Станция "Воробьевы горы". Сокольническая линия

Самая большая глупость, которую может допустить турист, приехавший в Стокгольм, это не посетить его уникального метро. Я это знаю по себе! Во время моего первого посещения города, мы с Катей везде ходили пешком, а потом машину взяли. В итоге так в метро и не заглянули. Лишь две недели спустя, я случайно увидел где-то в ЖЖ фотографии грандиозных станций этой подземой системы, которую называют самой длинной галереей искусства в мире!

Не повторите мою ошибку! Будьте готовыми ездить по стокгольмскому метро и просто глазеть.

1 Система метро в Стокгольме отркылась в 1950е. Она состоит из линий трёх цветов, пересекающихся в центре города. Правда каждый цвет разветвляется на несколько отдельных маршрутов в пригородах, так что если вам надо ехать не в центр, то следите за конечными направлениями. Все маршруты (их семь) так же продумерованы - в этом плане метро похоже на наше нью-йоркское , где каждый цвет тоже представляет несколько маршрутов.

Система работает с пяти утра до часу ночи. С этим надо осторожно летом, так как дни тут очень длинные. Кажется, только стемнело, а метро уже перестало ходить.

2 Снаружи станции выглядят не очень примечательно. Символ системы - буква "Т" в кружочке (по-шведски метро называют Tunnelbana, или "железная дорога в туннеле".)

3 Сегодня в системе 100 станций. Большинство из них на входе выглядят абсолютно нормально, ничего особенного в них нет - турникеты как везде. Примерно половина станций подземные (в основном они в центре), а другая половина - над землёй.

4 Спускаясь на эскалаторе вниз можно заметить переход от обычной станции к необычной. Видите там впереди туннель становится красным, а потолок - неровным?

5 Это и есть начало пещеры. Какое-то количество стокгольмских станций решили выдолбить в камне, но никак не облицовывать, оставив грубые каменные стены и своды, и лишь покрасив их.

6 Такие остановки самые красивые и уникальные. Лично я нигде подобного больше не видел.

7 У каждой из станций свой преобладающий цвет, и своя система раскраски.

8 Есть совсем пёстрые!

9 Легче всего увидеть такую "пещеру" на центральной остановке, T-Centralen. Главное спуститься на нижний уровень, где ходят поезда синей линии.

10 Фотографы любят снимать эскалаторы станций - их гладкий металл интересно гармонирует с окружающим грубым камнем.

11 Красота!

12 Снова центральная станция.

13 На Kungsträdgården построили целый античный город.

14 Новенькие голубые вагоны здорово смотрятся на этой станции. Да и на других тоже неплохо.

15 Но крашеным камнем тут не ограничились. На многих платформах есть различные арт-объекты.

16 Статуи под античность...

18 Руины несуществующих городов...

19 Различные миниатюрки.

20 Есть даже миниатюрный Белый Дом!

21 А вот кто-то на своде пещеры оставил бронзовые башмаки.

22 На T-Centralen наскальные рисунки изображают рабочих, строящих метро.

23 Поезд на платформе Kungsträdgården.

24 Бывают станции попроще, хотя практически везде в центре пытаются как-то украсить перроны. Именно поэтому шведы говорят о своём метро, как о самой длинной в мире галерее.

25 Разноцветные мозаики.

26 На верхнем уровне T-Centralen всё попроще. Именно поэтому я в первый визит так и не увидел не отной пещерной станции! (Не будьте как Лёва!)

27 Вы всё равно скорее всего приедете сюда из аэропорта (местный Аэроэкспресс приходит именно на центральную станцию). Чтоб полюбоваться на красоту достаточно спуститься на нижний уровень.

28 А вот в Старом Городе метро идёт по улице, так что особой красоты на этой остановке нет (это ещё один повод, почему я изначально ничего не увидел!)

29 Есть совсем простые перроны. Завешанные рекламой.

30 Но и на таких станциях вывешивают какое-то искусство.

31 И представляют странные экспонаты.

32 Скамейка странной формы.

33 Машины по продаже билетов. Так дешевле, чем покупать их в кассах.

34 А в супермаркете можно купить безлимитный билет на трое суток. Метро в Стокгольме недешёвое, такой билет стоит около $30. Но если вы собираетесь много кататься по городу, он может иметь смысл. Я в итоге на его стоимость так и не наездил (мы много пешком ходили).

35 Внутри вагоны выглядят вот так:

36 Местные бывают крайне симпатичными.

37 Кондуктор!

А вы бывали в стокгольском метро? Как вам? Чисто внешне, оно мне понравилось больше московского. (А про нью-йоркское и говорить нечего - некрасивое оно у нас,

1. Павелецкая (Замоскворецкая линия)

Наверное, всем москвичам знакома станция метро "Павелецкая" . Многие пользовались ей, например, когда ехали в аэропорт Домодедово на аэроэкспрессе или шли в Дом Музыки. А некоторые даже обращали внимание на странное сужение станции ближе к выходу, где весьма просторная станция превращается в узинький коридорчик между толстых стенок:

Даже не верится, что эти две фотографии сняты на одной платформе. Разгадка такой конструкции проста. Та "Павелецкая" , которую мы знаем - совсем не та, которая была построена в сороковых годах:

На старой "Павелецкой" вовсе не было центрального зала. Два длинных и узких, зала, похожих на трубу, соединялись лишь у выхода со станции. Три боковых арки с каждой стороны узкого коридорчика сохранились по сей день. Когда-то к поездам можно было попасть только через них.

Оба зала той "Павелецкой" были украшены барельефами на военную тематику и изящными лавочками. Они до наших дней не сохранились. В пятидесятых годах станцию полностью перестроили. Был сооружён большой центральный зал с колоннами, который объединил всю станцию вместе с бывшими боковыми залами в едином объёме. "На память" от прежней станции нам остался лишь маленький участок с широкими пилонами и узким коридором возле одного из выходов.

2. Лубянка

Похожий случай произошёл со станцией "Лубянка" (тогда она называлась "Дзержинская" ). Когда станцию открыли в 1935 году, она предстала перед пассажирами совсем в другом облике, нежели мы знаем её сейчас:

Её конструкция также состояла из двух отдельных залов-труб с платформами. Выход из этих залов был в конце платформы, в маленьких зал непосредственно у эскалатора:

В таком виде станция успела "сняться" в кино. В фильме "Друзья и годы" 1965 года камера проезжает по всей длине станции: ссылка на Ютуб .

В начале семидесятых годов на станции был, наконец, достроен центральный зал. Это полностью изменило облик станции:

От первоначального проекта до наших дней дожила лишь облицовка нескольких пилонов в конце станции, которые теперь резко отличаются по виду от остальных:

3. Чистые пруды

Та же история произошла и со станцией "Чистые пруды" (тогда - "Кировская" ).

Спустившись по эскалатору, пассажиру необходимо было сразу повернуть налево или направо, так как центрального зала попросту не было:

Он появился на станции в семидесятых годах. В него в каждой второй нише боковых залов был проделан проход. Правда, в отличие от "Лубянки" и "Павелецкой" , оформление станции при этом практически не изменилось:

Так что к "исчезнувшим" станциям "Чистые пруды" можно причислить лишь с оговоркой.

4. Воробьёвы горы

Нынешняя станция "Воробьёвы горы" действует с 2002 года:

До этого почти 20 лет поезд проезжал по мосту через Москву-реку без остановок. А ещё раньше здесь располагалась совсем другая станция. Называлась она "Ленинские горы" и выглядела так:

Эта станция осталась теперь лишь в воспоминаниях, на фотографиях и в фильмах . В 1983 году из-за обветшалости моста она была закрыта.

Интересно, что эскалаторная галерея, действовавшая рядом со станцией "Ленинские горы" , с открытием "Воробьёвых гор" почему-то восстановлена не была:

5. Первомаская

Станция "Первомаская" , открывшаяся в 1954 году, находилась в полутора километрах от нынешней "Первомайской" . На момент постройки она была конечной. А сразу за станцией располагались дома, не позволявшие продливать линию дальше. Когда же Арбатско-Покровскую линию решили вести дальше на восток, станцию превратили в депо, а поезда пустили рядом, по эстакаде над бывшими путями. По этой эстакаде поезда ходят и сейчас, а пассажиры могут видеть здание депо из окна поезда:

У той "Первомайской" был один вестибюль для выхода пассажиров:

Этот вестибюль сохранился, его может увидеть каждый, кто будет гулять по дворам на Первомайской улице:

А внутри депо сохранились отдельные элементы оформления станции:


(фотография Александра Попова)

В будущем, возможно, на месте бывшей "Первомайской" будет устроен музей.

6. Калужская

Той "Калужской" , которая работала в московского метро с 1964 по 1974 год, теперь тоже нет. Эта станция также была превращена в депо. Она располагалась на поверхности, неподалёку от нынешней "Калужской" :

Станция была конечной и ей пользовалось множество пассажиров, пересаживающихся здесь на автобусы и едущих дальше. В 1974 году линию продлили, а "Калужская" переехала на новое место, где и находится по сей день.

В отличие от "Первомайской" , здесь сохранилась пассажирская платформа:


(эта и следующая фотография - Александра Попова)

Посмотрев на депо сверху, можно догадаться, где именно располагалась бывшая станция:

Вот такие они, шесть "потерянных" станций. Возможно, когда-нибудь их ряды пополнятся ныне здравствующими станциями. Посмотрим.

11 августа 1969 года открылась станция «Каширская». Первоначально на станции действовало только два пути (второй и третий), обеспечивая движение по Горьковско-Замоскворецкой линии от «Речного вокзала» до «Каховской». После открытия в 1984 году участка «Каширская» - «Орехово» (позже - до «Красногвардейской») с вилочным движением был задействован первый путь. Таким образом «Каширская» является первой спроектированной, но последней полностью реализованной кроссплатформенной пересадкой в Московском метро. именно последней, так как станцию «Парк Победы» пока нельзя назвать полностью законченным проектом.

А 3 января 1971 года в Московском метро открылись полторы кроссплатформенные пересадочные станции. Почему полторы? В тот день были открыты две станции «Китай-Город» и одна станция «Третьяковской» - южный зал.

Так как тогда развитие узла на «Китай-городе» предполагалось в самое ближайшее время, то было принято решение построить две станции. Но из-за того, что соответствующие радиусы вводились не сразу, полностью эта станция заработала только в декабре 1975 года.

А вот строительство второй «Третьяковской» предполагалось в отдаленном будущем. Поэтому была построена одна станция и 4 групп камер съездов для переключения движения. На схеме показано как было организовано движение до пуска второй «Третьяковской».

В развитие «Третьяковской» предполагалось только в отдаленном будущем и только 11 января 1986 года был открыт северный зал станции.

1. Большую часть съемки я посвятил северному залу. В южном просто смотреть нечего.

2. Хотя раньше я был уверен, что раньше открылась именно эта станция.

3. Обе станции пилонные, но северная - так называемая «новая пилонная» с шириной пилона в два кольца.

4. У станционного комплекса два выхода в город (по одному на каждую станцию), но вечером один наклон выключают.

5. Диаметр боковых тоннелей 8,5 м, центрального тоннеля 9,5 м.

6. Северный зал строился в период, когда художественному оформлению станций метрополитена уделялось большее влияние, чем при строительстве южного зала. Расположение станции в историко-культурной зоне Москвы, вблизи Третьяковской галереи, нашло отражение в архитектурном облике северного зала. Тема оформления - «Великие русские художники - слава русского искусства».

7. Наклонный ход южной станции.

8. Уже в 90-е года со старой (южной) станции был построен дополнительный переход на станцию «Новокузнецкую». Утверждается, что такой переход есть и из северного зала. По крайней мере лестницы на платформе есть. Но из-за начавшегося развала в экономике не хватило денег на перенос понизительной подстанции, которая находится в том торце Новокузнецкой. К сожалению, так это или нет - проверить тогда не удалось.

9. Существующая пересадка на станцию «Новокузнецкая».

10. На мой взгляд весьма удачный проект станции для 80-х годов.

11. С пилона на пилон поперёк свода тянутся узкие, богато орнаментированные лепные валики. Пилоны покрыты светлым мрамором. Путевые стены облицованы розовым слюдянским мрамором с чёрным лабрадоритом в основании и украшены бронзовыми парными портретами русских скульпторов, художников и иконописцев

12. Только ИНФОСОС, увы.. :(

13. Отдельный респект за шрифт в названии станции.

14. А это совершенно убогий переход и гермоворота в нем.

15. Южный зал совершенно не интересен.

16. Просто безликий белый мрамор.

17. Выход в город.

18. Белые своды путевых тоннелей южного зала опираются на массивные пилоны в форме расширяющихся кверху параллелепипедов, которые облицованы светлым уральским мрамором «коелга». Светильники размещены в верхней части пилонов. Проходы между пилонами сводчатые. Путевые стены облицованы светлым мрамором «коелга». Цоколь стен оформлен розовым с зелёными полосами зернистым кальцифиром месторождения Слюдянка. Технологические двери украшены декоративными решётками с растительным орнаментом. Пол выложен серым гранитом.

19. Переход на станцию «Новокузнецкая».

20. Проходят последние поезда...

21. И уже ночная расстановка. Напоминаю что в начале второго от каждой конечной в Московском метро отходит последний поезд с пассажирами, который проезжает всю линию. И если на других линиях можно даже в половине второго уехать к себе в перди, то с Калининской такой фокус не прокатит.

22. И еще раз пару видов обоих залов. Это красиво.

23. Это не красиво. :) Хотя, вкусы бывают разные.

24. Панорамка северного зала.

.::кликабельно::.

25. И небольшое панорамное селфи. :)

.::кликабельно::.

В следующем посте мы пойдем в тоннели и тупики. Поверьте, там весьма интересно! ;)

Огромное спасибо пресс-службе Московского метро за организацию фотосъемки.

До недавнего времени Воробьёвы горы у меня ассоциировались лишь с гигантским трамплином и смотровой площадкой. А вот результаты археологических раскопок свидетельствуют о существовании на Воробьёвых горах древнего городища в I тысячелетии до нашей эры. Первое известное упоминание датировано 1453 годом, тогда на вершине склона находилось "поповское село Воробьёво".


На фото: заброшенная эскалаторная галерея на склоне Воробьёвых гор

Позднее в этих живописных местах были выстроены Андреевский монастырь, царская резиденция, усадьбы богатых горожан, знаменитый в своё время ресторан Крынкина, дачи советской номенклатуры, метромост с уникальной станцией над Москвой-рекой, горнолыжный комплекс с канатной дорогой. Во время революционных событий октября 1917 года Воробьёвы горы имели стратегическое значение. Красные отряды выбили с возвышенности белогвардецйев и обстреливали Кремль из тяжёлой артиллерии.
В 1924 году с лёгкой руки наркома просвещения Луначарского (по другой версии - по инициативе дипломата Леонида Красина) Воробьёвы горы стали называть Ленинскими, а официально это название существовало с 1935 по 1999 год.

Добраться сюда проще всего на метро, станция "Ленинские горы" открылась 12 января 1959 года в составе участка Сокольнической линии "Спортивная" - "Университет". Для экономии средств (чтобы не прокладывать глубокий тоннель под руслом Москвы-реки) был разработан необычный проект с расположением станции метрополитена на нижнем ярусе моста над рекой. А по верхнему ярусу моста, построенного в 1958 году, двигались автомобили и пешеходы. Длина метромоста составляет 1179 метров, а полная длина - 2030 метров.


Строительство метромоста. 1957-1958 гг.: http://oldmos.ru/old/photo/view/40998


Современный вид с этой точки


На платформе. 1959 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/21333

Увы, то ли спешка при строительстве, то ли предельно экономичный проект вызвали серьёзные проблемы в эксплуатации объекта. Из-за недостаточной гидроизоляции станцию затопило уже в год открытия, а вскоре обрушилась часть карниза. Конструкции моста испытывали серьёзные динамические нагрузки при разгоне и торможении поездов, коррозия съедала арматуру. Конструктивные и технологические ошибки привели к появлению трещин в перекрытиях и в 1983 году метромост закрыли на длительную реконструкцию.

Чтобы не парализовать движение по Сокольнической ветке, строители возвели дополнительные опоры с обходными путями, поезда следовали по ним без остановки на станции. Ремонтные работы затянулись на 19 лет и горожане уже стали сомневаться, что когда-то "Ленинские горы" откроются вновь. 14 декабря 2002 года созданная практически заново станция открылась уже под нынешним названием "Воробьёвы горы". Главная конструктивная особенность этого проекта - грамотное распределение нагрузок, платформа осталась на старых опорах, а движение поездов осуществляется по новым балкам, стоящим на собственных опорах.

2007 год. Ещё не демонтированы временные опоры.

С 2010 года станция является и выставочной площадкой. Здесь экспонировались кубки и другие спортивные трофеи советских атлетов из коллекции Музея спорта.

С апреля 2014 в застеклённых витринах представлены личные вещи пассажиров и сотрудников метрополитена. У каждого экспоната своя история. Вот, например, Кондратий Селиванович Ермаков приобрел в кредит в 1954 году новый заграничный костюм и гордо выхаживал в нем во время дежурства в добровольной народной дружине у станции метро «Сокольники», где и встретил свою будущую жену.

Самое необычное использование метрополитена. Ночью 22 сентября 2013 года на станции "Воробьёвы горы" прошли вполне легальные соревнования скейтбордистов, интерьеры и участники не пострадали.

В 1959 году на склоне Ленинских гор была построена 90-метровая эскалаторная галерея, которая соединила набережную с улицей Косыгина. Сооружение с тремя эскалаторами, хотя обслуживалось сотрудниками столичного метрополитена и поначалу украшалось большой буквой М, было бесплатным как для пассажиров метро, так и для всех прочих горожан, желающих подняться-спуститься по склону.


Нижний вестибюль эскалатора. 1960 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/28787


Лестница эскалатора. 1969 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/39770
На самом деле, людей было не столь много, как на постановочном кадре из фильма "Подсолнухи" (в кадре где-то в толпе народа спускается сама Софи Лорен).

Как и собственно станцию, эскалаторный павильон преследовал злой рок. Сначала эскалаторы пустили позже запланированного срока, а со временем оказалось, что и место выбрано неудачно, оползни угрожают безопасности конструкций галереи. Обслуживание горожан прекратилось вскоре после закрытия на ремонт станции метро "Ленинские горы", здание было признано аварийным, механизмы со временем демонтированы и сейчас здесь остались только бетонные стены и основания.

Отсутствие подъёмника доставляет массу неудобств горожанам, желающим попасть с набережной на улицу Косыгина. Людям приходится наматывать в обход лишние сотни метров, а по кратчайшему пути ко Дворцу пионеров под эстакадой метромоста способны подняться лишь туристы-скалолазы. Хотя в Правительстве Москвы периодически появляются планы восстановления эскалатора (в том числе уже в собянинские времена), руина на Воробьёвых горах продолжает оставаться руиной.

В начале ХХ века в имении С.Грачева располагался "офис" Московского общества горно-лыжного и водного спорта (М.О.Г.-Л. и В.С.). Трёхэтажная дача Грачёва как пример богатой дачной застройки сохранилась на пересечении нынешней улицы Косыгина и проспекта Вернадского, но в ней квартируют не лыжники-физкультурники, а отдел ДПС ГУВД.