Храм христа спасителя материал постройки. Храм христа спасителя краткая информация

130 лет назад, 7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен , так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

 Иисус вошел в Иерусалим после чуда Воскресения Лазаря. Перед Пасхой евреев Иисус отправился в Вифанию, пятнадцать судьбы Иерусалима, чтобы воскресить Лазаря, мертвого «в течение четырех дней», хотя ученики сказали ему: Учитель, теперь Иудеи стремились побить тебя камнями, и снова ты туда поедешь? Говоря о них, «Иисус воззвал» перед ними и иудеями, которые пришли, чтобы утешить их после смерти их брата. Спаситель пришел на могилу Лазаря, помолился Небесному Отцу и громким голосом воскликнул: «Лазарь, выйди!» И умер мертвец, привязанный к ногам и рукам полотняными полотнами, и лицо его было завернуто в махрам.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

Иисус сказал им: «Освободите его и отпустите». После этого чуда воскресения Лазаря несколько евреев уверовали в Иисуса, даже вождей. Увидев это, архиепископы и фарисеи собрали синедрион, где Каиафа в этом году сказала, что «более полезно умереть человеку за людей, чем погибнуть от всего народа», не понимая, что он проповедует «что Иисус умрет за народ»и так с другими лидерами: «Они решили с того дня убить Его», чтобы люди не пошли за Ним. В то же время: «Епископы посоветовали Лазарю убить его, потому что многие евреи пошли и уверовали в Иисуса из-за него».

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Судьба Храма Христа Спасителя. Архивные кадры к 130-летию освящения Собора

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Таким образом, мы замечаем, что Иисус сожалел о том, что Лазарь воскрес, хотя знал, что через это он спешил смерть от великих вождей того времени. Точно так же в Иерусалиме Спаситель вошел в народ, который ждал Пасхи евреев, чтобы исцелить больных и показать признаки того, что Он был Мессией, хотя он предсказал, что из-за этой популярности фарисеи и книжники торопит его смерть.

В Иерусалиме, по Пасхе евреев, толпы паломников приходили повсюду, как обычно, зная, что Иисус идет в Иерусалим, взяли штрафы и пришли к Его присутствию, крича: Осанна, Блажен, кто придет во имя Господа, Царь Израиля!  Размышления о приеме Иисуса в наших душах.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

«Ибо вот, мы идем в Иерусалим, и Сын Человеческий будет передан первосвященникам и книжникам, и осудит его до смерти и предаст его в руки язычников». Таким образом, проповедуя Его страсти, Иисус приготовил Своих учеников, о том, что с Ним случится, оставаться устойчивыми, когда они произойдут. Таким образом, Иисус готовит нас сегодня, дорогой читатель, через следующее. Иисус хотел небесных побед спасения в душах и сердцах множества людей, а не земных триумфов. Не будем огорчены, и мы, верующие сегодня, не можем войти в наши сердца и спасти нас.

Печальный и опытный опыт тех, кто не принял Господа, включая разрушение храма и разрушение Иерусалима и распространение людей во всем мире, воспримет их как великие признаки пробуждения и получения единственного Спасителя, Мессии, Христос Иисус в наших сердцах. Уничтожение человека, если он не принимает Бога верой в свою жизнь, не должно считаться наказанием, а как самостоятельное положение человека и без защиты и помощи от Творца. Более понятно, это похоже на родительское воспитание. Вот работы дьявола о человеке, далеком от Бога. Бодрствуйте, бдительный.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году .

 Человеческие ожидания и божественные предложения. В Триумфальный вход в Иерусалим Иисус вместо того, чтобы быть впечатленным приемом и аплодисментами толпы, как цари мира или внушительные здания города, «плакал» за будущее города, которое будет разрушено, и распространение Его народа в мире, как мы видели выше.

Фарисеи и книжники в ложном еврейском представлении о Мессии ожидали воина-бойца против римлян, и Бог дал им Искупителя, лежащего перед Иисусом: Они будут вести войну против Агнца, но Агнец победит их, потому что это Господь господствующих. Царь царей, и они победят тех, кто с Ним - призваны, избранны и верны.

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500‑летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100‑летие Отечественной войны 1812 года, 300‑летие Дома Романовых.
В августе 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного собора, на котором после 200‑летнего перерыва был избран патриарх Тихон, ныне причисленный Русской православной церковью к лику святых.
В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма было создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922‑1923 годах храм был захвачен обновленцами, а в 1931 году закрыт.

Они ждали мирского и воинского короля, но они получили скромного Учителя. Архиепископы и книжники ждали, чтобы предложить дворцам Мессии по-своему, но Он пришел и искал сердца людей. Израиль жил в кризис идентичности, полагая сыновья Авраама, но они не жили в вере Авраама. Они считались рабами римлян, но Иисус сказал им, что они были рабами греха. Они смотрели на римские армии, когда Господь показал им мир духовных и вечных ценностей через Его Евангелие. Иисус показал им кризис своей национальной вечности через свои собственные заблуждения и ошибочные философии.

По решению советского правительства 5 декабря 1931 года храм был взорван . Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.

На месте храма предполагалось построить грандиозное сооружение социалистической эпохи — Дворец советов. Великая Отечественная война (1941‑1945) не позволила осуществить эти планы. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна "Москва" (1960‑1994).

Они увидели настоящее через мирское, и Господь Иисус предложил им благословенный подарок в послушании Богу, а будущее и вечность стали свободными и счастливыми, но они не получили, поскольку они не получают сегодня и заканчиваются, как те. Сегодня мир сталкивается с такими же кризисами концепций, философий, учения, безнравственности, войн, национальной идентичности, моральных и экономических кризисов и т.д. но ответ один и тот же: выбор истинного Спасителя и Освободителя Мессии, Иисуса Христа, «единственный правитель, Царь царей и Владыка лордов».

В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах.

7 января 1995 года в праздник Рождества Христова Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с мэром столицы Юрием Лужковым заложили памятную капсулу в основание храма.

Храм был построен за неполные шесть лет. Первые строительные работы начались 29 сентября 1994 года. На Пасху 1996 года под сводами храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

Кто нежный и смиренный, чтобы войти в Триумфальный в город сердца и души, как единственный Спаситель, о народах рабства греха и смерти. Что касается великих лидеров народа Израиля в то время, вход Иисуса в Иерусалим и его прием был последним шансом для спасения, поэтому для народов сегодняшнего дня прием и вход Иисуса в народы народов - последний шанс спасти все знакомые, местные и мировые кризисы с перспективой Вечной Жизни.

Нация Израиля с тех пор, со своими религиозными и политическими лидерами, должна была выбирать между божественным миром, принесенным Иисусом и римским миром. Они выбрали человеческий мир римлян, который привел их к гибели и распятию Иисуса. Что принесло им божественный мир, который привел их в одно и то же Царство Божье. Не люди Израиля распяли Иисуса, но его правители, как и лидеры другой нации, совершают катастрофические ошибки в истории и страдают от невинных людей. Вот почему народы мира должны выбирать правителей по сердцу Бога, как и царь Давид, а не по сердцу людей, которые одобряют грех и преступления.

19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Архитектурный замысел комплекса Храма Христа Спасителя был разработан управлением Моспроект‑2 совместно с Московской патриархией. Руководитель проекта и главный архитектор — академик Михаил Посохин. Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской академией художеств во главе с ее президентом Зурабом Церетели, в росписи участвовали 23 артели художников . Воссоздание скульптурного убранства фасадов храма осуществлено под руководством академика Юрия Орехова при содействии фонда "Скульптор". Колокола были отлиты на Заводе имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).

Затем Иисус должен был выбрать между престолом Израиля с победой римлян и Крестом распятия на Голгофе с поражением дьявола и избавлением всего человечества от смерти грехов. У Господа был выбор между проходящей золотой короной израильского народа и терновым венцом, богохульством и оскорблениями, между шипами распятия с спасением человечества от гибели грехов. Но Иисус избрал распятие и смерть, чтобы человек и люди выбирали жизнь в Своем следовании за Вечной Жизнью. Среди этих альтернатив Иисус выбрал Гефсиманский сад с молитвой «кровавых мешков» и волей Бога ради вашего спасения, дорогой читатель, моей души и всего мира, и выпить горькую чашу распятия ради радости искупления рода человеческого через Его Жертва на Кресте и воскресение человечества в Его Воскресении.

Воссозданный храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация XIX века, включая эскизы и чертежи. Современный храм отличается стилобатной частью (цокольный этаж), возведенной на месте существовавшего холма‑основания. В этом сооружении, высотой 17 метров, находится церковь Преображения Господня, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.
Стены и несущие конструкции храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).

 Кто это? И, войдя в Иерусалим, весь город содрогнулся, сказав: «Кто это?» Вот как возмущенные на Триумфальной входе Иисуса в Иерусалим спросили: «Кто это?» Как те, кто сегодня спрашивают, кто это, Иисус Христос, мы должны повиноваться Его Евангелию? Бог отвечает через верную толпу, говоря: «И народ ответил: это Иисус, пророк из Назарета Галилейского» и «Спаситель мира».

Ответ может быть найден теми, кто сегодня, как если бы тогда, если они хотели его искать, просить мессианские пророчества от Адама, который сказал, что Христос является семенем женщины, которая сокрушить голову змеи. Исайя скажет: «Эмануил», «Ангел великого совета, прекрасный советник, могучий Бог, победоносный, Господь мира, Отец возраста». Эмануил, что интерпретируется «с нами, это Бог», и никто не может быть «против нас».

Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской православной церкви, он вмещает до 10 тысяч человек. Общая высота здания — 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра. Площадь росписи храма составляет более 22 тысячи квадратных метров.

Храм имеет три престола — главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).

Иеремия говорит: потомство Давида «Наш Господь - наша праведность!»; Даниил говорит: Он - Мессия. И Осия скажет: «Но Бог есть Господь Саваоф, Господь - имя Его»; Святой Иоанн Креститель говорит, что Иисус: «Агнец Божий, Который воспитывает грех мира». В другом месте дьявол говорит неверующим, об Иисусе: «Что у вас с нами, Иисус, Сын Божий?» Верующие все время исповедуют Иисуса Христа, говоря, что Он есть: «Христос, Сын Бога живого», «Спаситель мира». И Иисус, Господь, отвечает всем, откуда приходит ошибка: Иисус сказал им в ответ: вы потерялись, не зная Писания и силы Бога.

В числе главных святынь храма — частица ризы Иисуса Христа и Гвоздь Креста Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы, святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), глава святителя Иоанна Златоуста, частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской. В храме находятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери и Смоленской‑Устюженской Божией Матери.

Это стремление расследовать, чтобы узнать, что Христос есть Мессия.  Кто вы выбираете, дорогой читатель? Это наш последний шанс выбрать Иисуса, пока он не станет Царем во всей Его славе, с Его святыми ангелами, на облаках небесных, чтобы сидеть на престоле славы Своей, собирая перед Ним все народы, чтобы судить живых и мертвых. Тогда настанет Его очередь стать Судьей, так как теперь наша очередь выбирать Его как Спасителя и не распинать Его неверием. Сегодня вы выбираете жизнь или смерть, сегодня вы выбираете между добром и злом, между ложью и истиной.

Храм Христа Спасителя является Кафедральным собором Русской православной церкви. Настоятель храма — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ключарь — протоиерей Михаил Рязанцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новост http://ria.ru/spravka/20130608/941627670.html
РИА Новости

Выбирая Иисуса, вы выбираете для себя жизнь, добро и правду. Две тысячи лет назад Христос Господь избрал смерть, потому что у всех нас есть возможность выбрать жизнь, потому что Он: «Путь, Истина и Жизнь». Путь ко всем восхождениям, Истинная Истина, Истинная Жизнь с Переполнением к Вечной Жизни.  Иисус каждый день ездил из Вифании в Иерусалим.

После напряженного дня входа в Иерусалим и божественных дел в храме Иисус ушел с учениками в Вифании, который был «около Иерусалима в пятнадцать лет». Это развертывание было сделано Господом каждый день Недели Его Жертвы: утром он пришел из Вифании в Иерусалим или на Елеонскую гору, где молился, провозглашал Евангелие и совершал спасительную работу множества тех времен сегодня и завтра, через евангелия, которые оставили нас.

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал "Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык".

Вечером вернулся в Вифанию, где он провел ночь в доме Лазаря, или Елеонской горы, чтобы поговорить с Небесным Отцом в молитве о спасении мира, на следующий день, чтобы вернуться с учениками в Иерусалиме. Лука говорит, что домик и Масличная гора, как и во вторник вечером, а утром он пришел в Иерусалим, потому что «все люди пришли рано утром к нему в храм, чтобы услышать его.» Все до Страстную пятницу, на рассвете, когда Иисус был арестован в Гефсиманском саду, он не пошел в суд еврейского синедриона Каиафы и Римский суд Иерусалима правителю Понтию Пилату, где он будет приговорен к смерти через распятие!

По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста:
"В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа...
... Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!".

Таким образом, выбирая жизнь для Иисуса Христа в будущем, мы видим неделю после неприятностей с неся крест спасения и победы в пасхальное воскресенье, через веру в воскресение Христа, воскресение залог верующему. Оставаясь 40 дней с жертвоприношения Воплощения, то есть от рождения Иисуса Христа Девы Марии, мы отмечаем день приведения Божественного Ребенка в храм в Иерусалиме, Пресвятой Матерью и Иосифом, подчиняясь повелению Ветхого Завета выполняя эту заповедь.

Но сегодня мы также отмечаем тот день, когда старый Симеон, движимый Святым Духом, пришел в храм, где он был исполнен перед смертью, ожидая увидеть Мессию, как он обещал. И в младенце, принесенном в храм, он увидел с пророческим глазом новую силу спасения, которую Бог даровал миру, силу спасения без веры во Христа, сильнее всего старого закона. Довольный этим открытием, старый Симеон пришел, чтобы встретить младенца Иисуса, благословил его и, взяв его на руки, благодарен, исполнил свой замечательный свиток хвалы, который показывает нам, что он видел об Иисусе Христе.

Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.
Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.

XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.

На создание храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В. Стасов. Во втором - К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи.

На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом.

12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля., и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году - сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.

Работы по возведению Храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и Епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено Генерал-Губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им Комиссии по построению Храма.

Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.

13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта.

26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.

С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова.

Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).

В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник - Рождество Христово - до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.
15 августа 1917 года, в тревожное для России время, в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.

Благодаря тому, что в штат Храма принимались опытные вероучители и проповедники, в общественной жизни страны он очень скоро превратился в центр просвещения: была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, а с 1902 года, когда, по инициативе московского обер-полицмейстера Д.Ф. Трепова были созданы общеобразовательные курсы для рабочих, во внебогослужебное время стали проводиться экскурсии по Храму специально для рабочих.
В проведении памятных дат активную помощь духовенству оказывало учрежденное при Храме Христа Спасителя общество хоругвеносцев, пользовавшееся большим авторитетом у москвичей.
Пожертвования, постоянно собираемые в Храме, шли на оказание материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым.
В начале 1918 года в связи с гонениями на Церковь и изданием Декрета Советской власти "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" Храм полностью лишился помощи от органов власти. Тогда, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, ставившее себе целью поддержание благолепия Храма, сохранение православного быта, а также проводившее широкую просветительскую деятельность.

5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.

Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма".

В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя.

История Храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое и смутное время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий Храм - Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик - Храм Христа Спасителя.

Божественной Литургией, совершенной под сводами возрожденного Храма Христа Спасителя в ночь с 6 на 7 января 2000 года, встретила православная Россия великий юбилей двухтысячелетия Рождества Христова - Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Подобно древним волхвам она принесла Рождшемуся Господу свой дар - возрожденный Храм - символ веры, покаяния, вечной памяти, любви и надежды.