Остров ругия. Рюген – крупнейший остров Германии

Остров Рюген (нем. Rügen, руянск. Руян) расположен на севере Германии в Балтийском море, к востоку от Хиддензе и административно относится к земле Мекленбург — Передняя Померания. Рюген – это самый большой остров Германии, его площадь 926 км². Протяженность пляжей составляет 140 км. Остров Рюген – это архипелаг, состоящий из 18 островов и полуостровов. Он насчитывает 4 города и 39 общин. Здесь проживает порядка 100 000 человек. Рюген считается самым солнечным местом Германии (летом там на 100 солнечных часов больше, чем в Мюнхене). Здесь великолепные возможности для купания. Вода в мелководных заливах быстро нагревается и становится идеальной для детей.

Рюген связан автомобильным и железнодорожным сообщением с материковой частью Германии. Около города Штральзунд находится дамба и, открытый 20 октября 2007 года, Штрелазундкверунг, самый длинный в Германии автомобильный мост (4104 м), внешне похожий на «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Благодаря значительной высоте центрального пролета (42 м) под ним свободно проходят самые крупные суда.

КЛИМАТ ОСТРОВА РЮГЕН

Климат Северной Германии очень мягкий, хотя и довольно прохладный, и переносится легко. Недаром уже несколько столетий врачи рекомендуют приезжать сюда людям, страдающим заболеваниями дыхательных путей, суставов, а также аллергикам. Целебный морской воздух помогает забыть о недуге и часто даже вылечивает болезни. Рюген считается самым солнечным немецким островом.

Самый холодный месяц — январь, но шкала градусника не опускается ниже 0С. Если Вы едите летом и хотите позагорать и поплавать в Балтийском море, то лучшее время — июль — середина августа. В этот период воздух прогревается примерно до 25С, а вода – до 22С. В мелких заливах она еще теплее — раздолье для малышей.
Весной на острове очень красиво – цветут сады, деревья в парках и распускаются цветы (а немки очень любят их высаживать – в горшочках на балконах, на клумбах и вообще повсюду).

ИСТОРИЯ ОСТРОВА РЮГЕН

Археологические находки указывают на то, что остров был заселен ещё в каменном веке. По всему острову сохранились курганы и камни для пожертвований.

Часто Руян (Рюген) связывают с мифологическим русским островом Буяном (Руяном). Остров и расположенные на нём остатки храма Аркона являются предметом исследований, в том числе, немецких археологов. Остров связывается с местопребыванием племени ругиев или руянов. До XIV века остров был несколько крупнее, чем сейчас: картограф Герард Меркатор писал в своей «Картографии»: «Остров [Рюген] в древние лета многим просторнее был неже ныне, Божиею волею промыла вода сквозь тот остров».

Основным занятием руянов было скотоводство, земледелие и рыболовство. Руяне владели крупным флотом и располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также совершали военные походы, вели войны по защите своих территорий. Например, некоторые провинции Дании до эпохи короля Вальдемара I платили дань руянам, что и послужило одной из причин войн, которые Вальдемар I вел с ними. Одно время княжество славян-руян стало столь могущественны и отважным, что руяне стали хозяевами чуть ли не всего Балтийского моря, которое довольно долгое время называлось Морем Ругов.

В ходе этих войн руяне утратили свою независимость в 1168 г., их столица Аркона была разрушена, святилище Свентовита (Святовита) уничтожено. Как свидетельствуют датские летописи, король руян Яромир стал вассалом датского короля, а остров - частью епископства Роскилле. К этому периоду относится первое насильственное обращение руян в христианство. В 1234 г. руяне освободились от датского владычества и отодвинули границы своих владений на побережье… (Сейчас это территория современной немецкой земли Мекленбург - Передняя Померания), основав город, известный ныне как Штральзунд. В 1282 г. князь Вислав II заключил с королем Германии Рудольфом I соглашение, получив Рюген в пожизненное владение вместе с титулом имперского егермейстера. Далее славяне Рюгена, находясь в составе различных немецких государственных образований, в течение последующих нескольких веков постепенно утрачивая славянский язык, славянскую культуру, самобытность — полностью онемечились. В 1325 г. умер последний руянский князь Вицлав (Вислав) III. Фактически славянский руянский диалект прекратил существование к XVI веку. В 1404 году умерла Гулицына, которая,вместе со своим мужем, принадлежала к последним жителям Руяна, говорившим по-славянски.

В 1325 году вследствие династического брака остров перешёл в состав княжества Померания-Вольгаст, в 1478 году был присоединен к Померании. По условиям Вестфальского мира Померания вместе с Рюгеном отошла к Швеции. Затем в результате усиления Бранденбурга-Пруссии остров был захвачен бранденбуржцами.

В 1807 году Рюген был завоеван Наполеоном и до 1813 г. находился под контролем французов. По Кильскому мирному договору 1814 г. остров вошёл в состав Дании, но уже в 1815 году перешёл к Пруссии как часть Новой Передней Померании.

В заключительной фазе Великой Отечественной войны, 4 мая 1945 года немецкий гарнизон острова без боя сдался советским войскам.

В послевоенное время остров принадлежал ГДР, и воинские части Группы Советских Войск в Германии (Западной Группы войск) и ДКБФ находились на Рюгене вплоть до лета 1992 года.

Более 100 лет назад туризм был основной, приносящей доход деятельностью. До войны Рюген считался фешенебельным курортом для богатых людей (например, из Берлина). В период ГДР он стал открытым для массового туризма. До сих пор остров является одним из самых известных туристических мест в Германии, каждый год сюда приезжает несколько миллионов отдыхающих.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ НА ОСТРОВЕ РЮГЕН

Туристы предпочитают осматривать остров Рюген, путешествуя на паровозе «Rasender Roland» , который ходит по столетней узкоколейной железной дороге. Первая узкоколейка, соединившая города Путбус и Бинц, на восточном побережье, была запущена в 1825 году. Вскоре она была продлена. В лучшие времена протяженность железного полотна достигала почти 100 километров. Перевозили по дороге в основном грузы и сельскохозяйственную продукцию. В 60-е годы XXвека многие участки дороги перестали использоваться. Фрагмент дороги на юго-востоке действует, и по сей день. По этому отрезку дороги со скоростью 30 километров в час перевозятся туристы от курорта до курорта.

Город-курорт Бинц быстро оброс роскошными санаториями, отелями и резиденциями. Большинство из них стоят вдоль набережной. Зажиточные курортники возводили в нем роскошные виллы. В начале XIX века в небольшой рыбацкой деревушке, каким был Бинц в то время, обустроили общественную купальню.

Элегантная деревянная лестница ведет к знаменитому 400 метровому пирсу Зеллина . Пляж от города отделяет высокий утес. Пирс постройки 1906 года всегда был достопримечательностью курорта Зеллин. Пирс был разрушен льдинами морозной зимой 1941 года, и на протяжении нескольких лет его остатки торчали из воды. Отреставрировали, пирс в соответствии с начальным проектом, только в 90-е годы XX века.

В центре Рюгена находится Берген, самый большой город на острове . Берген расположен на возвышенности, что приносило свои неудобства. Много сил и времени отнимало копание колодцев. Берген, овеваемый со всех сторон ветрами, многократно становился жертвой сильных пожаров. В городе сохранился самый старый на Рюгане дом, построенный после большого пожара в 1538 году. Здесь сохранилась и самая старая культовая постройка – церковь Богородицы. Ее начали строить в 1180 году как романскую базилику, а закончили в XV веке в готическом стиле. Прекрасные фрески, украшающие интерьер храма были созданы около 1200 года.

Главный порт Рюгена Зассниц расположен на полуострове Ясмунд. Много лет город на северо-востоке острова был самым популярным курортом Рюгена. Здесь у моря лес переходит в знаменитые меловые скалы, являющиеся символом Ясмунда. Крутые 120 метровые меловые утесы это уникальное явление на равнинном побережье. Снежно-белый, удивительно чистый мел носит прозвище Золото Ясмунда.

На островах архипелага, к которому принадлежит Рюген, насчитывается около 30 крупных полуостровов. Самой северной точкой Рюгена является мыс Аркона , оборудованный двумя маяками. Первый маяк был завершен в 1827 году. В 1901 году его заменили новым маяком высотой 36 метров.

Мост соединяет западную часть Рюгена с маленьким островком Умманц , самый крупный населенный пункт которого Ваазе (Waase). Невзрачные кирпичные церкви XVII века важные достопримечательности. Весной и осенью на острове останавливаются перелетные птицы. В старой рыбацкой деревушке Фрезенорт (Ffreesenort) простые крытые соломой домики идеально вписываются в природный ландшафт с высокими тополями. На Умманце имеется один единственный кемпинг. Рядом с которым находится также единственный на острове песчаный пляж. Он создан искусственно, каждый год песок насыпают заново, высокие волны и ветер, дующий с постоянной силой, притягивают сюда любителей виндсерфинга.

На южной окраине Путбуса, в 1,5 километрах от берега из воды поднимается остров Вильм (Vilm). Впервые он был взят под охрану как заповедник в 1936 году. Один из последних первозданных лесов Германии можно посетить только в составе организованной группы под присмотром гида. Скромные домики, расположенные у причала, это единственные здания на острове Вильм, они были построены в 1959 году.

Древний лес выглядит сказочно, последний раз здесь проводили вырубку деревьев в 1527 году. Богатство флоры и фауны на Вильме поражает, многие виды здешней живности весьма редки. Люди здесь селились издавна, но по неясным причинам не задерживались здесь надолго. В рассказах датированных XIV веком упоминается небольшая часовня, стоявшая на острове.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА ОСТРОВЕ РЮГЕН

Рюген начал пользоваться популярностью как курорт еще в конце 18 века. Уже в 1794 году в Сагарде, на минеральном источнике, открылась первая купальня, а в 1818 пригород Путбуса стал первым приморским курортом Рюгена.

На Рюгене каждому найдется чем заняться. Для любителей активного отдыха тут есть множество понятно размеченных маршрутов для пешего туризма и вело прогулок . Здесь можно заняться любимым хобби или найти себе новое: гольф, верховая езда, и, конечно, пляжные виды спорта . Любители воды тоже не останутся «за бортом». Рюген просто рай для любителей водного спорта, он считается одним из лучших мест для виндсерфинга , для любителей ходить под парусом здесь есть 600 километровая береговая линия, не говоря уже о многочисленных гаванях и бухтах. Остров также предлагает большие возможности для рыболовов. Какой бы вид ловли вы не предпочитали, удочку или сеть, в прибрежных водах вас всегда ждет хороший улов.

Но Рюген хорош не только для любителей природы. Хотя он все еще не широко известен как культурный центр, культурная жизнь тут представлена во всем разнообразии от фестивалей классической музыки, театров, галерей и памятников архитектуры, до разнообразных шоу, парков и ярмарок прикладного искусства. Бывший раньше королевской резиденцией, город Путбус теперь культурная столица Рюгена. В этом городе расположен театр острова, а также музей часов и оранжерея, в его прекрасном парке проводится множество мероприятий.

Совершенно понятно, почему пляжи с белым песком, граничащие с древними лесами и сверкающими озерами, сделали Рюген одним из самых популярных курортов для нескольких поколений туристов. Гораздо удивительнее, что не смотря на это, остров сохранил свои величайшие природные богатства нетронутыми. Природные парки оберегают три разных и редких аспекта балтийского побережья и охраняют пасторальную идиллию Рюгена от излишне активного развития.

Самым большим (22,500 гектар) и самым важным является биосферный заповедник юго-восточного Рюгена , район полуостровов и маленьких островков, морских кос и песчаных отмелей, едва покрытых мелкими внутренними водами. Он включает в себя лес Границ, полуостров Мёнхгут и Вильм, маленький остров, чьи дубовые и буковые леса оставались нетронутыми целые столетия, и который можно посетить только по предварительной договоренности.

Хиддензее, длинный и узкий остров, входящий в состав заповедника Бодденшафт Западная Померания , и находящийся с другой стороны от Рюгена, обладает похожим, типичным для Балтики пейзажем, состоящим из дюн, лесов, соляных болот и лагун с солоноватой водой. Соотношение соленой и пресной воды делает «Бодден» бесценным местом обитания для миллионов птиц, в том числе мигрирующих. Каждую осень около тридцати тысяч журавлей прилетают сюда, это самое поразительное в Европе птичье представление. В Хиддензее автомобили под запретом, и его болотистые земли стали прибежищем для редчайших в мире представителей флоры и фауны. Здесь земля и вода сливаются в одно под огромным и пронзительно чистым северным небом.

Один из лучших маршрутов Рюгена проходит через заповедник Ясмунд на восточном побережье. Королевский трон (Konigsstuhl по-немецки) – высочайшая точка немецких белых меловых скал. Имеющие 10 км в длину и 117 метров в высоту скалы иллюстрируют динамику береговой эрозии. Во время каждого шторма части скал отламываются и падают на землю, среди них можно найти как камни, так и окаменелые останки морских губок, устриц и морских ежей.
Там же расположен туристический центр, где могут квалифицированно объяснить, что делает Рюген уникальным.

Координаты GPS острова Рюген: 54.2500, 13.2400

ОСТРОВ РЮГЕН НА ФОТОГРАФИЯХ











  • Горящие туры по всему миру
  • Немецкое воображение, пожалуй, несколько преувеличенно относится к Рюгену (Rugen): чересчур восхваляет, придает слишком яркие краски, расписывает нереальные пейзажи. Причем это явление не последних лет, а уже нескольких столетий. Например, в конце 19 и начале 20 века Рюген пользовался огромной популярностью среди сильных мира сего. В частности, здесь часто бывали и Бисмарк, и Томас Манн, и Эйнштейн, а его береговую линию увековечил художник-романист Каспар Дэвид Фридрих уже в 1818 г. Дальше - больше.

    Гитлер тоже попал под очарование самого большого острова Германии, сделав курортом для военных - как своих, так и союзников (и запланировав на нем строительство «фабрики здоровья» чудовищных размеров и такой же архитектуры). Позже правительство ГДР сделало Рюген местом отдыха уже своих преданных товарищей, в том числе главного аппаратчика Эриха Хонекера.

    На самом же деле на Рюгене нет ничего эдакого, что могло бы действительно выделить его среди других курортов Балтийского побережья страны. Это типично немецкий, чистенький и аккуратный, с идеальным сервисом и весьма красивыми (но не более того) пейзажами курорт. 574 км побережья острова, как и большая часть самого Рюгена, покрыты живописной растительностью: пышными каштанами, дубами, вязами и тополями. Окружающие его воды - национальные парки или заповедники.

    Большинство посетителей по приезде тут же мчится на главный курорт Бинц (Binz) или в область Стуббенкаммер (Stubbenkammer) с белыми меловыми утесами в национальном парке Ясмунд (Jasmund). Однако люди знающие туда не торопятся (на то они и знающие), так как на Рюгене и без них хватает достойных для исследования уголков.

    Как добраться

    Туристам из России проще всего добраться до Рюгена через Гамбург (прямые рейсы AirBerlin, в воздухе около 3,5 часов). Скоростные поезда IC соединяют главный курорт острова Бинц с Гамбургом (44,20 EUR, 4 часа) и далее, проезжая через Штральзунд.

    Кроме того, из Штральзунда ходят электрички до Бинца (9,10 EUR, час с четвертью) и до Зассница (9,10 EUR, 50 минут). Добраться до Путбуса можно, пересев на поезд RE в Бергене. На другие курорты и городки Рюгена можно попасть только на старинных поездах Rasender Roland. Цены на странице указаны на март 2019 г.

    С 2007 г. на остров ведут два моста: новый Рюгенбрюке и старый Рюгендамм. Первый соединяет остров с материком, примыкая к улице Кала Маркса в городке Штральзунд.

    Поиск авиабилетов в город Гамбург (ближайший а/п к Рюгену)

    По воде

    Рюген также считается популярной остановкой на маршруте круизных и паромных судов, как местных, так и международных (Дания и Швеция). Например, компания Weisse Flotte организует паромную переправу пассажиров и машин из Штральзунда в Альтефер на юго-западном побережье Рюгена (в одну сторону 1,30 EUR, в пути 15 минут, отправление каждый час в дневное время).

    В Швецию ходят суда компании Stenaline, 5 отправлений ежедневно из Зассниц-Мукран (7 км от города Зассниц) в Треллеборг (взрослые/дети 16 EUR/7 EUR, 50 рейсов в высокий сезон в день, почти 4 часа в пути). Стоимость провоза авто - 100 EUR.

    Эта же компания отправляет паромы в Данию: из Зассница в Ронне (остров Борнхольм) с апреля по ноябрь. Путешествие длится почти 4 часа и стоит 21 EUR/10 EUR для взрослого/ребенка, провоз авто - 115 EUR.

    Транспорт

    Компания Reederei Ostsee-Tour организовывает круговые круизные маршруты вдоль побережье Рюгена из Гёрена (Göhren) в Зассниц (Sassnitz) через Бинц с апреля по октябрь. 5 отправлений в день, стоимость проезда Гёрен - Бинц 4,50 EUR, Гёрен - Зассниц 8 EUR.

    Кроме того, по острову курсируют автобусы RPNV. Летом они отправляются каждые полчаса из Бинца в Гёрен и Зассниц. Стоимость проезда зависит от маршрута, проездной на день обойдется в 9 EUR.

    Старинные поезда Rasender Roland курсируют между Путбусом (Putbus) и Гёреном, останавливаясь в Бинце, Селлине и Баабе. Стоимость проезда зависит от числа пересекаемых зон (всего их 5, и каждая приплюсует 1,60 EUR).

    Прокат велосипеда на острове обойдется в 5-7 EUR в день.}

    Популярные отели Рюгена

    Курорты Рюгена

    Самый популярный курорт Рюгена - бывшая рыбацкая деревушка Бинц. Здесь по плану архитектора Отто Шпалдингa был построен курхауз (курортный дом), напоминающий атмосферу английского приморского городка Брайтон. Еще до Первой мировой войны тут отдыхало едва ли не рекордное количество (среди похожих курортов мира) человек - около 10 тыс. в год. А в промежутке между мировыми войнами, в 1920-1930-х годах, в Бинце собирались сливки немецкого общества.

    Во времена нацистов организация «Сила через радость» (KdF) располагала на острове широкой сетью санаториев и домов отдыха, а также известными круизными судами «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен». К счастью, еще один проект предприимчивых пособников Гитлера так и не воплотился в жизнь: здесь планировали возвести гигантскую фабрику здоровья у селения Прора - крупнейший в мире морской курорт по проекту архитектора Клотца. Успели лишь выстроить почти 5-километровую линию пятиэтажных зданий казарменного типа из бетона. Жилые помещения в них представляли собой углы 2,5 на 5 м. В центре комплекса планировалось построить здания для массовых мероприятий вместимостью 20 тысяч человек.

    Чуть позже Бинца (и уже не такими темпами и не в таком масштабе) начали развиваться и другие морские курорты Рюгена - Засснице и Гёрен.

    Балтийские курорты Германии

    • Где остановиться: В отелях, санаториях и частных пансионах Балтийского побережья Германии - здесь царит приятное тепло, умиротворение в отсутствии бурной ночной жизни и традиционная немецкая добротность во всём. Всё, за чем едут отдыхать на море, можно найти на
    12 апреля 2013, 10:11

    В давние времена, на южном побережье Балтийского моря, на территории современной Германии, жили славяне - руяне или руги. Здесь осталось множество названий указывающих на это: Росток, Любек, Шверин (Зверин), Дрезден(Дроздяны), Лейпциг (Липск) и это далеко не все из них. Остров Рюген, в Балтийском море, на северо-востоке Германии знают,без сомнения, все, кто интересуется ранней историей и языческой религией славян. Место легендарное, мистическое.

    Ведь именно здесь, в самой северной точке острова находилась легендарная крепость Аркона. Высоко на меловой скале, на крутом обрыве, защищённая с трех сторон морем, а с четвёртой, огромным крепостным валом, неприступная для неприятеля, столица самого могущественного племени западных славян.

    Древние славяне всегда использовали особенности природных ландшафтов для обороны своих городов, но расположение Арконы настолько гениально и невероятно, что позволяло этому маленькому княжеству сохранять свою независимость и религию, находясь постоянном состоянии войны с во многом превосходящими по численности и военной мощи соседями - католическим Польским государством, императорской Германией и датскими викингами. И не только обороняться против многочисленных врагов. Обладая мощным флотом, руяне долгое время держали под контролем большую часть южного побережья Балтийского моря.

    Огромные богатства накапливались в крепости, отчасти будучи завоёваны в военных походах, отчасти будучи преподносимы в виде дани и жертве идолу бога Святовита всеми остальными славянскими племенами. Ведь Аркона была ещё и религиозной столицей всех языческих славянских племён того времени. Жрецы с дарами божеству шли не только со всего балтийского побережья,современной восточной Германии и Польши, но и из Моравии. Сохранилась память об этом месте и в русских сказаниях.

    Всеволод Иванов "Радуга над Арконой"

    В древнерусских сказаниях это остров Буян в море-окияне, там где Камень-Алатырь бел-горюч лежит, Прадуб древний неохватен и могуч стоит, семь небес пронзает и подпирает центр мироздания. Аркона - Ярконь - ярый - огненный белый конь - символ благодати Бога света.

    Илья Глазунов "Остров Рюген. Жрец и священный конь Святовита"

    Храм в поселении Аркона на острове Руян был главной святыней западных славян, являлся крупнейшим культовым центром и последним бастионом западнославянского язычества, противостоящим воздействию христианства. По общему убеждению балтийских славян, арконский бог давал самые знаменитые победы, самые точные прорицания. Поэтому для жертвоприношений и для гадания сюда стекались славяне со всех сторон Поморья. При храме содержался священный конь Святовита, белой масти с длинными, никогда не подстригавшимися гривой и хвостом. Один только жрец Святовита мог кормить и садиться на этого коня, на котором по верованиям сражался сам Святовит против своих врагов. Посредством этого коня и гадали перед началом войны. Служители втыкали перед храмом три пары копий на известном расстоянии друг от друга, к каждой паре привязывалось третье копье поперек. Жрец, произнеся торжественную молитву, выводил коня за узду из сеней храма и вел на скрещенные копья. Если конь через все копья ступал сначала правою ногой, а потом левою - это считалось счастливым предзнаменованием. Если конь ступал сначала левою ногой, то поход отменялся. Три пары копий возможно символически отображали при гадании волю богов небесных, земных и подземных.

    Всеволод Иванов "Храм Святовита в Арконе"

    Святилище располагалось на вершине мыса, главная площадь была защищена со стороны моря крутыми обрывами, а со стороны острова двойным полукольцом системы рвов и валов (вообще характерных для славянских святилищ), а на центральной площади стояло деревянное капище, окружённое частоколом с большими воротами во двор. Внутри святилища стоял истукан Святовита. Со слов летописца XII века Саксона Грамматика этот идол был выше роста человека с одним станом и четырьмя головами по сторонам света, сидевшими на четырёх отделёнными друг от друга шеями. Четыре головы, по-видимому, символизировали власть бога над четырьмя сторонами света (как четырьмя ветрами) и четырьмя сезонами времени, то есть космического бога пространства времени (сходного с римским Янусом).

    Идол Святовита установленный в Арконе польскими язычниками в 90-х годах

    В правой руке Святовит держал рог, наполняемый ежегодно вином, а левая рука упиралась в бок. Рог символизировал власть бога над урожайностью и плодородием, то есть как бога жизненной и растительной силы. Одежда спускалась до колен. Возле идола лежал огромных размеров меч, с отделанными серебром и изысканной резьбой ножнами и рукояткой. А также седло, узда и многие другие предметы, а сам храм был украшен рогами разнообразных животных.

    Альфонс Муха "Праздник Свентовита"

    У храма были обширные поместья, дававшие ему доход, в пользу его собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдей у острова Руян. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне. Поэтому в храме стояли сундуки, наполненные драгоценностями. А саму Аркону окружали ещё несколько селений. Священный город Аркона, являлся в те далекие времена кузницей боевых искусств Европейского Севера. Древняя история полабских славян доносит до нас воспоминание о том, что существовал особый вид воинского служения при храмах. Эти храмовые воины и назывались изначально витязями.

    Когда, после непрестанной четырехсотлетней борьбы с франкскими, германскими, датскими крестителями, народы балтийских славян один за другим, были порабощены, Аркона стала последним вольным славянским городом чтущим родных богов. И оставалась таковой, до своего уничтожения в 1168 году. В 1168 году, 15 июня, датскому королю Вальдемару I коварством и хитростью удалось ворваться в руянскую крепость.

    1169 год. Воинствующие христиане под предводительством епископа Абсалона уничтожают статую бога Святовита в Арконе.

    Захватчики разграбили, осквернили и потом сожгли этот храм. По воле короля Вальдемара на месте храма Святовита воздвигнули христианский храм.

    Церковь в Альтенкирхен (Altenkirchen), старейшая церковь Рюгена (построена около1200 года)
    В её убранстве использованы отдельные элементы разрушенных крестителями славянских языческих храмов:

    Чаша из Храма Святовита, теперь она в «Альтенкирхен» крестильная чаша

    Культовый славянский камень вмонтированный в стену внутри церкви.

    Часть апсиды церкви / Крины (символ плодородия) вмурованные в кладку стены

    Славянская ритуальная чаша с Коловратом найденная в Арконе .

    Один из старых типичных домов Альтеркирхена

    Историк XIX века Гильфердинг писал о северо-западных славянах следующее:"Как люди натерпевшиеся на своём веку всяких лишений и бед и закалившиеся в борьбе, делаются склонны к упорству, так и балтийские славяне; едва ли был на свете народ упорнее. Изо всех народов Европы они одни положили свою жизнь за старину свою, за свой старый языческий быт: упорная защита старины, вот первое свойство всех этих передовых племен славянских, вагров, бодричей, лютичей.."

    Как свидетельствуют датские летописи, король Руяна Яромир стал вассалом датского короля. К этому периоду относится обращение руян в христианство.

    В восточнославянском фольклоре также можно проследить целый ряд сюжетов и персонажей Арконского культа:

    Боевой богатырский конь белой масти в былинах и сказках, приносящий удачу и победу своему хозяину и одновременно обладающий свойствами оракула-прорицателя;

    Упоминаемый в сказках богатырский "меч-кладенец" ;

    Волшебная уздечка (коня Святовита), обладающая свойствами удержания нечистой силы;

    Подкова (условный символ коня Святовита), прибиваемая к дверям "на счастье" и для отпугивания нечистой силы;

    Персонаж белого коня (иногда конской головы на палке) в рождественском обряде Коляды;

    Святочные гадания сельских девушек о предстоящем замужестве посредством белого коня, переступающего через оглобли;

    Изображение резной конской головы на крыше жилища, конек.

    Несколько слов о самом острове. Рюген - самый большой остров в Германии. Он расположен в Балтийском море, совсем рядом с границей Германии и Польши, и, несмотря на свой относительно небольшой размер (всего 926,4 км 2), обладает береговой линией потрясающей длины - целых 574 км. Рюген очень красив и разнообразен и является одним из излюбленных мест отдыха жителей Германии. Виды острова:

    В 1308 году на Балтике произошло землетрясение, после которого большая часть острова и добрая половина Арконы ушли на морское дно. В 1325 году скончался последний князь руян, Вислав III, а еще через 80 лет на Рюгене умерла последняя женщина, говорившая по славянски. Прибалтийский славянский венедский этнос прекратил своё существование, так считают многие, но даже сейчас почти в самом центре давно онемеченной земли можно услышать древнюю славянскую речь.

    Славянские украшения найденные немецкими археологами в Арконе

    курган и дольмены на Рюгене

    В данный момент вместо древней крепости высятся два маяка. Первый соорудили в 1826 году, а второй помоложе - 1902 года. Всё таки Святовит - Бог Света!

    Мне снится древняя Аркона, славянский храм,
    Пылают дали небосклона, есть час громам.
    Я вижу призрак Световита меж облаков,
    Кругом него – святая свита Родных богов.

    Он на коне – и слишком знает восторг погонь,
    О, вихри молний нагоняет тот белый конь.
    Он бросил алую Аркону, туман завес,
    И льнет к нетронутому лону, к степям небес.

    Он позабыл священность красных заклятых стен
    Для свежей радости неясных измен, измен.
    И рог с вином им брошен в храме, и брошен лук,
    И с ним несётся небесами громовый звук.

    Славянский мир объят пожаром, душа горит.
    К каким ты нас уводишь чарам, Бог Световит?

    Константин Бальмонт

    История Рюгена

    Первые поселения, как показывают раскопки на полуостровах, появились на острове Рюген еще в каменном веке. К началу новой эры сюда пришли германские племена ругов, давшие, по мнению большинства ученых, название острову, а потом мигрировавшие южнее. В VII веке территорию освоили западнославянские племена руянов, весьма воинственных и сумевших подчинить себе почти все балтийское побережье. Этому воспротивились датские племена как силовым путем, так и дипломатическим. В 1168 году датчане разгромили славянскую деревянную крепость на мысе Аркона вместе с храмом бога Святовита. Дальнейших репрессий не последовало: местная знать подчинилась Дании, приняла христианство через посредничество епископа Роскилле Абсалона, а руянский князь Яромар I женился на датской принцессе. Продержалась датская власть недолго, уже в следующем веке на острове хозяйничали немцы с материка. Руяны быстро переняли германские обычаи и язык, и к началу XV века на Рюгене не осталось носителей славянских диалектов.

    До XVII века Рюген принадлежал Померании, затем, по условиям Вестфальского мира, завершившего Тридцатилетнюю войну, отошел Швеции. Вскоре его отвоевал усилившийся Бранденбург, в начале XIX века Рюген был занят наполеоновскими войсками, а после поражения Франции успел на год вернуться под патронат Дании, пока окончательно не был закреплен как владение Пруссии. К этому времени относится расцвет курортного Рюгена. Перед Второй мировой войной из него пытались сделать «фабрику здоровья», что-то вроде конвейера для отдыха, после поражения Германии здесь расположился контингент советских войск, и эта часть ГДР на долгие годы стала закрытой для простых смертных. В 60-е годы здесь строили летние лагеря для детского отдыха, но по-настоящему занялись возрождением туристического направления только после объединения двух Германий. Процесс еще далек от завершения, но для немцев остров Рюген – это уже самый популярный курорт выходного дня и рождественских каникул.

    Природные достопримечательности острова

    Рюген достигает в длину 51,4 км, в ширину – 42,8 км. Извилистую береговую линию формируют скалистые обрывы, песчаные пляжи и лагуны. На территории острова основаны два национальных парка. Самый маленький в Германии – Ясмунд, открытый на месте мелового карьера на северо-востоке Рюгена. Он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как образец девственных буковых лесов. Ими покрыта гора Пикберг – самая высокая точка острова, хотя, по сути, это просто крупный, 161-метровый холм. Путешественники предпочитают ей «Королевский стул» – меловую скалу высотой 118 м с обзорной площадкой, ниже которой расположена коридорная гробница бронзового века. Здесь же, рядом со скалой, открыт туристический центр с мультимедийными средствами, рассказывающими о парке на нескольких языках.

    Значительную часть территории второго национального парка, «Переднепомеранских лагун» занимают прибрежные воды Балтийского моря с западной стороны Рюгена. В противоположность Ясмунду, это крупнейший парк земли Мекленбург – Передняя Померания, третий по величине в стране. В водах парка нерестится атлантическая сельдь, плавают тюлени, на побережье, рядом с сосновыми и широколиственными лесами, осенью останавливаются летящие на юг журавли. На юго-востоке острова расположен Рюгенский биосферный резерват. По его лесистым холмам свободно прогуливаются туристы. Помимо природных красот, здесь найдены мегалитические захоронения эпохи неолита, курганные некрополи бронзового века.

    Памятники архитектуры

    На Рюгене сохранилось три вида архитектурных достопримечательностей, интересных туристам. Прежде всего это почти пять десятков храмов, в основном краснокирпичных, самый старый из которых, монастырь Святой Марии, был построен в 1193 году еще датчанами. Необычна деревенская церковь 1312 года в Ландов: ее деревянные стены облицованы кирпичом, это старейший в Европе памятник подобного рода.

    Второе направление – так называемая «resort-архитектура». Это возведенные немецкими архитекторами в XIX – начале ХХ века на побережье Балтийского моря дома, предназначенные для отдыха. Их характерные черты – обилие декора, ажурные балконы, изящные колонны, светлые цвета. Особенно много образцов этого стиля на улицах Зеллина, Бинца и Гёрена. Не менее эффектен охотничий замок Границ близ Бинца, построенный в середине XIX века по проекту архитектора Шинкеля и содержащий огромную коллекцию охотничьих трофеев. Здание представляет собой четырехугольник с круглыми угловыми башнями и одной большой центральной, на которой расположена смотровая площадка.

    Наконец, последний объект внимания туристов – «Прорский колосс». Точнее, это антипамятник – образец того, какой не должна быть курортная архитектура. При нацистах было спроектировано гигантское здание-муравейник с удобствами на этажах, где, по замыслу создателей, должны были отдыхать граждане Третьего рейха – одновременно до 20000 человек. После войны в архитектурном чудовище Проры жили в основном военные. Сейчас часть блоков остается в запустении, остальные восстановили под дешевые хостелы и квартиры.

    Мыс Аркона

    На мысе Аркона сохранились элементы крепости и святилища древних славян-руянов – единственное славянское укрепление такого рода в Германии. Оно представляет собой двойные кольцеобразные валы высотой 13 м протяженностью 300 на 350 м на 45-метровом высоком берегу мыса. В IX веке в крепости возвели храм бога части западных славян Святовита, покровителя войны, с вырезанным из дубового ствола 4-метровым идолом. В руках у божества был металлический кубок, в который жрецы ежегодно наливали медовуху и по реакции идола делали предсказания о будущем урожае. Храм был разрушен датчанами в XII веке, все ценности увезены в Данию. Для привлечения туристов идол восстановили, но насколько была при этом соблюдена историческая точность – неизвестно.

    Помимо археологических памятников, на острове Рюген туристы осматривают комплекс маяков Арконы. Первый из них был возведен в 1826 году по проекту крупнейшего немецкого архитектора своего времени Шинкеля. На традиционную маячную башню 21-метровое трехъярусное краснокирпичное здание с маленьким куполом мало похоже, в отличие от более позднего 35-метрового строения, поставленного в 1902 году и работающего до сих пор. Неподалеку находится радионавигационная башня 1927 года постройки, сейчас в ней музей, как и в старом маяке, и ювелирная студия. Все три объекта оснащены смотровыми площадками. О прошедших войнах и годах напряженности между двумя Германиями напоминают расположенные неподалеку бункеры времен Вермахта и 80-х годов XX века.

    Существует реальная опасность, что мыс со временем рухнет в воду, поэтому ученые настояли на мерах предосторожности при посещении валов. Пешеходная зона начинается за 2 км от Арконы. Можно пользоваться велосипедами, арендовать лошадь или сесть на туристический паровозик. Подниматься на сами валы запрещено, можно только гулять вокруг. К пляжу спускаются по двум крутым лестницам – «Королевской», построенной в XVIII веке для отдыхающего здесь и поддерживающего хорошую спортивную форму монарха, и «Фиалковой», окруженной по весне полянами скромных фиолетовых цветов.

    Курорты Рюгена

    Первый курорт на минеральных водах открылся в 1794 году в Загарде. Он мгновенно стал популярным, но слава его угасла уже к 1830 году, не выдержав конкуренции с открытым в 1818 году морским курортом. Сейчас о былом величии Загарда напоминают только развалины беседок и полузапущенные аллеи в ближайшем парке. В XIX веке самым популярным у немцев курортом стал Бинц. Перед Второй мировой нацисты сделали ставку на Прору, после войны, по понятным причинам, их проект развития курортного Рюгена принципиально не был завершен. Сейчас наиболее популярным местом отдыха остается Бинц с дорогими отелями, магазинами и ресторанами, с аллеями для прогулок, отличными пляжами.

    Пляжи острова

    Общая протяженность пляжей Рюгена – 56 км. Из-за прохладной погоды купальный сезон здесь короткий. Вода чистая возле Бинца, в Зеллине и Герене возле берега скапливаются водоросли, спуск в море пологий. На Рюгене есть более 15 зон для винд- и кайтсерфинга, у спортсменов наиболее популярны Вик, Дранске, Розенгартен.

    Информация для туристов

    На Рюгене два пика посещаемости – в июле-августе и на Рождество. Зимой здесь около 0 °C, воздух влажный круглый год. Летом прохладно, довольно солнечно, хотя погода по-балтийски переменчива. В 1304 году Рюген постигла первая письменно зафиксированная природная катастрофа – часть суши оказалась размыта и обрушилась в море. С тех пор обвалы время от времени случаются, поэтому при прогулках вдоль скал нужно быть бдительным.

    Транспортная инфраструктура Рюгена

    Между главными городами Рюгена курсируют автобусы, часть из них – с прицепами для транспортировки велосипедов. Весь остров покрыт удобными велодорожками с минимальными перепадами высот, в курортных местечках и при отелях работают пункты проката велосипедов. Между курортными городами по старинной узкоколейке ходит не менее древний паровоз с вагонами. Протяженность дороги – 24 км, скорость движения по ней – до 30 км/ч.

    Где остановиться

    Отелей и апартаментов на Рюгене множество, но найти свободный номер по приемлемым ценам без предварительного бронирования в летний сезон крайне трудно. Стоимость проживания на побережье летом составляет от 6-7 тысяч рублей в сутки в высокий сезон, в низкий сезон апартаменты стоят в 3-4 раза дешевле. Один из самых престижных и дорогих отелей – Travel Charme Kurhaus Binz. Дешевый хостел – Jugendherberge в «Прорском колоссе», открытом с конца марта до конца октября. Неделя проживания в нем семьи с двумя детьми будет стоить около 200 евро. Основные кафе и рестораны сосредоточены в курортных местечках, сувенирные лавки – в Бинце.

    Как добраться

    Доехать до Рюгена можно по железнодорожному и автомобильному мосту протяженностью 2,8 км из материкового Штральзунда. На Бинц ходят прямые поезда из Берлина, Гамбурга, Штутгарта. Недавние ночные маршруты из Мюнхена и Базеля отменили, несмотря на протесты представителей туристического бизнеса. Паромы соединяют Рюген с островом Борнгольм в Дании, шведским Треллеборгом, литовской Клайпедой, российским Балтийском и Санкт-Петербургом, в перспективе планируется открыть рейс из Усть-Луги. В 8 км от Бергена есть небольшой аэропорт, который принимает чартеры, в основном из Германии.

    Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах...
    Мимо острова крутого,
    Мимо города большого...

    Остров РУЯН

    Остров Руян лежит против датского побережья и занимает площадь почти в 1000 кв. км; все его берега изрезаны глубокими и укромными заливами и бухточками, а некоторые топонимы Божий Камень или Святая Гора - удивительным образом напоминают о мифическом камне - Алатырь.

    По свидетельству древнего историка Геpаpда Меpкатоpа «Космогpафия»: "На острове том живали люди-идолопоклонники - раны или рутены (руги, руяне), именуемые люты, жестоки в бою, таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли, и всем окрестным госyдаpствам грозны и противны были. Язык у них был словенский да вандальский. Грамотного учения не искали, но и заповедь между собой учинили, чтобы и грамоте, а не только воинским делам прилежные охотники были".

    Население острова Руяна "все Поморье славянское облагало данью, а сами никому дани не платили, они", по словам Гельмольда, "пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, всегда были готовы и к морским походам, надеясь на свои корабли, как на единственное средство к обогащению". Аркона славилась далеко за пределами земли руян. Ей подчинялись окрестные племена, а знаменитому арконскому храму преподносили дары властелины соседних княжеств и королевств. Слава Арконы являлась одним из самых ярких показателей расцвета славянской культуры того времени.

    По мнению Гельмольда, правитель Руяна единственный из всех славянских правителей носит титул короля. Вспомним, что королем с первых же дней западные авторы величают правителя русов. Немецкие документы называют "королями" только двух славянских правителей — владыку Восточноевропейской державы и правителя маленького островка у побережья Балтики. Напомним - правители Польши и Чехии для них всего лишь "князья"! По сообщениям Ибн Русте и Гардизи глава русов носит титул "хакан-рус". Хакан - титул императорский! Более того, на востоке этим словом обозначали царя-жреца, священного владыку. А Гильфердинг, комментируя описание Гельмольдом и другими немецкими авторами, и говорит о священном характере его власти.

    До какой степени доходило почтение славян к правителю священного острова, показывает Саксон Грамматик. Он поведал о случае, происшедшем во время одного из набегов ругов-русинов на соседей. Князь ругов, Яромир, напал на двоих воинов другого племени. Сразил одного, но копье застряло в теле. Тут подскочил другой, замахнулся, и вдруг узнал правителя ругов. Вражеский воин бросил оружие и рухнул ниц.
    Вот он, священный "хакан-рус"!

    Все арабы отмечают поражавшее даже их, людей Востока, гостеприимство русов, обитателей острова. И северогерманский автор хроники II в. Адам Бременский с уважением пишет о русо-славянах, непосредственных соседях германских племен: «Несмотря на бесконечные войны (балтийских славян) варягов с германцами и упорное нежелание первых отрекаться от древних обычаев и принимать «истинную веру», последние всё равно восхищались мужеством, прямотой и честью язычников. Гельмольд в своих «Славянских хрониках» пишет: «Хотя ненависть к христианству и жар заблуждений были у руян сильнее, чем у других славян, однако они обладали и многими природными добрыми качествами. Люди эти чрезвычайно гостеприимны и более всего почитают своих родителей. Среди них никогда не встретишь человека, оставленного в беде или нищете. Если кто-то заболел или ослаб из-за старости, то его берут на попечение. Гостеприимство и забота о престарелых людях считаются у славян первыми добродетелями», а относительно руян он добавляет: «Руяне - очень храброе русо-славянское племя, без решения которого, сообразно с законом, не предпринимаются никакие общественные постановления. Их боятся, поскольку они находятся в тесных сношениях с богами, или скорее демонами, которым они воздают больше почитания, чем остальным».

    И на самом деле, у русов, хранимых силу и знания Светлых Богов, есть главная заповедь: «Чтить родителей своих и Предков, а Предки суть Боги Наши, а мы Их дети».

    Арконский храм был центром самого города и всей городской жизни. Он был самым высоким строением в городе, перед ним находилась большая площадь, на которой собиралось вече - народное собрание. Посвящён он был солнечному божеству варяжских русов и славян - Световиту.

    Хотя само имя Бога и говорит о том, что он является покровителем солнца и света, такое восприятие передаёт представления древних славян лишь поверхностно. Световит равно почитался покровителем жизни и войны, в храме изображались его символы - меч и рог изобилия. Для славян-солцепоклонников Светило являлось олицетворением самой жизни, и они вдохнули в великий образ ведического видения мира, коим был солнечный Световит, все возможные её проявления, выражавшиеся и в изобилии, приносимом трудом, и в ярости воинов. Световита также почитали как олицетворение высшей мудрости, его почтительно именовали Дедом. Световит - это воплощение жизни, Природы, которая окружала славян и частью которой они себя осознавали. Храм Световита был символом Арконы. В нём находилось свещенное воинское знамя руян - Станица - которое несли впереди войска перед сражением В самом храме жил огромный орёл, считавшийся, наряду со знаменем, символом Световита и варяжских русо-славянов. Изображение орла было одним из основных символов руян, оно находились как в храме, так и на стягах, щитах, ладьях многом другом.

    На протяжении последних веков Руян, ставший Рюгеном, попеременно принадлежал датским, шведским и немецким князьям. На мысе Аркона отчетливо видны остатки гигантских земляных укреплений - древней крепости балтийских славян.

    Норманнскую теорию многие знают как «призвание варягов». Призвание варягов действительно имело место, но кто же такие варяги? Современная историческая наука с уверенностью может сказать, что варягами восточные славяне называли всех выходцев с Балтийского (Варяжского) побережья. А оно отнюдь не всегда принадлежало по преимуществу германцам. Вплоть до XI-XII веков все южные и восточные берега Варяжского моря (Балтики) были заселены славянами-венедами - бодричами (ободритами) и лютичами. Именно их в основном и называли варягами. Из этих русо-славянских племён происходил и Рюрик, основатель первой русской правящей династии. Из них происходили, и великие военные вожди того времени: Одоакр, низложивший последнего римского императора, и Вещий Олег, покоритель «второго Рима» - Царьграда.

    Итак, остров Рус, Руян, Буян, Рюген, главная святыня русов и славян. Именно к его обитателям из кровавого безвременья усобиц взывали ильменские словене. Защищаясь от нечисти, их потомки и спустя тысячу лет обращались к силам, обитающим на священном острове. Именно оттуда откликнулись на их призыв варяги-русы. Именно благодаря им, благодаря русичам: Рюрику, Вещему Олегу, Святославу - родоначальникам государей, укреплявших и хранивших державу Сынов Сокола и семь веков правивших ею, сама Русь возродилась в очередной раз!

    Варяги славились по всей тогдашней Европе как отважные воины и искусные мореплаватели. По сути, само слово «варяги» обозначало не какой-либо народ, а людей, ведущих образ жизни воинственных мореходов. Когда воинственные варяги шли в бой на врага, то боевым кличем их было: «Вар! Вар!», что означало «в землю!» загнать врага, отсюда пошло и слово «варвары». Постоянно они ходили в походы на соседей, а с началом агрессивной экспансии германцев-крестоносцев на восток стали вести с ними практически непрерывные войны.

    Исследователь балтийских славян А. Гильфердинг приводит свидетельства датского миссионера XII века Гельмольда и других современников о том, что варяги, «передовые бойцы на суше против немцев, были первыми удальцами и на море. Они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди врагов, саксов и датчан, отнимало возможность мирного, торгового судоходства. Таким образом, главным занятием сделалась война на море с датчанами, как на суше с немцами, а главным их промыслом - морские разбои».

    Вот уж, сколько лет главным героем спора о происхождении Руси является князь Рюрик, о котором в «Повести временных лет» сказано, что он был варягом, призванным в 862 году вместе с братьями на княжение в Новгород из-за моря. Русские же учёные считали: Русь не могла получить государственность из рук германцев, а германские историки стояли на своём: Русь как государство образованна их соотечественниками. В подтверждении того, что князь Рюрик был из роду Русичей, можно уже не мало найти тому летописных доказательств. А между тем это имя было широко известно, в том числе и в раннем средневековье, на Балтике. Историк Сергей Переверзенцев в книге «Руги» пишет:

    «…само слово «Русь» не славянское. И те древние русы, знаменитые братья Рюрик, Синеус и Трувор, которые в IX веке встали во главе славянских племён, не были славянами. Более того, выяснилось, что на карте древней Европы имя «Русь» встречается в самых разных местах. Например, четыре разных Руси были в Прибалтике. В Восточной Европе имя «Русь» можно найти не только на берегах Днепра, но и в Карпатских горах, и в устье Дуная, и на побережье Азовского и Каспийского морей, и в Крыму, и в Западной Европе, на территории современной Австрии, а ещё в Тюрингии и Саксонии».

    Сегодня уже много различных летописных, исторических и современных источников вправе заявить об огромных территориях Руси!

    Действительно, древние русы, жили на огромных просторах Евразии. Были они из первых переселенцев Европы, в том числе и на южном и на западном берегах Балтийского моря, где их знали под разными именами - руян, ругов, ободритов, лютечей….

    Чешский историк Любор Нидерли как честный историк не мог не видеть, что руяне, или руги, выпадают из славянской общности: и народ этот более древний, и обычаи у него иные. Исторический парадокс заключается в том, что память о древних русских святынях сохранилась благодаря германским хронистам, которые люто ненавидели наших предков, их веру и принимали участие в разрушении наших святынь.

    Датский историк Саксон Грамматик (1140-1208) в 9 книгах «Деяния данов» наложил древнейшие саги и исторические события, происходившие в Северной Европе с древности до конца ХII века. Саксон был любопытен и много страниц хроники посвятил описанию быта и нравов наших русских предков. И вновь вернёмся в священный град Световита - средоточие исконной веры руссов и славян, сохранившимся в легендах как остров Буян. Например, вот как описал свои наблюдения древнего ритуала, который славяне называют дожинками. Из наблюдений Саксона:

    «На свежескошенном поле волхв читал молитву, обращённую к Матери Сырой Земле, просил у неё прощение за то, что люди ранят её тело сохой, взращивают на ней жито - пшеницу. Благодарил за богатый урожай. Потом жнецы расстилали на земле белую скатерть, выставляли на неё еду, дары земли, и начинали совместную трапезу». Возможно, от этого ритуала и пошла легенда о скатерти-самобранке, ведь ели прямо на Земле-кормилице, которая и на будущий год принесёт такие же дары.

    Саксон заключил, что в этих примитивных трапезах и заключается «языческая» вера, которую во имя Христа его соотечественники решили уничтожить. Однако он изменил своё первоначальное мнение, когда оказался на острове Руяне и увидел Аркону. Увиденное поразило датского монаха, что он едва успевал макать перо в походную чернильницу, чтобы описать свои впечатления (см. описание города Арконы в главе «Кап Аркона на Рюгене»).

    Итак, реконструкция прошлого базируется в основном на летописных данных. Сами же летописцы были обыкновенными людьми со своим пристрастиями и предпочтениями. Они оставляли хроники, которые должны были прославить их народ в веках. Поэтому события национальной истории ими приукрашивались, а всё чужеземное представлялось как уродливое и агрессивное. Летописи погубленного народа, понятное дело, сохраниться не могли! Они просто сразу уничтожались!

    Все в мире помнят о 300 спартанцах, но мало кто не знает, что у нас были свои 300 славянских "витязей"!

    Священный город Аркона, являлся в те далекие времена кузницей боевых искусств Европейского Севера. Древняя история полабских славян доносит до нас воспоминание о том, что существовал особый вид воинского служения при храмах. Эти храмовые воины и назывались изначально «витязями».

    Явление было уникальным, так как особых войск при храмах у других народов в Европе не существовало. Храмовое войско считалось у полабских славян священным. Оно состояло из посланцев-юношей знатных славянских родов. Причем эти юноши уже на всю жизнь оставались профессиональными воинами. Триста витязей - золотопоясников (движд, дваждырождённых), храмовых воинов Арконы, держали под своим контролем все окрестные племена и народы Балтики. С коих брали дань миром, а с иных мечом собирали.

    Как и в Арконе, при храмах других богов, в других племенных центрах, также, содержалось по 300 витязей, «рекрутируемых» из лучших семей полабских племен - ведь это были, по существу, необходимые охранные войска священных градов-крепостей. Поэтому в битвах, например, против германцев впереди полабских войск выступали по 300 витязей на конях, одноцветных с конем божества: например, на белых конях 300 витязей Святовита, на черных - 300 витязей Триглава.

    О происхождении слова «витязь»: Слово «витязь» состоит из корня «вит», то есть свет, местоимения «аз,яз» и окончания «ь» (еръ), которое могло оглашаться звуком «е» (еси). Слово в целом расшифровывается «вит я есть» или я есть свет.

    Рассмотрим значения слов: Святой и светлый - братья-близнецы: слова, имевшие один смысл. Почитавшие СВЕТ славяне страну свою, данную им в удел, издревле называли СВЕТЛОЙ и ещё РУСЬЮ. Что тоже означает «светлая»: во всех славянских и вообще во всех индоевропейских языках корень РУС связуется с понятием СВЕТЛЫЙ, ОГНЕННО-СВЕТЛЫЙ. Русичи - народ русоволосый - солнечный. Иудохристиане, подделывая свою чужеродную, чужеземную религию под народные представления, присваивали и извращали светлые ведические понятия, вкладывая в них своё, церковное содержание: слова «священный», «свято» - есть искаженное христианами «светлый», то есть солнечный. Так и СВЕТОРУСЬЕ они переиначили в «Святую Русь».

    Исходя из этого, солнечного бога-покровителя Арконы именуют Световитом, а не Святовитом. Точно так же князя русичей, победившего хазар, следует называть Светославом, а не Святославом. Подобная древняя форма написания имён не исчезла полностью, она сохранилась у некоторых славянских народов, например, у болгар.

    Земли полабских слявян были знамениты храмами ведических богов, которые имелись (помимо Арконы) в Радигоще, Ретре, Корбеле и др. городах. Боги назывались именами с окончанием «вит» («вити» санскр. - свет, весь обитаемый мир). Причем их огромные, вырезанные из дерева куммиры были многоголовыми: Световит, Перевит, Коревит, Яровит. От полабских богов - «витов» - и более ни откуда - произошло слово «витязь». Слово было в употреблении у чехов, наиболее близких этнически к полабским славянам, а «vitezky» означало у них - «победоносный». То есть «витязь» значит «я есть бог» (в смысле как проводник). Считается, что казаки-характерники во время боя напрямую общаются с самим Родом. И, кстати, если вспомнить казаков, их обычай носить усы и чуб (варяги-русы брили головы и бороды почти поголовно, как о том сообщают арабы и византийцы. Их Бог Перун изображался с "серебряными усами", а на миниатюрах Радзивилловской летописи - с воинским чубом на голове), а еще ранее: "Сами славяне, вопреки привычному нам образу "древнего русича" с волосами до плеч и бородою лопатой, коротко стригли, а то и брили волосы и бороды. Знатные воины - лютичи (по Титмару) - могли в знак высокого рода и воинской удали оставлять на макушке, или на передней части черепа клок не сбритых волос.

    Арконский куммир Световита имел обритые головы и бороды "сообразно народному обычаю", по словам Саксона Грамматика. Только жрецы носили длинные волосы и бороды "вопреки обыкновению".
    Так что, легендарные казаки-характерники являются носителями ведических традиций и знаний храмовых витязей Арконы...Ведь казаки - это и есть войско Бога Рода, которому Он дал Каз (отсюда указ, приказ, наказ) - охранять Его небесные и земные пути. Отсюда и идёт «казак», причём это слово читается, что слева направо, что справа налево - одинаково.

    Русы, крепко держали северные моря в державной длани. Морское государство русов были частью обширного славянского мира от Лабы (Эльбы) и Донная (Дуная) до Урала и от Варяжского (Балтийского) до Чермного (Черного) моря. Остров Руян был частью союза ободритов (бодричей), находился также в тесном военном и политическом союзе с лютичами (самым сильным славянским союзом). Полабские славяне (бодричи, лютичи) противостояли натиску германских племен вплоть до 11 века, более 350 лет держались в самом центре уже христианизированной Европы.

    Но вечные проблемы - междоусобицы... Славяне противостояли не только германцам, но и друг другу: смертным боем бились бодричи с лютичами, вплоть до призвания в помощь рыцарей-крестоносцев. Раздоры и междоусобицы потрясали западно-славянский мир. Таким образом, ослабление влияния русов на Балтику и другие северные моря было связано с ослаблением позиций западных славян в Европе вообще. Вскоре после падения Арконы вся Полабия, раздираемая братоубийственными войнами лютичей (велетов) и ободритов после двухсот лет кровавой борьбы была аннексирована Германией. Прибалтийский славянский венедский этнос прекратил своё существование, так считают многие, но говорят даже сейчас почти в самом центре давно онемеченной земли можно услышать славянскую речь.