Интересная информация о храме зевса. Статуя зевса в олимпии

Несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел эту статую Зевса в Олимпии. Главное украшение храма Зевса Антипатр Сидонский еще в III веке до нашей эры отнес к списку 7 чудес света . Самая запоминающаяся работа скульптора Фидия потрясала всех современников, увидевших ее.

Статуя Зевса в Олимпии. История

Автором статуи стал известный афинский скульптор Фидий. Для создания главной статуи Греции потребовалось даже соорудить специальное помещение, соответствующее размерам храма. В процессе создания статуи помогали ученик Колот и брат Панен. Статуя Зевса предстала перед публикой в 435 году до нашей эры. По рассказам Фидий лично следил за реакцией пришедших людей, удивленных величием громовержца. Даже сложилось мнение, что сам Зевс лично спустился к скульптору, чтобы попозировать. Так главный религиозный центр Греции обзавелся еще одной достопримечательностью.

За все свое существование статую несколько раз реставрировали. Статуя Зевса в Греции подвергалась повреждению молнией, землетрясением, были случаи кражи ее золотых частей. Особое внимание уделяли ей римляне. Так император Калигула в 40 году собирался привезти в Рим изваяния и изображения всех значимых памятников завоеванной Греции, под этот список попадала и статуя Зевса. Но по легенде во время работ статуя расхохоталась, и все разбежались в диком страхе, а статуя по-прежнему оставалась в Олимпии. В последний раз о ней упоминается в 363 году нашей эры. После принятия христианства в 391 году все языческие храмы подвергаются закрытию, и храм Зевса разрушается. Есть упоминания, что статую Зевса где-то в начале V века перевозят в Константинополь, где она по сообщению византийского историка Кедрена полностью уничтожается в результате пожара 475 года.

Статуя Зевса в Олимпии. Краткое описание

Статую закрывал огромный шерстяной занавес, окрашенный финикийским пурпуром. Занавес вопреки всем устоявшимся традициям не раздвигался или поднимался, а наоборот опускался вниз на веревках, открывая взору посетителя храма величественный образ Зевса.

Статуя Зевса Олимпийского была сделана из золота и слоновой кости, в так называемой хризоэлефантинной технике. Для украшения статуи привезли 200 килограммов чистого золота. По описанию современников Зевс сидел на троне, голову его украшал венок, в правой руке он держал богиню победы Нику, в левой - скипетр, увенчанный орлом. Плащ Зевса украшали изображения животных и цветов. Ноги Зевса опирались на скамейку. Трон возвышался на огромном пьедестале - 9,5 на 6,5 метров.


Отдельное внимание уделялось украшению трона чуда света статуи Зевса в Олимпии. Он был исполнен из черного дерева, золота, слоновой кости и драгоценных камней. Трон был обильно заполнен изображениями сцен древнегреческой мифологии. Каждая ножка трона содержала четыре Ники, на перекладинах между ножками представлялись сцены войны греков с амазонками и спортивные соревнования. Росписью трона занимался брат Фидия, художник Паненом. В сценах присутствуют образы знаменитых Геракла, Тезея, Прометея, Ахилла, Аполлона, Артемиды, Гелиоса, Геры, Гермеса, Афродиты, Афины, Посейдона. Разумеется, среди этих картин присутствует лично и сам Зевс.

Но больше всего, конечно, поражали размеры статуи Зевса в Древней Греции. Правая ладонь находилась на высоте колонн первого яруса храма, голова - на уровне второго яруса. У Страбона даже сложилось впечатление, что если бы Зевс встал со своего трона, то крыша храма была бы проломлена. По современным мнениям общая высота статуи оценивается от 12 метров до 17 метров.

Статуя Зевса в Олимпии. Интересные факты

Для сохранения слоновой кости жрецы смазывали статую маслом. Это оберегало ее от «болотистого воздуха». В афинском Акрополе , напротив, из-за сухого воздуха статую Афины смачивали водой. Пол статуи покрывал черный мрамор с искусственным углублением, похожим на бассейн, куда стекало масло. Еще одно предназначение для бассейна было связано с иллюзией света - свет от двери отражался от масла и освещал голову и плечи статуя, создавая впечатление, что это именно бог излучает свет людям.

Статуя Зевса Олимпийского - работа Фидия. Выдающееся произведение античной скульптуры, одно из бывших семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии - городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры - состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме.

Создание храма

Уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были очень популярны среди народа. Проводились они в честь бога Зевса. Но в Греции до сих пор не было возведено главного храма в честь Зевса. В 470 г. до н. э. в Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. Строительство храма началось в 470 г. до н. э. и закончилось в 456 г. до н. э. Руководил строительством архитектор Либон, сведения о котором до нас не дошли.

Описание храма

По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма. В V веке до н.э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 гг. до н.э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор.

Создание статуи

Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нём не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он, с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом создал статую Бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике. Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 млн долларов.

Описание статуи

Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.


"Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица - орел. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий" (Павсаний. «Описание Эллады». )

Зевс Громовержец был главным богом у древних греков. Вместе с женой Герой и детьми он, по преданию, жил на вершине Олимпа - самой высокой горы на Балканах, расположенной в Северной Греции. Отсюда и наименование классических богов древней Греции - «олимпийские». Вслед за горой Олимп наименование Олимпия получил и город на полуострове Пелопоннес, где в античности проводились спортивные состязания. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только жители Элиды, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю Грецию, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.

На время Олимпийских игр в Греции прекращались войны.

В V в. до н. э. жители Олимпии решили, что незачем Зевсу взирать на состязания с вершины горы, а хорошо бы ему переехать поближе к спортивной столице. Поэтому они воздвигли на площади города храм в честь Громовержца. Здание получилось большим и красивым. В длину оно достигало - 64, в ширину - 28, а внутри высота, от пола до потолка, равнялась - 20 метрам. Сами греки не считали эту постройку выдающейся: в их стране было много и других красивых зданий. Знаменитый скульптор Фидий вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из розовой слоновой кости, и потому тело казалось живым. Громовержец сидел на огромном позолоченном троне. В одной руке он держал символ власти - скипетр с орлом; на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы.

По преданию, когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул.


Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 394 г. христианский император Феодосий I, запретивший за два года до этого все языческие культы.

После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло третье чудо света, но основанные, согласно легенде, Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены в конце XIX века и сейчас собирают атлетов уже со всего мира, готовых померяться силой в самых разных видах спорта.

Открытие статуи

В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Современник писал :

«Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?».

Судьба третьего чуда света

Около 40 г н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофонтом. В 391 г н. э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. Император Феодосий I, утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. Наконец от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о ней относится к 363 г. н. э. В начале V века н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 г. н. э.

История появления статуи Зевса в Олимпии связана со спортивными играми, которые по традиции проводились один раз в 4 года. В это время земля Древней Эллады превращалась в особую территорию, ведь задачей Олимпийских игр были не только состязания – одной из их целей было объединение разрозненных городов-государств.

Их жители и становились участниками соревнований, которые состязались только с сильнейшими соперниками. Поскольку Олимпийские игры были масштабным событием и собирали на состязания представителей из Египта , Сирии , Малой Азии и Сицилии, для их проведения требовалось уже более вместительное сооружение. На основании этой потребности властями Олимпии было принято решение о строительстве большого храма, который смог бы свободно вмещать всех присутствующих, ведь первое святилище Зевса, построенное в 150 км от города Афины , уже не годилось для такой цели.

На возведение нового храма потребовалось около 15 лет, а руководил строительными работами архитектор Лебон. Наконец в 456 году Храм, или Дом Зевса предстал на обозрение горожан. Храм был построен в духе знаменитых святилищ Олимпии, но он значительно превосходил их все вместе взятые как по размеру, так и по оформлению. Так, здание Зевса красовалось на платформе прямоугольной формы, а его крышу удерживали 13 колонн 2-метрового диаметра. В высоту они достигали до 10 м. Всего для украшения новейшей конструкции понадобилось 34 колонны.

Однако каким бы величественным ни был храм, полноценным без своего божества он просто не представлялся, и в Афины по приглашению правительства поспешил еще один прославленный мастер – скульптор Фидий. Задача перед ним стояла такая – создать статую Зевса в лучшем виде, и скульптор не подвел.



Описание статуи Зевса Олимпийского

Когда работа мастера была окончена, жители Олимпии ахнули – перед ними стояла огромная статуя Зевса (согласно разным данным, в высоту скульптура громовержца занимала от 12 до 17 м). На изготовление конструкции небывалой красоты ушло около 200 кг золота. Если перевести их в денежный эквивалент, то сегодня такое количество драгоценного металла можно оценить в 8 млн долларов, и даже более.

Почитаемое олимпийцами божество занимало трон, изготовленный из слоновой кости, золота, драгоценных камней и черного дерева. Голову громовержца венчали ветви оливкового дерева – символ миролюбия. Сама статуя была изготовлена из слоновой кости розового цвета, поэтому она казалась живой, реалистичной. В одной руке Зевс держал фигурку богини Ники, а другой опирался о скипетр, декорированный золотым орлом.

Установленная на возвышении, статуя божества по высоте соответствовала 4-этажному зданию. Удивительно, насколько точно Фидий смог рассчитать размеры скульптуры, ведь она чуть ли не упиралась в потолок, но все-таки не задевала его. Величественный Зевс восседал на троне обнаженным по пояс, но его тело прикрывала золотая накидка, украшенная рисунками цветов и животных. Ноги бога-громовержца стояли на скамье. Трон был установлен на пьедестал, размеры которого также были внушительны (9,5 х 6,5 м).



К украшению трона мастер подошел не менее ответственно – он заполнил его изображениями, содержащими мифологические сцены древней греческой земли. На ножках трона было по 4 богини Ники. На перекладинах, соединявших ножки, изображались сцены спортивных соревнований или войн. За качество расписных работ на троне отвечал мастер Паненом – брат Фидия. В сценках, переданных через его мастерство, были задействованы образы известных грекам божеств: Прометея, Аполлона, Ахилла, Посейдона, Геракла, Геры, Артемиды, Афины, Афродиты и самого бога-громовержца.

Восхищению прихожан Дома Зевса не было границ, ведь каркас статуи был покрыт пластинками слоновой кости, играющими роль кожи, а так называемое одеяние было изготовлено из чистого золота. Но стыки между материалами были скрыты настолько тщательно, что статуя Зевса в Олимпии имела вид монолитного объекта. При взгляде на божество людям казалось, что если оно вдруг поднимется с трона, то проломит крышу храма. Строители как знали, что желающих рассмотреть Зевса будет бесчисленное количество, поэтому вдоль каждой стены храма они соорудили специальные площадки для зрителей. Так каждый человек, пришедший в храм, получал возможность увидеть лицо божества как можно ближе.

Согласно распоряжению Фидия, у подножья статуи обустроили бассейн и сначала наполнили его водой, а затем – оливковым маслом (сверху). Свет, проникавший сквозь открытые двери сооружения и ниспадавший на бассейн, отражался в маслянистой темной глади воды, таинственно окутывая лицо и плечи скульптуры. Вся фигура громовержца блестела из-за регулярной обработки оливковым маслом. Это делалось во избежание образования трещин на слоновой кости – она чутко реагировала на влажность. Такое занятие выполнялось жрецами ежедневно. По словам Павсания, масло было чрезвычайно полезным для статуи Зевса Олимпийского, поскольку оно предохраняло ее от порчи, которую мог принести болотистый воздух Альтиса. Пол, находящийся перед статуей, был выстлан черным мрамором, и это отделенное пространство было окаймлено приподнятой полосой, изготовленной из паросского мрамора. Она и задерживала сливающееся масло.

Величие статуи поражало настолько, что человек, стоявший рядом, испытывал одновременно два противоположных чувства. С одной стороны, это был животный страх перед божеством, с другой – благоговейный трепет. Наиболее впечатлительные паломники падали божеству в ноги и подолгу не поднимали головы – они боялись ощутить на себе строгий взгляд своего бога.



А что же знаменитый Фидий? Испытывая гордость за свое творение, он частенько наблюдал за реакцией посетителей, но делал это тайно, прячась в глубине храма. Особенно приятно ему было видеть то, как статуе подносят дары. Специального места для этой цели предусмотрено не было, поэтому дары прямо навешивались на трон или даже на саму скульптуру. Весть о прекрасной статуе, ставшей одним из семи чудес Древнего мира и достопримечательностью Олимпии, передавалась из уст в уста и быстро облетела весь античный народ.

Судьба статуи Зевса

О том, имелись ли покушения на статую удивительной красоты, можно сказать следующее. Зная о существовании шедевральной скульптуры, император Калигула отдал своим подчиненным приказ привезти из Греции статую Зевса и изображения других богов, которые имели художественную ценность. В его планы входило отнять у божеств головы, а на их место приставить свою собственную. Завоеватель Греции по имени Павел Эмилий тоже собирался увезти статую Зевса с собой в Рим . Однако ни у Калигулы, ни у Павла ничего не вышло – гигантская скульптура осталась на своем месте. Если верить легенде, статуя просто расхохоталась при попытке ее хищения, и испуганные рабочие, присланные повелителями, в ужасе разбежались.



В разные времена скульптура божества подвергалась реставрациям. Например, скульптор Дамафон Мессенский реставрировал ее в эллинистическую эпоху, а при Юлии Цезаре ее приводили в порядок после повреждения молнией. История статуи Зевса имеет и несколько попыток хищения ее некоторых частей. Факты исчезновения двух золотых локонов Зевса и кражи фигуры атлета в свое время были описаны Лукианом и Павсанием.

В целом статуя Зевса в Олимпии радовала глаз прихожан храма почти 800 лет. Но когда у власти со временем оказался Феодосий I – римский император, принявший христианскую веру, спортивные состязания в Олимпии были запрещены как языческое мероприятие. Этим и объясняется закрытие храма Зевса в середине III века. Он перестал представлять культурную ценность, и мародеры свирепствовали, обдирая со статуи драгоценные камни, золото и слоновую кость. Лица, наделенные властью, приняли решение сохранить ценную статую, и в 363 году ее благополучно переместили в Константинополь. Но в V веке при пожаре в византийском дворце римского императора уникальное творение талантливого Фидия сгорело.

В 1829 году группой французских археологов были проведены раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Им удалось отыскать очертания самого храма и некоторые фрагменты скульптур и барельефов, изображающие подвиги Геракла. Сегодня найденные экспонаты, представляющие историческую ценность, можно увидеть в Парижском Лувре .



Спустя 46 лет Олимпию посетили немецкие археологи, которым повезло немного больше – они нашли уже гораздо больше фрагментов легендарных скульптур, чем их предшественники, фундамент храма и даже бассейн, который для почитаемого Зевса был наполнен водой и оливковым маслом.

По сей день развалины храма Зевса остаются привлекательными для многочисленных туристов, однако былой таинственности и загадочности при нахождении в этом легендарном месте не ощущается. Всё, что дошло из древности до наших современников, - это несколько столбов, разрушенных наполовину.

Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» – грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали – и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского – единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

Роль Громовержца в жизни Олимпии

Громовержец с этим городом был связан самым непосредственным образом – именно здесь ему удалось победить своего отца, Крона, которому было предсказано, что один из его сыновей лишит его власти. Чтобы этого избежать, он решил проблему довольно кровожадным способом – пожирал всех появившихся на свет мальчиков. Повезло лишь Зевсу: его мать, Рея, сумела спасти младенца.

Чтобы достойным образом отметить это событие, жители города решили раз в четыре года проводить Олимпийские игры, а через триста лет после их начала, в 471 г. до н.э., ими было принято решение построить для Громовержца достойное его святилище и установить в нем скульптуру бога. Процесс этот оказался долгим – строительные работы длились пятнадцать лет и открытие храма состоялось в 456 г. до н.э.

Как выглядел дом Зевса

  • Ширина храма – 64 м, а длина святилища – 27 м;
  • Здание было полностью построено из мрамора (в т. ч. и крыша);
  • Святилище окружали тридцать четыре колонны высота которых составляла 2,6 м, а толщина была около двух. Сделаны они были из особого вида известняка, состоящего из спрессованных раковин и их обломков;
  • На внешних стенах постройки были установлены барельефы, изображающие двенадцать подвигов Геракла;
  • Войти в святилище можно было через двери, сделанные из бронзы, высота их составляла 19 м.

Несмотря на всё своё величие, храм долгое время стоял без статуи Громовержца, пока работы над ней не были доверены чуть ли не самому знаменитому мастеру того времени, Фидию.

Кто такой Фидий

Перед тем как создать прославившееся на весь мир чудо света, Фидий уже был известен благодаря великолепной в Парфеноне. Им был разработан план реконструкции столицы Греции, благодаря чему он сумел нажить злопыхателей. В результате их интриг мастера обвинили в краже золота и слоновой кости, которые он якобы выкрал во время работы над Афиной, из-за чего скульптор оказался в тюрьме.


Правда, находился там недолго: автор знаменитых работ имел немало почитателей, поэтому, когда обитателями Элиды был внесён за Фидия залог, он был отпущен в Олимпию, где около десяти лет работал над Громовержцем (помогали ему в этом Колот – его ученик, и близкий родственник, художник Панен).

Мастерская

Статую Громовержца они создавали в специально построенном для этого помещении, располагавшееся недалеко от святилища. По своим размерам оно было ненамного меньше храма Зевса – нашли мастерскую немецкие археологи, чьё внимание привлекли находившиеся возле святилища остатки древней постройки.

При осмотре здания они обнаружили орудия труда, с помощью которых мастера создавали скульптуру, и остатки литейного цеха, что подтвердило версию о том, что именно тут создавали одно из .

Возле мастерской была найдена яма с бракованными деталями статуи, и были обнаружены прямые доказательства того, что Фидий создал свою скульптуру именно такой, как её описывали в летописях. Ими оказались готовые формы одежды бога, огромное число пластин из слоновой кости, остатки и гвозди.

Одной из главных находок, имеющих непосредственное отношение к скульптору, оказалось дно кувшина с выцарапанными на нём словами: «Принадлежу Фидию».

Как выглядела статуя Громовержца

Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.



На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой – скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

Открытие статуи

На открытие этого чудо света съехались самые известные жители древней Греции. Когда покрывало, скрывающее монумент, было снято, все поразились: голова и плечи статуи Зевса издавали божественный свет, который лился от бога к людям, а глаза сияли настолько ярко, что казалось, будто они извергают молнии.

Добился такого эффекта автор очень интересным образом: Фидий приказал у подножья статуи вырубить в мраморном полу бассейн прямоугольной формы, заполнить его водой, а сверху вылить тёмное оливковое масло. Поток световых лучей, проникающих в храм через двери, падал на маслянистую поверхность и отражался от неё вверх, освещая голову и плечи громовержца.


Бассейн этот исполнял ещё одну, более практичную функцию – для того, чтобы слоновая кость не портилась, жрецы смазывали статую маслом, которое стекало прямо в углубление.

Судьба статуи Громовержца

Статуя Зевса Олимпийского просуществовала довольно долго, за это время её не раз реставрировали: в неё нередко попадали молнии, она пережила несколько землетрясений. Также нередки были случаи кражи золотых деталей.

Статую не раз хотели вывезти римляне, например, именно такой приказ отдал Калигула в 40 году. Сделать это не удалось: легенды утверждают, что когда оккупанты пришли забирать монумент, статуя Зевса в Олимпии расхохоталась, перепугав захватчиков до такой степени, что они разбежались, а Громовержец остался на месте.

Последние воспоминания о статуе относятся к 363 г. н.э. – когда в Греции официально было принято христианство (это случилось в 391 году), абсолютно все языческие храмы были закрыты, такая же судьба постигла и храм Зевса.

По одной из версий, статуя Громовержца сгорела во время пожара древнего святилища в 425 г. н.э. По другой – немного позже, поскольку есть упоминания о том, что в V веке статую перевезли в Константинополь, где она какое-то время находилась во дворце императора Феодосия II и полностью сгорела там во время пожара 475 года – от изготовленной из дерева статуи осталось лишь несколько обугленных пластинок из слоновой кости и расплавленные золотые детали.

Где можно увидеть копию Громовержца

В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира – высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.

Зевс был одним из наиболее почитаемых богов у древних греков. Согласно древнегреческой мифологии, он был богом неба, грома и молний, ведающий всем миром. Зевс — главный из богов-олимпийцев. Его атрибутами считались щит и двойной топор (лабрис), иногда орел. Он распределял добро и зло на земле. Иногда его ассоциировали с судьбой, иногда он сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом. Именно он подарил людям законы и установил власть царей. Также Громовержец охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев...

В честь Зевса уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были чрезвычайно популярны среди народа. Однако в Греции до сих пор не существовало главного храма в честь наиболее уважаемого божества Древней Греции...

Легендарная Олимпия

Статуя Зевса Олимпийского — единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке. В северо-западной части Пелопоннеса (Юго-Западная Греция), в долине между рекой Алфей и ее притоком Кладеон, был расположен город Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. По преданиям, именно здесь он вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер.

В честь этой победы были учреждены так называемые Олимпийские игры — регулярные празднества в честь Зевса, которые непременно включали в себя спортивные соревнования. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только жители Элиды, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю Грецию, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом. Первые Олимпийские игры состоялись предположительно в 776 г. до н. э. После этого игры проводились раз в четыре года на протяжении 1100 лет. Они имели огромное значение: на время игр прекращались все войны, чтобы участники и зрители могли беспрепятственно добраться до их места проведения.

Храм Зевса Олимпийского


Прошло более двух столетий с момента учреждения Олимпийских игр, и в начале V века до н. э. жители Олимпии решили восстановить справедливость по отношению к Зевсу. К тому времени уже существовал Храм Артемиды в Эфесе, а вот главного храма, посвященного Громовержцу, не было. В 470 г. до н. э. по всей Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. И уже в 466 г. до н. э. было начато грандиозное строительство. Руководил строительством архитектор Либон, подробные сведения о котором до нас, к сожалению, не дошли. По некоторым сведениям, Либон был уроженцем Элиды. Сегодня же мы можем утверждать, что он был мастером своего дела, поскольку храм представлял собой вполне сформировавшийся дорический периптер (отношение числа колонн — 6 к 13). Пропорции храма отличались строгостью и ясностью.

Строительство было завершено в 456 г. до н. э. По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Сам храм имел площадь 27,68×64,12 квадратных метров, а наибольшая высота внутреннего помещения составляла чуть менее 20 метров. Дорический храм, превосходивший по размерам все храмы того времени, был сложен из известняковых блоков и украшен мраморными раскрашенными фронтонами (на одном - изображение состязания между Пелопсом и Эномаем, на другом - битва лапифов с кентаврами) и метопами (плиты с барельефами, на которых были изображены 12 подвигов Геракла). Бронзовые двери высотой в 10 метров открывали вход в культовое помещение храма.

В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса. Довольно скоро греки решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор.

История создания


Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса, как уже было замечено, появилась в нем не сразу. Для ее сооружения греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия. Фидий успел к тому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос»; к сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). Впоследствии он стал известен не только статуей Зевса Олимпийского, но и рельефами на стенах храма. Известно, что вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их тогда была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинен в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне. Однако слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключенного, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую — синкретическую по материалу и известную нам сегодня по описаниям и изображениям на монетах.

В 440 г. до н. э. Фидий начал создание статуи. Годом ранее, он разработал технику для того, чтоб подготовить огромное количество золота и слоновой кости для строительства. По приказу Фидия, в 80 метрах от храма была построена мастерская. Она точно соответствовала размеру храма. Там он с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом создал статую бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике. По мнению самих греков, статуя Зевса — самое величайшее творение Фидия. Считается, что величие и красота образа Зевса открылись Фидию в стихах «Илиады».

При строительстве Фидий и его подручные создали прежде всего деревянный каркас, который должен был служить статуе Зевса костяком. После этого они покрыли каркас пластинками из слоновой кости, представлявшими кожу бога, и золотыми листами, изображавшими его одеяние. Рабочие скрыли стыки, так что завершенная статуя смотрелась как монолитная фигура. Известно, что сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Под усиленной охраной в храм к ногам громовержца доставили драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам, стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 млн. долларов.

Когда строительство статуи было завершено, ей еле хватило места в храме. Страбон писал: «...хоть сам храм — очень большой, скульптор подвергается критике за то, что не учел реальное соотношение пропорций статуи и размеров храма. Он показал Зевса сидящим на троне, но с головой, которая почти упирается в потолок, чтоб у нас складывалось впечатление, что если Зевс встанет, то головой снесет крышу храма».

По работам древних историков, многочисленным пересказам и археологическим находкам (небольшие копии, изображения на монетах), мы можем судить о том, как выглядела эта скульптура древнегреческого божества.

Описание статуи Зевса

Фигура сидящего в конце зала на троне главного греческого божества была высотой 12 метров 40 сантиметров (некоторые источники называют цифры в 13, 14 и даже 20 метров), что равняется высоте четырех-пятиэтажного дома. Есть данные, что статуя буквально касалась головой потолка храма, однако не все источники подтверждают этот факт, считая это явным преувеличением. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту.

Следует заметить, что впервые в греческом искусстве Фидий создал образ милостливого бога, он придал облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости (по-гречески — «элефас») и золота (по-гречески — «хризос»). Именно поэтому такая техника называется хрисоэлефантинной. В то время она считалась вершиной искусства, поскольку поражала глаз обывателя своей реальностью и величием. Лицо, руки, другие обнаженные части тела были из розоватой, теплой слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии — из золота, а глаза — из драгоценных камней. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называли странными сочетания в его образе властности и милосердия, мудрости и доброты.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица — орел. Обувь бога и верхняя одежда — также из золота, а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий», — так рассказывал об услышанном Павсаний в «Описании Эллады» (II век н. э.). Таким образом, в правой руке на раскрытой ладони он держал фигуру богини победы Ники, а левой опирался на высокий жезл — символ власти — скипетр с орлом.

Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим — из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Боковые стенки были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники — богини победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты — богини Красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам все того же древнегреческого писателя Павсания, для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую. Вдоль стен храма соорудили площадки для зрителей, чтобы люди, поднявшись на них, могли увидеть лицо бога.

Торжественное открытие

В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн, о котором мы уже упоминали. Поверх воды в нем наливалось оливковое масло: поток света из дверей падал на темную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремлялись вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льется от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес для того, чтобы позировать Фидию. Современник писал: «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?». Наложение на дерево пластинок золота и слоновой кости требовало тончайшего мастерства. Великое искусство ваятеля сочеталось с кропотливым искусством ювелира. Зевс был столь величествен, что, согласно преданию, когда Фидий завершил свой труд, он подошел к статуе, как бы плывущей над черным мраморным полом храма, и спросил: «Ты доволен, Зевс?» В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.

Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии, он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где вскоре и умер. По другой версии, он прожил еще 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении. Однако потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (I век до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты, римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (I век н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. Сами же греки не считали Храм Зевса выдающейся постройкой: в их стране было много и других красивых зданий. Зато нигде не было такой уникальной статуи Зевса, как в этом Олимпийском Храме! Именно поэтому сквозь столетия мы, выбрав в качестве чуда Олимпию, вспоминаем не храм, не святилище, а только статую Громовержца, стоявшую внутри.

Перенос и гибель статуи

Около 40 г. н. э. римский император Калигула захотел перенести статую в Рим. За ней были посланы рабочие, но, согласно легенде, статуя разразилась взрывом смеха, и рабочие разбежались.

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II веке н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Статуя же была отреставрирована скульптором Димофонтом.

В 391 году н. э., после принятия христианства, были закрыты греческие храмы. Император Феодосий I, утверждавший христианство, в 394 году запретил Олимпийские игры как часть языческого культа (за два года до этого все языческие культы были запрещены). После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, византийские императоры (по некоторым данным, по инициативе зажиточных греков) впоследствии перевезли со всеми предосторожностями в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах позволяли себе ценить высокое искусство, и потому собирали все лучшие его произведения. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры (предположительно в 462 или в 476 году) дворец императора Феодосия II был уничтожен пожаром. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от великого творения Фидия.

Олимпию же и далее подстерегали неудачи — землетрясения, обвалы, пожары и наводнения. Храм был значительно поврежден. Наконец от Храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о нем относится к 363 году н. э. В Олимпийской области в VI веке случилось землетрясение. Храм и стадион были окончательно разрушены наводнениями, остатки их покрыты илом. Это помогло фрагментам Олимпии просуществовать более тысячи лет.

Были сделаны копии статуи, включая большой прототип в Курени (Ливия). Однако, ни одна из них не сохранилась до сегодня. Ранние реконструкции, как например, реконструкцию Эрлаха, сегодня считают неточными. От статуи и храма остались лишь воспоминания. Так погибло еще одно чудо света, но основанные, согласно легенде, Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены в конце XIX века и сейчас собирают атлетов уже со всего мира, готовых померяться силой в самых разных видах спорта.

Постскриптум: а была ли статуя?

Когда от памятника не остается и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от нее не сохранилось ни единой копии. Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства ее создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия. Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса — не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.

Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская — каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного «цеха». Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской — в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди — в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: «Принадлежу Фидию».

Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно к чудесам света, судьба которых сложилась столь трагически. Это не так. Груды мусора, высоченные холмы, поднимающиеся на Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Китае, — следы существовавших там некогда и полностью исчезнувших с лица земли городов, от которых не осталось ни одного дома или храма, а зачастую и названия. Каждый год приносит известия о новых замечательных открытиях археологов, как правило несущих в себе и нотку печали. Настенные росписи в Пенджикенте рассказали о дворце в этом городе, которого никто никогда не увидит; статуя лежащего Будды, открытая в Средней Азии, поведала о многих буддийских храмах, от которых не осталось и следа; львиные капители колонн и остатки массивных алтарей в городе-храме, найденном в Колхиде, повествуют о зданиях и скульптурах, погибших безвозвратно...

Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что вряд ли один из ста дожил до наших дней. К счастью, это никогда не удерживало людей от новых попыток построить, вылепить, вытесать, нарисовать — выразить себя и свое время в высоком искусстве. И то немногое, что сохранилось до наших дней, дает возможность представить себе искусство Востока, дает нам право гордиться великими мастерами прошлого, где бы они не творили — в Индии, Сирии, Японии, Бирме, Эфиопии...