Сообщение на тему мечеть омейядов дамаск. Большая мечеть в дамаске

Большая мечеть Дамаска, также известная как Мечеть Омейядов, одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Расположена в одном из самых священных мест в старом городе Дамаска, представляет собой большую архитектурную ценность.

Мечеть содержит Сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого Пророком как христианами, так и мусульманами. Голова возможно была найдена во время раскопок при строительстве мечети. В мечети также находится могила Салах-ад-Дина, расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.

Место, где сейчас стоит мечеть, в арамейскую эру было занято Храмом Хадада. Арамейское присутствие было засвидетельствовано открытием базальтовой стелы, изображающей сфинкса и раскопанной в северо-восточном углу мечети. Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь, посвящённая Иоанну Крестителю.

Первоначально арабское завоевание Дамаска в 636 не затронуло церковь, как сооружение, почитаемое как мусульманскими, так и христианскими прихожанами. Это сохранило церковь и богослужения, хотя мусульмане построили пристройку из саманного кирпича напротив южной стены храма. При Омейядском халифе Аль-Валиде I, однако, церковь была куплена у христиан перед тем, как была разрушена. Между 706 и 715 на этом месте была построена существующая мечеть. В соответствии с легендой, Аль-Валид самолично начал разрушение церкви, введя золотой шип. С этого момента Дамаск становится важнейшим пунктом на Ближнем Востоке и позже стал столицей Государства Омейядов.

Архитектура

Мечеть отделена от шумного города мощными стенами. Огромный внутренний двор выложен черно-белыми полированными плитами, слева от входа стоит внушительная деревянная повозка на здоровенных колесах. Одни говорят, что это таранное устройство, оставленное Тамерланом после штурма Дамаска, другие считают повозку боевой колесницей времен Древнего Рима. Пол молельного зала устлан множеством ковров - их здесь более пяти тысяч.

Внутренний план Мечети Омейядов

В молельном зале стоит гробница с Главой Иоанна Крестителя, отсеченной по приказу царя Ирода. Усыпальница сделана из белого мрамора, украшена нишами из рельефных стекол зеленого цвета. Сквозь специальный проем можно бросить внутрь поминальную записку, фотографию, передать в дар пророку Яхье (так мусульмане называют Иоанна Предтечу) деньги. Один из трех минаретов мечети Омеяйдов (тот, что расположен с юго-восточной стороны), носит имя Иса бен Мариам, то есть «Иисус, Сын Марии». Согласно пророчеству, именно по нему накануне Страшного Суда с небес на землю сойдет Иисус Христос. Рук""и Спасителя, облаченного в белые одежды, будут лежать на крыльях двух ангелов, а волосы будут казаться влажными, даже если их не коснулась вода. Вот почему на землю под минаретом, куда должна ступить нога Искупителя, имам мечети каждый день стелет новый ковер.

Мощи Иоанна Крестителя (Яхья)

История с мощами Предтечи так и не выяснена до конца. Как говорит архимандрит Александр Елисов (представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока), речь может идти только о части головы Крестителя. Существует еще три фрагмента головы святого - одна хранится на Афоне, другая - во французском Амьене, третья - в Риме, в церкви Папы Сильвестра.

В мечети

Прихожане ведут себя раскованно - не только молятся, но и читают, сидят, лежат, некоторые даже спят. Ежедневно, кроме пятницы, в мечеть свободно пускают представителей любой веры, и никакой недоброжелательности по отношению к гостям здесь не ощущается.







Это одна из самых знаменитых мечетей мира. Она построена на месте предшествующих более древних храмов. Три тысячи лет назад здесь стоял арамейский храм бога Хадада. В начале нашей эры «пальму первенства» переняли римляне. Они воздвигли храм Юпитера, который в конце 4 века был разрушен византийским императором Феодосием. От античного храма осталось много колоннад вокруг мечети, видимо Феодосий не очень старался. Им была построена огромная базилика Св. Иоанна. Захватившие Дамаск мусульмане достаточно долго использовали этот собор вместе с христианами. Христиане молились в восточной части базилики, а мусульмане в западной.


В 708 году халиф Валид конфисковал здание собора Св.Иоанна, предоставив христианам другие церкви. Он начал возводить мечеть достойную его огромного халифата. Мечеть Омейядов строили более 10 лет. Надо сказать, что строители во многом сохранили древние стены собора и трое главных ворот. Три минарета мечети тоже имеют древние основания.


Западная стена мечети и минарет пророка Мухаммеда.

Минарет был реставрирован после пожара мамлюкским султаном Каит-беем в 1488 году. Поэтому его часто называют - минаретом Каит-бея.

Здесь же находится главный вход в мечеть - ворота Баб-аль-Барид. На площади перед этими воротами находится вход в знаменитый рынок -Сук аль-Хамидия, поэтому здесь всегда очень многолюдно.
Ворота Баб аль-Барид(вид со стороны внутреннего двора)

Я проник в мечеть через северные ворота - Баб аль-Фарадис. Вход в мечеть платный, но здесь билета с меня не взяли, стоит он какие-то гроши - чуть больше доллара. Наверное, привратникам было лень со мной заморачиваться. Единственно, за чем они следят очень строго - это чтобы женщины одевали специальные накидки.

Ворота в Рай...Баб аль-Фарадис

Северный минарет или минарет Невесты относится к началу 8 века.

Минарет Невесты и азан в мечети Омейядов


В центре двора находится фонтан для омовений - Куббат ан-Нофара

У западного портала стоит интересное сооружение - сокровищница Куббат аль-Хазна(787год). В нее нет хода непосредственно с земли, подобные сокровищницы есть во многих исламских мечетях.



Известность внутреннему двору мечети принесли многочисленные мозаики западного портала. Особенно выделяется панно изображающее райские сады.


Райский сад и дворцы в нем.

Мозаики были выполнены византийскими мастерами еще во времена халифа Валида, а затем были замазаны каким-то очень набожным его преемником. Именно это послужило тому, что они дошли до нас в хорошем состоянии.


Мозаика на фасаде молельного зала.

Юго-восточный минарет пророка Исы - Иисуса Христа. По местному преданию он спустится на землю по этому минарету накануне Страшного суда…

Детали античной базилики - предшественницы нынешней мечети.

Центральный михраб и минбар мечети Омейядов

Часовня Св. Иоанна Крестителя (он же пророк Яхья в Коране).Здесь находится голова святого, будто бы найденная в 705 году при перестройке базилики в мечеть.



Намаз в мечети Омейядов



Между мужской и женской частью молельного зала проходит своеобразная полоса «отчуждения»- пустое пространство...

Мужчины, понятное дело, ближе к михрабам.

Женская «галерка»

Наедине с Господом...

Это одна из самых знаменитых мечетей мира. Она построена на месте предшествующих более древних храмов. Три тысячи лет назад здесь стоял арамейский храм бога Хадада. В начале нашей эры «пальму первенства» переняли римляне. Они воздвигли храм Юпитера, который в конце 4 века был разрушен византийским императором Феодосием. От античного храма осталось много колоннад вокруг мечети, видимо Феодосий не очень старался. Им была построена огромная базилика Св. Иоанна. Захватившие Дамаск мусульмане, достаточно долго использовали этот собор вместе с христианами. Христиане молились в восточной части базилики, а мусульмане в западной.



В 708 году халиф Валид конфисковал здание собора Св.Иоанна, предоставив христианам другие церкви. Он начал возводить мечеть, достойную его огромного халифата. Мечеть Омейядов строили более 10 лет. Надо сказать, что строители во многом сохранили древние стены собора и трое главных ворот. Три минарета мечети тоже имеют древние основания.

Западная стена мечети и минарет пророка Мухаммеда.

Минарет был реставрирован после пожара мамлюкским султаном Каит-беем в 1488 году. Поэтому его часто называют – минаретом Каит-бея.

Здесь же находится главный вход в мечеть – ворота Баб-аль-Барид. На площади перед этими воротами находится вход в знаменитый рынок –Сук аль-Хамидия, поэтому здесь всегда очень многолюдно.
Ворота Баб аль-Барид(вид со стороны внутреннего двора)

Я проник в мечеть через северные ворота – Баб аль-Фарадис. Вход в мечеть платный, но здесь билета с меня не потребовали, хотя стоит он какие-то гроши – чуть больше доллара. Наверное, привратникам было лень со мной заморачиваться, единственно, за чем они следят очень строго – это чтобы женщины одевали специальные накидки, которые тут же раздаются или продаются, я не уточнял…
Ворота в Рай...Баб аль-Фарадис

Северный минарет или минарет Невесты относится к началу 8 века.

Минарет Невесты и азан в мечети Омейядов

В центре двора находится фонтан для омовений – Куббат ан-Нофара

У западного портала стоит интересное сооружение – сокровищница Куббат аль-Хазна(787год). В нее нет хода непосредственно с земли, подобные сокровищницы есть во многих исламских мечетях.


Известность внутреннему двору мечети принесли многочисленные мозаики западного портала. Особенно выделяется панно изображающее райские сады.
Райский сад и дворцы в нем.

Мозаики были выполнены византийскими мастерами еще во времена халифа Валида, а затем были замазаны каким-то очень набожным его приемником. Именно это послужило тому, что они дошли до нас в хорошем состоянии.



Мозаика на фасаде молельного зала.

Юго-восточный минарет пророка Исы – Иисуса Христа. По местному преданию он спустится на землю по этому минарету накануне Страшного суда…

Детали античной базилики - предшественницы нынешней мечети.


Центральный михраб и минбар мечети Омейядов
Часовня Св. Иоанна Крестителя (он же пророк Яхья в Коране).Здесь находится голова святого, будто бы найденная в 705 году при перестройке базилики в мечеть.


Намаз в мечети Омейядов


Между мужской и женской частью молельного зала проходит своеобразная полоса «отчуждения»- пустое пространство...

Мужчины, понятное дело, ближе к михрабам.
Женская «галерка»

Наедине с Господом...

…Это место с незапамятных времен служило для культовых целей. Древние арамейцы построили здесь храм в честь своего бога Хадада. В начале III столетия н.э. римляне воздвигли вместо него весьма внушительный храм Юпитера. Он занимал прямоугольник шириной 380 м и длиной 310 м. Сохранившиеся до наших дней огромные колонны, некогда украшавшие входные ворота храма, поднимаются на высоту 16 м, а над ними, над изумительно красивыми коринфскими капителями, высится, как бы венчая все сооружение, богато украшенный фрагмент фронтона, который сохранился лишь частично.

Спустя 150 лет после того как храм Юпитера был построен, император Феодосий приказа! его разрушить, а на его месте воздвигнуть христианскую базилику, позднее посвященную Иоанну Крестителю. Но и эта постройка долго не просуществовала - в 661 г. Дамаск был завоеван арабами и стал первой столицей огромного халифата, простиравшегося от Пиренейского полуострова до границ Индии.

По приказу халифа Валида I в 705-715 гг. старая византийская церковь была полностью перестроена в мечеть. Строительство по требовало колоссальных расходов: по своим масштабам и роскошному убранству Великая мечеть должна была служить своеобразным памятником торжества ислама и затмить блеск находившейся на ее месте христианской церкви.
Форма ранних мечетей восходит к древнеарабскому типу построек: каменная стена окружает большой внутренний двор, к которому примыкают несколько отдельных помещений. На одной стороне двора расположен молитвенный зал с помещениями для омовения; вдоль другой стороны тянется колоннада. Великолепные образцы архитектурного искусства этого периода - мечеть в Медине, мечети Куббат ас-Сахра и аль-Акса в Иерусалиме. Но Большая мечеть Омейядов, аль-Джамия-аль-Умейи, построенная в зените славы и могущества Омейядского халифата, стала первым крупным культовым сооружением, отразившим в архитектурной форме религиозные представления мусульман. В средние века эта мечеть считалась чудом света, и, хотя она многократно подвергалась ограблению и пожарам, она и сегодня остается одним из самых удивительных памятников арабского строительного искусства.
При строительстве мечети были использованы архитектурные детали (в частности, коринфские капители колонн) от зданий византийского и даже римского времени. Арабские зодчие полностью изменили ориентировку здания: продольные колоннады христианской церкви превратились в колоннаду молитвенного зала мечети, а план и внутреннее пространство получили совершенно новые черты. Византийская базилика перевоплотилась в колонную мечеть, тип которой к тому времени уже стал каноном мусульманских построек, предназначенных для молитвы.

Мощные глухие стены высотой с дом отделяют молящихся от шума и суеты окружающего города. Колоннада, сохранившаяся от римского храма, подводит к западной двери мечети. Взгляд, брошенный через портал, обнаруживает громадный внутренний двор, справа ограниченный молитвенным залом, а слева - колоннадой. Главная дверь открывается в вестибюль. И здесь посетителя ожидает неожиданная встреча с самым драгоценным украшением мечети Омейядов - ее знаменитыми мозаиками. Первоначально они целиком покрывали внутренние и внешние простенки, своды и купольный потолок до самого верха, дворовый фасад молитвенного зала. Сейчас мозаики лишь частично сохранились на стенах и сводах. Они пережили столетия под толстым слоем строительного раствора, которым пуритански настроенный халиф приказал их замазать, боясь, что предметные изображения человеческого мира могут разгневать Аллаха. А может быть, все было наоборот - халиф оказался мудрецом, считавшим, что со временем, возможно, изменится взгляд на вещи. И он приказал не разрушать великолепные произведения искусства, а лишь убрать их с поля зрения.

Скрытые на протяжении столетий под слоем штукатурки, мозаики сохранились до наших дней и в 1927 г. стараниями реставраторов снова увидели свет. Перед восторженными взглядами людей XX века открылись сотканные из смальтовых и золотых кубиков картины одновременно сказочного и реального мира, с дворцами и хижинами, струящимися реками и плодоносящими деревьями, мира, лишенного присутствия человека, но постоянно напоминающего о неустанной деятельности Творца. Фантастические сооружения с колоннадами, портиками и куполами были навеяны образами позднеантичного искусства. Техника же смальтовой мозаики и характер расположения мозаичных панно заимствованы из Византии. Для исполнения этих мозаик омейядский халиф приказал, по преданию, призвать художников из Константинополя.
Особенно интересны мозаики входного портика. На золотом фоне в зеленых и коричневых тонах изображены деревья и причудливой архитектуры сооружения с полукруглыми двухэтажными колоннадами, башнями и коническими, слегка изогнутыми куполами. На переднем плане во всю длину картины изображена река - по-видимому, это Барада, орошающая Дамаск. На ее берегах - замки, сады, дома, деревья, дарящие благословенную тень. Некоторые исследователи считают, что здесь изображена не только панорама Дамаска, но и наиболее характерные виды других городов Востока, например Иерусалима, Антиохии, Константинополя. В других композициях на стенах портиков представлены различные страны и места паломничества. В простенках между окнами помещены изображения фруктовых деревьев, вырастающих из ваз колосьев, изящно изогнутых стеблей и листьев аканта. Эти сложные и разнообразные композиции составляли многокрасочный мозаичный ковер, мягко мерцающий в тени и ярко сверкающий на солнце.

Поражает исключительное качество мозаик. Это касается не только великолепной техники исполнения, но и художественного уровня. На золотой основе, составляющей общий фон, развертывается великолепная гамма цветовых тонов. Их богатство особенно проявляется в изображении деревьев с различными оттенками листвы - от зеленого до серо-голубого; взор восхищает также изображение реки в лазурных и аквамариновых тонах, как бы окаймленной серебряной пеной прибоя. В высшей степени хороши живые рисунки деревьев - кипарисовых, оливковых, яблоневых, грушевых и цитрусовых, причем фрукты, выполненные с помощью тончайших цветовых нюансов, почти пластичны.
Столь же совершенные мозаики, «прекрасные, как сад», по словам арабского географа Ибн-Джубайра, покрывают стены Куббат аль-Хазне, общественной сокровищницы, построенной во дворе мечети в конце VIII в. Это прелестное миниатюрное купольное сооружение лишено непосредственного входа с земли и стоит на восьми колоннах, перед большой стеной, украшенной мозаикой. Стволы колонн глубоко ушли в землю, как бы под тяжестью стен, которые они поддерживают. На восьми стенах сокровищницы современные мастера восстановили прекрасную мозаику, весьма близкую к оригиналу: роскошные орнаменты чередуются в ней с изображением финиковых пальм.

Огромный прямоугольный внутренний двор мечети с трех сторон обрамляют портики с каменными двухъярусными аркадами на украшенных резьбой столбах. С южной стороны двор замыкает здание многоколонного молитвенного зала. Когда-то его дворовый фасад представлял собой открытую аркаду; высокие полукруглые арки как бы приглашали молящегося укрыться в тени и прохладе зала от опаляющего двор солнца. Теперь окна и арочные пролеты закрыты деревянными стенами и цветными витражами.
Со двора в молитвенный зал ведут 22 входа с воротами. Размеры зала огромны: длина 136, ширина 37 м. Его архитектура, как архитектура и всей мечети, несмотря на прошедшие столетия, в основном сохранила первоначальный облик. Два ряда стройных мраморных колонн с коринфскими капителями делят его в продольном направлении на три нефа, каждый неф венчает конструкция с остроконечной крышей. Благодаря значительному (около 5 м) расстоянию между колоннами пространство зала свободно просматривается во всех направлениях. Продольные нефы посередине разделены на две части широким поперечным нефом, превышающим их по высоте и перекрытым двускатной кровлей, а в середине увенчанным куполом Куббат-ан-Наср. Громадные колонны поддерживают купол, унося его далеко в небо. Этот архитектурный образ развился во времена Омейядов, и с тех пор его можно обнаружить во многих мечетях мира.
Три других архитектурных нововведения в конструкции мечетей также восходят ко времени Омейядов: михраб - ниша для молитвы, мимбар - кафедра для чтения Корана и проповедей, и минарет.

Ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку, называемая арабами «михраб», первоначально предназначалась как почетное место для халифа или людей высокого положения. В мечети Омейядов михрабов четыре. Они устроены в южной стене молитвенного зала. Три из них - михраб Спутников пророка. Большой михраб и михраб Ханифитов - построены одновременно с мечетью, а четвертый, западный, создан уже в наши дни. Интереснее всего богато украшенный Большой михраб с орнаментами из цветного мрамора, инкрустированного перламутром: он венчается куполом, украшенным сталактититами - этот декоративный прием часто встречается в арабской архитектуре и даже в мебели.
Кафедра проповедника, называемая «минбар», или «мимбар», обычно устанавливается в нескольких шагах слева от молельной ниши у стены. От кафедры в зал ведет лестница. С кафедры по пятницам проповедник читает еженедельную молитву.

Рождение минарета - высокой узкой башни, с вершины которой муэдзины призывают мусульман на молитву - явилось, видимо, результатом случая. Строители мечети Омейядов обнаружили фундамент римского храмового сооружения, который использовался и для постройки византийской церкви. Римский храм имел на каждом из четырех углов башню. Зодчему, строившему мечеть, эта идея понравилась, и он приказал построить для мечети четыре башни на римском фундаменте. Постепенно вошло в привычку созывать верующих на молитву с башни-минарета. С тех пор ни одна мечеть мира немыслима без хотя бы без одной такой башни.
Обширный двор мечети Омейядов осеняют поднимающиеся над ее стенами три минарета. Северный, самый древний - минарет Невесты, или аль-Арук (XI-XII вв.), представляет собой простую четырехугольную башню. Изящный круглый юго-западный минарет - башня Мухаммеда, или аль- Гарбия - был построен в 1488 г. в стиле архитектуры египетских мамлюков. Его прямоугольная башня, увенчанная стройной башенкой с шатром и острым шпилем, воздвигнута над западным входом во двор мечети против центральной части ее фасада. Минарет Иисуса Христа сооружен в 1340 г.; оно носит это имя, потому что, согласно преданию, в последние дни Иисус Христос (мусульмане называют его «пророк Иса») должен именно здесь сойти с небес на землю, чтобы помочь немногим оставшимся верным в решающей битве со злом. Все три минарета являются основными архитектурными ориентирами старого Дамаска.

У муэдзина, созывающего верующих на молитву, служба нелегкая. Прежде пять раз в сутки он должен был взбираться по винтовой лестнице, чтобы с площадки минарета выполнить свои обязанности. Уже ранним утром. еще до восхода солнца, его крик пронзает тишину ночи. Правда, теперь муэдзин сидит в маленькой каморке на первом этаже и вверяет свой голос микрофону; его зов разносится репродуктором, укрепленным на вершине минарета. Это удобнее, а главное, громче, чем раньше.
Мечеть Омейядов обладает еще одной особенностью, которой нельзя пренебречь: в ее молитвенном зале, между двумя колоннами, стоит большое мраморное сооружение в виде куба, увенчанного куполом. Это гробница Св. Иоанна Крестителя, которого мусульмане знают под именем пророка Яхьи и которого одинаково почитают и христиане, и мусульмане. Здесь особенно много молящихся. Некоторые из них касаются решетки, останавливают перед ней своих детей, целуют ее.
Интерьер мечети прежде имел очень богатое убранство: стены были покрыты инкрустацией из мрамора, полы застланы дорогими коврами. В XIX в., особенно при реставрации после пожара 1891 г., молитвенный зал несколько изменил свой вид. Окна и проемы арок северной стены украсились яркими красочными витражами, полы заново покрылись коврами турецкой и персидской работы, зал осветился тяжелыми хрустальными люстрами европейского типа. Но и после этих перемен архитектура мечети Омейядов сохранила присущие ей особенности.
Архитектура мечети создает изолированное от внешнего мира пространство, располагающее к созерцательности и размышлению. Она привлекает не только молящихся. Сюда приходят студенты, чтобы в тиши мечети готовить свои задания, уставшие от забот горожане, ищущие вдохновения художники и ученые. В одном из многочисленных помещений мечети работает реставрационная мастерская, занимающаяся восстановлением древних мозаик.

Мечеть Омейядов (Дамаск, Сирия) - одна из самых величественных и старых храмовых построек в мире. Она также носит название Большой мечети Дамаска. Ценность этого строения для архитектурного наследия страны просто колоссальная. Ее расположение также символично. Находится Большая мечеть Омейядов в Дамаске - старейшем городе Сирии.

Исторические предпосылки

Мечеть Омейядов располагается в столице Сирии - городе Дамаске. Археологи утверждают, что этому городу около 10000 лет. Во всем мире древнее Дамаска существует только один город - Иерихон в Палестине. Дамаск представляет собой крупнейший религиозный центр всего Леванта, а его изюминкой по праву является Мечеть Омейядов. Левант - это обобщенное название для всех стран восточного направления Средиземноморья, таких как Турция, Иордания, Ливан, Сирия, Египет, Палестина и др.

После посещения Дамаска апостолом Павлом в городе появилось новое религиозное течение - христианство. И то, что о Дамаске несколько раз упоминается в Библии, также неслучайно. Конец XI века стал судьбоносным для города. Его покорил царь Израильского государства Давид. Постепенно арамейские племена на этой территории начали основание нового царства, в состав которого тогда входила Палестина. В 333 году до н.э. Дамаск захватила армия Александра Македонского, а в 66 году - римская армия, после чего он стал провинцией Сирии.

Мечеть Омейядов (Дамаск). Хроники

На месте постройки мечети в арамейскую эру (приблизительно 3 тыс. лет назад) располагался Храм Хадада, в котором арамейцы проводили богослужения. Хроники свидетельствуют, что на их языке разговаривал сам Иисус Христос. Об этом свидетельствуют раскопки, благодаря которым в северо-восточном углу Большой мечети были найдены базальтовые стелы с изображением сфинкса. В последующую римскую эпоху на этом же месте возвышался Храм Юпитера. В эпоху Византии по приказу императора Феодосия языческий храм был разрушен и на его месте была построена церковь Св. Захарии, которую позже переименовали в храм Иоанна Крестителя.

Примечательно, что эта церковь была прибежищем не только для христиан, но также и для мусульман. На протяжении 70 лет в церкви проводились богослужения для двух конфессий одновременно. Поэтому, когда арабы в 636 году завоевали Дамаск, они не тронули это сооружение. Более того, мусульмане соорудили небольшую кирпичную пристройку к храму с южной стороны.

Строительство мечети

Когда на престол взошел Омейядский халиф Аль-Валид I, было принято решение выкупить церковь у христиан. Затем ее разрушили и на ее месте построили существующую мечеть. Халиф Аль-Валид I задумал сотворить основное культовое сооружение для мусульман. Он хотел, чтобы здание отличалось особой архитектурной красотой от всех христианских построек. Дело в том, что в Сирии находились христианские церкви, выгодно отличавшиеся красотой и великолепием. Халиф хотел, чтобы построенная им мечеть привлекала к себе больше внимания, поэтому она должна была стать еще красивей. Его замыслы реализовывали лучшие архитекторы и мастера из Магриба, Индии, Рима и Персии. На постройку мечети были потрачены все средства, находившиеся в то время в государственной казне. Византийский император, а также некоторые мусульманские правители внесли свой вклад в постройку мечети. Они предоставили множество мозаик и драгоценных камней.

Архитектура строения

Большая мечеть Дамаска или Мечеть Омейядов скрывается от суеты большого города за массивными стенами. По левую сторону от входа можно увидеть огромную деревянную повозку на колесах внушительных размеров. Ходят слухи, что это сохранившаяся еще со времен Древнего Рима. Хотя некоторые считают, что эта повозка представляла собой устройство для тарана во время штурма Дамаска, оставленное Тамерланом.

За воротами мечети открывается просторный внутренний двор, выложенный мраморными черно-белыми плитами. Стены сделаны из оникса. Со всех сторон двор окружен колоннадой в форме прямоугольника 125 метров в длину и 50 метров в ширину. Войти в Мечеть Омейядов можно с четырех сторон через ворота. Молельный зал занимает одну сторону, по периметру двор окружен расписной сводчатой галереей, богато украшенной изображениями райских садов и золотой мозаикой. В самом центре двора располагается бассейн для омовения и фонтан.

Пророчество башни

Особую ценность представляют собой минареты, которые сохранились практически в первозданном виде. В 1488 году была произведена их частичная реставрация. Минарет, расположенный в юго-восточном направлении, посвящен пророку Ису (Иисусу) и носит его имя. Минарет выглядит как четырехугольная башня, по виду напоминающая карандаш. особенно славится Мечеть Омейядов.

Пророчество башни гласит, что перед Страшным судом во втором пришествии по этому минарету спустится Иисус Христос. Когда Он войдет в мечеть, то воскресит пророка Яхью. Потом оба они направятся в Иерусалим для установления справедливости на Земле. Именно поэтому каждый день на место, куда якобы ступит нога Спасителя, стелют новый ковер. Напротив минарета Иисуса расположен минарет Невесты или аль-Арук. На западной стороне находится минарет аль-Гарбия, который был построен в XV веке.

Внутреннее убранство мечети

Фасад внутреннего двора мечети облицован разноцветным мрамором. Некоторые участки декорированы мозаикой и покрыты позолотой. Достаточно долго всю эту красоту скрывал плотный слой штукатурки, и только в 1927 году благодаря умелым реставраторам она стала доступна для созерцания.

Интерьер мечети не менее прекрасен. Стены инкрустированы мрамором, а на полах простираются ковры. Всего их насчитывается более пяти тысяч. Молитвенный зал имеет внушительные размеры. Его длина 136 метров, а ширина - 37 метров. Весь он покрыт деревянным настилом, по его периметру возвышаются коринфские колонны. Центр зала занимают четыре расписные колонны, поддерживающие огромный купол. Особую ценность представляют собой росписи и мозаика на колоннах.

Усыпальница Яхьи

Южную сторону молельного зала занимают четыре михраба. Одна из главных святынь мечети - усыпальница Хусейна ибн Али, который по легенде был внуком пророка Мухаммеда, находится в восточной стороне двора. Вход к реликвии скрыт за маленькими дверями в глубине двора. Усыпальница находится в часовне Хусейна. Согласно легенде, внук пророка был убит в битве при Кербеле в 681 году. Отсеченную голову Хусейна преподнесли правителю Сирии, который распорядился повесить ее на том самом месте, где когда-то висела голова Иоанна Крестителя по приказу царя Ирода. Легенда гласит, что птицы после этого начали издавать печальные трели и все жители без устали плакали. Тогда правитель раскаялся и отдал приказ заключить голову в золотую гробницу и поместить ее в склеп, который позже оказался в мечети. Мусульмане утверждают, что в усыпальнице также находятся которые он обрезал, когда в последний раз посещал Мекку.

Гробница Иоанна Крестителя

Также в молитвенном зале находится усыпальница с головой Иоанна Предтечи. Когда закладывался фундамент мечети, строителями была обнаружена могила. По словам сирийских христиан, это было захоронение Иоанна Крестителя. Халиф Ибн Валида отдал приказ оставить могилу на прежнем месте. Таким образом она оказалась в самом центре молитвенного зала. Белая мраморная гробница окружена нишами из зеленого стекла, через которые можно положить записку пророку Яхье или преподнести ему дар. По словам архимандрита Александра Елисова, в гробнице находится только часть головы Иоанна Крестителя. Остальные части мощей скрываются в Афоне, Амьене и в храме Папы Сильвестра в Риме.

К северной части мечети примыкает небольшой сад, в котором находится гробница Салах-ад-Дина.

Испытания

Как и любая другая святыня, Мечеть Омейядов прошла через множество испытаний. Отдельные части ее несколько раз горели. Пострадала мечеть также и от стихийных бедствий. В 1176, 1200 и 1759 годах на город обрушались сильнейшие землетрясения. После окончания правления династии Омейядов на Сирию несколько раз совершали опустошительные набеги монголы, сельджуки и османы. Несмотря на все трудности, единственным сооружением, которое быстро восставливалось и радовало своих прихожан, была Мечеть Омейядов. Сирия по сей день гордится нерушимой силой этого уникального памятника культуры.

Правила нахождения в мечети

Мечеть Омейядов (Дамаск) - гостеприимное место для людей любого вероисповедания. Прихожане в ее стенах не чувствуют себя ущемленными, наоборот, они ведут себя достаточно раскованно. Здесь можно увидеть тех, кто совершает намаз, тех, кто читает Священные Писания. Здесь можно просто сидеть и наслаждаться святостью этого места, можно даже лежать. Иногда можно встретить даже спящих людей. Служители мечети ко всем относятся демократично, никого не выгоняют и не осуждают. Дети очень любят кататься по мраморному отполированному до блеска полу. Туристы за небольшую плату могут посетить Мечеть Омейядов (Сирия) в любой день кроме пятницы. При входе в мечеть следует снять обувь. Ее можно отдать на хранение служителям за дополнительную плату или носить с собой. Для женщин предусмотрена специальная одежда в виде черных накидок, которая также выдается при входе. Следует учитывать, что в Сирии практически всегда очень жарко, поэтому в мечети порой раскаляется до предела. Босиком по такой поверхности практически невозможно передвигаться, поэтому лучше захватить с собой носки.

Мусульмане со всего мира стремятся хоть раз посетить Мечеть Омейядов (Сирия). В Дамаске это наиболее людное место.