Декоративные огороды французского замка вилландри. Замок и сады Вилландри (Château de Villandry(Colombiers))

В этой части, которую я проанонсировала несколько дней назад , я покажу вам ещё один замок долины Луары. Учитывая мою нелюбовь к затёртым миллионами ног туристическим достопримечательностям, странно было бы ожидать, что мы туда заедем. Это один из самых известных французских замков, рассказами о нём и его фотографиями забиты тонны бумажных путеводителей и терабайты в интернете.

Но я всё-таки включила его в маршрут. Тому нашлось несколько веских причин. И Вилландри не только не разочаровал нас, но и стал украшением нашего отпуска и маршрута.

Так какими же были те веские причины, что побудили меня добавить Вилландри на маршрут? Что в нём такого уникального?

Во-первых, сады. Я люблю любые сады и растения. Я люблю помидоры - нюхать и есть; цветы - нюхать, любоваться и фотографировать; регулярные сады - осматривать, шуршать камушками под ногами на дорожках и любоваться изяществом форм и умением мастеров топиарного искусства; английские парки - ну, вы поняли уже..

Особенно мне интересны парки и сады, которые не просто наполнены растениями, а созданы с каким-то смыслом, идеей. Вот сады Вилландри это как раз такое удивительное произведение искусства. Это и живописное полотно, и театральные подмостки, и живое воплощение легенд, главные роли в которых играют растения.


(фото отсюда)

Во-вторых, история замка. Но не та её часть, в которой венценосные особы и интриги придворных (которых, кстати, тут не было никогда), а период восстановления, реконструкции, - фактически, история одной семьи, которая посвятила всю свою жизнь возрождению, воссозданию этого замка и его садов. И делали они это с невероятными скрупулёзностью и любовью, с бережным и глубоким проникновением в суть, в идею и замысел.

Ну, и наконец , этот замок радикально отличался от камерного и нежного, как дамская шкатулка, Азе-лё-Ридо, в котором мы уже побывали ( , если вдруг кто-то не читал).

Вообще говоря, «замки Луары» это отдельный туристический аттракцион, предлагаемый в любом турагентстве. Мне не хотелось вливаться в общий туристический карусельный поток, поэтому для программы отпуска я отобрала несколько замков, которые бы максимально были не похожи друг на друга. В конце концов, хоть их и превратили в зализанный до глянцевости леденец, в выхолощенные декорации, всё же в основе у них реальная история реальных людей, череда времён, чувств, эмоций и событий.

Так чем же уникален Вилландри? Ну, во-первых, он не королевская резиденция, и даже не подарок какой-нибудь куртизанке или фаворитке. Первым хозяином стал Жан Ле Бретон - министр финансов при Франциске I.

Когда-то здесь была феодальная крепость, в донжоне которой 4 июля 1189 года был подписан мирный договор между признавшим своё поражение королём Англии Генрихом II Плантагенетом и королём Франции Филиппом-Августом. Ровно через два дня после этого Генрих II скончался.

И именно на руинах этой крепости в 1532 году и начал строительство Жан Ле Бретон . Он увлекался архитектурой, обладал прекрасным вкусом, и в результате Вилландри у него получился гармоничным, изящным, прекрасно вписанным в ландшафт и довольно лаконичным, лишённым так модных в то время башенок, конических крыш и прочих «рюшечек».

Часть донжона, где был подписан знаменитый документ, кстати, осталась. Этот архитектурный элемент, как и зубцы на верхней части стены, напоминают об историческом предназначении крепости-предшественника Вилландри.

Жан Ле Бретон был послом в Риме, где и увлёкся архитектурой, с интересом изучал искусство устройства садов. И всё это он потом со вкусом и большим успехом применил в Вилландри. Однако, последующие владельцы на протяжении долгих десятилетий не сильно пеклись о сохранности этой красоты. И к началу XX века, когда его приехал осмотреть Иоахим Карвалло (Joachim Carvallo), замок за счёт внесённых изменений и добавленных окон больше походил на казарму, а от сада не осталось и следа.

Иоахим Карвалло на тот момент был перспективным учёным, медиком, который, будучи любимым учеником лауреата Нобелевской премии Карла Рише, под его руководством занимался исследованиями в области физиологии пищеварения. Но он бросил перспективную карьеру, купил Вилландри и вместе со своей супругой Энн Коулман, американкой из состоятельной семьи промышленников, взялся за воссоздание первоначального облика замка.


(фото отсюда)

Он углубился в исторические документы, искал свидетельства очевидцев, проводил целые исследования, руководил работами каменщиков и садоводов, и в конце концов преуспел невероятно! Сейчас в саду установлены несколько интерактивных конструкций, позволяющих всем посетителям с помощью кадров хроники составить себе представление о том объёме работ, который пришлось проделать мистеру Карвалло.

В 1924 он основал общество «Исторический Дом», которое объединило всех владельцев подобной недвижимости. И именно он стал инициатором идеи открыть эти замки для публики. Вилландри он открыл для посетителей в 1920 году. Сейчас его дело продолжает его правнук Анри Карвалло.

Мы начали свой осмотр с интерьеров. Там есть на что посмотреть. Подлинные предметы быта, мебель, прекрасный паркет, великолепная коллекция живописи. И, конечно, прекрасные виды из окон, выходящих на сад и огород.

И моя любимая тема - кухня! Медные, лоснящиеся бока тазов и сковород, вытоптанные за столетия тропинки на каменном полу, печь, лёгкий аромат копчёного чернослива и кряжистые стулья - всё моё любмое, да.

Детская с колыбелькой.

Спальня с окнами, выходящими в огород.

Детская спальня с рядом книжек на полке, с игрушками и уютной кроватью.

И игровая комната с огромным кукольным домиком в виде самого Вилландри и театром перчаточных кукол.

Ещё одно сокровище - потолок в Восточной гостиной. Его привез сюда Карвалло в 1905 году. Этот потолок был частью графского дворца Македа, построенного в XV веке в Толедо. Дворец разобрали, и три из его четырёх мавританских деревянных, инкрустированных потолков сейчас находятся в Мадриде в Национальном археологическом музее, а четвёртый, благодаря мистеру Карвалло, могут лицезреть все посетители Вилландри. Это просто шедевр! Невероятно тонкая, сложная работа, порождающая фантастическую игру объемов, цвета и света. Очень красиво!

И повсюду цветы! В каждой комнате по нескольку ваз, наполненных свежими, ароматными, душистыми, срезанными здесь же, в саду, букетами.

Сады Вилландри уникальны. Я не оговорилась - именно сады. Потому что это не один сад, а целый комплекс разных садов. Аптекарский огород с травами и снадобьями, Орнаментальный сад, сад Любви, сад Музыки, сад Воды, сад Солнца, созданный недавно. Они все полны символизма, каждый имеет свою философию и легенду. По ним можно и нужно гулять часами, наслаждясь и находя нечто удивительное и прекрасное на каждом шагу.

Сад Любви, состоящий из «пиктограмм», в которых зашифрованы Любовь Страстная, Любовь Ветреная, Любовь Трагическая.

Сад-Огород создан по образу и подобию монастырских «огородных» садов. Здесь все орнаменты составлены из подобранных по цвету овощей, зелени, пряных трав. Дважды в год сад засаживается овощами. Каждый год экспозиция меняется в соответствии с соображениями гармонии, сохранения плодородия почвы и бесхимикатного земледелия. Сорок видов овощей и трав высаживается здесь в каждый сезон, полив осуществляется с помощью автоматической системы, расположенной под поверхностью земли.

С разных точек из сада и из разных помещений замка открываются разные виды на сад, каждый из которых невероятно хорош.

Тут же есть и маленький магазинчик, в котором можно купить семена и саженцы всего того, что выращивается в садах Вилландри.

Я не удержалась и привезла оттуда чудесный сувенир - наборы семян. В этом году из-за всяких малоприятных событий не получилось их высеять, но срок годности у них большой - в следующем году я ещё успею их опробовать. Если результат будет не стыдно показать, я его вам обязательно продемонстрирую, не сомневайтесь!

А пока они лежат и напоминают о том, что мечты и упорный труд могут дать обильный урожай радости и красоты, которым смогут наслаждаться люди на много-много поколений вперёд.

«Сад замка Вилландри — один из самых посещаемых садов. Всемирную известность обрел благодаря грандиозному декоративному огороду. Искусство кухонного сада возникло здесь давно.
Немного истории, или как возникло искусство кухонного сада.
...4 июля 1189 года король Англии Генрих II Плантажене явился к королю Франции Филиппу Августу признать свое поражение. В средневековой крепости подписан «Мир Коломбъер» (именно так тогда называли Вилландри).
...Конец XV века. Молодому королю Франции Карлу VIII пришлось отступать в военной компании с Италией. Основной «трофей» — приобщение короля к высокому искусству Возрождения. Он с восторгом пишет герцогу Бурбонскому: «Брат мой, ты не можешь себе вообразить, сколь прекрасные сады видел я в этом городе. Воистину, кажется, что для этого земного рая не хватает лишь Адама и Евы...» Увидев итальянские дворцы и сады, король решает иметь подобные. Так итальянское искусство укореняется во Франции, а с ним и ренессансный парк.

...В средневековой Европе господствуют монастырские сады. Но французским садовникам XVI века необходим сад особый, в котором есть место и розам, и диковинным овощам, привезенным из Америки. Так были объединены два течения — французский монастырский сад и итальянский, а сам сад назвали «декоративный огород».
Вилландри — один из последних замков эпохи Ренессанса на берегу Луары. От старой крепости XII века оставлен лишь донжон и основание, на котором строит новый замок в 1536 г. министр финансов Франциска I Жан Ле Бретон. Раньше он был послом в Риме, а в свободное время изучал искусство садов.
Потомки Ж. Ле Бретона сохранили Вилландри до 1754 г. Затем новый владелец, маркиз де Кастелан, перестраивает и замок, и двор.
...XIX век. Разрушен традиционный сад замка и вместо него создан английский парк. .
...Начало XX века — замок и сад пришли в упадок, подлежат сносу.
Возрождение, или воплощенная история любви к саду.
...1906 год. Вилландри от гибели спас доктор Иоахим Карвалло, испанец по происхождению, дворянин, образованнейший человек. Он был очарован живописной природой этого места, холмами, покрытыми лесом и «обнимающими» старинный замок и дивный сад. Знаток истории и архитектуры, Карвалло принимает решение возродить это имение в духе Ренессанса. Его настолько пленила идея, что он отказывается от блестящей карьеры и посвящает свою жизнь исключительно Вилландри.

18 лет напряженного труда и замок освобожден от наслоения перестроек последних трех столетий. Теперь он выглядит, как вначале XVI века, когда господствовал стиль Генриха IV. Внутреннее убранство отражает вкус хозяина: утонченная испанская мебель XVIII века, фамильная коллекция живописи XVI-XVIII веков с полотнами Гойи, Веласкеса, Мурильо. А еще — достойные удивления своды потолка из мавританской мечети, купленные Карвалло. Их собрали из 3000 фрагментов...
Но больше всего труда вложено в возрождение сада, что и вписало его имя в историю. Суть в том, что ренессансные сады Франции либо пришли в упадок, либо переделаны в барочные. Позже большинство их заменили английские ландшафтные парки. Это разрушило очарование французских садов. Поэтому создание ренессансного сада было ценным выбором.
Скрупулезный, самоотверженный труд, знание истории, поиск исчезнувших эскизов, чертежи Жанна Андруе дю Серсо (лучшего знатока замков и садов тех времен), и результат превосходит все ожидания — Вилландри становится лучшим садом Франции эпохи Ренессанса.
Прогулка по саду, или путешествие в прошлое.
Сад разбит на трех уровнях. Охватить его взглядом можно сверху сторожевой башни, или бельведера. Нижний уровень занимает замок, окруженный глубоким рвом с водой. Перекидные мостики соединяют место для карет, нижний двор с флигелем (курдонер) и замок. В воде множество рыбы. Упитанная и юркая, она выставляет на поверхность свои жадные рты и любопытные глаза, теснит друг друга.

Гостиные замка с южной стороны перетекают в сад, названный «Садом любви». Этот орнаментальный сад полон символов-образов, присущих той эпохе. Красочный партер разбит на 4 квадрата. Первый воплощает «Нежную любовь» — сердца объяты пламенем любви, в центре маски (их одевали на бал, что позволяло вести любые разговоры). Узор соткан из стриженого самшита и заполнен в середине красными цветами. «Страстная любовь» — сердца, пораженные страстью, кружат в вихре танца. «Легкомысленная любовь» — четыре веера по углам символизируют ветреность чувств, между ними рога измен, а в центре письма легкомысленных любовников. Все в желтых цветах — символах измены. «Трагическая любовь» — лезвия кинжалов и мечей дуэлянтов. Красные цветы — пролитая кровь.
Дальше партер продолжают квадраты с лилиями и крестами — символами победы жизни над смертью: Мальтийский крест, крест Лангедока, крест Страны Басков.
Рядом на берегу канала — аллея-пергола, где сквозь гроздья налитого винограда видно «Сад музыки», еще одну самшитовую гостиную. Изображения лир, арф, канделябров тонут в синевато-сиреневом шалфее, лаванде, и кажется, будто голубая дымка поднимается над ними. Виноградная аллея и канал составляют центральную ось парка, разделяя сад орнаментальный и сад овощных культур эпохи Ренессанса — визитную карточку Вилландри.
Кухонный сад, или овощные шахматы.

Овощные сады родом из средневековья. Монахи многих орденов славились, как прекрасные садовники и огородники. Считалось, что такая работа, как никакая другая, очищает душу человека: ведь они имели дело с земным воплощением потерянного рая.
В своих аббатствах монахи высаживали овощи на прямоугольных грядках. Многочисленные кресты огорода напоминают нам об этой давней культуре. Сам огород состоит из девяти квадратных грядок одного размера, но с разным геометрическим рисунком в средней части. Каждый квадрат делится еще на четыре части. Овощи, пряности, словно играют в сказочные шахматы. Синеватый лук, зеленые кудри петрушки, моркови, красная капуста, фиолетовый базилик и листья зеленого салата сочетаются по форме и цвету и рисуют узор грядок.
На перекрестке дорожек овощного сада устроены небольшие фонтаны. В прежние времена они символизировали неисчерпаемый источник веры в Иисуса Христа, а также имели утилитарное значение — для полива и умывания. Фонтаны окружены характерными (полусферическими) средневековыми беседками. Их густо заплели розы. Садишься на скамью в глубине ниши беседки, и тебя накрывает волна аромата... Ласково греет солнце, журчит вода фонтана, глаз радует красочный ковер огорода — настоящий рай. В средние века с растениями связывали аллегорический подтекст, который имел большое значение. Так красные розы воплощали любовь к Богу, белые — печаль Богородицы, желтые — ее славу. Поэтому розами украшали и огороды. Со временем розы, посаженные здесь, стали символизировать монаха, который перекапывает грядку.
План этой части сада Карвалло разрабатывал, учитывая найденные фрагменты изображений огорода бенедиктинских монастырей XVI века. Идея — создание строгих геометрических фигур только из деревьев, кустов, цветов и овощей — блестяще воплощена! Четкий визуальный каркас огорода образован из самшита — длинной 52 км! Каждая грядка — шедевр, обрамленный рамкой — цветочным бордюром. Его дополняет низкая изгородь, вдоль которой посажены яблони кордоны.

Рядом с растениями таблички с названиями и историей их использования. Поражают объемы, скрупулезность работ на грядках на протяжении почти столетия. Сколько терпения, души и любви в них вложено! Ведь каждый год здесь делают две посадки: одну весной (она остается на грядках с марта по июнь), вторую летом — с июня по ноябрь. Каждый год используется около 40 видов овощей (кроме картофеля). Их расположение меняется при каждой посадке, чтобы не истощать почву, и соответствует трехлетней очередности. Строго придерживаются гармоничного сочетания цвета и формы. Все это огромный труд, ведь ежегодно здесь высаживают 250 000 саженцев.
В плену тысячи лип, или старинные стражи семейного очага.
На территории Вилландри владелец замка высадил 1200 лип. Они разделяют части сада, окружают его, либо образуют аллеи. Липовая аллея поражает. Заходишь под ее сень и словно попадаешь в другой мир. Полутень, тишина, таинственность.
Почему именно липу выбрал Карвалло? Еще в древние времена дубу поклонялись мужчины, а липе женщины. В Западной Европе липа посвящена богине Фрее, защитнице семейного очага. Она считалась семейным деревом, под ней собирались для решения общих дел. Ее садили возле замков, на городских площадях. Липа слыла талисманом от молнии. Позже стала еще и символом сельского общества.

Параллельно липовой аллее раскинулся сад лекарственных трав. По канонам средневековья он находится между огородом и церковью. Более 30 видов трав, которые издавна применяли в семейном лечении, высажены на грядках аптекарского огорода.
Маршрут прогулки сквозь лабиринт выводит нас на верхнюю террасу к детской площадке и цветнику в английском стиле. Это царство роскошных, очень высоких трав и цветов.
За плотной стеной лип новый контраст — водный сад. В буленгрине на зеленом бархате газона лежит гигантское зеркало Людовика XV — искусственный водоем, вода которого соединена с каналом. Вокруг партерная зона с небольшими круглыми водоемами, дорожками. Все окружено крутыми склонами с идеальным газоном. Непроизвольно останавливаешься, засмотревшись на эту красоту. И тогда мелькает мысль, — водное зеркало устроено тут, чтобы изысканная красота сада могла собой в нем любоваться.
Наследники Иоахима Карвалло до сих пор живут в замке. Они берегут и продолжают его дело, которое было смыслом всей его жизни».

Примерно в 20 километрах к юго-западу от Тура расположен замок Вилландри, считающийся одним из украшений Турени. Когда-то здесь находилось обширное римское поместье «Villa Andriaca», отсюда и пошло название территории. Замок Вилландри, строительство которого в окончательном виде было закончено приблизительно в 1536 году, является последним из больших замков, которые были построены на берегах Луары в эпоху Ренессанса.

В 1000 году, местность по неизвестным причинам окрестили Colombier (франц. «голубятня»), впрочем, не навсегда - в 1639 историческое имя вернётся. Но в летопись непростых взаимоотношений Франции и Англии местная крепость попадёт именно под «птичьим» названием: 4 июля 1189 года, за несколько дней до смерти Генрих II Плантагенет подписал здесь так называемый «Голубиный мир» (Paix de Colombiers). Это унизительное соглашение с Филиппом-Августом ознаменовало победу Капетингов над своими английскими вассалами и переход в их распоряжение множества территорий, в том числе, и Турени. Намёк на пернатых остался и в том, как до сих пор называют местных жителей: Colombiens.

Согласно его требованиям, Генрих II, должен был отказаться от большей части своих владений во Франции в пользу Филиппа. К тому времени здоровье правителя Англии было сильно подорвано, и французский монарх, видя плохое состояние своего оппонента, предложил Генриху присесть. Но он отказался и продолжал стоять, поддерживаемый своей личной охраной. Несомненно, что его и без того печальное состояние ухудшилось, когда на переговорах он увидел своего сына, тогдашнего графа Пуату (и будущего короля Ричарда Львиное Сердце), вставшего в своей борьбе против отца на сторону злейшего врага - короля Франции. Преисполненный гневом, король Генрих II, поклялся жестоко отомстить Ричарду, но спустя 3 дня умер, проклиная собственного сына-предателя.

В начале XVI-го столетия владельцем замка стал Жан ле Бретон, министр финансов при короле Франциске I. Помимо основного рода деятельности в сфере финансов и торговли, он обладал значительными архитектурными познаниями. Несколько лет он являлся руководителем строительных работ замка Шамбор. Будучи французским послом в Италии интересовался архитектурными нововведениями и ландшафтным дизайном.

Изначально деревня и поместье носили общее имя «Colombiers» («Голубиные насесты»). Жан ле Бретон счёл это название слишком обобщённым, и поскольку он был на хорошем счету при дворе короля, ему позволили поменять не только название деревни и замка, а также и собственное титульное произношение. Так Жан ле Бретон вскоре стал именоваться «Монсеньор де Вилландри».

В свою очередь замок должен был подчёркивать важное общественное положение своего владельца, поэтому Жан ле Бретон и его семья, не сомневаясь инвестировали значительные финансовые средства для облагораживания как самого замка, так и прилегающей территории. Доподлинно неизвестно, был ли Жан ле Бретон честным чиновником, или же наоборот был весьма изворотлив, но его не постигла позорная участь владельцев замков Азей -ле-Ридо и Шенонсо, лишившихся своего имущества. В 1619 году его внуку Бальтазару, был даже пожалован вельможный титул «Маркиза де Вилландри».

Потомки Жана ле Бретона сохранили Вилландри до 1754 года, когда замок стал собственностью маркиза де Кастеллан, королевского посла и выходца из очень известной семьи провансальской знати. По его приказу были сделаны пристройки в классическом стиле с обеих сторон переднего двора. Он же переделал интерьер замка, приспособив его к нормам комфорта XVIII века: украсил окна, добавил балконы, перекрыл стеной часть двора, чтобы разместить кухню.

Этот вид Вилландри сохранял до 1906 года. Сам замок представляет из себя три здания в форме подковы, обращенные к реке. Крестообразные рамы окон, мансарды, крутые скаты крыш образуют редкостно гармоничный комплекс. Не все удалось сохранить - так до нас не дошли круглые башенки с заостренными коническими крышами. В монументальной же архитектуре замка сказалось влияние более простого стиля, который позже называли стилем Генриха IV

В XIX веке традиционный сад был разрушен, для того, чтобы создать парк вокруг замка в английском стиле (в стиле парка Монсо в Париже).

В 1906 году замок приобретает прадед сегодняшних владельцев доктор Иоахим Карвалло, возглавлявший Ассоциацию владельцев исторических памятников. Он отказывается от блестящей научной карьеры под руководством профессора Шарля Рише (Нобелевская премия по медицине 1913 года), чтобы посвятить свою жизнь исключительно Вилландри. Он спасает замок от разрушения и воссоздает сады по образцу сада XVI века. Найдя первоначальный проект, созданный Андруа дю Серсо, Карвалло воссоздал структуру парка, провел прямые дорожки, вдоль которых расположены газоны с цветами, высадил лаймовые аллеи, живые изгороди, искусно подстриженные садовниками, воспроизвел удивительные гербарии средневековых монахов.

Доктор фактически спас замок, который был на грани разрушения, и создал сады, полностью гармонирующие с архитектурой замка, выполненного в стиле эпохи Ренессанса, сады, которыми мы можем наслаждаться и по сегодняшний день.

Йоахим Карвалло был также основателем в 1924 году «Исторического Дома», первой ассоциации, которая объединила владельцев исторических замков. Он был первым, кто решил открыть эти памятники архитектуры для широкой публики.

Кликабельно 3000 рх, панорама

Замок Вилландри имеет несколько уникальных особенностей. Его двор не огорожен замковыми строениями, а напротив абсолютно открыт с внешней стороны. При такой конфигурации замок, абсолютно утрачивал защитные функции, и представлял собой уютный особняк, открывающий из своих окон великолепные виды на реку Шер. Жан ле Бретон решил сохранить главную башню старой крепости, подчёркивая тем самым принадлежность замка ещё к феодальному времени, органично вписав её в комплекс зданий эпохи Возрождения. Башенная винтовая лестница, была переделана так, чтобы полностью передать колорит XII века. В отличие от Версаля, построенного веком позже, кажущаяся строгая геометрия Вилландри, на самом деле не, что иное, как оптический обман, хотя при взгляде со стороны главные здания расположены относительно друг друга под прямыми углами.

В архитектурном отношении замок Вилландри - яркий представитель позднего французского Ренессанса и последний из замков на побережье Луары, построенный в этот период. Никаких намёков на Италию и Средневековье, здесь царит чисто французский стиль, предвосхищающий то, что впоследствии назовут стилем Генриха IV. В основу конфигурации замка заложен принцип симметрии, но чтобы ансамбль в целом не создавал ощущения монотонности, окна главного жилого корпуса не выровнены точно по средней его части, а крылья здания немного отличаются по длине и располагаются под разными углами. На нижнем этаже находятся столовая и кухня, здесь же можно увидеть макет замка. Выше располагаются несколько комнат, открытых для посещения, и галерея, где представлены произведения искусства испанских реалистов. С третьего этажа можно пройти в древний донжон и полюбоваться красивым видом на дворцовые сады и долину Шер.

Хотя садами лучше любоваться во время неспешной прогулки — это отдельная достопримечательность. Хоакин Карвальо воссоздавал их по образу и подобию садов 16 и 18 столетий.

Сады расположены на трёх уровнях. На верхней террасе находятся Сад воды и Сад солнца, на средней - орнаментальный декоративный сад, лабиринт в стиле эпохи Возрождения и аптекарский сад. На самом нижнем уровне раскинулся живописный сад-огород.

Окруженный липами Сад воды имеет классическую планировку в стиле Людовика XV с большим прудом в виде зеркала в центре. Струи фонтанов в саду напоминают королевские лилии.

Самый верхний в южной части замка — Сад солнца. Работы по его созданию были завершены нынешним владельцем замка Анри Карвальо весной 2008 года к 100 летнему юбилею начала воссоздания садов его прадедом Хоакином Карвальо. Сад солнца состоит из трёх частей. «Комнату облаков» образуют кустарники и растения с голубыми и белыми цветами. Фонтан в виде звезды окружает «солнечная комната», выдержанная в жёлтых и оранжевых тонах. И последняя «комната» — «детская» — игровая площадка для малышей среди яблонь.

Часть орнаментального декоративного сада, которая является как бы продолжением гостиных замка, называется Садами любви. Искусно подстриженный кустарник и цветы в четырех квадратах представляют различные формы этого чувства: Мимолётную, Страстную, Нежную и Трагическую любовь. С левого края, если смотреть на Сады любви с бельведера, можно увидеть три креста - Мальтийский, Баскский и Лангедокский, а также стилизованные лилии.

С другой стороны канала находится вторая часть декоративного сада — «музыкальный» салон, где форма стриженого кустарника напоминает некоторые струнные инструменты (лира, арфа), музыкальные ноты, канделябры для освещения партитуры.

Девять квадратов одинакового размера с различным геометрическим рисунком на нижнем уровне - это сад-огород, созданный по идеям знаменитого Андруэ дю Серсо.

Квадраты засажены овощами различных цветов: синий лук-порей, красная капуста и свёкла, зеленая ботва моркови, перец, баклажаны и другие; а также плодовыми деревьями, саженцами шиповника и цветами.

Французские садоводы XVI века объединили две традиции: монастырскую (монахи часто придавали грядкам геометрическую форму, часто форму креста) и итальянскую (декоративные элементы: беседки, фонтаны и цветочные клумбы). Такие сады-декоративные огороды и описывал знаменитый архитектор XVI века Андруэ дю Серсо, а Хоаким Карвальо в начале XX века воссоздал их.

В здании восстановлена обстановка XVIII в. С башни замка открывается вид на долины Луары и Шера. Подняться на крышу просто необходимо, чтобы иметь возможность окинуть взором все сады Вилландри.

Оригинальность Вилландри заключается не только в архитектурной новаторской концепции, но и также в использовании ландшафта, благодаря которому около замка выращены сады непревзойденной красоты, и которые находятся в полной гармонии с природой и камнем.

Иоахим Карвалло и его жена коллекционировали испанскую живопись XVII века - «золотой век» испанской живописи. И когда в 1906 году они приобрели Вилландри, то одной из целей было обретение места для коллекции, которая тогда приобрела большую известность. Вилландри владеет примерно 50 картинами и сегодняшние владельцы стремятся восстановить первоначальное собрание. Все произведения живописи относятся к испанскому реалистическому течению - великолепному сочетанию фламандских и итальянских образцов.

Одна из самых удивительных достопримечательностей замка - это Арабский потолок. Он был привезен из дворца князей де Македа, построенном в XV веке в Толедо. Этот дом имел 4 угловые гостиные, в каждой из которых был купол с деревянными разноцветными позолоченными кессонами. Дворец был разрушен в 1905 году.

Сейчас три потолка их этого дворца сохранены в крупнейших международных музеях. Ну а четвертый был привезен Иоахимом Карвалло в замок Вилландри в виде 3600 частей. Потребовался год, чтобы вновь сложить это головоломку. Этот испано-мавританский потолок в стиле мудехар был создан мавританскими мастерами для испанских владельцев и являет собой смешение декоративно-значимых элементов христианского и мавританского искусства. Францисканские бечевки, раковины Святого Жака из Компостеля, орнамент из цветов и геральдики суверенов объединяются с лепниной, позолотой и арабской вязью.

В столовой находится интересный камин, чья труба выполнена в виде пальмы.

Главное, ради чего стоит ехать в Вилландри, - это, несомненно, его сады. В них высажено 1150 лип, а общая длина живых изгородей составляет примерно 52 км. Ежегодно в садах пересаживается 250 тысяч саженцев цветов и овощей. Прополка происходит полностью вручную, чтобы не повредить очень хрупкие корни самшита. Цветы посажены таким образом, чтобы каждый сорт цвел в свой сезон, сменяя другие.

Ле Бретону, выполнявшему миссию посла Франциска I в Италии, довелось увидеть множество садов, в том числе виллы д’Эсте и Ланте, спланированных знаменитыми мастерами итальянского Возрождения, садами, органично сливавшимися с архитектурой зданий, выполнявшими своего рода роль аккомпанемента к ним. Эти итальянские сады характеризовались строгими геометрическими линиями и ярко выраженным архитектоническим решением. Основанные по итальянской модели, французские сады занимают, однако, большие площади, делают ненужными крепостные стены и как бы уменьшают внешние объемы зданий. Их широкие аллеи окаймлены цветущими партерами, контуры которых подчеркнуты изгородью из подстриженного кустарника. Сады Вилландри как нельзя лучше отвечают этим требованиям.

Сады разбиты в трех уровнях. Самый верхний - первый уровень - это Водяной сад (Jardin d’eau) . Навеянный классицизмом, он размещается вокруг большого водяного пространства, созданного во форме зеркала Людовика XV. Зеркало — это пруд с редкими водяными растениями. Из пруда берется вода как для поливки, так и для функционирования фонтанов. Водяной сад - идеальное место для неспешных размышлений в жаркую погоду.

Второй уровень, лежащий на одном уровне с залами нижнего этажа, представляет собой Регулярный сад (Le jardin d’ornement) , состоящий из трех тематических площадок: Сад любви (Jardin d’amour), сад музыки (Jardin de la musique) и Сад лекарственных трав (Jardin des simples). Цветы и травы высажены среди коротко стриженых кустарников, образующих прихотливый орнамент.

Проектируя Сад любви , создатель парка хотел, чтобы живые изгороди олицетворяли виды любви. Их, по мнению автора, четыре.’

Нежная любовь - сердца, разделенные по углам огнями любовного пламени. В центре - маски, которые надевались на глаза во время балов и позволяли вести любые разговоры от самых серьезных, до самых откровенных.

Непостоянная (мимолетная) любовь - четыре веера по углам символизируют легкость чувств. Между этими веерами расположены рога измены. В центре - любовные письма или записки, которые ветреная женщина шлет своему возлюбленному. Доминирующий цвет этого квадрата - желтый, цвет измены.

Страстная любовь - сердца, но на этот раз разбитые страстью. Массивы самшиты запутаны и образуют лабиринт, также здесь присутствует намек на танец.

Трагическая любовь - рисунки представляют лезвия кинжалов и мечей, используемых на дуэлях, происходящих по причине соперничества в любви. Летом здесь цветут красные цветы - символ пролитой в борьбе крови

Второй сад — Сад музыки - символизирует различные музыкальные инструменты в оркестре. Большие треугольники представляют собой лиры, рядом с которыми фигурируют арфы. Между лирами - подсвечники для освещения музыкальной партитуры.

Третий сад — Сад лекарственных трав . Как и в средневековых садах, он располагается между огородом и церковью. Сад насчитывает более 30 видов пряных, лекарственных и ароматических трав. Все эти травы наши предки считали полезными для семейной жизни. Все их вы сможете опознать благодаря табличкам.

И, наконец, третий уровень - Огород (Рotager) , площадь которого 12,5 тыс кв. м. Он состоит из 9 квадратных грядок одинакового размера, но с разными геометрическими мотивами. Эти квадратные грядки засажены овощами, цвета которых сочетаются между собой (синий цвет лука-порея, красный цвет капусты и свеклы, зеленый нефрит морковной ботвы), чтобы создать впечатление разноцветной шахматной доски. Овощные посадки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, ветви которых образуют шпалеры аллей.

Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого зеленого пейзажа. Перед растениями установлены информационные таблички с объяснением их символических значений: капуста - распущенность, тыква - плодовитость и т.д. Кроме того, они информируют о лечебных свойствах каждого растения.

Происхождение овощного сада восходит к Средневековью. Монахи в своих аббатствах любили располагать овощи в геометрических формах. Многочисленные кресты огорода Вилландри напоминают нам об этих монастырских корнях. Чтобы оживить сады, монахи добавляли розы. Посаженные симметрично, они, по старой традиции, символизируют монаха, вскапывающего овощной участок.

Итальянское влияние привносит в этот монастырский огород декоративные элементы: фонтаны, обвитые зеленью беседки, садовые грядки с цветами. Французские садоводы XVI века объединяют два этих течения - монастырское французское и итальянское и создают сад, который требовался им для роз и новых овощей, привезенных из Америки. Называют они это «декоративный огород». Именно это и было в проекте дю Серсо, на основе которого Карвалло создал современный огород.

Каждый год производится две посадки: одна весной, остающаяся с марта по июнь, вторая — летом, остающаяся с июня по октябрь. Каждый год используется примерно 40 видов овощей, относящихся к восьми ботаническим семействам. Здесь нельзя встретить картофеля, который является анахронизмом для сада XVI века. Расположение овощей меняется при каждой посадке при соблюдении, с одной стороны, необходимости гармоничного сочетания цвета и формы и, с другой стороны, садоводческих требований, в соответствие с которыми необходимо 3-летнее чередование посадок, чтобы не истощать почву. Орошение осуществляется вкопанной автоматической системой поливки.

За огородом открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви. Огород, возможно, самая необычная часть садового ансамбля Вилландри с большими многокрасочными партерами, составленными из овощей и фруктовых деревьев. Подобная планировка восходит к временам далекой древности. В XVI в. были созданы первые ботанические сады, в которых выращивались редкие растения, происходившие из стран Америки, неизвестные до той поры. Растения помещали в декоративные сады, где проводилось наблюдение за их развитием и акклиматизацией. Сад-огород Вилландри придерживается этой старинной традиции.

Не стоит забывать и о традиционных для Франции розах . Их очень много, они разноцветные и очень красивые. А передать словами стоящий в воздухе запах - невозможно, это что-то божественное. Хочется вдыхать аромат, стоящий в воздухе, полной грудью. Стоять и вдыхать. Фантастика!

Ради посещения этих уникальных садов приехать в Вилландри просто необходимо! В замке проводятся различные фестивали цветов. С расписанием событий вы можете ознакомиться на официальном сайте замка. Владельцы замка, наследники доктора Карвалло, скончавшегося в 1936 году, открыли в Вилландри школу садовых мастерво, существующую и по сегодняшний день.

Совет: не забудьте захватить с собой хлеб. В остатках рва, некогда окружавших замок, плавают весьма прожорливые рыбки!

В замке можно осмотреть столовую, лестницу и картинную галерею. Разумеется, никто из туристов не остается равнодушным при осмотре садов. При желании в замке можно организовать выставку или конференцию, семинар, забронировав место заблаговременно.

Добраться до замка Вилландри можно разными путями. Из Парижа на автомобиле по дороге А10 до Сомюра, а оттуда по дороге А85 до Вилландри. Поездом от станции Монпарнас до Тура, а оттуда на такси.
Из Нанта на машине по дороге А11, а затем по шоссе А85. Поездом до Тура или Сен-Пьер-де-Кора, далее на такси.
Из Тура кроме такси в июле и августе в Вилландри ходит и общественный транспорт. Рекомендуется так же воспользоваться велосипедом вдоль Луары по специальной дорожке.

Связаться с администрацией замка можно:
Tel: 02 47 50 02 09
Fax: 02 47 50 12 85

Франция: Замок Вилландри (замки Луары)

Замок Вилландри отличается от других замков Луары своими удивительными трёхуровневыми садами, аналогов которым нет больше нигде в мире!

Крепость Вилландри на этом месте стояла уже давно, именно здесь 4 июля 1189 года состоялась историческая встреча короля Франции Филиппа-Августа с английским монархом Генрихом II Плантагенетом, в результате которой было подписано мирное соглашение Азэ-лё-Ридо.


В XVI столетии здесь поселился Жан ле Бретон — личный секретарь Франциска I, следивший за возведением резиденций Шамбор и Фонтенбло.

Ощущая всю свою важность, ле Бретон решил устроиться поудобнее, для чего снёс все древние постройки кроме центрального донжона и возвёл на их месте шикарный ренессансный замок в форме подковы.


Строительство замка Вилландри было завершено в 1536 году, что делает его последним ренессансным замком, относящимся к долине реки Луары.

Внутренний двор нового замка, окружённый с двух сторон галереей аркад, выходит в сторону Луары, а оба его крыла до сих пор считаются образцом архитектуры Ренессанса.

Своими садами Вилландри также обязан королевскому секретарю, который достаточно долго пробыл в Италии в качестве посла, где изучил тонкости искусства озеленения по картинам итальянских художников эпохи Возрождения.

В итоге, взявшись за создание уникальных садов, не имеющих пока аналогов больше нигде во Франции, Ле Бретон создал поистине удивительную композицию, состоящую из трёх уровней…


На верхней, представляющей собой водное зеркало, террасе королевский секретарь разбил фруктовый сад с проходящими между деревьями уютными дорожками.


На средней террасе, размещённой примерно на уровне первого этажа замка, он устроил так назывемые "Сады любви", о которых речь пойдёт ниже.

На нижней террасе шотландец обустроил декоративный огород, на разноцветных клумбах которого тесно ютятся овощи, такие как тыква, капуста, морковь и свекла, и плодовые деревья, среди которых преобладают яблони и груши.


Отсюда открывается прекрасный вид на деревню с высокой колокольней романской церкви, а завершают пейзаж невысокие фонтаны в форме восьмиконечных звёзд, первоначально использовавшиеся для поливки растений и деревьев.


Одна из террас выходит к Павильону Аудиенций — своеобразной беседке, где можно спрятаться от жары.

Сады окружены каналом, служащим одновременно и для орошения, и для обрамления.


"Сады любви" Вилландри представляют собой 4 правильных квадрата: северо-западный высажен в форме поражённых стрелами сердец и олицетворяет страстную любовь; в северо-восточном квадрате высажены растения жёлтых оттенков, что должно изображать неверность; юго-западный сектор состоит из разделённых языками пламени сердец, символизируя нежные чувства; юго-восточный квадрат засажен остриями шпаг и кроваво-красными цветами, олицетворяя любовь трагическую. Завершают картину три больших ромбовидных массива на краю террасы, изображающие лангедокский, мальтийский и баскский кресты.


Пройдёмся ещё немного по садам Вилландри.



Замок Вилландри оставался в собственности семьи ле Бретона более двух столетий, вплоть до 1754 года, когда он перешёл во владение королевского посла маркиза де Кастеллана, который решил "пойти в ногу со временем" и обустроил интерьеры в стиле последней моды XVIII столетия. В итоге прекрасные колоннады на первом этаже были заменены безликими стенами кухонь и коридоров, а изящные ренессансные окна "разнообразили" арками и балконами.

Таким замок и дошёл бы до нашего времени, если бы не инициатива доктора Хоакима Карвальо, который решил вернуть неповторимый ренессансный облик Вилландри. Благодаря Карвальо, в 1906 году началась реставрация замка, в ходе которой окнам вернули первоначальный облик, восстановили колоннады первого этажа и заново пересадили роскошные сады. О прихотях маркиза де Кастеллана напоминают теперь лишь переделанные им интерьеры и южный фасад.

Пройдёмся немного по замковым интерьерам. Кстати, в большинстве комнат можно встретить такие вот стулья и кресла XVIII столетия, обитые шёлком со знаменитой фабрики в Туре, до сих пор занимающейся производством этой ткани.


Столовая, переделанная маркизом де Кастеллана в духе XVIII века потеряла в результате старые гобелены на стенах, которые были заменены панелями времён Людовика XV, а мраморный пол накрыли паркетом.

Спальни первого этажа традиционно предназначались для хозяина и для его гостей. Они также были отреставрированы, но восстановить удалось лишь интерьеры XVIII столетия, т.к. до нашего времени не сохранилось свидетельств о том, как эти комнаты выглядели до переделок Кастеллано.

Эта яркая комната в своё время принадлежала младшему брату Наполеона, принцу Жерому, который владел замком Вилландри в течение нескольких лет во время периода Империи. Соответственно, дизайн и мебель этой комнаты выполнены в имперском стиле: мебель из красного дерева, красные шелковые шторы и драпировки, а также военные знаки и копья на стенах.


А в этой спальне жила жена доктора Карвальо, Энн Коулман. Здесь можно увидеть портреты трех из шести детей пары.


По углам резиденции Вилландри находятся четыре гостиных комнаты, купол каждой из которых был уникален. Потолок восточной гостиной был создан в Толедо в XV столетии и представляет собой узор из многожества слоёв древесины, покрытых позолотой.

Во время реставрации Хоакима Карвальо, во дворце восстановили только один из этих потолков, остальные три украшают сегодня выставки престижных международных музеев.


Потребовался целый год, чтобы повторно собрать этот потолок от 3 600 отдельных частей. Построенный в мудехарском стиле мавританскими мастерами для своих испанских покровителей, этот потолок комбинирует декоративные элементы как христианского, так и мавританского искусства: францисканские шнуры, ракушки, цветы и королевские гербы перемешаны с причудливыми узорами, позолотой и арабесками.

Башня замка позволяет посмотреть на сад Вилландри с высоты птичьего полёта. Кроме того, отсюда открывается прекрасный вид на долину, по которой Луара и Шер протекают параллельно в течение почти пятнадцати километров. Этот пейзаж входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

О замке

Любая поездка во Францию обязательно предполагает посещение Парижа. Но если тур не ограничивается одним только Парижем, то тогда почти всегда посещают знаменитые замки Луары. Знамениты замки тем, что они построены в основном в эпоху Возрождения, и были резиденциями французских королей и их ближайших родственников. Замок Вилландри (Chateau de Villandry) одно из таких сооружений, построенных в целях не столько военных, сколько для красивой, величественной и комфортной (на уровне тех веков) жизни.

Замок расположен недалеко от Луары. Поблизости от Замка Вилландри с давних времен находилось еще более древнее строение, выполнявшее роль крепости. Здесь в 1189 году произошла историческая встреча Филиппа-Августа, короля Франции, с Генрихом II Плантагенетом, королем Англии, на которой два монарха подписали мирный договор. Через несколько веков крепость перешла в собственность Жана Ле Бретона, который по поручению короля Франциска I строил замки Фонтенбло и Шамбор. Бретон решил построить замок и для себя. Так появился замок Вилландри.

Архитектура

Замок Вилландри имеет нарядный и праздничный вид, ибо строился не для войны. От старой крепости сохранился только донжон, около которого было выстроено новое П-образное здание, парадный двор которого выходил к Луаре. Оба крыла здания построены в стиле Ренессанса, в котором строились все дворцы в начале XVI века. Фасад смотрит на мир большими окнами с пилястрами и капителями, украшен нарядным фризом и другими лепными и резными украшениями, причем, окна фасада спроектированы так, что вносят в крылья дворца некоторый элемент асимметрии. По сторонам двора идут арочные галереи.

Следующий владелец замка маркиз де Кастеллан внес в архитектуру замка дополнительные украшения: арочное оформление окон, добавил балконы, закрыл колоннаду первого этажа и устроил там кухни и хозяйственные помещения. Впоследствии замку по мере возможностей вернули первоначальные формы. Интерьеры сохранились в основном с XVIII века.

Замок частично окружен рвом. Однако, главная достопримечательность не ров, а бесподобный трехуровневый сад. Ле Бретон, который проектировал замок, видел множество итальянских садов, которые создали знаменитые мастера Возрождения. Итальянские сады составляли со зданиями единый ансамбль, служа для дворцов органичным фоном. Для итальянских садов характерны строгие геометрические формы и широкие аллеи, обсаженные подстриженными кустами. Французские сады от итальянских отличаются большими размерами, так что здания на их фоне выглядят меньше, чем они есть на самом деле. При таких больших садах становятся ненужными ограды.

На самой верхней ступени сада Вилландри растут фруктовые деревья и расположен замечательный пруд, питающий водой сам дворец и фонтаны на нижних уровнях. Этот участок смыкается с великолепным строевым лесом. Проложенные под деревьями тропинки едва заметны. Средняя терраса находится на одном уровне с залами первого этажа, это декоративный сад. А на нижнем уровне разбит огород.

Декоративный сад - это сад любви. Он разбит на четыре квадрата, кусты в которых высажены в форме аллегорических фигур любви. На северо-западе - сердце, пронзенное стрелой, обозначающее любовь-страсть. В северо-восточном квадрате кусты с желтыми цветами изображают рога, веера и любовные записки, которые символизируют любовь-адюльтер. Юго-запад посвящен нежной любви: сердца, разделенные пламенем и маскарадные маски. На юго-востоке любовь трагическая с красными цветами крови и лезвиями шпаг. Самая южная часть сада содержит изображения Креста Лангедока, Креста Мальты и Креста Страны басков.

Сад любви отгорожен от огорода рвом, а далее открывается прелестный вид на деревню с церковной колокольней. Огород спланирован так искусно, что овощи и фруктовые деревья образуют большие многокрасочные партеры. Дополнительное украшение огорода - фонтаны.

История

Замок построил для себя государственный секретарь короля Франции Франциска I Жан ле Бретон в XVI веке. Несколько позже он подвергся небольшой перестройке, но в основном дворец дошел до нас в первоначальном виде благодаря следующему владельцу замка доктору Карвальо. По его инициативе в 1906 году была создана ассоциация владельцев памятников истории, которая и позволила впоследствии открыть замки для посещений. Доктор Карвальо организовал восстановительные работы в замке, вернул первоначальный вид окнам и обновил сады. Внутреннее убранство замка доктор не изменял.

Туристам

В замке можно осмотреть столовую, лестницу и картинную галерею. Разумеется, никто из туристов не остается равнодушным при осмотре садов. При желании в замке можно организовать выставку или конференцию, семинар, забронировав место заблаговременно.

Стоимость посещения:

  • Взрослые: замок и сады - €9,5; сады - €6,5;
  • Взрослые с аудиогидом: замок и сады - €12,5; сады - €9,5;
  • Сокращенный вариант: замок и сады - €5,5; сады - €4
  • Сокращенный вариант с аудиогидом: замок и сады - €8,5; сады - €7
  • Группа мин. 15 человек: замок и сады - €7; сады - €4,5
  • Группа мин. 15 человек с аудиогидом: замок и сады - €10; сады - €7,5

Сады открыты каждый день, весь год, с 9:00 до 18:00.

Добраться до замка Вилландри можно разными путями. Из Парижа на автомобиле по дороге А10 до Сомюра, а оттуда по дороге А85 до Вилландри. Поездом от станции Монпарнас до Тура, а оттуда на такси.
Из Нанта на машине по дороге А11, а затем по шоссе А85. Поездом до Тура или Сен-Пьер-де-Кора, далее на такси.
Из Тура кроме такси в июле и августе в Вилландри ходит и общественный транспорт. Рекомендуется так же воспользоваться велосипедом вдоль Луары по специальной дорожке.

Замок Вилландри отличается от других замков Луары своими удивительными трёхуровневыми садами, аналогов которым нет больше нигде в мире!

Крепость Вилландри на этом месте стояла уже давно, именно здесь 4 июля 1189 года состоялась историческая встреча короля Франции Филиппа-Августа с английским монархом Генрихом II Плантагенетом, в результате которой было подписано мирное соглашение Азэ-лё-Ридо

В XVI столетии здесь поселился Жан ле Бретон - личный секретарь Франциска I, следивший за возведением резиденций Шамбор и Фонтенбло

Ощущая всю свою важность, ле Бретон решил устроиться поудобнее, для чего снёс все древние постройки кроме центрального донжона и возвёл на их месте шикарный ренессансный замок в форме подковы

Строительство замка Вилландри было завершено в 1536 году, что делает его последним ренессансным замком, относящимся к долине реки Луары

Внутренний двор нового замка, окружённый с двух сторон галереей аркад, выходит в сторону Луары, а оба его крыла до сих пор считаются образцом архитектуры Ренессанса

Своими садами Вилландри также обязан королевскому секретарю, который достаточно долго пробыл в Италии в качестве посла, где изучил тонкости искусства озеленения по картинам итальянских художников эпохи Возрождения

В итоге, взявшись за создание уникальных садов, не имеющих пока аналогов больше нигде во Франции, Ле Бретон создал поистине удивительную композицию, состоящую из трёх уровней…

На верхней, представляющей собой водное зеркало, террасе королевский секретарь разбил фруктовый сад с проходящими между деревьями уютными дорожками

На средней террасе, размещённой примерно на уровне первого этажа замка, он устроил так назывемые "Сады любви", о которых речь пойдёт ниже

На нижней террасе шотландец обустроил декоративный огород, на разноцветных клумбах которого тесно ютятся овощи, такие как тыква, капуста, морковь и свекла, и плодовые деревья, среди которых преобладают яблони и груши

Отсюда открывается прекрасный вид на деревню с высокой колокольней романской церкви, а завершают пейзаж невысокие фонтаны в форме восьмиконечных звёзд, первоначально использовавшиеся для поливки растений и деревьев

Одна из террас выходит к Павильону Аудиенций - своеобразной беседке, где можно спрятаться от жары

Сады окружены каналом, служащим одновременно и для орошения, и для обрамления

"Сады любви" Вилландри представляют собой 4 правильных квадрата: северо-западный высажен в форме поражённых стрелами сердец и олицетворяет страстную любовь; в северо-восточном квадрате высажены растения жёлтых оттенков, что должно изображать неверность; юго-западный сектор состоит из разделённых языками пламени сердец, символизируя нежные чувства; юго-восточный квадрат засажен остриями шпаг и кроваво-красными цветами, олицетворяя любовь трагическую. Завершают картину три больших ромбовидных массива на краю террасы, изображающие лангедокский, мальтийский и баскский кресты

Пройдёмся ещё немного по садам Вилландри

Замок Вилландри оставался в собственности семьи ле Бретона более двух столетий, вплоть до 1754 года, когда он перешёл во владение королевского посла маркиза де Кастеллана, который решил "пойти в ногу со временем" и обустроил интерьеры в стиле последней моды XVIII столетия. В итоге прекрасные колоннады на первом этаже были заменены безликими стенами кухонь и коридоров, а изящные ренессансные окна "разнообразили" арками и балконами

Таким замок и дошёл бы до нашего времени, если бы не инициатива доктора Хоакима Карвальо, который решил вернуть неповторимый ренессансный облик Вилландри. Благодаря Карвальо, в 1906 году началась реставрация замка, в ходе которой окнам вернули первоначальный облик, восстановили колоннады первого этажа и заново пересадили роскошные сады. О прихотях маркиза де Кастеллана напоминают теперь лишь переделанные им интерьеры и южный фасад

Пройдёмся немного по замковым интерьерам. Кстати, в большинстве комнат можно встретить такие вот стулья и кресла XVIII столетия, обитые шёлком со знаменитой фабрики в Туре, до сих пор занимающейся производством этой ткани

Столовая, переделанная маркизом де Кастеллана в духе XVIII века потеряла в результате старые гобелены на стенах, которые были заменены панелями времён Людовика XV, а мраморный пол накрыли паркетом

Кухня - самая простая комната замка, с терракотовой плиткой на полу, большим камином и каменной кладкой. Здесь можно увидеть все элементы старой кухни: дубовый стол, медные горшки и кастрюли и тому подобное

Большая известняковая лестница была построена маркизом де Кастеллана во внутреннем дворе, на месте старой восьмиугольной лестницы. На железных перилах можно заметить инициалы маркиза

Спальни первого этажа традиционно предназначались для хозяина и для его гостей. Они также были отреставрированы, но восстановить удалось лишь интерьеры XVIII столетия, т.к. до нашего времени не сохранилось свидетельств о том, как эти комнаты выглядели до переделок Кастеллано

Эта яркая комната в своё время принадлежала младшему брату Наполеона, принцу Жерому, который владел замком Вилландри в течение нескольких лет во время периода Империи. Соответственно, дизайн и мебель этой комнаты выполнены в имперском стиле: мебель из красного дерева, красные шелковые шторы и драпировки, а также военные знаки и копья на стенах

А в этой спальне жила жена доктора Карвальо, Энн Коулман. Здесь можно увидеть портреты трех из шести детей пары

По углам резиденции Вилландри находятся четыре гостиных комнаты, купол каждой из которых был уникален. Потолок восточной гостиной был создан в Толедо в XV столетии и представляет собой узор из многожества слоёв древесины, покрытых позолотой

Во время реставрации Хоакима Карвальо, во дворце восстановили только один из этих потолков, остальные три украшают сегодня выставки престижных международных музеев

Потребовался целый год, чтобы повторно собрать этот потолок от 3 600 отдельных частей. Построенный в мудехарском стиле мавританскими мастерами для своих испанских покровителей, этот потолок комбинирует декоративные элементы как христианского, так и мавританского искусства: францисканские шнуры, ракушки, цветы и королевские гербы перемешаны с причудливыми узорами, позолотой и арабесками

На втором этаже есть две небольших детских спальни с маленькими игрушками, старыми книжками, вышитой одеждой и колыбелью

Башня замка позволяет посмотреть на сад Вилландри с высоты птичьего полёта. Кроме того, отсюда открывается прекрасный вид на долину, по которой Луара и Шер протекают параллельно в течение почти пятнадцати километров. Этот пейзаж входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО