который используется при определении уровня развития страны, оценке качества жизни населения, а также в различных экономических исследованиях.

Можно также сказать, что экономика страны - это сложно устроенная система, которая состоит из нескольких сфер: социальных, хозяйственных, организационных и других взаимосвязей, образованных на государственном уровне.

Правительство несёт ответственность

Правительство той или иной страны несёт ответственность за уровень экономического развития. С этой стороны можно сказать, что государство в экономике - это стимулирующий развитие либо затормаживающий рост орган управления, который непосредственно влияет на экономику путём принятия законодательных реформ, регулирующих как внутригосударственные, так и внешние рынки.

В каждой стране есть свои учёные, которые занимаются изучением государственной экономики. Так, анализируя современные показатели, отечественные специалисты сходятся во мнении о том, что экономика России - это одна из самых конкурентоспособных По разным данным, её место в мире находится на 6-8 позиции. Последние два годы для Российской Федерации в сфере экономического развития были не лучшими.

Не только нефтью мы богаты

Почему-то в США и Европе большинство политиков считают, что экономика России - это только нефть. Такой вид сырья, конечно же, является большой частью всех доходов РФ, но есть и масса других ресурсов, а также товаров, которые страна успешно продаёт на внешних рынках в больших объёмах. Например, газ, вооружение, сельскохозяйственные товары всегда пользуются спросом за рубежом и тоже составляют немалую долю в общем объеме доходов страны.


Экономики страны является объектом изучения многих специалистов в экономической сфере. Все утверждают, что развитие происходит далеко не прямолинейно, а ему свойственна цикличность, то есть с течением времени на постоянной основе будут наблюдаться пиковые уровни развития, но после них обязательно будут и спады.

Какие масштабы?

В исследованиях нужно помнить и о том, что собой представляют уровни экономики. Это, говоря простыми словами, масштабы тех процессов, которые анализируются. В зависимости от масштаба можно выделить макро- и микроэкономику.


По уровню развития страны делят на следующие группы:

Развитые (США, Япония, Франция и другие государства с развитыми взаимосвязями на всех уровнях экономических процессов);

Развивающиеся (Индия, Бразилия и др.);

Наименее Африки и другие, которые только находятся на этапе создания развитых экономических связей).

Хотя все эти группы не являются аксиомами. При оценке уровня развития по разным показателям рейтинг стран будет меняться. Например, Россию нельзя определённо отнести к развитым или развивающимся странам. При разных подходах в анализе её рейтинг будет колебаться, но только в пределах этих двух групп.

Наука имеет разные сферы изучения

Необходимо обязательно обратить внимание на такое направление, как социальная экономика. Это вид экономики, направленный на изучение взаимосвязей населения, защиту прав тех слоёв населения, которые являются ограниченными и малообеспеченными.

В этой сфере очень важным показателем становится удовлетворённость развитием страны и уровнем своего благосостояния. При изучении экономики с такой стороны становится понятной важность правильного распределения не только результатов труда, но и материальных ресурсов, и других факторов производства.

Нужно понимать, что в любом случае при формировании собственных доходов людей будет возникать классовое разделение: богатые, со средним доходом либо малообеспеченные. Для того чтобы сгладить разрыв, обязательным является вмешательство государства в экономические процессы. Путём принятия соответствующих законов и норм (налоги, субсидии, дотации) должны перераспределяться такие ресурсы.

Несколько слов напоследок

Экономика как наука является довольно субъективной, в ней нет абсолютно правильных теорий, закономерностей и принципов. Все наблюдения необходимо доказывать. Из поколения в поколение все теории правильного экономического развития оспаривались новыми учёными, приходившими в науку. Те принципы, которые в своё время доказывали известные специалисты, в нынешнее время уже не считаются актуальными.


Мир постоянно меняется, а вместе с ним - и мышление человека. Если раньше можно было с уверенностью говорить, что спрос рождает предложение, то на сегодняшний день утверждение уже будет неправильным. Также неверными уже являются прошлые представления о цене на продукцию, услуги: цена далеко не всегда состоит из затрат на производство + ожидаемой прибыли.

Современная экономика близится к глобализации, приобретает всё более сложные формы. Современное понимание трудов К. Маркса уже совсем другое, и многие из его утверждений давно оспорены.

Согласие на обработку персональных данных

Для того, чтобы сотрудники ООО "ФИНАРДИ" (ИНН ‎7719874730, ОГРН ‎1147746352500), а также партнеры компании могли подобрать для вас наиболее подходящее и выгодное предложение и далее - с вами связаться, необходимо ваше согласие на обработку ваших персональных данных, указываемых вами в заявке. Их увидят только сотрудники ООО "ФИНАРДИ" и их партнеры.

Персональные данные - что это?

Это любая информация, которая относится к вам как к субъекту персональных данных, в том числе: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, контакты и иные данные, которые предусмотрены Федеральным Законом №152 "О персональных данных"

Зачем и кому нужны ваши персональные данные?

В случае, если вы даете свое согласие на обработку ваших персональных данных:
1. Вашим оператором будет ООО "ФИНАРДИ" (ИНН ‎7719874730, ОГРН ‎1147746352500).
2. Цель обработки персональных данных - оказание услуг по подбору для вас кредитного решения, а также возможность обратной связи с вами.
3. Пользователями ваших персональных данных будут исключительно сотрудники ООО "ФИНАРДИ", а также партнеры компании, и никто иной.
4. Вы имеете право любым способом изъявить ООО "ФИНАРДИ" свое желание об удалении ваших персональных данных из хранилищ компании.

Ваше согласие

Давая согласие на обработку ваших персональных и контактных данных, оставленных на данном сайте в качестве заявки на кредит или просьбы связаться с вами, вы подтверждаете, что:
1. внимательно прочитали условия обработки ООО "ФИНАРДИ" ваших персональных данных и полностью с ними согласны;
2. все указанные вами данные принадлежат лично вам;
3. даете согласие ООО "ФИНАРДИ" на обработку ваших персональных данных, содержащихся в заполняемой форме заявки;
4. даете согласие на получение сервисной рассылки и уведомлений доступными средствами телефонной связи, SMS-сообщений и электронной почты (можете отписаться в любой момент в любой форме используя любой метод связи, обратившись в ООО "ФИНАРДИ");
5. ознакомились с тем, что данное соглашение действует бессрочно и может быть отозвано путем отправки заявления в свободной форме на электронную почту finardi@сайт с пометкой в теме "Отказ от сотрудничества".

Ни 1 финансовую систему, в том числе и систему независимой рыночной конкурентной борьбы, невозможно назвать полностью независимой, так как она не имеет возможности действовать в отсутствии вмешательства страны. Так как именно правительство принимает обязанность за организацию валютного обращения, за удовлетворение потребностей конкретных категорий народонаселения, за компенсацию либо ликвидацию негативных результатов поведения соучастников рыночной игры.

Прогрессивный не регулируется лишь при помощи механизма независимого ценообразования, так как, действуя стихийно, законы рынка очень активно не только лишь предоставляют полезный эффект, но и порождают нехорошие направленности в экономике, такие, как , безработица и другие. Кроме всего прочего рыночная система не в состоянии обеспечить реализацию такового обязательного социально-экономического права человека, как право на эталон благополучия, т. е. на получение таких заработков, которые имели возможность бы обеспечить индивидуму благородное существование без разницы от форм и последствий его финансовой работы. От рыночного приспособления не приходится ждать и соблюдения иных социально-экономических гражданских прав, а именно, права на труд тем, кто имеет возможность и желает действовать. По целому ряду беспристрастных обстоятельств в экономике рыночного вида неминуемой считается безработица в ее разных обликах: структурная, региональная, научно-техническая, скрытая.

Сейчас основные страны мира становятся все наиболее интенсивными соучастниками рыночных взаимоотношений. Они берут на себя решение тех задач, которые независимый рынок решить не в состоянии: перераспределение общественных прибылей, регулировку рынка рабочей силы, предложение материальной помощи тем людям, которые не по собственной воле потеряли рабочие места не смогли отыскать для себя иную работу. Заботятся страны и о занятых, устанавливая им малый уровень зарплаты, т. е. таковой уровень, который бы разрешил им выжить.

Иным направлением работы идущих в ногу со временем стран считается обеспечивание стратегических прорывов в сфере науки и технологии, что в особенности принципиально в современных условиях становления.

Более развитые страны инвестируют большие средства на проведение Базовых исследований, создают финансовложения в те новые секторы экономики хозяйства, которые станут вы пускать продукцию с не совсем понятными пока же возможностями спроса.

Для решения перечисленных выше задач прогрессивные страны используют конкретные способы муниципального регулирования финансовой жизни.

Все применяемые государством способы действия на экономику возможно поделить на несколько групп:

Первую категорию составляют правовые способы, которые состоят в том, что правительство принимает законы, стремящиеся упорядочить отношения соучастниковрыночного взаимодействия. Особенное место посреди данных законов занимает антимонопольное законодательство, с его помощью правительство мешает возникновению в экономике предприятий-монополистов, не стоитзабывать и тот факт, что сама по своей природе исключает конкурентонсть, ведет экономику к ослаблению и разрушению. Помимо прочего правительства разных государств принимают законы, нацеленные на закрепление маленького и среднего бизнеса, поддерживая таким образом различную структуру производства.

Ко 2-ой группе относятся финансово-экономические способы - сначала налоги. Налоги играют интенсивную роль в перераспределительных отношениях, солидно влияя на создание. Поднимая либо снижая объем налогов, правительство или содействует его развитию, или удерживает темпы финансового подъема.

Правительство делает явное воздействие на экономику и во время выполнения собственной денежно-кредитной политики. Основную обязанность за проведение заключительней, обычно, несет державы, который регулирует ставку банковского процента. Благодаря ей госбанк либо ограничивает, либо, напротив, расширяет вероятность получения бизнесменами кредита на становление производства.

Кроме того правительство подсобляет товаропроизводителям, вводя конкретные таможенные пошлины. Пошлиной именуется особый страны на продукты, приобретаемые за рубежом. Он вводится чтобы завезенные из других стран продукты были подороже российских и покупатели подбирали последние. Тем самым правительство, вроде как, удерживает , а с другой стороны - защищает российские секторы экономики.

Очередным принципиальным инструментом муниципального регулирования экономики считается (другими словами государственный раздел). Государственный раздел представляет из себя некое добавление рыночного механизма, действующее обеспечению крупных масштабных задач и частных заказов. Государственный раздел создается в следствии возведения государством разных хозяйственных объектов, выкупа у частниковкомпаний, недвижимости и целых секторов экономики. Переход хозяйственных объектов из частной принадлежности в муниципальную и именуется национализацией. служит массивным инвентарем стабилизации рыночной экономики державы в критичные периоды ее становления. В государствах, где доля гос принадлежности в государственной экономике значительна, она постоянно употребляется в целях выравнивания финансового цикла и укрепления занятости народонаселения.


В критериях смещения в худшую сторону конъюнктуры, депрессии либо упадка, когда частные финансовложения в экономику уменьшаются, муниципальные фирмы, наоборот, не уменьшают производство. Не говоря уже о том, что, конкретно в данные периоды они стремятся актуализировать главные фонды, противоборствуя тем самым резкому спаду производства в иных секторах экономики индустрии и подъему безработицы. Структура государственного раздела не является постоянной: в последствии создания либо реорганизации с переоснащением невыгодных нужных для хозяйства державы объектов, которые в последствии приватизируются, то есть переходят из гос принадлежности в частную. Правительство ведь переключается на вновь возникшиесферы и интересы деятельности, где активность частного капитала мала.

Разновидности планирования рыночного хозяйства

В рыночном хозяйстве всераспространены и разные типы планирования: на уровне отдельных компаний, регионов причем даже всей экономики в общем. Программы заключительного вида создаются государством.

Гос финансовой программой называется комплекс цепочки целей, принципиальных для становления хозяйства державы, также совокупность средств их заслуги в установленные сроки. Исследование и воплощение этих программ называется муниципальным финансовым программированием.

Программы бывают обыденные и чрезвычайные. Чрезвычайные программы разрабатываются и исполняются в период критичных обстановок (к примеру, при стихийных бедствиях). Некоторые из данных программ считаются превентивными, т. е. призванными предупредить надвигающиеся ненужные последствия. По времени деяния муниципальные программы разделяются на короткосрочные, среднесрочные и длительные. Особенное место среди муниципальных программ традиционно занимают муниципальные программы национализации и приватизации. Уровень муниципального программирования в различных государствах различен, хотя само казенное программирование экономики присутствует фактически во всех государствах с рыночной экономикой.

Таким образом, в идущих в ногу со временем капиталистических государствах правительство интенсивно вмешивается в экономику, постаравшись повлиять в зависимости от надобности на обстановку на каком-нибудь рынке (производства, обмена, труда и т. п.).

Более развитый механизм муниципального регулирования экономики

Такой механизм сформировался в государствах Западной Европы. В особенности существенную роль казенное играет в развивающихся государствах, делающих свободную национальную экономику, и в прежних социалистических странах, исполняющих переход от планового хозяйства к рыночному.

Невзирая на явную эффективность государственного регулирования экономики, навык почти всех государств обосновывает, что схожее вмешательство не может быть полным - экономику невозможно держать в полном руководстве у страны. Вот отчего главный принцип государственного регулирования экономики нередко выражается фразой «не помешай рынку». В финансовой ситуации имется огромное количество образцов, когда правительство, надеясь только на административные методы управления экономикой, не только было не в состоянии решить насущные трудности, но и содействовало их усугублению.

Если взглянуть под другим углом, правительство обязано исполнять меру и в применении финансовых способов регулировки рынка, так как некие из их, к примеру налоговая либо , по мощи собственного воздействия на экономику полностью могут быть сравнимы с централизованным планированием.

Направления государственно-экономической работы

Главные направления его финансовой работы могут быть сведены к последующим:

  • исследование, принятие и организация исполнения рыночного законодательства (правовой базы рынка);
  • обеспечивание сохранности рыночного приспособления и создание критерий для его обычной работы, сглаживание структурных и региональных диспропорций в экономике, организация экологически неопасного производства;
  • гарантированное воплощение объективного рассредотачивания заработков.

Прогрессивный рынок предъявляет к финансовой деятельности страны достаточно строгие и специальные требования. Всюду, где работа страны подходит данным требованиям, она содействует укреплению рыночного механизма, улучшению состояния муниципальных финансов и обеспечиванию социально-экономических прав членов сообщества.

  • Глава IV. Понятие и сущность государства § 1. Понятие государства
  • § 2. Признаки государства
  • § 3. Сущность государства
  • § 4. Факторы, определяющие природу и сущность государства
  • Глава V. Типология государств § 1. Типология и ее необходимость
  • § 2. Рабовладельческое государство и право. Социально-экономическаяоснова и сущность рабовладельческого государства
  • § 3. Что представляло собой рабовладельческое право?
  • § 4. Феодальное государство и право
  • § 5. Капиталистическое государство и право
  • § 6. Социалистическое государство и право
  • Глава VI. Государство и право переходного типа § 1. Некоторые особенности государства и права переходного типа
  • § 2. Основные задачи и направления деятельностигосударства переходного типа
  • § 3. Особенности развития конституционного законодательствав переходный период
  • Глава VII. Функции государства § 1. Функции государства: понятие и основные признаки
  • § 2. Критерии классификации и виды функций государства
  • Глава VIII. Формы государства § 1. Понятие формы государства
  • § 2. Формы рабовладельческого государства
  • § 3. Формы феодального государства
  • § 4. Формы капиталистического государства
  • Глава IX. Государственный аппарат § 1. Понятие государственного аппарата
  • § 2. Структура государственного аппарата
  • § 3. Основные принципы организации и деятельностигосударственного аппарата
  • Глава X. Разделение властей в государственном механизме § 1. Истоки, роль и назначение теории разделения властей
  • § 2. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе
  • § 3. Теория разделения властей и современныероссийские дилеммы
  • Глава хi. Государство, право и экономика § 1. Соотношение государства и экономикив исторически разных социальных системах
  • § 2. Государственное регулирование экономики: понятие и пределы
  • § 3. Собственность как экономическая и правовая категория
  • Глава XII. Правовое воздействие на экономику:понятие, формы, тенденции § 1. Понятие и формы правового воздействия на экономику
  • § 2. Особенности правового воздействия на экономику
  • Глава XIII. Государство, право, природа § 1. Единство общества и природы
  • § 2. Роль государства и права в оптимизации взаимодействияобщества и природы
  • § 3. Международное сотрудничество в области охраны природы
  • Глава XIV. Государство и личность § 1. Общество, личность, государство
  • § 2. Государство и правовой статус личности
  • § 3. Правовой статус и фактическое положение человека
  • § 4. Система прав и свобод личности
  • § 5. Международно-правовое сотрудничествогосударств и проблема прав человека
  • Глава XV. Государство, право и политическая система § 1. Государство как особое звено политической системы
  • § 2. Конституционный суд в политической системе общества
  • § 3. Нормативная основа политической системы общества
  • Глава XVI. Гражданское общество, государство и право § 1. Становление и развитие гражданского общества
  • § 2. Гражданское общество и государство
  • § 3. Гражданское общество и право
  • § 4. Этапы развития государства и права в гражданском обществе
  • Глава XVII. Правовое государство § 1. Становление и развитие идеи правового государства
  • § 2. Развитие идей правового государства в России
  • § 3. Основные признаки и черты правового государства
  • Глава XVIII. Государство и право в условиях глобализации § 1. Методологические проблемы исследования государстваи права в условиях глобализации
  • § 2. Воздействие глобализма на национальное государство и право
  • § 3. Миф о формировании мирового государства и правав условиях глобализации
  • Глава XIX. Современные правовые доктрины в странах Европы и сша § 1. Введение
  • § 2. Социологическая юриспруденция
  • § 3. Психологическая теория права
  • § 4. Нормативизм
  • § 5. Теории естественного права
  • Глава xх. Понятие и основные признаки права § 1. Определение понятия права
  • § 2. Основные признаки права
  • § 3. Право и закон
  • § 4. Основные принципы права
  • Глава XXI. Правовые системы современности § 1. Правовые системы и критерии их классификации. Правовые семьи
  • § 2. Англосаксонская правовая семья
  • § 3. Романо-германская правовая семья
  • § 4. Мусульманское право
  • Глава XXII. Право в системе социальных норм § 1. Социальные нормы и их классификация
  • § 2. Взаимосвязь права и морали
  • § 3. Право и технические нормы
  • § 3. Законы. Их виды и особенности
  • § 4. Действие нормативно-правовых актов во времени,в пространстве и по кругу лиц
  • § 3. Индивидуальный договор в механизме правового регулирования
  • Глава XXV. Нормы права § 1. Понятие и признаки правовых норм
  • § 2. Логическая структура правовой нормы
  • § 3. Виды правовых норм
  • § 4. Соотношение норм права и текстов нормативных актов
  • Глава XXVI. Правовые отношения § 1. Понятие правовых отношений и их основные виды
  • § 2. Субъекты права и участники правоотношений
  • § 3. Содержание правоотношения
  • § 4. Юридические факты
  • § 5. Объекты правоотношений
  • Глава XXVII. Правотворчество § 1. Понятие правотворчества, его виды и принципы
  • § 2. Законодательная процедура и ее основные стадии
  • Глава XXVIII. Реализация права § 1. Основные формы (способы) реализации права
  • § 2. Использование, исполнение и соблюдение права
  • § 3. Применение права
  • § 4. Правовое регулирование и правовое воздействие
  • Глава XXIX. Правосознание § 1. Понятие правосознания
  • § 2. Структура и виды правосознания
  • § 3. Роль правосознания в жизни общества
  • § 4. Правосознание, право и язык юридических актов
  • § 5. Правовое воспитание граждан
  • Глава xxх. Правонарушение и юридическая ответственность § 1. Понятие правонарушения
  • § 2. Основные виды правонарушений и санкций за их совершение
  • § 3. Основные принципы законодательного определенияправонарушений и санкции за их совершение
  • § 4. Понятие и виды юридической ответственности
  • § 5. Принципы юридической ответственности
  • Глава хi. Государство, право и экономика § 1. Соотношение государства и экономикив исторически разных социальных системах

    Вопрос о соотношении государства и экономики практически существовал всегда, с тех пор, как появилось первое государство, и будет существовать до тех пор, пока существует государство. Это один из "вечных" вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.

    Естественно, он по-разному встает и перед каждым типом государства. Совершенно по-разному он решается применительно, скажем, к рабовладельческому и феодальному государству. При этом дело заключается не столько в разном уровне развития экономики, сколько в ее разных типе и характере. Экономика, существовавшая наряду с рабовладельческим государством и соотносившаяся с ним, с неизбежностью предполагала наличие абсолютно бесправной и полностью зависимой от государства огромной массы людей-рабов. Экономика же феодального общества и государства ориентировалась на полубесправный крепостной труд.

    Решение проблем соотношения государства и экономики может осуществляться на двух разных уровнях и рассматриваться в двух планах: общетеоретическом и прикладном, практическом.

    Рассмотрение проблем соотношения государства и экономики на общетеоретическом уровне означает выявление общих закономерностей их развития, взаимосвязи и взаимодействия, независимо от их типов и характеров; выявление и изучение свойственных им на разных стадиях и этапах истории тенденций эволюции; решение традиционного вопроса о приоритетности, а точнее - первичности или вторичности государства и экономики по отношению друг к другу*(337) .

    В отечественной и зарубежной научной литературе вопрос о соотношении государства и экономики на общетеоретическом уровне решался и решается далеко не одинаково. В одних случаях первенство отдается экономике перед государством и политикой. В других, наоборот, - государству и политике перед экономикой. В третьих же случаях в отношениях между государством и экономикой усматривается некий паритет. Считается, что государство способно оказывать на экономику такое же воздействие, как и экономика на государство.

    Наиболее острые и продолжительные споры традиционно возникали и продолжают вестись вокруг первой позиции, исходящей, с одной стороны, из относительной самостоятельности государства как составной части политической структуры ("политики") по отношению к экономике и экономики - к государству, политике, а с другой - из первенства экономики перед государством и политикой.

    Данная точка зрения, изложенная в наиболее полном виде в многочисленных трудах классиков марксизма-ленинизма и их последователей, не без основания именуется марксистской. Дореволюционные отечественные и зарубежные критики нередко именовали ее не "марксизмом", а "экономическим материализмом", добавляя при этом "восполняющие" пробелы в аргументации терминов "вульгарный", "догматический" и пр.*(338)

    Современные ее критики избегают подобных эпитетов, но не упускают возможности поговорить о "заидеологизированности" концепции, разделяемой их оппонентами, о ее ненаучности, сомнительности вытекающих из нее выводов и пр. "В качестве преимущества марксистско-ленинского подхода к решению экономических вопросов, - говорилось в одном из курсов лекций по теории государства и права, - неизменно называлась его научность. Однако факт заидеологизированности теории и методологии делал сомнительными в научном отношении любые выводы и рекомендации"*(339) .

    Авторы этого суждения, несомненно, правы, когда говорят о "заидеологизированности" данной теории или подхода к решению проблемы соотношения государства и экономики. В мире еще не было и нет такой политической, экономической или социологической теории, которую можно бы отнести в разряд неидеологизированных.

    Однако они весьма далеки от истины, когда, вопреки общеизвестным историческим фактам, в категорической форме утверждают, что "любые выводы и рекомендации", следовавшие из данной теории или подхода, были сомнительными в научном отношении. Более чем полувековой опыт доминирования и широкого использования данной теории в практической деятельности СССР и других стран, таких, как Китай, превратившихся в исторически короткий срок из слаборазвитых в высокоразвитые в промышленном и технологическом отношении страны, отвергает эти и другие им подобные суждения.

    Разумеется, можно и нужно спорить с теми положениями теории первенства экономики над государством и политикой, которые абсолютизируют экономический фактор, пытаются объяснить все происходящие в обществе явления и события лишь экономическими причинами, отождествляют "социальное" с "экономическим", и пр. Но нельзя оспаривать то, что было многократно подтверждено самой жизнью, многовековой историей развития человеческого общества и в этом смысле стало очевидным. А именно - что экономическое развитие в конечном счете, в общем и целом, определяет собой основные тенденции и направления политического, идеологического, духовного развития общества, а не наоборот.

    Появление рабского труда обусловливает собой с неизбежностью появление рабовладельческого государства, труд крепостных крестьян и ремесленников - возникновение феодального государства, наемного труда рабочих - капиталистического государства. Именно так совершается экономическое и государственное развитие, а не наоборот.

    Конечно, процесс взаимосвязи и взаимообусловленности государства и экономики нельзя представлять упрощенно, как некий прямолинейный, односторонний процесс. Это весьма сложный процесс, на который оказывают влияние не только экономические, но и политические, духовные, идеологические, национальные, этнические и многие другие факторы, выходящие за рамки прямых взаимоотношений государства и экономики. Обратное воздействие государства на экономику играет при этом чрезвычайно важную роль.

    "Экономическое движение, - отмечалось в связи с этим в марксистской литературе, - в общем и целом проложит себе путь, но оно будет испытывать на себе также и обратное действие политического движения, которое оно само создало и которое обладает относительной самостоятельностью"*(340) .

    В каком направлении "политическое движение", олицетворяемое в значительной мере государством и правом, может обратно воздействовать на экономику, на "экономическое движение"? Отвечая на этот вопрос в одном из писем к К. Шмидту, Ф. Энгельс пояснял: политическое движение в лице государственной власти может действовать на экономику в трояком направлении. А именно - государственная власть может воздействовать в том же направлении, что и экономическое развитие - тогда развитие идет быстрее. Государственная власть может действовать и в противоположном на правлении - тогда она рано или поздно терпит крах. Наконец, она может в определенных направлениях ставить преграды экономическому развитию и толкать его в других направлениях - тогда результат такого воздействия может быть в конечном счете адекватен одному из предыдущих.

    Помимо названных могут существовать и другие "промежуточные" направления воздействия государственной власти на экономику. Не в них, однако, дело. Суть рассматриваемого положения состоит в том, что оно не только детализирует и развивает, но и подтверждает правильность тезиса о первенстве экономики в ее взаимоотношениях с государством и политикой.

    Естественно, в теории, обосновывающей первенство экономики перед государством и политикой, немало белых пятен и негативных моментов. Но в ней немало и "ценных сторон", по признанию ее критиков. В целом она достоверна, адекватно отражает действительность, дает правильное представление о взаимоотношениях государства и экономики, о происходящих в обществе процессах.

    Признавая наличие "ценных сторон" у рассматриваемой концепции, один из дореволюционных критиков профессор И.В. Михайловский писал, что когда "экономический материализм" подчеркивает важность экономического начала в истории, в государстве и праве, он утверждает истину, но когда он отрицает самостоятельность других фактов, "он сугубо неправ". Действительно, вся духовная жизнь человечества нуждается в материальной основе, невозможна без этой основы*(341) .

    Итак, резюмировал автор, "часть истины экономического материализма заключается в том, что в числе других факторов истории культуры находится и экономический фактор, на который до сих пор недостаточно обращали внимания". "Экономический материализм прав еще и в другом отношении. Несомненно, что человеческие потребности, заботы о добывании средств к жизни носят особый, преобладающий характер, ибо прежде, чем думать о какой бы то ни было духовной жизни, человек должен пить, есть, одеваться, иметь жилище". Невозможно жить "человеческой жизнью тому, кто вынужден работать физически в ужасной обстановке более двенадцати часов в сутки, чтобы не умереть с голоду. Такой человек в конце концов потеряет облик человеческий, какими бы духовными богатствами он ни обладал". Отсюда, делался автором окончательный вывод, "огромная важность экономической обстановки в жизни человечества"*(342) .

    Проблема соотношения государства и экономики может и должна рассматриваться не только в общетеоретическом, но и в сугубо прикладном, практическом плане применительно к выяснению и решению какого-либо конкретного вопроса, достижению конкретной цели, определению характера взаимоотношений того или иного конкретного государства с соответствующей ему конкретной экономикой.

    Рассмотрение данной проблематики в прикладном, практическом, так же, как и в общетеоретическом плане, - задача весьма сложная и многоаспектная. Решению ее посвящена огромная научная и популярная литература. Однако тема по-прежнему остается актуальной Причин для этого существует много. Главные из них применительно, например, к современному российскому государству, праву и экономике - обобщение и использование зарубежного и отечественного опыта для определения оптимальных путей и форм их взаимодействия.

    Исходными предпосылками при этом, так же, как и при рассмотрении проблем соотношения государства и экономики в исторически различных социальных системах, являются следующие.

    Первое. Государство и экономика - это сложные, многогранные явления, охватывающие, соответственно, не только сферу политической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияние на все другие его сферы. Бытующее в отечественной и зарубежной специальной литературе мнение о том, что государство - это "чисто" надстроечное, а экономика - "чисто" базисное явление, в данном случае не "срабатывает". Исторический опыт показывает, что государство в любой общественной формации является одновременно субъектом самых разнообразных - экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений, и в этом смысле оно - не только надстроечное или уже - политическое, но и экономическое, идеологическое и иное явление. Экономика также, оказывая влияние на другие сферы жизни общества, выступает как многогранное явление. И так - во всех без исключения странах.

    В практическом плане это означает, что соотношение государства и экономики необходимо прослеживать не только в сфере политики и экономики, но и в других сферах жизни общества.

    Второе. При рассмотрении соотношения государства и экономики следует обратить внимание прежде всего на факторы, обусловливающие характер этого соотношения в различных исторических условиях, и на пределы взаимного влияния государства на экономику и экономики на государство. В условиях существования различных социальных систем они далеко не одинаковы.

    В практическом плане это означает, что более эффективным и оправданным для использования накопленного опыта в современной России было бы изучение характера соотношения государства и экономики не вообще, а применительно к конкретной исторической эпохе и стране, к строго определенной социальной системе. Особое значение при этом имеет опыт США, Великобритании, Франции, Японии и других стран.

    Третье. Соотношение государства и экономики в любой стране и социально-политической системе - это не пассивный, а активный двусторонний процесс их взаимосвязи и взаимодействия, где каждая из сторон в зависимости от сложившихся обстоятельств может играть определяющую или определяемую роль. Однако ведущее значение в конечном счете принадлежит экономике.

    И четвертое. При анализе проблем соотношения государства и экономики в исторически разных социальных системах в практическом плане (для решения аналогичных проблем применительно к современной России) более целесообразным представляется идти не по традиционному пути, предполагающему изучение государства и экономики от рабовладельческого государства и права вплоть до наших дней, а по иному пути. А именно - по пути их классификации и исследования в зависимости от степени развития в стране рыночной структуры.

    В соответствии с данным критерием, исключительно в практических целях исследования рыночных отношений и характера взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики в исторически разных социальных системах последние весьма условно можно подразделить на следующие три группы:

    а) системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют рыночные элементы;

    б) системы с зарождающимися рыночными отношениями, идущие по пути становления рыночных институтов; и

    в) системы с высокоразвитой рыночной экономикой.

    Для каждой из выделенных групп социальных систем характерны свои специфические взаимоотношения между государством и экономикой, свои формы и методы взаимодействия, свои принципы взаимосвязи, пределы влияния друг на друга. Теоретически и практически это свойственно для любой из имевших место в истории развития человечества, для ныне существующих или только что зарождающихся социальных систем.

    Исторический опыт России и других стран со всей очевидностью свидетельствует о том, что в мире нет общей модели, некого шаблона или образца во взаимоотношениях государства и экономики, пригодных для всех без исключения социальных систем. Есть лишь общие закономерности, исторические тенденции и общие принципы развития характера взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики.

    Что же касается конкретных типов взаимоотношений государства и экономики, то они складываются или в рамках каждой отдельно взятой социальной системы или же в пределах вышеназванных групп социальных систем.

    Характерными особенностями взаимоотношений, возникающих между государством и экономикой, в пределах первой группы социальных систем, в которых отсутствуют традиционные рыночные отношения, являются следующие.

    Во-первых, несомненное доминирование государственной собственности перед всеми формами собственности. Статья II Конституции СССР 1977 г., рассматривая государственную собственность как "общее достояние всего советского народа", достаточно четко определяла, что эта форма собственности является "основной формой социалистической собственности". В этой же статье закреплялось положение, в соответствии с которым "в исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса", а также провозглашалось, что государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также "другое имущество, необходимое для осуществления задач государства".

    Аналогичные положения, законодательно закрепляющие доминирующую роль государства и государственной собственности перед иными формами собственности, содержатся в конституциях и некоторых других стран.

    Во-вторых, важной особенностью отношений государства и экономики, существующих в пределах рассматриваемой группы социальных систем, является их жесткая "привязанность" друг к другу, отсутствие гибкости и, как следствие, - долговременной стратегической устойчивости и эффективности.

    Жесткая связь и "привязанность" государства и экономики друг к другу имеют позитивное значение лишь в чрезвычайных ситуациях (война, катастрофа в национальном масштабе и пр.), когда требуется в кратчайшее время максимальная концентрация всех имеющихся в стране ресурсов, политических, экономических и духовных сил. В условиях же обычной, повседневной жизни на современном этапе развития общества такая жесткая связь чревата утратой динамизма, инициативы и эффективности в развитии государства и экономики. Она предопределяет в перспективе неизбежность возникновения застойных тенденций, а также "перелив" кризисных явлений из государственной сферы в экономическую, и наоборот.

    В-третьих, к числу особенностей, характерных для взаимоотношений государства и экономики, существующих в рамках "нерыночных" социальных систем, следует отнести также чрезмерную централизацию экономических рычагов в руках государства, сосредоточение всего механизма управления экономикой в центральных правительственных структурах. Как следствие всего этого - неизбежное разбухание аппарата управления экономикой, рост бюрократизма, падение профессионализма, необоснованный рост затрат на содержание многочисленной армии чиновничества. Данные негативные явления особенно четко проявляются и развиваются в больших по территории, населению и народнохозяйственным комплексам странах.

    В-четвертых, весьма характерным для взаимоотношений государства и экономики рассматриваемых социальных систем является строго плановый характер экономики в масштабе страны и на локальном уровне, а также детально-жесткая регламентация их на всех уровнях. Следует отметить при этом, что план нередко приобретает нормативно-правовой характер, а последствием его соблюдения или, наоборот, нарушения придается юридическое значение.

    В-пятых, отношения между государством и другими субъектами экономических связей строятся не на партнерской основе, а на основе прямого указания - подчинения. Над так называемыми либеральными методами управления экономикой преобладают авторитарные методы. Взаимоотношения между государственными органами и экономическими структурами регулируются в первую очередь, соответственно, не с помощью норм гражданского или коммерческого, а административного и иных, ему подобных по характеру отраслей права.

    Помимо названных особенностей, свойственных взаимоотношениям государства и экономики в условиях "нерыночных" социальных систем, есть и другие не менее важные особенности. Они свидетельствуют о полном административно-командном подчинении экономических структур государственным структурам, об отсутствии у них значимой для их нормального существования и развития относительной самостоятельности и автономности.

    Несколько иная картина просматривается во взаимоотношениях государства и экономики, существующих в пределах переходных от нерыночных к рыночным социальных систем. Типичные примеры - современная Россия, некоторые другие государства СНГ, называвшие себя социалистическими до недавнего времени прибалтийские республики и страны Восточной Европы.

    Наиболее существенными чертами и особенностями этих систем являются:

    а) постепенное изменение характера взаимоотношений государственных органов и экономических структур в сторону партнерских;

    б) утрата монополии государства и государственной собственности над экономикой и иными формами собственности;

    в) изменение методов государственного воздействия на экономические отношения;

    г) постепенное вытеснение административных методов руководства и рычагов воздействия на экономику финансовыми и им подобными средствами;

    д) резкий отход правительственных структур от плановости в развитии экономики и неизбежное возникновение при этом неупорядоченности и даже хаотичности;

    е) последовательная переориентация экономических и государственных структур с общенациональных приоритетов на свои собственные финансовые и иные интересы, на прибыль как основной движущий фактор в их становящихся партнерскими отношениях;

    ж) усиление роли налогов и налоговой полиции как государственного средства финансового воздействия государственных структур на общество и на экономические структуры;

    з) быстрое возрастание значения финансового, гражданского, коммерческого, налогового, банковского и иных отраслей права, непосредственно связанных с развитием экономики.

    Несмотря на то, что в переходный период экономическая сфера деятельности государства постепенно сужается, в целом его роль в регулировании данного процесса не должна снижаться. Государство не может и не должно отказываться от регулятивных средств воздействия на экономику, от управления процессом перехода от нерыночных к рыночным отношениям.

    Основные направления экономической деятельности государства в данный период с неизбежностью должны сводиться к следующему: выработке общей в масштабе всей страны внутренней и внешней экономической политики; правовому обеспечению возникающих рыночных отношений; определению круга и правового статуса субъектов экономических отношений; выработке социальной политики и действенных средств защиты экономических и иных интересов населения; запрещению и пресечению нарушающих закон средств ведения хозяйства и коммерции; созданию наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства, защиты его от недобросовестной конкуренции и протекции его от вытеснения более развитым зарубежным капиталом; регламентации порядка разрешения возникающих в сфере экономики споров и установлению юридической ответственности за нарушение законодательства.

    Характерные особенности взаимоотношений государства и экономики в условиях существования исторически сложившейся третьей группы рыночных социальных систем заключаются в следующем:

    а) установление преимущественно партнерских отношений между государственными и рыночными структурами;

    б) минимальное вмешательство государства в экономику, уровень которого для каждой страны является, как правило, различным;

    в) органичное сочетание административно-правовых с финансовыми и иными "либеральными" средствами воздействия государства на экономические отношения;

    г) сосредоточение в руках государства лишь минимальных, объективно необходимых для его нормального существования и функционирования материальных средств;

    д) полное сосредоточение в руках государства финансовой и налоговой систем;

    е) доминирование частной собственности над государственной и всеми другими формами собственности.

    О характере взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики в условиях рыночных отношений существует огромная научная литература. В силу этого нет необходимости останавливаться здесь на освещении данного вопроса.