Кто является главой страны великобритании. Кто был первым президентом великобритании

цитата из Конституции Канады:

«Елизавета Вторая, Божьей милостью Королева Великобритании, Канады и других королевств и территорий, Глава Содружества, Защитница Веры, Всем, к кому могут иметь какое-либо отношение настоящие положения, Привет».

Именно так - «с приветом».

Если быть совсем точным, процитированный документ называется «Прокламация о Конституционном акте 1982 года». И он открывает Конституцию страны кленового листа. Для тех, кто не знает устройства этой страны и думает, что Канада — демократическая республика, скажу сразу — это не так. Канада — монархия. Глава страны — британская королева. Скажете, что она только «для мебели» и «царствует, но не правит»? Тогда почитайте список полномочий королевы Великобритании. Главы не только Великобритании, Канады, и Австралии - всего 15-ти государств.

Королева является главой государства и представляет его во внешних сношениях , если вместо нее на встречу едет премьер-министр, то только потому, что королева его УПОЛНОМОЧИЛА это делать.

Королева Великобритании является верховным главнокомандующим вооруженными силами , именно она объявляет войну или заключает мир.

Королева является главой англиканской церкви .

Либералы очень любят говорить о «разделении ветвей власти». Так вот в случае с британской (шотландской, канадской, австралийской и т.д.) королевой дело обстоит совсем не по-либеральному:


  1. Королева - глава исполнительной власти.

Она назначает или снимает премьер-министров и министров , а также всех гражданских служащих, которые состоят «на службе Ее Величества».

Причем она не обязана назначать на должность премьера главу победившей на выборах партии, может назначить КОГО УГОДНО. Лишь следуя сложившемуся за двести лет ОБЫЧАЮ, а НЕ ЗАКОНУ, премьер-министром Великобритании монархом назначается лидер партии, победившей на выборах, а министры — по его предложению!


  1. Королева — глава законодательной власти. Монарх в Великобритании является частью парламента наряду с палатой лордов и палатой общин. Монарх имеет право абсолютного вето на любой закон, принятый парламентом, однако последний раз это право было применено в 1707 году, за что получило прозвище «спящего полномочия». Только королева имеет право досрочно распускать палату общин, то есть британский парламент. Когда должны состояться выборы, то премьер-министр страны едет к королеве с просьбой распустить парламент, чтобы могли состояться новые выборы. Предлагать премьер может, но полномочия на роспуск есть только у монарха .


  1. Королева является главой судебной системы. Она может отменить любой приговор.

Таким образом, к оролева Великобритании возглавляет все три ветви власти (исполнительную, судебную и законодательную), ее полномочия ограничены не законом, а обычаем, и при этом для всего мира ломается комедия «царствует, но не правит».

По итогам референдума в Шотландии, королева Елизавета II останется главой Шотландии В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ! Поэтому нет никакой разницы, каковы будут итоги референдума - англосаксы не будут терять контроль над Шотландией.

Вот такая вот демократия - королева отменяет любой приговор, назначает кого угодно вне зависимости от результатов выборов и является главой церкви..

Великобритания - унитарное государство с конституционной монархией . Королева Елизавета II является главой государства Соединённого Королевства и ещё пятнадцати независимых стран Содружества . Монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение» . Великобритания не имеет конституции как единого документа , как и всего лишь у трёх стран в мире - Новой Зеландии , Израиля и Сан-Марино . Конституция Великобритании состоит в основном из собрания различных письменных источников, включая статуты, судебных прецедентов и международных договоров, наравне с конституционными обычаями. Поскольку нет никакой технической разницы между обычными статутами и «конституционным правом», парламент Великобритании может провести «конституционную реформу» просто приняв очередной закон, и, таким образом, имеет возможность изменить или отменить практически любой письменный или неписаный элемент конституции. Однако стоит отметить, что ни один парламент не сможет принять закон, который следующий созыв не смог бы изменить .

Правительство

Великобритания имеет парламентарное правительство , основанное на вестминстерской системе , которую также используют по всему миру - наследие былой славы Британской империи . Парламент Великобритании , заседающий в Вестминстерском дворце , имеет две палаты: выборная Палата общин и назначаемая Палата лордов . Любой принятый документ требует Королевской санкции , чтобы стать законом. Парламент является главным законодательным институтом Великобритании, поскольку делегированный парламент Шотландии , а также ассамблеи Северной Ирландии и Уэльса не являются суверенными органами и, теоретически, британский парламент может их упразднить.

Позиция Премьер-министра , главы правительства Великобритании, принадлежит члену парламента, который сможет получить поддержку большинства в Палате Общин, обычно текущий лидер крупнейшей политической партии в палате. Формально премьер-министр и его кабинет назначаются монархом для формирования Правительства Её Величества , однако премьер-министр сам собирает кабинет и, по традиции, королева уважает выбор премьер-министра .

Вестминстерский дворец , место заседаний обеих палат парламента Великобритании.

Кабинет министров Великобритании обычно выбирается из членов партии премьер-министра в обеих палатах парламента, но в основном из Палаты Общин, перед которой он ответственен . Исполнительная власть осуществляется премьер-министром и кабинетом, которые все приносят присягу Тайному совету Великобритании . Достопочтенный Дэвид Кэмерон , лидер Консервативной партии стал премьер-министром, Первым Лордом Казначейства и Министром Общественной Службы 11 мая 2010 года . Для целей выборов в Палату Общин Великобритания поделена на 650 избирательных округов где каждый отдельный член парламента выбирается обычным большинством . Общие выборы объявляются монархом тогда, когда ему советует это сделать премьер-министр. Парламентские акты 1911 и 1949 годов требуют, чтобы новые выборы были объявлены не позднее, чем спустя пять лет с предыдущих .

Тремя основными партиями Великобритании являются Консервативная партия , Лейбористская партия и Либеральные демократы . Во время общих выборов в 2010 году эти три партии получили 622 места из 650 возможных в Палате Общин . Большинство остальных мест были получены маленькими партиями, которые участвовали в выборах только в одной части Британии: (только в Шотландии), Партия Уэльса (только Уэльс) и , Социал-демократическая и лейбористская партия , Ольстерская юнионистская партия и Шинн Фейн (все - только в Северной Ирландии, хотя Шинн Фейн также участвует в выборах в Республике Ирландия). В соответствии с политикой партии ни один член парламента из партии Шинн Фейн никогда не присутствовал в Палате Общин для представления интересов своего избирательного округа, поскольку члены парламента обязаны принести присягу монарху, что идет вразрез с политикой партии. Стоит правда отметить, что нынешние пять членов Шинн Фейн с 2002 года пользовались своими офисами и другими возможностями в Вестминстере . Для выборов в Европейский парламент Британия имеет 72 депутата, выбранных в 12 округах с несколькими победителями в каждом .

Делегированные национальные администрации

См. также:

Здание в Эдинбурге , где заседает Парламент Шотландии .

Шотландия , Уэльс и Северная Ирландия имеют свои собственные исполнительные власти , возглавляемые Первым Министром и деволюционную однопалатную законодательную власть. Англия, крупнейший регион Великобритании, не имеет ни исполнительной, ни законодательной власти и управляется напрямую Британским правительством и парламентом по всем вопросам Эта ситуация создала так называемую «проблему Западного Лотиана », связанную с тем, что депутаты из Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии могут голосовать, и иногда иметь решающую роль , по вопросам, касающимся Англии, которые решаются делегированными законодателями самостоятельно в своих регионах .

Шотландские Правительство и парламент имеют широкую власть по всем вопросам, которые не отнесены специальным образом в ведение Британского парламента, включая образование , здравоохранение , законы Шотландии и местное самоуправление . После победы на выборах 2007 года Шотландская национальная партия , выступающая за независимость, сформировала шотландское правительство с партийным лидером Алексом Салмондом во главе . Юнионистские партии ответили созданием комиссии по Шотландской деволюции , который в 2009 году подготовил рекомендации по делегированию дополнительной власти, включая контроль за половиной собираемых в Шотландии налогов . На выборах 2011 года национальная партия вновь выиграла и получила большинство в Шотландском парламенте .

Правительство Уэльса и Национальная ассамблея Уэльса имеют более скромную власть, чем шотландские . После принятия Акта об Управлении Уэльсом в 2006 году ассамблея могла принимать законы касательно делегированного региона через Согласия Ассамблеи после получения отдельного разрешения по конкретному закону от Вестминстера через «Законодательный Приказ» , однако с мая 2011 года Ассамблея может издавать законы через принятие Актов Ассамблеи без необходимости дополнительных разрешений. Нынешнее правительство было сформировано после выборов 2011 года и имеет лейбористскую администрацию, ведомую Карвином Джонсом, который был Первым Министром ещё коалиционной администрации Лейбористов и партии Уэльса с декабря 2009 года .

Кабинет министров Северной Ирландии и Ассамблея имеют власть более близкую к уровню Шотландии. Кабинет министров имеет двоевластие , Первый министр Питер Робинсон (Демократическая юнионистская партия ) и замещающий Первый министр Мартин Макгиннесс (Шинн Фейн ) .

Швейцария - федеративнаяреспублика, включающая 26кантонов(20 кантонов и 6 полукантонов). На территории Швейцарии находятся 2 анклава:Бюзингенпринадлежит Германии иКампионе- Италии.До 1848 года(кроме короткого периодаГельветической республики) Швейцария представляла собойконфедерацию. Каждый кантон имеет свою конституцию, законы, но их права ограничены федеральной конституцией. В ведении федеральных властей находятся вопросы войны и мира, внешних отношений, армии, железных дорог, связи, денежной эмиссии, утверждение федерального бюджета и т. д.

Глава страны - президент, избираемый каждый год по принципу ротациииз числа членовФедерального совета. Высший орган законодательной власти - двухпалатный парламент -Федеральное собрание, состоящее изНационального советаиСовета кантонов(Палаты равноправные). Национальный совет (200 депутатов) избирается населением на 4 года по системе пропорционального представительства. Федеративное устройство и конституция Швейцарии были закреплены в конституциях 1848, 1874 и 1999 годов. В Совете кантонов 46 депутатов, которые избираются населением помажоритарной системеотносительного большинства в 20 двухмандатных округах и 6 одномандатных, то есть по 2 чел. от каждого кантона и по одному от полукантона на 4 года (в некоторых кантонах - на 3 года). Высшая исполнительная власть принадлежит правительству -Федеральному совету, состоящему из 7 членов, каждый из которых возглавляет один из департаментов (министерств). Члены Федерального совета избираются на совместном заседании обеих палат парламента. Все члены Федерального совета поочерёдно занимают посты президента и вице-президента.

Государственное устройство: конституционная монархия. Единой конституции в государстве нет. Ее заменяет совокупность парламентских актов, конституционных обычаев и некоторых судебных решений. Неписаная конституция Великобритании складывалась на протяжении ряда столетий и состоит из парламентских законов (так называемое статутарное право), судебных прецедентов и конституционных соглашений или обычаев. Статутарную основу конституции Великобритании составляют несколько важнейших актов: Великая хартия вольностей 1215 года, Петиция о праве 1628 года, Хабеас корпус акт 1679 года, «Билль о правах» 1689 года, Вестминстерский статут 1931 года, Акт о народном представительстве 1948 года, Акт о реформе палаты лордов 1968 года, Акт о народном представительстве 1969 года и другие.

Глава государства - король. Согласно Закону о престолонаследии, принятому парламентом в 1701 году, британские король и королева должны исповедовать протестантизм. Королевская власть является пожизненной и передается по наследству прямым потомкам монарха по мужской линии, а в случае их отсутствия - по женской линии, согласно старшинству. Король (королева) считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви и главой Содружества. Юридически королю принадлежит право назначения премьер-министра, министров, судей, дипломатов, офицеров армии, флота и авиации, епископов и архиепископов, губернаторов, заключения международных договоров, объявления войны и заключения мира. Однако в действительности английский король - лишь номинальный глава государства (царствует, но не управляет); королевские полномочия и прерогативы почти полностью находятся в руках исполнительной власти - кабинета министров.

Законодательная власть осуществляется королем и парламентом. Парламент состоит из двух палат: палаты лордов и палаты общин. Палата лордов состоит из представителей аристократии - пэров, наследственных или назначенных королем, и пэров по должности, к которым принадлежат высшие судебные чины и англиканские епископы: 25 архиепископов и епископов англиканской церкви. В 1999 году в палате лордов была проведена реформа, в ходе которой ликвидирован статус наследственных пэров. Наследственное право заседать и голосовать до второй фазы реформы оставлено за 102 наследственными пэрами, среди которых 92 пэра получили это право в ходе тайного голосования коллег-аристократов, а десять пэров согласились на ультиматум правительства: поменять звание наследственного пэра на пожизненное. Право на участие в деятельности палаты сохранили лорды, титул которым был присвоен монархом в знак признания их личных заслуг и по предложению правительства. Палата лордов является высшей апелляционной судебной инстанцией.

К 2011 году (на втором этапе реформы) палата лордов будет упразднена. Ей на смену придет новая верхняя палата, состоящая из 600 депутатов. 120 из них будут избираться на всеобщих выборах по партийным спискам, еще 120 - назначаться специальной независимой комиссией. Большинство (360 депутатов) будут назначать лидеры политических партий пропорционально результатам выборов в палату общин. Согласно реформе, в верхней палате должно быть не менее 30% мужчин и 30% женщин. У палаты по-прежнему не будет права вето на решения палаты общин. Палата общин состоит из 659 депутатов, избираемых путем всеобщего равного тайного и прямого голосования сроком на 5 лет. Палата общин избрана 5 мая 2005 года. Приведена к присяге 12 мая 2005 года. Приступила к исполнению обязанностей 17 мая 2005 года.

Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром, которого назначает король. Члены правительства должны быть членами парламента. Премьер-министр - Энтони Блэр.

Судебная система: низшая судебная инстанция по гражданским делам - помощники судей в графствах. Более крупные гражданские дела рассматривают суды графств. Те уголовные дела, которые не подсудны общественным магистратам и мировым судьям (в городах), рассматриваются Судом короны, созданным в 1971 году. Вышестоящей судебной инстанцией является Апелляционный суд. Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд - высшие (высокие) суды. Они вправе создавать судебные прецеденты. Эти же судьи (иногда совместно с судьями заморских территорий) образуют при рассмотрении некоторых дел Судебный комитет Тайного совета. В Шотландии действует система судов, построенная с учетом старофранцузского права. В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции.

Великобритания - или, официально, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) - государство, расположенное в Западной Европе на Британских островах. Его территория - 244,1 тыс. кв. км, население - более 60 млн. человек, официальный язык - английский, официальная религия - протестантизм (90 % населения); столица - Лондон.

Великобритания - центр Содружества Наций, политического и экономического объединения стран и территорий, ранее составлявших Британскую империю. Кроме Великобритании, в Содружество входят 44 страны, в том числе Австралия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия и другие, с населением около 1 млрд. человек.

Великобритания - унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства - Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Их административно-территориальное деление различается. В Англии и Уэльсе крупнейшие административные единицы - графства (с населением свыше 1 млн. человек), которые, в свою очередь, делятся на округа; самостоятельная административно-территориальная единица - Большой Лондон, который включает в себя 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия - на области. Самостоятельные административные единицы - остров Мэн и Нормандские острова.

Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует.

По форме правления Великобритания - парламентская монархия. Политический режим - демократический. Глава государства - монарх (король или королева). Монарху формально принадлежат достаточно обширные полномочия: назначение премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров вооруженных сил, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созыв и роспуск парламента, право вето на законы, принятые парламентом, и т.д. По традиции монарх открывает сессии парламента, выступая с программной (тронной) речью, которую ему готовит премьер-министр и в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Монарх также - главнокомандующий вооруженными силами, он официально представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, обладает правом помилования. На деле практически все принадлежащие монарху полномочия осуществляются от его имени правительством. В силу ответственного правления должностные лица правительства готовят все издаваемые монархом акты и несут за них ответственность.

Законодательная власть в Великобритании принадлежит двухпалатному парламенту. Срок его полномочий по закону о парламенте 1911 г. не может превышать пяти лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительным большинством. В составе палаты общин 659 депутатов. Палата лордов - высшая палата парламента - не избирается. Право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению королевы. В начале 1999 г. в палате было более 1200 человек: наследственные и пожизненные пэры, лорды - судьи по апелляциям и «духовные лорды» - два архиепископа и 24 епископа англиканской церкви. В октябре 1999 г. палата лордов парламента проголосовала за отмену института наследственных пэров, в результате ее должны покинуть абсолютное большинство из заседавших в ней 759 графов, герцогов и баронов.

Депутаты создают комитеты для рассмотрения вопросов серьезного общественного значения. Среди наиболее важных функций парламента - принятие законов и контроль над деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Правительственные законопроекты (билли) имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства - в любое время. Законопроекты вносят как в верхнюю, так и в нижнюю палату парламента, но, как правило, сначала происходит их обсуждение в палате общин и лишь затем - в палате лордов. Законопроект проходит три чтения. В ходе первого чтения оглашаются наименование и цель билля. Во втором чтении законопроект рассматривается в целом и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения. Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля. В ходе третьего чтения законопроект вновь обсуждается в целом и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный палатой общин, направляется в палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через месяц с момента поступления в верхнюю палату парламента, иначе королева подписывает билль без одобрения палаты лордов. Все другие билли, кроме финансовых, отсылаются на подпись королеве после того, как они были одобрены палатой лордов.

Парламент контролирует деятельность правительства. Такой контроль осуществляется в разных формах. В частности, депутаты могут задавать вопросы членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу тронной речи, излагающей основные направления деятельности правительства.

Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в палате общин. Формально он назначается монархом.

По представлению премьер-министра монарх назначает остальных членов правительства. В Великобритании различают понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет разрабатывает государственную политику по основным вопросам.

Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (число членов кабинета 18-25 человек, а в правительстве их около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях кабинета. На деле именно кабинет осуществляет высшую исполнительную власть в стране.

Кабинет - организационно обособленная часть правительства. Протоколы его заседаний не подлежат огласке в течение 30 лет. Члены кабинета приносят присягу о неразглашении информации, связанной с его деятельностью.

Персональный состав кабинета определяется премьер-министром. Однако в кабинет всегда входят государственные секретари (министры) внутренних и иностранных дел, обороны, канцлер казначейства, лорд-канцлер. «Кабинетная» система работы правительства Великобритании сложилась в период между мировыми войнами. В заседаниях кабинета участвует «кнут» парламентской партийной фракции, в его задачу входит довести до сведения кабинета позицию фракции. Понятие кабинета, таким образом, соответствует тому, что в некоторых других странах называют президиумом правительства. Данный неконституционный орган руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, решает внешнеполитические вопросы. Кабинет участвует и в законотворческой деятельности, но не самостоятельно, поскольку не имеет конституционного статуса, а посредством оформления его решений в Тайном совете.

Правительство ответственно перед нижней палатой парламента, поэтому, когда палата общин выносит вотум недоверия правительству, оно подает в отставку.

В каждом графстве, округе и области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.). В конце 1990-х годов в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о децентрализации парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что положило конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. В 1997 г. проведены референдумы о создании парламента Шотландии и ассамблеи Уэльса. На основе их результатов соответствующие органы были избраны в 1999 г. Однако степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе - рудиментарная (ассамблея - лишь совещательный орган).

На острове Мэн (в Ирландском море) также существует свой собственный, причем старейший в мире парламент - тинвальд. Он состоит из назначаемого монархом лейтенант-губернатора и двухпалатного парламента. Верхняя палата называется Законодательный Совет, в него входят епископ, генеральный атторней, местные судьи и 7 членов, избираемых нижней палатой парламента. Нижняя палата состоит из 24 депутатов, избираемых населением на 5 лет. Парламент принимает законодательные акты, не имеющие легитимной силы без приказа английского монарха. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г. На островах Джерси и Гернси (они расположены у побережья Франции и находятся под юрисдикцией Великобритании) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (штатами), исполнительная - комитетами, которые утверждаются ассамблеями.