Усыпальница романовых в петропавловской крепости. Великокняжеская усыпальница

Петропавловский собор

Петропавловский собор, золоченый шпиль которого стал одним из символов Санкт-Петербурга, широко известен как выдающийся памятник архитектуры первой половины XVIII века. Гораздо меньше освещена его история как усыпальницы Российского Императорского Дома.

Между тем современниками Петропавловский собор воспринимался прежде всего как некрополь Дома Романовых, и этому же, в значительной степени, были посвящены и его церковные службы. В печальном оформлении собора для траурных церемоний принимали участие многие ведущие архитекторы и художники города - Д. Трезиии, А. Вист, Дж. Кваренги, О. Монферран и другие. К сожалению, видеть все это могли лишь современники событий, так как после похорон траурное убранство разбиралось, и собор принимал свой обычный облик.

Собор во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербургской крепости, именующийся с 1858 года „Петропавловский", был построен в 1712-1733 годах по проекту архитектора Доменико Трезини.

Освященный 29 июня 1733 года, собор является одним из интереснейших памятников архитектуры эпохи барокко. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание, над восточной частью которого высится барабан, увенчанный куполом, а над западной - колокольня с позолоченным шпилем. Последняя и поныне остается самым высоким (122,5 метра) архитектурным сооружением города.

Петропавловский собор занимал особое место среди храмов Санкт-Петербурга. Будучи кафедральным, он одновременно был и усыпальницей Императорского Дома Романовых.

Обычай хоронить членов правившей династии в храмах, основывавшийся на древнейшем представлении о божественном происхождении их власти, был широко распространен во всем христианском мире. В допетровской Руси таким храмом был Архангельский собор Московского Кремля. С переносом в 1712 году столицы из Москвы в Петербург его функции перешли к Петропавловскому собору. Создание усыпальницы в Петербурге должно было служить одним из многочисленных доказательств начатой Петром I новой эры русской истории.

<...>Петропавловский собор вобрал в себя характерные для той культуры черты - активную европеизацию с одновременным сохранением основ православия. Этими особенностями объясняются и многочисленные связи собора с другими памятниками отечественной и мировой истории.



Картина „Явление ангела мироносицам у гроба Спасителя"
Картина „Моление Христа о Чаше"

В событиях отечественной истории он занял место Архангельского собора. По этому поводу один из первых историков собора писал: „...Архангельский собор в Москве весьма справедливо называют «Святилищем Истории Российской», как заключающий в себе останки наших Великих Князей от Калиты... до царя Иоанна Алексеевича. Это название, столь же справедливо, принадлежит собору Петропавловскому - как служащему усыпальницею Августейших Особ нашего Императорского Дома со времен основания Санкт-Петербурга..." В событиях мировой - Петр I, превратив Петропавловский собор в усыпальницу, как бы продолжил традицию первого
христианского императора Константина, построившего в IV веке в новой столице своей империи Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей и усыпальницу всей династии. В VI веке король франков Хлодвиг на левом берегу Сены построил базилику Апостолов Петра и Павла, также ставшую его усыпальницей.

На протяжении двух столетий под сводами собора были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Николая II (исключение составили лишь императоры Петр II и Иоанн VI Антонович) и многие члены императорской фамилии.

Первой в церкви Апостолов Петра и Павла была похоронена полуторагодовалая дочь Петра I Екатерина, скончавшаяся в 1708 году. (Впоследствии деревянную церковь, построенную в 1703-1704 годах, разобрали в связи с начавшимся в 1712 году строительством на этом месте каменного храма.)



Лепнина на парусе собора
Фрагменты росписей сводов собора

К моменту смерти Петра I собор еще не был достроен. Поэтому внутри него, по проекту Доменико Трезини, была сделана временная деревянная церковь. Туда, 10 марта 1725 года, с подобающей пышной церемонией, перенесли тела Петра I и его дочери Натальи, скончавшейся 4 марта. Оба гроба были установлены на катафалке под балдахином, обитом золотой тканью.

В 1727 году там же поставили и гроб с телом его жены, императрицы Екатерины I. В мае 1731 года императрица Анна Иоанновна повелела предать земле прах Петра I и его супруги. Погребение, по словам „Ведомостей" того времени, „происходило с особенно учрежденной церемонией 29 мая в субботу, в одиннадцатом часу утра. При этом присутствовали господа от генералитета и адмиралтейства и многие коллежские чины. Во время поставления гробов в приготовленное нарочно к тому Императорское кладбище, с крепости произведен пятьдесят один выстрел". Точная дата предания земле праха его дочери неизвестна.

После пожара 1756 года, в результате которого сгорели деревянный купол и шпиль собора и пострадало его внутреннее убранство, возникла идея превращения собора в своеобразный мавзолей Петра Великого. В объявленном конкурсе победу одержал проект, представленный академиком М. В. Ломоносовым. Однако проект этот по ряду причин осуществить не удалось.



В течение XVIII -первой трети XIX веков Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, коронованных особ. Остальных членов императорской
семьи хоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и других местах. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон.

В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня, а в 70-е годы, когда собор реставрировался и перестраивался, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались золотой парчой, обложенной горностаем, и имели поверху нашитые гербы. В обычные дни на них клались чехлы из темно-зеленого или черного сукна, обложенные сверху и снизу золотым позументом и имеющие вензелевое изображение имени покоящегося. В 40-50-е годы XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора.



Могила Петра I. Современный вид

В марте 1865 года Александр II, посетив собор, обратил внимание на неприглядный вид покровов на надгробиях. Сохранность самих надгробий также оказалась плохой. Он повелел, чтобы все надгробия, „кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последне исполненных". По проекту архитектора А. А. Пуаро были сделаны пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. Их ус-
тановили на могилах Петра I, Екатерины I, Анны Петровны, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I, Марии Федоровны, Александра I, Елизаветы Алексеевны, Константина Павловича, Александры Максимилиановны, Александры Михайловны и Анны Михайловны. Очищены и вновь отполированы были надгробия великого князя Михаила Павловича и великих княгинь Александры Николаевны и МарииМихайловны.

Надгробия имеют форму четырехугольной призмы, на верхней крышке которой лежит большой бронзовый крест, вызолоченный червонным золотом. В головах, на боковой стенке, прикреплены бронзовые доски с обозначением имени погребенного, титула, даты и места рождения и смерти, даты погребения. На надгробиях императоров и императриц, помимо креста, по углам помещены еще четыре бронзовых герба Российской империи.

На доске писалась также и дата вступления на престол. Тексты надписей на бронзовых досках были составлены русским историком Н. Г. Устряловым. После установления надгробий в 1867 году последовал указ об отмене всех покровов на них.
<...>
В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей - Александра II и Марии Александровны - на более богатые и
нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы (для Александра II) и розового уральского родонита - орлеца (для Марии Александровны).



Могилы Александра II и императрицы
Марии Александровны. Современный вид

Изготовление надгробий (по эскизам архитектора А. Л. Гуна) шло на Петергоф-
ской гранильной фабрике в течение восемнадцати лет. Установлены в соборе они были в феврале 1906 года.

К концу XIX века в Петропавловском соборе было сорок шесть захоронений и практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором было начато строительство Великокняжеской усыпальницы, официально именовавшейся Усыпальницей членов императорской фамилии, или Новой усыпальницей, при Петропавловском соборе. Строилась она с 1896 по 1908 год по проекту архитектора Д. И. Гримма при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа. 5 ноября 1908 года только что построенное здание Усыпальницы было освящено. Вначале освятили престол в алтаре в честь святого князя Александра Невского, считавшегося
покровителем Петербурга, а затем и само здание. Через три дня после этой
церемонии состоялось первое захоронение - у южной алтарной части был погребен сын Александра III, великий князь Алексей Александрович.



Делегация петербургских старшин направляется в Петропавловский собор для возложения медали на могилу Петра I. 1903

В 1909-1912 годах в Усыпальницу из собора был перенесен прах нескольких членов семьи. При этом перезахоронение занимало несколько дней, так как склепы в Усыпальнице были меньше переносимых из собора ковчегов.

В 1916 году здесь насчитывалось тринадцать захоронений, восемь из которых были перенесены из Петропавловского собора. В отличие от собора, в Усыпальнице не было надгробий. Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места и даты рождения и смерти, дата погребения. В 1859 году Петропавловский собор из ведения епархии был передан в придворную строительную контору Министерства императорского двора, а в 1883 году его вместе с причтом причислили к Придворному духовному ведомству.



Делегация города Гатчины с венком на могилу Александра III. 1912

Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.

К 1917 году в Петропавловском соборе на стенах, колоннах и у могил находилось более тысячи венков. Например, у могилы Александра III их было 674. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат.



Германский император Вильгельм II у южного входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. 1906

В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей пока неизвестна.

14 мая 1919 года по распоряжению коменданта Петропавловской крепости собор и усыпальница были закрыты и опечатаны. 21 апреля 1922 года было произведено изъятие остатков церковных ценностей для помощи голодающим. Оно происходило в присутствии коменданта крепости, ктитора собора, заведующего его имуществом и представителя Главмузея.

В 1926 году собор перешел в ведение Музея революции.



Герцог Коннаутский у входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. Начало XX в.

В 1939 году вскрывалась могила великой княгини Александры Георгиевны, супруги великого князя Павла Александровича (он был расстрелян в 1919 году). Она была урожденной принцессой Греческой, и ее прах, по просьбе греческого правительства, был перевезен на родину.

Судьба Великокняжеской усыпальницы сложилась иначе. В декабре 1926 года комиссия, обследовавшая здание, пришла к выводу, что „все бронзовые украшения, а также решетки алтарной части, как не представляющие исторической и художественной ценности, подлежат переплавке". Украшения были сняты, и дальнейшая судьба их неизвестна.



Итальянский король Виктор-Эммануил III у Петропавловского собора. Фотограф К. Булла. 1902

В начале 1930-х годов Усыпальница была передана в ведение Ленинградского отделения Центральной книжной палаты и использовалась для хранения изъятых при обысках книг. После Великой Отечественной войны в здании некоторое время распо-
лагался склад бумажной фабрики.

В 1954 году Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были переданы Государственному музею истории Ленинграда. В 1960-е годы, после проведения ремонтно-реставрационных работ, в здании Усыпальницы открылась экспозиция „История строительства Петропавловской крепости". Ее демонтировали в мае 1992 года в связи с захоронением правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича, и началом реставрационных работ. После их завершения зданию будет возвращен его первоначальный облик.



Прибытие болгарского царя Фердинанда в Великокняжескую усыпальницу. 1909

По словам одного историка, „каждый Русский считает своим священным долгом посещать Усыпальницу нашего Царского Дома; иноземцы, прибывшие в Санкт-Петербург, также спешат поклониться гробницам Высоких Усопших".

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
Петропавловский собор. Усыпальница императорского дома Романовых

Петропавловский собор – усыпальница представителей династии Романовых

Императорские захоронения XVIII в. находятся в южном нефе собора перед иконостасом, где помещена в киоте икона апостола Петра. Они расположены в два ряда. В первом ряду кроме Петра I и его второй супруги императрицы Екатерины I, упокоилась их дочь императрица Елизавета Петровна. Во втором ряду погребены императрица Анна Иоанновна, император Петр III и императрица Екатерина II. Таким образом, Петр I Великий и его внук Петр III захоронены перед иконой своего святого покровителя апостола Петра.

Императорские захоронения в северном нефе Петропавловского собора

В северном нефе в иконостасе представлена икона с изображением апостола Павла, перед ней похоронены император Павел I, его жена императрица Мария Федоровна, их старший сын император Александр I и его жена императрица Елизавета Федоровна. В первом ряду располагаются три могилы: императора Николая I, его жены императрицы Александры Федоровны и старшей дочери Петра I цесаревны Анны Петровны, герцогини Шлезвиг-Голштейн-Готторпской – матери Петра III. В северном нефе в одном ряду с императором Александром II и его женой императрицей Марией Александровной покоится их сын император Александр III. 28 сентября 2006 г. в Петропавловском соборе было произведено перезахоронение императрицы Марии Федоровны (урожд. Марии-Софии-Фредерики-Дагмар Шлезвиг-Голштейн-Зондербург-Глюксбурской, 14.11.1867–13.10.1928) рядом с ее супругом императором Александром III. Мария Федоровна скончалась в Дании и была погребена в Роскильском соборе под Копенгагеном.

Все надгробия в Петропавловском соборы сделаны из белого каррарского мрамора, кроме двух, созданных из камней-самоцветов. Захоронение Александра II оформлено надгробием из алтайской яшмы зеленого цвета, вес его около 5,5 т. Над могилой его супруги императрицы Марии Александровны установлено надгробие из родонита, весом около 6,5 т. Эти великолепные монолитные надгробия выполнены по проекту А. Л. Гуна на Петергофской гранильной фабрике под Петербургом и установлены в 1906 г., когда отмечалось 25-летие со дня смерти царя-освободителя, отменившего крепостное право, и царя-мученика, погибшего от бомбы народовольцев после многократных покушений.

Кроме императоров и императриц в соборе хоронили и членов семей: в начале XVIII в. здесь были похоронены родственники Петра I, с 1831 г. стали появляться могилы великих князей.

В. Рейнгардт. Петропавловский собор. Северный неф. Так выглядели могилы императора Александра II и императрицы Марии Александровны до замены их в 1906 г.

В 1939 г. по просьбе греческого правительства в присутствии представителей музея, обоих правительств и духовенства была вскрыта могила урожденной греческой принцессы Александры Георгиевны, супруги сына Александра II великого князя Павла Александровича. Ее останки были отправлены для перезахоронения на родину. В 1994 г. было эксгумировано тело цесаревича Георгия Александровича для идентификации останков его брата Николая II. После необходимых исследований Георгий Александрович был захоронен в том же гробу и склепе в присутствии священнослужителей, была отслужена панихида.

В ходе восстановительных работ в соборе после пожара 1756 г. была сооружена стена, отделившая от главного зала храма три помещения, находящиеся под колокольней: притвор, через который прихожане входят в храм, ризницу и придел, освященный во имя святой великомученицы Екатерины. После этого основное помещение собора часто именовали «Главным храмом», а Екатерининский придел – «Малым храмом». Здесь проводили отдельные богослужения.

17 июля 1998 г. в Екатерининском приделе Петропавловского собора были преданы земле останки членов семьи императора Николая II, слуги и доктора, расстрелянных в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Надгробная плита выполнена из трех сортов итальянского мрамора, надгробие – из каррарского белого мрамора. Под ним – двухъярусный склеп, на нижнем ярусе которого похоронены: доктор Е. С. Боткин, горничная А. С. Демидова, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов.

На верхнем ярусе склепа находятся гробы с останками императора Николая II, его жены императрицы Александры Федоровны и трех дочерей: Ольги, Татьяны и Анастасии. Мемориальные доски на стенах Малого храма содержат информацию обо всех членах семьи, но для великой княжны Марии и цесаревича Алексея Николаевичей, чьи останки найдены не были, нет указания на место погребения. В похоронах участвовали: президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, представители иностранных государств, большое количество приглашенных. Делегацию семьи Романовых, состоявшую из 52 человек, возглавлял праправнук Николая I Николай Романович Романов. Более 1000 корреспондентов освещали в средствах массовой информации это событие. Заупокойная панихида была отслужена клириками Санкт-Петербургской епархии во главе с настоятелем собора протоиереем Борисом Глебовым. При захоронении произведено 19 выстрелов.

Священный синод Русской православной церкви считает, что «…Решение, об идентификации останков, как принадлежащих семье Императора Николая II, вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе. В связи с этим Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике».

В августе 2000 г. Русская православная церковь канонизировала членов семьи Николая II, но отношение к захоронению в Екатерининском приделе не изменила.

С момента освящения каменного Петропавловского собора церковно-служебная жизнь в значительной мере определялась использованием его в качестве императорской усыпальницы. С течением времени заупокойные службы по особам царствующего дома стали главными в деятельности причта. Здесь никогда не отправлялись таинства крещения и венчания.

В мае 1919 г. по распоряжению коменданта крепости собор был закрыт. С начала 1990-х гг. здесь возобновлены богослужения.

Накануне революции большая романовская семья насчитывала более 60 человек. 18 из них погибли в годы революционного террора (четверо были расстреляны в январе 1919 г. в Петропавловской крепости). Остальным удалось покинуть Родину. По-разному складывалась их жизнь в эмиграции. Сейчас Романовы живут во многих странах мира, имеют разные профессии. Во время своих визитов в нашу страну и Санкт-Петербург потомки императоров посещают могилы предков в Петропавловском соборе, чтобы поклониться их памяти.

Великокняжеская усыпальница

К концу XIX в. в соборе практически уже не оставалось места для новых захоронений, поэтому рядом с ним было возведено здание Великокняжеской усыпальницы по проекту архитектора Д. И. Гримма, при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа.

Сочетающее черты различных стилей здание хорошо вписалось в архитектурный ансамбль Петропавловской крепости и составляет единый ансамбль с Петропавловским собором, являясь его приделом, освященным в 1908 г. во имя святого благоверного князя Александра Невского, одного из покровителей Петербурга.

Усыпальница соединена со зданием Петропавловского собора галереей, где были предусмотрены помещения – Царские комнаты, предназначенные для отдыха членов правящей семьи при посещении могил близких.

Великокняжеская усыпальница. Фото нач. XX в.

В отличие от собора в Великокняжеской усыпальнице было сразу приготовлено шестьдесят бетонных склепов глубиной 2,2 м, располагающихся рядами с востока на запад. Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места рождения и смерти, дата погребения усопшего. Когда хоронили в этом здании, то отпевание происходило в соборе. К 1916 г. здесь было тринадцать захоронений, восемь из которых перенесены из Петропавловского собора. После революции усыпальницу, как и собор, закрыли и опечатали. Бронзовые украшения и решетки алтарной части отправили в переплавку. Впоследствии здание использовалось под склад, в то время надгробные плиты были разбиты. В 1954 г. усыпальницу передали Государственному музею истории города.

Траурная процессия великой княгини Александры Иосифовны в Петропавловской крепости. Фото 1911 г.

Похороны Владимира Кирилловича Романова. Фото 1992 г.

Похороны Леониды Георгиевны. Прощание с телом в Петропавловском соборе. Фото 2010 г.

В настоящее время здесь находится семнадцать захоронений. Захоронение в 1992 г. правнука императора Александра II Владимира Кирилловича Романова (30.08.1917–21.04.1992), которого сторонники считали претендентом на российский престол, послужило прецедентом для последующих захоронений. В 1995 г. в Великокняжеской усыпальнице были перезахоронены из Кобурга (Германия) останки родителей Владимира Кирилловича – великого князя Кирилла Владимировича (30.09.1876–12.10.1938) и великой княгини Виктории Федоровны (13.11.1876–2.03.1936). 3 июня 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем в Великокняжеской усыпальнице была захоронена его супруга Леонида Георгиевна (урожд. княжна Багратион-Мухранская, 23.09.1914–23.05.2010, Мадрид).

Церковно-приходская жизнь Петропавловского собора

Первый деревянный храм в Петропавловской крепости был освящен 1 апреля 1704 г. во имя апостолов Петра и Павла, о службах в этом храме сведений сохранилось мало, но известно, что там проводились торжественные богослужения в честь побед русского оружия, хранились трофеи, добытые в Северной войне. В 1712 г., когда Санкт-Петербург стал столицей государства, вокруг деревянной церкви началось возведение нового каменного храма, продолжавшееся 21 год. В период строительства причт сохранялся и богослужения проводились. Уже в первой деревянной церкви была похоронена дочь Петра I Екатерина, захоронения родственников царя продолжались и во время строительства каменного храма. Когда в 1731 г. в соборе были преданы земле останки Петра I и Екатерины I, храм стал императорской усыпальницей. Указания на то, что собор сделан кафедральным указом Анны Иоанновны в июне 1731 г., находятся в летописи Петропавловской крепости и у Богданова-Рубана, однако в Полном собрании законов Российской империи такого указа не обнаружено.

29 июня 1733 г. произошло освящение этой единственной по тому времени и огромной, «пресловуто построенной церкви» в присутствии императрицы Анны Иоанновны. Повторное освящение собора было совершено 23 июня 1757 г. после пожара, уничтожившего колокольню годом раньше.

6 июля 1737 г. Анна Иоанновна наложила резолюцию на доклад Синода о штате священно– и церковнослужителей Санкт-Петербургского Петропавловского собора. Синод обратил внимание государыни на малое количество священников и их несоответствие высокому статусу храма: они «люди неученые», тогда как для такой «знатной церкви» полагаются в служители «люди достойные, ученые, искусные и доброжелательные» и «нескудного числа». Штат был значительно расширен, и с этого времени в соборе начинались регулярные архиерейские служения, оправлявшиеся по очереди высшими иерархами русской церкви.

До учреждения в 1742 г. Санкт-Петербургской епархии собор считался синодальным и подчинялся Святейшему синоду. В Петропавловском соборе, как кафедральном, производили священнослужителей в архиерейский сан и рукополагали Санкт-Петербургских митрополитов, здесь же новый митрополит должен был провести свою первую службу.

Уже с первых лет своего существования Петропавловский собор не являлся единственным местом для архиерейских служений. Добраться до Петропавловской крепости было достаточно сложно, особенно весной и осенью из-за «опасности Невы», поэтому все чаще такие богослужения стали проводиться в других храмах, и Петропавловский собор стал утрачивать значение главного. Кроме территориального неудобства имело значение то, что в соборе хоронили членов императорской семьи, он стал местом мемориальным, в котором заупокойные богослужения стали играть ведущую роль.

В 1858 г. Исаакиевский собор стал кафедральным храмом Санкт-Петербургской митрополии, что подтверждает «Высочайше утвержденный Церемониал освящения Санкт-Петербургского кафедрального собора во имя святого Исаакия Далматского 30 мая 1858 г.».

В 1859 г. Петропавловский собор из ведения епархии передан в придворную строительную контору МИДв, а в 1883 г. его вместе с причтом причислили к Придворному духовному ведомству МИДв, собор получил статус придворного, что вполне соответствовало исторически сложившейся ситуации, и сохранял его до 1917 г. В 2007 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) назвал Петропавловский собор первым кафедральным собором Санкт-Петербурга.

В связи с тем, что собор – это усыпальница Дома Романовых, сложилась особая церковно-служебная жизнь храма: здесь отпевали и поминали усопших членов императорской семьи, а такие обычные требы, как крещение и венчание, не проводились. Соборяне принимали участие во всех церемониалах похорон монархов и поминальных службах. Иногда в соборе отпевали комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище. К концу XIX в. установлен «Перечень церковно-служебной деятельности Петропавловских соборян» с обозначением регулярного проведения богослужений. В связи с расположением собора в центре Петропавловской крепости в обязанности причта входило отправление культовых обрядов для тех, кто составлял приход церкви: солдат крепостного гарнизона, арестантов, содержавшихся в крепости, работников Монетного двора. Накануне праздничных, воскресных и высокоторжественных дней служились всенощные, после каждой литургии поминались все особы, похороненные в Петропавловском соборе, начиная с Петра I.

Еще одна сторона деятельности причта собора – приведение к присяге работников Монетного двора и молодых солдат. Священнослужители собора преподавали закон Божий молодым солдатам крепостного бастиона и наблюдали за соблюдением епитимьи (наказания), наложенной на арестантов, солдат и офицеров крепостного гарнизона.

Храмовыми праздниками Петропавловского собора были: 29 июня – день покровителей собора первоверховных апостолов Петра и Павла; 24 ноября – святой великомученицы Екатерины в память святой покровительницы малого храма – Екатерининского придела; 30 августа (перенесение мощей в Петербург) и 23 ноября (погребение) – дни благоверного князя Александра Невского, которые стали отмечаться после освящения в честь этого святого Великокняжеской усыпальницы в 1908 г. Праздники посвящались и храмовым святыням, проводились крестные ходы.

После 1917 г. службы некоторое время продолжались, но прекратились, очевидно, в 1919 г., когда храм был закрыт по распоряжению коменданта крепости А. И. Поппеля, однако штат и получение доходов сохранялись до 1922 г., после чего штат распался.

В 1922 г. Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были приписаны как музейные объекты к Главнауке, созданной при Наркомпросе. В 1924 г. Тюрьма Трубецкого бастиона, а в 1926 г. собор и усыпальница переданы Музею революции. Новая страница истории открылась для Петропавловского собора в 1954 г., когда он поступил в ведение Гос. музея истории Ленинграда (с 1991 г. – Санкт-Петербурга).

Одним из первых и базовых юридических документов, инициирующих передачу верующим культовых ценностей в постсоветское время, стало Распоряжение Президента РФ от 23 апреля 1993 г., в котором на Правительство РФ возлагалось осуществление поэтапной передачи имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, в собственность или пользование религиозным организациям. В 1997 г. министр культуры Е. Ю. Сидоров определил формы договорных отношений с церковью по поводу памятников: 1. Форма собственности (применяется редко); 2. Безвозмездное использование (применяется часто); 3. Совместное использование (применяется редко). К третьему виду пользования относятся такие памятники, как Московский Кремль, Петропавловский собор и др.

В начале 1990-х гг. было зарегистрировано два прихода: один – на Петропавловский собор, другой – на Великокняжескую усыпальницу с настоятелем протоиереем Борисом Глебовым. В 2001 г. зарегистрирован ныне действующий приход, председателем приходского совета (старостой) которого является Б. А. Алмазов, казначеем – Н. Н. Валуйский. Настоятель собора – игумен Александр (Федоров). Нового освящения Петропавловского собора в постсоветское время не было, после регистрации прихода перед празднованием храмового праздника 12 июля 2002 г. от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) выдан новый антиминс.

1992 г. можно считать началом возобновления служб, в основном поминального характера, это стало возможным после захоронения в Великокняжеской усыпальнице Владимира Кирилловича Романова. В 1997 г. в соборе прошла первая после революции всенощная литургия, годом позже, 17 июля 1998 г., отец Борис Глебов провел богослужение по невинноубиенным, приуроченное к годовщине расстрела семьи последнего российского императора и захоронению в Екатерининском приделе екатеринбургских останков. 12 июля 1999 г. в день апостолов Петра и Павла в Петропавловском соборе прошла первая всенощная и митрополичья литургия, которую проводил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. С этого времени службы становятся регулярными.

В 2007 г. Санкт-Петербургское епархиальное управление РПЦ обратилось к председателю Совета Федерации С. М. Миронову с просьбой возглавить Попечительский Совет Императорского Петропавловского собора, результатом стало подписание между епархией и музеем договора о совместном использовании собора и организации регулярных богослужений с начала 2008 г.

В ночь на 27 апреля 2008 г., впервые в постсоветский период, настоятель собора игумен Александр Федоров провел пасхальное богослужение, а 12 июля 2009 г. патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в соборе, отметив, таким образом, именины города. Это было первое патриаршее богослужение за всю историю храма. Ранее, если патриархи и посещали собор, но богослужений не вели, о Российской империи в этом контексте говорить не приходится по причине отсутствия в ней института патриаршества. Патриарх преподнес в дар собору список с Казанской иконы Божьей Матери, который хранится ныне в центральном нефе на солее слева от Царских врат. Викарный епископ Амвросий от лица епархии преподнес в дар владыке икону апостолов Петра и Павла. Патриаршие богослужения стали новой традицией. 12 июля 2010 г. Предстоятель Русской православной церкви также отметил день апостолов Петра и Павла.

30 сентября 2009 г. между митрополией и музеем достигнуто историческое соглашение по службам, в соответствии с ним во время служб экскурсионная работа не ведется. Богослужения проходят по субботам – Всенощное бдение и по воскресеньям – литургия. Службами отмечены все главные двунадесятые праздники и Пасха, проводятся панихиды по усопшим императорам, некоторым императрицам и членам императорской семьи, традиционно отмечаются храмовые праздники: дни апостолов Петра и Павла, великомученицы Екатерины и святого благоверного князя Александра Невского.

В общем списке храмов Санкт-Петербургской митрополии собор значится как «Императорский мемориальный собор во имя святых апостолов Петра и Павла» под № 126.

В ноябре 2010 г. президент Д. Медведев подписал Федеральный закон Российской Федерации о передаче церковным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Как этот закон коснется судьбы Петропавловского собора, покажет будущее.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1188: Приезд аш‘аритов и (других представителей) жителей Йемена. 1611 (4385). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) мы, несколько человек из числа аш‘аритов, пришли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и попросили его дать нам

Из книги Православные праздники [с календарем на 2010 год] автора Шуляк Сергей

12 Февраля – Собор вселенских учителей (или Собор трех святителей) Собор вселенских учителей и святителей – праздник Православной церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста,

Из книги Лекции по истории древней церкви автора Бриллиантов Александр Иванович

Христологические воззрения представителей различных направлений в эпоху несторианского и евтихианского

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Действительно ли один из самых авторитетных представителей современного иудаизма признал, что имя Мессии - Иисус? Иеромонах Иов (Гумеров)29 января 2006 года в возрасте 108 лет скончался каббалист Ицхак Кадури (наст. фамилия - Диба), который был духовным лидером сефардских

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Когда окончательно сложилась практика поставления во епископы представителей только черного духовенства? иеромонах Иов (Гумеров)В первые века епископами могли быть люди, имевшие жену и детей. Св. апостол Павел в 1-м послании к Тимофею говорит, что епископ должен быть

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

Глава VIII Ересь Нестория и Третий Вселенский Собор. Ересь Евтихия и Четвертый Собор. Пятый Вселенский Собор Едва утихли на Западе споры о пелагианстве, как на Востоке началось сильное волнение по поводу лжеучения Нестория. Антиохийский пресвитер Несторий был избран в 428

Из книги Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Саггс Генри

Влияние Оптиной пустыни на представителей русской культуры "Оптина пустынь исторически оказалась тем местом, где русская интеллигенция встретилась с Церковью. Причем встретилась не на каких-нибудь диспутах или "официальных" богослужениях, а с самой глубиной веры

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

12. Мефодий, епископ Петропавловский Епископ Мефодий, в прошлом священник Михаил Красноперов Сарапульского уезда Вятской губ., окончил Казанскую Духовную Академию.В 1913 г. в Омской епархии было учреждено викариатство Петропавловское и Акмолинское. Первым епископом был

Из книги Печальные ритуалы императорской России автора Логунова Марина Олеговна

8. Николай II – последний царь династии Романовых Наглядным доказательством постепенного духовного очищения и совершенствования потомственных наследственных православных монархов царствующих династий, является жизнь и жертвенная смерть последнего представителя

Из книги автора

Празднование в Суздале 300-летия царствования Дома Романовых В начале 1913 года не только обе столицы - Москва и Санкт-Петербург, но и вся Россия жила одним событием - празднованием 300-летнего юбилея царствующего Дома Романовых. Сама же подготовка к празднествам началась

Из книги автора

Усыпальница князя Д.М. Пожарского Князь Д.М. Пожарский умер на государевой службе, и в боярских списках о нем (как и о Кузьме Минине) было отмечено: "выбыл". Похоронили их, как подобает по православному обряду: пели над гробом "вечную память", но со временем воспоминания о

Из книги автора

Собор Святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) Собор Святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался церковью Св. Михаила на Площади.Ныне существующий собор возведен

Из книги автора

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В 1703 г., вскоре после начала строительства деревоземляной крепости Санкт-Петербург (Петропавловской), на ее территории были возведены две деревянные церкви. Православная в честь апостолов Петра и Павла была заложена самим Петром I. Вторая –

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

(продолжение, ч.19)

У южного входа в собор перед иконостасом находится могила Петра I с таким же, как и остальные, мраморным саркофагом. В годы Великой Отечественной войны у надгробия была установлена копия скульптуры головы Петра I, гениально исполненной для Медного всадника Марией Колло. Могила получила строгое декоративное оформление по проекту архитектора Я. О. Рубанчика.

В те суровые военные годы многие бойцы и офицеры, направляясь на фронт, посещали могилы великих русских полководцев: А. В. Суворова в Александро-Невской лавре, М. И. Кутузова - в Казанском соборе, Петра I в Петропавловском соборе, отдавали дань уважения их таланту и высокому патриотизму, вспоминали слова Петра I, сказанные им перед Полтавским боем: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния нашего».

Военная слава России отражена во многих военных трофеях, которые сосредоточивались в соборе чуть ли не со времени его основания.

27 июля 1710 года состоялась церемония переноса еще в деревянный храм 58 шведских знамен, отнятых русскими у врага при взятии Выборга.

9 сентября 1714 года в храм были торжественно доставлены более 60 знамен, флагов и 12 пушек, взятых у шведов в битве при Гангуте. Здесь же сберегались военные трофеи, взятые у персов, поляков, французов, и среди них - знамена, ключи от городов, пушки, щиты и прочее.

Тут были трофеи боя русской эскадры с турецким флотом в бухте Чесма - знаменитого Чесменского сражения 1770 года. Адмиральский флаг, взятый во время этой «виктории», Екатерина II возложила на гробницу основателя русского военно-морского флота Петра I.

Многие знамена были использованы в 1855 году архитектором О. Монферраном для оформления интерьера; эти исторические реликвии были размещены на стенах, пилястрах и пилонах здания. Сейчас большая часть знамен хранится в Эрмитаже. После реставрации в конце 1950-х годов собор украшают копии знамен и штандартов.

План Петропавловского собора и великокняжеской усыпальницы.

До 1858 года Петропавловский собор был кафедральным собором столицы. Его духовенство утверждало религиозные и монархические идеи. С амвона собора были преданы анафеме великий русский революционер Л. Н. Радищев и величайший писатель России Лев Толстой. Здесь в соборе предавали проклятью тех, кто не щадил жизни, добиваясь свободы и счастья для своего парода.

Ныне собор - центральный памятник ансамбля Петропавловской крепости . Это памятник архитектуры и искусства, в котором воплотился художественный гений его создателей. Именно эти его стороны и привлекают к нему потоки экскурсантов.

Великокняжеская усыпальница

С Петропавловским собором крытым переходом соединены расположенные рядом бывшая великокняжеская усыпальница и дом церковнослужителей. Необходимость создания новой усыпальницы была вызвана тем, что во второй половине прошлого века в соборе стало тесно от надгробий, - в соборном зале, кроме царских захоронений, было уже свыше 20 великокняжеских гробниц.

Постройкой новой усыпальницы занялись в конце 1980-х годов. Архитектор Д. И. Гримм разработал ее проект. В процессе детализации проекта принял участие архитектор А. О. Томишко. Однако строительство, начавшееся в 1896 году, затянулось. После смерти архитектора Гримма строительство здания довел до конца архитектор Л. Н. Бенуа, внесший в проект некоторые коррективы. Открыта усыпальница была лишь в 1908 году. В нее из Петропавловского собора перенесли 8 захоронений, и позже были погребены еще 5 членов царской фамилии.

Архитектура здания усыпальницы характерна для конца XIX - начала XX века, когда не было ясного стилистического направления и зодчие то пытались формально возрождать русскую национальную архитектуру, то подражали архитектуре иных исторических стилей, зачастую сочетая в постройках различные по характеру детали. В архитектуре усыпальницы заметно стремление воспроизвести и характер русских купольных церквей XVII-XVIII веков, и использовать элементы ренессансных форм, и детали классического стиля, и в особенности живописного стиля барокко.

Сильный рельеф декоративных деталей, ребра купола, вазы у подножья фонарика и на раскрепованных углах, наличники окон, подобные тем, что на соборе, балюстрада - все это исполнено из высококачественных материалов - камня разных сортов, хорошо нарисовано и в целом воспринимается как характерный образец архитектурного творчества конца XIX века.

В техническом отношении усыпальница может считаться совершенным произведением. Особенно интересна в ней конструкция основы сомкнутого свода в виде перекрещивающихся массивных арок. Созданная свыше 60 лет назад усыпальница вписалась в ансамбль Петропавловской крепости , и ее купол, точнее сомкнутый свод, несмотря на значительные его размеры, занимает подчиненное положение в силуэте ансамбля, особенно остро воспринимаемого с противоположного берега Невы.

После передачи крепости в ведение Музея истории Ленинграда бывшая усыпальница используется как своеобразный аванзал, в котором устраиваются выставки, собираются экскурсанты: они получают нужную информацию перед осмотром собора и крепости.

Перед восточным фасадом собора сохраняется комендантское кладбище, где хоронили комендантов крепости, должность которых была пожизненной. В 1966 году начаты работы по реставрации обветшавших надгробий, среди которых особенно интересны надгробные плиты XVIII века.

Аннинский кавальер

9 августа 1704 года комендант крепости Р. В. Брюс сообщал А. Д. Меншикову, что в бастионе Головкина «кавальер делать начали».

Продолжение материала.

Петропавловская крепость.

Великокняжеская усыпальница

Памятник архитектуры

1897-1908 - арх. Гримм Давид Иванович, Томишко Антоний Иосифович, Бенуа Леонтий Николаевич

К концу XIX в. возможности для новых захоронений в Петропавловском соборе были исчерпаны. В 1906 г. рядом была сооружена Великокняжеская усыпальница по проекту архитекторов Д. И. Гримма и А. О. Томишко.

По проекту к северной стороне собора примыкает объем парадного вестибюля, от которого крытая галерея ведет в восточном направлении к усыпальнице. При галерее устраивались царские комнаты.

Строительство было начато в апреле 1897 г. После кончины в 1898 г. Д. И. Гримма, а затем в 1900 г. А. О. Томишко, строителем усыпальницы был назначен Л. Н. Бенуа. К тому времени стены и пилоны были возведены до основания сводов. Бенуа переработал проект, который был вновь утвержден 27 мая 1901 г. Применение параболической формы свода привело к изменению силуэта и увеличения высоты здания до 48 м. Возведение было в основном завершено в 1906 г.

    Западный фасад.
    Зодчий» 1898,
    Вып.11 Л.54

    План.
    Зодчий» 1898,
    Вып.11 Л.54

    Поперечный разрез.
    Зодчий» 1898, Вып.11 Л.55
    (добавил )

    Старая открытка.

    Усыпальница великих князей
    в Петропавловской крепости.
    Фото 1911 г.

    Внутрен. вид усыпальницы
    членов Императорской
    Фамилии. Л.Н.Бенуа

    Внутрен. вид купола усыпальницы
    членов Императорской Фамилии.
    Л. Н. Бенуа.

    Ежегодник ОАХ,
    Вып. 2, 1907., С.11-13
    (добаввил )

  • После революции все могилы в усыпальнице были уничтожены. Бронзовые украшения надгробных плит были отправлены в переплавку.. Здание использовалось Музеем Революции, затем Государственной центральной книжной палатой и Государственной публичной библиотекой, потом там находился склад бумажной фабрики. Иконостас был уничтожен, в центре алтарной стены пробили вход. В период блокады погиб алтарный витраж.

    В 1954 г. здание передали Музею истории Ленинграда. В 1964 г. проведена частичная реставрация по проекту арх. И. Н. Бенуа, после этого здесь открылась выставка «История строительства Петропавловской крепости», которая была демонтирована лишь в 1992 г.

    В мае 1992 г. здесь был похоронен правнук Александра II, глава Российского императорского дома великий князь Владимир Кириллович, скончавшийся в Париже. В том же году начато восстановление надгробных плит на местах исторических захоронений.

    Мозаичные иконы расположены на всех четырех фасадах усыпальницы, по одной на каждом. На трех больших круглых панно можно видеть изображения Божьей Матери: Казанской на южном фасаде, Иверской на северном и Феодоровской на восточном. Четвертое панно - на выходе из усыпальницы - образ Спаса Нерукотворного. Мозаики были установлены в 1907 г. по предложению архитектора Леонтия Бенуа, а выполнены в знаменитой петербургской Мозаичной мастерской архитектора Фролова. Панно с изображениями Божьей Матери диаметром около двух метров состоят из тысяч кусочков смальты множества цветов и оттенков, и каждый кусочек представляет собой сантиметровый кубик. Изображение Спаса Нерукотворного по размеру - меньше.

    Все четыре мозаики были сильно повреждены. Панно пошли трещинами, сильно загрязнились. Много оказалось таких участков, где смальта полностью отпала, где-то была расколота, выщерблена. Панно создавались сто с лишним лет назад, и сейчас абсолютно такую же мозаику, которую тогда делали, уже невозможно найти. Большая палитра мозаики у итальянцев, но даже в итальянской коллекции не смогли найти все фрагменты, которые были необходимы для реставрации икон. Недостающую часть материала смогли разыскать в мастерских Академии художеств в Петербурге. Всего во время реставрации мозаичных панно были заменены сотни кусочков смальты, около четырех килограммов драгоценного стекла. Все работы были выполнены руками двух петербургских специалистов.

    (Из статьи О. Ермошиной "Старинной мозаике вернули внутренний свет" в газете "Вечерний Петербург" №186 (25455) от 12.10.2015)

    Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости. АО "Арсис" 1993 г.

    Великокняжеская усыпальница, официально именовавшаяся Усыпальницей членов императорской фамилии (или Новой усыпальницей) при Петропавловском соборе, построена в 1896-1908 гг. по проекту архитектора Д. И. Гримма при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа. Ее строительство вызывалось тем, что к концу XIX в. практически уже были исчерпаны возможности для новых захоронений в Петропавловском соборе, выполнявшем роль некрополя дома Романовых.

    Под полом Усыпальницы было устроено 60 могил, каждая из которых представляет собой двухкамерный бетонный склеп глубиной 2,2, шириной 1,3 и длиной 2,4 метра. Каждая камера закрывалась наглухо тремя каменными плитами. Склепы разделяются бетонным стенками толщиной 12 сантиметров. Могилы расположены рядами вдоль стен с востока на запад. В отличие от Петропавловского собора, где могилы готовились лишь после смерти члена императорской фамилии, здесь они были сделаны все сразу.

    По первоначальному проекту, утвержденному еще Александром III в 1887 г., устройство в Усыпальнице алтаря (придела) не предполагалось. В восточной части должно было стоять лишь небольшое распятие. Но летом 1905 года Николай II, по просьбе своей жены Александры Федоровны и ее сестры Елизаветы, повелел устроить в ней алтарь с иконостасом. Правда, здание рассматривалось не как церковь, а как некрополь-мавзолей. Отправлялись в нем лишь панихиды в присутствии членов императорской фамилии.

    5 ноября 1908 года только что построенное здание Усыпальницы было освящено, а через три дня состоялось первое захоронение - у южной алтарной части был погребен сын Александра II, великий князь Алексей Александрович.

    Как и в Петропавловском соборе, все погребения в Усыпальнице про-изводились по церемониалу. В течение одного-двух дней гроб с телом под специальным балдахином стоял в центре собора. После отпевания его переносили в Усыпальницу и опускали в медный ковчег, стоявший в могиле. Ковчег закрывался на два замка, ключи от которых хранились в Министерстве императорского двора. По специальному сигналу в момент опускания гроба производился ружейный и орудийный салют со стен крепости, звонили колокола.

    Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места и даты рождения и смерти, дата погребения.

    В феврале 1909 года рядом с Алексеем Александровичем был похоронен его брат, великий князь Владимир Александрович. В том же году из Петропавловского собора перенесли прах его сына Алексея Владимировича. А в 1911 - 1912 г. - останки еще нескольких членов царской семьи. При этом перезахоронение занимало несколько дней, так как склепы в Усыпаль-нице были меньше переносимых ковчегов.

    В 1916 г. в Усыпальнице насчитывалось тринадцать захоронений. восемь из которых были перенесены из Петропавловского собора.

    В годы советской власти судьба Великокняжеской усыпальницы складывалась довольно печально. В декабре 1926 года комиссия Главнауки, обследовавшая здание, пришла к выводу, что все бронзовые украшения на надгробных плитах, а также решетки алтарной части «подлежат переплавке как не представляющие исторической и художественной ценности». В 1932 г. здание было передано Государственной Центральной Книжной палате. На мраморном полу, пострадавшем от наводнения 1924 г., были сделаны деревянные настилы, на которых поставлены в три яруса стеллажи с книгами. Надгробные плиты были раздавлены. Проход в собор заделали кирпичной стеной. Книгохранилище оставалось там до конца Великой Отечественной войны.

    После войны в Усыпальнице некоторое время располагался склад бумажной фабрики. В 1954 г. здание было передано Музею истории города, и в первой половине шестидесятых годов после проведения ремонтно-реставрационных работ в нем разместилась выставка «История Петропавлов-ской крепости». Ее демонтировали в мае 1992 г. в связи с захоронением правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича, и началом реставрационных работ. После их завершения зданию будет возвращен его первоначальный облик.

    1. 1. Великий князь Алексей Александрович. Родился в С.-Петербурге 2 января 1850 г. Скончался в Париже 1 ноября 1908 г. Сын Александра II. Генерал-адмирал, генерал-адъютант, адмирал. Главный начальник флота и морского ведомства, член Государственного совета и Комитета министров. Погребен 8 ноября 1908 г.
      1. 2. Великий князь Владимир Александрович. Родился в С.-Петербурге 10 апреля 1847 г. Скончался там же 4 февраля 1909 г. Сын Александра II. Генерал- адъютант, генерал от инфантерии. Главнокомандующий войсками гвардии и Петербургским военным округом, член Государственного совета, президент Императорской Академии художеств. Погребен 8 февраля 1909 г.
      2. 3. Великий князь Александр Владимирович. Родился в Царском Селе 19 августа 1875 г. Скончался в С.-Петербурге 4 марта 1877 г. Сын Владимира Александровича. Погребен в Петропавловском соборе 7 марта 1877 г. Перезахоронен в Усыпальницу 14 -17 февраля 1909 г.
      3. 4. Великая княгиня Александра Иосифовна (урожденная Александра-Фридерика-Елизавета-Генриетта-Полина-Марианна, принцесса Саксен-Альтенбургская). Родилась в Альтенбурге 26 июня 1830 г. Скончалась в С.-Петербурге 23 июня 1911 г. Супруга Константина Николаевича. Председатель Императорского Русского музыкального общества и С.-Петербургского совета детских приютов. Погребена 30 июня 1911 г.
      4. 5. Великая княгиня Александра Николаевна. Родилась в Царском Селе 12 июня 1825 г. Скончалась в Царском Селе 29 июля 1844 г. Дочь Николая I, супруга принца Фридриха-Вильгельма Гессен-Кассельского. Погребена в Петропавловском соборе 4 августа 1844 г. Перезахоронена в Усыпальницу 23—28 сентября 1911 г.
      5. 6. Великий князь Вячеслав Константинович. Родился в Варшаве 1 июля 1862 г. Скончался в С.-Петербурге 15 февраля 1879 г. Сын Константина Николаевича. Погребен в Петропавловском соборе 18 февраля 1879 г. Перезахоронен в Усыпальницу 23-28 сентября 1911 г.
      6. 7. Великий князь Константин Николаевич. Родился в С.-Петербурге 9 сентября 1827 г. Скончался в Павловске 13 января 1892 г. Сын Николая I. Генерал-адмирал, генерал-адъютант, адмирал. Глав-ноуправляющий флотом и морским ведомством, председатель Адмиралтейств-совета, председатель Государственного совета, член Комитета министров. Председатель Императорского русского географического, Музыкального и других обществ. Погребен в Петропавловском соборе 15 января 1892 г. Перезахоронен в Усыпальницу 23-28 сентября 1911 г.
      7. 8. Княжна императорской крови Наталья Константиновна. Родилась 10 марта 1905 г. Скончалась 10 мая 1905 г. Дочь Константина Константиновича. Погребена в Петропавловском соборе 12 мая 1905 г. Перезахоронена в Усыпальницу 23 - 28 сентября 1911 г.
      8. 9. Князь Георгий Максимилианович Романовский герцог Лейхтенбергский. Родился в С.-Петербурге 17 февраля 1852 г. Скончался в Париже 20 апреля 1911 г. Сын Марии Николаевны, внук Николая I. Погребен 28 апреля 1912 г.
      9. 10. Великая княгиня Мария Николаевна. Родилась в Павловске 6 августа 1819 г. Скончалась в С.-Петербурге 9 февраля 1876 г. Дочь Николая I, супруга герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Президент Императорской Академии художеств, председатель Общества поощрения художников. Погребена в Петропавловском соборе 13 февраля 1876 г. Перезахоронена в Усыпальницу 13 - 14 июня 1912 г.
        1. 11. Князь Сергей Максимилианович Романовский герцог Лейхтенбергский. Родился в С.-Петербурге 8 декабря 1849 г. Убит 12 октября 1877 г. у Йован- Чифтлика в Болгарии. Сын Марии Николаевны, внук Николая I. Ротмистр лейб-гвардии Конного полка. Погребен в Петропавловском соборе 24 октября 1877 г. Перезахоронен в Усыпальницу 13-14 июня 1912 г.
        2. 12. Княжна Александра Максимилиановна. Родилась в С.-Петербурге 28 марта 1840 г. Скончалась в Сергиевке 31 июля 1843 г. Дочь Марии Николаевны. Погребена в Петропавловском соборе 5 августа 1843 г. Перезахоронена в Усыпальницу 13 -14 июня 1912 г.
        3. 13. Великий князь Константин Константинович. Родился в С.-Петербурге 10 августа 1858 г. Скончался в Павловске 2 июня 1915 г. Сын Константина Николаевича, внук Николая I. Генерал-адъютант, генерал от инфантерии, генерал-инспектор военно-учебных заведений. Президент Императорской Академии наук, поэт, академик по разряду изящной словесности. Погребен 8 июня 1915 г.
        4. 14. Великий князь Владимир Кириллович. Родился в Борго 30 августа 1917 г. Скончался в Майами (США) 21 апреля 1992 г. Внук Владимира Александровича, глава императорского дома Романовых. Погребен 29 мая 1992 г.
        5. (Текст В. Б. Гендрикова

И сегодня расскажем вам о Царских комнатах и Великокняжеских усыпальницах .

Рисунок внешнего гроба императора Александра I. Архитектор О. Монферран. 1826.


Царские комнаты построены в 1900-1907 годах как единый комплекс с Великокняжеской усыпальницей, Царским подъездом и 36-метровой галереей, соединяющей усыпальницу с собором. Эта помещения (гостиная и приемная с двумя уборными) предназначались для отдыха членов царской семьи при посещении ими Петропавловского собора.

Интерьеры Царских комнат были оформлены «в стиле Людовика XV» по проекту Л.Н. Бенуа. После революции Царские комнаты были разорены, а их убранство, включая камины, люстры, ковры, мебельные гарнитуры, утрачено. В ходе реставрационных работ, произведенных в 2012-2013 годах, интерьерам частично возвращен их первоначальный облик.

Проект катафалка и балдахина для похорон Александры Федоровны. Архитектор Г. Боссе. 1860 г.


Экспозиция представлена в отреставрированных интерьерах Царских комнат Петропавловского собора. 30 экспонатов из собрания ГМИ СПб раскрывают значимость Петропавловского собора как одного из самых главных храмов страны и символа российской государственности.

Створка катафалка императора Александра I. По проекту К.И. Росси. 1826. Дерево, резьба, левкас, золочение.


В галерее, которая соединяет Великокняжескую усыпальницу с Петропавловским собором и Царскими комнатами, развернута экспозиция, посвященная траурным церемониям.

Г. Бота. План и разрез могилы императора Александра III. Проектный чертёж. 1894. Тушь, акварель. Копия.


Великокняжеская усыпальница возведена в 1896-1908 годах по проекту Д.И. Гримма при участии архитекторов А.О. Томишко и Л.Н. Бенуа. Была создана для погребения членов императорской семьи в связи с недостатком места для продолжения захоронений в Петропавловском соборе. После установления советской власти Великокняжеская усыпальница была закрыта.

Витраж «Воскресение Христово».


Интерьер памятника значительно пострадал: были уничтожены иконостас, Царские врата, мраморные надгробные плиты были разбиты. Витраж «Воскресение Христово», выполненный в 1905 году по эскизу Н.А. Бруни витражистом Г.И. Кузиком, погиб во время блокады Ленинграда.

Великокняжеская усыпальница.


В отличие от Петропавловского собора, где могилы готовились лишь после смерти члена императорской фамилии, под полом усыпальницы сразу сделали 60 бетонных погребальных камер. Эскиз надгробной мраморной плиты в бронзовой раме, уложенной вровень с полом, разработанный Л.Н. Бенуа для оформления могилы великого князя Алексея Александровича в 1908 году, впоследствии стал образцом для оформления всех последующих захоронений в усыпальнице.

Могила великого князя Владимира Александровича в Великокняжеской усыпальнице. 1910-е. Фотография.


В 1909 году Бенуа разработал и общий тип надгробного сооружения, которое получило название «поставы» и устанавливалось при могилах великих князей. На бронзовом ажурном постаменте укреплялись мемориальная табличка, золоченый крест с сиянием, киот с иконой и лампада на кронштейне.

Леонтий Николаевич Бенуа. Проект оформления могилы в Великокняжеской усыпальнице. 1909. Бумага, тушь, акварель. РНБ.


С 1908 года по 1915 год в Великокняжеской усыпальнице были погребены 13 членов императорской фамилии, в том числе восемь захоронений перенесли из собора. Последним перед революцией 1915 году, здесь обрел упокоение второй сын великого князя Константина Николаевича - великий князь Константин Константинович, известный как поэт и переводчик под псевдонимом «К.Р».

Великокняжеская усыпальница.


Традиция захоронений великих князей в усыпальнице возродилась 29 мая 1992 года, когда согласно завещанию покойного в Великокняжеской усыпальнице захоронили правнука Александра II - великого князя Владимира Кирилловича.

Интерьер Великокняжеской усыпальницы. 1907 год. Фотография.


Если вас интересует полный перечень лиц захороненных в Великокняжеской усыпальнице, то обратись к этому плану на сайте музея.

Увы, мы не успели посетить колокольню Петропавловского собора. На изучение Петропавловской крепости смело можно выделять целый день, а мы пришли сюда лишь во второй половине дня. Не повторяйте нашей ошибки и заранее спланируйте ваш визит. А мы обязательно вернёмся сюда в следующий приезд.
При написании этого текста использовались статьи с сайта Музея истории Петербурга и из книги «Петропавловский собор. Усыпальница императорского дома Романовых». Книгу можно приобрести в сувенирных магазинах музея. Рекомендуем.

Адрес музея: г. Санкт-Петербург, о. Заячий. Ближайшая ст. метро «Горьковская». Подробнее со схемой проезда можно ознакомиться .
Музей работает ежедневно, кроме среды (выходной). С часами работы можно ознакомиться .
Информацию о ценах на билеты можно найти .
Мы рекомендуем покупку комплексного билета (действителен 2 календарных дня), что сильно сэкономит ваши средства.