Как сейчас называется город иерихон. Иерихон – самый древний город на Земле

Иерихон - город на территории современной Палестины, являющийся на данный момент древнейшим из известных непрерывно населенных городов мира. Его история прослеживается не только по предметам, обнаруженным во время археологических раскопок, но и по страницам Ветхого Завета. Иерихон упоминается как «город пальм»: здесь их росло огромное количество, и легенды повествуют об Иерихоне как месте, «где домов не было видно под зеленым пальмовым покровом».
Правда, именно то, что Иерихон упоминается в ветхозаветном тексте, предопределило историю его изучения. Долгое время никто не интересовался реальной географией мест, описываемых в древнейшей части христианской Библии, - факт их существования принимался на веру, но священными они не считались. Библейские места привлекли внимание археологов лишь в середине XIX в.
По результатам археологических раскопок 1930-х и 1950-х гг. специалисты выяснили, что Иерихон был основан в девятом тысячелетии до н. э. Изначально это был торговый пункт на пересечении древних караванных маршрутов.
Месторасположение Иерихона было крайне выгодным со всех точек зрения. Он был обустроен в стороне от Средиземного моря, где хозяйничали пираты,
но при этом на судоходной реке Иордан и рядом с Мертвым морем, через которое также проходили торговые пути.
Период расцвета Иерихона пришелся на второе тысячелетие до н. э.: в это время город был обнесен мощной двойной крепостной стеной, в нем процветали ремесла, традиции которых, в частности, привнесли переселенцы - носители культуры изготовления лепных керамических изделий.
К концу второго тысячелетия Иерихон, основное население которого составляли ханаанеи, был разрушен еврейскими племенами. Этот эпизод в истории города описан в Библии в рассказе о захвате Иерихона еврейским народом, освобожденным из египетского плена, во главе с Иисусом Навином. Стены города выдержали бы любую осаду, но евреи владели особым оружием: они изо всех сил дули в трубы на протяжении семи дней, и, как сказано в Библии «…верою пали стены Иерихонские…».
В IX в. до н. э. Иерихон был отстроен заново, предположительно носителями гиксоской культуры. Правда, городу в 587 г. до н. э. предстояло перенести поражение от вавилонян. Окрепший и разросшийся город вновь сильно пострадал в ходе I Иудейской войны (66-70 гг. н. э.).
Уже в I в. н. э. при Римской империи Иерихон был построен заново, к юго-западу от Старого города. Римляне при строительстве использовали регулярный эллинистическо-римский план, с прямыми улицами и площадями, а старый город с его развалинами превратили в некрополь. В дальнейшем византийцы вновь перенесли Иерихон, на этот раз на то место, где он расположен в настоящее время.
В 1099 г. Иерихон был захвачен крестоносцами. В 1187 г. султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин (или Саладин) захватил город, после чего начался период запустения Иерихона, продлившийся вплоть до XIX в., когда на месте руин появилось новое поселение. В дальнейшем население города зачастую пополняли беженцы, покинувшие родные места из-за войн.
С 1993 г. Иерихон был выделен в состав Палестинской автономии согласно условиям Норвежских соглашений по урегулированию израильско-палестинского конфликта.
В 1993 г. была создана Палестинская национальная администрация, и город Иерихон вошел в ее состав, но попасть в него могут далеко не все.
В настоящее время специалисты по-прежнему изучают историю древнего Иерихона, и у них остается еще много работы. По данным археологов, в пределах города кроме остатков поселения с фундаментами круглых сырцовых и прямоугольных жилых домов с центральным внутренним двором сохранилось напластование из 17 культурных слоев общей толщиной около 15 метров. К сожалению, более поздние культурные слои, относящиеся к 2000-500 гг. до н. э., были утеряны в результате эрозийных процессов.
Специалистам тем не менее удалось многое узнать о культуре древних жителей Иерихона. В частности, ученым посчастливилось открыть слой, относящийся к периоду расцвета Иерихона, а также ко времени нападения на город Иисуса Навина.
Среди самых необычных находок археологов - древние захоронения. Выяснилось, что натуфийцы - представители культуры эпохи мезолита (12500-9500 лет до н. э.), некогда населявшие Иерихон, - хоронили покойных родственников без голов, заменяя их глиняными масками с вставленными в глазницы ракушками, черепа отделяли и погребали отдельно, также декориров глиной и ракушками. Предполагается, что этот ритуал был связан с культом Луны, на который по одной из версий и указывает название самого города: слова «йареах» обозначает «луна».
К сожалению, природа в окрестностях города сильно оскудела: вместо пальмовых рощ и иерихонских роз, бальзамических деревьев теперь здесь растут преимущественно колючие кустарники и искусственно высаженные оливковые деревья.
Иерихон играет особую роль в христианском мире. Здесь сохранилось несколько памятников библейских времен. В древнем городе по-прежнему бьют воды источника пророка Елисея, которые святой сделал пригодными для питья. Сорокадневная гора, или гора Искушения, возвышающаяся над Иерихоном, напоминает о сорока днях искушения дьяволом постившегося Иисуса Христа, о которых повествует Священное Писание. В наши дни специально для удобства паломников к вершине горы подведена линия фуникулера.
В центре Иерихона растет дерево Закхея. Согласно Новому завету, на него забрался мытарь Закхей, чтобы увидеть Иисуса Христа. Участок земли, над которым раскинулись ветви древнего сикомора, в конце XIX в. был передан в дар Императорскому православному палестинскому обществу, а в настоящее время официально принадлежит российскому правительству.
Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного Иерихона - города, чей официальный и окончательный статус до сих пор не определен международными общепризнанными законами. Население его составляет около трех тысяч человек, большинство живут за счет международных программ гуманитарной помощи. Дополнительный источник дохода - обслуживание туристов и паломников-христиан, которые посещают библейские места, несмотря на сопряженный с этим риск из-за напряженности ситуации в регионе.

Общая информация

Местонахождение : Палестина (Западный берег реки Иордан), у северной оконечности Мертвого моря.

Официальный статус : административный центр провинции Иерихон, Палестинская национальная администрация (статус окончательно не определен).

Язык : арабский.

Этнический состав : палестинские арабы.

Религия : ислам.

Денежные единицы : израильский шекель, доллар США, евро, иорданский динар, египетский фунт.

Крупная река : Иордан.

Крупное озеро : .

Цифры

Площадь развалин Иерихона : 0,25 км 2 .
Население в районе развалин : ок. 3000 чел.

Площадь современного Иерихона : 58,7 км 2 .

Население : 20 416 чел. (2006 г.).
Плотность населения : 347,8 чел/км 2 .

Средняя высота относительно уровня моря : -258 м.

Удаленность : в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мертвого моря, в 30 км к северо-востоку от Иерусалима.

Климат и погода

Субтропический.

Средняя температура января : +15°С.

Средняя температура июля : +31°С.
Среднегодовое количество осадков : 160 мм.

Относительная влажность воздуха : 60%.

Экономика

Сельское хозяйство : растениеводство, животноводство.
Сфера услуг : туристические (обслуживание паломников), транспортные, торговые.

Достопримечательности

■ Исторические : крепостная башня (8400-7300 гг. до н.э.), захоронения периода натуфийской культуры, городские стены бронзового века, руины зимних дворцов династии Хасмонеев и Ирода Великого с банями и бассейнами, руины византийского города и дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX вв.).

■ Культовые : синагога Израиля (I в. до н. э.), синагога византийского периода, источник пророка Елисея, Сорокадневная гора (она же - гора Искушения и гора Каранталь), православный монастырь Искушения (IV в.).

Любопытные факты

■ Иерихон был первым из ханаанских городов, завоеванных израильтянами, поскольку был стратегически важным пунктом, стоявшим на входе в Палестину.

■ Иерихонская роза - однолетнее травянистое растение семейства капустных, более известное как перекати-поле: в самом начале сухого сезона растение засыхает, верхняя часть отделяется от почвы и перемещается ветром, что способствует распространению семян. Сами же семена остаются жизнеспособными в течение многих лет и способны прорасти в земле почти на глазах, в течение нескольких часов.

■ Всего древний Иерихон упоминается в Библии более семидесяти раз.

■ В настоящее время единственным насельником монастыря Искушения, кельи которого вырублены прямо в скале, остался греческий монах.

■ В 2011 г. в Иерихоне был открыт российский музейно-парковый комплекс в знак развития «духовно-культурных связей между Россией и ПНА».

Город взлетов и падений, славы и позора, смерти и возрождения. Оазис посреди пустыни. Самый древний город на планете Земля находится в Израиле - Иерихон .

10 тысяч лет на месте, близком к впадению в Мертвое море, у подножья Иудейских гор, живут люди. Мы знаем об их существовании в этих местах, начиная с Бронзового века. Но как знать, может быть река истории тянется еще дальше и глубже.

Первый археологический памятник Иерихона датируется 8 веком нашей эры. Именно столько лет ученые насчитали древней крепости, которую откопали на Иерихонском холме. А самое древнее письменно упоминание относится к периоду .

Эта библейская притча, которая неразрывно связана и с историей религий, и с историей израильского народа, и с историей самого Иерихона, имела большое влияние на потомков и последователей. Это влияние было настолько сильным, что ученые-археологи, которые начали раскопки на месте древнего города, даже пытались подогнать найденные артефакты под известную притчу из Библии.

Как вы, наверняка, помните, после смерти Моисея Иисусу Навину в пустыне явился Бог и позвал его повести за собой израильский народ через Иордан. И пообещал, что там, за Иорданом, куда бы ни ступила нога израильтян, земля будет принадлежать им. И Иисус послушался Бога и повел армию Израиля за собой.

Когда они подошли к Иордану, очень близко к месту впадения реки, она неожиданно пересохла, и евреи пересекли реку фактически по суши, по ее дну. А когда последний еврей ступил на берег Земли обетованной, якобы вода постепенно снова начала прибывать.

Подойдя к стенам Иерихона, евреи осаждают его, а Иисус решает отправить в укрепленный город двоих своих разведчиков.

Те вошли в поселение и зашли в дом к местной блуднице Рааве. Разгадав цель визита в Иерихон посланцев, Раава попросила сохранить жизнь ей и ее семье за помощь в укрытии. И евреи сдержали слово. Остальных жителей Иерихона они убили, а город разрушили и сожгли. Причем Иисус якобы наложил проклятие, которым запрещал восстанавливать город. И когда спустя много лет некий Ахиил начал город отстраивать, он потерял всех своих сыновей. Но город таки возродился.

Любопытно, что с разрушением Иерихона связана тоже своя легенда. Когда разведчики вернулись в лагерь, Иисус решил, что пора атаковать город. И он послал свою армию семь раз обойти вокруг укрепленных городских стен. И у осажденных жителей создавалось впечатление, что армия Израилева - бесконечна. Так что когда заиграли семь труб, люди стали кричать в панике и ужасе. И от этого сильнейшего звука рухнули стены Иерихона - внешняя наружу, а внутренняя - в противоположную сторону. Так и родилось выражение "иерихонские трубы".

К слову, остатки этих рухнувших стену далось раскопать археологам и даже доказать, что, как минимум, одна из них, внешняя, действительно упала. А вот остальных свидетельств захвата Иерихона израильтянами не сохранилось.

Интересно, что сами раскопки Древнего Иерихона были начаты еще в XIХ веке. Трижды ученые из разных стран пытались отыскать под слоем эпох остатки древнего города. И все было тщетно, пока в 1899 году археолог из Германии Зеллин возле маленького поселка Эриха (а название Иерихона произошло либо от слова "яреах" - Луна, либо от слова "реах" - благоухание, да и в арабском произношении Иерихон - это Эриха) не нашел несколько глиняных изделий ханаанейского периода. И в 1907 году на месте иерихонского холма начались масштабные раскопки.

Слой за слоем археологи снимали пласты истории, охватывающей период в десять тысяч лет!

Этих слоев они отыскали восемь. И теперь наука имеет представление о том, как строился и как разрушался великий город.

В самый древний, ханаанейский, период Иерихон был достаточно богатым и процветающим городом. Он был окружен двумя городскими полностью закольцованными стенами, внешней и внутренней. Было много домов, а люди торговали солью Мертвого моря.

Захоронений этого периода не обнаружено.

Город был разрушен, предположительно, израильтянами и долгое время не развивался. Хотя на территории Иерихона оставались люди.

Израильский Иерихон относится к XI - IX векам до нашей эры. В это время город стал активно развиваться. В этот период здесь был построен дворец "Хилани". Помимо соли, в городе стали производить керамику и другую утварь. Археологи отыскали захоронения этого периода. Людей тогда хоронили во дворах домов, а детей - прямо в подполье дома.

Во времена Римской империи влюбленный до беспамятства Марк Антоний подарил Иерихон Клеопатре. Но его вернул обратно Ироду Август.

Во времена правления Ирода в Иерихоне был построен целый комплекс дворцов, театр и даже ипподром. Это были довольно необычного вида здания для того периода. Ирод пригласил из Рима специальную строительную бригаду, которая и занималась возведением ряда объектов не только в Иерихоне, но также в нескольких других городах империи. Отличительной чертой зданий правления Ирода было использование очень мелкого камня ромбовидной формы.

Но во время Иудейской войны город снова был разрушен, и отстраивал его еще один римский правитель, Адриан, уже во 2 веке нашей эры.

С VII века Иерихон был завоеван арабами.

С XIII века на месте древнего Иерихона жили мусульмане - маленький поселок просуществовал до XIX века.

Безусловно, главной достопримечательностью и главной святыней Иерихона является древний курган или, по-другому, Иерихонский холм. Именно вокруг него последние 150 лет были сосредоточены все археологические изыскания.

В 1929 году британец Джон Герстенг раскопал на нем самые нижние слои, которые свидетельствовали о первых поселениях людей на месте нынешнего Иерихона. Они жили в землянках круглой формы. Керамики еще не знали, но уже были оседлыми.

Однако это был еще не город. Заговорить об Иерихоне как о самом древнем поселении планеты заставила другая находка.

В 1953 году археолог Кетлин Киньо откопала на холме древнюю крепость - самое старую уцелевшую архитектурную форму на земле. По оценкам ученых, возраст крепости - 8 тысяч лет. Она огораживает площадь примерно в 3 гектара (40 акров). Предполагают, что на ней жили люди численностью около 3 тысяч человек.

Древний город был окружен земляной насыпью, которая была намного больше площади самого поселения. Возможно, люди селились не только внутри укрепления, но и за его пределами. Во времена Иисуса Навина этой насыпи уже не стало.

Интересная деталь: похоже, Древний Иерихон стал родоначальником традиции хоронить обезглавленных людей. На месте раскопок были обнаружены безголовые захоронения, а черепа были обнаружены в другом месте, отдельно. Позже эта традиция распространилась на многие другие страны Востока.

Еще одна очень ценная находка - раскопки древней синагоги того же периода. Древнейшая синагога планеты возрастом 8 тысяч лет была обнаружена совершенно случайно, во время реконструкции одного из старых зданий. На полу синагоги была выложена мозаика с изображением меноры. Сейчас это здание находится в собственности Израиля.

Также археологи обнаружили развалины арабского дворца, сегодня больше известного под названием «Дворец Хишама». Он был основан примерно в 747 - 749 гг. Эль-Валидом, а имя "Хишам" получил по ошибке. Был в Иерихоне правитель с таким именем, который также хотел в этих местах много чего построить, но не успел. А вот имя этого мечтателя почему-то крепко приклеилось к достижениям другого человека, Эль-Валида.

Дворец сам по себе очень интересен. Вход в него украшала арка из скульптур. Что очень необычно для исламской архитектуры, запрещающей любое изображение человека. Кроме того, во дворце был большой внутренний двор с лежанками, а также спуск в подвальные залы - место для отдыха, поскольку там всегда было прохладно. Дворец не был достроен Эль-Валидом из-за ранения. Но, тем не менее, он неплохо сохранился. К слову, скульптуры с этого дворца сейчас хранятся в галерее Рокфеллера.

Сегодня трудно переоценить значение раскопок, которые провели ученые за полторы сотни лет, раскапывая Древний Иерихон. И главное открытие - безусловно то, что отныне возраст древнейшего города планеты исчисляется не первым упоминанием Иисуса Навина, а намного более ранними артефактами.

К сожалению на сегодняшний день раскопки Иерихона практически приостановлены. После того, как в 1993 году после соглашения в Осло Израиль передал Палестине этот город, в нем стало небезопасно. В настоящее время Израиль запретил своим гражданам въезд в Иерихон по этой причине.

Долгое время древний Иерихон «прятался» от археологов - раскопки холма недалеко от Иордана проводились с середины XIX в., но ни Тоблер и Робинсон, ни Уоррен ничего не нашли. Расположенная рядом деревня под названием Эриха недвусмысленно намекала: упомянутый в Танахе город был где-то здесь! Но он скрывался под холмом, и найти хоть что-то - а именно осколки посуды времен Ханаана - посчастливилось лишь немцу Зеллину на самом рубеже двух веков - в 1899 г. Он же нашел «подтверждение» легенды из Танаха - упавшие городские стены! Впрочем, датировка падения этих самых стен до сих пор под большим вопросом.

В 1929 г. английский ученый Джон Герстенг раскопал - глубоко копал! — остатки поселения, относящегося к каменному веку!

В 1953 г. Кэтлин Кеньон нашла крепость, относящуюся к 8 тысячелетию до нашей эры. Именно с этого момента Иерихон обрел статус «древнейшего города на Земле» - более ранние находки не свидетельствовали о том, что здесь был именно город. Крепость же подтвердила: город существовал!

По всей видимости, Иерихон построен людьми эпохи докерамического неолита около 8000 г. до н.э., то есть его возраст более 10 000 лет.

Коллекция чудес

Теперь в Иерихоне можно увидеть следующие исторические достопримечательности:

  • Крепость 8400-7300 гг. до н.э.
  • Натуфийские захоронения.
  • Древние стены города (те самые, условно «библейские»), относящиеся к бронзовому веку.
  • Развалины «зимних» дворцов Хасмонеев и Ирода Великого - можно видеть руины терм и бассейнов, несомненное влияние древнеримской культуры, которую весьма уважал царь Ирод.
  • Архитектурные «фрагменты» города византийского периода.
  • Хеттская постройка - «дом Хилани».
  • То, что осталось от дворца халифа Хишама аль-Малика (рубеж VIII и IX вв. н.э.).

Дворец Хишама (Хирбет аль-Мафджар) - одна из исторических загадок Иерихона. Впервые о нем упомянул американский археолог Фредерик Блисс, но было это в 1894 г. А тогда Иерихон еще не «поддавался» археологам! .Лишь в 1934 (раскопки продолжались 14 лет - до 1948) открылось миру это чудо мусульманской архитектуры. Археолог Гамильтон утверждал, что постройка принадлежит не Хишаму, а правившему после него Валиду II. До сих пор этот вопрос не выяснен, и название «дворец Хишама» можно считать условным.

Это невероятно красивый архитектурный комплекс, пострадавший от времени, но тем не менее до сих пор поражающий воображение: Омейядский халифат, похоже, был богат на художественные таланты. Мозаика «Древо жизни», находящаяся на полу одной из бань - красивейшая из всех известных мозаик Ближнего Востока.

Также в Иерихоне есть ряд достопримечательностей, которые условно можно отнести к культовым:

  • Синагога I в. до н. э..
  • Еще одна синагога - более позднего, византийского времени
  • Источник пророка Елисея.
  • Гора Каранталь и православный монастырь Искушения IV в.
  • Древо Закхея.

Упавшие стены

В Танахе (в Ветхом Завете) Иерихон упомянут более 70 раз. А самая эффектная легенда относится ко времени после смерти Моше, великого пророка, которому Бог дал заповеди на горе Синай. Его преемник, вождь иудейского народа Йешу бен Нун (в русской традиции Иисус Навин) сразу после смерти Моше говорил с Богом, и Творец повелел ему идти за Иордан и завоевать земли от пустыни до Евфрата и моря на западе. На пути евреев стоял Иерихон, и Йешу - к тому времени известный полководец - решил взять город.

Семь дней еврейские войска шли маршем вокруг городских стен (Йешу действительно был очень грамотным военачальником - в результате этих действий осаждаемые решили, что врагов слишком много!). На седьмой день иудейская армия в последний раз семижды обошла вокруг города - впереди шли священники с Ковчегом завета, трубящие в шофары.Затем Йешу приказал всей армии одновременно крикнуть - и этого-то якобы стены города уже не выдержали… Йешу был очень не похож на стереотипного беззащитного еврея из анекдотов - он приказал уничтожить и город, и всех его жителей (включая стариков, женщин, детей и домашнюю скотину). Лишь один дом не подвергся уничтожению - тот, в котором жила Раав, дама легкого поведения. Йешу высоко оценил ее смелость - она прятала у себя еврейских разведчиков, которых он посылал.

Согласно Устной Торе, этим вниманием к блуднице Йешу бен Нун не ограничился - он женился на ней, и она стала праматерью пророчицы Олдамы и пророков Эрмияху и Йэхезкеля.

В городе существует «дом Раав» разумеется, не настоящий, это хеттская постройка, более известная как «дом Хилани».

Иерихон и христианство

В Иерихоне и возле него находится несколько святынь, значимых для всего христианского мирового сообщества.

Гора Каранталь (Сорокадневная, или гора Искушения) - по преданию, то место, где Иисуса искушал Сатана (или дух, ему подчиненный).

На горе располагается монастырь Искушения. Все монастырские помещения - кельи и прочие - вырублены в камне. Есть и келья, ставшая часовней Искушения - якобы та самая, где Иисус 40 дней держал пост. Монастырь можно посетить, если идти в гору пешком (где-то полчаса) или из Иерихона по канатной дороге (и еще 15 минут все же придется пройти). На сегодняшний день монастырь пуст - там проживает единственный монах-грек.

Ключ пророка Элиши (в русской традиции Елисея) - место, где Элиша сотворил чудо (по преданию, вода источника была непригодна для питья, Элиша сделал ее питьевой).

Монастырь св. Георгия Хозевита - один из самых древних монастырей в мире - находится в 5 км от Иерихона, в долине Кельт. Он существует с IV в. н.э. И тоже, подобно монастырю Искушения, расположился на скалах, на некоторые постройки просто страшно смотреть - они на отвесной скале.

Монастырь «начался» с пяти сирийских христианских отшельников, которые стремились к уходу от мира и выбрали местом своего поселения скалу с пещерой, в которой когда-то проживал самый известный и популярный пророк иудейского мира - Элияху. Три года и шесть месяцев Элияху прожил в пещере, никак не заботясь о собственном существовании - но ворон, посланный Господом, приносил ему еду. Вот и пятерых монахов совершенно не испугала жизнь в безлюдной пустыне.

В 480 г. в этот монашеский уголок прибыл из Египта св. Иоанн Хозевит, который, собственно, и превратил скит в монастырь.

Жизнь обители. Закхеево древо

Вскоре новообразованная обитель пополнилась братией самого разного происхождения - сирийской, армянской, грузинской, русской. В конце VI в. настоятелем монастыря стал св. Георгий Хозевит, чье имя обитель носит и теперь. Ему пришлось пережить страшные события: персидский набег 614 г. превратил монастырь в руины и унес 14 жизней монахов, оставшиеся просто сбежали - иначе их бы постигла та же участь.

Георгий пытался возродить монастырь, но у него ничего не получилось.

Того же самого хотели и крестоносцы - но и у них ничего не вышло. На собственном примере рыцари Креста показать ничего не могли, а без духовных образцов никто добровольно не удалится в пустыню.

Монастырь прекращает свое существование до конца XIX в. — а именно, до 1878 г., когда некий греческий монах по имени Калиникос - и с ним другие братья Святого Гроба Господня в Иерусалиме - не обратили внимания на разрушенную пустынную обитель. И не взялись ее восстанавливать.

С 1901 г. монастырь св. Георгия Хозевита воскрес.

Дерево Закхея - это то самое, на которое якобы забрался легендарный библейский мытарь (сборщик податей), чтобы увидеть Иисуса. История Закхея довольно забавна: он, обладая большим богатством и немалым авторитетом среди горожан и других мытарей, был маленького роста. Узнав, что Мессия пройдет через его город, он, чтоб точно увидеть его среди огромной толпы, влез на смоковницу. Тут уже его увидел сам Иисус…

Кстати, почитаемое православными христианами древо Закхея - не смоковница, а сикомор.

Город Иерихон сегодня

История современного Иерихона (Джерико, в современном английском произношении) отражает, словно в зеркале, извечный конфликт Эрец Исраэль и арабского мира. В 1948 г. в ходе войны за независимость Израиля его заняла армия Трансиордании, по завершению Шестидневной войны в 1967 г. сюда пришли победители - Армия обороны Израиля.

В 1993 г. Иерихон вошел в состав свежесозданной Палестинской национальной автономии.

После Интифады Аль-Аксы - с 2000 г. — гражданам государства Израиль запрещено появляться в Иерихоне. Иногда ЦАХАЛ разрешает допуск туристическим группам.

Палестинский оазис православной культуры

В 2011 г. в Иерихоне открылся Российский музейно-парковый комплекс, который возник на земле, называемой Русская Палестина, как бы «вокруг» православной святыни - дерева Закхея. Комплекс включает в себя:

  • Музей.
  • Мемориальный парк.
  • Места проведения археологических раскопок в 1883-1884, 1891 и 2010 гг.

В музее можно ознакомиться с историей археологических исследований XIX и XX вв. и уникальными находками с раскопок - в частности, с образцами христианского искусства 6-17 вв.

РМПК находится по адресу г. Иерихон, ул. Дмитрия Медведева (да, у палестинских властей бедноватая фантазия и великое желание иметь хорошие отношения с РФ).

Часы работы:
с 9:00 до 17:00 (ежедневно);
с 17:00 до 21:00 (посещение музея по предварительной договоренности).

РМПК в сети: адрес сайта Российского музейно-паркового комплекса: http://rmpc-jericho.ru

В кино

Существует американский телесериал, созданный в 2006 г. - «Иерихон. Город обреченных».

В нем рассказывается история о жизни небольшого городка в штате Канзас после того, как его жители увидели в небе в стороне крупного города Денвер ядерный гриб. Все коммуникации в городке вышли из строя, но население успело узнать, что увиденный ими взрыв был не единственным. Люди впадают в панику, так как им кажется, что они - единственные оставшиеся в живых жители Америки. Под влиянием страха смерти из них «вылезают» худшие человеческие качества.

Вообще-то это американская традиция - давать даже маленьким городишкам звучные названия больших городов (вспомним Санкт-Питерсберг у Марка Твена, Салем (Иерусалим) у Стивена Кинга). В этом сериале название «Иерихон» несет символический смысл - имелось в виду, что этот город тоже приговорен к уничтожению, как его знаменитый реальный «тезка».

Как добраться

Прямого транспорта из Иерусалима в Иерихон не существует, добираться в любом случае придется с пересадками. Вариантов несколько:

  • Через Рамаллу, столицу Палестины. Автобусом из Иерусалима от Старого города. Из Рамаллы ходят маршрутки до Иерихона.
  • Через Абу-Дис, путь тот же - маршрутка.
  • Из других городов - Вифлеема и Хеврона, можно доехать маршруткой с пограничного пункта с Иорданией «Мост Алленби».

На автомобиле - если он арендован в Израиле - лучше не стоит ехать в Иерихон. Учтите, израильская страховка не действует на территории ПНА.

Вопросы безопасности пусть беспокоят вас только во время явных обострений политических конфликтов - те, кто посещал Иерихон, отзываются о местном населении как о дружелюбных и не настроенных на агрессию людях.

Сегодня мало что напоминает о прошлой славе и величии Иерихона, избранного царями как дворцовый город. Со всех сторон сюда съезжались посланцы с дарами правителей сопредельных стран, торговцы и паломники. В наши дни это обычный ближневосточный город, об истории которого напоминают лишь руины да древние легенды.

ЭХО ИЕРИХОНСКИХ ТРУБ

Иерихон - город тяжелой судьбы. Сложно перечесть все исторические эпизоды, когда его разрушали до основания и выстраивали вновь.

Иерихон - город на территории современной Палестины, являющийся на данный момент древнейшим из известных непрерывно населенных городов мира. Его история прослеживается не только по предметам, обнаруженным во время археологических раскопок, но и по страницам Ветхого Завета. Иерихон упоминается как «город пальм»: здесь их росло огромное количество, и легенды повествуют об Иерихоне как месте, «где домов не было видно под зеленым пальмовым покровом».

Правда, именно то, что Иерихон упоминается в ветхозаветном тексте, предопределило историю его изучения. Долгое время никто не интересовался реальной географией мест, описываемых в древнейшей части христианской Библии, - факт их существования принимался на веру, но священными они не считались. Библейские места привлекли внимание археологов лишь в середине XIX в.

По результатам археологических раскопок 1930-х и 1950-х гг. специалисты выяснили, что Иерихон был основан в девятом тысячелетии до н. э. Изначально это был торговый пункт на пересечении древних караванных маршрутов.

Месторасположение Иерихона было крайне выгодным со всех точек зрения. Он был обустроен в стороне от Средиземного моря, где хозяйничали пираты, но при этом на судоходной реке Иордан и рядом с Мертвым морем, через которое также проходили торговые пути.

Период расцвета Иерихона пришелся на второе тысячелетие до н. э.: в это время город был обнесен мощной двойной крепостной стеной, в нем процветали ремесла, традиции которых, в частности, привнесли переселенцы - носители культуры изготовления лепных керамических изделий.

К концу второго тысячелетия Иерихон, основное население которого составляли ханаанеи, был разрушен еврейскими племенами. Этот эпизод в истории города описан в Библии в рассказе о захвате Иерихона еврейским народом, освобожденным из египетского плена, во главе с Иисусом Навином. Стены города выдержали бы любую осаду, но евреи владели особым оружием: они изо всех сил дули в трубы на протяжении семи дней, и, как сказано в Библии «...верою пали стены Иерихонские...».

В IX в. до н. э. Иерихон был отстроен заново, предположительно носителями гиксоской культуры. Правда, городу в 587 г. до н. э. предстояло перенести поражение от вавилонян. Окрепший и разросшийся город вновь сильно пострадал в ходе I Иудейской войны (66-70 гг. н. э.).

Уже в I в. н. э. при Римской империи Иерихон был построен заново, к юго-западу от Старого города. Римляне при строительстве использовали регулярный эллинистическо-римский план, с прямыми улицами и площадями, а старый город с его развалинами превратили в некрополь. В дальнейшем византийцы вновь перенесли Иерихон, на этот раз на то место, где он расположен в настоящее время.

В 1099 г. Иерихон был захвачен крестоносцами. В 1187 г. султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин (или Саладин) захватил город, после чего начался период запустения Иерихона, продлившийся вплоть до XIX в., когда на месте руин появилось новое поселение. В дальнейшем население города зачастую пополняли беженцы, покинувшие родные места из-за войн.

С 1993 г. Иерихон был выделен в состав Палестинской автономии согласно условиям Норвежских соглашений по урегулированию израильско-палестинского конфликта.

НОВЫЙ СТАТУС ДРЕВНЕГО ГОРОДА

В 1993 г. была создана Палестинская национальная администрация, и город Иерихон вошел в ее состав, но попасть в него могут далеко не все.

В настоящее время специалисты по-прежнему изучают историю древнего Иерихона, и у них остается еще много работы. По данным археологов, в пределах города кроме остатков поселения с фундаментами круглых сырцовых и прямоугольных жилых домов с центральным внутренним двором сохранилось напластование из 17 культурных слоев общей толщиной около 15 метров. К сожалению, более поздние культурные слои, относящиеся к 2000-500 гг. до н. э., были утеряны в результате эрозийных процессов.

Специалистам тем не менее удалось многое узнать о культуре древних жителей Иерихона. В частности, ученым посчастливилось открыть слой, относящийся к периоду расцвета Иерихона, а также ко времени нападения на город Иисуса Навина.

Среди самых необычных находок археологов - древние захоронения. Выяснилось, что натуфийцы - представители культуры эпохи мезолита (12 500-9500 лет до н. э.), некогда населявшие Иерихон, - хоронили покойных родственников без голов, заменяя их глиняными масками с вставленными в глазницы ракушками, черепа отделяли и погребали отдельно, также декориров глиной и ракушками. Предполагается, что этот ритуал был связан с культом Луны, на который по одной из версий и указывает название самого города: слова «йареах» обозначает «луна».

К сожалению, природа в окрестностях города сильно оскудела: вместо пальмовых рощ и иерихонских роз, бальзамических деревьев теперь здесь растут преимущественно колючие кустарники и искусственно высаженные оливковые деревья.

Иерихон играет особую роль в христианском мире. Здесь сохранилось несколько памятников библейских времен. В древнем городе по-прежнему бьют воды источника пророка Елисея, которые святой сделал пригодными для питья. Сорокадневная гора, или гора Искушения, возвышающаяся над Иерихоном, напоминает о сорока днях искушения дьяволом постившегося Иисуса Христа, о которых повествует Священное Писание. В наши дни специально для удобства паломников к вершине горы подведена линия фуникулера.

В центре Иерихона растет дерево Закхея. Согласно Новому завету, на него забрался мытарь Закхей, чтобы увидеть Иисуса Христа. Участок земли, над которым раскинулись ветви древнего сикомора, в конце XIX в. был передан в дар Императорскому православному палестинскому обществу, а в настоящее время официально принадлежит российскому правительству.

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного Иерихона - города, чей официальный и окончательный статус до сих пор не определен международными общепризнанными законами. Население его составляет около трех тысяч человек, большинство живут за счет международных программ гуманитарной помощи. Дополнительный источник дохода - обслуживание туристов и паломников-христиан, которые посещают библейские места, несмотря на сопряженный с этим риск из-за напряженности ситуации в регионе.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ИЕРИХОНА

Исторические:

■ Крепостная башня (8400-7300 гг. до н. э.).

■ Захоронения периода натуфийской культуры.

■ Городские стены бронзового века.

■ Руины зимних дворцов династии Хасмонеев и Ирода Великого с банями и бассейнами.

■ Руины византийского города и дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX вв.).

Культовые:

■ Синагога Израиля (I в, до н. э.).

■ Синагога византийского периода.

■ Источник пророка Елисея.

■ Сорокадневная гора (она же - гора Искушения и гора Каранталь).

Православный монастырь Искушения (IV в.).

■ Иерихон был первым из ханаанских городов, завоеванных израильтянами, поскольку был стратегически важным пунктом, стоявшим на входе в Палестину.

■ Иерихонская роза - однолетнее травянистое растение семейства капустных, более известное как перекати-поле: в самом начале сухого сезона растение засыхает, верхняя часть отделяется от почвы и перемещается ветром, что способствует распространению семян. Сами же семена остаются жизнеспособными в течение многих лет и способны прорасти в земле почти на глазах, в течение нескольких часов.

■ Всего древний Иерихон упоминается в Библии более семидесяти раз.

■ В настоящее время единственным насельником монастыря Искушения, кельи которого вырублены прямо в скале, остался греческий монах.

■ В 2011 г. в Иерихоне был открыт российский музейно-парковый комплекс в знак развития «духовно-культурных связей между Россией и ПНА».

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  • Местонахождение: Палестина (Западный берег реки Иордан), у северной оконечности Мертвого моря.
  • Официальный статус: административный центр провинции Иерихон, Палестинская национальная администрация (статус окончательно не определен).
  • Язык: арабский.
  • Этнический состав: палестинские арабы.
  • Религия: ислам.
  • Денежные единицы: израильский шекель, доллар США, евро, иорданский динар, египетский фунт.
  • Крупная река: Иордан.
  • Крупное озеро: Мертвое море.

ЦИФРЫ

  • Площадь развалин Иерихона: 0,25 км2.
  • Население в районе развалин: около 3000 чел.
  • Площадь современного Иерихона: 58,7 км2.
  • Население: 20 416 чел. (2006 г.).
  • Плотность населения: 347,8 чел/км2.
  • Средняя высота относительно уровня моря: - 258 м.
  • Удаленность: в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мертвого моря, в 30 км к северо-востоку от Иерусалима.

КЛИМАТ

  • Субтропический.
  • Средняя температура января: +15°С.
  • Средняя температура июля: +31°С.
  • Среднегодовое количество осадков: 160 мм.
  • Относительная влажность воздуха: 60%.

На право называться первым городом Земли претендует множество городов древности. Однако один из них все таки остается вне конкуренции. Предание о его стенах, павших от рева еврейских военных труб, увековечило этот древний город в людской памяти. Но для историков это название звучит еще весомей. Среди открытых до нашего времени центров городской цивилизации Иерихон - самый древний и непрерывно населенный город в мире (ему 10 000 лет) и самый низкорасположенный на нашей планете (250 м ниже уровня моря).

Он располагался в оазисе недалеко от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море и преграждал путь в Палестину любому завоевателю, следовавшему из долины Иордана. Иерихон был первым городом, который завоевали сыны Израилевы, придя в Землю Обетованную после сорокалетних блужданий по пустыне. «Кто возьмет Иерихон, тот может считаться хозяином всей Эрец-Исраель», - говорили евреи.

По ветхозаветной Книге Иисуса Навина, израильтяне после исхода из Египта и сорокалетнего скитания по пустыне с города Иерихона начали завоевание Ханаана. После того как Моисей умер новым вождем стал Иисус Навин, под руководством которого они перешли Иордан и взяли Иерихон в осаду. Горожане, укрывшиеся за мощными стенами, были уверены, что город неприступен, потому как мощные стены Иерихона невозможно было преодолеть силой оружия. Здесь могло помочь лишь чудо. Но Иисусу Навину было видение: ангел с мечом, устами которого Господь обещал передать неприступный город сынам Израилевым.


Вначале Иисус выслал в город разведчиков. Местная блудница Раав укрыла их в своем доме, а ночью помогла бежать. Взамен за помощь Раав попросила оставить ее семью в живых после того, как Иерихон будет взят. Потом израильтяне в течении шести дней обходили стены Иерихона на безопасном для жизни расстоянии. Шествие возглавляли воины, за ними шли священники и дули в трубы юбилейные, следом левиты несли ковчег завета, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети. Все 40 000 человек молчали, воздух оглашали лишь вой и свист дудок.

На седьмой день Иисус Навин решился на штурм. Израильтяне обошли стены шесть раз, храня молчание. А на седьмом круге они громко возопили и затрубили в трубы, да до такой степени громко, что грозные стены рухнули. Отсюда и пошло выражение «иерихонская труба».

Участь жителей Иерихона была ужасна: «…все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом». Пощадили только блудницу Раав и ее семью, которая с того времени жила среди народа Израиля. «А город и все, что в нем, сожгли огнем», кроме «серебра и золота и сосудов медных и железных», которые были переданы иудейским жрецам. После чего Иисусом были прокляты все, кто посмеет восстановить Иерихон.

С того времени довольно долго на пепелище существовал только маленький поселок. Иерихон восстановил при царе Ахаве (874–852 г. до н. э.) царский наместник Хиил из Бет-Эля, который, как говорит Библия, в свершение заклятия поплатился за это гибелью первенца и младшего сына (I Ц. 16:34). После этого Иерихон вновь занял видное положение и играл немаловажную роль в истории.

В римский период Антоний подарил Иерихон , но вернул его Ироду, который возвел здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны 66–73 гг город разрушили и вновь отстроил его император Адриан. О нем упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и др.

При Константине I Великом там была христианская церковь, с епископом во главе. Со временем город Иерихон начал приходить в упадок. В VII столетии после завоевания страны арабами там поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до середины XIX века, когда сюда начали приезжать первые археологи, намеревавшиеся проверить библейскую легенду. Правда, первопроходцам удача не улыбнулась - они ничего так и не смогли обнаружить…

1899 год – немецкий археолог Эрнст Зеллин изучил поверхность холма и нашел несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришел к выводу, что его предшественников все таки не зря манили эти земли: вероятней всего, под наслоением скрыт древний город. Ученый подготовился более основательно, и в 1907 г. обнаружил дома и часть городской стены с башней (5 рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 м). В конце концов в 1908 г. Восточное общество Германии организовало серьезные раскопки, руководителями которых были профессоры Эрнст Зеллин и Карл Ватцингер. Они смогли обнаружить две параллельно идущие крепостные стены, возведенные из высушенного на солнце кирпича. Наружная стена имела толщину 2 м и высоту 8–10 м, а толщина внутренней стены достигала 3,5 м.

Археологи определили, что эти стены были сооружены между 1400 и 1200 г. до н. э., и отождествили их с теми стенами, которые, как сообщает Библия, рухнули от мощных звуков труб израильских племен. Но во время раскопок археологи натолкнулись на остатки строительного мусора, представлявшие для науки еще больший интерес, чем находки, подтвердившие библейские сведения о древней войне. Но из за современной войны - Первой мировой - были приостановлены дальнейшие научные исследования.

Прошло два десятка лет, прежде чем группа британцев под руководством профессора Джона Гарстанга смогла продолжить дело предшественников. Новые раскопки были начаты в 1929 г. и продолжались около 10 лет.

В 1935–1936 годах Гарстанг нашел нижние слои поселения каменного века. Люди, еще не знавшие керамики, уже вели оседлый образ жизни. Жили вначале в круглых полуземлянках, а потом в прямоугольных домах.

И снова научной деятельности помешали амбиции современных правителей. Работа экспедиции Гарстанга прервалась из-за сложной политической обстановки. И лишь по окончании Второй мировой войны английские археологи вновь возвратились в Иерихон. На этот раз экспедицией руководила д-р Кэтлин М. Кэньон, с деятельностью которой связаны все дальнейшие открытия в этом древнейшем городе мира. Для участия в раскопках британцы пригласили немецких антропологов, работавших в Иерихоне в течении нескольких лет.

1953 год – археологам во главе с Кэтлин Кэньон удалось сделать выдающееся открытие, которое абсолютно изменило наши представления о ранней истории человечества. Исследователи смогли пробиться сквозь 40 культурных слоев и обнаружили сооружения неолитического периода с громадными постройками, относящимися к тому времени, когда, казалось бы, на Земле должны были жить лишь кочующие племена, добывающие себе пропитание охотой и собиранием растений и плодов. Это стало сенсацией археологии 50-х годов XX века. Систематическими раскопками здесь был найден ряд последовательных наслоений, объединяемых в два комплекса - докерамический неолит А (VIII тысячелетие до н. э.) и докерамический неолит Б (VII тысячелетие до н. э.).

Сегодня город Иерихон считается первым поселением городского типа, открытым в Старом Свете. Там обнаружены самые ранние из известных науке постройки постоянного типа, захоронения и святилища, сооруженные из земли или маленьких округлых необожженных кирпичей. Вне всякого сомнения, Иерихон с его оседлым населением и развитым строительным делом представлял из себя одно из первых раннеземледельческих поселений на Земле. На основании проводившихся здесь многолетних исследований историки получили совершенно новую картину развития и технических возможностей, которыми располагало человечество 10 000 лет назад.

Превращение Иерихона из маленького первобытного поселения с жалкими хижинами и шалашами в настоящий город площадью не менее 3 га и населением несколько тысяч человек связано с переходом местного населения от простого собирательства съедобных злаков к земледелию - выращиванию пшеницы и ячменя. При этом исследователям удалось установить, что этот революционный шаг был сделан не в результате какого-то привнесения извне, а стал итогом развития обитавших здесь племен: археологические раскопки Иерихона показали, что в период между культурой первоначального поселения и культурой нового города, который был построен на рубеже IX и VIII тысячелетий до н. э., жизнь здесь не прерывалась.

Иосиф Флавий называл эту местность «плодороднейшей землей Иудеи» или «Божественной страной». И сейчас при подъезде к Иерихону бросается в глаза контраст между выжженной пустыней вокруг и свежей сочной зеленью города, которая здесь растет благодаря мощи многочисленных подземных источников и зимних потоков, несущихся с близлежащих гор. Именно благодаря источникам Иерейхон, что в переводе с арамейского означает «лунный» (по-арабски - Эриха), скорей всего, и обязан своим появлением.

Вначале городок не был укреплен, но с появлением сильных соседей оказались необходимы крепостные стены для защиты от нападений. Появление укреплений говорит не только о противоборстве разных племен, но и о накоплении жителями древнего города определенных материальных ценностей, привлекавших алчные взоры соседей. Что же это могли быть за ценности? Археологи ответили и на этот вопрос. Возможно, основным источником доходов горожан служила меновая торговля: удачно расположенный город контролировал главные ресурсы Мертвого моря - соль, битум и серу. В Иерихоне обнаружены обсидиан, нефрит и диорит из Анатолии, бирюза с Синайского полуострова, раковины каури с Красного моря - все эти товары высоко ценились в период неолита.

О том, что Иерихон с течением времени стал мощным городским центром, свидетельствуют его оборонительные укрепления. Поселение занимало площадь около 4 га и было окружено рвом шириной 8,5 м и глубиной 2,1 м, вырубленным в скале. За рвом поднималась каменная стена толщиной 1,64 м, сохранившаяся на высоте 3,94 м. Ее первоначальная высота, возможно, достигала 5 м, а выше шла кладка из сырцового кирпича.

К ней примыкала массивная круглая каменная башня. Первоначально ученые предположили, что это башня крепостной стены. Но очевидно, она была сооружением особого назначения, соединявшим в себе многие функции, в том числе и функцию сторожевого поста для наблюдения за окрестностями. Башня имела диаметр 7 м и сохранилась на высоту 8,15 м. Она оснащена внутренней лестницей, тщательно сложенной из цельных каменных плит шириной в метр. В башне были устроены хранилище для зерна и обмазанные глиной цистерны для сбора дождевой воды.

Каменная башня Иерихона, возможно, была возведена в начале VIII тысячелетия до н. э. и просуществовала очень долгое время. Когда она перестала использоваться по назначению, в ее внутреннем проходе начали устраивать склепы для погребений, а прежние хранилища использовали как жилища. Эти помещения часто перестраивали. Одно из них, погибшее при пожаре, датируется границей VIII и VII тысячелетий до н. э.

После этого в истории башни исследователи насчитали еще 4 периода существования, а затем городская стена обвалилась и стала размываться. По-видимому, город в те времена уже опустел. Под защитой каменной стены располагались круглые, похожие на палатки дома на каменных фундаментах со стенами из сырцового кирпича, одна поверхность которого выпуклая (этот тип кирпича называется «свиная спина»).

Чтобы точней определить возраст этих сооружений, применяли новейшие научные методы, в том числе радиоуглеродный анализ. Именно путем исследовании изотопов углерода удалось установить, что самые древние стены этого города относятся к VIII тысячелетию до н. э., то есть их возраст - приблизительно 10 000 лет. Еще более древним оказалось святилище - 9551 год до н. э.

Постройка мощной оборонительной системы требовало громадной затраты труда, применения значительной рабочей силы и наличия некоей центральной власти для организации и руководства работами. Исследователи оценивают численность населения в этом первом городе мира в 2000 человек, причем эта цифра, возможно, занижена.

Как выглядели и как жили – первые горожане Земли?

Анализ черепов и костных останков, обнаруженных в древнем городе, показал, что 10 000 лет назад здесь обитали низкорослые - чуть выше 150 см - люди с удлиненными черепами (долихоцефалы), принадлежавшие к так называемой евроафриканской расе. Они строили овальные жилища из комков глины, полы в которых были углублены ниже уровня земли. В дом заходили через дверной проем с деревянными косяками.

Вниз вели несколько ступенек. Большинство домов состояло из единственной круглой или овальной комнаты диаметром 4–5 м, перекрытой сводом из переплетенных прутьев. Потолок, стены и пол обмазывали глиной. Полы тщательно выравнивали, порой красили и полировали.

Жители древнего города Иерихон пользовались каменными и костяными орудиями, не знали керамики и употребляли в пищу пшеницу и ячмень, зерна которых растирали на каменных зернотерках каменными пестами. От гpубой пищи, состоявшей из круп и стручковых плодов, растертых в каменных ступах, у этих людей совершенно изнашивались зубы.

Несмотря на более комфортную, чем у первобытных охотников, среду обитания, их жизнь была исключительно тяжелой, и средний возраст жителей города был не более 20-ти лет. Очень высокой была детская смертность, и только немногие доживали до 40–45 лет. Людей старше этого возраста в древнем Иерихоне, похоже, вообще не было.

Своих мертвых горожане хоронили прямо под полами жилищ, надевая на черепа культовые маски из гипса со вставленными в глаза масок раковинами каури. Интересно, что в древнейших могилах Иерихона (около 6500 года до н. э.) археологи большей частью находят скелеты без головы. Как видно, черепа отделяли от тел и хоронили отдельно. Обрядовое отрубание головы у мертвых известно во многих частях света и встречалось вплоть до недавнего времени. Здесь, в древнем городе, ученые встретились, по-видимому, с одним из самых ранних проявлений такого культа.

В этот «докерамический» период обитатели города не пользовались глиняной посудой - им ее заменяли каменные сосуды, вырезанные главным образом из известняка. Возможно, они пользовались также различными плетенками и кожаными вместилищами наподобие бурдюков.
Не умея изготавливать глиняную посуду, иерихонцы тем не менее применяли глину для лепки: в жилых постройках и гробницах обнаружено множество глиняных фигурок животных, а также лепных изображений фаллоса. Культ мужского начала был широко распространен в древней Палестине, его изображения встречаются и в других местах.

В одном из слоев древнего города археологи нашли своего рода парадный зал с шестью деревянными столбами. Может быть, это было святилище - примитивный предшественник будущего храма. Внутри помещения и в непосредственной близости от него археологи не встретили никаких предметов домашнего обихода, зато нашли многочисленные глиняные фигурки лошадей, коров, овец, коз, свиней и фаллические скульптуры.

Самым удивительным открытием в Иерихоне стали лепные фигурки людей. Они сделаны из местной известняковой глины с каркасом из тростника. Эти статуэтки имеют нормальные пропорции, но плоские анфас. Нигде, кроме Иерихона, подобные изделия раньше археологи не встречали.

В одном из доисторических слоев города были обнаружены также групповые скульптуры мужчин, женщин и детей в натуральную величину. Для изготовления их применялась похожая на цемент глина, которая намазывалась на тростниковый каркас. Фигуры эти были еще довольно примитивными и плоскостными: ведь пластическому искусству предшествовали наскальные рисунки или изображения на стенах пещер. Обнаруженные скульптуры показывают, какой большой интерес проявляли иерихонцы к созданию семьи и чуду зарождения жизни - это было одним из первых и самых сильных впечатлений доисторического человека.

Возникновение Иерихона - первого городского центра - свидетельствует о зарождении высоких форм общественной организации. Даже вторжение более отсталых племен с севера в V тысячелетии до н. э. не прервало этот процесс, который в результате привел к созданию высокоразвитых древних цивилизаций Междуречья и Ближнего Востока.

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесенным стеной из кирпича-сырца. После он был уничтожен и простоял в нежилом виде весьма долгое время, пока Хиил не нарушил заклятие и не восстановил его, потеряв при этом своих сыновей. И все-таки, неужели звуки труб и яростный крик народа из колена Израиля смогли разрушить неприступные стены?..

За истекшее столетие многое изменилось в исторической науке, в частности современные взгляды на возможную дату исхода. Дело в том, что появление племенного союза Израиль в Ханаане можно уверенно датировать рубежом XII и XIII веков до н. э. (появляются характерные 4-х комнатные дома, другие признаки израильской материальной культуры, да и первое письменное упоминание Израиля относится к той же эпохе). Но стена, обнаруженная в Иерихоне, была разрушена значительно раньше, около 1560 г. до н. э. На рубеже 1200 г. до н. э. Иерихон был практически не заселен и стен не имел, а это противоречит библейской версии развития событий, так как циклопические крепостные стены города рухнули задолго до времен Иисуса Навина и этот город не мог стать преградой на пути вторгшихся в Ханаан израильских племен.

Тут вновь стоит перечитать Библию. Есть в библейском рассказе намек, позволяющий предложить некоторое, пусть и чисто умозрительное, решение этого вопроса. Содержится этот намек в знаменитой истории засылки в Иерихон шпионов и их спасения блудницей Раав. Как гласит Книга Иисуса Навина, Раав выпустила разведчиков из города по веревке через окно своего дома. То есть ее дом являлся частью линии городских укреплений.

Исходя из этого, возможно предположить, что город Иерихон во времена Иисуса Навина представлял из себя кольцо глинобитных домов, чьи внешние стены и образовывали «крепость» - такие поселки весьма часто встречались в Ханаане на исходе бронзового и в начале железного века. Остатки подобной «твердыни» в действительности могли быть смыты и исчезнуть без остатка, в отличие от капитального крепостного строительства предшествующих эпох. А внушительные руины этих более ранних стен могли впоследствии стать основой легенды о чуде иерихонских труб.

Правда, традиция упорно приписывает Иисусу Навину разрушение именно тех циклопических, грандиозных стен, которые рухнули около 1560 г. до н. э. Возможно предположить, что некоторые эпизоды, включенные в историю завоевания Ханаана, в действительности относятся к более раннему времени и могут быть связаны с мятежами хабиру в XIV столетии до н. э. Упоминание о нападении хабиру на Иерихон содержится в одном из документов амарнского архива.

Часть нападавших, среди которых было много семитов, впоследствии могли войти в состав израильского народа и принести с собой воспоминания о штурме Иерихона и других городов Ханаана. С течением времени эти рассказы слились в единую повесть о завоевании, где разновременные события перепутались окончательно и в таком виде вошли в официальные хроники. А неведомые древние полководцы слились в народном представлении с блистательным Иисусом Навином, за которым по-прежнему остается честь завоевания Ханаана.