Методическая разработка урока «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны. Послевоенное устройство мира. Начало политики холодной войны

§ 86. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
Решения Потсдамской конференции.

Конференция глав правительств СССР, США и Великобритании работала с 17 июля по 2 августа 1945 г. в Потсдаме. Была окончательно согласована система оккупации Германии; предусматрива­лось, что верховная власть в поверженной стране будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США, Великобритании и Франции - каждым в своей зоне оккупации.

Острая борьба разгорелась по поводу западных границ Польши. Под нажимом И. В. Сталина западная граница Поль­ши устанавливалась вдоль рек Одер и Нейсе. Город Кёнигсберг и прилегающий к нему район передавались СССР, дру­гая часть Восточной Пруссии отходила к Польше.

Неудачей закончились попытки США поставить диплома­тическое признание некоторых стран Восточной Европы в за­висимость от реорганизации их правительств. Таким образом, фактически была признана зависимость этих стран от СССР. Три стороны подтвердили свое решение предать суду главных военных преступников.

Успешное в целом для СССР решение важных политиче­ских проблем было подготовлено благоприятной междуна­родной обстановкой, успехами Советской армии, а также за­интересованностью союзников во вступлении СССР в войну с Японией.

Образование Организации Объединенных Наций (ООН).

ООН была создана на завершающем этапе Второй мировой вой­ны на конференции в Сан-Франциско, начавшей работу 25 апреля 1945 г. Приглашения были отправлены 42 государствам от имени четырех великих держав: СССР, США, Вели­кобритании и Китая. Советской делегации удалось организо­вать приглашение для представителей Украины и Белоруссии. Всего в конференции участвовали 50 стран. 26 июня 1945 г. принятием Устава ООН конференция завершила работу.

Устав ООН обязывал членов организации разрешать спо­ры между собой только мирными средствами, воздерживать­ся в международных отношениях от применения силы или угроз применения силы. Устав провозглашал также равно­правие всех людей, уважение прав человека и его основных свобод, необходимость соблюдения всех международных договоров и обязательств.

B качестве главной задачи перед ООН ставилось содействие обеспечению всеобщего мира и международной безопасности.

Устанавливалось, что ежегодно будут проводиться сессии Генеральной Ассамблеи ООН с участием делегатов всех стран - членов ООН. В вопросах поддержания всеобщего мира главная роль отводилась Совету Безопасности ООН, состоящему из четырнадцати членов. Пять из них считались постоянными (СССР, США, Великобритания, Франция, Ки­тай), остальные подлежали переизбранию через каждые два года. Важнейшим условием явился установленный принцип единогласия постоянных членов Совбеза ООН. Этот принцип предохранял ООН от превращения ее в орудие диктата по от­ношению к какой-нибудь стране или к группе стран.

Начало «холодной войны».

Уже к концу войны резко обо­значились противоречия между СССР, с одной стороны, и США и Великобританией - с другой. Главным вопросом стал вопрос о послевоенном устройстве мира и сферах влия­ния в нем обеих сторон. Ощутимый перевес Запада в экономической мощи и монополия на ядерное оружие позволяли ему надеяться на возможность решительного изменения рас­становки сил в свою пользу. Еще весной 1945 г. был разра­ботан план военных действий против СССР (операция «Немыслимое»): У. Черчилль планировал начать Третью миро­вую войну 1 июля 1945 г. совместной атакой англо-амери­канцев и формирований немецких солдат против советских войск в Германии. Лишь к лету 1945 г. из-за очевидного во­енного превосходства Красной армии от этого плана отказа­лись.

Вскоре обе стороны перешли к политике балансирования на грани войны. В 1947 г. американский журналист У. Липпман назвал эту политику «холодной войной». Поворотным событием в отношениях между СССР и западным миром ста­ла речь бывшего премьер-министра Великобритании У. Чер­чилля в военном колледже города Фултон (США) в марте

г. Черчилль призвал «мир, говорящий по-английски», объединиться и показать «русским силу». Президент США Гарри Трумэн поддержал идеи Черчилля. Эти угрозы вы­звали беспокойство И. В. Сталина, который назвал речь «опасным актом». СССР активно усиливал свое влияние не только в занятых Советской Армией странах Европы, но и в Азии.

Начало складывания двухполюсного (биполярного) мира.

В 1947 г. отношения между СССР и США продолжали ухуд­шаться. Европа лежала в развалинах. В этих условиях росли влияние идей коммунизма, престиж СССР. Для подрыва по­добных настроений США приняли программу помощи Евро­пе - план Маршалла (по имени госсекретаря США Дж. Мар­шалла). Условием предоставления помощи стало ее использование под контролем США. Это было неприемлемо для СССР. Под его давлением Венгрия, Румыния, Албания, Болгария, Югославия, Польша, Чехословакия и Финляндия отказались от участия в плане Маршалла.

С целью укрепления советского влияния осенью 1947 г. создается Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ) - подобие распущенного в 1943 г. Коминтерна. Вскоре Сталин принял решение отказаться от первоначально принятого им курса на переход восточноевро­пейских стран к социализму парламентскими методами. Пра­вительства коммунистов в 1947 -1948 гг. пришли к власти в Польше, Румынии, Венгрии и Чехословакии. До этого ком­мунисты получили власть в Югославии, Болгарии, Албании. В 1949 г. победой коммунистов завершилась Гражданская война в Китае. Коммунисты пришли к власти в Северном Вьетнаме и Северной Корее. Так сложился социалистиче­ский лагерь.

Несмотря на колоссальные внутренние трудности, СССР оказал всем этим странам огромную материальную помощь, которая позволила им к началу 50-х гг. в основном преодолеть послевоенную разруху. В 1949 г. для координации вопросов развития создается Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одновременно в социалистических странах (странах народной демократии) проводились репрессии против ряда деятелей, включая руководителей компартий, заподозренных в попыт­ках вывести свои государства из-под контроля СССР. Лишь правителю Югославии Иосипу Броз Тито удалось отстоять свое право на самостоятельную политику, что стало причиной разрыва отношений СССР с Югославией в 1948 г.

План Маршалла и ответ на него СССР привели к дальней­шему разделению мира на две противостоящие друг другу части: Восток и Запад (биполярный мир).

Первые международные кризисы.

В 1948 г. США приня­ли решение закрепить раздел Германии, создав отдельное западногерманское государство. Экономический раскол Герма­нии определило введение в обращение западно-германской марки. До этого Сталин добивался выполнения решений Ялтинской конференции о единой демократической Германии, рассчитывая сделать ее нейтральным буфером между Запа­дом и Востоком. Теперь Советскому Союзу пришлось взять курс на укрепление своих позиций в Восточной Германии. Советские войска перекрыли пути сообщения, связывающие Берлин с западной оккупационной зоной. В ответ на это был создан «воздушный мост», по которому почти год снабжалась западная часть Берлина (зона, выделенная для оккупацион­ных войск союзников).

Берлинский кризис поставил мир на грань войны, при­вел к окончательному разделу Германии. 8 мая 1949 г. Пар­ламентский совет под руководством Конрада Аденауэра принял Конституцию Федеративной Республики Герма­ния (ФРГ). 20 сентября 1949 г. Аденауэр представил парла­менту первый состав нового государства. 7 октября 1949 г. была образована просоветская Германская Демократиче­ская Республика (ГДР).

Еще раньше, в апреле 1949 г., был подписан Североатлан­тический договор (НАТО), оформивший военно-политический союз западных стран под главенством США. В него вошли 12 государств: США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Пор­тугалия, Исландия и Канада.

Корейская война.

После разгрома Японии ее бывшая ко­лония Корея была разделена по 38-й параллели на советскую и американскую зоны оккупации. Когда советские и амери­канские войска были выведены, и северное правительство коммуниста Ким Ир Сена, и южное правительство Ли Сын Мана стремились распространить свою власть на всю Корею.

25июня 1950 г. войска Северной Кореи (КНДР) начали успешно продвигаться на юг. В сентябре 1950 г. войска пят­надцати стран во главе с США под флагом ООН высадили десант в тылу армии КНДР. В ходе ожесточенных боев амери­канцы дошли до корейско-китайской границы. Спасая КНДР, на ее стороне выступили «добровольцы» из Китая, успешно действовала и советская авиация (советские истребители сби­ли 1097 самолетов противника, американцы уничтожили 335 советских самолетов).

В 1951 г. линия фронта установилась в районе той же 38-й параллели. В 1953 г. было подписано перемирие. Корейская война дала толчок новому этапу гонки вооружений.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Какие решения приняла Потсдамская конференция?

  2. Когда была создана ООН? Каковы были ее цели? Какие пункты были включены в Устав ООН?

  3. Что такое «холодная война»? В чем были ее причины?

  4. Что такое биполярный мир? Как он сложился?

  5. В чем состояли причины и последствия Берлинского кризиса?

  6. Почему началась Корейская война? Каковы были ее итоги?

  7. Была ли неизбежной «холодная война»? Свой ответ аргументи­руйте.


После окончания войны главной задачей политики СССР в первые послевоенный годы было восстановление народного хозяйства. Оно началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов. В 46 г. принят план развития страны в годы 4-ой пятилетки (46-50 гг.). К 50 г. было восстановлено и построено вновь около 6 тыс. предприятий, в основном в тяжелой промышленности. Важное место в восстановлении промышленности уделялась электростанциям. Огромные средства были направлены на восстановления Днепрогэса. Уже в 47 г. – Днепрогэс дал промышленный ток. Сельское хозяйство вышло из войны ослаблено. В 46-49 гг. в пользу колхозов было прирезано около 11 млн. гектар земли крестьян. Началось укрупнение колхозов. В начале 50-х годов в деревни отправляли удобрения, технику, что позволяло достичь уровня 40 г. В 47 г. отменили карточную систему и провели денежную реформу. Война изменила общественно-политическую обстановку в стране. Однако власть была обеспокоена оживлением политической жизни. В стране вновь начались депрессии. В 48 г. появились лагеря специального режима для осужденных за антисоветскую деятельность. В 48-53 гг. политзаключенные лагерей Воркуты, Норильска, Печоры поднимали восстания в лагерях. В эти же годы проводилась депортация населения с западной Украины и Прибалтики в сибирские лагеря. Велась борьба с творческой интеллигенцией. В 46 г. постановлением ЦК КПСС были подвергнуты критике журналы «Ленинград», «Нива», творчество Зощенко и Ахматовой. Идейному разгрому подверглась наука. Большую поддержку получили лжеученые Лысенко, Лепешинская, которые вводили свои открытия о концепции наследственности, отрицая выводы науки, пороча ученых. Вновь нагнеталось атмосфера страха и террора. Возникло «Ленинградское дело» против видных деятелей партии Ленинграда, многих из которых репрессировали. В 53 г. арестована группа кремлевских врачей, обвиненные в смерти Жданова. Со смертью Сталина дело прекратили. 5 марта Сталин умер, и появилась надежда на проведение в стране демократических преобразований. После войны укрепился международный авторитет СССР, установились дипломатические отношения с 52 странами мира. В 46 г. с участием СССР прошла парижская мирная конференция, на которой были подписаны мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Видную роль стал играть СССР в созданной в 45 г. организации объединенных наций (ООН). В 45-46 гг. советские юристы выступали на Нюрнбергском процессе над главными нацистскими военными преступниками. В 46 г. началась «холодная война» между западом и востоком, основанная на гонке вооружения. В 49 г. создается совет экономической взаимопомощи стран социалистического содружества. В 55 г. создается организация варшавского договора – военно-политический союз европейских политический стран. СССР проводил политику давления на соц. Страны, стремился оказывать влияния на развивающиеся страны.

1. Общая послевоенная обстановка. «Доктрина Трумэна» и «план Маршалла»

Понятие «холодная война» появилось с «легкой руки» Черчилля, который, выступая в Фултоне (США) 5 марта 1946 года, в своей речи констатировал, что Европа оказалась разделенной «железным занавесом», и призвал западную цивилизацию объявить войну «коммунизму».
Причиной этого, по-видимому, стал возросший после окончания Второй мировой войны авторитет Советского Союза, а также роль коммунистов в мире. Такое положение явно было невыгодно для штатов и Великобритании, не желавших отдавать пальму первенства в мировом сообществе.
Противоборство между Западом и Советским Союзом начало носить острый характер. Тем более, что Сталина раздражала экономическая мощь США после войны, в которой штаты почти не понесли потерь.
Все чаще стали говорить о двухполюсной структуре мира, стоявший в руинах СССР постепенно поднимался на ноги.
Выше всех остальных поднялись две супердержавы - СССР и США, между которыми постепенно, практически незаметно для обоих противоборствующих лагерей, началась гонка вооружений - «холодная война».
В 1947 году произошли некоторые значительные события, оказавшие непосредственное влияние на ход и историю мировой войны.
Так, в выступлении на американском конгрессе президентом США Гарри Трумэном была предложена внешнеполитическая доктрина. 12 марта 1947 года Трумэн произнес речь на объединенном заседании сената и палаты представителей, где вначале отметил, что серьезность положения заставила его явиться перед общим собранием конгрессменов. После этого он обрисовал мрачными красками положение в Греции. «Греческое правительство, - говорил он, - работает в условиях хаоса и отчаяния... Греческая армия мала и плохо экипирована. Она нуждается в снабжении и в вооружении для того, чтобы восстановить власть правительства над всей территорией Греции». Признавая, что он предлагает вмешиваться во внутренние дела других, далеких от Америки государств и что курс, который он рекомендует взять, очень серьезный, Трумэн пытался оправдать свою политику тем, что США должны вмешиваться в жизнь других народов якобы для того, чтобы помогать большинству против меньшинства. Трумэн отметил, что если США откажутся «от оказания помощи Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие последствия для Запада, так же как и для Востока», в связи с чем просил конгресс ассигновать на «помощь» этим двум государствам в течение ближайших 15 месяцев 400 млн. долл. В заключение Трумэн сказал, что США потратили на вторую мировую войну 341 млрд. долл., что ассигнования, которые он сейчас предлагает, это пустяки: всего лишь 0,1% расходов США на эту войну.
Это обращение президента США 12 марта 1947 г. к конгрессу получило название «доктрины а». Несмотря на проведенную подготовительную работу, «доктрина Трумэна» встретила сильную оппозицию в конгрессе. Прения затянулись на два месяца. В конгрессе многие отдавали себе отчет в том, что означает затея президента США.
Однако 22 мая 1947 г. «доктрина Трумэна» вступила в силу. Конгресс, санкционируя вмешательство США во внутренние дела стран Ближнего Востока, одобрил поддержку Вашингтоном реакционных сил и режимов во всем мире, курс, поистине чреватый далеко идущими последствиям. Своей доктриной Трумэн добился того, что конгресс возложил на США односторонние обязательства, не обеспечив себя ни союзниками, ни поддержкой ООН.
В это время «по ту сторону океана» также происходили определенные политические события. На информационном совещании представителей ряда коммунистических партий в Варшаве в конце сентября 1947 г. Было отмечено, что «доктрина Трумэна» носит откровенно агрессивный характер. «Она рассчитана на предоставление американской помощи реакционным режимам, активно выступающим против СССР и стран социалистического лагеря».
Советский Союз осудил агрессивную сущность «доктрины Трумэна». Военное вмешательство США в Греции вызвало также осуждение мировой общественности. Это вынудило руководство США изменить тактику осуществления своих дальнейших гегемонистских планов.
Стремясь преодолеть сопротивление народов, крайние монополистические круги США решили использовать более замаскированные формы своих действий. Так появился новый вариант их политики - «план Маршалла».
Идея плана не отличалась новизной. Его родословная восходит к 1919-1923 гг., когда была создана «АРА» («American Reliet Administration»), проводившая не столько политику оказания помощи европейским странам, пострадавшим от первой мировой войны, сколько политику борьбы с революционным движением и укрепления экономических и политических позиций Америки.
В мае 1947 г., в результате, из правительств Италии и Франции были удалены коммунисты. «План Маршалла» камуфлировался разговорами о необходимости экономического восстановления Европы, но американский капитал меньше всего заботился об экономике своих конкурентов, его интересовали военные союзники. Президент Трумэн через несколько лет признал это, отметив, что экономическая помощь Европе была направлена на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее общее расширение экономики.
5 июня 1947 г. госсекретарь США Дж. Маршалл, бывший начальник штаба армии США, выступил с программной речью, посвященной проблемам послевоенного восстановления Европы, он выдвинул идею выделения финансовых ресурсов на цели восстановления европейских стран. Без восстановления нормального экономического положения в мире, резюмировал Дж. Маршалл, невозможно обеспечить «политическую стабильность» и мир.
Выступление Дж.Маршалла 5 июня 1947 г. свидетельствовало о намерении руководства США расширить практику вмешательства в европейские дела. Речь Дж.Маршалла обозначила важный рубеж: США переходили к утверждению своих позиций в Европе на долгосрочной упорядоченной основе. Если ранее экономическое вмешательство США осуществлялось от случая к случаю в отдельных странах континента, то теперь вопрос ставился о крупномасштабной программе проникновения во все государства, нуждавшиеся в экономической помощи.
«План Маршалла» был призван решить ряд взаимосвязанных задач: укрепления расшатанных устоев капитализма в Европе, обеспечения Америке господствующих позиций в европейских делах и подготовки к созданию военно-политического блока. При этом главным союзником США в Европе и главным получателем помощи по «плану Маршалла» уже на данном этапе мыслилась Германия, точнее, её западная часть.
Задача проведения плана в Европе была поручена американским руководствам дипломатии Англии и Франции. После совещания министров иностранных дел двух стран 17-18 июня 1947 г. правительства Англии и Франции обратились к Советскому правительству с приглашением собраться в Париже на трёхстороннее совещание министров иностранных дел для обсуждения «плана Маршалла». Расчет делался на отказ Советского Союза и, как следствие, дальнейшую изоляцию СССР, на перекладывание на него вины за тяжёлое экономическое положение в Европе и за ее раскол.
Однако СССР согласилась принять участие в трёхстороннем совещании. На парижском совещании, которое проходило с 27 июня по 2 июля 1947 года, министры иностранных дел Англии и Франции предложили создать комитеты по выработке координированной экономической программы, которая затем была бы представлена на рассмотрение Вашингтона. Тем самым США получали бы право определять направления развития ключевых отраслей экономики Европы. Советский Союз соглашался принять «план Маршалла» при условии сохранения суверенитета европейских стран и проведения разграничений между теми странами, которые боролись в войне как союзники, нейтральными странами и бывшими противниками, особо это должно касаться Германии. Эти требования не были приняты. Американский капитализм продемонстрировал свою живучесть и свою способность осуществлять международную гегемонию. Для СССР не оставалось ничего другого, кроме как выбирать между соглашением с «планом Маршалла» и признанием руководящей роли Америки, на что уже согласилась Западная Европа, и несоглашением и риском открыть противоборства с ней. Сталин сделал выбор определенно в пользу второго решения.
3 апреля 1948 года конгрессом США был принят Закон 1948 года о помощи иностранным государствам, которым США признавали Западную Германию своей союзницей и отдавали ей очевидное предпочтение.

2. Восточная Европа

После второй мировой войны страны Восточной Европы оказались в сфере влияния СССР. Затем они составили затем основу «социалистического лагеря» на Европейском континенте, именно благодаря серии соглашений великих держав восстановили государственность, обрели национально-государственные границы, гарантии территориальной целостности и стали важнейшим компонентом системы международных отношений.
Создание в 1949 году Совета Экономической Взаимопомощи явилось еще одним итогом к укреплению формирующегося блока путем привязки экономик стран Восточной Европы к СССР и подчинение интересам блока в целом. Заключение политического союза, в котором Советскому Союзу принадлежала монополия на распорядительные функции. Еще одним полем противостояния сверх держав стала Германия.
В 1955 г. окончательно оформился раздел Европы между Востоком и Западом. Однако четкая граница противостояния разделила Европу еще не до конца. В ней оставалось одно незакрытое «окно» - Берлин. Город оказался разделенным пополам, причем Восточный Берлин являлся столицей ГДР, а Западный Берлин считала своей частью ФРГ. Два противоположных общественных строя уживались в пределах одного города, при этом каждый берлинец мог беспрепятственно попасть «из социализма в капитализм» и обратно, перейдя с одной улицы на другую. Ежедневно эту невидимую границу пересекали в обе стороны до 500 тысяч человек. Многие восточные немцы, пользуясь открытой границей, навсегда уезжали на Запад. Ежегодно так переселялись тысячи людей, что весьма беспокоило восточногерманские власти. Да и в целом открытое настежь окно в «железном занавесе» совершенно не соответствовало общему духу эпохи.
В августе 1961 г. советские и восточногерманские власти приняли решение закрыть границу между двумя частями Берлина. Напряжение в городе росло. Западные страны выразили протест по поводу разделения города. Наконец в октябре противостояние достигло высшей точки. У Бранденбургских ворот и на Фридрихштрассе, возле главных пропускных пунктов, выстроились американские танки. Им навстречу вышли советские боевые машины. Более суток танки СССР и США простояли с нацеленными друг на друга орудиями. Периодически танкисты включали моторы, как бы готовясь к атаке. Напряжение несколько разрядилось лишь после того, как советские, а вслед за ними и американские танки отошли на другие улицы.
Однако окончательно западные страны признали раздел города только спустя десять лет. Его оформило соглашение четырех держав (СССР, США, Англии и Франции), подписанное в 1971 г. Во всем мире возведение Берлинской стены восприняли как символическое завершение послевоенного раздела Европы.

3. Создание военных блоков и борьба за страны

Мир разделился на два блока: Восток и Запад, где олицетворением первого стал СССР, а второго - США. Разумеется, они не были единственными участниками «холодной войны», собирая под свое «крыло» другие государства по принципу «кто не с нами, тот против нас».
Следующим шагом стало создание международных организаций, так называемых систем коллективной безопасности.


В апреле 1949 года появилась Организация североатлантического договора - НАТО, в которую входили США, Канада и страны Западной Европы. А в мае 1955 года был подписан Варшавский Договор. На момент подписания в него входили Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, ЧССР.
Поляризация мира завершилась, и созданные коалиции, во главе со своими лидерами, принялись бороться за влияние в странах третьего мира.
В первые послевоенные годы особая борьба между противниками шла за два европейских государства - Финляндию и Норвегию.
По соглашению о перемирии, подписанному в Москве 19 сентября 1944 года, Финляндия была вынуждена уступить Советскому Союзу значительную территорию, демобилизовать армию, передать в долгосрочную аренду СССР район Порккала Удд, недалеко от Хельсинки, для создания там военной базы и выплатить 300 млн. долларов репараций. В Хельсинки прибыла Союзная контрольная комиссия (СКК) для наблюдения за выполнением условий перемирия, возглавлявшаяся членом Политбюро ВКПб А.А.Ждановым и находившаяся фактически под полным контролем советской стороны.
При поддержке и под наблюдением председателя СКК А. А. Жданова была возрождена Компартия Финляндии, а затем сформирована и коалиция левых сил - Демократический союз народа Финляндии (ДСНФ), где главенствующую роль играли коммунисты.
Мирный договор с Финляндией, заключенный в Париже 10 февраля 1947 года, полностью удовлетворял советским интересам: он закреплял все «территориальные» статьи Соглашения о перемирии, ограничения в области вооруженных сил, положения о «демократизации» страны и запрет на антисоветскую пропаганду. Однако достигнутое уже не казалось советскому руководству достаточной гарантией влияния на Финляндию.
Узнав о стремлении Финляндии, чья экономика находилась в довольно тяжелом состоянии, получить экономическую помощь США в рамках плана Маршалла, советская сторона оказала на правительство страны сильнейшее давление.
В результате длительных переговоров между СССР и Финляндией был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который стал основой отношений между двумя странами на весь период «холодной войны». Поступившись частично свободой действий во внешней политике, Финляндия отстояла свою независимость и общественное устройство, заняв на международной арене особое место нечто среднее между положением союзника СССР и «благожелательного нейтрала».
Что касается Норвегии, то, являясь ближайшим соседом СССР, она традиционно поддерживала с ним ровные отношения. Единственным спорным вопросом между двумя странами стала попытка СССР в 1944 году добиться кондоминиума над принадлежащим Норвегии стратегически важным архипелагом Шпицберген в Северном Ледовитом океане. Трансформировавшись в ходе длительных переговоров в более умеренный проект соглашения о совместной обороне островов, советские требования были окончательно отклонены норвежской стороной 15 февраля 1947 года. Советский Союз, никогда не рассматривавший Норвегию частью своей сферы влияния, смирился с таким исходом: обострение обстановки могло лишь толкнуть норвежцев «в объятия» Англии и США. Тем не менее шпицбергенский вопрос вызвал немалую тревогу норвежских политиков.
В итоге начале 1948 года открылись два варианта решения этой проблемы. Первый, предлагаемый правительством Швеции, заключался в создании нейтрального военного блока Скандинавских стран. Второй - в присоединении к западному союзу. Оба варианта имели свои преимущества и недостатки. Норвежское правительство колебалось: ведя интенсивные консультации со шведами, оно одновременно обратилось к США с запросом: какой помощи можно от них ожидать в случае войны.
Ситуация неопределенности внезапно разрешилась кризисом в начале марта 1948 года. Не успел еще пройти шок, вызванный коммунистическим переворотом в Чехословакии и сталинским письмом о пакте взаимопомощи с Финляндией, как по Европе поползли слухи, что в ближайшее время такой же пакт будет предложен и Норвегии.
6 марта появилось сообщение о том, что «следом за Финляндией наступит очередь Норвегии». Днем ранее аналогичная информация была получена в Вашингтоне от американской миссии в Хельсинки и немедленно передана норвежцам.
8 марта министр иностранных дел Ланге сообщил американскому послу, что Норвегия ответит отказом на советское предложение о пакте взаимопомощи, и осведомился о возможной военной помощи США. В тот же день он обратился с аналогичным запросом к послу Великобритании.
Для сторонников военного союза западных стран в Англии и США наступил решающий момент - просьба Норвегии о помощи как бы подталкивала к немедленным действиям.
11 марта госсекретарю США Дж.Маршаллу был направлен меморандум о предложении заключить «Атлантический пакт взаимопомощи, в котором... могли бы участвовать... США, Соединенное Королевство, Канада, Ирландия, Исландия, Норвегия, Дания, Португалия, Франция». Уже на следующий день Маршалл ответил согласием, а на состоявшейся 22 марта - 1 апреля 1948 года Вашингтонской конференции представителей США, Великобритании и Канады был выработан предварительный проект Атлантического пакта, который в дальнейшем лег в основу договора о создании НАТО.
Норвегия в тот момент еще не сделала окончательного выбора, по-прежнему предпочитая союз Скандинавских стран, но с его привязкой к Атлантической системе безопасности. Когда же стало ясно, что Швеция не пойдет на это условие, дорожа своим традиционным нейтралитетом, норвежское правительство 4 апреля 1949 года формально присоединилось к НАТО. Впрочем, оно оговорило для себя особый статус, отказавшись размещать на своей территории иностранные базы и войска в мирное время.
В итоге, этот военный блок оказался одной из самых существенных и влиятельных организацией в мире, без его участия не обходился (да и не обходится) ни один спорный вопрос в Европе. На сегодняшний день будущее у этого блока, скорее всего, выглядит оптимистично. По крайней мере, пока расширение на восток происходит успешно, и Россия ничего не может с этим поделать.

4. Новый виток «холодной войны» в лице Карибского кризиса

В 1959 году на Кубе свершилась революция, в результате чего к власти пришел Фидель Кастро. Началось активное противостояние американскому влиянию на острове.
Разумеется, Советский Союз поддержал кубинские власти. Однако открытого противостояния допускать было нельзя, так как силы были слишком неравными (к началу 60-х годов США имели очевидное преимущество в области вооружения).
Так, США значительно опережали СССР и в развертывании морских ядерных сил. Атомные подводные лодки класса «Джордж Вашингтон» имели на борту по 16 ракет «Поларис-А», пуск которых осуществлялся из подводного положения. В начале 60-х годов они базировались в Холи-Лох (западное побережье Шотландии) и осуществляли боевое патрулирование в Северной Атлантике.
Советский ВМФ пока только приступал к развертыванию группировки ракетных подводных лодок. Атомные подводные лодки 658 проекта с тремя ракетами Р-13 еще проходили испытания. В боевом составе флота находились только дизель- электрические подводные лодки 611 проекта с двумя ракетами Р-11 ФМ и 629 проекта с тремя ракетами Р-13.
В целом, к началу 60-х годов Соединенные Штаты обладали количественным и качественным превосходством в области стратегического ядерного вооружения и гипотетически могли одержать победу в ядерной войне с Советским Союзом.
Значение этого превосходства проявилось уже на Венской встрече на высшем уровне в июне 1961 года. Все требования Хрущева по Западному Берлину и Кубе «разбивались» об улыбку Джона Кеннеди.
Более того, результаты космической разведки, проведенной в 1961 году, ясно показали, что вместо 200 ракет (старая оценка ЦРУ) Советский Союз имел только четыре МКР, развернутые в Плесецке, в то время как США имели 40 пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет.
Это обстоятельство существенно изменило американские планы применения ядерного оружия. Оказалось, что практически двумя-тремя ракетами «Юпитер» с территории Турции, развертывание которых было завершено в мае 1962 года, можно уничтожить все межконтинентальные ракеты СССР.
Советскому руководству стало ясно, что американцы уже не верят блефу о «ракетно-ядерной мощи» Советского Союза. Обстановка на «советско-американском фронте «холодной войны» грозила не только потерей Кубы и мирового престижа в целом, но и возможным поражением в ядерной войне.
Поэтому выходом из данного тупика был найден только один - создание весомой угрозы нанесения ядерных ударов по объектам, расположенным на территории Соединенных Штатов.
24 мая 1962 года на расширенном заседании Совета Обороны СССР было принято решение о создании Группы советских войск на Кубе, в состав которой включалась ракетная дивизия, состоящая из пяти ракетных полков, вооруженных ракетами средней дальности.
Развертывание на Кубе группировки ракет средней дальности было блестяще проведено СССР в ходе операции «Анадырь» в июле-октябре 1962 года. Даже, несмотря на ее незавершенность, удалось достигнуть военно-стратегического паритета и изменить соотношение стратегических сил в западном полушарии.
Наступает 14 октября, развертывание на Кубе советских ракет перестает быть тайной для американцев. Теперь перед Соединенными Штатами встал вопрос жизни и смерти, разрешение которого требовало либо решительных действий, либо уступок.
Расчеты аналитиков, растянувшиеся на неделю, показали, что, несмотря на то, что в ответ на старт советских ракет с Кубы американская сторона может нанести удар по территории Советского Союза, потери для США в этом случае станут совершенно неприемлемыми.
Американская сторона обязалась взамен вывода с Кубы советского стратегического наступательного оружия не нападать на остров Свободы. Кеннеди и Хрущев конфиденциально договорились о том, что США ликвидируют группировки ракет средней дальности, развернутые в Великобритании, Италии и Турции, что и было осуществлено.

5. Афганистан

Следующей «точкой соприкосновения» интересов США И СССР, не считая вьетнамской войны, можно назвать действия в отношении Афганистана.
В апреле 1978 г. в Афганистане произошел переворот, позднее названный Апрельской революцией. К власти пришли афганские коммунисты - Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА). Правительство возглавил писатель Нур Мухаммед Тараки. Однако уже через несколько месяцев внутри правящей партии разгорелась острая борьба.
В августе 1979 г. вспыхнуло противоборство между двумя вождями партии - Тараки и Амином. 16 сентября Тараки сместили с поста, исключили из партии и взяли под стражу.
Эти события вызвали недовольство в Москве, хотя внешне все оставалось как прежде. Осуждение вызывали начавшиеся в Афганистане массовые «чистки» и расстрелы в партийной среде. И, так как они напомнили советским руководителям китайскую «культурную революцию», возникали опасения, что Амин может порвать с СССР и сблизиться с Китаем.
Амин неоднократно просил о вводе в Афганистан советских войск для укрепления революционной власти и, наконец, 12 декабря 1979 г. советское руководство приняло решение исполнить его просьбу, но при этом убрать самого Амина.
Советские войска были введены в Афганистан, Амин был убит взрывом гранаты при штурме президентского дворца.
На Западе ввод советских войск в Афганистан вызвал бурные протесты. «Холодная война» вспыхнула с новой силой.
Однако война в Афганистане не прекращалась более девяти лет. В ходе военных действий погибло более миллиона афганцев. Советские войска, по официальным данным, потеряли убитыми 14453 человека.
В июне 1987 г. были сделаны первые, пока символические шаги к установлению мира. Новое кабульское правительство предложило повстанцам «национальное примирение».
В апреле 1988 г. Советский Союз подписал в Женеве соглашение о выводе войск из Афганистана. 15 мая войска начали уходить, а девять месяцев спустя - 15 февраля 1989 г., Афганистан покинул последний советский солдат.

6. Окончание «холодной войны»

Началом завершения «холодной войны» можно считать Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Страны-участницы совещались два года, и в 1975 году в Хельсинки эти страны подписали Заключительный акт совещания. Со стороны СССР его скрепил Леонид Брежнев. Этот документ узаконил послевоенный раздел Европы, чего и добивался СССР. В обмен на эту уступку Запада, Советский Союз обязался уважать права человека.
Следующие активные действия, направленные на перемирие, произошли только в конце 80-х начале 90-х годов.
В 1988-89 годах с началом перестройки в советской политике произошли резкие перемены. В ноябре 1989 года прекратила свое существование Берлинская стена. 1 июля 1991 года произошел роспуск Варшавского Договора. Социалистический лагерь распался.
В ряде стран - его бывших членов - произошли демократические революции, которые не только не осуждались, но поддерживались СССР. Советский Союз отказался также и от расширения своего влияния в странах третьего мира. Подобный резкий поворот в советской внешней политике на Западе связывают с именем президента СССР Михаила Горбачева.
Кроме этого, был подписан ряд важнейших соглашений в области контроля над вооружением, что, несомненно, ознаменовало окончание «холодной войны». Многосторонние и двусторонние договоры и соглашения по разоружению и нераспространению оружия массового поражения, заключаемые в рамках процесса разоружения, способствовали снижению напряженности военно-политической обстановки на глобальном уровне и сокращению различных видов вооружений.
Однако открытие «железного занавеса» не привело к установлению добрососедских отношений между народами. Напротив, это стало причиной дестабилизации международных отношений в условиях крушения или ослабления внутриблоковой дисциплины.
Раскол произошел не только на международном уровне, но и внутри СССР: последний распался, создав новый союз - СНГ.
Таким образом, окончание холодной войны привело к развитию тенденции перехода от конфронтационного двухполюсного к многополюсному миру. Резко ослабли центростремительные силы, притягивавшие значительную часть остального мира к каждой из двух сверхдержав.
После распада Варшавского договора, а затем и СССР страны Центральной и Восточной Европы в своем преобладающем числе перестали ориентироваться на Россию, выступившую в качестве преемницы Советского Союза. Основательно ослабли связи России и с суверенными странами СНГ - бывшими частями практически унитарного СССР.
Одновременно подобные тенденции развились вокруг США. Большую, чем прежде, самостоятельность начали проявлять страны Западной Европы, переставшие зависеть от американского «ядерного зонта». Их тяготение к «евроцентру» постепенно берет верх над трансатлантической ориентацией.
На фоне быстро расширяющихся позиций Японии в мире ослабевают узы ее военно-политической зависимости от Соединенных Штатов. Характерно, что происходит процесс укрепления самостоятельности и тех стран, которые были дальше от эпицентра двухполюсной конфронтации, непосредственно не примыкали ни к одной сверхдержаве. В первую очередь этот вывод справедлив в отношении Китая, который достаточно быстро наращивает свой экономический потенциал.
Но все же это пока не позволяет говорить о том, что многополюсный мир уже сформировался, и самое главное - что на смену системы баланса сил, на которой основывался миропорядок, уже пришло равноправное партнерство. При этом самым негативным образом продолжает сказываться инерционность политического мышления. Стереотипы, укоренившиеся за 40 лет холодной войны в сознании нескольких поколений государственных деятелей, пока не исчезли вместе с демонтажем стратегических ракет и уничтожением тысяч танков.
Таким образом, характер международных отношений на переходный период от конфронтационного к демократическому миру еще не определен. Между тем от того, каким будет этот характер, зависят способность и возможность преодоления новых опасностей, угроз и вызовов постконфронтационного периода.

История и СИД

Началась холодная война между СССР и США и их союзниками фултонская речь Черчилля доктрина Трумэна сдерживание влияния СССР в мире. СССР насаждал коммунистические режимы в Восточной Европе. При этом социалистическая Югославия не признала главенства СССР отношения между странами разорваны. у СССР появилось ядерное оружие.

Послевоенное устройство мира. Начало "холодной войны".

После войны сталинский режим достиг апогея. В годы война укрепилась национальная идея (прежде была идея мировой революции). В связи с усилившимся влиянием Запада началась борьба с «космополитизмом». В1949-1953 гг. произошёл новый виток арестов (дело Еврейского антифашистского комитета, «ленинградское дело», «дело врачей»).

В 1952 г. на XIX съезде партии ВКП(б) была переименована в КПСС. Политбюро расширено и получило название Президиума ЦК.

К 1950 г. в основном было восстановлено на довоенном уровне народное хозяйство. Приоритетным являлся оборонный комплекс. Эксплуатация деревни достигла небывалых масштабов. В1946-1947 гг. имел место голод. В 1947 г. отменены карточки на продукты.

В 1946-1947 гг. началась «холодная война» между СССР и США и их союзниками (фултонская речь Черчилля, доктрина Трумэна —сдерживание влияния СССР в мире). СССР насаждал коммунистические режимы в Восточной Европе. При этом социалистическая Югославия не признала главенства СССР, отношения между странами разорваны. В 1949 г. создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) социалистических стран. В 1949 г. был создан НАТО. В 1949 г. западная зона оккупации Германии стала именоваться ФРГ, а советская — ГДР. В 1949 г. у СССР появилось ядерное оружие. В 1950-1953 гг. СССР и Китай поддержали Северную Корею в борьбе с Южной, которую поддерживали США и их союзники.

Главное достижение науки — разработки в атомной физике. В 1948 г. подверглась разгрому генетика, объявленная лженаукой. В загоне оказалась кибернетика, что позже сказалось на уровне вычислительной техники.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7389. Объемный гидропривод - совокупность объёмных гидромашин 391 KB
Объемный гидропривод Введение. Объемным гидроприводом называется совокупность объёмных гидромашин, гидроаппаратуры и других устройств, для передачи механической энергии посредством жидкости. Для объемных гидромашин характерно то, что их рабочий проц...
7390. Прогнозирование и планирование как функция управления 17.99 KB
Прогнозирование и планирование как функция управления Термин прогноз означает предвидение, предсказание. Прогнозирование - это процесс составления прогноза развития тех или иных событий. Практика и теория прогнозирования накопила значительное...
7391. Приводная станция винтового конвейера 679.68 KB
Кинематический расчет. Выбор электродвигателя. Общий К.П.Д. привода. Из каталога выбираем наиболее близкий по требуемой мощности трёхфазный асинхронный электродвигатель...
7392. Исследование коронного разряда 224 KB
Исследование коронного разряда Цель работы: Ознакомление с основными свойствами коронного разряда. Исследование работы стабилитронов напряжения коронного разряда. Введение Коронный разряд является самостоятельным разрядом в с...
7393. Разработать технологию изготовления детали крышка и спроектировать штамп для листовой штамповки 180 KB
Техническое задание Разработать технологию изготовления детали крышка и спроектировать штамп для листовой штамповки. Исходные данные: Вариант Материал D, мм R, мм S, мм 7 Латунь Л63 50 25 1,0 Рис. 1. Эскиз детали крышка Введение Обр...
7394. Проектування і оптимізація складу бетонної суміші 105.18 KB
Вступ Бетон - це штучний камінь, що складається з чотирьох основних компонентів: води, цементу, дрібних і великих заповнювачів. Бетон - композиційний матеріал, що отримується в результаті формування і твердіння раціонально підібраної бетонної ...
7395. Підприємство в ринковій економіці 208 KB
Тема № 9: Підприємство в ринковій економіці План: Вступ 1.Суть, функції, та приципи підприємництва. 2.Умови підприємницької діяльності. 3. Теорії підприємництва: неокеинсіанство та неокласичний синтез 4. Форми та види підприємницької діяльно...
7396. Дмитро Павличко. Життєвий та творчий шлях 77.5 KB
ПЛАН Дмитро Павличко - син простого лісоруба, Гуцула із Карпатський гір. Життєвий і творчий шлях. Перша збірка віршів Любов і ненависть. Поезія Спомин. Збірка Моя зе...
7397. Определение оптимального варианта схемы, параметров электросети и ее элементов 648.5 KB
Введение Целью технико-экономических расчетов является определение оптимального варианта схемы, параметров электросети и ее элементов. Для систем электроснабжения промышленных предприятий характерна многовариантность решения задач, которая обусловле...
  • 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
  • 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
  • 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
  • Типичные ошибки авторов рефератов
  • II. Календарный план занятий
  • III. Описание балльно-рейтинговой системы
  • 4 Кредита (144 балла)
  • IV. Темы и задания к семинарским занятиям по курсу «история».
  • Тема 8. Советский человек – традиционный или модернизированный?
  • Тема 9. Духовное развитие общества и появление «нового человека» во второй половине хх – начале ххi вв.
  • V. Вопросы к рубежной аттестации (1-ый курс, 1-й сем., нач. Ноября)
  • VI. Вопросы к итоговой аттестации (1-ый курс, 2-ой сем., начало июня)
  • VII. Темы рефератов
  • 2. Понятие «общество». Основные законы развития общества
  • 1. По закону ускорения развития общества.
  • 2. По закону неодинаковой скорости общественного развития разных народов.
  • 3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.
  • 4. Основные подходы к истории: формационный, культурологический, цивилизационный
  • 5. Место России среди других цивилизаций
  • Лекция № 2 Восточные славяне. Возникновение и развитие древнерусского государства (VI – середина XI в.В.)
  • 1. Восточные славяне в древности. Особенности хозяйственного уклада и политической организации в VI – середине IX в.В.
  • 2.Образование, расцвет и начало раздробленности
  • Лекция №3 Политическая раздробленность на Руси. Борьба за независимость в XIII в. И начало объединения Русских земель
  • 1.Причины и последствия раздробленности Руси
  • 2.Борьба за независимость и её итоги.
  • Лекция №4 Образование централизованного российского государства. Политика и реформы Ивана IV Грозного.
  • 1. Образование и политическая система Российского централизованного государства
  • 2. Политика и реформы Ивана Грозного
  • Важнейшие реформы:
  • Лекция № 5 Смутное время в России и правление первых Романовых
  • 1.Причины, ход и итоги смутного времени
  • 2.Ход и итоги Смутного времени
  • 2. Россия во времена первых Романовых
  • Лекция №6
  • 2. Просвещенный абсолютизм и итоги правления Екатерины Великой.
  • Лекция №7 Россия в первой половине XIX века. Великие реформы Александра II и особенности модернизации страны.
  • 2.Начало промышленного переворота в России
  • 3.Великие реформы Александра II и их значение.
  • 4.Особенности модернизации пореформенной России.
  • Лекция №8 Россия на рубеже XIX – XX веков.
  • Лекция № 9 Столыпинские реформы и их итоги. Россия в I Мировой войне.
  • Лекция № 10 Смена путей исторического развития России в 1917 г. Становление советской системы.
  • 2. Двоевластие. Кризис Временного правительства.
  • 3.Установление Советской власти. Учредительное собрание.
  • Лекция № 11 Гражданская война и политика «военного коммунизма»
  • Лекция № 12 Советский Союз в 1920-30-е годы хх века
  • 2. Образование ссср.
  • 3. Советская модель модернизации.
  • 4. Завершение складывания тоталитарной политической системы. Режим «личной власти» Сталина.
  • 5. Международное положение и внешняя политика ссср в 1930-е годы
  • Лекция № 13 Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
  • Лекция № 14 Послевоенное устройство мира, холодная война и её последствия.
  • Лекция №15 Восстановление народного хозяйства в ссср (1946-1952гг.). Советское общество в 1953-1964гг.
  • Лекция №16 Советское государство в середине 1960-х - начале 1990-х годов Особенности периода правления л.И. Брежнева
  • Лекция №17 Перестройка и распад ссср. Образование Российской Федерации
  • Лекция № 18 Современная Россия (1990-е гг. Хх в. – начало ххIв.)
  • Россия в 2000 - 2012 гг.
  • Лекция № 14 Послевоенное устройство мира, холодная война и её последствия.

    Внешняя и внутренняя политика СССР.

    Окончание второй мировой войны породило новую ситуа­цию на планете. На первое место во внешней политике европейских стран встали вопросы мирного урегулирования, начиная с определения границ и налаживания взаимоотношений и кончая решением внутренних социальных и экономических проблем.

    Главным вопросом послевоенного урегулирования встал вопрос создания международных организаций.

    В апреле 1945 года в Сан-Франциско открылась конференция по вопросам безопасности народов в послевоенный период. В работе конференции приняли участие делегации из 50 стран во главе с министрами иностранных дел. Характерным явилось то, что среди участников конференции были представители Украины и Белоруссии, по которым вопрос был решен еще на Крымской встрече глав государств СССР, США и Великобритании. Так как в Польше правительство было создано в ходе борьбы с фашистской Германией, а в Лондоне находилось другое, эмигрантское правительство, по инициативе Англии и США в отношении Польши было принято постановление о том, что после решения вопроса о польском правительстве этой страны ей будет предоставлено место в ООН.

    На конференции создана Организация Объединенных Наций и после острых дискуссий принят Устав, который был подписан в торжественной обстановке 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1945 года. Этот день считается днем рождения ООН. В Уставе впервые закреплен в качестве основы международных отношений принцип равноправия и самоопределения народов. Устав обязывал членов ООН принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права».

    Главным политическим органом ООН является Совет Безопасности, состоящий из постоянных членов. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН, наряду с США, Англией, Францией и Китаем.

    Главным совещательным органом ООН является Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран-членов организации. Генеральной Ассамблеей ООН на двухгодичный срок избираются непостоянные члены.

    В отличие от США, значительно усиливших свои позиции, европейские страны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной экономикой. Еще сложнее обстояли дела в СССР. С одной стороны, небывало возрос международный авторитет Со­ветского Союза и без его участия теперь не решалась ни одна крупная проблема международных отношений. В то же время эко­номическое положение СССР было сильно подорвано. В сентябре 1945 г. сумма прямых потерь, причиненных войной, оценивалась в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раз превышало национальный доход СССР в 1940 г.

    СССР стал признанной великой державой на международной арене: число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52.

    Внешняя политика. Наметившееся после войны потепление международных отношений оказалось недолгим. В первые месяцы после поражения Германии и капитуляции Японии советское правительство всяче­ски старалось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении сложных мировых проблем. Оно подчеркивало необходимость обеспечить благопри­ятные международные условия для мирного социалистического строительства в СССР, развития мирового революционного про­цесса, сохранения мира на Земле.

    Но так продолжалось недолго. Внутренние процессы, а также кардинальные перемены в международной обстановке при­вели к ужесточению советским руководством политико-доктринальных установок, определявших конкретные цели и дей­ствия отечественной дипломатии, направления идеологической работы с населением.

    После окончания войны были образованы народно-демократические государства в Албании, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польше, Румынии, Югославии. 11государств пошли по пути построения социализма. Мировая система социализма объединила 13 государств и охватила 15% территории и около 35% населения земного шара (до войны – 17% и 9% соответственно).

    Таким образом, в борьбе за влияние в мире бывшие союзники по войне с Германией разделились на два противостоящих друг другу лагеря. Между СССР и США, Востоком и Западом началась гонка воору­жений и политическое противоборство, получившее название «хо­лодной войны».

    В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР. Свои выводы Черчилль представил в мемуарах: так как СССР стал смертельной угрозой для Америки и Европы необходимо немедленно создать фронт, уходящий как можно дальше на Восток, против его стремительного продвижения. Главная и подлинная цель англо-американских армий – Берлин с освобождением Чехословакии и вступлением в Прагу. Вена и вся Австрия должны управляться западными державами. Отношения с СССР должны строиться на военном превосходстве.

    Холодная война – глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками – с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов. Конфронтация не была войной в прямом смысле – одной из главных составляющих была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы-победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам.

    Формальным началом холодной войны часто считается выступление У.Черчилля в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. Речь У.Черчилля очертила новую реальность, которую отставной английский лидер, после заверений в глубоком уважении и восхищении «доблестным русским народом и моим товарищем военного времени маршалом Сталиным», определял как «железный занавес».

    Неделей позже И.В.Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

    Сталинское руководство стремилось создать в Европе и, по возможности, в мире антиамериканский блок, кроме того, страны Восточной Европы воспринимались как «санитарный кордон» против американского влияния. В этих интересах советское прави­тельство всемерно поддерживает коммунистические режимы в Восточной Европе, где к 1949 г. произошли «социалистические революции», коммунистическое движение в Греции (попытка ор­ганизовать здесь коммунистический переворот провалилась в 1947 г.), негласно ввязывается в корейскую войну (1951-1954 гг.) на стороне прокоммунистически настроенной Северной Кореи.

    В 1945 году СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая признание права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах. В 1946 году на Лондонском совещании министров иностранных дел СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить себе присутствие в Средиземноморье.

    12 марта1947 года президент США Гарри Трумэн заявил о намерении предоставить Греции и Турции военную и экономическую помощь в размере 400млн. долларов. Одновременно определил содержание соперничества США и СССР как конфликта демократии и тоталитаризма.

    В 1947 году по настоянию СССР соцстраны отказались от участия в плане Маршалла, предполагавший предоставление экономической помощи в обмен на исключение коммунистов из состава правительства.

    После войны всем странам соцлагеря СССР оказывал существенную экономическую помощь. Так, в 1945 году Румыния получила в порядке займа 300 тонн зерна, Чехословакия – 600 тысяч тонн зарна, Венгрия – три займа, и т.д. К 1952 году такая помощь уже оценивалась на сумму свыше 3млрд долларов.

    Созданный после войны по решению Потсдамской конференции Контрольный Совет для управления Германией как «единым экономическим целым» оказался неэффективным. В ответ на решение США о проведении в 1948 году сепаратной денежной реформы в западных зонах оккупации и Западном Берлине с целью дать немецкой экономике твердую валюту, СССР установил блокаду Берлина (до мая 1949г.). В 1949 г. конфликт между США и СССР привел к расколу Германии на ФРГ и ГДР, где неразрешенной осталась проблема Западного Берлина.

    Советский Союз развернул широкомасштабную помощь странам народной демократии, создав для этой цели специальную организацию - Совет экономической взаимопомощи(1949 г.).

    1949-50гг. стали апогеем «холодной войны» - был создан военно-политический блок стран Запада – НАТО, а также другие блоки с участием США: АНЗЮС, СЕАТО и др.

    Спустя несколько лет СССР объединил часть стран народной демократии в военно-политический союз - Организацию ВаршавскогоДоговора: (1955-1990гг. - Албания /до 1968г./, Болгарии, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия). СССР активно содействовал коммунистическим партиям и движениям в западных государствах, росту освободи­тельного движения в «третьем мире» и созданию стран «социали­стической ориентации».

    Со своей стороны руководство США стремилось к проведению политики с «позиции силы», пытаясь использовать для давления на СССР всю свою экономическую и военно-политическую мощь. В 1946 году президентом США Г.Трумэном была провозглашена доктрина «ограничения коммунистической экспансии», подкрепленная в 1947 году доктриной экономической помощи» свободным народам».

    США была оказана широкомасштабная эко­номическая помощь западным странам («план Маршалла»), создан военно-политический союз этих государств во главе с США (НА­ТО, 1949 г.), размещена у границ СССР сеть американских воен­ных баз (Греция, Турция), поддерживались антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

    В 1950-1953гг. в ходе корейской войны произошло прямое столкновение между СССР и США.

    Таким образом, формирование лагеря социализма, который в экономическом, политическом и культурном отношении все более обособлялся от капиталистических стран, и жесткий политический курс Запада привели к расколу мира на два лагеря – социалистический и капиталистический.