Как сейчас выглядит кремль. Достопримечательности московского кремля и красной площади

Среда, февраля 24, 2016

Все уже слышали про то, что Кремль был белым. Про это уже написано много статей, но люди до сих пор умудряются спорить. А вот когда его начали белить, и когда перестали? По этому вопросу утверждения во всех статьях расходятся, как и мысли в головах людей. Одни пишут, что белить начали в 18 веке, другие, что ещё в начале 17, третьи пытаются привести доказательства, что кремлёвские стены и вовсе не белили. Повсюду растиражирована фраза о том, что Кремль был белым до 1947 года, а потом вдруг Сталин приказал его перекрасить в красный. Так ли это было? Давайте, наконец-то, расставим все точки над и, благо источников хватает, и живописных, и фотографических.

Разбираемся с цветом Кремля: красный, белый, когда и почему —>

Итак, нынешний Кремль был построен итальянцами в конце 15 века, и, конечно же, они его не белили. Крепость сохраняла естественный цвет красного кирпича, в Италии есть несколько подобных, самый близкий аналог — замок Сфорца в Милане. Да и белить фортификационные сооружения в те времена было опасно: когда пушечное ядро попадает в стену, кирпич повреждается, побелка осыпается, и хорошо видно уязвимое место, куда следует целиться повторно, для скорейшего разрушения стены.


Итак, одно из первых изображений Кремля, где хорошо виден его цвет — икона Симона Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. Написана она в 1668 году, и Кремль тут красный.

Впервые, в письменных источниках побелка Кремля упоминается в 1680 году.
Историк Бартенев, в книге «Московский Кремль в старину и теперь» пишет: «В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля «не белены», а Спасские ворота «прописаны были черленью и белилом в кирпич». В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать «в кирпич» как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью…»
Так что, по-крайней мере с 1680-х годов нашу главную крепость белили.


1766 год. Картина П. Балабина по гравюре М. Махаева. Кремль тут явно белый.


1797, Жерар Делабарт.


1819, художник Максим Воробьёв.

В 1826 году в Москву приезжал французский писатель и драматург Франсуа Ансело, он в своих мемуарах описал белый Кремль: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».


1830-е, художник Раух.


1842, дагеротип Леребура, первое документальное изображение Кремля.


1850, Йозеф Андреас Вейс.


1852 год, одна из самых первых фотографий Москвы, Храм Христа Спасителя строится, а стены Кремля побелены.


1856, подготовка к коронации Александра II. К этому событию побелку местами обновили, конструкции на Водовзводной башне — каркас для иллюминации.


Тот же 1856 год, вид в противоположную сторону, ближняя к нам — Тайницкая башня со стрельницей, выходящей на набережную.


Фотография 1860 года.


Фотография 1866 года.


1866-67 год.


1879 год, художник Пётр Верещагин.


1880 год, картина английской школы живописи. Кремль всё ещё белый. По всем предыдущим изображениям делаем вывод, что кремлёвская стена вдоль реки белилась в 18 веке, и так и оставалась белой до 1880-х годов.


1880-е годы, Константино-Еленинская башня Кремля изнутри. Побелка постепенно осыпается, и обнажает красно-кирпичные стены.


1884 год, стена вдоль Александровского сада. Побелка сильно осыпалась, подновили только зубцы.


1897, художник Нестеров. Стены уже ближе к красному, чем к белому.


1909 год, облезные стены с остатками побелки.


Тот же 1909 год, на Водовзводной башне ещё хорошо держится побелка. Скорее всего её белили в последний раз позже, чем остальные стены. Из нескольких предыдущих фотографий становится ясно, что стены и большинство башен последний раз белили в 1880-е годы.


1911 год. Грот в Александровском саду и Средняя Арсенальная башня.


1911 год, художник Юон. В реальности стены были, конечно, более грязного оттенка, разводы от побелки более явные, чем на картине, однако общая гамма уже красная.


1914, Константин Коровин.


Пёстрый и облезлый Кремль на фотографии 1920-х годов.


А на Водовзводной башне побелка всё ещё держалась, середина 1930-х.


Конец 1940-х, Кремль после реставрации к 800-летию Москвы. Тут башня уже явно красная, с белыми деталями.


И ещё две цветные фотографии 1950-х годов. Где-то подкрасили, где-то оставили облезлые стены. Не было тотальной перекраски в красный цвет.


1950-е. Эти две фотографии взяты отсюда: http://humus.livejournal.com/4115131.html

Спасская башня

Но с другой стороны всё оказалось не так просто. Некоторые башни выбиваются из общей хронологии побелки.


1778, Красная площадь на картине Фридриха Гильфердинга. Спасская башня красная с белыми деталями, однако стены Кремля побелены.


1801, акварель Фёдора Алексеева. Даже при всей пестроте живописной гаммы, видно, что Спасскую башню всё-таки побелили в конце 18 века.


А после пожара 1812 года вновь вернули красный цвет. Это картина английских мастеров, 1823 год. Стены неизменно белые.


1855, художник Шухвостов. Если хорошо приглядеться, видно, что цвета стены и башни различаются, башня темнее и краснее.


Вид из Замоскворечья на Кремль, картина неизвестного художника, середина 19 века. Здесь Спасская башня снова выбелена, скорее всего, к торжествам по случаю коронации Александра II в 1856 году.


Фотография начала 1860-х годов. Башня белая.


Ещё одна фотография начала — середины 1860-х годов. Побелка башни кое-где осыпается.


Конец 1860-х. И тут вдруг башню опять покрасили в красный цвет.


1870-е. Башня красная.


1880-е годы. Красная краска облезает, кое-где видны вновь выкрашенные места, заплатки. После 1856 года Спасскую башню больше никогда не белили.

Никольская башня


1780-е годы, Фридрих Гильфердинг. Никольская башня ещё без готической верхушки, украшена раннеклассическим декором, красная, с белыми деталями. В 1806-07 годах башня была надстроена, в 1812 году подорвана французами, разрушена почти на половину, и восстановлена уже в конце 1810-х годов.


1823 год, свеженькая Никольская башня после восстановления, красного цвета.


1883, башня белая. Возможно, побелили её вместе со Спасской, к коронации Александра II. И обновили побелку к коронации Александра III в 1883 году.


1912 год. Белой башня оставалась вплоть до революции.


1925 год. Башня уже красная с белыми деталями. Красной она стала в результате реставрации 1918 года, после революционных повреждений.

Троицкая башня


1860-е годы. Башня белая.


На акварели английской школы живописи 1880 года башня серая, такой цвет даёт подпортившаяся побелка.


И в 1883 году башня уже красная. Выкрашена или почищена от побелки, скорее всего, к коронации Александра III.

Подведём итоги. По документальным источникам, Кремль впервые побелили в 1680 году, в 18 и 19 веках он был белым, за исключением Спасской, Никольской и Троицкой башен в определённые периоды. Стены последний раз побелили в начале 1880-х годов, в начале 20 века побелку обновили только на Никольской башне, возможно ещё на Водовзводной. С тех пор побелка постепенно осыпалась и смывалась, и к 1947 году Кремль естественным образом принял идеологически верный красный цвет, в некоторых местах при реставрации его подкрасили.

Стены Кремля сегодня


фото: Илья Варламов

На сегодняшний день в некоторых местах Кремль сохраняет естественный цвет красного кирпича, возможно, с лёгким тонированием. Это кирпичи 19 века, результат очередной реставрации.


Стена со стороны реки. Тут хорошо видно, что кирпичи покрашены в красный цвет. Фотография из блога Ильи Варламова

Все старые фотографии, если не указано иное, взяты с сайта https://pastvu.com/

Над публикацией работал Александр Иванов.

Глядя на эти снимки так и хочется не воскликнуть: "есть ещё у Москвы красивые виды! Не всё ещё успели изуродовать!"

Оригинал взят у gelio в Москва с высоты. 2014

Москва - столица Российской Федерации. Это крупнейший по численности населения город России, в котором по официальной статистике проживает более 12 млн человек. По этому показателю она входит в десятку самых больших городов мира. Это финансовый, транспортный, логистический, деловой, культурный и туристический центр страны. Здесь сосредоточены важные достопримечательности, среди которых Кремль, Красная площадь, Большой театр, Сталинские высотки и многие другие знаковые объекты.
Москва - город с монументальной архитектурой: понять реальный масштаб широких многополосных улиц, многоярусных развязок и небоскребов можно только с высоты.

Московский Кремль - географический и исторический центр Москвы. Это наиболее древняя часть города, в настоящее время являющаяся резиденцией высших органов государственной власти Российской Федерации и одним из главных историко-художественных комплексов страны.

Кремлёвская набережная и Большой Каменный мост.

Панорама Кремля.
Существующие стены и башни были построены в 1485-1495 гг. Общая протяженность стен - 2235 м.

Вдоль стен расположено 19 башен, а еще одна - Кутафья башня вынесена за стены.
3 башни, стоящие на углах, имеют круглое сечение, остальные - квадратное.

Самая высокая башня - Троицкая, она имеет высоту 80 метров.

Большой Кремлёвский дворец.

Построен в 1838—1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона. В настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

Покровский собор (храм Василия Блаженного) — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, России.

Собор построен Бармой и Постником при царе Иване Грозном в 1555-61 гг. в память о покорении Казани.

Перед собором размещается бронзовый Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

«Музей В. И. Ленина»

Государственный Исторический музей.

Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времен и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов.

Манежная площадь

Фонтан «Часы мира». Главный купол подземного торгового комплекса «Охотный ряд».

Улица Тверская — центральная улица Москвы.

Государственный академический Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.

Бронзовая квадрига над входным портиком. Большой театр изображен на сторублевых банкнотах.

«Дом на набережной»

Жилой комплекс ЦИК-СНК СССР занимает площадь в три гектара. 25 подъездов выходят на две улицы — Серафимовича и Берсеневская набережная.
В истории Дома как в зеркале отразилась история страны. Судьба многих жителей Дома трагична. В годы "Большого террора" почти треть его обитателей пострадали от репрессий, исчезли в тюрьмах и лагерях. В Доме жили выдающиеся военачальники, герои, артисты, журналисты, писатели, академики, деятели партии и правительства, работники Коминтерна.

ГУМ (Главный универсальный магазин)

Крупный торговый комплекс, который занимает целый квартал Китай-города и выходит главным фасадом на Красную площадь. Памятник псевдорусской архитектуры федерального значения. Находится в аренде до 2059 года у российской компании розничной торговли Bosco di Ciliegi, которая специализируется на продаже предметов роскоши.

ЦУМ (Центральный универсальный магазин)

Госудума (Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации)

Здание было построено в 1938 году для Совета труда и обороны. Впоследствии в нём размещалось советское правительство (Совет народных комиссаров, потом Совет Министров СССР), а затем Госплан СССР. Госдума заседает здесь с 1994 года.

«Белый дом» — Дом Правительства Российской Федерации

«Белый дом» сильно пострадал в ходе октябрьских событий 1993 года, когда войска, вызванные президентом Ельциным, открыли огонь из танков по зданию, оборонявшемуся сторонниками распущенных Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.

Слева: бывшая территория кондитерской фабрики «Красный Октябрь». По центру: Памятник Петру Первому работы Церетели.

Новый Арбат

Садовое кольцо

Бородинский мост через Москву-реку. Смоленская набережная и набережная Тараса Шевченко.

«Сталинские высотки» — семь высотных зданий, построенных в Москве в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Высотные здания являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре. Все сталинские высотки были заложены в один и тот же день - 7 сентября 1947 года, когда праздновали 800-летие Москвы. Это было символом нового этапа в жизни древней столицы.

Главное здание МГУ — самое масштабное и высокое из всех сталинских высоток.

В нем 36 этажей, а высота со шпилем достигает 240 метров. Здание являлось самым высоким административно-жилым зданием в Москве по шпилю на протяжении долгих лет, с 1953 г. до декабря 2003 года.

Жилой дом на Котельнической набережной

Дом строился в 1938—1940, 1948—1952. Центральный корпус насчитывает 26 этажей (32 вместе с техническими этажами) и имеет высоту 176 м. В высотке расположены 540 квартир.

Высотное здание на площади Красных Ворот

При строительстве основания высотного здания на Лермонтовской площади был применен прием, не имевший аналогов по технической смелости и инженерному искусству. Дело в том, что дом высотой 138 метров строили одновременно со станцией метро «Красные ворота. Проектировщики столкнулись с непростой проблемой: какое-то время многоэтажное здание будет находиться на самом краю котлована, следовательно, грунт осядет неравномерно и высотка накренится. Поэтому решено было специально строить с наклоном. Перед этим грунт по периметру ямы искусственно заморозили по технологии строительства метро. Когда затем он растаял, здание просело и приняло строго вертикальное положение. Такой способ больше никогда и нигде не применялся из-за сложности расчетов.

Жилой дом на Кудринской площади

Высотку прозвали «Дом авиаторов» из-за того, что квартиры в нем предоставляли работникам авиационной отрасли. На верхних этажах размещалась спецаппаратура КГБ для наблюдения за американским посольством, которое находится неподалеку, на Новинском бульваре.

«Рэдиссон Ройял» (Гостиница «Украина»)

Гостиница строилась в 1953-1957 годах и получила свое название в честь родины генсека Никиты Хрущева. В апреле 2010 года гостиница открылась после масштабной реставрации под новым названием «Рэдиссон Ройял».

Здание открывает Кутузовский проспект.

«Москва-Сити»

В 1992 году появились первые проекты многоэтажного делового центра, который предлагалось возвести на Пресненской набережной реки Москвы. Квартал получил название Московский Международный Деловой Центр «Москва-Сити».

На площади в 60 га должно быть построено 16 многоэтажных зданий, представляющих собой интегрированный комплекс сооружений с единым информационным пространством. В небоскрёбах Москва-Сити должны разместиться многочисленные офисы, рестораны, гостиницы, залы конгрессов, развлекательные центры, магазины, галереи, выставочные залы.

По состоянию на конец 2014 года на территории «Москва-Сити» построено 10 высотных зданий и 11 находятся в процессе возведения или достраиваются. Из них 15 зданий являются небоскребами (выше 150 метров).

Средняя этажность комплекса на текущий момент составляет 54 этажа.

Бюджеты на покупку апартаментов в ММДЦ "Москва-Сити" сосредоточены в диапазоне 1-2 млн долларов.

Башня «Евразия Тауэр». 70 этажей, 309 м.

Башня «Меркурий Сити Тауэр». 75 этажей, 339 м.

Высота здания составляет 338,8 метров, что позволяло башне называться самым высоким небоскребом Европы до 25 сентября 2014 года. 75-этажная башня «Меркурий Сити» обошла по высоте лондонский небоскреб «The Shard» (306 м), который продержался в статусе самого высокого здания Европы всего 4 месяца. После завершения строительства «Меркурий Сити» оказался почти на 33 м выше своего лондонского соперника.

В 2013 году «Меркурий Сити» стал обладателем престижной премии International Property Awards Europe 2013 в номинации «Лучшая архитектура высотного здания».

«Башня на Набережной». 59 этажей, 268 м.

Торгово-культурный центр «Эволюция». 54 этажа, 255 м.

Башня отличается от всех остальных проектов своей необычной закручивающейся формой, напоминающей молекулу ДНК. Над дизайном проекта работал архитектор Тони Кеттл совместно с Карен Форбс, преподающей в данный момент в Эдинбурге. Сама башня является творческим отпрыском конструктивизма, заимствуя очертания башни Татлина, посвящённой III Интернационалу.

Останкинская телебашня.

Строительство велось с 1963 по 1967. В то время это было самое высокое сооружение в мире (540 метров). Сейчас это 8-е в мире по высоте свободно стоящее сооружение.

Панорама с Останкинской телебашни.

Вид с 503 отметки телебашни.

Идея использовать преднапряжённый железобетон, сжатый стальными тросами, позволила сделать конструкцию башни простой и прочной.

Другой прогрессивной идеей было использование относительно мелкого фундамента: по замыслу инженера Никитина, башня должна была практически стоять на земле и её устойчивость обеспечивается за счёт многократного превышения массы конусообразного основания над массой мачтовой конструкции.

Парк Победы

Мемориальный комплекс победы в Великой Отечественной войне был открыт 9 мая 1995 года к 50-летию великой Победы.

Белорусская

Комсомольская площадь — площадь трех вокзалов на которой расположены Ленинградский, Ярославский и Казанский железнодорожные вокзалы.

В год со столичных вокзалов отправляется более 30 млн. человек по России и в зарубежные страны.

Киевский вокзал

Белорусский вокзал

Третье транспортное кольцо (ТТК) — одна из трёх кольцевых магистралей Москвы наряду с Садовым кольцом и Московской кольцевой автомобильной дорогой.

Улица Беговая

Общая протяжённость ТТК составляет около 36 километров, из них около 19 километров — эстакады, около 5 километров — тоннели.

Хорошёво-Мнёвники

Строгино

Круглый дом на Довженко, 6

Автор: Список желаемых точек сильно порезали - не разрешили съемку с крыш зданий, не разрешили подняться на некоторые башни, но самое главное, кремлевскую стену, оставили. Погулять по кремлевским стенам, взобраться на недоступные башни, было моей давней мечтой, и вот она осуществилась! В первой части я выложу прогулку по стенам Кремля.

01. Вот такая лестница ведет на Спасскую башню. На башне есть две площадки, одна под часами, вторая над.


02. Рассвет.


03.


04.


05. Немного приблизим...


06. Вид на Красную площадь со Спасской башни.


07. Исторический музей и мавзолей.


08. По периметру кремлевской стены есть дорожка. Вдоль нее проложены трубы с какими-то коммуникациями, а также элементы подсветки и системы безопасности.


09. Стена. Вид с Константино-Еленинской башни.


10. За стеной все не так красиво, как в туристических зонах. Например за Беклемишевской башней сложен какой-то мусор. Слева можно увидеть крепление для кремлевской елки.


11.


12.


13. Символ Москвы на здании Сената


14. Как я говорил, на стене стоят прожектора подсветки. Ходить свободно там сложно.


15. Лестница в одной из башен. Большинство башен пустые внутри, там располагается электрооборудование и коммуникации.


16.


17.


18. Площадка на Тайницкой башне.


19.


20. Несмотря на большое количество датчиков и камер, городские сумасшедшие иногда пытаются брать стену штурмом.


21. Благовещенская башня

22.


23.


24. У кремлёвской стены между Комендатской и Троицкой башнями находится интересное гражданское сооружение середины XVII в. - так называемый Потешный дворец.


25. В XIX в. в Потешном дворце жил комендант Москвы, в XX вю - здесь была первая кремлёвская квартира И.В. Сталина (до 1932 г.). Потешный дворец - единственный сохранившийся в Кремле архитектурный памятник боярского жилья.


26. Камеры.

27. Комендантская башня


28. Боровицкая башня. Интересно, что по указу царя Алексея Михайловича 1658 года Боровицкая башня была переименована в Предтеченскую по расположенной рядом церкви Рождества Иоанна Предтечи под Бором. Однако, старое название башни все же выжило и дошло до наших дней.

29. Моя тень.


30. Вид со смотровой площадки Боровицкой башни на Оружейную палату и БКД.


31.


32.


33. «Дом на набережной»


34.


35. Стена, вид с башни.


36.


37.

38.


39.


40. Удивительно, но на стене есть ворота. Здесь они нужны для того, чтобы музыканты Президентского оркестра, расположенного в Троицкой башне, не смогли убежать;)


41.


42. А это теплица, в ней выращивающая растения, которыми украшают интерьеры помещений кремля.


43. А вот и музыкант.


44. Арсенал.


45. На трубах очень много надписей, их оставили солдаты, которые несли здесь службу.


46.


47. Вечный огонь славы у могилы Неизвестного солдата


48.


49.


50. Грот «Руины» в Александровском саду


51.


52.

53.


54.


55.

56.


57. Двери в башне старые)


58.


59.

60.


61.


62.А это царская башня. Небольшая башенка поставлена прямо на стену в 80-х годах XVII века между Спасской и Набатной башнями Кремля. Ее восьмигранный шатер на кувшинообразных столбах напоминает распространенные в это время рундуки крылец каменных жилых хором.


63. Название башни связано с легендой, по которой она служила своеобразной сенью над царским троном, откуда государь всея Руси мог со стен Кремля наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади. Вид с нее плохой.


64.


65.

66. Лестница в одной из башен.

67.


68.


69.


70. А это закат со Спасской башни.


71.


72.


73.


74.


75.


76.


77.


78.


79.


80.


81.


82.

В самом центре столицы расположены свидетели знаменательных событий прошлого и места, где вершится настоящее – Кремль и Красная площадь. Древние и уникальные, любимые и мистические – эти места давно стали не просто визитками Москвы, а и символами страны. Осмотреть достопримечательности Московского Кремля и Красной площади – задача №1 для любого туриста.

Одна из визиток столицы известная далеко за пределами страны — Большой Кремлевский дворец — расположена вдоль набережной Москва-реки. Современный дворец построен при Николае I группой архитекторов под руководством К. Тон на месте некогда существовавших конструкций времен Ивана III и Елизаветы Петровны. Величественное сооружение по высоте равно 15-этажному зданию, а по занимаемой площади больше 3 футбольных полей. В комплекс входит вновь возведенное здание дворца, Грановитая, Царицына и Оружейная палаты, Теремной дворец и церкви.

За изысканным фасадом дворца скрываются около 700 помещений, среди которых 5 орденских залов, парадные и жилые помещения императорской семьи и служебные помещения. Главная достопримечательность дворца, который сейчас является резиденцией президента, это роскошные интерьеры с уникальным паркетом, позолотой и мрамором.

Соборы

Московский Кремль – сокровищница русского искусства и духовности. Отдельной ее составляющей служат уникальные соборы, которых сохранилось всего 8.

Собор Василия Блаженного

Самый яркий и неповторимый из существующих храмов – Собор Василия Блаженного. Особенность построенного в 1561 г. храма в уникальных главах, ни одна из которых не повторяет рисунок другой, все 10 абсолютно разные. Храм не всегда был таким красочным. Первоначально сооружение было из белого камня и кирпича, а в XVII в. его купола и стены были украшены цветными узорами. С чем это связано доподлинно неизвестно, как и кто именно возвел храм. Есть версия, что архитектором был Николай Постник по прозвищу Барма или это были 2 разных человека.

Собор представляет собой 10 церквей, построенных на одном основании. В центре Покровский храм, давший собору второе название. Вокруг него 4 большие церкви, указывающие стороны света, и еще 4 между ними. Весь ансамбль опоясан обходной галереей.

Архангельский собор

Особняком среди Кремлевских храмов стоит Архангельский собор. Построенный в XIV в. он не выделятся ни роскошью экстерьера, ни богатством красок. Торжественное сооружение в ренессансном стиле изначально строилось как усыпальница и посвящено архангелу, этому и подчинены и особенности архитектуры, и выбор элементов декора.

Пятиглавый собор по традиции храмов, возведенных в честь архангелов и святых, венчают серебряные шлемовидные купола и только центральный купол – позолоченная полусфера. Фасад, первоначально покрашенный под красный кирпич, а позже перекрашенный в белый цвет, украшают сохранившиеся нетронутыми пилястры, капители, розетки и арки. Интерьер претерпел значительных изменений. Уникальные фрески остались только у захоронения Ивана Грозного. Достопримечательности собора – икона, изображающая архангела Михаила, и «Благодатное небо» и 56 захоронений князей и царей.

Благовещенский собор

Среди многих возведенных итальянскими мастерами Кремлевских храмов Благовещенский собор выделяется своей архитектурой. Он стал памятником отечественного зодчества, объединив черты присущие московской и псковской школам. Построенный как домовая церковь в 1489 г., собор достраивался и украшался до 1560 –х гг., когда он приобрел современный вид. К этому времени 3-хглавый, окруженный папертями собор пополнился еще церквями и галереями и теперь его венчают 9 куполов.

Один из самых любимых князьями и царями соборов отличает роскошь от пола из яшмы и агата и красивейшего иконостаса до золотого креста, который так и не нашел Наполеон, и механических часов, прообраза Московских курантов. Собор полон загадок. Это и цаты — полумесяцы под крестами куполов, и чудотворные иконы. Одной из тайн являются изображения греческих философов на паперти среди других работ иконописца Едикеева, которому была поручена роспись храма. Сейчас в храме службы не проводятся, здесь расположен музей.

Успенский собор

Успенский собор — один из главных московских храмов и несомненно один из самых неоднозначных. До сих пор неизвестно, почему от его строительства отказались псковские зодчие, чьи мощи лежат в основании собора и многое др. В 1479 г. по указанию Ивана III на месте храма И.Калиты возвели Успенский собор, которому суждено было стать важнейшим храмом на 6 веков. В нем короновали, возводили в сан, служили молебны, присягали на верность и оглашали государственные акты. В Успенском соборе короновали первого из рода Романовых, а графа Л.Толстого отлучали от церкви.

Строительство было поручено итальянскому католику Фиорованти, который справился с задачей, возведя храм, привлекающий внимание строгим фасадом и златыми шлемовидными куполами. За кажущейся простотой архитектуры скрыты новаторские приемы, сделавшие собор выдающимся. Сейчас в нем расположен музей, но проводятся и праздничные богослужения.

Колокольня Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого – удивительный комплекс, который строился около 3 веков, с 1505 по 1815 гг. В его состав вошла Успенская звонница с Филаретовой пристройкой и сама колокольня «Иван Великий». Первой появилась колокольня, которая служила для 3-х расположенный рядом соборов. Тогда она была немного ниже, чем сейчас. Спустя почти столетие при Борисе Годунове был надстроен последний ярус. При высоте 81 м колокольня стала самым высоким сооружением города, каким и оставалась до конца XIX в.

В 1552 г. у колокольни возвели Успенскую церковь, которую перестроили в звонницу. В 1624 г. у звонницы появилась Филаретова пристройка. Последние были разрушены во время отступления Наполеона из Москвы, и вновь отстроены значительно позже. Сейчас в колокольне разместились музеи, а поднявшись наверх туристы попадают на одну из лучших в городе смотровых площадок, откуда открывается удивительный вид на Кремль.

Верхоспасский собор

Верхнеспасский собор не спутать ни с одним другим – его крышу украшают 11 барабанов с золотыми куполами. Храм представляет собой комплекс домовых церквей, устроенных прямо в Теремном дворце. Истоки собора уходят в XVII в. к домовым храмам, когда в 1627 г. на женской половине дворца была построена Екатерининская церковь. Несколькими годами позже для царя и царевичей на мужской половине возвели церковь Спаса Нерукотворного с приделом Иоанна Предтечи.

К середине века над Екатерининской появляется церковь Св. Евдокии, которая позднее будет переосвящена в честь Воскресенья Словущего. А над приделом возводят храм Воздвижения Господня или Распятский. Объединил все храмы Осип Старцев во время реконструкции. На крышу были вынесены купола, установленные на расписанные изразцами мастера из Ново-Иерсаимского монастыря барабаны. Внешний вид собора с тех пор мало изменился, интерьер же многое потерял.

Церковь Двенадцати Апостолов

Церковь Двенадцати Апостолов – домовой храм иерархов Русской Православной Церкви, который примыкает к Патриаршему дворцу. Построена при патриархе Никоне, который для ее украшения пригласил самых известных зодчих и живописцев. Ее красота и богатство, не уступающие Теремному дворцу с храмами, стали причиной опалы патриарха. Церковь Двенадцати Апостолов – последнее из храмовых сооружений Кремля. Ее архитектура повторяет элементы окружающих ее соборов, объединяя их в единый ансамбль.

После упразднения патриаршества храм понемногу ветшает. Значительный урон был нанесен ему в 1917 г. Сейчас в единственной в городе церкви, посвященной этому празднику, расположен музей, как и в самом дворце. Уникальная живопись, украшавшая стены храма, почти не сохранилась, но вниманию посетителей предлагается богатейшая выставка икон.

Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне

Скромная одноглавая церковь Положения ризы Божьей Матери во Вахерне – память о чуде, которое стало возможным благодаря ризе Богоматери. Напавшие на Кремль татары, первую атаку которых осажденные в Кремле отбили, почему-то ушли, оставив награбленное. В память об этом был возведен деревянный храм, который сгорел при пожаре. Псковские мастера в 1486 г. построили каменную церковь, которая стала домовой для русских патриархов и митрополитов. Но с появлением храма Двенадцати апостолов ее роль меняется, она стает еще одной дворцовой церковью. Ее перестраивают, открытые паперти превращают в крытые галереи, по которым царица следует в Успенский собор.

Церковь сильно пострадала дважды: при пожаре в 1737 г. и артобстреле 1918 г. В ходе реставрации была восстановлена настенная роспись, которая вместе с иконостасом придает храму камерности. На галерее отреставрированной церкви разместился музей русской скульптуры.

Музеи

В 1991 г. из нескольких государственных музеев Кремля был основан одноименный музей-заповедник. Он включил в себя:

  • музеи-соборы, в которых расположены выставки: Архангельский, Благовещенский и Успенский
  • церкви Ризоположения, 12 апостолов
  • колокольню «Иван Великий»
  • Патриаршие и Оружейную палаты

Оружейная палата

Оружейная палата – многовековое наследии русских царей и патриархов. Первое упоминание о ней датируется 1547 г., только тогда она называлась Оружейный приказ, в который входила Большая казна, где хранились все драгоценности, Оружейная палата с оружием, обмундированием и знаменами, Конюший приказ с экипажами и Мастерские палаты. Современная Оружейная палата занимает 2 этажа в Большом Кремлевском дворце. Ее экспозиция расположена в 9 залах и представляет более 4 тыс. экспонатов декоративно-прикладного искусства.

Здесь выставлены произведения мастеров не только России и Европы, но и Востока. Среди них уникальная коллекция тронов, крупнейшее собрание государственных регалий, редкие экземпляры оружия, предметы искусств «домонгольской» Руси и др. Самыми знаменитыми экспонатами выставки являются шапка Мономаха, яйца работы Фаберже, трон Ивана Грозного, парадный наряд Петра I и др.

Алмазный фонд

Алмазный фонд – это выставляемая в Оружейной палате отдельная экспозиция, которая является частью Гохрана РФ. Начало собранной в фонде коллекции положил Петр I, который своим указом признал находящиеся в царских покоях сокровища государственными. Коронационные регалии, драгоценности при необходимости выдавались, а затем вновь возвращались в Бриллиантовый кабинет, а затем Оружейную палату.

После революции были распроданы многие драгоценные экспонаты фонда. Сегодня коллекция Алмазного фонда представляет собой около 70 экспонатов, среди которых исторические камни, самоцветы, алмазы, самородки, ордена и уникальное собрание корон. Посетители смогут увидеть знаменитые бриллиант «Орлов», колумбийский изумруд, 9-тикилограммовый самородок «Верблюд», большая и малая имперские короны и др.

Государственный исторический музей

Привлекает внимание однородностью с ансамблем Московского Кремля здание из красного кирпича, расположенное в северо-западной части Красной площади. Здесь с 1883 г. находится Исторический музей, экспозиции которого расскажут о истории Руси с древних времен и до современности.

На 2 этажах музея в 39 залах в хронологическом порядке размещено 22 тыс. экспонатов, что составляет меньше 1% всего музейного фонда. Переходя из зала в зал, посетители из первобытного общества попадают в наши дни. Среди экспонатов выдолбленный из дерева челн, бивни мамонта, культовое сооружение из плит, средневековые доспехи, ордена и др. Ценность представляют в том числе и интерьеры музея, над которыми работали Айвазовский, Репин, Коровин и др.

Башни

Московский Кремль имеет форму треугольника, в вершинах которого расположены круглые башни (Беклемишевская, Водовзводная и Угловая Арсенальная), остальные 17 имеют прямоугольную форму. Несмотря на некоторую схожесть все башни неповторимы. Самой высокой признана Троицкая башня, размер которой вместе со звездой составляет около 80 м, что чуть ниже колокольни «Иван Великий». Несколько ей уступает известная курантами Спасская башня, проезжая через которую следовало спешиваться и снимать головные уборы.

Самая маленькая и непохожая на другие – Царская башня, высота которой не превышает 17 м. Своим название она обязана Ивану Грозному, любящему отсюда наблюдать за происходящим на Красной площади. Еще одно уникальное сооружение – Кутафья башня – единственная из предмостных, т.е. невстроенных в стену. Каждая башня интересна по-своему: Тайницкая первой появилась, Угловая Арсенальная хранит родник и подземелье, через Боровицкую правительственные кортежи въезжают в Кремль.

Достопримечательности

Красная площадь – символ, сердце и исторический центр Москвы. Это популярное туристическое место, где расположено множество достопримечательностей, входит в программу для обязательного просмотра.

Нулевой километр

Нулевой километр – новая достопримечательность Москвы, появившаяся только в 1996 г. Знак должен был появиться в столице еще в 1985 г., но не смогли определиться с местом установки. Этот бронзовый знак показывает точку начала отсчета расстояний. Обычно он находится близ главпочтампа, но в Москве было решено поместить его в центре туристических маршрутов у Иверской часовни, поясняя это тем, что перед дорогой каждый москвич шел поклониться ей, прося заступничества.

Знак представляет собой поделенный на 4 части квадрат, символизирующие части света, вписанный в него кругом. На барельефе квадрата изображены животные. В его центре восьмиконечный значок с надписью. Несмотря на молодость достопримечательность очень популярна. Существует примета: если встать в центр знака лицом к часовне на одну ногу и левой рукой через левое плечо кинуть монетку так, чтобы она осталась в пределах круга, то загаданное желание обязательно сбудется.

Воскресенские ворота

Между зданием Исторического музея и Городской думы расположены Воскресенские ворота с двойным проездом, через которые туристы попадают на Красную площадь. Ворота отстроены в 1995 г. на том же месте, где они до 1931 г. находились. Первые ворота были возведены еще в XV в. и носили название Львиных, т.к. в ров перед ними был помещен подарок от английского короля — клетки со львами. Позже они сменили еще несколько названий: Богоявленские в честь церкви, Неглименские из-за моста через речку, по расположенным неподалеку дворам Троицкие и Курятные, пока не стали Иверскими из-за иконы, которую здесь встречали с Афона.

После реставрации на них изобразили воскрешение Христа и ворота стали называться Воскресенскими. Их снесли как царский памятник, к тому же они не позволяли въезжать на площадь крупной технике во время парада. На этом месте был установлен памятник рабочему. Сейчас эти отстроенные в красном кирпиче с белыми вставками двухарочные ворота – одна из визиток столицы.

Дом губернского правления

Достаточно скромное на фоне яркого ансамбля Красной площади здание губернского правления не бросается в глаза. Возведенное в 1730-40-х гг. по проекту П.Гейдена строение было частью Китайгороского монетного двора. Не все его корпуса сохранились, на фундаменте некоторых построены новые здания – Городская Дума. Дом губернского правления – 2-хэтажное здание в стиле барокко. Его фасад украшают изящные пилястры, карнизы, ризалиты и фигурки путти. Посередине размешены проездные ворота, через которые видно здание Старого Монетного двора.

Внутри здания были обустроены парадные залы для торжественных заседаний присутственных мест, позже здесь располагалась Московская дума. После революции в здании некоторое время были коммунальные квартиры. Сейчас помещения дома сдаются некоммерческим организациям, часть снимает ювелирный магазин.

ГУМ

ГУМ — уникальный торговый город в историческом центре Москвы. Наследник Верхних торговых палат- универсам специализируется на предметах роскоши и занимает целый квартал. На площади у Кремля всегда процветала торговля. Чтобы упорядочить лавки, стойки и придать торговую месту цивилизованный вид, сначала были построены Торговые ряды, которые в 1893 г. сменил пассаж — Верхние торговые ряды. Они просуществовали до 1917 г., когда их закрыли как пережиток царизма. В 1922 г. их открыли, но уже как ГУМ, который стал символом новой политики, которому суждено было проработать до 1930 г. Вновь ГУМ открылся уже только в 1953 г. после смерти Сталина и Берия.

Современный ГУМ – это торгово-развлекательный центр, занявший историческое здание в псевдорусском стиле со стеклянной крышей, под которой разместились 3 продольных и 3 поперечных прохода. Здесь представлена продукция более 100 мировых брендов, кинозал и рестораны.

Мавзолей В.И. Ленина

Мавзолей В.И.Ленина – одно из самых неоднозначных сооружений Москвы. Созданный как ритуальная усыпальница, он давно уже стал музеем. Мавзолей, который внесен в Списки Мирового наследия ЮНЕСКО, — третий по счету. Первые два были деревянными. Последний мавзолей построен в форме пирамиды из мрамора, гранита, лабрадорита и кварца. Он представляет собой сооружение высотой 12 м и шириной 24 м.

Внутри расположены Траурный зал с саркофагом, в котором хранится тело вождя, и колумбарий, где предполагали сохранять прах других политических деятелей. Последний не используется и посетителям не показывается. Мавзолей вписался в архитектуру Красной площади, но до сих пор порождают массу вопросов: от выбора формы самого здания, до необходимости бальзамирования.

Лобное место

Одна из достопримечательностей Красной площади — Лобное место — не бросается в глаза. Небольшое круглое возвышение высотой в 1 м и диаметром в 13 м окружено каменным парапетом. Неброская архитектура не привлекает внимание, однако сооружение имело важное значение — отсюда произносились торжественные речи и зачитывались указы, здесь возводили на царство и выставляли мощи святых, проводили забастовки и выставляли произведения искусства.

Хотя легенды связывают это место с публичными казнями. На самом деле на Лобном месте никого не казнили, скорее легенды пошли из-за ложной этимологии. Словосочетание появилось при переводе с иврита места в Евангелии, где говорилось о казни на Голгофе. А Лобным место называется из-за близости Васильевского спуска, который в средневековье называли «лоб». Раньше именно сюда туристы кидали монетку, чтобы снова вернуться, теперь эту миссию выполняет Нулевой километр.

Царь-пушка

Самая большая по калибру пушка в мире – Царь-пушка установлена на Ивановской площади между Церковью 2 апостолов и колокольней «Иван Великий». Выдающееся произведение артиллерийского искусства было изготовлено на Пушечном дворе литейщиком А.Чоховым по указу сына царя Ивана Грозного – Федора Ивановича в 1586 г. Это действующее оружие, т.к. в стволе стоит печать литейщика, которая ставилась только после пробного выстрела. Длина этого гиганта – 5 м, а вес 40 т, для ее перемещения требовалось около 200 лошадей.

На бронзовом стволе в окружении орнаментов, фризов и надписей есть конное изображение царя, что дало название «Царь-пушка». В 1835 г. на заводе Санкт-Петербурга для пушки из чугуна был отлит лафет, который только подтвердил название, его украшает голова царя зверей – льва. Исследователи утверждают, что знаменитый гигант вовсе не пушка, а стенобитная бомбарда, т.к. лафет не рассчитан на ее выстрел. Как бы то ни было, Царь-пушка – одно из достижений XVI в.

Царь-колокол

Еще один монстр литейного мастерства – Царь-колокол расположен на Ивановской площади у восточной части колокольни «Иван Великий». Отлитый семьей литейщиков Моториных в 1730 г. по указу царицы Анны Иоанновны колокол никогда не звонил, более того его никогда не поднимали на колокольню. Оставить память о своем правлении царица захотела вслед за своими предшественниками. Годуновский колокол, весивший 33 т, прослужил менее 50 лет и раскололся при пожаре. Такая же участь постигла и созданный при Алексее Михайловиче Романове колокол, вес которого составлял 130 т.

Царь-колокол был отлит в 1736 г. однако из ямы его вытащили только спустя почти 100 лет из-за веса в 200 т. Только тогда обнаружился отколотый кусок в 11 т. Колокол, высота которого достигает 6 м, а диаметр около 6,6 м, был установлен на то место, где стоит и сейчас. Споры о необходимости реставрации не затихают, но попыток ее осуществить не было.

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому – первый крупный монумент в Москве, установленный на Красной площади перед собором Василия Блаженного. До этого в честь важных событий открывались храмы, арки и т.д. К 200-летию Второго ополчения и победы 1612 г. над интервентами в 1803 г. было предложено создать скульптурную композицию. Она должна была изображать предводителей ополчения – князя Дмитрия Пожарского и старосту Кузьму Минина.

Именно они организовали отпор польско-литовским и шведским завоевателям в Нижнем Новгороде, куда и предназначался монумент. Но памятник остался в столице. Установленный в 1818 г. перед Верхними торговыми рядами, в ходе реконструкции площади его перенесли к собору. Памятник, на создание которого ушло 18 т меди и латуни и отлитый за 1 раз, стал настоящим украшением площади.

Арсенал

Между Никольской и Троицкой башнями вплотную к Кремлевской стене расположился Цейхгауз или Арсенал. Это возведенное по указу Петра I в 1736 г. строение должно было служить не только складом оружия, но и музеем, в котором выставлялись военные трофейные знамена, оружие и обмундирование. Двухэтажное здание в форме трапеции с большим внутренним двором строилось больше 30 лет. В 1812 г. его взорвали. Работы по реконструкции велись до 1828 г. Сейчас его фасад украшают глубокие арочные окна, расположенные попарно, и фризы.

Ирина Викторовна Пасынкова

Здравствуйте, уважаемые коллеги. На тематической неделе, посвященной Москве, мы с ребятами слушали песни о любимой столице, рассказывали стихи, читали литературные произведения, внимательно рассматривали иллюстрации и альбомы с изображением достопримечательностей главного города страны. Московский Кремль - одна из главных достопримечательностей столицы, величайший памятник истории нашей Родины, гениальное творение русской национальной культуры, красивый и сложный архитектурный ансамбль. На занятии по изобразительному искусству ребята учились рисовать Кремль . Предлагаю вам мастер-класс , на мой взгляд, не сложного изображения Кремля .

На альбомном листе обозначаем простым карандашом две горизонтальные линии. Нижняя линия-земля, верхняя-стена Кремля . Она расположена ниже середины листа (закрепляем знания пространственных представлений)

В середине рисуем центральную башню и колонны (закрепляем знания геометрических фигур)



Теперь выполняем композицию в цвете


Вот такое изображение Кремля получилось


Публикации по теме:

Разработал: Бедристова Александра Александровна Должность: Педагог дополнительного образования Образовательное учреждение: МБОУ ДОД Центр.

Конспект творческого занятия по изобразительному искусству «Друзья для Чебурашки» Конспект творческого занятия по изобразительному искусству «Друзья для Чебурашки». Цель: Создать условия для формирования творческой инициативы.

Конспект занятия по изобразительному искусству «Чудесное лето» Конспект занятия по изобразительному искусству «Чудесное лето» Подготовила педагог дополнительного образования Чумова Евгения Владимировна.

Конспект урока по изобразительному искусству «Пасхальный натюрморт» с применением ЭОР (с презентацией) Цель урока: Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о технологии поэтапного рисования и работе с эскизом, знакомству.

Конспект занятия в старшей группе по изобразительному творчеству «Осенние деревья» Программное содержание: -образовательные задачи: продолжать.

Отрытый комбинированный урок по народному творчеству и изобразительному искусству в школе 8 вида «Чудеса из короба» Тема: Чудеса из короба Форма: Урок – путешествие Оборудование: 1. Выставка пасхальных яиц, рисунков 2. Магнитофон 3. Музыкальные инструменты.

План-конспект урока по изобразительному искусству: «Орнамент в полосе» План-конспект урока по изобразительному искусству Вид деятельности: изображение на плоскости. Учебная проблема: композиция. Тема урока:.