Валга и Валка. Город пополам

И . Такое деление оказалось не вполне равномерным, поскольку одна больница приходилась на целых два города. Во время существования СССР это не чувствовалось, но с 1991 года по 2008 определенные трудности все же возникали.

В настоящее время оба города живут под лозунгом «Один город – два государства». Граница, хоть и имеется, но чисто для формальности. Оба города мало в чем уступают друг другу – разве что по территории – латвийская часть несколько меньше той, что отошла Эстонии.

Достопримечательности города

Фото Валка, которые можно найти до посещения города, не передадут всей яркости и необычной атмосферы памятников и зданий. Среди достопримечательностей, которые больше всего интересуют туристов, можно перечислить следующие:


Посещая Валка, Латвия – фото следует сделать как можно больше, ведь здесь найдется, что запечатлеть на долгую память.

Где остановиться?

В городе Валка к услугам туристов предлагаются отели, где можно расположиться с максимальным комфортом и бюджетные варианты, такие как хостелы. Среди возможных вариантов размещения можно отметить следующие:



Где поесть?

Рестораны в Валка характеризуются тем, что в основном в них предлагаются блюда европейской кухни, но вместе с тем им свойственен свой особый латышский колорит. В городе туристы смогут найти и небольшие кафе (такие как Cafe Mego , Jumis , Magone , Bistro «Jumis» ), пабы (Mikro , Route ), так и более изысканные рестораны (Bistro Rozmarīns , Ludinga ), есть даже ресторан американской кухни (Sprints ).

Как добраться?

До Валка, Латвия удобнее всего попасть на поезде, который ходит как из , так и из . Также туристы могут приехать на автобусе, автостанция располагается прямо рядом с эстонской границей. Если ехать из Риги, то рекомендуется постараться сесть либо на утренний, либо вечерний автобус. Днем до столицы можно добраться и другим дневным автобусом, который, однако, назад в Валку не возвращается. Третий, не менее популярный способ добраться до города – на машине. Маршрут тот же, что на автобусе, но при этом экономится время.



// cr2.livejournal.com


Как бы вы отнеслись к факту, что каждый день для похода в магазин или на работу вам нужно было бы проходить государственную границу? Или даже просыпаться в одной стране, и при этом, не выходя из дома, варить утренний кофе уже в другой?

Такое положение дел встречается не только в кино или в курьёзных рассказах. До вступления в Шенген жители эстонского города Валга и латвийского Валка жили примерно в таких услових. Теперь граница свободная.

Сегодня - один город и сразу две страны.

До 20 века года это был городок, каких много вокруг. Известен 800 лет, древнерусский Влех, в Российской империи - Валк. Всё изменилось в 1920 году. Через него, прямо по улицам, прошла граница Эстонии и Латвии.

Дело было так. В 1919 году Русская Западная Добровольческая армия объявила Латвии, что государство снова входит в состав России. Суверенитет Латвии и местная власть отвергались. Латышам это конечно же не понравилось, и они отказались пропускать белых на большевистский фронт через свою страну. Тогда Западная армия начала воевать и против них. Да так удачно, что чуть не взяла Ригу. Правительство Латвии запросило помощи у Эстонии.

Совместно с эстонцами латыши победили. За помощь Латвии северный сосед запросил большую цену - возмещение всех расходов во время войны и часть города Валки. Вот интересно, почему не весь?

С тех пор город разделила граница. В Эстонии это Валга, в Латвии - Валка

// cr2.livejournal.com


К сожалению, здесь не так много интересного. Думаю, что если бы не граница, я бы здесь даже не остановился. Погода ухудшилась, солнце ушло, мороз ослаб, но не унываем и идём гулять. Это центр эстонской Валги. Ратуша - самое красивое здание в городе. Ей 150 лет. Старейшее деревянное здание города

// cr2.livejournal.com


Герб Валги. В латвийской Валке он такой же, только зеркально отображённый. Там рука выходит из облака справа

// cr2.livejournal.com


Церковь святого Яна 19 века

// cr2.livejournal.com


Деревянная вывеска "Магазин", на вид старая

// cr2.livejournal.com


Подходим к границе. С 2007 года, после того, как Латвия и Эстония вступили в Шенген, она свободная. Такой же была, разумеется, и до распада СССР. А вот между этими событиями здесь были настоящие погранпункты - две страны никак не могли договориться об упрощении границы. В итоге люди, чтобы пройти в школу, работать или просто в гости вынужлены были стоять в очереди на границе, получать разрешение на работу и пребывание в другой стране

// cr2.livejournal.com


Теперь заборов, ворот и колючей проволоки нет

// cr2.livejournal.com


Оглядываемся назад, вид на Эстонию. Да, не очень парадно всё смотрится

// cr2.livejournal.com


Граница отмечена столбиками и проходит по берегам этой речки

// cr2.livejournal.com


В Латвии, увы, интересного ещё меньше. Запомнилсь только церковь святой Катрины (1477)

// cr2.livejournal.com


В большинстве своём город смотрится так. Местные жители носят яркую одежду, чтобы хоть как-то разбавить эту серую грусть

// cr2.livejournal.com


Долго здесь не остаёмся и идём назад в Эстонию. Только через другой КПП

// cr2.livejournal.com


Он поинтереснее. Я в Латвии, утка уже в Эстонии

// cr2.livejournal.com


Ещё мне интересно, на каком языке между собой общаются жители Валги и Валки? Ведь латышский и эстонский не похожи друг на друга

// cr2.livejournal.com


// cr2.livejournal.com


// cr2.livejournal.com


Эстонию кто-то хотел оборвать

// cr2.livejournal.com


Уже перед отъездом около вокзала и далеко не в центре обнаружилась католическая церковь Святого Духа. Среди застройки она очень выделяется и украшает город. Построили её в начале 20 века и по слухам разрешение от царской власти было получено только при условии, что здание будет без колокольни. Жаль, уже темнело

Ещё вспоминается 4 таких места:

Гориция (Италия) - Нова-Горица (Словения), граница свободная
Дерби Лайн (США) - Станстед (Канада), была свободной, после 11 сентября охраняется. За нарушение штраф 5000 долларов
Ногалес (США и Мексика), охраняется
Констанц (Германия) - Кройцлинген (Швейцария), упрощённый переход

До 2003 оставалась закрытой граница в городе Никосия (Республика Кипр - Северный Кипр). Самым известным же разделённым городом остаётся уже почти 25 лет единый Берлин.

Из более курьёзного можно отметить Свободную библиотеку на границе США и Канады, где разрешено сидеть на стуле, две ножки которого стоят на территории соседней страны, но выходить можно только на родине.

Также граница проходит под сиденьями Оперного театра Haskell. Сцена и половина мест в зале принадлежит Канаде, а вход расположен в США.

cr2
19/02/2014 17:00



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

July 1st, 2015 , 06:15 pm

В мире не так-то много городов, которые одновременно находятся в двух странах. Из того, что пришло на ум сразу, это азербайджанско-иранская Джульфа и голланско-бельгийский Барле. Ну и конечно, менее, чем в 900 километрах от Москвы есть, наверное, самый доступный подобный город для нас, жителей европейской части России. Он находится на границе Эстонии и Латвии и называется в Лавтии Валка, а в Эстонии -- Валга.


История Валки /Валги весьма интересная. Город, основан еще в 1286 году, назывался Валк и на протяжении своей истории неоднократно разрушался. 300 лет назад Валк вошел в состав Российской империи, получил статус уездного, и оставался таковым до Гражданской войны в России. В 1917 году в Валке, который формально относился к будущей Латвии, была провозглашена советская власть, но красных из города быстро выбили отряды эстонской армии совместно с англичанами. В качестве платы за работу эстонцы потребовали себе около 2/3 города, и так впервые Валк был разделен. Ну а потом, когда Латвия и Эстония являлись частью то советского, то европейского союза город фактически "объединялся" заново. Тем не менее, именно это разделение и дало Валку (который Валга в Эстонии и Валка в Латвии) возможность получить необычайный туристический аттракцион -- формальную границу государств, где нет никаких КПП, пограничников и прочих атрибутов границ.

01. Для жителей Москвы или Петербурга наиболее просто добраться до Валги из Тарту, откуда ходит рейсовый автобус (1,5 часа в пути, 5 евро) или дизель-поезд (70 минут в пути, 4,60 евро первым классом). Поскольку автовокзал находится в "латвийской" части города, автотранспорт останавливается на вокзале. Вокзал в Валге, кстати, очень крупный и основательный для небольшого, в общем-то города, живущим одновременно в двух странах.

02. Прямо у вокзала находится паровоз-памятник, установленный в честь юбилея открытия движения по станции Валга. Паровоз оказался, конечно, советским (о чем в сопроводительной афише не сказано), и сейчас явно требует ремонта

03. Поскольку городской вокзал расположен в Эстонии, то с эстонской части и начнем, благо она составляет примерно 2/3 города как по населению, так и по площади.

04. Валга представляет собой ухоженный маленький городок, где как будто остановилось время. Гулять по его коротеньким центральным улочкам с малоэтажной застройкой одно удовольствие.

05. Везде, где можно, разбиты цветники и мини-клумбы, красота!

06. Еще более красивая красота уже в современном аспекте состоит в том, что на центральной улице раздают бесплатный вай-фай всем желающим

07. Несмотря на то, что сейчас Валга и Валка формально два отдельных города с собственными администрациями, чиновниками и т.д., гораздо проще смотреть на него как на единый город с разными частями. Вот, например, центральный перекресток в эстонской части города, ну не очарование ли?

08. Городская ратуша. Сейчас площадь рядом с ней считается главной площадью эстонской части города. Скромненько, но чистенько:)

09. Вообще, в обеих частях города находится множество деревянных и старинных домов, что придает ему определенный шарм и привлекательность. Не так и много городов с подобной хранимой до сих пор застройкой осталось!

10. Между Валкой и Валгой в эстонской части города на крупной автомобильной парковке стоят друг на против друга 2 крупных по меркам райцентра супермаркета, а чуть ниже течет какой-то ручеек. А сразу за ручейком стоят... Пограничные столбы!

11. Несмотря на Евросоюз жителям все же настоятельно рекомендуют...

12. И вот мы уже на территории Лавтии. Тут еще, наверное, просто на память, сохранились рудименты прошлого -- место перехода границы, как пешеходные, так и автомобильные. Так выглядит пешеходный.

13. А так -- автомобильный. Интересно, что какие-то пограничники на КПП все-таки сидят, но им было абсолютно все равно на туриста, бегающего туда-сюда по КПП с большим фотоаппаратом.

14. Пойдем в Латвию. От автомобильного КПП дорога ведет на юго-запад, аккурат в сторону Риги . Тут такие же тихие улочки, только флагов побольше стало.

15. Однако, поскольку историческая часть Валки "осталась" в Эстонии, здесь не очень много исторической застройки и находится много домов советской постройки.

16. Если посмотреть во дворы Валки, то тут частенько можно увидеть прямо-таки дачный или даже деревенский вид -- клумбы, теплицы, брошенные во дворе велосипеды и т.д.

17. Ну и конечно, интересные образцы деревянных жилых домов, в которых до сих пор живут люди. Дома, правда, в очень даже приличном для их возраста состоянии.

18. Центральная площадь Валки тоже имеет свои мини-клумбы.

19. Главная улица латвийской части города -- Рижская (Rigas iela)

20. Судя по большому количеству флагов, это административное здание, типа горсовета, хотя я могу и ошибаться.

21. Разумеется, в центре Валки не обошлось без памятника Карлису Улманису, одному из "архитекторов" первой латвийской республики.

22. Любопытная деталь: если в Валке эстонские и латвийские флаги почти везде соседствуют, то в Валге латвийских флагов почти нигде не видно. Интересно, почему?

23. Украшение трансформаторной будки

24. Небольшая лютеранская кирха

25. Двор в Валке мало чем отличается от российских дворов в таких же небольших райцентрах.

26. Если вокзал достался Эстонии, то в Латвии находится автовокзал, весьма запущенное, кстати, здание. Обслуживает он в основном латвийские или международные автобусы, так как эстонцы предпочитают высаживать и принимать пассажиров на вокзале железнодорожном.

27. Заметил, что если в Валке можно встретить достаточно много автомобилей с эстонскими номерами (которые кучкуются обычно возле продовольственных магазинов), то в Валге латвийских автомобилей почти нет, вероятно, цены на продукты в Эстонии несколько выше. Вот так выглядит Эстония из Латвии

28. Ну все, посмотрели на Латвию, отправимся назад в Эстонию.

29. Последний взгляд уже из Эстонии в Латвию.

30. Вот это уже Эстония...

31. Практически через всю Валгу проходит система озер, которая является для горожан и набережной, и парком. По набережной проложены удобные пешеходные и велосипедные дорожки, а окрестные газоны отлично подходят для небольших пикников и прочего ничегонеделания.

Как бы вы отнеслись к факту, что каждый день для похода в магазин или на работу вам нужно было бы проходить государственную границу? Или даже просыпаться в одной стране, и при этом, не выходя из дома, варить утренний кофе уже в другой?
Такое положение дел встречается не только в кино или в курьёзных рассказах. До вступления в Шенген жители эстонского города Валга и латвийского Валка жили примерно в таких услових. Теперь граница свободная.
Сегодня - один город и сразу две страны.

До 20 века года это был городок, каких много вокруг. Известен 800 лет, древнерусский Влех, в Российской империи - Валк. Всё изменилось в 1920 году. Через него, прямо по улицам, прошла граница Эстонии и Латвии.

Дело было так. В 1919 году Русская Западная Добровольческая армия объявила Латвии, что государство снова входит в состав России. Суверенитет Латвии и местная власть отвергались. Латышам это конечно же не понравилось, и они отказались пропускать белых на большевистский фронт через свою страну. Тогда Западная армия начала воевать и против них. Да так удачно, что чуть не взяла Ригу. Правительство Латвии запросило помощи у Эстонии.

Совместно с эстонцами латыши победили. За помощь Латвии северный сосед запросил большую цену - возмещение всех расходов во время войны и часть города Валки. Вот интересно, почему не весь?

1. С тех пор город разделила граница. В Эстонии это Валга, в Латвии - Валка

2. К сожалению, здесь не так много интересного. Думаю, что если бы не граница, я бы здесь даже не остановился. Погода ухудшилась, солнце ушло, мороз ослаб, но не унываем и идём гулять.
Это центр эстонской Валги. Ратуша - самое красивое здание в городе. Ей 150 лет. Старейшее деревянное здание города

3. Герб Валги. В латвийской Валке он такой же, только зеркально отображённый. Там рука выходит из облака справа

4. Церковь святого Яна 19 века

5. Деревянная вывеска "Магазин", на вид старая

6. Подходим к границе. С 2007 года, после того, как Латвия и Эстония вступили в Шенген, она свободная. Такой же была, разумеется, и до распада СССР. А вот между этими событиями здесь были настоящие погранпункты - две страны никак не могли договориться об упрощении границы.
В итоге люди, чтобы пройти в школу, работать или просто в гости вынужлены были стоять в очереди на границе, получать разрешение на работу и пребывание в другой стране

7. Теперь заборов, ворот и колючей проволоки нет

9. Граница отмечена столбиками и проходит по берегам этой речки

10. В Латвии, увы, интересного ещё меньше. Запомнилсь только церковь святой Катрины (1477)

11. В большинстве своём город смотрится так. Местные жители носят яркую одежду, чтобы хоть как-то разбавить эту серую грусть

12. Долго здесь не остаёмся и идём назад в Эстонию. Только через другой КПП

14. Ещё мне интересно, на каком языке между собой общаются жители Валги и Валки? Ведь латышский и эстонский не похожи друг на друга

17. Эстонию кто-то хотел оборвать

18. Уже перед отъездом около вокзала и далеко не в центре обнаружилась католическая церковь Святого Духа. Среди застройки она очень выделяется и украшает город. Построили её в начале 20 века и по слухам разрешение от царской власти было получено только при условии, что здание будет без колокольни. Жаль, уже темнело

На окраинах Валги и Валки есть несколько военных кладбищ, но зимой они все насесены снегом. Больше ничего интересного найдено не было.

Летом переходил пешком границу Бельгии и Нидерландов, но она проходила не по городу

Правда у этих двух стран разделённый границей населённый пункт всё-таки есть: Барле-Хертог (Бельгия) – Барле-Нассау (Нидерланды). Надеюсь, туда ещё получится добраться.

Ещё вспоминается 4 таких места:

Гориция (Италия) – Нова-Горица (Словения), граница свободная
Дерби Лайн (США) – Станстед (Канада), была свободной, после 11 сентября охраняется. За нарушение штраф 5000 долларов
Ногалес (США и Мексика), охраняется
Констанц (Германия) – Кройцлинген (Швейцария), упрощённый переход

До 2003 оставалась закрытой граница в городе Никосия (Республика Кипр – Северный Кипр). Самым известным же разделённым городом остаётся уже почти 25 лет единый Берлин.

Из более курьёзного можно отметить Свободную библиотеку на границе США и Канады, где разрешено сидеть на стуле, две ножки которого стоят на территории соседней страны, но выходить можно только на родине.
Также граница проходит под сиденьями Оперного театра Haskell. Сцена и половина мест в зале принадлежит Канаде, а вход расположен в США.

), но и с Латвией: Валга (12 тыс. жителей) и Валка (5 тыс. жителей) - единственный на постсоветском пространстве город, разделённый официально признанной государственной границей. Не "двойной город" (как те же Нарва с Ивангородом), а самый что ни на есть одинарный - просто напополам. Впрочем, в современном Евросоюзе это чистая условность...

Северную Эстонию с Таллином я показал в сентябре-октябре, ну а в ближайшие 2-3 недели расскажу об Эстонии южной, лифляндской - губернским городом этой лесной стороны до революции была Рига, а фактическим центром - уездный, но обладающий собственным университетом Дерпт, ныне "южная столица Эстонии" Тарту.

История Валги в общем-то заурядна: с 1286 года известен как владение Дерптского епископства (тут надо бы повторить историю Ливонии, но лень - так что отсылаю в соответствующие посты, хоть , хоть варианте), в 1584 году, когда здесь недолго правила Речь Посполитая, получившее статус города. Где-то слышал, что и название Валк ему дали поляки, а прежде он назывался Педль (ну, это как если бы русские казаки нашли в устье Амура испанскую факторию Педраса), но источника не помню и за достоверность не ручаюсь. В 1626 (при шведах) Валк городские права потерял, а вернул уже под Россией, став в 1764 году городом, а в 1783-м - уездным центром Лифляндской губернии , но реально перестал быть захолустьем лишь в 1886-89 годах, когда через него прошла Псково-Рижская железная дорога, от которой здесь отходила ветка на Дерпт и Ревель. К началу ХХ века в Валке жило 10,6 тысяч человек, а уезд его был обращён в основном на юго-восток, в латышскую лесную глухомань окраин Лифляндии, и по всей логике город должен был достаться Латвии. Однако латыши и эстонцы в Гражданскую войну боролись за независимость вместе, переломным моментом стала эстонская битва под Вынну (он же , он же ), и ещё не факт, что латыши бы справились сами. В итоге город оказался спорной территорией, и при посредничества Англии новорождённые республики приняли соломоново решение разделить город напополам. Фактически, разделён он был в 1920-39 годах и в 1991-2007-м - в одном случае границу стёр Советский Союз, в другом - союз Европейский, но при этом за позднесоветские годы на формальной границе успели налепить самостроя, который стал немалой головной болью для новых властей. Вдобавок, двойной город стал оплотом русского языка в Южной Эстонии - и дело даже не в 26% русского населения, а в том, что латышских и эстонский друг от друга отличаются сильнее, чем от русского, который стал языком межнационального общения здешних эстонцев и латышей.

На практике главная тут Валга, хотя бы потому, что она в 2,5 раза крупнее, и фактически здесь эстонский город с латвийским предместьем. В Валге находится и сердце города - вокзал, к площади перед которым прибывают и междугородние автобусы из Тарту и Таллина:

Едва ли не крупнейший вокзал Эстонии в этом типично прибалтийском стиле - послевоенном, но ещё с эхом I республики. Сюда ходит дизель из Риги - ныне единственный поезд, курсирующий между прибалтийскими странами (не считая дальних поездов в Россию, один из которых, Петербург-Вильнюс, проходит через Латвию). Но этот - явно на Тарту или Таллин, о модернизированной я уже писал, пока что старые добрые RVRки. Станция тут одна на двоих, а вот автовокзалы разные, и отдельный (а не совмещённый с железнодорожным) у латышей.

Внутри вокзал пуст и монументален:

Живописная станция с краснокирпичными постройками времён Псково-Рижской железной дороги и неизменным в Прибалтике российскими цистернами:

А вот американские локомотивы С36 1980-х годов - эстонская специфика:

При советах Валга была известна депо и станцией обуслуживания рефрежираторных поездов.
В центр ведёт Станционный проезд с советским паровозом-памятником (1949), стенд у которого содержит и фотографии довоенного вокзала - тогда это были не ворота маленькой, но гордой страны, а обычная станция средних размеров:

Напротив локомотива - очень эстонская нетиповая многоэтажка:

Но по Станционной я возвращался (кадры с обратной дороги легко отличить по лужам), а в центр шёл немаленьким крюком через деревянные переулочки с барачником совсем как в какой-нибудь северной или сибирской глубинке:

Какая-то фабрика, в окнах можно увидеть (не на этом фото) массивных баб-работниц за станками:

Напротив - костёл Святого Духа (1907), редкое явление в эстонской глубинке:

Ближе к центру что-то похожее на школу довоенной постройки:

А на подходах к городскому рынку - Исидоровская церковь (1897-98):

За рынком, куда ведёт и Станционный проезд - кольцо, над которым нависает прижелезнодорожный элеватор, и уходит от железной дороги улица Вабадусе (Свободы):

Шумная, оживлённая и весьма живописная:

Породистая архитектура наглядно показывают, как оживился город с постройкой железной дороги:

Странный пейзаж напротив:

А во дворах вот такие сюжеты:

Самый внушительный квартал - в конце улицы, на подходах к следующему кольцу:

Особенно хорош вот этот дом, явно подражающий :

А вот за него зайти я зря не догадался - там находятся остатки местной мызы с прудом и дворцом (1907), занятым ныне библиотекой. Впрочем, что я, мыз не видел, что ли? Хотя это не единственное моё упущение в Валге - ещё тут есть Патриотический музей (колоритное и содержит, например, самодельную катапульту пушку местных протестующих времён Перестройки и шалаши непризнанных пограничников) и военный мемориал жертвам немецкого лагеря для военнопленных и сменившего его советского лагеря для пленных немцев.

На другой стороне кольца - такой вот "нео-югендстиль", даже не берусь предполагать, 1980-х, 1990-х или нашего времени:

За кольцом улица резко поворачиват, превращаясь в Центральный бульвар, ведущий мимо администарции уезда Валгамаа (в Южной Эстонии мааконды гораздо меньше и многочисленнее, чем в Северной) в здании банка (1912):

В конце бульвара - необычная Яановская кирха (1787-1816). Считается, что аналогов у неё в Эстонии нет... но огромная Александровская кирха в Нарве, на другой границе, по своему устройству (многогранная ротонда с колокольней) похожа, хотя и выстроена в совсем ином стиле.

За кирхой - ратуша (1865), причём деревянная, но используемая по назначению:

От этой площади расходятся две главные дороги через границу - перед ратушей улица Сепа, перед кирхой - улица Рийа (Рижская), и я сначала пошёл по второй. Во дворах - многоэтажки, знакомые мне по Таллинскому кварталу "последнего советского города" - но только в Таллине таких нет, а в Южной Эстонии хоть отбавляй.

У перекрёстка Рийа и Райя (Рубежная) - странная будка, больше всего похожая на КПП 1920-х годов. На самом деле это старейшее здание города, католическая часовня-усыпальница 1780-х годов, то есть видимо поначалу тут было кладбище.

У перекрёстка старая паровая мельница и два супермаркета - эстонский "Селвер" и латвийский "Рими". Последний, однако, ещё в Эстонии, а вон те домики - уже в Латвии:

Райя вскоре ещё раз поворачивает под острым углом, сменяясь улицей Ригас. Не Рийя, а именно Ригас, так как и город здесь уже не Валга, а Валка . КПП после вступления в Евросоюз сохранили как память, и вид у них тут сугубо "местного значения":

В принципе почти ничего не изменилось. Обе страны в Евросоюзе и еврозоне, для обеих это глухая и небогатая окраина, в общем границу можно реально не заметить, лишь потом удивившись, почему на домах вместо "tanav" написано "iela", пиво вдруг пьют не "Саку", а "Лачплесис", а на проезжающей мимо машине стражей порядка - "policija", а не "politsei". Рийа и Ригас сдуя по всему были раньше одной улицей, смыкаясь у нынешнего автопорта (так дословно переводится латышское "autoosta", в отличие от эстонского "bussijaam" -" автостанция"). Различия архитектуры, конечно, тоже есть - но уловить их можно только высматривая специально:

Хотя вот таких пятиэтажек я в Эстонии не видел, это кажется латвийская серия:

Екатерининская кирха (1752), известная и вовсе с 15 века - исторически выходит, что всё же Валга выросла из Валки. Петушок на шпиле, как у - латвийская деталь (хотя нередко попадаются и в эстонской Лифляндии):

Свернул на улицу Талавас:

За домами - тянущаяся через границу цепочка прудов на местной речке, которые вблизи заснять я не успел:

Какой-то старый заводик:

Я вышел на площадь с внушительными старыми зданиями - тут гимназия и некий Латвийско-Эстонский институт:

И даже не ДК, а целый театр! В Валге вот театра нет... О возрасте этих зданий судить не берусь - архитектура I республики в Латвии "захлёстывает" аж до конца 1950-х.

Рижская улица, вид в сторону центра. Валка совсем маленькая, и до окраины с этой площади ближе, чем до границы:

В целом пейзажи и атмосфера этих маленьких городков в лесной глуши на периферии Видземе (латышской части Лифляндии) мне хорошо знакомо по прошлогодней поездке - например, в . Как мне говорили, Латвия из всей Прибалтики наиболее самобытна - в Литве сильно культурное влияние Польши, Эстония равняется на Финляндию, а Латвия как-то остаётся сама по себе, разрываясь межу Германией, Англией, Швецией и Россией.

По улице Райниса я вернулся в Эстонию, ко второму КПП - тут улица уже совсем непрерывна, лишь становясь на той стороне уже упомянутой Сепа. Это был самый короткий (менее часа) мой визит в какую-либо страну. Вообще, забавно у меня с посещениями Прибалтики выходит: Эстонию и Литву я посещал по полтора раза - задолго до эстонского путешествия был (которая как на ладони) с башен , а литовской поездке предшествовал . В Латвии же был, выходит, трижды - из Литвы мы (и первое впечатление было отвратнейшим, но к счастью оказалось неверным), а из Эстонии вот заскочил на полчаса:

Какие ещё мне известны города по обе стороны границы?
- Уже упоминавшиеся Нарва и Ивангород.
- Айнажи (Латвия) и деревня Икла (Эстония) - тут с натяжкой, так как речь идёт о городе и селе.
- (Калининградская область) и (Литва).
- Брест (Беларусь) и Тересполь (Польша) - хотя визуально они друг от друга (по крайней мере Тересполь от Бреста) не видны.
- Эльва (5,6 тыс. жителей), которые я снял из окна автобуса Тарту-Валга (обратно ехал уже поездом). Основанная как станция Псково-Рижской дороги (вернее, дерптского её ответвления) в 1889-м, до города Эльва доросла в 1938-м. Но столь типичный в Эстонии деревянный вокзал сохранился:

Сталинка-"ратуша", которую я то ли промограл, то ли вообще не мог увидеть (не знаю, проходит ли рядом с ней автобус), поэтому вот фото из википедии:

И характерная для советской Эстонии многоэтажка-башня с водонапорным баком (всего 5 этажей, но смотрится небоскрёбом), тут покрашенная в жизнерадостный красный цвет:

У Валги интересные окрестности, но их оставим на потом, тем более и посетил я их гораздо позже, на машине с altsirlin .
В следующих 5 частях - про Тарту, южную столицу Эстонии и колыбель её городской культуры.

Южная Эстония
Валга и Валка.
Тарту. Тоонемяги (Домберг, Домская горка).
Тарту. Университет.
Тарту. Старый город.
Тарту. Новый город.
Трату. Предместья.
Муствеэ и Калласте. Старообрядческое Причудье.
Сетумаа. Деревни, часовни, чудская ладья.
Сетумаа. Сето-Фолк.
Выру.
Вырумаа. Дальний угол Эстонии.
Веси Южной Эстонии.
Вильянди.
Край Мульгимаа.
Лавассааре. Эстонская "кукушка".
Пярну. Старый город.
Пярну. Морская слобода.
Пярну. Река и заречье.