Европа азия черта. Где проходит граница между Европой и Азией: любопытные факты

География, казалось бы, самая изученная наука, в которой осталось мало невыясненных моментов. Тем не менее, самые простые вопросы порой ставят в тупик не только обычных людей, но ученых. Вот, где, например, проходит граница между Европой и Азией?
Wikimedia Commons / timofey zakharov ()

Учебники и справочники дают однозначный ответ на это вопрос. Однако ни в научном сообществе, ни в политических кругах до сих пол нет согласия по данному поводу.

Граница между Европой и Азией – в чем проблема?

Дело в том, что граница между этими двумя частями света проходит по территории единого материка – Евразии, то есть по суше. В этом состоит важнейшее отличие Европы и Азии от других частей света, которые разделяются водными просторами. В географии принято считать, что границей в подобном случае является тектонический разлом или водораздел.

Удивительно, но даже при современном развитии науки не всегда можно точно установить с точностью до километра, где именно проходит эта ось.

Есть и другой фактор, осложняющий проведение границы между Европой и Азией – геополитический. Европа и Азия – это не только географические, но и политические, культурные, цивилизационные объекты. К какому типу культуры относится огромная Россия?


Можно ли считать европейскими страны Закавказья и Турцию, которые так стремятся в Евросоюз, но географически относятся к Азии? Какие российские регионы относятся к Европе, а какие к Азии? И почему некоторые иностранные картографические издания прокладывают восточную границу Европы точно по границе Российской Федерации, причисляя европейскую часть нашей страны к Азии?

Точно известно одно: с течением времени пресловутая граница постоянно сдвигалась на восток, поскольку все большее число стран и регионов хотели считать себя европейскими.

Все эти вопросы заставляют географов вновь и вновь возвращаться к проблеме азиатско-европейской границы, проводить дополнительные исследования и экспедиции.

Граница между Европой и Азией – о чем договорились географы?

Пока исследователи изучают, политики спорят, культурологи пишут статьи, студентам и школьникам рассказывают, что граница между Европой и Азией проходит так, как установлено Международным географическим обществом. А точнее вот как:

— по восточной подошве Уральского хребта и отрогу Мугоджар;

— по реке Эмбе, впадающей в Каспийское море;

— по северному берегу Каспийского моря;
Wikimedia Commons / Сергей Александров ()
— по Кумо-Манычской впадине, которая сейчас является поймой рек Кума и Маныч, а в древности была проливом, соединявшим Черное море с Каспием;

— по Черному морю, проливам Босфор и Дарданеллы.

— Побережье Средиземного моря к востоку от Дарданелл относится к Азии, к западу – к Европе.

О чем споры?

Существует два отрезка азиатско-европейской границы, которые вызывают наиболее ожесточенные споры. Это участок к югу от Уральских гор (до Каспия) и перемычка между Каспийским и Черными морями.

В первом случае проблема вызвана тем, что в южной своей части Уральский хребет распадается на несколько отрогов. Который из них считать границей Европы и Азии, до сих пор с точностью не установлено.

Что касается участка границы в районе Кавказа, то здесь также имеется несколько мнений. Одни ученые предлагают проводить границу по Кумо-Манычской низменности, другие – по водоразделу Кавказского хребта, третьи – еще южнее.

Wikimedia Commons / const_st ()
Чтобы раз и навсегда решить вопрос с границей Азии и Европы, российские ученые предложили использовать не только географический, но и политический, и культурно-цивилизационный подход. Международному сообществу предложено рассмотреть вариант, при котором граница оставляет Уральские горы и Азовское море в составе Европы, а Кавказ – в Азии.

Очевидно, что установление границы между Европой и Азией – это не только научная, но и административная, и политическая проблема. Будем надеяться, что в ближайшие годы этот вопрос буде решен на международном уровне и нам не придется спорить о том, кто из нас живет в Европе, а кто в Азии.

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света - Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы, установленные людьми, чтобы подчеркнуть исключительность этих мест. Одни стоят точно на географической границе, другие - чуть в стороне, в «удобных» местах, некоторые «официальные», другие ставят энтузиасты, третьи сооружаются в честь какого-либо события - у каждого своя история.

Традиция, которая возникла ещё в позапрошлом веке, продолжается до сих пор. Новые отметки появляются почти каждый год, и не только на Урале: вариантов определения границы Европы и Азии до сих пор несколько, и прийти к какому-то единственно верному практически невозможно.

Мы постарались собрать самый полный и подробный список указателей, знаков и обелисков «Европа-Азия». Получилось всего 64, но на деле их ещё больше.

Начнем с знаков возле Екатеринбурга и постепенно будем удаляться от города. Отметки разбиты по регионам: Свердловская область, Пермский край, Челябинская область, Башкирия, Оренбургская область, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий АО, Коми, Ставропольский край, Ростовская область, Казахстан и Турция.

Свердловская область

На территории Свердловской области мы насчитали 34 обелиска Европа-Азия.

№1 Обелиск на горе Берёзовой Первый на Урале столб «Европа-Азия» появился весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Это была острая четырёхгранная деревянная пирамида с надписями «Европа» и «Азия». Горные чиновники старались ради наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал вместе с поэтом В. А. Жуковским по России, Уралу и Сибири и в тот год должен был проехать здесь.

Через 36 лет, в 1873 году, деревянный столб заменили на обелиск из мрамора с каменным постаментом. На вершине пирамиды красовался золочёный двуглавый орел. Реконструкцию приурочили к проезду через перевал другого представителя императорской фамилии - возвращавшегося из кругосветного путешествия великого князя Алексея Александровича.

После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. Сейчас в том месте, где он стоял, есть два новых обелиска. Первый был возведен в 1926 году - уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом (в нашем списке он под номером 3).

В 2008 году на месте старого памятника открыт ещё один новый обелиск, опять с орлом. Он и стоит там по сей день. Это впечатляющая 25-метровая мраморная колонна в духе Александрийского столпа. Территория вокруг облагорожена, есть беседки и клумбы, скамейка влюблённых и металлическое дерево для замочков, которыми скрепляют узы любви.

Как доехать:
Едем по трассе Р242 Екатеринбург-Пермь (Новомосковский тракт). Приблизительно через 25 км после выезда из Екатеринбурга повернуть направо в село Новоалексеевское. Ехать по главной дороге, далее на Т-образном перекрестке повернуть налево в направлении Первоуральска. Ехать прямо, через 8 км с правой стороны будет граница Европа-Азия.

Координаты обелиска на горе Берёзовой: 56°52"13.0"N 60°02"52.0"E

№2 Обелиск на Ново-Московском тракте
Этот обелиск установили в 2004 году по проекту скульптора Константина Грюнберга. Его форма символизирует переплетённые буквы Е и А, а в основании заложены камни с самой восточной и с самой западной точек Евразии - мыса Дежнёва и мыса Рока.

Именно сюда чаще всего приезжают туристы и свадебные процессии. Каждый обязательно делает фото, стоя одной ногой в Европе, а другой в Азии. На самом деле, при этом вы фактически целиком будете в Азии - знак стоит далеко от реальной границы.

Этот обелиск находится к Екатеринбургу ближе всех, на 17 км Новомосковского тракта, по которому туда проще всего и доехать . Обелиск будет справа от трассы.

№3 Обелиск возле Первоуральска На дороге в Первоуральск, немного ниже обелиска на Берёзовой, стоит ещё один пограничный столб «Европа-Азия». Примерно так же выглядел самый первый мраморный обелиск. Рядом с ним есть источник с родниковой водой, куда часто ездят жители и Первоуральска, и Екатеринбурга.

Как доехать: едем по Новомосковскому тракту, сворачиваем направо непосредственно на дорогу в Первоуральск. Обелиск вскоре появится по правую руку.


№4 Знак Европа-Азия у остановки «Зелёный мыс»
В 2015 году у остановки Зелёный мыс на Новомосковском тракте появился большой уральский камень - магнетит с Первоуральского рудника, с горы Магнитка неподалеку от Волчихи. Его установили участники Уральского общества любителей естествознания.

В 2019 году рядом установили ещё один камень, а между ними прикрепили надпись «Азия Европа». Знак находится точно на географической границе Европы и Азии.

Как доехать: по Новомосковскому тракту до 32-го километра, знак будет слева перед жёлтым надземным переходом.

№5 Обелиск у станции Вершина
Установлен в 1957 году во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов. Так молодёжь, которая ехала в Москву по Транссибу из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, узнала, где кончается Азия и начинается Европа.

Станция Вершина принадлежит Свердловской железной дороге, расположена возле Первоуральска, туда можно доехать из Екатеринбурга.

№6 Обелиск у деревни Курганово Этот знак стоит гораздо восточнее многих. Он находится возле Екатеринбурга в другой стороне от первых четырёх, на Полевском шоссе, в 2 км от деревни Курганово.

Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска выбирали при содействии членов Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

Доехать до него очень просто: едем от Екатеринбурга на Полевской (трасса Р-355), проезжаем Горный щит, знак будет по правую руку перед Курганово.

№7 Обелиск у станции Мраморская Черно-белый столб у железнодорожной станции Мраморская установили в 2004 году взамен разрушенного старого обелиска.

Наверху столба - указатели «Европа» и «Азия», между ними надпись «Урал», символизирующая границу, а сверху прикреплена фигурка соболя со стрелой со старого герба Свердловской области.

№8 Обелиск в селе Мраморское
Небольшой самодельный обелиск из мрамора установили в 2005 году В. Г. Чесноков и В. П. Вилисов. Обелиск представляет собой две прямоугольные мраморные плиты, на верхней высечены надписи «Европа» и «Азия».

№9 Беседка возле Полевского
Резная деревянная беседка со столиком, на опорных столбах которой вырезаны надписи «Европа» и «Азия». Её установил в 2001 году Полевской лесхоз. Находится на дороге между городом Полевской и посёлком Станционный-Полевской, у развилки возле коллективных садов.

Беседка стоит далеко от официальной географической границы Европы и Азии. Граница проходит по водоразделу бассейнов Оби и Волги, который расположен гораздо восточнее.

№10 Знак на дороге Косой брод-Асбест Полосатый столб установили в 2007 году участники клуба «Вояджер» по инициативе одного из членов Кирилла Вялых.

Он расположен к востоку от Полевского, на старой лесовозной дороге из посёлка Косой Брод в Асбест. Доехать прямо до знака на обычной машине не получится, только на внедорожнике, либо последние пару километров пройти пешком.

№11 Обелиск Европа-Азия на дороге Ревда-Дегтярск Установлен в 1984 году к 250-летию г. Ревды. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской.

№12 Обелиск на горе Каменной «Филина» в 1980-е установили ревдинские школьники на горе Каменной, на перевале Ревдинско-Уфалейского хребта. Интересно, что постаментом ему служит засохший ствол настоящего дерева - вкопать столб в твёрдую скалу было бы невозможно.

№13 Знак «Голуби» на горе Котёл
Знак установили в мае 2011 года туристы из Екатеринбурга и Новоуральска. Проект П. Ушакова и А. Лебедкиной. Целующиеся голуби символизируют любовь и дружбу между двумя континентами.

Возле Новоуральска в разное время установили пять знаков (№№14-18). За информацию о них спасибо Элле Подгорновой .

№14 Столб у деревни Починок - «савчуковский»
Cтолб установлен в 1966 году на автодороге через Билимбай в Мурзинку под руководством директора УЭХК А. И. Савчука. Он находится между деревнями Починок и Тарасково на хорошо заметном перевале через Бунарский хребет (в этом месте дорога пересекает широкую просеку и ЛЭП).

Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом: дорога пересекает водораздел ближе к Тарасково.

Обелиск изготовлен из стального листа на одном из предприятий Новоуральска. Первоначально он был украшен гербами Советского Союза на каждой грани и литыми надписями «Европа» и «Азия».

№15 Обелиск в районе Новоуральска - «шитиковский»
В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх-Нейвинска в д. Пальники, в истоках рек Тагил, Бунарки (бассейн Оби) и Шишим (бассейн Волги).

Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту Бориса Шитикова и представляет собой четырёхметровую стелу с солнечными часами. Активное участие принимали туристы М. Чернякин, В. Евстахов, В. Михайлов, А. Болтушин. Большую помощь в установке оказали ребята из подросткового турклуба «Нейва».

К сожалению, однажды знак упал, и когда его поднимали, не смогли выставить часы по солнцу, из-за этого теперь они не показывают точное время.

№16 Обелиск Европа-Азия на горе Медвежка у станции Мурзинка Обелиск представляет собой металлическую решетчатую конструкцию в форме острой трехгранной пирамиды. Венчает пирамиду острый шпиль с многолучевой звездой наподобие громоотвода Невьянской башни.

Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись «Медвежка 499 м», на правой «Зеленый мыс 2006», на левой: «Задумали Ломов В. А. и сын Сергей». Автор знака - Владимир Ломов. Знак был установлен в ноябре 2006 года при поддержке сотрудников санатория «Зелёный мыс».

№17 Знак на старой билимбаевской дороге
Мраморный обелиск с надписью «Здесь будет установлен знак Европа-Азия в честь строителей города» установлен на западном склоне горы Медвежка близ Новоуральска, по дороге в ЗИЛовские сады.

Руководитель бывшего турклуба строителей Виктор Михайлов планировал поставить грандиозный знак, но, увы, не успел этого сделать, и временный обелиск превратился в постоянный.

№18 Обелиск возле Александровского рудника - «воронинский» Знак появился в октябре 2016 года. Установлен недалеко от Александровского рудника и посвящен рудознатцам и горнякам, о чём свидетельсвует надпись на одной из граней. Площадка у подножия стелы выложена местными минералами. Автор и реализатор идеи - преподаватель Горного университета, краевед, минералог Олег Воронин.

№19 Знак на дороге из Карпушихи к скале Старик-камень
Самый скромный и неприметный знак из всех - просто деревянный столбик с табличкой, на которой вырезаны крестик и надписи «Европа и Азия».

Позднее ниже появились ещё три таблички: «Европа», «Азия» и «Весёлые горы» - это название хребта, по которому проходит водораздел, а значит и граница частей света. Их добавили Андрей Пичугин и Игорь Павлюков.

№20 Знак у горы Билимбай Деревянный знак с названием хребта Весёлые горы в 2011 г. установил нижнетагильский краевед Андрей Пичугин вместе с другом Валерием Рогожиным. Два синих треугольника наверху символизируют Уральские горы.

Столб стоит на восточном склоне горы Билимбай у обочины лесовозной дороги из Черноисточинска в Большие Галашки.

№21 Знак у горы Белой В 2013 году краевед Андрей Пичугин и его однофамилец Александр Пичугин установили ещё один деревянный знак «Европа-Азия Весёлые горы» - в седловине между горами Белой и Поперечной, где дорога из посёлка Уралец выходит на лесовозную дорогу из Черноисточинска в Большие Галашки.

№22 Знак у Висимского заповедника
Знак установили осенью 2018 года в охранной зоне Висимского биосферного заповедника по инициативе его сотрудников. Он представляет собой плоский щит, укрепленный между двух деревянных столбов, с указателями «Европа» и «Азия» на пяти языках.

Знак расположен в 20 км к западу от Кировграда, на дороге из Кировграда в Большие Галашки после моста через реку Тагил, между истоками рек Сулем и Ломовка. Его установили немного восточнее реальной границы Европы и Азии, в живописном месте, откуда открывается вид на гору Ежовую.

№23,24 Обелиск у посёлка Уралец и автобусная остановка «Азия-Европа»
Обелиск расположен на перевале через хребет Весёлые Горы вблизи поселка Уралец, недалеко от горы Белой. Посвящен первым успехам советской космонавтики. Знак установили в 1960 или 1961 году на месте старого деревянного столба.

Обелиск изготовили рабочие механического завода поселка Уралец по проекту В. П. Красавченко. Квадратную колонну 6 м высотой венчает макет земного шара. Раньше вокруг него по стальным орбитам вращались спутники и корабль «Восток».
Через дорогу от обелиска стоит автобусная остановка «Азия-Европа».

Координаты знака и остановки: 57°40"38.0″N 59°41"58.5″E

№25 Столб Европа-Азия у Елизаветинского
На старом Висимском тракте из Нижнего Тагила в Висимо-Уткинск, у села Елизаветинское, стоит знак Европа-Азия - деревянный столб с вырезанными указателями частей света.

Подробности возникновения знака точно неизвестны. По одним данным знак устновлен в 1957 году супругами М. Е. и В. Ф. Ляпуновыми, по другим - в 1977 году лесником Черноисточинского охотохозяйства.

№26 Обелиск на перевале Большой Урал у посёлка Синегорский
Столб находится у перевала Большой Урал на Серебрянском тракте, в 2 км от посёлка Синегорский. Его установили в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочие леспромхоза Синегорский. Автор проекта А. А. Шмидт.

Основа сооружения - сварная стела из листовой стали высотой 9 метров. На верхней грани стелы укреплены металлические серп и молот. Знак был серебристым, в последние годы его красят в синий.

№27 Обелиск в Кушве у деревни Кедровка
Это один из самых первых обелисков Европа-Азия. Памятный знак был установлен в 1868 году на деньги золотопромышленников на перевале у горы Кедровка. Выполнен в виде часовни чугунного литья. Когда-то купола были позолочены, а на шпиле был двуглавый орёл. Надпись на одной из сторон: «В память переезда через Урал Его Императорскаго Высочества государя Великаго князя Владимира Александровича 3 Августа 1868 года».

В гражданскую войну обелиск сильно пострадал, в 1970-х годах его восстановили туристы Нижне-Салдинского завода. Обелиск находится на дороге Кушва-Серебрянка, в 4 км от деревни Кедровка.

№28 Обелиск у посёлка Баранчинский Установлен на лесовозной дороге к западу от посёлка Баранчинский в Кушвинском округе, к югу от горы Кедровка.

Отлит из чугуна на Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А. Никитина в 1996 г.

№29 Обелиск у станции Хребет-Уральский
Мраморный обелиск установили на перроне станции Хребет-Уральский в 2003 году в честь 125-летия Свердловской железной дороги.

Посёлок Хребет-Уральский расположен у самой границы с Пермским краем. Водораздел находится в паре километров к западу от обелиска, у истока реки Туры.

№30 Знаки на 276 км Горнозаводской железной дороги
Одинаковые металлические трёхгранные пирамиды установили в 1878 году при строительстве железной дороги по обе стороны полотна.

Рёбра пирамид сделаны из железнодорожных рельсов. До революции в камерах в верхней части обелисков были керосиновые фонари, которые зажигали по ночам.

№31 Знак у поселка Павда Простой чёрно-белый столб стоит на развилке трёх лесных дорог - на Павду, Кытлым и Растёс. У его подножия лежит камень, куда кидают монетки на счастье.

№32 Столб у Казанского Камня Ещё один полосатый столб «Европа-Азия» стоит на границе Свердловской области и Пермского края по дороге из Североуральска на Жигаланские водопады, у подножья Казанского камня. Возможно, разрушен.

№33 Обелиск у поселка Кытлым Посёлок Кытлым расположен на севере Свердловской области, к западу от Серова. В 8 км от Кытлыма, на дороге в Верхнюю Косьву, находится ещё один обелиск Европа-Азия. Его установили в 1981 году работники Южно-Заозерского прииска.

Нижняя часть обелиска - толстая стальная труба. Верхняя часть - плоская треугольная металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

№34 Знак на перевале через Поповский увал Установлен на высоте 774 м на дороге из Ивделя на Сибиревский приииск. Столб двуликий - с одной стороны европейское лицо, с другой азиатское.

№36 Знак у горы Колпаки
Сам обелиск разрушен в 2000-х годах, сейчас остался только постамент. Находится на дороге от пос. Промысла на север, на развилке Медведка-Косья.

Знакам на этом месте вообще не везёт, их постоянно ломают. До революции здесь стояла изящная металлическая пирамидка . В 1973 году во время слёта туристов на Тёплой горе здесь установили другой знак. В 1985 году - ещё один, макет ракеты из металлолома. Фото с девочками относится к началу 2000-х - ракеты уже не было.

№37 Знак на границе Свердловской области, Пермского края и республики Коми, на горе Саклаимсори-Чахль Место, где встречаются Европа, Азия, республика Коми, Пермский край и Свердловская область, а также проходит граница бассейнов трёх великих рек - Оби, Печоры и Волги.

Знак установлен 25 июля 1997 года по инициативе Геннадия Игумнова, занимавшего в то время должность губернатора Пермской области. На столбе надпись: «Губернатор Игумнов на память потомкам».

№39,40,41 Дорожные знаки в Магнитогорске


Кроме обелиска, в Магнитогорске есть дорожные знаки, отмечающие границу Европы и Азии.

В городе четыре моста через Урал, которые здесь называют «переходами», ведь они соединяют между собой целые части света. Кроме упомянутого в предыдущем пункте Центрального, есть ещё Северный, Южный и Магнитный (он же Казачья переправа). На каждом мосту, кроме самого короткого Северного, есть дорожные знаки. Правда, судя по Google-панорамам , на Южном переходе в 2018 году знаков уже не было, но есть вероятность, что их вернут.

Координаты: Центральный переход 53°25"20.0″N 59°00"35.5″E ;
Магнитный переход 53°22"40.4″N 59°00"18.3″E ;
Южный переход 53°23"53.4″N 59°00"05.5″E

№42 Дорожный знак на мосту Европа-Азия в селе Кизильское
Кизильское находится в 90 км от Магнитогорска. Знаки установлены с обеих сторон моста через реку Урал.

№43 Обелиск на перевале через хребет Урал-Тау возле Златоуста Стела из нержавеющей стали на высоком каменном основании появилась на федеральной трассе М5 «Урал» между Златоустом и Миассом на перевале через хребет Урал-Тау в 1987 году. Автор макета - архитектор С. Побегуц.

Надписи с названиями частей света расположены «наоборот»: на европейской стороне стелы надпись «Азия», а на азиатской - «Европа». Знак работает как дорожный указатель - водитель видит название той части света, в которую он въезжает.

№44 Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал на окраине Верхнеуральска, на том месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, установили географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

№45 Обелиск около станции Уржумка
Ещё один обелиск между Златоустом и Миассом расположен у железнодорожной станции Уржумка, на полкилометра к востоку от неё.

Это один из самых первых знаков, отмечающих границу Европы и Азии. Он появился в 1892 году вместе со станцией, открытие было приурочено к завершению строительства этого участка Транссиба. Автор проекта - инженер и писатель Н. Г. Гарин-Михайловский.

Обелиск представляет собой четырехгранную призму, увенчанную остроконечной пирамидой, с выступающим поясом, на котором написано Европа и Азия. Памятник сделан из местного уральского гранита. Находится под охраной государства как объект культурного наследия регионального значения.

№46 Обелиск в районе г.Кыштым
К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. В основании пирамиды - родник, откуда берет начало ручей, стекающий на азиатскую сторону.

В 2012 году гранитную пирамиду заменили на металлическую с каменным основанием. Знак расположен на дороге Слюдорудник - Большие Егусты в 2,5 км от Егустов.

№48 Старые обелиски на реке Урал
У деревни Новобайрамгулово, на трассе Учалы-Белорецк стоят ещё два обелиска «Европа» и «Азия»: по обе стороны бывшего автомобильного моста через Урал.

Эти обелиски расположены на 300 метров южнее новых знаков. Их построили в 1968 году по эскизу художника Д. М. Адигамова и архитектора У. Ф. Зайникеева. Обелиски представляют собой плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней их части изображен земной шар. Мост, у которого они стояли, сейчас разрушен.

№49 Знак в истоке реки Урал
Табличка «Здесь начинается река Урал» установлена в 1973 году самодеятельной группой. Чугунный мостик через исток и надписи «Европа» и «Азия» появились намного позже.

№51 Стелы на Белом мосту
Пешеходный мост Европа-Азия через реку Урал, или Белый мост - одна из главных достопримечательностей Оренбурга. Посередине моста с обеих сторон установлены две блестящие квадратные стелы, они появились сравнительно недавно.

№52 Знак в Орске на Верхнем мосту
Орск - ещё один город, который река Урал делит на европейскую и азиатскую части.

По обеим сторонам большого автомобильного моста через Урал висят таблички с надписями «Европа» и «Азия».

№54 Газопровод «Сияние Севера» на Приполярном Урале
Знак поставили газовики. Он находится на дороге, идущей вдоль газопровода «Сияние Севера» из поселка Вуктыл на центральную базу природного парка «Югыд-ва».

№56 Крайняя Восточная точка Европы
Местоположение точки в 2003 году определили участники российско-белорусской экспедиции, тогда же установили памятный знак (на фото), который потом сломали местные жители. Эта точка не имела официального статуса.

В 2019 году геологи из Уральского горного университета, в частности Фират Нурмухаметов, вместе с главным редактором «Уральского следопыта» Максимом Фирсовым заново определили координаты точки - они оказались на 800 метров в стороне от старых. Здесь хотят поставить новый знак и сделать это место популярным для туристов, как и три другие крайние точки Европы: в Норвегии, Португалии и в Испании.

Точка находится на границе Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми, недалеко от озера Малое Щучье.

№59 Знак к северу от горы Яныгхачечахль
Маленький самодельный деревянный указатель. Расположен на Приполярном Урале на высоте 709 м к северу от Ивделя, недалеко от горы Яныгхачечахль.

№63 Беседки в Атырау
По обеим сторонам моста через реку Урал установлены беседки с надписями «Европа» и «Азия».

Координаты: 47°06"18.0″N 51°54"53.1″E

Турция

№64 Мост мучеников 15 июля в Стамбуле
Стамбул - ещё один трансконтинентальный город, он разделён на европейскую и азиатскую части Босфорским проливом. Европу и Азию соединяют три висячих моста через Босфор.

Мост мучеников 15 июля (до 2016 года - «Босфорский мост») - первый из трёх. Он построен в 1973 году на основе проекта российского инженера Олега Александровича Керенского. С обеих сторон у моста висят таблички «Welcome to Europe/Asia».

Координаты: 41°02"51.0″N 29°01"56.0″E

Читайте нас в

Пограничный столб «Европа-Азия» на трассе Москва – Челябинск вонзается в небо, условно разделяя и соединяя две древние цивилизации, две части света. Здесь проходит граница между Европой и Азией. Стоп, а почему именно здесь? Попробуем разобраться.

Как проходит граница между Европой и Азией на карте мира

На самом деле не очень ясно, где проходит эта граница. Европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра, поскольку не существует четких ориентиров . Разные исследователи за более, чем трехтысячелетнюю историю изысканий в качестве границы между Европой и Азией использовали следующие типы рубежей:

  • культурологические (расселение народов, распространение языков, культур);
  • административно-политические, границы государств и административных единиц;
  • ландшафтно-орографические, то есть, по строению земли;
  • гидрологические: водоразделы и долины крупных рек.

Вариантов границы, таким образом, накопилось множество. На карте ниже отражены основные представления о проведении границы. Как видно, во многом они совпадают, за исключением южного участка границы Европы на Кавказе и небольшого северного участка. Однако, от этого зависят другие географические определения. Например, если мы проводим границу по Кума-Манычской впадине, то Эльбрус уже не может быть высочайшей вершиной Европы, поскольку попадает в Азию. В зависимости от того, где проводят границу, Казахстан может считаться евроазиатской страной, а Грузия — европейской страной и может принимать участие в Евровидении.


«А»: — современное определение границы. Сейчас используется ООН. «В»: — по Уральскому Хребту и реке Урал. «C»: — граница по линии мыс Югорский Шар — кряж Пай-Хой — Уральский хребет — река Урал. «D» — по границе Казахстана. «F»: — Кавказский хребет (водораздел). «E»: — северные предгорья Кавказа. «F»: — линии по водоразделу Большого Кавказа. «G»: — южные предгорья Кавказа. «H»: — Кавказ в реках Риони и Куры. «I»: — по Малому Кавказу и рекам Аракс и Кура. «J»: — бывшая граница Советского Союза.

История проведения границы между Европой и Азией

Ранние представления о границе Европы и Азии

Еще в античности люди задавались вопросом, где кончаются части света. Уже в IX-VIII веках до нашей эры финикийцы выделяли три части света: Европу (от слова«эреб» — запад), Азию (от слова «асу» — восток) и Ливию – как название Африки. Греки проводили границу между Европой и Азией по Понту (Черное море). Римляне отодвинули границу на Меотиду (Азовское море) к Керченскому проливу и реке Танаис (Дон). В трудах Геродота, Полибия, Страбона, Помпония Мела, Клавдия Птолемея отражено именно такое деление и благодаря им граница по Азовскому морю и Дону оставалась незыблемой до XVIII века.

Взгляд на реку Дон, как природную границу между Европой и Азией, был распространен и в русских географических трудах, носящих название «Космография» , издававшихся до 17 века. М.В. Ломоносов в своем труде «О слоях земных» (1757-1759) проводил границу между Европой и Азией по Дону, Волге и Печоре, хотя к этому времени уже появились иные представления.

Как проводили границу Европы и Азии в 18-19 веках

Однако, в Средние века и Новое Время делаются попытки провести границу по-другому. В средневековых арабских трудах границей Европы служит Итиль (Волга) и Кама. Французский картограф Гийом Делиль в своем «Всемирном атласе» провел границу по Оби, а путешественник Иоган Гмелин в своей книге «Путешествие через Сибирь в 1733-1743 годах» и вовсе обосновывает восточную границу Европы по Енисею, как и позже французский географ Э.Реклю в труде «Земля и люди. Всеобщая география».

Идея о проведении границы между Европой и Азией по водоразделу Уральских гор была впервые выдвинута шведом Страленбергом в книге «Северная и восточная части Европы и Азии» в 1730 году. Однако, В.Н. Татищев оспаривает приоритет Страленберга и утверждает, что именно он в 1720 году предложил это деление Страленбергу. В своей работе Татищев (изданной в России только в 1950 г.!) отвергает старые представления прежних авторов о границе по Дону, Волге,Каме и Оби. Он пишет: «… все оные не годятся, но за наилучшее природное разделение сих двух частей мира сии горы … по древним Рифейские, Татарской Урал, по-русски Пояс именуемые, полагаю».

В «Лексиконе Российском» он описывает так восточные границы Европы: «Весьма приличнее и натуральнее провести границу от узкости Вайгач по Великому Поясу и Яику вниз через море Каспийское до реки Кумы или гор Таурисских» (т.е. Кавказских) и приводит немало аргументов в пользу такого деления. Труды Татищева дают самые убедительные доказательства в пользу проведения границы между Европой и Азией по Уральскому хребту.

Однако, варианты границы, предложенные Страленбергом и Татищевым, совпадают только в средней части Уральского хребта, а в южной части Урала у Страленберга граница проходила через Общий Сырт, реку Самару, Волгу до Камышина и далее по Дону в Черное море. Научное признание Уральского хребта в качестве границы между Европой и Азией получило отражение в трудах Фалька, Полунина, Плещеева, Щуровского в 18-19 веках.

В том, как проводить границу южнее Миасса, не было согласия. Паллас в конце 18 века проводил границу от среднего течения р.Урал по южным склонам Общего Сырта, Волге, Ергеням, долине реке Маныч и относил всю Прикаспийскую низменность к Азии . Миллер и Ф.А.Полунин проводили границу по Дону, Волге, Каме, Белой и далее по Уральскому хребту. В учебниках по географии 18-го века южный отрезок границы проведен по реке Эмбе.

Карта исторических определений границы между Европой и Азией

История проведения границы Европа-Азия

На рисунке изображена история определений границы между Европой и Азией по картам, опубликованным между 1700 и 1920 годами. Обратите внимание, что до конца 16 века нет четкого разграничения Ледовитого океана, Карского моря, Новой Земли. Красная линия показывает определение границы, существующее примерно с 1850 года, например, в трудах Джонсона (1861). Оно проводит границу по хребту Большого Кавказа, реке Урал и Уральскому хребту.

Линия А показывает альтернативное определение по Бич и МакМури, 1914 г . По нему граница проходит по рекам Дону и Маныч и помещает губернии российского Кавказа в Азию. Другие исторические определения линий границы больше не используются.

  • Линия B проводится по реке Дон, далее по Волге до Волгограда, потом по линии D или С (в зависимости от соглашения).
  • Линия C проводится по Волге из Волгограда до Самары, продолжение обозначено как E или F, в зависимости от соглашения.
  • Линия D проходит следующим образом: по Дону мимо Волгограда, затем срезает по северу в Архангельской области к западу от Волги. Это соглашение находится в первых официальных атласах Российской империи, опубликованных в 1745 году.
  • Линия Е проходит по Волге до Самарской луки, а затем поворачивает на северо-запад, к Северной Двине и заканчивается в Архангельске. Это обозначение используется Кристофом Вайгелем в его карте Азии Vetus, опубликованной в 1719 году.
  • По линии F граница оставляет Волгу в Самарской луке и проходит с нижней Иртыша и Оби. Используется Иоганном Крестителем Хоманном в его Recentissima Asiae Delineatio, опубликованной в 1730 году.
  • Линии G и H обозначены Джоном Кэри в его Новой карте Азии (1806). Граница следует Доном и Волгой (B, C, F), но затем идет по Уралу к югу от Перми (G) и оставляет Уральский водораздел, достигнув побережья Северного Ледовитого океана к западу от полуострова Югорский (H).

Официальное политическое определение границы Европы и Азии в настоящее время

Для политического определения границы между Азией и Европой важной остается историческая и культурная концепция. Официально границей Европы и Азии следует считать линию, проходящую через Эгейское море, Дарданеллы, Мраморное море, Босфор, Черное море, вдоль водораздела Большого Кавказа, северо-западной части Каспийского моря и по реке Урал и от Урала до Северного Ледовитого океана. Эта граница представлена в большинстве атласов, в том числе, и атласе Национального географического общества, а так же в World Factbook.

Согласно этому определению, Грузия и Азербайджан лежат в Азии, но их небольшие части лежат к северу от водораздела Большого Кавказа в Европе. Стамбул, таким образом, находится с обеих сторон пролива Босфор, что делает его трансконтинентальным. Так же Россия и Турция являются трансконтинентальными странами с территориями и в Европе, и в Азии по любому определению. В то время как Россия — исторически европейская страна с историей имперских завоеваний в Азии, то Турция является азиатской страной с имперскими завоеваниями в Европе. Казахстан, таким образом, является евроазиатской страной, поскольку Западно-Казахстанские и Атырауская провинции лежат по обе стороны от реки Урал.

Кума-Манычкая низменность (реки Маныч, Кумо-Манычкий канал и река Кума) остается наиболее часто определяемой географической границей Европы . Однако, такое деление ставит традиционно европейские районы России, такие как Ставропольский и Краснодарский край, а также районы к югу от Ростова-на-Дону в Азию, что непривычно. Впрочем, судя по тому, что власти Ростова-на-Дону собираются обыграть этот факт, такое деление не смущает их. Существуют и другие политические определения для Европы и Азии.

Страны, лежащие и в Европе, и в Азии

Организация Объединенных Наций в настоящее время определяет следующие трансконтинентальные страны :

  • Россия
  • Казахстан
  • Азербайджан,
  • Грузия
  • Турция

Совет Европы включает в себя такие трансконтинетальные страны Азербайджан, Грузию, Россию и Турцию, а также азиатские Армению и Кипр , поскольку они политически интегрированы в европейскую сферу. Евразийский Казахстан не входит в Совет Европы, но ему предоставлено право требовать членства в этом совете.

Экспедиция по уточнению границы между Европой и Азией

В 2010 году при поддержке Русского Географического Общества состоялась экспедиция по уточнению границ между Европой и Азией. Географы провели анализ большинства существующих научных трудов, посвящённых Уралу, и выработали критерии определения границы. Было решено руководствоваться ландшафтным подходом . Поскольку переход от предгорий Урала к равнинным пространствам Восточно-Европейской равнины не выражен, в качестве отправных точек границы были использованы наиболее значительные реки исследованных районов. Руководитель экспедиции А.А. Чибилёв рассказал об этом так:

Приступая к определению природных рубежей Урала, мы исходили из того, что страна является не «чисто горной», а по сути «горно-равнинной». Такой подход упрощает проведение восточной уральской границы, которая хорошо прослеживается вдоль контакта древних сильно дислоцированных и метаморфизированных горных пород с четвертичными отложениями Западной Сибири.

Маршрут разбили на 12 участков, соответствующих определённым природным особенностям. Туда вошли 9 областей Уральской природной страны : Пайхой, Заполярный Урал, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал, Приюжноуралье, Мугоджары и Примугоджарье, а также плато Устюрт и горы Мангышлака.

Карта границы Европы и Азии, уточненная экспедицией РГО

С южной границей всё сложнее . Южный Урал отличается от всех других горных областей более сложным геологическим строением, дугообразной формой тектонических структур и целым веером хребтов, разобщённой сетью продольных речных долин, имеющих южное и юго-западное направление.

В таких условиях сложно выбрать, какой из хребтов является основным. В свое время В. Н. Татищев избрал в качестве границы реку Урал с самого её истока. Экспедиция не согласилась с этими выводами, так как в верховьях река ещё не представляет собой заметного рубежа. Кроме того, долина верхнего течения Урала существенно смещена к востоку по отношению к структурно-тектонической оси Урала. Между тем как ряд его хребтов всё ещё продолжает играть роль главного водораздела горной системы. Конечной точкой границы Восточно-Европейской равнины и всей Европы на юге является низменная морская равнина, располагающаяся у Северного подножья хребта Северный Актау между заливом Кочак и западным уступом Устюрта.

По результатам экспедиции предложено провести границу между Европой и Азией, ориентируясь на структуры рельефа, имеющие выход на южную оконечность всей горной системы – Мугоджарам и кряжу Шошкаколь. Основными ориентирами для этой части границы являются:

  • пересечение долины реки Уфы у её слияния с Кизилом,
  • далее по водоразделу (хребет Кальян) с выходом на гору Сава (748 м),
  • хребет Юрма (1002 м),
  • хребет Таганай (гора Круглица, 1177 м),
  • северные оконечности хребта Малый Таганай с выходом на осевую часть хребта Уралтау
  • далее до хребта Нажимтау, служащего водоразделом Урала и Волги.

Где проходит граница Европы и Азии на Урале

Вопрос о границе между Европой и Азией неожиданно в 2004 году привлек внимание жителей города Екатеринбура и стал источником сомнений и споров. Сомнения возникли из-за того, что Екатеринбург стремительно приблизился к Европе: в 17 километрах по Новому Московскому тракту возник Мемориал, обозначающий границу Европы и Азии . С учетом запланированного роста города, Екатеринбург вскоре, как и Стамбул, будет лежать сразу и в Азии, и в Европе.


Обелиск Европа-Азия на Новом Московском тракте под Екатринбургом

Вопрос о границе между Европой и Азией в окрестностях Екатеринбурга неоднократно обсуждался на нескольких конференциях, из которых наиболее представительной была Всероссийская научно-практическая конференция «Екатеринбург: от завода-крепости к евразийской столице» , проводившаяся в Екатеринбурге 23-24 мая 2002 года. На этой конференции проблеме границы было посвящено несколько докладов, и в резолюции конференции в числе прочего было заявлено:

Считать научно обоснованным исторически сложившееся проведение границы Европа-Азия по водоразделу горной полосы Среднего Урала и восточных предгорий . В связи со сложным рисунком во­дораздельной линии, реальное положение границы в конкретных точках может быть выбрано в пределах некоей полосы, осевой линией которой является водораздел.

Пограничная полоса близ г. Новоуральска, г. Первоуральска и дер. Курганово Полевского района проходит через точки: гора Висячий камень, гора Котел, гора Чубарова, гора Березовая, «Чусоводстрой», Варначьи горы, гора Хрустальная, пос. Чусовское озеро, северные окрестности дер. Курганово. При этом она пересекает западную и юго-западную части Муниципального образования «Город Екатеринбург» .

Сомнения в правильности расположения установленного памятного знака вызывает и то, что в этом месте автострады нет признаков перевала, который должен бы быть в точке водораздела европейских и азиатских Рек. Зато такой перевал просматривается у исторического обелиска на Старом Московском тракте. Однако и это не тот перевал.

Где же провести границу Европы и Азии в Свердловской области?

Дискуссия между политологом Вадимом Дубичевым и членом Русского географического общества, депутатом Евгений Артюховым о том где же провести границу Европы и Азии на Урале в Свердловской области?

Исторический обелиск на границе Европа-Азия


Новый обелиск на Березовой горе под Екатеринбургом

В 15-17 веках и даже позднее Уральский хребет был границей между Казанским и Сибирским ханствами и воспринимался как граница Сибири. После присоединения к Московскому государству этих частей Орды хребет практически оставался границей между Сибирскими землями и лежащими к западу от Урала старыми Московскими уездами. Но память еще долго сохраняла эту символическую черту.

Теперешний обелиск поставлен в 2008 году в имперском стиле взамен исторического на том же месте. Место было выбрано на горе Березовой, поскольку она служила Поклонной горой, прощей. Проезжавшие по тракту люди считали, что именно тут находится граница России и Сибири. Каторжники, шедшие в Сибирь, традиционно здесь прощались с родиной и брали землю на память . Вот что писал Василий Немирович-Данченко (русский писатель, путешественник, журналист, старший брат известного театрального деятеля) об этом обелиске:

«Граница Европы и Азии. Сколько слез пролилось здесь! Несчастные в кандалах в последний раз оглядывались отсюда назад, на свою на веки-вечные покидаемую родину. Далекий, неприютный, чужой и холодный край начинается отсюда. Новая жизнь, новые люди, новые страдания! Воображаю, какие мысли целым роем носились в голове бедного ссыльного, когда он приваливался на краткий отдых к этой пограничной колонне. Может, на каждый камень ее подножия падали горючие слезы».

Этот исторический обелиск был установлен здесь в честь посещения Урала наследником Цесаревичем Николаем Александровичем (будущий император Александр II).

Фото исторического обелиска из книги Д.И. Менделеева «Уральская железная промышленность в 1899 г.». Снято 11 июля 1899 года.

На пограничном столбе была высечена надпись: «Память посещения этого места Их Императорскими Высочествами Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году, и Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в 1845 году». Позднее на деревянной оградке памятника повесили таблички: с левой стороны - «Европа» и с правой - «Азия» .

В 1920-х годах памятник был частично разрушен, табличку сбили, и никто не вспоминал, в честь какого события был установлен этот каменный столб. В 1946 году специальным постановлением Первоуральского горисполкома памятник отреставрировали, в последствии поставили литую чугунную ограду. С этого времени обелиск становится фирменным знаком Первоуральска . Летом 1982 года обелиск облицевали полированными плитами и проложили поперек дороги «границу» из камня змеевика. В 1950-х годах вокруг столба сделали чугунную литую ограду, которую в середине 1990-х годов заменили столбиками с цепями.


Директор Первоуральского Новотрубного завода Федор Данилов (второй слева) и вице-президент США Ричард Никсон на границе Европы и Азии в июле 1959 года (из фондов музея завода).

В 2006 году было решено поставить обелиск на средства бюджета. Старый памятник решили переставить и вовсе в кемпинг, под напором общественности администрация Первоуральска пошла на компромисс. Исторический обелиск перенесли на 300 метров чуть ниже по склону горы Березовой — к роднику Федора Данилова на новую дорогу.

Другой старый обелиск расположен у станции Уржумка у Златоуста . В 1892 году в знак завершения строительства участка Транссибирской железнодорожной магистрали был установлен обелиск «Европа-Азия». Пограничный столб сложен из гранитных тесаных «кирпичей», которые использовались в облицовке придорожных сооружений. Автор проекта Н. Г. Гарин-Михайловский.

Видео о границе Европы и Азии

Где проходит граница между Европой и Азией?

Передача Первого образовательного канала «Байки Бояршинова». Образование для всех. . © Телекомпания СГУ ТВ.

От таракана до дракона: граница Европы и Азии в имперской науке, уральской идентичности и провинциальной эзотерике

Лекция доцента кафедры культурологии УрФУ Евгения Рабиновича о том, как идея границы Европы и Азии, рожденная воображением Татищева с целью географического уподобления России европейским империям, становится специфическим уральским путём преодоления провинциальности. Тем самым околица Европы и Азии становится центром Евразии.

Обелиски и памятные знаки на границе Европы и Азии

Больше всего памятников и знаков установлено на Урале, но есть они и в Казахтстане, и в Ставропольском крае. Планируется установить знак в Ростове-на-Дону. А вот в Стамбуле есть только таблички у Босфорского моста. Во многих местах такие знаки на границе частей света — это своеобразные магниты для туристов . Сюда приезжают фотографироваться свадьбы, как у знака на перевале через хребет Урал-Тау на федеральной трассе М5 «Урал» вблизи Златоуста. Часть знаков — это просто таблички или столбики. Пожалуй, наиболее полно все знаки перечислены и сфотографированы в , откуда этот список обелисков и знаков взят. К сожалению, часть знаков уничтожена, и поэтому не включены в список.


1. Пролив Югорский Шар

Знак в виде столба с табличкой и якорем находится на берегу пролива Югорский шар в месте наибольшего сближения острова Вайгач с материком. Это самый северный знак Европа-Азия на материке Координаты: 69°48’20,5″с. ш. 60°43’27,7″в. д.

2. Крайняя восточная точка Европы

Знак установлен на крайней восточной материковой точке Европы . Знак находится между верховьями рек Малая Уса и Малая Щучья на полярном Урале (граница Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми). Крайняя географическая восточная точка Европы находится на острове Новая на северо-востоке острова Северный архипелага Новая Земля. Координаты: 67°45’13,2″с. ш. 66°13’38,3″в. д.


3. Знак на станции Полярный Урал

Установлен на перроне станции Полярный Урал ветки Воркута-Лабытнанги. Координаты: 67°00’50,2″с. ш. 65°06’48,4″в. д.

4. Табличка на перевале Щекурьинский проход (гора Неройка)

Плохо различимая табличка стоит на перевале Щекурьинский проход на Приполярном Урале неподалеку от поселка Саранпауль. Знак поставлен по водоразделу рек Большой Паток и Щекурья у горы Неройка. Координаты: 64°39’21,1″с. ш. 59°41’09,4″в. д.


5. Знак на газопроводе «Сияние севера»

Знак «Европа-Азия» рядом с газопроводом «Сияние севера» около поселка Вуктыл, Республика Коми. Установлен газовщиками, находится на дороге, идущей из поселка Вуктыл вдоль газопровода «Сияние Севера» на центральную базу природного парка Югыдва. Координаты: 63°17’21,8″с. ш. 59°20’43,5″в. д.


6. Знак У истока Печоры

Чугунный знак установлен у истока реки Печоры. Координаты: 62°11’56,2″с. ш. 59°26’37,1″в. д.


7. Знак на высоте 708,9 м к северу от горы Яныгхачечахль

Самодельный знак в виде деревянного шеста с табличками, укрепленного в пирамиде из камней, установлен на высоте 708,9 м к северу от горы Яныгхачечахль в приполярном Урале к северу от города Ивдель Свердловской области. На другом склоне горы Яныгхачечахль находится перевал Дятлова. Координаты: 62°01’47,6″с. ш. 59°26’07,9″в. д.

8. Знак на горе Саклаимсори-Чахль

Знак установлен на горе Саклаимсори-Чахль, в которой сходятся восемь границ: Европы, Азии, Пермской и Свердловской областей, Республики Коми, бассейнов трех великих рек России — Оби (Пурма), Печоры (Малая Хозья) и Волги (Вишера). Знак«Европа-Азия» был установлен 25 июля 1997. На столбе надпись: «Губернатор Игумнов на память потомкам!» Координаты: 61°39’47,3″с. ш. 59°20’56,2″в. д.

9. Знак на перевале Поповский Увал

Знак установлен на перевале Поповский увал (высота с отметкой 774 м) на дороге из Ивделя на Сибиревский прииск. C одной стороны на столбе европейское лицо, с другой — азиатское. Координаты: 60°57’39,9″с. ш. 59°23’05,4″в. д.

10. Знак у Казанского Камня

По дороге из Североуральска к водопадам на реке Жиголан, у подножья Казанского камня. Рядом находились две гранитные плитыс надписью «Европа и Азия», но их разбили. Координаты: 60°03’56,2″с. ш. 59°03’41,3″в. д.

11. Знак у поселка Кытлым

Знак находится у поселка Кытлым в 8 км по дороге, ведущей в Верхнюю Косьву, у подножья горы Косьвинский камень. Координаты: 59°29’27,9″с. ш. 58°59’23,5″в. д.

12. Знак у поселка Павда

Знак стоит на развилке трех лесных дорог, ведущих в Павду, Кытлым и Растёс. Координаты: 59°20’00,0″с. ш. 59°08’55,3″в. д.

14. Обелиск у поселка Промысла

Обелиск расположен в 9 км от поселка Промысла на дороге Качканар-Чусовой. Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка. Дорогу пересекает линия, обозначающая границы частей света. На фото в заголовке к данной статье находится именно этот обелиск. Координаты: 58°33’42,3″с. ш. 59°13’56,5″в. д.

15. Обелиск на станции Хребет Уральский

Знак установлен на перроне станции «Хребет Уральский» в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги. Координаты: 58°24’44,1″с. ш. 59°23’47,4″в. д.

16. 276-й км Горнозаводской железной дороги

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве Горнозаводской железной дороги. Обелиски находятся на 276-м километре дороги, между станцией Европейская и о.п. Хребет Уральский (6 км от Европейской, 8 км от Хребта Уральского). Координаты: 58°24’06,0″с. ш. 59°19’37,4″в. д.

17. Часовня у поселка Кедровка

Установлен в 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Северного Урала. Его описывал Мамин-Сибиряк. Расположен в 4 км от поселка Кедровка на автодороге Кушва-Серебрянка (через В. Баранчу) на перевале севернее горы Кедровка. Координаты: 58°11’21,2″с. ш. 59°26’04,5″в. д.

18. Обелиск на лесовозной дороге у поселка Баранчинский

Обелиск на лесовозной дороге у поселка Баранчинский. Находится к западу, на перевале южнее горы Кедровка. Знак отлит из чугуна на Баранчинском электромеханическом заводе и украшен орнаментом. Координаты: 58°08’39,0″с. ш. 59°26’51,7″в. д.

19. Стелла на перевале Большой Урал

Стелла находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту (Н.Тагил — Серебрянка) недалеко от поселка Синегорский. Установлена в 1967 г. в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Координаты: 57°53’43,1″с. ш. 59°33’53,6″в. д.

20. Столб у села Елизаветинское

Столб из дерева установлен у села Елизаветинское на старом Демидовском тракте у горы Красный столб. Координаты: 57°47’20,9″с. ш. 59°37’54,7″в. д.

21. Обелиск у поселка Уралец

Обелиск установлен вблизи поселка Уралец на перевале через хребет Веселые Горы в 1961 году в честь полета в космос Юрия Гагарина. Автор проекта — В. П. Красавченко. Обелиск построили рабочие механического завода поселка Уралец. Координаты: 57°40’38,0″с. ш. 59°41’58,5″в. д.

22. Знак у горы Билимбай

Знак с надписью «Веселые горы» (так называется хребет) на восточном склоне горы Билимбай у обочины лесовозной дороги. Координаты: 57°32’44,9″с. ш. 59°41’35,0″в. д.

23. Табличка у Старика-Камня

Установлена на обочине дороги, ведущей из Карпушихи к подножию Старика-камня. Скромная деревянная табличка на деревянном столбике с вырезанной надписью «Европа-Азия» и то ли крестом, то ли указателем. Координаты: 57°28’55,0″с. ш. 59°45’53,3″в. д.

24. Обелиск с солнечными часами у Новоуральска

Обелиск с солнечными часами установлен туристами клуба «Кедр» в 1985 г. Автор проекта Борис Шитиков. Устанавливать столб и выставлять его по солнечному меридиану помогали ребята из подросткового туристского клуба «Нейва». Координаты: 57°13’19,6″с. ш. 59°59’20,7″в. д.

25. Каменое обещание у Старой Билимбаевской дороги у Новоуральска

На западном склоне горы Медвежка, на старой билимбаевской дороге (дорога из Новоуральска к садам) установлена мраморная плита с надписью «Здесь будет установлен знак Европа-Азия в честь строителей города». Координаты: 57°11’27,1″с. ш. 60°02’37,5″в. д.

26. Знак на горе Медвежка

На вершине горы Медвежка установлен Знак Европа-Азия в виде металлической треугольной пирамиды. Он располагается с южной стороны небольших скал на вершине. Координаты: 57°11’11,7″с. ш. 60°04’10,3″в. д.

27. Столб на перевале Бунарский хребет

Cтолб установлен в 1966 году на автодороге, идущей через Билимбай в Мурзинку. Он находится между деревнями Починок и Тарасково на хорошо заметном перевале через Бунарский хребет. Место установки не совпадает с главным водоразделом. Координаты: 57°05’01,0″с. ш. 59°58’17,2″в. д.

28. Знак на горе Котел

Знак в виде двух целующих голубей установлен ко Дню Пограничника в 2011 года туристами Екатеринбурга и Новоуральска. Координаты: 56°58’18,0″с. ш. 60°06’02,0″в. д.

29. Обелиск у станции Вершина

Обелиск установлен рядом со станцией Вершина во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, проходившему в Москве в 1957 г. Координаты: 56°52’55,0″с. ш. 60°03’56,3″в. д.

30. Новый обелиск на горе Березовая

Находится на Старом Московском тракте у подножья горы Берёзовой недалеко от въезда в Первоуральск со стороны Екатеринбурга. На этом месте был установлен самый первый знак «Европа - Азия» в честь посещения Урала цесаревичем Александром Николаевичем в 1837 году. В 2008 году на его месте установили гранитный монумент, а старый памятник переставили на Новый Московский Тракт. Координаты: 56°52’13,0″с. ш. 60°02’52,0″в. д.

31. Исторический обелиск у Первоуральска

Перенесен с исторического места на горе Березовой на Ново-Московский тракт у Первоуральска. Координаты: 56°52’04,0″с. ш. 60°02’41,7″в. д.

32. Обелиск на Ново-Московском тракте у Екатеринбурга

Этот обелиск был установлен в 2004 году и находится на 17 км Ново-Московского тракта у Екатеринбурга. Координаты: 56°49’55,7″с. ш. 60°21’02,6″в. д.

33. Стелла на дороге Ревда-Дегтярск

Стелла на дороге из Ревды в Дегтярск установлена в 1984 году к 250-летию Ревды, но место установки далеко от главного водораздела. Координаты: 56°46’14,8″с. ш. 60°01’35,7″в. д.

34. Знак Филин у Каменной горы

Обелиск «Филин» был установлен учащимися школы №21 г. Ревды на горе Каменной Ревдинско-Уфалейского хребта. На земле камнями выложены надписи «Европа» и «Азия». Координаты: 56°45’05,4″с. ш. 60°00’20,2″в. д.

35. Обелиск у села Курганово

Обелиск Европа-Азия установлен у села Курганово на Полевском тракте. Координаты: 56°38’34,3″с. ш. 60°24’05,4″в. д.

36. Табличка у станции Мраморская

Табличка установлена на станции Мраморская напротив платформы на полосатом столбе. В верхней части прибиты таблички с указателями частей света. Между указателями написано «Урал» и прикреплена фигурка соболя. Координаты: 56°32’13,9″с. ш. 60°23’41,8″в. д.

38. Знак на дороге Косой брод-Асбест

Знак на дороге из поселока Косой брод в поселок Асбест. Установлен 16 июня 2007 г. ребятами из клуба «Вояджер». Координаты: 56°28’40,6″с. ш. 60°24’06,1″в. д.

39. Знак у поселка Большие Егусты

Знак на обочине дороги Слюдорудник — Большие Егусты в 2,5 км от поселка Б. Егусты с левой стороны. Бетонная стела в виде острой трехгранной пирамиды с табличками-указателями «Европа» и «Азия» установлена над родником, от которого начинается ручей, текущий в Азию. Координаты: 55°37’22,6″с. ш. 60°15’17,3″в. д.

40. Обелиск на станции Уржумка

Установлен вблизи станции Уржумка железной дороги Челябинск-Златоуст (первая станция от Златоуста в сторону Челябинска) в 1892 году в знак завершения строительства участка Транссибирской железнодорожной магистрали. Пограничный столб сложен из гранитных тесаных «кирпичей», которые использовались в облицовке придорожных сооружений. Автор проекта Н. Г. Гарин-Михайловский. Координаты:

42. Новые обелиски на берегах Урала у деревни Новобайрамгулово

Стелы установлены с обеих сторон моста через реку Урал на дороге Учалы-Белорецк между поселком Уральск и деревней Новобайрамгулово. Координаты: 54°05’42,5″с. ш. 59°04’04,8″в. д.

43. Старые обелиски на берегах Урала у деревни Новобайрамгулово

Обелиски установлены с обеих сторон старого разрушенного моста через реку Урал. Построены в 1968 году по эскизу художника Д. М. Адигамова и архитектора У. Ф. Зайникеева. Обелиски представляют собой плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней их части находится изображение земного шара. Координаты: 54°05’33,9″с. ш. 59°04’11,9″в. д.

44. Географический знак в Верхнеуральске

Географический знак, отмечающий границу Европа-Азия, установлен в 2006 году у реки Урал на месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость. Координаты: 53°52’27,7″с. ш. 59°12’16,8″в. д.


47. Обелиск на берегу Урала в Магнитогорске

Обелиск установлен в 1979 г. на правом берегу р. Урал при въезде на Центральный мост в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных куба с символическим изображением Земли, разделенной на две части с буквами «Е» и «А». На самом мосту — 4 стелы, символизирующие границу между Европой и Азией. В центре моста — уникальный дорожный знак «Европа-Азия». Координаты:

52. Знаки Европа-Азия в городе Атырау (Казахстан)

Знаки в виде беседок с обеих сторон моста через реку Урал в городе Атырау в Казахстане. Координаты: 47°06’18,0″с. ш. 51°54’53,2″в. д.

53. Обелиск в городке Нефтекумск

Обелиск стоит в городе Нефтекумск в Ставропольском крае. Установлен тут, поскольку по одному из вариантов, граница между Европой и Азией проходит по Кума-Манычской впадине между Каспийским и Черным морями. Стела установлена в 1986 году. Архитектор: Н.А.Постол. Координаты:

В Ростове-на-Дону планируют поставить памятный знак «Европа-Азия» в районе моста через реку Дон. Конкурс начат в 2009 году, но знака пока нет.


55. Условный знак Европа-Азия в Ростове-на-Дону

Поскольку знака «Европа-Азия» в Ростове-на-Дону на границе до сих пор нет, хозяева торгового центра «Тихий Дон» в правом крыле здания Речного Вокзала поставили условный знак «Европа-Азия» на набережной Дона. Находится он на мостике на втором этаже. Однако, граница идет по фарватеру Дона, поэтому знак условный. Примерные координаты знака 47°12’47.8″N 39°42’38.5″E .


56. Таблички перед Босфорским мостом в Стамбуле

Таблички «Welcome to Europa/Asia» перед въездами на Босфорский мост в Стамбуле в Турции. Координаты моста: 41°02’45.2″N 29°02’02.0″E

Так где проходит граница между Европой и Азией? Почему этот вопрос является предметом споров?

Границы между Европой и Азией на карте

Точно определить, где проходит граница между Европой и Азией, не могут даже ученые – дискуссии не прекращаются уже много веков, территории уточняются, информация корректируется… Впрочем, сегодня существует общепринятое мнение, согласно которому:

  • границы Азии установлены на стыке плит литосферы, найти их просто – они обозначены горами и горными хребтами;
  • если с определением границы по Уральскому хребту не составляет труда, то на юге сложнее – барьером является река Эмбра и Кумо-Манычская низменность в Ростовской области;
  • протяженность границы составляет свыше 5,5 тыс. км, большая часть – горы;
  • отделяет части света и Керченский пролив между Европой и Азией, соединяющий Азовское и Черное море;
  • Урал условно считается европейским, Кавказский хребет относится к Азии, хотя нередко географы делят части света и по вершинам гор.

Зарубежная Азия отделена от европейской части мира в Черном море. Турция относится к азиатскому континенту, и Болгария – к Европе.

Почему трудно определить границы Азии и Европы?

Проблема выделения границ носит не географический характер – на картах несложно определить, где находится Азия, а где – Европа. Все дело в менталитете людей и устоявшихся убеждениях. Так, любопытными фактами при определении, где проходит граница Европы и Азии, являются:

  • точные данные о границе в большинстве источников отсутствуют – даже энциклопедии предпочитают скрывать эту информацию;
  • считается, что Азия – это часть света, где уровень жизни отстает от европейского, поэтому многие люди просто не готовы признать, что проживают здесь;
  • руководители бывших республик СССР также не относят территории своих стран к азиатской части;
  • Турция, являющаяся членом НАТО и планирующая вступить в ЕАЭС, условно относит себя к Европе, аналогичный подход можно увидеть и на картах, выпущенных в США.

Впрочем, территориальное выделение границы Азии и отнесение сюда Кубани и Северного Кавказа – вопрос, касающийся исключительно географии. Если же жители этих регионов, турки и грузины хотят считать себя европейцами, их менталитет не схож с азиатским – установить границу можно по взаимному согласию, как это сделано сегодня.

Где отдохнуть – в Европе или Азии?

Россия – Европа или Азия?

Найти границу двух цивилизаций непросто, она проходит через Уральские горы на севере, а Керченский пролив между Европой и Азией разделяет континент на юге. Впрочем, чтобы увидеть экзотическую природу, достопримечательности, попробовать национальные блюда и посетить новые страны вовсе необязательно искать границы на карте – можно смело отправляться в путешествие, ведь восток и запад материка уникальны.

Граница между Европой и Азией проходит именно по Уральскому хребту. А точнее – по самому водоразделу. Впрочем, между экспертами до сих пор нередко разгораются споры – не всегда бывает легко точно провести эту границу в некоторых местах. Наиболее спорной принято считать территорию, расположенную поблизости от Екатеринбурга — здесь уровень Уральских гор наиболее низок – и к югу от Златоуста, поблизости от которого Уральский хребет делится на несколько хребтов, теряя ось и превращаясь в ровную степь.

Любопытно, но сравнительно недавно эта граница проходила куда западне, чем сегодня – по реке Дон и Керченскому проливу. Причем такое разделение появилось очень давно и использовалось ещё в начале восемнадцатого века. Впервые предложил проводить границу по Уральскому хребту В.Н.Татищев в 1720 году. В написанных им трудах подробно описано, почему именно граница между двумя частями света – Европой и Азией – должна проходить по Уральскому хребту, а не Дону.

Одним из главных доводов, приведенных Татищевым, является тот факт, что Уральский хребет выступает в роли водораздела – по его склонам реки текут как на запад, так и на восток. Однако такое предложение было поддержано далеко не сразу.

По всему Уралу установлено множество пограничных памятников, показывающих, где именно проходит линия, разделяющая Азию от Европы. Причем часть из них стоит в очень труднодоступных местах. И некоторые из них на самом деле не соответствуют действительной границе. Например, самый северный памятник расположен на берегах пролива Югорский Шар. Установлен он был сотрудниками полярной станции в 1973 году. Пограничный знак получится довольно обыденно — обычный деревянный столб, имеющий надпись «Европа-Азия». Кроме того, со столба свисает прибитая цепь с якорем. Если брать обелиск, расположенный восточнее всего, то он находится в деревне Курганово, на Полевском шоссе. Его установили ещё позже в 1986 году.

Одним из наиболее крупных и красивых обелисков стал тот, который установлен в 2003 году на трассе, соединяющей города Чусовой и Качканар. Высота его довольно внушительная – целых 16 метров. Прямо возле него, на асфальте, проведена линия, показывающая, где проходит граница между частями света.

Но, безусловно, два самых известных памятника расположены возле города Первоуральска и неподалеку от Екатеринбурга, на Московском тракте. Наиболее древний из всех возведен на Берёзовой горе. Она расположена неподалеку от Первоуральска, на бывшем Сибирском тракте. Самый он появился ещё в 1837 году, весной, когда на Урал впервые приехал 19-летний цесаревич Александр Николаевич, которому в будущем предстояло стать наследником престола.

Изначально памятник, установленный здесь, представлял собой обычную деревянную пирамиду с четырьмя гранями и надписями «Азия» и «Европа». Император Александр Второй, которому народ дал прозвище Освободитель, увидел его, путешествуя вместе с поэтом В.А.Жуковским, статским советником и свитой, в мае 1837 года.

Спустя несколько лет – в 1846 году – этот памятник заменили. На его месте поставили более серьезный, каменный, созданный по проекту, составленному архитектором Карлом Турским, работавшим на уральском заводе. Основным материалом, используемым при его изготовлении, стал мрамор, а стоял он на постаменте из камня. Вершину обелиска венчал позолоченный орёл с двумя головами.

Вскоре после революции этот памятник был разрушен – по официальной версии он напоминал о самодержавии. Однако всего через несколько лет, уже в 1926 году, здесь установили новый памятник. Правда, он был изготовлен не из мрамора, а всего лишь облицован гранитом. Конечно, не было здесь и орла. Спустя несколько десятилетий, в середине двадцатого века, вокруг обелиска была установлена литая чугунная ограда. В конце ХХ столетия её демонтировали, поставив столбики с цепями.

Безусловно, это место обладает большой исторической ценностью. Каторжники, отправляясь в Сибирь из европейской части России, именно здесь брали по гости земли – как память о покинутой Родине.

Всё на той же Берёзовой горе, немного ближе к городу Первоуральск, открыли ещё один обелиск – уже в 2008 году. На вершине тридцатиметрового столба, изготовленного из красного гранита, сидит двуглавый орёл.

Также есть памятник «Европа-Азия» и в городе Екатеринбург, на 17-м километре Новомосковского тракта. Установили его сравнительно недавно – летом 2004 года. Архитектором стал Константин Грюнберг. Зрелище это действительно внушительное – огромный мраморный постамент со стелой из металла и просторной смотровой площадкой. К тому же, здесь заложены камни, взятые с самых крайних точек двух частей света – мыса Дежнёва и мыса Рока.

Вскоре после установки памятника начались споры – насколько правильно выбрано место. Многие противники напирают на то, что памятник установлен на большом расстоянии от водораздела. В любом случае, сегодня это место посещается большим количеством туристов. Многие люди, приезжающие в Екатеринбург, стараются сфотографироваться здесь. Молодожены также обязательно посещают важную географическую точку.