В каком стиле построен кельнский собор. Реликвии и сокровища. Мифы и факты.

Жемчужина Кельна и шедевр готической архитектуры, Кельнский собор Святых Петра и Марии поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью и изяществом, ажурностью устремленных ввысь форм. Это крупнейший собор Германии и один из самых больших соборов в Европе.

Кёльнский собор (нем. Kölner Dom) - готический собор в Кёльне (Германия), объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Строительство: 1248-1437 гг., 1842-1880 гг. С высотой в 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира.




Место, на котором сегодня находится собор, являлось, по всей видимости, еще в римский период истории Кельна религиозным центром проживающих здесь христиан. Здесь, в северной части города, в течение столетий было возведено несколько поколений церквей, каждая из которых превосходила по размерам все предыдущие. Эти церкви находились внутри кольца монастырей и монастырских церквей «священного Кельна».






Остатки этих церквей можно осмотреть в нижней части сегодняшнего собора в месте проведения раскопок, которыми охвачена территория более чем в 4000 квадратных метров. От самых древних из них сохранилось совсем немного. Обнаружены фрагменты полов и участки стен, которые хоть и подтверждают факт существования этих церквей, тем не менее не позволяют реконструировать их форму.

Около 500 г. н. э. над старым, простеньким бассейном был сооружен восьмиугольный баптистерий со сторонами изогнутой формы, на которых был закреплен балдахин. Баптистерий находился внутри крестообразного строения, внутренние стены которого были украшены мозаикой. Около 540 г. здесь были похоронены женщина и восьмилетний мальчик. Дорогие предметы, обнаруженные в могиле, позволяют предположить, что умершие были членами семьи короля Фейдеберта из династии Меровингов.
Кельнский собор в XII-XVIII вв.



В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор - и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.



Была и другая причина для возникновения столь своеобразного замысла. Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха I Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. Так император отблагодарил владыку за боевую помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн.






Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней - рака Трёх королей, одна из самых драгоценных святынь христианства. Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе.






Формы фундамента, заложенного в 1248 году, были позаимствованы у новых соборных комплексов, появившихся во Франции. Для того чтобы во внутренние помещения проникало больше света, вместо массивных стен были возведены стройные пилястры. А для того чтобы стены были в состоянии выдержать огромный вес высоких сводов, была применена система внешних пилястр и арок - т. н. арочно-контрфорсная система. При этом арки имели не полукруглую форму, а были заострены в середине, что позволяло равномерно перекрыть ими всю поверхность здания и подчеркнуть устремленность всей конструкции ввысь к небу. Эта гигантская архитектурная конструкция должна была вызывать у людей благоговение перед Царствием небесным.






Строительство собора началось с его восточной части. Спустя примерно 70 лет сооружение и отделка хоров были завершены. Возведение собора велось по чертежам его первого архитектора баумейстера Герхарда. Вокруг внутренних хоров, в которых расположен главный алтарь из черного мрамора, проходит галерея с примыкающим к ней венцом часовен. Пилястры состоят из множества круглых стоек, так как подвязей, а своды подпираются изящными невюрами.


Поскольку он находится рядом с центральной станцией, стоит сделать остановку в городе, чтобы провести несколько часов, посетив его. Сегодня это по-прежнему крупнейший готический собор в Европе и вторая по высоте церковь в мире. Алтарь Золотое яркое пятно на заднем плане - золотой ковчег, который католики. что они содержат кости и одежду мудрецов.

В течение этого периода здание использовалось для самых разных целей, служило стабильным и тюрьмой. Добавлены башни и другие важные части церкви. Скульптуры возле одной из дверей. Обратите внимание на разницу в стилях: центральные фигуры сильно отличаются от двух других.

Внутреннее пространство украшено капителями с позолоченными натуралистическими листьями. Большие оконные проемы отделаны орнаментом по камню, который именуется «ажурным». Таким же орнаментом, состоящим из колец и полуколец, украшены и все внутренние архитектурные украшения по сравнению с противоположной северной стороной.

















Над кругом хоровых часовен, создающим впечатление цоколя, возвышаются отдельные контрфорсы, переходящие вверху в арочный свод с множеством вершин. Между ними хорошо просматриваются окна главных хоров с изящным ажурным орнаментом и богато украшенными фронтонами. Крутые подсводные стены переходят в коньки с позолоченными концами и увенчаны на восточной стороне золотым крестом, возвышающимся на этом месте над городом и Рейном уже более 700 лет.






Только после завершения строительства хоров и их внутренней отделки и сооружения стены на северной стороне была снесена простоявшая до тех пор западная часть каролингского собора, использовавшаяся для богослужений. В XVI в. были возведены южные нефы собора и второй этаж Южной башни.


















Зал ее первого этажа значительно отличается от прочих частей здания подчеркнутой утонченностью своих архитектурных элементов. В XV в. было завершено строительство третьего этажа Южной башни, на которой были установлены отлитые в 1448/49 г. колокола «Претитоза» и «Специоза». Только после этого началось возведение северных боковых нефов собора. В начале XVI в. весь комплекс работ по сооружению среднего нефа был завершен установкой кровли собора в северной части на высоте боковых нефов. На этом заканчивается средневековый период в истории строительства собора
.





Кельнский собор в XIX в.

Реликвия и золото, содержащие кости и одежду, которые, по мнению католиков, принадлежат трем мудрецам. Вера в подлинность этой реликвии - это то, что мотивировало строительство собора. Собор почти не пострадал во время обстрела Кельна во Второй мировой войне.

Однако два года назад он вошел в список угрожаемых имений. Причина: небоскребы, предназначенные для поднятия на противоположном берегу Рейна, пригрозили скрыть это и заставить его исчезнуть с горизонта города. Видимо, все было решено, и несколько недель назад собор был удален из списка угрожаемого наследия.

В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершенном виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом, требующим едва ли не ремонта. Между хором, завершённым стеной около 1300 года, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров















. Башни не были завершены. Только лишь 59-метровая южная башня упиралась в небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями. Работы над южной башней были прекращены уже около 1450 года, а потом и вся строительная деятельность была полностью остановлена. Однако после того как революционные французские войска изгнали из собора духовенство, превратив его в фуражный склад, в народе с новой силой возникло стремление довести его строительство до конца.

Южный портал






Расходы на строительные работы, возобновленные в 1842 г., поделили между собой прусский король Фридрих Вильгельм IV и основанное жителями Кельна Центральное общество по строительству собора, которое и по сей день финансирует основную часть затрат на ремонт и реставрацию собора. После тщательных подготовительных работ, проведённых архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кёльнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень.

Боковой неф






К 1862 году уже удалось установить стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество по случаю завершения строительства. 15 октября 1880 года, когда на вершине Южной башни был уложен последний камень, сооружение собора, продлившееся в общей сложности 632 года, было полностью завершено.







Обе башни достраивались по средневековым чертежам, составленным в период возведения собора около 1300 г. Завершение строительства фасадов поперечных пристроек, оригинальные чертежи которых не сохранились, осуществлялось по проекту известного немецкого мастера церковной архитектуры Эрнста Фридриха Цвирнера (1802-1861 гг.). Во всех деталях он старался как можно точнее придерживаться идей средневековых зодчих, поэтому сегодня собор имеет столь совершенный внешний вид. В то же время в ходе достройки использовалась самая современная строительная технология. Примером тому служит стропильная форма крыши, которая является одной из первых в истории крупногабаритных конструкций из чугунного литья.

Фрагмент витража
Для украшения фасада, башен и порталов были изготовлены сотни скульптур, а для остекления окон потребовались многие квадратные метры витражей. Кроме того для порталов были отлиты огромные бронзовые ворота. Расширилось и внутреннее убранство собора. Высочайшее качество всех работ, осуществленных в XIX в., превратило собор в один из величайших шедевров неоготики.









Однако и после этого торжества строительство продолжалось: вставляли стёкла в окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а повреждённые места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок. После 1945 года начались работы по устранению повреждений, нанесенных бомбардировками во время Второй мировой войны.







Но временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не завершена и сегодня.


Примечателен тот факт, что Кёльнский собор находится в непосредственной близости от главного вокзала Кёльна. Для того, чтобы зайти в собор, от дверей вокзала необходимо пройти не более 50 метров.



Рака трёх королей
Реликвии и сокровища



Старая ризница, сегодняшняя часовня Святого причастия, была освящена в 1277 г. Альбертом Магнусом. Она находилась в северной части собора и была дополнена еще одним помещением, в котором в XIII веке хранились сокровища собора. Для того чтобы поднять эти помещения, расположенные во рву за пределами городской стены римского времени, до уровня пола собора, было сооружено основание, стены которого состояли отчасти из фундамента собора и отчасти из шести остатков римской оборонительной стены. На высоте 10 м оно было перекрыто крестовым сводом из шести пролетов, сгруппированных вокруг двух колонн. Сегодня в этом импозантном средневековом помещении, разделенном в XVI в. междуэтажным перекрытием, находится сокровищница собора.






В шестигранном здании, стоящем на основании собора, хранится коллекция наиболее ценных реликвий. Эта «палата святынь» отделана, как ларец, бронзовыми пластинами. Между ней и собором находятся входы в сокровищницу и киоск собора. Лестница, расположенная за пределами готического фундамента, ведет в подземные помещения собора.

Крест Геро
Палата святынь перекрыта на верхнем этаже стеклянным потолком, через который открывается вид на собор. В центре помещения стоит ларь св. Энгельберта, в который в 1663 г. были помещены мощи умершего в 1225 г. архиепископа. К числу наиболее ценных реликвий собора относятся посох св. Петра с набалдашником IV в., дароносица св. Петра и ларь с мощами трех волхвов.









Основные сокровища собора выставлены в витринах со специальной подсветкой в сводчатых помещениях подвального этажа. К первым экспонатам относятся епископский жезл и меч - символы правления кельнских архиепископов. Остальные драгоценности относятся к средневековой истории, а также XVIII и XIX вв.




Среди наиболее интересных экспонатов этого этажа - готический церемониальный крест и готические дароносицы, эпитафия Якова Кройского, поврежденная похитителями в вновь восстановленная парадная дароносица. На этом же этаже расположено помещение с оригинальным деревянным корпусом ларя с мощами трех волхвов и библиотека с собранием наиболее ценных рукописей.









Этажом ниже находятся лапидарий и коллекция парчовой церковной одежды. На правой стороне эти помещения примыкают к римской оборонительной стене. В левом углу она обрывается. Здесь под тупым углом к ней примыкает фундамент готического собора. В нишах под арками установлены две витрины с находками из франконских могил, обнаруженных под фундаментом собора в ходе раскопок 1959 г. В этих могилах примерно в 540 г. были захоронены женщина и мальчик из династии Меровингов. В том же помещении выставлены некоторые оригинальные скульптуры, украшавшие в Средние века портал св. Петра





. В коллекции парчовой одежды наиболее впечатляющими являются выставленные фрагменты т. н. «Capella Clementina» - богато украшенных риз, изготовленных по приказу архиепископа Клеменса Августа для праздничных богослужений. В одной из них в 1742 г. он проводил коронование своего брата, короля Карла VII во Франкфурте. Особого внимания заслуживают также витрины с серебряными кубками и небольшая витрина с экспонатами XX века.

Миланская мадонна

Вокруг церкви много. Деталь одного из витражей Южного фасада. Кажется невероятным, что произведение искусства такого размера заняло 632 года, и оно было завершено в соответствии с первоначальными планами. Настойчивость и вера тех, кто занимался работой и не сдавался, которые могли выполнять совместную работу, хотя они были разделены на протяжении веков, верили в их заключение и мечтали о завершенном соборе, хотя знали, что они не будут живы чтобы увидеть ее готовой, которая оставила ей лучшее из ее искусства, даже зная, что они будут забыты людьми.

Адрес: Германия, Кёльн
Начало строительства: 1248 год
Окончание строительства: 1880 год
Архитектор: Герхард фон Риле
Высота: 157 м
Святыни: Ларь трёх волхвов, чудодейственная скульптура Миланской мадонны, Крест Геро
Координаты: 50°56"28.7"N 6°57"29.2"E

Знаменитый Кёльнский собор, построенный в готическом стиле, несомненно, является самым узнаваемым и самым знаменитым храмом во всем мире. Посмотреть на это величественное строение, которое по своей высоте занимает третье место среди всех храмов на нашей планете, считают своим долгом все туристы, прибывшие в Германию .

Моя концепция того, что означает долгосрочный подход, нуждается в пересмотре. Народная вера действительно очень сильна. Крошечные во многих отношениях, в пространстве, во времени и перед всеми теми, кто каким-то образом способствовал этой работе. Адамус Даемен, который получает величайшую славу? Что он имеет с Папой Климентом?

Но даже полный туристов фотографирует, и даже с электрическими лампами, освещающими их колонны, интерьер впечатляет. Невероятно, что здание, бесцементное, бесконтактное и безупречное, стоящее, выдерживающее так много веса, которое длится так долго и имеет столько внутреннего пространства. Звук разговоров людей теряется между колоннами под центральным нефом, который высотой 43 метра.

Собор с высоты птичьего полёта

Кёльнский собор можно назвать памятником всему человечеству , ведь его строительство, начавшееся еще в 1248-м году, продолжается и в наше время, и, наверное, будет закончено еще не скоро, если будет закончено вообще. Существует древняя легенда, связанная с Кёльнским собором, в которой говорится, что когда собор будет окончательно возведен, наступит конец света. Верить в эту легенду, или же считать ее неправдоподобным мифом, дело каждого, однако строительство и реконструкция Кёльнского собора ведется и в 21-м веке, веке технологического прогресса, в котором нет места домыслам, загадкам, мистификациям и легендам.

Там были более темные участки, а места освещены только светом витража. На стенах, на полу, сверху, в углах. Повсюду было какое-то удивление, которое могло быть гробницей, надписью на камне, распятием, выбитой гравировкой. Перед тем, как покинуть собор, а после встречи с Луисом и Рикардо мы наконец решили подняться на 509 шагов, ведущих к вершине южной башни. Восхождение - это спираль, которая становится уже и, кажется, никогда не заканчивается.

В первом тайме тот же путь используется тем, кто поднимается и опускается. Шаги носят и центр опущен. На внутренних стенах по длине башни находятся граффити. Это имена, даты, города происхождения, чернила, карандаш, мел. Они написаны на многих языках, и многие даты датируются десятилетиями назад. В середине пути раздался колоссальный колокол в 24 тонны, и подъем был еще ближе.

Высота Кёльнского собора способна ввести туриста, впервые посетившего Кёльн, в состояние немого шока. 157 метров - такова высота архитектурного сооружения, кажущегося на первый взгляд, воздушным и «невесомым», несмотря на его огромную площадь. Возле Кёльнского собора практически в любое время суток можно встретить толпы туристов с фотоаппаратами, которые желают запечатлеть на снимках здание, описанное организацией ЮНЕСКО, как «одно из величественных творений человеческого гения». Кёльнский собор является еще и местом паломничества католиков со всего мира, ведь в нем хранятся не только бесценные реликвии веры, но и покоятся останки многочисленных архиепископов, причисленных к святым.

После звонка мы поднялись по металлической лестнице, поднятой в центре башни. Оригинальная лестница, очень узкая, предназначена только для спуска. Церковь полна деталей, полных советов, на крышах, и там наверху, где обитают только птицы и ангелы. Город, вид на соборную башню.

Потребовалось 632 года, чтобы подготовиться, но это того стоило. Кельнский собор, построенный на берегах Рейна в Германии, является самой совершенной готической церковью в мире. В его 900 квадратных метрах построенной площади, собор имеет подлинный музей. Великая звезда - это святилище трех волхвов, саркофаг, который будет охранять останки трио, которые чтили Иисуса при его рождении.


Вид собора с противоположного берега реки Рейн

Большое количество легенд и тайн, которые окутывают плотной завесой не только Кёльнский собор, но и прилегающую к нему площадь, привлекают в город десятки тысячи исследователей паранормальных явлений и эзотериков. Архитектурное сооружение, выполненное в готическом стиле, довольно часто появляется на широких экранах в кинолентах, снятых в жанре мистики и ужасов. Естественно, ничего страшного в элементах Кёльнского собора нет, скорее всего, он привлекает режиссеров и сценаристов готической атмосферой и легендой о самом дьяволе. Эта легенда заслуживает более детального рассмотрения, поэтому о ней, немного ниже…

Эта драгоценная коллекция получит в самые оживленные дни визит 20 тысяч верующих! Церковь хранит предполагаемые остатки Трех Королей. В соборе Кельна есть запись: церковь с самым большим фасадом в мире. Они составляют около 7 тысяч квадратных метров, ширина 86 метров и максимальная высота 157 метров. Чтобы возвести и придать устойчивость этому огромному ансамблю, строители использовали блоки из более чем 50 различных видов камня.

Из трех порталов, ведущих путь в церковь, только один из них является оригинальным со средневековья. Украшенный статуями 12 апостолов и возведенный в 14 веке, этот далеко правый вход известен как портал Святого Петра, дань уважения одному из святых покровителей собора - другой - Санта-Мария.

Кёльнский собор - святое место

Если подойти к Кёльнскому собору, можно увидеть, что на прилегающей к нему территории ведутся постоянные археологические исследования. Специалисты уж давно доказали, что место, на котором построен Кёльнский собор, считалось святым еще за 600 лет до прихода в наш мир Спасителя. В результате раскопок были найдены руины древних храмов, которые были построены еще в честь языческих богов. Однако и после прихода в Кёльн христиан, на месте Кёльнского собора постоянно строились различные церкви, многие из которых были впоследствии разрушены или сожжены.

Видимый из любой точки города - Кельн почти плоский - две башни собора составляют 157 метров и весит 24 000 тонн. Южная башня была одной из последних частей церкви, которая будет завершена. Во время инаугурации собор был самым высоким зданием в мире. Первоначальные планы готического строительства были соблюдены почти до буквы, но нынешняя крыша представляет собой современную конструкцию из стали. Перед ним собор был защищен деревянной крышкой.

Основная часть собора, урна с телами волхвов украшена золотом, серебром и эмалью и весит 400 килограммов. Никто не гарантирует подлинность костей, но реликвия сделала Кельн главным католическим центром паломничества в Европе. Нефф является одним из самых высоких в Европе, 43 метра высотой, что-то вроде 14-этажного здания! Большая часть из 10 тысяч квадратных метров окон покрыта витражами разных периодов - самые старые - с 14 века.

Вид собора с площади Ронкаллиплац

Есть данные, что в 500-м году на территории, которая в настоящий момент прилегает к собору, была возведена усыпальница, в которой археологам при раскопках удалось найти два тела: женщины и мальчика. Удивительно, но даже по прошествии огромного промежутка времени и постоянных строительных работ, могила не была разграблена. В ней найдены бесценные экспонаты, выполненные из золота, серебра и драгоценных камней. Естественно, это говорит о том, что похороненные неподалеку от Кёльнского собора люди, относились к одной из правящих династий. По предположению некоторых историков, династии Меровингов. Как уже говорилось выше, церкви на этом месте возводились с завидной регулярностью. Видимо, место, на котором в настоящее время возвышается Кёльнский собор, всегда считалось священным.

На территории собора уже размещены другие церкви. Первый, примитивный христианский храм, был воздвигнут во втором веке, более современная церковь, открылась в столетии. После Второй войны раскопки под нынешним собором раскрыли руины старых зданий и стали достопримечательностью.

Апогей готической архитектуры

Всемогущие башни Кельнского собора поднимаются у берегов Рейна. Построенный в соответствии с французским дизайном и построенный полностью в соответствии с высоким готическим стилем, он является самой известной вехой в Кельне и одним из крупнейших соборов Германии.

Кёльнский собор - строительство и длинная история

Если внимательно изучить историю, строительство Кёльнского собора можно разделить на два этапа. Первый этап начался в 1248-м году . Идея строительства величественного собора, который своими размерами и архитектурными формами должен был превзойти легендарные французские соборы, пришла к архиепископу Конраду фон Гохштадену.

Его крутая и сводчатая крыша поддерживается более чем сотней колонн, а лучи света проникают через разнообразие витражей. Самым священным сокровищем собора и самой важной реликвией западного мира является святилище Трех Королей, великолепный золотой саркофаг, предназначенный для размещения останков Трех Королей.

Несколькими шагами далее посетитель на вершину южной башни, откуда открывается панорамный вид на город, захватывающий дух вид. Кельнский собор, крупнейший в Германии, является одной из самых впечатляющих церквей в мире; его меры поразительны: например, башни высотой 157 метров, его интерьер составляет 144 метра в длину, шириной около 45 метров и центральным нефом, высотой более 43 метров.

Фасад собор

Правда, история Кёльнского собора начинается еще раньше. Правильнее будет сказать, что готическое архитектурное чудо ведет свою историю с 1164-го года. Тогда еще никто не думал о возведении гигантского здания. В 1164-м году в Кёльн были ввезены останки трех Святых Волхвов. Они были своего рода трофеем, полученным в результате покорения итальянского города Милана . Именно тогда архиепископ Кёльнский задумался о том, что святые мощи должны находиться в достойном для них месте. Изначально за десять лет для них изготовили саркофаг, который и сейчас доступен для ознакомления в Кёльнском соборе. Древние мастера сделали раку для самой драгоценной святыни христианства из чистого золота и благородного серебра, а огромное количество драгоценных камней лишь подчеркивают значимость для верующих мощей трех Волхвов. К слову, во многих туристических проспектах мощи трех Волхвов могут называться мощами трех Королей.

Таким образом, монах описал рождение одного из чудес света. Работа была спроектирована как земной портрет небесного Иерусалима и хвалить величие Бога. Проект строительства, созданный французским мастером Герхардом, теперь контролируется архитектором Барбарой Шок-Вернер.

Она вспоминает, что предшественница была уже одной из крупнейших в Европе. Это должно быть заменено еще большим готическим собором. Соборы Франции были взяты за основу, которая, однако, должна была перерасти в размер, чтобы было очевидно, что Кельн был самым важным архиепископом.

В 1248-м году был заложен первый камень в фундамент Кёльнского собора. Кстати, его форму архитектор Герхард не разработал самостоятельно, а позаимствовал у одного из храмов Франции . Согласно проекту, внутренние помещения здания должны были освещаться естественным светом, именно поэтому сейчас и создается, благодаря стройным пилястрам, ощущения воздушности здания.

В то же время это была одна из ведущих паломнических церквей в Европе. И это тоже должно быть выражено архитектурой. Восемьдесят лет назад архиепископ Рейнальд фон Дассель принес останки трех мудрецов из Милана в Кельн. Старый собор уже не был достаточно напыщен для драгоценного реликвия.

Кроме того, тяжелые формы романского стиля были не в моде. Готический стиль в архитектуре начал внедряться. Тяжелые блоки пахающего камня, покоящиеся на земле, породили стены колонн, которые поднимались к небу, как лучи света. Видение сохранилось более полувека. До завершения собора различные строители оставались верными плану Мастера Герхарда.

Южный портал собора

Арки Кёльнского собора было решено сделать заостренными, что отличало их от арок практически всех французских храмов. Кроме этого, заостренные арки символизируют стремление человека ввысь - к Богу. Первой была построена восточная часть Кёльнского собора. Строительство длилось, согласно сохранившихся до наших дней документам, чуть более 70-ти лет . За это время был возведен алтарь, внутренние хоры, окруженные галереей. Как только строительство хоров было завершено, началось строительство северной части Кёльнского собора. Для этого пришлось снести Старый храм, в котором во время строительства продолжались богослужения.

Возможно, он выполнил некоторые детали по-разному, но примерно церковь не будет отличаться от того, чем она является сегодня, - говорит Шок-Вернер. Строительство монументальной работы заняло 632 года. В первые два столетия это было отложено Черной Смертью, которая поразила Европу с того времени, главной заботой Католической Церкви было выжить как институт.

Новый собор не был приоритетом. То, что осталось от строительной площадки в течение следующих трех столетий, - это хор, культ башни и пустота между ними. Многие императоры и короли, художники и интеллектуалы международной славы и даже папы уже были в «Кельнер-Доме». Есть дни, когда кельнский собор посещают до 20 000 туристов со всего мира.

С 14-го по 15-й век были завершены нефы на южной части собора и построены поочередно три этажа Южной башни. К слову, на этой башне в 1449-м году были установлены колокола, каждый из которых имел свое название «Специоза» и «Претитоза». Кроме этого, в начале 15-го века северная часть собора была накрыта кровлей. Как ни странно, на этом первый этап строительства был завершен, а собор, при этом, стоял недостроенным до 18-го века.

Размеры этого каменного колосса, завернутого в 11 000 декоративных крестов, впечатляют: две 157-метровые башни являются самыми большими в мире. Центральный неф измеряет 43 мс высоты, 145 мс длины и ширину 86 мс; внутреннее пространство составляет 407 тыс. куб. м, а общий вес достигает 160 тыс. тонн.

По ее словам, когда собор будет готов, мир закончится. Текущий мастер-строитель и реставратор Барбара Шок-Вернер с легкостью видит это пророчество: Он никогда не будет полностью готов. Из-за его размера и из-за погоды лучшее, что мы можем сделать, это его распад.


Западный фасад собора

Кёльнский собор - легенда об архитекторе

Из вышесказанного можно сделать вывод, что от архитектора, который разрабатывал план Кёльнского собора, требовались знания, выдержка, терпение. По большому счету, он должен был быть гениален. Существует легенда, в которой говорится о том, что архитектор так и не смог разработать план величественного собора. Он постоянно путался в расчетах и не знал, что дальше делать с чертежами. Он призвал в помощники самого…. дьявола. Он обратился к Сатане с просьбой помочь ему составить план Кёльнского собора. Дьявол ответил, что помогать ему он не будет, а уже принесет готовые чертежи здания, которое в будущем станет самым величественным в мире. За это он попросил лишь одно - душу Герхарда. Обмен чертежа на душу должен был состояться в тот момент, когда прокричит первый петух. Об этой черной сделке узнала жена Герхарда, она не могла позволить своему мужу променять душу на чертежи собора. Жена архитектора, еще затемно, прокукарекала вместо петуха, тут же явился Сатана и передал чертежи. Когда прокукарекал настоящий петух, чертежи уже были у Герхарда и тот мог не отдавать дьяволу свою душу. Вот такая легенда ходит вокруг главного и первого архитектора Кёльнского собора. Кстати, она еще имеет продолжение. Обманутый Сатана наложил проклятие на собор. Он сказал, что как только собор будет завершен, наступит конец света.

Он расположен в центре города Кельн. Это самый посещаемый памятник в Германии. Раскопки в подвале здания выявили основы римских и каролингских зданий. Оттуда на протяжении веков использовались как часть завершенного храма. В то же время он был построен рядом с впечатляющим вокзалом собора, символом слияния прошлого и будущего в новой Германии.

Вторая мировая война

История, подробно, заключается в следующем. При союзнических бомбардировках во время Второй мировой войны собор получил серьезный урон, хотя его структура оставалась нетронутой: она повредила левую базу башни и, прежде всего, уничтожила несколько окон, другие могут быть удалены в разы. Единственной бомбой, которая непосредственно повлияла на него, было то, что он нанес ущерб башне.


Вид на башни собора

Кёльнский собор - непрекращающееся строительство

До 18-го века великолепный Кёльнский собор, который многие архитекторы того времени называли чудом света, стоял незаконченным . Более того, возведенные хоры уже нуждались в ремонте. Второе по счету грандиозное строительство собора стартовало в 1842-м году. Его лично начал Фридрих Вильгельм IV. Первоначальный проект, разработанный Герхардом, был признан правильным и достойным для собора в Кёльне. В результате этого было принято решение продолжать работы согласно первым чертежам. Уже в 1880-м году строительство башен, высота которых достигла 157 метров, было «завершено». Однако Кёльнский собор продолжали постоянно достраивать и реставрировать: менялись стекла, добавлялись украшения, устанавливались ворота, обновлялся внутренний интерьер. Кроме этого, в 1906-м году пришлось восстанавливать одну из декоративных башен, которая внезапно рухнула.

Вторая Мировая война - неприкосновенный собор

У многих вызывает удивление тот факт, что легендарный Кёльнский собор практически не получил повреждений во время Второй Мировой войны. Объяснения этому пытаются дать современные военные стратеги: они утверждают, что советские, английские, американские и французские летчики не сбрасывали бомбы на собор, чтобы использовать его высокие башни в качестве ориентиров. Все вокруг находилось в руинах, среди них, словно появившись из другого мира, возвышался Кёльнский собор.


Центральный портал западного фасада собора

Если стратегию летчиков объяснить просто, то, как объяснить тот факт, что многочисленные снаряды, выпущенные из дальнобойных орудий, падали куда угодно, только не на готический собор? Видимо, его все же охраняли высшие силы. Естественно, на стенах Кёльнского собора в 1945-м году можно было встретить немногочисленные следы от осколков и пуль, но они были скорее «исключением из правил». Эти «повреждения» стали причиной для новых реставрационных работ. Интересно то, что фирма, отвечающая за восстановление готического храма, по сей день работает у его стен. Туристы и в наши дни могут увидеть неподалеку от собора небольшое служебное помещение этой фирмы.

Кёльнский собор в 21-м веке

Кёльнский собор сейчас является не только архитектурной достопримечательностью, но и местом, где хранятся одни из главных святынь христианства . Вышеупомянутая рака с мощами трех Волхвов, многочисленные захоронения архиепископов, восстановленная Миланская мадонна - лишь малая часть бесценных сокровищ Кёльнского собора. Самые главные святыни, которые невозможно оценить в денежном эквиваленте, выставлены в сокровищнице, построенной на основании здания.


Вид на собор с востока

Она носит название «палата Святынь». Все ценные христианские реликвии - посох Святого Петра, ларь трех Волхвов, дароносица Святого Петра, жезлы и мечи, выполненные из драгоценных металлов и инкрустированные драгоценными камнями, находятся под пуленепробиваемыми стеклами и подсвечены специальными прожекторами. Кроме этого, сокровищница Кёльнского собора славится огромной коллекцией древних рукописей, в которых рассказывается о многочисленных подвигах святых. В Кёльнском соборе также можно увидеть экспонаты, датируемые 500-м годом нашей эры. В нем выставлены предметы, изготовленные из золота, серебра, рубинов, алмазов и мрамора, найденные в «могиле женщины и мальчика».

Особый интерес вызывает у гостей Кёльнского собора Крест Геро , выполненный из дуба. Это было одно из первых распятий во всем Старом Свете . Сделать двухметровый крест из крепкого «вечного» дерева решил архиепископ Геро, который возвратился в 976-м году из Византии. К этому кресту ежедневно приходит огромное количество верующих, чтобы вознести свои молитвы Спасителю. Популярность этого священного экспоната вовсе не в размерах распятия, а в том, как изображен на кресте Иисус Христос.


Фрагмент крыши

По мнению современных специалистов, настолько детально воспроизвести тело человека в те далекие времена было практически невозможно. Иисус Христос изображен на распятии в тот момент, когда его тело умирает, с предельной точностью воспроизведены все мускулы, выпирающие кости и даже сухожилия. Об анатомическом строении человека в первом тысячелетии еще мало кто знал. Это еще одна из многочисленных загадок, которые хранит в себе Кёльнский собор.

Увы, не хватит и сотни материалов, чтобы описать всю прелесть архитектурного сооружения, перечислить все его сокровища и святыни. Большинство туристов, побывавших в Кёльнском соборе, говорит о том, что из храма не хочется уходить, а для того чтобы хотя бы частично ознакомиться с его внутренним убранством, потребуется не меньше недели. Еще больше нужно времени, чтобы прочувствовать ту атмосферу, которой пропитано все даже за пределами здания. Не секрет, что любой человек, оказавшись внутри Кёльнского собора, испытывает чувство благоговения, заставляющее его замирать перед всем тем великолепием, которым славится третий по величине храм на нашей планете.


Фрагмент витража собора

Кёльнский собор и сейчас строится, во многих помещениях идет реставрация, поэтому говорить о конце света, в наши дни рано. К слову, в некоторых источниках говорится о том, что когда достроится собор, наступит не конец света, а в небытие канет Кёльн. Наверное, римско-католическая церковь и многочисленные строительные компании, не торопятся проверять правдивость легенды, связанной с Кёльнским собором и его первым архитектором Герхардом.