Дворцовая площадь ворота. Дворцовая площадь

Дворцовая площадь ошеломляет людей, увидевших ее впервые, своим величием и строгим совершенством. Здесь как нигде в городе чувствуется дух имперского Санкт-Петербурга. В центре площади возвышается Александровская колонна, сооруженная по проекту архитектора Огюста Монферрана (француза, между прочим!) в честь победы России над Наполеоном. Колонна, вырубленная из гранитного монолита, держится на постаменте исключительно с помощью точного расчета и собственного огромного веса (около 600 т) . Не случайно в первые годы после ее установки многие петербуржцы обходили колонну стороной - не ровен час, упадет.

На вершине Александровской колонны - бронзовая фигура ангела, попирающая крестом змею. Говорят, что лицу ангела скульптор Орловский придал портретное сходство с императором Александром I, а голова змеи походит на лицо Наполеона. Так это или нет на самом деле, снизу оценить трудно - колонна очень высока. Ее специально воздвигли выше Вандомской колонны в Париже, сооруженной в честь побед Наполеона. Получилась самая высокая триумфальная колонна в мире (47,5 м) .

В XIX в. по городу ходила такая эпиграмма по поводу скульптуры, венчающей колонну:

В России дышит все военным ремеслом, И Ангел делает на караул крестом.

В 1925 г. к годовщине со дня смерти Ленина у нового советского правительства возникла идея заменить фигуру ангела на Александровской колонне бронзовой десятиметровой статуей Ленина. С осуждением этого проекта выступил нарком просвещения Луначарский. Он послал письмо лично председателю городского совета Зиновьеву, в котором деликатно, но убедительно доказывал нелепость этой идеи. Раздраженный Зиновьев наложил на нем следующую резолюцию: «Ну их к черту. Оставляйте им колонну с «ампирным» ангелом». На этом дело и кончилось, и ампирный ангел с крестом наперевес до сих пор несет свою вахту над городом.

Основное сооружение Дворцовой площади - конечно же, Зимний дворец, главная резиденция российских императоров. Это грандиозное здание в виде мощного каре с внутренним двором, богато украшенными фасадами и скульптурами на крыше, возвел в середине XVIII в. для императрицы Елизаветы Петровны знаменитый итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.

Этот яркий образец стиля русского барокко, так нравившегося дочери Петра своей роскошью и великолепием, стал уже пятым по счету зимним царским домом. Все предыдущие оказывались слишком малы и недостаточно величественны для русских монархов. Первый Зимний дворец, построенный для Петра I, находился на берегу Зимней канавки, на месте нынешнего Эрмитажного театра. Рядом с ним был дворец генерал-адмирала Апраксина, который по его завещанию отошел к императору Петру II. Царица Анна Иоанновна велела сделать к нему пристройки и жила в нем некоторое время, пока Растрелли не возвел для нее новый Зимний дворец, показавшийся тесноватым следующей императрице Елизавете Петровне. Поэтому в 1754 г. на его месте Растрелли заложил новый, нынешний Зимний дворец. Елизавета торопила архитектора, но строительство затянулось почти на десять лет.

Новый Зимний дворец, создававшийся, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», стал настоящим шедевром творчества Растрелли. Его торжественно-нарядный внешний облик сочетался с пышной отделкой расположенных анфиладами залов и комнат, богато украшенных золоченой резьбой и зеркалами.

Елизавета Петровна скончалась до завершения отделочных работ, и первым в Зимний дворец въехал ее племянник Петр III. Однако он недолго продержался у власти и почти не успел освоить свою новую резиденцию. Первой настоящей владелицей дворца стала его супруга Екатерина II, занявшая русский трон после свержения ненавистного мужа. Новая императрица приказала переделать барочные интерьеры дворца в классическом стиле, так как к этому времени эстетические вкусы изменились и интерес к искусству барокко начал увядать. Классицизм же, напротив, стремительно входил в моду благодаря археологическим раскопкам в Помпее, Геркулануме и других итальянских городах. Впоследствии по приказу Екатерины рядом с Зимним дворцом были выстроены здания Малого и Большого Эрмитажа, а также Эрмитажного театра, а позже, уже при внуке Екатерины Николае I, - Новый Эрмитаж.

В 1837 г. грандиозный пожар уничтожил внутреннюю отделку Зимнего дворца. Лучшие тогдашние российские архитекторы и строители за очень короткий срок (немногим более года) возродили дворец, сохранив основные замыслы автора. При этом фасад здания и отдельные интерьеры были оставлены в первоначальном виде, но время было уже иное, торжествовали новые вкусы, поэтому во дворце появилось множество новых, также великолепных интерьеров, которые дошли до наших дней.

Зимний дворец - самый большой и роскошный дворец города, один из самых пышных символов русского самодержавия. Представьте себе, в нем 1050 помещений, 117 лестниц, 1886 дверей, 1945 окон! Его высота (22 м) в царствование Николая I была признана эталоном в городском градостроении. Возводить более высокие дома было запрещено.

Жуковский писал: «Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имел подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображал он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминал о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России... Зимний дворец был для нас представителем всего отечественного, русского, нашего».

В Зимнем дворце жили русские монархи со своими семьями, а также огромный штат прислуги. В нем устраивались великолепные праздники и балы. Дворец служил официальной резиденцией российских императоров до Февральской революции 1917 г., после чего в нем обосновались министры Временного правительства. 25 октября (7 ноября) 1917 г. по сигналу, данному выстрелом пушки крейсера «Аврора», дворец был взят штурмом революционными матросами и солдатами, а министры арестованы. Дворец был национализирован и позже превращен в музей. Сейчас Зимний дворец - основная часть Государственного Эрмитажа.

Здание Штаба гвардейского корпуса, замыкающее площадь с востока, было построено архитектором Александром Брюлловым, братом художника Карла Брюллова, автора знаменитой картины «Последний день Помпеи» (вы можете увидеть ее в Русском музее) . Во время важных праздников на фасаде этого здания обычно размещается огромное панно, которое уже стало традиционной частью парадного оформления города.

Дворцовая площадь связана Певческим мостом (он знаменит своей необычайно красивой, словно бы кружевной оградой) с набережной Мойки.

Среди которых неизменно главенствует Дворцовая площадь, — одна из красивейших жемчужин в ряду европейских градостроительных шедевров. Он сформировался и приобрел современный облик в результате преемственной творческой деятельности нескольких поколений российских зодчих. Но самой значительной стала работа Росси над перепланировкой Дворцовой площади, выполнявшаяся в течение целого десятилетия. Развивая градостроительные принципы русского классицизма, он создал выдающуюся по силе художественного воздействия архитектурную композицию, которая по сей день считается одной из самых гениальных в мировой истории градостроительного искусства. Историко-художественная ценность Дворцовой площади, ее роль и место в пространственной композиции центра города остаются исключительно важными.

Дворцовая площадь была предназначена для военных парадов, сопряженных с передвижением больших войсковых масс, поэтому ее пространство (до разбивки Адмиралтейского сада) переходило в Адмиралтейскую площадь и соединялось затем с Сенатской, тем самым создавался единый градостроительный ансамбль

Начало формирования Дворцовой площади относится к 1710-м годам, когда появились первые здания, определившие ее северную границу. Обширный «луг против палат Апраксина», наиболее значительного сооружения на месте будущего Зимнего дворца, не был застроен. После возведения в 1732-1735 годах на этом участке Зимнего дворца Анны Иоанновны луг приобрел характер парадной площади. В 1753-м, за год до закладки последнего Зимнего дворца, сыгравшего основную роль в возникновении ансамбля, Ф. Б. Растрелли выполнил проект архитектурного оформления Дворцовой площади. Согласно ему площадь была трактована в виде круга, оформленного коллонадой с широким разрывом напротив главного входа во дворец. В ее геометрическом центре предполагался памятник Петру I, исполненный отцом архитектора, — скульптором Б. К. Растрелли. Проект отвечал главной для того времени задаче — устроить перед дворцом парадный подъездной двор. Незаконченную при жизни итальянского мастера Дворцовую площадь впоследствии проектировали несколько раз, в том числе и из-за менявшихся градостроительных задач. Идею создания ансамбля из трех площадей в центре города — Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской — выдвинула в 1762 году Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга, основную роль в проектной деятельности которой сыграл выдающийся градостроитель А. Квасов. В 1760-х годах архитектор распланировал новые кварталы вблизи Адмиралтейства, ликвидировав его земляные валы. Этим планом было предопределено плавное криволинейное очертание западной части Дворцовой площади.

Росси так говорил о создании ансамбля центральных площадей Петербурга: «Этот памятник должен стать вечным...»

В 1779 году, исходя из генерального плана Комиссии, Академия художеств объявила открытый конкурс на планировку площади, в котором одержало победу простое и оригинальное предложение Ю. Фельтена. В 1780-х годах он возвел три здания, равных по высоте Зимнему дворцу, с однотипными «образцовыми» фасадами на месте части будущего Главного штаба. С ними соседствовали маловыразительные старые постройки, тянувшиеся до набережной Мойки. С возведением зодчим домов, одного для Я. Брюса и двух для фаворита Екатерины II А. Ланского, наметилась будущая дугообразная форма площади, которая получила более правильное очертание границ.

В доказательство точности своих конструктивных расчетов Росси стоял на арке, когда разбирали поддерживающие конструкции, ручаясь жизнью за ее прочность

Фельтеновское оформление Дворцовой площади просуществовало до постройки в 1819-1829 годах архитектором Росси грандиозных зданий Главного штаба и министерств иностранных дел и финансов, которые связаны в единое целое великолепной двойной триумфальной аркой, переброшенной над Большой Морской улицей и делающей у самой площади перелом. Улица эта, второстепенная сама по себе и специально перенесенная зодчим на центр дуги для закрепления оси площади, образовала парадную связь ансамбля с Невским проспектом. Из-за ее поворота неожиданно открывался, поражая зрителя почти театральным эффектом, величественный простор главной площади Санкт-Петербурга. Возведением этих строений, формирующих ее южную часть как гигантскую нишу, была окончательно оформлена Дворцовая площадь. Ее создание стало одной из главнейших работ Карла Ивановича, в которой он проявил себя архитектором-новатором.

Дворцовая площадь является одной из крупнейших в мире. Ее размеры составляют от арки Главного штаба до Зимнего дворца — 230 метров, от здания Штаба Гвардейских корпусов до Адмиралтейского сада — 340 метров

Главный штаб соответствовал размерам Зимнего дворца шириной дуги и высотой, а также линией средней оси. По стилю они являются полными противоположностями. Замысел зодчего состоял в противопоставлении изящно-пышного Зимнего дворца и величаво-грандиозного Главного штаба и в то же время в архитектурном уравновешивании двух находящихся друг против друга монументальных фасадов. Однако Росси удалось добиться их нерасторжимого единства и взаимного дополнения. Таким образом, центр тяжести всей композиции переносился на саму площадь. Она становилась целостной градостроительной и архитектурной композицией, представлявшей подлинно классический образец высокого идейного воплощения ансамблевых методов формирования города. К тому же из-за интенсивного развития государственного аппарата менялась ее роль в политическом отношении: теперь рядом с дворцом не могли соседствовать дома представителей знатных фамилий, а правительственные учреждения должны были сосредоточиться вокруг императорской резиденции. Тем не менее важнейшее значение Зимнего дворца сохранялось.

Как отмечал доктор архитектуры Г. Г. Гримм, Росси подходил к решению градостроительных и архитектурных задач принципиально отлично от современников: «...Росси будет искать решение, исходя из особенностей самого участка»

Реконструкция главной площади города в условиях застроенной территории требовала от зодчего величайшего профессионального такта и строгого учета экономических факторов. Росси рационально использовал строения Фельтена, сохранив часть их стен и даже интерьеров, отличавшихся парадностью при всей монотонности снаружи. Он оставил в первоначальных формах фасады, обращенные во внутренний круглый двор. Одновременно мастер создал новую композицию небывалого градостроительного масштаба, отличающуюся простотой: фасад со стороны площади при огромной протяженности был основан всего лишь на трех осях: главной по центру арки и двух боковых, подчеркнутых портиками коринфского ордера. С гениальной смелостью Росси охватил южную сторону «правильной площади» единой лентой фасада, разорванного посередине огромной аркой. Его линия длиной 580 метров скользит по параболе, затем переходит в прямолинейные отрезки, переламывается очень острым углом у набережной Мойки, где к основному зданию примыкает несколько иной по композиции корпус Министерства финансов. Превосходя по протяженности Адмиралтейство, композиция главного фасада которого построена на семи осях, фасад Главного штаба отличается еще большей сдержанностью оформления. Его облик задуман зодчим подчеркнуто строгим и лаконичным, с монотонностью ритмики «бесконечно» протяженного здания, благодаря чему острее был акцентирован контраст с центральной аркой. Лента фасада не прерывается выступами. Даже входы в здание сделаны почти незаметными. Ряды полуколонн коринфского ордера слиты со стеной в подчинении торжественности арки и распространяют архитектурное оформление ее боковых устоев на всю огромную протяженность южной стороны площади. Пластически насыщенная композиция арки, увенчанной колесницей Победы, посвящена военному могуществу России, победившей в войне с Наполеоном. По контрасту с остальными частями сооружения она богато оформлена скульптурой: 20-метровым барельефом в аттике, фигурами воинов между колоннами, военной арматурой, фигурами летящих гениев Славы. Скульптурное убранство выполнили В. Демут-Малиновский и С. Пименов. Триумфальной композицией арки, одной из вершин петербургского ампира, представляющей собой замечательный образец синтеза искусств архитектуры и скульптуры, Росси создал узловое звено ансамбля. Композиция и пропорции арки с ее подчеркнуто широким пролетом, горизонтальной лентой фриза, низким ступенчатым аттиком, несущим скульптуру, неразрывно связаны с общей горизонталью протяженного фасада.

Помещения Министерства иностранных дел по традиции того времени размещались на парадном (здесь — третьем) этаже и отличались великолепием отделки. Особенно выделялись приемные залы и жилые покои в квартире министра иностранных дел графа К. Нессельроде, сохранившиеся до нашего времени в первоначальном виде, как немногие из интерьеров Росси. Впечатляет Танцевальный зал в угловой части здания, который был отделан искусственным мрамором: стены белым, а пилястры, гермы и фриз — голубым. Роспись гризайлью с аллегорическими и историческими сюжетами естественно завершала композицию. Много скромнее по причине сугубо служебного их назначения отделывались помещения Главного штаба. Конструктивные новаторства были отражены в применении для перекрытия галерей архива и купола библиотеки штаба металлических конструкций, изготовленных инженером М. Е. Кларком.

Ансамбль Дворцовой площади стал одним из наиболее целостных и совершенных в мире, несмотря на то что создавался не сразу и при участии нескольких поколений архитекторов. По широте замысла и высокому мастерству его осуществления центральная площадь Санкт-Петербурга является венцом в развитии ансамблевых градостроительных приемов классической архитектуры. Завершенный архитектурный центр Петербурга поражает размахом и величием ансамблей Дворцовой и Сенатской площадей, далеко превзошедших произведения западноевропейского классицизма.

Д ворцовая площадь, без сомнения - сердце Санкт - Петербурга.
Площадь окружают Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. Её размеры составляют около 8 га и она в четыре раза больше Красной площади.

Первоначальное она называлась "Адмиралтейский луг" (включал также территорию современного Александровского сада, дано по Адмиралтейской верфи). Такое название существовало до 1772 года.

Сохранился любопытный документ от 29 апреля 1743 года, когда императрица Елизавета повелела: «…луг против Зимнего дворца разровнять и засеять овсом ».

До 1760-х годов Адмиралтейский луг служил вспомогательной строительной площадкой императорского Зимнего дворца. В промежутках между перестройками дворца луг использовался для строевых учений воинских частей и выпаса придворного скота.

Современное название "Дворцовая площадь" известно с 1766 года (дано по расположенному рядом Зимнему дворцу, южный фасад которого выходит на площадь).

Проект площади получил замкнутый, обособленный характер. Колоннада не была увязана с планировкой примыкающих частей города. Однако центральная ось площади (север — юг), определённая зодчим, прошедшая через главные ворота дворца, выведенная в Большую Луговую, сохранена во всех последующих проектах и окончательно закреплена К. Росси.


Первоначальный проект 1820 года, вид с Дворцовой площади. Литография К. Беггрова.

Но получилось еще лучше. С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями.

В повозке стоит крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы.

В 1837—1843 годах с восточной стороны Дворцовой площади на месте Экзерциргауза (1797—1798, архитектор В. Бренна) по проекту архитектора А. П. Брюллова построено большое здание штаба Гвардейского корпуса.

В 1830—1834 годах в центре площади по проекту архитектора Огюста Монферрана была возведена Александровская колонна (фигура ангела выполнена скульптором Б. И. Орловским).

Как и Триумфальная арка Главного штаба, памятник посвящён победам русского оружия в войне с Наполеоном.


Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра.

17 декабря 1837 года Зимний дворец сгорел... но был отсроен заново. К подару привела расхлябанность слуг. Чувствовался запах дыма - приказали устранить. Оказалось треснула кирпичная кладка одной из труб дворца и ее попросту заткнули мочалкой, а сверху замазали глиной. Мочалка, при случае, естественно, загорелась.. о пожаре у меня есть отдельный пост.

Когда построили последний Зимний дворец, площадь была натуральной помойкой от оставшихся стройматериалов. Царю тогда подсказали удачную мысль - разрешить горожанам брать все, что хотят и площадь очистили за одну ночь.

Внутренние интерьеры Зимнего дворца...

Парад войск на площади.

Извозчики.

Площадь прекрасна и зимой и летом.

С появлением Александринского столпа площадь приобрела современный вид.

В антинаучной среде считается, что есть некоторое сходство Ангела с Александром I, но это не доказано...))))))

Есть легенда, что в советские времена вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так)))

Есть легенда, что Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать. К счастью, ангел устоял...

Здание Эрмитажа.

В октябре 1918 года площадь была переименована в площадь Урицкого (в честь М. С. Урицкого, одного из организаторов штурма Зимнего дворца в 1917 году, председателя Петроградской ЧК, убитого 30 августа 1918 года при входе в здание Главного штаба).


Борис Кустодиев.«Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого» (1921, Русский музей).

"20 июля 1924 года на площади Урицкого (теперь возвращено историческое название Дворцовая) в Ленинграде разыграли партию Красная Армия (чёрные) и Красный флот (белые) Брусчатку расчертили на 64 квадрата, по которым двигались живые фигуры - матросы и пехотинцы, короли со знамёнами, королевы в сарафанах, всадники, артиллеристы с пушками. Об этом я писал -

Перед прорывом блокады Ленинграда, 13 января 1944 года вышло постановление о возвращении 20 исторических наименований, в том числе и Дворцовой площади.

5 батарея Ленинградского высшего артиллерийского училища имени Красного Октября (ЛВАКУ 1984г.). Я в первом ряду, восьмой справа в фуражке надвинутой на глаза))

В 2001 году во время новогодних праздников скульптурная группа на арке Главного штаба загорелась. Она была закрыта лесами, который воспламенились от петарды. Я в это время снимал процесс на видео... потушили ее быстро, но она все равно пострадала. Увы, долгое время ее восстанавливали и стоило это около 10 миллионов рубликов.

Есть тут и свой интересный ракурс, при котором Главный штаб выгляди как стена. Для этого нужно выйти на

Как только не выглядела главная площадь Петербурга до 1819 года. Во времена правления Петра вместо Арки и Главного Штаба петербуржцы наблюдали обыкновенный зелёный луг, который в дождливую погоду развозило от грязи.

При Анне Иоанновне здесь разводили зайцев, а в эпоху Елизаветы Петровны на лугу паслись тучные коровы, меланхолично жующие травку. Во второй половине XVIII столетия Адмиралтейский луг выполнял функции строительной площадки для Зимнего дворца. Также здесь проводили военные учения и пасли скот, поставлявший молочную продукцию для царского двора.

Так как при Павле I центром светской жизни стал Михайловский замок, а не Зимний дворец, благоустройством Дворцовой площади никто не занимался. Ситуация изменилась после того, как на престол взошёл Александр, который после войны с Наполеоном задумал не только улучшить вид пощади, но и получить здание, где будут находиться важные государственные учреждения: министерство иностранных дел и Генеральный штаб.

И.Барт. Вид от Дворцовой площади на Адмиралтейство. Гуашь. 1810-е гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Нужно сказать, что при Екатерине южная граница площади была застроена домами по проекту Фельтена, и один из них, равно как и участки в восточной части Дворцовой площади, пришлось выкупать, для того, чтобы они впоследствии стали частью грандиозного архитектурного ансамбля.

Разработка проекта здания для Главного штаба и двух министерств были поручены зодчему Карлу Росси, который решил, что основным посылом нового архитектурного детища должно быть прославление победы русского народа в войне с Наполеоном. Никто тогда ещё и не догадывался, что Росси удастся построить самое протяженное на тот момент здание в Европе, которое словно пронзит сплошную ленту собственного фасада монументальной Триумфальной аркой, увенчанной колесницей Победы и фигурами воинов.

Российский архитектор итальянского происхождения, Карл Росси является автором многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге. Фото: Commons.wikimedia.org

Начало строительства

16 марта 1819 года Александр выпустил указ и созвал специальный комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам». Сложно представить тот массив работы, который ждал великого зодчего. Для гармоничного сосуществования прежних зданий с новой постройкой, архитектор повторил линию их фасадов, а для того, чтобы устранить диспропорцию, оформил их портиками, из-за чего неравные крылья дома по своей длине стали выглядеть одинаковыми даже для самого внимательного взгляда.

Часть дома №1 по Большой Морской улице пришлось снести, изменив направление улицы таким образом, чтобы она выходила только на центр Зимнего дворца. Когда в 1823 году строительство западного корпуса было завершено, рабочие приступили к созданию восточного корпуса, первым делом соорудив выходящий на Дворцовую площадь фасад. Угол здания у Мойки сделали угловым, за что в народе его даже прозвали утюгом.

На первых порах строительства денег на новую городскую достопримечательность не жалели и цоколь корпуса министерства иностранных дел, смотрящего на площадь, сделали из дорогого гранита. Однако при следующем правителе Николае I, когда страна жила в режиме жесточайшей экономии, со стороны Певческого моста цоколь уложили из сравнительного дешёвого материала — пудожского камня. Тогда же фасад Главного штаба был перекрашен в жёлтый цвет, тогда как при Александре он был жемчужно-серый.

Картина "Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула" работы Василия Садовникова. Акварель. 1830-ые годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Наводнение 1824 года

Несмотря на то, что работы шли завидными темпами, не всё в процессе строительства было гладко. Так, например, осуществлению проекта Росси помешало знаменитое наводнение 1824 года. Историк и знаток Петербурга Башуцкий вспоминал: «по воздуху, высоко и быстро крутясь, носились широкие листы железа, сорванного с нового строения Главного штаба; буря играла ими, как пухом; два длинных деревянных тротуара поперёк между заборов недооконченного здания сделали плотину, на которой волны упирали с рёвом и, достигнув высоты её, полились в Малую Миллионную; через узкий переулок, выходящий на Неву, вдвинуло водой огромную барку, перегородившую улицу. Люди, застигнутые волной, лезли в окна, на фонари, цеплялись за карнизы и балконы домов, прятались на вершинах деревьев, высаженных кругом бульвара».

«А что, братец, выдержит ли арка собственный вес?»

Как бы то ни было, работы по обустройству площади продолжались и их венцом стала Триумфальная Арка, у подножия которой на выступающих из стены пьедесталах покоятся грандиозные композиции из воинских доспехов-арматуры, над которыми высятся фигуры воинов, а ещё выше парит колесница Победы с шестеркой коней, чётко вырисовывающейся на фоне неба.

Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Lelik

Над созданием скульптур, украшающих арку, трудились скульпторы Пименов и Демут-Малиновский. На работу им дали всего два месяца. К слову, при Александре Арку должна была венчать не колесница, а две женские фигуры, держащие российский герб, однако Николаю не пришлась по вкусу эта задумка. Вскоре на чертежах появилось изображение конной группы.

Существует любопытная историческая байка, связанная с кажущейся хрупкостью Арки. Якобы, иностранные коллеги Росси, а позже и сам император, усомнились в прочности нового шедевра. По воспоминаниям очевидцев, Николай I спросил архитектора: «А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес?». На это Росси ответил: «Ваше величество, я поднимусь на неё во время снятия кружал, и, если она упадёт, я упаду вместе с аркой».

Когда строительные работы были на последнем этапе, Росси вместе с рабочими поднялся на Арку и, помахав оттуда императору, доказал её прочность.

Первоначальный проект, 1820 год, вид с Невского. Литография К. Беггрова. Фото: Commons.wikimedia.org

Законченный архитектурный шедевр

Последний штрих, закончивший работы по обновлению Дворцовой площади, был сделан в 1834 году, когда Огюст Монферран по указу Николая I построил по её центру Александровскую колонну в память о победе Александра I в войне с Наполеоном. Любопытно, но идею сооружения монумента подал никто иной, как сам Карл Росси, а вот продумать и воплотить её предстояло уже французу Монферрану.

Так, в период с 1819 по 1834 года площадь постепенно приобретала свой современный облик, на фоне которого происходили важные государственные события. Мало кто знает, но в год, когда грянула революция и площадь стала одним из самых главных свидетелей происходящих бесчинств, все здания на ней были к тому времени выкрашены в краснокирпичный цвет, а в послевоенные годы их вновь перекрасили в изумрудные тона.

Сейчас композиция Главного Штаба и Арки выполнена в жёлтом цвете, что смотрится гармонично на фоне зелёного здания Эрмитажа.

Сейчас композиция Главного Штаба и Арки выполнена в жёлтом цвете. Фото: Creative commons/ Walter Smith

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге – это место, любимое гостями и жителями города, сердце Северной столицы. Это один из самых красивых архитектурных ансамблей мира. Над его созданием трудились лучшие русские зодчие. Свое имя она получила по названию Зимнего Дворца, построенного по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в середине 18 века.

В 1819 году по заданию императора архитектор К.И.Росси разработал проект единого архитектурного ансамбля, прославляющего победу русского оружия в войне 1812 года. Замысел архитектора состоял в том, чтоб объединить существующие оригинальные интерьеры и новые постройки в единое целое.

По южной границе площади был построен полукруглый протяженный фасад здания Главного штаба, длина которого 580 м (самый длинный фасад здания в мире). По середине здания – грандиозная Арка с изображениями летящих гениев Славы, и украшенная скульптурной композицией Колесница Славы с фигурами воинов и колесницей крылатой богини Победы – Ники. (скульпторы Н.Пименов и В. Демут-Малиновский). Высота скульптурной группы составляет 10 метров, высота арки – 28 метров, ширина – 17 метров.

В 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана в память о победе русских войск над армией Наполеона была открыта Александровская колонна. Названа в честь императора Александра I. Колонна весом 600 тонн, высотой 47,5 м увенчана фигурой ангела с крестом, попирающего крестом змею – символ победы добра над злом. Голова ангела склонена к земле, так, что снизу видно его лицо.
(архитектор Б. Орловский). Барельефы на постаменте колонны прославляют победы русского оружия (скульпторы И. Липце, П. Свинцов).

Связующим звеном всех построек стало завершение в 1843 году строительство с восточной стороны здания Штаба гвардейского корпуса (архитектор А.П. Брюллов). Фасад здания украшает портик из двадцати ионических колонн.

Самое красивое здание Дворцовой площади - Зимний Дворец. Это грандиозное здание занимает 9 гектаров земли, имеет около полутора тысяч помещений. В то время это было самое высокое здание в Петербурге. И выше его в центральной части города не разрешалось строить дома.

Бледно-зеленый и белый цвета фасада Зимнего Дворца придают воздушность и грациозность, характерные для стиля барокко. Гениальному архитектору Росси удалось объединить в единую композицию Зимний дворец и строгое здание Главного штаба.

Дворцовая площадь является одним из самых притягательных мест Санкт-Петербурга . Однако, есть мнение, что массовые гуляния и концерты наносят вред бесценным памятникам архитектуры. (Вспомним пожар во время встречи Нового 2000 года, когда от петарды загорелись строительные леса над аркой). Поэтому обсуждается вопрос о запрете гуляний и концертов на ней. Вместе с тем, для туристов и горожан Дворцовая площадь всегда будет открыта.

Как добраться до Дворцовой площади

  1. Доехать до станции метро "Невский проспект" . Следовать указателям "Выход на канал Грибоедова". При выходе из метро Вы окажетесь на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова. Идти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства (его шпиль видно с любой точки проспекта). На пересечении Невского проспекта и Большой Морской улицы справа Вы увидите огромную Арку Главного штаба. Поверните направо. Пройдя через арку, Вы окажетесь на Дворцовой площади.
  2. Новая станция метро "Адмиралтейская" находится значительно ближе к Дворцовой площади чем станция "Невский проспект". Однако она очень глубокая - чтобы подняться наверх нужно проехать на двух эскалаторах. Кроме того, Вам наверняка придется делать пересадку на фиолетовую линию метро чтобы попасть сюда, что не всегда удобно. При выходе из метро "Адмиралтейская" поверните направо и пройдите несколько метров до ближайшего перекрестка. На перекрестке поверните налево (это будет улица Большая Морская) и следуйте до Арки Главного штаба. За аркой будет Дворцовая площадь.