Какая скульптура украшает ростральные колонны. Ростральные колонны - символ морских побед

Ростральные колонны (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Сегодня невозможно представить себе ансамбль Стрелки Васильевского острова без этих колонн. Раньше колонны служили маяками для кораблей идущих в находящийся когда-то здесь торговый порт. Сейчас маяки зажигают только по особым случаям.

Ростральная колонна представлены на 50-рублёвой купюре вместе с сомнительным изображением реки Невы.

В императорский период колонны функционировали в качестве маяков, в чаши на вершине наливали масло, которое поджигалось ночью. И ныне в дни главных городских праздников на вершинах колонн можно увидеть огненные факелы.

У основания колонн находятся статуи, изображающие двух дам и двух старцев. Экскурсоводы рассказывают, что это аллегории главных рек европейской части России: Невы, Волхова, Волги и Днепра. Впрочем, никаких доказательств этих аллегорических построений не существует.

Ростральные колонны

На стволах колонн укреплены металлические изображения ростр - носовых частей кораблей, отсюда и их название. Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы были выполнены артелью мастера С. К. Суханова. Корабельные ростры, наяды и якоря отчеканены из меди мастерами Шаповым, Васильевым и Корольковым.

Адрес: Санкт-Петербург, пл. Биржевая.

Ни одна экскурсия по главным достопримечательностям Санкт-Петербурга не обходит стороной Ростральные колонны - своеобразный символ морских побед России. Огромное количество желающих взглянуть на эти чудо-скульптуры съезжаются сюда в дни Алых парусов и белых ночей.

История и особенности колонн

Для завершенности ансамбля при оформлении стрелки Васильевского острова архитектором Томом де Томоном в 1810 году были спроектированы и построены две ростральные колонны. В XIX веке они служили в качестве фонарей для освещения порта Санкт-Петербурга.

У подножия обе колонны украшены 4 огромными фигурами – 2 мужчин и 2 женщин. Считаете, что они символизируют реки Волхов, Неву, Днепр и Волгу. Внешняя часть памятников украшена носами – рострами кораблей. Внутри каждой колонны находится лестница, ведущая к смотровой площадке на самом верху статуй. До 1896 года здесь была расположена специальная чаша с конопляным маслом, которая при поджигании давала огненный столб, благодаря чему корабли в ночное время находили путь в порт.


После подведения к сооружениям электричества чаши с маслом заменили электролампочками, но из-за соображений экономии и они долго не послужили. В 1957 году к колоннам подвели газ и до сегодняшнего дня в при праздновании торжественных событий огненные столбы Ростральных колонн освещают центральную часть города.

Интересные факты о ростральных колоннах

За всю свою историю колонны подвергались разрушениям, их реставрировали, а моментами даже забывали. Вот какие факты известны об этих громадных морских символах города:

  • Кирпичная кладка и все работы, связанные с камнем, проводились не всемирно известными скульпторами, а простым выходцем из народа – мастером С. К. Сухановым.
  • Большинство людей, знающих о существовании колонн, считают, что поначалу они служили маяками. Этот миф развеивают многие историки, ведь маяки на берегах рек не устанавливают.
  • В 1999 году завершилась последняя реставрация Ростральных колонн. Занимались их восстановлением мастера из Эрмитажа.
  • В дни белых ночей и Алых парусов сотни горожан и приезжих туристов собираются на Дворцовой площади около колонн и выпускают в небо тысячи разноцветных шаров.


Во время пеших экскурсий городом туристы не могут обойти стороной яркие архитектурные творения. Каждый желает сфотографироваться у ног скульптур.

comments powered by HyperComments

Где встречаются четыре великие русские реки? Наверное, каждый российский школьник знает ответ на этот вопрос - на Стрелке Васильевского острова. Именно здесь находятся Ростральные колонны, у основания которых располагаются четыре скульптуры, олицетворяющие реки Волгу, Волхов, Неву и Днепр.

При переносе в 1730-хх годах Петербургского порта на Васильевский остров, в восточной части его начинают формировать площадь. Одновременно со строительством нового здания Биржи архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон проектирует две колонны, которые эффектно вписываются в общий архитектурный ансамбль Стрелки. Ростральные колонны устанавливают в 1810 году, и первое время они выполняют функцию фонарей. Их зажигают по ночам или в сильный туман, чтобы облегчить путь судам. Южная колонна показывает направление к Большой Неве, а северная - к Малой. Внутри колонны, в свободном пространстве, располагается крутая винтовая лестница. Она ведет на площадку, на которой установлена огромная чаша. Всю конструкцию удерживает металлическая тренога. В старину в чаши наливали конопляное масло и поджигали: во время горения образовывался огромный столб пламени, при этом горящие брызги летели на головы прохожих. В 1896 году в целях безопасности и для простоты обслуживания к колоннам подводят электричество, но такое освещение оказывается очень дорогим. После событий Октябрьской революции фонари длительное время бездействуют. И только в 1957 году, к празднованию 250-летия города, маяки газифицировали. И 23 июня 1957 года первый раз над Ростральными колоннами вспыхнули огненные столбы высотой семь метров. В наше время полюбоваться горящими маяками можно по праздничным дням.

По замыслу Тома де Томона на колоннах разместили ростры, выполненные из металла, полые внутри и украшенные фигурами различных речных богов. В Древнем Риме торжественные колонны украшали носами побежденных вражеских кораблей. Именно эти части судов носят название “ростр”. Украшая колонны рострами, архитектор стремился подчеркнуть мощь и величие Российского морского флота. История сохранила для нас фамилии кузнецов, выполнивших ростры и якоря: Васильев, Шапов, Корольков. Долго работая над проектом, архитектор в итоге выбрал идеальные пропорции - высота Ростральных колонн составляет тридцать два метра.

Над созданием Ростральных колонн трудился известный каменотес-самородок Самсон Суханов, работавший также над колоннадой Казанского собора, Александровской колонной. Именно он, не пользуясь никакими измерительными инструментами, вытесал огромные шары из гранита, установленные на спуске Стрелки Васильевского острова. Сами колонны выложены из красного кирпича артелью под его управлением.

Высятся сооружения на фундаментах, выполненных из гранита, которые одновременно являются постаментами для четырех скульптур. Модели фигур были изготовлены архитекторами Жозефом Камберленом и Жаном Тибо. У северной колонны расположены скульптуры Днепра и Волги, а у южной - Невы и Волхова. Мужскую фигуру, символизирующую Днепр, выполнил Камберлен, остальные - Тибо. Изначально предполагалось отлить статуи из металла, чугуна или бронзы, но это оказалось дорого и трудоемко. Тогда было принято решение изготовить фигуры из камня. Но где взять достойный материал? Выбор пал на камень, обладающий интересным свойством. В селе Пудость Гатчинского района добывали известковый туф, имеющий приятный желтый цвет и мягкую пористую структуру. Только что добытый камень – достаточно мягкий и легко поддается обработке. На воздухе же он затвердевает, создавая прочные изваяния. Высекать фигуры из пудостского известняка доверили все тому же Самсону Суханову. И мастер не подвел: вот уже более 200-х лет статуи вызывают восхищение у петербуржцев и гостей города. Увы, туф не способен противостоять питерскому климату и загрязненной атмосфере, поэтому сейчас фигуры утратили первоначальный светло-желтый цвет.

Первая реставрация Ростральных колонн проводилась в начале XX века, в 1928 году. При этом были восстановлены утраченные металлические детали и очищены от постороннего материала скульптуры. По словам очевидцев, с каждой из фигур сняли две-три телеги гипса, цемента, штукатурки, а сами колонны оказались выкрашены масляными красками.

Следующие реставрационные работы проходили после Великой Отечественной войны. Памятник сильно пострадал от обстрелов, часть украшений была разрушена осколками, и их пришлось заменить. И, наконец, последняя реставрация проходила в 1998-1999 годах.

Сейчас памятник доступен к осмотру в любое время. Ростральные колонны выглядят неизменно эффектно: как во время белых ночей, так и при ярком солнечном освещении, как в темное время суток при искусственной подсветке, так и в привычный хмурый питерский дождь.

Если вы приедете с туристическим визитом в Санкт-Петербург, то непременно отправляйтесь на обычные пешеходные прогулки, во время которых дух захватит от красоты и величия нашего города. Я уверена, что находясь в центре города, вы непременно попадете на Стрелку Васильевского острова, в место, наверняка знакомое вам по открыткам и фотографиям.

Ведь виды её архитектурного ансамбля также, как , Петропавловская , Исаакиевский и другие известные достопримечательности, олицетворяют Северную столицу. Именно здесь находятся Ростральные колонны, о которых я намереваюсь вам рассказать.

Недаром одна из программ по сохранению наших монументальных скульптур названа «Петербург - город камня». Город на Неве действительно в каждом каменном здании-мосте-набережной, на мой взгляд, сосредоточил какую-то страницу нашей истории. Это касается и колонн.


При желании вы можете почитать о знаменитом Александрийском столпе на Дворцовой площади , о колонне «Воинская слава» возле Троице-Измайловского собора . Я дополню этот список повествованием о не менее известных Ростральных колоннах.

Историческая справка

Один питерский поэт однажды написал: «Как звёзды на погонах горят огни в ночах - Ростральные колонны на Питерских плечах...» Вообще, к этим уникальным петербургским памятникам архитектуры литераторы обращались нередко.


Вид колонн также пробуждал творческий порыв и у художников.

Происхождение названия

Однажды мне пришлось слышать на Стрелке Васильевского острова, как один карапуз громко спрашивал маму: «Так это и есть твои растрельные колонны?» Что она ему ответила, я не знаю, а вот вас могу успокоить - эти архитектурные сооружения очень миролюбивы, в прохожих они не стреляют и ничем не швыряют. А правильно произносится их название как «Ростральные».


Произошло такое наименование от латинского слова rostrum, что означает «нос корабля». Подобный обитый металлом «корабельный клюв» применялся для тарана судов неприятеля. А «рострами» с побеждённых судов украшались колонны, которые с Древнеримских времён воздвигались как символы морских побед.


Порой они, кроме того, несли и функцию маяков. Отмечу, что в России подобные сооружения имеются не только в Петербурге, но также во Владивостоке и Томске.


А первая ростральная колонна появилась в 260 г. до н. э. в Риме в честь победы в морской битве при Милах.

Создание колонн на Стрелке Васильевского острова

Разумеется, в главном городе морской славы России подобные столпы, олицетворяющие собой силу и мощь государственного военного флота, просто не могли не появиться. Так как изначально основатель Петербурга Пётр I желал видеть именно Васильевский остров центром своей столицы, то и последующая застройка шла в соответствии с задумкой государя.


Уже в начале XVIII века тут появляется дворец соратника князя Меншикова. Также здесь находился торговый порт города. Вот об этом периоде нам с вами и напоминают здание Биржи и Ростральные колонны, которые появились на Стрелке Васильевского острова почти одновременно друг с другом.


Построены они по эскизу французского архитектора Жан Франсуа Тома де Томона в 1805-1810 годах. Этот мастер достаточно долго корпел над окончательным выбором декора колонн и их масштабом. Я читала, что верное решение ему помог принять наш отечественный зодчий Андреян Дмитриевич Захаров.


По его совету Ростральные колонны нужно было сделать такими, чтобы внутри них могли располагаться лестницы для подъема, а стены выполнить толстыми и прочными. И иностранный мэтр внял совету коллеги. Создание скульптурного убранства первоначально комиссия по строительству намерена была возложить на известных мастеров из Академии художеств. Но те (Демут-Малиновский, Анисимов, Соколов и др.) запросили слишком высокую оплату своего труда. Как обычно и делалось в подобных спорных случаях, заказ проекта был выставлен на торги. В итоге авторами фигур, украшающих колонны, которые мы с вами видим сегодня, стали И. Камберлен и Ж. Тибо.


Созданием якорей и ростр занимались кузнецы Шапов, Васильев и Корольков. Что касается кирпичной основы Ростральных колонн, то её сделали мастера из артели С. К. Суханова.

Украшающие фигуры

Когда вы подойдете полюбоваться Ростральными колоннами, то сразу непременно обратите внимание на грандиозные фигуры у их подножья. Первоначально архитектор Жан Франсуа Тома де Томон предлагал их выполнить из чугуна. Но эту сложную работу пришлось заменить каменными изваяниями.


Готовая архитектурная группа предстала перед горожанами к 1813 году. Она объединяет в себе четыре фигуры из пудостского известняка, который добывали в каменоломнях под Северной столицей в поселении Пудость Гатчинского района.


Почему был выбран данный материал? Дело в том, что он имеет способность сразу по извлечению из карьера легко поддаваться необходимой обработке. После недолгого времени, побыв на открытом воздухе, он накрепко затвердевает. В итоге три фигуры, расположенные у подножия колонн, были сделаны скульптором Тибо, а одна Камберленом (мужская у северной колонны). Что же означают эти два мужских и два женских образа?


Принято считать, что это аллегорическое представление знаменитых русских рек. У северной колонны - Волга и Днепр, у южной - Нева и Волхов. Но это лишь гипотеза, сам же создатель проекта Тома де Томон объяснял по-иному. Мол, его задумка олицетворяет собой морских и коммерческих богов.


А мы с вами уже знаем, что как раз у Стрелки Васильевского острова размещался торговый порт. Потому всё вполне логично. Но версия с нашими реками, мне лично всё же ближе для сердца.

Роль маяков

Считается, что помимо символического значения, как памятники морской славы, эти колонны также использовались и в качестве маяков. Причём южная Ростральная колонна указывала судам курс в Большую Неву, а северная - в Малую. Действительно, высота их - 32 метра - вполне позволяла справляться с данной ролью.


Я читала, что к вершинам колонн внутри устремляются винтовые лестницы. Они ведут к оборудованным смотровым площадкам, на которых раньше помещались жаровни-светильники на треногах, где жгли конопляное масло, использовавшееся для освещения.


Поговаривали, что это было не всегда безопасно для мимоидущих прохожих, так как раскалённые брызги нет-нет да и летели вниз. Отмечу, что уже к 1896 году такая угроза для пешеходов миновала, так как к колоннам было подведено электричество. Но и этот вид освещения из-за своей дороговизны использовался недолго. Кстати, в 1957 году к площадкам колонн провели газ. И сегодня мы с вами можем видеть в праздничные дни семиметровые горящие факелы.

Реставрация

Отмечу, что, к сожалению, пудостский камень весьма чувствителен к питерской капризной погоде. Из-за дождей и вечной сырости знаменитые фигуры при Ростральных колоннах стали разрушаться.


Приведу мнение известного специалиста по реставрационным работам Игоря Всеволодовича Крестовского. Он сообщал в 1928 году о том, что данная скульптурная группа, которую пытались реставрировать после революции, представляла теперь собою фигуры, не единожды окрашенные различной масляной краской. Кроме того, они были сплошь загипсованы и зацементированы. Оказывается, что при восстановительных работах того же 1928 года с каждой из скульптур пришлось извлечь не один воз «посторонних намазок». Обращал внимание специалистов И. В. Крестовский и на то, что очередные работы вновь ведутся неверно.


Но к его советам, к сожалению, не прислушались. Вообще, в советские годы было принято всё как-то быстренько «подправлять и подлатывать» именно к важным юбилейным датам. Делалось это наспех и без научного подхода. В тело скульптур вбивали штыри в качестве арматуры для очередной гипсовки, разрушенные фрагменты заменяли новыми из камней иных пород. И всё это щедро замазывалось опять-таки масляной краской.

Большой урон памятники понесли и в годы Великой Отечественной воны.


Но реставрационные мероприятия 1949 года не отличались от предыдущих по своей технологии. Такое состояние дел продолжалось вплоть до 1979 года. А ведь было необходимо произвести хотя бы гидрофобизацию (защиту камня от влаги). С сожалением сообщу вам, что эта халатность привела к значительным разрушениям данных памятников архитектуры, которые к 1996 году (новому этапу реставрации) находились в весьма плачевном состоянии.


В конце XX века специалисты предприняли целый ряд восстановительных работ: воспользовавшись новой реставрационной технологией, примененной ранее к скульптурам у Адмиралтейства, фигуры у Ростральных колонн промыли, нанесли на них состав от биопоражений, удалили поздние «доделки».


Затем при помощи специального раствора укрепили созданные недостающие детали из известняка. В качестве необходимых соединительных стержней были использованы изделия из корундовой керамики. Далее были проведены антикоррозирование, тонирование и защита от влаги.


С гордостью хочу отметить, что применённые технологии не имеют подобных себе аналогов в мире. Над спасением символа морской славы России трудился союз профессионалов: работники организаций по охране памятников и русские меценаты.

Необычные факты

Расскажу вам ещё о том, что почему-то данный памятник архитектуры стал предметом своеобразного интереса взломщиков. К примеру, лишь за 2011 год они умудрились дважды проникнуть внутрь одной из колонн. Одному «искателю приключений» даже удалось зажечь факел.


Но, к счастью, в результате этих странных набегов никто и ничто не пострадало.

Как добраться

В нашем городе я сама всегда стараюсь пользоваться самым удобным способом передвижения на общественном транспорте - езжу на метро. Далее, если это возможно, частенько просто хожу пешком.

Вы можете попасть на Стрелку Васильевского острова для того, чтобы вблизи взглянуть на Ростральные колонны (2 и 3) также несколькими путями.


Можно выйти на станции метро «Невский проспект» (1) . От неё проехать на автобусе № 7 или троллейбусах № 10 и № 11 в сторону Невы. Выходить надо на первой остановке после Дворцового моста.

Мне же больше нравится другой путь. Доезжаете до станции метро «Адмиралтейская» (1) .


Затем просто идёте пешком к колоннам на Стрелке Васильевского острова (2 и 3) минут 10-15, как я указала на карте, по пути любуясь другими памятниками архитектуры.

Напоследок

Сегодня величественные Ростральные колонны, красующиеся под петербургским небом, отчётливо видны для нас с вами с невских набережных. На фоне них очень любят фотографироваться туристы, местные жители.


Вы также можете присоединиться к их компании. Кстати, сюда постоянно приезжают свадебные эскорты, встретить которые по народной примете - к счастью. А кто же откажется от его дополнительной порции?

Отмечу, что в торжественные дни над Ростральными колоннами, как в прежние времена, горят факелы.


Особо красиво это выглядит в замечательный праздник выпускников «Алые паруса».

В – неотъемлемая составляющая архитектурного комплекса Стрелки Васильевского острова. Название дано по прикрепленным на колоннах изображениям ростров (в переводе с латинского – «клюв») - носовых элементов кораблей. Традиция ставить ростральные колонны после победоносных битв идет с древнеримского периода. Таким «клювом» часто таранили корабль неприятеля и побеждали.

Этот символ города был сооружен по чертежам Тома де Томона в 1805-1810 г.г., вместе с возведением здания Биржи. Выбрать лучший проект ему помогал зодчий А. Захаров. У подножия колонн расположены по два изваяния, символизирующие реки.

Южный ростр украшен женской скульптурой, представляющей Неву, и мужской, изображающей Волхов. Кувшин с изливающейся из него водой, держит фигура Волхова. Подножие северной колонны украшают еще две фигуры: Волга и Днепр. Здесь тоже кувшин находится в руках у мужской статуи. Статую Днепра создал мастер Камберлен, остальные - французский мастер Тибо. Якоря и ростры выполнили кузнецы Корольков, Шапов и Васильев. Кирпичную кладку и отёс камней исполнила артель мастера С.Суханова.

Было время, когда 32-х метровые колонны служили маяками кораблям, приходящим в порт. Смотритель маяка по винтовой лестнице поднимался на верхнюю площадку, наливал смолу в треноги для сигнальных огней и поджигал. Иногда наливали конопляное масло, тогда брызги летели на головы проходящих мимо людей.

В 1896 году к рострам подвели электричество. Но электричеством колонны освещались недолго по причине его дороговизны. И только в 1957 году к Ростральным колоннам был подведен газ, тогда в горелках вспыхнули огнем 7-метровые мощные факелы. Огни на колоннах зажигают лишь только в самых торжественных случаях и при проведении праздников.

Во время войны Ростральным колоннам был нанесен немалый ущерб. Они были исковерканы снарядами и проржавели. После войны были отреставрированы украшения колонн и заменены площадки с чашами- светильниками. Руководство восстановлением Ростральных колонн было поручено скульптору И.Крестовскому. Последний раз колонны были отреставрированы в 1998-1999 годах.

Добраться до Ростральных колонн ближе всего от станции метро "Спортивная 2".

Фото достопримечательности: Ростральные колонны