Византийский дворец. Напольное мощение хризотриклиния большого дворца в константинополе

Большой дворец византийских императоров

Большой дворец византийских императоров, располагавшийся к югу от храма Святой Софии, состоял из множества отдельных ансамблей (вероятно, по образцу дворца в Спалато). Первоначальным ядром комплекса был дворец Дафна, построенный императором Константином Великим еще в IV в. у самого Ипподрома и площади Августейон. Потом он расширялся и укреплялся стараниями других императоров - Юстиниана, Феофила и Василия Македонянина. Здания Большого императорского дворца и примыкавших к нему Магнаврского дворца и приморского дворца Буколеон занимали огромную площадь - 40 гектаров. Лабарт так писал о Большом дворце византийских императоров:

«Один Кремль может дать нам о нем некоторое понятие. Он состоял из семи перистилей (или сеней), восьми внутренних дворов, четырех церквей, девяти часовен, девяти молелен (или баптистериев), четырех гауптвахт, трех больших галерей, пяти зал для приемов и аудиенций, трех столовых, десяти отдельных частных покоев для членов императорского дома, семи второстепенных галерей, трех аллей, соединявших между собой различные части дворца, библиотеки, арсенала, открытых террас, манежа, двух бань, восьми отдельных дворцов, окруженных садами, и гавани».

Размерами и роскошью огромного дворца не могли надивиться многие средневековые писатели: он один с окружавшими его стенами занимал все пространство между морем и Ипподромом. Большой дворец византийских императоров вместо монументальных зданий имел множество маленьких и разделялся на три главные части - Халку, Дафну и собственно Священный дворец. Халка , о которой уже немного рассказывалось ранее, состояла из целого ряда комнат; входили в нее со стороны площади Августейон через железные двери, которые вели в сени. Эти сени, крытые черепицей из золоченой бронзы, состояли из полукруглого двора с поднимавшимся над ним сферическим сводом. Прямо против него находилось квадратное здание с куполом, сплошь украшенное мозаичными композициями на темы военных походов императора Юстиниана. В куполе были изображены император и его супруга Феодора, окруженные синклитом и празднующие триумф над побежденными вандалами и готами. Стены и пол Халки покрывали мраморные плиты.

В Халке размещались трибунал Лихна, приемный зал, большой парадный зал, несколько церковных зданий (часовня Спасителя и часовня Святых Апостолов) и три гауптвахты. Большой консисторий созывался в парадной зале, в которую вели три двери из слоновой кости. В глубине зала на возвышении был воздвигнут один из императорских тронов.

Часть Большого дворца, называвшаяся Дафна , начиналась большой крытой галереей, перед которой был портик с аркадами, ведущий в восьмиугольную залу. В этой части дворца располагалось много церковных зданий и залы для официальных собраний. Галерея, проходившая по верхним этажам, вела в маленьких дворец, занимавший почетное место на Ипподроме. В этом здании было много покоев, и император облачался там в свои парадные одежды, чтобы присутствовать на играх. Сановники, прибывавшие во дворец, оставляли свои носилки и лошадей в манеже, специально устроенном в пристройках.

Между Халкой и Дафной размещался Триклиний - столовая на девятнадцать лож, в которой и происходили официальные пиршества. Зал был разделен на две части: одна - для императора, другая - для приглашенных; обе освещались сверху. Вторая часть вмещала до трехсот гостей, которые в дни больших праздников пиршествовали лежа, как было принято в античном мире. Судя по рассказу Лиутпранда (чрезвычайного посла итальянского короля при византийском дворе), который в 943 г. присутствовал на таком пире, еду гостям подавали исключительно на золотой посуде. Фрукты, например, подавали в больших золотых вазах - таких тяжелых, что слуги передвигали их на тележках, покрытых пурпуром. Их поднимали с помощью блока, устроенного в потолке, с намотанными на нем тремя веревками, обтянутыми золотой кожей. Концы веревок были снабжены золотыми кольцами, которые прикреплялись к ручкам ваз. Несколько слуг, стоявших внизу, должны были приводить в действие этот аппарат, предназначавшийся специально для сервировки стола.

Священный дворец заключал в себе собственно императорский дворец. При входе в него находился атриумСигма, названный так за свою форму, напоминавшую эту греческую букву. Здесь придворные и высшие сановники ожидали выхода императора. За Сигмой шел перистиль, окруженный пятнадцатью мраморными колоннами. В центре его возвышался купол, поддерживаемый четырьмя колоннами из зеленого мрамора; они высились над троном, на котором во время празднеств восседал император. В центре перистиля располагался бассейн с серебряными краями, а посередине его - золотая ваза в форме раковины, полная редких фруктов, которыми угощали приглашенных.

С наружной стороны Священный дворец был выстроен из кирпича вперемежку с полосами светлого мрамора, а все соединительные помещения, притолоки окон и дверей, колонны и капители - из белесоватого мрамора. Вход в Священный дворец вел через Медные ворота. В резиденцию византийских императоров, которая располагалась со стороны моря, входили Жемчужный зал, Овальный зал, Зал Орла и многие другие.

С другой стороны Священный дворец террасами и галереями соединялся с дворцом Магнавра; на берегу стоял дворец Буколеон, соединявшийся с морем посредством молов и бассейна, к которому спускалась мраморная лестница. На самой вершине противоположной горы Каик-даг был выстроен монастырь; тут же находился маяк, где размещалась учрежденная императором Феофилом (по другим источникам - Львом Философом) наблюдательная «телеграфная станция», которая при помощи особой системы огней сообщала новости по всей империи - от столицы до границ. Чуть только показывался неприятель, на ближайших постах, располагавшихся на самых высоких точках гор, зажигали огонь. Все другие посты повторяли этот сигнал, передавая весть на станцию, устроенную в саду Большого дворца.

Особый военный отряд размещался в здании маяка, которое имело большое значение для безопасности империи. Однако это не помешало императору Михаилу III, прозванному Пьяницей и страстному любителю Цирка, уничтожить все сигналы. Потому что был случай, когда во время состязаний один из сигналов дал весть о замеченном враге - это испортило удовольствие императору и настроение народу.

Тронным залом императорского дворца являлся Хрисотриклиний (Золотая палата), возведение которого ученые обычно относят ко времени правления императора Юстина II, взявшего за образец храм Святых великомучеников Сергия и Вакха, о котором будет рассказано далее. В VII-XII вв. в Хрисотриклинии начиналась, завершалась или полностью совершалась большая часть придворных обрядов. Здесь византийские императоры ежедневно принимали чиновников и чаще, чем в других тронных залах, послов и знатных иностранцев. В Золотой палате производили в чины и должности, в ней давались пиры и обеды, здесь же начинались и оканчивались выходы императоров в храмы и другие тронные залы.

Хрисотриклиний непосредственно примыкал к жилым покоям византийских царей и их семейств, поэтому был самым удобным залом для ежедневных приемов сановников и для совершения обычных обрядовых действий. Царю стоило только выйти из своих покоев, и он уже оказывался в Золотой палате, между тем как другие тронные залы находились от царских покоев довольно далеко, разделяясь несколькими переходами и другими зданиями.

Золотая палата представляла собой перекрытый куполом восьмигранник, каждая грань которого широкой аркой соединялась с прилежащим сводчатым помещением. Арка напротив входа закрывалась двумя серебряными дверями, на которых были изображены Иисус Христос и Богоматерь. Во время торжественных приемов, когда народ только еще входил в Золотую палату, двери эти оставались закрытыми. Потом они растворялись, и в глубине появлялся император, одетый в пурпурный плащ, украшенный драгоценными камнями. Собравшийся народ в благоговении мгновенно падал ниц.

Восточная арка Золотой палаты была обширнее других и заканчивалась нишей, в ней на возвышении располагался великолепный царский трон, на котором императоры Византии восседали во время особо торжественных приемов. Было здесь и несколько более простых и менее роскошных переносных кресел, на которые цари усаживались во время обычных ежедневных или других простых приемов. Однако даже этим простым приемам придавалась та или иная степень важности - в зависимости от того, как был одет император и на какое из боковых кресел он садился.

Святыней Золотой палаты являлась икона Спасителя, перед которой цари ежедневно молились при выходе из своих покоев в Тронный зал и перед выходом из него после приемов, выражая свою покорность и благоговение перед Царем Царей.

Несколько дверей в восточной стороне Хрисотриклиния вели на прилегающий к нему дворик, представлявший собой открытую площадку. Эти двери, как и вообще все двери в Тронном зале, были отделаны серебром и потому назывались Серебряными. Когда цари проходили через них, обе их половинки держали два кувикулярия.

В центре потолка Золотой палаты висело большое паникадило, похожее на люстру. Как и другие залы Священного дворца, Хрисотриклиний освещался маслом, горевшим в паникадилах. Например, во время приема сарацинских послов в каморах были повешены серебряные паникадила, а центральное украшено драгоценными резными камнями. Маслом для освещения заведовал главный сторож и ключник Священного дворца, под началом которого (кроме помощника, заведовавшего царским парадным гардеробом) находились еще несколько сменных диэтариев.

В открытых двориках (илиаках) вокруг императорской резиденции располагались площадки с фонтанами посредине. Фонтаны эти выливали довольно значительную струю воды в большие великолепные чаши (фиалы). Площадки с фонтанами были весьма обширных размеров и во время торжественных праздников (царских приемов или скачек на Ипподроме) могли вместить очень много гостей.

С южной стороны к Хрисотриклинию примыкали покои царя и царицы, роскошно отделанные великолепными мозаичными изображениями и картинами.

Другая большая тронная палата Священного дворца - это зал Магнавра , который сам был как целый дворец. В этом зале императоры давали аудиенции послам. В глубине на возвышении, занимавшем всю ширину здания, располагался золотой трон, перед которым на ступеньках лежали два льва, изваянные из золота. За троном стояло золотое дерево, на ветвях которого «сидели» разноцветные птицы, искусно сделанные из золота и эмали, и «оглашали» зал своим радостным чириканием. Над низкими стенами шли галереи, предназначавшиеся для придворных дам. Упоминавшийся уже Лиутпранд писал, что во время приема иностранцев раскладывались все сокровища императорской казны - от драгоценностей до шитых золотом парадных одежд. Под звуки органа и пение хора появлялся император в золотых одеждах и увешанный драгоценностями. Чтобы еще больше поразить иностранных гостей в тот момент, когда они входили в зал, птицы на золотом дереве «взмахивали» крыльями, а львы «поднимались» и глухо «рычали». Когда посол лежал, распростершись перед троном (согласно этикету) и отдавая почести владыке Византии, император вместе с троном возносился кверху, а затем спускался уже в другом одеянии…

Через богато украшенные ворота, по мраморным террасам, которые вели к морю среди великолепных садов, можно было спуститься к императорской гавани. Окруженная со всех сторон могучими плотинами, гавань эта предназначалась исключительно для дворцовой службы. Здесь стояли наготове императорские яхты и быстрые галеры; отсюда император совершал свои морские прогулки; здесь он высаживался, если хотел избежать шумного официального приема. Отсюда же в случае народного восстания лучше всего было спасаться бегством…

Со временем Священный дворец сначала был оставлен, а потом и вовсе заброшен императором Эммануилом I Комнином, который в 1150 г. избрал своей резиденцией Влахерны. А Священный дворец постепенно ветшал и разрушался, остатки же его использовались для строительства других сооружений. В 1420-е гг. на месте, где стоял дворец византийских императоров, уже не было почти ничего, кроме немногочисленных развалин. Так что завоевавшие Константинополь турки, скорее всего, не застали даже следов его…

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

5. 4. Местные летописи бывших Византийских провинций Начинаются с Византийских событий, «пересаженных на местную почву» В XIII-XIV веках образованные социальные группы, – представители императорского двора, военные, ученые, писатели и т.п., – начинают покидать

автора Носовский Глеб Владимирович

2. 2. 4. Имена византийских императоров 4. (ВИ) – список имен императоров Восточной Римской Империи (Византии). Список начинается с императора Константина Великого (306 г. н. э.) и кончается императором Константином XI Палеологом, погибшим при взятии Константинополя турками в

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

2. Список имен Византийских – Ромейских императоров 2. 1. Описание списка «ВИ» имен Византийских императоров В этом разделе приведены результаты эмпирико-статистического анализа хронологического списка имен византийских императоров. Этот список был составлен изо всех

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

2. 1. Описание списка «ВИ» имен Византийских императоров В этом разделе приведены результаты эмпирико-статистического анализа хронологического списка имен византийских императоров. Этот список был составлен изо всех известных имен императоров Византийской (Ромейской)

Из книги Другая история искусства. От самого начала до наших дней [с иллюстрациями] автора Жабинский Александр

автора

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Большой Стрельнинский (Константиновский) дворец Его порой сравнивают со сказочной птицей феникс, возродившейся почти из небытия. Сегодня комплекс Большого Стрельнинского (Константиновского) дворца самое привлекательное и посещаемое место по дороге в

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе Голубая мечта барокко. Так порой называют Екатерининский дворец Царского Села.Царское Село – парадная летняя резиденция российских императоров.Уже в XVIII веке Царское Село было признано одной из лучших царских резиденций

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Большой Павловский дворец в Павловском парке Павловский парк считают самым ярким примером пейзажного парка.Его называют самым романтическим и тенистым. И – самым поэтичным из парковых ансамблей пригородов Петербурга. Специалисты считают его и самым цельным из

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Большой Гатчинский дворец Неповторимая Гатчина. Она и впрямь неповторима, ведь это единственное место в России, где обитали нимфы. А как иначе можно расценить то, что именно на балы в гатчинский дворец дамам не просто рекомендовалось, а предписывалось надевать платья

Из книги Повседневная жизнь Кремля при президентах автора Шевченко Владимир Николаевич

Большой Кремлевский дворец Строительство Большого Кремлевского дворца - резиденции русских государей - началось 30 июня 1838 года по повелению императора Николая I. Старый Елизаветинский дворец, построенный в XVIII веке на месте древнего «государева двора», был слишком

Из книги История Византийской империи автора Диль Шарль

СПИСОК ВИЗАНТИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ Династия Константина Константин I Великий, 306-337, единовластное правление 323-337 Констанций II, 337-361, единовластное правление 353-561 Юлиан, 361-363 Иовиан, 363-364 Валент, 364-378 Династия Феодосия Феодосий I Великий, 379-395 Аркадий, 395-408 Феодосий II,

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА LIII Положение восточной империи в десятом столетии. - Объем и разделение. - Богатство и государственные доходы. - Константинопольский дворец. - Титулы и должности. - Гордость и могущество императоров. - Тактика греков, арабов и франков. - Латинский язык предан забвению. -

Из книги Василий III автора Филюшкин Александр Ильич

Потомок византийских императоров Василий родился в ночь с 25 на 26 марта 1479 года. Крещен он был 4 апреля в Троице-Сергиевом монастыре знаменитым ростовским архиепископом Вассианом Рыло и троицким игуменом Паисием. Он был наречен в честь Василия Исповедника, епископа

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Большой Царскосельский дворец Дворцовые сооружения российских императоров всегда отличались размахом и пышностью убранства. Но то, что возведено в Царском Селе, превосходит всякое воображение. Ибо если представить себе 300-метровой длины богато декорированное здание,

Из книги Легенды и были Кремля. Записки автора Маштакова Клара

БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ С Большого Каменного моста открывается грандиозная панорама Кремля, торжественность которой возвеличивает Кремлевский дворец. Знакомый силуэт этого здания известен многим москвичам, но далеко не все знают, что это за дворец, кем и когда

Турция, 28.05 - 18.06. 2013 г.
Стамбул, 30.05 - 6.06. 2013 г.

В 324 году, после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий посетил небольшой городок империи - ВизАнтий .

Легенда говорит, что город был основан в Vll в. до н. э. Визасом - сыном Посейдона и Кэроэссы, дочери Зевса. А боги в плохом месте не поселятся, Византий был очень удачно расположен - на берегу Мраморного моря, у пересечения Босфора и Золотого Рога. Город контролировал Босфор и, соответственно, торговые пути из Европы в Азию и из Черного моря в Эгейское. Находясь на полуострове, Византий легко мог себя защитить .

Высоко оценив стратегическое положение ВизАнтия, император разворачивает здесь крупнейшее строительство - строит новые дворцы и храмы, перестраивает ипподром, возводит крепостные стены.

Константин одержимо загорелся мечтой создать город, изначально и всецело подвластный только ему одному, который символизировал бы начало новой эпохи в истории Рима. Это должен был быть необыкновенно красивый город с новой архитектурой, новой идеологией и, главное, с новой религией.

Копьем Константин начертил будущие границы города. Его свита поразилась масштабности его замысла. В ответ он заявил: "Я пойду так далеко, как позволит мне Тот, Кто ведет меня".

Со всех концов империи в ВизАнтий свозились произведения искусства: картины, скульптуры, лучшие языческие памятники Рима, Афин, Александрии, Эфеса, Антиохии.

11 мая 330 года Константин переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его официально Новым Римом, а для души - Константинополем .


Новая столица строилась на семи холмах по образу и подобию древнего Рима. Но императоры Византии и ее архитекторы превзошли римлян, создав шедевры инженерной мысли.

Самый длинный водопровод древности...

Обо всем этом и многом другом, подробнее...

Римляне и греки знали толк в отдыхе и развлечениях. Театр, стадион, ипподром, термы - непременные атрибуты древнеримских и греческих городов.
Строительство Ипподрома в ВизАнтии было начато еще римским императором Септимием Севером в 203 году. В 330 - 334 годах император Константин, создавая новую столицу, полностью перестраивает Ипподром.
Ипподром был одним из самых огромных сооружений древнего Константинополя и центром общественно-политической жизни столицы. Его размер составлял 450 метров в длину и 120 метров в ширину, вместимость ипподрома составляла 100 000 человек.


Реконструкция Константинопольского Ипподрома

С трех сторон Ипподром окружала Сфенда - зрительские трибуны. Четвертую сторону замыкала Кафисма - большая постройка с ложами для сановников и императорской трибуной. Императорская трибуна была соединена крытым переходом с Большим Императорским Дворцом, расположенным рядом с Ипподромом. Кафисму увенчивала бронзовая Квадрига - четверка лошадей, привезенная из Греции.

По центру арены располагался невысокий разделительный барьер шириной 10 метров - спИна. на нем возвышались колонны, обелиски, статуи, привезенные в разное время из разных уголков империи.

Самого Ипподрома мы не увидим - он скрыт по многометровым слоем земли, хотя очертания его угадываются легко. Сохранились только обелиски Феодосия и Константина, и Змеиная колонна. А также южная часть Сфенды на склоне над морем.

Змеиная колонна была привезена из дельфийского святилища Аполлона в Греции в 326 году по приказу императора Константина Великого. Колонна символизировала победу 479 года до н. э. греческих городов-государств над персами при Платеях.

В оригинале эта колонна, высотой 6,5 метров, состояла из трех переплетенных змей и была увенчана трехногой золотой чашей, причем сами змеи были вылиты из бронзовых щитов павших персов. Одна из змеиных голов находится в археологическом музее Стамбула . В византийские времена колонна была фонтаном и имела 29 углублений на бронзовом основании.

Когда-то колонна стояла на возвышении, но постепенно вместе со всем Ипподромом уходит под землю. Т. е. уровень грунта поднимается.

Египетский обелиск или обелиск Феодосия был привезен из Луксора в 390 году по приказу императора Феодосия l и установлен на Ипподроме на специально изготовленном мраморном постаменте. На постаменте изображены разные сцены с участием императора Феодосия и сцена установки самого обелиска на Ипподроме. Его возраст датируется XVl в. до н. э ., а выглядит очень даже современно. О н изготовлен из бело-розового асуанского гранита, его вес достигает 300 тонн.

На всех сторонах обелиска - египетские иероглифы, изображающие героические деяния фараона Тутмоса lll. В оригинале высота обелиска была 32,5 метра, но при перевозке он был укорочен до 18,8 м (вместе с постаментом).

Эта сцена на постаменте изображает Феодосия на императорской трибуне во время соревнований с лавровым венком для победителя.


Здесь у болельщиков в руках - шарфики, цветом которых они поддерживали свои команды и, соответственно, партии.

Ажурная каменная колонна Константина была построена из каменных блоков по приказу императора Константина Vll в честь памяти своего деда Василия l. Первоначальная высота колонны была 32 метра, она была покрыта позолоченными бронзовыми листами. Сейчас высота колонны 21 метр.

Сфенду Ипподрома можно посмотреть, спустившись по узким улочкам Стамбула ближе к морю. На ней стоит какое-то здание, под ней - кафе.

Многочисленные арки заложены или используются местными жителями. Сфенде константинопольского Ипподрома почти 1700 лет.

Рядом с Ипподромом император Константин Великий начинает строительство Большого Императорского Дворца .

Большой Дворец в Константинополе оставался главной резиденцией византийских императоров на протяжении 800 лет, с 330 по 1081 гг. Он был заложен Константином Великим, перестроен Юстинианом и расширен Феофилом. Детей императора, рожденных в Порфирной зале Дворца называли порфирородными, или багрянородными. Это был титул, который нельзя купить или получить в наследство или в подарок.

К Дворцу были пристроены галереи, соединяющие его с Св. Софией и Ипподромом. Император мог, не выходя из дома, перейти из Ипподрома в Айя-Софию.

Карта из Википедии

В начале ХХ века при пожаре было обнаружено несколько фрагментов Большого Императорского Дворца - тюремные камеры, захоронения и залы с мозаичным полом Vl в. В ходе последующих раскопок была вскрыта четверть его территории.

В 1953 году на месте, где во время раскопок 1938 года были обнаружены полы, выложенные мозаикой, открылся маленький Музей мозаик.

Мозаики Большого Дворца ученые относят к периоду правления императора Юстиниана (Vl в). Они гораздо старее мозаик в монастыре Хора и храме Св. Софии. Сюжеты на них античные - уборка урожая, охота, картинки из серии жизнь животных.

Здесь можно отыскать леопардов, пожирающих антилопу, охоту на зайца, обезьяну, срывающую с пальмы банан, девушку с амфорой, верблюда с детьми на спине, доение коз и многое другое.

Изображения выполнены с большим мастерством из цветных 5-миллиметровых кубиков из известняков различной породы, мрамора и смальты на белом фоне.
Различные эпизоды отделяются друг от друга деревьями, постройками, скалами, мифическими существами.

Вся напольная мозаика воспринимается как огромный ковер, обрамленный широким бордюром. Поражает богатство фантазии, легкость передачи движений людей и животных, выражений лиц у людей.

Картины словно написаны кистью художника, переданы мельчайшие детали. Даже фон не просто так выложен белой мозаикой, а в виде чешуи.

Сохранилась стена от Буколеонского дворца на южной стороне у Мраморного моря.

Дворец Буколеон был частью Большого Императорского Дворца, приморской резиденцией императоров Византии . Название произошло от статуй быков и львов, украшавших здешнюю гавань. Сохранившиеся руины были воздвигнуты императором Феофилом. На стене был балкончик, с которого император мог любоваться морскими пейзажами.

Строя и укрепляя новую столицу, прославляя Всевышнего, император Константин Великий не забывал о себе любимом, стремясь прославить и сохранить в веках свое имя.

Ф орум императора Константина располагался на нынешней площади Чемберлиташ в Стамбуле . Здесь была колоннада, статуи языческих богов и христианских святых, привезенные из разных храмов империи.

Центральное место на форуме занимала величественная колонна с мраморной капителью на вершине. А на капители была воздвигнута золотая статуя Константина Великого в виде бога Аполлона с семью лучами, исходящими из его головы.

Реконструкция Форума Константина

В статую был вплавлен гвоздь от Креста Сына Божьего. Высота памятника составляла 38 метров, воздвигнут он был в 330 году по указанию императора Константина и простоял 800 лет, прославляя первого императора великой Империи.

Согласно легенде, под основанием колонны император собственноручно замуровал тайник со святыми реликвиями - топорищем от топора Ноя, кресалом Моисея, остатками хлебов Иисусовых и "Палладиумом" - деревянной статуэткой Афины Паллады из Илиона, хранившейся до этого в Риме.

Крестоносцы прорыли штольню под колонной в поисках святых реликвий. Реликвии не нашли, а фундамент повредили.

В 1779 году сильный пожар уничтожил постройки на форуме, а на колонне остались черные пятна от огня. Почерневшая и растрескавшаяся колонна была укреплена железными обручами, а ее основание - бандажной кладкой.

Турецкое название памятника - Чемберлиташ, что означает Колонна с обручами, или Опоясанная колонна. Европейцы называют его Обожженной колонной. Колонне Константина Великого почти 1700 лет.

В результате масштабного строительства Константинополь увеличился в несколько раз. Растущему населению города катастрофически не хватало пресной воды - в пределах города не было источников. В отличие от других столиц, Константинополь не стоял на реке.

Константин планировал мощное водоснабжение города, но этот план был осуществлен уже его преемниками.

Византийцы построили самый длинный водопровод тех времен. По нему ключевая вода перемещалась на 650 км. Водопровод включал подземные туннели, каналы на поверхности земли и много акведуков. Недавно британские археологи исследовали маршрут византийского водопровода и обнаружили в дремучих лесах скрытые от глаз 19 акведуков, некоторые из них хорошо сохранились, только сильно заросли зеленью. Древние строители строили на века и их строения отличались красотой и изяществом, хоть и находились далеко за городом, в безлюдной местности. Их акведуки больше похожи на триумфальные арки - двух-, трехуровневые, с красивыми карнизами, тонкой резьбой по камню, они сделаны так, словно должны были стоять в центре города.

Акведук Валента - часть этого водопровода. Двухъярусный эстакадный акведук, введенный в действие в 369 году, протяженностью почти один километр, высотой 26 метров. Под ним сейчас проходит оживленная автомагистраль города - бульвар Ататюрка в Стамбуле .

По свинцовым трубам, проложенным по верху акведука, вода поступала в город вплоть до середины XlX века.

Подвести воду к Константинополю было решением лишь половины проблемы. Воду надо было где-то хранить, а места в городе не было. Византийские инженеры построили удивительную систему подземных водохранилищ - цистерн. Их выкапывали в огромном количестве - под дворцами, церквями, жилыми домами и очень красиво оформляли. Не как подсобные помещения, а как дворцы - мраморные колонны, высокие своды, арки. Стремление к красоте было у византийцев в крови. Византийцы не могли строить не красиво. Все, что они создавали, должно было быть прекрасно.

Крупнейшее из водохранилищ - цистерна Базилика (lV - Vl вв.) Строительство цистерны было начато при императоре Константине Великом и закончено при императоре Юстиниане.

Вход в цистерну Базилику:

Размеры подземного сооружения 145 на 65 метров, емкость - 80 000 куб. метров.

Сводчатый потолок поддерживают 336 колонн 8-метровой высоты, стены сделаны из огнеупорного кирпича толщиной 4 метра и покрыты специальным водоизоляционным раствором.

Большая часть колонн взята из различных античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки. У двух колонн в основании голова медузы Горгоны. Неизвестно откуда они привезены и какому храму принадлежали раньше.

Колонна с завитками. Положено вставить палец в отверстие, прокрутить и загадать желание.

Рядом - бассейн желаний, куда бросают монетки. Рыбы плавают в большом количестве, туристы их подкармливают. Раньше жители, стоявших над цистерной домов, ловили рыбу не выходя из дома, через дырки в полу.

Цистерна активно использовалась до XVl века, потом была заброшена и сильно загрязнена. В 1987 году цистерну очистили и открыли в ней музей.

Здесь снимали эпизоды фильма о Джеймсе Бонде "Из России с любовью".

Рядом с цистерной Базиликой - невзрачный столб из песчаника. Это Million Stone , нулевая миля Константинополя, часть ворот Милиариум Аурелум, на которых были нанесены расстояния до важнейших городов Византии .

Цистерна Феодосия (420 г.) - одна из подземных константинопольских цистерн размером 45 на 25 метров. Купольные своды поддерживаются 32 мраморными колоннами 9-метровой высоты. Отреставрирована, охраняется ЮНЕСКО, является музеем, но - всегда закрыта.

Цистерна Зейрек (1118 - 1143 гг.) Подземное водохранилище, которое считается третьим по величине в Стамбуле . Размеры 50 на 20 метров. Закрыто на реставрацию.

Водохранилища поддерживали достаточное водоснабжение города даже летом, когда акведук давал очень мало воды. Благодаря системе водохранилищ население Константинополя выросло до поразительных для того времени размеров.

Продолжение следует...

Наши добровольцы соберут информацию со всех местных сайтов, переведут на русский и опубликуют. Сделайте Ермак Трэвел Вашим личным окном в мир.

Великий Дворец Византийских Императоров

Описание Великого Дворца Византийск их Императоров

В византийские времена на нынешнем Султанахмете стоял Великий Дворец Византийских Императоров, также известный как Священный дворец (греческий: Ἱερὸν Παλάτιον, Хиерон Палатион, латинский: Sacrum Palatium), который в свое время расцвета не имел равных в Европе. Он мог ослепить любого средневекового посетителя своим богатством. Этот огромный комплекс зданий, включая королевские апартаменты, государственные комнаты, церкви, дворы и сады. Он простирался над наклонным, террасовым участком от Ипподрома до императорской гавани на берегу Мраморного моря. Великий Дворец был построен поэтапно, начиная с Константина Великого в IV веке. Он был увеличен Юстинианом после пожара, вызванного восстанием Ники в 532 году. Позднее императоры, особенно Василий I, увеличили его дальше. После нескольких сотен лет использования он был окончательно покинут во второй половине XIII века в пользу Влахернского дворца и ли Дворца Блачерна . Турецкие султан снесли большую часть Дворца Византийских Императоров, чтобы построить Голубую мечеть . Но некоторые фрагменты дворца сохранились. Конечно Музей Мозаики дает некоторое представление о том великолепие интерьера, котрый царил в сердце Византийской империи.

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Помпеи Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Парфенон Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

История Великого Дворца Византийск их Императоров

Когда Константин I переместил римскую столицу в Константинополь в 330 году, он спланировал дворец для себя и своих наследников. Дворец Византийск их Императоров был расположен между Ипподром и Собором Святой Софии . Комплекса дворца был перестроен и расширен несколько раз за свою историю. Большая часть комплекса была разрушена во время беспорядков Ники в 532 году. Он была щедро отреставрирована императором Юстинианом I.

Центральной частью Великого Дворца Византийских Дворцов занимала большая площадь - Августеон. Она простиралась от собора Святого Софии до дворца. Площадь Августеона была окружена собором св. Софии на севере, Термы Зевксиппа и Ипподром на юго-западе, на востоке Сенат и Магнаврский дворец, и на юге императорская резиденция. После пожара Августеон был расширен и украшен белыми портиками, поддерживаемыми двумя рядами колонн. Сама площадь была выстлана мрамором. На Августеоне неподалёку от Золотой колонны, от которой расходились дороги империи, была возведена бронзовая колонна, увенчанная конной статуей императора Юстиниана. Византийский историк Прокопий пишет, что статуя императора обращена востоку, с державой в левой ладони и протянутой правой рукой, как символ власти над варварами. Это довольно странное направление так как император Юстиниан особенно отличился своими походами против варваров на Западе. На довольно короткий период он сумел вернуть Византийской империи многие территории Западной Римской Империи. Император был облачён в доспехи в вйде греческого героя Троянской войны Ахилла.

Дальнейшие расширения и изменения были заказаны императорами Юстинианом II и Василием I. Однако к моменту правления Константина VII его ветхое состояние заставило византийских императоров потратить огромные суммы на ремонт. Однако с начала 11 века византийские императоры отдали предпочтение Влахернскому дворцу как имперской резиденции, хотя они продолжали использовать Большой дворец Византийских императоров в качестве основного административного и церемониального центра города. Он значительно сократился в течение следующего столетия, когда части комплекса были разрушены или заполнены щебнем. Во время осады Константинополя во время Четвертого Крестового похода Великий Дворец Византийск их Императоров был разграблен солдатами Бонифация Монферрата. Хотя последующие латинские императоры продолжали использовать дворцовый комплекс, им не хватало денег на его содержание. Последний латинский император, Болдуин II, дошел до тото, что разобра; крыши дворца и продал их.

Следовательно, когда город был отбит силами византийского императора Михаила VIII Палеолог в 1261 году, Большой дворец находился в состояние негодности. Императоры Палеологи в значительной степени отказались от этого, управляя Византийской империей из Влахернского дворца и используя своды бывшего Великого Дворца как тюрьму. Когда Мехмед II вошел в город в 1453 году, он обнаружил, что дворец разрушен и заброшен. Когда он бродил по своим пустым залам и павильонам, он, как утверждается, прошептал цитату персидского поэта Фердоузи.

Для убранства дворца использовались мозаики, мраморные покрытия и шелка, а также разнообразные предметы роскоши для интерьеров. Кроме того, в дворцовых мастерских выполнялись работы по слоновой кости, золоту и серебру, переписывались и украшались рукописи. Остальные помещения дворца занимали сокровищницы, оружейные склады, сады, площадки для игры в мяч и личные покои императорской семьи. Личные покои имели выход прямо к морю — разного рода лестницы, колоннады, крытые переходы и террасы.

Главный вход в Большой дворец в Константинополе проходил через т. н. Медный Дом, который имел монументальные бронзовые двери и замечательные потолочные инкрустации бронзой и мозаиками. Стены были облицованы белым мрамором с голубыми прожилками, местами был вставлен зеленоватый мрамор и красный песчаник. Прямо у входа стояли две бронзовые фигуры лошадей — считалось, что они обладают магическими свойствами и ограждают императорские ворота от шума и беспокойства, которое могли причинить настоящие лошади. В центре пола в Медном Доме находился т. н. Медный пуп, т. е. порфировый круг, на котором император в дни амнистий торжественно предавал огню долговые расписки.

За впечатляющим входом во дворец располагалось несколько больших дворцов, которые постоянно перестраивались, расширялись и украшались. Известно, что там были дворцы Буколеон, Схолэ и Дафнэ. Во дворце Дафнэ находилась императорская ложа, выходившая на ипподром. Большие залы дворцов в плане напоминали базилику. Во дворцах сильно ощущалась церковная атмосфера, к тому же в них хранилось много святых реликвий. Знамя Константина хранилось в Зале Советов (Консистории). Зал Хризотриклиний, двери которого были сделаны из чистого серебра, служил местом хранения императорских регалий. В центре этого зала стоял стол, также отлитый из чистого серебра. Самый знаменитый зал находился во дворце Магнаура, где стоял огромный трон, сделанный для императора Феофила в IX в. В этом зале император осуществлял свои самые пышные и театрализованные придворные ритуалы. Сначала он появлялся перед посетителями сидящим на троне в роскошном наряде, но когда после первого изумления гости поднимали головы, они видели, что трон приподнялся в воздух, а император сидит на нем уже в другом облачении. По сторонам трона оживали золотые механические львы, они издавали рычание и потряхивали хвостами. В центре зала стояло золотое дерево с механическими птицами на ветвях. Птицы могли хлопать крыльями и петь. Кроме того, в зале еще звучала музыка, поскольку в нем находились два органа — один серебряный, другой золотой.

По гг. Он был заложен Константином Великим между Ипподромом и Святой Софией , перестроен Юстинианом и расширен Феофилом . Детей императора, рождённых в Порфирном зале дворца, называли порфирородными .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    К сооружению дворцового комплекса Юстиниан приступил вскоре после восстания Ника , в ходе которого при пожаре пострадала значительная часть построек старых императорских палат Константина. Центральной частью священных палат являлась большая площадь - Августеон , простиравшаяся от храма святой Софии до дворца. С четырёх сторон площадь окружали постройки - храм св. Софии на севере, Термы Зевксиппа и Ипподром на юго-западе, на востоке Сенат и Магнаврский дворец , и на юге императорская резиденция.

    После пожара Августеон был расширен и украшен белыми портиками , поддерживаемыми двумя рядами колонн, земля была выстлана мрамором . На площади неподалёку от Золотой колонны, от которой расходились дороги империи, была возведена бронзовая колонна , увенчанная конной статуей Юстиниана. Прокопий пишет, что император был представлен с лицом, обращённым к востоку, с державой в левой ладони и протянутой правой рукой, «дабы повелевать варварам». Император был облачён в доспехи, в которых обычно изображался Ахилл .

    Перед зданием Сената был выстроен портик с шестью беломраморными колоннами, украшенный статуями. В термах Зевксиппа, где Константин собрал коллекцию античных статуй, Юстиниан приказал восстановить разноцветные мраморные орнаменты, пострадавшие в пожаре. Императорская резиденция была отстроена заново с пышностью, которую, по словам Прокопия, невозможно передать словами. С юго-западной стороны под портиками находились железные двери, которые вели в сени, называемые Халкой. Войдя в двери, посетители проходили полукруглым двором в большую залу с куполом, который Юстиниан вторично перестроил в 558 году . Пол был сделан из цветного мрамора, окаймляющего большую круглую плиту из порфира . Панели стен тоже были из цветного мрамора. По верху располагались большие мозаичные полотна, изображавшие Юстиниана и Феодору в праздничных одеждах в окружении сенаторов, сцены вандальской и итальянской войн, триумф Велисария , представляющего побеждённых королей императору.

    Двустворчатая бронзовая дверь вела из ротонды Халки в караульные помещения, называемые портиками схолариев, протекторов и кандидатов . Это были обширные залы, служившие помещениями для дворцовой стражи, и, кроме того, они включали парадные комнаты, в одной из которых находился под куполом большой серебряный крест. Наконец, посредством широкой аллеи, окаймленной колоннами и прорезающей квартал гвардейцев, попадали в сам дворец, где прежде всего вступали в большой Консисторион . Это был тронный зал, в который с трёх сторон вели двери из слоновой кости, задрапированные шелковыми занавесями. Стены были украшены драгоценными металлами, пол убран коврами. В глубине залы на трехступенчатом возвышениями между двумя статуями Виктории с распущенными крыльями находился трон, покрытый золотом и драгоценными камнями. Над троном возвышался золотой купол, поддерживаемый четырьмя колоннами. Позади трона три бронзовые двери открывались на лестницы, которые вели во внутренние покои.

    Приём в Консисторионе проводился в дни больших праздников, при назначении высших сановников и встрече иностранных послов. Рядом с Консисторионом находился большой Триклиниум или Триклиниум девятнадцати лож . Это был большой роскошно убранный зал, в котором устраивались пиры в честь иностранных послов или высоких сановников, также в Триклиниуме проводились некоторые церемонии, как коронование императрицы, прощание с покойным императором. Рядом находилась церковь Спасителя служившая во времена Юстиниана дворцовой церковью. Весь описанный комплекс был одноэтажным и назывался Халкеи, все строения которой фасадами были направлены в сторону Августеона. Позади апартаментов Халкеи возвышался большой дворец Дафна. Комплекс Халкеи связывали с дворцом множество аллей, дворов и галерей.

    Вход во дворец находился против юго-восточных ворот ипподрома. Дворец был двухэтажным и имел два крыла, которые окружали большой двор, часть которого занимал личный манеж императора. Первый этаж строений занимали придворные службы. На втором этаже находились личные покои императора, в том числе самые роскошные залы палат. Это были три залы - «триклиниум Августеос», «восьмиугольная гостиная» и «коитон Дафны». Залы дополнялись широкой террасой с которой открывался вид на море. Терраса являлась частью галереи Дафны, в которой находилась статую нимфы, которую привез Константин из Рима . С другой стороны находилась галерея, соединявшая церковь Св. Стефана, Дафну с ложей императора на ипподроме «Кафизмой», которая представляла собой дворец, где позади ложи находились комнаты для приёмов и отдыха. В этой части Палат, как и в Халкеи находились только приемные и служебные помещения. Для жилья использовались два дворца находившиеся между Дафной и морем - «Хризотриклиниум» и «Трикон». Описания их убранства не сохранилось.

    Комплекс священных палат дополнял уединённый «триклиниум Магнавара», отреставрированный Юстинианом с большим великолепием. Ко дворцу были пристроены галереи, соединившие его со Св. Софией. Таким образом, император мог, не покидая своего дома, перейти из ипподрома в церковь. В завершение всего, Юстиниан включил в расширенный комплекс дворцовых построек свой старый дом, в котором жил до воцарения