Собор Святого Петра – главный храм Ватикана. Ватикан - площадь ватикана, собор святого петра, папские сады Площадь перед собором

Площадь Святого Петра в Риме (Рим, Италия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Площадь Святого Петра в Ватикане (Пьяцца-Сан-Пьетро) раскинулась в виде двух полукружий перед одной из главных католических святынь - собором Святого Петра . Она была сооружена в середине 17 века по проекту Джованни Бернини - великого итальянского архитектора и скульптора.

Именно на Пьяцца-Сан-Пьетро собираются тысячи католиков со всего мира для того, чтобы вживую услышать выступление Папы Римского. Это также излюбленное место тех туристов, которые трепетно относятся к истории и культуре.

Увидеть Папу своими глазами (и даже услышать своими ушами) можно каждую среду в 11 утра: именно в этот время он традиционно читает проповедь своей пастве. Все действо транслируется на два больших экрана, так что не бойтесь что-то пропустить.

Площадь обрамляется полукруглыми колоннадами тосканского ордена. В самом «сердце» площади установлен египетский обелиск, который был доставлен в Рим из африканской страны скандально и печально известным Калигулой (к слову, император придерживался древнеримской религии и верил в существование различных божеств). Обелиск одновременно выполняет роль гномона - древнейшего астрономического инструмента.

Площадь Святого Петра

Между прочим, обелиск на площади Святого Петра является единственным, который простоял до эпохи Возрождения в неизменном виде, так как римляне считали, что на его вершине хранится прах Гая Юлия Цезаря.

Примечателен тот факт, что площадь Святого Петра от Рима отделяет тонкая белая линия, начертанная прямо по брусчатке. Как правило, никто не обращает на нее внимание, а зря: это самая что ни на есть государственная граница.

Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О месте захоронения упоминается около 200 года в письме одного римского христианского священника, Гайя.

Это письмо цитирует Евсевий Памфил в своей «Церковной истории»: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь» (2. 25. 7; имеются в виду захоронения апостолов Петра и Павла; это именуется «Трофей Гайя»). Во второй половине II столетия над этим местом был установлен небольшой памятник, который и является центром собора.

Последующие столетия вносили свои реконструкции во все архитектурное обустройство пространства вокруг этого памятника. Когда во времена императора Константина на этом месте было решено возвести церковь, засыпали древний некрополь под памятником Петра (320 г.). Вскоре была построена базилика, которую освятил папа Сильвестр I, как считается, в 326 году.

Мы опустим рассказ о более чем тысячелетней истории перестройки церкви и перенесемся в эпоху Микеланджело, когда на этом месте был воздвигнут Собор св. Петра.


Кликабельно 1920 рх , взял себе на обои …

Нужно заметить, что вся истории строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста Греческий крест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.]. Причем, как свидетельствует история, значимые проекты строительства собора, которое велось, к слову сказать, 160 лет, в том, что касается лежащей в его основе фигуры креста – греческого или латинского, — чередовались в шахматном порядке.

И конечно, такие «качания» в самом что ни на есть принципиальном вопросе дизайна, как мы теперь сказали бы, не могли не тормозить общее строительство. Даже беглый взгляд на эти планы дает представление о том, что решение этого ключевого вопроса являлось первостепенным для всех остальных проблем, связанных с трактовкой и декором пространства. Для ясности представления о периодичности смен архитектурных решений мы помещаем в левой части полосы архитектурные планы, в основе которых греческий крест, и с правой — с латинский.

Когда в начале XVI столетия папа Юлий II (понтификат: 1503 — 1513) на месте старой базилики решил построить новый огромный собор, он пригласил для этой работы в качестве архитектора Браманте. Браманте начал с того, что сломал половину старой базилики (теперь мы можем судить о ней по сохранившейся фреске школы Рафаэля).

Официальная дата закладки Собора — 18 апреля 1506 года. Браманте «приступил к работе, — пишет Вазари в биографии архитектора, — с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте, искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и окрашенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусством и талантом стольких доблестных мастеров. С обычной быстротой он заложил фундамент и до смерти папы и своей собственной равномерно довел строительство до высоты карниза под арками всех четырех столбов и вывел самые арки с величайшей быстротой и искусством.

Вывел он также и свод главной капеллы с нишей и в то же время начал строить и капеллу, именуемую капеллой французского короля». Сорок лет спустя Микеланджело в одном из писем воздаст должное проекту Браманте (хотя к самому архитектору он питал сложные чувства): «Нельзя отрицать, что Браманте был силен в архитектуре, как никто другой со времен древних и до наших дней. Он оставил первый план Санто Пьетро, не запутанный и простой светлый и со всех сторон обособленный, так что он ничему во дворце не мешал. И почитался он вещью прекрасной, как это и сейчас всем очевидно. Поэтому всякий, кто отклонился от названного решения Браманте, как это сделал Сангалло, отклонился от истины». (На этом сейчас прервем цитирование и возвратимся к нему ниже, когда речь пойдет о проекте Сангалло).

Браманте руководил строительством Собора с 1506 до своей смерти в 1514 году. Перечисленное Вазари, хотя и кажется весьма значительным, но пропорционально собору в целом, каков он теперь, это количественно не так много. После смерти Браманте его детище подверглось множеству перестроек. В 1514 году руководителем строительства Собора был назначен — уже папой Львом X (понтификат: 1513 — 1521) — Рафаэль. С июля 1515 он становится главным архитектором собора.

В этой должности он оставался пять лет, до своей смерти (1520). Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественную завершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длинным центральным нефом (форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительной с художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической), ему пришлось существенно изменить проект Браманте. Рафаэлевский план, однако, остался только на бумаге.

После смерти Рафаэля работами руководил сиенский художник и архитектор Балдассаре Перуцци. Он приехал в Рим в 1503 и в то время находился в окружении Браманте. Примечательно, что почти все сохранившиеся рисунки с ранними проектами Собора принадлежат именно Перуцци, но представляют архитектурные идеи Браманте. Став во главе работ по строительству Собора, он вернулся к разработке плана по типу греческого креста.

При папе Павле III (понтификат: 1534 1549) руководителем работ строительству был назначен Антонио да Сангалло Младший. Сохранился его деревянный макет Собора (736см x 602см, и 468см в высоту; он был отреставрирован в 1994 году, но не выставлялся для широкой публики). Как и предыдущие архитекторы, Сангалло занимал этот пост до своей смерти (1546).

Здесь уместно продолжить цитирование письма Микеланджело с того места, где мы остановились: Сангалло «благодаря тому закруглению, которое делает снаружи, прежде всего, лишает план Браманте всех источников света. И не только это. Он и сам по себе не предусматривает никакого источника света.

У него между верхом и низом столько темных закоулков представляющих великие удобства для бесконечного количества бесчинств, как то: для укрывательства людей, преследуемых законом, для производства фальшивых монет, для оплодотворения монахинь и других бесчинств – что по вечерам, когда церковь нужно запирать, потребовалось бы двадцать пять человек для разыскивания спрятавшихся в ней злоумышленников, да и найти их можно было бы с трудом».

В 1546 Антонио да Сангалло Младший умер. Теперь всеми работами стал руководить Микеланджело. Он всячески отказывался от этого, говоря, что архитектура не его дело (вспомните, он и живопись считал не своим делом и неохотно поначалу согласился взяться за роспись потолка Сикстинской капеллы). Вазари посвящает этой истории яркий рассказ в биографии Микеланджело. В тот год Микеланджело было 72 года. Он возглавлял работами до самой своей смерти в 1564, то есть 18 лет. Микеланджело вновь возвращается к фигуре греческого креста.

Но на Микеланджело колебания в выборе основного пана Собора не закончились. Нужно было дождаться прихода Карло Мадерно, чтобы собор св. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. В 1605 папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики, снести недостроенный фасад и удлинить неф. Таким образом, в основе пана собора опять оказался латинский крест.

Теперешний фасад о и портик Собора — творение Карло Мадерно. 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII освятил собор.

Но вернемся к Микеланджело. Именно он спроектировал тот купол, который, в конце концов, увенчал Собор. Задуман купол был еще Браманте. Но к моменту его смерти закончены были только пилястры и соединяющие их арки.

Все восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. В качестве модели Микеланджело остановился на куполе Флорентийского собора, сооруженном Брунеллески. При этом он укрепил колонны, считая, что они были слабы. По свидетельству Вазари, «он их частично расширил, пристроив сбоку две витые или винтовые лестницы с пологими ступеньками, по которым вьючные животные доставляли материалы до самого верха, а также и люди могут подниматься по ним верхом на лошади до верхнего уровня». Это интересная деталь, хотя бы до некоторой степени проясняющая вопросы инженерного решения постройки этого уникального по своим масштабам здания.

Хотя Микеланджело и спроектировал купол, но увидеть собор завершенным ему не суждено было. Он успел возвести лишь барабан для купола. Круглый свод был закончен лишь в 1590. В венчающем купол так называемом глазе помещена надпись, прославляющая папу Сикста V, в последний год понтификата которого было завершено строительство собора св. Петра. Высота купола до верхушки креста 136,57 м, его внутренний диаметр – 42,56 м.

Можно подвести итог: удлинение нефа, вызывавшее множество обсуждений и споров, нарушило гармонию первоначального проекта Браманте. Однако церковь в виде латинского креста больше соответствовала римской традиции.

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытыми фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся виа к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Святые ворота. Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина - 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла».

Рельефы крайнего левого портала - «Врат смерти» - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.

Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Правый неф. В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой - надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе - введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.

Надгробие Александра VII работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Интересные факты

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонарроти выполненная незадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.

Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство[источник?] христианских храмов.

Крупнейшая в мире христианская церковь - базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро - возведена по образцу Собора Святого Петра.

При Соборе Святого Петра работала собственная мозаичная мастерская. В 1803 году папой Пием VII художник Винченцо Камуччини был назначен директором этой мозаичной мастерской.

В фильме 2012 показано, как во время католической молитвы о конце света, читаемой Папой Римским, Собор рушится на части и хоронит под своими обломками сотни тысяч человек, в том числе итальянского премьер-министра с его семьёй.

Джованни Паоло Панини → Собор св Петра в Риме. 1731

можно посмотреть много удивительных картин этого художника.

Ватикан (латинское название Status Civitatis Vaticanæ, итальянское - Stato della Citta del Vaticano) является независимым государством. В источниках также встречается название Государство-город Ватикан. Это самое маленькое официально признанное государство в мире. В международном праве Ватикан носит статус вспомогательной суверенной территории Святого Престола и резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви.

Многие по ошибки считают Ватикан неким зданием. Однако это неверно. Ватикан представляет собой обособленную территорию, на которой расположены Собор Святого Петра, большая центральная площадь Святого Петра, Сикстинская капелла, папские сады и комплекс сооружений, состоящий из музеев, дворцов, домов, административных и хозяйственных зданий. Кроме того на территории государства Ватикан имеется вертолетная площадка, собственная Ватиканская или, как её ещё называют, папская почта, несколько заправок, самая старая в мире аптека, пожарная станция, библиотека, супермаркет и даже самая короткая железная дорога в мире.

Все это огорожено Ватикаской стеной. С внешней стороны стена больше похожа на жилые дома, возможно, потому что дома стоят вплотную к стене, а может быть и потому что стена и есть эти дома. Общая длина стены и соответственно государственная граница Ватикана составляет всего 3,2 километра. Представляете себе, какое это карликовое государство!

Территориально государство расположено в Риме, поэтому представляет собой как бы государство в государстве, город в городе. Находится на Ватиканском холме в северо-западной части Рима, в нескольких сотнях метров от реки Тибр. Для посещения Ватикана не нужно дополнительно получать каких-либо специальных виз или разрешений. Если вы находитесь в Риме, то спокойно можете посетить и Ватикан. Конечно, в сады и на территории папских владений вас не пропустят, а вот зайти в Собор Святого Петра или прогуляться по крупнейшему музейному комплексу мира, который образуют дворцы Ватикана вполне реально.

Жители Ватикана имеют и соответствующее Ватиканское гражданство. Правильнее будет сказать, они имеют двойное гражданство - Ватикана и своё, откуда они родом. Получить Ватиканское гражданство довольно сложно, простому человеку даже невозможно, поскольку гражданство Ватикана получают только наивысшие чины католической церкви из окружения папы. Даже официальные жители Ватикана не все имеют гражданство.

Главный Собор Ватикана величественно возвышается над государством. Его видно из многих точек Рима.

Комплекс строений Ватикана, которые мы можем видеть с площади Святого Петра, имеет красивейшую архитектуру с фигурами и узорами из лепнины.

Площадь Святого Петра

Приехав в Ватикан первое, куда вы попадаете это на Площадь Святого Петра, её еще называют Пьяцца Сан Пьетро (итальянское название Piazza San Pietro). Площадь является самой большой и центральной площадью не только Ватикана, но и всего Рима.

Эта площадь грандиозных размеров в виде двух симметричных полукружий. По периметру с двух сторон площадь обрамлена полукруглыми колоннадами тосканского ордена, спроектированными самим Джованни Бернини.

В центре площадь украшает памятник архитектуры и истории высоченный двадцатипятиметровый египетский обелиск.

На площади проходят службы и церемонии. Участие во многих из которых принимает сам глава всей католической церкви - Папа Римский.

Во время служений на площади расставляют стулья, а вход на площадь строго через охрану и металлоискатели.

Здесь, на центральной католической площади мира собираются толпы верующих, чтобы слушать выступления понтифика. И мы не обошли это зрелище стороной, попали на одно из служений в воскресный день. Народу всех возрастов собралось просто тьма, было не протолкнуться.

Процессия службы

Центральным и самым красивым зданием площади является Собор Святого Петра или Базилика Святого Петра (латинское название Basilica Sancti Petri, итальянское - Basilica di San Pietro). Это главный католический собор мира, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, а также крупнейшая историческая христианская церковь в мире.

Собор является великим и значимым памятником архитектуры и истории эпохи Возрождения. Над его созданием трудились величайшие мастера всех времен - Рафаэль, Микеланджело, Браманте и Бернини.

Собор св. Петра был официально признан величайшим творением мировой архитектуры.

После того, как вы посетите площадь Святого Петра, перед вами предстает прекраснейшая Базилика св. Петра. Собор находится прямо на площади, являясь самым красивым и основным сооружением площади. Именно сюда ежегодно стекаются тысячи туристов и паломников.

Вход в Собор здесь же, справа на площади. Чтобы попасть внутрь Храма, нужно отстоять большую очередь, порой очередь огибает всю площадь. Но переживать не стоит, очередь движется довольно быстро. Мы, несмотря на большую толпу народа, стояли всего 15 минут. При входе в Собор вы проходите через металлоискатель и охрану, охрана не пропускает людей с оголенными плечами, что мужчин, что женщин. Так уж заведено, вход в католический храм только с закрытыми плечами. При нас, нескольких молодых людей в майках развернули обратно. Я тоже была в майке, но нас вовремя предупредили люди стоящие вместе с нами в очереди и мы в ближайшем магазине купили платок.

На площади снуют представители турфирм и предлагают за деньги - 20-25 евро провести вас в храм и музеи без очереди. Обман конечно, рассчитанный на неосведомленного туриста. Вход в собор и музеи и так бесплатный, народу хоть и кажется много, но очередь движется быстро. Так что не стоит платить им деньги.

Собор Святого Петра огромный и величественный, с множеством залов богатого оформления, украшенных узорами мозаики, лепниной, позолотой и полукруглыми высоченными сводами. Зайдя внутрь от всего увиденного просто дух захватывает, описать то, что при этом ощущаешь очень сложно. Это и восторженная радость, и восхищение, и удивлений, и некий трепет от личного прикосновения к одному из величайших творений человека, таящего в себе дух прошлых столетий. Это вам не по телевизору передачу смотреть…

В Базилике находится масса алтарей, надгробий и статуй, также присутствует множество замечательных произведений искусства.

За дополнительную плату можно подняться на Купол Собора Святого Петра. Для этого необходимо выйти из Собора и справой стороны будет вход на купол. Вход платный, можно подняться пешком, это стоит 8 Евро с человека или часть пути проехать на лифте, заплатив по 10 Евро с человека. Мы, конечно же, пошли пешком.

Обязательно поднимитесь на купол, оно того стоит!!!

Сначала подъем осуществляется по широкой и просторной лестнице. Затем выходишь на открытую террасу, часть пути пройдена. Сюда же прибывает и лифт. Дальше все идут пешком. Здесь же находится сувенирный магазин, в котором можно приобрести магнитики, скульптурки и прочие товары с символикой Ватикана.

Дальше, по винтовой лестнице огибающей купол, подъем осуществляется уже на сам купол Собора. Лестница становится всё уже и приобретает наклон, характерный для формы купола. И ты идешь сначала прямо, а потом приходится уже изгибаться.

Поднявшись под самый купол можно вблизи разглядеть свод купола украшенного росписью, а также посмотреть сверху на залы Собора, просто красота. Заметим, что купол Собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки увенчанной крестом, это самый высокий купол в мире.

Налюбовавшись архитектурой купола, выходим на открытую смотровую площадку.

Папские, Ватиканские сады

Вышли на смотровую площадку купола Собора Петра. И здесь взору открывается прекраснейшая панорама Папских, их еще называют Ватиканских садов.

Эти сады являются одними из самых охраняемых мест в мире. Это самые красивые сады Европы и место, где можно прекрасно отдохнуть, разумеется, только избранным))

На территории садов можно видеть много лужаек, фонтанов и зелени. Ну и конечно же резиденций и административных зданий. Только представьте, утром, когда солнце ещё не высоко и не так греет, папа или ещё кто неспешно прогуливается по аллейкам садов с чашечкой горячего ароматного кофе в руках, любуясь фонтанами, слушая, как журчит в них водица и поют птички, а вокруг тишина, покой и умиротворение…

Помимо садов с купола открывается не менее прекрасный вид на Рим

Мы долго высматривали трубу, из которой при выборе очередного монарха идет дым. В округе мы узрели лишь одну трубу. Думается это и есть та самая труба, из которой при выборе нового Папы, если собрание кардиналов приходит к единому мнению, идет дым от сжигаемых бюллетеней, говорящий о результатах голосования. Причем, если решение не принято, то цвет дыма черный, а если принято, и папа избран, то белый. Ведь голосование, тайная и закрытая процедура и только благодаря дыму можно узнать об избрании Папы.

Папская почта или почта Ватикана

На площади, справа от Собора Святого Петра находится почта Ватикана. Это одна из самых надежных и быстрых почт в мире. Срок доставки писем в любую точку мира составляет сутки.

Вы можете зайти на почту выбрать открытку и за дополнительную плату отправить своим друзьям или знакомым весточку из Ватикана. Почта доставляет около 8,5 миллионов писем и открыток ежегодно.

Также на почте осуществляется продажа памятных марок. Памятные марки выпускают по различным случаям - избрание нового папы, праздникам, в честь дня Ватикана, дня рождения папы Римского и прочим подобным мероприятиям. Продажа марок является основной и очень прибыльной деятельностью папской почты.

Сейчас мы немного расскажем о других местах, которые также находятся в Ватикане. Попасть внутрь нам естественно никто бы не дал, поэтому отсутствуют фотографии. Вход в эти места только по специальным пропускам, выдаваемым строго гражданам Ватикана и то не всем. Почему? Да потому что цены там обалдеть какие низкие, а качество обалдеть какое офигенное.

Аптека Ватикана

Аптека Ватикана является самой старой в мире и расположена возле ворот святой Анны. Именно в этой аптеке можно найти самые редкие медикаменты мира. Лекарства отпускаются по рецептам.

Поскольку в Ватикане нет налогов, то стоимость всех лекарств в аптеке на 12-25% ниже, чем в других аптеках Италии и Европы. Лекарства здесь продаются как бы по системе duty free.

Благодаря низким ценам и большому ассортименту редких и уникальных препаратов аптека очень популярна у жителей Рима, но получить разрешение на ее посещение лицам, не имеющим отношения к Ватикану непросто. Такое разрешение выдается только в том случае, если необходимого лекарства нет в аптеках Италии или другой стране Европы и у заявителя есть на него рецепт. Для получения разрешения на покупку лекарств в аптеке одного рецепта мало, необходимо также заполнить определенное заявление и, помимо рецепта, предъявить паспорт или другое удостоверение личности. Для высшего церковного духовенства и служащих Ватикана такого разрешения, разумеется, не требуется.

Супермаркет Ватикана

В Ватикане находится всего один супермаркет, зато какой. Качество товаров высокое, а цены намного ниже, чем в других магазинах Рима. Вот только право посещать и делать покупки в этом супермаркете имеют лишь люди, обладающие специальным пропуском DIRESCO, выдаваемым губернатором города.

Ватиканский торговый дом

Ватиканский торговый дом расположен в здании бывшего железнодорожного вокзала. Вход также ограничен. В торговом доме, по-нашему торговом центре, можно найти широкий ассортимент товаров электроники и дорогих часов. Как и в супермаркете, все товары торгового дома дешевле на 20-40% чем за территорией Ватикана.

Автозаправки в Ватикане

На территории Ватикана расположено несколько автозаправочных станций. Думаю, вы уже сами догадались, что воспользоваться ими могут только приближенные к Папе особы со специальным разрешением, а цены на топливо на 30-35% дешевле, чем во всей Италии.

В этот раз попасть в музеи Ватикана нам не удалось, к вечеру уже устали. В следующий раз обязательно посетим все музеи и расскажем про них на страницах данного блога. Если вы планируете свое путешествие в Рим, то выделите на Ватикан пару дней. Поскольку он настолько красив и необычен, что одного дня для восприятия будем недостаточно, а бегать, лишь бы всё успеть, согласитесь, не самая удачная идея.

Март 7, 2019

Базилика ди Сан Пьетро (Basilica di San Pietro) – именно так на языке Данте звучит название одной из самых первых христианских церквей. Собор Святого Петра в Ватикане расположен в историческом центре Рима, на территории одного из самых маленьких государств. Ежегодно тысячи паломников и туристов с разных уголков планеты приезжают в Вечный город, чтобы воочию увидеть это великолепное сооружение, которое хранит множество религиозных святынь и знаменитых произведений искусства.

Однако являясь центром католицизма и символом Ватикана, самая большая церковь в мире используется лишь как церемониальный центр при проведении папских богослужений только по особым датам: на католическое Рождество и Пасху, при оправлении обрядов в Страстную неделю, а также при провозглашении очередных понтификов, канонизации новых святых, открытии и закрытии Юбилейного года.

Строительство нынешней базилики Святого Петра было начато в 1506г. при Папе Юлии II (Джулиано дела Ровере, 1443-1513) на месте старой церкви, возведенной римским императором Константином Великим в IV веке.

Константиновская базилика

Точная хронология строительства древней палеохристианской церкви неизвестна, однако согласно приведенных в Liber Pontificalis (Книга Понтификов) сведений, историками установлено, что она была возведена императором Константином во время понтификата Сильвестра Первого (314-335). Работы, предположительно, начались между 319 и 326 гг. на месте старого цирка Нерона. Здесь, помимо всевозможных состязаний, император Нерон с особой жестокостью казнил первых уверовавших в Спасителя христиан.

Некоторые историки предполагают, что именно на этом месте, у подножия Ватиканского холма, в 64 г.н.э. был распят апостол Петр – ученик и последователь Иисуса Христа. Захоронение христианского мученика, отмеченное скромной надгробной плитой, в течение следующих двухсот лет стало местом массового, но тайного паломничества. В IV веке н.э. по указу Константина Великого (первого из императоров, прекратившего всяческие гонения на христиан) здесь была построена базилика, названная именем Святого Петра.

На протяжении двенадцати столетий базилика Константина являлась главным центром паломничества христиан Рима. Лишь в конце XIV века церковь вместе с Ватиканским комплексом зданий стала резиденцией понтификов и была обогащена многими произведениями искусства.

Интерьер Константиновской базилики на фреске Рафаэля «Пожертвование Рима» в зале Константина в Музеях Ватикана

Взошедший на папский престол в марте 1447 года Николай V (Томазо Парентучелли, 1397-1455) решил частично реконструировать Ватиканский дворец и обветшавшую Константиновскую базилику Святого Петра. В 1452г., проконсультировавшись с архитектором Леоне Баттиста Альберти, он поручил Бернардо Росселино разработать проект, который сохранял бы важное древнее наследие. Однако смерть понтифика прервала начавшиеся работы на длительное время.

Возможно Вас заинтересует:

Архитекторы Собора Святого Петра

В начале XVI века папой Юлием II было принято решение о сносе старой церкви, чтобы освободить место для нового, грандиозного по своим масштабам здания. Его строительство было начато 18 апреля 1506 года по проекту (Донато Анджело ди Паскуччо, 1444-1514) и закончилось более полутора столетий спустя. По замыслу итальянского архитектора оно должно было представлять собой величественное сооружение, которое могло бы не только вмещать большое количество прихожан, но и подчеркнуть могущество Церкви. За гигантизм представленного проекта, разрушение и уничтожение почтенного палеохрестианского храма, Браманте дали издевательское прозвище «Maestro ruinante», т.е. Мастер разрушений. Кроме этого, в 1507 году возник грандиозный скандал в связи с раздачей Папой Юлием II индульгенций тем, кто жертвовал денежные средства на новое строительство.

В своем проекте Браманте взял за основу греческий крест в плане, в центральной части которого предполагалось построить купол, поддерживаемый четырьмя гигантскими колоннами. Возведение стен началось вскоре после утверждения проекта, однако уже через несколько лет работы были приостановлены в связи с кончиной папы Юлия II, а через год и самого архитектора.

Проекты собора Святого Петра в плане

С 1514 года проект по возведению базилики возглавил Рафаэль Санти совместно с Джулиано да Сангалло и Джованни Монсиньори, более известного как Фра Джокондо. Рафаэль предложил удлинить одну из сторон сооружения, тем самым приблизив его форму к более традиционной форме латинского креста. Позже, после смерти Рафаэля в 1520 г., пост главного архитектора занял Антонио да Сангалло-младший, а руководство строительными работами было возложено на Бальдассаре Перуцци. Тем не менее, несмотря на большое количество именитых скульпторов и архитекторов, принимавших участие в разработке проекта новой базилики, работа не двигалась – каждый из них предлагал свой, считая его лучшим. Строительство возобновилось лишь в 1538г., которое продолжалось вплоть до смерти Антонио да Сангалло в 1546-м.

Слева направо: Донато Брамантэ, Рафаэль Санти, Бальдассарэ Перуцци, Джулиано да Сангалло, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонарроти, Карло Мадерно

С 1546 года должность главного архитектора занял семидесятилетний Микеланджело Буонарроти. Он решил вернуться к проекту Браманте с большим центральным куполом. Руководствуясь опытом Филиппо Брунеллески, создавшим невероятную купольную конструкцию Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Микеланджело сумел спроектировать еще более внушительное сооружение. В отличие от восьмигранного купола Брунеллески, конструкция Микеланджело имела более изящную форму, так как в ее основе лежит шестнадцать граней. К сожалению, увидеть результат своей работы Микеланджело так и не удалось. В 1564г., после смерти мастера, продолжение строительства возложили на архитектора Джакомо делла Порта (1533-1602), который завершил сооружение купола Микеланджело.

Внутренний вид купола в Соборе Святого Петра

В 1603 году, после ухода из жизни Джакомо делла Порта, новым руководителем работ по возведению базилики Папа Климент VIII назначил Карло Мадерно (1556-1629). Он приходился племянником известному архитектору Доменико Фонтана и к тому времени зарекомендовал себя как подающий большие надежды динамичный мастер. Мадерно, используя предварительные эскизы Микеланджело, спроектировал фасад грандиозного здания. Тем не менее, его работа всегда подвергалась серьезной критике. Дело в том, что удлиненный неф базилики и, как следствие, вынесенный вперед ее гигантский фасад высотой более 45 метров, скрывали потрясающий купол, и всю красоту новой церкви можно было увидеть только издали.

Строительство нового собора Святого Петра было закончено в 1626 году – 18 ноября папа Урбан VIII (Маффео Винченцо Барберини, 1568-1644) освятил самую большую католическую церковь в мире, размеры которой поражают до сих пор – при длине 220 метров, ее высота вместе с куполом составляет более 136 метров, а при проведении богослужений, она вмещает более 20тыс. верующих.

На что обратить внимание при посещении

Собор Святого Петра в Риме поражает воображение каждого, кто впервые переступает порог этого грандиозного сооружения. Под сводами главного христианского храма находятся бесценные произведения искусства, которые стремятся увидеть приезжающие со всего мира путешественники, туристы и паломники. Однако, ограниченные во времени, многие не успевают в полной мере насладиться многовековым наследием прошлого. В этом коротком разделе статьи наш сайт сайт предлагает ознакомиться с некоторыми шедеврами, на которые стоит обратить внимание при посещении базилики в первую очередь.

Пьета Микеланджело

Пожалуй, одним из самых знаменитых произведений искусства, находящихся в базилике Святого Петра, является скульптурная композиция Пьета, выполненная выдающимся художником, архитектором и скульптором эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. В переводе с итальянского «пьета» означает «жалость, сострадание», и является термином, использующимся в изобразительном искусстве для обозначения сцены оплакивания Иисуса Христа его матерью.

Скульптура была изготовлена Микеланджело в 1499 году, когда ему было всего 25 лет, и которая принесла молодому мастеру невиданную популярность и признание. О нем заговорили не только в Италии, но и далеко за ее пределами. Многочисленные копии шедевра сегодня можно встретить во многих храмах, музеях мира и частных коллекциях. Скульптура установлена в первой от входа часовне в правом нефе собора Святого Петра и защищена стеклом.

Капелла Святого Себастьяна

В правом нефе базилики расположена еще одна примечательная часовня, посвященная Святому Себастьяну. Здесь расположена гробница Папы Римского Иоанна Павла II, занимавшего Священный Престол в период с 1976 по 2005 год.

В 2011 году, после проведения обряда беатификации, тело понтифика из Священных Грот Ватикана было перенесено в капеллу Святого Себастьяна. В правой части капеллы установлена мемориальная скульптура Папы Пия XI – основателя Ватикана. Именно в период его понтификата, согласно Латеранских соглашений, были определены границы государства Ватикан.

Балдахин Бернини

Непосредственно под куполом базилики находится громадный бронзовый навес (иначе называемый киворием или балдахином), располагающийся над главным алтарем собора Святого Петра. Разработанный по заказу папы Урбана VIII он монументальным образом должен был обозначить место захоронения апостола Петра.

Работа над его возведением началась в июле 1624 года и продолжалась почти десять лет. Это 29-метровое сооружение является настоящим шедевром – балдахин из позолоченной бронзы опирается на четыре 20-ти метровые спиралевидные колонны, покоящиеся на высоких, почти в человеческий рост, каменных основаниях. Долгое время считалось, что используемая для литья бронза была изъята с купола древнего Пантеона, однако это не так – ее доставили из Венеции, а бронзовое покрытие Храма Всех Богов послужило для отливки 80 пушек замка Святого Ангела.

Соломоновы колонны

Колонны балдахина над главным алтарем базилики Святого Петра имитируют форму мраморных Соломоновых колонн. В IV веке император Константин привез в Рим несколько колонн, взятых им, как считается, из второго Храма Соломона, существовавшего на Храмовой горе в Иерусалиме между 586г. до н.э. и 70г. н.э. Они являлись частью интерьера старой базилики Константина и использовались как пергула (разделительная структура пространства храма). Создавая внутреннее убранство нового собора Святого Петра в Риме, Бернини разместил их в нишах четырех больших пилонов церкви.

Кафедра

В центральной апсиде базилики за главным алтарем можно увидеть еще один шедевр Джованни Лоренцо Бернини – кафедру Святого Петра, изготовленную из бронзы и являющуюся ценным реликварием. Внутри грандиозной алтарной композиции хранится одна из главных реликвий собора – оригинальный деревянный трон Первого Папы Римского апостола Петра. Его передал в дар Папе Иоанну VIII король франков Карл II по случаю своего коронования 25 декабря 875года.

Работа представляет собой сложную скульптуру, центральным элементом которой является Трон Петра. Парящий в воздухе, его как бы поддерживают расположенные внизу трона монументальные фигуры великих церковных деятелей, чьи труды повлияли на формирование и развитие Церкви: святых Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского и Святого Августина.

Бронзовая статуя Апостола Петра

В последнем пилоне центрального нефа находится знаменитая бронзовая статуя Святого Петра, выполненная итальянским скульптором и архитектором Арнольфо ди Камбио (1245-1310). Древняя скульптура изображает восседающего на троне апостола, который своей правой рукой благословляет верующих, а левой держит ключ от Царства Небесного. Паломники, посещающие церковь, относятся к ней с особым почитанием – согласно поверью, считается, что если коснуться его правой ноги и с верой просить исполнения задуманного желания, то оно непременно сбудется. За многие годы правая ступня настолько истерлась, что на ней уже неразличимы пальцы ноги статуи.

Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти

Алтарь Преображения Христова, расположенный в левом нефе, украшен великолепной мозаикой, выполненной по знаменитой картине Рафаэля, являвшейся одной из последних работ художника. На сегодняшний день, сам оригинал картины находится в Музеях Ватикана.

В нашей короткой статье, конечно же, невозможно описать все, что нужно посмотреть в соборе Святого Петра в Ватикане и описать его великолепие. Наш сайт сайт предлагает читателям посмотреть демонстрировавшийся на телеканале «Культура» фильм, отснятый немецкими кинематографистами, где рассказывается об истории базилики, государстве Ватикан, а также о находящихся на его территории уникальных произведениях искусства.


Часы работы и правила посещения

В летний период – с апреля по сентябрь включительно, базилика открыта ежедневно с 07:00 до 19:00. С октября по март – с 07:00 до 18:00. Каждую среду, во время проведения понтификом общей аудиенции на площади, собор в утренние часы закрыт.

  • Запрещено проносить с собой крупногабаритные сумки и рюкзаки, режуще-колющие предметы, взрывоопасные и легковоспламеняющиеся жидкости. На входе производится досмотр.
  • При посещении рекомендуется не облачаться в вызывающие неприятие у окружающих фривольные одежды. В частности, чтобы не нарушать церковные каноны и не оскорблять чувств верующих, женщинам следует прикрывать обнаженные плечи шалью или любой другой одеждой.
  • Фотографирование в храме не запрещено, однако при этом не следует пользоваться фотовспышкой.

Купол

Посещение обзорной площадки купола собора пешком (551 ступенька!) возможно ежедневно с 08:00 до 18:00 в период с апреля по октябрь, и с 08:00 до 16:45 с октября по март. Стоимость билета составляет 8 евро.
Подняться на купол можно, также, на лифте, который доставит до обзорной площадки открытой террасы. Стоимость услуги – 10 евро.

Гроты Ватикана

Ватиканские гроты открыты каждый день с 07:00 до 18:00 с апреля по сентябрь, и с 07:00 до 17:00 с октября по март. Доступ осуществляется из трансепта базилики.

Некрополь

Собор Святого Петра в Ватикане: история, архитекторы, фото


Площадь Святого Петра расположилась перед гигантом и настоящим архитектурным шедевром - собором Святого Петра. До реконструкции, она заставляла застыть в немом восторге всех посетителей. Когда идёшь по узеньким улочкам Рима, не ожидаешь, что в самом центре города будет столько открытого пространства, вид завораживает, заставлял сердце биться чаще.


Обелиск на площади Святого Петра

В центре возвышается сорока двухметровый обелиск из гранита красного цвета. Он родом из Египта, привезённый по приказу Калигулы, установили его 1586 году.

Работами по его установлению заведовал Доменико Фонтана, потребовалось девятьсот человек, сто пятьдесят лошадей и много верёвок. Изначально выстроили монолитный постамент, после с помощью нехитрой конструкции и нечеловеческих усилий, его возвели на плиту. Вся территория была закрыта, но большая толпа собралась, чтобы посмотреть на интересное зрелище, им было запрещено издавать любой звук, за нарушения запрета - казнь.

Музей рядом с площадью Святого Петра


Понтифик

По воскресеньям на площади собирается огромная толпа верующих, все ждут понтифика, после его появления происходит совместное чтение молитвы и краткая проповедь.

Среда - день для аудиенций. Если на улице хорошая погода, то отче католического мира сам появляется на балкончике, благословляя паломников со всех уголков земли. Если не везёт с погодой, аудиенция проходит в помещении.

Попасть на аудиенцию можно приобретя билет. Данный обряд очень популярен среди туристов, не поленитесь и закажите билет заранее. Не попавшим на аудиенцию можно утешиться прямой видео трансляцией, показывающейся на большом экране.


Как добраться до площади Святого Петра

Ватикан небольшой город-государство, его свободно можно обойти пешком, доехать из Рима тоже не составит труда.

  • Из центра до южной части Ватикана идёт автобус номер 40 и 64. Стоит держать ближе сумки и ручные клади, маршрут популярен среди туристов, здесь много карманщиков, ищущих лёгкой наживы.
  • Поездка на метро из центра Рима займёт минут двадцать, сядьте на поезд по линии А, выйдите на станции Ottavio - San-Pietro. Поезд следует и до станции Cipro для тех, кто в первую очередь хочет посетить музей.
  • Весьма популярны пешие прогулки. Туристы составили несколько маршрутов, позволяющие увидеть больше достопримечательностей, например, от площади Венеция по трём улицам, нужно просто идти прямо, или улица Via Ottaviano, просто следуйте за потоком людей.

Площадь Святого Петра - место, обязательное для посещения туристам и гостям Рима и Ватикана. Она видала события, изменившие ход истории нескольких столетий. Место, обретения всех верующих нового папы, место паломничества и сердце католичества.