Северо-западный регион

2 республики и 1 автономный округ. Все они расположились на севере и северо-западе страны.

Данный округ государства был признан официально в 2000 году. В его состав вошло 11 субъектов, в том числе административный центр федерального значения Санкт-Петербург. Общая площадь составляет почти 2 млн кв. км, а это около 10 % от всего размера России. По данным на 2015 год, численность населения чуть меньше 14 млн человек, из них 80 % проживает в городах.

В экономическом плане большое значение для страны имеет Северо-Западный федеральный округ. Города, занимающие особое место:

  • Лидирует по всем параметрам, конечно же, Санкт-Петербург.
  • Столица республики Коми - Сыктывкар.
  • Областной центр - Калининград.
  • Город воинской славы - Новгород.
  • Крупнейший порт России - Мурманск.
  • Центр муниципального образования - Северодвинск.
  • Городской округ - Архангельск.
  • Петрозаводск - столица республики Карелия.
  • Вологда - центр развития науки.
  • Город Вологодской области - Череповец.

Ресурсы Северо-Западного округа позволяют ему занимать одно из самых почетных мест по всей стране. Здесь производят добычу титана, газа, нефти, апатита. Земли округа полны торфяных залежей и Обширные месторождения золота, алмазов, никеля, урана позволяют стремительно развиваться экономике не только региона, но и всего государства.

Республика Коми

История Коми начинается с 1921 г. До 1936 г. она приравнивалась к однако с 5 декабря указанного года ей было присвоено звание республики, входящей в состав Советского Союза. Свое теперешнее название она получила 12 января 1993 г. В течение 1994 г. официально была принята конституция, утверждены герб, гимн и флаг и проведены первые выборы главы республики.

В настоящий момент она входит в Северо-Западный федеральный округ. Состав республики Коми:

  • административных районов - 12;
  • городов республиканского подчинения - 8;
  • районных населенных пунктов - 2;
  • сельсоветов - 190;
  • поселков - 37.

Промышленный кризис пришелся на Это стало причиной массовой миграции. С 1990 по 2000 г. численность населения сократилась на 20 %.

В настоящее время экономика республики поставлена на высокий уровень. Здесь в основном занимаются добычей и переработкой полезных ископаемых, таких как драгоценные камни, нефть и газ.

Ненецкий автономный округ

Согласно Конституции РФ, данный округ является субъектом государства. Официальное значение он получил в 1926 г. Город Нарьян-Мар назначен административным центром. Является самым малонаселенным районом, входящим в Северо-Западный федеральный округ. Города данного региона наполовину заселены русскими, а коренные жители составляют чуть меньше 20 %. Общая численность населения округа - около 43 тыс. человек. Устав автономного региона позволяет вести деятельность за пределами Российской Федерации.

В состав округа входят:

Основная экономическая сфера - оленеводство и сельское хозяйство.

Республика Карелия

Первое упоминание о Карелии появилось еще в VII веке, это были племена, входящие в Прибалтийско-Финский объединенный союз. С 2001 г. является полноправным субъектом России со своей законодательной властью. Были приняты конституция и основная атрибутика. Столица республики - Петрозаводск. Машиностроение и металлургия - основная промышленность, позволяющая занимать лидирующие позиции среди других регионов, входящих в Северо-Западный федеральный округ.

Области республики можно поделить на северную, южную и центральную части. Каждая из них отличается по количеству населения и экономическому развитию.

  1. Центральная часть - всего 13 % жителей от общей численности.
  2. Северная - приблизительно 14 %.
  3. Южные районы республики Карелии густо заселены - 73 %.

Основные жители - русские (57 %) и карелы (37 %), другие национальности - 6 %.

Санкт-Петербург

Единственный город в округе федерального значения - Санкт-Петербург. Является культурной столицей великого государства. Был основан Петром I в 1703 году. Здесь располагается один из главных штабов Вооруженных сил России. Благодаря прямому выходу к морю, здесь разместилось главное командование Военно-морского флота государства.

Санкт-Петербург - научный, культурный и промышленный центр с высокоразвитой экономикой, входящий в Северо-Западный федеральный округ. Состав Ленинградской области не включает данный город, так как он признан независимым субъектом.

Численность населения больше 5 млн человек. Носит гордое название миллионника. Является городской агломерацией, общая площадь составляет почти полторы тысячи кв. км.

Ленинградская область

Территория Ленинградской области простирается на 84 тыс. кв. км. Это единственный регион, власти которого находятся в другой области (Московской). В 1993 г. была принята конституция, где признали Ленинградскую область субъектом великого государства под названием Россия. Северо-Западный федеральный округ включает в себя данный регион с 217 муниципальными образованиями. Это один городской округ и 17 районов, к которым относятся 61 ПГТ и 138 сел. Населяет область почти 2 млн человек. Основные сферы промышленности: строительство, обработка металлов, транспортная. Приблизительный годовой доход составляет 700-800 млрд рублей.

Калининградская область

Северо-Западный федеральный округ РФ включает в себя Калининградскую область. По площади она самая маленькая в сравнении с другими регионами России. Ее размеры чуть больше 15 тыс. кв. км. Особенностью данной области является тот факт, что после распада СССР Калининградский регион лишился сухопутной границы с Россией. Население здесь около 960 тыс. человек.

90 % мирового запаса янтаря располагается именно здесь. Также в Калининградской области добывают каменную соль, бурый уголь, торф, нефть.

В 1938 году была образована Мурманская область. Она занимает почти 145 тыс. кв. км площади с населением около 766 тыс. человек. Северо-Западный федеральный округ объединяет в себе все ее регионы. Хорошо развиты такие виды промышленности, как горнодобывающая, легкая, металлообрабатывающая и химическая. Годовой оборот варьируется в районе 300 млрд рублей, что позволяет удерживать средние позиции в рейтинге Российских субъектов. В состав Мурманской области входят 5 районов самоуправления и 12 округов городского подчинения.

Образовалась Псковская область в 1944 г., однако ее границы окончательно сформировались только в 1958 г. Все 4 года Великой Отечественной войны была оккупирована немцами, что во многом повлияло на ее развитие и численность населения. В 1967 г. за проявленное мужество и стремительное восстановление после боевых действий получила высочайшую награду - орден Ленина.

В настоящее время, по данным на 2015 г., население области составило около 650 тыс. человек. После входа в Северо-Западный федеральный округ ее валовой оборот достиг почти 80 млрд рублей. Здесь развито сельское хозяйство, электроэнергетика, строительство.

Образование Вологодской области с современными границами состоялось в 1937 г. Однако в 1944 г. районы Павинский и Вохомский перешли во владение Костромского района. Общая численность населения - 1,1 млн человек. Город Вологда является административным центром. Коренные жители - русские и вепсы.

Муниципальные образования области:

  • районы с местным самоуправлением - 26;
  • округа - 2;
  • городские поселения - 22;
  • села - 322.

Наиболее развитые отрасли промышленности - электроэнергетика и черная металлургия.

Северо-Западный федеральный округ включает в свои границы 7 областей. Новгородская по площади занимает 6 место с размерами в 55,3 кв. км. Образовалась она в 1944 г. Однако уже в 1956 г. районы были переделены, и сельсоветы Дмитровский и Мозолевский перешли в подчинение Ленинградской обл. Количество населения - более 618 тыс. человек.

В Новгородской области есть 3 города областного значения. Это Великий Новгород - административный центр, Боровичи и Старая Русса.

На территории действуют 1519 промышленных комплексов. Лидирующие сферы: деревообработка, химическая, металлургия.

Самой крупной областью России, расположенной в европейской части, является Архангельская (590 тыс. кв. км). Ее размеры можно сравнить с площадями некоторых стран, например:



При разделении Северной области в 1937 г. была образована Архангельская. По данным, актуальным на 2015 г., численность населения составила почти 1,2 млн человек. В этой области сконцентрированы самые важные индустриальные сферы: судостроение, деревообработка, целлюлозно-бумажное производство, добыча алмазов.

Журнальные статьи

1. Бадокина Е. А. Использование цены капитала при обосновании инвестиционной политики / Е. А. Бадокина, И. Н. Швецова // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 20. - С. 88-97 (На примере Республики Коми)

2. Берендеев М. В. Постсоветская региональная идентичность социума Калининградской области: проблема формирования и измерения / М. В. Беренедеев// Вестник МГУ. Сер. Социология и политология. - 2007. - N. 3. - С. 29-42

3. Бескровная В. Реализация принципов бюджетного федерализма в регионах России / В. Бескровная // Федерализм. - 2008. - N. 2. - С. 113-124 (Приведены таблицы доходов и расходов бюджетов Санкт-Петербурга, Псковской области и Республики Карелия за 2005-2007 гг.)

4. Боос Г. Основные направления бюджетной политики Калининградской области / Г. В. Боос, Е. Ю. Матвеева // Финансы. - 2009. - N. 2. - С. 3-8

5. Броило Е. В. Основные проблемные тенденции развития Северо-западного федерального округа в условиях рынка / Е. В. Броило // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 97-103

6. Броило Е. В. Анализ проблем устойчивого развития Северо-Западного федерального округа / Е. В. Броило // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 2. - С. 262-266 (На примере Псковской области)

7. Броило Е. В. Проблемы стабильного экономического развития Северо-Западного региона / Е. В. Броило / / / ЭКО. - 2007. - N. 2. - С. 51-61

8. Броило Е. Финансовая стабилизация организаций Республики Коми и применение факторинга / Е. Броило // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - N. 8. - С. 35-40

9. Бруссер П. Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций / П. Бруссер, С. Рожкова // Рынок ценных бумаг. - 2007. - N. 2. - С. 29-33 (На примере Санкт-Петербурга)

10. Буданов Г. А. Роль региональных органов власти в формировании социально - экономической политики: этапы эволюции / Г. А. Буданов // ЭКО. - 2008. - N. 6. - С. 92-105 (На примере Вологодской области)

11. Булавин И. В. Анализ качества программно - целевого планирования в условиях реализации социально - экономической стратегии региона / И. В. Булавин // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 6. - С. 17-28 На примере Вологодской области

12. Бушуева Л. И. Статистический анализ инновационной активности предприятий Республики Коми / Л. И. Бушуева // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 73-77

13. Бырко А. Н. Региональное налоговое регулирование социально - экономических процессов (на примере Республики Карелия) / А. Н. Бырко // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 8. - С. 171-175

14. Ваниев А. Г. О работе органов государственной власти Новгородской области по привлечению инвестиций для экономического развития региона / А. Г. Ваниев // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 18. - С. 50-59

15. Верхоланцева К. Опыт участия российских регионов в европейских трансграничных пространствах (на примере еврорегиона "Карелия") / К. Верхоланцева // Власть. - 2009. - N. 3. - С. 70-73

16. Винокуров А. А. Северо-Западный федеральный округ: особенности и направления регионального развития / А. А. Винокуров // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 5. - С. 12-21

17. Винокуров Е. Калининградская область: между Россией и Европой / Е. Винокуров // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - N. 8. - С. 25-30

18. Волков В. А. Организация публичной власти в городах федерального значения / В. А. Волков // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 3. - С. 226-233

19. Вульфович Р. М. Перспективы развития системы управления Санкт-Петербурга / Р. М. Вульфович // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 3. - С. 140-151

20. Гаджиев Ю. Экономика Республики Коми / Ю. Гаджиев // Экономист. - 2007. - N. 2. - С. 66-75

21. Гехт А. Н. Инвестиционная политика и межбюджетные отношения как инструменты территориального развития регионов (на примере Республики Карелия) / А. Н. Гехт // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 10. - С. 96-104

22. Глушанок Т. Республика Карелия: трудовые ресурсы и рынок труда / Т. Глушанок // Человек и труд. - 2007. - N. 3. - С. 25-28

23. Гогоберидзе Г. Г. Морехозяйственный потенциал и стратегии развития приморских районов Мурманской области / Г. Г. Гогоберидзе // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 14. - С. 21-29

24. Гостева Л. Ф. Туризм как фактор экономического развития региона / Л. Ф. Гостева, Н. Д. Середа // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 15. - С. 88-94 (На примере Вологодской области)

25. Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Вологодской области / Л. Г. Иогман [и др.] // Проблемы прогнозирования. - 2009. - N. 1. - С. 74-92

26. Евтюгин А. А. К вопросу об эффективности живого и овеществленного труда в современном сельскохозяйственном производстве (на примере Вологодской области) / А. А. Евтюгин // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 21. - С. 88-91

27. Егоров Д. Г. Модификация межотраслевого баланса для оценки альтернативных социально - экономических стратегий развития северных регионов России (на примере Мурманской области) / Д. Г. Егоров, А. В. Егорова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - N. 2. - С. 38-49 + Таблицы.

28. Жевлаков В. З. Проблемы и перспективы развития банковской сферы / В. З. Жевлаков // Финансы и кредит. - 2008. - N. 42. - С. 10-14 На примере Калининградской области.

29. Жирнель Е. В. Территориальная структура экономики и проблемы конкурентоспособности региона (на примере Республики Карелия) / Е. В. Жирнель // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 108-112

30. Засядь-Волк В. В. Факторы эффективной земельной политики в регионе / В. В. Засядь-Волк // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 62-82 (На примере Ленинградской области)

31. Иванов В. АПК Республики Коми: возможности инновационного развития / В. Иванов // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - N. 6. - С. 27-33

32. Иванов С. Н. Интеграция информационных потоков в регионе с целью снижения трансакционных издержек в строительстве / С. Н. Иванов // Экономическое возрождение России. - 2008. - N. 4. - С. 67-72 (На примере г. Санкт – Петербурга)

33. Ильина И. Качество и структура питания населения Архангельской области: динамика и социально - демографическая дифференциация / И. Ильина // Социальная политика и социальное партнерство. - 2008. - N. 11. - С. 71-80

34. Кашина М. А. Совет муниципальных образований субъекта РФ как механизм горизонтальной и вертикальной координации деятельности органов местного самоуправления (на примере Ленинградской области) / М. А. Кашина // Управленческое консультирование. - 2008. - N. 3. - С. 129-148

35. Кириллов А. А. Управление по результатам: возможные подходы (на примере реализации "программы реформирования региональных финансов в Ленинградской области") / А. А. Кириллов // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 219-225

36. Клебанов И. О развитии Северо-Западного федерального округа / И. Клебанов // Вопросы местного самоуправления. - 2007. - N. 3. - С. 4-5 (Выступление на северо-западном межрегиональном форуме партии "Единая Россия" 5 марта 2007г.)

37. Клепиков А. Безрадостные рекорды: анализ итогов развития регионов в 2008 г. показывает, что кризис ударил по Северо-Западу сильнее, чем по большинству других федеральных округов / А. Клепиков // Эксперт. Северо-Запад. - 2009. - N. 11. - С. 18-19

38. Ковалев В. А. Республика Коми: от поставторитарного синдрома к административному режиму / В. А. Ковалев // Политическая наука. - 2007. - N. 2. - С. 172-187

39. Козырева Г. Экономическое поведение предприятий лесного сектора Карелии в условиях рыночных преобразований / Г. Козырева // Вопросы экономики. - 2007. - N. 7. - С. 136-151

40. Колосова Г. В. Социальная поддержка инвалидов в Санкт-Петербурге: состояние и перспективы / Г. В. Колосова // Работник социальной службы. - 2007. - N. 4. - С. 6-16

41. Колотнеча О. Фанерный тромб. Причина краха одного из крупнейших лесоперерабатывающих предприятий Новгородской области / О. Колотнеча // Эксперт. Северо-Запад. - 2009. - N. 9. - С. 14-15

42. Кондаков И. А. Сравнительная оценка научно - технического потенциала Вологодской области / И. А. Кондаков // Экономика региона. - 2009. - N. 1. - С. 104-118

43. Костылева Л. В. Статистические оценки приоритетов региональной социально - экономической политики (на материалах Северо - Западного федерального округа) / Л. В. Костылева, Е. А. Чекмарева // Вопросы статистики. - 2008. - N. 7. - С. 34-39

44. Крумгольц Д. В. Возможности и основные направления развития топливно-энергетического комплекса Северо-Западного Федерального округа в долгосрочной перспективе / Д. В. Крумгольц // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 3. - С. 457-459

45. Ларичев А. А. Республика Карелия - субъект Российской Федерации или государство? / А. А. Ларичев // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N. 18. - С. 21-23

46. Левина И. В. Региональные проблемы развития лесопромышленного комплекса / И. В. Левина // Региональная экономика России. - 2009. - N. 7. - С. 12-15 (На примере Республики Коми)

47. Лутова С. К. Этнополитическая ситуация в Санкт-Петербурге в начале XXI века / С. К. Лутова // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 56-61

48. Маклахов А. В. Региональная стратегия инновационного развития промышленности / А. В. Маклахов, В. В. Митенев // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 3. - С. 31-36 (На примере Вологодской области)

49. Мамедов А. К. Экономический анализ демографической составляющей сельских территорий Псковской области / А. К. Мамедов // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 35. - С. 77-83

50. Менькова Н. М. Нетрадиционные методы повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований (на примере исторического развития Архангельской области) / Н. М. Менькова // Финансы и кредит. - 2007. - N. 42. - С. 51-59

51. Миронова Н. Архангельская область: опыт самоорганизации и местного развития / Н. Миронова // Муниципальная власть. - 2007. - N. 6. - С. 36-42

52. Михель Е. Экономические факторы трудовой миграции в приграничном регионе / Е. Михель // Человек и труд. - 2009. - N. 3. - С. 39 (На примере Республики Карелия)

53. Москаленко К. А. Особая экономическая зона в Калининградской области в условиях глобализации: политэкономические аспекты формирования и развития / К. А. Москаленко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Философия. Культурология. Политология. Право.... - 2008. - N. 2. - С. 117-124

54. Немина В. Н. Некоторые аспекты деятельности и формы взаимодействия органов государственной власти и некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге / В. Н. Немина // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 1. - С. 134-137

55. Овчинников В. А. Реформирование местного самоуправления (на примере Ленинградской области) / В. А. Овчинников, Н. Г. Барбарова // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 32-40

56. Овчинникова Е. Расширение горизонта / Е. Овчинникова // Эксперт. Северо-Запад. - 2008. - N. 22. - С. 30-38 (О разработке долгосрочных, минимум до 2020года, стратегий социально-экономического развития Северо-Запада)

57. Пастарнакова О. А. Проектный подход в организации приграничного сотрудничества на местном уровне / О. А. Пастарнакова // Управленческое консультирование. - 2008. - N. 1. - С. 203-215 (Н примере Северо-Запада Российской Федерации)

58. Рожкова С. А. Использование мирового опыта государственно - частного партнерства в России / С. А. Рожкова // ЭКО. - 2008. - N. 2. - С. 104-112 (На примере г. Санкт – Петербурга)

59. Рыбаков Ф. Ф. Перспективы социально-экономического развития Санкт-Петербурга / Ф. Ф. Рыбаков // Экономическое возрождение России. - 2008. - N. 1. - С. 56-61

60. Рыбаков Ф. Ф. Промышленность Санкт-Петербурга: структурные сдвиги последних лет / Ф. Ф. Рыбаков // Вестник Санкт-Петербургского университета.Сер.Экономика. - 2008. - N. 3. - С. 37-44

61. Сергеев А. Динамика социально-экономического развития Санкт-Петербурга / А. Сергеев // Экономист. - 2008. - N. 5. - С. 52-62

62. Сидоров Ю. Ю. Особые экономические зоны в промышленной политике Санкт-Петербурга / Ю. Ю. Сидоров // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 400-402

63. Синицкий В. Развитие Севера должно оставаться стратегической задачей государства / В. Синицкий // Социальная политика и социальное партнерство. - 2008. - N. 4. - С. 52-55

64. Синцов К. В. Концепция социально-экономического развития Псковского региона / К. В. Синцов // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 113-116

65. Скачков И. Спасательный узел / И. Скачков, А. Ефремов // Рынок ценных бумаг. - 2009. - N. 3-4. - С. 48-50 (О проекте развития Мурманского порта)

66. Соболев О. Н. Об основных направлениях оптимизации деятельности органов государственной власти РФ по обеспечению национальной безопасности в Калининградской области / О. Н. Соболев // Государство и право. - 2008. - N. 7. - С. 76-81

67. Стрикунов А. В. Интеграционные процессы в агропромышленном производстве / А. В. Стрикунов, Л. И. Стрикунова // Вестник филиала Северо-западной академии государственной службы в г. Пскове. - 2008. - N. 2. - С. 46-51

68. Стыров М. Оценка финансовых ресурсов промышленности Республики Коми / М. Стыров // Федерализм. - 2009. - N. 1. - С. 237-242

69. Тажетдинов С. Р. Об увеличении доходов региональных бюджетов / С. Р. Тажетдинов // Финансы. - 2007. - N. 3. - С. 19-21 (На примере Санкт-Петербурга)

70. Тенденции рынка труда в сфере ритейла / Е. Разумова [и др.] // Справочник по управлению персоналом. - 2007. - N. 10. - С. 114-117 (На примере рынка труда в сфере ритейла (розничной торговли) в Санкт-Петербурге)

71. Толстогузов О. В. Проблемы совершенствования государственного планирования развития экономической системы на уровне региона (опыт Республики Карелия) / О. В. Толстогузов // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - N. 6. - С. 9-15

72. Трофимов А. Я. Проблемы реформирования местного самоуправления Псковской области на современном этапе / А. Я. Трофимов // Вестник филиала Северо-западной академии государственной службы в г. Пскове. - 2008. - N. 2. - С. 12-16

73. Ускова Т. В. Проблемы оценки конкурентоспособности регионов / Т. В. Ускова, А. С. Барабанов // Вопросы статистики. - 2009. - N. 1. - С. 49-56 На примере Северо - Западного федерального округа.

74. Ускова Т. В. Промышленный сектор Вологодской области: проблемы и тенденции развития / Т. В. Ускова // Проблемы прогнозирования. - 2008. - N. 5. - С. 81-87

75. Ферару Г. С. Социально - экономические тенденции развития лесопромышленного комплекса Архангельской области: проблемы и пути их решения / Г. С. Ферару // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 22. - С. 32-40

76. Фофанова Н. Активные формы защиты населения от безработицы способствуют реализации государственной политики занятости на Кольском Севере / Н. Фофанова, Л. Грушевская // Служба кадров и персонал. - 2007. - N. 10. - С. 6-9

77. Чайка Л. В. Прогноз развития энергетики и экономики региона (на примере Республики Коми) / Л. В. Чайка // Проблемы прогнозирования. - 2007. - N. 3. - С. 94-105

78. Чалдаева Л. А. Региональный рынок ценных бумаг: проблемы формирования и развития / Л. А. Чалдаева, И. Н. Федоренко // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - N. 5. - С. 20-23 (На примере Северо - Западного федерального округа)

79. Червонная И. И. Формирование регионального трудового потенциала (на примере Архангельской области) / И. И. Червонная // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 443-446

81. Черняева З. История и состояние государственного долга Республики Карелия / З. Черняева // Рынок ценных бумаг. - 2008. - N. 23/24. - С. 65-69

82. Чужмаров А. Проблемы обеспечения экономической безопасности промышленности Республики Коми / А. Чужмаров // Федерализм. - 2008. - N. 3. - С. 236-243

83. Харин А. Г. Исследование особенностей инвестиций в Калининградской области: источники финансирования и оценка ожиданий инвесторов / А. Г. Харин // Финансы и кредит. - 2009. - N. 14. - С. 79-82

84. Хаймур Э. Перспективы государственных заимствований и государственного долга Санкт-Петербурга на 2009 - 2011 годы / Э. Хаймур // Рынок ценных бумаг. - 2009. - N. 3-4. - С. 62-64

85. Шиловский А. В. Дипломатия регионов: опыт и перспективы / А. В. Шиловский // Регионология. - 2008. - N. 1. - С. 30-40 (На примере Мурманской области)

86. Шишкина Е. А. Калининградская область как региональная модель глобального социокультурного и социоприродного пространства / Е. А. Шишкина // Регионология. - 2008. - N. 4. - С. 340-346

87. Яковлева А. В. Анализ безработицы в крупном городе и его прогнозно - аналитическое значение для регулирования рынка труда (на примере Москвы и Санкт - Петербурга) / А. В. Яковлева // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 30. - С. 53-59

Занимает сравнительно небольшую территорию (10% территории страны) и концентрирует около 10 % населения России при средней плотности населения 8 чел./км 2 . Центр — Санкт-Петербург.

Специализация хозяйства округа определяется, прежде всего, его выгодным географическим положением: выходом к Балтийскому морю, соседством со странами Балтии и Финляндией, а также с развитым Центральным округом и сырьевой базой Севера.

Сырьевой базой для многих промышленных предприятий Северо-Западного округа служат севера европейской части России. Например, алюминиевые заводы в городах Волхов (Ленинградская область) работают на бокситах местного Тихвинского месторождения и нефелинах Кольского полуострова. Нефтеперерабатывающий завод в г. Ухта использует нефть, поступающую по нефтепроводу из Республики Коми.

Апатиты Кольского полуострова и метные фосфориты служат сырьем для производства фосфатных удобрений в г. Кингисепп. Азотные удобрения, а также полимерные материалы выпускает

Новгородский химический комбинат, использующий в качестве сырья природный газ, который поступает по газопроводу.

Череповецкий металлургический комбинат «Северсталь» (Вологодская область) поставляет стальной прокат на предприятия металлоемкого машиностроения Санкт-Петербурга. Ижорский завод и «Электросила» (Санкт-Петербург) производят энергетическое оборудование, в том числе для атомных электростанций. Балтийский, Адмиралтейский (Санкт-Петербург) и Выборгский (г. Выборг) судостроительные заводы строят атомные ледоколы, крупные танкеры, сухогрузы, рыболовные и исследовательские суда. В Санкт-Петербурге выпускаются также вагоны для метрополитена, тяжелые трактора марки «Кировец» и металлообрабатывающие станки.

Точное машиностроение получило развитие в Санкт-Петербурге благодаря квалифицированным рабочим кадрам и научно-техническому потенциалу города. Приборостроение, вычислительная техника, точная оптика, бытовая электроника: номенклатура изделий достаточно велика.

Выгодное географическое положение Северо-Западного федерального округа (выход к Балтийскому морю) определило его специализацию в дорожно-транспортном комплексе. В связи с потерей портов в Таллинне, Клайпеде, Риге и Вентспилсе объем экспортно- импортных грузопотоков, проходящих через отечественные балтийские порты, резко увеличился. Об экономическом подъеме в отрасли можно судить по расширению действующих и строительству новых портов в Финском заливе. Помимо четырех ныне действующих: в Санкт-Петербурге (крупнейший), Калининграде (незамерзающий), Балтийске (главная база Балтийского флота) и Выборге, новые порты строятся в Усть-Луге, бухте Батарейная (вблизи г. Сосновый Бор) и Приморске (рис. 1).

Открыты новые современные пункты таможенного досмотра автотранспорта на российско-финской границе. Они позволят разгрузить уже существующие и значительно снизят потери времени российских и иностранных транспортников при пересечении границы.

Портовое хозяйство — это сложный комплекс, включающий рыболовные и транспортные суда, судостроительные и судоремонтные заводы, приемные базы и рыбоконсервные предприятия. Причем лов рыбы производится не только в Балтийском море, но и в Атлантике.

Рыбная промышленность является одной из основных отраслей специализации округа.


Рис. 1. Новые портовые комплексы Финского залива

— самая западная окраина России, это часть бывшей Восточной Пруссии, вошедшая в состав СССР в 1945 г. по решению Потсдамской конференции. Область занимает небольшую территорию (0,1 % территории страны) и является российским эксклавом, заключенным между Балтийским морем, Литвой и Польшей. Население составляет 0,6 % численности населения страны и сконцентрировано в городах (77 %). Плотность населения области высокая — 63 чел./км 2 .

Центр - г. Калининград, крупные города — Совете к, Черняховск.

Калининградский порт расположен в устье реки Преголь и соединен с морем глубоководным каналом, по которому могут проходить крупнотоннажные суда. Рыбная промышленность и портовое хозяйство — главные отрасли специализации области.

Особенность Калининградской области заключается также в том, что в ней сосредоточено до 90 % мировых запасов янтаря, который добывается в карьерах на Приморском и Пальминикском месторождениях. Янтарь — застывшая и отшлифованная водой сосновая смола, которая используется в медицине, химической промышленности, но главное — из нее делают украшения. Это символ Балтийского моря.

На долю Европейского Севера приходится 1/4 общероссийской добычи железной руды, 9/10 — апатитов (сырья для производства фосфатных удобрений). Европейский Север является поставщиком угля, нефти, газа, цветных и редких металлов.

За годы экономических реформ в России объемы капитальных вложений в отрасли специализации экономики Европейского Севера, его производственную инфраструктуру, геолого-разведочные работы снизились. Объемы производства также сократились. Однако в последнее время наметились позитивные тенденции увеличения промышленного производства.

Разработки каменного угля Печорского бассейна, нефти и газа Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции ведутся в Республике Коми, а также в Ненецком автономном округе.

Сырьевой фактор определяет специализацию промышленности большинства северных городов округа. Еще в период ведения планового хозяйства в районе нефтегазовых месторождений сложился Тимано-Печорский территориально-производственный комплекс (ТПК) с центром в г. Ухта. Здесь работает крупный нефтеперерабатывающий завод, а в Сосногорске — газоперерабатывающий. Построены трубопроводы, связавшие месторождения Тимано-Печорской провинции с перерабатывающими заводами Центрального и Северо-Западного районов. Это — нефтепровод Усинск-Ухта-Котлас-Ярославль-Москва и газопровод (участок газопровода «Сияние Севера» из Западной Сибири) Вуктыл-Ухта- Грязовец с ответвлениями на Москву и Санкт-Петербург и далее в Белоруссию, Латвию и Эстонию.

Кроме того, развиваются лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная отрасли; черная и цветная металлургия.

Показатели северо-западного федерального округа

Административно-территориальный состав : г. Санкт-Петербург; республики — Коми, Карелия. Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области. Ненецкий автономный округ.

Территория — 1687 тыс. км 2 . Население — 13,5 млн чел.

Административный центр — г. Санкт-Петербург.

Северо-Западный федеральный округ объединяет Северо-Западный и Северный экономические районы и Калининградскую область.

Округ играет важную стратегическую роль приграничного региона России на Европейском Севере и Западе страны, в пределах которого размещаются крупные промышленные и культурные центры, морские порты на Балтийском, Белом и Баренцевом морях.

Таблица 2. Доля экономических показателей Северо-Западного федерального округа в общероссийских


Специализация промышленного производства округа по видам экономической деятельности определена на основе коэффициента локализации в табл. 3.

Таблица 3. Специализация промышленного производства Северо-Западного федерального округа

Видами экономической деятельности, определяющими специализацию округа по коэффициенту локализации, можно считать следующие (см. табл. 3): добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических; обрабатывающие производства (в том числе производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака; обработка древесины и производство изделий из дерева; целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования; прочие производства); производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

По природно-географическим и транспортным условиям, особенностям размещения производительных сил и заселенности территории округ разделяется на три составные части; Северо-Западный экономический район, Северный экономический район и Калининградскую область.


Образован в соответствии с от 13.05.2000 г. В Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) входят 11 субъектов Российской Федерации:

ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Территория Северо-Западного федерального округа (СЗФО) составляет 1 млн 687 тыс. кв. км, или 9,9% территории Российской Федерации.

От других регионов России он отличается крайне удачным расположением. Именно здесь проходит граница Российской Федерации со странами Евросоюза. Псковская область граничит с Эстонией и Латвией; Ленинградская область – с Эстонией и Финляндией; Республика Карелия – с Финляндией; Мурманская область – с Финляндией и не входящей в ЕС Норвегией; Калининградская область – с Польшей и Литвой. Кроме того, Псковская область имеет границу с Беларусью. Это обеспечивает Северо-Западу роль одного из ведущих транзитных регионов страны. По его территории проходит несколько международных транспортных коридоров.

В дополнение к сухопутным границам, СЗФО имеет еще и морские. На Балтийском, Белом, Баренцевом и Карском морях расположен ряд портов, обеспечивающих возможность ввоза и вывоза товаров: Калининград, Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Выборг, Высоцк, Архангельск, Онега, Мезень, Кандалакша, Витино, Мурманск, Нарьян-Мар, Варандей, Андерма. На их долю приходится около 40% всего грузооборота морской торговли России.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) был образован 13 мая 2000 года.
В его состав входят одиннадцать регионов Российской Федерации: Республики Карелия и Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области, Ненецкий автономный округ и Санкт-Петербург.

Административный центр СЗФО – город федерального значения Санкт-Петербург.

НАСЕЛЕНИЕ
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в СЗФО проживает 13660 тыс. человек (9,5% населения страны). В том числе в Санкт-Петербурге – 4848,7 тыс., Ленинградской области – 1715 тыс., Вологодской области – 1202,3 тыс., Архангельской области – 1185,2 тыс., Калининградской области – 941,5 тыс., Республике Коми – 901,6 тыс., Мурманской области – 796,1 тыс., Псковской области – 673,5 тыс., Республике Карелия – 645,2 тыс., Новгородской области – 634,1 тыс., Ненецком автономном округе – 42,7 тыс. человек.
Плотность населения составляет 8,1 чел. на кв. км.
Около 83,7% населения региона – горожане. Крупнейшие города округа (с численностью населения 100 тысяч человек и более) – Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск, Череповец, Мурманск, Вологда, Петрозаводск, Сыктывкар, Великий Новгород, Псков, Северодвинск.
Мужчины составляют 45,8% населения.

ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ
По данным , валовой региональный продукт Северо-Западного федерального округа в 2011 году составил 4,71 трлн рублей (почти 10% от ВВП Российской Федерации), что более чем на треть выше уровня 2009 года.

Доля федеральных округов в валовом внутреннем продукте
Российской Федерации (2011 год)


Динамика валового регионального продукта
в основных ценах (в трлн рублей)


ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Округ богат природными ресурсами, среди которых есть цветные металлы и апатиты (Мурманская область); железо (Карелия); нефть и газ (Мурманская и Архангельская области и Республика Коми). Вологодская, Псковская, Архангельская области и Республика Карелия обладают также обширными лесными ресурсами. В СЗФО расположены крупные запасы алмазов, имеются месторождения редких металлов, золота, барита, урана. Кроме того, округ обладает значительным гидроэнергетическим потенциалом.

СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ
На долю трех базовых отраслей промышленности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) приходится треть ВРП СЗФО.

В структуре промышленности СЗФО преобладают обрабатывающие производства. Доля обрабатывающих производств в структуре ВРП составляет 21,5%. Это самый высокий показатель среди федеральных округов. Наиболее развитыми отраслями промышленности округа являются машиностроение, металлургия, химия и деревообработка.

Металлургия округа представлена одним из крупнейших российских металлургических комбинатов – ОАО «Северсталь». В СЗФО также хорошо развито машиностроение. Здесь расположены крупнейшие российские судостроительные предприятия: ПО «СЕВМАШ», Балтийский завод, Адмиралтейские верфи и т.д. Здесь же работают предприятия ведущей энергомашиностроительной корпорации «Силовые машины». В последние годы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сформирован мощный автомобилестроительный кластер. Среди предприятий химической промышленности можно отметить Акрон и Апатит. Лидеры лесопереработки – Архангельский ЦБК, Монди Сыктывкарский ЛПК, Группа Илим.

Второе место среди отраслей промышленности СЗФО занимает добыча полезных ископаемых. В округе добываются практически все виды топливно-энергетических полезных ископаемых: уголь, нефть, газ и горючие сланцы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНА

Территориально-административное деление

Северо-Западный регион включает территорию двух республик, шести областей, одного автономного округа и одного города особой важности (Ненецкий Автономный округ, Республика Карелия, Республика Коми, г. С-Петербург и Ленинградская, Мурманская, Архангельская, Вологодская, Новгородская, Псковская, Калининградская).

Площадь территории региона составляет 1млн.671,120 кв.км. Общая численность населения субъектов РФ региона составляет 13 млн. 512,05 чел., имеется городов - 128, поселков городского типа - 151, районов городских муниципальных образований, сельских районов - 131, категорированных городов - 26 (С-Петербург, Мурманск, Апатиты, Кандалакша, Петрозаводск, Архангельск, Северодвинск, Котлас, Вологда, Череповец, Выборг, Волхов, Гатчина, Кириши, Тихвин, Псков, Великие Луки, Боровичи, Новгород, Сывтывкар, Ухта, Воркута).

26 города отнесены к группе по ГО ("ОВ" - 1 - Санкт-Петербург - 4млн.850 чел, 1-ой группы - 1- Мурманск - 394,2 тыс. чел, Череповец - 322,9 тыс. чел, 2-ой группы - 3 Архангельск - 375,4 тыс. чел, З-ей группы - 21 Апатиты - 71,4 тыс. чел, Кандалакша - 47,1 тыс. чел, Петрозаводск - 288,5 тыс. чел, Северодвинск - 236,2 тыс. чел, Котлас- 66,9 тыс. чел, Вологда - 307,2 тыс. чел, Выборг- 80,4 тыс.чел, Волхов- 50,1 тыс. чел, Гатчина - 81,0 тыс. чел, Кириши - 52,7 тыс.чел, Тихвин - 71,4, Псков- 203,9 тыс. чел, Великие Луки- 117,2 тыс.чел, Боровичи - 61,2 тыс. чел, Новгород- 240 тыс. чел, Сыктывкар- 247,6 тыс. чел, Воркута- 175,8 тыс. чел, Ухта - 129,6 тыс. чел). Всего населения в категорированных городах составляет 8 млн. 533,9 человек.

Городских районов - 26 (18 - С-Петербурга - Невский, Приморский, Василеостровский, Центральный, Кронштадтский, Колпинский, Петроградский, Адмиралтейский, Московский, Кировский, Фрунзенский, Калининский, Выборгский, Курортный, Петродворцовый, Красносельский, Красногвардейский, Пушкинско-Павловский)

1 - г. Сыктывкар - Этвинский;

3 - г. Мурманска - Октябрьский, Первомайский, Ленинский;

4 - г. Архангельска - Соломбальский, Ломоносовский, Октябрьский, Исакогорский;

Поселков городского типа - 555, сельских районов - 540.

Экономическая характеристика региона.

Основу экономики региона составляют базовые отрасли промышленности и прежде всего тяжелая индустрия, которая развивается на основе использования богатых местных сырьевых и энергетических ресурсов. Важнейшими отраслями являются добывающая, металлургическая, машиностроительная, химическая, лесозаготовительная, деревообрабатывающая, угледобывающая, нефтегазодобывающая, рыбоперерабатывающая и легкая промышленность, а также сельское хозяйство, которое специализируется на мясо-молочном животноводстве и культивировании зерновых и технических культур.

Основу вывоза составляют энергетические машины, приборы, суда, цветные металлы, деловая древесина, целлюлоза, бумага, рыба, уголь, газ, нефть. Сырьевая и энергетическая база региона выделяется комплексными месторождениями полезных ископаемых, основные из которых сосредоточены на Кольском полуострове. Большие запасы железной руды сосредоточены в Карелии. Месторождения бокситов имеются в Архангельской и Ленинградской областях. Имеются значительные запасы апатитов (Кольский полуостров), фосфоритов (в районе Кингисеппа), слюды (Кольский полуостров).Залежи сырья для производства алюминия находится на Кольском полуострове (хибинские нефелины), в Архангельской области (Северо-Онежское месторождение бокситов), 16% запасов страны. Республика Коми располагает уникальными запасами минерально-сырьевых ресурсов (горючие, рудные, и нерудные полезные ископаемые). Нефте-газоносный район - Тимано-Печерский; залежи коксующегося угля - Печерский угольный бассейн; горючие сланцы - Вычегодский, Тимано-Печерский сланцевые бассейны.

В республике Коми разрабатываются 3 месторождения угля: Воркутинское, Воргашорское и Интинское. В г. Воркута действует 9 шахт, в г. Инта - 5, на которых добывается более 21 млн. тонн угля в год.

Энергобаланс региона остается пока напряженным. Потребности региона в топливе за счет местных ресурсов удовлетворяются на половину. Крупнейшие ТЭЦ расположены в Киришах, Апатитах, Архангельске, Санкт-Петербурге; ГЭС - в Светогорске. Имеется 2 АЭС-Ленинградская (г. Сосновый Бор) и Кольская (г. Полярные Зори).

Пути сообщения и транспорт

На территории региона создана сравнительно развитая сеть путей сообщения, которая связана с основными коммуникациями других регионов. Наиболее густая и технически оборудованная сеть в южных районах региона, с продвижением на север она становится все реже, а на северо-востоке и в Заполярье развиты слабо.

Основными видами транспорта в регионе являются автомобильный, железнодорожный, морской и воздушный транспорт.

- железнодорожный транспорт:

Общая протяженность эксплуатируемых железных дорог составляет 12410,8 тыс. км, в том числе:

  • Октябрьская ж/д - 8284,5 км;
  • Архангельское, Сольвычегодское отделения Северной ж/д - 1725,6 км;
  • Сосновогорское, Воркутинское отделения Северной ж/д - 1860,7 км;
  • Вологодское отделение Северной ж/д - 540 км;

Общая протяженность однопутных ж/д путей составляет 9036,6 км, двухпутных - 42333 км, в том числе:

  • Октябрьская ж/д - однопутных - 5761,4 км., двупутных - 2482,3 км;
  • Архангельское, Сольвычегодское отделения Северной ж/д - однопутных - 1768,5 км., двупутных - 702 км;
  • Сосновогорское, Воркутинское отделения Северной ж/д - однопутных - км., двупутных - км;
  • Вологодское отделение Северной ж/д - однопутных - 135 км., двупутных - 405 км;

Электрифицировано ж/д путей 3241,4 км., в том числе:

  • Октябрьская ж/д - 2755,4 км;
  • Архангельское, Сольвычегодское отделения Северной ж/д - 86 км;
  • Сосновогорское, Воркутинское отделения Северной ж/д - км;
  • Вологодское отделение Северной ж/д - 300 км.

Всего отделений ж/д - 9, ж/д станций - 1121 (Октябрьская ж/д - 784; Архангельское отделение Северной ж/д - 76, Сольвычегодское отделение Северной ж/д - 51; Сосновогорское, Воркутинское отделения Северной ж/д - 123; Вологодское отделение Северной ж/д - 38;

Всего ж/д мостов - 2773, больших мостов - 87, из них разводных - 5.

Основными железнодорожными магистралями являются дороги Санкт-Петербург - Псков, Санкт-Петербург - Витебск, Санкт-Петербург - Тверь - Москва, Санкт-Петербург - Вологда - Ярославль, Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Сверероморск, Мурманск - Печенга, Санкт-Петербург - Вологда - Архангельск, Вологда - Котлас - Ухта - Печера - Инта - Воркута, Санкт-Петербург - Выборг - Финляндия, Санкт-Петербург - Сортавала - Финляндия, Петрозаводск - Суоярви - Финляндия.

Маршрут на большей части однопутный (участок Беломорск, Апатиты двухпутный), тяга тепловозная (на участке Лоухи, Мурмолок электровозная), его пропускная способность 32-52 пары поездов в сутки. Меридиональный железнодорожный маршрут Ярославль, Вологда, Копоша, Обозерский, Архангельск является связывающим звеном между центральными районами и северными районами, обеспечивает кратчайший выход к портам Белого моря, а через ответвление Обозерский, Беломорск - в Карелию и на Кольский полуостров. Маршрут в основном двухпутный (участок Обозерский, Архангельск однопутный), на всем протяжении обслуживается тепловозной тягой. Пропускная способность 40-72, на однопутном участке 17 пар поездов в сутки. Железнодорожная сеть региона связана с дорогами Финляндии четырьмя линиями:

  • Соснова, Париккала пропускная способность 19 пар поездов в сутки;
  • Петрозаводск, Суоярви пропускная способность 15 пар поездов в сутки;
  • Ледмозеро, Костомукша, Контиомяки пропускной способностью 12 пар поездов в сутки;
  • Ручьи Карельские, Алакурти, Кемиярви пропускной способностью 12 пар поездов в сутки.

Техническое состояние и оснащенность железных дорог региона в основном соответствуют современным требованиям и обеспечивают маршрутные скорости грузовых поездов от 300 до 750 км. в сутки. Пропускная способность железных дорог на юге 60-90 пар поездов в сутки, в северных районах она снижается до 10-40 пар поездов в сутки.

Наиболее уязвимыми (опасными) местами в системе железнодорожных магистралей, связанными с возможным возникновением ЧС, являются железнодорожные узлы, мостовые переходы, участки железных дорог проходящие по узким межозерным дефиле, места пересечения ж/д полотна с магистральными продуктопроводами, места подвоза нефтепродуктов к наливным причалам.

- автомобильный транспорт:

На территории региона создана развитая, но неравномерно размещенная сеть автомобильных путей сообщения. Общая протяженность автомобильных дорог свыше 146,8 тыс.км., в том числе 96,72 тыс. км. дорог с твердым покрытием (плотность 5,5 км. на 100 км. кв. территорий). В Заполярье и на северо-востоке автомобильных дорог мало, а на значительных территориях их нет совсем. На эти районы приходится около З% дорог с твердым покрытием (плотность 1,3 км. на 100 км. кв. территории). В Центральной части проходит 8 сквозных широтных маршрутов, соединяющих дороги Российской Федерации и Финляндии. Кроме того к Российско- Финляндской границе подходят 3 дороги из Печенги, Ковдора и Юшкозера. Их общая пропускная способность 20,5-23,5 тыс. автомобилей в сутки.

Проходят они на удалении от 50 до 170 км. друг от друга, причем 6 из них проходит в Заполярье, 7 - в Карелии. Все они связаны между собой меридиональным маршрутом Санкт-Петербург, Петрозаводск, Мурманск, который проходит вдоль северо-западной границы Российской Федерации и обеспечивает выход к портам на побережье Баренцева и Белого морей, протяженность около 1350 км.

Дороги с твердым покрытием (асфальтобетон и черное шоссе) составляют свыше 86% его длины. Пропускная способность 5-8 тыс. (на участке грунтовой дороги до 2-х тыс.) автомобилей в сутки.

Большое значение имеет также маршрут Ярославль, Вологда, Архангельск. Протяженность около 1050 км, свыше 81% которых составляют дороги с усовершенствованным покрытием.

Общая их протяженность - 4572 км, из них Российского значения - 1493 км, областного - 1600 км, местного - 1478 км. Годовой грузооборот автотранспорта достигает 240 тыс. тонн. автобусами 1006 тыс. пассажиров.

- трубопроводный транспорт:

Трубопроводный транспорт региона включает трубопроводы, проложенные от нефтепромыслов и нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в районах Западной Сибири, к основным индустриальным центрам, морским портам. Общая протяженность сети магистральных трубопроводов свыше 7200 км, 52 % общей длины составляют газопроводы, 32 % -нефтепроводы и 16 % -нефтепродуктопроводы.

- воздушный транспорт:

Воздушный транспорт занимает важное место в общем объеме перевозок. Авиалиниями связаны главные промышленные и административные центры региона. В регионе сосредоточено около 73% аэропортов, их количество составляет 338, из которых 300 имеют ВПП с искусственным покрытием, в том числе 16 ВПП длинной 1800 м и более.

Наиболее крупные аэропорты:

  • Пулково (С-Петербург) (ИВПП-1 3782м х 60м, ИВПП-2 3401м х 70м, бетон), приписано: ИЛ-86 - 9,ТУ-154 - 27,ТУ-134 - 12,АН-12 - 9, коридоров пролета авиации - 7.
  • Мурманск (2500м х 50м, бетон), приписано ТУ-154 - 3, АН-2 - 6, и 26 вертолетов, коридоров пролета авиации - 2.
  • Талаги (Архангельск) (2500м х 50м,бетон), приписано: ТУ-154 - 5,ТУ-134 - 16,АН-24 - 14,АН-26 - 15, коридоров пролета авиации - 2.
  • Бессовец (Петрозаводск) (2500м х 48м, бетон), приписано: АН-2 - 15,АН-28 - 3,КА-26 - 10, коридоров пролета авиации - 8.
  • Сыктывкар - (2500 х 50, бетон), принимает ИЛ-76, АН-12, ТУ-134, ТУ-154.

- водный транспорт:

Северо-Западный регион омывается водами четырех морей: Балтийского, Баренцева, Белого и Карского. На материковой части имеется обширная сеть рек, озер, каналов и водохранилищ. Водные бассейны скованы льдом на северо-востоке до 7-8 месяцев, на юго-западе до 4 месяцев в году. Незамерзающие порты Мурманск. На территории региона 12 судоходных озер: Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Белое, Ильмень, Кубенское, Выгозеро, Сегозеро, Пяозеро, Среднее и Верхнее Куйто.

Имеется 19 судоходных рек: Нева, Нарва, Луга, Плюсса, Волхов, Шексна, Свирь, Сухона, Преголя, Пеза, Кулой, Пинега, Северная Двина, Онега, Вычегда, Печера, Уса, Колва, Ижма.

Имеется 2 важнейших судоходных канала: Волго-Балтийский водный путь и Беломоро-Балтийский канал.

Краткая оценка возможной обстановки на территории региона при возникновении крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий

На территории региона имеется 52 городов и населенных пунктов, в которых расположены 169 опасных химических объектов 1 и 2 степени опасности. В результате аварий на этих объектах возможно химическое заражение на площади 6283 км.кв.и населением 5 млн.403,3 тыс. человек. Дополнительную угрозу поражения населения и сельскохозяйственных животных создают АХОВ при транспортировке их железнодорожным, морским и автомобильным транспортом.

При радиационном и химическом загрязнении (заражении):

Наибольшую потенциальную опасность в случае аварий представляют действующие атомные электростанции:

  • Ленинградская АЭС - г. Сосновый Бор,
  • Кольская АЭС - п. Полярные Зори (Мурманская область).

В зонах возможных радиационных аварий проживает более 1 млн. 950 тыс.чел., из них более 90 тыс.чел. при авариях общего типа могут реально оказаться в различных зонах радиоактивного загрязнения.

Определенную опасность представляют также стоянки судов с ядерными энергетическими установками в портах и другие радиационно-опасные объекты, а также объекты атомной энергетики, расположенные в сопредельных государствах (АЭС: в Финляндии - Ловис, в Литовской Республике - Игналинская).

На территории региона имеется семь радиационно-опасных объектов, в том числе: шесть объектов в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области и один объект в г.Мурманске. В случае аварии на этих объектах возможно радиоактивное загрязнение на площади более 1000 км.кв,с населением 1 млн.350 тыс. чел. В порты, базы ремонта и обслуживания г.Мурманск, Полярный заходят суда "АРКТИКА", "СИБИРЬ", "РОССИЯ", "ТАЙМЫР" и другие, мощность АЗУ которых составляет 170 мгвт. В г.Северодвинске на судостроительных и ремонтных заводах ПО"СЕВЕР" и ПО "Северное машиностроительное предприятие" строятся, проходят ремонт, модернизацию и испытания, а также базируются в порту подводные лодки с АЭУ. При проведении загрузки и перегрузки активных зон реакторов грубые нарушения технологического процесса и мер безопасности могут привести к аварии, связанной с выбросом в атмосферу компонентов ядерного топлива, продуктов его сгорания, элементов конструкции активной зоны реактора с образованием облака радиоактивных аэрозолей с последующим выпадением радиоактивных осадков на местность.

Возможно влияние последствий аварий на АЭС Тверской области.

При взрывах и пожарах:

На территории региона имеется 264 крупных взрывопожароопасных объекта, на которых используются в производстве и имеются значительные запасы взрывчатых веществ и горюче-смазочных материалов, железнодорожных станций и наливных причалов, где возможно скопление транспортных средств с этими веществами и материальными средствами. Источниками чрезвычайных ситуаций являются также нефтепромыслы, газо-, нефтепроводы, шахты, а также транспортные магистрали, по которым перевозятся взрывопожароопасные вещества. Среднемесячный вагонопоток с опасными грузами по железным дорогам в границах Региона:

  • взрывчатых веществ - до 20 вагонов,
  • сжиженного газа - до 150 цистерн,
  • СДЯВ - до 50-100 вагонов (цистерн).

При катастрофических затоплениях:

Угрозу затопления могут создать разрушения плотин гидросооружений в областях:

    Мурманская область - (плотина Верхне-Туломского гидроузла) общая площадь затоплений может составить - 171 кв.км., численность населения попадающего в зону катастрофического затопления 46,413 тыс.чел.- (плотина Нижне-Туломского гидроузла) площадь затопления может составить - 58 кв.км., численность населения попадающего в зону катастрофического затопления 6,1 тыс.чел.;

    Республика Карелия - (каскад Вычских и Кемских ГЭС) площадь затопления может составить - 448 кв.км., численность населения попадающего в зону катастрофического затопления 91 тыс.чел.;

    Вологодская область - (плотина Череповецкой ГЭС) площадь затопления может составить 500 кв.км., численность населения попадающего в зону катастрофического затопления 3,6 тыс.чел.

Наиболее экстремальным является наводнение в г.Санкт-Петербурге. На устьевом участке Невы колебание уровней в осенне-зимний период определяется, главным образом ветровыми нагонами волны и достигает до 3-4 метров, что вызывает наводнения. Также возможны частые заторы на реках ряда областей из-за соответствующих неблагоприятных метеорологических и гидрологических условий для данного географического положения. Максимальная величина заторных явлений может достигать 10 м, а протяженность до 10 км с подъемом воды до 3-4 м.

При массовых инфекционных заболеваниях людей и животных:

  • анализ инфекционной заболеваемости населения за последние 3 года показал, что наибольшую опасность представляют вспышки заболеваний ОРЗ и гриппа в больших городах до 10000 заболевших, желудочно-кишечных заболеваний пищевого происхождения до 1500 заболевших, а также в организованных детских коллективах (дифтерия, псевдотуберкулез и др.) особую опасность представляют вспышки острых желудочно-кишечных заболеваний (дизентерия, вирусный гепатит и др.) водного происхождения при авариях на водопроводных и канализационных сетях, очистных сооружениях,- количество заболевших может составить до 2000 человек;
  • прогноз ущерба промышленного, сельскохозяйственного производства и численности пострадавшего населения при возникновении возможных чрезвычайных ситуаций глобального и регионального масштабов.

Исходя из оценки возможной обстановки на территории региона при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий глобального и регионального масштабов возможный ущерб промышленного, сельскохозяйственного производства может составить сотни млрд.руб. Предполагаемые безвозвратные потери населения - от 400 до 1150 человек. Санитарные потери могут составить от 300 до 21000 человек.